Начало истории человечества первобытные люди. Начало истории. (прикрепленный пост, ниже новые сообщения). Вопрос: какая эпоха в истории была самой долгой

План

1. Исторические эпохи.
2. Знакомство с историей и археологией.

4. Первобытный мир.
5. Заключение.

1. Исторические эпохи.

Историю человечества можно разделить на несколько больших эпох:


2. Знакомство с историей и археологией

Самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной.

Как люди узнали о первобытных людях? Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости. Ученых, производящих раскопки называют археологами.

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

Первые известные нам предки человека и обезьян обитали более двух миллионов лет назад и назывались дриопитеки.

3. Отличие первобытного человека от современного.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами — современных людей — и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Он не умел говорить, издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали страх и гнев, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности, ел только то, что находил.

Это были древесные животные, напоминающие по своему строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели только древесный образ жизни. Именно они могли дать начало линии животных, ставших впоследствии предком человека.

4. Первобытный мир.

Самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной. Первобытная (родовая) община. Характеризуется коллективным трудом и потреблением.

Первобытные люди жили группами, т.к в одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни. Им не нужно было заботиться о тёплой одежде. Они жили там, где всегда тепло. Первобытные люди строили жилища, чтобы защищаться от палящих лучей солнца, непогоды, хищников.

Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля (занятия для мужчин), которые требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти, но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта. Собирательством (занятие для женщин) – умением разбираться в разных растениях и собирать съедобные грибы, а так же обменом добычей – с другими племенами.

Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.

Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

5. Заключение.

Первобытная история длилась сотни, тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.

Просмотры: 34 943


ЧЕЛОВЕК И НАЧАЛО ИСТОРИИ

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

(Св. апостол Павел) ((К римлянам, 8; 9))

Многие полагают, что человек - это «умное животное», не более. Они заявляют, что религия - ответ людей на невозможность объяснить некоторые явления природы, а труд - тяжкая обязанность. Свободное время, вот главное богатство человека, думают они.

Если бы все это было так, мы не писали бы книгу об истории человечества, потому что никакой истории не было бы вовсе.

Животное не обращает внимания на необъяснимые явления природы, и все тут. Какой же это «ум» обожествлять их? Умное животное находит пищу, а все его остальное время - свободное. Не дураком ли был бы волк, если бы взялся приделывать себе искусственные рога, чтобы сразиться с маралом?

Нет, человек совсем, совсем не животное.

Человек - духовное существо, имеющее телесную оболочку. Религия - попытка общения с высшим духовным началом. Труд - жизненная потребность человека, такая же, как пища и отдых. Благодаря труду человек и общество эволюционируют от низших форм существования среди животного мира к духовному совершенству.

Нравственность , труд, информация - вот три категории, отличающие человека от животного и лежащие в основе его истории .

Эти постулаты и предлагаемая нами хронология цельной, последовательной и непрерывной истории человеческой цивилизации взаимно, подтверждаются.

Традиционная хронология истории, рисующая картину необъяснимых взлетов и падений, рождений и исчезновений цивилизаций, никак не соотносится ни со взглядом на человека как на дух, ни с тем представлением, что человек - это обезьяна; упражнениями с палкой развившая свой мозг и интеллект.

Начало истории

Мы не знаем, когда, где и как появился человек на нашей планете, и сомневаемся, что кто-либо из ныне живущих достоверно знает это. Скорее всего, люди, появившись однажды, начали расселяться по Земле, ведя первобытно-общинный образ жизни, занимаясь охотой и собирательством съедобных растений. Этот период истории достаточно хорошо описан в учебниках, и мы не будем повторяться.

Для формирования единой человеческой общности и прогресса людей требовались определенные условия, и они, согласно нашей версии, сложились к III веку н. э. в районе Средиземноморья.

Этих условий было три:

1. Переход от животных видов «работы» по добыванию пищи (охота, сбор плодов) к человеческому труду - сельскохозяйственному, промышленному, интеллектуальному.

2. Создание людьми системы связей для обмена продуктами труда и идеями, в том числе (и прежде всего) письменности.

3. Принятие единобожия, как идеологии духовной общности, единства людей разных рас и племен.

Существует представление, что человечество развивалось медленно и неспешно, продолжалось это тысячелетиями, и лишь в XX веке был совершен резкий рывок вперед. Нам же кажется, что реальная картина все же несколько другая: разобщенные племена сотни тысяч лет развивались самостоятельно, накапливали знания и суеверия, рывок же начался в первых столетиях нашей эры в едином центре - Средиземноморье.

Это вроде копья с длинным древком, наконечник которого - цивилизация, а XX век - всего лишь острие этого наконечника. Цивилизация наша более чем молода; по отношению ко всей истории человека длительность ее составляет доли процента - так удивителен ли разрыв в уровнях развития разных народностей, наблюдаемый нами в XX веке?

Мы считаем, что человечество, обладая современной наукой, компьютерами и спутниками, находится все еще в самом начале своего грандиозного пути.

Первым шагом к цивилизации стало возникновение земледелия в Египте. Это был даже не шаг, а гигантский скачок! Земледелием нельзя заниматься «между прочим». Ведь посадка семян, обработка, сбор и хранение урожая делают человека привязанным к одному месту.

Если в этом месте много другой пищи, земледелие не возникнет, если мало - человек становится слишком зависим от урожая и опыт может кончиться печально для этого человека. Урожая должно быть достаточно, чтобы результат сразу превысил некоторый предельный порог. Первый же эксперимент должен был принести удачу, и в долине Нила это стало возможным, так как из-за ежегодного разлива наносился ил, и урожай можно было получать без особых технических средств и приемов.

Хоть и невозможно назвать точную дату первого сбора урожая, без сомнения, Египет - колыбель цивилизации. Со временем другие народы в других местах стали заниматься земледелием; это произошло одновременно с появлением новых орудий труда и применением конной тяги.

(Следует подчеркнуть: утверждая, что все это произошло «до III века», мы имеем в виду именно это - до . А уж за сколько лет до?.. За двести? За тысячу? Неведомо совершенно).

В часто упоминаемом районе между Тигром и Евфратом, в Месопотамии, как традиционно считается, существовало ирригационное земледелие. Однако, по нашему мнению, оно могло возникнуть только тогда, когда уже были хорошо известны не только технология земледелия, но и технология изготовления сельскохозяйственных орудий и, конечно, металлургия. Значит, земледелие в Месопотамии «импортного» происхождения; его принесли сюда представители других, оседлых народов.

Кричное железо впервые научились плавить на Балканах или в Богемии. (Внук библейского Каина, изобретатель и ковач металлических орудий, носил имя Балкан, или Вулкан.) Использование железа сделало возможным появление принципиально нового вооружения и средств труда, что позволило культивировать земли, на первый взгляд для этого не приспособленные.

Первоначальное развитие скотоводства с одомашниванием животных происходило на Малоазийском полуострове, и его вершиной стало приручение коня. А конница, как вид вооруженных сил, впервые появилась на Балканах: мифический создатель конницы - македонский царь Филипп, чье имя как раз и означает «коневод» (Фил - любить, здесь в смысле «собирать»; ипп - конь, входит составным элементом, например, в слово «ипподром»).

Приручение коня, безусловно, резко ускорило развитие цивилизации, поскольку сделало более быстрым и надежным сухопутное общение народов, но не меньшее значение имело и начало судостроения, создание кораблей, способных не только на каботаж, но и на дальние плавания. Развитие же судостроения немыслимо без новых способов обработки древесины, изобретения пилы и сверла.

Оседлость и достаточный уровень производства позволили некоторой части зажиточных людей заняться интеллектуальной деятельностью, наукой и литературой, а начало производства в Библосе и Египте папирусной бумаги - способствовало широкому распространению грамотности.

Литература зародилась как короткие записи сказок и анекдотов, первичной речитативной поэзии и разного рода практических сведений и рецептов, потом появились первые хроники.

Начало наук - геоцентрическая астрономия и астрология.

Также до III века н. э. был открыт способ выплавки в промышленных масштабах меди из кипрских рудников, начата разработка оловянных руд в Испании, а появление в результате этого бронзы позволило производить бронзовые предметы быта и оружие.

Естественно, хозяйственное и культурное развитие народов Средиземноморья было невозможным без их взаимодействия. Велась широкая торговля - купцы везли зерно из Египта, вино из Галлии, домашний скот, кожи, шерсть с Малоазийского полуострова, металлические изделия из Румынии, Пешта, Рура, Испании, воск из славянских земель.

Торговля - двигатель прогресса. Это такой двигатель, который, будучи включенным один раз, работал без перерыва, втягивая в производственную и интеллектуальную деятельность все большее и большее количество народов, - и работает по сю пору.

Люди были такими же, как мы, - не хуже и не лучше, только их окружал другой быт, и представления их о мире были совсем иными.

Реализацией третьего - и важнейшего - условия создания единой человеческой общности (цивилизации) стало принятие единобожия большинством жителей Средиземноморья, и это привело к возникновению первой в истории Ромейской (Византийский) империи.

Центром религиозной жизни был поначалу Египет (Копт, Гипт), но к III веку как второй религиозный центр выделилась местность у подножия вулкана Везувий, самого заметного и удивительного «божественного знака» Средиземноморья. Сюда приходили представители разных народов, устанавливали свои алтари (а попросту «отмечались» перед своим Богом). Здесь сложилась первая жреческая община, учившая всех приходящих своему пониманию Бога.

Извержения вулкана и землетрясения время от времени рушили алтари, установленные богам разных племен, подтверждая учение местных жрецов, что Бог - един и поклоняться надо Ему, и только Ему.

Признание всеми единого Бога привело со временем к признанию власти от Бога, которую единый владыка получал путем посвящения, помазания на царство. К имени царя добавлялась приставка Помазанник Божий или Посвященный - Назарей на библейском языке, Христос по-гречески, Август на латыни, причем о евангельском Иисусе Христе, как он известен нам, до VII века люди не имели совершенно никакого представления.

Единобожие не означает полной идентичности воззрений людей. (Бог и сегодня един для всех религий - но посмотрите, какое разнообразие толкований и обрядов!) Не прошло и ста лет после создания в III веке империи, а религия ее уже распалась на фракции николаитов и ариан, затем произошло «библейское смешение языков» - не что иное, как введение разных языков богослужения, появились сотни религиозных сект и общин, и каждый проповедник видел в небесных знамениях свою Божью правду.

Надо иметь в виду совершенно безбрежную суеверность людей, одушевление ими предметов и, главное, звезд. Звезды! Они имеют имена, которые могут быть записаны буквами. Они объединены в созвездия, и созвездия эти - не скопища пылающих шаров в безвоздушном пространстве (как знаем мы), а фигуры , также имеющие названия и предназначения. Астрология отнюдь не была отвлеченной наукой.

Религиозным центром стал Везувий в Италии (подробнее об этом в следующих главах). Политический центр первой в истории империи разместился в Румынии (Романии) и примыкающей к ней Румелии, это общее название балканских стран и Малой Азии. До начала широкого железоделания в Германии (в Руре) эта область была в промышленном и техническом отношении самой передовой в мире, сюда тянулись купцы из Европы, Азии и с севера Африки. Здесь было средоточие торговых путей, сюда стекалась информация со всего мира, а информация дает власть.

Первая мировая Ромейская (Византийская) империя включала в себя Англию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Египет и всю Северную Африку, Болгарию и Балканский полуостров с архипелагом, Малую Азию и Сирию. (Названия приведены здесь в современной географической традиции).

Вот чем была изначально Римская империя. В этой книге мы называем ее Ромейской или Византийской, а ее западную часть, ставшую самостоятельной значительно позже, называем Романской.

Двум частям этой территории, Романии и Румелии, обязаны мы легендой об образовании города Рим (Roma) двумя братьями Ромулом и Ремом.

«У всех византийских летописцев греки не называются иначе как „римлянами“. И только в XV столетии афинянин Халкокондилас усвояет за своими земляками наименование „эллинов“», - пишет Н. Морозов. Разумеется, датировка таких летописей и определение мест, где совершались описанные в них события, могли привести к ошибкам. Ромеями, или римлянами, называют себя и современные грекоговорящие греки, а группа греков, живущих на Кавказе и говорящих на турецком языке, называет себя урумами. Это слово произошло позже от названия Рум, Румский султанат, что есть отуреченное название Ромеи.

Путь Моисея

…прогонит Яхве все эти народы от тебя, и вы овладеете народами, более великими и сильными, чем вы.

(Второзаконие, 11; 23)

«Комментарии» к Пятикнижию Моисееву (М., 1992) весьма и весьма обширны. Мы приведем из них двадцать пунктов подряд, без выборки, из относящихся к библейским географическим названиям (Числа, 33):


…14. Рефидим - обычно пытаются локализовать в окрестностях Вади Фиран или Вади Шейх на западе Синайского полуострова.

15. Пустыня Синай - окрестности священной Горы; локализация местности неясна и зависит от локализации горы Хорев.

16. Киврот-Хаттаава - евр. «Погребение вожделения».

17. Хацерот - идентифицируется с пунктом Айн ал-Хазра на северо-востоке Синайского полуострова.

18. Ритма - обычно отождествляется с Вади Ретемат поблизости от Айн Кадис.

19. Риммон-Парец - расположение неизвестно.

20. Ливна - местоположение неизвестно.

21. Рисса - возможно, идентифицируется с Расой, расположенной неподалеку от Акабы (Эйцион-Гевер).

22. Кехелат - название означает «Место собрания».

23. Гора Шафар - идентифицируется с Джебель Аранф.

24. Харад - возможно, Джебель Араде.

25. Макхелот - местонахождение неизвестно.

26. Тахат - возможна идентификация с Вади Эльти.

27. Тарах - местоположение неизвестно.

28. Митка - местоположение неизвестно.

29. Хашмона - местоположение неизвестно.

30. Масерот - местоположение неизвестно.

31. Бене Йаакан - местоположение неизвестно.

32. Хор-Хаггидгад - возможна идентификация с Вади Гузагиз, но также с Вади Гиддаде.

33. Йатевета - местоположение неизвестно.


Столь полно описанный в Библии путь Моисея (в Коране - под именем Мусы) и его народа в рамках современной географии Ближнего Востока почти никак не локализуется.

Почему? Потому что в первоначальных текстах названия записывались только согласными буквами, почти совсем без гласных: КНУН, ЛБНУН, ПРТ; и только значительно позже, когда евангельская географическая традиция уже сложилась, названиям этим были приданы гласные буквы, и получилось Ханаан, Ливан, Евфрат… Место действия толкователи поместили в Палестину. А правильно ли это? Правильно ли «огласованы» названия?

Если в библейских текстах описаны реальные события (а это так), происходившие с реальными людьми (что тоже правда), то, без сомнений, в каких-то реальных местностях. Определив эти местности, мы увидим, что совершался поход Моисея от горы Синай (Сион, Хорив) в землю обетованную значительно позже, чем говорят теологи. Во II или III веке н. э., полагаем мы, начался путь народа Моисея.

Откуда нам начинать поиск объектов, поименованных в Библии городов, рек и гор? Представьте себе, буквально «от печки» - вулкана.

Вулканических фрагментов в Библии тьма-тьмущая, на это давно обратили внимание многие исследователи. На третье новолуние после «бегства из Египта» Моисей оказался возле некой горы, на которой имел продолжительную встречу с Богом-Громовержцем. Эта гора носит разные названия: Сион (Столб), Синай и Хорив (Хоррибл, ужасный). Это вулкан, ужасный и громогласный, со столбом дыма и пепла.


Ставрос (кол, крест) по-гречески, или Сион (столб, путеводный знак) по-библейски - над Везувием при извержении 1822 года


Обратимся к первоисточнику.

«На третий день, при наступлении утра, были громы, и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и поднимался ее дым, как дым плавильной печи, и очень сотрясалась рея гора. И звук трубный становился все сильнее и сильнее…» (Исход, 19; 16, 18, 19).

«И стоял народ вдали; а Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исход, 20; 21).

«Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, и бйла тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов его вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Второзаконие, 4; 11–12).

Итак, описания горы Синай-Сион-Хорив однозначно показывают нам действующий вулкан.

Но! Традиционная гора Синай никогда не была вулканом. Вообще на Синайском полуострове, в Сирии и Палестине, на севере Африки нет и в исторически обозримом прошлом вулканов не было.

Где же наша «печка»?

Геологическая карта Средиземноморья вкупе с некоторыми библейскими «подсказками» дает нам единственный подходящий вулкан: Везувий в Италии.

Везувий - вулкан плинианского типа. Вот что представлял он собой в те времена: из кратера с огромной силой бьют газы, образуя вместе с пеплом высоченный, многокилометровый столб багрово-черного цвета. Вверху он расплывается в облако в форме итальянской сосны - пинии и издали похож на столб с перекладиной, крест. Образование креста сопровождается грозами с полыхающими молниями. Изредка происходит извержение лавы, но грозы с ливнями, смешиваясь с колоссальным количеством пепла, дают грязевые потоки, по разрушительности не уступающие лавовым. Одновременно наблюдается трясение земли - тоже с преизрядным грохотом.

Это был очень, очень заметный и самый необъяснимый объект Средиземноморья;

Египет был не только колыбелью цивилизации, но и первым религиозным центром, Везувий стал вторым. Надо полагать, спор Моисея с «египетским фараоном» - это спор о вере с применением колдовства; не желая оставаться рабом прежнего Бога, Моисей хотел уйти и увести своих последователей - «свой народ».

Давайте посмотрим, куда мог повести его Моисей, если шли они от Везувия? Возможна ли идентификация библейских названий?

«Господь, Бог наш, говорил нам в Хориве, сказав: Довольно вам сидеть на этой горе! Поворотитесь и двиньтесь, и пойдите на Гору Аморейскую и ко всем их соседям, в пустыню, на гору и на низменность, и на южный край и к берегам моря, в землю КНУН и к ЛБНУН, даже до реки великой, реки ПРТ» (Второзаконие, 1; 6–7).

В итальянской географии можно огласовать эти названия, как Кенуя (Генуя) вместо Ханаана; ЛБНУН в точном переводе значит «Белый» - и действительно дальше, по пути из Италии, имеется Белая гора - Монблан. ПРТ, огласуемый обычно как Евфрат, можно посчитать рекой Прут - это крупный приток Дуная.

«И отправились мы от Хорива и шли по всей этой великой и страшной пустыне…» - в самом деле, рядом с Везувием расположены знаменитые Флегрейские поля - обширные, выжженные земли, залитые лавой, полные мелких вулканов. «И пришли в КДШ В-РНЭ». Теологи полагают, что это то ли город, то ли водный источник Кадес-Варни; но это, возможно, Кадикс-на-Роне - современная Женева. «И много ходили вокруг горы Сеир». Название горы оставлено теологами без перевода; если же перевести - получится Чертов хребет, Чертова гора. За Женевским озером она так до сих пор и стоит (Diablereux, Чертова гора).

(Если был бы проведен конкурс по выбору местности, претендующей на звание «земли обетованной», с участием Палестины и Швейцарии, - что избрали бы вы?)


Одно из извержений Везувия с громом и молниями


После исхода из «Египта» (заключаем Египет в кавычки, так как в неогласованном еврейском оригинале Библии вместо названия Египта - Копт или Гипт - написано МЦРМ, МИЦ-РАИМ); так вот, после бегства от «фараона» (в Коране - «фир-аун») была послана погоня за беглецами, однако те прошли по дну моря и спаслись. «Гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушей, и расступились волны» (Исход, 14; 21). Совершенно недвусмысленно написано: восточный ветер! Посмотрите на карту: если дело происходит у Красного моря (таково традиционное решение), то восточный ветер в лучшем случае может нагнать воду, но никак не отогнать. Восточный ветер может отогнать воду, например, в Неаполитанском заливе, недалеко от Везувия. Видимо, беглецов прижали к берегу и они не имели другого пути.

Невозможно не заметить, что для рабов, спасающихся от притеснений и нищеты, эти люди снаряжены неплохо: серебро, золотые украшения, богатые ткани, металлическое оружие… Читая Библию, обратите внимание на бытовую сторону жизни этих людей - очень интересно.

«Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана» (Исход, 16; 13) - и говорить нечего, что перелетные птицы, попавшие в поднявшиеся вверх ядовитые газы от извержения вулкана, падали мертвыми в окрестностях его.

Вот яркая картина! Грохот, ужас, разрушение, повержены языческие идолы - беглецы, славящие единого Бога, не имеют, чем питаться, - и тут Бог посылает им пищу. Голодный народ вместе со своим предводителем толкует это как заботу Бога о них… Но «мясо еще было в их зубах, еще не были съедены птицы, как возгорелся на нйх гнев Громовержца и поразил он их великим мором. Они назвали это место Могилами прихоти (Погребение вожделения), потому что тут похоронили умерших».

То ли мясо птиц было ядовитым, то ли газы начали опускаться, доходя до земли, но такого не придумать было ни тогда, ни теперь.

Одна из стоянок Моисеева народа при бегстве - ТБЭРЕ, что огласовано теологами как «таверна», - но не Тибр ли это? Далее следует ЦН - Сиена.

«Перейдите поток АРНН» (Второзаконие, 2; 24). В современной Библии: река Арнон. Но в Италии и сегодня можно видеть реку Арно! «И шли к Васану». Считается, что Васан (Башан) - это местность в Заиорданье; постоянно упоминается в Библии… и до сих пор стоит в Ломбардии Bassano.

«…и шли к Васану; и выступил против нас на войну Ог, царь Васанский, со всем народом своим, при Адрии» (Второзаконие, 3; 1). Адрия существует до сих пор, под этим самым названием, близ устья По, а реку По некоторые латинские авторы частенько называли Иорданом (Eridanum), что хорошо ложится на неогласованное библейское название ИРДН.

«И взяли мы в то время все города его; не было города, которого мы не взяли бы у них: шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога Васанского» (Второзаконие, 3; 4). Города укреплены были высокими стенами - не поселки какие-нибудь камышовые!

Шестьдесят укрепленных городов! У одного только царя Ога! А сколько еще царей победило войско Моисея?.. Не было, нет и, возможно, никогда не будет такого количества городов на землях современного Израиля. А вот на севере Италии и в самом деле стояло в ранние средние века (в средние века) множество городов, известных и по сю пору: Верона, Падуя, Феррара, Болонья и другие.

«Ибо только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот, одр его (гроб), одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужских» (Второзаконие, 3; 11). Ну что тут сказать? Знаменитая металлическая гробница Теодориха Готского действительно «и теперь в Равенне», да только Равенна - не в Палестине, а в Италии.

Город Масса (Исход, 17; 7), где Моисей извлек воду из скалы ударом своего посоха, существует и теперь к северо-западу от Феррары. Город Реховот, где царствовал Саул над Эдомом (Бытие, 36; 37), и теперь называется Реджио, к восток от Пары - библейского Парана (Второзаконие, 33; 2 и Числа, 10; 12).

Громовержец дал Моисею четкий стратегический план: покоряя народы Европы, дойти до места слияния Дуная с рекой Прут, спуститься вниз до Румынии и Румелии и основать государство на идеологии единобожия.

«Вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их».

Хотим остановить здесь тех читателей, которые начинают махать руками по поводу еврейских имен. Авраам (Аб-Ром), Исаак и Иаков - не имена. Не было тогда еще имен в нашем понимании! Вот как переводит это Н. Морозов, переводя и имена:

«Вот земля, о которой я клялся Отцу-Риму, Распространителю письмен и Богоследителю, говоря, что дам ее их потомкам».

«…но их жертвенники разрушьте, и [священные] их плиты разбейте, и их Ашеры (священные древа) разрубите, и статуи их богов сожгите огнем, ибо ты не поклоняйся другому богу, но Яхве-Богу: Мститель - его имя, Бог-Мсгитель он». («Мститель» здесь в смысле «ревнивец», «ревнующий к иным богам»).

Моисей и его первосвященник Арон (в Коране - Харун) несли народам идею единобожия, вбивая ее со всей жестокостью, разрушая по договору с Богом (Яхве, Иеве) капища местных языческих божков, ставя над народами новую знать «из колена Израиля» - то есть из богоборцев, насаждая новых священников, новые обряды, вводя новые налоги. Моисей, гениальнейший человек, создавал новый мир.

Израиль - не было названием страны или нации. Слово это означает борющихся, сражающихся с богами. Другое значение по корню ЙШР, прямой. Страна Израиля - идеал, а не вещность, по словам Исраэля Шамира.

Имя Моисея - МШЕ - означает Избавитель или Спаситель, Арон - светлый, то есть Просветитель.

Из века в век, из книги в книгу повторяется нелепая байка, будто Моисей сорок лет водил народ свой по пустыне. Что же это за пустыня, в которой стоят десятки городов, растет чудесный виноград, живут разнообразные народы?! Если только «пустыня духа», куда не пришла еще идея единого для всех Бога.

(Напоминаем, что здесь мы не занимаемся богословием, а используем Библию как источник исторических сведений).

Книга Числа интересна тем, что в ней приводятся результаты первых в истории переписей населения. Переписи необходимы для правильного взимания налогов и расчета бюджета государства, для организации призыва в армию. Для чего это вчерашним рабам, пленникам фараона, бредущим «по пустыне»?

Перепись исчислила мужчин от двадцати лет и старше, всех годных для войны богоборческой, в шестьсот тридцать тысяч пятьсот пятьдесят человек. Но это годных к службе, а призвано, предположим, 450 000 человек (основание для такого предположения вы увидите в главе «Божественный император»).

Если армия составляет более пяти процентов населения - страна разоряется (пример СССР не даст соврать). Предположим, Моисей рискнул и призвал все же пять процентов, тогда, значит, население его государства достигало 9 миллионов человек.

Лишнее доказательство, что события происходят не на узкой полоске суши, где сейчас живут 4,5 миллиона израильтян. В самом деле, не на головах же они друг у друга сидели? Они бы не прокормились! «До XX века евреи в земле Израиля почти не занимались продуктивным трудом, да и никто не занимался тут продуктивным трудом» (Исраэль Шамир. «Путеводитель по Агнону»).

Судя по всему, это численность всех подвластных Моисею народов. Не знаем численности для III века, но ученые высчитали, что в V веке в Италии, Галлии, Германии и на Балканах жило суммарно 8,5–11 миллионов человек («История Европы». М., 1992, т. 2).

Моисей расставил по странам двенадцать колен Израилевых (богоборческих):

Юг - Нижний Египет (Библос), Верхний Египет (Мемфис), Аравия, Испания и Мавритания.

Восток - Сирия, Анатолия, Греция.

Запад - Италия (Римская область и Ломбардия), Сицилия.

Север - Дунайская область, Северная Германия, Франция.

Колено Левита в армию не призывалось: мужчины этого рода становились священниками. Левитов (ЛУИ - прислужник, священник) получилось общим счетом 22 тысячи человек. Понятно, такая тьма священников тоже не для одного города предназначалась.

Существуют весьма доказательные теории, что Пятикнижие Моисеево написал все же не сам Моисей. По некоторым расчетам выходит, что оно приведено в окончательный вид в 710 году н. э., значительно позже событий, описываемых в Пятикнижии.

