Понятие ценностей в культуре. Культура и культурные ценности - это что такое

Культура является стержнем, первокирпичиком общества. Основную роль в этом играют материальная и духовная культура. К материальной культуре можно отнести все артефакты (все искусственно созданное) – физические элементы: орудия труда, дороги, постройки, памятники, погребения, дома, мосты, пароходы, самолеты, одежду, посуду, предметы роскоши и другое. К духовной культуре можно отнести, все, что сотворено разумом человека, например, знания, религия, нормы, обычаи, традиции, духовные ценности, ритуалы, идеи, эталоны поведения, законы, заповеди и многое другое, что существует в сознании человека.

Культура делится на две большие составляющие – культурную статику и культурную динамику.

Культурная статика – это культура в покое, внутренне ее строение, базисные элементы, все материальное и нематериальное в ней. Она включает:

культурные комплексы как сумму элементов, возникающих на базе исходного культурного элемента и связанных с ним функционально: спортивные комплексы, гостеприимство, свадьба, крещение, рождение;

культурное наследие – это культуры народов, созданные прошлыми поколениями, испытанные временем, передаются по наследству;

культурные универсалии – это нормы, явления, которые вошли в обиход народов независимо от географии, времени и устройства общества. Сюда можно отнести универсальные аспекты из жизни и деятельности людей, которые повторяются всюду у многих народов: община, пища, календарь, украшение, соблюдение чистоты, гадания, танцы, декоративное искусство, толкование снов, ухаживания, образование, спорт, этикет, торговля, отлучение ребенка от груди, контроль за погодой, религиозные ритуалы. К культурным универсалиям, их насчитывается более 70, относится также то, что отличает одних людей от других: язык, вера, одежда, жилье, времяпрепровождение, привычки, традиции, обряды, манеры поведения.

Культурная динамика описывает те изменения, которые претерпевает культура при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (расширение культуры, увеличение числа ее носителей).

Культурная динамика описывается при помощи следующих понятий:

1. Инновация – это создание или признание новых элементов культуры, особенно когда они опираются на нечто уже известное и принятое данной культурой.

Открытие – разновидность инновации, акт получения качественно новых знаний о мире, которые описывают, то что ранее не было известно.

Изобретение – разновидность инновации, создание новых комбинаций уже известных фактов или элементов.

2. Диффузия – проникновение черт одной культуры в другую культуру либо взаимный «обмен» культурными чертами.

Диффузия предполагает культурный контакт, но культурный контакт не всегда предполагает диффузию. В процессе диффузии культура отбирает некоторые черты, заимствует их, не принимая другие. Это свойство диффузии называется селективностью . Имеются несколько факторов селективности:

а) культура еще недостаточно развита для того, чтобы воспринимать то или иное явление, ту или иную черту другой культуры;

б) культура посредством ценностей системы и системы норм налагает запрет на заимствование любых или некоторых черт другой культуры

в) носители культуры полагают, что новые явления не нужны им;

г) с точки зрения культуры любые нововведения или данное нововведение способны разрушить существующее положение вещей.

3. Культурный лаг означает неравномерное развитие культуры, когда одни сферы (части) культуры развиваются быстрее, чем другие.

4. Культурная трансмиссия – процесс трансляции (передачи) элементов культуры от одного поколения к другому, что делает культуру непрерывным феноменом, основанным на преемственности. Культурная трансмиссия как процесс характеризует культуру как социальное явление в целом, ее тенденции, содержание.

На индивидуальном уровне ему соответствует аккультурация – усвоение индивидом черт и элементов чужой культуры, образцов поведения, ценностей, технологий и другое. Культурная аккумуляция – процесс накопления, прибавления культурной информации к существующей культуре, при котором количество отбрасываемых старых знаний меньше, чем количество новых знаний, элементов, образцов.

К основным типам культуры относятся:

Материальная, духовная, техническая, художественная, нравственная, педагогическая, научная, политическая, элитарная, массовая, классическая, мировая, античная, современная, эпоха Возрождения, культура нации, народа, человека, человечества, культура труда, поведения, управления, субкультура, контркультура и другие.

