Теоретические основы исследования проблемы формирования и развития творческого студенческого коллектива. Педагогический подход к творческому студенческому коллективу - основа процесса его формирования и развития Новые формы организации творческого коллект

Всероссийская дистанционная педагогическая конференция

«Педагогические технологии в конструировании образовательных компетенций»

Тема доклада: "Педагогический подход к творческому студенческому коллективу - основа процесса его формирования и развития"

Копытова Ирина Николаевна

педагог-организатор

Творчество - особый характер любой деятельности человека (художественной, научной, педагогической и т.д.). Кроме того, творчество предполагает выдвижение новых идей, подходов к решению проблем, принятие нестандартных решений.

Проблемы творчества и развития творческой личности активно разрабатываются в современной педагогике. «Формирование способностей личности к самостоятельной творческой деятельности, создание условия для раскрытия, реализации и развития её творческого потенциала - одна из важнейших целей занятий искусством, художественным творчеством».

Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно - дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры.

Творческий студенческий коллектив (Театр студенческих миниатюр) имеет свою специфику, так как студент в процессе занятий творчеством строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.

В сфере личности творчество проявляется как самореализация студента на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей и построение программы самосовершенствования. Исключительно важной в этой связи является такая организация работы со студентами в системе их подготовки, которая способствовала бы появлению, созданию и формированию их художественно-творческого потенциала.

Человечество вступило в эру, когда мир без границ становится реальностью, раздвигает рамки познания людей, творчество - наполняет жизнь смыслом и радостью, социально и личностно значимым содержанием. Наука до сих пор не определила закономерности становления личности в условиях творческой деятельности. Сделать это сегодня призвана педагогика творчества - особая область педагогической теории и практики. Педагогика творчества - не дань моде. Она открывает путь к воплощению идеи воспитывающего общества, социализация молодёжи в котором является высшим приоритетом.

Ключевым понятием педагогики творчества является творческая направленность личности, исходящая из сформированной потребности в творчестве. Первичный интерес, переходящий в увлеченность, азарт, самоотдачу, объединение с единомышленниками, лидерство в творчестве, а затем и в жизни - таковы стадии личностного роста в творчестве. В целях достижения реального эффекта творческая деятельность должна отвечать следующим требованиям:

  • - должна удовлетворять познавательные интересы, увлекать, включать в творческие коллективы,
  • - в процессе деятельности должно быть обеспечено достижение реальных достижений,
  • - творческие достижения должны вести к личностному росту, к самореализации,
  • - в процессе творческой деятельности должен обогащаться социальный опыт, формироваться субъектная, нередко - лидерская позиция,
  • - задачи, решаемые в процессе творчества, должны носить социально значимый, общественно полезный характер.

Разработаны основные параметры гуманистической воспитательной системы в творческом коллективе: наличие продуманной программы; гуманистический характер межличностных отношений; личностно и социально значимый, событийный характер деятельности; взаимопроникновение воспитывающего коллектива и социума; наличие зон свободного развития.

Наиболее адекватная воспитательным системам педагогическая технология в работе со студенчеством - организация творческих студенческих коллективов. Под творческими коллективами мы понимаем коллективы, увлеченные решением общих творческих задач. В педагогике творчества они рассматриваются и как цель, и как процесс, и как результат. Значимость их для воспитания заключается в том, что, интегрируя студентов, обладающих различным уровнем творческой мотивации, коллективы за счет действия механизмов мотивации, заражения познанием и творчеством, быстро сплачивают, развивают и социализируют их.

Общие интересы + коллективные поиск и творчество + взаимообогащающее общение + совместное решение значимых задач и переживание успехов + заинтересованность в продолжении поиска и творчества - таковы механизмы творческого коллектива как структурно-функциональной основы педагогики творчества.

Работа педагогов-организаторов творческих студенческих коллективов идет как в направлении обеспечения личностного роста студентов, так и в направлении формирования творческого коллектива. Важно добиться осознания студентами общественной значимости творчества, необходимости работы над собой, сотрудничества со сверстниками. Сумма полезных знаний о творчестве должна дополняться практикой творческого коллектива, концертами, экскурсиями, встречами, презентациями.

Как показали исследования, формирование таких общностей не только наполняет особым смыслом образование, но преображает и социум, представляющий собой ничто иное, как комплекс человеческих общностей. Вопрос об отношениях творческого коллектива и личности его участника - один из ключевых и в условиях современных педагогических и социальных тенденций приобретает особую важность.

Творчество каждого руководителя творческого коллектива есть не что иное как выражение идейно-творческих устремлений всего коллектива. Без объединенного, идейно сплоченного, увлеченного общими творческими задачами коллектива не может быть полноценного произведения искусства.

В развитии студенческого коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода: 1) в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности студентов; 2) деятельность студентов должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни..

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений студентов. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких.

Развитие коллектива тесно связано такое условие как накопление и укрепление традиций коллективной жизни. Творческий коллектив колледжа - это единый развивающийся организм, в котором действуют определенные психолого-педагогические закономерности. В процессе совместного творчества создается эстетическая среда, которая служит катализатором творческих процессов, преобразует межличностное общение, переводя его на более высокий уровень.

В качестве средства, сплачивающего студентов в творческого коллектива, выступает единоличное требование педагога к ним. Следует отметить, что большинство студентов практически сразу и безоговорочно принимают эти требования.

Процесс становления культуры творческой деятельности студента Театра студенческих миниатюр содержит три этапа-ступени.

Первый этап - диагностический, когда создаются оптимальные условия для диагностики и самодиагностики уровней подготовленности студента к процессу формирования культуротворчества.

Второй этап - мотивационный, во время которого включается механизм мотивации познавательной системы студента.

Третий этап - развивающий, в ходе которого формируются принципы и функции культуры творческой деятельности студента, представления о видах и формах творческой деятельности; расширяется система знаний студента; накапливаются и развиваются творческие методики.

В формировании творческого коллектива выделяются несколько жизненно важных навыков:

  • - умение решать проблемы;
  • - умение творчески мыслить;
  • - умение мыслить критически;
  • - умение общаться;
  • - умение устанавливать межличностные отношения;
  • - самопознание;
  • - умение сопереживать;
  • - умение владеть эмоциями;
  • - борьба со стрессом.

Показателями, по которым можно судить о том, что группа переросла в коллектив, являются стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны студентов и общей стабильности группы, а также по проявлению коллективизма.

Воспитание коллективизма в коллективе театра достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, практической работе; совместным участием студентов в культурно-досуговых мероприятиях; постановкой перед студентами перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении. педагогический студенческий коллектив творчество

У каждого руководителя есть свои способы формирования творческого коллектива, свои подходы, свои инновации. Необходимо обмениваться своим опытом друг с другом, применять идеи на практике.

Спасибо за внимание!

Список литературы

  • 1. Галин, А. Л. Личность и творчество / А.Л. Галин. - Новосибирск, 1989.
  • 2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е.И. Головаха. - Киев, 1998.
  • 3. Иванова, И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы / И.П. Иванова. - М., 1982.
  • 4. Кон, И.С. Открытие "Я" / И.С. Кон. - М: Политиздат, 1978. - 312 с.
  • 5. Коротов, В.М. Развитие воспитательных функций коллектива / В.М. Коротов. - М., 1974.
  • 6. Немов, Р.С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. - М., 1978.
  • 7. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова. - М., 1978.
  • 8. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлинский // Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. - М., 1981.
  • 9. Топалов, М.К. К проблеме новых форм социальной и культурной активности молодёжи / М.К. Топалов // Молодёжь и проблемы современной художественной культуры. - М., 2003. - 372 с.

