Детский православный театр "лествица" при свято-ильинском храме в г. выборге. Кукольный театр на приходе, воскресной школе и дома

Православные праздники

Сценарии детских спектаклей

Праздник I

«Покрова Пресвятой Богородицы»

«Волшебный грибок»

Празднование Покрова Пресвятой Богородицы,

По мотивам сказки

В. Сутеева «Под грибком»

Действующие лица:

Четыре сороки,

Муравей,

Бабочка,

Мышонок,

Зайчик,

Лиса,

Солнышко,

Тучки,

Ангелы

Пролог

Актёры театра – живая декорация. Деревья с разноцветными, осенними листьям. Танец уходящего солнца.

Четыре сороки

  1. Вот так чудо – чудеса –

Пожелтели все леса!

Время сказочных даров!

Будем праздновать Покров!

  1. Сказку мы сейчас покажем,

Обо всём вам в ней покажем!

Слышится тихий шум дождя. Появляются тучки. Два ангела, бережно уводят солнышко

Сороки:

3.Что я слышу! Что я слышу!

Дождь спешит по нашим крышам!

4.Что же делать?! Вот беда!

Прячьтесь, звери, кто куда!

  1. Вон бедняжка Муравей
  2. От дождя бежит скорей!

Шум дождя усиливается, Появляется несчастный и испуганный муравей.

Муравей:

Собирал в лесу травинки.

Дом хотел себе построить.

Налетели злые тучи,

И накрыли с головой!

Кто ж поможет мне бедняге?

Кто ж спасенье мне пошлёт?

Я промокну, пропаду,

И наверно я умру…

Муравей падает. Подлетают два ангела и нежно поднимают муравья.

Третий ангел выносит огромный зонт. Муравей приходит в себя.

Ангелы улетают.

Муравей:

Что за чудо!

Вырос гриб?

И кого благодарить?!

Кто решил меня спасти?

Чтоб не подхватить мне грипп,

Срочно спрячусь я под гриб.

Спасибо всем, кто обо мне позаботился!!!

Сороки:

3.Не успел залезть под гриб –

4.Рядом бабочка летит…

Шум дождя усиливается. Летит бабочка.

Бабочка:

На лужайке я на солнечной летала,

Вдруг гроза меня нечаянно застала…

Кто поможет мне в беде?

Кто спасенье мне пошлёт?

Я промокну, пропаду,

И наверно я умру… падает

Сороки:

  1. Загляни скорей под гриб!!!
  2. Там спасенье тебя ждёт!

Бабочка:

Муравей?

Ой, дружочек, мой любезный!

Под грибок скорей пусти!

Чтоб от дождика и ветра

Крылышки мои спасти!

Век тебя я не забуду,

Помолюсь я за тебя.

И любовью расплачуся

Я за добрые дела.

Муравей:

Прячься, Бабочка, скорей –

Вместе будет веселей!

Сороки:

  1. Только встали под грибком –
  2. Вдруг Мышонок к ним бегом…

Шум дождя усиливается. Появляется Мышонок.

Мышонок:

Боже! Боже! Помоги мне!!!

Я промокну, пропаду,

И наверно я умру… падает

Сороки:

1.Загляни скорей под гриб!!!

2. Там спасенье тебя ждёт!

Мышонок:

Ой, возьмите меня, звери, под грибок –

Я под дождиком до ниточки промок!

Простудился и охрип –

Может, пустите под гриб?

Муравей и бабочка:

Надо будет потесниться,

Чтобы всем нам поместиться!

Мышонок:

Ах, Спасибо вам друзья!

Век служить вам буду я!

Муравей и бабочка:

Поместились?

Слава Богу!!!

Вот и славненько –

Всегда, делать добрые дела,

Чтоб душа была светла!

Сороки:

3. В тесноте – да не в обиде!

4. Вдруг опять зверята видят:

1. Зайчик мокрый к ним бежит –

2. Хвостик серенький дрожит.

Шум дождя усиливается. Появляется заяц.

Заяц:

От лисы я убегаю,

Куда спрятаться не знаю!

Где спасенье мне искать?!

Помоги мне, Боже! Боже!

Сороки:

3.Загляни скорей под гриб!!!

Заяц:

Ну, спасибо вам сороки!

Милые мои, родные!

Поскорее помогите,

От лисы меня спасите!

А иначе пропаду,

И наверное умру!!! Плачет

Муравей, Бабочка, Мышонок:

Ты не плачь, зайчишка славный.

Потеснимся – не беда!

Прячься скоренько сюда!

Сороки:

4.Поместился весь народ!

1.Вдруг, Лисица к ним идёт…

Шум дождя стихает. Появляется лиса.

Лиса :

Ах! Кого я вижу!

Подойду поближе…

Очень интересно…

А вам тут не тесно?

Звери:

Заслоняя зайчика

Нет!!!

Лиса:

Заяц должен быть у вас!

Выдать зайца сей же час!

Разозлилась я совсем –

Всех в лесу сейчас я съем!!!

Звери:

Зайчик с нами!

Он наш друг!

Не возьмёшь нас на испуг!

Лиса:

Ладно – ладно, ну, простите!

Пошутила я слегка.

Не сердитесь, потеснитесь,

Под грибок меня впустите.

Звери:

Ну-ка, хитрая Лиса!

Уходи к себе в леса!

Не пускают под грибок
Тех, кто жаден и жесток!

Шум дождя полностью прекращается, появляются солнышко и ангелы.

  1. Под грибком хватило места-
  2. Никому не стало тесно!
  3. Всем, кто спасся, не промок,
  4. Помогает в небе Бог!
  5. Каждый, созданный Всевышним,
  6. Под грибком не будет лишним!
  7. Только с богом кто не дружен
  8. Под грибком совсем не нужен!
  9. Осень землю покрывает
  10. Пёстрым праздничным ковром –
  11. Так природа поздравляет
  12. Нас с Великим Покровом.
  13. Всех в огромном жизни море
  14. Богородица согреет и простит
  15. Страждущих всегда утешит в горе
  16. И Покровом драгоценным защитит!

Предварительный просмотр:

ГБОУ НОШ № 453

Встреча 2013 года

Рождественские гулянья.

Весёлая ярмарка

Вечерки, посиделки, беседки

Колядки, щедровки, овсени, виноградье, величалки.