Исходя из этого, определяются основные функции культуры :

- человекотворческая (гуманистическая), культура способствует развитию творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;

- гносеологическая (познавательная), культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

- информационная - культура транслирует социальный опыт, чем обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего, является средством передачи социальной информации;

- коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания, передачу сообщений между индивидами, группами, нациями;

- ценностно-ориентационная , то есть культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

- нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека;

- рекреативная – способность культуры восстанавливать духовные силы человека, обновлять его потенциал, делать профилактику духовного состояния, так называемое очищение души;

- функция продуцирования и накопления духовных ценностей , создание пространства духовного богатства. Сохранение общественной памяти человечества;

- преобразование общества –наращивание в нем толерантности, терпимости, добра, справедливости, нравственности;

- способность переориентации человека, его целей, идеалов, мировоззрения по отношению к природе, то есть создание культуры экологической деятельности, установление экологической самодостаточности человека.

В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся: социология кино, музыки, театра, то есть социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании.

В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере. При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей.

При социологических исследованиях культуры необходимо решать следующие задачи: а) определять репрезентативные идеи; б) устанавливать их производителя; в) выяснять каналы и средства их распространения; г) оценивать влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движений.

В социологии существуют несколько традиционных плоскостей, подходов к анализу культурных явлений.

По субъекту – носителю культуры, выделяются: общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность.

По функциональной роли – культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, а также специальную, необходимую людям той или иной профессии.

По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и «ученую» культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами, в ней всегда можно четко установить авторство.

По своему характеру и целевому назначению культура бывает религиозной и светской.

Если говорить о формах культуры , то обычно их различают три:

1) народная культура – это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофессиональными, часто анонимными творцами, авторами (мифы, легенды, сказания, былины, эпосы, предания, сказки, песни, танцы, любительское творчество, фольклор);

2) элитарная культура – культура привилегированной части общества – изящное искусство, классическая музыка и литература, то есть это произведения искусства, восприятие которых требует высокого уровня образования. Элитарная культура часто обозначает то, что непонятно для широкого круга людей и потребляется только искушенной частью общества;

3) массовая культура , называемая общедоступной, возникла с развитием средств массовой информации, которые охватывают огромную аудиторию. В результате культурные тексты (не только языковые) доступны одновременно большому числу людей, всем слоям и социальным группам.

В практике также выделяются виды культуры :

1) доминирующая культура – культура, которую разделяют большинство членов того или иного сообщества;

2) субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, которые выработаны в какой-либо социальной группе, социальном сообществе и присущи достаточно широкому кругу людей (культура национальности, молодежных группировок, субкультура пожилых людей, профессиональная и криминальная культура, культура национальных меньшинств). Субкультура значительно отличается от доминирующей культуры большинства членов общества. Отличия касаются языка, взглядов на жизнь, манер поведения, одежды, обычаев, причесок, отношений в семье;

3) контркультура – совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанная членами какого-либо сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность доминирующей культуре и отрицание господствующих ценностей.

Широкую панораму для рассмотрения и сравнения культур представляют Запад и Восток. В числе факторов, имеющих явное различие, выступают: образ жизни, строй языка, архитектура, письменность, религия, искусство, одежда, фольклор.

Запад и Восток занимают крайние позиции, начиная с вопросов восприятия внешнего мира. Запад – радикален, Восток – иррационален. Для Востока человек – интроверт, погруженный во внутренние переживания. Для Запада – экстраверт, ориентирован на внешнюю среду.

Восток несет в себе: сосредоточенность, веротерпимость, углубленность ума, пантеизм (обожествление природы), интроверсию (сосредоточенность на себе самом), веру в гармонию вселенной, ориентацию на приспособление к космическому ритму, ориентацию на единство с природой, стремление к сохранению вековых традиций, моральных стандартов, ритуалов, первичность коллективного, вторичность индивидуалистических, частнособственнических начал.

Западу характерны: стремление к новизне и модификации, практицизм, постижение смысла жизни, ценность технологического развития, внедрение парламентаризма, стремление к динамическому образу жизни, стремление к свободе личности и либеральным ценностям, приоритет творчества.

