Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций. Миссисипская шкала птср. Методы диагностики птср

Миссисипская шкала (МШ) была разработана для оценки степени выраженности посттравматических стрессовых реакций у ветеранов боевых действий (Keane et al, 1987, 1988). В настоящее время она является одним из широко используемых инструментов для измерения признаков ПТСР. Шкала состоит из 35 утверждений, каждое из которых оценивается по пятибалльной шкале Ликкерта. Оценка результатов производится суммированием баллов, итоговый показатель позволяет выявить степень воздействия перенесенного травматического опыта. Содержащиеся в опроснике пункты входят в 4 категории, три из них соотносятся с критериями DSM: 11 пунктов направлены на определение симптомов вторжения, 11 – избегания и 8 вопросов относятся к критерию физиологической возбудимости. Пять остальных вопросов направлены на выявление чувства вины и суици-дальности. Как показали исследования, МШ обладает необходимыми психометрическими свойствами, а высокий итоговый балл по шкале хорошо коррелирует с диагнозом «посттравматическое стрессовое расстройство», что побудило исследователей к разработке «гражданского» варианта МШ, который состоял из 39 вопросов.

МИССИСИПСКАЯ ШКАЛА (военный вариант)

Ф. И. О.__________________

Дата « ________ » 200___г.

ИНСТРУКЦИЯ. Ниже приводятся утверждения, в которых обобщен разнообразный оныт людей, принимавших участие в боевых действиях. Под каждым утверждением дается шкала от 1 до 5. Обведите кружком выбранный вами номер ответа, лучше всего описывающий ваши чувства. Если у вас возникнут вопросы, обратитесь за разъяснением к экспериментатору.

1 До службы в армии у меня было больше близких друзей, чем сейчас

Совершенно верно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно верно

2. У меня нет чувства вины за все то, что я делал во время службы в армии

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно

3. Если кто-то выведет меня из терпения, то, вероятнее всего, я не сдержусь (применю физическую силу)

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени

Совершенно верно 5

4. Если случается что-то, напоминающее мне о войне, это выводит меня из равновесия и причиняет мне боль

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно верно

6. Я способен вступать в эмоционально-близкие отношения с другими людьми

7. Мне снятся по ночам кошмары о том, что было в действительности на войне

Никогда 1

8. Когда я думаю о некоторых вещах, которые я делал в армии, мне просто не хочется жить

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно верно

9. Внешне я выгляжу бесчувственным

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно верно

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно верно

12. Я все время задаю себе вопрос,

почему я остался жив,

в то время

как другие погибли на войне

Никогда 1

13. В определенных ситуациях я чувствую себя так, как будто я снова в армии

Никогда 1

14. Мои сны настолько реальны, что я просыпаюсь в холодном поту и заставляю себя больше не спать

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно верно

16. Вещи, которые вызывают у других людей смех или слезы, меня не трогают

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно верно

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени

Совершенно верно

Никогда 1

19 Я обнаружил, что мне не трудно работать после демобилизации

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно

Никогда 1

21 Я беспричинно плачу

Никогда 1

Никогда 1

Никогда 1

24 Я легко засыпаю

25 От неожиданного шума я сильно вздрагиваю

26 Никто, даже члены моей семьи, не понимают, что я чувствую

Совершенно верно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно

27 Я легкий, спокойный, уравновешенный человек

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно верно

28 Я чувствую, что о каких-то вещах, которые я делал в армии, я никогда не смогу рассказать кому-либо, потому что этого никому не понять

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно

29 Временами я употребляю алкоголь (наркотики или снотворные), чтобы помочь себе заснуть или забыть о тех вещах, которые случались, когда я служил в армии

Никогда 1

Никогда 1

Никогда 1

32 Я боюсь засыпать

Никогда 1

33 Я пытаюсь избегать всего,

что могло бы напомнить мне о том, что случалось со мной в армии

Никогда 1

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени

Совершенно верно

Совершенно верно

35 Я испытываю трудности в проявлении своих чувеп, даже по отношению к близким людям

Совершенно верно

Отчасти верно

До некоторой степени

МИССИСИПСКАЯ ШКАЛА (гражданский вариант)

Ф. И. О._________________

Дата «______» 200___г.

ИНСТРУКЦИЯ. Ниже приводятся утверждения, в которых обобщен разнообразный опыт людей, переживших тяжелые, экстремальные события и ситуации. Под каждым утверждением дается шкала от 1 до 5. Обведите кружком выбранный вами номер ответа, лучше всего описывающий ваши чувства. Если у вас возникнут вопросы, обратитесь за разъяснением к экспериментатору.

1. В прошлом у меня было больше близких друзей, чем сейчас

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой

степени верно

Совершенно верно 5

2. У меня нет чувства вины за все то, что я делал в прошлом

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой

степени верно

Совершенно верно

3. Если кто-то выведет меня из

терпения, то, вероятнее всего,

я не сдержусь (применю физическую

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой

степени верно

Совершенно верно

4. Если случается что-то, напоминающее мне о прошлом, это выводит меня из равновесия и причиняет мне боль

Никогда 1

5. Люди, которые очень хорошо меня знают, боятся меня

Никогда 1

6 Я способен вступать в эмоционально-близкие отношения с другими людьми

Никогда 1

7 Мне снятся по ночам кошмары о том, что было со мной реально в прошлом

Никогда 1

8. Когда я думаю о некоторых вещах, которые я делал в прошлом, мне просто не хочется жить

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно верно

9 Внешне я выгляжу бесчувственным

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно верно

10. Последнее время я чувствую, что хочу покончить с собой

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой

степени верно

Совершенно верно

11 Я хорошо засыпаю, нормально сплю и просыпаюсь только тогда, когда нужно вставать

Никогда 1

12. Я все время задаю себе вопрос, почему я еще жив, в то время как другие уже умерли

Никогда 1

13. В определенных ситуация я чувствую себя так, как будто я вернулся в прошлое

Никогда 1

14 Мои сны настолько реальны, что я просыпаюсь в холодном поту и заставляю себя больше не спать

Никогда 1

15 Я чувствую, что больше не могу

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно 3

Совершенно верно

16 Вещи, которые вызывают у других людей смех или слезы, меня не трогают

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно 3

Совершенно верно

17 Меня по-прежнему радуют те же вещи, что и раньше

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно верно

18 Мои фантазии реалистичны и вызывают страх

19 Я обнаружил, что мне работать не трудно

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно 3

Совершенно

20 Мне трудно сосредоточиться

Никогда 1

21 Я беспричинно плачу

Никогда 1

22 Мне нравится быть в обществе других людей

23 Меня пугают мои стремления и желания

Никогда 1

124 Я легко засыпаю

Никогда 1

25 От неожиданного шума я сильно вздра1 иваю

Никогда 1

26 Никто, даже члены моей семьи не понимают, что я чувствую

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой

степени верно

Совершенно

2 7 Я легкий, спокойный, уравновешенный человек

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно верно

28 Я чувствую, что о каких-то вещах, которые я делал в прошлом, я никогда не смогу рассказать кому-либо, потому что этого никому не понять

Совершенно верно

Отчасти верно

До некоторой

степени верно

Совершенно

29 Временами я употребляю алкоголь (наркотики или снотворные), чтобы помочь себе заснуть или забыть о тех вещах, которые случались со мной в прошлом

30 Я не испытываю дискомфорта, когда нахожусь в толпе

Никогда 1

31 Я теряю самообладание и взрываюсь из-за мелочей

Никогда 1

32 Я боюсь засыпать

Никогда 1

33 Я пытаюсь избегать всего, что могло бы напомнить мне о том, что происходило со мной в прошлом

Никогда 1

34 Моя память так же хороша, как и раньше

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой

степени верно

Совершенно верно

35 Я испытываю трудности в проявлении своих чувств, даже по отношению к близким людям

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой

степени верно

Совершенно верно

36 Временами я вдруг веду себя или чувствую так, как будто то, что было со мной в прошлом, происходит снова

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой степени верно

Совершенно верно

37 Я не могу вспомнить некоторые важные вещи, которые произошли со мной в прошлом

Совершенно

Отчасти верно 2

До некоторой

степени верно

Совершенно верно

38 Я очень бдителен и насторожен большую часть времени

Совершенно

Отчасти верно

До некоторой

степени верно

Совершенно верно

39 Если случается что-нибудь, напоминающее мне о прошлом, меня охватывает такая тревога или паника, что у меня начинается сильное сердцебиение и перехватывает дыхание, я весь дрожу и покрываюсь потом, у меня кружится голова, появляются «мурашки», и я почти теряю сознание

Никогда 1

Ключи к обработке

* Сумма баллов по пунктам с прямой шкалой (сумма 1): 1,3,4,5,7,8,9,10,12,13,14,15,16,18,20,21,23,25,26,28,29,31,32, 33,35, 36,37,38,39.

Сумма баллов по пунктам с обратной шкалой (сумма 2): 2, 6, 11, 17, 19, 22, 24, 27, 30, 34. Общий балл: сумма 1 + сумма 2

*Примечание: здесь приводятся ключи для гражданского варианта МШ. При оценке военного варианта соответственно сумма 1 вычисляется как сумма баллов по пунктам: 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35; сумма 2 вычисляется аналогично.

