Национальный центр искусства и культуры имени жоржа помпиду в париже, франция. Музей Помпиду — экстравагантное сооружение в Париже Центр помпиду в париже 1977

Культурный центр Помпиду входит в тройку самых известных мест Парижа, уступая по популярности только Эйфелевой башне и Лувру. Его экспозиции предлагают посетителям познакомиться с творениями деятелей современного искусства, представленного в разных направлениях (живопись, скульптура, фотография и т. д.). Кроме выставочных помещений в центре расположены кинозалы, театр, публичная библиотека, кафе и ресторан. А для туристов, желающих насладиться красотой Парижа, в заведении оборудовали обзорную площадку, с высоты которой открываются живописные пейзажи столицы.

Национальный центр искусства и культуры им Жоржа Помпиду принимает посетителей с 1977 г. Он разместился в старинном квартале Бобур, расположенном в IV парижском муниципальном округе (на карте он находится между кварталами Маре и Ле-Аль). Ежегодно музей принимает около 3,8 млн туристов из разных стран. Нынче директором Центра Помпиду в Париже является Серж Лавинь. Ранее эту должность поочередно занимали Понтус Хультен и Доменик Бозо. За время работы указанных людей на руководящей должности заведение пополнилось множеством ценных экспонатов, превратившись в крупнейший в мире музей искусства XX и XXI столетий.

Краткая биография основателя центра

Впервые идею о необходимости создания в Париже культурного центра высказал в 1969 г. президент Франции Жорж Помпиду. Этот выдающийся государственный деятель появился на свет в 1911 г. в департаменте Кантраль в центральной части Франции. Молодой Жорж Помпиду решил пойти по стопам своих родителей — сельских педагогов — и в 20-летнем возрасте поступил в Высшую нормальную школу в Париже, готовившую учителей для учебных заведений. После ее окончания он отправился в Марсель преподавать французскую филологию.

Каждое поколение стремится оставить после себя нечто уникальное, удивительное – то, что станет предметом восхищения потомков. Не уставая поражаться величественной красоте средневековых архитектурных достояний, современное общество создает собственные творения, предпочитая в дизайне и зодчестве прогрессивные направления, а ярким примером служит Национальный Центр искусства и культуры Жоржа Помпиду.

Расположен культурный Центр в одной из наиболее старой части города – в , раскинувшемся на правом берегу Сены, и включающим в себя остров Сен-Луи с восточной территорией Сите, на которой возвышается готический , охраняемый химерами и горгульями.

История Центра Жоржа Помпиду

Жорж Раймон Помпиду был не только президентом Пятой республики, но и большим ценителем искусства, преподавателем словесности и литературоведом. Во время его правления Франция совершила значительный шаг вперед в области экономики, и практически совершила техническую революцию.

Прогрессивные взгляды главы государства инициировали множество проектов, способствующих развитию страны во всех направлениях. Одно из достойных его детищ – многофункциональный Центр Помпиду, призванный поддерживать современное искусство, будь то музыка, живопись, танец, литература, кинематограф или другая школа.

В качестве строительной площадки было выбрано широкое плато Бобур, и так порой в простонародье называют сам комплекс.

Чтобы воплотить грандиозную задумку, власти города ориентировались на прогрессивных людей, умеющих думать креативно. В период действия конкурса на рассмотрении оказалось 681 планов от зодчих 49-и стран, но жюри выбрало троих наиболее достойных: английского архитектора Ричарда Роджерса и итальянцев Д. Франчини и Р. Пьяно.

Причем Роджерс и Пьяно управляли проектом и создали направление хай-тек, уходящее корнями в поздний модернизм.

Его основные характеристики: технологичность, восприятие конструкции как орнамента, монументальность, сложная простота, функциональность и удобство, что дало повод критикам считают новаторский стиль неким поэтическим окончанием целой эпохи.

С момента рождения идеи о строительстве в 1969 г. до окончания работ в 1977 г., прошло 8 лет. Торжественное открытие Помпиду прошло 31 января, а первых посетителей он принял 2 февраля.