В современной философской литературе понятие ценности употребляется в различных значениях. При этом наиболее распространенным оказывается расширительное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику и содержание понятия.

При помощи понятийно-терминологического анализа, можно выделить четыре специфических подхода к определению ценности. Однако все они весьма противоречивы.

1. Ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира. Действительно ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления. Ее содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей. Однако ценность ни в коей мере не может быть отождествлена с идеей, ибо между ними пролегает существенное принципиальное различие.

Идеи могут быть истинными или ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Они характеризуются через тот тип мышления, который дает им нужный импульс. Главный критерий в данном отношении - степень истинности той или иной идеи.

Что же касается ценностей, то они тоже ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении, однако не всегда с результатами познания. Например, наука утверждает, что все люди смертны. Это вовсе не означает, что каждый индивидуум воспринимает данное неопровержимое суждение как безусловное благо. Напротив, в сфере ценностного поведения человек как бы опровергает безоговорочность приведенного суждения. Человек в своем поведении может отвергать конечность своего существования. Более того, традиции некоторых культур опровергают идею смертности человека.

Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни ему дороги. Однако многие духовные абсолюты у людей тождественны, одинаковы. О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную жизненную ориентацию философы называли ценностью. Это и есть то, без чего человек не смыслит полноценной жизни. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека, что для меня лично…

Личность далеко не всегда стремится жить по науке. Напротив, многие с опаской относятся к ее чисто умозрительным рекомендациям, хотят погрузиться в теплый мир мечты, презрев общезначимые реальности. Люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что по существу противостоит холодному научному постулату. Стало быть, ценность - это нечто иное, нежели одухотворяющая истина.

2. Ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение. Скорее всего, было бы неоправданно отождествлять ценность с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в противовес аналитическому, всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность.

Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни индивида осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его гуманистических или антигуманистических представлений, нравственных и эстетических норм. Хотя ценности более субъективны, а научные истины объективны, они далеко не всегда противостоят друг другу. Я, скажем, вряд ли могу доказать, что добро - это благо. Однако, с другой стороны, приверженность добру - глубинная человеческая потребность, а не только мой индивидуальный выбор. Познание и оценка не одно и то же, но это не означает, будто они фатально разъединены.

3. Ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами. Люди постоянно соизмеряют свои действия со своими целями, общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

Например, технократическое сознание предлагает людям следовать социально-инженерным рецептам. Общество в целом представляется им грандиозной машиной, где отлажены все человеческие связи. Однако люди поступают нередко вопреки этим императивам. Технократы с горечью констатируют: «Человек неуправляем!» Многие поэтому отказываются рассматривать науку как единственное и всесильное средство разрешения любых человеческих проблем. Они даже отвергают науку как способ достижения гармонии, на путях рационально спроектированного миропорядка.

Ценности также более подвижны, нежели культурно-исторические стандарты. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных ориентаций. Американский культуролог Даниэль Белл в работе «Культурные противоречия капитализма» показал, что на протяжении исторической судьбы капиталистической формации радикально менялись ценностные ориентации от протестантской этики до модернизма, то есть совокупности новых жизненно-практических установок.

4. Ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. Представляется возможным оспорить и четвертое толкование ценности как прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и умозрительные идеалы. Те или иные ориентации могут не подкрепляться реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность, однако реальных добрых поступков не совершает.

Многообразие трактовок центрального, для аксиологии понятия «ценность», обусловлено различиями в решении проблемы соотношения онтологического-гносеологического-социологического, объективного-субъективного, материального-идеального, индивидуального-общественного. Поэтому, применительно к характеристике ценностной системы, оно порождает многообразие аксиологических интерпретаций мира культуры, толкований структуры, положения и роли ценностей в социокультурном пространстве.

Тем не менее, базовой для аксиологии является проблема обоснования возможности существования ценностей в структуре бытия в целом и их связи с предметной реальностью. С этой точки зрения ценность как бы стягивает все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир. Если идея, к примеру, - это прорыв к постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность - это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.

Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия «добро» или «зло», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» могут быть названы ценностями. В свою очередь, вязанные с ними взгляды, убеждения людей - ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные.

Именно в этом значении теориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными.

Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой - саму духовную деятельность. В любой культуре могут действовать нормы, которые выделялись из обычаев и приобрели самостоятельное существование, или специально разработаны для случаев специализированного поведения человека. Это могут быть нормы политические или экономические, технические или технологические, нравственные или правовые и т.д. Такие нормы могут не иметь ритуального или обрядового характера, но они санкционируются определенным образом и действуют также как и обычаи - запретительным или разрешительным образом.

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы - долг, стыд и честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.

Международно-правовая охрана историко-культурных ценностей

Введение……………………………………………………………………...……3

    Понятие культурных ценностей…………………..……………………….5

    Источники правового регулирования по вопросам перемещения культурных ценностей ………………………………...…………………13

    Определение права, подлежащего применению к культурным ценностям ………………………….……………………………………...19

    Перемещение культурных ценностей через национальные границы Республики Беларусь ……………………………………………….……25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………...31

Введение

К настоящему моменту все мировое сообщество обладает уникальной возможностью прикоснуться к истории, к ее истокам. Речь в данном случае идет о тех объектах материального и нематериального мира, которые история оставила после себя, о наследии в виде культурных ценностей, которое нуждается в постоянной охране со стороны государств и каждого человека в частности. Однако реалии таковы, что приоритеты людей и государств меняются. История знает множество примеров разрушения таких объектов. Кроме того, культурные ценности всегда становились объектом перераспределения.

Военные конфликты, затрагивающие культурные ценности и, которые разрушали их еще с самой древности, послужили предпосылкой для развития правовой охраны культурных ценностей. В связи с этим в XX веке были разработаны международно-правовые акты, регулирующие охрану культурных ценностей.

Также культурные ценности всегда привлекали много желающих получить уникальный предмет искусства в собственность. Рынок предметов искусства является одним из старейших инвестиционных рынков в мире. В связи с этим в научно-правовой доктрине, а также на практике возникла необходимость разработки вопроса о правовом регулировании оборота культурных ценностей, как объекта права собственности.

Актуальны вопросы о том, как же уберечь культурные ценности от незаконного вывоза за границу, как найти и вернуть те их них, которые были утрачены, как обеспечить их охрану и законное перемещение через границы.

Таким образом, актуальность данной темы исследования весьма велика. Вопросы столкновения разных правопорядков, разных юрисдикций всегда сложны. Перемещение культурных ценностей через границы, возвращение их в государство должно быть произведено по соответствующим нормам.

Множество ученых занимались и продолжают заниматься изучением данной проблемы. Они предлагают наиболее универсальные пути разрешения коллизионных вопросов, а их достаточно в сфере правоотношений с культурными ценностями. Стоит упомянуть таких автор-ов, как М.М. Богуславский, Е.Б. Леанович, Л. Ануфриева, Т. Ушакова, В. Черник, Э.Л. Король.

Объектом данной курсовой работы являются культурные ценности.

Предметом являются международные и национальные документы, регулирующие правовую охрану культурных ценностей.

Цель - выявление проблем теоретического и практического характера в области международно-правовой охраны историко-культурных ценностей.

Данная цель обусловливает следующие задачи :

Определение понятия историко-культурных ценностей;

Рассмотрение источников правового регулированияохраны историко-культурных ценностей;

Рассмотрение вопросов применимого права к культурным ценностям как объектам права собственности;

Рассмотрение вопросов о перемещении историко-культурных ценностей через национальные границы Республики Беларусь.

Данная работа состоит из введения, из четырёх глав и заключения, а также из списка использованных источников.

1. Понятие культурных ценностей

В международных соглашениях, в национальном законодательстве и в научной литературе понятие «культурная ценность» применяется наряду с понятиями «культурное наследие», «культурное достояние». Например, в отдельных документах ЮНЕСКО часто фигурирует такое понятие как «культурное наследие». Также как и культурные ценности, оно может быть применимо к недвижимым и к движимым объектам.