Размещено на Аllbest.ru

Неверно полагать, что творческий человек может творить при любых обстоятельствах. И в студии Forbi это отлично понимают. Студия Forbi известна созданием особенной творческой атмосферы, когда над проектами работает большой сплоченный коллектив. Как создать творческое сообщество, в котором будут рождаться уникальные идеи и продукты, интересные клиентам любого возраста, национальности и социального статуса?

В 2006 году мы были известны как пионеры российского веб – дизайна. В 2009 году для нашего клиента – туристического агентства «СкайТур» – мы разработали первый продукт, получивший широкую огласку и признание в профессиональных кругах. В течение следующих трех лет все наши продукты становились шедеврами. В отличие от большинства студий, мы никогда не подходили к решению поставленной задачи, как к шаблонному решению. Мы считаем, что каждый продукт уникален уже по определению, поэтому индивидуальный подход превалирует в нашей работе.

Все продукты создаются собственными дизайнерами и информационными архитекторами. И при создании продуктов мы продолжаем расширять границы компьютерной графики и веб – программирования.

Forbi – это цельное сбалансированное сообщество. При подборе людей мы учитываем тот факт, что настоящий талант – большая редкость, поэтому мы ориентированы на длительное сотрудничество.

Что такое творчество?

Люди привыкли думать, что творчество – это магическое действие одного человека, и что сведено оно к одной идее: например, этот сайт отуристическом агентстве, другой о хоккее, а третий о финансовых услугах. На самом деле, в создании сайта участвует огромное количество людей, которые работают вместе. Сайт разрабатывается из десятков тысяч идей. Они везде – в каждой линии, символе, фоне, в персонажах, в цвете и освещении. Арт-директор не строит сайт только на своих идеях, каждый член творческой группы из 5 – 10 человек формулирует предложения и вносит что-то в общий процесс. Масса идей сортируется, и среди них отфильтровываются те, что подходят для усиления истории. Это как при археологических раскопках: вы не знаете, где и в какой момент можете найти что-то ценное.

Риски

Люди хотят видеть что-то новое каждый раз, когда выходят на просторы интернета. И именно поэтому мы каждый раз рискуем. Речь идет о новых неожиданных идеях и о том, будут ли они восприняты публикой. На стадии разработки мы закладываем фундамент будущего проекта, поэтому важно понять как люди могут отреагировать на сайт, в котором будет совмещено множество нестандартных идей.

Как руководитель студии я должен сопротивляться естественному желанию снизить риск или вообще избежать его. В сайтостроении часто выбирают путь безопасного копирования чужих успехов, а не пытаются создать что-то новое. Поэтому и появляется так много похожих друг на друга сайтов. Если вы хотите создать что-то оригинальное, вам придется рисковать и быть готовым восстановиться после неудачи. А что является ключом для восстановления? Только талантливые люди!

И что особенно важно, талантливые люди должны уметь работать эффективно в коллективе. Такие элементы, как доверие и уважение к руководству студии, мы не в состоянии просто «выдать»талантливой группе сотрудников, они появляются со временем. Что мы можем сделать, так это создать среду, в которой и уважение и доверие будут развиваться наравне с творческим потенциалом. Если эти условия соблюдены, то получается дружный коллектив, где творческие люди лояльны друг к другу, каждый чувствует себя частью чего-то особенного и удивительного, и их энергия становится магнитом для других талантливых людей.

Люди и идеи

Моё убеждение, что хорошие люди гораздо важнее хороших идей, не должно удивлять.
Продукт для туристического агентства «СкайТур» стал в некоторой мере отправной точкой для студии Forbi. Над проектом работало две команды, и только вторая смогла справиться с задачей. В тот момент я осознал истину о превосходствелюдей над идеями: если вы даете хорошую идею посредственной группе, они только разовьют её, но если вы дадите посредственную идею великолепной команде – они исправят её или выкинут и найдут что-то новое.

Также мы усвоили ещё один важный урок: планка качества должна быть одинаковой для каждого продукта, который мы производим. Каждый человек в студии жертвовал своим временем, чтобы исправить продукт для «СкайТура». Мы остановили все другие работы, просили людей оставаться во внерабочее время и работали в очень напряженном ритме. Для нас было недопустимо, чтобы о нашей компании знали, как о посредственной и недобросовестной. В результате качество получилось великолепным, и многие компании пожелали с нами сотрудничать.

Большинство руководителейтратят большие средства на то, чтобы найти хороших сотрудников, но многие ли из них понимают, как важно создать среду, в которой люди смогут эффективно работать в команде и поддерживать друг друга? Монолитный коллектив намного лучшесуммы отдельных кусочков. Именно так мы и работаем.

Сила творчества и равенство

Творческий коллектив обязательно должен гармонично сочетаться с творческим руководством. Эту очевидную истину упускают во многих студиях, и, вероятно, также дела обстоят и в других отраслях. Наша философия такова: вы находите талантливых людей, обеспечиваете их хорошей средой для работы так, чтобы каждый мог честно и открыто высказывать свои идеи, поддерживаете и доверяете им.

После «СкайТура» мы изменили отдел разработок. Теперь, вместо того, чтобы искать новые идеи для продуктов, отдел должен был собирать небольшие «инкубационные» группы для того, чтобы помочь студии рождать, развивать и дополнять собственные идеи. Каждая такая группа состоит обычно из менеджера проекта, дизайнера, информационного архитектора, редактора и веб – мастера. Цель такого подхода – найти людей, которые будут эффективно работать вместе. На этой стадии ещё нельзя судить о качестве, материал получается довольно сырой, остается много проблем и вопросов. Зато можно оценить, как группа работает и насколько эффективно решает поставленные задачи. Роль руководства при этом в обеспечении развития и функционирования группы.

Еще немного скажу о команде руководителей студии. Сотрудничество этих двух человек особенно важно. Арт-директор и руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами должны быть крепкими партнерами. Они не только стремятся сделать великолепный продукт, но и следят за сроками, бюджетом и людьми. При этом в создании продуктаони оставляют выбор решений главным творческим лицам и не выравниваютпродукт под себя.На самом деле, даже когда есть явные проблемы, мы не подрываем их авторитет и руководство, а поддерживаем. Один хороший пример: у нас менеджер проектов может попросить в любой момент помощи у группы в виде «мозгового штурма». Группа специально создается для решения трудных задач. Если это не помогает, то мы можем добавить в руководство проекта ещё одного человека – редактора или веб – программиста, чтобы укрепить творческую группу.

Что нужно менеджеру проектов, чтобы стать успешным лидером? Конечно, менеджер проектов должен быть мастером по части рассказа сюжета. Это значит, что он должен сводить воедино тысячи идей и подтачивать их под одно видение, а также прекрасно представлять, что его сотрудники могут сделать, а что – нет. Он должен иметь максимум информации и возможностей для работы, но не должен указывать, как что-то делать. Каждому человеку должна быть предоставлена возможность внести свою, пусть даже небольшую идею или решение.

Хороший менеджер проектов не только сам обладает отличным аналитическим мышлением, но и способен привлечь к анализу сотрудников, а где-то и положиться на их жизненный опыт. Менеджер проектов– прекрасный слушатель и выслушивает все предложения. Он ценит все идеи и вклад каждого сотрудника, даже если идея не будет использована. И он всегда выбирает лучшее.

Важное качество хорошей студии – равенство среди сотрудников. При таких условиях все люди заинтересованы в том, чтобы выполнять свою работу по максимуму. Они действительно чувствуют, что здесь один за всех и все за одного. Хорошим примером такой стратегии является работа группы в процессе «мозгового штурма».

«Группа мозгового штурма»

Если возникает необходимость, группу собирают и показывают текущую версию продукта. Затем следует двухчасовая дискуссия о том, как сделать продукт лучше. И при этом нет никаких размолвок, ссор или чего-то подобного – всё происходит в атмосфере уважения и доверия. Все понимают, что намного лучше понять и исправить проблему в начале пути, чем тогда, когда будет уже слишком поздно.

Руководство получает результат дискуссии в виде советов, там нет обязательных указаний, и группа мозгового штурма не имеет полномочий руководства. Это порождает доверие и помогает руководству принять решения. Когда мы давали группе полномочия по руководству проектом – ничего не получалось, но стоило только произнести: «вы все на равных, нужны только советы», как сразу вся работа стала намного эффективнее.

Появилась, кстати, идея создания подобной группыкак раз при создании продукта для «СкайТур». Когда в производстве назревал кризис, то была собрана группа из четырех специалистов. Поскольку они уважали друг друга, то могли вести очень жаркие дискуссии, всегда помня при этом, что их эмоции относятся к создаваемой истории и не переходят на личности. Со временем к нам присоединились другие люди, и сегодня это группа людей, которые всегда могут положиться друг на друга.

Технология + Искусство = Волшебство

Уолт Дисней отлично понимал этот принцип. Он считал, что постоянное изменение компании, введение новшеств и совмещение достижений в технике и искусстве могут дать поразительные результаты. Многие оглядываются на ранний период компании и говорят: «Вы только посмотрите, какие были художники!», но не обращают внимания на то, что были и технологические прорывы – разнобразие цветов, звук в анимации, первое применение ксерографии и т.д.

В Forbi мы верим в силу взаимодействия технологии и искусства, постоянно применяем в производстве лучшую на данный момент технологию. У Джона Лассетера есть поговорка: «Технология вдохновляет искусство, а искусство продвигает технологию». Для нас это не просто слова, это стиль нашей работы.

Разбор полетов

Один из первых наших продуктов для«СкайТура» был очень успешным, но я заметил, что успех слишком вскружил голову многим сотрудникам. Позже я очень часто наблюдал, что люди учатся многому при разборе ошибок, но очень не любят эти разборы проводить. Руководство хочет больше хвалить людей, сотрудники любят говорить о том, что было правильно и хорошо. Но все стараются избегать неприятных тем и не говорить о том, что можно было бы улучшить.

Есть некоторые способы решения этой проблемы. Вы можете устроить поиск уроков и замечаний по созданному материалу. Или можете попросить каждую группу сотрудников, чтобы они определили пять главных достижений, которые они повторят в следующей работе, и пять главных ошибок, которые они больше не совершат. Баланс между позитивными и негативными моментами сохранит доброжелательную атмосферу. Если люди не желают анализировать свои действия, это неправильно. Анализируйте работу и направляйте её в следующий отдел только тогда, когда всё в порядке.

Мы не хотим, чтобы люди думали, что если мы успешны, то всё, что мы делаем - это правильно. И поэтому мы проводим разбор ошибок и итогов.

Свежая кровь

Успешные организации сталкиваются с определенными проблемами, когда принимают на работу новых людей. Благодаря атмосфере в компании и новоприбывшие с их идеями могут быть восприняты немедленно.

В течение 5 лет я мечтал о расширениимировоззренияв области дизайна в России, и в Тюмени вчастности.И, если честно, то, когда была завершена работа над созданием сайта «Гарант», я был удивлен сам себе. Я создал среду, в которой такой сайт мог быть сделан. Следующей моей целью стало создание студии, в которой можно было бы создавать волшебные продукты.

В течение последних лет у нас появились дополнительные возможности. И чрезвычайно приятно видеть, как принципы, на которых мы строили студию Forbi, продолжают действовать и развиваться.

Наша команда достигла главной цели – теперь Forbi разрабатывает продукты, которые занимают достойное место в своей сфере, сочетают в себе все самое лучшее из мира дизайна и программирования.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт искусств

Музыкальный колледж

Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество

СД. 03. Методика работы с творческим коллективом

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Конспект лекций

(на правах рукописи)


Творческий коллектив. Принципы организации творческого коллектива.

Коллектив художественной самодеятельности можно определить как организованную форму педагогической, художественно-технологической и исполнительской деятельности, реализующую совокупность норм и ценностей в соответствии с функциями и позициями совместной деятельности руководителя и участников, обеспечивающую успешное выполнение поставленных перед ними задач.

Педагогическая деятельность включает в себя обучение, образование и воспитание участников. Если обучение ориентировано на то, чтобы участники овладели теоретическими знаниями и практическими умениями работы с художественными произведениями и их исполнением, то образование – на расширение кругозора в области культуры и искусства, общественной жизни в целом, а воспитание – на формирование нравственных, эстетических, художественных и физических качеств участников. В понятие художественные технологии входят цели задачи работы над художественными произведениями, художественные средства и действия по преобразованию этого материала в сценическое произведение. А также формы организации, руководства и управления этой деятельностью. Исполнительская деятельность многообразна. В нее входят спектакли, концерты, праздники. Фестивали, выступления на различных культурно-досуговых мероприятиях(вечерах отдыха, тематических вечерах, музыкальных гостиных, лекториях и т.д.)

Самодеятельные коллективы не возникают в результате волевых решений, административных приказов. Задача организаторов народного художественного творчества сознательно, квалифицированно формировать и развивать систему самодеятельных творческих формирований, с учетом объективных и субъективных факторов.

Принципы – это нормы реализации какого-либо процесса, основные исходные положения, в нашем случае, организации творческого коллектива.

Важнейший исходный пункт формирования коллектива – учет сегодняшних и перспективных общественных потребностей. Прежде чем организовать коллектив, организатор должен тщательно изучить реальные запросы людей всех социальных категорий и возрастов. Произвести их оценку и отбор с точки зрения целей и задач досугового учреждения.



Не менее важен учет материальных возможностей для создания нового творческого коллектива. Препятствовать могут слабая материальная база или отсутствие руководителя-профессионала.

Определяющим принципом является верное установление цели. Четкая, обоснованная цель – первое условие жизнеспособности самодеятельного коллектива. Важной задачей является увязка интересов, целей каждого участника с целями коллектива. Если эта задача решена, то в коллективе резко сужается возможность конфликтов.

При формировании творческого коллектива необходимо реализовать принцип активности: руководитель должен уметь активизировать творческий потенциал участников, сконцентрировать и развить его в нужном направлении. Важен и принцип индивидуального подхода. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяется методика работы с творческим коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого ученика.

Из всех способов организации людей именно коллектив обеспечивает наивысшую результативность, наилучшие возможности для развития личности. Чтобы сознательно и планомерно направлять развитие творческого формирования, его превращения в коллектив, следует твердо знать качественные особенности коллектива и этапы его развития. Главное качество коллектива – высокоразвитые внутригрупповые отношения и многообразные связи коллектива с обществом. Целостность коллектива обусловлена единством устремлений, прочными навыками совместной работы, развитыми и дружелюбными межличностными отношениями, психологическим, интеллектуальным, эмоциональным единством.



Для ускоренного и плодотворного процесса превращения объединения любителей в полноценный коллектив необходимо соблюдение следующих моментов.

1. Формирование общей цели. На первых порах с особым вниманием относиться к любым проявлениям сотрудничества, согласовывать с кружковцами свои желания и стремления.

2. Развитие мотивов участия в творческом процессе. Благоприятны такие факторы: осознанная мотивация, стремление к общению с кружковцами, желание пропагандировать любимое занятие, повышать репутацию коллектива.

3. Сознательно создаваемые ситуации «проверки на лидерство» ускоряют взаимное узнавание, помогают становлению структуры неформальных отношений.

4. Коллективное действие строится на взаимном уважении и интересе к членам коллектива, когда общие достижения рассматриваются в качестве высшей цели.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

«ГАЛАКТИКА»

«СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

методическая разработка

подготовила методист

Липецк

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Всем, кто вооружается методикой организации коллективной творческой деятельности, поможет небольшой словарь.

Словарь организатора коллективной творческой деятельности кружковцев

Предложения в план работы от микроколлективов и отдельных участников по возможности должны быть с доказательствами.

Может результативно использоваться при коллективном планировании для большого коллектива.

Анализ дела необходим в период подведения итогов сделанного. Его цель – научить кружковцев видеть причины успехов, и прежде всего неудач любого дела. Анализ включает в себя:

Выступление ответственных за организацию и проведение дела;

Обсуждение по принципу «свободного микрофона»;

Обсуждение по творческим группам;

Определение схемы анализа;

Оценку дела коллективу;

Обобщение, сделанное ведущими.

При проведении анализа необходимо выяснить: «Что удалось? Что не удалось? Какие уроки мы извлечем на будущее? Что мы сделаем, чтобы очередное дело прошло лучше?»

Деловая игра – средство формирования целостной системы организаторских, общественных знаний, умений и навыков на основе их моделирования. В основе деловой игры находится модель общественно полезной организаторской деятельности кружковцев.


Обязательными условиями ее проведения являются: общая заинтересованность в проводимом деле, добрые дружеские отношения между участниками и организаторами, четкое определение темы.

Инициативная группа

Инициативная группа создается из добровольцев на нулевом цикле предстоящего дела для проработки некоторых предложений, вариантов его проведения. Ей же принадлежит инициатива общего сбора – старта, где появляются коллективные искания, первые очертания предстоящего дела.

Календарь замечательных дат составляется кружковцами в период перспективного планирования работы коллектива. Календарь вывешивается на общее обозрение для всех членов коллектива.

Копилка интересных дел предшествует обсуждению наиболее важных вопросов жизни и деятельности коллектива в период планирования. Ее цель – узнать предложения каждого по данному вопросу. Копилка может сопровождаться опубликованием вопросов по данной теме.

«Мозговая атака»

«Мозговая атака» – форма организации работы коллектива или микроколлектива, когда в минимальные сроки каждый участник вносит устно свое предложение в общую копилку возможных форм и методов проведения дела. На основе этих предложений возникает его окончательный вид.

Возможна такая организация мозговой атаки, при которой часть группы выдвигает предложения, другая часть «атакует» их «сомнениями», «недоверием». Задача первых – защитить свои предложения.

Несколько минут на шум

Несколько минут на шум дается при необходимости подготовить мнения и предложения от микроколлективов для общего обсуждения.Чаще всего это заканчивается минутами, когда микроколлективы, разойдясь по разным углам комнаты, срочно проведя «мозговую атаку», выдают свои предложения. Эти короткие минуты бывают более результативными, нежели несколько дней раздумий над поставленной проблемой.

Общий сбор коллектива

Общий сбор коллектива обсуждает и решает вопросы жизни коллектива, открывает простор для творчества, сплочения кружковцев. На таком сборе – старте происходит либо перспективное планирование, либо составление плана общих дел. Им начинается и заканчивается дело или целый период деятельности.

Разведка – необходимая часть коллективного планирования и трудовых дел. Проводится кружковцами со своими старшими друзьями. Имеет целью установить, что можно сделать как в короткий срок, так и в течение длительного времени. Разведка может проводиться микроколлективами, творческими группами по секрету, открыто. Она помогает вглядываться в окружающую жизнь, создает и развивает отношения товарищества и взаимопомощи , делает жизнь коллектива общественно значимой.

Ролевая игра – средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством ее участники становятся героями той или иной ситуации по выбору, моделируют ее, вынося на суд коллектива.

«Совет дела»

«Совет дела» – центр коллективного планирования, подготовки, контроля, руководства, оказания помощи в практической подготовке дела, представляющий интерес всех микроклиматов через своих представителей. Его возглавляет староста кружка. Друзья – консультанты «советов дела» – взрослые. Успех дела определяется их содружеством, в котором главную роль играют увлеченность, заинтересованность, знания и опыт старшего.

Творческая группа работает по заданию «совета дела»(чаще всего – это микроколлектив кружка) над выполнением части общего творческого дела. В ней избирается лидер – руководитель группы. Члены группы могут выполнять различные задания в зависимости от типа дела.

Традиции

Традиции имеют право на существование лишь тогда, когда их творчески используют. Творчество предполагает постоянное обновление. Жизнь только на традициях ведет к однообразию и автоматизму. Традиционность необходима, но в сочетании с новизной. Сложившийся коллектив существует прежде всего на традициях, но не только на них.

В целом традиции – это передаваемые обычаи, обладающие большой устойчивостью. Но и к сложившимся обычаям нельзя подходить без творчества. Традиции и творчество обогащают друг друга, когда они рядом.

Чередование традиционных поручений

Чередование традиционных поручений – один из приемов коллективной организации жизни. Представляет собой серию постоянных дел (трудовых, организаторских, спортивных, познавательных), которые выполняются по очереди каждым первичным микроколлективом для всего коллектива, на основе взаимной заботы, обогащенной опытом, с участием каждого.

Общий сбор выносит решение о постоянных и чередующихся делах, устанавливает сроки выполнения дел, утверждает график – календарь для наглядности и повышения ответственности всех коллективов, членов коллектива.

Литература:

Азбука нравственного воспитания (под редакцией,

– М. Просвещение,1979г.)

Гордин инициативы и самодеятельности

Журнал «Воспитание школьников» №3-2003г.

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А. С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А. С. Макаренко выделил несколько стадий (этапов).

Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

Вторая стадия - усиление влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив выступает уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Основная цель педагога на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.



Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движение вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Развитие коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ - возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Эти устойчивые формы коллективной жизни эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Традиции бывают большие и малые. Большие - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживает установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными - это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Особенно важным А. С. Макаренко считал выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.

В практике воспитательной работы А. С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы - это ожидаемая радость коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.

Средняя перспектива, по мнению А. С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.

Далекая перспектива - это цель отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для своего достижения. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы - цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.

Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть общественные нужды, уровень развития и организованности коллектива, опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых, все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А. С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе - требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил - воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие коллектива усиливается. Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия еще значительны. На более высоких уровнях развития коллектива возрастает влияние актива и коллектива. Это не означает, что воспитатель полностью перестает прямо влиять на воспитанников. Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания).

В сочинениях А. С. Макаренко находим много примеров успешного осуществления принципа параллельного действия. Так, он никогда сам не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу право разбираться в их проступках, лишь исподволь направляя действия актива.

Современная практика школьного воспитания обогатилась новыми примерами применения принципа параллельного действия. Наряду с умелым, вдумчивым использованием преимуществ параллельного действия встречаются и решения. Например, этот принцип используется для коллективного осуждения провинившихся. Если к делу нерадиво отнеслись отдельные ребята, наказание налагается на весь коллектив. Естественно, такое педагогическое действие вызывает резкое осуждение проступка товарищей. Последствия не всегда удается предвидеть. Например, из-за того, что кто-то плохо дежурил, классу приходится целую неделю дежурить повторно, выполнять работу вне очереди. А. С. Макаренко советовал пользоваться данным принципом очень осторожно, так как коллектив может наказать провинившихся очень сурово.

Большое значение А. С. Макаренко придавал стилю внутриколлективных отношений. Отличительными признаками сформированного коллектива он считал мажор - постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию; ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; дружеское единение его членов; ощущение защищенности каждого члена коллектива; активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

Долгие годы авторитет А. С. Макаренко был непоколебим, но в последнее время положение изменилось. Процессы демократизации и гуманизации воспитания подтолкнули педагогов к осмыслению и переосмыслению прежних ценностей. Появились альтернативные взгляды на воспитательную систему А. С. Макаренко.