Первое впечатление от экстравагантного здания было в духе парижан – неприкрытая критика и сравнение с нефтеперегонной фабрикой. Но вспоминая историю , и других , видно, что столичные жители всегда предвзято относились к смелым концепциям, и только спустя время соглашались, что строение отлично вписывается в структуру города, внося определенный колорит и изюминку.


Сегодня Центр искусств Помпиду считается визиткой столицы, одним из значимых и посещаемых шедевров современности.

Сооружение действительно необычно по своей структуре, и имеет протяженность 166 м, на 42 м уходит ввысь и на 60 м в ширину, поднимаясь на 10 уровней и занимая площадь 7 500 кв. метров. Чтобы максимально полезно использовать его внутреннюю площадку, решено было вынести наружу всю техническую начинку: эскалаторы, лифты, трубопровод и даже арматурные соединения.

Это освободило 40 тыс. м кв. полезной территории, а наружные коммуникации раскрасили в разные цвета, что придало сооружению гротескный вид. На фоне белого каркаса выделяются синие воздуховоды, зеленые коммуникации водопровода, желтая электропроводка, и среди этого пестрого переплетения курсируют нарядно-красные эскалаторы и лифтовые кабины.

Организация работы культурного Центра

Центр Жоржа Помпиду, это отлично продуманное сооружение, ставшее своеобразным толчком для активации развития всех творческих направлений. Под одной крышей объединили общественную библиотеку; государственный музей современного искусства, который до этого занимал крыло Токийского дворца; Центр современной музыки.


Планировалось, что именно Бобур отныне станет тем ядром, где сосредоточены все актуальные веяния и течения андеграунда, а разрабатывал план их демонстраций Франсуа Матей, приглашенный из Музея декоративных искусств.

После открытия до 90-х годов прошлого столетия культурный Центр провел ряд выставок, ставших впоследствии успешным «рецептом» для дальнейших экспозиций.

Директорат, в который входили Понтус Хультен и Доменик Бозо, предложили организовать вернисажи Уолтеру Хоппсу, и его авторству принадлежат: «Париж-Нью-Йорк», «Париж-Париж», «Париж-Берлин», «Париж-Москва».

Во время их организации Хоппс привлек в проект не только служащих Государственного музея современного искусства, но и прочих департаментов. Каждая тема имела собственный план. На вернисаже «Париж-Нью-Йорк» разные отделения, в том числе и библиотека, имели обособленную секцию, а в случае с «Париж-Берлин» собрания занимали общую площадь.

Тематические выставки требовали тщательного подхода в организации, стараясь затронуть все сюжетные линии, но чтобы результат был доступен и понятен с первого раза. К примеру, «Париж-Москва» освещала тему гласности. А охватывая период от начала XX столетия до 30-х годов, благодаря потеплению французско-российских отношений, демонстрировали полотна французских живописцев, участвовавших в московских дореволюционных выставках.

В других тематиках также прослеживалась связующая нить между культурами Запада и Востока, задевающая архитектуру, мастерство дизайна, музыку, литературу, театр и кинематограф.


Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду продолжает развиваться, обретая все большее значение в избранной нише. В 1992 г. происходит его реорганизация, после которой появляется отдел культурного продвижения, ответственный за проекты живых вечеров: лектории, кинопремьеры, дискуссионные собрания и симпозиумы.

За 20 лет плодотворной работы здание слегка поизносилось и, будучи президентом Центра, Жан-Жак Айагона решает, что пришло время капитального ремонта. Началась реконструкция в 1997 г. Помимо усовершенствования коммуникаций, государство изыскало средства на увеличение площадей под постоянные коллекции, и в итоге Помпиду развернулся на 100 м кв. Под постоянные презентации экспозиций в музее отведено 12 210 м кв., а под временные – 5 900 м кв.

Он снова принимает до 4 млн. гостей в год, являясь третьим по посещаемости, уступая пальму первенства Эйфелевой башне и . Бобур стал местом встречи, объединившим целое поколение, куда приходят потому, что в нем происходит действительно что-то важное, увлекательное, запоминающееся.