Культурные ценности и культурное наследие могут состоять из предметов как материального, так и нематериального характера. Так, Рекомендация ЮНЕСКО 1989 г. о сохранении фольклора исходит из того, что фольклор представляет собой неотъемлемую часть «культурного наследия и живой культуры».

Понятие культурная ценность имеет наиболее широкий характер. Однако в каждой отдельной международной конвенции вырабатывается свое определение, которое непосредственно применяется для целей данного документа.

Понятие культурных ценностей является многоплановым. Каждое государство самостоятельно определяет особый круг объектов, имеющих особое значение для его культуры. Действительно, большинство авторов отмечают многообразие определений понятия «культурных ценностей» в каждом конкретном государстве. К этому следует добавить, что в одной и той же стране в различных отраслях права могут применяться разные определения.

Если говорить о международном опыте, то впервые определение «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской Конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (далее - Гаагская Конвенция 1954 г.) . Именно благодаря данной конвенции это понятие было введено в международную терминологию. В ст. 1 Гаагской Конвенции 1954 г. сказано: «Согласно настоящей Конвенции культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:

а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а», такие, как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а»;

в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «б», так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».

Также мы можем обратиться к другому, не менее значимому международному документу, а именно - к Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (далее - Рекомендация ЮНЕСКО 1964 г.) , где также было закреплено широкое определение «культурной ценности». С точки зрения данной Рекомендации, «культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы».

Как видно из определения, перечень составляющих «культурных ценностей» действительно широк, однако, исчерпывающим его назвать нельзя, так как именно государство в каждом конкретном случае делает вывод о том, является ли важным для культурного наследия данной страны какой-либо объект или не является.

Еще одна заслуга данного документа состоит в том, что в нем было проведено деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.

Обратимся к Конвенции 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (далее - Конвенция ЮНЕСКО 1970 г.) . Данная конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 28 июля 1988 г. Предметом регулирования данного документа являются исключительно движимые культурные ценности.

Согласно ст. 1 данной конвенции: «…культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисляемым ниже категориям:

Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

Ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;

Археологические находки (включая обычные и тайные) археологические открытия;

Составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;

Старинные предметы более чем 100-летней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати;

Этнологические материалы;

Художественные ценности, такие как:

1) полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки);

2) оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов;

3) оригинальные гравюры, эстампы и литографии;

4) оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;

Редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно или в коллекциях;

Почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно или в коллекциях;

Архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы;

Мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты».

Можно заметить, что в самом начале данного определения, за основу построения перечня принят такой критерий, как характер предмета, а не его возраст.

В данном документе также содержится положение о том, что отнесение и определение перечня категорий культурных ценностей входит в компетенцию каждого государства-участника Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. Беларусь участвует в ней с 28 июля 1988 г.

Значимую роль для формирования категорий движимых культурных ценностей играет Рекомендация ЮНЕСКО об охране движимых культурных ценностей, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее двадцатой сессии 28 ноября 1978 г. (далее - Рекомендация ЮНЕСКО 1978 г.) .

Рекомендация исходит из того, что движимые культурные ценности, характерные для различных культур, являются частью общего достояния человечества, и в силу этого каждое государство несет моральную ответственность за их охрану и сохранение перед всем международным сообществом.

В Рекомендации дается наиболее широкое определение понятия «движимые культурные ценности». Это определение сочетается с перечнем, который в отличие от перечня Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. не носит исчерпывающего, замкнутого характера.

В этой Рекомендации так же, как и в Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. к компетенции каждого государства - члена ЮНЕСКО отнесено составление критериев для определения ценностей, находящихся на его территории, которые должны пользоваться охраной в силу из археологической, художественной, научной или технической ценности.

В определенной степени Конвенцию ЮНЕСКО 1970 г. дополняет Конвенция УНИДРУА от 24 июня 1995 г. о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях (далее - Конвенция УНИДРУА 1995 г.) . В ней содержится схожее определение, однако уже нет положений, которые позволяли бы государствам определять значимость и важность того или иного объекта для археологии, искусства, литературы и т.д.

Как отмечает М.М. Богуславский: «В других правовых документах ЮНЕСКО применяется понятие «культурное наследие». В качестве основного критерия отнесения культурных ценностей к охраняемым категориям принят критерий «выдающаяся универсальная ценность с точки зрения истории, искусства и науки» . Следует отметить, что данный критерий содержится в Конвенции от 16 ноября 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия .

Если сравнительно рассматривать законы многих государств, то можно сделать вывод о том, что перечень категорий культурных ценностей в значительной степени совпадает. Но имеются также и различия, что связано с историческими особенностями, традициями национальных культур, с ролью, которую в конкретной стране играет охрана культурных ценностей.

Однако, несмотря на все эти различия «…следует все же прийти к общему выводу о том, что культурная ценность - это особый объект правового регулирования, к которому неприменимы автоматически общие положения о правовом положении движимых вещей» .

На региональном уровне наиболее полное регулирование, в том числе и в отношении классификации культурных ценностей, осуществлено в Европейском союзе. В ЕС культурные ценности рассматриваются в качестве товаров. На данном уровне существует важный документ, это Постановление ЕС №3911/92 от 9 декабря 1992 г. «О вывозе культурных ценностей» . В данном документе выделяется 14 категорий культурных ценностей в зависимости от стоимостного и временного критериев.

Если обратиться к законодательству Республики Беларусь, то основополагающим нормативно-правовым актом в этой области является Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 г. №98-3 «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» (действует с изменениями от 18 июля 2007 г.) (далее - Закон об охране историко-культурного наследия) .

В данном нормативно-правовом акте выделена категория «историко-культурные ценности», т.е. это - материальные объекты (материальные историко-культурные ценности, материальное проявление которых составляет их содержание) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности, материальное проявление которых не оказывает существенного влияния на их содержание), которые имеют отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которым присвоен статус историко-культурной ценности (ст. 1).В ст. 13 данного закона перечислены виды материальных культурных ценностей:

Документальные памятники (акты государственных органов, письменные и графические документы, кино- и фотодокументы, звукозаписи, старинные и другие рукописи и архивы, редкие печатные издания);

Памятники археологии и архитектуры (каменные кресты и культовые камни, статуи, клады, мавзолеи, культовые сооружения, объекты народного зодчества);

Памятники истории (объекты, связанные с историческими событиями и личностями);

Памятники искусства (произведения изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства).

На основании решений Белорусского Республиканского Научно-методического Совета по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь историко-культурным ценностям присваиваются определенные категории. Для материальных историко-культурных ценностей существует 4 категории. Данное правило установлено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 №578 «Аб статусе гiсторыка-культурных каштоўнасцей» .

Согласно нашему законодательству, а именно в соответствии со ст. 52 Закона об охране историко-культурных ценностей, владелец культурной ценности не может свободно использовать свои права на нее в международном гражданском обороте. В частности запрещается:

Отчуждение или иная передача права собственности без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь;

Изменение места нахождения и условий содержания без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь;

Вывоз за границу на постоянной основе.

В целях обеспечения сохранности культурных ценностей и недопущения нарушения их правового режима информация о них систематизируется, а сами они подлежат централизованному учету. Культурные ценности по решению Совета Министров Республики Беларусь включаются в Государственный список, ведение которого осуществляет Министерство культуры. На каждую историко-культурную ценность составляется учетная карточка и паспорт. Государственный комитет пограничных войск в пределах своей компетенции осуществляют контроль за вывозом историко-культурных ценностей за границу.

Таким образом, рассмотрев международный опыт в разрешении вопросов, касающихся определения статуса и понятия историко-культурных ценностей, опыт на региональном уровне, а также, обративших к нашему национальному законодательству, можно сказать, что определение историко-культурных ценностей весьма схоже в различных государствах. Однако, в любом случае, определять перечень категорий, который могут быть включены в понятие «историко-культурные ценности» будут сами государства, так как лишь они обладают таким правом.