«ТРИ ДЕРЕВА»

Рождественская сказка

Действующие лица:

Трое ведущих

Пастухи

Ангел

Пальма

Маслина

Ёлка

Зима

Декорации зимнего леса

Реквизит:

Зелёные шапочки с листьями пальмы, маслины, еловыми иголками;

Красивый сосуд для масла

Пролог

Ведущий 1:

Вот явилась к нам сама

Прямо с Севера Зима.

Ведущий 2:

Лес весь в белом – волшебство!

Скоро праздник – Рождество!

Ведущий 3:

Ночи зимние тихи.

Шли по лесу пастухи…

Сцена 1

Появляются пастухи

  1. Посмотрите-ка сюда –

Видите? Яркая звезда!

  1. Где звезда?
  2. Пока не видим,

Подойдём к тебе поближе.

  1. Вон, глядите! Золотая!
  2. Ярче всех горит! Святая!
  3. Как сияет! Как горит!
  4. Будто что-то говорит!

Ведущие:

А о чём? Хотите знать?

Мы ведь можем рассказать.

Пастухи:

Конечно!

Хотим!

Расскажи скорее!

Ведущие:

Века назад, вот так, как вам,

Звезда явилася волхвам

Как знак небесный: скоро всем

Прибыть в далёкий Вифлеем,

Где родился в яслях овечьих

Спаситель душ всех человечьих.

Деревья, люди, звери, птицы

Пришли младенцу поклониться

Сцена 2

Появляются Пальма, Маслина и Ёлка.

Ведущие:

Поспорили Пальма, Маслина и Ёлка

Что в дар принести им Святому Ребёнку

И Пальма склонилась к прекрасной Маслине…

Пальма:

…Пойдём же и мы на поклон вместе с ними!

Ёлка:

Постойте, мои дорогие сестрицы, -

Я тоже Младенцу хочу поклониться!

Пальма:

Куда тебе с нами, колючая Ёлка?

Что есть у тебя? Лишь смола да иголки!

Маслина:

Ты лучше, сестрица, на нас посмотри:

Душистое масло храню я внутри!

Младенцу дарую я свой аромат-

И будет он счастлив, и будет он рад!

Пальма:

Да, Ёлки Святому Младенцу не надо!

А я подарю ему листьев прохладу!

Его я собою от зноя укрою –

И будет он спать в тишине и покое!

Ёлка:

О да! Я согласна! Вы правы, сестрицы.

Не в силах дарами я с вами сравниться!

Появляется Ангел

Явился я к вам разрешить этот спор.

Да будешь ты лучше хвастливых сестёр!

За скромность твою я тебя возвеличу –

И будет отныне прекрасный обычай:

Игрушками Ёлку зимой украшать

И этим Рожденья Иисуса встречать!..

Сцена 3

Смена декораций

Выход ряженных. Русская избушка. Веселая музыка

1.Христос Спаситель

В полночь родился

В вертепе бедном

Он поселился

2. Вот над вертепом

Звезда сияет.

3.«Христос Владыка,

В твой день рожденья

Подай всем людям

Мир просвещенья!»

4.Коляда, коляда, поведи меня туда,

Где подарочки дают,

Там где пляшут и поют.

5.Коляда ты, коляда,

Заходила коляда,

Записала коляда,

Государева двора,

6.Государев двор среди Петербурга,

Середь каменного.

(Скоморохи)

Как зашли мы, зашли да на дядюшкин двор.

У дядюшки на дворе стоит дров костёр!

А вокруг-то двора тын серебренный стоит!

(Стучат в оконце. Появляется хозяин)

(Скоморохи )

Щедрый вечер!

Добрый вечер!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Хозяина – Ясно солнышко!

Хозяюшку – Красну девицу!

Детишек ваших – Частых звёздочек!

С Рождеством Христовым поздравляем!

Мы ничем не берём: ни мукой, ни крупой –

Пшенцом да просцом!

Таусень – маусень! Дома ли хозяюшка?

(Хозяин зовёт)

Вставай, вставай, Марьюшка!

Вставай, барыня моя!

К тебе гости пришли, дорогие пришли.

Тебе гость – почёт, а мне честь воздаёт!

Славит, величает!

Хозяйка:

Милости просим, гости дорогие, гости желанные!

(Скоморохи)

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

Низкий вам поклон!

С Новым годом!

С Рождеством!

С праздничком!

Позволь-ка ты, хозяин, под окошко стать,

Коляду рассказать.

Уж как наша коляда не велика, не мала!

Она в дверь не влезает, нам в окошко шлёт.

Через улицу метёт!

Через тын подаёт!

Давайте хозяев повеличаем!

Как и первая звезда

А всё Аннушка

А вторая звезда-

Николаюшка.

А как третья звезда-

Михаилушка.

СЛАВА (вместе)

7.Зароди, Боже,

Жито в пшеницу,

Всякую яровицу,

А в поле ядро,

А в доме добро.

8.Куда конь хвостом –

Там жито кустом,

Куда коза рогом –

Там жито стогом.

9.С Новым годом! Хозяева добрые!

С Рождеством Христовым!

С Новым счастьем!

С Новым здоровьем!

10.Сеем, веем, посеваем,

С Рождеством всех поздравляем!

11.Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

12.Щедрик-петрик!

Дай вареник,

Ложечку каши,

А наверх – колбаски,

13.Чтоб не было мало,

Дай кусочек сала!

14.Кумушка – голубушка,

Пожертвуй лучинки

На святые вечера,

На игрища, на сборища.

15.Эй, хозяева добрые!

Выносите добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

16.Не велите долго стоять,

Велите скоренько подать

Или тёпленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьём,

Или рубль серебром.

(Скоморохи)

Не подашь пирожок-

Мы корову за рожок!

Свинку за шерстинку,

Быка за хребтинку.

Хозяева подают угощения и говорят

Если вы с добром пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам,

Бубликам, баранкам.

Налетай народ честной!!!

Угощенья хватит всем.

17.Спасибо вам, щедрые хозяева!

Пусть светлый праздник Рождества и Новый год вам принесут радость в дом, здоровья, богатый урожай, много молока и хлеба!

18.А за щедрость вашу мы и споём, и спляшем, и побузим, и сказочку расскажем.

(Скоморохи)

Нивка узенька, жито – густенько!

Чтобы колос – с бревно, а зерно – с ведро!

Кому песню поём, тому будет добро!

Тому сбудется, не минуется

19.Расскажу я вам сказку, да не сказку, а стих,

Да не стих, а песню, да не я, а ребята,

Да не сейчас, а потом, в другой раз!

20.Ай, молодцы! Как слушали!

И надо бы каждому молодцу да с огорода по огурцу!

21.Да пока мы тут слушали, огурцы с огорода зайцы скушали!

Вот нам и не досталось! А нам уйти осталось.

22.Подождите, не спешите, скоро в гости к нам сюда,

Пожалует матушка Зима, да не одна,

А с Бабулечкой – Ягулечкой,

С Лапушкой нашей ненаглядной.

Появляется Баба – Яга.

(поют)

Бабка Ёжка! Костяная ножка!

Нос крючком, волоса торчком,

С помелом, за селом.

Печку топила, кашку варила,

С печки упала, ножку сломала.

Пошла в огород, рассмешила весь народ.

Пошла на улицу, раздавила курицу.

А потом и говорит, у меня нога болит!

Яга:

Разрешите в этом доме,

Разрешите поплясать

Я не буду сильно стукать,

Только буду припевать.

Ай, люли, люли, люли,

Ай, люлишки мои.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Припев

Плясать пойду

Неужели вы меня

Раньше не видали.

Припев

Эх, топни нога,

Не жалей сапога.

Тятька новые сошьёт,

Или эти подошьёт

Припев

Плясать пойду,

Головой качну,

Своими серыми глазами,

Завлекать начну.

Припев

А я не с вашего селенья

И не с вашего двора,

Не по-вашему танцую,

Посмотрите на меня.

23.Тара – тара – тарарам,

Идут девки по дворам!

Песни петь, да плясать,

Всех вокруг забавлять!

24.Вы послушайте, ребятки,

Нескладушечку скажу!

Вместо кренделя с баранкой,

Проглотил мужик дуду!

25.Раступись народ честной!

Не пыли дорожки!

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

Вместе

Идёт коза рогатая.

За малыми ребятами!

Кто кашу не ест?

Молоко не пьёт?

Забодаю, забодаю, забодаю!!!

26.Эй, топни сапог, топни новенький!

Я плясать сейчас пойду, хоть и маленький!

27.На заборе чепуха

Жарила варенье

Куры съели петуха

В это воскресенье.

28.Чепуха, чепуха – это просто враки,

Куры съели петуха, говорят собаки.

29.Чепуха, чепуха – это просто враки,

Сено косят на печи молотками раки.

30.Между небом и землёй поросёнок рылся

И нечаянно хвостом за небо зацепился.

31.А мы частушки пропоём!

Кости все перемоём!!!

32.Вы не пойте длинных песен,

Хватит нам коротеньких.

Неладушки – нескладушки

Толстой палкой по макушке.

33. На дубу сидит корова,

На корове чемодан!

А кому, какое дело –

Это песня про любовь.

34.А из-за леса выплывает

Молоко варёное.

А мне не жалко молоко, да

Жалко Миша пенку съел.

35.А мне залётка изменила –

Я в стакане утоплюсь.

А не в стакане, так в чулане

Из ухвата застрелюсь.

Окончание

Мы не сами идём, мы козу ведём,

Где коза ходит – там жито родит!

Где коза рогом – там жито стогом!

Где коза ногою – там жито копою!

Нашей козе немного надо –

Решето овса, наверх колбаса,

Три куска сала, чтоб коза встала!

А то отощала!

Мы вам пели и плясали,

И, конечно же, устали.

Отпустите, не держите,

И домой нас отпустите! ВСЁ!!!

Действующие лица

Ведущие

Красные краски

Синие краски

Жёлтые краски

Зелёные краски

Реквизит

Большое белое покрывало, изображающее снежный покров;

Большие кисточки для ведущих

Пролог

На сцене – ведущие с кисточками в руках,

За ними – сидящие на корточках краски, накрытые белым покрывалом.

Ведущие выходят вперёд, к зрителям, и выступают по очереди

  1. Тает снег, бегут ручьи,
  2. С юга к нам летят грачи,
  3. С речек солнце гонит лёд-
  4. За зимой весна идёт!
  1. Мы встречаем праздник Пасхи
  2. И спектакль покажем «Краски».
  3. Из-под снега их достанем
  4. Рисовать весну мы станем!

(Ведущие снимают покрывало и показывают краски)

Сцена 1

  1. Раз, два, три, четыре, пять-
  2. Начинаем рисовать.
  3. Раз! Цвет взяли мы зелёный-
  4. Надевают листья клёны.

(Появляются на первом плане зелёные краски, с листочками)

  1. Два! Цвет выбрали мы красный-
  2. И зацвёл цветок прекрасный.

(Появляются на первом плане красные краски, с цветами в руках)

  1. Три! Мы взяли синий цвет-
  2. Небо шлёт вам свой привет.

(Появляются на первом плане синие краски с голубым шарфом)

  1. Жёлтый взяли мы – четыре!
  2. Солнце светит в Божьем мире!

(Жёлтые краски выносят солнце)

  1. Пять! А белый - цвет добра. (Кружится с белым покрывалом)
  2. Пасху нам встречать пора!
  1. Мир раскрасить в праздник Пасхи
  2. Помогают наши краски!

(Краски окружаться в танце и по очереди говорят)

Синие:

1.Я зимой морозный иней

Нарисую ярко-синий,

2.А когда придёт апрель,

Нарисую вам капель

Зелёные:

1.К Светлой Пасхе уже в мае

Я деревья наряжаю

2.Травку новую, живую

К Пасхе тоже я рисую.

Жёлтые:

1.Это знают даже дети:

Как без солнца Пасху встретить?

2.Жёлтый также шлёт привет,

Вам весенний первоцвет!

Красные:

1.К пасхе мы печём куличики,

Красим красные яички.

2.Знаю правильный ответ:

Красный - Пасхи главный цвет!

Ведущие:

1.Мы с тобою все согласны:

2.Пасхи цвет, конечно, красный!

Бога славить-величать!

Краски:

  1. …С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

  1. Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес,

Христос воскрес! Христос воскрес! «Христос воскрес!» А. Майков

  1. Поселились птицы в гнёздах

Снег растаял как свеча!

Пахнет сладким духом воздух

Золотого кулича!

