Культура России начала XX века. Отечественная культура в начале ХХ в Символизм. Религиозные течения в философии

РОССИЯ в 1900-1920 гг.

Тема №30: Россия в начале века: самодержавие и общество; сословный строй; экономическое и политическое раз­витие, его противоречия; проблемы модернизации. Реформы С. Ю. Витте.

Культура в начале XX в.

Определите не менее двух целей экономической политики С. Ю. Вит­те. Приведите не менее трех примеров реализации этой экономической политики.

№184. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие основные цели экономической политики С. Ю. Витте:

1) ускорение индустриализации страны;

2) создание рыночной экономики;

3) интеграция экономики России в мировую систему.

2. Могут быть приведены следующие примеры реализации экономической по­литики С. Ю. Витте:

1) ускоренное железнодорожное строительство;

2) активное вмешательство государства в финансово-экономическую жизнь страны - покровительство промышленности, выдача денежных кредитов;

3) финансовая реформа, целью которой было укрепление рубля;

4) привлечение иностранных капиталов.

Назовите не менее двух объединений художников, композиторов, деятельность которых относится к XIX - началу XX в. Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений.

№ 185. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие творческие объединения:

1) «Товарищество передвижных художественных выставок» (передвижники)

2) «Могучая кучка» (Балакиревский кружок); I

3) «Мир искусства».

2. Могут быть приведены характерные черты одного из названных объединении:

А) «Товарищество передвижных художественных выставок»:

1) стремление следовать принципам реализма;

2) отказ от эстетических канонов академизма;

3) стремление отображать жизнь простого народа, его бедствия и страда­ния;

4) устройство передвижных выставок;

5) критика существующих порядков.

Б) «Могучая кучка»:

1) создание национальной оперы;

2) отказ от шаблонов итальянского музыкального искусства;

3) использование в музыкальных произведениях народных мотивов;

4) народ - участник сценического музыкального действа (оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Псковитянка»).

В) «Мир искусства»:

1) популяризация западноевропейского искусства;

2) возрождение наследия прошлых эпох (XVIII - начало XIX в.);

3) противопоставление творчества «мирискуссников» реалистическому направлению;

4) отказ от эстетических принципов академизма.

Ниже приведены две точки зрения об экономическом развитии России в начале XX в.:

1. В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развиваю­щейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирую­щее положение в народном хозяйстве страны.



2. Россия в начале XX в. была глубоко отсталой страной и находи­лась в полуколониальной зависимости от стран Запада.

№186. (С5) Ответ:

1) в начале XX в. по объемам добычи железной руды, выплавке чугу­на и стали, производству тканей и сахара Россия занимала 4-5 места в мире, а по нефтедобыче - 1 место (благодаря созданию Бакинского нефтепромышленного района);

2) существовала развитая банковская система (например, Русско-Азиат­ский банк);

3) шел процесс создания национальных монополий («Продамет», «Прод-вагон», «Продуголь» и т.д.);

4) возникли финансово-промышленные группы во главе с Путиловым, Рябушинским и др.;

5) около 70 % промышленных предприятий в начале XX в! было акциони­ровано.

1) Россия отставала от стран Запада по объему промышленной продукции на душу населения;

2) в промышленности была низкая производительность труда;

3) Россия занимала скромное место в мировой торговле;

4) многоукладность экономики и крепостнические пережитки в деревне тормозили экономическое развитие страны.

Ниже приведены две точки зрения о влиянии государства на разви­тие экономики России в начале XX в.:

1. Государственное вмешательство имело решающее значение в индустриализации царской России, позволив патриархальной империи в короткий срок войти в число развитых индустриаль­ных держав.



2. Государственное вмешательство не имело решающего значения. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется

более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

№187. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) государство играло весьма активную роль в экономической жизни доре­волюционной России, владея сетью железных дорог, промышленными предприятиями, особенно в оборонной отрасли;

2) правительство способствовало созданию тяжелой индустрии, росту бан­ков;

3) государство содействовало развитию железнодорожного строительства;

4) царское правительство проводило протекционистскую политику.

При выборе второй точки зрения:

1) многоукладный характер экономики препятствовал государственному регулированию всех экономических процессов;

2) экономика зависела больше от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, чем от государственного вмешательства;

3) создание в промышленности крупных объединений, предприятий - монополий, образование финансового капитала происходило под влия­нием рыночного механизма без серьезного вмешательства со стороны правительства.

Ниже приведены две точки зрения о развитии культуры в России в начале XX в.:

1. В начале XX в. русская культура переживала упадок.

2. В России в начале XX в. был самый настоящий культурный ре­нессанс.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

№ 188. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) в России грамотность населения была намного ниже, чем в странах За­падной Европы;

2) русская литература «серебряного века» не продолжала традицию созда­ния «больших романов»;

3) в начале XX в. часть интеллигенции была охвачена настроениями обще­ственного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство.

При выборе второй точки зрения:

1) в культурной жизни начала XX в. шли поиски путей обновления форм художественного творчества, переоценка ценностей, возрастал интерес к духовному миру личности («серебряный век» русской культуры);

2) в поэзии яркими явлениями стали новые направления в литературе: символизм (А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый и др.), акмеизм (Н. Гуми­лёв, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский и др.);

3) в это время продолжали работать Л. Толстой, А. Чехов, произошел рас­цвет творчества М. Горького;

4) великолепными достижениями отмечено музыкальное искусство (твор­чество С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Скрябина, С. Прокофьева);

5) Московский Художественный театр, созданный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко, стал центром формирования новых прин­ципов театрального искусства.

Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих ха­рактеристик), а что - различным (не менее трех различий). Запишите ответ в форме таблицы.

№ 189. (С7) Ответ:

1) низкий уровень товарности крестьянских хозяйств;

2) сохранение неравноправного положения крестьян;

3) низкий уровень производительности крестьянских хозяйств;

4) сохранение общины;

5) участие крестьян в работе земств;

6) недостаток земли (малоземелье);

7) развитие наемного труда в сельском хозяйстве.

С7.2 Различия:

Период 1870-х гг. Период 1907-1914 гг.
Временнообязанное положение крестьян Крестьяне не имели никаких обязанностей перед бывшими помещиками
Крестьяне платили подушную подать
Выкупные платежи Выкупные платежи отменены
Крестьяне ограничены в своем праве покидать общину Крестьяне имели право на свободный выход из общины с наделом
Крестьяне могли получить ссуды че­рез Крестьянский банк
Развитие хуторского хозяйства, отрубов (результат столыпинской ре формы)
Усиление социального расслоения крестьян
Крестьяне не имели никаких политических прав Крестьяне могли избирать и избираться в Государственную думу

Сравните положение промышленных рабочих (их общественный статус, условия труда и т.д.) в 1870-е гг. и в 1906-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

№ 190. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) тяжелые условия труда;

2) низкая заработная плата;

3) тяжелые бытовые условия;

4) использование женского и детского труда;

5) крестьянское происхождение большинства рабочих;

6) преобладание неквалифицированного труда;

7) отсутствие или недостаточный уровень социальной защиты.

С7.2 Различия:

Сравните положение дворянства и буржуазии в Российской Импе­рии в начале XX в. (до 1905 г.). Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

№ 191. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) весомое положение в структуре общества;

2) владение средствами производства.

С7.2 Различия:

Сравните экономический и политический строй России в кон­це XIX в. и перед Первой мировой войной. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

№ 192. (С7) Ответ:

С7.1 В качестве общего могут быть названы:

1) существование монархии;

2) существование сословий;

3) быстрое развитие капитализма в промышленности.

С7.2 Различия:


В художественной культуре начала XX века буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 вв.


Первоначальное употребление термина было скорее негативным, т.к. серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс (упадок, культурный регресс). Поэтому выражение «серебряный век» должно было указывать на понижение качества явления, его регресс. При таком понимании русская литература серебряного века (модернизм) противопоставлялась «золотому веку» Пушкина и его современников как «классической» литературе.


В дальнейшем понятие «серебряный век» поэтизировалось и потеряло негативный оттенок. Оно было переосмыслено как образное, поэтическое обозначение эпохи, отмеченной особым типом творчества, особой тональностью поэзии, с оттенком высокого трагизма и изысканной утонченности.




