Чем отличается еврейская вера от православной. Может ли еврей быть христианином

И книги Пророков - в синагоге;

  • Важное место, которое занимают Псалмы в христианской литургии;
  • Некоторые ранние христианские молитвы представляют собой заимствование или переработку еврейских оригиналов: «Апостольские постановления » (7:35-38); «Дидахе » («Учение 12 апостолов») гл. 9-12; молитва «Отче наш » (ср. Каддиш);
  • Очевидно еврейское происхождение многих молитвенных формул. Например, аминь (Амен), аллилуя (Галилуйа) и осанна (Хоша’на);
  • Можно обнаружить общность некоторых христианских обрядов (таинств) с еврейскими, хотя и преобразованными в специфически христианском духе. Например, таинство крещения (ср. обрезание и микве);
  • Важнейшее христианские таинство - евхаристия - основано на предании о последней трапезе Иисуса с учениками (Тайная вечеря , отождествляемая с пасхальной трапезой) и включает такие традиционные еврейские элементы празднования Песаха , как преломляемый хлеб и чаша вина.
  • Иудейское влияние можно видеть в становлении суточного богослужебного круга , в особенности в службе часов (или Литургия часов в Западной Церкви).

    Возможно также, что некоторые элементы раннего христианства, которые явно выходят за рамки норм фарисейского иудаизма, могли произойти от различных форм сектантского иудаизма.

    Принципиальные различия

    Основное различие между иудаизмом и христианством составляют три главные догмы христианства: Первородный грех , Второе пришествие Иисуса Христа и искупление грехов смертью Его. Для христиан эти три догмы призваны разрешить проблемы, которые в противном случае были бы неразрешимы. С точки зрения иудаизма этих проблем просто не существует.

    • Представление о Первородном грехе. Христианское разрешение проблемы - принятие Христа через крещение. Павел писал: «Грех пришел в мир чрез одного человека… А поскольку прегрешение одного повело к наказанию всех людей, то правый поступок одного ведет к оправданию и жизни всех людей. И как непослушание одного сделало грешниками многих, так и покорностью одного многие сделаются праведными» (Рим. ). Этот догмат был подтверждён Декретами Трентского Совета (1545-1563): «Поскольку грехопадение вызвало потерю праведности, впадение в рабство к дьяволу и гнев Божий и поскольку грех первородный передается по рождению, а не подражанием, поэтому все, что имеет греховную природу и всяк виновный в грехе первородном может быть искуплен крещением».
    Согласно представлению иудаизма, всякий человек рождается невинным и сам делает свой моральный выбор - грешить или не грешить.
    • С точки зрения христианства до смерти Иисуса пророчества Ветхого Завета о Мессии не были исполнены.
    С точки зрения иудаизма это не проблема, поскольку иудаизм не признает, что Иисус был Мессией.
    • Представление о том, что люди не могут добиться спасения своими делами. Христианское решение - смерть Иисуса искупает грехи тех, кто верит в него.
    Согласно иудаизму, люди могут добиться спасения посредством своих поступков. В разрешении этой проблемы христианство отличается от иудаизма.

    Противоречия между христианством и иудаизмом

    Отношение иудаизма к христианству

    В целом иудаизм относится к христианству как своему «производному», но считает что Христианство является «заблуждением», что, однако, не мешает ему нести базовые элементы иудаизма народам мира (см. ниже отрывок из Маймонида, говорящий об этом).

    Некоторые исследователи иудаизма разделяют точку зрения, что христианское учение, так же как и современный иудаизм, во многом восходит к учению фарисеев . Энциклопедия Британника : «С точки зрения иудаизма, христианство есть или было еврейской „ересью “ и, как таковое, может быть судимо несколько иначе, нежели иные религии.»

    С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения и признание его мессианской роли (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) абсолютно неприемлемо . В иудейских текстах его эпохи нет ни одного упоминания о личности, которое можно было бы достоверно отождествить с ним.

    В Средние века существовали народные памфлеты, в которых Иисус изображался в гротескной, а порой и крайне оскорбительной для христиан форме (см. Толедот Йешу ).

    В авторитетной раввинистической литературе нет единого мнения, считать ли христианство с его тринитарной и христологической догматикой, разработанной в IV веке , идолопоклонством (язычеством) или же приемлемой (для неевреев) формой монотеизма, известной в Тосефте как шитуф (термин подразумевает поклонение истинному Богу вместе с «дополнительными») .

    В позднейшей раввинистической литературе Иисус упоминается в контексте антихристианской полемики. Так, в своём труде Мишне Тора Маймонид , который считал Иисуса «преступником и самозванцем», (составлялась в - в Египте) пишет:

    «И о Йешуа ha-Ноцри, который воображал, что он Машиах, и был казнен по приговору суда, предсказал Даниэль: „И преступные сыны народа твоего дерзнут осуществить пророчество и потерпят поражение“ (Даниэль, 11:14), - ибо может ли быть больший провал, [чем тот, который потерпел этот человек]? Ведь все пророки говорили, что Машиах - спаситель Израиля и избавитель его, что он укрепит народ в соблюдении заповедей. Этот же был причиной тому, что сыны Израиля гибли от меча и остаток их был рассеян; они были подвергнуты унижению. Тору подменили другой, большая часть мира была введена в заблуждение, служа другому богу, а не Всевышнему. Однако замыслы Творца мира не в силах постичь человек, ибо „не пути наши - Его пути, и не наши мысли - Его мысли“, и всё происшедшее с Йешуа ha-Ноцри и с пророком измаильтян , который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе» (Соф. ). Каким образом [те двое способствовали этому]? Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие - что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришёл Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.»

    Некоторые лидеры иудаизма критикуют церковные организации за их антисемитскую политику. Например, духовный наставник евреев России раввин Адин Штейнзальц обвиняет Церковь в развязывании антисемитизма .

    Отношение христианства к иудаизму

    Христианство рассматривает себя новым и единственным Израилем, исполнением и продолжением пророчеств Танаха (Ветхого Завета) (Втор. ; Иер. ; Ис. ; Дан. ) и как новый завет Бога со всем человечеством, а не только евреями (Мф. ; Рим. ; Евр. ).

    Многие Православные Святые, как Святитель Иоанн Златоуст , Феофилакт Болгарский , Иоанн Кронштадтский , Святитель Кирилл Патриарх Александрийский , Преп. Макарий Великий и многие другие отрицательно относятся к евреям и иудеям. Святитель Иоанн Златоуст называет синагоги "жилище демонов, где не поклоняются Богу, там место идолослужения и приравнивает Иудеев к свиньям и козлам " , осуждает всех иудеев, что они "живут для чрева, прилепились к настоящему, и по своей похотливости и чрезмерной жадности нисколько не лучше свиней и козлов…" " и учит, что ни только не следует обмениваться с ними приветствиями и делиться простыми словами, а должно отвращаться от них, как всеобщей заразы и язвы для всей вселенной. . Святитель Иоанн Златоуст считает, что Иудеям не будет прошения "за то, что убили Христа и подняли руки на Владыку – вот за что нет вам прощения, нет извинения… "

    Окончательный разрыв между христианством и иудаизмом произошёл в Иерусалиме , когда Апостольский собор (около 50 года) признал соблюдение обрядовых предписаний Моисеева закона необязательным для христиан из язычников (Деян. ).

    Взаимоотношения христианства и иудаизма на протяжении веков

    Раннее христианство

    По мнению ряда исследователей, «деятельность Иисуса, его учение и его отношения с учениками - это часть истории еврейских сектантских движений конца периода Второго Храма » (фарисеев , саддукеев или ессеев и кумранской общины).

    Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), как правило в её греческом переводе (Септуагинта). В начале I века христианство рассматривалось в качестве иудейской секты, а позже - новой религии, развившейся из иудаизма.

    Уже на раннем этапе началось ухудшение взаимоотношений между евреями и первыми христианами. Нередко именно евреи провоцировали языческие власти Рима на гонения против христиан. В Иудее в преследованиях участвовали храмовое саддукейское священство и царь Ирод Агриппа I . «Пристрастное отношение и тенденция приписывать евреям ответственность за муки и смерть Иисуса выражены в разной степени в книгах Нового Завета, который, таким образом, благодаря своему религиозному авторитету стал первоисточником позднейшей христианской клеветы на иудаизм и богословского антисемитизма» .

    Христианская историческая наука в ряду гонений на ранних христиан, на основании Нового Завета и иных источников, рассматривает «гонение христиан от иудеев» как хронологически первое:

    Впоследствии, благодаря своему религиозному авторитету, факты, изложенные в Новом Завете использовались для оправдания проявлений антисемитизма в христианских странах, а факты участия евреев в гонениях христиан использовались последними для разжигания антисемитских настроений в христианской среде.

    Вместе с этим, как считает профессор библеистики Михал Чайковский, молодая христианская Церковь, ведущая своё происхождение от иудейского учения и постоянно нуждающаяся в нём для своей легитимации, начинает инкриминировать старозаветным иудеям те самые «преступления», на основании которых некогда языческие власти преследовали самих христиан. Конфликт этот существовал уже в I веке , о чём есть свидетельства в Новом Завете .

    В окончательном разделении христиан и евреев исследователи выделяют две рубежные даты:

    • около 80 года : внесение Синедрионом в Ямнии (Явне) в текст центральной еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» проклятия доносчикам и отступникам («малшиним »). Тем самым, иудео-христиане были отлучены от иудейской общины .

    Тем не менее, многие христиане долгое время продолжали верить, что еврейский народ признает Иисуса Мессией . Сильный удар этим надеждам нанесло признание Мессией руководителя последнего национально-освободительного антиримского восстания Бар Кохбы (около 132 года).

    В древней Церкви

    Судя по дошедшим письменным памятникам, начиная со II века , антииудаизм в христианской среде возрастал. Характерны Послание Варнавы , Слово о Пасхе Мелитона Сардийского , а позднее некоторые места из творений Иоанна Златоуста , Амвросия Медиоланского и нек. др.

    Спецификой христианского антииудаизма стало повторяющееся с самого начала его существования обвинение иудеев в Богоубийстве. Назывались и другие их «преступления» - упорное и злонамеренное отвержение ими Христа и его учения, образ и стиль жизни, профанация Святого Причастия , отравление колодцев, ритуальные убийства, создание прямой угрозы для духовной и физической жизни христиан. Утверждалось, что иудеи, как народ проклятый и наказанный Богом, должны быть обречены на «унижающий их образ жизни » (Блаженный Августин) с тем, чтобы стать свидетелями истины христианства.

    Наиболее ранние тексты, вошедшие в канонический кодекс Церкви , содержат ряд предписаний для христиан, смысл которых - полное неучастие в религиозной жизни иудеев. Так, Правило 70-е «Правил святых апостол » гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен. »

    «А как некоторые считают синагогу местом досточтимым; то необходимо сказать несколько и против них. Почему вы уважаете это место, тогда как его надлежит презирать, гнушаться и убегать? В нём, скажете, лежит закон и пророческия книги. Что-же из этого? Ужели, где будут эти книги, то место и будет свято? Вовсе нет. А я потому-то особенно и ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что, имея пророков, (иудеи) не веруют пророкам, читая Писание, не принимают свидетельств его; а это свойственно людям, в высшей степени злобным. Скажи мне: если бы ты увидел, что какого-нибудь почтеннаго, знаменитаго и славнаго человека завели в корчемницу, или в притон разбойников, и стали бы его там поносить, бить и крайне оскорблять, неужели бы ты стал уважать эту корчемницу или вертеп потому, что там оскорбляем был этот славный и великий муж? Не думаю: напротив по этому-то самому ты почувствовал бы особенную ненависть и отвращение (к этим местам). Так разсуждай и о синагоге. Иудеи ввели туда с собою пророков и Моисея не для того, чтобы почтить, но чтобы оскорблять и безчестить их»

    В Средние века

    Церковь и светские власти в эпоху Средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как союзники. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Религиозные преследования евреев имели и свои трагические социальные и экономические последствия. Даже обыкновенное («бытовое») презрение, религиозно мотивированное, приводило к их дискриминации в общественной и хозяйственной сферах. Евреям запрещалось вступать в гильдии, заниматься рядом профессий, занимать ряд должностей, сельское хозяйство для них было запретной зоной. Они облагались специальными высокими налогами и сборами. При этом евреи неустанно обвинялись во враждебности к тому или другому народу и подрыве общественного порядка.

    В Новое время

    В православии

    «<…> Отвергши Мессию, совершивши богоубийство, они окончательно разрушили завет с Богом. За ужасное преступление они несут ужасную казнь. Они несут казнь в течение двух тысячелетий и упорно пребывают в непримиримой вражде к Богочеловеку. Этою враждою поддерживается и печатлеется их отвержение.»

    Он же пояснял, что такое отношение иудеев к Иисусу, отражает и отношение к нему всего человечества:

    «<…> Поведение иудеев относительно Искупителя, принадлежа этому народу, несомненно принадлежит и всему человечеству (так сказал Господь, явившись великому Пахомию); тем более оно заслуживает внимания, глубокого размышления и исследования.»

    «Еврей, отрицая христианство и предъявляя притязания иудаизма, отрицает вместе с тем логически все до 1864 года успехи человеческой истории и возвращает человечество на ту ступень, в тот момент сознания, в котором оно обреталось до явления Христа на земле. В этом случае Еврей - не просто неверующий, как атеист, - нет: он, напротив, верит со всею силою души, признаёт веру, как и христианин, существенным содержанием человеческого духа, и отрицает христианство - не как веру вообще, а в самой его логической основе и исторической законности. Верующий Еврей продолжает в своём сознании распинать Христа и бороться в мыслях, отчаянно и яростно, за отжитое право духовного первенства, - бороться с Тем, Который пришёл упразднить „закон“ - исполнением его.»

    «Исключительное и чрезвычайное явление среди всех религий древнего мира представляет собою религия евреев, несравненно возвышаясь над всеми религиозными учениями древности. <…> Только один еврейский народ среди всего древнего мира веровал в единого и личного Бога <…> Культ ветхозаветной религии отличается замечательною для своего времени высотою и чистотою. <…> Высоко и чисто и нравственное учение еврейской религии сравнительно с воззрениями других древних религий. Она призывает человека к богоподобию, к святости: „святи будете, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш“ (Лев 19.2). <…> От истинной и откровенной ветхозаветной религии нужно отличать религию позднейшего иудейства, известную под именем „новоиудейства“ или талмудической, которая является религиею правоверных иудеев и в настоящее время. Ветхозаветное (библейское) учение в ней искажено и обезображено разными видоизменениями и наслоениями. <…> В особенности проникнуты враждою и ненавистью отношения Талмуда к христианам; христиане или „акумы“ суть животные, хуже собак (по Шулхан-Аруху); их религия приравнивается Талмудом к языческим религиям <…> О лице Господа И. Христа и Его пречистой Матери в Талмуде находятся кощунственные и крайне оскорбительные для христиан суждения. В верованиях и убеждениях, внушаемых Талмудом правоверным иудеям, <…> заключается и причина того антисемитизма, который во все времена и у всех народов имел и ныне имеет множество представителей.»

    Протоиерей Н. Малиновский. Очерк православно-христианского вероучения

    Авторитетнейший иерарх Русской Церкви синодального периода митрополит Филарет (Дроздов) был убеждённым сторонником миссионерской проповеди среди евреев и поддерживал практические меры и предложения, к тому направленные, вплоть до православного богослужения на еврейском языке .

    После Холокоста

    Позиция Римско-католической церкви

    «Мы сознаём теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нём наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слёзы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили»

    Во время правления следующего папы - Павла VI - были приняты исторические решения Второго Ватиканского собора ( - гг.). Собором была принята Декларация «Nostra Ætate » («В наше время»), подготовленная при Иоанне XXIII, авторитет которого сыграл в этом существенную роль. Несмотря на то, что полностью Декларация называлась «Об отношении Церкви к нехристианским религиям», основной её темой был пересмотр представлений католической церкви о евреях.

    Впервые в истории появился родившийся в самом центре христианского мира документ, снимавший с евреев многовековое обвинение в коллективной ответственности за смерть Иисуса. Хотя «еврейские власти и те, кто следовали за ними, требовали смерти Христа », - отмечалось в Декларации, - в Страстях Христовых нельзя видеть вину всех евреев без исключения - как живших в те времена, так и живущих сегодня, ибо, «хотя Церковь - это новый народ Божий, евреев нельзя представлять отвергнутыми или проклятыми ».

    Также впервые в истории официальный документ Церкви содержал ясное и недвусмысленное осуждение антисемитизма.

    Вопрос современного отношения католической церкви к евреям подробно изложен в статье известного католического теолога Д. Поллефе «Иудейско-христианские отношения после Освенцима с католической точки зрения».