Центр Помпиду сегодня

Выполненный из камня, стеклянных и металлических элементов, Музей Помпиду делится на две доли: офисные помещения с зонами технического обслуживания, и территории для посетителей. Именно сюда стекаются с разных уголков планеты, чтобы увидеть, послушать, прочитать и приобщиться к бурлящей культурной жизни современности.


Обдумывая проект, архитекторы еще на момент планирования задали определенный тон, при котором даже инженерные элементы превращались бы в дизайнерскую находку. Хотя наружный эскалатор и не всем по душе, он неотъемлемая часть конструкции, и прокатиться на нем рекомендуется каждому, кто решил посетить креативный комплекс. Правда, теперь это платное удовольствие, но зато живописная поездка точно останется в памяти.

  • Полная стоимость билетов – 14 евро
  • Молодежь 18-25 лет – 11 евро
  • Панорамная площадка «Вид Парижа» – 5 евро
  • Шоу и концерты – 10-18 евро
  • Шоу и концерты для лиц 18-25 лет – 10-14 евро
  • Кинотеатр – 6 евро
  • Кинотеатр для лиц 18-25 лет – 4 евро
  • До 18 лет – вход бесплатный

Купив на официальном сайте Центра карту Pass Solo, целый год со дня её приобретения вы сможете пользоваться преимуществами, которые она дарит:

  • Полный доступ к постоянным экспозициям и новым коллекциям.
  • Бесплатные кинопоказы и конференции при предварительной регистрации.
  • Льготный допуск на все шоу в Помпиду.
  • Сниженная стоимость на посещение экскурсий и мастерских, посвященных детям и семьям.
  • Приятные цены на товары в магазинах.
  • Получение приглашений на вечеринки, выступления, семинары и прочие мероприятия.
  • Уникальные предложения от партнеров Центра.

Как добраться до Центра Помпиду

(Centre Georges-Pompidou), экс-президента Франции, располагается на Rue Beaubourg, 9. Крайне нетипичное творение Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса возведено в 1977 году в пику всем классицистам и любителям старины. Концепция здания призвана подчеркнуть, что здесь центр именно современного искусства: вывернутые наружу коммуникации не позволяют об этом забыть ни на минуту.

Экспозиция и секции

Главное богатство Центра - это его Публичная библиотека, занимающая три этажа и содержащая, помимо книг и периодики, тысячи аудиодисков и документальных фильмов. Вход бесплатный (со двора), но подняться по эскалатору на , откуда можно обозреть близлежащие красоты Парижа и знаменитые и Бобур, смогут только обладатели билета.

Одна из причин такой популярности - разнообразие форм времяпрепровождения, доступных здесь. Так, на втором этаже Центра Жоржа Помпиду, есть два кинотеатра, где идут ретроспективы киноклассики. У посетителей появляется возможность не только погрузиться в эту сферу искусства - кино, но и дать отдых уставшим ногам, чтобы после сеанса продолжить экскурсию.

Экстравагантный театр Atelier Brancusi находится в подвале и знакомит зрителей с новыми веяниями в области актерского мастерства и сценографии. есть мастерские, где с юными творцами занимаются профессионалы.

Для проголодавшихся открыты точки общепита трех ценовых категорий: бюджетный снек-бар на втором этаже, чуть подороже - кафе в мезонине (правый эскалатор от главного входа), а для гурманов - Georges, где необходимо бронировать столик.

Приобрести предметы искусства, художественные альбомы, книги по дизайну, и постеры на память можно на первом этаже в дизайнерском бутике Printemps или наверху в Flammarion Arts Bookstores (это 4-й и 6-й этаж). В окрестностях музея круглый год не прекращается карнавал: выступают , продают свои картины, а толпы торговцев служат гарантией того, что никто не уйдет без какой-нибудь милой безделушки.

Билеты в Центр Помпиду

Стоимость посещения Центра Помпиду зависит от возраста:

  • Взрослым - 14 евро (музей и выставки).
  • Несовершеннолетним билет не требуется.
  • Для лиц от 18 до 25 лет - 11 евро.
  • В первое воскресенье месяца вход бесплатный для всех.

Если вам хочется не только посмотреть на экспозиции, но и в целом узнать больше о современном искусстве, то рекомендуем

Странная конструкция из стекла и металла поражает воображение не только снаружи. Образцы современного искусства, представленные в центре имени Жоржа Помпиду , вызывают легкий шок даже у видавших виды любителей модерна. Именно в этом центре сейчас располагаются Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки. Кроме них в этом здание разместились библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы, кафе и рестораны. Каждый год центр Помпиду посещает более 8 000 000 человек.

Странная конструкция из стекла и металла поражает воображение не только снаружи. Образцы современного искусства , представленные в центре имени Жоржа Помпиду , вызывают легкий шок даже у видавших виды любителей модерна. Именно в этом центре сейчас располагаются Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки. Кроме них в этом здание разместились библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы, кафе и рестораны. Каждый год центр Помпиду посещает более 8 000 000 человек .

Место расположения:

Центр Помпиду находится в одном из старейших районов Парижа, называемом Бобур. С тридцатых годов и вплоть до 1971 года, когда началось возведение Центра, здесь был просто гигантский пустырь заброшенной стройки. Сейчас же на месте этого пустыря стоит чудо современной архитектуры - многофункциональный центр Помпиду. Среди реставрированных и обновленных зданий квартала он резко выделяется своей современной архитектурой.

На площади перед Центром 31 января 1987 г. были установлены на двух 9-метровых столбах любопытные часы «Женитрон» , созданные двумя дизайнерами - Франсуа Скали и Аленом Доминго. 9 светящихся цифр, пробегающих на табло, отсчитывают время, отделяющее нас от 2000 года (с точностью до 300 миллисекунд в 13 лет). Находящийся внизу автомат за 10 франков выдает открытку-сувенир с выбитым на ней временем.

Через улицу, на площади имени Игоря Стравинского, в марте 1983 г. был открыт необычайный 30-метровый бассейн, уставленный странными красочными фигурами Ники де Сен-Фаль и фонтанами Жана Тингели. Скульптуры иллюстрируют произведения известного русского композитора: Весна священная, Жар-птица, Байка про лису и др.

По другую сторону площади перед Центром, обычно заполненной уличными художниками, музыкантами и фокусниками, вырос современный квартал Часов, пересеченный пешеходными улочками, обрамленными красивыми витринами магазинов и уютными кафе. На одном из домов квартала установлены большие автоматические часы «Защитник времени» - произведение Жана Монестье. Каждый час вооружен мечом. Защитник времени сражается с драконом, птицей и крабом, которые символизируют стихии земли, воздуха и воды . Часы дали название всему кварталу.

Недалеко от часов стеклянный вход ведет в павильон Магия автоматов, где около 300 движущихся и поющих автоматов представляют 12 сказочных спектаклей. И тут же, на углу улиц Брантом и Рамбюто возвышается Прометей - удивительная статуя нашего современника, скульптора Иосифа Цадкина.

По заказу французского президента Жоржа Помпиду, в Париже начали готовиться к строительству необычного культурного центра, который должен не только был состоять из музеев, библиотек и мест отдыха, но и сам должен стать гордостью Франции. Он должен был сделать широко известным современное искусство.

На конкурс проектов, состоявшемся в 1969 году, было предоставлено более 680 проектов, в нем приняли участие мастера из 48 стран мира. Лучшей работой был признан проект итальянца Ренцо Пиано и англичанина Ричарда Роджерса.

Это здание должно было представлять новое архитектурное течение хай-тек. Главной идеей было разместить снаружи то, что должно быть внутри. Авангардная архитектура здания, напоминающего своими переплетениями труб (все коммуникации выведены наружу - это позволяет освободить почти 20 тыс. кв. м.) нефтеперегонный завод. Это должно символизировать основное назначение центра - массовое «производство» и распространение культуры. Причем расположено все это в самом центре одного из старейших районов Парижа - в центре старинного квартала Бобур.

