Применение инновационных технологий в образовательном процессе

Анализ работы «Использование инновационных технологий в ДОУ»

Смагина Татьяна Евгеньевна

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к развитию личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Нынешние дошкольники думают и чувствуют по-особенному. Психологи, педагоги, родители говорят об одном: эти дети требуют особого подхода, потому что они другие. Изменившийся мир требует другого сознания, и нам, взрослым, это сознание становится доступнее именно благодаря общению с детьми.

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовность к самостоятельной деятельности. В связи с этим меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные инновационные технологии, направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Одной из важных задач дошкольного образования является задача сохранения и укрепления здоровье детей, приобщение их к здоровому образу жизни.

В этом мне помогают здоровьесберегающие технологии. Я стараюсь применять здоровье сберегающие технологии в различных видах деятельности. Чтобы дети с удовольствием выполняли утреннюю гимнастику, я провожу её в игровой и тематической форме.

Для профилактики усталости в режимные моменты включаю упражнения для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковые игры.

На прогулках предлагаю подвижные игры не только с бегом, но и с лазаньем, метанием и бросанием. Очень полюбились детям такие игры как «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Медведь и пчёлы»,«Горелки», «Классы» и другие. Любят дети играть и в спортивные игры: «Футбол»,«Волейбол», «Баскетбол», «Бадминтон».

Летом дети с удовольствием катаются на самокатах, велосипедах, зимой на санках и лыжах.

В своей работе я использую музыкотерапию. Прослушивание классической музыки, засыпание под музыку, выполнение движений под музыку, помогает корректировать поведение детей, их эмоциональное состояние.

В группе мною создан центр «Здоровье». В нем есть атрибуты для спортивных игр: мячи,скакалки, флажки, мешочки для метания, кегельбан, кольцеброс, альбомы с иллюстрациями летних и зимних видов спорта, диски с мультфильмами о спорте, а также нетрадиционное спортивное оборудование изготовленное с помощью родителей: гантели; дорожки для хождения босиком; оборудование для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, настольные игры на спортивную тематику «Спортивное лото», «Витамины»,«Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Хоккей», «Волейбол», «Футбол»; игры на развитие дыхания «Воздушный волейбол».

Для того чтобы родители посмотрели на здоровье детей по-другому я размещаю на информативных стендах плакаты, стенгазеты, папки передвижки, освещающие вопросы профилактики болезней «Босиком от болезней»,«Золотые правила питания», «Правила здорового образа жизни», «Крепкие и здоровые зубы с детства» и др.

Родители с удовольствием участвуют в физкультурных досугах, спортивных праздниках, туристических походах, акциях,посвящённых здоровому образу жизни.

Технология проектной деятельности - это новая образовательная технология, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении детей. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность воспитанников, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении ииспользовать эти знания для создания новых объектов действительности, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В своей работе я использую творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать «Огород на окне», «Наша клумба», «Мир еды», «Магниты»,«Волшебница вода»;ролево-игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи ««Космонавты», «МЧС», «Защитники Отечества», «Безопасная дорога»; информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах и т. д. «Красная книга природы», «Необычный мяч», «Мой лучший друг»,«Необычный космос».

Работа над проектом включает деятельность детей, педагога и родителей воспитанников. При составлении плана работы с детьми над проектом я стараюсь заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей, создать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход, развивать творческое воображение и фантазию детей, творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Технология проектной деятельности саду позволяет мне лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир каждого ребенка.

Технология исследовательской деятельности в детском саду помогает сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. С помощью исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное - речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать, становление ребенка как самостоятельной, инициативной личности будет проходить успешнее.

Дети любят экспериментировать всегда, везде и со всем, используя для этого любой материал, любое время года. Мои дети не являются исключением.

С целью развития первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, формирования умения обследовать предметы мною был создан центр экспериментирования. В нём появились: - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. - сито, воронки -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы Провожу эксперименты: с водой, воздухом, магнитом, песком, снегом, тестом. Например, спеском: «Песочные часики», «Сыпучий песок» или «Свойства мокрого песка». Так же сбумагой: «В Царстве бумажной королевы», «Свойства бумаги»; водой «Волшебная капелька», «Какая бывает вода»; магнитами «Свойства магнита», воздухом, солнечным светом, тканью, мехом и т. д.

В результате использования в своей работе исследовательской деятельности у детей возросла познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стали стремиться получить результат при достижении поставленной цели. У детей улучшилась речь. Они стали выражать свои мысли, правильно строить предложения, составлять связные творческие рассказы.

Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада повышает качество дошкольного образования.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Информационно - коммуникативные технологии помогают мне:

1. Подбирать иллюстрированный и познавательный материала к занятиям и материал для оформления стендов группы, уголка для родителей. В этом мне помогают детские познавательные сайты «Дошкольник», «Дошколёнок», «Кошки- мышки»», «Солнышко»,«Мир деток» и др.

2. С помощью компьютера я могу смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) .

3. Создавать презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Мною были созданы презентации «Необычный космос»,«История Олимпийских игр», «День рождение деда Мороза», «Профессии», «Животные жарких стран» и т. п. Использовать презентации на родительских собраниях «Наша жизнь в детском саду», «Как мы готовились к встрече Нового года» и др., совместных мероприятиях с родителями и детьми «Наши мамы», «Зимняя Олимпиада в г. Сочи».

4. Обмениваться опытом, знакомиться со сценариями праздников и других мероприятий,наработками других педагогов России и зарубежья.

5. Знакомиться с периодическими печатными изданиями в электронном виде.

6. Постоянно повышать свою квалификацию в Педагогическом университете «Первое сентября», дистанционно проходя курсы повышения квалификации.

7. Участвовать в международных и всероссийских конкурсах для детей и педагогов в сети интернета.

8. Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. В нашем детском саду создан свой сайт.

Родители могут свободно зайти на него, узнать новости о жизни детей в ДОУ, посмотреть отчёты о прошедших мероприятиях, получить консультацию по интересующей их теме и т. д.

Но каким бы положительными, огромными потенциалами не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Таким образом, применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования; повышение квалификации воспитателей; применение педагогического опыта и его систематизация; использование компьютерных технологий воспитанниками; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; повышение качества обучения и воспитания.

Основу туристической индустрии составляют туроператоры и турагенты, занимающиеся туристическими поездками, продажей их в виде путевок и туров; предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов (гостиницы, кемпинги и др.), их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы по исследованию туризма и подготовке для него кадров, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса. На туризм работают и другие отрасли, для которых обслуживание туристов не является основным видом деятельности (предприятия культуры, торговли и др.).

Турагент - физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров.

Основными направлениями инновационной деятельности туристских предприятий являются: использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг; использование новых туристских ресурсов; изменения в организации производства и потребления туристских услуг; выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг.

Использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг. Туристские предприятия успешно используют компьютерную технику и специализированные компьютерные технологии для делопроизводства, ведения учета технологических операций с клиентами и партнерами.

В туристском бизнесе активно используются возможности Интернета, развивается торговля услугами в онлайновом режиме.

Да, несомненно, инновации в технологии, компьютеризация туристических фирм значительно облегчают их работу, дают им возможности для развития туристического бизнеса, но для того чтобы «выжить» в конкурентной среде туристические агентства и туроператоры активно внедряют в свою работу и продуктовые инновации. Все чаще появляются новые, неизведанные туристические предложения, которые привлекают все больше потребителей. Поездки к морю, круизы на комфортабельных лайнерах и прочие радости отдыха уже не прельщают некоторых изощренных в досуге туристов. Им подавай что-нибудь необычное, экзотическое, чтобы за сердце трогало. Сотни тысяч отдыхающих едут, чтобы вогнать в свою кровь лошадиную дозу адреналина, чтобы испытать тяготы и лишения, чтобы окунуться в тайны земли и населяющих её народов, обогатиться во время отдыха не загаром, а интеллектом. Это - любители специфических видов туризма: экстремального и нетрадиционного. И турфирмы стараются, фантазируют. Потому что за дрожь в сердце богатые клиенты готовы выложить кругленькую сумму.

Что же понимают туроператоры под словосочетанием «необычный туризм»? Обычно это нестандартные туры в экзотические и экологически чистые природные резервации, связанные с необычными путешествиями и нетрадиционными транспортными средствами. Участие в таких турах предусматривает определённую физическую подготовку и мастерство участников. В упрощенном виде, нетрадиционные виды туризма - это такие виды рекреационной деятельности, которые не типичны для данной местности.

Среди наиболее популярных нетрадиционных видов туризма специалисты выделяют приключенческий туризм (например, прогулка по африканским джунглям), культурно-познавательный туризм (Великобритания и Новая Зеландия уже предлагают туристам посещение своих полярных станций в Антарктиде). Отмечается активный всплеск интереса к экотуризму и всем его разновидностям: агротуризму, или туризму в сельской местности, "фермерскому", "зеленому", "пляжному", "природоохранному" туризму и т. д. В последнее время большой популярностью у европейцев пользуется посещение национальных заповедников. Наконец, одним из наиболее перспективных проектов специалисты называют сооружение искусственных миров отдыха. Один такой уже существует в Японии - парк Сигалия. Он рассчитан на 10 тысяч человек и помимо прочих удовольствий предлагает отдыхающим понежиться на райском пляже длиною 140 метров, оборудованном самой современной системой искусственной подачи волн.

Если рассмотреть к примеру космический туризм. А ведь согласитесь, лет 20 назад у нашего человека отношение к космонавтике, спутникам, кораблям, да и полетам в космос было несколько иным, совсем не таким, как сегодня, в ХХI веке. Скептики объясняют это явление тем, что для миллионов землян запуски челноков, достижения отечественных и зарубежных ученых в этой сфере перестали быть чем-то грандиозным, то есть мы ко всему этому просто привыкли.

В минувшем тысячелетии мечтать о космических авантюрах для всех и каждого могли лишь дерзкие романтики, писатели и продюсеры фантастических фильмов. А как же иначе - технических решений для воплощения в жизнь подобных идей и в помине еще не было, а если бы и были, то массовостью такие путешествия похвастаться уж точно не смогли бы. Время шло, и вот, несколько лет назад об этом снова заговорили. Интерес общественность начали подогревать заявления ученых и инженеров о том, что совсем скоро увидеть Солнце и Луну в иллюминаторе космического корабля сможет практически каждый желающий. И для этого вовсе не нужно быть мультимиллионером, пользоваться какими-то там связями, то есть летать в космос только благодаря тугому кошельку или поддержке влиятельного дядюшки.

Обещать и строить оптимистичные прогнозы может каждый, а вот подтвердить свои слова результатами удается не всем. Постараемся сегодня разобраться, быть космическому туризму или нет, есть ли будущее у этого вида бизнеса и стоит ли нам, простым смертным, верить в то, что скоро заветные мечты детства десятков тысяч землян побывать на орбите Земли осуществятся.

Итак, что же такое космический туризм? Для начала дадим определение этому понятию. Под термином «космический туризм» подразумевается возможность человеку или группе людей отправиться в путешествие в космос (туда и обратно, конечно же) за определенную плату. Схема проста: мы платим деньги, проходим курс подготовки и отправляемся в полет. Здесь не нужно морочиться с пунктами обмена валюты, изучать иностранный язык, обивать пороги консульств и брать с собой карту. Какая-то сотня километров и вот она, наша планета, такая, какой видеть ее удавалось не многим. А ведь согласитесь, звучит действительно заманчиво - поглазеть на человечество свысока и покувыркаться в условиях нулевой гравитации.

28 апреля 2001 года был запущен космический корабль «Союз ТМ-32» с первым космическим туристом на борту Денисом Тито. 21 июня - впервые за 40 лет существования NASA, представители агентства провели социологический опрос жителей США, в ходе которого им удалось определить уровень заинтересованности и отношение общества к космическому туризму.

Кроме того, в «меню» агентств, работающих в сфере космического туризма, могут входить следующие «околокосмические» сервисы или услуги:

  • · Возможность ощутить все преимущества и недостатки невесомости - в США, к примеру, такое удовольствие до недавних пор стоило немного больше $3500 (полет на самолете по параболической траектории);
  • · Полеты на самолете на экстремальной высоте. Один из примеров - за 24 тысячи долларов посмотреть на мир с высоты 36 км из кабины МиГ-25 или МиГ-31 FoxHound;

В Молдове все чаще появляются туристы, которые выбирают новые, неизведанные туры.

В октябре 2010 г. завершилось первое в истории кругосветное путешествие жителя нашей страны. За полтора года Геннадий Шатов (известный еще как FILOSOF) не просто объехал на своем мотоцикле всю планету. Он в одиночку прошел 100 000 км по самым протяженным линиям всех обитаемых континентов Земли. В полной мере до него такой маршрут не поддавался еще ни одному байкеру в мире. Еще один национальный герой- Андрей Карпенко, первый житель Молдовы, покоривший Эверест. В Республике Молдова совсем мало тех, которые предпочитают новые виды туризма, в основном люди предпочитают традиционный отдых в Турцию, Болгарию, Румынию летом и горы зимой. Необыкновенные туристические предложения это не просто нововведение, это сложный и долгий инновационный процесс, который требует немало времени и средств. Пока этим занимаются только несколько туристическо- спортивно клубов, но главное, что первые шаги уже сделаны.

Для эффективной работы туристического предприятия и управления инновационными процессами необходимо грамотное использование инновационного менеджмента и маркетинга.

Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся ресурсов и обязательное внедрение всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы. Инновационному менеджменту предстоит побудить и объединить большое количество организаций и людей на обновление, создать необходимые и достаточные экономические условия и стимулы для достижения цели инновации. Управление инновации в большей степени является искусством, чем наукой, и всегда несет оттенок индивидуальности менеджера.

Инновационный менеджмент представляет собой сочетание различных функций, таких как маркетинг, планирование, организация, разработка контроль) основными задачами инновационного менеджмента являются изучение состояние сферы хозяйственной деятельности и хозяйственных систем, изучение самой специфики инновционого процесса.

Туристический маркетинг имеет свою специфику. Он представляет собой комплекс определенных функций, осуществляемых туристической компанией в целях расширения рынка сбыта ее туристического продукта и услуг. Маркетинг туристический- это сфера деятельности туристических организаций по разработке новых, более эффективных видов туристическо- экскурсионных услуг, а так же по производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества турпродукта и учета процессов на мировом рынке туристических услуг. Туристический маркетинг преследует основные цели:

  • 1) сохранение традиционного рынка;
  • 2) развитие и увеличение нового рынка;
  • 3) уменьшение влияния сезонности.

В туристическом бизнесе есть условное разделение на четыре сезона: сезон «пик» (в основном это летний сезон и календарные праздники) , «низкий сезон» («бархатный сезон» , весенние туры), и «мертвый сезон» (остальное время года). Так вот, основная задача туристического маркетинга- приблизить к потребителю именно тот новый продукт, который способен хотя бы отчасти воскресить « мертвый сезон». После правильно проведенного маркетинга, разработки проекта и внедрения его жизнь, т.е. доведения его до потребителя, следует оценить социальную эффективность инноваций (насколько они отвечают потребностям общества).

В масштабах конкретной туристической фирмы или культурно- сервисной организации реализуется единство его технических, интеллектуальных и коммерческих возможностей. При нововведениях изменяется характер и условия труда. Полученные в результате реализации нового туристического продукта, изменения определяют социальную цену нововведений. . Инновационная сфера в данном случае случае туристическая в идеальном варианте должна иметь инновационную структуру(национальные парки, культурно- развлекательные центры, гостиницы, загородные клубы, дороги, транспорт).

Все выше описанное представляет собой некий инновационный процесс, т.е. совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, производственных, финансовых, коммерческих и организованных мероприятий, приводящих к нововведению. Таким образом, можно сделать выводы, что и утризм и инновационная деятельность в Молдове развиты слабо. Число туристов с каждым годом всем еьше и меньше, а инновационные процессы пока еще не нашли своего эфективного примения. Развитие ииноваций и инновационных процессов поставят туризм Молдовы на новый путь развития. Для этого необходимо участие как и государства, так каждого туристичестического предприятия. Каким образом боротьсяс пролемами туризма в стране и какие необходимы для этого нововведения мы рассмотрим в следущей главе.

Один из интерактивных методов обучения, связанный с выработкой навыков профессионального делового общения. Его смысл – в разработке коллективного решения какой-либо проблемной задачи, в обмене мнениями по поводу сформулированной проблемы и путей её решения.

Инновационный метод 1.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны понять сущность феномена личности, ознакомиться с основными подходами к анализу личности, провести соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», личность преступника», «индивидуальная личность».

Постройте логическую (последовательную, параллельно-последовательную) цепочку, зафиксировав понятия:


Индивидуальность ЧЕЛОВЕК

Преступник


Индивидуум


Подведение итогов.

Инновационный метод 2.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны ознакомиться с основными подходами к анализу личности преступника в криминологии, научиться изучать личность, применяя методы изучения и коррекции личности.

Задание по группам, на которое отводится 15 минут. Студенты делятся на три небольшие группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями трех других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.



Проанализируйте два исторических документа

Дата 29 ноября 1825 года 9 мая 1887 года
Место составления Село Тригорское, Опоческий уезд г. Бремен, полицейская дирекция
Вид документа Билет (паспорт- «подорожная») Отчет
Содержание документа Сей дан села Тригор-ского людямъ: Алексею Хохлову росту 2 арш. 4 верш., волосы темно-русыя, глаза голубыя, бороду бреетъ, летъ 29, да Архипу Курочкину росту 2 арш. 3 верш., волосы светло-русыя, брови густыя, глазом кривъ, рябъ, летъ 45, в удостоверении того, что они точно посланы оть меня и потому прошу господь командующих на заставах чинить им свободный пропускъ. Сего 1825 года, ноябрь 29 дня, село Тригорское, что в Опоческом уезде. Статская советница Прасковья Осипова Сигналемент: стан худощав, рост 1,75 метра, волосы светлые, нос обыкновенный, прибывающие усы, наречие верхнегерманское и английское. Одежда: темно-серое пальто с темным бархатным воротником на черной подкладке, черная твердая амушканская шапка, ботинки с резиной

Историческая справка: при определенных обстоятельствах А.С. Пушкин подделал «подорожную», дающую ему право на проезд в центр России - в Петербург, от имени своей соседки П. Осиповой, имение которой находилось рядом с селом Михайловским, где поэт находился в ссылке.

Известный ученый-криминолог XIX века Франц фон Лист возмущен такому описанию, по которому трудно найти преступника, и приводит пример: «N.N. 1,59. Рост малый, фигура слабоватая, цвет волос светлый, узкий лоб, светлые брови, голубые глаза, нос остроконечный, рот небольшой, зубы сохранившиеся, бороды нет, подбородок узкий, цвет лица бледный, очертание лица узкое».

Как видим, общие расплывчатые черты внешности, никаких особенностей, если, конечно, не считать столь малый росток.

Только по таким признакам, считал Ф. Лист, нельзя идентифицировать личность преступника, необходимо усовершенствование данного процесса.

Согласно теории Ч. Ломброзо, определите среди присутствующих вора, мошенника, насильника.

Но вначале внимательно прочитайте описание преступника, данное автором антропологического учения.

«... Преступник - субъект крупный и тяжеловесный, имеет длинные локтевые кости, он - нередко левша, череп выдается назад... Отвислые уши, глаза косые, нос кривой богатая растительность на голове, но жидка борода; ... болевые ощущения понижены, а отсюда - презрение к смерти, жестокий нрав, обычай татуироваться... В нравственном отношении прирожденный преступникоцепенел: он не знает чувства сострадания, не понимает раскаяния, нет у него совести. Он -... пустой, ... лентяй, непостоянный, легкомысленный, суеверный, любит женщин... придается картежной игре и пьянству; он - ... более хитрый, чем умный... выражается на своем особенном языке, имеет свою особенную литературу, пишет своим особым почерком, при том если он убийца, то иным, чем если же вор или мошенник!»?

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Подведение итогов.

Инновационный метод 3.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны понять, как возник феномен преступности, почему он так устойчив, какие недостатки социальной системы и культуры его обуславливают.

Задание по группам, на которое отводится 15 минут. Студенты делятся на три небольшие группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями трех других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

Обобщите официальные данные уголовной статистики и публикаций о взяточничестве и назовите криминогенные условия формирования и совершения таких преступлений и определите вид их корыстной мотивации.

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Подведение итогов.

Инновационный метод 4.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны научиться вырабатывать криминологическое видение, умение обосновывать свою точку зрения.

Задание по группам, на которое отводится 60 минут. Студенты делятся на три небольшие группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями трех других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

1. Конкурс на лучшее название и девиз команды на криминологическую тему (5 минут).

2. 1. Перечислите письменно всевозможные варианты видов преступности по различным аспектам (учитываются как количество, так и качество, в течение 5 минут).

2.2. Перечислите письменно криминальные профессии и поочередно произнести их (5 минут).

2.3. Назовите детерминанты жертв от уличных грабежей и карманных краж (5 минут).

2.4. Ответьте на следующие вопросы (в течение 10 минут).

Что значит «разноликий мир мошенников»? Какие виды мошенничества наиболее распространены в РФ? Почему? Обоснуйте выбор своего ответа.

К какой теме курса «Криминология» относится следующая пословица: «За дешевеньким погнался и с носом остался»? Назовите виды преступности.

Объясните с точки зрения криминологии, почему дорога (улица) полна неожиданностей.

Дайте несколько советов потенциальным жертвам (для конкретной жизненной ситуации: в силу каких-то обстоятельств вам предстоит идти по улице в темное время суток и...). Капитаны команд получают конкретные задания и отвечают на заданную тему.

3. Разрешите следующую ситуацию (в течение 10 минут).

3.1. Наташа многое бы сейчас отдала, если бы можно было навсегда вычеркнуть из жизни тот трагический вечер, безжалостно покалечивший ее девичью судьбу. Но время не обратишь вспять. Остается только горько сожалеть о случившемся. А тогда, когда ей позвонила школьная подруга Люся, с которой не виделась уже больше года, и проворковала в телефонную трубку: «Наташенька, нет ли у тебя желания весело провести вечерок? Будут мальчики и музыка», долго не раздумывая, согласилась.

Вечерок проводили на квартире одного из мальчиков, родители которого были в заграничной командировке. Наташу сразу же окружил вниманием молодой человек с замашками завсегдатая районной дискотеки, представившийся Бобом.

Для начала хозяин предложил гостям «причаститься», чем Бог послал. Потом слушали зарубежные записи, танцевали под «маг». В коротких перерывах еще «причащались» и снова танцевали. Наташа и вспомнить теперь не могла, как оказалась наедине с Бобом в соседней неосвещенной комнате.

Стыдно было возвращаться домой на рассвете. Страшно, оставаясь одной, осознавать, что случилось. Боб больше не объявился, хотя и обещал обязательно позвонить. Наташа жила, как и раньше, стараясь забыть о том, что случилось. И когда месяца через три у нее осип голос, на теле высыпала бледо-розовая сыпь, ей и в голову не пришло связать это с тем роковым вечером. Ангина, наверное, решила она, а вдобавок еще и аллергия.

В поликлинике, куда обратилась она за помощью, врач-терапевт срочно направил девушку в кожяо-венерологический диспансер...

Назовите вид(ы) преступности, причины и условия совершения Бобом преступлений. Почему Наташа стала жертвой преступления(й)? Какого(их)? Какова виктимологическая профилактика в конкретном случае?

3.2. Алле неожиданно позвонила давняя подруга Люба:

Аллочка, выручай! Понимаешь, с юга приехал мой старинный приятель Рафик. Приглашает в ресторан гостиницы «Радость», в которой он остановился. Но он не один, а с братом. Составь мне компанию.

Не хочется. Ведь яне знаю ни твоего приятеля, ни его

Так узнаешь. Скоротаем вечерок, и уйдешь, когда наскучит. Выручи меня, а?

К восьми вечера подружки были в гостинице. Их уже поджидали Рафик и его брат Жора. Девушки оставили свои пальто в номере этих молодых людей, находившемся на 10-м этаже, и спустились на первый этаж в ресторан.

Ужин под звуки небольшого оркестра с певицей протекал весело и беззаботно. В разгар трапезы у их столика появился еще один брюнет, которого Жора отрекомендовал своим лучшим другом. Представившись девушкам Саидом, тот заказал шампанского «для первого знакомства». Потом на столе появился коньяк и... еще, еще... Часам к одиннадцати кавалеры заметно захмелели. Алла заявила, что ей пора домой, и попросила Рафика принести ее пальто.

Твое пальто у... Забыл где, - сообщил тот.

Как забыл? Мы же раздевались в вашем номере, удивилась Алла.

Какая разница, где раздевались. Жора тебя сейчас проводит. А мы с Любой только рассчитаемся с официантами и тоже поднимемся к вам с шампанским и конфетами.

За Аллой и Жорой увязался Саид, сказав, что ему срочно нужно позвонить по телефону в их номере. В номере Жора стал дурачиться и потребовал от Аллы выкуп за пальто - секс.

И мне выкуп за шампанское и конфеты, - заявил Саид, пытаясь насильно бросить девушку на диван.

Ребята, мы так не договаривались. Выкуп как-нибудь в другой раз. Считайте меня должницей, - пыталась она отшутиться.

Ишь какая, ела-пила, а рассчитываться не собирается, наседал Саид.

Он по-зверски схватил Аллу за плечи и попытался тащить на кровать. А Алле пришлось хорошо поработать руками и ногами, вспомнив уроки самообороны, пока, изрядно помятая, в разорванной блузке и без золотой цепочки на шее, она, наконец, не вырвалась из цепких мужских «объятий» и не выскочила из номера. Дежурная по этажу, взглянув на ее растрепанный вид, тут же вызвала милицию.

Назовите вид(ы) преступности, причины и условия совершения Жорой и Саидом преступления(й). Стала ли Алла жертвой преступления(й)? Почему? Какова виктимологическая профилактика в конкретном случае?

4. Ответьте на следующие вопросы (в течение 10 минут).

Объясните смысл следующего сочетания: оружие, которое всегда с женщиной. Ваши советы женщинам – потенциальным жертвам для применения этого оружия (почему и когда?).

Как вор выбирает жертву? От чего это зависит?

5. Назовите поочередно (право выбора за той командой, которая лидирует) произведения о маргиналах русских классиков (5 минут).

6. За 5 минут придумайте предложения, где фигурировали бы слова «начальник», «подчиненный», «деньги», «удар» (на криминологическую тему).

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

7. Конкурс капитанов. Оба задают друг другу вопросы и отвечают на них по теме: «Криминология - это сила!». Учитываются оригинальный вопрос и оригинальный ответ (15 минут).

Даются незнакомые криминологические слова и словосочетания, необходимо попытаться (с подсказкой) их объяснить.

Называют поочередно прилагательные - криминогенные качества лисицы из басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Ворона - жертва? (Высказать свою точку зрения.)

Какое напутствие дал отец своему сыну Гриневу (кто быстрее)? Как называется это произведение? Кто автор? Назовите фамилии государственных преступников.

Можно ли этот отцовский наказ назвать своего рода профилактическим аспектом? Почему?

Подведение итогов.

Инновационный метод 5.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны понять и объяснить появление феномена коррупционной преступности, дефинировать данный вид преступности, дать криминологическую характеристику личности преступников-коррупционеров, назвать и раскрыть меры предупреждения данного вида преступности.

Задание по группам, на которое отводится 20 минут. Студенты делятся на две группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

1. Выберите более четкую для сегодняшнего времени формулировку понятия «коррупция». Объясните свой выбор.

коррупция - сложный социальный феномен, порождения общества и общественных отношений;

коррупция - злоупотребление публичной властью ради частной выгоды (ЯМ. Гилинский);

коррупция - ?

2. Почему наиболее коррумпированы следующие страны: Россия, ряд стран бывшего СССР (?), Пакистан, Танзания, Нигерия?

Наименее подвержены коррупции: Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Канада?

3. Ряд ученых утверждает, что коррупция в России, как социальное явление, находится в начальной стадии. Пока. Но так ли это? А как же в давние времена, к примеру, петровские, - царствование мздоимства и лихоимства?

4. Поясните эту схему:



КОРРУПЦИЯ = Отмывание денег



КОРРУПЦИЯ Отмывание денег



5. Какова роль Совета при Президенте российской Федерации по борьбе с коррупцией, образованного 24 ноября 2003 года.

6. Как по-другому называются взяточничество, лоббизм, протекционизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов…?

7. Почему областями криминализации последовательно становятся бизнес, экономика, политика:

большое количество бизнесменов вовлечено в формирование экономической политики страны;

кто платит - тот заказывает музыку;

так выгодно всем? :

8. В США действует закон с необычным названием «ПАТРИОТ США» («USA PATRIOT»), принятый после 11 сентября 2001 года - широкомасштабный законодательный акт, расширяющий права полиции, направленные на то, чтобы закрыть границы США для иностранных террористов. Закон устанавливает новые виды преступлений и новые наказания, применяемые в отношении внутренних и международных террористов. Закон дает сотрудникам федеральных органов более широкие полномочия по отслеживанию и перехвату сообщений и наделяет министра финансов полномочиями регулирующего органа в борьбе с коррупцией в финансовых учреждениях США для борьбы с отмыванием денег иностранными лицами.

Каким образом можно воспользоваться зарубежным опытом в рамках нашей страны?

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Подведение итогов.

Краткий словарь терминов

Антропологический подход к изучению преступности - одно из нетрадиционных направлений криминологии. В рамках антропологического подхода преступность определяется как болезнь. Преступность, по мнению сторонников этого подхода, - результат вырождения, дегенерации, следствие тех или иных психофизиологических аномалий, влекущих «нравственное помешательство». При этом понятия вменяемости и общей превенции уголовного наказания по существу утрачивают смысл. Основной метод воздействия на преступность, вырабатываемый данным направлением, - отделение здоровых от больных (изоляция и лечение либо уничтожение последних).

Архитектурная криминология - одно из направлений современной криминологии. Сущность данной концепции заключается в том, что между преступностью и характером застройки, расположением жилищ, планировкой населенных пунктов, их дизайном существует связь:

во-первых, посредством планировки городов и поселков можно уменьшать число так называемых «слепых зон», неконтролируемых территорий, «темных уголков», которые становятся источником ситуативной виктимности, где люди оказываются беззащитными, где им никто не приходит на помощь в случае преступных посягательств;

во-вторых, характер городской архитектуры может разрушать систему социального контроля;

в-третьих, бездарная, унылая архитектура оказывает негативное воздействие на психическое состояние людей, нередко оказывается фактором преступного поведения.

Виктимологическая профилактика преступлений - одно из перспективных направлений воздействия на преступность. Виктимология (от лат. victima - жертва) исследует аспекты преступности, связанные с жертвой.

Виктимностъ - особый феномен. С одной стороны, это специфические качества людей, повышающие их вероятность стать жертвой. С другой - это как бы зеркальное отражение преступности (все, что связано с ее отрицательными последствиями).

Предупреждение преступности - деятельность государственных и общественных органов, направленная на удержание граждан от совершения преступлений. Сущностью предупреждения преступности является предупреждение отдельных преступлений, т.е. предупреждение не всей преступности, а какой-то ее части.

Профилактика - термин медицинский, дословно означающий защиту от чего-либо. В рамках криминологической теории корректно исследовать два аспекта профилактики:

защиту от преступности потенциальных жертв (виктимологическая профилактика);

защита общества и отдельных людей от пораженностью преступностью (от заражения «вирусом», готовности совершить преступление), защита от втягивания граждан в криминальную сферу, в криминальный бизнес, криминальную деятельность; образно это направление можно назвать защитой людей от попадания в сети преступности.

Борьба с преступностью предполагает жесткие формы отрицания пре­ступности. Как правило, с борьбой ассоциируется розыск, задержание пре­ступников и привлечение их к ответственности, либо уничтожение их при сопротивлении. На сегодняшний день борьба является важнейшей компо­нентой любой стратегии воздействия на преступность.

Готовность к совершению преступления - это такое состояние субъекта, при котором он в любой момент (как только поступит пусковой импульс) может начать противоправную деятельность.

Дифференциальной ассоциации теория - одна из наиболее популярных современных зарубежных криминологических теорий. Теория дифферениальной ассоциации раскрывает механизмы, посредством которых социальная дезорганизация криминализирует население. Ее основоположником является профессор Иллинойского университета Эдвин Сатерленд (1883-1950).

Бихевиористы Р. Бюргесс и Р. Акерс дополнили теорию Э. Сатерленда концепцией оперантного поведения. На основании объяснения поведения по схеме «стимул-реакция» эти ученые модифицировали основные положения Э. Сатерленда следующим образом: преступному поведению обучаются в результате того, что эти формы поведения приводят подростка и тех, у кого он учится, к полезным и приятным для них результатам. Научение преступному поведению происходит тогда, когда оно подкрепляется более сильно, чем непреступное.

Зарубежные криминологические теории (современные) - система многообразных взглядов зарубежных ученых на преступность, ее причины и меры контроля. Анализ современной зарубежной практики воздействия на преступность показывает, что к числу работающих криминологических концепций относятся:

неоклассицизм (теории И. Бентама и П. Фейербаха с незначительными модификациями);

теория уголовной политики Ф. Листа;

психоаналитические концепции преступности;

социобиологическая теория деструктивности;

социологическая теория аномии (развитая на основе концепции Э. Дюркгейма);

концепция контроля преступности (разработанная Э. Сатерлендом на основе положений Э. Дюркгейма);

теория дифференциальной связи (предложенная Э. Сатерлендом и модифицированная его последователями);

виктимологические теории.

Изучение личности преступника - важнейшее направление исследования субъективных предпосылок преступного поведения и причин преступности. К фундаментальным методам изучения личности относятся опрос и наблюдение, промежуточной формой является психологическое тестирование (сочетающее в себе элементы первого и второго).

Клиническая криминология - одно из направлений зарубежной криминологии. Ее методологической основой является разработанная Э. Ферри и Р. Горафало концепция опасного состояния человека, суть которой заключалась в том, что преступника надо не карать, а выводить из состояния повышенной склонности к преступлению (и до тех пор пока это не сделано - изолировать).

Наиболее основательно методы клинического воздействия на преступников (реальных и потенциальных) разработал французский криминолог Жан Пинатель. Клиническое воздействие осуществляется последовательно в соответствии со следующими этапами: диагноз, прогноз, перевоспитание.

Количественные и качественные признаки преступности - показатели ее состояния, структуры и динамики. Преступность как явление может быть оценена и даже измерена в определенных количественных и качественных показателях, что очень важно для уяснения сущности этого явления, выявления его внутренних взаимосвязей, зависимости от внешних факторов. Без объективной оценки масштабов преступности невозможно адекватно приготовиться к борьбе с нею и разработать соответствующие меры эффективного воздействия на нее.

Коррекция отрицательных качеств личности - нейтрализация склонности к преступлению. Изменение качеств личности - один из мето­дов воздействия на человека и его поведение.

Можно выделить три уровня воздействия на личность:

1) жесткие меры воздействия (лоботомия, таламотомия и другие хирургические приемы изменения структуры мозга; насилие, лишение свободы, убийство);

2) мягкие меры (убеждение, принуждение, стимулирование, упражнение, изменение социальной ситуации развития, организация деятельности);

3) тонкий уровень воздействия (суггестия, биоэнергетическое воздействие, парапсихологические методики и т.п.).

Традиционными методами воздействия на личность являются убеждение, принуждение, упражнение. К комплексным методам относятся изменение социальной ситуации развития личности и организации деятельности.

Криминально-криминогенные феномены - негативные социальные явления: алкоголизация, наркомания, проституция, экстремизм, маргинальность. Многие из них являются тревожными симптомами деградации социальной сферы и национальной культуры, падения уровня нравственности и духовности в обществе, утраты людьми адекватных социальных ориентиров и смысла жизни.

Криминогенные качества личности - такие свойства личности, которые повышают вероятность совершения человеком преступления. Качествами личности обычно называют длительно существующие характеристики, проявляющиеся в поведении человека в различных ситуациях.

Криминогенные факторы - социальные явления, обуславливающие пре­ступность. К числу наиболее распространенных факторов, которые можно в той или иной степени наблюдать в любой стране, можно отнести следующие:

социальная дезорганизация, дисгармония (социальная несправедливость, социальное неравенство, общественная разобщенность, межнациональные и межрелигиозные противоречия);

недостатки системы воспитания (семейного, религиозного, школьного, общественного);

низкая эффективность позитивного информационного и идеологического воздействия;

дефекты функционирования системы правоохранительных и пенитенциарных органов.

Криминологическая характеристика преступности - раскрытие ее качественных и количественных признаков (состояния, структуры, динамики, характера).

Криминология - наука, связанная с юридическим анализом преступности и социологическим ее изучением. Термин «криминология» происходит от латинского слова crimen - преступление, и греческого logos - учение. Дословно - учение о преступлении, а в широком смысле - о преступности.

Личность преступника - совокупность криминологически значимых свойств человека, обусловивших совершение им преступления.

Ломброзианство в криминологии - учение о преступнике как особом человеческом типе (отклонении от нормы) и преступности как следствии вырождения. В основу данного учения положены принципы антропологии (науки об эволюции человека и нормальных вариантах его физического строения).

Методика выявления причин и условий преступления - алгоритм, определенная последовательность действий, выполнив которые, человек сможет получить информацию по следующим вопросам: какие криминогенные качества личности обусловили определенное преступление или правонарушение (либо могут привести к преступлению); каковы причины их образования; каковы условия их устойчивости; какие обстоятельства затрудняют правомерное поведение; какие обстоятельства делают возможным совершение преступления (в том числе препятствуют его пресечению).

Исследованию причин и условий преступления предшествует выдвижение соответствующих гипотез (версий). Для этого необходимо знать типичные причины и условия преступлений. Один из вариантов типичных, наиболее распространенных криминогенных обстоятельств оказывается реальной причиной или условием конкретного преступления.

Методы криминологических исследований - совокупность приемов изучения преступности, личности преступника, причин преступности и мер воздействия на нее.

Мотивация преступного поведения - внутренний процесс возникновения, формирования и осуществления преступного поведения. Мотивация преступного поведения включает следующие элементы: потребность, мотив, цель, выбор путей и способов ее достижения, вероятностное прогнозирование, принятие решения, контроль и коррекцию поведения, анализ совершенного, раскаяние или выбор защитного мотива.

Мотив преступного поведения - внутреннее побуждение к общественно опасному действию. Мотивационная сфера личности - совокупность потенциальных побуждений человека.

Правовой подход к анализу преступности - традиционная методология анализа криминального феномена. Сущность правового подхода за­ключается в рассмотрении преступности как собирательного понятия - совокупности или даже системы преступлений. Определяя преступность таким образом, авторы отталкиваются от отдельных преступлений. Вся их совокупность в обществе и образует преступность.

Преступность - основной объект криминологического изучения. Все, что исследует криминология, так или иначе связано с преступностью. Одновременно преступность - главный объект воздействия разрабатываемых криминологией мер. Все выводы криминологии, рекомендации и предложения, вырабатываемые в рамках этой науки, направлены на достижение главной цели - оказание разрушающего воздействия на это общественно опасное явление.

Причинность - это такая связь между явлениями, при которой одно порождает другое. Причинность в криминальной сфере имеет свои особенности: она носит опосредованный (информационный, вероятностный) характер.

Радикальные криминологические теории - концепции зарубежных криминологов, полагающих, что без коренных социальных изменений избавиться от преступности невозможно. Ученые, занимающиеся исследованиями в русле радикальной криминологии, исходят из фундаментального теоретического положения о том, что социальная дезорганизация - неотъемлемое свойство социальной системы, без радикального изменения последней ни избавиться от преступности, ни даже уменьшить ее уровень не удастся. Радикальное направление в криминологии развивается тем интенсивнее, чем меньше представители государственных структур прислушиваются к рекомендациям криминологов, чем чаще они на деле отказываются внедрять их предложения в социальную практику. В этих условиях у ученых не остается выбора. Им приходится самим становиться организаторами эффективного воздействия на преступность: организаторами и исполнителями при реализации собственных криминологических концепций.

Социальная дезорганизация (аномия) - кризисное состояние общества, для которого характерно отсутствие гармоничности и солидарности, с одной стороны, между отдельными гражданами, с другой - между обществом и государственными структурами. Аномия - состояние общества, при котором социальные механизмы, регулирующие поведение людей либо перестают функционировать вообще, либо функционируют неэффективно.

Социологический подход к исследованию преступности - одно из наиболее популярных направлений криминологии. Основная идея социологической криминологии заключается в том, что преступность - это болезнь социума, а преступления - симптомы (признаки) этой болезни. Характер и масштабы преступности не зависят напрямую от воли законодателя: какие деяния запрещены под угрозой уголовной репрессии (криминализация), а какие разрешены. Как свидетельствует история, в законодательной практике возможны и ошибки, и произвол, и лоббирование, и корыстная заинтересованность (конструирование правовой разрушать государственность). Преступность зависит от характера сложившихся в социуме общественных отношений. Ее объективной характеристикой является опасность (в этом смысле количество людей, испытывающих страх оказаться жертвой преступных посягательств, - характеристика преступности куда более объективная, чем число зарегистрированных преступлений).

Стигма - термин, положенный в название одной из популярных зарубежных криминологических теорий. Теория стигмы раскрывает один из важнейших факторов социальной дезорганизации - пороки в области социального реагирования на преступления и правонарушения, негативные аспекты соответствующих традиций и общественного мнения, дефекты социальных механизмов, функционирующих в данной области (органы полиции, правосудия, система исполнения наказания). Стигма в переводе с латинского означает «клеймо». Из истории мы знаем, что клеймение преступников делало их изгоями, и такая мера борьбы с преступностью нередко инициировала новые, самые тяжкие преступления как ответную реакцию на социальное отторжение. Этот факт был общепризнанным, и его брали за аксиому авторы данной теории.

Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы.

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности . В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

« Педагогическая технология » – это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Что же такое «инновационная образовательная технология »? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание , которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  2. Современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура обучения , которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Инновационные технологии предполагают:
- повышение уровня мотивации к учебному труду;
- формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность при активной поддержке учителя;
- постоянное повторение изученного материала;

Систематизация знаний учащихся вместе с учителем;
- ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
- создание когнитивной схемы мышления;
- воспитание чувства собственного достоинства;
- в основе обучения - дифференциальный подход;
- хорошее знание теоретического материала - успешность обучения;

Создание проблемной ситуации;
- работа с одаренными детьми.

Использование инновационных технологий на уроках имеет большие преимущества . Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:

  • Классно-урочная технология обучения - обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков.
  • Интерактивные технологии, или г рупповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу) . Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.

Интерактивные технологии, или групповые технологии обучения – это обучение, основанное на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, деловая игра, «мозговой штурм» и т.д.

Периодически составляется рабочая карта урока. В ней записаны:

  • вопрос, над которым работает группа;
  • состав участников;
  • самооценка каждого участника с точки зрения группы.
  • Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. Деловые (ролевые, управленческие) игры – имитация принятия решений и выполнение действий в разных искусственно созданных или непосредственно практических ситуациях путем проигрывания соответствующих ролей (индивидуальных или групповых) по заданным или выработанным самими участниками правилам. Я использую большое количество дидактических лингвистических игр: это и и задание по типу “Исключи лишнее”, “Узнай меня " и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации.
  • Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии), технология проблемного (эвристического) обучения .

Проблемное обучение – дидактическая система сочетания разных методов и методических приемов обучения, применяя которые педагог, систематически создавая и используя проблемные ситуации, обеспечивает прочное и осознанное усвоение знаний и умений обучающимися. При проблемном обучении всегда имеют место постановка и решение проблемы – познавательной задачи, выдвигаемой в форме вопроса, задания, задачи.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания

  • ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии ). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.
  • Информационно – коммуникационные технологии. (Презентации, мультимедийные средства, просмотр кинофильмов, спектаклей и т.д.). Персональный компьютер является организатором учебной деятельности, дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика (поиск нужной информации, совершенствование грамотности, подготовка компьютерной презентации по заданной теме и т.д.). На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ : создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами.

При обучении русскому языку и литературе я использую ИКТ на уроках закрепления ЗУН (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных упражнений как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм контроля обеспечивают целенаправленную подготовку к ЕГЭ, начиная с 5 класса).

На моих уроках литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформляют сборник стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера; создают проекты; составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы; выступают в различных ролях (фотографа, режиссёра видеоматериала, художника); на уроках русского языка готовят слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа, изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование и т.д.), на уроках литературы – обзор творчества поэта, писателя; работа с литературоведческой статьёй и т.д.

  • Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора обучающимися образовательного маршрута.
  • Технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение обучающихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценка различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей обучающихся.
  • Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности
  • Коммуникативные технологии. В последнее время использование информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Помимо перечисленных выше вариантов я в своей работе применяю стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии “Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть 1, 2”, при проведении компьютерных уроков (5–11кл.); программно-методический комплекс “Учебный тренажер. Централизованное тестирование” (11 кл.); программно-методический комплекс по литературе “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” (5–11кл.); компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе; электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, “Русский язык. Программа-тренажер” из серии “Репетитор” (9–11кл.), а также разнообразные компьютерные программы, предназначенные для работы на интерактивной доске.
  • Технология портфолио.

Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для педагога – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Известны несколько типов портфолио . Наиболее популярны следующие:

  • портфолио достижений;
  • портфолио – отчет;
  • портфолио – самооценка;
  • портфолио – планирование моей работы.

Обучающийся должен научиться :

  • отбирать и оценивать информацию;
  • точно определять цели, которые он хотел бы достичь;
  • планировать свою деятельность;
  • давать оценки и самооценки;
  • отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
  • Развитие критического мышления. Развивающее обучение.
  • Модульное обучение.
  • Дистанционное обучение.
  • Тестовые технологии. Компьютерные тесты, которые предназначены для проверки знаний, умений и навыков школьников. Такие задания чаще всего использую на этапе закрепления и повторения пройденного материала (например, 1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку “Фраза”). Провожу элективные курсы по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе. Всё это позволяет добиться хороших результатов.
  • Технология выявления и поддержки одаренных детей. В процессе обучения выявляю одарённых детей, которые участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и смотрах, в научно – практических конференциях.
  • Технологии дополнительного образования и др.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:

1) ассоциативный ряд;

2) опорный конспект;

3) мозговая атака;

4) групповая дискуссия;

5) синквейн;

6) эссе;

7) ключевые термины;

8) перепутанные логические цепочки;

9) дидактическая игры;

10) задания поискового характера;

11) исследование текста;

12) работа с тестами;

13) лингвистические карты;

14) лингвистические задачи;

15) нетрадиционные формы домашнего задания.

Последние годы довольно часто использую на своих уроках синквейн как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии . Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания , которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, с другой стороны - позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

Творческая работа (написать сочинение или рассказ по теме урока; подготовить

Сообщение и т.д.);

Лингвистическое исследование текста;

Подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

Рисование обложек к литературным произведениям;

Создание видеоклипов;

Создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

Художественное чтение;

Инсценировка художественного произведения;

Исторический комментарий к произведениям (слайды);

Продолжение неоконченных произведений;

Наблюдение за природой (фото и видеосъёмка);

Составление вопросника к зачету по теме;

Подготовка словарных диктантов;

Письмо по памяти;

Составление конспекта, опорных таблиц, схем;

Презентации (обзор героев произведения, биография писателя);

Подготовка материала к викторине.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-диспут, урок-конференция, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.

Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков я с удовольствием применяю в своей работе.

Успешность современного педагога:
- способность управлять собой;
- ставить разумные личные цели;
- умение решать проблемы;
- личностный рост;
- изобретательность и способность к инновационному творчеству.