Бетонные лабиринты и голубь в мече. Как выглядит «Родина-мать» изнутри. Смотровая площадка родина-мать Что мы получили

Недавно в Киеве возобновила работу смотровая площадка на монументе «Родина-мать». Гостям обещают настоящий экстрим и незабываемые эмоции от посещения локации. Но что же ждет туриста на самом деле?

Полюбоваться пейзажами Киева можно с высоты 91 метра. Кажется, что такое зрелище навсегда останется в вашей памяти. тоже решил получить порцию адреналина и побывать на монументе «Родина-мать».

Что мы ожидали

Перед подъемом в голове возникали яркие картинки с видами столицы с высоты птичьего полета. Мы уже предвкушали, как внушительная высота в одно мгновенье вскружит голову, ветер будет ласкать волосы, а от открывшихся панорам захватит дух. Также мы думали, что до отвала налюбуемся правым и левым берегами столицы и задумаемся о вечном.

Что мы получили

Первое, с чем сразу же придется столкнуться «экстремалам» – это очереди около кассы мемориального комплекса. Продажа билетов начинается ровно в 10:00. Но даже появившись у входа в 9:30, нас уже опередили несколько «ранних» посетителей. Так что если хотите попасть на смотровую первыми, приходите пораньше. Правда, развлекать себя придется только прогулкой. Wi-Fi в музее есть лишь условно.

Цены и ограничения

Стоимость билета для одного человека составляет 300 гривен. Если вы захотите вести видеосъемку, то придется доплатить еще 50 гривен. Интересно, что билет заранее заказать нельзя, придется его покупать только в порядке живой очереди. Также здесь действуют возрастные ограничения – лиц младше 18 лет к подъему не допустят.

На статую пускают не больше двух человек, но можно подняться и в одиночку.На каблуках и в парадно-выходном луке покрасоваться здесь не получится, так как по технике безопасности рекомендуют надевать только удобную обувь. Одежду также придется подобрать соответствующую, не сковывающую движений. Стоит отметить, что внутри статуи достаточно чисто и ваши вещи не будут испорчены.

Долгожданное восхождение

Даже если вы правильно оделись и готовы вскарабкиваться на монумент, небольшой квест может поубавить ваш пыл. Ведь чтобы подняться, нужно отыскать… лифт! Он не сразу бросается в глаза, а словно замаскирован обыкновенной дверью. Так уж и быть – без инструктора не разберешься.

И если вы думаете, что лифт доставит вас сразу же на верхушку, то это не так. Он доезжает только до пояса монумента. Потом необходимо будет сдать вещи в камеру хранения, надеть страховочный пояс и пересесть во второй, более компактный лифт. К слову, пока длится подъем на лифтах, инструктор не упускает возможности напомнить правила безопасности. Также на разных ярусах подъема имеются аптечки. Однако, по словам инструктора, они их еще ни разу не использовали.

Когда и второй лифт доедет до своей верхней точки, придется подниматься пешком. Вам надо будет продвигаться вверх по металлическим лестницам. Металлические конструкций, расположенных внутри монумента, выглядят довольно необычно, поэтому можно предположить, что любителям индастриал-туров будет интересно. На этом этапе вас наверняка заинтересует вопрос, когда же наконец-то задействуют страховочный пояс. Ответ прост – когда начнете подниматься по узкой лестнице внутри левой руки монумента. Сам коридор здесь плавно превращается в круглый тоннель, возникают ощущения, что это не памятник, а подводная лодка.

Смотровая «клетка» находится за щитом

Впервые подъем на высоту заработал еще в 2002 году, и сотрудники музея могут рассказать немало забавных историй. Например, одному из инструкторов мемориала пришлось трижды за день лезть в руку «Родине-матери», чтобы отыскать потерянные посетителями ключи, кошелёк и ещё какие-то важные мелочи.