Мы часто употребляем выражения, основанные на слове «ценность». Обсуждаем жалуемся на недостаток духовных, критикуем политические. Но задумываемся ли мы о том, что значит само понятие «ценность»? Определение гласит, что под этим словом понимают значимость (материальную, политическую, духовную и пр.) некоторой группы объектов. Этим словом обозначают также:

  • качественные характеристики объектов, определяющие его важность;
  • денежное выражение стоимости чего-либо;
  • свойства явления, субъекта, объекта с точки зрения его вредности или полезности.

Чтобы не путаться в понятиях ценности, ученые предложили классификацию, учитывающую качественные и количественные характеристики понятия.

Согласно систематизации Г. Олпорта (а есть и другие типологии) все ценности делятся на

  • теоретические, придающие ведущее значение поиску истины и рациональному мышлению;
  • экономические, ставящие на первое место пользу и выгоду;
  • социальные, отдающие предпочтение человеческим проявлениям: толерантности, любви, преданности и т. п.;
  • эстетические, оценивающее все остальное с позиции красоты, гармонии;
  • политические, предпочитающие только власть;
  • религиозные, включающие слепое следование вере.

Однако не все согласны с такой типологией. Большинство ученых считают, что первостепенное значение для всех абсолютно народов имеют культурные ценности.

Что означает это понятие? Как трактуют его социологи и другие представители научного мира?

Культурные ценности - это достояние, принадлежащее определенной группе: социальной, этнической, и т. п. Все они могут быть выражены определенными формами искусства: устным творчеством, художественными изображениями, танцами, песенным творчеством, прикладными видами.

В нашей стране существует целая структура понятия «культурные ценности», зафиксированная в законодательстве. В соответствии с законами РФ в это понятие входят:

  • произведения культуры, искусства;
  • народные ремесла, промыслы;
  • эталоны поведения;
  • национальные или народные языки, местные диалекты, все говоры;
  • топонимы (названия географических объектов);
  • народный фольклор;
  • все методы, способы и результаты научных исследований;
  • здания, территории, технологии и т. п.;
  • объекты, представляющие культурную, историческую либо научную ценность.

Культурные ценности России (как, впрочем, и всех стран), охраняются государством. Именно оно регламентирует порядок ввоза или вывоза их объектов, определяет правила их приобретения, владения, продажи.

Однако культурные ценности, как считают некоторые специалисты, это не просто исторические ремесла, объекты или методики. Культурными являются только те ценности, которые оказывают определенное влияние на психику человека с целью донесения информации до потомков. Это может быть информация об идеологии, духовности, убеждениях - всех тех явлениях, о которых сложно рассказать другим способом.

Культурные ценности - понятие неоднородное. Они могут быть разными даже в одно время для различных слоев общества. Яркий пример тому: исторические храмы. Для большинства в нашей стране они были едва ли не главными культурными ценностями. Однако для молодой советской власти они были не только малоценными. Большевики считали их вредными, и потому разрушали. Так были утрачены уникальные произведения зодчества, характеризовавшие целые эпохи. Впрочем, утрачены были не только храмы: печальная судьба постигла многие народные промыслы, а также языки и культуру малых народов.

Для того чтобы не разрушались, а виды ремесел или искусства, являющиеся достоянием народов или народностей, не были утрачены, законодательство РФ и дает точное определение понятия «культурные ценности России».

, художественные промыслы и ремесла , произведения культуры и искусства - синоним: культура

  • результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость - научные ценности, знания, наука
  • здания , сооружения , объекты, предметы (культа), технологии , уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты - исторические ценности
  • Энциклопедичный YouTube

      1 / 1

      Культурные ценности молодёжи. Мнение народа.

    Субтитры

    Термины, опубликованные в научной литературе России

    Всякая культурная ценность(КЦ), по своему составу может быть представлена в виде формулы:

    где ρ - степень вероятности подлинности предмета, α - его ценность, выраженная в нравственных ожиданиях эксперта .

    Универсальная культурная ценность (КЦ Σ), выявленная с учётом реалий общественного устройства, может быть представлена в форме:

    КЦ Σ = αρ + βq + γr;

    где α - ценность предмета (объекта) для государства , β – ценность предмета (объекта) для религиозной организации , γ – ценность (предмета) объекта для корпорации (сословия, самодеятельного профессионального союза, творческого объединения граждан, национального образования народов населяющих Российскую Федерацию) . Знаки ρ, q, r – соответствующие вероятности подлинности предмета.

