«Что есть подлость и честь. Сочинение по роману "Дубровский" А.Пушкина: защита человеческой личности Понимание чести и бесчестия героями романа дубровский

«Дубровский» - это произведение, в основе которого лежит случай, довольно характерный для судопроизводства того времени. А приключенческие мотивы были навеяны Пушкину шиллеровскими «Разбойниками». Но сочинение по роману «Дубровский» затрагивает, прежде всего, такие темы, как месть и прощение, справедливость и равенство.

Рассказ Нащокина

Ситуации, в которой более влиятельные и состоятельные помещики, пользуясь своими возможностями, притесняли всячески бедных соседей, в пушкинские времена складывались нередко. В судебной сфере царил произвол. Помещик мог отнять у более бедного даже имение, которое причиталось ему по закону. Подобный случай произошел с неким Островским.

В результате нечестной судебной тяжбы он лишился всего, что имел. Однако руки не опустил, не сдался. Им была организована разбойничья шайка, участники которой добивались справедливости по-своему. Такую историю Пушкину поведал приятель Нащокин. Она же и легла в основу произведения. Сочинение по роману «Дубровский» может иметь название «Осуждение произвола».

Честь и бесчестие

Этот мотив является главным. Защита человеческой личности в романе "Дубровский" - сочинение, которое следует начинать с изображения отвратительной картины помещичьей жизни, где деспотизм сочетается с подхалимством, равнодушие к человеческому страданию - с продажностью. И на этом фоне ярко выделяется несколько образов, а прежде всего, главный персонаж, чьим именем и названо произведение.

Врожденное благородство или долгое пребывание вдали от дома сыграло свою роль в становлении личности Дубровского-младшего, но ему абсолютно чуждо помещичье своевластие и рабовладельческое мировоззрение. Этими отрицательными качествами обладает даже отец Владимира - один из лучших представителей дворянства. Не удивительно, ведь подобное мировоззрение передавалось из поколения в поколение. Для того чтобы мыслить по-другому, одному из представителей этого социального слоя общества необходимо быть оторванным от этого мира, формировать свои взгляды вдали от него.

Как ни странно, довольно часто обратной стороной медали деспотизма являются раболепство и низкопоклонничество. Человек, который способен унизить другого, готов и на собственные унижения. Разумеется, если это осуществлять будет тот, кто выше в социальном и материальном значении.

Владимиру Дубровскому такой образ мыслей был отвратителен. Он всегда мог защитить свою честь. Но считал ниже своего достоинства унижать другого человека, кем бы он ни был: дворянином, чиновником, крестьянином. Дубровский - образец аристократизма, пример русского дворянина. Таких, к сожалению, были единицы. Возможно, потому этот социальный слой и был уничтожен.

Троекуров

Сочинение по роману «Дубровский» не может обойти образ помещика-самодура. Ведь его вседозволенность и повлекла за собой ключевые события романа.

В троекуровском доме всегда много гостей. Но не все они находятся здесь по собственной воле. Относится к ним Троекуров почти так же, как и к своим крепостным. Это человек избалованный, извращенный и неимоверно тщеславный. Однако стоит отдать ему должное - в его душе есть что-то если не благородное, то способное ценить и уважать благородство. Ведь не зря долгое время единственным человеком, к которому он относился с почтением, был его сосед из Кистеневки. Сочинение по роману «Дубровский» может раскрывать сложный внутренний мир этого русского барина, в бесчинстве которого виновны были, прежде всего, его подхалимы. Было бы помещиков, подобных Андрею Дубровскому, в округе побольше, и не смог бы реализовывать все свои тщеславные замыслы Троекуров. А следовательно, и не развратился бы.

Маша Троекурова

С тех пор, как Владимир вернулся в родной дом и узнал об обиде, нанесенной отцу соседским барином, в душе его поселилось желание отомстить. О том, как он вынашивал свой план, автор не повествует. Пушкин создал это произведение в четком реалистическом духе, без лишних описаний и отступлений. Но достаточно некоторых эпизодов, и читателю становится ясен душевный мир, в котором пребывал Дубровский после смерти отца.

Сочинение по литературе по роману «Дубровский» можно посвятить лирическому мотиву этого произведения. Романтическая тема здесь тесно связана с местью и желанием защитить свою честь. Насколько сильными они ни были, после встречи с Машей Владимир отказывается от них. Он не хочет больше чинить зло Троекурову.

