Областной театр в кузьминках гордеева. Художественный руководитель театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев: — Быть ближе к небесам


Московский областной государственный театр «Русский Балет» радует своим творчеством российскую и зарубежную публику уже более 30 лет. Свою творческую жизнь театр начал в 1984 году с небольшого ансамбля «Молодой балет», руководителем которого стал выдающийся танцовщик, премьер Большого театра, народный артист СССР Вячеслава Гордеева . Его талант и сценический опыт, незаурядный дар организатора преобразили ансамбль в перспективный высокопрофессиональный балетный коллектив, который впоследствии вырос в государственный театр «Русский Балет». В самом названии заложена основная миссия театра – популяризация русского классического балетного искусства, сохранение великого наследия русской классической школы.

Сегодня театр «Русский Балет» известен и любим ценителями танцевального искусства не только в Москве и в Московской области, но и в отдаленных регионах нашей страны. Большое внимание «Русский Балет» уделяет гастрольной деятельности за рубежом и видит в этом свой вклад в популяризацию русского балета и повышение престижа российской культуры в мире. Артисты театра «Русский балет» всегда желанные гости на самых престижных зарубежных сценических площадках. Публика с воодушевлением принимает труппу в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Ближнего Востока. Снискав всеобщее признание своим виртуозным мастерством,неповторимым почерком, высокой исполнительской культурой, театр открывает зрителю великолепие мира танца, приобщает к бессмертному духовному наследию отечественной и мировой культуры.

Мировое признание «Русскому балету» принесли не только шедевры классической хореографии, но и авторские работы Вячеслава Гордеева – самобытные, с безукоризненным вкусом постановки – от хореографических миниатюр до спектаклей разных жанров и стилей. Богатый востребованный репертуар на базе традиций русской классической балетной школы, интересные работы в современной хореографической стилистике, высокое качество исполнения – все это определило успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления театра на ведущих сценических площадках мира.

Большую часть репертуара театра занимает классическое наследие – это «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Золушка», «Коппелия», «Дон Кихот», «Шопениана», «Шехеразада», «Чиполлино». Значительную часть к репертуара составляют постановки Вячеслава Гордеева, удостоенного специального приза Мориса Бежара «Лучшему хореографу» и многих других наград.

Сегодня в труппу театра «Русский балет» входят более семидесяти танцовщиков. Среди них заслуженные артисты, участники и победители международных конкурсов балета. На сцене блистают Анна Щербакова, Юлия Звягина, Дмитрий Котермин, Максим Фомин, Владимир Минеев. Исполнительский состав ежегодно пополняется молодыми талантами – выпускниками лучших хореографических учебных заведений России. В труппе работают и проходят стажировку артисты из Японии, Италии, США.

Артистов театра «Русский балет» приглашают как в большие зарубежные турне, так и престижные Гала – концерты, где наряду с мировыми звездами они украшают своими выступлениями международный программы, поднимая авторитет российской культуры.

Английская газета «WesternMorningNews» отметила: «Редко кому выпадает удача лицезреть современный талант России в таком блеске». В Германии «Русский балет» стал обладателем «Золотого билета», свидетельствующего о более чем стотысячной аудитории, посетившей его спектакли только в ходе одного турне. Театр, названный английским изданием «TheJournal» - «витриной балетных талантов», был удостоен звания «Лучший балетный коллектив Европы», присвоенного Ассоциацией западноевропейских импресарио.

В России театр «Русский Балет» награжден престижной национальной премией имени Федора Волкова - основателя русского театра.

Гордеев!.. Материал журналиста Светланы Пановой о выдающемся представителе русского балета

Об авторе

Светлана Панова — журналист, член Союза журналистов России. Ещё студенткой журфака пришла на ТВ в передачу «Добрый вечер, Москва» , работала на первом канале, в конце 90-ых вела передачи из стран Скандинавии на «Радио России».Всегда помнит своё первое интервью на заводе имени Лихачёва с молодым рабочим, только что вернувшимся из Афганистана… Герои её сюжетов и публикаций — политики, артисты,чиновники, инженеры, рабочие, министры…Особенно любит жанр интервью.»Прежде чем рассказать о человеке, его надо понять»..)

Гордеев Вячеслав

Через несколько десятков лет в честь его имени назовут комету.

А пока маленький мальчик сидел перед экраном телевизора и смотрел на происходящее там широко распахнутыми глазами. Транслировали балет «Ромео и Джульетта» Чайковского. Танцевала Галина Уланова.