Во время подъема мы заметили, что в некоторых местах внутри статуи стоят градусники. Оказывается, когда температура поднимается до 30 градусов по Цельсию, экскурсии на 91-метровую высоту прекращают, ведь при таких условиях находиться внутри металлической фигуры, мягко говоря, не комфортно. Также инструктор говорит, что количество людей, которые поднимаются на статую, могут ограничивать и в холодное время года.

И что же там, наверху?

Вот лестницы заканчиваются и мы через люк пробираемся в что-то, напоминающее железную клетку. Располагается она в левой руке «Родины-матери», за щитом. Вид из этой смотровой площадки открывается захватывающий, хоть и «клетчатый». С высоты можно рассмотреть часть правого берега, Днепр и Южный мост. Также из клетки видна правая рука монумента с мечом. Несмотря на две пересадки в лифтах и кучу лестниц, глянув на часы, замечаем, что потратили на восхождение в одну сторону около 12 минут.

Вдоволь полюбовавшись и сделав годные селфи на память, возвращаемся тем же путем, что и пришли сюда. Снова запрыгиваем в люк, пристегиваем страховку и спускаемся, вскоре лестница заканчивается и мы продолжаем ехать на лифтах. В этот момент нас посещает мысль, а что будет, если какой-то из лифтов застрянет. Но инструктор спешит нас уверить, что извлекут туриста за 10-15 минут. Важно заметить, что огнетушители в статуе также есть.

Стоимость подъема на статую — 300 гривен для одного человека

Итоги путешествия

Весь процесс подъема и «отдых» на смотровой площадке занял у нас около 30 минут. Так как нас было двое, потратили 650 гривен. Интересно, что пока не все сотрудники музея привыкли к тому, что на «Родину-мать» люди хотят не только вскарабкаться но и сделать фото и видео на память. По началу у нас возникли некоторые трудности с организацией видеосъемки внутри монумента. Однако нам пошли на встречу и путешествие все-таки состоялось.

Можно сказать, что подъем доступен каждому человеку, который старается держать себя в форме. Особых акробатических трюков нам выполнять не пришлось, основы альпинизма также знать не обязательно. Однако и каких-то суперэкстремальных ощущений испытать не доведется, ведь попасть на самый верх щита «простому смертному» нельзя. Но все же стоит хоть раз подняться на статую.

Владлена Скаченко, Оксана Юрченко

Фото, видео: Виталий Куздровский, Глеб Пархомец

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Хотите полюбоваться красотами столицы с высоты птичьего полета? Смотровая площадка Родина-мать — это место, где Киев виден как на ладони, потому что высота подъема составляет 92 метра. Скульптура Родина-мать в Киеве была открыта 9 мая 1981 года и стала главной фигурой .

Внутри скульптуры есть два лифта, по которым и происходит подъем на смотровую площадку. По мимо лифтов есть еще лестницы, которые ведут в узкопроходимые места скульптуры. И именно по ним придется карабкаться для того, чтобы попасть на верхнюю смотровую площадку.

До недавнего времени это место было закрыто для посещения в результате несчастного случая, который произошел с молодым человеком в 2003 году. Он выпал и разбился. Власти города приняли меры предосторожности и страховки посетителей. После того, как были учтены все меры безопасности, смотровая площадка Родина-мать вновь стала пускать гостей.

По мимо верхней смотровой площадки, есть нижняя, расположенная на высоте 36-ти метров и оборудованная биноклями.

После долгожданного открытия смотровой площадки Родины мать, ее посетило около 5 тысяч людей, поэтому руководство комплекса советует бронировать билеты и настоятельно рекомендует на высоте вести себя очень аккуратно, не смотря на то, что есть страховочные тросы, которые посетителям крепят на талии.

Стоимость подъема на щит — 200 грн. Продолжительность подъема около 40 минут, время пребывания на щите — 10-15 минут.

Пожилых, беременных, людей с избыточным весом, детей младше 12 лет, а также в мини-юбках и на шпильках — не пускают.

Стоимость подъема на нижнюю смотровую площадку — 50 грн.

Кладбище военной техники




В Дарницком районе на одном из самых дальних концов города, на жилом массиве Рембаза находится кладбище-склад военной техники. Расположено оно на территории Киевского военно-ремонтного завода, который начал свою работу ещё во время Великой Отечественной войны. Завод и ныне работает, ремонтирует и запускает в работу новые украинские, так и иностранные, танки.

На территории находится множество боевой техники, презентабельной, которая просто будет отремонтирована и снова запущена в работу. И она здесь не застаивается, каждый день то убирается, то привозят новую.

Также на территории хранится совсем старая нерабочая техника, которая доживает свой последний век, и в дельнейшем разбирается на детали. Здесь не десятки, а сотни танков и военных машин на любой вкус: бронетранспортеры, ракетные установки, комплексы ведения дальнего боя, инженерные танки и прочее. Эта техника стоит больших денег, поэтому хорошо охраняется, так что о прогулке посреди танков можно только мечтать.

Дополнительная информация: Внимание!!! Кладбище, а по сути склад военной техники статегический обьект, охраняется военными с оружеем и собаками, склад окружон колючей проволкой. Не советуем ходит туда в темное время суток и тем более перелазить через забор.

Метро: Красный Хутор

Адрес: Не разглашается в целях безопасности посетителей сайта. Стаття создана с ознакомительной целью,адрес известен автору.

Музей Авиации

В Киевском музее авиации находится единственная в мире коллекция бомбардировщиков Ту-22, способных нести ядерные бомбы.

Музей открыли в 2003 году – к 100-летию авиации, по указу тогда еще премьер-министра Виктора Ющенко. Собирали всем миром: часть экспонатов перекочевала с киностудии имени Довженко, заводы помогали с ремонтами. Подсобили даже американцы – когда резали на металлолом стратегические бомбардировщики, несколько экземпляров сохранили для истории и перевезли в Киев. Так что это – первый полномасштабный транспортный музей в Украине и один из крупнейших по площади – больше 14 гектаров.

В нем свыше 70 самолетов и вертолетов. А еще – ракеты, вооружение, двигатели. Настоящий полигон!
При входе стоит уникальный Ту-104, первый серийный – заводской номер 001. Он летал до 1958 года, пока не передали в НАУ "на растерзание" студентам. Он интересен своим салоном – в нем были обустроены "вип-места": сзади сидели "простые смертные", а в передней части находятся 4 отсека-купе с умывальниками, обивкой из бархата и красного дерева – для высших руководящих чинов.

Есть Ил-86 – самый первый, испытательный: в нем предусмотрен аварийный люк для экипажа – и Ил-18 №01.01. Илюшинское конструкторское бюро даже выразило благодарность киевскому музею за сохранение самолета – они думали, что его уже давно уничтожили.

"Летающий гастроном" и бомбардировщики
Больше всего поражает военная авиатехника – особенно когда узнаешь, что могли в свои лучшие годы эти мирно стоящие на траве "борта". И какой ценой давались эти возможности...
– При испытаниях Су-24, до недавнего времени основного бомбардировщика украинской армии, погибло 10 пилотов и вышло из строя 13 машин, – рассказал начальник научно-популяризационного отдела Борис Антоненко. – Все потому, что его "учили" летать с огибанием рельефа местности в автоматическом режиме на высоте 15–200 метров и быстрее скорости звука. В иракских войнах американцы не смогли сбить ни одного такого самолета.
Вот МиГ-25, за которым до сих пор мировой рекорд высоты – больше 37 километров. Поверхность корпуса прогревалась на сотни градусов, и на нем стояла мощная система охлаждения на... 200 литров водно-спиртовой смеси. За это самолет называли "летающий гастроном". Член Президиума Верховного Совета СССР Анастас Микоян говорил про него: "Если родина прикажет – заправим армянским коньяком".
Кроме того, оказалось, что в Киеве – единственная в мире коллекции "Бэкфайеров" – стратегических бомбардировщиков Ту-22, способных нести ядерные бомбы. Боевые машины в рамках разоружения порезали американцы, но несколько экземпляров перевезли в музей – по частям. Рядом на тележках мирно лежат ракеты Х-22, каждая из которых способна уничтожить целый город.

Собрать самолет – дело хитрое
На Медовую захаживают не только рядовые посетители, но и люди, чьи судьбы были связаны с тем, что теперь стало музейными экспонатами, – летчики, которые сами сажали самолеты на последнюю стоянку. Приходят американцы, ветераны Афгана, участники съемок и почитатели фильма "В бой идут одни старики" – ведь тот самый самолет Леонида Быкова также находится на музейной площадке. Рядом – модель первого украинского, еще деревянного, самолета "Анатра-Анассаль" начала XX века. В 1912 году предприниматель Артур Анатра открыл в Одессе авиазавод, где выпускали по самолету в месяц. В 2005 году из Южной Пальмиры в Киев передали его модель в натуральную величину.

К сожалению, пока мало киевских самолетов КБ Антонова – всего три, в том числе знаменитый "кукурузник". Сейчас есть предварительное согласие на передачу авиамузею пяти самолетов, в том числе гигантского "Руслана", но впереди еще процедура перевозки. Впрочем, "крылатым" музейщикам к этому не привыкать.

Под открытым небом проводятся уникальные операции по сборке: сейчас самолеты поступают в основном автотранспортом в разобранном виде, подчас это около 20 трейлеров за раз! Зачастую это спонсорская помощь. Экспозиция пополняется каждый год. Сейчас около 10 самолетов готовятся к перебазированию, больше десяти – согласовываются на передачу. С каждым годом все больше экспонатов, в которые можно попасть внутрь.

Дополнительная информация: ни работы: со среды по воскресенье.
Адрес: ул. Медовая, 1, тел.: 241-25-83, 461-64-85 (добираться с Севастопольской площади троллейбусами №21 и №40 до поворота на Турецкий городок, а оттуда пройти пешком).

Стоимость билетов – 12 грн, для студентов – 6 грн, для учеников и ветеранов труда – 3 грн.
Посещение самолета – 2 грн.

Видеосъемка – 10 грн, фотосъемка – 5 грн.
Экскурсия – от 30 до 60 грн (в зависимости от детальности осмотра).

Возможен прокат экспонатов (проведение мероприятий внутри самолетов: съемки, презентации и т.д.).
Цены за час: малые – 81 грн, средние – 200 грн, большие – 270 грн.

Метро: Вокзальная, Шулявская

Адрес: Медовая, 1

Как добраться: От Севастопольской площади двигатся по улице Народного ополчения до ул. Медовой

Смотровая площадка Родина-мать

После многолетнего перерыва вновь открылась смотровая площадка на щите у Родины-мать. Скульптура была открыта 9 мая 1981 г. вместе с музеем Великой Отечественной Войны и является его центральной фигурой. Высота скульптуры без основания - 62м. Её вес - 500т. Со щита открывается обзор всего Киева.

Предполагалось, что монумент будет покрыт сусальным золотом. Если точнее, то первоначально планировалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку. Но от этой идеи отказались. Нынешняя скульптура изготовлена из нержавеющей стали и установлена на 40-метровом конусном пьедестале, у подножия которого находится собственно музей. Общая высота (до кончика меча) - 102 м, высота на уровне кромки щита - 92 м. Согласно выводам специалистов, скульптура должна простоять 150 лет и должна выдерживать землетрясения силой в 9 баллов.

Внутри скульптуры находится два лифта: - наклонный (движется на катках под углом 75 градусов) и вертикальный. Наклонный лифт поднимает людей внутри пьедестала. Вертикальный же лифт позволяет подняться на уровень груди скульптуры (т.н. 9 этаж); дальше нужно карабкаться по одной из лестниц, которые ведут в обе руки и на макушку головы.

Подъем на щит выглядит следующим образом: пешком на 3-й этаж музея, затем наклонный лифт до нижней смотровой площадки, потом вы расписываетесь за инструктаж и сдаете ненужные вещи, далее вертикальный лифт, затем небольшая вертикальная лесенка и наклонная лестница в руке скульптуры, переходящая в вертикальную. Подъем на каждой нестандартной лестнице сопровождается закреплением страховочного пояса на веревке или тросе.

Площадка находится с задней стороны щита над пальцами левой руки скульптуры, она со всех сторон ограждена, но сверху на уровне глаз есть свободное от сетки место, которого хватает и на посмотреть, и фотоаппарат нормально высунуть. Со щита открывается великолепный вид на Днепр, Лавру, Печерск и т.д.

Также есть нижняя смотровая площадка на высоте 36 метров, которая оборудована биноклями.

Дополнительная информация: Время работы: 10:00-17:00, выходной - понедельник.

Стоимосто подъема на щит - 200 грн. Продолжительность подъем около 40 минут, время пребывания на щите - 10-15 минут.
Пожилых, беременных, людей с избыточным весом, младше 12 лет, а также в мини-юбках и на шпильках - не пускают.

Стоимость подъема на нижнюю смотровую площадку - 50 грн.

Метро: Арсенальная

Адрес: ул. Ивана Мазепы, 44

Центральный ипподром

Ипподром – это комплекс сооружений для проведения испытаний лошадей и конноспортивных соревнований, выставок и выводок лошадей. Испытания проводят на беговом или скаковом призовом круге. На ипподроме оборудованы отдельные круги для бегов и скачек. Также имеются площадка для конноспортивных соревнований и игр. Вдоль финишного отрезка призового круга располагаются трибуны для зрителей, против финишного столба – судейская. На территории ипподрома оборудованы конюшни с водилками для лошадей, ветеринарный лазарет, карантин, кузница, хозяйственные службы.

Киевский ипподром построен в 1962-1969 годах, сегодня он заминает площадь более 380 тысяч квадратных метров. Пропускная способность Киевского ипподрома – более 400 лошадей в год.
На главном скаковом поле – три дорожки:
Первая (внутренняя) дорожка служит для тренинга. Имеет граншлаковое покрытие, ее размеры 1477 х 20 м. Вторая дорожка называется призовая и предназначена для забега лошадей рысью, то есть для тренинга и испытаний. Длинна – 1600 м, ширина – 30 м, покрыта грунтом, близким по структуре с черноземом. Третья дорожка называется скаковая и служит для сбережения и наработки мускулатуры лошадей. Ее длинна – 1800 м, ширина – 25 м. Эта дорожка песчаная по внешнему периметру и травяная по внутреннему. В центре бегового круга оборудовано конкурное поле и две площадки для выездки спортивных лошадей.

На ипподроме имеется 9 капитальных конюшен, построенных по индивидуальному проекту, на 40 денников каждая. В центре каждой конюшни имеется упряжной манеж, в конюшнях размещены служебные комнаты: сбруйники, кладовые для хранения фуража, бытовые комнаты

В 2009 году впервые во времена независимости Украины при Центральном ипподроме открыт тотализатор. Как известно, тотализатор существовал здесь еще во времена Советского Союза, но с получением статуса независимого государства его отнесли к азартным играм и просто-напросто запретили. Поэтому тотализаторов долгое время не было ни на одном ипподроме Украины.

Дополнительная информация: Телефон: 526-20-53

Метро: Лыбедская, Васильковская

Адрес: ул. Академика Глушкова, 10

Как добраться: От метро Лыбедская ехать на 126 или 563 маршутке.

