Какие проблемы обдумывал николенька в эти годы. Какие нравственные вопросы (проблемы) стоят перед главным героем Л. Н. Толстого "Юность" и насколько они созвучны с проблемами, стоящими перед современным молодым человеком? «дождь как из ведра»

Какие проблемы обдумывал и осмыслял Николенька в эти годы?
Прав ли был автор, оценив этот период жизни как " пустыню отрочества"
Размышляли ли вы о симметрии? Попробуйте рассказать, как бы обсудили бы эту проблема с Николенькой.

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.


Триатлон 2/3

"Отрочество" символично начинается с путешествия. Наша жизнь - вся путешествие, но никакой другой период жизни не движется так стремительно, как тот самый переходный возраст. Детство завершается, а до взрослой жизни ещё далеко.

Снова необыкновенные пейзажи кисти Толстого, взрослые дела (управление бричкой, например) и первые взрослые вопросы. Богатые и бедные - противоречие, с которым неясно, что делать, как может вдруг нарушиться привычный порядок вещей из-за этого противоречия и придётся расстаться с любимым человеком. «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной?» И ребёнок стал видеть мир по-другому, оказалось, в нем живут другие люди со своими судьбами и мнениями. Так, наверно, и происходит взросление и Толстой даёт нам возможность немного подглядывать за этим процессом. Изменились девочки, изменился старший брат, отец, бабушка, учитель, весь мир и он сам.

Снова психологические наблюдения в форме правил: "... я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее." Склонность к анализу самого себя и окружающих возрастает в этой части. Автор препарирует все движения души, которые берётся описывать, и из всех происшествий делает выводы. Ко многим эпизодам хочется пригласить психоаналитика (история Карла Ивановича и его обреченность на несчастье с детства, борьба Николеньки со своей непривлекательностью, отношение к женскому полу и др). Толстой, правда, не дожидается чужого анализа своего текста и сам вводит в него умозаключения психологов о переходном возрасте. Очень точно описаны ощущения подростка и его убежденность во всеобщей нелюбви и даже ненависти, мысли о том, что он неродной своим родителям или отца, одиночество и истерическая близость к суициду.

И снова сжимается сердце - теперь от того, как могут взрослые быть такими бесчувственными и не понимать, как ребёнку тяжело, и предлагать на все случаи одно решение, - наказание. Со временем все забудется и сгладится, но почему просто не дать детям любви, когда они в ней так нуждаются. И тогда бы так не была важна для них чья-то похвала («Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под ее приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову») и были бы они более независимы и счастливы в своей юной и взрослой жизни.

Нет страшней людей, чем взрослые, и Толстой это очень тонко показывает. Не знаю, нужно ли это всем читать. От рекомендаций воздержусь. Сама еду дальше - к Юности))

марта 06 2015

Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества… Мне кажется, что отрочество в жизни человека - это самый сложный период. Невольно задаешь вопрос: «Почему?» В детстве человеку представляется в ее внешнем радужном виде.

Радости кажутся ребенку нормой жизни, а горести - отклонением от нормы. В юности же характер человека, его взгляды на жизнь уже почти сформированы, не боится трудностей, предстоящих ему, он начинает нащупывать свой путь в жизни. А отрочество - это период становления характера человека, когда он уже не ребенок, но еще и не взрослый.

Это период мучительных исканий подростка, начинающего осмысливать жизнь, свои поступки и поступки окружающих его людей, пытающегося задавать себе вопросы. И действительно, прочитав трилогию Л. Н. Толстого, видишь это. Многие писатели обращались к этой теме. Но, как мне кажется, Л. Н. лучше, чем другие, понимает и показывает процесс становления личности. Н. Г. Чернышевский отмечал: «В ранних произведениях Л. Н. Толстого глубокое знание тайных движений психологической жизни, умение выявить психический процесс, его формы, его законы, изображение диалектики души посредством внутреннего монолога».

Л. Н. Толстой называет период отрочества «пустыней». В это время поведение ребенка становится особенным. Главный герой трилогии - Николай Иртеньев. оставляет у него в душе радостные воспоминания о , любви и заботе о нем. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства, как не любить, не лелеять воспоминаний о ней». Но по мере его роста все чаще начинают возникать конфликты с самим собой, и Николенька пытается заглушить в себе эти противоречия. В детстве для Николеньки отец был чем-то недосягаемым, воплощением идеала, но проходит время, и он разочаровывается в отце - эгоисте и картежнике.

«Вообще он понемногу спускается в моих глазах с той недосягаемой высоты, на которую его ставило детское воображение». В этот период «ум живет независимо от сердца» человека. Николеньке кажется, что всеобщая любовь, ласка и нежность сменяются наказаниями и злобой. Ив его еще детском воображении возникает вопрос о законности его рождения; он думал, что причиной изменившегося к нему отношения является его незаконнорожденность. Николенька часто начинает задумываться о смерти, вспоминая мать.

В это время появилось недоверие к Богу, потому что он видит несправедливость по отношению с себе, а в этом возрасте человек становится особенно ранимым и все принимает «близко к сердцу». «То мне приходит мысль о Боге, и я дерзко спрашиваю его: за что он наказывает меня? Я, кажется, не забывал молиться утром и вечером, так за что же я страдаю? Положительно могу сказать, что первый шаг к религиозным сомнениям, тревожившим меня во время отрочества, был сделан мною теперь, не потому, чтобы несчастие побудило меня к ропоту и неверию, но потому, что мысль о несправедливости провидения, пришедшая мне в голову в эту пору совершенного душевного расстройства и суточного копирование запрещено 2005 уединения…» Этому возрасту свойственна еще такая черта, как эгоцентризм.

В отрочестве человек нередко начинает увлекаться различными философскими теориями и видеть в себе великого человека. «Однако философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком, открывающим для блага всего человечества новые истины, и с гордым сознанием своего достоинства смотрел на остальных смертных…» Но почти всегда эти мечтания приводят к разочарованию, что еще больше усугубляет мысль об одиночестве.

По мере взросления многие мученические мысли отрочества начинают исчезать. По мнению Толстого - Николеньки, остается «один главный недостаток - склонность к умствованию». Он начинает анализировать все свои мысли, и иногда это доходит до абсурда. И это делает его еще более одиноким, ведь ему кажется, что никто не понимает его и никто не может ему помочь. Поэтому Л. Н. Толстой и называет отрочество «пустыней» - порой одиночества, размышлений и мечтаний.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Л. Н. Толстой. «Пустыня отрочества» . Литературные сочинения!

Ответ оставил Гость

Николенька Иртеньев - мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны...».
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина - Наталья Савишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта - одно из главных качеств в жизни человека.
Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему - значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.
Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».
Отношение Николеньки к Иленьке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Иленька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.

Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства?

Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души. При этом он считал, что именно он первый открывал великие и полезные истины.

Стоит подумать о том, не казалось ли каждому из нас, что именно мы открыли те или иные истины.

Каким образом Николенька хотел испытать свои нравственные силы? Зачем он это делал?

Николенька придумывал себе самые различные испытания: он стегал себя веревкой, чтобы закалить свою волю, держал в руках на весу тяжеленные словари (лексиконы), чтобы стать сильнее, вдруг бросал уроки, поскольку неизвестно, сколько продлится его жизнь и нужно пользоваться настоящим… Все эти способы проверки и испытания он проводил, прежде всего, чтобы закалить себя.

Размышляли ли вы о симметрии? Попробуйте обсудить эту проблему с Николенькой.

Не каждый шестиклассник может обсуждать проблемы симметрии. Однако каждый может вспомнить, как обсуждал эти вопросы Николенька. Так, для него вопрос о симметрии неожиданно перерос в вопрос о вечности и жизни человека. При этом он отвлекся и тут же стал размышлять о душе лошади-водовозки, которую он увидел из окна. Одной улыбки брата, заметившего его состояние, было достаточно, чтобы Николенька сделал вывод: "…все то, о чем я думал, была ужаснейшая гиль (бессмыслица)".

Понятно ли вам, что такое скептицизм? Как вы объясните, почему им увлекался Николенька?

Узнав о скептицизме, Николенька стал сомневаться в существовании всего, что было вокруг него. Он даже пытался увидеть… пустоту, если быстро оглянешься в противоположную сторону. Это увлечение поддерживалось и эгоизмом мальчика, поскольку давало ему право считать себя единственным во всем мире.

Справка. Скептицизм - философская позиция, которая характеризуется сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Почему у подростка Николеньки "ум за разум заходил"?

Николенька считал, что в это время он со своими увлечениями философией скептицизма был близок к сумасшествию. Но автор - взрослый Николенька - видел, что размышления по сложным вопросам, которые были не по силам уму мальчика, только вызывали привычку к отвлеченным размышлениям, которые не приносят пользы. Именно от отвлеченных и непосильных размышлений у него "ум за разум заходил".

Согласны ли вы с тем, что Николенька делал философские открытия?

Сам Л. Н. Толстой понял, что никаких философских открытий ему в отрочестве сделать не удалось и едва ли они по силам и всякому взрослому, даже очень умному человеку. Став взрослым, автор написал: "…философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком…"