Максим Горький. Портрет работы В. Серова. В. Г. Короленко. Портрет работы И. Е. Репина г.




Своеобразным манифестом нового направления в духовной жизни России стал сборник «Вехи» (автор – В.Г. Короленко),опубликованный в 1909 г. такими мыслителями, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П. Б. Струве, С.Л. Франк. Основные идеи: - Русская интеллигенция – главный виновник русской революции, поставившей страну на грань национальной катастрофы, - Социальный прогресс возможен лишь путем эволюционных изменений. - Необходима выработка новых религиозно- нравственных идеалов, основанных на христианском учении.





К. С. Петров - Водкин Художник, писатель, патриот, признанный выдающимся после персональной выставки лишь в 1966 году. Его картины выставляются во многих галереях в нашей стране и за рубежом. Он одновременно был и писателем, автором великолепных мемуаров, В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкин где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты».


К. С. Петро́в-Во́дкин. Купание красного коня» 1912 Внешне, по "сюжету", все в картине было предельно просто. Юноши, почти подростки, купают коней в пруду. Краски полотна ясные, яркие, и доминирует красный. Внешне все в картине спокойно, размеренно, даже статично. А зрителю передается состояние какой-то невысказанной тревоги… «Купанье красного коня» и в самом деле парадоксальная картина. Все в ней на контрастах, и именно их строгое взаимодействие создает ту внутреннюю напряженность, которая передается зрителю»






Акмеисты (от греческого слова «акме» цветущая пора, высшая степень чего-либо) призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намеков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями, пороками, злом и несправедливостью, демонстративно отказываясь от решения социальных проблем и утверждая принцип «искусство для искусства».




Русский авангард (От фр. «передовой».) Противоположность модерна и символизма. Характерны: -поиск новых форм и средств выражения, -разрыв с традициями прошлого, -эксперименты в области искусства. Его приверженцы – футуристы в поэзии и абстракционисты в живописи – пытались творить в стиле ожидаемого ими будущего.


Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадежно устарело. В своих крикливых и дерзко написанных манифестах они прославляли новую жизнь, развивающуюся под влиянием науки и технического прогресса, отвергая все, что было «до», заявляли о своем желании переделать мир, чему, с их точки зрения, в немалой степени должна содействовать поэзия. Футуристы стремились овеществить слово, связать его звучание непосредственно с тем предметом, которое оно обозначает. Это, по их мнению, должно было привести к реконструкции естественного и созданию нового, широко доступного языка, способного разрушить словесные преграды, разобщающие людей.


Афиша 1-го съезда футуристов. Футуристы уделяли внимание не содержанию, а форме поэтической конструкции. они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия - «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» «Облако в штанах». Футуризм объединил разные группировки, среди которых наиболее известными были: кубофутуристы (В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк, В. Хлебников), эгофутуристы (И. Северянин), группа «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.).







Василий Кандинский "Пестрый ансамбль" г Василий Кандинский "В черном квадрате" г


Казимир Малевич Чёрный квадрат. Казимир Малевич (вершина абстракционизма)


Красный квадрат» картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Отмечено, что «Красный квадрат», как и «Чёрный квадрат», обладает тем свойством, что площадь белого фона равна площади закрашенного квадрата. В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции».


Борис Михайлович Кустодиев Кустодиев, как всякий крупный художник, плохо умещается в "ячейки « художественных направлений. Он испытывал симпатию к тем или иным живописцам, участвовал в ряде художественных объединений, но, по большому счету, всегда шел своим путем. Старые передвижники обвиняли Кустодиева (ученика Репина!) в "лубочности" и "несерьезности». Авангардисты, напротив, пеняли ему на то, что он никак не может перерезать пуповину, связывавшую его с Репиным. Модернисты считали его безнадежно "прямолинейным«. Пролетарские художники называли "певцом купеческо-кулацкой среды". Кустодиев Б.М. Автопортрет на охоте Автопортрет на охоте.
36


Есенин Сергей Александрович Его стихи, рожденные фольклором, постепенно сами превратились в фольклор. Пришедший из рязанского села в петроградские литературные салоны, Есенин в салонного поэта не превратился. Страшась исчезновения милого его сердцу патриархального уклада, он называл себя "последним поэтом деревни". Есенин воспевал революцию, но иногда, по собственному признанию, не понимая, "куда несет нас рок событии", опускался в трюм кабака накреняющегося от бурь корабля революции.




Александр Николаевич Скрябин Русский композитор и пианист,композитор пианист одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Пытался воплотить в жизнь идеи соединения звука и света, предвосхитив тем самым появление современной светомузыки.



Фото Ф.Шаляпина 1898 г Федор Иванович Шаляпин. Этот певец проложил дорогу оперным и драматическим артистам, которые до того времени появлялись за границей. «Он должен быть признан за первого русского артиста…запевшего в Европе настоящую русскую музыку по русскому образцу». (театральный деятель В.А. Телятевский).


47. Русская культура конца XIX -начала XX века:

Культура России конца XIX - начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился период, который современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Точка зрения современных ученых связана с концепцией, сформулированной русским философом Бердяевым, писавшим о возрождении российской культуры в начале ХХ в. Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а упадок. Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.

Развитие образования В начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации, а также новые внешкольные формы образования. Большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы, были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, устраивали публичные лекции.

Экономические процессы рубежа веков сопровождались быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. В конце XIX-начале XX в. возрос уровень грамотности (в абсолютных цифрах в 2 раза). Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных и коммерческих училищ. Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие вне зависимости от социального статуса, материального положения и вероисповедания.

Развитие науки В связи с возросшими нуждами промышленности и армии быстро развивались естественные и технические науки. Углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль и определяли характер среднего и высшего образования. Так, в философии того периода отчетливо проявились две тенденции. Под воздействием революционных идей в работах социал-демократов Плеханова, Ульянова (Ленина) развивался философский материализм. Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления в творчестве Бердяева, Соловьева и др.

Историческая наука развивалась в трудах Ключевского, Платонова, Покровского и др. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология.

Литература и искусство В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века -критического реализма . Новые значительные произведения создал Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве Чехова.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX-XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм - все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами дало начало русскомусимволизму . Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил Брюсов. Другое направление -акмеизм явился реакцией на символизм. Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств. Отрицание традиционной культуры выразились в деятельности сторонников "искусства будущего" -футуристов (Северянин, Маяковский).

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

Кино. На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первоначально создавались документальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911г.- первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Особую известность приобрели фильмы режиссера Протазанова. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения Пушкина («Пиковая дама»), Достоевского («Бесы»), идейно-художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.

Живопись Усиление националистических настроений привели к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры. В российскойживописи , с одной стороны, сохранялись традиции академической школы, с другой стороны, возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (Бенуа, Сомов, Рерих). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители Малевич, Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Архитектура : Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения - банки, магазины, вокзалы. Расширился ассортимент строительных материалов - бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стилемодерн были возведены Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» и др. Особенностью этого стиля стала подчеркнутая функциональность построек, отрицалась симметрия.

В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. Щусев - Казанский вокзал). Постройки в стиленеоклассицизма : Киевский вокзал, здание почтамта - возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры

Музыка . Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры. Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Шаляпиным, Неждановой). Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны».

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Конец XIX - начало XX века - переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле казались теперь несостоятельными и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию. и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет русской культуры в тот период был беспрецедентным. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.

Наука

Россия на рубеже XIX - XX веков внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван "революцией в естествознании", так как сделанные в этот период научно-технические открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы, сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определяющих пути достижения этой цели.

В начале XX века в России появилось множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономических и т.д., объединяющих ученых, практиков, энтузиастов. Это общества не только были центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения.

Вступление России в новую эпоху сопровождалось поисками идеологии, способной не только объяснить происходившие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философской теорией в России начала XX века был марксизм. Он подкупал своей логичностью, кажущейся простотой, а главное - универсальностью. К тому же в России марксизм имел благодатную почву в лице революционной традиции русской интеллигенции и своеобразия русского национального характера с его жаждой справедливости и равенства, склонностью к мессианству.

Однако часть русской интеллигенции очень скоро разочаровалась в марксизме, в его безоговорочном признании первенства материальной жизни над духовной. А после революции 1905 года был подвергнут пересмотру революционный принцип переустройства общества.

Большое место в трудах русских философов Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина и др. занимала так называемая русская идея - проблема самобытности исторического пути России, своеобразие его духовной жизни, ее особое предназначение.

Литература

Неоднозначный характер русского общества начала XX века наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре Серебряного века. С одной стороны, в произведениях писателей сохраняются устойчивые традиции "критического реализма" XIX века. Ведущие позиции занимают корифеи - Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк. На смену им идут И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький. Вместе с тем все громче начинают звучать голоса иного поколения.

Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, вызванного, по их мнению, увлечением общества материалистическими воззрениями русской литературной критики. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевается настроение упадничества. Эти черты свойственны ранней поэзии К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова.

Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие "Серебряный век".

Оппонентами символистов выступали акмеисты. Основным критерием для оценки художественного творчества для акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус.

Вместе с тем русская художественная культура начала XX века испытала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Поэзия футуристов отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения. К поэтической конструкции.

Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" - В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский.

Изобразительное искусство

Прочные позиции удерживали представители русской академической школы и наследники передвижников. Но законодателем моды стал стиль, получивший название "модерн" Последователи этого направления объединились в творческом обществе "Мир искусства". Они считали, что искусство - это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний.

Представители другого общества - "Голубая роза" - были тесно связаны с поэтами-символистами, выступления которых являлось непременным атрибутом вернисажей.

Ряд крупнейших русских художников - В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов и др. - вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей.

Новые возможности открылись перед архитектурой. Это было связано с общим техническим прогрессом. Быстрый рост городов, их промышленное оснащение, развитие транспорта, перемены в общественной жизни постоянно требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и сотнях провинциальных городов строились вокзалы, магазины, рестораны, рынки, театры и банковские здания. Вместе с тем продолжалось традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Поэтому главной проблемой архитектуры стал поиск нового стиля. И так же как и в живописи, новое направление в архитектуре получило название "стиль модерн". Одной из особенностей этого направления стала стилизация русских архитектурны мотивов - так называемы неорусский стиль.

Музыка, театр, балет, кинематограф

Начало XX века - это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Танеева, С. Рахманинова. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов - Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова.

К началу XX века русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская балетная школа опиралась на академические традиции конца XIX века, на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. Петипа. Русская балетная школа начала XX века дала миру плеяду блестящих артистов - А. Павлову, Т. Карсавину, В. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры Серебряного века стали поиски нового театра. Они были связаны с именами выдающихся режиссеров - К. Станиславского, В. Мейерхольда, Е. Вахтангова.

Нэачало XX века - это время появления нового вида искусства - кинематографа. С 1903 года в России стали появляться первые кинотеатры. В России появляются деятели кинематографа с мировыми именами: режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов, А. Коонен и др.



ВВЕДЕНИЕ

Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, неизбежность близкого разрешения острого социального конфликта. Это состояние тревожного ожидания в среде российской интеллигенции сопровождалось напряженными идейно-нравственными исканиями, которые привнесли в обще­ственное и художественное сознание России совершенно уникальную атмосферу невиданного взлета научных и творческих достижений. Недаром в историю отечественной культуры предреволюционная эпоха вошла как Серебряный век - время духовного ренессанса.

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.

Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешения. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТЬ

На рубеже XX века бурный рост промышленного производства, основанного на новых технологиях, порождал потребность в развитии всей системы образования в России. Однако с конца 90-х гг. XIX века до 1913 г. уровень грамотности увеличился с 21 до 31%. Крестьянское население страны в основной массе оставалось неграмотным. В царствование Николая II правительство предпринимало шаги в расширении сети начального и среднего образования. Так, если в 1894 г. в России, насчитывалось до 32 тыс. начальных учебных заведений, то к 1915 г. их действо­вало уже около 124 тыс. Наиболее распространенными из них являлись сельские одноклассные и двухклассные земские училища с 3- и 5-летним сроком обучения, а также аналогичные по программе церковно-приходские учи­лища. В городах же действовали высшие начальные учи­лища. Наконец, общее среднее образование в империи давалось в 8-летних классических мужских и женских, гимназиях и прогимназиях с сокращенными по срокам и программе курсами по сравнению с гимназическими. Изменившиеся условия в экономике страны потребовали от царского правительства внесения коррективов в про­граммы обучения, как в гимназиях, так и в 7-классных реальных и технических училищах, в которых давалось техническое образование. С 1896 г. на средства торгово-промышленной буржуазии создавались частные коммерческие училища: к 1913 г. их число достигло 250.

Большую роль в ликвидации неграмотности, особен­но среди городского населения, сыграли различного рода внешкольные формы народного просвещения, из кото­рых, помимо воскресных школ, на рубеже веков получи­ли распространение рабочие курсы и «народные дома», создаваемые на частные средства. Наиболее яркими при­мерами могут служить Пречистенские рабочие курсы вла­делицы Тверской мануфактуры В. А. Морозовой (1897), Лиговский народный дом графини С. В. Паниной (1903) в Петербурге. С 1906 г. по инициативе передовой профессуры возникли народные университеты, наибольшую известность из них получил университет А. Л. Шанявского в Москве (1908).

В системе высшей школы царской России в предрево­люционную эпоху насчитывалось около 120 вузов, при­чем свыше 60 являлись государственными (в том числе 10 университетов и 15 инженерно-промышленных инсти­тутов). Остальные же были либо общественными, либо частными. Численность студентов на протяжении прав­ления Николая II постоянно росла: если в 90-х гг. XIX в. вузах училось около 35 тыс. человек, то к 1915 г. их уже насчитывалось свыше 125 тыс. Заметно менялся социальный состав студентов (меньше стало выходцев из дворянско-чиновничьих слоев и больше, купеческой и мещанско-крестьянской среды). К 1917 г. в России действовало более 20 высших технических и сельскохозяйственных учебных заведений. Дальнейшее развитие получило женское высшее образование: в стране было открыто около двух десятков частных высших женских курсов. Их выпускницы имели право сдавать государственные экзамены в университетах. В 1911г. основан Высший женский педагогический институт в С.-Петербурге. После первой российской революции властям пришлось вновь допустить некоторую либерализацию во внутреннем самоуправлении высшей школы: были разрешены выборы ректоров и деканов, а также легализована деятельность студенческих организаций. В начале XXв. отечественные деятели образования выдвинули программу социально-педагогических преобразований. Ее основные положения сформулированы В.И. Чарнолуским: демократизация общественного строя, демонополизация и децентрализация образования, широкое привлечение общественности и родителей к управлению образованием, развитие местного самоуправления, отделение школы от церкви и др. Эти идеи легли в основу многочисленных вариантов последующих образовательных реформ. В 1915-1916гг. под руководством министра народного просвещения Н.П.Игнатьева был подготовлен Проект реформы средней школы, устанавливавший единую среднюю общеобразовательную школу (гимназию) с 7-летним сроком обучения с приоритетом предметов естественного и математического циклов.

Большое значение в общественно-политической и культурной жизни России приобретала периодически печать. Ее освобождение от предварительной цензуры в период первой российской революции, а также широкое распространение коммерческих изданий способствовало резкому увеличению количества газет и журналов самых разных направлений. Так, если в конце XIX в. насчитывалось всего 105 газет, то в 1913 г. их выходило уже 1158 на 25 языках. Среди журналов особую популярность в начале века приобрели еженедельники. Наряду с выпускавшейся с 1870 г. А. Ф. Марксом иллюстрированной «Нивой» стал выходить знаменитый «Огонек» С. М. Проппера, появились такие литературно-художественные издания, как «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон», «Столица и усадьба» и др. Среди «толстых» журналов особым авторитетом пользовались либеральный «Вестник Европы», народнические «Русское богатство» и «Заветы», кадетский «Русская мысль», марксистские «Научное обозрение», «Мир божий» и «Просвещение». Огромную роль в распространении знаний и просвещении народных масс играли отечественные книгоиздатели А. С. Суворин и И.Д. Сытин, выпускавшие большими тиражами научные, художественные и дешевые популярные книги.

Образование в кон. XIX- нач. XX в. книжного рынка и формирование устойчивого спроса на отдельные виды литературы способствовали усилению концентрации капитала в книгоиздательском деле. Быстро росло число различных товариществ и обществ. К 1914 г. действовало 90 бумагоделательных, полиграфических и издательских акционерных компаний с общим капиталом 87,5 млн. руб. Таким образом, в России сложилась передовая издательская система, основанная на развитом предпринимательстве, которое было ориентировано на постоянный рост емкости книжного рынка. По объему выпуска книгоиздательской продукции Россия занимала 2-е место в мире, уступая лишь Германии.

В России в начале века широко велись фундаментальные и прикладные научные исследование. Достижения русских ученых обеспечивали потребности бурно развивавшегося народного хозяйства. Науч­ные изыскания никогда не подвергались каким-либо цензурным ограничениям, а постоянно расширявшиеся контакты русских ученых с зарубежными коллегами, стажировки в западноевропейских учебных центрах и публикации научных трудов способствовали развитию научной мысли. В результате в целом ряде областей - химии, физиологии, медицине, географии, авиастроении - русская наука выдвинулась на пере­довые рубежи.

Мировую славу принесло профессору Московского университета П. Н. Лебедеву открытие закона светово­го давления, благодаря которому была количественно подтверждена электромагнитная теория света, прояснен путь к пониманию взаимосвязи массы и энергии, значительно ускорена разработка теории относительно­сти, квантовой теории и астрофизики.

В области химии продолжали свою работу великие ученые, получившие мировое признание еще во второй половине XIX в.,- Д. И. Менделеев и Н. Н. Бекетов, один из основоположников физической химии. Ученик Менделеева и Бутлерова А. Е. Фаворский в начале века активно занимался исследованиями в области углеводо­родов высокой степени непредельности, создавая основы химии ненасыщенных соединений. Результаты его мно­гочисленных опытов позднее были использованы при раз­работке промышленного способа производства синтетического каучука и искусственных смол, и уже в 1910 г. талантливый русский химик, последователь Фаворского С. В. Лебедев впервые в мире получил образец синте­тического каучука.

Особой широтой научных и общественных интересов отличается в этот период деятельность В. И. Вернадского. Энциклопедист, универсальный мыслитель мирового масштаба, он стал основоположником генетической минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, на которой впоследствии базировалась его идея о ноосфере как сфере планетарного разума, возникающей под воздействием научной мысли. Вернадский стал одним из создателей антропокосмизма - системы, в которой сливаются в единое целое естественноисторическая (природная) и социально-гуманитарная (человеческая) тенденции развития.

В области точных наук мировое значение имели рабо­та русского ученого-математика Н.Е. Жуковского. Он заложил основы современного самолетостроения. По его проекту в 1902 г. была сооружена первая в Европе аэро­динамическая труба, а в 1904 г. в поселке Кучино под Москвой создан первый в мире Аэродинамический ин­ститут. Замечательных успехов добились в начале века талантливые русские изобретатели и конструкторы, работавшие в области авиации. В 1910 г. Б.Н. Юрьев сконструировал геликоптер (вертолет). В том же году Я. М. Гаккель спроектировал и построил самолет-биплан, показавший на испытаниях высокие летно-технические данные. Но должного применения на практике эти изобретения в то время не получили в основном из-за отсутствия государственной заинтересованности и соответственно финансовой поддержки.

Вдали от научных центров, в провинциальной Калуге, работал гениальный самоучка Константин Эдуардович Циолковский. Он получил мировую славу как ученый и изобретатель в области аэродинамике, разработав за шесть лет до создания в России аэродинамической трубы ее прототип для испытания своих моделей. В 1903г. К.Э. Циолковский опубликовал «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в котором была изложена его теория реактивного движения. В своих трудах, почти на десять лет опередивших аналогичные работы, появившиеся за границей, Циолковский гениально сформулировал важнейшие принципы, на основе которых впоследствии были осуществлены космические полеты.

К началу XXв. относятся важнейшие исследования русского ученого-естествоиспытателя И.П. Павлова, создавшего учение о высшей нервной деятельности и основавшего крупнейшую физиологическую школу современности. Огромным событием в научном мире стал его доклад об условных рефлексах на Международном конгрессе физиологов в Мадриде в 1903г. А в 1904г. за труды в области физиологии кровообращения и пищеварения Павлову была присуждена Нобелевская премия.