Виды и особенности театральных декораций. Театральные декорации: виды и особенности создания Объемная декорация как вид искусства

Успешное воплощение замыслов режиссёра и художника, наиболее точное претворение образа,
найденного в эскизах и макетах, невозможно без знания свойств и качеств тех
материалов, из которых предстоит делать декорации. С этой целью необходимо
познакомиться с материалами, наиболее часто и широко применяемыми в театральном
производстве.

ВВЕДЕНИЕ

1. ДРЕВЕСИНА

2. МЕТАЛЛЫ И СПЛАВЫ

3. ТЕКСТИЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

4. ПЛАСТИЧЕСКИЕ МАССЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

К наиболее
часто употребляемым в театре материалам относятся: древесина (пиломатериалы,
шпон, фанера); металлы и его сплавы (трубы, уголки, швеллеры и т. д.); текстильные
материалы (ткани, гардинно-тюлевое и трикотажное полотно); химические материалы
(пленки, пластмассы и т. п.).

1. ДРЕВЕСИНА

Древесина –
материал, чрезвычайно широко применяемый в театральном производстве. Она легко
обрабатывается, обладает значительной прочностью при сравнительно небольшой
массе и доступна почти повсеместно. Чтобы рационально использовать древесину,
необходимо знать её свойства – достоинства и недостатки.

Используемая
в качестве материала для изготовления декораций древесина должна отвечать
следующим требованиям: легко поддаваться обработке, не менять приданную ей
форму, сопротивляться внешним усилиям, не иметь пороков, снижающих прочность. Эти требования
составляют технические свойства древесины.

Технические
характеристики древесины.

1.
Физические свойства :
цвет, блеск, текстура (рисунок), запах, влажность, разбухание и усушка,
гигроскопичность, плотность, пористость, обрабатываемость.

Цвет древесины, блеск ,
текстура и запах – это те свойства, по наличию которых
распознаются порода дерева, качество древесины. Для придания древесине
искусственного блеска её подвергают обработке полированием, лакированием и
вощением.

Влажностью древесины называется
отношение массы воды, находящейся в данном объеме, к массе абсолютно сухой
древесины. Для изготовления декораций применяют воздушно-сухую древесину с
влажностью 12 – 18 %. Влажность древесины для изготовления мебели и элементов
декораций, рассчитанных на длительную эксплуатацию, не должна превышать 12 %.

Потеря
древесиной влаги называется усушкой . Декорации и элементы декораций,
изготовленные из сырой древесины, со временем усыхают и деформируются, что
может привести к разрушению всей конструкции в целом.

Явление,
обратное усушке, — разбухание – относится к отрицательным свойствам
древесины.

Плотность древесины – это
физическое свойство, связанное с её массой и количеством содержащейся в ней
влаги. Древесину с большой плотностью (самшит, бук, клен, груша) ценят за
прочность и хорошую обрабатываемость.

2. Механические
свойства древесины характеризуют её способность сопротивляться
воздействию внешних сил (нагрузок). К механическим свойствам относятся
прочность, твердость, деформация, вязкость.

Прочность – способность материала
сопротивляться разрушению под действием нагрузок. В театральном производстве бόльшая часть конструкций
или элементов подвергается сжатию или изгибу. Предел прочности древесины
достаточно высок.

Твердостью называется способность
древесины сопротивляться проникновению в неё твердых тел. По степени твердости
все древесные породы можно разделить на три группы: мягкие (сосна, ель, ольха,
кедр, пихта, липа, осина), твердые (береза, бук, вяз, клен, ясень) и очень
твердые (акация белая, береза железная, граб, кизил, самшит).

Деформация – способность древесины
изменять свои размеры и форму при воздействии усилий.

Вязкостью , или пластичностью,
называют способность древесины изменять свою форму под воздействием усилий и
сохранять её после прекращения их действия. Для повышения вязкости древесину
распаривают.

3.
Пороки древесины
, влияющие на её свойства.

Пороки древесины – это
изменение её внешнего вида, нарушение целостности тканей и клеточных оболочек,
неправильное строение древесины и повреждения, снижающие качества и
ограничивающие возможности применения. Классификация пороков обусловлена
ГОСТом. В древесине встречаются следующие пороки: сучки, трещины, пороки формы
ствола, пороки строения древесины, грибные поражения, повреждение древесины
насекомыми.