    Первое условие существования ценности: её обособленность от окружающего мира, выделение сознанием человека нечто из гомогенной среды, т. е нечто должно объективно существовать, а не потенциально представляться.

    Второе условие существования ценности: закреплённость феномена в материальном носителе, объектная оформленность.
    Третье условие существования ценности (необходимое и достаточное): предмет обладающий ценностью должен иметь собственника, т. е. пройти операцию отчуждения.

    Выявление культурной ценности (Антиномия первого порядка) : «материальное - духовное» указывает на динамическую природу феномена культурных ценностей присущих материальной статической форме объекта реального мира.

    При разрешении антиномии содержание понятия первоначально, в момент выявления, концентрируется антитезисе (духовной составляющей), в то время как тезис (предмет - носитель духовности), представляет собой форму материального объекта, на которую посредством творческой деятельности членов социума переносится носится содержание из антитезиса .

    Музейный предмет – культурная ценность, качество, либо особые признаки которой делают необходимым для общества её сохранение, изучение и публичное представление .

    Процесс научной атрибуции культурной ценности: Субъект атрибуции (S A) соотносит некоторое количество визуально очевидных признаков и качественных показателей объекта атрибуции O A (a, b, c) некоторому количеству признаков (a i , b i , c i) объекта (О i), принадлежащему подмножеству представлений субъекта атрибуции - OSA, которое является проекцией мира универсума множества - О на сознание субъекта атрибуции.

    Если, по мнению субъекта атрибуции, имеется соответствие некоторого класса признаков объекта OA(a, b, c) э Оi(ai, bi, ci), то объекту атрибуции присваиваются имя и некоторые признаки объекта Оi(ai, bi, ci), который, вероятно, имеет место в реальном мире - O.

    Фактор вероятности (ρ) заключает в себе уровень нравственных ожиданий субъекта атрибуции, или степень сознания насколько его представления об эталоне сравнения (Оi) соответствуют реальному положению его в Универсуме - O, и отражает всегда неполное соответствие признаков объекта атрибуции OA(a, b, c) - известным признакам объектов сравнения Оi, Оj, Оk.... Оn-1.

    При этом не исключены варианты при которых объект атрибуции O A (a, b, c), или может относиться в данному классу объектов, или принадлежать к другому классу объектов, или являться представителем единичного класса объектов.

    Следствие 1: Атрибуция культурных ценностей, чаще всего имеет в своей основе алгоритм полуэффективного процесса , при том, что каждая процедура атрибуции стремится быть завершенной :

    А эn ⊃ А эn-1 .... ⊃ А ни ⊃ А фзк ⊃ А дх (1)

    Где Адх – атрибуция предмета при поступлении в музей, А фзк - атрибуция предмета фондово-закупочной комиссией, А ни - атрибуция в процессе научной инвентаризации, А эn , А эn-1 - атрибуция дополнительными экспертными мероприятиями (экспертиза на подлинность, экспертиза при организации выставок, экспертиза при реставрации и т. п.).

    Формула (1) показывает, что задача атрибуции предельна конкретна - провести идентификацию объекта атрибуции с некоторой степенью вероятности, а последовательность и зависимость атрибутивных действий указывает на глубинную цель атрибуции - выявить истинное имя предмета, получить которое можно только располагая всей полнотой знаний о культурной ценности и Универсуме .

    Следствие 2: Атрибутивные признаки относятся к объектам не числовой природы , что предполагают возможность установить рефлексивные симметричные отношения ранжирования, разбиений и толерантности . Это указывает на принципиальную возможность применения для обработки данных атрибуции математических и статистических методов, без использования которых научная атрибуция культурных ценностей не представляется возможной.

    Следствие 3: наличие структуры атрибуции культурных ценностей указывает на необходимость разработки алгоритма атрибуции на основе принципов структурно-функционального анализа, с учётом вероятности подлинности и коллективного согласия .