Средние значения Миссисипской шкалы (гражданский вариант) (Тарабрина, 2001)

Средние значения для миссисипской шкалы (военный вариант) (Тарабрина, 2001)

Экстремальные ситуации Малкина-Пых Ирина Германовна

2.8 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПТСР

2.8 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПТСР

В мировой психологической практике для диагностики ПТСР разработан и используется громадный комплекс специально сконструированных клинико-психологических и психометрических методик. Основным клинико-психологическим методом выступает структурированное клиническое диагностическое интервью - СКИД (SCID - Structured Clinical Interview for DSM) и клиническая диагностическая шкала (CAPS - Clinical-administered PTSD Scale). СКИД включает ряд диагностических модулей (блоков вопросов), обеспечивающих диагностику психических расстройств по критериям DSM-Fv (аффективных, психотических, тревожных, вызванных употреблением психоактивных веществ и т. д.). Конструкция интервью позволяет работать отдельно с любым модулем, в том числе и с модулем ПТСР. В каждом модуле даны четкие инструкции, позволяющие экспериментатору по мере надобности перейти к беседе по другому блоку вопросов. При необходимости для постановки окончательного диагноза могут привлекаться независимые эксперты. Авторами методики предусмотрена возможность ее дальнейших модификаций в зависимости от конкретных задач исследования (Тарабрина, 2001).

К другим наиболее часто используемым в мировой практике методикам диагностики ПТСР относятся: шкала оценки тяжести воздействия травматического события (Impact of Event Scale-Revised, IOES-R); Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций: опросник Бека для оценки депрессии; опросник для оценки выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R (шкала Дерогатиса); шкала ПТСР из MMPI; шкала оценки тяжести боевого опыта Т. Кина. Однако необходимо учитывать, что указанная батарея была разработана на основе критериев DSM-III-R и, несмотря на полученные данные о возможности использования их русскоязычных версий, вопрос о дальнейшей работе над созданием или адаптацией специализированных психодиагностических методов, направленных на измерение признаков ПТСР, а также других последствий психической травматизации, остается одной из первоочередных задач в этой области психологии. Надо отметить, что в отечественной психологии разработан первый психодиагностический инструмент для этих целей, успешно зарекомендовавший себя, Опросник травматического стресса (ОТС) (Котенев, 1996).

Необходимо также учитывать специфику психодиагностики ПТСР: первым этапом при ее проведении является установление в анамнезе испытуемого самого факта переживания им травматического события, т. е. уже на этом этапе происходит актуализация индивидуального травматического опыта и сопутствующей ему постстрессовой симптоматики. Опыт показывает, что процесс обследования травматизированных клиентов предъявляет к психологу-диагносту требования, относящиеся не только непосредственно к его компетенции профессионала, но и к умению оказывать «первую психотерапевтическую помощь». Таким образом, методы стандартизованной психодиагностики в работе с лицами, страдающими травматическими стрессовыми расстройствами - ОСР и ПТСР, представляют интерес не только в плане установления диагноза, но и в плане оптимизации психокоррекционных и реабилитационно-восстановительных мероприятий, проводимых с пациентами - носителями данной группы психических нарушений (Тарабрина и др., 1992, 1994, 1996, 2000).

ШКАЛА ДЛЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПТСР (CLINICAL- ADMINISTERED PTSD SCALE - CAPS)

Шкала клинической диагностики CAPS разработана для диагностики тяжести текущего ПТСР как в течение прошлого месяца, так и в посттравматическом периоде в целом (Weathers et al, 1992; Weathers, 1993).

Шкала CAPS применяется, как правило, дополнительно к Структурированному клиническому интервью (СКИД) (Structured Clinical Interview for DSM III-R) для клинической диагностики уровня выраженности симптоматики ПТСР и частоты проявления симптомов. Ее используют, если в ходе интервью диагностируется наличие каких-либо симптомов ПТСР или всего расстройства в целом (Weathers. Litz, 1994; Blake, 1995).

CAPS позволяет оценить частоту встречаемости и интенсивность проявления индивидуальных симптомов расстройства, а также степень их влияния на социальную активность и производственную деятельность пациента. С помощью этой шкалы можно определить степень улучшения состояния при повторном исследовании по сравнению с предыдущим, валидность результатов и общую интенсивность симптомов. Необходимо помнить, что время рассмотрения проявлений каждого симптома 1 месяц. С помощью вопросов шкалы определяется частота встречаемости изучаемого симптома в течение предшествующего месяца, а затем оценивается интенсивность проявления симптома. Важно подчеркнуть, что критерии С и D требуют, чтобы не было проявлений симптома до травмы. Интервьюер должен удостовериться в том, что у пациента манифестация симптомов С и D произошла именно после травмы. Если в прошлом месяце состояние пациента соответствовало диагностическим критериям ПТСР. то оно автоматически определяется как удовлетворяющее критериям ПТСР, развившегося в посттравматический период (Тарабрина Н. В. и др., 1995,1996).

ШКАЛА ДЛЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПТСР (CLINICAL-ADMINISTERED PTSD SCALE - CAPS)

Пациент ____________________________________

Дата ____________________________________

Интервьюер ____________________________________

А. ТРАВМАТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ ____________________________________

____________________________________

В. ПОСТОЯННО ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ

(1) Повторяющиеся навязчивые воспоминания о событии, вызывающие дистресс

Случалось ли так, что вы непроизвольно, без всякого повода, вспоминали об этих событиях? Было ли это только во сне? (Исключить, если воспоминания появлялись только во сне.) Как часто это происходило в течение последнего месяца?

0 - никогда

1 - один или два раза

3 несколько раз в неделю

4 ежедневно или почти каждый день

Интенсивност ь

Если из этих случаев взять самый тяжелый, насколько сильны были переживания, вызванные этими воспоминаниями? Были ли вы вынуждены прерывать дела, которыми в этот момент занимались? В состоянии ли вы, если постараетесь, преодолеть эти воспоминания, избавиться от них?

0 - отсутствие дистресса

1 - низкая интенсивность симптома: минимальный дистресс

2 - умеренная интенсивность: дистресс отчетливо присутствует

3 высокая интенсивность: существенный дистресс, явные срывы в деятельности и трудности в преодолении возникших воспоминаний о событии

4 - очень высокая интенсивность: тяжелый, непереносимый дистресс, неспособность продолжать деятельность и невозможность избавиться от воспоминаний о событии

(2) Интенсивные, тяжелые переживания при обстоятельствах, символизирующих или напоминающих различные аспекты травматического события, включая годовщины травмы

Были ли у вас случаи, когда вы видели что-то, напомнившее об этих событиях, и вам становилось тяжело и грустно, вы расстраивались? (Например: определенный тип мужчин - для жертв изнасилования, цепочка деревьев или лесистая местность для ветеранов войны.) Как часто это с вами случалось в течение последнего месяца?

0 - никогда

1 - один или два раза

2 - один или два раза в неделю

3 - несколько раз в неделю

Интенсивность

Если из этих случаев взять самый тяжелый, насколько вы были взволнованы и расстроены, насколько сильны были переживания?

0 - нисколько

1 - слабая интенсивность симптома: минимальный дистресс

2 - умеренная интенсивность: дистресс отчетливо присутствует, но еще контролируется

3 - высокая интенсивность: значительный дистресс

4 - очень высокая интенсивность: непереносимый дистресс

(3) Ощущение, как будто травматическое событие происходило снова, или соответствующие внезапные действия, включая ощущение оживших переживаний, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды (флэшбэк-эффекты), даже те, которые появляются в просоночном состоянии

Приходилось ли вам когда-нибудь внезапно совершать какое-либо действие или чувствовать себя так, как будто бы то событие(я) происходит снова? Как часто это с вами случалось в течение последнего месяца?

О никогда

1 - один или два раза

4 - ежедневно или почти каждый день

Интенсивность

Если из этих случаев взять самый тяжелый, насколько реальным было это ощущение? Насколько сильно вам казалось, что то событие (я) происходило снова? Как долго это продолжалось? Что вы делали при этом?

0 - никогда такого не было

1 слабая интенсивность симптома: ощущение чуть большей реалистичности происходящего, чем при простом размышлении о нем

2 - умеренная интенсивность: ощущения определенные, но передающие диссоциативное качество, однако при этом сохраняется тесная связь с окружающим, ощущения похожи на грезы наяву

3 высокая интенсивность: в сильной степени диссоциативные ощущения - пациент рассказывает об образах, звуках, запахах, но все еще сохраняется некоторая связь с окружающим миром

4 - очень высокая интенсивность: ощущения полностью диссоциативны - флэшбэк-эффект, полное отсутствие связи с окружающей реальностью, возможна амнезия данного эпизода «затмение», провал в памяти

(4) Повторяющиеся сны о событии, вызывающие тяжелые переживания (дистресс)

Были ли у вас когда-нибудь неприятные сны о том событии? Как часто это с вами случалось в течение последнего месяца?

О никогда

1 - один или два раза

2 - один или два раза в неделю 3 несколько раз в неделю

4 - ежедневно или почти каждый день

Интенсивность

Если из этих случаев взять самый худший, как сильны были те неприятные, тяжелые переживания и чувство дискомфорта, которые вызывали у вас эти сны? Вы просыпались от этих снов? (Если да, спросите: «Что вы чувствовали или делали, когда просыпались? Через сколько времени вы обычно засыпали?» Выслушайте рассказ и отметьте симптомы паники, громкие крики, положения тела.)