  1. Дождик солнечный закапал

В этот день святых чудес,

И, меня целуя, папа

Говорит: «Христос воскрес!» «Пасха» И. Рутенин

  1. Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв…

  1. …И в саду у нас сегодня

Я заметил, как тайком

Похристосовался ландыш

С белокрылым мотыльком. «Без названия» К. Фофанов

  1. Прилетели птицы,

Радостью блистая:

Светлая седмица,

Праздничная стая!..

  1. …А у нас куличик

Золотая корка!

Крашеных яичек

На подносе горка!..

  1. Хорошо нам вместе!

И обед наш весел.

Христос воскресе!

Воистину воскресе! «На Светлой» В. Афанасьев

Великий Праздник,

Радостный

Весенний –

Светлое

Христово Воскресение!


Название: Сказка для показа с куклами "Лесное деревце"

Язык: Русский

Регион: Россия

Формат: WORD

Сказка дается в авторском переложении для показа с куклами (в домашнем театре или на занятиях) с участием Сказителя. Переложение исходного текста помогает актуализировать смысл сказки и приспособить строй речи под возможные действия героев. В тексте даны рекомендации по показу сказки в домашнем театре и по изготовлению кукол.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Для загрузки документа, нажмите .

Название: Сказка для показа с куклами "Чивы-чивы-чивычок"

Язык: Русский

Регион: Россия

Формат: WORD

Сказка дается в авторском переложении для показа с куклами (в домашнем театре или на занятиях) с участием Сказителя. Переложение исходного текста помогает актуализировать смысл сказки и приспособить строй речи под возможные действия героев.
В тексте даны рекомендации по показу сказки в домашнем театре и по изготовлению кукол.
Приведенную сказку можно просто сказывать или читать детям. А можно, пофантазировав, определиться с видом показа, подготовить кукол, все необходимое к сказке и - приглашать гостей.
Для детей старшего дошкольного возраста.

Для загрузки документа, нажмите .

ДЕТСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕАТР "ЛЕСТВИЦА"
ПРИ СВЯТО-ИЛЬИНСКОМ ХРАМЕ В г. ВЫБОРГЕ.

I. Как все начиналось.

 Однажды, с приближением Рождества Христова, лики святых на иконах в Свято-Ильинском храме стали свидетелями необычных для православного храма приготовлений. Это начались репетиции первого детского представления, которое должно было стать основой православной "елки" - праздника для детей, который каждый из нас, конечно, помнит как один из светлых событий детства. Но этому представлению суждено было стать не только ярким эпизодом чьего-то детства - оно стало началом истории детского православного театра "Лествица". Этот спектакль был центральной частью большого детского праздника, который начинался хороводами на церковном дворе у высокой елки, дружным приглашением Деда Мороза со Снегурочкой и разными играми, продолжался спектаклем и, затем, чтением детьми стихов на тему Рождества Христова и получением сладких подарков. За неимением другого помещения, представление проводилось прямо в храме. Хотя спектакль больше носил характер и имел уровень самодеятельности, начало доброй традиции было положено. С каждым годом число повторов таких праздников увеличивалось, поскольку рос спрос на приглашения, выдаваемые в церковной лавке. Со временем эта традиция дополнилась поездками Деда Мороза с группой сопровождающих к маленьким детям прихожан, где он рассказывал, а чаще выслушивал от детей то, что они знали про Рождество Христово, пел со своими спутниками и детьми праздничные песни.


 В 2003 году подготовку праздничного рождественского представления возглавила руководитель Выборгского Центра русского фольклора "Вереск" Е.С. Любицкая. В 2003-2005 гг. это была театрализованная постановка "Смерть царя Ирода" в забытом театральном жанре - жанре кукольного вертепа. Традиция вертепных представлений восходит к средневековью, когда простыми и, казалось бы, наивными методами содержание Священного писания доносилось до народа. Вертеп представляет собой некий ящик, за открытыми створками которого находится маленький кукольный театр. Действо, происходящее в вертепе, сопровождается пением и речитативами артистов, а также негромким фоновым звучанием народных инструментов в отдельные моменты представления.

 Вертеп, используемый в представлении в Свято-Ильинском храме, был изготовлен в Выборге и расписан иконописцами в соответствии с религиозными и историческими традициями. Прекрасно сработанные куклы и костюмы певцов, замечательные аранжировочные решения были наполнены русским национальным колоритом. Музыкальный и текстовый материал "Смерти царя Ирода" привезли из этнографической экспедиции студенты Санкт-Петербургской консерватории, а силами Центра русского фольклора этот материал был обработан и переложен для домры и балалайки. В постановке повествуется о Рождестве Христовом, явлении Ангелов пастухам, поклонении волхвов, избиении царем Иродом Вифлеемских младенцев и его смерти.
 Новый спектакль изначально был подготовлен и сыгран юными воспитанниками Выборгского Центра русского фольклора "Вереск". Это сотрудничество храма и творческого коллектива было достаточно продуктивным и позволило приобрести новый опыт и вывести представления на новый уровень. Интересно, что с каждым годом сценарий приходилось дополнять новыми ролями, поскольку друзья детей - участников театра просились поучаствовать в представлениях. Таким образом, театр стал средством миссии среди невоцерковленных детей.

 В 2004 году рождественское вертепное представление было с большим успехом показано в Санкт-Петербурге на традиционном Собрании вертепных театров в Российском Этнографическом музее. Спектакль, адресованный, в основном, конечно, детям, был интересен и взрослым - они получили редкое удовольствие знакомства с полузабытым видом традиционного народного театрального действа. А в январе 2005 года участники этого представления подарили праздник детям, проживающим в детском доме при Санкт-Петербургском Успенском подворье Оптиной Пустыни.

III. "Пасхальное чудо" .



 Успех нового дела решено было повторить на Пасху, и с 2003 года в дни Светлой Седмицы в храме стали проводиться аналогичные рождественским детские праздники. Спектакль "Пасхальное чудо" был уже не кукольным, а игровым, и в нем впервые были задействованы маленькие прихожане Свято-Ильинского храма. В основу нового спектакля лег классический сюжет о том, откуда появился обычай на Пасху красить яйца. В результате совместных творческих усилий настоятеля храма протоиерея Игоря Викторовича Аксенова и художественного руководителя "Вереска" Е.С. Любицкой был написан сценарий в стихотворной форме, в котором нашлись роли для многих участников. После спектакля детей на улице ждали батут, аттракционы, веселые народные игры и, конечно, возможность позвонить в колокола. Каждый вечер окрестности оглашались не очень стройным, но, тем не менее, весьма радостным пасхальным колокольным звоном. Наибольший интерес у детей вызвало катание яиц, и даже отец Настоятель не удержался и стал играть вместе с ними. Позднее участники представлений также ездили выступать в поселок "Ленинское" Выборгского района, через два года - в один из детских приютов Санкт-Петербурга.

IV. "Благовестницы Христова Воскресения".


  В 2005 году было подготовлено театрализованное представление "Благовестницы Христова Воскресения". Центральной темой стала евангельская история о святых женах-мироносицах, первых пришедших ко гробу Спасителя, которую продолжил рассказ из "Пасхального чуда" о красном пасхальном яичке. В новом представлении удачным оказалось решение изображения гроба Господня.
 Была сделана объемная декорация, изображающая пещеру, запечатанную камнем. А самым захватывающим в представлении для детей стал момент, когда при приближении к гробу мироносиц камень отваливался и в ярком свете появлялся Ангел, который указывал на отдельно лежащие пелены и особо свитый сударь Спасителя. Отец Настоятель посчитал немаловажным обратить внимание детей на этот чудесный факт и объяснить им в конце представления его значение, подчеркнув, что это неоспоримое свидетельство должно было несомненно убедить видевших сударь в Воскресении Христовом. Ведь никаким другим образом невозможно извлечь из пропитанного клейкими ароматами плата обвитую им голову умершего!
 В 2006 году юные актеры ездили с этим спектаклем в приграничный финский город Иматру по приглашению настоятеля местного православного прихода о. Тимофея. Финским детям был показан новый спектакль "Благовестницы Христова Воскресения", а затем была организована неотъемлемая часть пасхальных торжеств, связанная с катанием яиц, колокольным звоном и играми.
О. Игорь постарался заинтересовать юных зрителей, задавая им вопросы и предлагая найти ответы, внимательно посмотрев представление и вспомнив евангельские события, посвященные Воскресению Христову. Хотя не все дети хорошо знали русский язык, но красивые костюмы, необычные красочные декорации, завораживающее музыкальное сопровождение и вдохновенная игра детей восполнили недостаток понимания текста. Представление приняли очень тепло, и каждый раз на пасхальное "Христос Воскресе!" весь зал громко и радостно отвечал - "Воистину Воскресе!".

V. Образование детского православного театра "Лествица" .


 Со временем, как и следовало ожидать, невоцерковленных участников представлений постепенно заменяли прихожане храма. Так родился приходской детский православный театр "Лествица". Его художественным руководителем вполне закономерно стала регент храма Н.В. Березина, которая давно активно участвовала в подготовке представлений. Да и куда без профессионального музыканта, если все представления от начала были наполнены пением и музыкальным сопровождением.
 С течением времени в работу по организации этих представлений включалось все большее и большее число прихожан Свято-Ильинского храма. Каждый старался послужить своим даром, талантом: кто-то мастерил куклы, кто-то шил костюмы для юных актеров и кукол. Одни братья мастерили вертеп, делали в нем подсветку, другие его расписывали и рисовали декорации. Оказалось, что почти любое умение, соединенное с желанием участвовать в общем деле, найдет себе применение. Помимо непосредственного участия в представлениях, нужно было решить вопросы звука, подсветки, видеосъемки представления, шумовых эффектов. Даже такие далекие от театрального искусства навыки, как работа на компьютере, оказались весьма необходимыми - нужно было печатать приглашения на детские праздники.
 Большим событием стало открытие в недавно построенном церковном доме театрального зала. Именно с него началось освоение нового здания, которое открывает широкие возможности для служения жителям Выборга. Новый театр оборудован небольшой, но качественной сценой, за которой, как и полагается, находятся гримерные. Для закрытия сцены изготовлены кулисы, имеется также задник для фоновых декораций. Идет оборудование театра профессиональным светом, устроена костюмерная и гардероб для зрителей. Специально для театра закуплены удобные кресла, повешены соответствующие стилю помещения портьеры.

VI. Новое представление.
"ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ - ЛЮДЯМ РАЙ ОТВЕРЗАЕТСЯ!".


 Неисчерпаемая энергия отца Настоятеля не позволила руководителю и участникам театра остановиться на достигнутом. Он дал решительное благословение начать работу над созданием нового, более церковного и серьезного представления, нежели несколько фольклорно-лубочный спектакль "Смерть царя Ирода". Он сам дал краткий сценарный план, и новый художественный руководитель театра Н.В. Березина с сестрами из прихода, приложив немало усилий, наполнили его стихами и песнями. Представление получилось масштабным и глубоким по содержанию и было названо "Христос рождается - людям рай отверзается!". В нем на понятном для детей языке раскрывается смысл и цель одного из величайших событий человеческой истории - Боговоплощения. Кукольное действие начинается с искушения древним змием прародителей Адама и Евы в райском саду, их грехопадения, лишения светлых одежд и изгнания их из рая с обетованием, что "Семя Жены сотрет главу змия". Во втором и третьем действии спектакля зрителям представляется история Богоотцов Иоакима и Анны, Рождество Пресвятой Богородицы и торжественное Введение Ее в храм Иерусалимский. В последующих действиях кукольного представления повествуется об Иосифе Обручнике, пребывании Девы Марии в его доме, Благовещении Ей Архангелом Гавриилом, путешествии Иосифа и Марии в Вифлеем, и, наконец, о Рождестве Христовом в Вифлеемской пещере. Кульминацией спектакля является радостное возвращение Адама и Евы в светлых одеждах в прежде утраченный ими рай. Для художественного руководителя театра Н.В. Березиной, впервые полностью взявшей на себя постановку нового спектакля, это была своего рода проверка, которую она, несомненно, с честью прошла.
 Для этого представления приходской столяр Юрий Токарев смастерил новый трехуровневый вертеп, оборудованный сложной системой подсветки сцен и расписанный яркими праздничными украшениями иконописцем храма Андреем Николаевичем Кириленко. Куклы, костюмы к ним, декорации - все было выполнено силами прихожан. В роли кукловодов выступили прихожане храма Татьяна Березина и Елена Молчанова. Они впервые попробовали себя в этом новом искусстве, и, надо сказать, получилось у них ничуть не хуже, чем у опытных кукловодов из центра "Вереск". Музыкальное сопровождение также подготовлено прихожанами храма: алтарником и звонарем Григорием Николаевичем Уховым и певчим Алексеем Николаевичем Марковым. Они за короткий срок освоили новые для себя инструменты: домру, балалайку, гусли, а также подобрали некоторые новые аранжировки, что сделало спектакль гораздо насыщеннее. Так, всякий раз появление ангелов сопровождала нежная мелодия гуслей, выход воинов царя Ирода озвучивал ритмичный барабанный бой, а все песни, которыми были богаты оба спектакля, исполнялись под мелодичные композиции в исполнении домры, флейты, тамбурина и балалайки в разных сочетаниях. Репетиции начались задолго до Рождества, и после того, как тексты были выучены назубок, можно было совершенствовать мастерство юных актеров в озвучивании ролей.
 Большую помощь в этом оказал заслуженный работник культуры РФ, опытный детский режиссер из Выборгского театра кукол "Святая крепость" Николай Николаевич Устинов, который посетил несколько репетиций и дал юным актерам немало ценных советов.
 В 2007 году в программу рождественских праздников впервые были включены оба вертепных спектакля, при этом приглашения на спектакль выдавались с учетом возраста детей. Самые маленькие зрители от 5 до 11 лет увидели самую первую вертепную постановку "Смерть царя Ирода", а для старших ребят от 8 до 13 лет был показан кукольный спектакль "Христос рождается - людям рай отверзается".

 Поскольку вся внебогослужебная деятельность прихода имеет, в основном, миссионерский характер, то и детские праздники рассматриваются, прежде всего, как средство донести до детей и приходящих с ними родителей тайну домостроительства Божия о спасении мира, начало которому было положено Рождением и Явлением в мир Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Поэтому каждое представление предварялось обстоятельным пояснительным словом о содержании спектакля, об исторических событиях Ветхого или Нового Завета (в зависимости от спектакля), разъясняя осуществление замысла Божия о человеке в определенное время и через конкретных лиц. Отец Настоятель призывал детей внимательно смотреть спектакль, чтобы потом всем вместе поразмышлять о смысле праздника. После просмотра постановки маленькие зрители старались ответить на задаваемые батюшкой вопросы и делились своими впечатлениями.
 Весной 2008 года юные зрители впервые увидели новый детский игровой спектакль "Святой князь Владимир" по сценарию, специально подготовленному для детского театра его художественным руководителем Н.В. Березиной совместно с другими прихожанами под духовным наставничеством отца Настоятеля. Новый спектакль означал выход театра на новый уровень: юные актеры исполняли в нем по две-три роли, для представления были изготовлен комплекс декорациий, которые сменяли друг друга по ходу спектакля. В мастерской при храме был изготовлен реквизит и пошиты красочные костюмы, насколько возможно повторящие предметы той исторической эпохи. При этом костюмы были выполнены так, чтобы их можно было быстро сменять, поскольку актеры выходили на сцену в разных ролях.
К великому празднику Рождества Христова 2009/2010 года детский театр порадовал юных зрителей сразу двумя премьерами. Были поставлены, отрепетированы и неоднократно показаны игровые спектакли Рождественская ночь ", для малышей и "Невероятное приключение в Рождественскую ночь ", в котором обыгрывается идея путешествия во времени и рассказывается о том, как двое детей из нашего времени чудесным образом перемещаются в древний Израиль - во времена Рождества Христова. Со своим спутником купцом Артабаном, стремясь успеть поклониться новорожденному Христу, ребята попадают в различные ситуации, в которых учатся быть добрыми, милосердными, жертвенными… Премьера этого спектакля пользовалась большим успехом у подростков.
Кроме двух премьер, святки 2010 года запомнились гастролями в Санкт-Петербурге и Финляндии, куда детский театр выезжал по приглашению православных приходов.
 Театр продолжает развиваться, состав его участников постоянно расширяется, а исполнительское мастерство растет. Хочется надеяться, что это поступательное движение сохранит свой вектор, и театр будет помогать возрастанию все большего числа детей.

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 778) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (311) Буклеты, памятки и листовки (134) Видеофильмы, видеолекции и беседы (994) Вопросы священнику (426) Изображения (258) Иконы (545) Иконы Божией Матери (106) Проповеди (1 057) Статьи (1 833) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (162) Любовь, брак, семья (77) Материалы для воскресной школы (415) Аудио (24) Видео (112) Викторины, вопросы и загадки (44) Дидактические материалы (75) Игры (29) Изображения (45) Кроссворды (25) Методические материалы (48) Поделки (25) Раскраски (13) Сценарии (11) Тексты (100) Повести и рассказы (31) Сказки (11) Статьи (19) Стихи (31) Учебники (17) Молитва (518) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (388) Новости (281) Новости Кинельской епархии (106) Новости прихода (53) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 869) Библия (826) Закон Божий (852) Миссионерство и катехизация (1 453) Секты (7) Православная библиотека (488) Словари, справочники (52) Святые и Подвижники благочестия (1 807) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (164) Устройство храма (1) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 525) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (493) Радоница (8) Родительская суббота (34) Страстная Седмица (32) Церковные праздники (697) Благовещение (16) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (12) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (130) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (154) Елеосвящение (10) Исповедь (34) Миропомазание (5) Причащение (26) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (35) Паломничество (246) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (2) Святая земля (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (36) Православное радио (68) Православный журнал (35) Православный музыкальный архив (171) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (61) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (114) СМИ о приходе (23) Суеверия (39) Телеканал (381) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582).

Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. LXVI, 10–24. На веч.: Быт. XLIX, 33 – L, 26. Притч. XXXI, 8–32.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Святитель Евтихий, архиепископ Константинопольский

Святитель Евти́хий Константинопольский, архиепископ

Свя­ти­тель Ев­ти­хий, ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский , ро­дил­ся в се­ле­нии, но­сив­шем на­зва­ние «Бо­же­ствен­ное», во Фри­гий­ской об­ла­сти. Его отец, Алек­сандр, был во­и­ном, а мать, Си­не­сия, бы­ла до­че­рью свя­щен­ни­ка ав­гу­сто­поль­ской церк­ви Ис­и­хия. Свя­той Ев­ти­хий по­лу­чил пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние и хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние от сво­е­го де­да-свя­щен­ни­ка. Од­на­жды во вре­мя дет­ской иг­ры маль­чик на­пи­сал свое имя с ти­ту­лом пат­ри­ар­ха и этим как бы пре­ду­ка­зал свое бу­ду­щее слу­же­ние. В воз­расте 12 лет он был от­прав­лен в Кон­стан­ти­но­поль для по­лу­че­ния даль­ней­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Юно­ша пре­успел в изу­че­нии на­ук и по­нял, что че­ло­ве­че­ская муд­рость – ни­что пред уче­ни­ем Бо­же­ствен­но­го От­кро­ве­ния. Он ре­шил по­свя­тить се­бя ино­че­ской жиз­ни. Свя­той Ев­ти­хий уда­лил­ся в один из ама­сий­ских мо­на­сты­рей и при­нял в нем Ан­гель­ский чин. За свою стро­гую жизнь он был по­став­лен ар­хи­манд­ри­том всех ама­сий­ских мо­на­сты­рей, а в 552 го­ду воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол.

Ко­гда при свя­том бла­го­вер­ном ца­ре Юс­ти­ни­ане (527–565) го­то­вил­ся со­зыв V Все­лен­ско­го Со­бо­ра, мит­ро­по­лит Ама­сий­ский был бо­лен и от­пра­вил вме­сто се­бя свя­то­го Ев­ти­хия. В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­ста­ре­лый пат­ри­арх свя­той Ми­на (536–552, па­мять 25 ав­гу­ста) уви­дел бла­жен­но­го Ев­ти­хия и пред­ска­зал, что он бу­дет по­сле него пат­ри­ар­хом. По­сле смер­ти свя­то­го пат­ри­ар­ха Ми­ны апо­стол Петр явил­ся в ви­де­нии им­пе­ра­то­ру Юс­ти­ни­а­ну и, ука­зав ру­кой на Ев­ти­хия, ска­зал: «Пусть он бу­дет по­став­лен вам епи­ско­пом».

В на­ча­ле пат­ри­ар­ше­го слу­же­ния свя­то­го Ев­ти­хия был со­зван V Все­лен­ский Со­бор (553), на ко­то­ром от­цы осу­ди­ли воз­ник­шие ере­си и пре­да­ли их ана­фе­ме. Од­на­ко через несколь­ко лет в Церк­ви воз­ник­ла но­вая ересь, ав­тор­то­до­ке­тов, то есть «нетлен­ном­ни­те­лей», ко­то­рые учи­ли, что плоть Хри­сто­ва преж­де Крест­ной смер­ти и Вос­кре­се­ния бы­ла нетлен­ной и не ис­пы­ты­ва­ла стра­да­ний.

Свя­той Ев­ти­хий сме­ло изоб­ли­чил эту ересь, но им­пе­ра­тор Юс­ти­ни­ан, сам скло­нив­ший­ся к ней, об­ру­шил свой гнев на свя­ти­те­ля. По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра во­и­ны схва­ти­ли свя­ти­те­ля в хра­ме, со­рва­ли с него пат­ри­ар­шее об­ла­че­ние и от­пра­ви­ли в ссыл­ку в Ама­сий­ский мо­на­стырь (в 565 го­ду).

Свя­ти­тель крот­ко пе­ре­но­сил из­гна­ние, пре­бы­вал в мо­на­сты­ре в по­сте и мо­лит­ве и со­вер­шил мно­го чу­дес и ис­це­ле­ний.

Так, по его мо­лит­ве у же­ны бла­го­че­сти­во­го му­жа Ан­дро­ги­на, преж­де рож­дав­шей на свет толь­ко мерт­вых мла­ден­цев, ро­ди­лись и до­стиг­ли зре­ло­го воз­рас­та два сы­на. Два глу­хо­не­мых от­ро­ка по­лу­чи­ли дар ре­чи; два ре­бен­ка, тя­же­ло болев­шие, вы­здо­ро­ве­ли. Свя­ти­тель ис­це­лил ра­ко­вую бо­лезнь на ру­ке ху­дож­ни­ка. Дру­го­го ху­дож­ни­ка свя­ти­тель ис­це­лил, по­ма­зав его боль­ную ру­ку еле­ем и со­тво­рив над ней крест­ное зна­ме­ние. Свя­ти­тель ис­це­лял не толь­ко те­лес­ные, но и ду­шев­ные бо­лез­ни: из­гнал из от­ро­ко­ви­цы бе­са, не до­пус­кав­ше­го ее ко Свя­то­му При­ча­ще­нию; из­гнал бе­са из юно­ши, убе­жав­ше­го из мо­на­сты­ря (по­сле это­го юно­ша вер­нул­ся в свою оби­тель); ис­це­лил про­ка­жен­но­го-пья­ни­цу, ко­то­рый, очи­стив­шись от про­ка­зы, пе­ре­стал пить.

Во вре­мя на­па­де­ния пер­сов на Ама­сию и все­об­ще­го ра­зо­ре­ния жи­те­лей по ука­за­нию свя­ти­те­ля из мо­на­стыр­ских жит­ниц да­ва­ли зер­но го­ло­да­ю­щим, при­чем за­па­сы зер­на в оби­те­ли по его мо­лит­вам не оску­де­ва­ли.

Свя­ти­тель Ев­ти­хий по­лу­чил от Бо­га дар про­ро­че­ства; так, он ука­зал име­на двух им­пе­ра­то­ров-пре­ем­ни­ков Юс­ти­ни­а­на – Иусти­на (565–578) и Ти­ве­рия (578–582).

По­сле смер­ти свя­то­го пат­ри­ар­ха Иоан­на Схо­ла­сти­ка свя­той Ев­ти­хий в 577 го­ду вер­нул­ся на ка­фед­ру из 12-лет­не­го из­гна­ния и сно­ва стал муд­ро управ­лять сво­ей паст­вой.

Через че­ты­ре с по­ло­ви­ной го­да по­сле воз­вра­ще­ния на пат­ри­ар­ший пре­стол свя­ти­тель Ев­ти­хий в Фо­ми­но вос­кре­се­нье 582 го­да со­брал весь клир, пре­по­дал бла­го­сло­ве­ние и с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду.

Тропарь святителю Евтихию, архиепископу Константинопольскому

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче Евтихи́е,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче Евтихий, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Евтихию, архиепископу Константинопольскому

Боже́ственнаго ве́рно Евтихи́я вси пою́ще, лю́дие,/ любо́вию да ублажи́м, я́ко па́стыря вели́ка и служи́теля,/ и учи́теля прему́дра, и прогони́теля ересе́й,// мо́лит бо Го́спода о всех нас.

Перевод: Воистину святого Евтихия все воспевающе, люди, с любовью прославим, как пастыря великого, служителя и учителя премудрого и прогонителя ересей, так как он молит Господа обо всех нас.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

19 апреля. Великий пост. Изучаем Священную евангельскую историю. О Кресте

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Вот и подошел к концу Великий пост. На этой неделе мы вспомнили самые важные события, которые были прообразом грядущих Страстей Христовых. Впереди нас ожидают воспоминания воскрешения Лазаря, входа Господня в Иерусалим и Страстнáя седмица.

Ежедневно мы с вами читаем Евангелие, становясь свидетелями великих благодеяний Божиих и слушателями слов Христовой Истины. Но раз в год, перед великим праздником Пасхи Христовой несколько дней мы читаем очень страшные слова о предательстве и страданиях нашего Спасителя, о Его Крестной смерти. И сегодня мне бы хотелось поговорить именно о Кресте.

Еще в дни, когда никто из апостолов и помыслить не мог, что кто-то способен поднять руку на Иисуса Христа, наш Господь начал предупреждать Своих учеников о предстоящих Ему страданиях. В Евангелии от Марка мы читаем:

8.31. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвергнутым старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и в третий день воскреснуть.

8.32. И говорил об этом открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.

8.33. Он же, обернувшись и взглянув на учеников Своих, запретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

8.34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

(Мк. 8, 31–34)

В этой части Евангелия от Марка содержатся центральные и важные моменты христианской веры. Итак, из разговора с Петром мы узнаем, что для Иисуса как Мессии, как Христа, существует только один путь, путь страданий. И эта дорога для каждого, кто хочет идти за Ним. Господь никогда не пытался подкупать людей, обещая им легкий путь. Он обещал им славу Царства Божия, но никогда не обещал людям комфорта. Поэтому Спаситель, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).

Заявить человеку, что он должен быть готов нести свой крест, значило сказать ему, что он должен быть готов к тому, что на него будут смотреть как на преступника, что он должен быть готов умереть. Понятно, что первые христиане понимали это выражение не так, как мы, но буквально: «нести крест» значит быть распятым.

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней.

Господь не просто так предлагает подобный страшный образ следования за Ним. Память о кресте должна не просто напугать, привести в чувство народ, который сопровождал Господа, но утвердить в вере в Него, когда эти же люди станут свидетелями страданий Христовых.

Сам крест как вид позорной и мучительной смерти преобразится Честнóй Кровью Спасителя в символ жертвенной любви – наглядным примером всех евангельских слов Спасителя. Если в первые века Крест был символом страдания, то теперь это символ славы миллионов христиан по всему миру.

Но к чему призывает нас Крест Христов? Лишь к одному – любви! Ведь Крест и есть любовь, всепобеждающая, милующая, сострадающая любовь Бога к каждому человеку. Быть вне этой любви – значит не принимать ни Крест Господень, ни Христово Евангелие вообще. А каждый православный христианин призван воплотить Евангелие, жертвенное служение ближнему, в своей жизни.

В житии преподобного Паисия Святогорца есть одна поучительная история. Когда старец Паисий нес свой молитвенный подвиг на Синае, рядом с ним были греческие миссионеры, приехавшие с миссией к бедуинам. Однажды преподобный узнал, что один из миссионеров отдал стирать свою одежду бедуину за деньги. Это вызвало изумление святого, и он спросил миссионера: «А сам-то ты что делал, пока он стирал?» – на что юноша ответил: «Как что? Читал комментарии на Священное Писание, чтобы не терять без духовной пользы ни минуты времени». Тогда преподобный Паисий мудро заметил: «Может, время ты и не потерял, только вот Евангелие потерял точно. Ты сам должен был стирать за бедуинами штаны. Только так Евангелие станет твоей жизнью. Если сидеть и читать книжечку, пока другие тебе одежду стирают, духовного толку не будет».

Сам преподобный Паисий был образцом евангельской любви к людям. Некоторым, в утешение или благословение, он дарил иконки Пресвятой Богородицы и кресты, которые изготавливал сам из афонских деревьев. Глядя на этот крест-благословение преподобного Паисия Святогорца и вспоминая многочисленные наставления афонского старца, понимаешь, как важно принять Божественную любовь в свое сердце, как важно откликнуться на Крестную жертву нашего Спасителя и довериться Богу.

Впереди нас ожидает Страстнáя седмица, время, когда мы должны дать себе отчет: кем мы будем в страшный момент страданий Христовых? Праздными и безучастными зеваками, что с интересом наблюдают за евангельскими событиями, не пуская их в свое сердце, или окажемся среди верных последователей, вместе с Ним несущих свой крест.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

БИТВА С НАШЕЙ СМЕРТЬЮ: Слово на Вход Господень в Иерусалим

Г осподь сейчас входит в Иерусалим, в Свой город, для того, чтобы вступить в битву со смертью. С чьей смертью? Со смертью каждого из нас – с вашей, с моей, со смертью каждого из людей. Вступить в битву и победить.

В едь смерть – это не одномоментное событие, когда человек переходит из этой жизни в некое, совершенно непостижимое ему, состояние. Прекращается то, что называют биологической жизнью. Смерть продолжается и дальше. Это – только начало смерти, то, чему мы с вами бываем иногда свидетелями, – смерть наших близких или каких-либо других людей. Это – только начало. А дальше она продолжается уже в иной жизни. И насколько она страшна и печальна, когда мы видим ее воочию здесь, бесконечно больше она ужасна, когда продолжается в духовном мире, когда смерть охватывает не только тело, но и душу. Все мысли, все то, что составляет душу человека: его чувства, устремления, опыт громадный, который он накопил за свою жизнь, все то, что мы даже и не подозреваем, содержится в человеческой личности, – все начинает подвергаться страшному разрушению и тлению.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 10:08 мин. Размер 6.96 Mb)

Иеромонах Ириней (Пиковский)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие