Готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические. Тест на тему: Тесты по педагогическому мастерству. Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования

ГОУ СПО «Саратовский областной колледж культуры

ПЕДАГОГИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Учебное пособие для студентов

2008
Курс «Педагогика» преследует несколько целей. Первая из них - знакомство с современной теорией и практикой педагогики. Вторая - освоение методов обучения и воспитания, новых идей, форм обучения и развития личности.

Используя пособие, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины.

Структура изложения материала в виде вопросов и ответов позволит быстро и легко подготовиться к экзамену.

Предмет и задачи педагогики

Что такое педагогика?

В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель» (грсч.). Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. В середине XX века стало ясно, что в педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Педагогика - это наука о воспитании человека.

Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

Главной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Функция педагогики - познать законы воспитания, образования и обучения людей и па этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Предмет педагогики - это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики : многовековой, практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; мировая практика воспитания; данные специальных исследований; опыт педагогов-новаторов.

Что такое воспитание?

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы .

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных организаций с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого

с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитатель-ных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы , направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Что называется обучением?

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых. Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества результат познания объективной действительности.

Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта, приобретенных навыков.

Навыки компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - впитываем, воспитывая - обучаем.

Что такое образование?

Образование - это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.

Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие».

Формирование - процесс становления человека как социального существа иод воздействием всех факторов - экологических, социальных, экономических и т. д.

Развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Какие науки входят в систему педагогических наук?

Философия - фундамент педагогики и, в частности та её часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.

История педагогики - исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.

Общая педагогика - базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждений всех типов. Общая педагогика содержит четыре раздела:

Общие основы;

Дидактику (теория обучения);

Теорию воспитания;

Школоведение.

Возрастная педагогика - изучает закономерности воспитания человека внутри определенных возрастных групп.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека.

Психология изучает закономерности развития психики человека. Очевидны связи педагогики с историей и литературой, медициной, экономикой и т. д.

Методы педагогических исследований

С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные.

Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственный методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

Характерная черта педагогических процессов - неоднозначность их протекания. Неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования.

Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен.

В педагогических процессах участвуют люди всех возрастов. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы, проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых.

Конечная цель любого педагогического исследования – установление закономерностей.

Какие существуют традиционно-педагогические методы?

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Оно должно быть:

· длительным;

· систематическим;

· разносторонним;

· объективным;

· массовым.

Однако наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта - это организованная познавательная деятельность , направленная на установление исторических связей воспитания, выявление общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Его называют ещё историческим. В узком смысле под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов.

Изучение продуктов ученического творчества он поможет выявить особенности учеников, их наклонности и интересы, отношение к делу, мотивы деятельности и т. д.

Беседы - в них выявляется отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа отличается целенаправленностью. Разновидностью беседы является интервью.

Какие бывают педагогические эксперименты"."

Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Что такое педагогическое тестирование?

Тестирование - это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое строго в контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Оно отличается точностью, простотой, доступностью.

Какие существуют методы изучения коллективных явлений?

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами

В педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа; закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие, указывать фамилию испытуемого и анонимные и т. д.

Широко используется социометрический метод, позволяющий анализировать внутриколлективные отношения.

Какие используются количественные методы в педагогике?

Статистический метод.

Регистрация.

Современное средство педагогического исследование - моделирование. Это мысленно представленная система, которая адекватно отображает предмет исследования. Изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте.

Общие закономерности развития.

В чем заключается процесс развития личности?

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильною вклада, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования духовных характеристик личности.

Исследования позволили выявить общую закономерность: развитие человека обусловлено внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия - это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека.

Какую роль играет наследственность в развитии человека?

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития обусловлены совместным взаимодействием трех генеральных факторов - наследственности, среды и воспитания. Природное (биологическое) в человеке - это то, что связывает его с предками, а через них - со всем живым миром.

Отражение биологического - наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем - наследования интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Как среда влияет на развитие личности?

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Среда - реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. В понятие социальная среда входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений и т. д. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья.

Каждый человек развивается по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. К какому результату приведет их взаимодействие, зависит от многих случайных факторов.

Как влияет на развитие личности воспитание?

Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную_ личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессмысленности до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Одна из главных задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии со способностями и возможностями человека.

Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие.

Как влияет деятельность на развитие личности?

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Основные виды деятельности детей и подростков - игра, обучение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая и т. д.

Деятельность может быть активной и пассивной.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник -потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Активность самого человека - непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха.

Возрастные и индивидуальные особенности развития.

Что такое возрастая периодизация?

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные - только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область.

Для педагогики наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.

Какие виды периодизации приняты в современной науке?

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая:

1. период новорожденности (до 6 недель жизни)

2. грудной период (до 1 года)

3. ползунковый период (1-3 года)

4. дошкольный возраст (3-6 лет)

5. школьный возраст (6-11 лет)

6. юношеский период (15-20 лет)

Педагогическая:

1. младенчество(1 год жизни)

2. преддошкольный возраст (1-3 года)

3. дошкольный возраст (3- года)

· младший дошкольный (3-4 года)

· средний дошкольный (4-5 лет)

· старший дошкольный (5-6 лет)

4. младший школьный возраст (6-10 лет)

6. старший школьный возраст (15-18 лег)

Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, с другой. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов.

В чем сущность закона неравномерности развития?

Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется; физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды - быстрее, в другие - медленнее; каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей:

Между возрастом человека и темпом духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется; духовное развитие людей протекает неравномерно. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный характер; существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств; по мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность.

Какие периоды называются сензитивными?

Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными .

Причины сензитивности - неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств.

Большое значение имеет приобретаемый в процессе социализации опыт.

Что такое индивидуальные особенности?

Особенное в человеке называется индивидуальным , а личность с ярко выраженным особенным индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях, возникновение которых связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, способности, темперамент, характер личности.

Педагогический процесс.

Что такое педагогический процесс?

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития па основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Что представляет собой педагогический процесс как система?

Педагогический процесс - система, в которой воедино слиты процессы формирования, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Структуру системы представляют выделенные по принятому критерию элементы, а также связи между ними. Понимание связей важнее всего, ибо только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса.

Какие выделяют компоненты педагогического процесса?

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс - педагоги, воспитуемые, условия воспитания.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Почему педагогический процесс рассматривается как трудовой?

Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие.

Предмет педагогического труда - формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом.

Средства труда - это то, что человек помещает между собой и предметом труда.

Чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключать воспитанников, способы сотрудничества с ними. Это духовные средства труда.

Что означает целостность педагогического процесса?

Педагогический процесс внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.

Целостность - главная характеристика педагогического процесса, подчеркивающая подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие.

Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитании осуществляет не только воспитательную функцию, но и развивающую и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Какие существуют закономерности педагогического процесса?

В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные и повторяющиеся связи.

Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются:

1. закономерность динамики педагогического процесса. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постоянный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;

2. закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темны и достигнутый уровень развития личности зависит:

· от наследственности

· воспитательной среды;

· применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. закономерность управления учебно-воспитательным процессом;

4. закономерность стимулирования.

Продуктивность педагогического процесса зависит:

1. от действия внутренних стимулов (мотивов) деятельности;

2. интенсивности, характера и своевременностей внешних стимулов;

5. закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Зависит:

· от качества педагогической деятельности

· качества собственно учебно-воспитательной деятельности воспитуемых;

6. закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят:

· от потребностей общества и личности,

· возможностей общества;

· условий протекания процесса.

Какие выделяют этапы педагогического процесса?

В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы - это последовательность развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:

· целеполагание;

· диагностика условий;

· прогнозирование достижений;

Основной этап осуществление педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

· постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

· взаимодействие педагогов и учеников ",

· использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса,

· создание благоприятных условий ,

· осуществления мер стимулирования,

· обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Этап анализа достигнутых результатов нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, учесть неэффективные моменты.

Дидактика как наука

Процесс обучение

Что называется дидактикой?

Дидактика - это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.

Какие существуют основные категории дидактики?

1. преподавание - деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний,

2. учение - процесс, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности;

3. обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели;

4. образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков;

5. знания - совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом;

6. умения - овладения способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике;

7. навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства;

8. цель - то, к чему стремится обучение;

10. форма - способ существования учебного процесса;

11 .метод - путь достижения цели и задач обучения;

12. средство - предметная поддержка учебного процесса.

Что такое процесс обучения?

Процесс обучения - это дидактический процесс.

Процесс обучения это социальный процесс, который зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, процесс обучения можно назвать процессом передачи накопленного опыта общества подрастающему поколению.

Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека.

Ведь общество для того и познает мир, чтобы совершенствовать практическую деятельность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых - знаний, т. е. способами познания мира. И самое главное - общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям.

Процесс обучения - это организованное взаимодействие учащихся и преподавателей для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, умениями, навыками, развитию способностей, выработке взглядов.

Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность обучающихся).

Процесс обучения (но):

ДП= М + Аф + Ау, где ДП -дидактический процесс;

М - мотивация уч-ся к учению;

Аф - алгоритм функционирования уч-ся в учебно-познавательном
процессе ,

Ау - алгоритм управления преподавателем учебно-познавательным
процессом.

Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет функции: образовательную, развивающую, воспитывающую. Они выступают в единстве, комплексно.

Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков, в усвоении учащимися видов деятельности.

Воспитательная функция, состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения.

Развивающая функция состоит в развитии у детей психомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы личности.

Что такое содержание образования?

Цели образования - один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа требований общества образованию граждан. Однако при построении педагогической системы цели конкретизирую гея на основе психолого-дидактических знаний. Цели образования конкретизируются в следующих задачах:

· обеспечение необходимого уровня усвоения знаний, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшей жизни;

· развитие интересов, способностей, мышления, воображения, памяти, познавательных и практических умений"

· формирование мировоззрения, нравственных, эстетических качеств;

· формирование способностей к самообразованию и совершенствованию.

Какие существуют принципы формирования содержания?

Существуют следующие принципы формирования образования:

Гуманистичности, обеспечивающий приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, научности, проявляющийся в соответствии предлагаемых для обучения знаний достижениям научного и культурного прогресса; последовательности, заключающийся в планировании содержания; систематичности, предполагающий рассмотрение изучаемых знаний в системе; связи с жизнью как средство подкрепления образования реальной практикой; соответствия возрастным возможностям; доступности.

Урок как форма обучения.

В чем заключается сущность и особенность урока?

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап) учебного процесса.

К уроку предъявляются определенные требования. Среди общих требований выделяются следующие:

Построение на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; реализация всех дидактических принципов и правил; обеспечение условий для познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей, потребностей; опора на достигнутый уровень развития учащихся; формирование практически необходимых знаний, умений, навыков; логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

Какие существуют цели уроков?

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим требованиям относятся:

· определение образовательных задач каждого урока,

· сочетание разнообразных видов, форм, методов;

· творческий подход к уроку.

Воспитательные требования:

· формирование и постановка достижимых воспитательных целей;

· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности;

· соблюдение требований педагогического такта.

Развивающие требования:

· формирование у учащихся положительной мотивации к учебе, интересов, творческой инициативы,

· учет уровня развития учащихся, их психологических способностей, проектирования «зоны ближайшего развития»,

· стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии. Кроме перечисленных требований выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, санитарно-гигиенические и т. д.

Как осуществляется подготовка к уроку?

Технология подготовки к уроку может быть следующей:

Изучение учебной программы и тематического плана; определение методической особенности темы; определение характера изложения учебного материала; подготовка психолого-педагогической диагностики особенностей и возможностей учащихся; выбор дидактических средств для реализации учебной деятельности учащихся.

При этом формируется несколько моделей урока:

    целевая - обоснуется постановка дидактических, воспитательных и развивающих задач обучения; реальность выполнения цели; связь цели данного урока с целью и задачами предыдущих и последующих уроков; мотивация учебной деятельности учащихся; содержательная -- соответствие содержания урока требованиям программы, распределение содержания на части, закопченные в смысловом отношении; методическая - выбор и реализация средств, приемов, методов обучения и форм организации учебного занятия; формирование познавательных интересов; осуществление индивидуального подхода к учащимся; создание на уроке ситуации успеха, процессуальная - выбор типа и вида урока, структура урока, ее особенности, логическая последовательность и чередование видов учебной деятельности, четкость организации урока, рациональное использование времени; эмоционально-интеллектуальная - образность, эмоциональность изучаемого материала, мимика, жесты, контакт с учащимися, выразительность, грамотность речи, санитарно-гигиеническое состояние комнаты, внешний вид.

Принципы и правила обучения.

Что такое принципы дидактики?

Процесс обучения это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами.

Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения.

Принципы обучения - это историческая и одновременно социальная категория. Они совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем.

Впервые принципы обучения были сформулированы чешским ученым.

В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются. Они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания.

Что такое правила обучения?

Из принципов обучения вытекают правила обучения, отражающие более частные положения одного и того же принципа, т. е. каждый дидактический принцип имеет свои конкретные правила реализации. Правила - это те положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа.

— это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

  • Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
  • Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
  • Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.

Признаки процесса обучения

Процесс обучения — это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием.

Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта . Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т. е. способами познания мира.

Признаки процесса обучения:
  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность учителей и учащихся;
  • руководство со стороны учителя;
  • специальная планомерная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  • управление развитием и воспитанием учащихся.

Приемы и методы обучения, их классификация

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

Традиционная классификация методов обучения включает:

  • словесные методы обучения (или методы устного изложения материала);
  • наглядные;
  • практические.
Словестные методы обучения:
  • работа с учебником (печатное слово).

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником , книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы.

Применение познавательных игр и программное обучение

Познавательные игры — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.

Главное назначение этого метода — стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Среди таких игр — разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами. В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры, т. е. способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему.

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

Методы программированного обучения направлены на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. Применяемые в программном обучении методы можно разделить на:

  • методы предъявления информации;
  • методы выполнения программированных заданий;

1.2. Знания, умения и навыки – основные компоненты в структуре профессиональных качеств педагога

Психолого-педагогические и специальные (по тому или иному предмету) знания – важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя.

Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки, это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Так как многие теоретико-практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.

Знания: теории и методики воспитания, содержания учебных предметов и методики его преподавания, психолого-педагогические, анатомо - физиолого-гигиенические, методики работы, содержания методов работы с родителями и общественностью, необходимые знания в области политики, истории, краеведения, литературы и искусства, морали, этики, эстетики, атеизма, права, техники и культуры.

Умения – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки – это компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Умения и навыки:

Организаторские: выявлять и организовывать актов класса, управлять им организовывать различные виды коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, развивать их активность. Осуществлять педагогическое руководство пионерской работой в классе. Организовывать работу с родителями и общественностью.

Конструктивные: планировать воспитательную работу, отбирать целесообразные виды деятельности. Планировать систему перспективных линий в развитии коллектива и отдельной личности. Осуществлять индивидуальную программу воспитания каждого ученика в условиях коллектива. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом психолого-физических и возрастных особенностей.

Коммуникативные: устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, родителями, учителями. Регулировать внутриколлективные и межколлективные отношения. Располагать к себе учащихся, родителей находить нужные формы общения. Предвидеть результат педагогического воздействия на отношения с учащимися.

Исследовательские: изучать индивидуальные особенности учащихся и коллектива. Критически оценивать свой опыт, результаты своей деятельности. Осознанно совершенствовать педагогическое мастерство, самообразование и самовоспитание. Использовать в работе психолого-педагогические исследования, передовой школьный опыт.

Творческие: рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, выразительно читать, массово-затейнические, спортивно-туристические (6,с.66-70).

В.А.Сластенин все педагогические умения объединяет в четыре группы:

    умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, т.е. изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач;

    умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации);

    умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие.

    умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, т.е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя, а также определять следующий комплекс приоритетных педагогических задач (10,с.42).

Что представляет собой содержание теоретической готовности учителя, педагога? Она проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.

Аналитические умения представлены такими частными умениями, как:

    анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т. д.);

    осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целыми и во взаимодействии с другими элементами;

    находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;

    правильно диагностировать педагогическое явление;

    формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.

Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя (который является субъектом управления) цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Оно выводит на правильное управление учебно-воспитательным процессом.

В состав прогностических умений педагога входят:

    формулировка диагностируемых образовательных целей и задач;

    отбор методов их достижения;

    предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления;

    мысленная проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса;

    предварительная оценка затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса;

    конструирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса (10,с.69-70).

Проективные умения могут реализовываться при разработке проекта образовательного процесса. Они включают умения:

    вычленять поле образовательных проблем;

    обосновать способы их поэтапной реализации;

    планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности;

    определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников; определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них;

    планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей;

    отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата;

    планировать системы приемов, направленных на стимулирование активности школьников и сдерживание негативных проявлений в их поведении;

    планировать развитие воспитательной среды и связей школы с родителями и общественностью (10,с.73).

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя.

Рефлексия может пониматься как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных учительских действий.

К группе общепедагогических организаторских умений относят мобилизационные, информационно – дидактические, развивающие и ориентационные.

Мобилизационные умения – это умения учителя:

    привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению;

    формировать потребности в знаниях;

    формировать учебные навыки и обучать приемам научной организации учебной деятельности;

    формировать у учащихся активное, творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций;

    разумно использовать методы поощрения и наказания, создавать атмосферу сопереживания и другие (16,с.45-47).

Информационно – дидактические умения – умения, связанные не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.

Развивающие умения предполагают:

    определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;

    создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся;

    стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (от частного к общему, от вида к роду, от предпосылки к следствию, от конкретного к абстрактному) и функциональных (от причины к следствию, от цели к средству, от качества к количеству, от действия к результату) отношений;

    постановку вопросов, требующих применения ранее усвоенных знаний;

    индивидуальный подход к учащимся.

Ориентационные умения учителя связаны с формированием морально - ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения; с формированием устойчивого интереса к учебной деятельности, науки, производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; с организацией совместной творческой деятельности в целях развития социально значимых качеств личности.

Коммуникативные умения учителя - это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений педагогического (вербального) общения и умений и навыков педагогической техники (11, с.72).

Перцептивные умения учителя – это умения, которые проявляются на начальном этапе общения, умения понимать других людей (учащихся, учителей, родителей). Для реализации этих умений на практике необходимо знания ценностных ориентаций другого человека, которое находят выражения в его идеалах, потребностях, интересах, в уровне притязаний.

Таким образом, выше перечисленные умения могут стать предпосылками успешного педагогического общения на всех этапах педагогического процесса в будущем. и саморазвитию профессионально значимых качеств личности учителя технологии и... в интересах психолого-педагогической подготовки исследования педагогов (В.К. Бахтин, А.М. Князев, М.Ф. Овчар, В.В. Хрипко и...

  • Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов

    Реферат >> Социология

    Нежели на формирование его профессионально -значимых личностных характеристик. ... как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов . На современном... с самых первых шагов формирования профессиональных качеств , т.к. по отношению ко...

  • Формирования профессиональных интересов будущих специалистов

    Реферат >> Педагогика

    На формирование профессионального интереса будущих педагогов профессионального образования. 2.2. Рекомендации, направленные на формирование профессионального интереса у будущих педагогов профессионального образования...

  • Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования

    Курсовая работа >> Социология

    ... качества профессиональной подготовки социальных педагогов . Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога , изучению структуре и путей формирования его профессиональной ...

  • Основу обучения составляют знания ,умения ,навыки .

    Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

    Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

    Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

    В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.

    Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений:

    ✓ преподавания;

    ✓ учения.

    В процессе обучения учащиеся усваивают определенные стороны общественно-исторического опыта человечества: идеологию, политику, науку, мораль, труд, литературу и искусство, общую и физическую культуру.

    Обучение закладывает основы всестороннего, гармонического развития личности.

    Обучение как совместная деятельность учителя и учащихся подразделяется на два взаимосвязанных процесса:

    ✓ преподавание как деятельность учителя;

    ✓ учение как деятельность ученика.

    Учитель представляет интересы общества, он обязан научить и воспитать школьников в соответствии с целями и задачами образования. Учитель как бы несет в себе ту часть опыта человечества, которую должен освоить ученик.

    Преподавание слагается из нескольких сторон: знания учителем своего предмета, умения организовать учебно-воспитательный процесс, знания современных методов обучения, глубокого понимания умственного развития ученика, его познавательных возможностей, знания путей формирования личностных качеств учащихся.

    Учение - активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы ученика, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.

    Преподавание и учение - две стороны единого учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя осуществлять преподавательскую деятельность, не думая об учащихся, не ориентируясь на их активность, развитие, возможности, знания и умения.

    Обучение как для учащихся, так и для учителя является одним из видов познания окружающего мира. Обучение как вид познавательной деятельности - исходный, наиболее существенный признак, от которого зависит характеристика всей учебной деятельности. В этом - его сущность.

    Теория познания диалектического материализма, которая раскрывает диалектику процесса познания, движение мысли от одного этапа к другому, является методологической, философской основой процесса обучения. В характеристике процесса обучения нельзя не исходить из общих закономерностей познания человеком окружающего мира.

    Познание человека проходитряд этапов :

    ✓ вначале чувственное познание, которое приводит к многообразию представлений об окружающих ребенка природных и социальных явлениях, событиях, предметах. Чем более систематизированы и обобщены эти чувственные образы, тем более ребенок подготовлен к школе. Его обучаемость с точки зрения возможностей познания выше. Однако в системе чувственного познания ребенок не отражает закономерностей окружающего мира;

    ✓ второй этап - абстрактное познание, овладение системой понятий. Здесь необходимо школьное обучение. Познавательная деятельность ученика становится односторонней. Он изучает определенные стороны окружающего мира через содержание учебных предметов. Если при конкретном, чувственном познании в сознании ребенка встает образная картина, то абстрактное познание ведет к понятиям, правилам, теоремам, доказательствам. Конкретное и абстрактное в познавательной деятельности школьников выступают как противоречивые силы и создают различные тенденции в умственном развитии;

    ✓ высший этап познания, когда на основе высокоразвитого абстрактного мышления формируется обобщенное представление об окружающем мире, ведущее к формированию взглядов, убеждений, мировоззрения. Обучение значительно ускоряет темпы индивидуального психического развития ученика. Ребенок развивается с момента рождения. До поступления в школу ведущей деятельностью являются игра и бытовой труд. В жизни дошкольника встречаются элементы учебной деятельности, однако они принципиально не изменяют сложившегося хода психического развития.

    Обучение в школе вводит ребенка в мир научных знаний, понятий, закономерностей. Ученик за короткий промежуток времени узнает то, что в истории человечества познается в течение веков. В процессе обучения целью познания является учебный материал, усвоение которого составляет конечный результат учебной деятельности. Реальная окружающая действительность, предметы, явления, свойства являются средством усвоения учебного материала.

    24 функции обучения

    Выступая как составная часть целостного педагогического процесса. обучение несет в себе признаки всех остальных его подструктур. Связь части - обучения, и целого - педагогического процесса, выражается через такое понятие как функции. Функции обучения призваны раскрыть те воздействия, которые оказывает обучение на различные стороны процесса формирования целостной личности. Как правило выделяют три основные педагогические функции процесса обучения - образовательную, воспитательную, развивающую. При этомобразовательная функция связана с расширением объема сознания личности, развивающая - с усложнением структуры сознания, воспитательная - с формированием отношений личности.

    Образовательная функция выражает то влияние, которое процесс обучения оказывает на формирование сознания и выражается в овладении учащимися знаниями, умениями, навыками и их использовании на практике. В силу этого необходимо обратиться к раскрытию этих понятий.

    Знание (в педагогике) можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.). В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Реализация образовательной функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего.

    Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение.

    В этом случае навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

    Конечным результатом реализации образовательной функции является достижение действенности знаний, выражающейся в сознательном оперировании ими, в способности привлекать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

    Воспитательная функция раскрывает ту степень влияния, которое обучение оказывает на процесс развития социальных и межличностных отношений школьника. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Тем более что формирование личности невозможно без усвоения определенных представлений о морали, праве, политике и др. Поэтому воспитательная функция органически вытекает из самого содержания. форм и методов обучения.

    Вместе с тем ее реализация предполагает осуществление и ряда специальных мер, направленных на организацию процесса взаимодействия учителя и учеников. В этом случае не первый план выходят методы и средства организации внутригруппового взаимодействия школьников, направленного на решение учебных задач. При этом наряду с предметным результатом деятельности появляются предпосылки для изменения системы отношений школьника к делу, к товарищам, к себе.

    Реализация воспитательной функции предполагает соблюдение ряда условий как при отборе содержания образования, таки при организации его усвоения. При этом педагогу требуется исходить из правильно понятых задач воспитания как на уровне общества в целом, так и с учетом специфики развития конкретного детского коллектива. Важнейшим аспектом осуществления воспитательной функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, во многом определяющих успешность всего процесса обучения.

    Развивающая функция раскрывает связь процесса обучения со структурными изменениями психики в процессе обучения. При этом необходимо напомнить, что процесс развития психики качественно отличается от простого накопления количественных изменений. Развитие связано с самодвижением психики и выражается в изменении самой структурной организации психической жизни человека. Одним из основных факторов структурной перестройки психики выступает социальная ситуация развития. Этот аспект развития более детально изучается в возрастной психологии.

    В педагогике основное внимание уделяется развитию как следствию педагогического воздействия. Процесс обучения также представляет собой определенную социальную ситуацию. Ее трансформации на протяжении всего периода обучения способны вызвать к жизни как возникновение новых структурных элементов, так и переструктурирование имеющихся образований. Поэтому обучение объективно представляет собой фактор воздействия, способный обеспечивать развитие психики обучаемых.

    Вместе с тем эффективность развивающего воздействия во многом зависит от структуры и содержания тех процессов, которые реализуются в ходе обучения. В контексте так называемого «традиционного обучения» развитие рассматривается как качественное совершенствование одной или нескольких психических функций. Как правило основное внимание уделяется развитию речи и мышления, поскольку именно с совершенствованием вербально-логических процессов связывают перспективы общего развития школьника. Однако это сужающее понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующей структурной перестройке сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий аспект обучения предполагает реализацию развития личности как целостной системы.

    .№ 25 структура процесса обучения

    Традиционно обучение характеризуется дидактами как специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. По своей структуре обучение есть единство деятельности обучающего (учителя) и учащегося. Учитель и ученик являются субъектами учебного процесса.

    Процесс обучения = Преподавание + Учение

    Преподавание - управление учебной деятельностью учащихся, помощь им в усвоении знаний, формировании умений и навыков Учение - деятельность учащихся, направленная на усвоение системы знаний, способов мышления, приобретение умений и навыков

    Деятельность ученика в процессе обучения обозначается в дидактике термином «учение», деятельность обучающего - термином «преподавание».

    Наряду с общими движущими силами педагогического процесса (см. вопрос 11) к движущим силам обучения, например, относятся противоречия, характеризующие уровень подготовленности ученика к выполнению обязательных учебных заданий (образовательных стандартов). И.И. Прокопьев описал данную группу противоречий формулой: «надо - могу / не могу - хочу / не хочу». Иначе говоря, это противоречие между требованиями учебной программы и возможностями (желаниями, мотивами и т.п.) ученика. Движущими силами процесса обучения являются также чувства и эмоции (переживание успеха, радости, уверенности в своих силах, желание быть первым и т.п.), волевые усилия и проявления ученика (настойчивость, ответственность, чувство долга и др.).

    Структурные компоненты процесса обучения : целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-процессуальный, эмоцио-нально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

    Целевой - включает цели и задачи обучения.

    Потребностно-мотивационный - характеризует учебно-познаватель-ные потребности и мотивы обучения.

    Деятельностно-процессуальный - характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач процесса обучения и освоение его содержания.

    Эмоционально-волевой - характеризует процесс обучения с точки зрения интеллектуальных эмоций и чувств, а также его волевой направленности.

    Контрольно-регулировочный - включает регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль за ее ходом.

    Оценочно-результативный - проверка и оценка успеваемости, качества знаний учащихся, а также достигнутые результаты и степень эффективности процесса обучения.

    Структура. Процесс двусторонний: 1)преподавание (деятельность учителя) 2)учение (ученика)

    Составные компоненты процесса обучения:

    Целевой (цели и задачи)

    Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся)

    Результативный (оценка, самооценка)

    Все компоненты необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи.

    Дидактические принципы обучения

    1) научность

    2) проблемность

    3) наглядность

    4) активность и сознательность

    5) доступность

    6) систематичности и последовательности

    7) прочности

    Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного педагогического процесса.

    Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся. Функции: образовательная (ЗУН), воспитательная (мировозрение), развивающая (эмоционалн., ителлект., мотив. сферы).

    Своеобразный подход к проблемам мотивации предлагается процессуальными теориями мотивации. В частности, теория мотивации В. Врума предполагает, что мотивация зависит от трех факторов: ожидаемого результата деятельности, ожидаемого вознаграждения и ожидаемой ценности вознаграждения. Эта модель мотивации получила название “теория ожидания”.

    26 структура усвоения знаний

    Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности) вне зависимости от того, выделяется оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением. Усвоение, представляя собой сложное, многозначное понятие, может трактоваться с разных позиций, с точки зрения разных подходов.

    Во-первых, усвоение - это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, «присвоение», в терминах А.Н. Леонтьева, социо-культурного общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действий (соответственно умений и навыков), нравственных норм, этических правил поведения. Такое усвоение осуществляется на протяжении всей жизни человека в результате наблюдения, обобщения, принятия решений и собственных действий безотносительно к тому, как оно протекает - стихийно или в специальных условиях образовательных систем.

    Во-вторых, усвоение - это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно-перцептивные, мнемологические), обеспечивающиеприем, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

    В-третьих, усвоение - это результат учения, учебной деятельности. Говоря о прочности, системности, качественности усвоения учебного материала, исследователи чаще всего имеют в виду именно результативную сторону. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, центральной части процесса обучения, по С.Л. Рубинштейну. Более того, согласно В.В. Давыдову, усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности.

    В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, т.е. использования этих знаний в форме умения на основе этих знаний решать новые задачи. По определению С.Л. Рубинштейна, процесс прочного усвоения знаний - центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т.д.

    Близкая к этому определению усвоения трактовка предложена Дж. Брунером. Он рассматривает освоение как три одновременно протекающих процесса: получение новой информации; преобразование (трансформация), приспособление информации к решению задач и проверка, контроль. Очевидно, что, хотя Дж. Брунер в значительной мере отождествляет усвоение и саму учебную деятельность (о чем свидетельствует включение в этот процесс контроля), он также подчеркивает сложность, фазность этого процесса.

    Подходы к определению усвоения.

    Структурная организация усвоения

    Все исследователи усвоения (учения) отмечают, что это неоднородный процесс, включающий в себя несколько компонентов, ступеней или фаз. Так, к понятию психологических компонентов усвоения Н.Д. Левитовым были отнесены:

    1) положительное отношение учащихся,

    2) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом,

    3) мышление как процесс активной переработки полученного материала

    4) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации.

    Эти психологические компоненты усвоения были дидактически интерпретированы В.А. Крутецким и представлены в свою очередь определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются.

    Первый компонент усвоения - положительное отношение учащихся - выражается в их внимании, интересе к содержанию урока. Это дидактически связывается с оптимальным для усвоения учебного материала учащимися каждого конкретного возраста темпом учебной работы.

    Второй компонента усвоения - роль процессов непосредственного чувственного ознакомления с учебным материалом. Два существенных момента их организации в процессе усвоения:

    · наглядность самого материала

    · воспитание наблюдательности у обучаемых.

    При этом отмечается необходимость связи предметной, изобразительной (включая символическую) и словесной наглядности.

    Процесс мышления как третий компонент усвоения рассматривается в терминах осмысливания и понимания всех связей и отношений, включения нового материала в уже имеющуюся в опыте обучающегося систему.

    Четвертый компонент усвоения связан с процессами запоминания и сохранения учебного материала в памяти. Многочисленные исследования в этой области (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.) позволяют отметить, что наибольшая эффективность этих процессов определяется:

    а) конкретностью установки на условия запоминания (время, цель, характер использования в практике и т.д.)

    б) включенностью обучающегося в активную собственную деятельность.

    Так, в условиях установки на важность, значимость учебного правила (положения) и ориентации на то, что его можно будет использовать в жизни, и в то же время при сравнении его с другими правилами, например по точности формулировки, оно будет зафиксировано, удержано в памяти прочнее, чем в том случае, если бы оно специально произвольно заучивалось.

    Компонентность усвоения отмечается всеми исследователями этого процесса, хотя сами компоненты называются по-разному. На основе системного анализа основного массива теорий учения (усвоения) И. И. Ильясов пришел к выводу, что, по существу, могут быть выделены только:

    1) получение усваиваемых знаний об объекте и действиях с ним

    2) отработка, освоение знаний и действий.

    И.И. Ильясов считает, что в качестве первого и второго из двух данных компонентов в разных концепциях выступают соответственно такие макрокомпоненты, как понимание и заучивание; углубление (ясность, ассоциации, система) и метод; нахождение знания и закрепление; восприятие, переработка и выражение в действии; получение и закрепление, получение, переработка и применение; восприятие, отвлечение и проверка в деятельности; установление связи и упрочение связи; успех и память; селективное восприятие и кодирование, хранение, выполнение; ориентировка и проработка; внимание, понимание и память, моторика, оценка, выбор способов действия и реализация; восприятие, понимание и выполнение, проверка; уяснение, ориентировка и отработка; восприятие, осмысление и закрепление, овладение; усвоение объяснения и закрепление в действии; восприятие, поиск и заучивание; осознание средств и упражнения; когнитивное усвоение деятельности и практическое действие.

    В то же время глубинный анализ процесса усвоения, по С.Л. Рубинштейну, предполагает не столько наименование его компонентов и их количество, сколько понимание того, что все входящие в условие процессы - восприятие, запоминание, мышление «формируются в самом ходе обучения». Они находятся в двустороннем процессе обучения, где взаимосвязаны и взаимообусловлены учитель-ученик и учебный материал. Это, по С.Л. Рубинштейну, первый и основной принцип правильной трактовки самих этих процессов в учебной деятельности и усвоения в целом.

    Вслед за С.Л. Рубинштейном, необходимо подчеркнуть взаимопроникновение, взаимообусловленность всех этих психических процессов в усвоении. Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие - не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы. Важным для усвоения является его заключительный, результирующий этап - применение, использование на практике или экс-териоризация знаний.

    Этапы, стадии усвоения

    Согласно С.Л. Рубинштейну, выделяются следующие стадии процесса усвоения: «...первичное ознакомление с материалам, или его восприятие в широком смысле слова, егоосмысление , специальная работа по егозакреплению и, наконец, овладение материалом - в смысле возможности оперировать им в различных условиях,применяя его на практике ». Каждая из этих стадий связана с другой и обусловлена характером взаимодействия учителя - ученика. Каждая из них определяет конечный эффект усвоения. Начальный этап ознакомления с учебным материалом, или «первая встреча» с ним, имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предпосылается восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений и не сводится к их массе.

    Само восприятие включает в себя осмысление. Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь. Осмысление - это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа - запоминания. Запоминание учебного материала есть, по С. Л. Рубинштейну, не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Главное, что все время должно осуществляться не только «повторительное», но и свободное воспроизведение учебного материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Это положение С.Л. Рубинштейна является основополагающим для организации усвоения. Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.

    Четвертый этап усвоения - применение на практике - есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепления, формирования прочных навыков. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели. Это жизненный контекст, в котором знания и умения обретают иные качества.

    Данная развернутая схема усвоения от первой встречи с учебным материалом до его использования в различных ситуациях на практике представляет общую стратегию усвоения. Она может быть сопоставлена с одной из наиболее разработанных в психолого-дидактическом плане конкретных схем поэтапного управления формированием умственных действий, по П.Я. Гальперину, Н.Ф. Талызиной. Как отмечает Н.Ф. Талызина, рассматриваемая теория выделяет в процессе усвоения принципиально новых действий пять этапов. На первом, ознакомительном этапе учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия. Им показывают, на что следует ориентироваться при выполнении действия, как надо его выполнять. На втором этапе - материального (или материализованного) действия учащиеся уже выполняют его, но пока во внешней, материальной, развернутой форме. Этот этап позволяет ученикам усваивать содержание действия (состав всех операций, правило выполнения), а обучающему - вести объективный контроль за выполнением каждой входящей в действие операции. В этих условиях, как показали исследования, все учащиеся овладевают заданным действием.

    После того как все содержание действия оказывается усвоенным, его необходимо переводить на третий этап - внешнеречевой, где все элементы действия представлены в форме внешней речи (устной или письменной). Действие проходит дальнейшее обобщение, сокращение, но оно еще не автоматизировано. Четвертый этап - этап «внешней речи про себя»: действие выполняется в форме проговаривания про себя. Оно претерпевает дальнейшие изменения по параметрам обобщения и свернутости. Окончательное становление действия происходит на пятом - умственном - этапе. Действие выполняется в форме внутренней речи, максимально сокращается, автоматизируется.

    27 закономерности обучения

    Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

    Внешние закономерности характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования.

    Тест по педагогике

    1. Педагогика это:

    А) наука о передаче данных;

    Б) наука об образовании;

    В) наука о воспитании.

    2. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

    А) воспитание, обучение подрастающего поколения;

    Б) познание законов воспитания, вооружение педагогов- практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса;

    В) изучение воспитания как фактора духовного развития людей.

    3. Что определило развитие педагогики как науки?

    А) прогресс науки и техники;

    Б) забота родителей о счастье детей;

    В) биологический закон сохранения рода;

    Г) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;

    Д) повышение роли воспитания в общественной жизни.

    4. это то, что остается, когда все забыто.

    А) надежда;

    Б) склероз;

    В) образование.

    5. Приведите соответствие


    6. Приведите соответствие

    7. Процесс воспитания это:

    А) Целенаправленный и организованный процесс формирования личности;

    Б) Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей;

    В) Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

    8. Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки это:

    А) обучение;

    Б) знания;

    В) жизненный опыт.

    9. Обучение это:

    А) специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников направленный на усвоение ЗУНов, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования в соответствии с поставленными целями;

    Б) Передача знаний от учителя к ученикам с целью социальной адаптации и подготовки их к жизни;

    В) Организация самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.

    10. Целью воспитания является:

    А) Ориентация на ценности, которые будут приоритетны для человека;

    Б) Развитие чувств, интуиции, воспитание души;

    В) Развитие человеческого «Я».

    11. Традиционными методами исследования в педагогике являются:

    А) Мониторинг и контент-анализ;

    Б) Ролевые игры;

    В) Наблюдение и изучение опыта.

    12. Отраслью педагогики не является:

    А) Эстетика;

    Б) Коррекционная педагогика;

    В) Тифлопедагогика.

    13. Мировую славу русской педагогике принес:

    А) К.Д. Ушинский

    Б) В.А. Сухомлинский

    В) А.С. Макаренко

    14. Основу обучения составляют:

    А) Преемственность и передача накопленного опыта от старших поколений к младшим;

    Б) Самообучение, самовоспитание и самоактуализация;

    В) Знания, умения и навыки.

    15. Социализация это-

    А) Процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта;

    Б) Процесс формирования личности в определенной социальной среде;

    В) Общение и передача накопленного опыта от учителя ученикам.

    16. Не является ученым-педагогом:

    А) Ушинский К.Д.

    Б) Макаренко А.С.

    В) Выготский Л.С.

    17. Основой для образования педагогики как науки являлась:

    А) Психология;

    Б) Философия;

    В) Антропология.

    А) Образование;

    Б) Воспитание;

    В) Социализация.

    19. Приведите соответствие:

    20. Процесс целепологания подразумевает:

    А) постановку целей;

    Б) обоснование и постановку целей;

    В) постановка правильной цели.

    21. Педагогический процесс это:

    А) система, объединяющая в себе процессы обучение, воспитание, развитие;

    Б) процесс формирования социально адаптированной личности;

    В) совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращался в качества формируемого человека.

    22. Компонентами педагогического процесса являются:

    А) педагоги, воспитуемые, условия воспитания;

    Б) целевой, деятельностный, трудовой;

    В) целевой, содержательный, результативный, деятельностный.

    23. Главной целью образования является:

    А) усвоение необходимых знаний, умений, навыков;

    Б) формирование личности, способной к саморазвитию, самообучению, самоактуализации, самостоятельному приему решений и рефлексии над собственным поведением;

    В) активное включение ученика в образовательный процесс.

    24. Целостность педагогического процесса заключается в:

    А) в подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели- формированию всесторонне и гармонично развитой личности;

    Б) в том, что все процессы, образующие педагогический процесс протекают в одних и тех же условиях;

    В) в том, что все процессы, образующие педагогический процесс имеют общую методологическую основу.

    25. Определяющим фактором при постановке цели воспитания является:

    А) уровень развития педагогической науки и практики;

    Б) идеология и политика государства;

    В) потребности общества.

    26. Педагогику как самостоятельную науку выделил:

    А) Демокрит;

    Б) Ян Амос Каменский;

    В) Джон Локк.

    27. Формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности (воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам, мыслям и чувствам человека) это-

    А) воспитательный процесс;

    Б) духовное воспитание;

    В) социальное воспитание.


    28. Закон параллельного действия заключается в том, что:

    А) педагог воздействует на личность через коллектив;

    Б) педагог воздействует на личность, а коллектив на педагога;

    В) происходит параллельное воздействие педагога на учеников, а ученики на педагога.

    А) педагогический процесс, процесс воспитания и процесс обучения;

    Б) обучение, образование, воспитание;

    В) обучение, образование, воспитание, развитие и формирование.

    30. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д., достижение уровня зрелости, устойчивости это -

    А) развитие;

    Б) формирование;

    В) воспитание;

    Г) социализация.


    1 – В 11 – В 21 – А
    2 – Б 12 – А 22 – В
    3 – Д 13 – А 23 – В
    4 – В 14 – А 24 – А
    15 – А 25 – Б
    16 – В 26 – Б
    7 – Б 17 – Б 27 – Б
    8 – Б 18 – Б 28 – А
    9 – А

    От особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение. Третья категория педагогики - "образование" - понимается как: 1) ценность развивающегося человека и общества; 2) процесс обучения и воспитания человека; 3) как результат последнего; 4) как система. ...

    Наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. . Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин: 1. общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; ...