Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах. Цитаты Какими нравственными качествами наделяет автор ермила гирина

Гирин Ермил Ильич (Ермила)

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО
Поэма (1863—1877, незаконч.)

Гирин Ермил Ильич (Ермила) — один из наиболее вероятных претендентов на звание счастливца. Реальный прототип этого персонажа — крестьянин А. Д. Потанин (1797—1853), управлявший по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев — князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину. Потанин прославился необычайной справедливостью. Некрасовский Г. своей честностью стал известен односельчанам еще в те пять лет, что служил писарем в конторе («Худую совесть надобно — / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать»). При старом князе Юрлове его уволили, но затем, при молодом, единогласно избрали бурмистром Адовщины. За семь лет своего «царствования» Г. лишь единожды покривил душой: «...из рекрутчины/ Меньшого брата Митрия / Повыгородил он». Но раскаяние в этом проступке чуть не привело его к самоубийству. Только благодаря вмешательству сильного господина удалось восстановить справедливость, и вместо сына Ненилы Власьевны служить отправился Митрий, причем «сам князь о нем заботится». Г. уволился, снял в аренду мельницу, «и стал он пуще прежнего/ Всему народу люб». Когда же мельницу решили продать, Г. выиграл торги, но у него не оказалось с собой денег, чтобы внести задаток. И тогда «чудо сотворилося»: Г. выручили крестьяне, к которым он обратился за помощью, за полчаса ему удалось собрать на базарной площади тысячу рублей.

Г. движет не меркантильный интерес, а бунтарский дух: «Не дорога мне мельница, / Обида велика». И хотя «имел он все, что надобно/ Для счастья: и спокойствие, / И деньги, и почет», на тот момент, когда крестьяне заводят о нем речь (глава «Счастливые»), Г., в связи с крестьянским восстанием, находится в остроге. Речь рассказчика, седоволосого попа, от которого становится известно об аресте героя, неожиданно прерывается посторонним вмешательством, а позже он и сам отказывается продолжать повествование. Но за этой недомолвкой легко угадывается как причина бунта, так и отказ Г. помогать в его усмирении.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - -

Среди образов русских крестьян, созданных Некрасовым, особенно выделяется образ Ермилы Гирина. Он, как говорится в произведении, «не князь, не граф сиятельный, а простой мужик», но, тем не менее, пользуется у крестьян огромным почетом. На примере образа Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова можно проанализировать, какие черты характера считались важными для русского народа, каким видел народ своих героев.

«И молод, и умен» – с таких слов начинается в поэме описание Ермила Гирина. Затем крестьянин, заговоривший о Ермиле, рассказывает мужикам-странникам историю, свидетельствующую о безграничном доверии народа к нему. Ермил держал мельницу, которую за долги собирался выкупить купец Алтынников. Ермил выиграл суд, но стряпчие подстроили дело так, что у него не было с собой денег для выплаты. Тогда он кинулся на площадь, к народу и изложил им свою беду. Просьба Ермила: «Коли Ермила знаете, / Коли Ермилу верите, / Так выручайте, что ль!..» как нельзя лучше свидетельствует о его любви и доверии к своим соотечественникам. В этом эпизоде Некрасовым отлично подмечена психология русского мужика, предпочитающего переживать беды и принимать решения «всем миром»

Ермил открывается перед толпой – и получает помощь, каждый, кто был на площади, принес ему хотя бы пятак. Этого хватило на выкуп мельницы.

Главная особенность Ермила – это его неподкупная честность и любовь к правде. Семь лет служил он писарем, и за все это время «мирской копеечки под ноготь не зажал». Каждый мог обратиться за советом к Ермилу, зная, что тот никогда не потребует денег и не обидит невиновного. Когда же Ермил ушел с должности, тяжело оказалось привыкать к новому бессовестному писарю. «Худую совесть надобно – / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать» – такой приговор выносит народ «чиновникам-хапугам».

