Проект в старшей группе по приобщению детей к культурным ценностям и традициям русского народа. Инновационный проект «традиции русского народа Проект народные традиции для детей старшей группы
Педагогический проект для дошкольников 4-5 лет
Название проекта «Традиции русского народа»Продолжительность проекта: 4 недели
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Возраст детей : 4-5 лет.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили?
Цель проекта: развитие патриотических чувств у детей 4-5 лет в процессе реализации педагогического проекта «Традиции русского народа»
Задачи проекта
Для детей:
Обучающие:
Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
Познакомить детей с русской народной игрушкой;
Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
Воспитывать патриотические чувства у детей.
Для педагогов:
Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
Для родителей:
Подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту):
Русские народные костюмы (женские, мужские, обрядовые),
Русские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, народные промыслы, тряпичные обрядовые куклы и т.п.),
Русские народные праздники (Масленица, Иван Купала, Пасха и т.д.)
Быт (русская изба),
Защитники Руси (богатыри, воины 1812 г., времён первой, второй мировой).
Форма проведения итогового мероприятия проекта: организация выставки детского творчества.
Продукты проекта:
Для детей:
· Лепка филимоновской свистульки (из пластилина), роспись дымковской игрушки (рисование), рисование пластилином «Жостовский поднос» (в миниатюре).
Для педагогов:
· Создание альбома «Традиции русского народа» по материалам родителей.
· Организация выставки детского творчества.
Для родителей:
· Подготовка материала для альбома «Традиции русского народа».
· Посещение выставки детского творчества.
Ожидаемые результаты по проекту
· Обогащение знаний и представлений детей о русских народных традициях.
· Развитие патриотических чувств у детей.
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ «ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»
Познание
Чтение художественной литературы
Коммуникация
Презентация «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
Презентация «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Просмотр видеофильма «Русская игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.
Просмотр видеофильма «Сергиев Посад – город поделок» о музее игрушек в г. Сергиев Посад. Знакомство детей с понятием «музей», расширение представлений детей о народной русской игрушке.
Презентация «Защитники Отечества – от древности до наших дней». Знакомство детей с традициями русского народа. Обсуждение жизни наших предков.
Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.
Викторина «По сказочным дорожкам». Приобщение детей к русскому фольклору. Беседа-обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.
Беседа-обсуждение жизни наших предков.
Социализация
Физическая культура Формы взаимодействия с семьей
Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой».
Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Бабка-Ёжка», «Бабушка и пирожок» Задание для родителей подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту)
Художественное творчество
Музыка Режимные моменты
Лепка из пластилина «Избушка».
Раскрашивание «Дымковской игрушки». Расширение представлений детей о народных промыслах.
Пластилинография «Жостовский поднос». Расширение представлений детей о народных промыслах.
Лепка «Филимоновской свистульки» из пластилина. Приобщение детей к мастеровым традициям русского народа.
Показ изготовления обрядовой куклы-закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков.
Конструирование из строительного материала «Как избушка встала на курьи ножки.
Рисование декоративное «Весёлые матрёшки (хоровод). Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»). Русские народные подвижные игры на прогулке.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»
I этап. Подготовительный.
Чтение русских народных потешек, пестушек, русских народных сказок. Рассматривание матрёшки, дымковского коня. Освоение игры на детских музыкальных инструментах. Постановка проблемы, значимой для детей: в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? Принятие решения создать альбомы «Традиции русского народа», «Русская народная игрушка», сделать выставку детских работ по теме.
II этап. Деятельностный.
1. Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта: предметы старого русского быта, матрёшки, дымковские игрушки, филимоновская свистулька, куклы в национальных русских нарядах, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты (детские).
2. Презентация «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
3. Конструирование из строительного материала «Как избушка встала на курьи ножки. Лыкова, с.82
4. Лепка из пластилина «Избушка». Расширение представлений детей о деревянных (бревенчатых) постройках.
5. Презентация «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
6. Просмотр видеофильма «Русская игрушка». Обсуждение разнообразия игрушек у наших предков.
7. Просмотр видеофильма «Сергиев Посад – город поделок» о музее игрушек в г. Сергиев Посад. Знакомство детей с понятием «музей», расширение представлений детей о народной русской игрушке.
8. Рисование декоративное «Весёлые матрёшки (хоровод). Лыкова, № 46, с.106.
9. Раскрашивание «Дымковской игрушки». Расширение представлений детей о народных промыслах.
10. Пластилинография «Жостовский поднос». Расширение представлений детей о народных промыслах.
11. Лепка декоративная по мотивам народной пластики «Филимоновские игрушки-свистульки». Приобщение детей к мастеровым традициям русского народа. Лыкова, № 49, с. 112.
12. Показ изготовления обрядовой куклы-закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков. Косарева, с. 115.
13. Викторина «По сказочным дорожкам». Приобщение детей к русскому фольклору.
14. Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой». Приобщение детей к русскому фольклору.
15. Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.
16. Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.
17. Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.
18. Презентация «Защитники Отечества – от древности до наших дней». Знакомство детей с традициями русского народа. Обсуждение жизни наших предков.
III этап. Заключительный.
Оформление альбома «Традиции русского народа».
Оформление альбома «Русская народная игрушка».
Организация выставки детских работ.
Презентация проекта.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ «ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»
Литература
1. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
2. Пентелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., «ТЦ «Сфера», 2015.
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.
5. Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», М., «Цветной мир», 2015.
6. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина», М., Мозаика-Синтез, 2011.
7. «Большая книга сказок» в обр. С. Кузьмина, Смоленск, «Книжный дом», 2015.
Русские народные мелодии и песни
«Плясовая»,
«Весёлая русская»,
«Во поле берёзка стояла»,
«Порушка-Пораня»,
«Барыня»,
«Как на тоненький ледок»,
«Во кузнице»,
«Солдатушки, бравы ребятушки».
Русская народная подвижная игра «Гуси-гуси»
Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие - «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
- Гуси-гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, летите же домой!
- Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет!
- Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:
- Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.
Русская народная подвижная игра «Бабка Ёжка»
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.
Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий - Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит!
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот «заколдован» и замирает.
Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.
Русская народная подвижная игра «Бабушка и пирожок»
Задачи: развивать ловкость и внимательность, скоростные качества.
Описание: Выбираются «Бабушка» и «Пирожок». Остальные дети встают в круг, взявшись за руки. «Пирожок» находится в центре круга, а «Бабушка» – за его пределами. Дети говорят:
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки,
И с начинкой пирожок,
Ну-ка, съешь меня, дружок!
«Пирожок» выбегает из круга (дети поднимают руки вверх, образуя ворота), а «Бабушка» старается его поймать. После чего ведущие меняются.
Русские народные Считалочки
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка-детский сад №52
Проект в старшей группе по
приобщению детей к культурным ценностям
и традициям русского народа
Подготовила: Титова С.А.
2017-2018 учебный год
п. Горки 10
Проект в старшей группе
«Традиции и культура русского народа.»
Вид : творческо-информационный.
Продолжительность : среднесрочный (3 недели).
Участники : дети, родители, педагог Титова С.А, логопед Титова И. А., физкультурные работники (Титова И.А. и Паринова Т.Н)
музыкальный работник Авилова О.В.
Основание для разработки проекта:
Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа с народными игрушками, народными играми, танцами, устным народным творчеством.
«У всякого дерева глубоко в земле есть корни.
И у всякого народа есть корни – его история и культура»
.
Актуальность:
Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Дети очень доверчивы и открыты.
Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка.
Цель: Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.
Задачи:
Расширять представления детей о родной стране, воспитывать интерес, уважение и любовь к истории русского народа;
Знакомить с народными традициями и обычаями, праздниками, промыслами;
Формирование эстетически – нравственных представлений о Родине, средствами русского народного устного творчества.
Осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.
Развивать речь: обогащать словарь, повышать выразительность речи средствами фольклора.
Воспитывать уважительное отношение к традициям славянской культуры.
Предполагаемый результат:
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
Повышение уровня нравственно- патриотических чувств воспитанников.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Основные этапы:
1 этап – подготовительный:
изучение методической литературы; составление плана реализации проекта; подбор наглядно - дидактического, наглядно - демонстрационного материалов; методических пособий, фотографий по тематике и т.д. подбор музыкальных произведений, литературных произведений;
2 этап – основной:
Работа с родителями:
Папка –передвижка:
«Как приобщить детей к русской культуре»
«Русский народный промысел»
«Народные игры»
Мастер-класс:
народная игрушка «Зайчик на пальчик».
Работа с детьми:
Речевое развитиеСитуативные разговоры, свободное общение:
«Традиции русского народа»;
«О русских народных промыслах»;
«Русская матрёшка»;
«Устное народное творчество в России»;
«Русские народные музыкальные инструменты».
Чтение художественной литературы
Чтение:
Русский фольклор: ««Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».
Русские народные сказки: «Теремок», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Крупяничка», «Жихарка», «Баба Яга»,
«Лиса и журавль», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак»,
«Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
Познавательное развитие
Беседы:
«Народные обряды и обычаи праздников»;
«Как раньше в гости ходили»; «Как на Руси хлеб сажали».
Презентации:
«Русская изба», «Народный костюм»,
«Традиции русского народа»,
Выставка: «Народная игрушка».