4. Продукция
из древесины

В условиях
театрального производства используются главным образом пиломатериалы. Пиломатериалы
по форме поперчного сечения делятся на:


пластины


четвертины


брусья (двухкатные, четырехкатные, чистообрезные)


доски (необрезные, полуобрезные, обрезные)


горбыли

Шпон – тонкие листья
древесины. Шпон применяют в качестве облицовочного материала при изготовлении
деталей и изделий мебели, изготовления клееной слоистой древесины, фанеры.

Фанера – слоистый материал,
состоящий из склеенных между собой листов лущеного шпона.

древесина
текстиль театральный сцена

2. МЕТАЛЛЫ И СПЛАВЫ

В практике
театрального производства широко применяются металлы и их сплавы: сталь, медь и
её сплавы, алюминий и его сплавы в виде проката. Для правильного выбора
металлов необходимо знать их физические, химические, механические и
технологические свойства.

1.
Физические свойства
металлов и сплавов. К этим свойствам относятся: плотность, температура
плавления, теплопроводность, тепловое расширение, удельная теплоемкость,
электропроводность и способность намагничиваться.

Название металла Плотность, г/см3 Температура плавления,
Удельная теплоемкость,
кал,(г.0С)
Теплопроводность,
кал/с.*см0С
Алюминий 2,7 660 0,21 0.48
Железо 7,86 1539 0,11 0,14
Медь 8,92 1083 0,09 0,98
Олово 7,31 232 0,055 0,16
Свинец 11,3 327 0,031 0,084

2.
Химические свойства
металлов и сплавов. Это свойства металлов и их сплавов, определяющие отношение
к химическим воздействиям различных активных сред (окисляемость, растворимость,
коррозийная стойкость). Для защиты металлов от окисления их окрашивают или
покрывают защитным слоем другого металла, стойкого к коррозии.

3.
Механические свойства
металлов и сплавов. Это способность сопротивляться деформации и разрушению при
воздействии на них внешних сил и нагрузок.

4.
Технологические свойства металлов
и сплавов. Наиболее важны из них: обрабатываемость, свариваемость, ковкость,
прокаливаемость, жидкотекучесть.

5.
Сортамент металлов и сплавов,
употребляемых в театре.

Чаще всего
используют листовой сортовой и трубный прокат.

Листовой прокат (листовая
сталь) – горячекатаная и холоднокатаная тонколистная сталь.

В театральном
производстве широко применяют сталь угловую равнополочную, тонкостенные
трубы средних размеров – бесшовные, холоднокатаные и холоднотянутые,
прециозионные, квадратные, прямоугольные.

Цветные металлы и сплавы
находят в театре широкое применение благодаря ряду ценных качеств, среди
которых выделим повышенную пластичность, вязкость, электропроводность и
коррозийную стойкость, что очень важно при изготовлении и эксплуатации
декораций. В театре находят применение медь, алюминий и их сплавы, например
латунь – сплав меди с цинком, позволяющий имитировать ценные материалы (золото,
бронзу).

3. ТЕКСТИЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текстильные материалы – это
продукт сложного и трудоемкого производства. Все они получаются на основе
волокон. К основным видам волокон, из которых изготавливаются текстильные
материалы, относятся волокна хлопка, шерсти, льна, шелка, асбеста и
искусственные. Промышленность перерабатывает волокнистое сырье разных видов в
пряжу, крученые изделия, а затем в ткани, гардинно-тюлевое полотно и трикотаж.

Ткани – это изделия,
образованные в процессе ткацкого производства путем переплетения взаимно
перпендикулярных нитей – продольных и поперечных.

Гардинно тюлевое полотно
– текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент образуется
в результате переплетения нитей.

Трикотаж – вязаное полотно (или
готовое изделие), полученное из одной или многих нитей образованием петель и их
взаимным переплетением на трикотажной машине.

Текстильные
волокна делятся на натуральные и химические . К натуральным
относятся волокна, образующиеся в природе. По происхождению
подразделяются на:


растительные (хлопок, лен, джут);


животные (шерсть, шелк);


минеральные (асбест).

— Важнейшим натуральным
волокном является хлопок – тонкое, прочное, гигроскопичное
волокно. В театре хлопчатобумажные материалы используются для изготовления
театральных костюмов и декораций. Они хорошо окрашиваются анилиновыми
красителями.