Другие персонажи

Ответу на вопрос о том, почему Владимир отказался от мести, можно посвятить полноценное сочинение. Герои романа «Дубровский» представляют собой довольно сложную систему образов. В центре повествования - сын кистеневского барина. Противопоставление ему создает дворянское общество. Но есть еще и фон - кистеневские крепостные и мужики Троекурова. Однако, задаваясь целью отомщения и проявляя определенную жесткость, Дубровский с необычным для помещика уважением относится к простому мужику. Это говорит не о любви к трудовому народу, а об образованности и благородстве.

Роман «Дубровский» - произведение авантюр­но-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.

Один из героев романа - Кирила Петрович Троеку­ров. Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочис­ленными связями, но и безмерной властностью и свое­волием. Действительно, ничто не может противосто­ять воле Кирилы Петровича - он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять реше­ниями суда.

Троекуров очень дружен со своим соседом - Андре­ем Гавриловичем Дубровским, единственным челове­ком, осмеливающимся в присутствии Троекурова сво­бодно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подле­ца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.

Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его кро­ва, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом - судей­ским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.

Гневное поведение соседа на суде доставило Трое­курову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за соб­ственное достоинство.

Многочисленные забавы Троекурова также его ха­рактеризуют. Одна из них - забава с медведем. Не­обыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которо­го вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.

Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого чело­века, когда медведь бросился на него - Владимир вы­тащил пистолет и выстрелил в зверя.

Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остает­ся благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир неприми­рим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.

Несмотря на существующую опасность, Дубров­ский решается объясниться с Машей, которую он по­любил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.

Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, ос­тается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верей­ский не намерен отступать от своего - старый воло­кита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувстви­ем, но и рассказывает о Машином письме Кириле Пет­ровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.

Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпри­нимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а дан­ный обет для нее - святое.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.


Для Андрея Гавриловича Дубровского понятие чести - это незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Неслучайно Пушкин говорит о нём - “беден и независим”. Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чувствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума. Но Троекуров не доволен исходом этого дела. Этого он не добивался. Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. Для Андрея Гавриловича Дубровского понятие чести - это незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. Неслучайно Пушкин говорит о нём - “беден и независим”. Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: Троекуров, желая отомстить, добивается, с помощью Шабашкина, несправедливого судебного решения: Кистенёвка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кириле Петровичу. Сам Дубровский, чувствуя своё бессилие и поражённый свершившейся несправедливостью, сходит с ума. Но Троекуров не доволен исходом этого дела. Этого он не добивался. Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее.


И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын. Молодой Дубровский - это другое поколение романа.Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и приводит к печальному исходу. И движет Дубровским именно оскорбленное достоинство, оскорбление семейной чести.Но став разбойником, Владимир Андреевич остаётся справедливым человеком. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын. Молодой Дубровский - это другое поколение романа.Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и приводит к печальному исходу. И движет Дубровским именно оскорбленное достоинство, оскорбление семейной чести.Но став разбойником, Владимир Андреевич остаётся справедливым человеком.


Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство. Сам Пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство. Сам Пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"

Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.

Честь и бесчестие как нравственная коллизия в произведении. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

  • Арсланова Вероника
  • Тимофеева Валентина
  • Степанова Лариса
О романе

Роман «Дубровский» написан в Петербурге, начат 21 октября 1832 года, закончен 6 февраля 1833 года. Издан же в 1842 году, уже после гибели автора, заглавие «Дубровский» было дано издателем.

Что такое честь и бесчестие?

Честь - комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

Бесчестье – поругание чести, оскорбление, позор.

Как видим, у слов “честь” несколько значений, а у слова “бесчестие” лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живёт общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой - невозможно. Поэтому говорят: “Береги честь смолоду”, с самого начала жизни.

Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А.С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно “на уважении к личной чести гражданина”.

Кирилл Петрович Троекуров был богатым, у него был знатный род и связи, которые придавали ему большой вес в губернии.

Соседи угождают его прихотям, трепещут перед ним, не смеют высказывать своего мнения или проявлять недовольство.

Троекуров таким положением доволен,потому что это соответствует его представлениям о чести.

Андрей Гаврилович Дубровский независимый, смелый, нетерпеливый, но решительный. Он обедневший помещик, отставной поручик гвардии. У него есть старое дворянское имя, но нет связей и богатства.

Таким образом, перед нами два человека, которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство. Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын. Владимир Дубровский. Он честен, независим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь.

  • Как понимают герои Пушкина честь и бесчестие?
  • Троекуров: бесчестие, когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почёта и уважения; бесчестие - стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.

    А.Г. Дубровский: бесчестие - терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать своё человеческое достоинство.

    Владимир Дубровский: бесчестие - оставить без отмщения, без наказания неправедный поступок, стерпеть беззаконие.

    Маша: бесчестие - идти против общественной морали, руководствуясь чувством, желанием.