0 - отсутствовали

1 - слабо выраженная интенсивность симптома: минимальный дистресс не вызывал пробуждении

2 - умеренная интенсивность: просыпается, испытывая дистресс, но легко засыпает снова

3 - высокая интенсивность: очень тяжелый дистресс, затруднено повторное засыпание

4 - очень высокая интенсивность: непреодолимый дистресс, невозможность заснуть снова

С. УСТОЙЧИВОЕ ИЗБЕГАНИЕ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ, АССОЦИИРУЮЩИХСЯ С ТРАВМОЙ, ИЛИ «БЛОКАДА» ОБЩЕЙ СПОСОБНОСТИ К РЕАГИРОВАНИЮ (uumbing - «оцепенение») (симптомы не наблюдались до травмы)

(5) Усилия, направленные на то, чтобы избежать мыслей или чувств, ассоциирующихся с травмой

Пытались ли вы отгонять мысли о событии(ях)? Прилагали ли вы усилия, чтобы избежать ощущений, связанных с событием(ями) (например, чувств гнева, печали, вины)? Как часто это с вами случалось в течение последнего месяца?

0 - никогда

1 - один или два раза

2 - один или два раза в неделю

3 - несколько раз в неделю

4 - ежедневно или почти каждый день

Интенсивность

Как велики были усилия, которые вы прилагали, чтобы не думать о том событии (ях), чтобы не испытывать чувств, имеющих к нему (ним) отношение? (Дайте оценку всех попыток сознательного избегания, включая отвлечение, подавление и снижение возбужденности при помощи алкоголя или наркотиков.)

0 - никакого усилия

3 - высокая интенсивность: значительное усилие, избегание безусловно есть

(6) Усилия, направленные на то, чтобы избегать действий или ситуаций, которые вызывают воспоминания о травме

Пытались ли вы когда-либо избегать каких-либо действий или ситуаций, которые напоминали бы вам о событии(ях)?

О никогда

1 - один или два раза

2 - один или два раза в неделю

3 - несколько раз в неделю

4 - ежедневно или почти каждый день

Интенсивность:

Как велики были усилия, которые вы прилагали для того, чтобы избегать каких-то действий или ситуаций, связанных с событием(ями)? (Дайте оценку всех попыток поведенческого избегания; например, ветераны войны, избегающие участия в ветеранских мероприятиях, просмотрах военных фильмов и проч.)

0 - никакого усилия

1 - слабая интенсивность симптома: минимальное усилие

2 - умеренная интенсивность: некоторое усилие, избегание определенно есть

3 высокая интенсивность: значительное усилие, избегание безусловно есть

4 - очень высокая интенсивность: отчетливо выраженные попытки избегания

(7) Неспособность вспомнить важные аспекты травмы (психогенная амнезия)

Случалось ли так, что вы не могли вспомнить важные обстоятельства происшедшего с вами события(ий) (например, имена, лица, последовательность событий)? Многое ли из того, что имело отношение к происшедшему, вам было трудно вспомнить в прошедшем месяце?

О - ничего, ясная память о событии в целом

1 - некоторые обстоятельства события(ий) было невозможно вспомнить (менее чем 10 %)

2 ряд обстоятельств события(й) было невозможно вспомнить (20–30 %)

3 - большую часть обстоятельств события(й) было невозможно вспомнить (50 60 %)

4 - почти совсем невозможно было вспомнить событие(я) (более чем 80 %)

Интенсивность

Как велики были усилия, которые вам понадобилось приложить, чтобы вспомнить о важных обстоятельствах того, что произошло с вами?

0 - какие-либо затруднения при воспоминании о событиях отсутствовали

1 - слабая интенсивность симптома: незначительные затруднения при воспроизведении обстоятельств события

2 - умеренная интенсивность: определенные затруднения, однако при сосредоточении сохраняется способность к воспроизведению события в памяти

3 - высокая интенсивность: несомненные затруднения при воспроизведении обстоятельств события

4 - очень высокая интенсивность: полная неспособность вспомнить о событии(ях)

(8) Заметная утрата интереса к любимым занятиям

Чувствуете ли вы, что потеряли интерес к занятиям, которые были для вас важными или приятными, - например, спорт, увлечения, общение? Если сравнить с тем, что было до происшедшего, сколько видов занятий перестали вас интересовать за прошедший месяц?

0 - потери интереса вообще не было

1 потеря интереса к отдельным занятиям (менее чем 10 %)

2 - потеря интереса к нескольким занятиям (20–30 %)

3 - потеря интереса к большому числу занятий (50–60 %) 4 потеря интереса почти ко всему (более чем 80 %)

Интенсивность

В самом худшем случае насколько глубока или сильна была утрата интереса к этим занятиям?

0 - вообще не было потери интереса

1 слабая интенсивность симптома: только незначительная потеря интереса, не исключающая получения удовольствия в процессе занятий, если они все-таки начались

2 - умеренная интенсивность: безусловная потеря интереса, но все-таки сохраняется некоторое чувство удовольствия от занятия(й)

3 - высокая интенсивность: очень значительная потеря интереса к занятиям

4 - очень высокая интенсивность: полная потеря интереса, не вовлекается ни в какую деятельность

(9) Чувство отстраненности или отчужденности от окружающих

Не было ли у вас чувства отдаленности или потери связи с окружающими? Отличалось ли это состояние от того, что вы чувствовали перед тем, как произошло это событие(я)? Как часто вы чувствовали себя так в течение последнего месяца?

0 - такого вообще не было

2 - иногда (20–30 %)

3 - часто (50–60 %)

Интенсивность

В самом худшем случае насколько сильно было ваше чувство отстраненности или отсутствия связи с окружающими? Кто все-таки оставался вам близок?

0 - отсутствуют подобные чувства

1 - слабая интенсивность симптома: эпизодически чувствует себя «идущим не в ногу» с окружающими

2 умеренная интенсивность: определенное наличие чувства отдаленности, но сохраняются какие-то межличностные связи и чувство принадлежности к окружающему миру

3 - высокая интенсивность: значительное чувство отстраненности или отчужденности от большинства людей, сохраняется способность взаимодействия только с одним человеком

4 - очень высокая интенсивность: чувствует себя полностью оторванным от других людей, близкие отношения не поддерживает ни с кем

(10) Сниженный уровень аффекта, например, неспособность испытывать чувство любви

Были ли у вас такие периоды, когда вы были «бесчувственны» (вам было трудно испытывать такие чувства, как любовь или счастье)? Отличалось ли это состояние от того, как вы себя чувствовали перед тем, как произошло это событие(я)? Как часто вы чувствовали себя так в течение последнего месяца?

О такого вообще не было

1 - редко (менее 10 % времени)

2 - иногда (20–30 %) 3 часто (50 60 %)

Интенсивность

В самом худшем случае насколько сильным у вас было ощущение «бесчувственности»? (В оценку этого пункта включите наблюдения за уровнем аффективности во время интервью.)

0 - ощущения бесчувственности нет

1 - слабая интенсивность симптома: такое ощущение имеется, но незначительное

2 - умеренная интенсивность: явное ощущение бесчувственности, но способность испытывать эмоции все-таки сохранена

3 - высокая интенсивность: значительное ощущение бесчувственности по отношению по крайней мере к двум основным эмоциям - любви и счастья

4 - очень высокая интенсивность: ощущает полное отсутствие эмоций

(11) Ощущение отсутствия перспектив на будущее, например, не ожидает продвижения по службе, женитьбы, рождения детей, долгой жизни

Было ли когда-нибудь, что вы чувствовали отсутствие необходимости строить планы на будущее, что почему-либо у вас «нет завтрашнего дня»? (Если да, уточните наличие реального риска, например, опасных для жизни медицинских диагнозов). Отличалось ли это состояние от того, как вы себя чувствовали перед тем, как произошло это событие(я)? Как часто вы чувствовали себя так в течение последнего месяца?

0 - такого вообще не было

1 - редко (менее 10 % времени)

2 - иногда (20–30 %)

3 - часто (50–60 %)

4 - почти всегда или постоянно (более чем 80 %) Интенсивност ь

В самом худшем случае насколько сильным было чувство, что у вас не будет будущего? Как вы думаете, как долго вы будете жить? Какие основания у вас предполагать, что вы умрете преждевременно?

О ощущения сокращенного будущего нет

1 - слабая интенсивность симптома: незначительные ощущения по поводу сокращенности жизненной перспективы

2 - умеренная интенсивность симптома: определенно присутствует ощущение сокращенной жизненной перспективы

3 высокая интенсивность симптома: значительно выражены ощущения сокращенной жизненной перспективы, могут иметь место определенные предчувствия о продолжительности жизни

4 - очень высокая интенсивность симптома: всепоглощающее чувство сокращенной жизненной перспективы, полная убежденность в преждевременной смерти

D. УСТОЙЧИВЫЕ СИМПТОМЫ ПОВЫШЕННОЙ ВОЗБУДИМОСТИ (не наблюдались до травмы)

(12) Трудности с засыпанием или с сохранением нормального сна

Были ли у вас какие-либо проблемы с засыпанием или с тем, чтобы спать нормально? Отличается ли это от того, как вы спали перед событием(ями)? Как часто у вас были трудности со сном в прошлом месяце?

0 - никогда

1 - один или два раза

2 - один или два раза в неделю 3 несколько раз в неделю

4 - каждую ночь (или почти каждую)

Трудности с засыпанием? Да Нет Пробуждения среди сна? Да Нет Очень ранние пробуждения? Да Нет

Количество часов сна (без пробуждений) за ночь

Желательное количество часов сна для обследуемого

Интенсивность

0 - нет проблем со сном

1 - слабая интенсивность симптома: несколько затруднено засыпание, некоторые трудности с сохранением сна (потеря сна до 30 минут)

2 умеренная интенсивность: определенное нарушение сна ясно выраженная увеличенная продолжительность периода засыпания или трудности с сохранением сна (потеря сна - 30–90 минут)

3 - высокая интенсивность: значительное удлинение времени засыпания или большие трудности с сохранением сна (потеря сна - 90 минут - 3 часа)

4 очень высокая интенсивность: очень длительный латентный период сна, непреодолимые трудности с сохранением сна (потеря сна более 3 часов)

(13) Раздражительность или приступы гнева

Были ли такие периоды, когда вы чувствовали, что необычно раздражительны или проявляли чувство гнева и вели себя агрессивно? Отличается ли это состояние от того, как вы себя чувствовали или как действовали до событий(я)? Как часто вы испытывали подобные чувства или вели себя подобным образом в прошлом месяце?

0 никогда

1 - один или два раза

2 - один или два раза в неделю

3 - несколько раз в неделю

4 - ежедневно или почти каждый день

Интенсивность

Насколько сильный гнев вы испытывали и каким образом вы его выражали?

0 - не было ни раздражительности, ни гнева

1 - слабая интенсивность симптома: минимальная раздражительность, в гневе - повышение голоса

2 умеренная интенсивность: явное наличие раздражительности, в гневе с легкостью начинает спорить, но быстро «остывает»

3 - высокая интенсивность: значительная раздражительность, в гневе - речевая или поведенческая агрессивность

4 очень высокая интенсивность: непреодолимый гнев, сопровождаемый эпизодами физического насилия

(14) Трудности с концентрацией внимания

Не казалось ли вам трудным сосредоточиться на каком-то занятии или на чем-то, что окружало вас? Изменилась ли ваша способность к сосредоточению с тех пор, как случилось это событие(я)? Как часто у вас наблюдались затруднения с сосредоточением внимания в течение прошлого месяца?

0 - вообще не было

1 - очень редко (менее 10 % времени)

2 иногда (20 30 % времени)

4 - почти всегда или постоянно (более чем 80 %)

Интенсивность:

Насколько трудно для вас было сосредоточиться на чем - либо? (При оценке этого пункта учтите свои наблюдения в процессе интервью.)

0 никакой проблемы не было

1 - слабая интенсивность: для сосредоточения требовались незначительные усилия

2 - умеренная интенсивность: определенная потеря способности к сосредоточению, но при усилии может сосредоточиться

3 - высокая интенсивность: значительное ухудшение функции, даже при особых усилиях

4 - очень высокая интенсивность: полная неспособность к сосредоточению и концентрации внимания

(15) Повышенная настороженность (бдительность)

Приходилось ли вам быть как-то особенно настороженным или бдительным даже тогда, когда для этого не было очевидной необходимости? Отличалось ли это от того, как вы себя чувствовали перед со бытием (ями)? Как часто в прошлом месяце вы были настороженны или бдительны?

0 - вообще не было

1 очень редко (менее 10 % времени)

2 - иногда (20–30 % времени)

3 - большую часть времени (50–60 %)

4 почти всегда или постоянно (более чем 80 %)

Интенсивность

Как велики усилия, которые вы прилагаете, чтобы знать обо всем, что происходит вокруг вас? (При оценке этого пункта используйте свои наблюдения, полученные в ходе интервью.)

0 симптом отсутствует

1 - слабая интенсивность симптома: минимальные проявления гипербдительности, незначительно повышенное любопытство

2 - умеренная интенсивность: определенно имеется гипербдительность, настороженность в общественных местах (например, выбор безопасного места в ресторане или кинотеатре)

3 - высокая интенсивность: значительные проявления гипербдительности, субъект очень насторожен, постоянное наблюдение за окружающими в поисках опасности, преувеличенное беспокойство о собственной безопасности (а также своей семьи и дома)

4 - очень высокая интенсивность: гипертрофированная бдительность, усилия по обеспечению безопасности требуют значительных затрат времени и энергии и могут включать активные действия по проверке ее наличия; в процессе беседы - значительная настороженность

(16) Преувеличенная реакция испуга («стартовая» реакция на внезапный стимул)

Испытывали ли вы сильную реакцию испуга на громкие неожиданные звуки (например, на автомобильные выхлопы, пиротехнические эффекты, стук захлопнувшейся двери и т. п.) или на что-то, что вы вдруг увидели (например, движение, замеченное на периферии вашего поля зрения - «углом глаза»)? Отличается ли это от того, как вы себя чувствовали до события(ий)?

О никогда

1 - один или два раза

2 один или два раза в неделю

3 - несколько раз в неделю

4 - ежедневно или почти каждый день Интенсивность

В самом худшем случае насколько сильной была эта реакция испуга?

0 - симптом отсутствовал: реакции испуга не было

1 слабая интенсивность симптома: минимальная реакция испуга

2 - умеренная интенсивность: определенная реакция испуга на внезапный раздражитель, «подпрыгивание»

3 - высокая интенсивность: значительная реакция испуга, сохранение возбуждения после первичной реакции

4 - очень высокая интенсивность: крайне выраженная реакция испуга, явное защитное поведение (например, ветеран войны, который «падает лицом в грязь»)

(17) Физиологическая реактивность при воздействии обстоятельств, напоминающих или символизирующих различные аспекты травматического события

Приходилось ли вам отмечать у себя наличие определенных физиологических реакций, когда вы сталкивались с ситуациями, напоминающими вам о событии(ях)? (Выслушайте сообщение о таких симптомах, как учащенное сердцебиение, мышечное напряжение, дрожь в руках, потливость, но не задавайте испытуемому наводящих вопросов о симптомах.) Как часто они наблюдались в прошлом месяце?

0 - никогда

1 - один или два раза

2 - один или два раза в неделю

3 - несколько раз в неделю

4 - ежедневно или почти каждый день

Интенсивность

В самом худшем случае как сильны были эти физиологические реакции?

0 - симптом отсутствует

1 - слабая интенсивность симптома: минимальная реакция

2 - умеренная интенсивность: явное наличие физиологической реакции, некоторый дискомфорт

3 - высокая интенсивность: интенсивная физиологическая реакция, сильный дискомфорт

4 очень высокая интенсивность: драматическая физиологическая реакция, сохранение последующего возбуждения

Был ли какой-либо период после травмы, когда симптомы, о которых я только что вас расспрашивал, беспокоили вас значительно больше, чем в течение последнего месяца?

Этот период (или эти периоды) продолжался не менее одного месяца? Да Нет

Примерно когда этот период (эти периоды) начался и закончился?

Средние значения показателей CAPS (Тарабрина, 2001)

F - частота симптомов, I - интенсивность симптомов, Т - общий балл.

ШКАЛА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ (IMPACT OF EVENT SCALER - IES-R)

Первый вариант HIOBTC (Impact of Event Scale IES)

был опубликован в 1979 г. Горовицем с соавторами (Horowitz. Wilner et. al, 1979). Опросник состоит из 15 пунктов, основан на самоотчете и выявляет преобладание тенденции избегания или вторжения (навязчивого воспроизведения) травматического события. Симптомы вторжения - термин «вторжение intruision - англ.) иногда переводится как „навязывание“ - включают ночные кошмары, навязчивые чувства, образы или мысли. Ко второй категории относятся симптомы избегания, включающие попытки смягчения или избегания переживаний, связанных с травматическим событием, снижение реактивности. Содержание самоотчета было привязано к специфическим жизненным событиям, а также к специфике измеряемых показателей.

Далее, Д. Вейс с коллегами (Weiss, Marmar, Metzler 1995) пришли к выводу, что IES может быть более полезной, если она будет способна диагностировать не только такие симптомы ПТСР, как вторжение и избегание, но и симптомы гипервозбуждения, которые входят в диагностический критерий DSM-IV и являются составной частью психологической реакции на травматические события. Таким образом, «Шкала оценки влияния травматического события - пересмотренная» (IES-R) стала содержать 22 пункта. Целью добавления новых 6 пунктов (субшкала «гипервозбуждение») является описание следующих областей: злость и раздражительность; гипертрофированная реакция испуга; трудности с концентрацией; психофизиологическое возбуждение, обусловленное воспоминаниями; бессонница. Один новый пункт вторжения выявляет переживаемые заново состояния, схожие с диссоциативными.

ШКАЛА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ (IMPACT OF EVE-NT SCALE-R)

Имя ________________________________________________

Образование ________________________________________________

Семейное положение ________________________________________________

Возраст ________________________________________________

Пол: _____________(М Ж)

Дата «________________________________________________» 200__ г.

ИНСТРУКЦИЯ: Ниже приведены описания переживаний людей, которые перенесли тяжелые стрессовые ситуации. Оцените, в какой степени вы испытывали такие чувства по поводу подобной ситуации, когда-то пережитой вами

(___________________________________________________

__________________________________________________).

Для этого выберите и обведите кружком цифру, соответствующую тому, как часто вы испытывали подобное переживание в течение последних 7 дней, включая сегодняшний.

Ключи к обработке

Субшкала «вторжение»: сумма баллов пунктов 1, 2, 3, 6, 9, 16, 20.

Субшкала «избегание»: сумма баллов пунктов 5, 7, 8, II, 12, 13, 17, 22.

Субшкала «физиологическая возбудимость»: сумма баллов пунктов 4, 10, 14, 15, 18, 19, 21.

Средние значения показателей методики ШОВТС (1ES-R) (Тарабрина, 2001)

IN - субшкала «вторжение», АV - субшкала «избегание», AR - субшкала «физиологическая возбудимость», IES-R - общий балл.

МИССИСИПСКАЯ ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Миссисипская шкала (МШ) была разработана для оценки степени выраженности постравматических стрессовых реакций у ветеранов боевых действий (Keane et al, 1987, 1988). В настоящее время она является одним из широко используемых инструментов для измерения признаков ПТСР. Шкала состоит из 35 утверждений, каждое из которых оценивается по пятибалльной шкале Ликкерта. Оценка результатов производится суммированием баллов, итоговый показатель позволяет выявить степень воздействия перенесенного травматического опыта. Содержащиеся в опроснике пункты входят в 4 категории, три из них соотносятся с критериями DSM: 11 пунктов направлены на определение симптомов вторжения, 11 - избегания и 8 вопросов относятся к критерию физиологической возбудимости. Пять остальных вопросов направлены на выявление чувства вины и суицидальности. Как показали исследования, МШ обладает необходимыми психометрическими свойствами, а высокий итоговый баш по шкале хорошо коррелирует с диагнозом «посттравматическое стрессовое расстройство», что побудило исследователей к разработке «гражданского» варианта МШ, который состоял из 39 вопросов.

МИССИСИПСКАЯ ШКАЛА (военный вариант)

ИНСТРУКЦИЯ. Ниже приводятся утверждения, в которых обобщен разнообразный опыт людей, принимавших участие в боевых действиях. Под каждым угверждением дается шкала от 1 до 5. Обведите кружком выбранный вами номер ответа, лучше всего описывающий ваши чувства. Если у вас возникнут вопросы, обратитесь за разъяснением к экспериментатору.

Ф. И. О. ____________________________

Дата «____________________________» 200 г.

ИНСТРУКЦИЯ. Ниже приводятся утверждения, в которых обобщен разнообразный опыт людей, переживших тяжелые, экстремальные события и ситуации. Под каждым утверждением дается шкала от 1 до 5. Обведите кружком выбранный вами номер ответа, лучше всего описывающий ваши чувства. Если у вас возникнут вопросы, обратитесь за разъяснением к экспериментатору.

Ключи к обработке

* Сумма баллов по пунктам с прямой шкалой (сумма!.): 1,3,4,5.7,8,9,10Л2,13,14,15,16Л8,20,21,23.25,26,28,29.31,32, 33,35, 36,37,38,39.

Сумма баллов по пунктам с обратной шкалой (сумма 2):

2, 6, 11, 17, 19, 22, 24, 27, 30, 34.

Общий балл: сумма 1 + сумма 2

Примечание: здесь приводятся ключи для гражданского варианта МШ. При оценке военного варианта соответственно сумма 1 вычисляется как сумма баллов по пунктам:

1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35; сумма 2 вычисляется аналогично.

Средние значения Миссисипской шкалы (гражданский вариант) (Тарабрина, 2001)

Средние значения для миссисипской шкалы (военный вариант) (Тарабрина, 2001)

Шкала SCL содержит 90 пунктов, которые позволяют оценить симптоматику психиатрических пациентов и здоровых людей (Derogatis, Rickels, Rock, 1976). Каждый из 90 вопросов оценивается по пятибалльной шкале (от 0 до 4), где 0 соответствует позиция «совсем нет», а 4 - «очень сильно». Ответы на 90 пунктов подсчитываются и интерпретируются по 9 основным шкалам симптоматических расстройств: соматизации - Somatization (SOM), обсессивности - компульсивности Obsessive Compulsive (О С), межличностной сензитивности - Interpersonal Sensitivity (INT), депрессии - Depression (DEP), тревожности Anxiety (ANX), враждебности - Hostility (HOS), фобической тревожности - Phobic Anxiety (PHOB), паранойяльных тенденций - Paranoid Ideation (PAR), психотизма - Psychoticism (PSY) и по 3 обобщенным шкалам второго порядка: общий индекс тяжести симптомов (GSI), индекс наличного симптоматического дистресса (PTSD), общее число утвердительных ответов (PST).

Индексы второго порядка предложены для того, чтобы иметь возможность более гибко оценивать психопатологический статус пациента.

Операциональные определения шкал SCL-90-R Соматизация (Somatization - SOM)

Нарушения, называемые соматизацией, отражают дистресс, возникающий из ощущения телесной дисфункции. Сюда относятся жалобы, фиксированные на кардиоваскулярной, гастроинтестинальной, респираторной и других системах. Компонентами расстройства являются также головные боли, другие боли и общий мышечный дискомфорт и в дополнение - соматические эквиваленты тревожности. Все эти симптомы и признаки могут указывать на наличие расстройства, хотя они могут быть и проявлением реальных соматических заболеваний.

Обсессивно-компульсивные расстройства (Obsessive - Compulsive - О - С)

Обсессивно компульсивное расстройство имеет симптомы, которые в значительной степени тождественны стандартному клиническому синдрому с тем же названием. При этом характерны мысли, импульсы и действия, воспринимаемые как постоянные и непреодолимой силы, но чуждые Эго или нежелательные.

Межличностная сензитивность (Interpersonal Sensitivity INT)

Данное расстройство определяется чувствами личностной неадекватности и неполноценности, в особенности когда человек сравнивает себя с другими. Самоосуждение, чувство беспокойства и заметный дискомфорт в процессе межличностного взаимодействия характеризуют проявления этого синдрома. Кроме того, индивиды с высокими показателями по INT сообщают об обостренном чувстве осознания собственного Я и негативных ожиданиях относительно межличностного взаимодействия и любых коммуникаций с другими людьми.

Депрессия (Depression - DEP)

Симптомы этого расстройства отражают широкую область проявлений клинической депрессии. Здесь представлены симптомы дисфории и такие аффективные симптомы, как признаки отсутствия интереса к жизни, недостатка мотивации и потери жизненной энергии. Кроме того, сюда относятся чувства безнадежности, мысли о суициде и другие когнитивные и соматические корреляты депрессии.

Тревожность (Anxiety - ANX)

Тревожное расстройство состоит из ряда симптомов и признаков, которые клинически связаны с высоким уровнем манифестированной тревожности. Главный признак тут свободноплавающая тревога. Ей соответствует ощущение, что угроза или предмет страха пронизывает все, хотя тревога не привязана к чему-либо конкретному. В число признаков входит нервозность, напряжение, тремор, а также приступы паники и чувство ужаса.

Враждебность (Hostility - HOS)

Враждебность включает мысли, чувства или действия, которые являются проявлениями негативного аффективного состояния злости. В состав пунктов входят все три признака, отражающие такие качества, как агрессия, раздражительность, гнев и негодование.

Фобическая тревожность (Phobic Anxiety PHOB)

Определяется как стойкая реакция страха на определенных людей, места, объекты или ситуации, которая характеризуется как иррациональная и неадекватна а по отношению к стимулу и влечет за собой избегающее поведение. Пункты, относящиеся к представленному расстройству, направлены на наиболее патогномичные и разрушительные проявления фобического поведения. Структура данного расстройства близко соответствует определению агорафобии (Marks, 1969), называемой также синдромом фобической тревожной деперсонализации (Roth, 1959).

Паранойяльные симптомы (Paranoid Ideation - PAR)

Паранойяльное поведение тут представлено как вид нарушений мышления. Его кардинальные характеристики: проекции мыслей, враждебность, подозрительность, напыщенность, страх потери независимости, иллюзии рассматриваются как основные признаки этого расстройства, и вопросы ориентированы на данные признаки.

Психотизм (Psychoticism - PSY)

В шкалу психотизма включены вопросы, указывающие на избегающий, изолированный, шизоидный стиль жизни, на симптомы шизофрении, такие, как зрительные или звуковые галлюцинации. Шкала психотизма представляет собой континуум от мягкой межличностной изоляции до очевидных признаков психоза.

Дополнительные вопросы

Семь вопросов, которые входят в SCL, не попадают ни под одно определение симптоматических расстройств; эти признаки указывают на некоторые расстройства, но не относятся ни к одному из них. Дополнительные вопросы не объединены между собой в виде шкалы определенного расстройства, а учитываются при общей обработке теста.

ШКАЛЫ SCL-R С ВХОДЯЩИМИ В НИХ ПУНКТАМИ

Соматизация (Somatization SOM)

Всего: 12 пунктов

1. Головные боли.

4. Слабость или головокружение.

12. Боли в сердце или грудной клетке.

27. Боли в пояснице.

40. Тошнота или расстройство желудка.

42. Боли в мышцах.

48. Затрудненное дыхание.

49. Приступы жара или озноба.

52. Онемение или покалывание в различных частях тела.

53. Комок в горле.

56. Ощущение слабости в различных частях тела. 58. Тяжесть в конечностях.

Обсессивно-компульсивные расстройства Obsessive - Compulsive (О - С) Всего:10 пунктов

3. Повторяющиеся неприятные неотвязные мысли.

9. Проблемы с памятью.

10. Ваша небрежность или неряшливость.

28. Ощущение, что вам что-то мешает сделать что-либо.

38. Необходимость делать все очень медленно, чтобы не допустить ошибки.

45. Потребность проверять и перепроверять то, что вы делаете.

46. Трудности в принятии решения.

51. То, что вы легко теряете мысль.

55. То, что вам трудно сосредоточиться.

65. Потребность повторять действия: прикасаться, мыться, пересчитывать и т. п.

Межличностная сензитивностъ Interpersonal Sensitivity (INT) Всего: 9 пунктов

6. Чувство недовольства другими.

21. Застенчивость или скованность в общении с лицами другого пола

34. То, что ваши чувства легко задеть.

36. Ощущение, что другие не понимают вас или не сочувствуют вам.

37. Ощущение, что люди недружелюбны или вы им не нравитесь.

41. Ощущение, что вы хуже других.

61. Ощущение неловкости, когда люди наблюдают за вами или говорят о вас.

69. Чрезмерная застенчивость в общении с другими.

73. Чувство неловкости, когда вы едите и пьете на людях.

Депрессия Depression (DEP) Всего: 13 пунктов

5. Потеря сексуального влечения или удовольствия.

14. Упадок сил или заторможенность.

15. Мысли о том, чтобы покончить с собой. 20. Слезливость.

22. Ощущение, что вы в западне или пойманы.

26. Чувство, что вы сами во многом виноваты.

29. Чувство одиночества.

30. Подавленное настроение, «хандра».

31. Чрезмерное беспокойство по разным поводам.

32. Отсутствие интереса к чему бы то ни было.

54. Ощущение, что будущее безнадежно.

71. Чувство, что все, что бы вы ни делали, требует больших усилий.

79. Ощущение собственной никчемности.

Тревожность Anxiety (ANX) Всего: 10 пунктов

2. Нервозность или внутренняя дрожь.

23. Неожиданный и беспричинный страх.

33. Чувство страха.

39. Сильное или учащенное сердцебиение.

57. Ощущение напряженности или взвинченности.

72. Приступы ужаса или паники.

78. Такое сильное беспокойство, что вы не можете усидеть на месте.

80. Ощущение, что с вами произойдет что-то плохое.

86. Кошмарные мысли или видения.

Враждебность Hostility (HOS) Всего: 6 пунктов

И. Легко возникающие досада или раздражение.

24. Вспышки гнева, которые вы не могли сдержать.

63. Импульсы причинять телесные повреждения или вред кому-либо.

67. Импульсы ломать или крушить что-либо.

74. То, что вы часто вступаете в спор.

81. То, что вы кричите или швыряетесь вещами.

Фобическая тревожность Phobic Anxiety (PHOB) Всего: 7 пунктов

13. Чувство страха в открытых местах или на улице.

25. Боязнь выйти из дома одному.

47. Боязнь езды в автобусах, метро или поездах.

50. Необходимость избегать некоторых мест или действий, так как они вас пугают.

70. Чувство неловкости в людных местах (магазинах, кинотеатрах).

75. Нервозность, когда вы оставались одни.

82. Боязнь, что вы упадете в обморок на людях.

Паранойяльные симптомы Paranoid Ideation (PAR) Всего: 6 пунктов

8. Ощущение, что почти во всех ваших неприятностях виноваты другие.

18. Чувство, что большинству людей нельзя доверять.

43. Ощущение, что другие наблюдают за вами или говорят о вас.

68. Наличие у вас идей или верований, которые не разделяют другие.

76. То, что другие недооценивают ваши достижения.

83. Ощущение, что люди злоупотребят вашим доверием, если вы им позволите.

Психотизм Psychoticism (PSY) Всего: 10 пунктов

7. Ощущение, что кто-то другой может управлять вашими мыслями.

35. Ощущение, что другие проникают в ваши мысли.

62. То, что у вас в голове чужие мысли.

77. Чувство одиночества, даже когда вы с другими людьми.

84. Нервировавшие вас сексуальные мысли.

85. Мысль, что вы должны быть наказаны за ваши грехи.

87. Мысли о том, что с вашим телом что-то не в порядке.

88. То, что вы не чувствуете близости ни к кому.

90. Мысли о том, что с вашим рассудком творится что-то неладное.

Дополнительные вопросы (Additional Items - ADD) Всего: 7 пунктов

19. Плохой аппетит.

60. Переедание.

44. То, что вам трудно заснуть.

59. Мысли о смерти.

64. Бессонница по утрам.

66. Беспокойный и тревожный сон.

89. Чувство вины.

Средние значения показателей SCL-90-R (Тарабрина, 2001)

В SCL имеются три обобщенных индекса дистресса: общий индекс тяжести (GSI); индекс наличного симптоматического дистресса (PSDI): общее число утвердительных ответов (PST). Функцией каждого из них является приведение уровня и глубины личностной психопатологии к единому масштабу. Каждый индекс делает это своеобразным способом и отражает какие-то отдельные аспекты психопатологии (Derogalis, 1975). GSI является лучшим индикатором текущего состояния и глубины расстройства, и его следует использовать в большинстве тех случаев, где требуется обобщенный единичный показатель. GSI является комбинацией информации о количестве симптомов и интенсивности переживаемого дистресса. PSDI является исключительно мерой интенсивности состояния, соответствующей количеству симптомов. Этот показатель работает в основном как индикатор типа реагирования на взаимодействие: усиливает ли или преуменьшает испытуемый симптоматический дистресс при ответах. PST - просто подсчет числа симптомов, на которые пациент дает положительные ответы, т. е. количество утверждений, для которых испытуемый отмечает хоть какой-то уровень выше нулевого. Информация о типе реагирования и количестве утвердительных ответов для симптомов, рассмотренная в связи с GSI, может быть очень полезна в понимании клинической картины.

Результаты по SCL-90-R могут быть интерпретированы на трех уровнях: общая выраженность психопатологической симптоматики, выраженность отдельных шкал, выраженность отдельных симптомов.

Индекс GSI является наиболее информативным показателем, отражающим уровень психического дистресса индивида. Индекс PSDI представляет собой измерение интенсивности дистресса и, кроме того, может служить для оценки «стиля» выражения дистресса испытуемого: проявляет ли испытуемый тенденцию к преувеличению или к сокрытию своих симптомов. Индекс PST отражает широту диапазона симптоматики индивида. Информация, полученная из этих трех источников, должна быть интегрирована для того, чтобы получить наиболее значимую и валидную картину дистресса.

ОПРОСНИК ВЫРАЖЕННОСТИ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ (SYMPTOM CHECK LIST-90-REVISED - SCL-90-R)

Ниже приведен перечень проблем и жалоб, иногда возникающих у людей. Пожалуйста, прочитайте каждый пункт внимательно. Обведите кружком номер того ответа, который наиболее точно описывает степень вашего дискомфорта или ветревоженности в связи с той или иной проблемой в течение последней недели, включая сегодня. Обведите только один из номеров в каждом пункте (так, чтобы цифра внутри кружка была видна), не пропуская ни одного пункта. Если вы захотите изменить свой ответ, сотрите резинкой вашу первую пометку.

2. Методы диагностики семейных отношений В рамках общего процесса консультирования семьи выделяется особый этап, когда консультант осуществляет диагностику семейных отношений. На практике проведение диагностики с использованием тех или иных методов и техник может

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Методы диагностики ПТСР Согласно клинической типологии и классификации посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), в эту группу расстройств отнесены затяжные патологические состояния у военнослужащих, ветеранов войны, бывших депортированных и

Из книги Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации автора Либина Алена Владимировна

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методы диагностики совладающих и защитных стратегий Фрагмент «Методики диагностики совладающих и защитных стратегий» Проверка психометрической надежности «Методики диагностики совладающих и защитных стратегий» Исследование психометрической

Из книги Техники психотерапии при ПТСР автора Дзеружинская Наталия Александровна

Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinical-Administered PTSD Scale – Caps) Пациент____________________Дата______________Интервьюер____________A. ТРАВМАТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ____________________B. ПОСТОЯННО ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ(1) Повторяющиеся навязчивые воспоминания о событии,

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Процедуры и методы диагностики привязанности Существуют различные диагностические возможности для измерения поведения привязанности, а также репрезентаций привязанности (Brisch,

Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич

2. Проективные методы диагностики и терапии Проективные методы диагностикиНевербальные семантические шкалыВсякое искусство несет в себе символическую функцию. Искусство представляет собою проекцию внутреннего бытия человека вовне, удовлетворение его «внутренней

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

3.5.4. Шкалы для диагностики ПТСР В мировой клинической и исследовательской практике для диагностики ПТСР разработан и используется громадный комплекс специально сконструированных диагностических методик. Основными из них являются соответствующие модули

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

3.7.5. Методы психотерапии ПТСР Существует много методов, которые эффективно используются в процессе коррекции и терапии ПТСР. Все методы условно можно разделить на четыре категории (Ромек В. Г. [и др.], 2005):1. Образовательные. Включают в себя обсуждение книг и статей,

Миссисипская шкала ПТСР (Keane, Caddell, Taylor, 1988) была разработа на для оценки выраженности посттравматического стрессового расстройства у ветеранов боевых действий. Шкала содержит утверждения, отражающие состояние людей, переживших травматическую ситуацию.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — синдром, который может возникнуть в результате пережитой человеком сильной травмы. Категория ПТСР включена в DSM-III и DSM-IV (американский диагностический стандарт) и в европейский диагностический стандарт МКБ-10.

Наличие у человека ПТСР может свидетельствовать о существенном снижении психологической устойчивости: происходит потеря смысла жизни, ломаются защитные барьеры, изменяется структура самосознания, меняется отношение к окружающим и к себе, рушатся основополагающие структуры личности. Принято считать, что посттравматические реакции - это нормальные реакции на ненормальные обстоятельства, и сильный стресс вызывает такие реакции у любого человека. Вместе с тем, посттравматические реакции и их отдаленные последствия сильно варьируют у разных людей. Показано, что лишь 20% из переживших травму имеют впоследствии серьезные психологические проблемы, большинство же использует свои способности совладания, позволяющие успешно адаптироваться и реадаптироваться после травматического опыта (Blue, Griffith, 1995).

Предлагаемая версия представляет собой гражданский вариант шкалы.

Утверждение Совершенно неверно Иногда верно Верно в некоторой степени Верно Совершенно верно
1. В прошлом у меня было больше близких друзей, чем сейчас
2. У меня нет чувства вины за все то, что я делал в прошлом
3. Если кто-то выведет меня из терпения, то, вероятнее всего, я не сдержусь и применю физическую силу
4. Если случается что-то, напоминающее мне о прошлом, это выводит меня из равновесия
5. Люди, которые очень хорошо меня знают, опасаются меня
6. Я способен вступать в эмоционально близкие отношения с другими людьми
7. Мне снятся по ночам кошмары о том, что происходило со мной в реальности
8. Когда я думаю о некоторых вещах, которые я делал в прошлом, мне просто не хочется жить
9. Внешне я кажусь бесчувственным
10. В последнее время мне иногда хочется покончить с собой
11. Я хорошо засыпаю, крепко сплю и просыпаюсь только тогда, когда мне нужно вставать
12. Я спрашиваю себя, почему я еще жив, в то время как другие умерли
13. В определенных ситуациях я чувствую себя так, как будто я вернулся в прошлое
14. Мои сны настолько реальны, что я просыпаюсь в холодном поту и заставляю себя больше не спать
15. Я чувствую себя изможденным
16. Вещи, которые вызывают у других людей смех или слезы, меня не трогают
17. Меня по-прежнему радуют те же вещи, что и раньше
18. Мои фантазии реалистичны и пугают меня
19. Работа не обременяет меня
20. Мне трудно сосредоточиться
21. Я плачу без причины
22. Мне нравится быть в обществе других людей
23. Меня пугают мои стремления и желания
24. Я легко засыпаю
25. От неожиданного шума я сильно вздрагиваю
26. Никто, даже члены моей семьи, не понимают, что я чувствую
27. Я легкий, спокойный, уравновешенный человек
28. Я чувствую, что о каких-то вещах, которые я делал в прошлом, я никогда не смогу рассказать, потому что никто меня не поймет
29. Временами я употребляю алкоголь (наркотики или снотворное), чтобы заснуть или забыть о том, что случалось со мной в прошлом
30. Я не испытываю дискомфорта
31. Я теряю самообладание и взрываюсь из-за мелочей
32. Я боюсь засыпать
33. Я пытаюсь избегать всего, что могло бы напомнить мне о том, что происходило со мной в прошлом
34. Моя память не хуже, чем раньше
35. Я испытываю трудности в проявлении своих чувств, даже по отношению к близким людям
36. Временами я чувствую или веду себя так, как будто то, что было со мной в прошлом, происходит снова
37. Я не могу вспомнить некоторые важные, вещи, которые произошли со мной в прошлом
38. Я проявляю бдительность и настороженность большую часть времени
39. Если случается что-нибудь, напоминающее мне о прошлом, меня охватывает такая тревога или паника, что начинается сильное сердцебиение и перехватывает дыхание, может усилиться потоотделение, появиться дрожь, закружиться голова


Обработка результатов

Прямые вопросы: 1,3,4,5,7,8,9, 10,12, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 21. 23, 25, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39.

Обратные вопросы: 2, 6, 11, 17, 19, 22, 24, 27, 30, 34.

Прямые утверждения оцениваются по шкале от 1 до 5 в зависимости от того, насколько они верны для респондента (от «совершенно неверно» - 1 балл до «совершенно верно» - 5 баллов), обратные утверждения оцениваются от 5 до 1 («совершенно неверно» - 5, «совершенно верно» - 1).

Итоговый балл по Миссисипской шкале ПТСР, полученный при подсчете результатов, отражает степень воздействия травматического опыта на человека. Итоговый балл выше 100 свидетельствует о выраженном влиянии перенесенной травмы на человека.

Литература:

Психодиагностика толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008 . — 172 с.

3.2.3. Исследование по Миссисипской шкале

Миссисипская шкала травматического (боевого) опыта (Т.Кин и др), вариант, адаптированный М.Ш. Магомед-Эми новым. Опросник направлен на измерение интенсивности поеттравматическимх стрессовых реакций, понимаемых в соответствии с диагностическими категориями ЭВМ в третьей версии. Состоит из 4 категорий: тенденции вторжения, тенденции избегания и тенденции гипервозбуждения, а также категорий вины и склонности к суициду Имеет две версии: военную (приложение 5) и гражданскую. Тест состоит из 35 утверждений, оценивающихся по пятибалльной шкале. В результате суммирования баллов интерпретируется степень выраженности посттравматического стресса (приложение 6).

3.2.4 Нарративный анализ

Нарративный анализ личности - это анализ жизненных историй. В нашем смыслонарративном анализе цель нарративного повествования - трансформация личности нарратора. В нарративе мы выделяем три типа исторических форм: 1) нарратив страдания, мученичества, жертвы (в пассивной форме мы имеем нарратив жертвы, а в активной форме - нарратив преследования, мучителя; 2) нарратив стойкости, испытания, геройства, мужества, спасения (в пассивной форме -нарратив приспособления, сохранения, выдержки, стойкости, а в активной форме - нарратив героизма, мужества, спасителя и т.д.); 3) нарратив роста, трансгрессии и др. (в пассивной форме - это мудрец, знаток, в активной форме - рост, трансгрессия, решимость быть, мастер и т.д.). Так как мы различаем историю жизни и жизненную историю (нарратив), то в ходе смыслоанализа мы стремимся трансформировать нарратив в историю жизни на основе трансформации форм самоидентичности. Так, например, для перехода от травматического нарратива к трансформации травмы мы используем трехчленный переход от самоидентичности жертвы к самоидентичности уцелевшего и самоидентичности роста. Все три идентичности анализируются с точки зрения:

сфер проблематичности;

полейтематизации;

форм конкретизации сфер и полей;

выделения горизонтальной и вертикальной структурации, причины и цели события, а также основания и обоснования;

архитектоники нарратива - эндонарратива, мезонарратива, экзо-нарратива, экзистенциального нарратива;

определения темпоральности и временных отношений; определения соотношения переживания, проживания и существования;

8) смысловых трансформаций нарратора и др. Непосредственно нарративное интервью можно разделить на три этапа (приложение 9):

1 - исследователь кратко формулирует просьбу или общий вопрос («нарративный импульс»), цель которого - стимулировать респондента к биографическому повествованию. Нет никаких универсальных рецептов относительно того, каким должен быть этот «импульс». Х.Херманс приводит следующий пример «нарративного импульса»: «Я хотел бы попросить Вас рассказать историю Вашей жизни. Лучше всего, если Вы начнете с момента Вашего рождения, с того времени, когда Вы были ребенком, и расскажете затем обо всем, что с Вами происходило вплоть до настоящего времени. Вы можете говорить даже о деталях, так как меня интересует все, что важно для Вас самого».

После того, как респондент «ввязался» в рассказ, функция интервьюера сводится к роли слушателя и стимулированию продолжения повествования кивками головы и обычными для заинтересованного слушателя репликами.

2 - фаза нарративных расспросов. Респонденту задаются вопросы о событиях, упомянутых им ранее в своем повествовании. Опять речь не идет об оценках и аргументации. Интервьюер касается прерванных линий рассказа, малопонятных для него мест и предлагает интервьюируемому дополнить или прояснить их.

3 - заключительная часть. Респондент получает слово как «теоретик», развивая аргументацию, давая оценки и объяснения по поводу событий своей жизни. Таким «теоретическим» резюме интервью завершается. После проведения серии нарративных интервью исследователь приступает к обработке и интерпретации полученного материала. Поскольку все интервью обязательно записываются на аудиопленку, этапы сбора и обработки данных опосредуются процедурой транскрибирования (расшифровки) записей. Процедура анализа данных биографических нарративных интервью включает шесть этапов или шагов 1-й шаг: формальный анализ текста (приложение).

Он заключается в удалении из первоначального текста всех ненарративных пассажей и фрагментов и разбивке «очищенного» текста на формально последовательные части.

Выделяются высшие точки ситуаций, коллизий, драматические поворотные пункты или постепенные изменения. 3-й шаг: «аналитическая абстракция».

Результаты структурного описания (суждения по поводу отдельных этапов жизненного пути) отделяются от специфики и конкретики этих этапов, и на основании сравнения таких абстрагированных суждений вырабатывается общая для отдельной биографии «формула», в которой выражена доминирующая структура биографических процессов и жизненного опыта.

4-й шаг: «анализ знаний К анализу привлекаются прежде отсеченные ненарративные фрагменты, содержащиеся как в самом повествовании, так и в заключительной «теоретической» фазе интервью 5-й шаг: сравнительный анализ с использованием стратегий «минимального» и «максимального» контраста.

Согласно первой у разных индивидов прежде всего выделяются совпадения, сходства и соответствия структур биографических процессов. Стратегия максимального контраста нацелена на поиск тех общих характеристик, которые объединяют на очень абстрактном и чисто формальном уровне различные по содержанию биографические эпизоды. Реализация последней стратегии приводит к образованию (или расширениюсистемы категорий, описывающих базовые характеристики биографических процессов и структур. К числу этих категорий относятся, например: биографический проект, биографическая траектория, 6-й шаг: построение теоретической модели. Она дает ответ на главный вопрос исследований, напримеро том, какие наиболее типичные биографические процессы характерны для людей с ПТРС. 3.2.5 Применение методики незаконченных предложений Методика незаконченных предложений включает в себя обширный тест включает определенное количествонезаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Для нашего исследования мы выбираем 12 предложений, характеризующих отношение испытуемого к прошлому, будущему и настоящему (приложение). Затем выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличнуюДанная методика нуждается в подтверждении другими тестами, так как надежность и валидность ее невелики, что связано с малым количеством предложений, «работающих» на одну шкалу. Пример анкеты в приложении.


Защита, обеспечение с помощью органов самоуправления, военных комиссариатов получения социальных благ, установленных законодательством. Таким образом, специализированные центры по социально-психологической реабилитации участников боевых действий играют важную роль в разрешении данной проблемы. Заключение Проблема социально-психологической реабилитации и адаптации человека к условиям жизни и...

Объект и предмет исследования Объектом данного исследования явилось посттравматическое стрессовое расстройство. Предметом исследования - особенности психологических последствий травматического стресса у экстравертированных и интровертированных участников боевых действий. 2.1.3 Цель, задачи и гипотезы исследования Целью исследования является выявление особенностей психологических последствий...

Различий в возрасте, образовании, а также характере боевого опыта. Симптоматика ПТСР в группах адаптированных и дезадаптированных участников боевых действий Результаты клинической диагностики ПТСР представлены в табл. 2. В группе «адаптированных» 91.9% ветеранов никогда не имели посттравматической симптоматики. Частичное текущее ПТСР было выявлено у двух человек (5.4%), полное ПТСР в прошлом – ...

Миссисипская шкала ПТСР (Keane, Caddell, Taylor, 1988) была разработа на для оценки выраженности посттравматического стрессового расстройства у ветеранов боевых действий. Шкала содержит утверждения, отражающие состояние людей, переживших травматическую ситуацию.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — синдром, который может возникнуть в результате пережитой человеком сильной травмы. Категория ПТСР включена в DSM-III и DSM-IV (американский диагностический стандарт) и в европейский диагностический стандарт МКБ-10.

Наличие у человека ПТСР может свидетельствовать о существенном снижении психологической устойчивости: происходит потеря смысла жизни, ломаются защитные барьеры, изменяется структура самосознания, меняется отношение к окружающим и к себе, рушатся основополагающие структуры личности. Принято считать, что посттравматические реакции — это нормальные реакции на ненормальные обстоятельства, и сильный стресс вызывает такие реакции у любого человека. Вместе с тем, посттравматические реакции и их отдаленные последствия сильно варьируют у разных людей. Показано, что лишь 20% из переживших травму имеют впоследствии серьезные психологические проблемы, большинство же использует свои способности совладания, позволяющие успешно адаптироваться и реадаптироваться после травматического опыта (Blue, Griffith, 1995).

Предлагаемая версия представляет собой гражданский вариант шкалы.

Инструкция:

Ниже приводятся утверждения, обобщающие различный опыт людей, переживших тяжёлые, экстремальные события и ситуации. У каждого утверждения есть шкала от "1" до "5". Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени вы согласны или не согласны с данным утверждением. Дайте только один ответ на каждое утверждение:

  1. Совершенно неверно,
  2. Иногда верно,
  3. До некоторой степени верно,
  4. Верно,
  5. Совершенно верно

Утверждение

Совершенно неверно

Иногда верно

Верно в некоторой степени

Верно

Совершенно верно

В прошлом у меня было больше близких друзей, чем сейчас

1 2 3
4
5

У меня нет чувства вины за все то, что я делал в прошлом

1 2 3 4 5

Если кто-то выведет меня из терпения, то, вероятнее всего, я не сдержусь и применю физическую силу

1 2 3 4 5

Если случается что-то, напоминающее мне о прошлом, это выводит меня из равновесия

1 2 3 4 5

Люди, которые очень хорошо меня знают, опасаются меня

1 2 3 4 5

Я способен вступать в эмоционально близкие отношения с другими людьми

1 2 3 4 5

Мне снятся по ночам кошмары о том, что происходило со мной в реальности

1 2 3 4 5

Когда я думаю о некоторых вещах, которые я делал в прошлом, мне просто не хочется жить

1 2 3 4 5

Внешне я кажусь бесчувственным

1 2 3 4 5

В последнее время мне иногда хочется покончить с собой

1 2 3 4 5

Я хорошо засыпаю, крепко сплю и просыпаюсь только тогда, когда мне нужно вставать

1 2 3
4 5

Я спрашиваю себя, почему я еще жив, в то время как другие умерли

1 2 3 4 5

В определенных ситуациях я чувствую себя так, как будто я вернулся в прошлое

1 2 3 4 5

Мои сны настолько реальны, что я просыпаюсь в холодном поту и заставляю себя больше не спать

1 2 3 4 5

Я чувствую себя изможденным

1 2 3 4 5

Вещи, которые вызывают у других людей смех или слезы, меня не трогают

1 2 3 4 5

Меня по-прежнему радуют те же вещи, что и раньше

1 2 3 4 5

Мои фантазии реалистичны и пугают меня

1 2 3 4 5

Работа не обременяет меня

1 2 3 4 5

Мне трудно сосредоточиться

1 2 3 4 5

Я плачу без причины

1 2 3 4 5

Мне нравится быть в обществе других людей

1 2 3 4 5

Меня пугают мои стремления и желания

1 2 3 4 5

Я легко засыпаю

1 2 3 4 5

От неожиданного шума я сильно вздрагиваю

1 2 3 4 5

Никто, даже члены моей семьи, не понимают, что я чувствую

1 2 3 4 5

Я легкий, спокойный, уравновешенный человек

1 2 3 4 5

Я чувствую, что о каких-то вещах, которые я делал в прошлом, я никогда не смогу рассказать, потому что никто меня не поймет

1 2 3 4 5

Временами я употребляю алкоголь (наркотики или снотворное), чтобы заснуть или забыть о том, что случалось со мной в прошлом

1 2 3 4 5

Я не испытываю дискомфорта

в толпе

1 2 3 4 5

Я теряю самообладание и взрываюсь из-за мелочей

1 2 3 4 5

Я боюсь засыпать

1 2 3 4 5

Я пытаюсь избегать всего, что могло бы напомнить мне о том, что происходило со мной в прошлом

1 2 3 4 5

Моя память не хуже, чем раньше

1 2 3 4 5

Я испытываю трудности в проявлении своих чувств, даже по отношению к близким людям

1 2 3 4 5

Временами я чувствую или веду себя так, как будто то, что было со мной в прошлом, происходит снова

1 2 3 4 5

Я не могу вспомнить некоторые важные, вещи, которые произошли со мной в прошлом

1 2 3 4 5

Я проявляю бдительность и настороженность большую часть времени

1 2 3 4 5

Если случается, что

нибудь, напоминающее мне о прошлом, меня охватывает такая тревога или паника, что начинается сильное сердцебиение и перехватывает дыхание, может усилиться потоотделение, появиться дрожь, закружиться голова

1 2 3 4 5

Обработка результатов

Прямые вопросы: 1,3,4,5,7,8,9, 10,12, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 21. 23, 25, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39.

Обратные вопросы: 2, 6, 11, 17, 19, 22, 24, 27, 30, 34.

Прямые утверждения оцениваются по шкале от 1 до 5 в зависимости от того, насколько они верны для респондента (от «совершенно неверно» — 1 балл до «совершенно верно» — 5 баллов), обратные утверждения оцениваются от 5 до 1 («совершенно неверно» — 5, «совершенно верно» — 1).

Общий балл: сумма 1 + сумма 2

Итоговый балл по Миссисипской шкале ПТСР, полученный при подсчете результатов, отражает степень воздействия травматического опыта на человека. Итоговый балл выше 100 свидетельствует о выраженном влиянии перенесенной травмы на человека.

Список литературы:

1. Психодиагностика толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008 . — 172 с.