«И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню. И погребен на долине в земле Моавитской против Веффегора (Бет-Пеора), и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Второзаконие, 34; 5–6).

Моисей умер в походе, и дело его принял Иисус сын Нуны (Навин); и убил он при завоевании Страны Израиля (то есть при создании богоборческой империи) тридцать царей, в том числе отца армянского царя Шобаха. Собрал армянский царь великую силу воевать Навина, но ничто не помогло ему - «сокрушил силу армян Иисус Навин».

Откуда такая прорва царей в Израиле? И какого горя искали там армяне? Не объяснить этого никак, если не понять, что выполнил Навин завет, дошел до устья Дуная, сражаясь по пути с царями, а спустившись к югу берегом Черного моря, нашел идеальное место у Босфорского пролива, откуда удобно вести контроль за военными, религиозными и финансовыми делами складывающейся империи. Между прочим, идеальное место и для международной торговли, и для поборов с проплывающих судов.

Здесь уже территория Армении (Аромении?), включавшей в себя в отдельные времена земли от Каспийского до Средиземного моря и ставшей составной частью создаваемой единобожцами империи.

Так когда же? Когда все это было? Нет, никак не в XIII веке до н. э. произошли все эти события, а во II или, скорее, в III веке н. э., незадолго до появления в Византии столицы первой в истории человечества Ромейской империи.


ЗАПОВЕДИ БОЖИИ, данные людям через Моисея





Аналогичные заветы имеются и в Коране. Например:

И вот взяли Мы договор с сынов Исраила: «Вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; к родителям - благодеяние, и к родичам, и сиротам, и беднякам. Говорите людям хорошее, выстаивайте молитву, приносите очищение»…

И вот Мы взяли договор с вас: «Вы не будете проливать вашей крови, и вы не будете изгонять друг друга из ваших жилищ» (сура 2/77, 78).

Божественный император

Диоклетиан Гай Аврелий Валерий (Богопризванный Сильный Золотой Крепкий - с латыни и еврейского) стал императором в 284 году, в возрасте сорока лет, после того как его предшественник умер в походе.

Мы уже говорили, что имен в сегодняшнем понимании в начале нашей эры не было. Поэтому мы не знаем, как звали Богопризванного Сильного Золотого Крепкого до воцарения.

III век - век «перехода» от историй мнимой к истории подлинной. Ромейская империя, начало которой мы описываем сейчас, как бы уже «закончилась» накануне этого века, сдвинутая в прошлое на 333 года в результате хронологической ошибки. Получается, что перед первым императором - Диоклетианом - правил последний император этой же империи.

Но между началом и концом целой эпохи общество развивалось. Если и в самом деле перед нами начало после конца, мы должны неизбежно обнаружить изрядный регресс, попятное движение. Такое попятное движение есть. Его обнаружили сами историки-традиционалисты и, не зная, как объяснить, просто приняли за данность - так уж, дескать, получилось… все вернулось к прежнему…


Диоклетиан и Максимиан. Памятник перевезен в 1204 году из Константинополя в Венецию


Такой эффект, будто кинофильм крутят задом наперед. В школьных учебниках описание этого «регресса» выглядит примерно следующим образом:

Ранее (до Траяна) не только оружие римлян, но также и речь, вера, обычаи всюду продвигались вперед. 100–200 лет спустя, обратно, все римское стало отступать назад. По краям империи село множество варваров; латинская речь местами исчезла, местами огрубела и исказилась. Особенно войско потеряло прежний римский характер.

К солдатам переходила вера врагов империи. Иноплеменники, потомки варваров, добирались до важных должностей, получали начальство над легионами. Все больше и больше исчезали старинные римские обычаи и порядки. Император уже более не делился властью с сенатом. Он не считался уполномоченным от народа: он был правитель по божественному закону.

На самом-то деле до «сената» было еще жить да жить; и ничто римское не «отступало назад» - его просто не было, все было впереди.

Первым императором «по божественному закону» стал Диоклетиан.

Опыта руководства такого рода империей еще не имелось (кроме опыта Моисея?), и в 285 году Диоклетиан своей властью назначил себе трех соправителей: Максимиана (Максимиан Марк Аврелий Валерий, 240–310), который считался августом (божественным) наряду с императором, и двух цезарей (рангом пониже) - Галерия и Констанция Хлора (Рыжего).

Империя была разделена на четыре части, или двенадцать диоцезов, по 101–120 провинций в каждом. Между собой их разделили так. Диоклетиан управляет восточной частью. Это Египет, Ахайя, Понт и Фракия. Столица - Никомедия в Малой Азии. (До разделения на диоцезы Египет вообще числился личным имением Диоклетиана.) Максимиан получил Италийские диоцезы, включавшие Италию, Западную Иллирию и Северную Африку. Резиденция - Медиолан (современный Милан в Италии).

Иллирийские диоцезы взял Галерий… Резиденция - Сирмия на Нижнем Дунае. Галльские диоцезы - Галлия, Испания и Британия - досолись Констанцию Хлору. Резиденция - Трир у Рейна.

Обратите внимание, никакого италийского Рима пока нет и в помине.

Неверным было бы представление об этой империи как о чем-то вроде Российской империи начала XX века, едином государстве, управляемом наследным императором. «Старинная „Римская империя“, - пишет Н. Морозов, - во все периоды своего существования походила более на современные союзы, вроде бывшего тройственного между Германией, Австрией и Италией. Латинская, греческая и египетская (арабско-мавританская и коптская) части жили совершенно независимой жизнью и если признавали в данный исторический период главенство какой-нибудь одной области, считаемой наиболее сильной или культурной, то в той же мере, как и в тройственном союзе признавалась гегемония Германии».

…При Диоклетиане вошли в обычай пышные выходы и приемы императора, земные поклоны перед ним. Он появлялся в длинной одежде первосвященника с белой жреческой повязкой, усеянной жемчугами, на голове.

Его рисовали с сиянием вокруг головы. Все, что его окружало, приобретало священный характер.

Он, конечно, воевал. Ведь по краям империи было множество варваров! Воевали в Галлии с багаудами (прототип восстания Спартака), с маврами в Африке, с Ахиллом в Египте (294–295), Каравсием в Британии (297). Отражали нападения франков и альманов на Рейне, диких племен на Дунае. (То, что варвары - это варвары, а племена - «дикие», является мнением тех, кто эти события описывал. «Варвар», или «барбар», в точном переводе с латыни значит «борода», «тот, кто носит бороду». От него современное испанское barbudo. В чем заключалась их «дикость», кроме небритого лица и неподчинения императору, мы сведений не имеем).

В 286–287 и в 296–298 годах Диоклетиан воевал на персидских землях, в результате чего укрепил влияние в Армении и Иверии (Грузии) и подчинил часть Месопотамии.

Армия его составляла 450 тысяч человек. Проведя военную реформу, он разделил войска на подвижные и пограничные. Вообще, Ромейская (Византийская) империя очень долгое время была чисто военным государством. Диоклетиан, как и все последующие императоры, был обязан крепко держаться в седле и быть в состоянии сам вести войска.

В 301 году императорским эдиктом были установлены лимиты цен на товары, но эта антирыночная реформа провалилась. Зато во взимании налогов император преуспел и дал пример будущим поколениям.

В каждой области, диоцезе, провинции, городе появилось множество чиновников для поддержания порядка, сбора налогов, надзора за поставками хлеба, продовольствия и всего прочего для войск и столицы. А чтобы исключить злоупотребления этих чиновников, были назначены еще другие чиновники по надзору за первыми. Еще одна группа чиновников находилась в столице; эти принимали счета, донесения и известия и обо всем докладывали императору.

Такие перемены вызвали большое общественное воодушевление. Требовались грамотные люди! Но даже неграмотный, но достаточно смышленый человек мог выстроить неплохую карьеру. (Максимиан был неграмотным).

Чтобы содержать свой двор (а он славился поразительной пышностью), а также чиновников и армию, Диоклетиану требовалось много средств. Он их, конечно, брал у населения. Был установлен единый поземельно-подушный налог, то есть брали с количества земли и с физического лица в натуральной форме (зерном, баранами). Этот факт позволяет усомниться в подлинности известной монеты с надписью «Диоклетиан», приписываемой его эпохе.

Когда мы говорим, что «налоги брали», то это именно и означает: ходили по домам и брали . Но имейте в виду такое противоречие, что большинство жителей воспринимали императора и его указы как божественные, а сборщиков налогов считали, скорее всего, грабителями (вот где драма!).


Константин Великий (Рим, палаццо Консерваторе)


Человек, не умеющий содержать себя и платить налоги, закреплялся за государством или другим человеком, который о нем заботился и заставлял работать и платил налоги за него. Люди «из лесов» и пленные варвары не понимали современной жизни; рабство было необходимой общественной мерой.

В своем императорском деле Диоклетиан достиг выдающихся успехов, он по праву числится среди самых замечательных государей своего времени.

В империи начались распри, вспыхнула война за власть, когда он в 305 году добровольно отказался от трона, да еще и Максимиана подбил сделать то же самое. Он поселился в своем поместье в иллирийском Салоне (ныне город Сплит в Хорватии) и занялся огородничеством. Когда однажды к нему примчались былые соратники с громогласными призывами вернуться и навести порядок - мол, без него империя гибнет! - он ответил: «Но вы посмотрите, какая у меня уродилась капуста!» И никуда не поехал.

Может быть, он чувствовал себя слишком старым, чтобы сидеть в седле и вести войска в бой? Или разочаровался в людях, окружавших его? Или иные духовные горизонты открылись ему, сделав неинтересными богатство, почести и бесконечные бои, пусть и во славу Господа?

Николай Морозов впрямую связывает имена Диоклетиана и библейского Моисея, считая, что это одно лицо. Мы склонны думать, что Моисей - это обобщенный образ; в Библии, приведенной в современный вид много позже описанных в ней событий, в Моисее слились черты и биографии нескольких первых руководителей Ромейской империи.

…Некоторое время после Диоклетиана правил Констанций Хлор, затем сын его товарища Константин, тоже иллириец (славянин); это он перенес столицу империи в Византию. Константин - имя латинское, означающее Твердый, Постоянный; а как звали его папа с мамой - тоже неизвестно.



Старинный Царьград, западная городская стена. Вид снаружи (реставрация)


С тех пор название Византия, прилагалось и к столице, и ко всей империи; официальное же название столицы - Константинополь - скорее всего появилось значительно позже; его можно перевести с латино-греческого как «Укрепленный город» («полис» - «город» по-гречески). В этой книге мы чаще всего называем этот город Царь-градом; название происходит от еврейского «кошар», превратившегося в греческом произношении в «кайсар», «царь».

Византия, давшая начало Царыраду, считается греческим поселением. Якобы греки, живущие в Греции (со столицею в Афинах), колонизовали побережья морей. Как вы увидите позже, напротив, искони «греки» жили на берегах Черного моря и средиземноморских островах, составляя одну из народностей империи, и лишь с VIII века начали колонизацию территории Греции.

На месте Византии была выстроена столица Ромейской империи, первый Рим - Царьград. Итальянского Рима, «древнейшего» и величайшего, в то время еще не было .

Давайте подумаем, случаен ли выбор мест для постройки столиц? Посмотрите на карту. Все столицы Европы и Средиземноморья расположены в устьях крупнейших рек, на их берегах и берегах морей. Если кто-то думает, что цари просто хотели жить поближе к свежему речному или морскому воздуху, то пусть оставит эти мысли. Реки - это дороги! На реке не заблудишься. По реке легко попасть в глубь материка, а море - это выход к другим странам, это информация, торговля и благоденствие (зря, что ли, Петр I «рубил окно» в Европу через Балтийское море? Хотя, откровенно говоря, Россия искони имела морской выход в Европу через Северную Двину).

Александрия стоит на Ниле, величайшей реке Африки. Париж на реке Сене, длина которой 780 км, площадь бассейна почти 80 тысяч квадратных километров. Лондон: Темза, длина 332 км по равнине, ширина в черте Лондона достигает 250 метров. А сколько столиц на Дунае и его притоках? Поразительно удобно расположение Константинополя (современного Стамбула) на берегах Босфорского пролива: выход ко всем морям, ко всем окружающим странам по любым берегам!

Нет, в древности не цари выбирали, где быть стольным градам. Столицы возникали и росли сами, не спрашивая властителей.

Почему же Рим, город городов, столицу столиц, построили на несудоходной горной речке, в тридцати километрах от моря? И чтобы в него попасть, пришлось мостить дороги во все стороны!

Дело в том, что Рим столицей империи не был никогда , и не мог ею быть. И в более поздние времена, когда делались попытки провозгласить его центром империи, ничем, кроме конфуза, такие попытки не кончались. Рим был резиденцией церкви, и только. Даже столицей Италии он стал лишь в XIX веке. Городами, стоявшими в политической иерархии значительно выше Рима, в Западной Римской, то есть Романской, империи, возникшей в IX веке, были морские города Неаполь, Генуя, Венеция. Столица же империи вообще находилась в Германии - в Ахене.

Вас это удивляет? Но почему? Ведь если на Западе «Germania» стала звучать «Джэмэни», то у нас-то она и сейчас произносится по-прежнему: артикль и название Хэ-Романиа - Германия. И ясно, что это было название основного государства империи, которое дали ему окружающие народы. Ведь сами немцы свою страну Германией не называют, а говорят: Дойчланд.


Лициний Валерий Лициниан Лициний. Усыновленный Диоклетианом сын дакийского крестьянина. Цезарь, соправитель Константина Великого. Воевал с Константином и был им побежден


Так какая необходимость была у Ромула с Ремом, вскормленных одной волчицей в VIII веке до н. э., как утверждает легенда, с помпой и шумом затевать строительство Рима-столицы? Никакой. При начале строительства, заметим, Ромул убил Рема, и пример этот, что ли, оказался заразительным? Западная Романская империя, в свою очередь, «убила» Восточную Ромейскую империю, присвоив себе ее историю.

Здесь мы возвращаемся к византийскому императору Константину, чтобы сравнить его историю с историями Ромула и библейского царя Иеровоама I. Уж слишком много в них совпадений! Все трое основали новые столицы: Рим, Сихем и Константинополь. Рим и Константинополь названы в честь своих основателей. После «эпохи Ромула», эпохи Иеровоама и эпохи Константина I других оснований столиц не было.

Каждый из них имел соправителя: Ромул - брата Рема, Константин - Лициния, а Иеровоам - Ровоама. Соправители Ромула и Константина погибли в результате борьбы со своими царями; Иеровоам и Ровоам постоянно воевали.

При Ромуле и при Иеровоаме из-за отсутствия женщин возникла угроза прекращения рода. И в том, и в другом случае для решения проблемы женщин, похитили у соседей. В истории Рима это было знаменитое «похищение сабинянок». Библия описывает «похищение девиц Силомских» при Иеровоаме. Сообщений о чем-либо подобном при Константине нет, но известно, что войско императора при закладке города было сплошь мужским, и подобное похищение вполне могло быть.

Ромул был обожествлен при жизни; Иеровоам - основатель крупнейшего религиозного движения; Константин, как и Ромул, был обожествлен при жизни (причислен к святым) и, как Иеровоам, основал крупное религиозное движение - арианство.

При Константине рождается Василий Великий, легенды о котором тождественны легендам об Иисусе Христе - сыне Бога. При Иеровоаме начинает править «царь Аса», который удивительным образом напоминает Василия Великого и Иисуса.

Константин I ближе всех к нам по времени правления. Полагаем, что двое остальных «списаны» с него - Ромул хронистом Титом Ливием, а Иеровоам - авторами Библии.

Митра и другие боги

Традиционно считается, что Диоклетиан был ярым сторонником бога Митры и гонителем ранних христиан. Противоречит ли это взгляду, что империя основывалась на идее единобожия? Нет, не противоречит, точно так же как идее единобожия не противоречит христианство.

Митра - человек, посланный Богом-отцом для борьбы со злом, совершив свои подвиги на земле, возносится на небо к своему отцу, чтобы вернуться на землю в ее последний день. Культ имеет обряд омовения от прошлых грехов при приеме новообращенного, а также обряд священной трапезы, когда митраиты едят хлеб с вином, разбавленным водой, вспоминая последнюю трапезу своего учителя с учениками и приобщаясь к божеству. Проповедуется аскетизм, равенство и братство.



Барельеф, найденный в подземном гроте Капитолия в Риме, называемый иначе барельефом виллы Боргезе. Он показывает, что митраизм и арианство - одна и та же вера. Митроносец (Mithras) приносит в жертву всесожжения созвездие Тельца. Вверху мчатся в колесницах: Луна, перед которой вестник несет опущенный факел ночи, и Солнце, предшествуемое вестником с приподнятым факелом дня. Перед приносимым в жертву Тельцом стоят с факелами вечерняя и утренняя заря. Кровь Тельца лижет Пес - Сириус, внизу созвездие Гидры, из-за которой выглядывает Рак. Далее - созвездие Ворона. Деревья вверху представляют Млечный Путь. Сам Митроносец представляет Ориона (по-библейски «ариан», то есть «арианин»). Это обычный вид неба тотчас после заката Солнца в летнее солнцестояние


Хронология религий запутана ничуть не меньше хронологии реальной истории. Например, считается, что митраизм - древнейший культ, так как он содержится в учении Заратустры, а он якобы жил во времена падения библейского Богоборческого царства. Между тем культовые надписи и рисунки этой религии указывают, что непобедимый Митра, Бог-солнце, побеждает быка (тельца), то есть астральный смысл легенды заключается в борьбе Солнца с созвездием Тельца. Это позволяет однозначно утверждать, что культ возник в начале н. э. Только с этих пор в день весеннего равноденствия созвездие Тельца «сгорает» в лучах вечерней зари.

И именно в начале н. э. митраизм появился в Европе, но не пришел с Востока, как считают сейчас историки, а только с этих пор начал распространяться на Восток.

Видимо, название происходит от еврейского МТР, что значит «орошенный», то есть «крещенный водой». Таким образом, разбросанные по всей Европе древние митреумы - это просто крестильни, подобные католическим баптистериям.

День рождения Митры - 25 декабря по юлианскому счету, праздничный день - воскресение, называемое днем Солнца. «Митраизм был почти всеобщей религией Западной Европы в первые века христианской эры» (J. Robertson. «Pagan christs»). Надо полагать, легенда о Митре и обрядность этого культа, соединившись с реальной биографией Василия Великого (об этом - в следующих главах), и дала человечеству идею христианства.

Головной убор митраистского верховного жреца - тиара, или митра. Это название имеет и головной убор папы римского; как и жрецы Митры, обувается папа римский в красную обувь и так же заведует ключами «бога-скалы», Петра.

«Перетягивание» митраизма с Древнего Востока в раннее средневековье Европы дает нам еще одно доказательство того, что библейское Богоборческое царство не что иное, как аналог Ромейской империи, сдвинутой в прошлое хронологами.

Это подтверждается и Кораном, где написано, что Арон, брат библейского Моисея (Мусы) - дядя Иисуса Христа, ибо мать его, Мария (Марйам) - сестра их.

«Вот сказали ангелы: „О, Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия - Йса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных“» (сура 3/40).

«О, Марйам, ты совершила дело неслыханное! О, сестра Харуна…» (сура 19/28–29).

Об истории религии и ее хронологии мы еще поговорим в главе «Древо веры», здесь же ограничимся лишь некоторыми аналогиями.

Так, с христианским культом практически совпадает «древнеегипетский» культ богини Изидьг, поклонники которого имели свои заутрени, обедни, вечерни, поразительно напоминающие соответствующие католические, а зачастую и православные службы. Вот перед нами «…воскресение Озириса из мертвых после трехдневного пребывания его во гробе. Изображен он в момент воскресения, восстания из гроба… Рядом, с ним стоит его жена и сестра Изида».


Боги «Древнего» Египта. Слева - Изида. Справа - боги с головами птиц и животных. Внизу справа - Гор. У всех в руках кресты. Египет считается классической страной крестов


Описание пяти египетских барельефов, традиционно датируемых 1500 годом до н. э. (до рождения Иисуса):

«На первой картине божественный вестник Тот стоит перед царицей-девой Мет-ем-ве и благовествует, что она родит сына. На второй объясняется, кто будет отцом последнего: названная дева и верховный солнечный бог Аммон сжимают друг друга в любовных объятиях. Третья картина дополняет и раскрывает смысл предыдущей: непорочное зачатие от божественного семени. На четвертой картине представлена сама сцена рождения царственного богочеловека, и, наконец, пятая рисует нам поклонение младенцу. Три коленопреклоненные человеческие фигуры приветствуют и подносят ему дары» (Н. Румянцев).

Не только в Египте, но и в Древней Индии, Месопотамии, Персии широко распространены христианские кресты. Дионис и Вакх - умирающий и воскресающий Спаситель Древней Греции. В биографии Будды масса совпадений с основными евангелическими мифами.

«…кто надеется доказать отличие смерти Иисуса от рода смерти его малоазийских родственников, кто в Марии Магдалине и других Мариях, стоящих у креста и гроба Спасителя, не могут узнать индийскую, малоазиатскую и египетскую богиню-мать Майю, Мариамму, Мариталу, Марианну, Мандану - мать „мессии“ Кира, „Великую матерь“ Пессинунта, скорбную Семирамиду, Мариам, Мерриду, Мирру, Майру (Меру)… тот пусть не суется в религиозно-исторические вопросы» (А. Древе).

Многие и многие культы различить было бы просто невозможно - их различают датировкой, а совпадения объясняют заимствованиями. Наверное, надо прекратить эти детские «Пряталки» и сказать наконец правду: традиционная хронология не верна.

Примечания:

Нравственность - основанные на опыте человечества правила, служащие меркой поведения людей и групп. Законы нравственности являются действительными законами. Этика - изучение общей природы морали и специфических выборов моральных решений, принимаемых человеком в его отношениях с другими людьми. Этика человека - его личное дело. Это те моральные решения, которые человек выбирает сам, без принуждения (Л. Рон Хаббард).

Начало истории

Мы не знаем, когда, где и как появился человек на нашей планете, и сомневаемся, что кто-либо из ныне живущих достоверно знает это. Скорее всего, люди, появившись однажды, начали расселяться по Земле, ведя первобытно-общинный образ жизни, занимаясь охотой и собирательством съедобных растений. Этот период истории достаточно хорошо описан в учебниках, и мы не будем повторяться.

Для формирования единой человеческой общности и прогресса людей требовались определенные условия, и они, согласно нашей версии, сложились к III веку н. э. в районе Средиземноморья.

Этих условий было три:

1. Переход от животных видов «работы» по добыванию пищи (охота, сбор плодов) к человеческому труду - сельскохозяйственному, промышленному, интеллектуальному.

2. Создание людьми системы связей для обмена продуктами труда и идеями, в том числе (и прежде всего) письменности.

3. Принятие единобожия, как идеологии духовной общности, единства людей разных рас и племен.

Существует представление, что человечество развивалось медленно и неспешно, продолжалось это тысячелетиями, и лишь в XX веке был совершен резкий рывок вперед. Нам же кажется, что реальная картина все же несколько другая: разобщенные племена сотни тысяч лет развивались самостоятельно, накапливали знания и суеверия, рывок же начался в первых столетиях нашей эры в едином центре - Средиземноморье.

Это вроде копья с длинным древком, наконечник которого - цивилизация, а XX век - всего лишь острие этого наконечника. Цивилизация наша более чем молода; по отношению ко всей истории человека длительность ее составляет доли процента - так удивителен ли разрыв в уровнях развития разных народностей, наблюдаемый нами в XX веке?

Мы считаем, что человечество, обладая современной наукой, компьютерами и спутниками, находится все еще в самом начале своего грандиозного пути.

Первым шагом к цивилизации стало возникновение земледелия в Египте. Это был даже не шаг, а гигантский скачок! Земледелием нельзя заниматься «между прочим». Ведь посадка семян, обработка, сбор и хранение урожая делают человека привязанным к одному месту.

Если в этом месте много другой пищи, земледелие не возникнет, если мало - человек становится слишком зависим от урожая и опыт может кончиться печально для этого человека. Урожая должно быть достаточно, чтобы результат сразу превысил некоторый предельный порог. Первый же эксперимент должен был принести удачу, и в долине Нила это стало возможным, так как из-за ежегодного разлива наносился ил, и урожай можно было получать без особых технических средств и приемов.

Хоть и невозможно назвать точную дату первого сбора урожая, без сомнения, Египет - колыбель цивилизации. Со временем другие народы в других местах стали заниматься земледелием; это произошло одновременно с появлением новых орудий труда и применением конной тяги.

(Следует подчеркнуть: утверждая, что все это произошло «до III века», мы имеем в виду именно это - до . А уж за сколько лет до?.. За двести? За тысячу? Неведомо совершенно).

В часто упоминаемом районе между Тигром и Евфратом, в Месопотамии, как традиционно считается, существовало ирригационное земледелие. Однако, по нашему мнению, оно могло возникнуть только тогда, когда уже были хорошо известны не только технология земледелия, но и технология изготовления сельскохозяйственных орудий и, конечно, металлургия. Значит, земледелие в Месопотамии «импортного» происхождения; его принесли сюда представители других, оседлых народов.

Кричное железо впервые научились плавить на Балканах или в Богемии. (Внук библейского Каина, изобретатель и ковач металлических орудий, носил имя Балкан, или Вулкан.) Использование железа сделало возможным появление принципиально нового вооружения и средств труда, что позволило культивировать земли, на первый взгляд для этого не приспособленные.

Первоначальное развитие скотоводства с одомашниванием животных происходило на Малоазийском полуострове, и его вершиной стало приручение коня. А конница, как вид вооруженных сил, впервые появилась на Балканах: мифический создатель конницы - македонский царь Филипп, чье имя как раз и означает «коневод» (Фил - любить, здесь в смысле «собирать»; ипп - конь, входит составным элементом, например, в слово «ипподром»).

Приручение коня, безусловно, резко ускорило развитие цивилизации, поскольку сделало более быстрым и надежным сухопутное общение народов, но не меньшее значение имело и начало судостроения, создание кораблей, способных не только на каботаж, но и на дальние плавания. Развитие же судостроения немыслимо без новых способов обработки древесины, изобретения пилы и сверла.

Оседлость и достаточный уровень производства позволили некоторой части зажиточных людей заняться интеллектуальной деятельностью, наукой и литературой, а начало производства в Библосе и Египте папирусной бумаги - способствовало широкому распространению грамотности.

Литература зародилась как короткие записи сказок и анекдотов, первичной речитативной поэзии и разного рода практических сведений и рецептов, потом появились первые хроники.

Начало наук - геоцентрическая астрономия и астрология.

Также до III века н. э. был открыт способ выплавки в промышленных масштабах меди из кипрских рудников, начата разработка оловянных руд в Испании, а появление в результате этого бронзы позволило производить бронзовые предметы быта и оружие.

Естественно, хозяйственное и культурное развитие народов Средиземноморья было невозможным без их взаимодействия. Велась широкая торговля - купцы везли зерно из Египта, вино из Галлии, домашний скот, кожи, шерсть с Малоазийского полуострова, металлические изделия из Румынии, Пешта, Рура, Испании, воск из славянских земель.

Торговля - двигатель прогресса. Это такой двигатель, который, будучи включенным один раз, работал без перерыва, втягивая в производственную и интеллектуальную деятельность все большее и большее количество народов, - и работает по сю пору.

Люди были такими же, как мы, - не хуже и не лучше, только их окружал другой быт, и представления их о мире были совсем иными.

Реализацией третьего - и важнейшего - условия создания единой человеческой общности (цивилизации) стало принятие единобожия большинством жителей Средиземноморья, и это привело к возникновению первой в истории Ромейской (Византийский) империи.

Центром религиозной жизни был поначалу Египет (Копт, Гипт), но к III веку как второй религиозный центр выделилась местность у подножия вулкана Везувий, самого заметного и удивительного «божественного знака» Средиземноморья. Сюда приходили представители разных народов, устанавливали свои алтари (а попросту «отмечались» перед своим Богом). Здесь сложилась первая жреческая община, учившая всех приходящих своему пониманию Бога.

Извержения вулкана и землетрясения время от времени рушили алтари, установленные богам разных племен, подтверждая учение местных жрецов, что Бог - един и поклоняться надо Ему, и только Ему.

Признание всеми единого Бога привело со временем к признанию власти от Бога, которую единый владыка получал путем посвящения, помазания на царство. К имени царя добавлялась приставка Помазанник Божий или Посвященный - Назарей на библейском языке, Христос по-гречески, Август на латыни, причем о евангельском Иисусе Христе, как он известен нам, до VII века люди не имели совершенно никакого представления.

Единобожие не означает полной идентичности воззрений людей. (Бог и сегодня един для всех религий - но посмотрите, какое разнообразие толкований и обрядов!) Не прошло и ста лет после создания в III веке империи, а религия ее уже распалась на фракции николаитов и ариан, затем произошло «библейское смешение языков» - не что иное, как введение разных языков богослужения, появились сотни религиозных сект и общин, и каждый проповедник видел в небесных знамениях свою Божью правду.

Надо иметь в виду совершенно безбрежную суеверность людей, одушевление ими предметов и, главное, звезд. Звезды! Они имеют имена, которые могут быть записаны буквами. Они объединены в созвездия, и созвездия эти - не скопища пылающих шаров в безвоздушном пространстве (как знаем мы), а фигуры , также имеющие названия и предназначения. Астрология отнюдь не была отвлеченной наукой.

Религиозным центром стал Везувий в Италии (подробнее об этом в следующих главах). Политический центр первой в истории империи разместился в Румынии (Романии) и примыкающей к ней Румелии, это общее название балканских стран и Малой Азии. До начала широкого железоделания в Германии (в Руре) эта область была в промышленном и техническом отношении самой передовой в мире, сюда тянулись купцы из Европы, Азии и с севера Африки. Здесь было средоточие торговых путей, сюда стекалась информация со всего мира, а информация дает власть.

Первая мировая Ромейская (Византийская) империя включала в себя Англию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Египет и всю Северную Африку, Болгарию и Балканский полуостров с архипелагом, Малую Азию и Сирию. (Названия приведены здесь в современной географической традиции).

Вот чем была изначально Римская империя. В этой книге мы называем ее Ромейской или Византийской, а ее западную часть, ставшую самостоятельной значительно позже, называем Романской.

Двум частям этой территории, Романии и Румелии, обязаны мы легендой об образовании города Рим (Roma) двумя братьями Ромулом и Ремом.

«У всех византийских летописцев греки не называются иначе как „римлянами“. И только в XV столетии афинянин Халкокондилас усвояет за своими земляками наименование „эллинов“», - пишет Н. Морозов. Разумеется, датировка таких летописей и определение мест, где совершались описанные в них события, могли привести к ошибкам. Ромеями, или римлянами, называют себя и современные грекоговорящие греки, а группа греков, живущих на Кавказе и говорящих на турецком языке, называет себя урумами. Это слово произошло позже от названия Рум, Румский султанат, что есть отуреченное название Ромеи.

Из книги Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации автора Гумилев Лев Николаевич

Начало истории Долгое время тибетские племена жили родовым строем, не общаясь с внешним миром. Наконец, внешний мир обратил на них внимание: с запада, из Гильгита, в Тибет вторглась черная вера бон и овладела умами и душами, а с востока пришла сяньбийская дружина и покорила

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Начало истории религий с X–XI веков Согласно нашей реконструкции, «мусульмане» XI века - военные противники крестоносцев, - это «иудеи» того времени. Это отождествление не означает, что предки современных мусульман были тогда иудеями в современном смысле этого слова

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора

ЧЕЛОВЕК И НАЧАЛО ИСТОРИИ

Из книги Новая хронология земных цивилизаций. Современная версия истории автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Начало истории Мы не знаем, когда, где и как появился человек на нашей планете, и сомневаемся, что кто-либо из ныне живущих достоверно знает это. Скорее всего, люди, появившись однажды, начали расселяться по Земле, ведя первобытно-общинный образ жизни, занимаясь охотой и

Из книги История Древнего мира [От истоков Цивилизации до падения Рима] автора Бауэр Сьюзен Уайс

Часть первая Начало истории

Из книги По следам древних культур [с иллюстрациями] автора Коллектив авторов

Начало истории северных племён Когда и как был заселен север Азии? В истории науки хорошо известны воззрения многих ученых, которые в духе своего времени рисовали грандиозную и величественную картину последовательного отступания с запада на восток, из Европы в Северную

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Из книги Англия. История страны автора Дэниел Кристофер

Начало английской истории, 150 год до н. э.-50 год н. э Около 100 года до н. э. британцы вновь ощутили на себе влияние континента. Это было связано с быстрым ростом Римской империи, которая победным маршем прошла по территории современных Бельгии, Франции и вдоль Рейна. Римляне

Из книги Испания от античности к Средневековью автора Циркин Юлий Беркович

НАЧАЛО ИСТОРИИ Прародиной германцев была Южная Скандинавия и северная часть современной Германии между устьями Рейна и Одера. Говорить о германцах в этом регионе можно приблизительно с середины I тыс. до н. э.{198} Рост численности населения в условиях развития подсечного

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Начало русской истории Собственно русская история начинается почти за сто лет до этого, с истории отношений племени полян со своими соседями и пришлыми воинами-скандинавами. Очевидно, складывались они непросто. Летописи говорят, что после смерти легендарного Кия

автора Безобразов Кассиан

Начало Евангельской Истории

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 40. Начало Римской истории Природные особенности и древние жители ИталииИталия – полуостров, с трех сторон окруженный морями. На севере Италию отделяют от остальных земель Европы высокие горы Альпы. От Альп ответвляется горная цепь – Апеннины, которая тянется через

Из книги История Готов, Вандалов и Свевов автора Севильский Исидор

Начало истории 1. Несомненно, что племя готов очень древнее; некоторые возводят его происхождение к Магогу, сыну Иафета, судя об этом по сходству последнего слога и заключая так, главным образом, из слов пророка Иезекииля. Ученые, напротив, привыкли чаще называть их «геты»,

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Начало российской истории До настоящего времени у историков нет единого мнения о том «Откуда пошла Российская земля?» Те немногочисленные письменные памятники, которые дошли до нас, не всегда содержат достоверные сведения о нашей древней истории, а летописи и

Из книги Христос и первое христианское Поколение автора Кассиан Епископ

Начало Евангельской Истории

Мне пришлось твёрдо сказать себе, что в район землетрясения не лезут,
когда ещё рушатся здания. Спасательные работы надо начинать,
когда толчки прекратятся.
.

Д аже если вы посещаете Сеть, только чтобы посмотреть прогноз погоды или узнать рецепт очередного салата из брюквы и устриц, вы всё равно однажды почувствуете, что Интернет живёт по определённым законам. В нём есть свои неудачники и звёзды, принцы и нищие, забытые имена и легенды. Каждый известный проект или популярный сервис обладает своей историей, неким колоритом и признаками, придающими ему особые черты и узнаваемость.

В Интернете полно проектов, которые держатся исключительно на финансовых вливаниях и «костылях» вроде продвинутой графики, дополнительных сервисов и остальных шатких подпорках. В этих проектах мало идеи, они изначально искусственны и неспособны к самостоятельному плаванию. Но есть и впечатляющие примеры: титаны Сети, которые живут именно Идеей. Они могут быть не слишком красивы, лишены праздничных рюшей и супер-пупер интерфейсов. Но даже это не мешает им оставаться популярными на протяжении многих лет, постоянно притягивая к себе тысячи новых адептов. Эти проекты редки, но они есть. Живой Журнал как раз из них.

И так, в сегодняшнем меню - , который с 1999 года является официальным поставщиком всех ярких холиваров в блогосфере Рунета.


Как родился Livejournal.com

В далёком-далёком 1999 году один неизвестный никому программист-любитель , проживающий в США, решил создать что-то вроде несложного . Никакого коммерческого интереса он не преследовал, а всего лишь хотел создать уютный оазис в , где бы он и его друзья могли общаться и выкладывать обычные заметки о своей жизни (с этого прозаичного сюжета начинался старт доброй трети всех громких интернет-проектов современности).

К апрелю 1999 года у 19-летнего студента Брэда Фицпатрика уже был собственный Livejournal.com, личная страничка и некоторые программные зачатки платформы для блогов, куда он собирался приглашать своих друзей.

К огда в мае этого же года была открыта свободная регистрация, первыми участниками проекта стали именно одногруппники и бывшие одноклассники программиста. Образовалась небольшая ячейка единомышленников, которая на тот момент могла лишь читать чужие посты и радоваться, поскольку функция комментирования появилась только через год.

Н е знаю, озарение ли коснулось создателя Живого Журнала или кто-то подсказал, но факт остаётся фактом - начиная с 2000 года Фицпатрик взялся . Сайтов в Интернете тогда было мало, а потому любой достойный ресурс быстро становился известен. Это произошло и с ЖЖ: довольно скоро в Livejournal начались массовые регистрации и популярность сервиса пошла в гору. Это и понятно: ЖЖ не был отягощён лишней графикой, что в «эпоху медленных соединений» было существенным фактором. Ещё одно неоспоримое преимущество - наличие в функционале ресурса возможности создания сообществ и отслеживание постов своих друзей. По сути, Живой Журнал стал прародителем первых , до пышного расцвета которых было ещё далеко.

П оскольку где-то до середины «нулевых» сервис не приносил , первое время Фицпатрик вынужден был нести на себе всё финансовое бремя. Особенно ударила по бюджету оплата за , на которых располагался LiveJournal. В середине 2001 года американец даже вынужден был ввести систему регистраций по приглашениям из-за чрезмерно быстрого роста числа пользователей.

Официальное признание и первые шаги

П оняв, что увлечение уже перерастает в серьёзный бизнес, Брэд Фицпатрик создаёт в 2002 году компанию Danga Interactive , которой отныне и принадлежит сервис LiveJournal. Большую часть доходов компания получала от продажи платных аккаунтов: по своему функционалу они были немного лучше бесплатных. Конечно, огромных денег это не приносило, но кое-какая прибыль была.

В сё изменилось в 2005 году, когда компания SixApart перекупила у Фицпатрика Livejournal, заплатив, по слухам, довольно большую сумму, однозначно превышающую цифру в $1 млн. Сразу после этой продажи новым владельцем был взят курс на монетизацию: в блогах появилась , коей раньше не наблюдалось. Поскольку глобальное сообщество ЖЖ, насчитывающее к 2007 году порядка 15 миллионов человек, нравы имело свободные, зачастую даже буйные, то началась нескончаемая эпоха протеста. Многим не нравилось, что любимый Живой Журнал превращается в кормушку для отдельных личностей.

П равление SixApart тоже оказалось недолгим: уже в 2007 ЖЖ был перепродан ЗАО «Суп Фабрик» или «Суп» , как чаще называют компанию аборигены. Полагаю, что из названия уже понятно, из какой страны были новые владельцы Живого Журнала. Кстати, за год до этого, в 2006 году «Суп» получил права на все кириллические блоги ресурса, а уже позже настолько разохотился, что приобрел и весь сервис целиком.

Живой Журнал: наши дни

Г де-то с 2010 года Живой Журнал стал быстро обрастать разными «фишками», которые должны были максимально социализировать платформу. Пользователям дали возможность авторизации через популярные соцсети, появились и ещё разные полезные и не очень примочки, которые всё увереннее превращали Livejournal в пусть и, конечно, нестандартную, но всё же - социальную сеть.

С егодня ЖЖ входит в мощный холдинг интернет-проектов, созданный после слияния SUPMEDIA и . Председатель совета директоров нового объединения - небезызвестный миллиардер Александр Мамут. С появлением множества социальных сетей ЖЖ потерял позиции, но всё ещё уверенно входит в ТОП-10 наиболее популярных сайтов Рунета.

Е сли честно, то у ЖЖ есть альтернативная история, которая касается политики, серьёзных скандалов и громких разоблачений. Так уж вышло, что именно LiveJournal стал тем местом, где размещено невероятное количество блогов «оппозиционеров» самых разных мастей, одиозных личностей и людей, нелюбимых властями некоторых стран. Живой Журнал и блокировали, и подвергали , и даже запрещали в конкретных государствах. Всё это было и есть, но об этом я вам рассказывать не буду, поскольку это тема для отдельного разговора.

Д авайте ограничимся тем, что признаем: ЖЖ уникальный и масштабный проект современности, который никогда не потеряет своей популярности. Это, если хотите, особая среда, где до сих пор главенствует идея свободного общения. Хочется надеяться, что никакие перемены не изменят сути Живого Журнала и не отнимут у него былой славы.

Обсудим!

1.Вопрос: какие трудности испытывают ученые при изучении жизни первобытных людей?

Ответ: основная трудность ученых при изучении жизни первобытных людей заключается в недостатке информации, обнаруженные предметы быта в основном плохо сохраненные, разрозненны, принадлежат разным временным отрезкам.

2. Вопрос: почему первобытные охотники рисовали животных?

Ответ: в древнейшее время не было письменности, и человек для передачи информации свом соплеменникам делал это посредством рисунков. Животные были основой для жизни, от животных зависело наличие пищи и одежды, поэтому рисуя животных человек одновременно поклонялся им и просил прощения за то, что он на них охотится. Рисуя животных люди начали примитивно планировать охоту и совместные действия членов племени при охоте.

3. Вопрос: какую роль в жизни первобытного человека играл огонь?

Ответ: огонь для первобытного человека стал основой выживания. Огнем обогревался, на огне готовил пищу, огнем защищался от нападения хищников. При помощи огня сделал свои первые предметы обихода.

Проверь себя

1.Вопрос: на какие эпохи ученые делят историю человечества?

Ответ: ученые делят историю человечества на следующие эпохи:

Первобытная история

История Древнего мира

История Средних веков

История Нового времени

История Новейшего времени

2. Вопрос: какая эпоха в истории была самой долгой?

Ответ: самой долгой была первобытная история.

3. Вопрос: опиши по иллюстрациям (с.5) изменения во внешнем облике первобытных людей.

Ответ: на рисунке 1. изображен древнейший человек живший около миллиона лет назад, такой человек назывался Питекантроп. На рисунке 2. изображен человек похожий на современного человека живший около 40 тысяч лет назад, он назывался кроманьонцем.

На следующем уроке

Вопрос: какой счет лет был у древних египтян и у древних римлян?

1. Счет лет у древних египтян.

В долине Нила был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской цивилизацией около 4-х тысячелетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом - яркой звездой тропического небосвода. Промежуток времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса, совпадающих в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествовали разливу Нила, составляет 365,25 суток. Однако в длину своего года египтянами было положено целое число дней - 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления отставали от календаря на 1 сутки. При отсутствии високосных лет Новый год проходил за 1460 (365 × 4) лет все сезоны и возвращался на начальное число. Период в 1460 лет назывался сотичним периодом, циклом, или Великим годом Сотиса.

В Древнем Египте год по официальному календарю делился на 3 сезона по 4 месяца каждый.

Время половодья (ахет) - с середины июля до середины ноября

Время всходов (перет) - с середины ноября до середины марта

Время засухи (шему) - с середины марта до середины июля

Месяцы обозначались номерами (первый месяц Половодья, второй месяц Половодья и т. д.). Каждый месяц имел 30 дней. Египтяне знали, что год включает в себя не 360 дней (12 месяцев по 30 дней), а 365 дней, поэтому остальные 5 дней, не вошедшие в календарь, добавлялись в конце последнего месяца. Египтяне, начиная с конца Древнего Царства, вели летосчисление с момента воцарения нового правителя. В официальных документах дата записывалась по следующей схеме: 1) «год правления» и номер года; 2) знак месяца и номер месяца в сезоне; 3) название сезона; 4) знак дня и номер дня по порядку; 5) «времена правления царя двух земель»; 6) тронное имя царя в картуше.

Пример: Второй год правления царя двух земель Аменемхета III, день первый третьего месяца сезона Половодья.

2. Счет лет у древних римлян.

По древнейшему римскому календарю год состоял из десяти месяцев, причём первым месяцем считался март. Этот календарь был заимствован у греков; согласно традиции, его ввёл основатель и первый царь Рима, Ромул, в 738 году до н. э. Восемь названий месяцев этого календаря (март, апрель, май, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) сохранились во многих языках до настоящего времени. На рубеже VII и VI веков до н. э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год делился на 12 месяцев: январь и февраль следовали после декабря. Эта календарная реформа приписывается Нуме Помпилию, второму римскому царю. Год состоял из 354 дней: 6 месяцев по 30 дней и 6 месяцев по 29 дней, но каждые несколько лет добавлялся дополнительный месяц

У римлян велись списки консулов. Консулы избирались ежегодно по два на год. Год обозначался по именам двух консулов данного года, имена ставились в аблятив, например: в консульство Марка Красса и Гнея Помпея (55 до н. э.).

С эпохи Августа (с 16 года до н. э.), наряду с датировкой по консулам, входит в употребление летоисчисление от предполагаемого года основания Рима (753 до н. э.): от основания города.