На все строительство было потрачено 900 млн. франков (около 137 млн. евро). После 5 лет строительства, 31 января 1977 года, завершилось строительство гигантского культурного центра-фабрики современного искусства. А для посетителей центр открылся через 2 месяца - 2 февраля 1978 года.

Особенности строения:

Высота восьмиэтажного центра составляет 42 метра, длина - 166 метра, ширина - 60 метра. Площадь каждого этажа - 7 800 квадратных метров, а площадь всего здания - 100 000 квадратных метров.

Снаружи центр выглядит довольно пестрым, так как все его части, вынесенные наружу, разукрашены в разные цвета: транспортные коммуникации (лестницы, лифты, эскалаторы, подъемники) красного цвета, электропроводка желтого, трубы водоснабжения желтого, кондиционер голубого цвета.

Сразу в одном месте находятся музеи и творческие мастерские. В современном центре Помпиду сейчас расположились Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки, библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы, кафе и рестораны.

По диагонали центр пересекается гигантским застекленным эскалатором. На верхнем этаже расположена смотровая площадка, на которой можно полюбоваться видами Парижа. Отсюда хорошо видны башня Сен-Жак, собор Нотр-Дам и холмы Монмартр с базиликой Сакре-Кер.

Особенного внимания заслуживает строение крыши. Она состоит из нескольких частей, которые, по сути, представляют собой 14 стоек си 13 опирающихся на них секций, с интервалом в 12,8 метров. Скрепляют крышу вертикальные панели 4 фасадов и горизонтальные - на уровнях каждого этажа. Сверху все покрыто бетонными плитами.

Всего в центре 8 этажей, каждый этаж высотой в 7 метров. Все пролетное строение из стекла и металла абсолютно открыто по всему объему. В самом центре здания - пустое пространство. Его специально не стали заставлять, тем самым, оставив место для своеобразной площади, которая больше похожа на одну из городских улиц.

Первый, второй и третий этаж занимает библиотека. Богатейшее книгохранилище Центра занимает 15 тысяч кв. м и насчитывает 400 тысяч томов. Библиотека ежедневно принимает до 11 тысяч человек (в выходные дни - до 19 тысяч посетителей). Помимо книг, библиотека располагает диапозитивами, микродокументацией, пластинками, кассетами и фильмами из самых различных областей знаний. В распоряжении посетителей на 2-ом этаже имеется лингафонный кабинет, позволяющий с помощью современных установок изучать любые иностранные языки .

Самой интересной достопримечательностью Центра является Национальный музей современного искусства, переведенный в 1977 г. из своего бывшего помещения во Дворце Токио. Музей занимает залы на 4-ом и 5-ом этажах здания. Здесь насчитывается 3600 картин, 2000 скульптур, 8000 рисунков, 3000 фотографий, 800 эстампов французских и иностранных мастеров, среди которых Боннар, Брак, Вламинк, Дали, Делоне, Дюфи, Кандинский, Леже, Марке, Матисс, Миро, Модильяни, Пикассо, Сутин, Шагал и многие другие.

На этом же этаже находятся один из двух залов синиматеки (второй - зал Гаранс, который помещается на 1-ом этаже), еженедельно проводящей показ 20 фильмов всех стран мира.

Еще до того, как состоялось открытие центра, было много противников этого нового здания. Называли его нефтеочистительной фабрикой или буровой установкой. Но со временем к Бобуру привыкли, оценив его многочисленные достоинства. Центр Помпиду в настоящее время собирает больше посетителей, чем любая другая достопримечательность столицы - он даже обогнал легендарную Эйфелеву башню . За двадцать лет его существования Центр Помпиду посетило почти 156 000 000 человек.

)
Метро: Rambuteau или Hotel de Ville RER: Chatelet - Les Halles
Время работы: с 11:00 до 21:00, закрыт по вторникам
Вход: 12€, 9€ от 18 до 25 лет, до 18 лет бесплатно.
Билет только на смотровую площаку - 3€.
Сайт: www.centrepompidou.fr

Ц ентр Помпиду, расположившийся в квартале Бобур четвертого округа Парижа между знаменитыми старинными кварталами Ле–Аль и Маре, бесспорно считается жемчужиной французского современного искусства. Построенный в 1977 году «Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду» (именно так официально называется центр Жоржа Помпиду), который удивленные парижане моментально окрестили Помпизавром и Бобуром за слишком оригинальные формы и конструкции, ежегодно привлекает миллионы туристов со всего мира.

И стория создания этого похожего на разноцветный стеклянно–металлический космический завод комплекса не менее интересна чем и сам его внешний вид.

П резидент Франции Жорж Помпиду уже в самом начале своего правления решил взять курс на полную модернизацию Франции, и конечно, его политической программе нужен был наглядный символ модернизации. Тогда находчивый президент объявил конкурс на самый оригинальный архитектурный проект здания Музея современного искусства.

Н а конкурс было представлен 681 проект из 49 стран, из которых жюри больше всего впечатлил новаторский проект Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Авторы предлагали вынести все технические конструкции за периметр здания и за счет этого освободить максимум полезной площади. Проект был одобрен единодушно, а уже 31 декабря 1977 года в полночь был торжественно открыт новый музей.

К огда под бой часов со здания были сдернуты скрывающие его ткани, удивленному взору парижан открылся монстр, у которого все трубопроводы, лифты, эскалаторы и арматурные соединения были выведены снаружи. Водопроводные трубы были покрашены зеленым цветом, вентиляция - синим, электропроводка – желтым, а лифты и эскалаторы– красным.

Ж ители Парижа были шокированы. Это ультра необычное здание никак не походило на музей, пусть даже и современного искусства. Консервативные парижане не хотели мириться, чтобы Помпизавр портил архитектурный ансамбль их изысканного города и сначала самые активные горожане даже устраивали пикеты около здания. Но уже через несколько месяцев работы музея, он стал излюбленным местом для туристов.

П арижане поняли, что центр Жоржа Помпиду не изуродовал их город, а наоборот, добавил ему современную изюминку, к которой как за глотком свежего воздуха тянутся миллионы туристов.

Н о центр привлекает туристов не только своим экстравагантным внешним видом.
Сегодня Центр Помпиду – это 5 этажей, два из которых почти целиком отданы под богатейшую публичную библиотеку с миллионами книг, дисков, видеофайлов и микрофильмов. Одних только словарей здесь более 60 тысяч томов! Есть литература и на русском языке, правда все это доступно лишь в пределах Центра – на дом взять вы ничего не сможете. Есть здесь и мониторы для просмотра фильмов, и лингафоны для прослушивания аудиозаписей – приходите и наслаждайтесь.

Н а первом этаже Центра располагается кинотеатр – место проведения кинофестивалей. На пятом этаже – Grande Galerie – в основном демонстрируются временные экспозиции, а третий и четвертый этажи занимает Музей Современного Искусства.

К оллекция Центра насчитывает почти 60 тысяч творений более чем пяти тысяч авторов. Здесь представлены абсолютно все виды современного искусства: живопись, скульптура, дизайн, фотография, архитектура, видео, перфомансы и инсталляции. А не так давно здесь появился первый комикс – оригинал одной из страниц истории о Тантане, написанный художником Эрже в 1956 г.

Д аже если вы более чем скептически относитесь к нестандартным видам искусства, не отказывайте себе в удовольствии посещения Центра Помпиду – помимо наших современников, здесь выставлены работы великих мастеров прошлого века. Среди них – Пикассо, Матисс, Дюшан, Кандинский, Шагал…

Д етям тоже найдется занятие: для них работают художественные мастерские, где ваш ребенок может с увлечением испачкаться красками или скульптурной глиной.

А поднявшись на эскалаторе на самый верх, вы увидите весь Париж – от собора Парижской Богоматери до холма Монмартр!

О тдельно стоит упомянуть и непередаваемую атмосферу, окружающую Центр Помпиду. Сразу же после открытия Центр стал привлекать самую прогрессивную молодежь и интеллигенцию, а на площади перед центром стали часто собираются художники, бродячие циркачи, музыканты и артисты. Возле экстравагантного фонтана Стравинского около Центра регулярно проходят театральные интернациональные фестивали.