Просмотр мультфильма:
«Гуси – лебеди».
Художественно-эстетическое
развитие
Изобразительная деятельность.
Декоративное рисование:
«Хохломская посуда», «Русский народный костюм», «Нежно-голубое чудо», «Путешествие в сказку».
Аппликация : «Кокошник»
Лепка: «Дымковский индюк», «Барыня».
Конструирование: «кукла своими руками»;
Оригами: «Грач».
Самостоятельное художественное творчество:
Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
Физическое развитие
Русские народные подвижные игры и
игры- забавы:
«Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Карусель», «Каравай», «Плетень», «Ваня- Ваня простота», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Краски».
Развивающая среда
«К нам гости пришли»;
«Ярмарка».
Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Покрути, покрути и потешку расскажи», «Составь картинку», «Узнай
элемент узора», «Угадай и расскажи»,
Театрализованные игры:
Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания
русских народных сказок, потешек.
(драматизация русских народных сказок),
Предметы художественных промыслов:
Предметы городецкой росписи;
Филимоновские дымковские игрушки;
Загорские и Семёновские матрёшки.
Репродукции картин художников:
А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина».
Книги энциклопедического характера:
«Русские художественные промыслы», «Народный костюм», «Как хлеб выращивали»,
Альбом «Народная игрушка».
Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка»,
«Деревянная игрушка».
Выставка: «Народная игрушка»
Взаимодействие с семьей
Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».
Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме
«Народная культура и традиции».
Приобщение детей к семейным традициям.
3 этап – заключительный: Физкультурное развлечение «Сороки»
Итоговое музыкальное занятие «Русские народные танцы»
Обобщающее занятие – презентация детских проектов.
Анализ проведенной работы:
Дети изучили традиции народных праздников, стали интересоваться русским народным фольклором, с удовольствием выучили весенние заклички, обогатили свой словарь поговорками и пословицами, выучили название некоторой старинной одежды. Слушают и рассказывают сами волшебные народные сказки. В свободное время и в окружающем их пространстве узнают и называют декоративную роспись. Услышав народную музыку используют танцевальные движения характерные народным танцам.
Работа над проектом заинтересовала и родителей. Они воодушевленно участвовали в проекте; пекли пироги, изготавливали народную игрушку, изучали народные традиции.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачев).
Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Особое внимание в деятельности МДОУ № 3 «Дельфинчик» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Продолжительность проекта: с 01.01.2016 г. по 31.05.2018 г.
Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Цель проекта
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.
Задачи реализации проекта
Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Этапы реализации проекта
Этап 1 «Подготовительный» - 1.02.2017г.- 31.08.2017г.
Создание методического объединения педагогов, желающих реализовать программы духовно-нравственной направленности;
Организация родительских собраний по информированию родителей об организации в МДОУ проекта духовно-нравственной направленности;
Разработка рабочих программ по проектной деятельности;
Закупка оборудования для реализации мероприятий проекта.
Этап 2 «Основной» - 01.09.2017г.- 30.04.2019г.
Внедрение проекта в образовательную деятельность;
Направление «Фольклор для детей дошкольного возраста»;
Направление «Русские народные игры»;
Направление «Рождество»;
Направление «Масленица широкая»;
Направление « Светлая Пасха»;
Направление «Народная игрушка»;
Направление «Народно-прикладное искусство»;
Направление «История русского костюма»;
Направление «Чудесный сундучок».
Этап 3 «Заключительный» - 01.05.2019г.- 30.06.2019г.
Анализ и оценка результатов реализации проекта;
Обобщение опыта, полученного в ходе реализации проекта;
Презентация проекта в средствах массовой информации и в педагогическом сообществе;
Трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.
Методы реализации проекта
1.Наглядно-действенный метод:
Показ сказок (педагогом, детьми);
Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
Наблюдение;
Чтение педагогом художественной литературы;
Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.
- Словесно-образный метод:
Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
Загадывание и отгадывание загадок;
Рассматривание наглядного материала;
Рассказы детей о своих впечатлениях;
Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3.Практический метод:
Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Проведение игр: со строительным материалом, дидактических, подвижных, малоподвижных;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности.
Календарный план реализации проекта
Этап |
Наименование мероприятия |
Описание мероприятия |
Сроки |
Ожидаемый результат |
|
«Подготовительный» |
Создание методического объединения педагогов, желающих реализовать программы духовно-нравственной направленности. |
Изучение нормативно-правового обеспечения проекта; определение состава рабочей группы по реализации проекта и распределение функциональных обязанностей. |
Февраль, 2017г. |
Методическое объединение педагогов, желающих работать по проекту. |
|
Организация родительских собраний по информированию родителей об организации в МДОУ проекта духовно-нравственной направленности |
Определение среды реализации проекта, основных проблем и путей их решения; анализ факторов, рисков и возможностей реализации проекта. |
Определение доли родителей и воспитанников, ориентированных на получение углубленных знаний духовно-нравственной направленности. |
|||
Разработка рабочих программ по проектной деятельности. |
Определение основной идеи, постановка целей и задач проекта, выработка стратегии его реализации; отбор проектных идей для разработки проекта; определение сроков реализации основных мероприятий проекта и его отдельных направлений. |
Апрель, 2017г. |
Разработанные рабочие программы |
||
Корректировка рабочих программ проектной деятельности. |
Откорректированные рабочие программы |
||||
Закупка оборудования для реализации мероприятий проекта. |
Июнь-август, 2017г. |
Получение оборудования, удовлетворяющего запросы участников реализации проекта |
|||
«Основной» |
Направление «Фольклор для детей дошкольного возраста» |
Беседа с детьми «Что такое фольклор?» Досуг «Вечер загадок» Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку» Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов. Консультация для родителей: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Посещение историко-краеведческого музея г.Лыткарино. Кружок «В гостях у сказки» |
Сентябрь, 2017г. |
Знакомство детей и родителей с понятием «Фольклор». Научить отличать загадку, пословицу, считалочку, скороговорку, потешку, песенку как составные части фольклора. |
|
Направление «Русские народные игры» |
Игры с бегом: "Лошадки", "Жмурки", "Гори, гори ясно", "Кошка и мышка", "Медведи с цепью", "Мороз - Красный нос", "Капуста", "Селезень", "Дедушка Рожок", "Курочки", "Платок". Игры с прыжками: "Болото"("Классы"), "Попрыгунчики", "Родничок" . Игры с мячом: "Мяч вверху", «Лапта». Игры малой подвижности: "Краски"," Молчанка", "Море волнуется", "У дядюшки Трифона", "Краски", "Золото", "Чуприяки" ("Бубенчики"), "Шатер", "Жаворонок". Спектакль «Рукавичка» по мотивам русской народной сказки. Кружок «В гостях у сказки». |
Октябрь-ноябрь, 2017г. |
Знакомство детей и родителей с русскими народными играми, разучивание различных русских народных игр, показ театрализованного представления «Рукавичка». |
||
Направление «Рождество» |
Беседа «Новый год за собой Рождество ведет» Чтение рассказа «Светлый праздник - Рождество Христово» Веретенниковой А. Совместный досуг детей с родителями «Рождественские посиделки». Музыкальное развлечение «Святки». Лепка из солёного теста «Ангел». Кружок «В гостях у сказки». |
Декабрь-январь, 2017г.-2018г. |
Развитие эстетического восприятия детей, формирование познавательного интереса к празднику Рождества. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа. Побуждение детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний. |
||
Направление «Масленица широкая» |
Беседа: «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая» Игры: «Пятнашки», «Второй лишний», "Горелки", «Игра с Солнцем», игра-хоровод «Колпачок». Чтение художественной литературы: Т. Лаврова «Широкая масленица - сырная неделя!», «Русоволоска Масленица добрая», «Маслена-гулёна», Н. Губская «Радость - в каждый дом!», Л. Фирсова-Сапронова «Масленица широкая». Просмотр мультфильмов: «Ишь ты, масленица!», «Смешарики. Масленица», «На масленице». Развлечение «Масленица». Выполнение поделки из соленого теста «Солнышко лучистое». Кружок «В гостях у сказки». |
Февраль-март, 2018г. |
Расширить знания о традиции празднования Масленицы; создавать атмосферу приобщения к традиционному народному празднику Масленица. Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности |
||
Направление « Светлая Пасха» |
Беседа на тему «Что такое пасха?» Рассматривание старинных и современных открыток к празднику «Светлая Пасха». Игры - эксперименты: «Яйцо в бутылке», «Колумбово яйцо», «Варёное или сырое?», «Послушное яйцо». Придумывание сказки «Сказка о пасхальном яйце». Аппликация «Открытка к празднику». Консультация для родителей «Православный праздник «Пасха». Кружок «В гостях у сказки». |
Апрель-май, 2018г. |
У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи. Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника. Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе. Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни. |
||
Направление «Народная игрушка» |
Презентация «Народная игрушка». Рассматривание иллюстраций и игрушек. Чтение художественной литературы «Матрешкины потешки». Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Собери матрёшку», «Народные узоры», «Сенсорная коробка». Слушание песен: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Ю. Чичкова. Консультация для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной игрушки «Малышок-голышок». Кружок «Народный умелец». Создание музея русской избы. |
Сентябрь-октябрь, 2018г. |
Знакомство детей с народной игрушкой: кукла - пеленашка, крупеничка, кукла столбушка, закрутка, Ванька-встанька, Богодской игрушкой - Медведь в кузнице, Зайчик обедает, Медведь - барабанщик., зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками. |
||
Направление «Народно-прикладное искусство» |
Беседа « Что такое народно-прикладное искусство?» Рассматривание иллюстраций и картинок на заданную тему. Разучивание стихотворения Е. А. Николаевой «Золотая Хохлома». Чтение художественной литературы: М. Г. Смирнова «Дымка», Е. А. Никоновой «Узоры Гжели». Дидактические игры: «Угадай и расскажи», «Найди отличия», «Составь узор». Хороводные игры: «Каравай», «Заря-заряница», «Ручеек». Музыкальный досуг «Ой вы гусли, мои гусли». Лепка «Дымковские игрушки». Кружок «Народный умелец». Создание музея русской избы. |
Ноябрь -декабрь, 2018г. |
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. |
||
Направление «История русского костюма» |
Презентация на тему «История русского костюма». Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Дидактические игры: «Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор», «Угадай роспись». Тематического занятие «Из истории русской вышивки». Аппликация «Русский народный костюм». Костюмированный досуг с родителями: «Чаепитие на Руси». Кружок «Народный умелец». Посещение музея русской избы. |
Январь -февраль, 2019 г. |
Формирование представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Расширить и уточнить представления детей о деталях русского народного костюма. |
||
Направление «Чудесный сундучок» |
Беседы «Быт русских людей», «В гостях хорошо, а дома лучше". Рассматривание иллюстраций и картинок на тему «История происхождения различных предметов из глины и дерева в быту русского народа». Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке?». Игры-драматизации по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди». Русская народная игра «Мил ли соседушка». Консультация для родителей «Как знакомить детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом». Кружок «Народный умелец». |
Март-апрель 2019г. |
Знакомство детей с историей русского быта. Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания. |
||
«Заключительный» |
Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры» Итоговое родительское собрание. Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ: презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа». |
Анализ и оценка результатов реализации проекта, обобщение опыта полученного в ходе реализации проекта, оформление результатов проекта, презентация проекта в средствах массовой информации и в педагогическом основных мероприятий проекта после завершения проекта, трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий. |
Май - июнь, 2019г. |
Подведение итогов работы по проекту. |
Ожидаемые результаты проекта
Результатом данного проекта становится высокое качество педагогической деятельности, направленной на формирование у всех участников образовательного процесса более углубленных знаний и представлений в области духовно-нравственного воспитания.
Реализация проекта в рамках всего образовательного процесса позволяет достичь следующих результатов:
Создание мотивационной образовательной среды с вовлечением всех участников образовательного процесса;
Разработка и успешная реализация активной совместной детско-родительской деятельности по духовно-нравственному воспитанию;
Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений на основе отечественных традиций;
Повышение общественного престижа семьи, сохранение и возрождение традиционных общенациональных и семейных ценностей;
Изменение восприятия родителями образовательного процесса, как активных участников педагогической деятельности, заинтересованных в успехе своих детей.
Ожидаемые эффекты проекта
Для детей:
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
Пробуждение у детей интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
Формирование у детей чувств национального достоинства;
Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов :
Совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Педагогический проект
«Приобщение детей к истокам народного творчества через организацию худежественно-продуктивной и твореской деятельности»
«Мастера земли русской»
воспитатель МБДОУ № 3, г. Пролетарск
Паспорт проекта.
Название проекта: «Мастера земли русской».
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое.
Вид проекта: групповой, творческий.
Сроки реализации проекта: 2017-2018уч. год
Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игровой деятельности).
Тип проекта: развивающий.
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Основополагающие принципы реализации проекта – это принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
· поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и само ценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
· личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
· уважение личности ребёнка;
· реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность проекта
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Многие ремесла уже позабыты, многое утрачено, и наша задача помнить, возрождать эти потери, чтобы наши дети видели и знали, на что были способны их предки.
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из его функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основаны на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и развития дошкольников. В процессе изобразительной деятельности воспитываются лучшие черты характера: трудолюбие, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, доброжелательное отношение к товарищам при высказывании оценочных суждений о своих и их работах. Встреча с искусством, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине.
Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощается многовековой опыт эстетического восприятия, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.
Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос в том, как и какими методами воспитывать. Я выбрала путь, который показался мне самым верным - знакомство детей с нашими традициями - русскими народными традициями, воспитывать их на богатом материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.
Факторы актуальности проекта:
Это цель современного образования, которое воспитывает и развивает личность ребенка в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ;
Это изучение народных росписей, которое способствует эстетическому воспитанию и развитию дошкольников;
Это проведение занятий по росписи, оказывающие психотерапевтическое воздействие на детей: уверенность в себе, спокойствие, ощущение радости, чувство защищенности.
Цель проекта: Формирование национальной памяти через знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством.
- Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через художественно-продуктивную и творческую деятельность.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
Этапы реализации проекта:
I этап (аналитический): сентябрь 2017г
Обоснование актуальности проекта
Определение системы, направлений, цели и задач
Подбор методической и педагогической литературы, пособий, атрибутов
Составление плана мероприятий
Проведение мониторинга
Анкетирование родителей.
II этап (организационный): октябрь 2017г.
Разработка НОД познавательного цикла, сценариев к праздникам и развлечениям
Подбор дидактического материала, дидактических игр, основанных на народном фольклоре; изготовление картотек – закличек, пословиц, поговорок, примет, народных игр; художественной литературы
Подбор и изготовление костюмов, поделок и сувениров
Работа с педагогами: консультации, мастер-классы, открытые показы НОД, выступления, рекомендации.
Работа с детьми: беседы, НОД познавательного цикла, театрализованная деятельность, проведение праздников и развлечений, организация проектной деятельности в уголках (познавательно-игровом, художественном, музыкальном), знакомство с предметами старины, декоративно-прикладным искусством, мастер –классы, дидактические игры
Работа с родителями: консультации, беседы, дни открытых дверей, участие в праздниках, развлечениях, мастер –классы, оформление рекомендаций, информационного стенда, буклетов, анкетирование
IV этап (итоговый): май 2018г.
Анализ достижения целей и полученных результатов
Практический и теоретический семинар, консультация по теме проекта
Выполнение педагогами и родителями совместных творческих работ и пособий
Проведение выставки совместных работ родителей и детей
Анкетирование родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры»
Обобщение опыта по теме проекта в форме презентации.
История создания проекта
Работа по данной теме ведется мною второй год, начиная со средней группы. По началу детям было очень трудно - они не понимали старинных названий предметов быта, элементов росписи, но с каждым новым занятием дети все больше втягивались, проявляли интерес, ждали новых для себя открытий. Формы работы выбираю разные: путешествие в сказку, превращение в мастеров-художников, экскурсия в гончарную мастерскую. Так, знакомство с каждым новым видом народного промысла я начинаю с просмотра компьютерной презентации, из которой дети узнают историю возникновения того или иного вида художественной росписи, его узоры и элементы, используемые цвета, технику рисования, изделия с данным видом росписи.
Знакомить детей с народно-декоративным искусством можно практически через все виды деятельности. В работе по русскому народному творчеству во всех видах изо деятельности можно дополнять и музыкальным воспитанием. Знакомство происходит и с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Несомненно, развивается речь детей, так как ребята узнают множество новых слов, разучивают наизусть фольклор, слова к народным подвижным играм. Так в средней группе дети познакомились с народным праздником "Масленица", заучивали заклички, веснянки. Я познакомила ребят с православным праздником "Пасха", после чего расписывали пасхальное яйцо. Дети познакомились с праздником "Рождество Христово", узнали историю возникновения праздника, его традициях, узнали, как празднуют в других странах. Кроме того, мы играли и в народные игры: «Пузырь", "Колпачок", "Ходит Ваня", "Заинька" и многие другие.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.
Так родилась идея создания проекта «Мастера земли русской» в подготовительной группе.
Изобразительные эталоны красоты дети усваивают через рассматривание и обследование предметов народного декоративно- прикладного искусства (Гжели, Дымки, Городецкой, Жостовской, Каргопольской росписи и нашей родной, Семикаракорской). Каждое новое знакомство с народным промыслом планируется сопровождать творческим подходом: «устраивать ярмарки», «ходить в гости к мастеру», «украшать избу», «делать подарки для дорогих гостей», «устраивать музей ремёсел». Дети становятся «гончарами, мастеровыми», лепят и расписывают предметы быта, животных, одежды, головных уборов. Такая художественно-творческая деятельность формирует у детей не только эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, но и разнообразные художественно-творческие способности. Воспитанники овладевают приемами народной росписи, лепки из глины, теста.
Работ по народному искусству проводится в интегрированной форме как в совместной деятельности (игра, досуг, прогулка, режимные моменты), так и на занятиях.
Фольклорные праздники:
Яркой, доступной и популярной формой приобщения детей к народным традициям является фольклорный праздник - обряд. Через игровые забавы создается радостная атмосфера современного досугового праздничного общения детей, а использование специфических художественных средств (декламационно – речевого, песенного, танцевально- игрового фольклора, ряженья, народной атрибутики) настраивает детей на естественное и положительное восприятие общего праздничного действия. Календарные праздники, («Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица» и т.д.) повторяясь традиционно из года в год, приучают детей осознавать обрядовые каноны и правила.
Каждый ребёнок выполняя то, что мог, что уже знал, чему научился, участвует в традиционных действиях. Насыщенность народных праздников творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Взаимодействие с родителями.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов в мини-музеи, в украшении группы, в пополнении развивающей среды, участвуют в проектах.
Создание предметно-развивающей среды
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации: в группах пополняются уголки ряжения, театральные, музыкальные, изо уголки, игровые уголки.
Новшество проекта - создание мини – музеев, «Музей народной игрушки»
«Музей Матрешки»
«Музей русского быта»
«Музей народного творчества»
Особенностью музеев является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие о жизни русского народа, представлены небольшие экспозиции, знакомящие детей с историей и разнообразием народной игрушки, историей матрешки, элементами русского костюма, с изделиями мастеров русской земли. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музеях.
Для пополнения предметно – пространственной среды также используются репродукции картин и иллюстрации из детских книг по теме " Народное прикладное искусство", альбомы с образцами росписи, альбомы с изображением народных промыслов, раскраски по темам, скульптуры малых форм (глиняные игрушки, деревянная посуда)
Изобразительный материал: краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, мел для рисования на доске, кисти, «тычки», пластилин, стеки, доски для лепки, цветная бумага, ножницы, клей, палитры.
Предполагаемый результат:
Воспитанники детского сада:
- Знают виды народных промыслов их отличительные способности
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Умеют играть в русские народные подвижные игры,
Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участвуют детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Бережно относятся к предметам быта, произведениям декоративного народного творчества.
Родители:
-формируется активная родительская позиция;
- повышается компетентность родителей в вопросах русской национальной культуры;
- родители активно участвуют в жизни детского сада.
Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций - воспитательная, т.к. в нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Все начинается с детства, и мы надеемся, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, бездуховности наших детей - тех, кто соприкоснулся с волшебным миром искусства. Русская пословица гласит: "Капля и камень точит".
Календарное планирование образовательной деятельности по приобщению дошкольников
старшей разновозрастной группы
к истокам народной культуры на 2017-2018год
Источник |
|||
Сентябрь |
|||
«Вершки да корешки» |
Знакомство со сказкой «Мужик и медведь» Д/И «Вершки да корешки» загадывание загадок |
О.Л. Князева, с 66 |
|
«Хлеб – всему голова» |
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе |
О.Л. Князева, с 66 |
|
«Друг за дружку держаться – ничего не бояться» |
Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. |
О.Л. Князева, с 68 |
|
Декоративное рисование «Завиток» |
Учит украшать лист бумаи крупной веткой с завитками (типичным главным элементом росписи декоративных изделий), использовать различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги) |
Т.С. Комарова с.45 |
|
Беседа о дымковских игрушках «Игрушки не простые – глиняные, расписные» |
Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства |
И.А. Лыкова ст.гр. с.60 |
|
Гончарные мастерские |
Д/И «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» |
О.Л. Князева, с 69 |
|
Лепка из глины по мотивам народных игрушек «Лошадки (веселая карусель)» |
Лека лошадки из цилиндра (приемом надрезания с двух сторон) по мотивам дымковских игрушек |
И.А. Лыкова с.62 |
|
Дек. рисование на объемной форме «Нарядные лошадки» |
Дек. оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами) |
И.А. Лыкова с.64 |
|
«Здравствуй, зимушка – зима!» |
Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок |
О.Л. Князева с.71 |
|
Лепка сюжетная о мотивам народных сказок «Бабушкины сказки» |
Лепка о мотивам русских народных сказок: самостоятельный выбор образов сказочных героев и сказок; определение способов и приемов лепки; передача движений и взаимодействий персонажей |
И.А. Лыкова с.110 |
|
Аппликация с элементами рисования (по мотивам русских народных сказок) |
Иллюстрирование знакомых сказок; создание контрастных по характеру образов одного героя «Зайчишки – храбришка и трусишка» |
И.А. Лыкова с.29 |
|
«Пришла Коляда – отворяй ворота» |
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки |
О.Л. Князева с73 |
|
«Хороший город Городец» |
Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек |
О.Л. Князева с 74 |
|
Рисование по мотивам городецкой росписи «Кони - птицы» |
Создание условий для рисования детьми фантазийных коней –птиц о мотивам городецкой росписи |
И.А. Лыкова с. 120 |
|
Используемая литература:
1. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014)
2. Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева С-Петербург Изд. «Детство - Пресс» 2015г
3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа» ИД «Цветной мир» Москва 2017
4. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» Изд. «Мозаика - синтез» Москва 2014г
Ирина Романова
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов , авторитета, достойно завоеванного русским искусством , литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев) . Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям , фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений , просеянных сквозь сито веков.
Цель : сформировать понятие о русском народном творчестве ; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России , через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи :
1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором , с жанром устного народного творчества .
2. Знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством.
3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр , которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Технологичность : проект доступен и может быть использован воспитателями МДОУ и родителями.
Условия реализации : детский сад, семья.
Участники : дети средней группы , воспитатель МДОУ, музыкальный руководитель, родители.
Тематика : творческий проект
План работы на 1 неделю
«Русские народные традиции и культура »
Экскурсия в Дом культуры в мини – музей клуба сохранения русских народных традиций «Любочажье»
Цель : Формирование представлений о русском крестьянском быте , уважения к русской народной культуре .
Задачи :
1. Познакомить детей с устройством русской избы .
2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
3. Закрепить знания о русском народном костюме , особенностях его изготовления и применения.
4. Расширять словарный запас : изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.
5. Привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
6. Воспитывать патриотические чувства.
Просмотр фотоальбома «Изба на Руси» , сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина » .
Цель :
1. Закрепить с детьми понятие изба.
2. Познакомить с традициями строительства избы , её внешним и внутренним убранством.
3. Словарная работа : изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо.
Декоративное рисование "Славянские узоры на рубашке".
Цель :
1. Закреплять знания о русских народных промыслах .
2. Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит.
3. Закреплять умение рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали) .
4. Формировать представление о народном костюме .
5. Воспитывать уважительное отношение к прошлому России.
Подвижные, русские народные игры .
Цель :
1. Познакомить детей с играми.
2. Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить)
Прослушивание и пение русских народных песенок , закличек.
Цель :
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке .
Аппликация «Русские узоры »
Цель :
1. Ознакомить детей с русским народным орнаментом , раскрыть его характерные черты.
2. Учить композиционному построению аппликации орнаментов из геометрических элементов.
3. Развивать интерес к народному творчеству , изделиям народного искусства .
4. Воспитывать у детей любовь к культуре своего народа
Чтение русских народных сказок , потешек, небылиц.
1. Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
3. Пробуждать интерес к сказкам.
4. Воспитывать культуру речи , учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
Выставка «Предметы старины»
Цель :
1. Знакомство с предметами домашнего обихода в старину.
2. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
3. Привлечь родителей для сбора вещей для выставки.
Познавательная викторина «Что за прелесть, эти сказки?»
Цели и задачи :
Воспитание устойчивого интереса к художественной литературе;
Создание условий для обобщения знаний дошкольников по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе, знакомство с устным народным творчеством );
Закрепление знаний русских народных сказок ;
План работы на 2 неделю
«Народная игрушка . Фольклор»
Знакомство с народными игрушками , беседа.
Цель :
1. Усвоить первоначальное представление о возникновении игрушек на Руси.
2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси .
3. Познакомить детей с игрушками, сделанными из глины, соломы, дерева.
Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке» .
Цель :
1. Закрепить знание детей о народной игрушке - матрёшке .
2. Формировать понятие, из чего она сделана, как украшена.
3. Развивать интерес к народной игрушке , умение украшать матрёшку.
Декоративное рисование «Весёлые матрёшки»
Цель :
1. Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки .
2. Воспитывать интерес к народной культуре , эстетический вкус.
Лепка «Барашек»
Цель :
1. Познакомить детей с филимоновскими игрушками. Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним.
2. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек : красивая плавная форма, яркие нарядные полосы.
3. Вызвать желание слепить такую игрушку.
Изготовление народной куклы – птички невелички родителями и детьми.
Цель :
1. Познакомить родителей и детей с изготовлением птички невелички.
2. Развивать индивидуальные творческие способности.
3. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре .
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.
Познавательная викторина «Наш дом –Россия»
Цели и задачи :
Создание условий для совершенствования и обобщения знаний дошкольников по патриотическому воспитанию (ОО «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» );
Повышение интереса дошкольников к истории и культуре русского народа ;
Воспитание патриотических чувств, любви к родине, гордости за свою страну и народ ;
Приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.
Семейные посиделки.
Цель :
1. Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении.
2. Познакомить с устным народным творчеством - потешками, песенками, небылицами, скороговорками, сказками, загадками.
3. Дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц.
4. Пробудить интерес к русским народным играм .
Консультации для родителей.
«Воспитание детей на традициях народной культуры »
«Фольклор в воспитании детей»