А. С. Пушкин, роман "Евгений Онегин": проблемы, главные герои, цитаты. Какая Проблема романа "Евгений Онегин"? Нравственный идеал Пушкина

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского играет изображение военных будней?

Писатель Фёдор Абрамов сказал о поэме «Василий Теркин» так: «Россия в живых народных лицах, интонациях, слове». «Книга про бойца», рожденная в атмосфере военных лет - это глубокое исследование русского национального характера, взволнованное повествование о солдате и его солдатском окружении. Глазами Теркина, «обыкновенного парня», рисуются не только картины боёв, но и сцены фронтового быта. Удивительно органично сливаются в поэме рассказ о солдатских буднях и шутка, такая необходимая в смертельной опасности: непринуждённо звучит рассказ о гармонисте Теркине:

…Обогреться, потолкаться

К гармонисту все идут.

Обступают - Стойте, братцы,

Дайте на руки подуть…

Всякие случайные встречи происходят на войне, и всегда Василий Теркин проявляет смекалку, сноровку и деловитость: может легко найти припрятанный хозяйкой шкалик, пожарить сало, исправить часы.

Честный, отважный и добросовестный художник, А. Т. Твардовский прошел военным корреспондентом трудные фронтовые дороги, не раз побывал под обстрелами и бомбежками, и не только этот опыт, но и огромный талант помог автору создать народную поэму, близкую миллионам читателей.

2.2. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М. В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?

В оде Ломоносова царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России. В первую очередь Ломоносов говорит о мире, который явля-ется залогом процветания и счастья любой страны.

Ломоносов восхваляет щедрость Елизаветы, выражает свою надежду на ее милости и внимание к родной стране. Ломоносов говорит о счастье всех людей. И царица Елизавета выступает залогом их спокойствия и счастья:

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Ломоносов идеализирует царицу. Он рисует ее как воплощение всех добродетелей. И у читателя может сложиться впечатление, будто Ломоносов не видел в ней каких-либо недостатков. Но не стоит забывать, что поэт-классицист, которым является Ломоносов, в своем творчестве должен прославлять действительность, лишенную каких-либо пороков. Тем более хвалебная ода - это совершенно особый жанр. И ода Ломоносова по-строена таким образом, что он говорит о царице только хорошее.

Ломоносов говорит о красоте и величии России, о неисчерпаемых богатствах, которыми владеет эта страна. И поэтому считает, что великая страна достойна великого правителя, коим, безусловно, является Елизавета.

2.3. В чем проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Герои романа «Евгений Онегин» - это сложные, живые, порой противоречивые характеры. Онегин и Ленский близки по своему социальному и географическому положению: они помещики - соседи. Оба имеют обра-зование, их духовные запросы не ограничиваются сельским бытом, как у большинства соседей. Онегин родился и вырос в Петербурге. Ленский учился в Германии, в Геттингенском университете, так что в деревенской глуши ему трудно было найти собеседника. Пушкин отмечает, что оба героя хороши собой. Онегин «очень мил», жизнь в петербургском свете приучила его следить за внешностью.

Различие между героями отчетливо видно и в их отношении к любви. Ленский «пел любовь, любви послушный», он собирается жениться на сво-ей избраннице - Ольге Лариной.

Онегин давно уже забыл, что такое любовь: за восемь лет светской жизни в Петербурге он привык заменять серьезное чувство «наукой страсти нежной», а в деревне откровенно скучал. Пушкин приводит ряд антонимов, подчеркивая противоположность характеров героев: «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».

В образах Онегина и Ленского Пушкин воплотил типичные черты современной ему молодежи. Герои различаются по характерам и мировоззрению. Онегин погубил лучшие годы на пустые светские забавы и превратился в скучающего эгоиста. Ленский еще слишком молод, наивен, романтичен, но он мог бы превратиться в заурядного помещика.

2.4. Какие общественные и нравственные пороки обличает Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»?

