Русская культура конца 19. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства. Основные причины быстрого культурного роста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина

Реферат по истории

«Русская культура конца 19 начала 20 века»

Работу выполнила:

Ученица 11«А» класса

Лысова Екатерина

Работу проверила:

Степанченко И.М.

Волгоград 2014

Введение

Культура России конца XIX -- начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился период, который современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Точка зрения современных ученых связана с концепцией, сформулированной русским философом Бердяевым, писавшим о возрождении российской культуры в начале ХХ в. Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а упадок. Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.

рассмотреть разнообразные художественные направления в культуре Европы XIX века;

изучить новые направления, возникшие в европейской культуре XIX века; золотой век буржуазный империализм

углубить знания о культурно-историческом развитии;

Литература

Литературное развитие в России проходило сложно, противоречиво и бурно. Рождалось и развивалось множество литературных направлений. Не иссякала мощь литературы критического реализма в лице Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В произведениях этих писателей усиливается социальный протест (“После бала”, Хаджи-Мурат”, “Воскресение” Л.Н. Толстого), ожидание очищающей бури (“Вишневый сад” А.П.Чехова).

Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в творчестве крупного писателя И.А. Бунина(1870-1953). Наиболее значительные произведения этого периода - повести “Деревня”(1910) и “Суходол”(1911).

Происходит зарождение и развитие пролетарской литературы, позже будут называть литературой социалистического реализма. В первую очередь это связанно с творческой деятельностью М. Горького. Его “Городок Окуров”, “Жизнь Матвея Кожемякина”, цепи рассказов “По Руси” несли в себе широкую жизненную правду. В 1912г начинается литературный путь А. Серафимовича (А.С. Попов,1863-1949). Наиболее значительным произведением дореволюционного периода является роман “Город в степи”, в нем показано становление пролетарской морали.

С 1912 по 1917г. (с перерывами) в рабочей газете “Правда” работал поэт Демьян Бедный (Е.А. Придворов, 1883-1945). А в 1914г. под редакцией М.Горького вышел в свет первый “Сборник пролетарских писателей”. Сами поэты рассматривали свою поэзию как идейно-эстетическую основу, на которой еще только должна возникнуть новаторская и высокохудожественна литература.

В предоктябрьское десятилетие (имеется в виду Великая Октябрьская революция 1917г., закончившаяся свержением Временного правительства и установлением власти большевистской партии) в русскую литературу приходит целая плеяда крестьянских поэтов, среди которых наибольшую значимость имела фигура Сергея Есенина (1895 -1925). Первый его сборник “Радуница” вышел в 1916г. и имел большой успех. Стихи Есенина высоко ценила царская семья, поэта неоднократно приглашали в Царское село.

Самое интересное происходило в поэзии, здесь боролись и взаимодействовали между собой несколько течений: символизм, акмеизм, футуризм, “крестьянская поэзия” и др. В это время выходило великое множество журналов и альманахов на самый разный вкус. Это был новый взлет русской поэзии, поэтому его принято называть “серебряным веком”.

Явление европейского масштаба был символизм. Русский символизм западные философские и эстетические установки преломил через учение В.С. Соловьева о “душе мира” и приобрел национальное своеобразие. Философ-идеалист и поэт В.С. Соловьев представлял, что старый мир зла и обмана на грани гибели, что в мир сходит божественная красота (Вечная женственность, Душа мира), которая должна “спасти мир”, соединив небесное (божественное) начало жизни с земным, материальным, создать “царство божье на земле”.

Символизм был тесно связан с общественными потрясениями и идейными исканиями предреволюционных десятилетий. Русский символизм пережил три волны. Выступления 80-90г. Н. Минского, Д.С. Мережковского, З.Н. Гипиус отразили декадентские тенденции времен кризиса либеральных и народнических идей. Символисты воспевали "чистое", “свободное” искусство, таинственный мир нереального, им близка была тема “стихийного гения”. “И хочу, но не в силах любить я

людей. Я чужой среди них”, - говорит Д. Мережковского 1. “Мне нужно то, чего нет на свете”, - вторила ему З.Гиппиус2. Символист “второй волны” (1890-1900г.) В.Брюсов утверждал: “Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты”3. Со “второй волной” (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт) конца 19 в. и особенно с “третьей волной” (И.Ф. Аненский, В.И. Иванов, А.А.Блок, А. Белый и др.) начала 20 в. символизм в России.

Превратился в самостоятельное литературно-филосовское течение, которое активно влияло на культурно-духовную жизнь. Издательские центры “Скорпион”, “Гриф”, “Мусачет”, журналы “Весы”, “Золотое руно” публиковали произведения поэтов-символистов, которые напряженно переживали проблему личности и истории, их “таинственную” связь с “вечностью”. Внутренний мир личности являлся показателем общего трагического состояния мира, в том числе “страшного мира” российской действительности, обреченную на гибель; и в тоже время предощущением близкого обновления.

Большинство поэтов символистов откликнулось на события 1-й русской революции(1905-1907). Блок пишет “Поднимались из тьмы погребов…”, “Барка жизни” и др., Брюсов - “Грядущее гунны”, Сологуб - книжку стихов “Политические сказочки”, Больмонд - Сборник “Песни мстителя” и т.д.

В 1909 - 1910г. в период политической реакции символизм переживает кризис и распад, эстетические взгляды и идеологические симпатии поэтов разошлись, каждый пошел своим путем.

По-разному отнеслись поэты-символшисты и к Октябрьской революции. Мережковский и Гиппиус эмигрировали после Октября 1917г. Блок, Белый, Брюсов восприняли ее как реализацию мечты о смене форм культуры и быта. Последняя вспышка активности русских символистов связана с днями Октябрьской революции, когда группа “Скифы” (А.А.Блок, А.Белый, С.А.Есенин и др.) вновь стремится соединить символизм и революцию. Вершина этих поисков была поэма блока “Двенадцать”, которая легла у истоков уже советской поэзии.

Символизм был яркой страницей в истории русской культуры. В литературе он обогатил политические возможности стиха (смысловая полифония, реформа напевного стиха, обновление жанров лирики и т.д.), так как поэты стремились передать необычность своего мироощущения “одними звуками, одними образами, одними рифмами”, по словам В.Брюсова, полной отрешенностью от правил, от классической меры творчества, по словам К.Бальмонта (1867-1942).