    Мнение протестантских теологов

    Один из наиболее значительных протестантских теологов XX века Карл Барт писал:

    «Ибо неоспоримо, что еврейский народ, как таковой, есть святой народ Бога; народ, знавший милость Его и Его гнев, среди этого народа Он благословлял и судил, просветлял и ужесточал, принимал и отвергал; дело Его этот народ так или иначе сделал своим делом, и не прекращал считать своим делом, и никогда не прекратит. Все они по своей природе освящены Им, освящены как преемники и родственники Святого в Израиле; освящены так, как не могут быть освящены по природе своей неевреи, даже христиане-неевреи, даже лучшие из христиан-неевреев, несмотря на то, что они тоже теперь освящены Святым во Израиле и стали частью Израиля»

    Позиция Русской Православной Церкви

    В современной Русской Православной Церкви есть два разных направления по отношению к иудаизму.

    Представители консервативного крыла обычно занимают отрицательную позицию по отношению к иудаизму. Например, согласно митрополиту Иоанну ( -), между иудаизмом и христианством сохраняется не только принципиальное духовное различие, но и определенный антагонизм: «[Иудаизм -] религия избранничества и расового превосходства, распространившаяся среди евреев в I тысячелетии до н. э. в Палестине. С возникновением христианства заняла в отношении его крайне враждебную позицию. Непримиримое отношение иудаизма к христианству коренится в абсолютной несовместимости мистического, нравственного, этического и мировоззренческого содержания этих религий. Христианство есть свидетельство о милосердии Божием, даровавшем всем людям возможность спасения ценой добровольной жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом, вочеловечившимся Богом, ради искупления всех грехов мира. Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, гарантированного им самим фактом рождения, на господствующее положение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной. »

    Современное руководство Московской Патриархии, напротив, в рамках межконфессионального диалога в публичных заявлениях старается подчёркивать культурно-религиозную общность с иудеями, провозглашая «Ваши пророки - наши пророки» .

    Позиция «диалога с иудаизмом» представлена в Декларации «Узнать Христа в Его народе», подписанной в апреле 2007 года , среди прочих, представителями (неофициальными) Русской Церкви, в частности заштатным клириком игуменом Иннокентием (Павловым)

    Примечания

    1. Что, как ясно из контекста, видимо, диктовалось тактическими соображениями защиты в процессе судебного разбирательства
    2. Термин «назорей » в Синодальном переводе Нового Завета не следует смешивать с термином «назарянин», которым соответствуют два разных слова в греческом оригинале; последний, по мнению большинства христианских экзегетов, указывает на происхождение данного лица из Назарета ; хотя в Мф. имеет место намеренное семантическое смешение данных понятий.
    3. Христианство - статья из Электронной еврейской энциклопедии
    4. Jews and Christians Owe Debt to Pharisees (Раввин) Бенджамин З. Крейтман, Исполнительный Вице-Президент Объединённой Синагоги Америки, Нью-Йорк в New York Times 27 августа г.
    5. Энциклопедия Britannica , 1987, Том 22, стр. 475.
    6. Пинхас Полонский. Евреи и христианство
    7. J. David Bleichю. Divine Unity in Maimonides, the Tosafists and Me’iri (in Neoplatonism and Jewish Thought , ed. by L. Goodman, State University of New York Press, 1992), pp. 239-242.
    8. Фрагмент содержится в нецензурированной версии Послания - См. Halkin, Abraham S., ed., and Cohen, Boaz, trans. Moses Maimonides" Epistle to Yemen: The Arabic Original and the Three Hebrew Versions, American Academy for Jewish Research, 1952, pp. iii-iv ; русский перевод - Рамбам. Послание в Йемен (Сокращенный вариант) .
    9. Талмуд , Йевамот, 45а; Кидушин, 68б
    10. „Йешуа“ означает „спаситель“.
    11. Здесь: неевреи. Исав (Эйсав), он же Едом (Эдом), - близнец, враг и антипод Иакова -Израиля. Эдомом еврейские мудрецы стали именовать Рим после принятия им христианства во времена Константина. В обращении Рима значительную роль сыграли идумеи (эдомиты, сыны Эдома), ранее принявшие еврейство по воле Гиркана.
    12. С. Эфрон. Евреи в своих молитвах. // «Миссiонерское Обозрѣнiе ». 1905, июль, № 10, стр. 9 (курсив по источнику).
    13. Митрополитъ Антонiй. Христосъ Спаситель и еврейская революцiя. Берлинъ, 1922, стр. 37-39.
    14. .
    15. Полное собрание сочинений Иоанна Златоуста в 12 томах. Том 1, книга вторая, “Против иудеев”, с.с.645-759. Москва, 1991 год. Рекомендовано к печати Отделом по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата.
    16. Св. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Последние записи. Москва, 1999 г. с.37, 67, 79.
    17. Святой Праведний Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник. Москва-Санк-Петербург, 2003 г., с. 50. Издательство “Отчий дом”. По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
    18. Толкование Священного Писания. СПб,. 1898 г., с.1380139
    19. Слово о Пасхе Мелитона Сардийского Слово о Пасхе отражает не столько юдофобский настрой христианской общины, сколько внутрихристианские конфликты, в частности, споры с последователями Маркиона
    20. Crossan, J. D., Who Killed Jesus? Exposing the Roots of Anti-Semitism in the Gospel Story of The Death of Jesus , San Francisco: Harper, 1995.
    21. Примером такого толкования этих слов служит антисемитский трактат Мартина Лютера «О евреях и их лжи ».
    22. См., в частности, Robert A. Wild "The Encounter between Pharisaic and Christian Judaism: Some Early Gospel Evidence", Novum Testamentum , 27, 1985, pp. 105-124. Проблема возможной антииудейской направленности Евангелия от Иоанна детально рассмотрена в Anti-Judaism and the Fourth Gospel , Westminster John Knox Press, 2001.
    23. Luke T. Johnson, "The New Testament’s Anti-Jewish Slander and the Conventions of Ancient Polemic", Journal of Biblical Literature , 108, 1989, pp. 419-441
    24. большинство исследователей полагают приписываемое авторство подлинным
    25. «Берегитесь обрезания» есть перевод греческой фразы βλέπετε τὴν κατατομήν , что букв. означает «берегитесь отсекающих плоть»; в следующем стихе апостол использует уже обычный термин для обозначения обрезания как религиозного ритуала - περιτομή .
    26. Разбор подобных мест и их возможных интерпретаций см., например, в Sandmel, S. Anti-Semitism in the New Testament? , Philadelphia: Fortress Press, 1978.
    27. Gager, J. G. The Origins of Anti-Semitism: Attitudes toward Judaism in Pagan and Christian Antiquity , New York: Oxford University Press, 1983, p. 268.
    28. По отношению к этой эпохе некоторые исследователи предпочитают говорить скорее о «христианствах » и «иудаизмах » во множественном числе. См., в частности, Jacob Neusner Studying Classical Judaism: A Primer , Westminster John Knox Press, 1991.
    29. См., в частности, Dunn, J. D. G. The Question of Anti-semitism in the New Testament Writings of the Period , в Jews and Christians: The Parting of the Ways , Wm. B. Eerdmans Publishing, 1999, pp. 177-212. Автор приводит обзор работ исследователей, придерживающихся разных точек зрения на проблему, в том числе и противоположной. В частности, он цитирует (p. 178) слова одного из крупнейших еврейских исследователей Нового Завета Давида Флуссера (David Flusser): «Если бы христианин обнаружил где-нибудь столь враждебные утверждения о христианстве, разве он не назвал бы их антихристианскими? Скажу больше: многие христиане не колеблясь назвали бы подобные фразы антииудейскими, если бы встретили их не в Новом Завете, а каком-угодно другом тексте. И не говорите мне, что подобные выражения и идеи это всего лишь полемика евреев между собой ».
    30. E.g., см. учебники:
      - * Протоиерей Александр Рудаков. История христианской православной Церкви. СПб., 1913, стр. 20 // § 12 «Гонение на христиан от Иудеев.»
      - * Н. Тальберг. История христианской Церкви. М., 191, стр. 23 // «Гонения на Церковь со стороны иудеев.»
    31. Апостол Иаков, брат Господень Православный Церковный календарь
    32. Архимандрит Филарет. Начертание церковно-библейской истории. М., 1886, стр. 395.
    33. «Грех антисемитизма» (1992) , ксендз проф. библеистики Михал Чайковский
    34. Лк. и Мф.
    35. Слово о Пасхе Мелитона Сардийского . Некоторые исследователи полагают, однако, что Слово о Пасхе отражает не столько юдофобский настрой христианской общины, сколько внутрихристианские конфликты, в частности, споры с последователями Маркиона ; Израиль же, о котором идёт речь, представляет собой скорее риторический образ, в противопоставлении которому определяется истинное христианство, а не реальную иудейскую общину, на которую возводится обвинение в богоубийстве (Lynn Cohick, "Melito of Sardis’s «PERI PASCHA» and Its «Israel»", The Harvard Theological Review , 91, No. 4., 1998, pp. 351-372).
    36. Цит. по: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. М., 1893.
    Полемика и апологетика

    Самым ранним дошедшим до нас подобным святоотеческим произведением является «Разговор с Трифоном иудеем» святого Иустина Философа. Святой отец утверждает, что силы Святого Духа перестали действовать у иудеев с приходом Христа (Триф. 87). Он указывает, что после пришествия Христа уже больше не было у них ни одного пророка. Вместе с тем святой Иустин подчеркивает продолжение ветхозаветных действий Святого Духа в новозаветной Церкви: «К нам перешло то, что прежде существовало в вашем народе (Триф. 82)»; так что «можно видеть среди нас и женщин, и мужчин, имеющих дары от Духа Божия» (Триф. 88).

    Тертуллиан († 220/240) в работе «Против иудеев» обосновывает Божественность Христа через пророчества Ветхого Завета, чудеса Нового Завета и жизнь Церкви. Ветхий Завет является подготовкой к Новому, в нем существует два ряда пророчеств о Христе: одни говорят о Его пришествии в образе раба для страдания за род человеческий, вторые относятся к Его будущему пришествию во славе. В лице Господа Христа соединяются оба Завета: к Нему приводят пророчества, и Он Сам приводит в исполнение чаемое.

    Святитель Ипполит Римский в кратком «Трактате против иудеев» показывает на цитатах из Ветхого Завета предсказанные крестные муки Мессии и грядущее призвание язычников и обличает иудеев за то, что, когда уже явлен свет истины, они продолжают блуждать во тьме и спотыкаться. Их падение и отверженность также предсказана пророками.

    Священномученик Киприан Карфагенский († 258) оставил «Три книги свидетельств против иудеев». Это тематическая подборка цитат из Ветхого и Нового Заветов. Первая книга содержит свидетельства о том, что «иудеи, согласно предсказаниям, отступили от Бога и утратили благодать, которая дарована была им прежде… и что их место заняли христиане, угождающие Господу верой и приходящие от всех народов и со всего мира». Во второй части показывается, как основные ветхозаветные пророчества исполнились во Иисусе Христе. В третьей части на основе Священного Писания кратко излагаются заповеди христианской нравственности.

    Святитель Иоанн Златоуст († 407) в конце IV века произнес «Пять слов против иудеев», адресованных к тем христианам, которые посещали синагоги и обращались к иудейским ритуалам. Святитель объясняет, что после Христа иудаизм потерял свое значение, и потому соблюдение его обрядов противно воле Божией и соблюдение ветхозаветных предписаний теперь не имеет никакого основания.

    Блаженный Августин († 430) в начале V века написал «Рассуждение против иудеев» («Tractatus adversus Judaeos»), в котором утверждает, что, даже если иудеи заслуживают самого сурового наказания за то, что отправили Иисуса на смертную казнь, они были сохранены живыми Божиим Промыслом, чтобы служить вместе со своим Писанием невольными свидетелями истины христианства.

    Преподобный Анастасий Синаит († ок. 700) написал «Диспут против иудеев». Здесь тоже указывается на окончание времени действия ветхозаветного закона; кроме того, уделено внимание обоснованию Божественности Иисуса Христа, а также иконопочитания, о чем преподобный говорит так: «Мы, христиане, поклоняясь кресту, не дереву поклоняемся, но распятому на нем Христу».

    Западный святитель Грегентий Тафрский в VII веке составил запись своего диспута с иудеем Хербаном - диспут проходил в присутствии короля Омерита. Хербан, несмотря на аргументы святителя, продолжал упорствовать, тогда по молитве святого произошло чудо: среди присутствовавших при диспуте иудеев явился видимом образом Христос, после чего раввин Хербан вместе с пятью с половиной тысячами иудеев принял крещение.

    В том же веке святой Леонтий Неаполийский († ок. 650) написал апологию против иудеев. Он говорит, что иудеи, указывая на иконопочитание, обвиняют христиан в идолопоклонстве, ссылаясь на запрет: «Не делай себе кумиров и изваяний» (Исх. 20: 4-5). В ответ святой Леонтий, ссылаясь на Исх. 25: 18 и Иез. 41: 18, пишет: «Если евреи осуждают нас за изображения, то они должны осуждать Бога за то, что он создал их» , - и далее продолжает: «Мы поклоняемся не дереву, а Тому, Кто был распят на кресте», и «иконы - это раскрытая книга, напоминающая нам о Боге».

    Преподобный Никита Стифат (XI в.) написал небольшое «Слово к иудеям», в котором напоминает о прекращении ветхозаветного закона и отверженности иудаизма: «Бог возненавидел и отверг и служение иудеев, и субботы их, и праздники», о чем предсказывал еще через пророков.

    В XIV веке император Иоанн Кантакузин написал «Диалог с иудеем». Здесь, помимо прочего, он указывает иудею Ксену, что, согласно пророку Исаие, Новый Завет явится из Иерусалима: «Из Сиона явится Закон, и Слово Господне - из Иерусалима» (Ис. 2: 3). Невозможно допустить, что это было сказано о Ветхом Законе, ибо он был дан Богом Моисею на Синае и в пустыне. Здесь же не говорится «дан», но «явится» из Сиона. Иоанн спрашивает Ксена: если Иисус был обманщиком, то как получилось так, что ни Бог, ни язычники-императоры не смогли уничтожить христианство, которое было проповедано по всему миру. Диалог заканчивается обращением Ксена в Православие.

    В святоотеческих трудах можно найти немало резких слов об иудеях, например таких: «Всем они (иудеи) преткнулись, всюду сделались злоумышленниками и предателями истины, оказались богоненавистники, а не боголюбцы» (Ипполит Римский, святитель. Толкование на книгу пророка Даниила).

    Но следует помнить, что, во-первых, это вполне соответствовало тогдашним понятиям о ведении полемики, а во-вторых, иудейские сочинения того же времени, в том числе и религиозно авторитетные, содержали ничуть не менее, а порой и более резкие выпады и предписания в отношении христиан.

    В целом Талмуд насаждает резко негативное, презрительное отношение ко всем не-иудеям, в том числе и к христианам. Книга поздних галахических постановлений «Шулхан-арух» предписывает по возможности уничтожать храмы христиан и все им принадлежащее (Шулхан-арух. Иоре де"а 146); запрещается также спасать христианина от смерти, например если он упадет в воду и станет обещать даже все свое состояние за спасение (Иоре де’а 158, 1); разрешается испытывать на христианине, приносит лекарство здоровье или смерть; и, наконец, иудею вменяется в обязанность убивать еврея, который перешел в христианство (Иоре де"а 158, 1; Талмуд. Абода зара 26).

    В Талмуде содержится немало оскорбительных, кощунственных высказываний о Господе Иисусе Христе и Пресвятой Богородице. В раннее средневековье среди иудеев получило широкое распространение антихристианское сочинение «Толдот Иешу» («Родословие Иисуса»), переполненное крайне кощунственными вымыслами о Христе. Кроме того, в средневековой иудейской литературе существовали и другие антихристианские трактаты, в частности «Сефер зерубавел» .

    Отношения православных и иудеев в истории

    Как известно, с самого зарождения христианства иудеи стали резкими противниками и гонителями его. О гонениях их на апостолов и первых христиан немало сообщается в новозаветной книге Деяний апостольских.

    Позднее, в 132 году по Р. Х., в Палестине вспыхнуло восстание под началом Симона Бар-Кохбы. Еврейский религиозный лидер рабби Акива провозгасил его «мессией». Есть сведения, что по рекомендации того же рабби Акивы Бар-Кохба убивал христиан-евреев.

    После прихода к власти в Римской империи первого императора-христианина святого Константина Великого эти напряженные отношения нашли новые выражения, хотя многие меры христиан-императоров, которые иудейские историки традиционно представляют как гонения на иудаизм, преследовали цель просто защитить христиан от иудеев.

    Например, иудеи имели обычай принуждать к обрезанию приобретаемых ими рабов, в том числе и христиан. Святой Константин по этому поводу предписал освобождение всех рабов, которых евреи станут склонять к иудаизму и обрезанию ; также было запрещено евреям покупать рабов из христиан. Затем, иудеи имели обычай побивать камнями тех евреев, которые обращались в христианство. Святой Константин принял ряд мер к тому, чтобы лишить их такой возможности. Кроме того, отныне иудеи не имели права состоять на военной службе, а также занимать государственные посты, где от них зависели бы судьбы христиан. Человек, перешедший из христианства в иудаизм, лишался своего имущества.

    Юлиан Отступник разрешил иудеям восстановить Иерусалимский храм, и они быстро принялись за его постройку, однако случившиеся бури и землетрясения, когда даже огонь вырывался из-под земли, уничтожая рабочих и строительные материалы, сделали это предприятие невозможным.

    Меры, ограничивающие общественное положение иудеев, часто были вызваны их поступками, демонстрирующими гражданскую ненадежность в глазах императоров. Например, при императоре Констансе в 353 году евреи Диокесарии перебили гарнизон города и, выбрав своим главой некоего Патрикия, начали нападать на соседние деревни, убивая и христиан, и самарян. Это восстание было подавлено войсками. Нередко иудеи, жившие в византийских городах, оказывались предателями во время войн с внешними врагами. Например, в 503 году при осаде персами Констанции евреи прорыли подземный ход за город и впустили неприятельские войска. Евреи поднимали восстания в 507 и в 547 году. Еще позднее, в 609 году, в Антиохии восставшие евреи перебили много богатых граждан, сожгли их дома, а патриарха Анастасия влачили по улицам и после многих истязаний бросили в огонь. В 610 году восстало четырехтысячное еврейское население Тира.

    Говоря о византийских законах, ограничивающих права иудеев, стоит заметить, что некорректно интерпретировать их как проявление антисемитизма, то есть действия, направленные именно против евреев как национальности. Дело в том, что эти законы, как правило, были направлены не против только иудеев, а против нехристианских жителей империи вообще, в частности греков-язычников (эллинов) .

    Кроме того, нужно учитывать, что православные императоры принимали и указы, направленные на защиту иудеев.

    Так, император Аркадий (395-408) вменил в обязанность наместникам провинций не допускать случаев оскорбления иудейского патриарха («наси») и нападений на синагоги и указал, что местные правители не должны вмешиваться в общинное самоуправление евреев. Император Феодосий II в 438 году также издал указ, в котором евреям гарантировалась защита государства в случае нападения толпы на их дома и синагоги.

    При Феодосии II обнаружилось, что иудеи в праздник пурим завели обычай сжигать крест, тогда же в городе Имме иудеи распяли на кресте христианского ребенка, а в Александрии в 415 году было несколько примеров избиения христиан евреями. Все эти случаи вызывали как народное негодование, выливавшееся иногда в погромы, так и репрессии со стороны власти.

    В 529 году святой император Юстиниан I принял новые законы, ограничивая права иудеев на собственность, права наследования, также он запретил читать в синагогах талмудические книги , а вместо этого предписал читать только книги Ветхого Завета, причем на греческом либо латинском языке. Кодекс Юстиниана запрещал евреям любые высказывания против христианской религии, подтверждал запрет смешанных браков, а также переход из Православия в иудаизм.

    На православном Западе в отношении иудеев принимались меры, аналогичные византийским. Например, при вестготском короле Рикардо в 589 году иудеям Испании было запрещено занимать правительственные посты, иметь рабов-христиан, подвергать своих рабов обрезанию и предписано, что дети от смешанных еврейско-христианских браков должны быть обязательно крещены.

    В отношении иудеев в христианских странах раннего средневековья действительно случались преступления, когда, например, толпа могла разрушить синагогу или подвергнуть избиению евреев, а некоторые указы императоров с точки зрения современных реалий кажутся дискриминационными. Однако стоит учитывать, что в тех случаях, когда иудеи приходили к власти, подчиненных им христиан ждала ничуть не лучшая участь, порой же намного худшая.

    В V веке иудейским миссионерам удалось обратить в иудаизм Абу Кариба, царя южноарабского царства Химьяр. Его преемник Юсуф Зу-Нувас приобрел известность как кровавый гонитель и мучитель христиан. Не было такого мучения, которым не подвергались бы христиане во время его правления. Самое массовое избиение христиан произошло в 523 году. Зу-Нувас вероломно захватил христианский город Наджран, после чего жителей стали подводить к специально вырытым рвам, наполненным горящей смолой; всех, кто отказывался принимать иудаизм, бросали в них живьем . За несколько лет до того подобным же образом он истребил жителей города Зафар. В ответ на это союзники Византии - эфиопы вторглись в Химьяр и положили конец этому царству.

    Жестокие иудейские гонения на христиан произошли также и в 610-620-х годах в Палестине, захваченной персами при активной поддержке местных евреев. Когда персы осадили Иерусалим, иудеи, жившие в городе, войдя в сговор с врагом Византии, открыли ворота изнутри, и персы ворвались в город. Начался кровавый кошмар. Церкви и дома христиан поджигались, христиане вырезались на месте, причем в этом погроме евреи зверствовали даже больше персов. По данным современников, 60 000 христиан были убиты и 35 000 проданы в рабство. Притеснения и убийства христиан иудеями происходили тогда и в других местах Палестины.

    Персидские воины охотно распродавали захваченных в рабство христиан, «иудеи же, из-за своей вражды, покупали их по дешевой цене и убивали», - сообщает сирийский историк. Так погибло много тысяч христиан .

    Неудивительно, что в то время император Ираклий отнесся к предателям-иудеям сурово. Эти события во многом определили антисемитские настроения всего европейского средневековья.

    Иудеи часто, говоря об истории христиано-иудейских отношений, педалируют тему насильственных крещений, представляя их как повсеместную и обычную практику для Церкви в средневековье. Однако такая картина не соответствует действительности.

    Тиран Фока в 610 году, после упомянутого выше антиохийского восстания, издал указ, чтобы все иудеи крестились, и послал в Иерусалим префекта Георгия с войсками, который, когда евреи не согласились креститься добровольно, принудил их к этому с помощью солдат. То же случилось в Александрии, и тогда иудеи подняли мятеж, во время которого убили патриарха Феодора Скрибона.

    Свергнувший Фоку император-еретик Ираклий, насаждавший монофелитство, был, как уже сказано, раздражен предательством иудеев во время войны с персами, объявил иудаизм вне закона и попытался насильственно крестить иудеев. При этом он посылал письма западным христианским правителям, призывая их поступать с иудеями так же.

    Вестготский король Сисебут под влиянием писем Ираклия также издал указ о том, что иудеи должны либо креститься, либо покинуть страну. По некоторым оценкам, тогда крестилось до 90 000 испанских евреев, которые при этом, помимо прочего, письменно клялись не заниматься ростовщичеством. Аналогичные шаги и по той же причине предпринял тогда на своих землях франкский король Дагоберт.

    Православная Церковь отреагировала на эту попытку негативно - как на Востоке, так и на Западе.

    На Востоке в 632 году преподобный Максим Исповедник осудил произошедшее в Карфагене насильственное крещение иудеев, произведенное местным правителем во исполнение воли Ираклия.

    На Западе же в 633 году состоялся IV Толедский Собор, на котором святитель Исидор Севильский порицал короля Сисебута за излишнее рвение и выступал против предпринятого им дела. Под его влиянием Собор осудил все попытки насильственного крещения иудеев как категорически неприемлемые, объявляя, что в христианство можно обращать только кроткими методами словесного убеждения . Святой Исидор даже просил прощения перед иудейской общиной за «рвение» короля. Сам король отменил свои противоиудейские указы.

    Что же касается Византии, то, хотя в Карфагене зафиксирован был случай насильственного крещения иудеев, «однако применительно к большинству византийских евреев того времени эдикт 632 года, по-видимому, серьезных последствий не имел… Нет никаких указаний на то, что в Греции и даже в самом Константинополе он проводился в жизнь сколько-нибудь последовательно… По свидетельству хрониста IX века Никифора, известно, что уже в 641 году, когда умер Ираклий, константинопольские евреи участвовали в уличных волнениях против его вдовы, а 20 лет спустя - против патриарха, и при этом даже штурмовали городской собор - Святую Софию» .

    В Византии еще одну попытку насильственного крещения предпринял в 721 году другой император-еретик Лев III Исавр, насаждавший иконоборчество, издавший эдикт о крещении иудеев и монтанистов, что вынудило многих евреев переселиться из городов Византии. Преподобный Феофан Исповедник сообщает об этом событии с явным неодобрением: «В этом году царь принудил крестить иудеев и монтанистов, но иудеи, против воли крещенные, очищались от крещения как от осквернения, принимали святое причащение поевши и таким образом глумились над верой» (Хронография. 714).

    Еврейские историки также указывают, что будто бы насильственное крещение евреев произошло при императоре Василии I (867-886), однако византийские источники, в частности Продолжатель Феофана, хотя и упоминают стремление Василия к христианизации евреев, свидетельствуют, что делал он это мирными средствами - устроением полемических диспутов и обещанием для новообратившихся чинов и наград (Жизнеописания царей. V, 95). Еврейские же источники (хроника Ахимааца) говорят о том, что отказывавшихся креститься иудеев обращали в рабство, и будто были даже случаи пыток, хотя и единичные. Как бы то ни было, есть сведения, что и при Василии Православная Церковь отнеслась к его инициативе отрицательно.

    Таким образом, видны четыре важных обстоятельства в данном вопросе.

    Во-первых , попытки насильственной христианизации иудеев имели место позже известных в истории попыток насильственной иудаизации христиан.

    Во-вторых, эти попытки были исключением, а не правилом в политике христианских правителей раннего средневековья.

    В-третьих, Церковь негативно оценила эти попытки и недвусмысленно осудила саму подобную идею.

    В-четвертых, во многих случаях эти попытки предпринимали не православные императоры, а еретики, которые также гнали в то время и православных.

    Еврейские авторы, нехотя говоря об известных из истории фактах обращения из иудаизма в Православие, вероятно, потому пытаются назвать практически каждый из них «насильственным» или «вынужденным из-за антисемитских дискриминаций», что не могут помыслить, что человек, принадлежащий к иудаизму, способен самостоятельно, добровольно и разумно сделать выбор в пользу Православия. Однако это подтверждается множеством фактов, например таких, как примеры обращения в Православие евреев, живущих в католических странах, примеры их верности христианству даже до смерти в коммунистическом государстве, примеры обращений в Православие в фашистских и коммунистических концлагерях и т.п.

    В целом, несмотря на вышеуказанные законы, иудеи в Византии жили благополучно; известно, что евреи в других странах изумлялись их богатству и переселялись в православную империю; например, известно, что в Византию бежали евреи, преследуемые в фатимидском Египте.

    О том, что византийцы не испытывали предубеждения к самой по себе еврейской национальности, свидетельствует тот факт, что в XIV веке православный еврей Филофей стал даже Константинопольским патриархом, а согласно некоторым историкам, еврейские корни имел император Михаил II.

    Еще одной популярной темой истории православно-иудейских взаимоотношений являются погромы. Они, действительно, имели место, однако желание еврейских историков за каждым таким случаем видеть непременную сознательную инспирацию со стороны Церкви является, по меньше мере, тенденциозным. Напротив, Православная Церковь в лице авторитетнейших своих святых неоднократно осуждала действия погромщиков. В частности, праведный Иоанн Кронштадтский выступал с резким обличением кишиневского погрома, говоря: «Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами - громилами и разбойниками людей, живущих в одном с вами отечестве?» (Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе). Также Святейший Патриарх Тихон писал: «Доносятся вести о еврейских погромах… Православная Русь! Да идет мимо тебя этот позор. Да не постигнет тебя это проклятие. Да не обагрится твоя рука в крови, вопиющей к Небу… Помни: погромы - это бесчестие для тебя» (Послание от 8 июля 1919 г.).

    Во время еврейских погромов на Украине периода гражданской войны, а также на оккупированных немецкими войсками землях в годы Второй мировой войны многие православные священники и простые верующие укрывали у себя евреев, спасая их. Кроме того, Русская Православная Церковь благословляла на ратный подвиг воинов Красной армии, освободивших в 1944-1945 годах узников таких лагерей, как Освенцим, Майданек, Шталаг, Заксенхаузен, Озаричи, и спасших сотни тысяч евреев из Будапештского гетто, Терезинского, Балтского и многих других. Также клирики и миряне Элладской, Сербской и Болгарской Церквей в годы войны принимали активные меры для спасения множества евреев.

    В целом можно сказать, что в истории отношений иудеев и православных христиан было действительно немало темных страниц, однако факты не дают оснований к тому, чтобы одну из сторон этих отношений представить безвинной страдалицей и жертвой, а вторую - беспричинным гонителем и мучителем.

    (Окончание следует.)

    Изначально иудаизм и христианство являлись одним и тем же учением, но со временем разделились на два направления: то есть две религии, которые во многом противоречат одна другой. Хотя они и обладают общими истоками, сейчас между ними больше различий, чем схожести. Иудеи и христиане в чём разница? Давайте узнаем ответ на этот вопрос в данной статье.

    Иудаизм выступает религией евреев, далёких потомков, давших обет Аврааму. Основная отличительная черта иудаизма – в нём рассказывается про избранность нации евреев относительно других народов.

    Христианство – представляет собой религию, которая не зависит от национальности. Стать христианином может каждый человек, который относит себя к последователям Иисуса Христа.

    Отличие иудаизма от христианства

    Чем же эти две религии отличаются друг от дружки? Есть ли у них что-то общее? Об этом мы сейчас и поговорим более детально.

    Особенности ранних взаимоотношений иудеев и христиан

    Нужно заметить, что иудеи относились к христианам не очень хорошо ещё с момента самостоятельного становления церкви. Евреи часто занимались провокацией римских властей с целью начать гонения на христиан.

    А в более поздние времена в Новом Завете мы находим упоминание о том, что именно евреи были ответственны за страдания Спасителя, а также за последующие преследования его учеников.

    Это в свою очередь обусловило негативное отношение приверженцев новой религии к евреям. Позднее вследствие такого отношения оправдывались многие антисемитские действия в ряде государств мира.

    Со второго столетия нашей эры наблюдается увеличение негативистских настроений касаемо иудеев со стороны христиан.

    Современные отношения между евреями и христианами

    Некоторое налаживание отношений между двумя религиями начинается с шестидесятых годов двадцатого столетия. В то время происходит официальное изменение восприятия католической церковью иудеев, а большая часть молитв освобождается от антисемитских элементов.

    В 1965-м году в Ватикане была принята декларация «Про отношение Церкви к нехристианским религиозным учениям». Согласно ей, евреев перестают обвинять в гибели Христа, плюс осуждается любая антисемитская деятельность.

    Папе Павлу шестому пришлось официально попросить прощения у нехристианских народностей (в частности у иудеев) за длительные гонения. Что же касается самих евреев, то для них характерно достаточно лояльное отношение к христианам. Хотя они и находят часть христианских религиозных обычаев непонятными для себя, но, несмотря на это проявляют благосклонное отношение к тому, что базовые элементы иудаизма используются в других религиях (в частности в христианстве).

    Один ли бог у евреев и христиан?

    Не секрет, что христианскую Библию составляют две части: Ветхий и Новый Заветы. Ветхий Завет представляет собой основу иудаизма, а Новый Завет – выступает учением Христа и его учеников.

    Получается, что и христиане, и иудеи имеют одну основу религии и почитают одно и то же Божество, разница заключается лишь в обрядах служения ему.

    Остаётся одинаковым даже имя Божества – Яхве, что в переводе на русский язык обозначает «Сущий».

    Отличия в постулатах

    Отдельно нужно остановиться на основных различиях в мировоззрении.

    Христиане верят в наличие трёх главных догм, а именно:

    • первородного греха всего человечества;
    • второго пришествия Христа;
    • искупления всех грехов за счёт смерти Спасителя.

    Приверженцы христианства считают, что главные человеческие проблемы могут быть решены с помощью указанных догм. Что же касается евреев, то они не признают данные принципы.

    Различающееся восприятие грехов

    Ещё одно важное отличие иудеев от христиан заключено в разном отношении к греху. К примеру, у христиан считается, что все люди уже появились на свет грешными (вследствие первородного греха) и могут избавиться от него, только прожив достойную жизнь.

    Что же касается евреев, то они, напротив, полагают, что все люди рождаются невинными, а в течение жизни самостоятельно выбирают – совершать грехи или нет.

    Методы очищения от греха

    Из предыдущей разницы в отношении к грехам вытекает разница и в их искуплении.

    У христиан считается, что все человеческие прегрешения уже были искуплены Христом за счёт своей жертвы. Но за все деяния, совершаемые человеком при жизни, он после смерти ответит перед Создателем. При этом отпущение грехов можно получить у священника, наделённого в христианстве такой властью.

    В иудаизме считается, что человек способен получить прощение исключительно за счёт своих благих дел и поступков.

    А все грехи разделаются на две разновидности:

    • совершённые против Божьей воли;
    • совершённые против других людей.

    Еврей получает прощение первой категории при условии искреннего раскаяния и сожаления о содеянном. При этом ему нет нужды идти на исповедь в церковь – достаточно от души молиться Всевышнему.

    Восприятие прочих мировых религиозных течений

    Практически во всех религиозных учениях мира существует единая доктрина – на Небесах (или в Раю) могут оказаться исключительно люди, верующие в настоящего Бога. Для всех пренебрегающих данным правилом вечная жизнь на Небе становится недоступной.

    В христианстве тоже в некоторой степени соблюдается указанная доктрина. А вот для иудаизма характерно более терпимое восприятие других религий.

    В частности у евреев считается, что в Раю может оказаться любой праведник, который в течение своей жизни придерживался семи главных заповедей, дарованных людям Моисеем и полученных им от самого Всевышнего.

    Эти заповеди являются универсальными, поэтому необязательно, чтобы человек верил в Тору.

    Давайте ознакомимся с этими 7 основными заповедями:

    • нужно верить в то, что Вселенная была сотворена единым Создателем;
    • нельзя богохульничать;
    • следует придерживаться законов;
    • запрет на поклонение истуканам;
    • запрет на кражи;
    • запрет на прелюбодеяние;
    • запрет на употребление от живого.

    Считается, что даже если человек и не еврей по крови, но будет соблюдать все эти заповеди – сможет после смерти оказаться в Эдемском саду.

    Также говоря обобщённо следует упомянуть о достаточно лояльном восприятии иудеями монотеистических религий (например, ислама в христианстве), однако, категорически не приемлется язычество (по причине многобожия и поклонения идолам).

    Разное восприятие добра и зла

    Ещё одно очень большое отличие заключается в отношении к добру и злу у иудеев и христиан. В чём же заключается это отличие?

    У христиан большой акцент сделан на концепции Сатаны (Дьявола). Именно его олицетворяют огромной, мощной силой, представляющей собой первопричину зла и всех бедствий на земле. Христиане сделали Сатану антиподом Создателю.

    Именно здесь и спряталось различие, ведь основным убеждением евреев является вера в единственного (!) и всемогущего Создателя. Иудеи свято убеждены в том, что не может существовать никакая другая Высшая сила, помимо Создателя. А, исходя из этого, еврей никогда не делит добро на волю Бога, а зло не относит к проискам нечистых сил. В иудаизме Бог выступает справедливым судьёй, воздающим за хорошие проступки и способным наказать за плохие.

    Восприятие первородного греха

    Вам уже известно о понятии первородного греха у христиан. и не соблюли Божью волю, за что их изгнали из Райского сада. Именно по этой причине всех новорожденных уже считают греховными.

    Иудеи отрицают подобный подход и говорят о том, что все малыши изначально невинные и могут достичь любых мирских благ. И лишь на ответственности самого человека находится то, какой жизнью – праведной или греховной он будет жить.

    Восприятие мирской жизни и мирских утешений

    И последнее отличие заключается в восприятии мирской жизни и утешений у иудеев и христиан. В чём оно проявляется? Христиане основной целью жизни всех людей считают последующую жизнь после смерти. Евреи, безусловно, также верят в существование загробного мира, но у них главная жизненная задача – улучшать свою настоящую жизнь.

    Указанные концепции можно хорошо наблюдать в восприятии обоими религиями мирских желаний и желаний тела:

    • Христиане считают, что все человеческие желания нечестивые и призваны искусить праведника к совершению грехов. Они убеждены в том, что честь жить после смерти получают только чистые души, которые при жизни не были подвержены искушениям. А исходя из этого, каждому православному положено больше внимания уделять своему духовному развитию, нежели мирским желаниям. Именно вследствие этого Папе римскому и священникам положено придерживаться обета безбрачия, ограничивая для себя мирские утехи, чтобы обрести большую святость.
    • В иудаизме также считается, что душа является более важной, чем тело, но не считается, что нужно полностью ограничивать все свои плотские желания. Евреи делают процесс их исполнения благим делом. Поэтому к христианскому обету безбрачия они относятся с непониманием, ведь для них семья и продолжение рода – сугубо святое деяние.

    Точно также две эти религии по-разному воспринимают богатство и материальные блага. Христиане принимают обет бедности, так как для них он представляет собой идеал святости. А иудеи со своей позиции находят накопление финансовых благ положительным качеством. Надеемся, что мы помогли вам разобраться в отличиях между религией христиан и иудеев.

    В первое столетие от Рождества Христова иудаизм и христианство представляли собой своеобразный общий континуум. Но впоследствии из него развилось два направления – иудаизм и христианство, которые впоследствии стали двумя религиями, во многом противоречащими друг другу. Имея общие корни, ветки этого дерева кардинально разошлись.

    Определение

    Иудаизм – религия евреев, наследников тех, кто дал обетование Аврааму. Главная особенность ее – в учении об избранности еврейского народа.

    Христианство – религия, находящаяся вне национальности, она для всех, кто считает себя последователями Христа.

    Сравнение

    Христианство основывается на том, что Бог открыл себя людям через Иисуса
    Христа. Это Мессия, который пришел спасти мир. Официальный иудаизм отрицает Воскресение Христа, не считает его пророком и, тем более, Мессией.

    Воскресение Христово

    Христиане ждут второго пришествия Христа. Иудеи уверены, что Мессия еще не приходил в мир. Они все еще ждут Мошиаха.

    Иудаизм возник на ветхозаветной, почти универсальной религии, но со временем превратился в национальную, утратив тем самым возможность стать религией мировой. Христианство, возникнув на той же почве, с течением времени превратилось в мировую религию.

    Средоточие иудаизма – материальная религия, земное царство, господство, которое Мессия даст евреям над всем миром. Христианство верит в царство другого плана – Небесное. Мир духовный, покой во Христе, победа над страстями. Там окажется каждый, кто своей жизнью исполнил Заповеди Христовы, независимо от национальности и социального происхождения.

    Учение иудаизма основывается только на книгах Ветхого Завета и устной Торе. В христианстве абсолютным авторитетом является Священное Писание (Ветхий и Новый Заветы) и Священное Предание.

    Главным догматом христианства является любовь. Сам Бог есть любовь. Ею пропитано каждое слово Евангелия. Все люди равны перед Богом. Иудаизм отрицательно относится к тем, кто не является иудеями.

    В христианстве существует представление о первородном грехе. Поскольку состоялось грехопадение прародителей, человек, рожденный в мир, должен искупиться крещением.

    Иудаизм придерживается того мнения, что человек рождается безгрешным, и уже потом выбирает для себя – грешить или не грешить.

    Выводы сайт

    1. В христианстве Иисус Христос – Мессия, пришедший спасти мир. Иудаизм отрицает божество Христа.
    2. Христианство – религия мировая, иудаизм – национальная.
    3. Иудаизм основывается только на Ветхом Завете, христианство – на Ветхом и Новом Заветах.
    4. Христианство проповедует равенство перед Богом всех людей. Иудаизм подчеркивает превосходство иудеев.
    5. Иудаизм рационален, христианство к рационализму не сводится.
    6. Христиане ждут Второго пришествия Христа, после которого наступит Царствие Небесное. Иудеи ждут прихода своего Мессии, который сотворит для евреев земное царство и даст им господство над всеми народами.
    7. В иудаизме нет понятия о первородном грехе.

    В первое столетие от Рождества Христова иудаизм и христианство представляли собой своеобразный общий континуум. Но впоследствии из него развилось два направления – иудаизм и христианство, которые впоследствии стали двумя религиями, во многом противоречащими друг другу. Имея общие корни, ветки этого дерева кардинально разошлись.

    Что такое иудаизм и христианство

    Иудаизм – религия евреев, наследников тех, кто дал обетование Аврааму. Главная особенность ее – в учении об избранности еврейского народа.

    Христианство – религия, находящаяся вне национальности, она для всех, кто считает себя последователями Христа.

    Иудаизм и христианство. Сходства и различия Хорошей иллюстрацией к сказанному является вот этот фильм.

    «Ушпизин» (в переводе с арамейского «гости») – первый фильм, созданный представителями религиозной части еврейской общины в сотрудничестве с нерелигиозными специалистами киноиндустрии. Шули Ранд – известный в Израиле и за его пределами актер театра и кино. Несколько лет назад он начал соблюдать законы Торы и отказался от карьеры артиста. Однако спустя некоторое время он пересмотрел свое решение и в содружестве с режиссером Гиди Даром написал сценарий для фильма «Ушпизин», в котором сам и сыграл главную роль. Супруга Шули Ранда, Михаль Бат-Шева Ранд, – талантливая актриса, сценарист и режиссер. Вернувшись к еврейской традиции, она также оставила профессию, но в «Ушпизин» сыграла роль жены главного героя. Некоторые роли второго плана исполнили члены религиозной общины. Религиозным представителям съемочной группы удалось настоять на том, чтобы фильм не демонстрировался по шабатам….

    Отцы Церкви учили нас, что Сократ и другие мудрецы античности были христианами до Христа, что все истинное и прекрасное, что есть в христианстве, и тогда уже незаметно, диффузным образом, проникало в сознание людей и уже жило в мире. Все это была подготовка человечества к Евангелию.

    Как Вы относитесь к другим религиям?

    Широко, терпимо, с глубочайшим уважением и интересом. Все религии - это попытки человека познать истину Бога. А христианство не является религией - оно есть ответ Бога на наш вопрос.

    Является ли правильным противопоставление мусульманства и христианства? Не есть ли мусульманство ветвь между иудаизмом и христианством?

    Я отвечу таким образом: в основе всего лежала огромная часть Священного Писания - Ветхий Завет. На Ветхом Завете было построено христианство, явление Христа…

    Спасибо и плюс автору за хороший вопрос, а вот ответы, по моему мнению, весьма поверхностны. Особенно удивил меня Грустный Роджер, ответы которого обычно очень грамотны и бьют прямо в цель. Однако, на этот раз, Вы уж меня простите, Вы попали не в десятку, а в лучшем случае, в единицу.

    Отличие в признании или не признании Иисуса мессией далеко не главное. Главное отличие в отношении к миру и место человека в нем.

    Христианство опирается на роль Иисуса и возлагает ответственность за мир не него. Он — Спаситель, он спасает тех, кто в него уверовал. А сам человек для своего спасения может ничего и не делать. Он может быть всю жизнь быть первостатейным злодеем, но достаточно ему хотя бы в последнюю минуту жизни обратиться к Иисусу — и он спасен. Пример — «добрый разбойник», распятый вместе с Иисусом.

    Согласно иудаизму, человек — каждый человек! — несет ответственность за весь мир. Каждый человек может увеличить количество добра в мире, или количество зла. И судьба…

    Материал из ЕЖЕВИКИ — EJWiki.org — Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

    Статья излагает историю взаимодействия двух религий, а также воззрения их авторитетных деятелей друг на друга

    Соотношение иудаизма и христианства

    Происхождение христианства из иудаизма

    Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: сам Иисус и его непосредственные последователи (Апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; последователи Иисуса первое время представляли собой одну из многочисленных иудейских сект того периода. Иисус подчеркивал необходимость соблюдения всех заповедей иудаизма и вообще, судя по текстам Евангелия, не стремился создать новую религию. Апостол Павел, заложивший основы христианского мировоззрения, заявлял, что он от рождения был воспитан в иудаизме фарисеев и всю жизнь продолжает им быть (Деян.23:6).

    Однако в процессе того, как христианство отделялось от иудаизма, оно начала вести…

    Беседы с раввином Адином Штейнзальцем

    Иудаизм и христианство

    Взаимоотношения этих двух религий с самого начала, то есть с возникновения второй из них, складывались непросто. Между христианством и иудаизмом действительно существует внешнее сходство, но оно кажущееся, ибо различия чрезвычайно глубоки. Прежде чем говорить о них, попробуем совершить краткий экскурс в историю.

    Христианская традиция считает колыбель Иисуса колыбелью христианской религии. Но с точки зрения исторической науки все обстоит не так просто. Прежде всего, историческая достоверность основных моментов биографии Иисуса вызывает сомнения. Хотя почти весь мир пользуется христианским летоисчислением, согласно которому мы живем сейчас в 1996 году от рождества Христова, факты противоречат этому. На основании самих же евангельских повествований приходится сделать вывод, что младенец Йешу родился за четыре года до новой эры. Так считают и большинство ученых….

    Иудаизм и христианство. Сходства и различия.

    Последовали извинения от католической церкви за многовековые…

    с одной стороны, и нравственных людей, не связанных с иудаизмом - с другой?» href=»/library/jewish-education/jews/preiger-telushkin-8/preiger-telushkin-8_373.html»>

    Чем иудаизм отличается от христианства, марксизма и гуманизма

    У этих трех движений есть три общие черты: каждое было основано евреем, каждое протекает из еврейского мессианского и утопического стремления «переделать мир «. Но каждое движение изменило ПУТЬ и МЕТОД, с помощью ‘которых евреи стремились достичь этого.

    ХРИСТИАНСТВО

    ВЕРА ВАЖНЕЕ ДЕЛА

    Вопрос о том, был ли Иисус Мессией - не самый главный вопрос, разделяющий иудаизм и христианство. Главное различие между этими двумя религиями заключается в том, какое значение они придают вере и поступкам людей. (Вопрос, был ли Иисус Мессией, предсказанным Библией, то есть проблема, на которой обычно сосредоточиваются при сравнении иудаизма и христианства, обсуждается ниже.) В иудаизме утверждается, что Бог придает большее значение поступкам…

    Христиане – правильные иудеи, те, кто узнал в Иисусе Христа, а не продолжает ждать Мессию.

    Есть два главных отличия иудаизма от христианства. Первое: христианство стоит на том, что Бог открылся через Иисуса Христа, что было и остается единственным и уникальным спасительным актом соприкосновения между Небом и землей. Для иудаизма Иисус Христос был в лучшем случае великим учителем морали и веры, последним из библейских пророков.

    Второе отличие: иудаизм, родившись из ветхозаветной религии, почти уже универсальной, превратился в религию национальную, то есть был отброшен в одну из древних фаз религиозного развития. В древности, до времен Александра Македонского, все религиозные традиции были тождественны национальным. То есть если человек был греком, он исповедовал греческую религию, потому что он не мог почерпнуть информацию нигде, кроме своей семьи, города, своей общины. Национальные религии являются пережитком тех древних времен. Для иудаизма это имело значение чисто…

    Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною), обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем.

    Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека - это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры.

    Третье различие. Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял…

    Сравнительный анализ христианства и иудаизма.

    Начиная сравнительный анализ христианства и иудаизма, зададимся вопросом, что такое религия. Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). В толковом словаре русского языка дается следующее определение: Религия — одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. В словаре Брокгауза и Ефрона отмечается, что религия — это организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам. Несмотря на различие определений, все они сводятся к тому,…

    Здравствуйте.

    Недавно я разговаривал на тему «иудаизм и христианство» с одним ревностным христианином (вернее, меня заставили). К сожалению, из-за отсутствия достаточного количества знаний, я не смог ответить на некоторые вопросы (я только начинаю идти к Торе, но моим родственникам это не нравится). Могли бы вы ответить на эти вопросы? Приблизительная формулировка принадлежит моему оппоненту.

    1. ”Почему иудаизм регулирует человеческую скромность, ведь скромность это черта характера. Какая богу разница длинный у меня рукав или нет?” Мне говорили, что это для того, чтобы защитится от солнца в Израиле

    2. ”Почему у соблюдающих евреев не принято иметь дома телевизор?”

    3. ”Зачем нужно обрезание и откуда оно взялось?” Здесь я сказал, что это знак завета, но оппонент настаивал на том, что это началось из гигиенических соображений.

    4. Мне говорили, что православие это единственная религия, в которой не было «поправок», в отличие от иудаизма, в котором…

    Иудаизм - монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему.

    Большинство ученых перечисляют пять основных мировых религий: иудаизм, индуизм, буддизм, ислам и христианство.

    Все религии утверждают, что они способствуют росту духовности и внутренней гармонии человека. Хотя всегда ли это так, - можно спорить. Большинство религий базируется на священных текстах, говорит о вере, устанавливает институт молитвы. В чем же уникальность иудаизма?

    Очевидно, что иудаизм это единственная религия, которую еврейский народ исповедовал на протяжении всей своей истории, что позволило ему пережить бесчисленные опасности. Другие религии восприняли принципы и обряды иудаизма - первой монотеистической религии.

    Иудаизм отличается от остальных религий следующими основными принципами:

    а) Индуизм (или Брахманизм) - древняя восточная религия, историческим центром которой является Индия. Индуизм…

    Причину трагической натянутости между христианством и иудаизмом нельзя объяснить просто различиями в религиозных убеждениях и догмах, которые существуют также в отношении всех прочих религий. Если посмотреть со стороны евреев, то можно предположить, что причина состоит в долгой истории христианских гонений. Однако это не первопричина, так как гонения - это следствие уже существующего конфликта между христианством и иудаизмом. Эта проблема как никогда актуальна в наше время.

    Время, когда необходимо задуматься о будущем отношений между евреями и христианами. Ведь только сейчас представители христианских церквей в открытую признали, что причина преступлений против евреев - в первую очередь в религиозной нетерпимости. В XX веке антисемитизм обрел форму, опасную для самого христианства. Тогда определенные круги христианского мира начали пересматривать свои позиции.

    Последовали извинения от католической церкви за многовековые преследования евреев. Протестантские…