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь обнажает пороки общества времен царской России. В центре его внимания находятся представители чиновничества, причем их образы автор воплощает в характерных персонажах небольшого уездного городка, где и происходят главные события. Автор наглядно показывает, что местное чиновничество погрязло во взяточничестве и произволе. Мораль этих людей такова: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено...» Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, проявлением ума и предприимчивости. Чиновники уездного города глупы, безнравственны.

Произведение Н. В. Гоголя не столько комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая его, начинаешь понимать: общество, в котором существует столько опустившихся, развращенных бездельем и безнаказанностью начальников, не имеет будущего.

В чем нравственно-филосовская проблематика романа "Евгений Онегин"? и получил лучший ответ

Ответ от Lisa[активный]
Анализируя роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» , В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина» .
Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много философско-нравственных проблем. Одна из них - проблема счастья и долга.
Эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной.
Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны. Онегин встречает Ларину в Москве, но теперь это уже не "уездная барышня", в которой "все наруже, все на воле", а «равнодушная княгиня", "законодательница зал". И именно в эту особу влюбляется Онегин, надеясь, что он сможет вернуть в ней прежнюю Татьяну. Евгений пишет ей письмо с признанием в любви, но ответа не получает. Он постепенно чахнет и в конце концов решает выяснить все раз и навсегда. Вот в этот-то момент и происходит финальное объяснение.
Эта сцена является кульминацией романа. В ней происходит развязка. Если раньше Онегин с высоты разговаривал с Татьяной, как с маленькой девчонкой, то теперь они поменялись ролями.
Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.
Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина.
"Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна - личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести.
Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем.

Ответ от Елена Жмарева [гуру]
Сложно сказать, страдал ли Пушкин таким наивным дидактизмом, какой ему приписывает Белинский. Бесполая Татьяна и демонический Онегин вполне в духе плакатного "неистового Виссариона"! "Привычка свыше нам дана, замена счастию она", "Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел" - эти афоризмы иллюстрируют смену системы ценностей с течением жизни человека. То увлечение, которое могло заполнить жизнь 16-ти или 18-тилетней Татьяны, уже не кажется столь роковым замужней женщине, которая СПИТ с мужчиной и имеет представление об интимной стороне любви. С одной стороны - мимолетные встречи с Онегиным и неясные мечтания, с другой - положение в обществе и любящий муж. Так что это еще вопрос, что возобладало - ДОЛГ или простой ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, не отягощенный легковесными бреднями про "старое кладбище" и "шум ветвей над няней".

«Нравственный выбор»

Вариант 1

Нравственный выбор - это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердие или равнодушие, совесть или бесчестие, закон или беззаконие… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз. Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.К.Железникова и проанализировав свой жизненный опыт.

В качестве второго аргумента, доказывающего тезис, приведу пример из читательского опыта. В романе А.С.Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой - Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.

Таким образом, я доказала, что мы постоянного сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после.

​Вариант 2

Что такое нравственный выбор? Думаю, нравственный выбор - это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом - самый главный выбор человека.

В тексте Э.Шима можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Гоша, мальчик с мягким характером, совершает по-настоящему героический поступок, когда, рискуя своим здоровьем, защищает Веру. Когда мальчик видит, что ракета может взорваться, он делает правильный выбор. Этот поступок характеризует его иначе, чем в начале рассказа, потому что своим поступком Гоша меняет мнение о себе в лучшую сторону.

В качестве второго доказательства тезиса я хочу привести пример из жизни. Мне хочется рассказать о Николае Шведюке, который, рискуя своей жизнью, спас пятерых человек, ехавших на снегоходе и провалившихся под лед. Девятиклассник, увидев случившееся, вызвал скорую помощь, сам, взяв веревку, бросился на помощь людям. Николай совершил этот поступок, хотя никто не заставлял его это делать: он сделал свой нравственный выбор.

​Вариант 3

Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, между дружбой и предательством, между совестью и бесчестием... Главное, чтобы человек принял такое решение, о котором он потом не будет жалеть в дальнейшем. Я считаю, словосочетание “нравственный выбор” каждый человек понимает по-разному. Для меня нравственный выбор - это выбор, в котором проявляется воспитание и душа человека. Чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к тексту В.Дроганова и личному опыту.