Разочаровавшись в символическом штампе, часть поэтов во главе с Николаем Гумилевым создают осенью 1911г. “Цех поэтов”, а чуть позднее новое течение - акмеизм (от греческого AKMЕ - высшая степень, чего-либо, цветущая сила) - течение русской поэзии 1910г., провозгласившее освобождение поэзии от символического “непознаваемого” и возврат к материальному миру, точному значению слова.

Взгляды поэтов акмистов были отражены в многочисленных теоретических статьях, но нам интересен акминизм тем, что с ним связано творчество крупнейших русских поэтов таких, как Н.С.Гумилев (1886-1921), С.М.Городетский, М.А.Зенкевич, Г.В.Иванов, Е.Ю.Кузьминой-Караваевой, О.Э.Мельденштам (1891-1938), А.А.Ахматовой (1889-1966 связь последних двух с акмеизмом была непродолжительной). В 1912 среди

1. “История мировой художественной культуры” С.В. Филимонова, часть 3, Мозырь, 1998г, стр. 163.

2. “История мировой художественной культуры” С.В. Филимонова, часть 3, Мозырь, 1998г, стр. 163.

3. “История мировой художественной культуры” С.В. Филимонова, часть 3, Мозырь, 1998г, стр. 163.

Их объединяло приятие земного мира в его зримой конкретности со всеми подробностями быта, живое и непосредственное ощущение природы, культуры, а также повышенный интерес к минувшим литературным эпохам. Последнее позволило Мендельштаму определить акмеизм как “тоску по мировой культуре”. Но каждый поэт был глубоко индивидуален, глубок и интересен. Трудно лучше Гумилева сказать о трагической загадке русской истории - злой страшной “распутиньщине”.

Нередко творчество выходило за узкие рамки акмеизма, реалистическое начало, патриотические мотивы становились преобладающими.

Поэты-акмеисты, пройдя школу символизма оставили след в истории поэзии, их находками в области художественной формы пользовались поэты в следующие десятилетия.

Модернизм (авангардизм) в русской поэзии был представлен творчеством футуристов. В России футуризм как течение существовал как течение, примерно, с 1910 по 1915г.

В поэзии главой футуристической школы был итальянец Филиппо Томмазо Маринетти, но для русских футуристов он был слабым авторитетом, так как его взгляды имели политическую направленность (профашистского толка). Русский же футуризм носил эстетический характер, в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуре. Во время приезда Маринетти в Россию (январь-февраль 1914г.) Лившиц, Хлебников, Маяковский резко выступили против него и его взглядов в поддержку войны. Футуристы стремились создать искусство будущего, декларировали отрицание традиционной культуры, культивировали урбанизм (эстетику машинной индустриализации и большого города). Для этого они разрушали естественный язык в поэзии, переплетали документальный материал с фантастикой, создавая свои бунтарские “заумы”.

Судьба русского футуризма похожа на судьбу символизма. Но были и особенности. Если для символистов одним из центральных моментов эстетики была музыка (на стихи Блока, Брюсова, Сологуба и особенно Бальмонта композиторы Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Маяковский создавали многочисленные романсы), то для футуристов - линия и свет. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно почти все поэты-футуристы известны как неплохие художники - В.Хлебников, В.Маяковский, Е.Гуро, В.Каменский, А.Крученых и, конечно, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К.Малевич, В.Кандинский, Н.Гончарова и М.Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Главной же особенностью было то, что под общей крышей одного направления объединились несколько групп: 1. кубофутуристы (приставка “кубо” идет от пропагандировавшегося ими в живописи кубизма: иногда члены этой группы называли себя “будетляне”): Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский, с 1912 г. В.Маяковский, А.Крученых, Б.Лившиц; 2. в Петербурге эгофутуристы (от лат. ego - я): В.Олимпов, И.Игнатьев, В.Гнедов, Г.Иванов во главе с самым талантливым Игорем Северянином; 3. в Москве группа “Мезонин-поэзии” (1913-1914): В.Шершеневич, Р.Ивнев, С.Третьяков, Б.Лавренев др.; 4. группа поэтов, сконцентрировавшихся вокруг издательства “Центрифуга”: С.П.Бобров, Н.Н.Асеев, Б.Пастернак, К.А.Большаков, Божидар.

Каждая из этих групп считала, как правило, выразительницей “истинного” футуризма и вела ожесточенную полемику с другими группировками, но время от времени, члены разных групп сближались или переходили из одной группы в другую. Наиболее ярко и последовательно эстетика и философия русского футуризма нашла отражение в творчестве кубофутуристов. После появления манифеста “Пощечина общественному вкусу” и одновременно альманаха в декабре 1912 г. о кубофутуристах заспорили, начали обсуждаться их стихи в сборниках “Дохлая луна”, “ Затычка”, “Рыкающий Парнас”, “Требник троих” и др.

Что стояло за смелыми экспериментами и вызывающими экспериментами футуристов?! Футуристы старались вынести искусство на улицу, в толпу.

Они протестовали против буржуазных стереотипов.

Отражали психологию городских низов, анархический бунт люмпен-пролетариата. Отсюда огрубленная лексика “человека улицы”, демонстративное соединение “высокого” и “низкого” планов бытия города начала XX века.

В годы 1-ой мировой войны поэты-футуристы прошли каждый своим путем. Уже в 1915 г. М.Горький говорит о том, что “русского футуризма нет. Есть только Игорь Северянин, Маяковский, Д.Бурлюк, В.Каменский”. Октябрьскую революцию большинство футуристов приветствовали как шаг к новому будущему, к которому они и стремились, однако возобновление прежней группы оказалось невозможным. Наиболее политически активная часть предреволюционных футуристов вошла в организованный в 1922 г. “ЛЕФ” (Левый фронт искусств во главе с Маяковским) и, следовательно, в советскую литературу.

При всех своих внутренних противоречиях футуризм сыграл определенную роль в становлении крупнейших поэтов: таких, как Маяковский, Хлебников, Пастернак, Асеев и др., а также принес много в поэзию: новую лексику, ритмику, новаторскую рифму стиха. А словотворчество Хлебникова открыло для поэзии неизведанные пути. Искусство многих “будетлян” выдержало испытание временем и собирается вступить в XXI век.

Заканчивая короткий разговор об удивительном периоде в русской литературе хочется обратить внимание на стремление к синтезу искусств (у символистов - музыки и поэзии, у футуристов - поэзии и живописи). Это стремление ярко прослеживается и в театральном искусстве

В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века -критического реализма. Новые значительные произведения создал Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве Чехова.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX-XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм -- все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами дало начало русскомусимволизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил Брюсов. Другое направление - акмеизмявился реакцией на символизм. Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств. Отрицание традиционной культуры выразились в деятельности сторонников "искусства будущего" -футуристов(Северянин, Маяковский).

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

на перевале времён, предчувствие великого слома ощущалось буквально во всём, русская культура расцвела. Этот короткий, как всякое цветение, отрезок эпох с начала 1890-х годов до середины 1910-х принято называть Серебряным веком. Это звучное название родилось по аналогии с популярным определением «Золотой век русской литературы» (почему «Золотой» Главные темы - гражданственность, свободолюбие, патриотизм, грандиозность, актуальность).

Учитель литературы: Но пушкинская гармония недостижима. Стремительно менялись теории, имена, направления. «Серебряный век» объединил самых разных поэтов, художников, артистов, музыкантов, философов в попытке найти некий новый сплав творчества и жизни.

Содержание выступления третьей группы: Именно в культуре виделось спасение мира, сотрясаемого техническими новациями и социальными взрывами. Кризис в стране отразился в многообразии литературных направлений. Зачинателями стали поэты - символисты (определение, содержание, происхождение).Первоначально символизм принял форму декаданса (определение, содержание, происхождение). Использовали цветовую символику: чёрный - траур, смерть. Синий - уединение, печаль, магическое значение. Жёлтый - предательство, измена. Серый - пыль, цвет налёта.

Всех поэтов Серебряного времени связывает одно: они писали о своей любимой, прекрасной Родине с её сложностями. Они проложили тропу к современной литературе. И все поэты- наши современники обращаются к их творчеству.

Учитель истории: Эта «новая красота», эти поиски новой формы нашли своё отражение в живописи к.19 - н.20 века. Каковы же особенности русской живописной школы «Серебряного века»?

Учитель ИЗО: Символизм как явление был характерен и для России н.20.в. Крупнейшие среди них - Врубель, Петров-Водкин.

Живопись

Заключение

Исторический парадокс состоит в том, что свобода и многоцветье художественной жизни тех лет служат одновременно и подтверждением силы российской культуры, и подтверждением слабости искажённого сознания части образованного российского общества. В тех конкретных социально-психологических условиях культура не могла поддерживать общественное равновесие, но не она в этом виновата. Она оставила такие шедевры, которыми мир восхищается сегодня. Этот социокультурный феномен вошёл в историю под названием «Серебряного века» русской культуры.

История отечественной культуры - наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.

Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается на то, что было создано предшественниками.

Время и пренебрежение потомков привели к утрате многих памятников культуры. Но история отечественной культуры свидетельствует о том, что кроме потерь были и находки, и открытия. Так, спустя много веков в нашу культуру вернулось “Слово о полку Игореве”, возродилось духовное значение русской литературы. Так, восстанавливались древнерусские иконы, открытые под несколькими слоями поздней живописи. Вновь осваивается отечественная немарксистская философия, и приходя в нашу культуру литература и искусство русского зарубежья 20в.

История отечественной культуры не ограничивается национальными рамками. Громадный вклад в русскую культуру внесли представители других народов, так же как и русские по происхождению деятели отдавали свои силы и талант культурному развитию народов СССР и других стран.

Русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.

Овладение культурным богатством человечества становится все более постоянной потребностью времени, а изучение истории отечественной культуры приобретает исключительно важное общественное значение.

Список литературы

1. Альберт Жак, Бендер Йохан и др. История Европы. - М.: «Просвещение», 1996.

2. Большаков В. П. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004

3. Воскресенская Н. О. Культурология. - История мировой культуры. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Единство, 2003.

4. Гуревич П. С. Культурология. Изд-е 2-е. - М.: Знание, 2002.

5. Драч Г. В. Культурология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1996.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение истории развития европейской культуры XX века. Характеристика "Эпохи взрыва" и духовного кризиса западного общества. Исследование основных направлений и художественных течений. Описания возникновения поп-арта, оп-арта и концептуального искусства.

    реферат , добавлен 18.05.2011

    Русская культура конца IX - начала XX века на примере творчества И. И. Левитана. Демократический реализм в русской живописи. Выставки передвижников. Влияние дружбы Чехова с Левитаном на их творчество. Психологизм творчества.

    реферат , добавлен 09.04.2003

    Особое место XIX века в культуре нового времени. Изменения в художественной культуре и в духовной жизни европейской цивилизации и общества. Рассмотрение главных тенденций социокультурного развития в науке, технике, политической культуре, религии, морали.

    реферат , добавлен 07.03.2010

    Русское искусство конца XIX - начала XX века. Скульптура. Архитектура. Русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен.

    реферат , добавлен 08.06.2004

    Духовные и художественные истоки Серебряного века. Расцвет культуры Серебряного века. Своеобразие русской живописи конца XIX - начала XX века. Художественные объединения и их роль в развитии живописи. Культура провинции и малых городов.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2007

    Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2005

    Особенности "Золотого века" XIX классического русского искусства, как необычайного взлета отечественной культуры в первой половине ХІХ века. Культурология как наука: методы и основные направления, история возникновения и развития культурологии как науки.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2008

    Русская культура в начале ХХ века. Cepeбpяный вeк pyccкoй культуры. Основные направления культуры серебряного века. Декаденство. Символизм. Усиление реакционно-мистических идей. Модернистские течения. Акмеизм - культ реального земного бытия. Футуризм.

    реферат , добавлен 26.09.2008

    Общая характеристика и важнейшие особенности культуры России XVIII века. Главные черты русской культуры XIX – начала ХХ веков: "золотой" и "серебряный" век. Существенные достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Главные черты западноевропейской культуры Нового времени. Особенности европейской культуры и науки в XVII века. Существенные доминанты культуры европейского Просвещения XVIII века. Важнейшие тенденции культуры XIX в. Этапы художественной культуры XIX в.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Группа 3.4 (11 «Г»)

Тема: Русская культура конца XIX - начала XX века

Студент практикант V курса группы 582

Саитов Ильдар Гербертович

Учитель истории школы: Смурякова Е. Е. _______________

Групповой руководитель: Магсумов Т.А. _______________

Оценка за урок _______________

Набережные Челны, 2009 г.

Литература, использованная по теме:

1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16 л. ил., карт.

2. Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ "Россия в ХХ веке" / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)

14.12.2009

Урок № 10: Группа 3.4 (11 «Г»)

Раздел III. Накануне краха.

Тема: Русская культура конца XIX - начала XX

Тип урока: обобщения и изучения нового материала.

Вид урока: Урок – Лекция.

Цель урока:

1. Познавательная, образовательная цель – сформировать у учащихся основные представления о положении дел в образовании, науке и печати, рассказать об направлениях литературы и искусства России.

2. Развивающая цель – содействовать учащимся в понимании взаимосвязи развития культуры с событиями внутренней и внешней деятельности государства.

3. Воспитывающая цель – формирование у учащихся нравственных качеств личности: ценить красоту и уверенность в своих силах, способствовать уважительному отношению к культурным традициям государства и народов Российской империи.

Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: схема «культура России», классная доска, мел, указка.

Вид доски на уроке


Основные понятия:

Модерн, реализм.

Основные даты:

1905 – II Дума рассматривала закон о всеобщем начальном образовании.

С 1860-х студенческие беспорядки становятся обычным явлением.

1898 – образование художественного объединения «Мир искусства».

1899 – «Временные правила о студенческих забастовках», по которым студентов могли отдать в солдаты за беспорядки.

1903 – учрежден «Союз русских художников».

1904 - За открытия в области пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию.

1904 – при участии Н. Е. Жуковского был создан первый в Европе аэродинамический институт.

1907 – 1913 Русские сезоны в Париже под руководством С. П. Дягилева.

1911 – всеобщая стачка студентов, тысячи исключены из институтов.

Основные персоналии: Николай Дмитриевич Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев, А. С. Суворин, Иван Дмитриевич Сытин, братья Сабашниковы, Иван Петрович Павлов, Илья Ильич Мечников, Н. Е. Жуковский, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Александрович Бердяев, С. Н. Булгаков, Павел Александрович Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С.Л. Франк, Павел Николаевич Милюков, А. А. Корнилов, М. О. Гершензон, М. И. Туган-Барановский, Петр Бернгардович Струве, Василий Осипович Ключевский, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Н. В. Крушевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой, А. М. Горький, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Н. С. Гумилев, А. А. Блок, Валентин Александрович Серов, К. А. Коровин, Михаил Александрович Врубель, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов, А. Н. Скрябин, Сергей Васильевич Рахманинов, И. В. Стравинский, Сергей Павлович Дягилев, Ф. И. Лидваль, А. В. Щусев, Федор Осипович Шехтель.

План урока:

1. Просвещение.

2. Печать.

4. Литература.

5. Искусство.

План урока развернутый:

1. Просвещение. Россия обладала обширной и разветвленной системой образования:

Начальная ступень (церковно-приходские школы, народные училища);

Средняя (классические гимназии, реальные и коммерческие училища);

Высшая (университеты, институты)

1905 – II Дума рассматривала закон о всеобщем начальном образовании. В гимназиях ослабили классическое направление и отводилось больше времени преподавания естественных наук и математики. Была ликвидирована и излишняя узкая специализация в реальных училищах. Коммерческие училища поддерживались буржуазией и было совместное обучение девушек и юношей.

С 1860-х студенческие беспорядки становятся обычным явлением.

1899 – «Временные правила», по которым студентов могли отдать в солдаты за беспорядки.

1911 – всеобщая стачка студентов, тысячи исключены из институтов. Исход профессуры в знак протеста – Н. Д. Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев и др.

3. Наука. Российская наука выходит на передовые рубежи. Физиолог И. П. Павлов, разработавший принципиальную методику исследования живых организмов. 1904 - За открытия в области пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию. И. И. Мечников стал Нобелевским лауреатом за исследования в сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. В. И. Вернадский и его учения заложили основы новых наук: биохимии, биогеохимии, радиогеологии. 1904 – при участии Н. Е. Жуковского был создан первый в Европе аэродинамический институт. Труды К. Э. Циолковского заложили основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики. Революционная обстановка в России сопровождалась интересом к политике, гуманитарным наукам: истории, философии, экономике и праву. В. С. Соловьев – основоположник религиозной философии. Также проблемам поиска путей на религиозных началах посвятили себя: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С.Л. Франк. Появляются работы связанные с историческими исследованиями: «Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюкова, «Крестьянская реформа» А. А. Корнилова, «История молодой России» М. О. Гершензона. Серьезные исследования по истории русского хозяйства создали «легальные марксисты» М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Издание лекционного курса по истории В. О. Ключевского в начале XX века. Русские языковеды Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Н. В. Крушевский разработали вопросы для зарождающейся лингвистики. В литературоведении А. Н. Веселовский создатель сравнительно – исторической школы.

4. Литература. Развивалась под мощным воздействием кризиса, свое ощущение трагизма и неустроенности бытия с огромной художественной силой передали писатели-реалисты: Л. Н. Толстой («Воскресенье», «Живой труп»), А. П. Чехов («Ионыч», «Дом с мезонином», «Чайка»), И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой. Сюжеты становились год от года все более тревожными и мрачными. Самый популярный писатель-реалист А. М. Горький чуткий наблюдатель, передавал темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне»). В поэтической среде возникают модернистские течения, стремящиеся отойти от традиционных эстетических норм и представлений, - символизм, акмеизм, футуризм и др. – отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Стремились создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т.п. Представителями были: В.Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Н. С. Гумилев, А. А. Блока.

5. Искусство. С конца XIX в. влияние модернизма заметно появляется в живописи – в импрессионистских полотнах В.А. Серова и К. А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля («Демон», «Пан» и др.). 1898 – образование художественного объединения «Мир искусства». Художники: А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая стремиться к «чистой красоте» - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. 1903 – учрежден «Союз русских художников». Здесь работали пейзажисты И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов в стиле перемежевались традиционные и новаторские направления русской живописи.

Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поиску новых форм был характерен и для русской музыки, представителями которой были А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. В. Стравинский. 1907 – 1913 Русские сезоны в Париже под руководством С. П. Дягилева.

Русская архитектура переживает последний – короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерна. Создатели учитывали новые конструкции и материалы и в то же время эстетически их осмыслить, придать зданиям художественную выразительность. Архитекторы: Ф. И. Лидваль – здание Азовско-Донского банка, А. В. Щусев – Казанский вокзал, Ф. О. Шехтель – Ярославский вокзал и типографии газеты «Утро России».

Вывод: Русская культура поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. В то же время это была культура общества обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.

Домашнее задание: §22 – 23, доделать схему. Подготовиться к контрольной 3 задания по 2 балла по параграфам 16 – 23 и 4 даты по одному баллу по всем параграфам 1 - 23. У всех будут индивидуальные билеты. Принести лист чистый бумаги подписанный Ф.И., № билета

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Учитель приветствует учеников.

Ученики приветствуют учителя.

II. Этап проверки домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами проходили внешнюю политику России накануне первой мировой войны, участие страны в I мировой войне и домашнее задание состояло в том, чтобы прочитать параграф 20 – 21 написать эссе на тему: «Считаете ли вы, что в 1914 г. Европа была обречена на крупномасштабное военное противостояние» и доделать таблицу «Военные действия в I МВ» Также ответьте на следующие вопросы:

1. Расскажите стратегию русской военной кампании в 1914 году?

2. Укажите на карте территории, потерянные во время «Великого отступления»?

3. Что вы знаете о «Брусиловском прорыве?»

4. Охарактеризуйте внутреннюю ситуацию вследствие поражении на фронте?

Ученики выслушивают предисловие учителя о пройденном материале.

Написание эссе и таблицу я проверю в конце урока собрав тетради учащихся. Опрос проводиться фронтально с элементами индивидуального опроса, отвечают с места. Вопросы, требующие схематического изображения, учащиеся рисуют схемы на классной доске и после объясняют ее элементы. При ответе учитывается также умения ориентироваться по карте. Для тех, кто не справляется или не готов к уроку, задаю дополнительные вопросы. Вместо двоек прошу подготовить рефераты и доклады.

III. Изучение нового материала.

Открываем тетради записываем число и тему нашего с вами урока. Сегодня мы рассмотрим на уроке культуру России конца XIX - начала XX согласно плану:

1. Просвещение.

2. Печать.

4. Литература.

5. Искусство.

Для удобства мы рассмотрим тему в виде схемы, часть сделаем на уроке, оставшееся – вы доработаете дома самостоятельно параграфы 22 – 23.

Учащиеся записывают число и тему урока. Начинаем работу по заполнению схемы «культура России конца XIX - начала XX». Совместно заполняем Просвещение, указываем его ступенчатость образования, и неспокойность студенчества при самодержавии. Обязательно запишем вывод и направленность культуры общие моменты.

IV. Закрепление изученного материала

Вопрос: «Как отразились события внутренней и внешней политики, действительности на культуру России конца XIX - начала XX века?»

Запишите вывод в свои тетради.

Ожидаемый вывод: Русская культура поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. В то же время это была культура общества обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.

V. Подведение итогов урока.

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.


Студент практикант_______________________________

Учитель истории школы___________________________

Групповой руководитель___________________________

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Усть-Ордынская детская школа искусств»

Поурочные планы по учебному предмету ПО.02.УП.03.

«Музыкальная литература»

дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программы в области музыкального искусства

«Фортепиано», «Народные инструменты»

5 класс (5-летний курс обучения)

на 2017 – 2018 уч. год

Разработчик: Дмитриева Любовь Викторовна

2017 год

I четверть

План урока № 1

Тема урока: Русская культура конца 19 – начала 20 века

Цель: Познакомить учащихся с русской культурой конца 19 – начала 20 века.

Образовательная:

Сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века»;

Показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве, способствовать воспитанию у школьников чувства прекрасного;

Нравственных, эстетических качеств.

Воспитательная :

продолжать развивать чувство патриотизма у учащихся через познание прекрасного и культурного наследства;

- воспитывать интерес и любовь к русской культуре. Развивающая:

Расширять кругозор, способствовать расширению эстетических качеств учащихся.

Методы:

Словесный;

Наглядный;

Перспективы;

Сравнения;

Игры;

Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте);

Частично – поисковый;

Наглядно – слуховой;

Музыкального обобщения.

Форма урока: индивидуальное обобщающее занятие с элементами игры.

Тип урока: Раскрытие новой темы

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, фортепиано, доска, мелки.

Раздаточный материал: таблички, цветные карандаши, карточки

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.

Музыкальный материал: И. Стравинский балет «Петрушка», Т.Хренников Концерт для скрипки с оркестром До мажор, 1 часть.

Наглядные пособия: произведения живописи, портреты композиторов, карточки.

Список методической и используемой литературы:

    Дмитриева Л.В., Лазарева И.А., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» для учащихся 4 – 8 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.

    Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыкальная классика. Четвертый год обучения. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

    Кушнир М.Б. Аудиопособие для учебных заведений. Отечественная музыка. – М.: Музыкальный Издательский Дом ЛАНДГРАФ, 2007.

    Третьякова Л.С. “Страницы русской музыки”, “Русская музыка XIX века”.

    Даттель Е.Л. “Музыкальное путешествие”.

    Тарасов Л. “Музыка в семье муз”.

    Смирнова Э. “Русская музыкальная литература”

Интернет ресурсы:

Ход урока

Организационный этап.

Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) - период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от предыдущего каким-либо переломом: лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся именно к 90 -м годам XIX и к первому деcятилетию XX века.

В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире. Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого - начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Таков был Скрябин, несколько позднее Стравинский, а в годы первой мировой войны – Прокофьев. Большую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл и Беляевский кружок. Этот кружок в 80-90-е годы оказался единственным музыкальным центром, где объединялись наиболее активные музыканты, ищущие новые пути развития искусства.

Музыкальная культура развивалась и в других странах, например, во Франции, в Чехии, в Норвегии.

Во Франции возникает стиль музыкального импрессионизма и символизма. Его создателем является композитор Клод Ашиль Дебюсси. Черты импрессионизма, как одного из ведущих музыкальных направлений начала 20 в., нашли выражение в сочинениях М.Равеля, Ф.Пуленка, О.Респиги и даже в творчестве русских композиторов.

В Чехии музыка достигает высокого расцвета. Основателями национальной классики в Чехии являются Бедржих Сметан и Антонин Дворжак.

Основоположником норвежской классики является Эдвард Григ, который оказал влияние на творчество не только скандинавских авторов, но и на европейскую музыку.

Музыка XX века отличается необычайной пестротой стилей и направлений, но основной вектор ее развития – отход от предшествующих стилей и «разложение» языка музыки до составляющих ее микроструктур.

Музыкальная культура России конца ХIХ – начала ХХ века

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну “из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир...

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы “взрыв” во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература. Наряду с ней наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме "Руслан и Людмила" дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты - его опера вырастает изнутри до многонациональной музыкальной эпопеи.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер "Майская ночь" и "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Кузнец Вакула" ("Черевички") Чайковского и т. д.

Римский-Корсаков создал целый "сказочный" мир опер: от "Майской ночи" и "Снегурочки" до "Садко", для которых о6щим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет "Садко" построен на различных вариантах новгородской былины - повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. "Снегурочку" Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав "картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства". В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику.

Если опера и занимала главное место в русской музыке во времена Мусоргского, Бородина и Чайковского, то к концу XIX века и начала ХХ отходит на второй план. И потребность вносить какие-либо изменение подвергло возрастанию роли балета.

Но и другие жанры, как симфонические, камерные, стали широко развиваться. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства. В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире. Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого - начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему: остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей музыка Скрябина покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько позднее выступил Стравинский. Его балеты, поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей Европы. И наконец, уже в годы первой мировой войны на русском восходит ещё одна звезда - Прокофьев.

Огромную популярность приобретают российские театры. Малый театр в Москве и Мариинский в Петербурге. Примечательной чертой культуры этого периода стали поиски нового театра.

Благодаря деятельности Дягилева (мецената и организатора выставок) театр получает новую жизнь, а русское искусство – широкое международное признание. Организованные им "Русские сезоны" в Париже выступления артистов русского балета относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства.

В состав труппы вошли М. М. Фокин, А. П. Павлова, В. Ф. Неженский и другие. Фокин был балетмейстером и Художественным руководителем. Оформляли спектакли известные художники А. Бенуа, Н. Рерих. Были показаны спектакли «Сильфиды» (музыка Шопена), Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар-птица» и «Петрушка» (музыка Стравинского) и так далее. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя.

Прослушивание: И. Стравинский балет «Петрушка»

Лучшими постановками Фокина были «Петрушка», «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь», в которых музыка живопись и хореография были едины.

Актер, режиссер, теоретик сценического искусства, вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898 г. создал Художественный театр и руководил им.

Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов “Русские симфонические концерты”, а также “Русские камерные вечера”. Целью их было – знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский-Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов. Они разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы, приглашали исполнителей... Исполнялись исключительно произведения русской музыки: многие из них, забытые, отвергнутые ранее русским музыкальным обществом нашли здесь первых своих исполнителей. Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского “Ночь на лысой горе” впервые прозвучала именно в “Русских симфонических концертах” почти через двадцать лет после создания, а затем была многократна повторена (“по востребованию публики”, как отмечалось в программах).

На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало-помалу начинается строительство органов в России. В начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий: А. К. Глазунов, Старокадомский. Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов - композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова. Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент - скрипка.

В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все. Таким образом, музыка ХХ века развивает традиции отечественных композиторов – романтиков и композиторов «Могучей кучки». Вместе с тем она продолжает смелые поиски в области формы и содержания.

Но уже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций: С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчестве ясно чувствуются новые вкусы. Опера, в течение более чем столетия занимавшая главное место в русской музыке, явно отходит на второй план. А роль балета, наоборот вырастает.

Широко развиваются симфонические, камерные жанры в творчестве Глазунова и Танеева. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства. В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире.

Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого- начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему: остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько позднее выступил Стравинский. Его балеты, Поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей Европы. И наконец, уже в годы первой мировой войны на русском восходит ещё одна звезда - Прокофьев.

Большую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл
Беляевский кружок, названный так по имени его основателя Митрофана Петровича Беляева - известного лесопромышленника, владельца огромного состояния и страстного любителя музыки, особенно русской. Кружок, возникший в 80-х годах, объединил почти всех лучших музыкантов того времени; Н. А. Римский - Корсаков стал идейным центром этого музыкального содружества. Всеми доступными средствами Беляев стремился помочь тем, кто служил русской музыке.

Основанное Беляевым новое издательство за несколько десятилетий своего существования издало огромное количество произведений русских композиторов. Щедро оплачивая труд композиторов, Беляев организовал ещё и ежегодные конкурсы на лучшее камерное сочинение, а потом и конкурсы имени М. И. Глинки на лучшее произведение русской музыки любого жанра. Беляев способствовал воскрешению полузабытых партитур великого Глинки, чьи крупные сочинения тогда нигде не звучали - ни на одной оперной сцене, ни на симфонической эстраде.

Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов “Русские симфонические концерты”, а также “Русские камерные вечера”. Целью их было - знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский -Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов. Они разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы, приглашали исполнителей... Исполнялись исключительно произведения русской музыки: многие из них, забытые, отвергнутые ранее русским музыкальным обществом нашли здесь первых своих исполнителей. Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского “Ночь на лысой горе” впервые прозвучала именно в “Русских симфонических концертах” почти через двадцать лет после создания, а затем была многократна повторена (“по востребованию публики”, как отмечалось в программах).

Трудно переоценить роль этих концертов. В годы, когда на такие гениальные оперы, как “Борис Годунов” и “Хованщина”, было наложено вето царской цензуры, когда в самой влиятельной, почти единственной в России музыкально-концертной организации (РМО) было засилье западноевропейского репертуара, когда оперные театры, именуемые императорскими, по словам Стасова, ”выжили со своих подмостков оперы Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова”, когда цензура запрещала песни Мусоргского, названные им “народными картинками”, - в то время единственным местом в России, где звучала вся отвергнутая официальными кругами музыка русских композиторов, были “Русские симфонические концерты”.

Знаменательно, что через год после смерти А. П. Бородина был устроен концерт из его произведений, большинство из которых прозвучало тогда впервые.

Весьма примечательным явлением в русской музыкальной жизни конца XIX века была так называемая частная опера С. И. Мамонтова в Москве. Сам Савва Иванович Мамонтов будучи подобно Беляеву богатым предпринимателем, организовал в России оперную труппу. С ней он осуществил первые постановки русских опер - “Русалки” А. С. Даргомыжского и “Снегурочки” Н. А. Римского-Корсакова, - которые пользовались у московской публики значительным успехом. Так же он поставил оперу “Псковитянка” Н. А. Римского-Корсакова. С этой оперой, которая нигде не шла, театр выехал на гастроли в Петербург.