Полеты на паратрайке

Сколько бы вы отдали за то, чтобы ощутить себя птицей, взглянуть на мир свысока. В миг полета все земное отпускает вас и вы наслаждаетесь небесной безмятежностью, свободой, чистотой. Приключение на паратрайке в подарок - это масса эмоций и адреналина, которые запомнятся на всю жизнь!

Полет на паратрайке это возможность ощутить себя птицей, получить массу адреналина от полена, ну и конечно же полюбоватся Киевом с высоты. Так же вы можете заказать экстрим полет, опытный пилот продимоснрирует вам фигуры пилотажа, такими как мертвая петля и т.д.

Еще одно хорошое предложение это ночонй полет на паратрайке над ночным Киевом. Яркий фейерверк урбанистической цивилизации и чёрные бездны Днепра. Посеребрённые луной облака и фосфоресцирующие стайки автомобилей внизу. Захватывающая дух бесконечность пространства и полное отсутствие времени.

Дополнительная информация: Что включено в сертификат:
полет с инструктором на паратрайке

Важно знать:
Подарок необходимо активировать не позднее, чем за 7 дней до желаемой даты
Возможные дни и время проведения - суббота и воскресенье (остальные дни уточняйте у операторов)
Ближайшую возможную дату и время необходимо уточнять у операторов, при неблагоприятных погодных условиях возможен перенос даты.
Форма одежды - удобная
Возможный вес участника - до 100 кг
________________
www.presentlab.com.ua - здесь можно купить сертификат на полет на паратрайке. (10минут)

www.darlink.com.ua - здесь можно купить сертификат на ночной полет на паратрайке. (40 минут)

Метро: Петровка

Адрес: Парк Дружбы Народов

с. Новые Петровцы Музей «Битва за Киев»

К северу от Киева, в селе Новые Петровцы, туристов ждет отличный военно-исторический музей – «Битва за Киев 1943 года» на месте Лютежского плацдарма, откуда и был освобожден Киев. Территория музея занимает более 9 га. Посетители могут пройтись по 650-метровой галерее подземных блиндажей командующего 1-м Украинским фронтом генерала Ватутина.
Музей был основан в марте 1945 года. Именно здесь, в селе Новые Петровцы, находился командно-наблюдательный пункт генерала Ватутина – командующего 1-м Украинским фронтом. Отсюда, из района Лютежского плацдарма, была проведена операция по освобождению Киева от фашистких захватчиков, форсирование Днепра.

В 1945 году правительство провозгласило территории в Новых Петровцах государственным заповедником. Было восстановлено 650 метров окопов, блиндажи и командо-наблюдательные пункты. А в 1958 тут поставили памятник - величественную фигуру воина из кованной меди на высоком пьедестале.
В 1993 году в честь 50-летия освобождения Киева был построен Музей-Диорама «Битва за Киев». В пяти залах ныне экспонируется более десяти тысяч реликвий и материалов, связанных с событиями обороны Киева в 1941 году и освобождения столицы Украины и Киевской области в 1943-м. В экспозиции можно увидеть фотографии, материалы, личные вещи участников боевых действий и непосредственно диораму, длина полотна которой составляет 27 метров в длину и 7 в высоту. Около музея находится выставка военной техники времен Второй мировой войны.

«Лифта здесь нет, смотровой площадки во рту или в мече тоже», - с таких слов Александр Чернов, ведущий научный сотрудник волгоградского филиала ОАО «НИИЭС», начинает экскурсию по скульптуре «Родина-мать зовет».

Главный монумент Мамаева кургана не предназначен для посетителей, но иногда сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» делают исключения.

Общая высота монумента - 85 метров. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

85-метровая шахматная фигура

Вход в скульптуру расположен с тыльной стороны «Родины-матери». Металлическая дверь открывается, оттуда спускают небольшую лестницу, и, предварительно проверив паспорта, нас пускают внутрь монумента.

Дверь в скульптуру. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Для Александра Чернова подниматься в «Родину-мать» - работа. Раз в неделю он приходит сюда, чтобы следить за состоянием монумента.

«Скульптура лилась монолитом, как сейчас строятся дома: постепенно снизу вверх деревянная опалубка заполнялась бетоном, - рассказывает Александр Чернов. - Кстати, строили ее те же самые люди, что и Волжскую ГЭС и из такого же бетона. Голова заливалась отдельно и ставилась на монумент».

Вся скульптура состоит из бетонных комнат. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

В скульптуре прохладно, темно и довольно-таки тесно. «Родина-мать» состоит из множества ячеек примерно 3 на 3 метра, которые как малогабаритные квартиры разбросаны по ярусам монумента.

Фигура «Родины-матери» стоит на бетонном фундаменте. С землей скульптура никак не связана.

«Что бы кто ни говорил, но она никакими канатами к земле не крепится. Это все равно, что шахматная фигура: ее можно поднять и переставить на другое место. Если, конечно, найдется, чем поднять», - говорит Александр.

Внутри натянуто 99 стальных канатов. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Внутри «Родины-матери» натянуто 99 стальных канатов. Они тоже никак не крепятся к земле. Канаты установлены не во всем монументе, в основном в ногах и руках. Натяжение на каждом из них - 60 тонн. Канаты нужны для того, чтобы на бетонной скульптуре не образовывались трещины. За их натяжением следят постоянно: на каждом канате стоят датчики, раз в 10 дней с них снимают показания. Если канат ослабел, его можно натянуть. Обычно это необходимо делать раз в 5 лет.

Легенда о заблудившемся

Наверх ведет бетонная лестница. Она постоянно петляет между ячейками, обрывается в одной комнате и вновь продолжается в другой. Блуждая по этим бетонным лабиринтам, легко поверить в легенду, по которой то ли строитель, то ли солдат, выносивший мусор, заблудился в «Родине-матери» и не смог найти выход.

Наверх ведет бетонная лестница. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

«Конечно, никто здесь не пропадал, но бывало людей забывали на несколько часов, - говорит Александр. - Так выйдет кто-нибудь, закроет за собой дверь, выключит рубильник - и броди в темноте. По корпусу еще можно, держась за лестницу, спуститься, а вот если в шлейфе - там узко и передвигаться можно только на карачках».

На стенах, помимо надписей «Зина», «Здесь был…» и отметок каждого яруса, встречаются шпаргалки тех, кто следит за монументом. Это маленькие записки с набором цифр. Так Александр и его коллеги отмечают трещины и следят за ними.

Листочки на стене - пометки на местах трещин. В этой комнате кончается одна из групп натянутых канатов. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

«Сколько ступеней ведет наверх, я не знаю, после 200 всегда сбиваюсь, - говорит наш гид. - А вообще сейчас подниматься легко, потому что температура на улице оптимальная. Летом, если на улице +40С°, то и здесь столько же. Да к тому же душно, потому что из вентиляции только люк на макушке да дверь внизу».

В некоторых комнатах стоят большие красные баллоны - система пожаротушения. Ее установили после пожара в Останкинской башне.

Каждый баллон системы пожаротушения весит около 100 килограммов. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

«В башне такие же канаты, как и в «Родине-матери», - поясняет Александр. - Смазка на канатах жировая, может и загореться. К тому же, как и в Останкинской башне, здесь много электричества. Установка системы пожаротушения шла долго, каждый такой баллон весит около 100 килограммов, чтобы поднимать их, кое-где приходилось срезать перила».

Голуби в мече и мыши в голове

На уровне груди мы попадаем в небольшую комнату - это рубка, «сердце» статуи, здесь стоит аппаратура, с помощью которой контролируется натяжение канатов, датчики колебаний от ветра.

Александр Чернов показывает центральную комнату монумента. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

По словам смотрителей, если снаружи дует сильный ветер, то внутри это не сильно заметно - например, качнется проволока, висящая на стене. Но стоит гул от меча.

Еще несколько пролетов бетонной лестницы, и примерно на уровне шеи она заканчивается. Здесь из небольшого помещения расходятся канаты, которые стягивают руки. Отсюда же по руке можно пройти в меч.

По руке монумента можно попасть в меч. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

«Когда-то в мече жили голуби, - говорит Александр Чернов. - Одна голубка даже яйца там высиживала. Активная такая была - поднимаешься по мечу, а она в лицо лезет. Потом улетели все».

В статуе когда-то даже водились мыши. Причем грызуны добирались до самой верхней площадки в голове «Родины-матери». Чем они питались, смотрители до сих пор не понимают.

Канаты, натянутые в руке «Родины-матери». Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Дальше вверх ведет несколько металлических лестниц. После них деревянный помост. Мы в голове. До люка на макушке осталось всего несколько ступеней. Подъем на высоту 52 метров, что примерно равно 17-этажному дому, прошел незаметно.

Металлическая лестница в шее скульптуры. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Александр открывает люк и показывает на предпоследнюю ступень - подняться он разрешил только на нее. Выше уже опасно.

Голова «Родины-матери». Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

Первое, что видишь, когда поднимаешься наверх, это 33-метровый меч. За ним центр города, левее - Волга. Держаться можно только за бетонную макушку, страшновато, ноги трясутся. Если закричать, у подножия скульптуры тебя никто не услышит. Не успев понять, что произошло, спускаешься вниз.

Вид из люка на макушке скульптуры. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

«В первый раз тебя просто захлестывают эмоции. Осознание приходит только потом. Я когда полез второй раз, уже попытался разглядеть свой дом, - говорит Александр. - Представляете, не все стоя здесь, решаются подняться. Одна девушка дошла до этой площадки, а в люк не полезла - испугалась. Сказала, что потом на фотографиях посмотрит».

Крючок для альпинистов. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Рядом с люком на макушке вмонтирован металлический крючок. За него цепляют страховку альпинисты. Промышленный альпинизм появился в стране именно благодаря «Родине-матери» - для работы на данном объекте эти специалисты были привлечены впервые.

Она не падает

К слухам о скором падении монумента Александр Чернов относится с иронией.

«Мы сейчас находимся в самой верхней точке и все вместе добавили несколько сотен килограммов. Не боитесь? - спрашивает он. И тут же продолжает. - Вообще очень много в этой теме надуманного. У скульптуры есть проблемы, но все они решаются в плановом порядке. Крен сейчас 90 мм, а не 216, как пишут иногда. Этот крен связан с фундаментом. Он не критичен. Вучетич действительно давал 50 лет гарантийного срока. Но 50 лет уже прошло. И ничего плохого не случилось».

Александр Чернов уверяет, что слухи о скором падении «Родины-матери» сильно преувеличены. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

В ближайших планах - защитить монумент от влаги. Проект гидрофобного покрытия находится на стадии разработки. Когда дело дойдет до его реализации, «Родину-мать» оденут в леса. А пока она боится влаги и дает протечки, особенно зимой.

Скульптура не предназначена для того, чтобы сюда водили посетителей. В планах ее создателей никогда не было лифта или смотровой площадки в голове. Из благ цивилизации здесь только электричество, даже телефонная связь с перебоями.

«Сейчас здесь хотя бы чисто, а когда я сюда первый раз пришел, было очень много пыли, строительного мусора. Мусор отсюда выносить тяжело, делали это в основном солдаты. Спускаться в туалет далеко, ходили они, кто где мог. А каких только надписей на стенах здесь не было. Но все затерли, - говорит Александр Чернов. - Это снаружи «Родина-мать» памятник, монумент, а внутри - строительная конструкция. Мы ведь не в Америке живем, у нас парадно делают только с одной стороны».


  • © / Григорий Белозеров

  • © / Григорий Белозеров

  • © / Григорий Белозеров

  • © / Олеся Ходунова

  • © / Олеся Ходунова

  • © / Григорий Белозеров

  • ©