Первым аргументом в пользу моего мнения могут послужить предложения 24-25. В этих предложениях автор рассказывает о том, что рассказчик спустя много лет понимает: его выбор в ту минуту, когда он отбирал книгу у Кольки Бабушкина, был неверным, и очень сожалеет об этом. Это когда-то неправильно выбранное решение стало его болью, его «неразлучной спутницей», потому что герой понимает, что, к сожалению, ничего исправить не может, даже попросить прощения уже невозможно (30).

Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказала, что нравственный выбор - это выбор, который человек делает в первую очередь душой, сердцем, а потом уже разумом. И иногда опыт прожитых лет подсказывает ему, что он поступил неправильно.

Вариант 4

Нравственный выбор — это принятие одного решения из нескольких: мы всегда размышляем, что выбрать: добро или зло, любовь или ненависть, верность или предательство, совесть или бесчестие... Наш выбор зависит от многого: от самого человека и его нравственных ориентиров, от жизненных обстоятельств, от общественного мнения. Я считаю, что нравственный выбор не всегда может быть верным, часто бывает отражением того, как воспитали человека. Человек со скверным характером будет выбирать решения в свою пользу: он не думает о других, ему безразлично, что с ними. За доказательствами обратимся к тексту Ю. Домбровского и жизненному опыту. Сочинения ОГЭ и ЕГЭ

Во-вторых, я хотела бы вспомнить историю мальчика из рассказа В.Астафьева “Конь с розовой гривой”. В произведении мы наблюдаем, что мальчик понял свою ошибку и раскаялся в своём поступке. Другими словами, герой, перед которым встал вопрос - попросить прощения у бабушки или промолчать, решает извиниться. В этом рассказе мы как раз и наблюдаем, что решение нравственного выбора зависит от характера человека.

Таким образом, мы доказали, что нравственный выбор - это решение, которое мы принимаем каждый день, и выбор этого решения зависит только от нас самих.

Александр Сергеевич Пушкин - русский поэт, прозаик и драматург XIX века. Именно он является основоположником русского реализма. Великого поэта считают одним из самых авторитетных деятелей своего времени. На протяжении восьми лет он создавал роман в стихах под названием «Евгений Онегин». Проблемы, представленные перед читателем в этом произведении, актуальны и сегодня. В нашей статье вы можете найти не только описание проблематики и сюжета романа, но и историю его создания, а также множество другой интересной и познавательной информации.

История создания новаторского произведения

Александр Сергеевич Пушкин приступил к написанию "Евгения Онегина" в 1823 году, а закончил лишь в 1831. Пушкин иногда называл свой роман подвигом. Стоит отметить, что именно «Евгений Онегин» - первое произведение в репертуаре поэта, которое написано в стиле реализма.

Первоначально Александр Сергеевич Пушкин планировал включить в роман 9 глав, но по окончании написания он оставил только 8. В произведении описаны события 1819 - 1825 года. В романе представлена не только любовная линия, но и пороки общества. Именно по этой причине произведение актуально и сегодня.

«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни, ведь детализация быта и глубина описания характеров героев позволяют читателям понять особенности жизни людей XIX века. Роман «Евгений Онегин» издавался частями (главами). Некоторые отрывки публиковали в журналах. Издание каждой главы становилось в обществе неординарным событием. Самая первая часть была опубликована в 1825 году.

Сюжет романа

Реализм в русской литературе, как уже упоминалось, впервые был представлен в новаторском произведении, автор которого Александр Сергеевич Пушкин. Главный герой романа - Евгений Онегин. Это молодой дворянин, который был весьма образован и вел светский образ жизни. Главным для него было посещение балов и театров. Онегин также любил ужинать с друзьями в самых популярных заведениях Петербурга. Но со временем ему надоедает подобный образ жизни, и герой впадает в глубочайшую депрессию.

Узнав о смертельной болезни дяди, Евгений Онегин выезжает в деревню. По приезду он выясняет, что его родственника уже нет в живых. Поскольку главный герой был единственным наследником, то все имущество достается именно ему. Евгений Онегин считает, что деревня остро нуждается в преобразованиях и реформах. Пока эти думы занимают героя, он знакомится и начинает поддерживать отношения с Ленским - молодым помещиком. Новый товарищ представляет Онегина семье Лариных, в которой живут две сестры. Одна из них - Татьяна, имевшая несчастье с первого взгляда влюбиться в молодого Евгения.

На балу у Лариных между Ленским и Онегиным возникает конфликт, зашедший слишком далеко и закончившийся дуэлью между бывшими друзьями. После того как Онегин в схватке убивает Ленского, он в отчаянии уезжает в странствие. В это время Татьяну выдают замуж.

На одном из балов Онегин и Татьяна встречаются. У главного героя внезапно пробуждается запоздалая любовь к девушке. Вернувшись домой, Евгений сочиняет для Татьяны любовное письмо, на которое она вскоре отвечает. Девушка утверждает, что по-прежнему любит молодого дворянина, но не может быть с ним, поскольку она уже замужняя дама: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Характеристика главного героя произведения

Качества Онегина особенно ярко раскрываются перед читателем в первой и последней главе романа. Главный герой имеет достаточно сложный характер. У него обострено чувство собственного достоинства, но периодически Евгений вынужден идти на уступки обществу, потому что опасается быть непринятым. В романе автор уделяет несколько строк, посвященных детству главного героя, которое в определенной степени объясняет его нынешнее поведение. Евгения с первых дней жизни воспитывали поверхностно. На первый взгляд детство Онегина проходило весело и беззаботно, но на самом деле все привычное быстро вызывало у него недовольство.

Молодой дворянин живет Стоит обратить внимание, что Онегин поступает и одевается так, как принято в обществе, - в этом смысле он пренебрегает собственными желаниями. Образ главного героя достаточно сложен и многообразен. Отказ от личных притязаний лишает его возможности быть самим собой.

Евгений Онегин с легкостью очаровывал любую женщину. Он проводил свободное время в окружении развлечений, которые в скором времени неизменно ему надоедали. Онегин не дорожит людьми. Подтверждение этому - дуэль с Ленским. Евгений с легкостью убивает друга без весомой на то причины. Положительные черты главного героя предстают перед читателем в конце романа. Вновь увидев Татьяну, он осознает, что ничто так не будоражит сердце, как искренность. Но, к сожалению, герой слишком поздно осознает эту истину.

Быт и нравы дворянства

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» - цитата из романа «Евгений Онегин», которая иногда употребляется и в наши дни. Ее смысл - это отражение поверхностного образования высшего света во времена Отечественной войны 1812 года. Дворянство в Москве и Петербурге разделилось во взглядах на две группы: первая - старшее поколение, а вторая - это молодые дворяне. Большинство из них не желало ничего делать и к чему-то стремиться. В те времена приоритетными были знание французского и умение правильно кланяться и танцевать. На этом тяга к знаниям, как правило, заканчивалась. Это подтверждает и цитата из романа, которую по причине ее правдивости, никогда не будет лишним повторить: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Любовь и долг в романе «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин - поэт, творивший в прошлом столетии, но его работы актуальны и сегодня. Одно из самых популярных его произведений - это роман «Евгений Онегин». Какие проблемы ставит эта работа перед читателями?

Счастье и долг - одна из ключевых проблем, которая представлена в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Она касается не только главного героя и Татьяны, но и родителей девушки. Мать Татьяны должна была выйти замуж за другого мужчину, за того, которого любила. Заключив брак с нелюбимым человеком, она плакала и страдала, но со временем смирилась. Как ни парадоксально, но Татьяна повторила судьбу матери. Она всем сердцем любила Евгения Онегина, а вышла замуж совсем за другого мужчину. Девушка ставит долг превыше любви и остается с мужем, к которому не испытывает никаких чувств. Таким образом, сказывается воспитание, и героиня жертвует своим счастьем во имя привитых с детства устоев.

Сложно спорить с тем, что одно из самых популярных и знаковых произведений Пушкина - «Евгений Онегин». Проблемы, которые описаны в романе, сделали творение автора знаменитым на весь мир.

Проблема идентификации главного героя в обществе

В романе «Евгений Онегин» герой показан во взаимодействии с обществом. Интересно, как смена внешнего статуса, которая происходит в жизни Онегина, меняет его привычки и поведение. Главный герой ведет себя абсолютно по-разному в светском и деревенском окружении. Например, в Петербурге Онегин демонстрирует вежливость и образованность, а в деревне, наоборот, пренебрегает правилами этикета. Исходя из этого можно сделать вывод, что главный герой не чужд лицемерия и лжи.

Проблема поиска смысла жизни в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

На жизненном пути встречаются разные люди. Одни имеют силу воли, верны своим мировоззрениям, другие же, наоборот, совершают много ошибок и не могут найти истинный путь. На многие размышления наводит читателей роман «Евгений Онегин». Проблемы, связанные с поиском смысла жизни, помогают разобраться в себе.

Главные герои романа - это личности, которые чувствуют себя одинокими в светском окружении. Они способны как любить, так и страдать. Онегин, например, презирает и это приводит его к тяжелой депрессии. Татьяна же - идеал нравственной чистоты. Главная ее цель - любить и быть любимой, но атмосфера, которая царит вокруг героини, иногда меняется, как и люди, окружающие ее. Несмотря на это, Татьяна остается невинна и морально непорочна. А вот главный герой со временем понимает, кого он отверг, и это становится толчком к личностным коррективам. На примере Онегина автор произведения демонстрирует, как может измениться человек, который соприкасается с искренностью и душевной красотой другого.

Уникальный русский роман

В XIX веке большой популярностью пользовались романы Байрона и Вальтера Скотта. С точки зрения тематики, их часто связывали со стихотворным романом Пушкина. Первые опубликованные главы «Евгения Онегина» вызвали в обществе резонанс. Отзывы о произведении существенно отличались между собой.

В новаторском творении автор соединяет множество жанров и стилей. В своем романе Александр Сергеевич Пушкин достигает целостности и гармонии слога, способов выражения художественной мысли. «Евгений Онегин» - первый роман в России, который написан в стихотворной форме. Современные критики не раз пытались выяснить, в чем заключаются социальные и литературные корни главного героя произведения - «лишнего» человека в обществе. Нередко они предполагали, что создание связано с байроновским Гарольдом.

Особенности образа Татьяны

Татьяна Ларина - главная героиня романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Примечательно, что автор во всех своих произведениях описывает образ прекрасной русской женщины. Татьяна с первого взгляда и на всю жизнь влюбляется в Онегина, и первая признается ему в своих чувствах. Но в черством сердце Евгения не нашлось места для чистой любви девушки.

В образе Татьяны соединяются в одно целое несочетаемые вещи: героиня любит гадать, читает романы и верит в приметы, несмотря на то что она достаточно религиозна. Ее богатый внутренний мир поражает окружающих. Именно по этой причине она чувствует себя комфортно в любом обществе. Она не скучает даже в деревне. А еще героиня очень любит предаваться мечтам.

По прошествии времени, получив признания в любви от Евгения Онегина, девушка поступает мудро. Татьяна подавляет в себе чувства и решает остаться с мужем. Ведь отношения с Онегиным стали бы губительными для героини.

Нравственный идеал автора

Как мы говорили ранее, Татьяна Ларина в конце романа совершает правильный Она не скрывает, что все еще любит Евгения Онегина, но при этом героиня считает, что может принадлежать только законному мужу.

Именно Татьяна является наиболее положительным и нравственным человеком в произведении. Она совершает ошибки, но затем делает правильные выводы и принимает верное решение. Если внимательно вчитаться в строки романа, то становится понятным, что Татьяна - это идеал самого автора. Напротив, на примере Онегина он демонстрирует все пороки общества, поскольку главный герой романа эгоистичен и высокомерен. Именно такие личности, как Евгений, являлись яркими представителями дворянского сословия. Поэтому он предстал в романе в качестве собирательного образа высшего света Петербурга.

Любопытен и нравственный выбор героев. Самый яркий пример - это дуэль Ленского и Онегина. Главный герой не желает на нее идти, но подчиняется общественному мнению. В итоге Ленский умирает, и это является своеобразным переломным моментом. Именно после описанного печального события роман изменил свое размеренное течение.

Подводим итоги

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» - первое произведение в стихах, который написано в духе реализма. Главные герои - молодой дворянин Онегин, деревенская девушка Татьяна Ларина и помещик Ленский. В романе переплетается большое количество сюжетных линий и образов. Это одна из причин, которая делает произведение интересным и поучительным. В романе также присутствует актуальная проблематика любого времени: затрагивается извечный поиск человеком смысла жизни и своего места в обществе. Трагизм произведения в том, что очень сложно соответствовать представлениям окружения, не считаясь со своими желаниями и принципами. Это неизбежно приводит к двойственности и лицемерию. Кроме того, чувствовать себя чужим в обществе, как это ощущает главный герой, также психологически сложно. И, конечно, тема неизменно привлекает читателей. Произведение написано очень живо и интересно, поэтому не ошибется тот, кто решит прочесть роман «Евгений Онегин». Проблемы, которые продемонстрированы в произведении, натолкнут на размышления и покажут, какие страсти бушевали в далеком XIX веке.

А счастье было так возможно, так
близко… Глава VIII, строфа XLVIII

А было ли возможно счастье?

Цели урока:

Обучающая: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом

Развивающая: развитие речи — обогащение и ус-ложнение словарного запаса.

Воспитывающая: целенаправленное формирование таких нравственных качеств, как ответственность и честность по отношению к выбранной позиции.

План урока:

1. Оргмомент.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

3. Этап обобщения и систематизации изученного.

4. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Методы и формы работы:

1. Приветствие.

2. Эвристическая беседа.

3. Задание репродуктивного характера.:

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

Должны знать содержание произведения А. С. Пуш-кина «Евгений Онегин» (глава 8).

Ход урока

Оргмомент.

Начало урока.

Работа с текстом.

— О каких фактах биографии автора рассказано в на-чале 8-й главы? (Рассказ о лицее, ссылке, воспоми- нания о Кавказе, Крыме, Молдавии, но главное внутренний мир,движение творческой мысли, разви- тие душевного состояния автора.)

— Пять строф понадобились Пушкину, чтобы вспом-нить всю жизнь. Была молодость — она ушла, были друзья, но их погубили. Но осталась память о них, верность тем идеям, за которые они отдали жизнь, пошли в Нерчинские рудники. Осталась муза, она неизменна, она всегда останется чистой и

светлой, она поможет жить:

И ныне музу я впервые...

На светский раут привожу… Впервой главе мы видели петербургский бал мельком, в сущности с улицы, через окно:

По цельным окнам тени ходят...

В 8-й главе мы на светском рауте. В свете многое привлекательно:

Можно любоваться Шумной теснотою, Мельканьем платьев и речей, Явленьем медленным гостей Перед хозяйкой молодою, И темной рамою мужчин Вкруг дам, как около картин.

Появление Онегина: для всех он кажется чужим.

— Был ли Онегин чужим для светского общества? (Нет.)

— Свет решил, что он умен и очень мил. Появляется целая серия вопросов. Кто их может задать? Автор? Завсегдатай светских раутов?

Где он был три года? С этим недоумением можно сравнить слова Молчалина: «Как удивлялись мы! Вот вам бы в Москве у нас служить!»

— Пересуды о нем. («Корчит чудака».) Кем явится? высшем свете привычны нелюди, а «приличьем стя-нутые маски», а те, кто не похож на них, стран- ны, непонятны.)

— Какой совет дают они Онегину? (Советуют ему «быть добрым малым, как все».)

— Знаком ли Онегин свету? (Да, он восемь лет провел здесь. Но что-то в нем было раньше не так, как у всех, а теперь? «Что слишком часты разговоры // Принять мы рады за дела, // Что глупость ветрена и зла, // Что важным людям важны взоры // И что посредственность одна // Нам по плечу и не стран- на?» «Молчалины блаженствуют на свете»; идеал посредственности: «Блажен, кто смолоду был молод, // Блажен, кто вовремя созрел, // Кто постепенно жизни холод // С летами вытерпеть умел; //Кто странным снам не предавался, // Кто черни светской не чуждался, // О ком твердили целый век: // НН пре- красный человек»; убеждение Пушкина: нельзя преда- вать молодость!«Несносно видеть пред собою// Од- них обедов длинный ряд, // Глядеть на жизнь как на обряд»; отрывки из путешествия Онегина ответят на вопрос, с каким грузом пришел он к осени 1824 г.Маршрут: Москва — Нижний Новгород — Астра- хань — Кавказ Крым —Одесса. Онегин знакомит- ся с родиной.)

Вывод: Онегин приезжает в Петербург обновленный.

— Почему Онегин попал, как Чацкий, с корабля на бал? (Непримиримая вражда к обществу, в Онегине глубокая внутренняя жизнь,которой не было раньше.)

На доске — тема урока:

«ТАТЬЯНА И ЕВГЕНИЙ В VIII ГЛАВЕ РОМАНА. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

— И вот происходит новая встреча героев. Появляет-ся Татьяна, и Онегин не узнает ее и узнает. Как описывает Пушкин, какой же была Татьяна, без чего обходилась? (Она была нетороплива, // Не холодна, не говорлива, //Без взора наглого для всех,//Без при- тязаний на успех, // Без этих маленьких ужимок, // Без подражательных затей... )

—Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в дерев-не, теперь охвачен такой всепоглощающей страс-тью? (Изменились герои, обновленным Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.)

— Что изменилось в Татьяне? (Она научилась «вла- ствовать собой», как ей советовал Евгений когда- то .) Почему она так привлекает Онегина?

— А что с Евгением? (Что с ним? В каком он стран- ном сне?// Что шевельнулось в глубине// Души хо- лодной и ленивой?//Досада? Суетность? Иль вновь // Забота юности — любовь?)
Что с ним происходит? Как он изменился?

Выразительное чтение наизусть письма Онегина . Какого героя мы видим в письме? Какие чувства они спытывает?

Прослушивание отрывка из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
Ваше впечатление. Как музыка, сценическая игра актеров помогает понять героев, передать чувства?
Слово учителя.

— Проста композиционная схема романа. Главные герои меняются ролями к концу книги:

1. ОНА любит ЕГО — ОН не замечает ЕЕ. ОНА пишет ЕМУ письмо — выслушивает ЕГО проповедь.

2. ОН любит ЕЕ — ОНА не замечает ЕГО. ОН пишет ЕЙ письма — выслушивает ЕЕ исповедь(пропо-ведь, отповедь).

Но это простое построение только подчеркивает слож-ность человеческих переживаний, внешне уклады-вающихся в такую нехитрую схему. Насколько пре-краснее чувство Онегина!

— Он опять обратился к книгам, как в юности. Кругего чтения очень определенно говорит читателю —современнику А.С. Пушкина: Гиббон,Руссо, Гор-дер, Мадам де Сталь, Бель, Фонтенель— филосо-фы, просветители, ученые. Это не два-три романа,

в которых отразился «век и современный человек любимые Онегиным раньше. Это круг чтения де-кабристов, людей, стремящихся к действию.»,

—Но этого мало.Перед Онегиным открывается те-перь все то, что было ему недоступно три года на-зад.

Поэт, друг своих героев, всей душой желает им счастья. Но счастье невозможно. О финале романа возникают споры. Появляются разные точки зре-ния, каждая из которых по-своему опирается на текст романа. Кроме того,каждое поколение читает Пушкина по-своему.

Через восемь лет после смер-ти Пушкина, в 1845 году, В.Г. Белинский написал свои знаменитые статьи о «Евгении Онегине». 80-е годы. В связи с

открытием памятника в Моск-ве в 1880 г. Ф. М. Достоевский произнес речь на заседании Общества любителей российской словес-ности, в которой выразил свою трактовку финала романа.

Задание.Познакомьтесь с размышлениями о финале романа и об образах Татьяны и Онегина
знаменитых русских литераторов: Виссариона Григорьевича Белинского и Федора
Михайловича Достоевского
. Работа в группах.Выпишите тезисы из статей. которые выражают мысли и отношения критиков к финалу романа и образам героев.

Тра-гедия VIII главы в том, что Татьяна не поняла Оне-гина и его любви. Демократ, человек 40-х годов, Бе-линский ставил выше всего свободу человеческой личности, он осуждает Татьяну за то, что она по-жертвовала своей любовью ради верности мужу, ко-торого она не любит, а только уважает.

Ф. М. Достоевский: «Татьяна — идеал жен-щины,идеал человека. Ее поведение в 8 главе — воплощение нравственного совершенства, потому что «...разве может человек основать свое счас-тье на несчастье другого? Счастье не в одних толь-ко наслаждениях любви. А и в высшей гармонии духа. Чем успокоишь дух, если позади стоит не-счастный, безжалостный, бесчеловечный посту-пок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии?... Нет: чистая русская душа решает вот как: «Пусть, пусть я одна лишусь моего счастия, пусть, наконец, никто и ни-когда... не узнают моей жертвы и не оценят ее. Но не хочу быть счастливою, загубив другого!»
Вывод. Белинский и Достоевский по-разному судят о поступках героев. Кто же из них убедительнее, вернее понимает мотивы поступка Татьяны по отношению к Онегину и собственному чувству? Почему Татьяна отвергает Онегина?
1 Исследовательская работа.

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте снова обратимся к глаголам.
Просмотрите монолог Татьяны, найдите глаголы, определите время. Почему Татьяна,
объясняясь с Онегиным в настоящем, когда говорит о себе, использует
исключительно глаголы прошедшего времени?
Свет не испортил, не загубил Татьяну, душа ее ос-талась прежней, хотя за эти три года она не оста-лась такой, как была.

— Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна ско-рее внешне. Она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, научилась оберегать свою душу от чу-жого взгляда. И эта внешняя сдержанность при том же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она обладала в юности, еще больше при-влекает к ней Онегина.

— Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить. Счастье возможно только теперь с обновленным Онегиным, но (поздно!) Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья.

В марте 1825 года, потеряв надежду на личное сча-стье, Онегин остается один в Петербурге. В основном тексте романа Онегин остается на распутье — и читатель вместе с ним еще раз задумывается: что же есть жизнь? Как надо жить? Куда идти? Кого любить? С кем и за что бороться?

Подведение итогов урока.

Почему VIII глава вызывает больше всего споров и толкований? (Пушкин не дает психологического обо- снования событий, поступков,фактов.)

В конце романа оба главных действующих лица дос-тойны сочувствия читателей. Если бы один из них мог быть назван «отрицательным», то роман не имел бы под-линно трагического звучания. Любовь к недостойному существу может породить очень грустные ситуации, но она не становится таким источником трагедии, как вза-имная любовь двух достойных счастья людей при полной невозможности этого счастья.

Онегин в конце романа — не романтический «демон» с преждевременно состарившейся душой. Он полон жаж-ды счастья, любви и желания бороться за это счастье. Его порыв глубоко оправдан и вызывает читательское сочув-ствие. Но Татьяна —. человек другого склада: ей свой-ственно отказаться от счастья во имя более высоких нравственных ценностей. Ее одухотворенность полна ис-тинной душевной красоты, которой любуются и автор, и читатели. Именно то, что оба героя, каждый по-своему, достойны счастья, делает невозможность счастья для них глубоко трагической.

Но кто объяснит нам, наконец, роман А. С. Пушки-на? Кто растолкует «Онегина» так, что нечего будет до-бавить? Надо надеяться, что никто. Пусть живет эта кни-га вечно, и пусть каждое новое поколение находит в ней что-то свое. Очень важное для него.

*Задание для тех, кто размышляет.

1. Возможно ли было счастливое воссоединение Онеги-на и Татьяны? Сочинение - размышление. Наизусть отрывок(письмо Онегина).

2. Исследовательская работа: «Какую роль могут играть грамматические категории в художественном тексте?(А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»)».

Удачи на уроке!