На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало-помалу начинается строительство органов в России. В начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий: А. К. Глазунов, Старокадомский.

Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов - композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова. Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент - скрипка.

Прослушивание: Т.Хренников Концерт для скрипки с оркестром До мажор, 1 часть

В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все. Большинство музыкантов непосредственного участия в революционных событиях не принимали, и потому связи между ними были довольно слабыми.

Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX-началаXXвв.

Почти все меценаты конца XIX - начала XX века были купцами-старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой - они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах.

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.

С.И. Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих друзей - художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов, именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905). Этот меценат пожертвовал около 500 Истинные меценаты никогда не стремились афишировать свою деятельность, скорее, наоборот. Часто, совершая крупную благотворительную акцию, они скрывали свои имена. Известно, что Савва Морозов, например, оказал большую помощь в основании Художественного театра, но при этом поставил условие, чтобы его имя нигде не упоминалось. О Савве Тимофеевиче Морозове наш следующий рассказ.

Происходил из старообрядческой купеческой семьи. Окончил гимназию, а затем физико-математический факультет Московского университета и получил диплом химика. Общался с Д. Менделеевым и сам написал исследовательскую работу о красителях. Обучался также в Кембриджском университете, где изучал химию, а затем в Манчестере – текстильное дело. Являлся директором Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°». Ему принадлежали хлопковые поля в Туркестане и несколько других товариществ, где он был пайщиком или директором. Благотворительностью занимался постоянно: на своих фабриках он ввел оплату по беременности и родам работающим женщинам, выделял стипендии молодым людям, обучавшимся в стране и за рубежом. Известно, что на его предприятиях рабочие были более грамотными и образованными. Помогал он и нуждающимся студентам Московского университета.

В 1898 г. он вошел в состав Товарищества для учреждения в Москве театра и регулярно вносил большие пожертвования на строительство и развитие МХАТа, инициировал строительство нового театрального здания. За границей на его деньги были заказаны самые современные приспособления для сцены (осветительное оборудование в отечественном театре впервые появилось именно здесь). На здание МХТа с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей.

К сожалению, связи с революционным движением, а также личные обстоятельства привели С.Т. Морозова к преждевременной смерти.

В изобразительном искусство следуют большие перемены. В 90 - 900-е гг. складывается ряд объединений художников, которые резко полемизируют и даже враждуют друг с другом, ибо коренным образом расходятся по вопросам искусства и эстетики. Наиболее влиятельными объединениями становятся «Мир искусства» (с одноименным журналом) и «Союз русских художников».

Хотя «Мир искусства» привлек в свои ряды многих художников и не разделявших эстетические и мировоззренческие взгляды его лидеров С. П. Дягилева и А. Н. Бенуа, основу объединения составляла группа петербургских художников, резко выступивших против академизма и передвижничества, заинтересованных в контактах с художниками Западной Европы. Консолидация разнородных сил в «Мире искусства» стала возможной вследствие того, что в это время передвижничество было ослаблено противоречиями между передовыми и отсталыми силами внутри объединения, а академизм переживал очевидный упадок. Основополагающие статьи лидеров «Мира искусства» защищали идейные позиции в духе модного в те годы неокантианства и самодовлеющего эстетизма. Специфика «мирискусни-чества» проявлялась наиболее отчетливо в творчестве А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, М. В. Добужинского, Л. С. Бакста.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание : М. Шорникова, занятие 1 читать, ответить на вопросы.

Конец XIX - начало XX века - важный период в развитии русского искусства. Он совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В.И.Ленин назвал пролетарским. Это было время ожесточенных классовых боев, трех революций - 1905-1907 гг., февральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической революции, время крушения старого мира. Окружающая жизнь, события этого необычайного времени определили судьбы искусства: оно претерпело в своем развитии много сложностей и противоречий. Новые пути искусству будущего, социалистического мира открыло творчество М.Горького. Его роман “Мать”, написанный в 1906г., стал примером талантливого воплощения в художественном творчестве принципов партийности и народности, которые впервые были четко определены В.И.Лениным в статье “Партийная организация и партийная литература” (1905г.). Шульгин В. С. Культура России IX-XX вв. - М, 2006., с. 34.

Какова же была общая картина развития русского искусства в этот период? Еще плодотворно работали ведущие мастера реализма - И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, В.Е.Маковский. В 1890-е годы их традиции нашли свое развитие в ряде произведений молодого поколения художников-передвижников, например, Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930 гг.), творчество которого также связано с жизнью народа, с жизнью крестьян. Его картины правдивы и просты, ранние - лиричны (“По реке Оке”, 1890; “Обратный”, 1896) , в поздних, ярко живописных, живет буйная жизнерадостность (“Девушка с кувшином”, 1927; все три в ГТГ). В 1890-Е ГОДЫ Архипов написал картину “Прачки”, рассказывающую об изнурительном женском труде, служащую ярким обличительным документом самодержавию (ГРМ).

К молодому поколению передвижников относятся также Сергей Алексеевич Коровин

(1858-1908) и Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930). Десять лет трудился Коровин над своей центральной картиной “На миру” (1893, ГТГ). Он отразил в ней сложные процессы расслоения крестьянства в современной ему капитализировавшейся деревне. Важнейшие стороны жизни России сумел выявить в своем творчестве и Касаткин. Он поднял совершенно новую тему, связанную с усилением роли пролетариата. В шахтерах, изображенных в его знаменитой картине “Углекопы. Смена” (1895, ГТГ), угадывается та мощная сила, которая в недалеком будущем разрушит прогнивший строй царской России и построит новое, социалистическое общество.

Но в искусстве 1890-х годов обнаружилась и иная тенденция. Многие художники стремились отыскать теперь в жизни, прежде всего ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзажи. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П.Рябушкин, Б.М.Кустодиев и М.В.Нестеров.

Излюбленным жанром Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904) был исторический жанр, но он писал и картины из современной ему крестьянской жизни. Однако художника привлекали лишь отдельные стороны народной жизни: обряды, праздники. В них он видел проявление исконно русского, национального характера (“Московская улица XVII века”,1896,ГРМ). Большинство персонажей не только для жанровых, но и для исторических картин были написаны Рябушкиным с крестьян - художник почти всю свою жизнь провел в деревне. В свои исторические полотна Рябушкин привносил некоторые характерные черты древнерусской живописи, как бы подчеркивая этим историческую достоверность изображений (“Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)”, 1901, ГТГ).

Другой крупный художник этого времени - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) изображает ярмарки с разноцветными ложками и грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой жизни.

В раннем творчестве Михаила Васильевича Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои - худенькие отроки - обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины (“На горах”, 1896, Музей русского искусства, Киев; “Великий постриг”, 1897-1898, ГРМ). Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004., с. 133.

К этому времени относится творчество пейзажиста и анималиста Алексея Степановича Степанова (1858-1923). Художник искренне любил животных и безупречно знал не только внешний вид, но и характер каждого зверя, его навыки и повадки, а также специфические особенности различных видов охоты. Лучшие картины художника, посвящены русской природе, проникнуты лиризмом и поэзией -“Журавли летят”(1891), “Лоси” (1889; обе в ГТГ), “Волки” (1910, частное собрание, Москва).

Глубокой лирической поэзией проникнуто и искусство Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905). Прекрасны и поэтичны его образы задумчивых женщин - обитательниц староусадебных парков - и вся его гармоническая, похожая на музыку живопись (“Водоем”, 1902, ГТГ).

В 80-90х годах 19 века формируется творчество выдающихся русских художников Константина Алексеевича Коровина (1861-1939), Валентина Александровича Серова и Михаила Александровича Врубеля. В их искусстве с наибольшей полнотой отразились художественные достижения эпохи.

Дарование К.А.Коровина одинаково ярко раскрылось как в станковой живописи, в первую очередь в пейзаже, так и в театрально-декарационном искусстве. Очарование коровинского искусства заключается в его теплоте, солнечности, в умении мастера непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в колорическом богатстве его живописи (“У балкона”, 1888-1889; “Зимой”, 1894-; обе в ГТГ).

В самом конце 1890-х годов в России формируется новое художественное общество “Мир искусства” во главе с А.Н.Бенуа и С.П.Дягилевым, оказавшееся большое влияние на художественную жизнь страны. Основное его ядро - художники К.А.Сомов, Л.С.Бакет, М.В.Добужинский, Е.Е Лансере, А.П.Остроумова-Лебедева. Деятельность этой группы была очень разносторонней. Художники вели активную творческую работу, издавали художественный журнал “Мир искусства”, устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров. Мирискусники, как называли художников “Мира искусства”, стремились приобщить своих зрителей и читателей к достижениям национального и мирового искусства. Их деятельность способствовали широкому распространению в русском обществе художественной культуры. Но вместе с тем она имела и свои минусы. Мирискусники искали в жизни лишь красоту и осуществление идеалов художника видели лишь в вечной прелести искусства. Их творчество было лишено боевого духа и социального анализа, свойственных передвижникам, под знаменем которых шли самые прогрессивные и самые революционные художники.

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) по праву считается идеологом “Мира искусства”. Он был широко образованным человеком и обладал большими познаниями в области искусства. Он занимался главным образом графикой и много работал для театра. Как и его товарищи, Бенуа разрабатывал в своем творчестве темы из прошлых эпох. Он был поэтом Версаля, его творческая фантазия загоралась, когда он снова и снова посещал парки и дворцы петербургских пригородов. В своих исторических композициях, населенных маленькими, словно бы неживыми фигурами людей, он тщательно и любовно воспроизводил памятники искусства и отдельные детали быта (“Парад при Петре1”, 1907, ГРМ).

Ярким представителем “Мира искусства” был Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Он получил широкую известность как мастер романтического пейзажа и галантных сцен. Его обычные герои - словно пришедшие из далекой старины дамы в высоких пудренных париках и пышных кринолинах и изысканные томные кавалеры в атласных камзолах. Сомов прекрасно владел рисунком. Особенно это сказалось в его портретах. Художник создал галерею портретов представителей художественной интеллигенции, в том числе поэтов А.А.Блока и М.А.Кузмина (1907, 1909; оба в ГТГ).

В художественной жизни России начала века значительную роль сыграла также художественная группировка “Союз русских художников”. В нее входили художники К.А.Коровин, А.Е.Архипов, С.А.Виноградов, С.Ю.Жуковский, Л.В,Туржанский, К.Ф.Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они являлись преемниками пейзажной живописи второй половины 19века.

По горизонтали
3. Фамилия ученого, которому в 1904 году присудили Нобелевскую премию за открытия в области физиологии пищеварения
5. Название общедоступных университетов, которые открывались в крупных городах в начале 20 века
8. Название понятия в архитектуре к.19-н.20 века, в котором появляется отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло)
10. Одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма
12. Фамилия первого русского кинопредпринимателя, который в 1907 г. Начал производство отечественных игровых фильмов, построил в Москве кинофабрику, ряд кинотеатров
13. Один из крупнейших русских историков, ординарный профессор Московского университета
17. Абстрактное, беспредметное, течение в искусстве 20 в., выдвинувшее идею отказа от изображения форм реальной действительности
21. Название художников, причудливо сочетавших в своих картинах традиции народного искусства и модернистский стиль изображения
По вертикали
1. Русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991), в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра
2. Фамилия режиссера первых художественных лент «пиковая дама», «отец Сергий»
4. Фамилия ученого, который в к.19-н.20 века заложил основы биохимии, биогеохимии, радиогеологии
6. Псевдоним русского писателя, прозаика, драматурга. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. На рубеже xix и xx веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму
7. Фамилия русского архитектора, который является одним из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа xix-xx столетий (здание Ярославского вокзала, особняк Рябушинского в Москве)
9. Художественное направление, возникшее в конце 19 века и считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы
11. Направление в искусстве конца xix - начала xx века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля
13. Отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Был изобретён в конце xix века и стал крайне популярен в xx веке
14. Обозначение течения в литературе и искусстве конца 19 - начала 20 веков, характеризующегося оппозицией к общепринятой мещанской морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д
15. Фамилия ученого, сыгравшего огромную роль в становлении воздухоплавания, заложившего основы современной гидро- и аэродинамики
16. Это массовая поэзия, близкая городским низам: авторы зачастую свои, рабочие. Стихи понятны и конкретны–своеобразный отклик на реальные события
18. Термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 вв. или начала 20 в
19. Направление в искусстве последней трети xix - начала xx веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления
20. Проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом xx века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией