Сборник упражнений для развития познавательных процессов "тренинг когнитивных способностей младших школьников". «Развитие воображения младших школьников

Екатерина Рыкова
Дидактические игры для развития воображения

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Оживление предметов

Количество игроков : любое.

Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить : пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Рисуем музыкальные картинки

Количество игроков : любое.

Дополнительно : музыка, бумага, цветные карандаши.

Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой.

Рисунки с продолжением

Количество игроков : любое

Дополнительно : бумага, краски

В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок

Каменная гусеница

Количество игроков : любое.

Дополнительно : камешки, краски, кисти.

Как её сделать :

1. Найди 6-7 гладких камешков разного размера.

2. Хорошо помой их.

3. Вытри насухо.

4. Разукрась их в разные цвета и дай краски высохнуть.

5. Выложи камешки в ряд - от самого большого к самому маленькому.

6. Нарисуй на самом большом камне головку гусеницы и передние ножки.

7. Нарисуй на остальных ножки гусеницы.

Игрушка готова!

Дорисуй картинку

Количество игроков : любое.

Дополнительно : недорисованные картинки, карандаши.

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному : точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи» , «одежда» , «цветы» и т. д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.

Узнай картину

Количество игроков : не более 5-7 человек.

Дополнительно : предметная картинка, лист бумаги с отверстием.

Ведущий показывает игрокам картинку, которая закрыта большим листом с отверстием диаметром два с половиной сантиметра посредине. Передвигая лист по картине, игроки должны узнать, что на ней изображено.

Если игрок ответил правильно - получает приз. Для каждого игрока нужно приготовить отдельную картину.

Смешинки

Количество игроков : любое.

Дополнительно : мяч.

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка.

Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.

Пятнография

Количество игроков : любое.

Дополнительно : листы и краски.

Перед каждым игроком чистый лист бумаги. Ведущий ставит каждому игроку на чистый лист пятно, а игроки должны дорисовать ее так, чтобы вышло что - то понятное. Выигрывает тот , чей рисунок окажется интереснее и смешным.

Отгадывание теней

Количество игроков : любое.

Дополнительно : лампа.

Один из игроков садится в близи светлой, по возможности не заставленной стены, лицом к ней. Сзади, в нескольких шагах, устанавливается свечка или тусклая лампа. Кто-нибудь из игроков должен проходит между спиной сидящего и лампой. Лампа должна быть поставлена так, чтобы вышла максимально резкая тень. Сидящий, не оборачивается, по тени должен угадать, кто прошел у него за спиной.

Угаданный садится на его место и начинает отгадывать тени. И т. д.

«На что это похоже?»

Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

Количество игроков : любое

Многие люди обращаются к колдунам, чтобы узнать что-нибудь о своем будущем. Можно устроить великолепную игру на эту тему. В начале игры выбирается ведущий . Он будет «колдуном» .

Задача всех остальных – обращаться к этому «колдуну» с различными вопросами. «Колдун» должен придумать интересное предсказание на будущее, можно давать очень смешные прогнозы, главное условие – чтобы всем было весело. Например, «колдун» дает предсказания на какой-то определенный промежуток времени : на неделю, месяц и т. д. В этой игре нет победителей и побежденных, главное – чтобы все хорошо провели время.

Сочиняем сказки сами

Количество игроков : любое.

Дополнительно : бумага и карандаши.

Играющие делятся на несколько команд. Ведущий раздает командам листики бумаги и карандаши. Задача игроков – за 5-6 минут придумать веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами : «Жили были…» и заканчивающуюся : «Ну, надо же!»

По прошествии установленного времени все по очереди зачитывают свои сказки, но таким образом, чтобы они сопровождались звуковым оформлением или каким-либо другим дополнением, а также участием в представлении остальных ребят. Игроки также могут зачитать и сразу же не только проиграть эту сказку, но и перевести ее на язык жестов или же придумать что-то еще.

«Старая сказка на новый лад» .

Это тоже подходящая игра для развлечения детей на детских праздниках. Берется какая-то известная сказка, например, «Колобок» , «Теремок» или «Красная шапочка» , и изменяется. Сначала можно изменить сюжет, оставив прежних героев, потом, наоборот, нужно сохранить сюжет, но придумать других действующих лиц. Самое интересное – оставить героев, но изменить их характер, например, лягушка станет злой врединой, волк – симпатичным милягой, а Красная шапочка – плохо воспитанной девочкой, которая, в конце концов, съест несчастного волка.

Игра в фигурки

Это игра на развитие способности замещать предметы заместителями. Нужно придумать интересную сказку или сюжет, в котором имеет значение последовательность размещения персонажей. Например, черепашка, мишка и Чебурашка решили поиграть в солдатиков и стали учиться ходить строем. Но когда они построились, то Чебурашке не понравилось быть вторым, а мишке третьим. И начали они ссориться, т. к. не могли договориться, кто за кем будет стоять и идти. Нужно помочь друзьям. Для этого нужно предложить разные варианты того, как наши герои могут построиться.

Представим, что черепашка это круг, мишка треугольник, а чебурашка квадрат. Вырежьте из бумаги эти фигурки и пусть ребенок переставит их в разном порядке. Потом игру можно усложнить до 4х предметов. Чтобы малыш лучше понял, что от него нужно, возьмите три игрушки, и объясните, что вместо игрушек в игре будут использоваться геометрические фигурки.

«Нарисуй настроение» .

А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

Великие кляксы.

Игра побуждает малыша создавать из непонятных изображений знакомые образы. Вырежьте из любой темной бумаги «кляксы» различных форм, а также приготовьте бумагу с клеем. Предложите ребенку склеить из этих фрагментов какую-то знакомую фигуру. Затем подумайте вместе с малышом, на что же похожа получившаяся фигурка.

Обязательно решите с ребенком, на что похоже каждое получившееся изображение и подпишите их. Через несколько дней повторите игру с «кляксами» из другой по цвету бумаги. Чем больше ребенок будет играть, тем быстрее он будет составлять фигуры, развивая тем самым свое воображение .

«Что получится?» .

Для любого подрастающего гения важным является навык придумывания какого-то нового применения знакомым окружающим вещам. Заготовьте клей ПВА, несколько листов бумаги, а также спички, трубочки для коктейлей, лоскутки ткани, пуговицы и другие небольшие предметы. Дайте ребенку листок бумаги, смажьте листок клеем ПВА и пусть ребенок прикладывает к нему предметы, получая целую картину. Обязательно спросите у малыша, что у него выходит. Если у ребенка появилась идея, и он сказал вам, на что похоже его творение, помогите ему завершить полученный образ.

«Чем пахнут цвета?» .

Данная игра развивает у ребенка умение комбинировать разные образы в своем изображении. Возьмите цветной картон, мед, кинзу, лук, ванилин и другие продукты. Теперь попросите своего кроху представить, как пахнет синий, красный, желтый, розовый и другие цвета, показывая для наглядности картон соответствующего цвета. Если малыш в затруднении, просто предложите ему несколько запахов из своей коллекции. Пусть ребенок выберет подходящий.

«Какого цвета вкус?» . Эта игра является продолжением предыдущей. Заготовьте соленую, сладкую, кислую и горькую воду (на травах, к примеру) . Также приготовьте несколько картонных квадратиков разных цветов и их оттенков. Пусть малыш попробует воду язычком и выберет подходящий цвет из палитры. Такие игры отлично развивают творческие задатки малышей, что поможет им впоследствии в учебе.

Три краски.

Эта игра всегда вызывает восторг у детей любого возраста и побуждает их видеть образ в рисунке.

Дайте малышу большой лист бумаги и три краски.

Пусть он постепенно заполнит красками весь лист. Включите приятную музыку и скажите ребенку, что, как только музыка перестанет играть, нужно закончить рисовать и придумать : на что же похож рисунок? Обязательно оформите картину и подпишите ее.

Несуществующее животное

Игра научит кроху очень важному навыку - комбинированию. Давайте попробуем поиграть различными частями животного для создания абсолютно нового образа. Вырежьте из журналов или старых книг разные части животных : лапы, головы, уши, хвосты, крылья, клювы, пасти, хоботы и тому подобное.

Приготовьте клей и бумагу. Ваш малыш должен попробовать склеить несуществующее животное из уже имеющихся деталей.

Чем меньше животное вашего ребенка будет напоминать какое-либо из существующих в природе, тем выше природный творческий потенциал малыша. Возвращайтесь к этой игре, пока не создадите свое уникальное существо! Впоследствии можно сочинить про него интересную историю.

Несуществующее животное-2.

Если ваш ребенок старше пяти лет, дайте ему готовый силуэт какого-либо животного, птицы, насекомого, разноцветные фломастеры и предложите изменить существо, сделав его фантастическим, необычным. Каждое занятие предлагайте все новые и новые силуэты, пусть они будут разнообразными : от черепахи до кенгуру, от слона до комара. Преобразуя столь разные образы в неузнаваемые существа, мы постепенно улучшаем интеллект ребенка.

Восхитительные облака.

Эта игра побуждает малыша видеть в слабо оформленном, но многозначном материале образы предметов. Отличной тренировкой перед этой игрой послужит наблюдение за настоящими облаками и попытка увидеть в них уже известные вашему ребенку образы. Дома вырежьте различные облака (слабо напоминающие предметы, животных, человека) и украсьте их, наклеив из картона голубые ватки.

Ребенок должен назвать как можно больше вариантов, на что похожи эти облака. Если кроха еще толком не говорит, заранее подготовьте картинки предметов, животных и людей, чтобы он мог выбрать нужную карточку.

Поможем бабочке.

Вырежьте из цветного картона крупную бабочку. Приготовьте карандаши, фломастеры, клей, а также разные виды бумаги (фольгу, газету, упаковочную бумагу, пластилин, шерстяные нитки и т. д.

Выберите игрушку – «врага» бабочки и предложите ребенку защитить бабочку, создав новые элементы внешнего вида (например, рога, шипы и т. д.) . В процессе игры «враг» бабочки нападает на нее, стимулируя вашего малыша быстрее и интереснее создавать для нее защиту.

Игра «Живые вещи»

Для данной игры число играющих не ограничено, создание команд по желанию.

Детям дается задание «превратиться» в какой-нибудь предмет или вещь. Например, можно разыграть выставку «живых» предметов мебели, показ «живой» одежды.

Выигрывает тот , кто интереснее и наиболее правдоподобно покажет загаданные вещи.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Что было бы, если. (с 6 лет)

Цели : Эта игра развивает творческие способности детей.

Инструкция : Я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы, если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?

Дайте каждому ребенку решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок должен выйти на середину, назвать это животное, показать, как оно движется, как "разговаривает". На вопросы типа "Что было бы, если бы. " не бывает правильных или неправильных ответов. Мы хотим просто развить фантазию и интуицию детей.

Другие вопросы для обсуждения в этой игре :

Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?

Куда ты полетишь, если у тебя будет ковер-самолет?

Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?

Что было бы, если бы ты был учителем?

Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь?

Если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда хотел стать?

Мини-фантазии (с 6 лет)

Цели : Мини-фантазии - это радостные картинки, которые могут дать детям ощущение бодрости, счастья и тепла, так как они напоминают им о приятных переживаниях.

Подарите мини-фантазию детям после того, как они очень напряженно поработали или были в стрессовой ситуации. Мини-фантазии напомнят детям о хорошем в их жизни и придадут свежих сил.

Инструкция : Я хочу предложить вам короткий отдых, чтобы вы могли почувствовать себя бодрее. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза поглубже.

Теперь представь себе, что ты лежишь на зеленом лугу, и над тобой по прозрачно-голубому небу проплывают белые пушистые облака.

Дайте детям насладиться этой картиной в течение одной-двух минут. Другие возможные образы :

Ты бежишь рано утром со своим лучшим другом (подругой) по прекрасному парку.

Ты бежишь по белому пляжному песку к теплой голубой воде.

В солнечный весенний день по дороге в цирк ты играешь со своей тенью.

В ясную ночь ты разглядываешь сверкающие звезды на небе.

Ты гладишь мягкий шелковистый мех маленького котенка.

Ты надкусываешь хрустящее сочное яблоко.

Ты наблюдаешь, как облетают осенние листья с деревьев.

В холодный день ты греешься у потрескивающего в камине огня.

На лугу ты кружишься вокруг себя с широко раскинутыми руками, пока не закружится голова.

Ты прыгаешь с большого круглого камня в пруд.

Ты слушаешь по радио свою любимую песню.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Превращения (с 6 лет)

Цели : В этой игре дети могут, используя силу своего воображения , научиться языку интуиции. Картинки, которые будут рождаться у детей по ходу игры , помогут им проникнуться доверием к многогранности своей личности. В конце очень хорошо предложить детям творческое сочинение или рисунок, чтобы они еще глубже прочувствовали пережитое впечатление.

Материалы : Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция : Назовите мне пару вещей, о которых вы знаете по опыту. Можете ли вы назвать мне какие-нибудь вещи, которые вы можете узнать только своей фантазией? Я хотела бы предложить вам игру, в которой только ваша фантазия поможет вам обнаружить интересные вещи.

Вы увидите в своем воображении картины , которые, возможно, вас самих удивят. Вы не должны их придумывать, они придут сами собой. Вы не должны пытаться их изменить, лучше, если вы их просто заметите и разглядите.

Садитесь поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза.

Представь себе, что сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты сегодня можешь стать каким-то чудесным животным. Осмотрись. Что ты за животное? Как ты чувствуешь себя в роли этого животного? Пройдись немного и почувствуй свое новое тело.

А сейчас ты нашел волшебную палочку. Ты знаешь, что животные очень любопытные, поэтому ты обнюхиваешь ее. И тут ты замечаешь, что снова изменился и стал прекрасным цветком или деревом. Чем ты стал? Цветком? Деревом? Каким цветком или каким деревом? Что тебе больше всего нравится в этом цветке или дереве?

А теперь ты снова превращаешься - ты стал каким-то цветом. Каким цветом ты хотел бы стать? Каков этот цвет на ощупь? Он совсем гладкий или шероховатый?

Теперь ты превращаешься в чудесный воздушный шар. Какой формы твой шар? Он продолговатый? Или круглый? Есть ли на нем какое-нибудь изображение?

Напоследок в это волшебное утро ты превращаешься в маленького ребенка. Посмотри на себя в качестве малыша. Послушай звуки, которые издает младенец.

Ты хочешь поближе рассмотреть этого малыша, поэтому наклонись над ним и ласково погладь его. Возьми его на руки и покачай. Почувствуй, каково это - быть таким маленьким ребенком, которого покачивают на руках.

Положи малыша обратно и вспомни все картины, которые ты видел как животное. как дерево или цветок. как цвет. как воздушный шар. и как маленький ребенок.

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твое тело. Глубоко вздохни. Возвращайся назад в классную комнату и открывай глаза. Хотел бы ты нарисовать картины, которые видел? Или ты хотел бы рассказать о том, что ты переживал?

Анализ упражнения :

Насколько отчетливо ты мог видеть картины?

Слышал ли ты при этом что-нибудь?

Что было для тебя самым трудным?

Кем тебе приятней всего было быть в твоем воображении ?

Играешь ли ты сам иногда в подобные игры , в которых надо представлять себе интересные, необычные вещи?

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

История жизни

Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка, мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.

Новые старые сказки

Возьмите старую, хорошо известную ребенку, книжку и попробуйте вместе придумать новую историю к иллюстрациям из нее.

Предложите новый поворот в старой сказке, пусть ребенок продолжит. Например, Красная Шапочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека. А на картине отыщите репродукции картин, содержание которых малышу еще не известно. Дайте ему возможность высказать собственную версию о нарисованном. Возможно она будет не слишком далека от истины?

"Фантастическая история".

Вырежьте малышу (а лучше пусть он сделает это сам) цветные изображения различных животных или растений (из журналов и старых книг) . Изображение каждого животного следует разрезать еще на несколько частей. Перемешайте. Вот и готова игра "разрезные картинки". Однако главное задание впереди. Для его выполнения требуется лист бумаги и клеящий карандаш. Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю. Если в игре примет участие и взрослый, у фантастического зверя появится товарищ.

Игра «Художник»

Для игры потребуются две команды. Из каждой группы вызывают по одному участнику. Одному из этих игроков завязывают глаза и просят нарисовать загаданный ими рисунок. При этом другой говорит, как именно рисовать, например, одна линия вверх, две влево и т. д. Как только рисунок готов, «художник» снимает повязку и пытается угадать, что именно он рисовал. Если он угадывает, то команде присваивают 1 очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

1) Фигурные картинки. С помощью геометрических фигур – круг, квадрат, прямоугольник, трапеция и другие – нужно нарисовать различные объекты. Например, клоуна, лицо, домик, дождь, кошку и т. д.

2) Три слова. Подберите три слова, не связанных по смыслу. Задача ребенка придумать фразы, связывающие эти слова. Потом можно пойти дальше и придумывать рассказы с этими словами. Например, набор слов : дворец, бабушка, клоун.

3) Укрась слово. В процессе игры нужно придумать как больше прилагательных к существительному. Ребенку-дошкольнику можно предложить игру так : «Выбери любой предмет, а теперь будем придумывать, какой он – белый, холодный, большой и т. д.

Собери картинку

Возьмите любую красочную картинку из журнала или старой книги. Главное, чтобы изображение было понятно ребенку. Вырежьте из нее кусочки разной формы (квадраты, треугольники, кружки) . Наклейте картинку с дырками на лист белой бумаги. Малышу нужно закрыть образовавшиеся на картинке белые пятна теми самыми кусочками, которые из нее вырезаны.

Делай как я

Вам потребуются детали из обычного детского конструктора : куб, конус, параллелепипед. На первых порах используются 2-3, а впоследствии и больше форм. Отберите себе и малышу одинаковые детали, затем сложите из своих небольшую постройку. Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же построить его детали. Если он легко справляется, усложните постройку. Теперь предложите ему самому построить что-нибудь и сделайте так же. Вы можете специально ошибиться, а ваш малыш пусть вас поправит.

Пазлы своими руками

Возьмите большую, яркую картинку из журнала или старой книги. Наклейте ее на картон и разрежьте зигзагами. Чем старше ребенок, тем на большее количество кусочков разрезайте картинку.

Огромные ноги

Нарисуйте на плотном картоне две большие ступни длиной 25 см. Вырежьте их и приклейте к подошвам детских шлепанцев. Или можно проделать в каждой бумажной ступне по четыре отверстия, пропустить сквозь них тесемку и привязать к ногам ребенка. Теперь он может измерить своими большими ногами все, что угодно : комнату, свою кровать, сад, папину машину.

Что поместится в банке

Нарисуйте на бумаге контуры банок разных размеров и форм : высоких и низких, широких и узких, круглых и квадратных. Попросите ребенка подумать, что могло бы поместиться в каждой из этих банок. Для проверки можно принести названые предметы и приложить к нарисованному контуру. Некоторые из них вроде бы и помещаются на рисунке, но при этом не могут пройти в горлышко, если оно слишком узкое.

Замочная скважина

Возьмите лист бумаги, вырежьте в нем отверстие в форме замочной скважины. Сначала скважина может быть и большой, а когда ребенок освоится – величину отверстия можно уменьшить. Теперь положите на стол какую-нибудь картинку, накройте сверху листом с замочной скважиной. Отверстие скользит по поверхности картинки, позволяя видеть только отдельные ее части. Задача ребенка догадаться, что изображено на картинке.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Игра «Услышим слово»

Задача : развить воображение и представления у детей.

Описание. Взрослый предлагает ребенку представить звук, издаваемый каким-либо предметов, жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской сирены, звон колокольчика, стук молотка, гудок машины, пение кукушки и другие знакомые, много раз слышимые звуки.

Игра «Потрогаем слово»

Задача : развить у детей воображение .

Описание. Взрослый предлагает ребенку мысленно потрогать какой-либо предмет : подушку (какая она мягкая, елку (колючая, кошку (пушистая, воду (мокрая, пол (твердый) и т. д. и рассказать о своих ощущениях.

Игра «Понюхаем - попробуем слово»

Задача : развить у детей воображение .

Описание. Взрослый говорит ребенку, что некоторые слова можно понюхать и попробовать на вкус. Например, лимон (апельсин, роза, ромашка, хлеб, костер, шоколад и т. д., после этого дети должны рассказать о своих впечатлениях.

Правильное, гармоничное способствует его быстрой социализации. Дети, легко налаживающие контакт, умеющие выражать свои мысли правильно, преуспевают в учебе. Важное значение на ранних этапах имеют игры на развитие воображения, которые стимулируют мышление и речь.

Что такое воображение – определение

Воображением называют форму психической деятельности, которая предполагает создание мысленных ситуаций и представлений, которые не воспринимаются в действительности. Этот тип деятельности основывается на присутствующем у ребенка чувственном опыте. Воображение активно развивается в период с 3 до 10 лет. После эта деятельность переходит в пассивную форму. Согласно существующей классификации, воображение бывает:

  • активным;
  • пассивным;
  • продуктивным;
  • репродуктивным.

В основе создаваемых воображением предметов лежат образы, имеющиеся в памяти, и образы настоящих восприятий. Без невозможна творческая деятельность. Все талантливые и гениальные люди, сделавшие неординарные открытия, изобретения, отличались высокой активностью воображения. Большая часть активности ребенка происходит при непрерывной работе воображения. Оно является основой формирования личности, успешной учебы детей.

Как развивать воображение у ребенка?

Развивать воображение у ребенка необходимо в игровой форме. При этом следует учитывать, что воображение и мышление связаны между собой напрямую, поэтому развивать их необходимо параллельно. Для этого нужно чаще читать детям книги, рассказывать , знакомить ребенка с окружающим миром. Начинать процесс развития воображения можно с того момента, когда малыш заговорит. В 3 года многие ребята уже активно фантазируют и воображают. Этот возраст принято считать идеальным для развития детского воображения.

Роль игры в развитии воображения

Необходимо учитывать, что воображение ребенка – это вид психической деятельности, а все действия, совершаемые малышами, непрерывно связаны с игрой. Эта форма взаимодействия с ребенком полностью удовлетворяет потребность маленького организма в познании окружающего мира. Впервые воображение у ребенка начинает проявляться, когда он активно использует заменители предметов, существующих в реальности, берет на себя социальные роли.

Игры на быстрое развитие воображения задействуют внимание малыша на 100 %. Ребенок легче воспринимает информацию играя, быстрее запоминает. В результате в последующем ему не составит труда воспроизвести увиденное ранее самостоятельно. У дошкольников при хорошо развитом воображении предметы-заместители постепенно уходят на второй план, и они начинают играть понарошку. На этом этапе и происходит переход воображения из воссоздающей формы в творческую.


Игры на развитие воображения у дошкольников

Игры для развития воображения детей дошкольного возраста имеют ролевую направленность. Ребята 4–5 лет любят представлять себя в роли другого человека, «примерять» различные профессии, представляя себе, кем бы они хотели стать в будущем. Занятия не должны превышать 20–30 минут, чтобы не отбить интерес к подобным играм. Отличным помощником в развитии воображения дошкольников может стать простая игра «Представь, что ты…» .

Такие занятия способствуют параллельному развитию и актерского мастерства. Ребенку папа загадывает слово, предмет, который он должен изобразить. Мамина задача заключается в угадывании правильного ответа. Не стоит спешить с ответом, сделав вид, что не получается разгадать. После ответа обязательно хвалят ребенка и меняются ролями. Постепенно в игры на развитие творческого воображения у дошкольников можно привлечь всех домочадцев. Угадавший слово показывает следующее.

Игры на развитие воображения у младших школьников

Рассказывая о том, как развивать фантазию и воображение у ребенка, который уже обучается в школе, педагоги отмечают важную роль родителей в этом процессе. К 7–8 годам дети приобретают достаточный багаж знаний, умений, которыми они умело оперируют. Ребенок уже владеет несколькими образами, поэтому задача взрослых заключается в обучении правильной их комбинации. При этом дети должны понимать, как бывает в реальности, а как – нет. Справиться с подобными задачами помогает игра «Чудо-лес» .

На приготовленном заранее листке бумаги изображают несколько деревьев, окруженных большим количеством точек, линий и фигур. Перед ребенком ставится задача превратить это в лес. После того как картина закончена, можно продолжить работу по ней – попросить рассказать ребенка, что изображено, составить небольшой рассказ. Он может быть как реалистичным, так и вымышленным (заранее оговаривается).


Игры на развитие воображения у школьников

Перед тем как развить воображение у ребенка школьного возраста, родители должны четко знать его увлечения. Это поможет заинтересовать его в подобных играх, быстрее установить с ним контакт. Для занятий с детьми 3–5 классов можно использовать следующие игры на развитие воображения:

  1. «Несуществующие животные». Если существует рыба-пила, то существование рыбы-топора тоже не исключено. Ребенку предлагают представить и описать, как могло бы выглядеть это существо, чем оно питается.
  2. «Выдумай историю». Рассмотреть несколько картинок в книге вместе с ребенком и попросить его составить свою интересную историю, новые события. Родители в этом должны принимать активное участие.
  3. «Продолжи картину». Родители изображают простую фигуру, цифру, которые необходимо превратить в одну из частей сложного рисунка. Из круга изображают рожицу, мячик, колесо автомобиля. Варианты предлагают по очереди.

Игры на развитие воображения для детей

Развитие воображения у ребенка – длительный процесс, предполагающий частую смену видов деятельности. Если малыш засиделся, рассматривая книгу, рисуя, нужно предложить поиграть с ним во что-нибудь подвижное. Это позволит снять напряжение, а физическая нагрузка будет способствовать запоминанию. После перерыва можно продолжить занятия.

Настольные игры на развитие воображения

На воображение широко представлены в торговой сети. Однако совсем необязательно что-то приобретать. Можно самостоятельно придумать игру, задействовав при этом подручные средства:

  1. Строительство. Дети любят строить. В качестве материала могут вступать конструктор, песок, прутья деревьев.
  2. Моделирование. Родители вместе с детьми могут склеить из бумаги по собственному эскизу машинку, сделать бумажное платье для куклы.

Подвижные игры на развитие воображения

Народные игры в развитии воображения у ребенка имеют большое значение. Всем знакомая «Море волнуется...» передается из поколения в поколение и не утрачивает своей популярности. Среди других подвижных игр:

  1. «Услышь свое имя». Дети становятся в круг спинами друг к другу, ведущий бросает мяч, называя имя участника. Ребенок должен повернуться и поймать мяч.
  2. «Кенгуру». Играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на расстоянии 20–30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

Для развития воображения младших школьников большое значение имеют их представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений детей. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии воображения младшего школьника происходят изменения: сначала образы воображения у детей расплывчаты, неясны, но затем они становятся более точными и определенными; вначале в образе отображаются только несколько признаков, причем среди них преобладают несущественные, а ко II- III классу число отображаемых признаков значительно возрастает, причем среди них преобладают существенные; переработка образов накопленных представлений вначале незначительна, а к III классу, когда ученик приобретает гораздо больше знаний, образы становятся обобщеннее и ярче; дети уже могут изменить сюжетную линию рассказа, вполне осмысленно вводят условность; в начале обучения для возникновения образа требуется конкретный предмет (при чтении и рассказе, например, опора на картинку), а далее развивается опора на слово, так как именно оно позволяет ребенку создать мысленно новый образ (написание сочинения по рассказу учителя или прочитанному в книге).

При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом, и его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности. Все указанные выше особенности создают почву для развития процесса творческого воображения, в котором большую роль играют специальные знания учащихся. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения и процесса творчества и в последующие их возрастные периоды жизни.

Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.

Но, к сожалению, учебная программа начальных классов в современной школе предусматривает недостаточное количество методик, приемов тренировки, упражнений для развития воображения.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения в начальных классах, снижаются качественный уровень обучения.

В связи с этим я предлагаю использовать ряд методик (игр и упражнений) как на уроках, так и во внеурочное время для развития воображения младших школьников:

Игра “Наоборот”. При изучении любого произведения. Учащиеся должны поменять характеры героев и представить, какая бы получилась сказка.

«Волшебная мозаика».

Цель: сложить из отдельных элементов определенные фигуры по словесной конструкции (без образа).

В качестве конструктивного материала можно использовать следующие комплекты деталей:

1) два комплекта картонных деталей, полученных путем разрезания квадратов

8 фигур 7 фигур

2) комплект картонных полукругов различной величины

3) набор деталей, включающий элементы двух предыдущих комплектов.

Все предложенные для воссоздания объекты должны быть хорошо знакомы детям. Они складывают изображения предметов, начиная с простых (гриб, кораблик, домик) и заканчивая более сложными (насекомые, животные, человек).

«Дорисуй картинку». Детям предлагаются карточки с упрощенным схематическими изображениями предметов и незаконченными линиями неопределенного характера, которые надо дорисовать так, чтобы получилась картина, например, волшебного леса. Можно разработать темы: «Волшебный лес», «Сказочная поляна», «Подводное царство» и т.д.

«На что похоже половина яблока?»

Упражнение «Волшебные кляксы». Дорисовать кляксу в известный образ

Упражнение «Волшебные пальчики». По отпечатку кисти дорисовать изображение.

«Охотник». Цель: увидеть в сплетениях линий образы знакомых животных;

Задание: попытаться создать свою работу.

«Дорисуй линию». Дорисовать линию до известного объекта.

«Весёлые человечки» Из шаблона изобразить человечка в различных движениях.

Создание картины по собственному замыслу.

«Алфавит».

Игра предназначена для детей и взрослых. Игра занимательная и веселая. Количество участников - два человека (но при желании возможно увеличить количество играющих до четырех).
Перед участниками игры на доску вешается алфавит (если дети большие и знают алфавит, то это не обязательно). Игрокам присваиваются различные роли, например, покупатель и продавец, водитель такси и пассажир.
Участники должны вести беседу между собой, начиная каждую фразу с новой буквы алфавита.
Пример: дворник-прохожий
-А кто это тут намусорил?
-Боже мой, не думаете же вы, что это я здесь семечки грыз?
-Возможно...
-Господи... что за подозрения...
-Да-да, а кто это если не вы?
-Если не я, что больше не кому?

Оживление предметов. Тема «одежда»
Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Имитация действий. Тема «посуда»
Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.
Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

«Пластический этюд».
Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.
Пельмени.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье -
Вылеплю я сто пельменей!
(И. Лопухина)

«Закорючки»

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, ручки

Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Несуществующее животное»

Количество игроков: любое

Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы? И как можно использовать рыбу-магнит?"»

«Продолжи рисунок»

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, ручки

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

«Пять точек»

Количество игроков: любое

Дополнительно: листы бумаги с нанесенными на них пятью точками, карандаш или ручка

На рисунке без всякого порядка нарисовано пять точек. Нужно нарисовать человечка таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, еще две приходились на центр ладоней, а пятая – на центр головы.

«Маски»

Количество игроков: один или несколько человек

Дополнительно: скорлупа грецких орехов

Маски из скорлупы грецких орехов: осторожно разделите орех на две половинки. По сторонам просверлите дырочки, проденьте резинку. На скорлупе нарисуйте лица и мордочки зверей, используя естественный рельеф. Маски надеваются на палец. Если вы хотите одеть получившихся кукол, обмотайте вокруг пальца платок.

Задается тема, и игроки разыгрывают импровизированный спектакль, используя вместо театральной ширмы спинку стула. В зависимости от содержания пьесы маски могут изображать различных персонажей.

Новое назначение предмета

Количество игроков: любое

Дополнительно: любые предметы

Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

«Смешинки»

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка.

Узнай картину

Количество игроков: не более 5-7 человек

Дополнительно: предметная картинка, лист бумаги с отверстием

Ведущий показывает игрокам картинку, которая закрыта большим листом с отверстием диаметром два с половиной сантиметра посредине. Передвигая лист по картине, игроки должны узнать, что на ней изображено.

Для каждого игрока нужно приготовить отдельную картину

«Смеяться запрещено»

Количество игроков: двое или несколько пар

Пытаемся рассмешить своего товарища, рассказывая ему всякую чепуху. Его задача - остаться серьезным.

Кто дольше выдержит?

Рисуем музыкальные картинки

Количество игроков: любое

Дополнительно: музыка, бумага, цветные карандаши

Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой.

«Интересно, это кто?»

Количество игроков: любое

Глядя в окно, придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории.

«Кто этот человек?»

Количество игроков: любое

Один из игроков выбирается водящим. Он ненадолго выходит из комнаты. Остальные задумывают любого известного человека.

Водящий возвращается и, задавая вопросы, старается угадать, кого задумали игроки. Спрашивать он может только о том, на кого или на что похож этот человек. Игроки отвечают, подбирая самые точные примеры.

Например, ведущий может спросить: «На какой предмет был бы похож человек, если бы он был мебелью?» - «На шкаф.» - «А если бы он был животным?» - «На кота.» и т.д.

Водящий может задать только 3 вопроса. Если ему не удалось угадать задуманного человека с третьей попытки, ему сообщают ответ и он снова остается водящим.

«Так не бывает!»

Количество игроков: любое

Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает!».

«Внутренний мультфильм»

Взрослый рассказывает начало какой-то истории, например: «Лето. Утро. Мы на даче. Мы вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок...». Далее ребенок должен придумать продолжение истории. Он представляет себе то, что происходит дальше, и рассказывает. Затем ребенок останавливается и дальше продолжение придумывает взрослый и т.д.
«Нарисуй настроение»

А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение
или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.
«На что это похоже?»
Надо посмотреть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.
Составление рассказа
Составление рассказа с использованием определенных слов. Детям предлагают слова. Например:
а) девочка, дерево, птица;
б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Поиск аналогов
Называется какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явление по их признакам.

"Картинки-загадки"
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

"Ягодные сказки"
Можно придумывать сказки, которые объсняли бы явления из какой-либо области. Например:
Почему вишни растут парами?
Почему ежевика колючая?
Откуда у земляники крапинки?

"Буриме"
В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким:
- конь-гармонь-огонь-ладонь;
- бег-снег-век-человек;
- стакан-карман-обман-пан.
Победитель тот, кто первым придумал интересное стихотворение.

"Конец и начало"
Выбирается судья, который даёт задание и оценивает работу. Игроки должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:
- Снег пошёл хлопьями... На кровати лежал отбойный молоток.
- Костёр разгорался сильнее... Паук поймал муху.
- Дятел выглянул из дупла... Балкон покрасили в синий цвет.

"Мемуары"
Мемуары обычно пишут люди, прожившие яркую и интересную жизнь.
Участникам игры предлагается написать мемуары от лица:
- старого прикроватного столика,
- старой платьевой вешалки,
- старой чайной чашки.
Мемуары должны быть небольшими и интересными, хорошо представленными.

"Расшифруй слова"
Представьте, что простые слова - аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки:
- ГАЗ, ВОДА, ЗЕМЛЯ;
- НЕТ, ДА, УРА;
- ЗАТО, ПОТОМ, ЧТО.

"Анонимка"
Анонимка – это неподписанное письмо, обычно жалоба на кого-либо или что-либо. А представьте, что страсть к анонимкам охватила неодушевлённые предметы. Каждый участник составляет анонимку от лица какой-нибудь вещи, остальные участники должны отгадать, от чьего лица составлена жалоба.

"Правила хорошего тона"
С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.
Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных местах, например:
- под кроватью,
- на вершине Эльбруса,
- в холодильнике,
- в избушке Бабы-Яги.
Можно предложить по написанным правилам угадать место.

"Эврика!"

Участникам игры предлагается попробовать открыть новый закон или вывести формулу, которая будет несколько необычной, но очень пригодится в жизни. Правила можно придумывать самые различные, например:
- как определить возраст соседской собаки;
- как измерить вес грозовой тучи;
- как рассчитать количество пчёл в улье.

"Инструкция"
В этом упражнении предлагается составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого зада-ния, например:
- как вынуть изюм из кекса;
- сделать маникюр кошке;
- выиграть в лотерею.

"Простые рисунки"
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смысл, отвечать на вопрос "Что это такое?".
Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки.
Я предлагаю вам 40 простых рисунков.
Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.

Для развития воображения могут использоваться различные игры, упражнения. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать.

Упражнение № 1 « Фантастический образ» Л.Ю. Субботина Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10 лет.

Цель: используется для развития воображения, мышления.

Возраст: предлагается для любого возраста.

Стимульный материал: карточки с изображенными элементами.

Ход проведения упражнения:

Ребенку предлагаются карточки с изображением отдельных элементов. Инструкция: «Твоя задача - построить из этих элементов фантастический образ (существо, предмет). Затем опиши, какими свойствами он обладает и как его можно использовать.

Чем больше элементов включает созданный образ, чем он оригинальнее, тем ярче функционирует воображение ребенка.

Упражнение № 2 «Неоконченные рассказы» Л.Ю. Субботина Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10 лет.

Цель: данное упражнение развивает творческое воображение.

Возраст: предлагается для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: текст « Проделки белки»

Время проведения: 10-15 минут.

Ход поведения упражнения:

Инструкция: « Сейчас я тебе прочитаю очень интересный рассказ, но у него не будет окончания. Ты должен досочинить начатый рассказ. Рассказ называется « Проделки белки».

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо - невидимо.

«Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. « Ладно!» - отвечает другая.

Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает…»

Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа.

Игра № 3 «Пантомима» Л.Ю. Субботина Субботина Л.Ю. Учимся играя. Развивающие игры для детей 5-10 лет.

Цель: используется для развития воображения.

Возраст: от 5 до 11 лет.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения игры:

Группа детей становится в круг.

Инструкция: «Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в середину круга и с помощью пантомимы покажет какое-либо действие.

Например, представляет, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя, всё изображаем только движениями».

Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.

Игра № 4 «Внутренний мультфильм» М.И. Битянова Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.

Стимульный материал: текст рассказа.

Время проведения: 10 минут.

Ход проведения игры:

Инструкция: « Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь, что смотришь мультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься и вновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок»

Игра № 5 «Нарисуй настроение» М.И. Битянова Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.

Цель: используется для развития творческого воображения.

Стимульный материал: альбомный лист, акварельные краски, кисти.

Время проведения: 20 минут.

Ход проведения:

Инструкция: «Перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно грустное или наоборот весёлое, а может какое-нибудь другое? Изобрази его на бумаге любым способом, как тебе захочется».

Игра №6 «Сказка наоборот» И.В. Вачков Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.

Цель: используется для развития творческого воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: герои любимых сказок.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения:

Инструкция: «Вспомни, какая у тебя любимая сказка? Расскажи её, так чтобы в ней всё было «наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана, а великан в карлика».

Игра № 7«Соедини предложения» И.В. Вачков Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: незаконченные предложения.

Время проведения: 15-20 минут.

Ход проведения:

Ребёнку поочерёдно предлагаются три задания, в которых необходимо соединить в связный рассказ два предложения.

Инструкция: «Прослушай два предложения, их нужно соединить в рассказ. «Далеко на острове произошло извержение вулкана…» - «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной.»

«По улице проехал грузовик…» - «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».

«Мама купила в магазине рыбу…» - «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

Игра № 8«Превращения» И.В. Вачков Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 13 лет.

Стимульный материал: игровые образы.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход проведения:

Детям предлагается изобразить в движении игровые образы.

Инструкция: «Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях. Изобрази это в движении». После выполнения задания, даётся следующее: «робот», «орёл», «королева», «кипящая кастрюля».

Для исследования воображения разработано достаточно методов и методик. Для каждого возраста используется определённый набор психолого-диагностических методик. Для изучения воображения детей младшего школьного возраста можно использовать такие методики как: "Дорисовывание фигур", «Выведение следствий», «Как можно больше названий» и др.

Воображение можно развивать, используя специально подобранные упражнения и игры: « Пантомима», «Неоконченные рассказы», «Фантастический образ» Л.Ю. Субботиной; «Внутренний мультфильм», «Нарисуй настроение», «На что похоже?» М.И. Битяновой; «Сказки наоборот», «Соедини предложения» И.В. Вачкова.