Это была даже не вспышка, а, скорее какая-то импрессия… И он влюбился в это действо, Навсегда,… И захотел быть там, на сцене.

Ибо можно долго готовиться, а дойти за один миг…

И это оказалось не просто блажью Сколько труда, мозолей, пота, преодоления всевозможных барьеров потребовалось, прежде чем западная пресса окрестит его «золотым мальчиком», в Германии публика поднимет машину, в которой он приедет, на руках, а Президент Америка Никсон в Овальном кабинете подарит ему золотые запонки на память …

Вячеслав Гордеев- народный артист СССР, легендарный солист Большого театра, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер, педагог…

А ведь «легенды» Большого могло бы и не быть. Если бы тогда, в далеком 1959, они с мамой прошли мимо объявления на дверях Московского хореографического училища « Проводим конкурс для особо одаренных детей 12 лет Отобранные будут учиться на артиста балета по ускоренной шестилетней программе». Мама поддержала, и они рискнули. Из шестисот детей выбрали троих… Мечта стала ближе, но предстояло испытание на выносливость.

Меня всегда интересовал вопрос, о чем думает танцовщик, когда крутит фуэте? Считает обороты? Или постоянно находится в образе? .

Слава Гордеев попал в училище на курс Пестова, блистательного и вдумчивого педагога. И - началось…

«Воспитывал» ноги. Цель: прыгнуть 1000 раз на бетонном полу. Босиком. А потом ещё 200 раз - со стула на пол… А рядом-Барышников, Годунов, Богатырев… График жесточайший.

«Подъём в 8.00. В 9.15. - у балетного станка. В 10..00 рубашка уже мокрая, снимал, приступал к «общему классу» .Затем - репетиция, вторая, третья… Первая его сцена - Кремлёвский дворец съездов, Слава Гордеев в роли пажа. Совсем рядом танцует Плисецкая.

«Я был долго оглоушен этим состоянием. Помню, долго ходил по Москве и спрашивал себя: «

Неужели это со мной?»».

И вот они, первые гастроли с училищем. .Париж и Лондон. Славе Гордееву доверили исполнить несколько номеров: па-де-де из Пламени Парижа» Астафьева, адажио из «Каменного цветка» Прокофьева и вариации Феникса из «Красного мака» Глиэра.

Уже с первых появлений на сцене и критика, и публика отмечает умение молодого артиста прорабатывать партию до мельчайших подробностей, до фанатизма. Поразила и особая, гордеевская пластика. Критика отмечала, что ему удалось раскрыть и показать всю красоту мужского танца на сцене.Его восемь раз вызывали на бис…»Золотой мальчик», любимец публики… Но какая-то стальная пружина внутри не давала возможности расслабиться Позвала не испортила.

На выпускном вечере в Хореографическом всем запомнился исполненный гопак на музыку Соловьёва-Седова из балета «Тарас Бульба». Его прочтение по-новому роли, строгая академичность поразили и преподавателей, и однокурсников. С самых первых шагов зарождалась эта уникальная вдумчивость в роль, желание (и умение) её развивать.

Вот и наступил волнующий момент распределения. Как одному из лучших, на выбор предложили три варианта. Гордеев выбирает Большой театр, условия кордебалета с маленькой зарплатой. Но счастье безмерное-вот Он-Большой! Великая сцена и великие мастера рядом!

Он будет танцевать в Большом театре с 1968 по 1989 год. Начнет с кордебалета, затем перейдёт к крупным ролям. Дебютом станет роль Арлекина в «Щелкунчике». Сразу же начали говорить о его строгом следовании классики. На сцене он был уверен, потрясающе красив и внутренне свободен.Манеру исполнения монотонно оттачивал в ходе изнуряющих репетиций в классах Большого театра. Учителями Гордеева были знаменитые Варламов и Мессерер.

Над каждой партией Гордеев работал напряженно, он следовал великим традициям русской сцены, привнося в каждую роль свой почерк, свою трактовку. Ведь в балете, как говорят сам артисты, важны и ноги, и голова одинаково. О нём вскоре заговорили как о виртуозном танцовщике. Только он мог делать такие упругие прыжки и четкие вращения. На гастролях искушенная западная публика Гордеева вызывала на бис по восемь раз! Он всегда танцевал так как дышал и жил…И российскому, и зарубежному зрителю навсегда запомнились спектакли с участием Гордеева: Альберт в «Жизели», Клавдио в « Любови за любовь», Икар в «Икаре», Ромэо в Ромео и Джульетте», Зигфрид в «Лебедином озере», заглавная партия в «Спартаке», Базиль в «Дон Кихоте»…

Замечателен был их дуэт с Надеждой Павловой, с которой он выступал на протяжении десяти лет, находясь в браке. Оба были великолепны, грациозны и изысканны на сцене! Они были молоды так же, как и их герои на сцене. .Они рассказывали о себе, искренне и трогательно… Они понимали друг друга…Когда перестали, каждый продолжил свой путь, хотя и после этого их творческое сотрудничество продолжалось: Гордеев поставил специально для Павловой несколько концертных номеров… Вообще, Судьба часто испытывала его на порядочность и верность своим принципам. На гастролях в Америке ему предлагали остаться в стране за очень дорогой контракт - не остался; руководя балетной труппой Большого театра, с честью выходил из множества сложных ситуаций- наверное, потому что всегда имел свой стержень Да и сегодня, когда он успешно руководит театром «Русский балет». Он все тот же Гордеев, счастливый в каждом деле. И верный себе А ведь во все времена в России это было очень сложно…

Его и сегодня с утра можно с утра застать у станка в балетном классе. «Легенда» наравне со своими подопечными, артистами театра

«Русский балет» работает, не делая себе скидок. .Блестящий опыт не заглушил эту Одержимость. Его театр любим и знаком всем-и российскому зрителю, и зарубежному. С восторгом принимаем и в российской глубинке, и за пределами России. И снова критика оценивает, а публика аплодирует. И снова новые планки.

А Гордеев завтра к 12 00 снова займёт своё место у станка. И рубашка будет мокрая…

Главный педагог-репетитор

Заслуженная артистка России

Вся творческая биография Коханчук О.В. связана с балетом. После завершения сценической карьеры она посвятила себя педагогической деятельности. Более 30 лет Ольга Васильевна работает в театре «Русский балет». Педагог-репетитор, опытный наставник, она опирается на богатейший личный сценический опыт, теоретические знания педагогики, полученные в Московском институте культуры, тонкую природную интуицию. Со своими подопечными она работает системно по хорошо отработанной методике, при этом такой же осмысленной работы требует от артистов и в технике танца, и в образном перевоплощении.Во многом благодаря ее педагогическому дару и профессиональному мастерству многие из артистов театра стали лауреатами и победителями престижных международных конкурсов и сделали блестящую творческую карьеру. Среди них не только российские артисты балета, но и танцовщики из Японии, Австралии, Монголии, начинавшие свой творческий путь в «Русском балете» и продолжившие свою карьеру в известных зарубежных труппах.

Педагог-репетитор

Заслуженный артист Азербайджана

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, профессор Российского университета театрального искусства – ГИТИС, лауреат конкурса артистов балета, лауреат конкурса хореографов.

помощник художественного руководителя-репетитор



Закончила бакинское государственное хореографическое училище. Работала в Бакинском академическом театре оперы и балета им. Ахундова.
В1989 года перешла в МОГТ "Русский балет" на позицию солистки.

В настоящее время занимается административной и репетиторской работой в театре "Русский балет"

педагог-репетитор

Лауреат международного конкурса.

Окончила Московское академическое хореографическое училище. Высшее педагогическое образование получила в Московской государственной академии хореографии. В театре «Русский балет» работает с 1991 года. Солистка, лауреат международного конкурса Масами Чино создавала яркие образы в балетах классического наследия, а также с успехом осваивала современную хореографию.

После завершения сценической карьеры стала педагогом-репетитором. Знания, огромный сценический опыт, умение найти контакт с молодым поколением артистов - все это лежит в основе её успешной педагогической деятельности.

Педагог-репетитор

Заслуженный артист России

Окончил Московское академическое хореографическое училище. Работал в Свердловском театре оперы и балета, в Московском государственном Детском музыкальном театре.
В театре «Русский балет» работает с 1991 года.

Обладая ярким актерским дарованием, создает рельефные, запоминающиеся образы Ротбарта («Лебединое озеро»), Феи Карабос («Спящая красавица»), Коппелиус («Коппелия»), Евнух («Шехеразада»), Гамаша («Дон Кихот»).

Большой театр России поздравил народного артиста СССР, художественного руководителя театра «Русский балет» Вячеслава Гордеева, посвятившего более четверти века главной сцене страны, с юбилеем. В честь знаменитого танцовщика звезды Большого исполнили «Баядерку» – один из его любимых балетов. На торжественной церемонии в Большом театре юбиляру вручили Почетную грамоту Президента Российской Федерации.

Перед спектаклем зрители увидели на большом экране исторической сцены отрывки из знаменитых балетов, где блистал выдающийся артист. «Оренбургская неделя» присоединяется к поздравлениям. И публикует интервью с Вячеславом Гордеевым , данное журналисту «ОН» по случаю 35-летия возглавляемого им Московского государственного театра «Русский балет» .

Вячеслав Гордеев – слава русского балета

Вячеслав Михайлович, как получилось, что вы — премьер Большого театра, танцевавший практически все ведущие партии репертуара, блистательно представляя русский балет на самых престижных сценах мира, на пике карьеры сделали невероятный пируэт — неожиданно для всех возглавили ансамбль «Классический балет» при Московской областной филармонии?

Это действительно произошло неожиданно. Я уже был народным артистом СССР. Женился на Надежде Павловой. Мы были очень востребованы. Колесили по всему миру. Наш дуэт называли «надеждой и славой русского балета». И тут мне предлагают возглавить ансамбль Ирины Викторовны Тихомирновой, которая тяжело заболела. Долго сомневался. Но, в конце концов, согласился: предложение возглавить творческий коллектив давало большую возможность для художественного самовыражения. Стал увеличивать труппу, в которой было всего16 человек, расширять репертуар. Когда на нашей афише появился спектакль «Лебединое озеро», мы стали именоваться Московским областным театром «Русский балет». Все эти годы театр удерживает заявленные позиции: на нашей сцене — практически весь русский репертуар. Если не полностью спектакль, то хотя бы фрагменты.

- Ваша афиша свидетельствует о том, что театр принял за основу классическую концепцию…

Действительно, в нашем репертуаре — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Коппелия», «Щелкунчик», «Жизель», «Дон Кихот» и другие жемчужины классического наследия. Однако, насыщая афишу «Русского балета» классическими спектаклями, позволяем себе дерзость экспериментов, поиск современных хореографических форм.

Ваш театр, имеющий подмосковную прописку, получил широкое международное признание. Гастроли в ФРГ, США, Италии, Испании, Франции, Великобритании, Португалии, Австрии, Ирландии, Швейцарии, Бельгии и других странах можно назвать триумфальными.

Самим себя хвалить не с руки, но наш театр назван журналом «Джорнэл» витриной балетных талантов, а Ассоциация западноевропейских импресарио удостоила нас звания «Лучший балетный коллектив Европы». Несколько городов Франции, США и Мексики избрали артистов «Русского балета» своими почетными гражданами. К наградам прибавился немецкий приз «За самую грандиозную постановку «Спящей красавицы». На данном этапе у нас действительно очень сильная труппа. Мы конкурируем с Большим и Мариинским театрами. А в Китае вообще считаемся первой труппой России.

В последнее время международная политическая ситуация изменилась. Вы почувствовали перемену в отношении западных зрителей к вашему театру?

– Нисколько! В Германии, например, вот уже три десятилетия нас встречают как старых друзей. Как и в прошлые годы – аншлаг и овации, несмотря ни на какие санкции.

– В вашем театре встал на крыло японский танцовщик Морихиро Ивата, снискавший славу «летающего японца», на вашей сцене дебютировал американец Джулиан Маккей. А ведь театр называется «Русский балет»…

Мы называемся «Русский балет», потому что привержены нашей великой классике, традициям, бережно сохраняем шедевры русского хореографического наследия, но двери театра открыты для всех талантливых исполнителей. Поэтому в нашей труппе вы можете увидеть артистов из Японии, Италии, Кореи, Монголии, Америки, Австралии.


«Коппелия»

- «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна», — писал поэт о балерине Истоминой. Искусство балета действительно полётно, как «пух из уст Эола». Но стремясь ввысь, артист балета всё же падает на землю.

Магия танца приходит на сцену рука об руку с тяжелым трудом. Балет жесток изнанкой. Он требует огромных жертвоприношений – невероятной трудоспособности, творческой дисциплины, преданности искусству. Вот сейчас мои артисты придут на класс, и мы начнём заниматься – несколько часов, до седьмого пота. Одежду можно будет буквально выжимать.

- И всё-таки люди влюбляются в балет, посвящая ему жизнь, как это сделали вы. Как начался ваш роман с балетом?

Однажды посмотрел по телевизору «Ромео и Джульетту» с Галиной Улановой. И попросил маму записать меня в секцию хореографии Тушинского Дворца культуры. Хотя был обычным мальчиком и любил бегать с друзьями во дворе. После четвёртого класса собрался поступать в суворовское училище. Документы были готовы. Меня по-военному коротко подстригли. Мы с мамой шли по Пушечной улице из «Детского мира», куда заглянули за покупками, и увидели объявление хореографического училища о дополнительном наборе в группу для особо одарённых детей. Я уговорил маму пойти туда. Мы сдали документы и стали ждать своей очереди. Желающих было 600 человек. А взяли троих. Так я попал в хореографическое училище. Ну а дальше всё уже зависело от моей природы и меня самого. С детства я был упёртым и занимался практически всеми видами спорта. Был готов к любым нагрузкам. Оставался после занятий и до 9 вечера занимался балетной подготовкой. Кто-то из педагогов сказал, что от водяного массажа худеют ноги. И я начал себя «сушить». По часу массировал каждую ногу в душевой. Или, например, прыгал со стула на стул. Норма – 1000 прыжков. Я измерял всё сотнями и тысячами. Это сейчас сократился до десятков. Когда с мамой ездил в Евпаторию, ставил перед собой задачу проплыть два-три километра. И в течение дня эту дистанцию преодолевал. Для того чтобы подрасти, а я думал, что от моркови растут, поставил перед собой задачу — каждый день съедать по два килограмма моркови. И ел — до боли в челюстях. Вроде бы глупость, но на самом деле – невероятная целеустремлённость. Хотел победить.

- Наш балет всегда был впереди планеты всей. На каком месте он находится сейчас?

Вчера я встречался с Еленой Анатольевной Чайковской, которая воспитывает чемпионов по фигурному катанию. Она тоже преподаёт в ГИТИСе, где я заведую кафедрой хореографии. Мы разговаривали о том, что утратили свои позиции в спорте, в фигурном катании в частности, где тоже были впереди планеты всей. Всё потому, что не было поддержки на государственном уровне. В итоге нас стали оттеснять. Такая же ситуация сейчас в балете. Государство выделяет деньги практически только Большому и Мариинскому театрам. Ну, может, ещё Новосибирскому и Екатеринбургскому. Господдержка крупных театров — это хорошо. Но не они делают балет в нашей стране. Да, они хорошие. Но не они создают общую картину! Русский балет на свои вершины поднимался с низов — от народа. Раньше ездили по городам и собирали самых талантливых людей. И сейчас нужно собирать. Либо это будут дети, которых надо учить балету, либо балетмейстеры, которых надо учить ставить балеты. Правильно говорят: талантам надо помогать. У кого-то больше жизненных сил, они сумеют добиться цели. А некоторые талантливые люди так и будут прозябать где-то, и мы их никогда не увидим. И это ужасно. Из-за недостатка внимания к балету многие уехали за сладкой жизнью на Запад. В ведущих театрах Европы художественные руководители в основном — наши соотечественники. Многие возглавляют балетные школы в Германии, Австрии, Великобритании.

- И всё-таки в классике мы по-прежнему лучшие…

Лучшие. Но нас ругают за то, что современный балет у нас не так продвинут, как на Западе. Искусство балета, я напомню тем, кто не знает или забыл, – это прекрасное искусство. Это красота человеческого тела. Вообще, красота. Недаром артистов балета подняли на пальцы. Чтобы они приближались к небесам. Современный балет, в основном, — на коленях или лёжа на полу. Наше классическое искусство – светлое. Мы шли от сказки, чтобы сделать жизнь красивой. Современные западные балетмейстеры на сцену выносят быт, вплоть до унитазов. Я не против, пусть они высказываются в этом направлении. Но величие нашего балета не в современном танце, а в классике.

Вы очень много делаете для продвижения и популяризации балета. Создали благотворительный фонд, приобщающий детей к искусству балета, на своём участке земли в Подмосковье начали строить школу балетного танца.

Я всегда мечтал открыть свою балетную школу. Ведь накоплен огромный сценический и жизненный опыт. И именно теперь, понимая, что особой помощи ждать неоткуда, приступил к строительству. Думаю, что школа станет не просто образовательным учебным заведением, а духовным и культурным центром региона.