Своей порядочностью Ермил заслужил у крестьян веру, и они отплатили ему добром: единогласно избрали Ермила бурмистром. Теперь он Гирин Ермил Ильич, честно царствующий над всей вотчиной. Но испытания властью Ермил не выдерживает. Один-единственный раз отступается он от своей совести, отправляя в солдаты вместо своего брата другого человека. И хотя он вскоре раскаивается и заглаживает причиненное им зло, крестьяне помнят этот поступок. Сложно восстановить свое доброе имя, считающееся у народа наивысшей ценностью – вот какую мысль передает Некрасов в образе Ермила.

Гирин Ермил Ильич (Ермила) - один из наиболее вероятных претендентов на звание счастливца. Реальный прототип этого персонажа - крестьянин А. Д. Потанин (1797-1853), управлявший по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев - князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину. Потанин прославился необычайной справедливостью. Некрасовский Гирин своей честностью стал известен односельчанам еще в те пять лет, что служил писарем в конторе («Худую совесть надобно - / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать»). При старом князе Юрлове его уволили, но затем, при молодом, единогласно избрали бурмистром Адовщины. За семь лет своего «царствования» он лишь единожды покривил душой: «...из рекрутчины/ Меньшого брата Митрия / Повыгородил он». Но раскаяние в этом проступке чуть не привело его к самоубийству. Только благодаря вмешательству сильного господина удалось восстановить справедливость, и вместо сына Ненилы Власьевны служить отправился Митрий, причем «сам князь о нем заботится». Гирин уволился, снял в аренду мельницу, «и стал он пуще прежнего / Всему народу люб». Когда же мельницу решили продать, Гирин выиграл торги, но у него не оказалось с собой денег, чтобы внести задаток. И тогда «чудо сотворилося»: Гирина выручили крестьяне, к которым он обратился за помощью, за полчаса ему удалось собрать на базарной площади тысячу рублей.

Гирин движет не меркантильный интерес, а бунтарский дух: «Не дорога мне мельница, / Обида велика». И хотя «имел он все, что надобно / Для счастья: и спокойствие, / И деньги, и почет», на тот момент, когда крестьяне заводят о нем речь (глава «Счастливые»), Гирин, в связи с крестьянским восстанием, находится в остроге. Речь рассказчика, седоволосого попа, от которого становится известно об аресте героя, неожиданно прерывается посторонним вмешательством, а позже он и сам отказывается продолжать повествование. Но за этой недомолвкой легко угадывается как причина бунта, так и отказ Гирина помогать в его усмирении.

Савелий, богатырь святорусский (ч. III, гл. 3).

Савелий - богатырь святорусский, «с большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал». Когда-то в схватке с медведицей он повредил спину, и в старости она согнулась. Родная деревня Савелия, Корежина, находится в лесной глуши, и оттого крестьяне живут относительно свободно («К нам земская полиция / Не попадала по году»), хотя и терпят зверства помещика. В терпении и состоит богатырство русского крестьянина, но любому терпению есть предел. Савелий попадает в Сибирь за то, что живьем закопал в землю ненавистного немца-управляющего. Двадцать лет каторги, неудачная попытка побега, двадцать лет поселения не поколебали в богатыре бунтарский дух. Возвратившись после амнистии домой, он живет в семье сына, свекра Матрены. Несмотря на почтенный возраст (согласно ревизским сказкам, деду сто лет), он ведет независимую жизнь: «Семейки недолюбливал, / В свой угол не пускал». Когда же его попрекают каторжным прошлым, весело отвечает: «Клейменый, да не раб!» Закаленное суровыми промыслами и людской жестокостью, окаменевшее сердце Савелия смог растопить лишь правнук Дема. Несчастный случай делает деда виновником Демушкиной смерти. Горе его безутешно, он уходит на покаяние в Песочный монастырь, пытается вымолить прощение «гневной матери». Прожив сто семь лет, перед смертью он произносит страшный приговор русскому крестьянству: «Мужчинам три дороженьки: / Кабак, острог да каторга, / А бабам на Руси / Три петли... В любую полезай». Образ Савелия, помимо фольклорных, имеет общественно-полемические корни. Спасший Александра II от покушения 4 апреля 1866 г. О. И. Комиссаров был костромичом, земляком И. Сусанина. Монархисты в этой параллели видели доказательство тезиса о царелюбии русского народа. Для опровержения этой точки зрения Некрасов поселил в Костромскую губернию, исконную вотчину Романовых, бунтаря Савелия, причем Матрена улавливает сходство между ним и памятником Сусанину.

Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна, Савелий - чувствуется, что Некрасов ищет положительного героя среди крестьян. Особое внимание заслуживает, безусловно, Савелий, который способен выразить свой протест и бороться с крепостническими порядками . Некрасову важно показать, что народное самосознание растет, что гибель «рабской» системы неизбежна. Не случайно наряду с образом Савелия в поэме представлены другие герои-бунтари: каждый по-своему восстают против своих «хозяев» Агап Петров, атаман Кудеяр, целая вотчина, которую должен был усмирить Ермил Гирин - из-за этого он оказался в остроге.

Вместе с тем Некрасов не упрощает и не схематизирует происходящее в реальной жизни. Никакая реформа не могла за не сколько лет изменить сознание людей. Автор правдиво показывает, насколько сильна привычка к крепостной зависимости у определенной части крестьян, которых можно назвать людьми «холопского звания» . Эти образы даются Некрасовым сатирически. Автору и досадно, и смешно, что раб князя Переметьева облизывает тарелки за барином, что у него «благородная» болезнь подагра. Трагикомично, что крестьянин Сидор , сидя в остроге, шлет барину оброк с милостыни. Средствами сатиры Некрасов выражает свое отношение к людям «холопского звания» , как и к главному «врагу» крестьян - помещикам.

«Про холопа примерного - Якова верного» рассказывает в главе «Пир на весь мир»«Люди холопского звания - / Сущие псы иногда: / Чем тяжелей наказания, / Тем им милей господа». Таким был и Яков до тех пор, пока господин Поливанов, позарившись на невесту его племянника, не сбыл того в рекруты. Примерный холоп запил, но через две недели вернулся, сжалившись над беспомощным барином. Однако уже «мутил его враг». Яков везет Поливанова в гости к его сестре, на полпути сворачивает в Чертов овраг, распрягает лошадей и, вопреки опасениям барина, не убивает его, а вешается сам, на целую ночь оставляя хозяина наедине с его совестью. Такой способ мести («тащить сухую беду» - повеситься во владениях обидчика, чтобы заставить его мучиться всю жизнь) действительно был известен, особенно у восточных народностей. Некрасов, создавая образ Якова, обращается к истории, которую поведал ему А.Ф. Кони (в свою очередь услышавший ее от сторожа волостного правления), и лишь незначительно видоизменяет ее. Эта трагедия - очередная иллюстрация пагубности крепостного права. Устами Гриши Добросклонова Некрасов резюмирует: «Нет крепи - нет помещика, / До петли доводящего / Усердного раба, / Нет крепи - нет дворового, / Самоубийством мстящего/ Злодею своему».

Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе «Крестьянка» уделено в поэме особое место. Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагова показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермила Гирина, во внутренней свободе и несломленности - обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться.

Среди образов русских крестьян, созданных Некрасовым, особенно выделяется образ Ермилы Гирина. Он, как говорится в произведении, «не князь, не граф сиятельный, а простой мужик», но, тем не менее, пользуется у крестьян огромным почетом. На примере образа Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова можно проанализировать, какие черты характера считались важными для русского народа, каким видел народ своих героев.

«И молод, и умен» – с таких слов начинается в поэме описание Ермила Гирина. Затем крестьянин, заговоривший о Ермиле, рассказывает мужикам-странникам историю, свидетельствующую о безграничном доверии народа к нему. Ермил держал мельницу, которую за долги собирался выкупить купец Алтынников. Ермил выиграл суд, но стряпчие подстроили дело так, что у него не было с собой денег для выплаты. Тогда он кинулся на площадь, к народу и изложил им свою беду. Просьба Ермила: «Коли Ермила знаете, / Коли Ермилу верите, / Так выручайте, что ль!..» как нельзя лучше свидетельствует о его любви и доверии к своим соотечественникам. В этом эпизоде Некрасовым отлично подмечена психология русского мужика, предпочитающего переживать беды и принимать решения «всем миром»

Ермил открывается перед толпой – и получает помощь, каждый, кто был на площади, принес ему хотя бы пятак. Этого хватило на выкуп мельницы.

Главная особенность Ермила – это его неподкупная честность и любовь к правде. Семь лет служил он писарем, и за все это время «мирской копеечки под ноготь не зажал». Каждый мог обратиться за советом к Ермилу, зная, что тот никогда не потребует денег и не обидит невиновного. Когда же Ермил ушел с должности, тяжело оказалось привыкать к новому бессовестному писарю. «Худую совесть надобно – / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать» – такой приговор выносит народ «чиновникам-хапугам».

Своей порядочностью Ермил заслужил у крестьян веру, и они отплатили ему добром: единогласно избрали Ермила бурмистром. Теперь он Гирин Ермил Ильич, честно царствующий над всей вотчиной. Но испытания властью Ермил не выдерживает. Один-единственный раз отступается он от своей совести, отправляя в солдаты вместо своего брата другого человека. И хотя он вскоре раскаивается и заглаживает причиненное им зло, крестьяне помнят этот поступок. Сложно восстановить свое доброе имя, считающееся у народа наивысшей ценностью – вот какую мысль передает Некрасов в образе Ермила.

В рассказе о Ермиле Гирине и его печальной судьбе большую четкость и остроту обретает высокий этический и злободневно-политический смысл спора мужиков о счастье. Уже композиционная отчлененность эпизода с Ермилом (он включается после реплики: «Эй, счастие мужицкое!..») подготовляет читателя к тому, что счастье его принципиально отлично от «дырявого с заплатами» мужицкого. В рассказе о Гирине нарисован высокий идеал счастья по народным представлениям:

Да! Был мужик единственный!

Имел он все, что надобно

Для счастья...

Ермил обладает тем материальным достатком, который, с точки зрения мужика, необходим для счастливой жизни. «Кому на Руси жить хорошо» — не бытовая повесть, это «философия народной жизни», произведение, где правда жизни раскрывается с помощью художественной условности. Поэтому автор ничего не говорит о том, как, какими путями пришел Ермил к этому «богачеству». Для решения социальной и нравственной задачи, над которой бьются правдоискатели, дано: Гирин богат и стыдиться этого ему нечего, так как все, что он имеет, нажито честным трудом.

Ермил имеет и другое необходимое условие счастья: почет.

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой!

Своей многолетней бескорыстной деятельностью («В семь лет мирской копеечки / Под ноготь не зажал»), своим «умом и добротой» Ермил заслужил глубокое уважение и доверие народа, что и проявилось в сцене с покупкой мельницы. Силу «над округою» Гирин взял «не колдовством, а правдою», его облик воплощает в себе правдолюбие народа, его нравственную требовательность. Только жизнь на основе строгой правды и может дать человеку ощущение радости — вот смысл рассказа Федосея.

Так было и с Ермилом, пока он не поставил свое личное благополучие выше «правды», выше интересов другого человека, пока не сдал в рекруты вместо своего брата Митрия сына старухи Власьевны. Однако глубокое раскаяние Ермила в своем поступке, невозможность для него жить с сознанием своей вины перед «миром» делают этот образ еще более привлекательным. Недаром он после всего случившегося стал «пуще прежнего / Всему народу люб».

Ну, так что же? Дана норма жизни, к которой нужно стремиться? Нет, иную цель имел автор, вводя в поэму эпизод с Ермилом Гириным. Дав мужикам возможность выслушать рассказ Федосея (с дополнениями седенького попика), автор содержанием этого рассказа приводит к мысли, что высокий идеал счастья, мыслимый как свободная зажиточная трудовая жизнь, утопичен, недостижим при современном общественном строе. Во-первых, в этих условиях зажиточность крестьянина (если он не мироед) может быть только счастливым исключением. Мы ведь даже не знаем, как удалось Ермилу разбогатеть, в то время как никто из жителей деревень Босово, Горелово, Неелово и др. добиться этого не сумел... А во-вторых... Рассказ Федосея вторично перебивает «попик седенький», сообщив, что Ермил Гирин сидит в остроге. Эта реплика сразу переводит повествование из этического и несколько умозрительного в остро политический план.

Вот она реальность-то! Бунтует в борьбе за справедливость нищая мужицкая Русь. Бунтует «в избытке благодарности» к освободителям. Поднимаются от невыносимой жизни на борьбу даже самые забитые, поднялась даже вотчина

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревня Столбняки...

И хотя рассказчик, крестьянин Федосей, говорит, что причина бунта «осталась неизвестною», Некрасов, используя символику названий, раскрывает ее: до того обрубил помещик крестьянские наделы, что мужики веками испуганной губернии, не смевшие при крепостном праве дыхнуть (Недыханьев уезд), застывшие в вековом оцепенении (Столбняки!), — и те взбунтовались. Осторожным упоминанием о бунте в Столбняках автор дает понять читателю, что народному терпению приходит конец, что борьба, на которую поднимается крестьянство, и есть единственный путь к достижению того идеала жизни, который так пленяет слушателей в рассказе о Ермиле.

За что попал Ермил в острог, в поэме прямо не говорится, но и по намекам об этом нетрудно догадаться: во время бунта в деревне Столбняки Гирин, видимо, встает на сторону восставших. Иначе и не мог поступить человек с таким обостренным чувством справедливости. Ермил сознательно жертвует личным благополучием во имя идеи общей справедливости, «правду» предпочитает «богачеству» и попадает в острог. В условиях помещичьего государства непрочным, временным, призрачным оказалось его бытовое благополучие.

Отчленив композиционно рассказ о Гирине от изображения судьбы других «счастливцев» и тем подчеркнув исключительность его судьбы, Некрасов, однако, оставил его в пределах главы «Счастливые», ибо иронический смысл ее заглавия может быть распространен и на судьбу человека, кончившего свою жизнь в остроге.

В рассказе Федосея с неменьшей четкостью, чем духовный облик героя, вырисовываются нравственные понятия и требования крестьянской массы. Мужики Адовщины ценят Ермила за честность, бескорыстие, строгую прямоту. Сторицей платит за добро отзывчивое мужицкое сердце, доказательством чему служит эпизод с покупкой Ермилом мельницы. В основу его Некрасов положил подлинный факт, описанный П. И. Мельниковым-Печерским. Богатый нижегородский раскольник Петр Иванович Бугров за полчаса до переторжки о казенном подряде на перевозку соли «опрометью бросился на нижний базар и там, сказав торговцам: „Братцы, давайте денег скорее", снял перед ними свой малахай, в который через четверть часа было накидано 20000 рублей серебром». С деньгами Бугров успел на переторжку. Подряд остался за ним. Некрасов использовал этот, может быть и исключительный, факт, чтобы показать не только безграничное доверие и уважение мужиков к Ермилу, но и (и это главное!) чувство локтя, чувство мужицкой солидарности, более того — социальной солидарности, т. к. купец Алтынников им социально враждебен и поддержка Ермила по существу равносильна защите собственных интересов. Знаменательно, что темой народной солидарности начинается (покупка мельницы) и заканчивается (бунт в Столбняках) история Ермила Гирина.