Для костюмов
используются ткани, хорошо драпирующиеся в складки, тонкие, например батист,
вуаль гладкокрашенная и отбеленная, мадаполам отбеленный, ситец, сатин, шифон
гладкокрашенный и отбеленный.

Для декораций
можно рекомендовать такие материалы, как бязь, полотно простынное, сатин, репс,
суровое, фланель, полотно гардинное, бархат гладкокрашенный, марля отбеленная.
Фланель, молескин суровый с начесом, бархат могут быть применены для затяжки
жестких конструкций и изготовления мягких элементов декораций в тех случаях,
когда необходимо создать оригинальную фактуру. Двунитка суровая, кирза
двухслойная гладкокрашенная, ткань башмачная могут использоваться для
изготовления театральных половиков, т. к. эти материалы обладают повышенной прочностью.
Тюль хлопчатобумажный применяется как основа для аппликационных задников.

К
растительным волокнам относятся волокна, получаемые из стеблей листьев, плодов
растений. Эти волокна очень крепки и по сравнению с хлопком значительно
длиннее. Пряжа, вырабатываемая из растительных волокон очень прочна, но не
может быть такой тонкой, как из волокон хлопка. Наиболее тонкое стеблевое
волокно – лен.

Льняные и полульняные
ткани широко применяют при изготовлении мягких декораций и для затяжки
каркасных конструкций. Среди них полотно простынное, полотно суровое, полотно
театральное, парусина брезентовая, двунитка суровая, ревентух суровый,
паковочная ткань, мешочная ткань.

Из стеблей
конопли, джута, кенафа, канатника получают более грубые волокна, идущие на
изготовление грубых мешочных и тарных тканей, веревок и канатов.


Волокна
шерсти длинные, но менее равномерные, чем у хлопка, и менее
прочные. Шерсть обладает рядом ценных качеств. Она упруга, способна
возвращаться к первоначальной форме после прекращения действия силы, может
сволачиваться. При специальной обработке шерсть может быть превращена в фетр
или войлок.

В театре
шерсть применяют в основном в костюмных изделиях. К широко применяемым относят
следующие: бостон, креп костюмный, флагтух, кашемир матросский, ткань
платочная, сукно.

Шелк сырец
тонкие нити, получаемые при размотке коконов гусениц тутового шелкопряда.

В театре
употребляют следующие шелковые ткани: креп-жоржет гладкокрашенный и отбеленный,
крепдешин, вуаль, бархат, газ-шифон, эксельсиор, атлас, муар жаккардовый, саржу
подкладочную, поплин, плюш гладкокрашенный, репс декоративный, тькань
декоративную, ткань блузочную, атлас корсетный, ткань мебельную декоративную,
полотно шпательное, ткань “металлик” и др.


К
минеральным волокнам относится асбест . Асбест не горит, плохо
проводит тепло, применяется для изготовления огнеупорных тканей. В театре
используется в виде салфеток и полотнищ как защитное средство, предохраняющее
декорации от загорания, когда вблизи низ располагаются электросветильники.

Химические волокна – это
волокна, получаемые химическим путем. В современном производстве химические
волокна стали одним из важнейших видом сырья для текстильной промышленности.
Химические волокна изготавливаются в виде непрерывных тончайших нитей и
подразделяются на искусственные и синтетические .

Искусственными (вискозное волокно)
называются волокна, получаемые из естественных, имеющихся в природе материалов
путем их растворения и обратного восстановления после придания раствору формы
нити желаемой толщины.

Синтетическими (лавсан, нитрон, капрон,
капролавсан и т. д.) называются волокна, получаемые в результате производственного
процесса из невстречающихся в природе соединений.

Химические
волокна обладают повышенной прочностью, упругостью и устойчивостью к действию
кислот и щелочей, ограничивающих применение синтетических тканей в театре, так
как они плохо окрашиваются, или совсем не принимают краску, или в процессе
покраски завариваются.

Непосредственное
применение тканей на сцене:

Задники
сценические

Вид и количество
сценических задников зависит от функциональной нагрузки, которую предназначено
им выполнять. Если задник должен закрывать экран, то лучше его изготовить в
складку или сборку из плотной матовой ткани, и соответственно укрепить его на
карниз с раздвижным механизмом. Если необходим сценический задник для
торжественных случаев, то лучше изготовить по типу французской шторы из мягкой
пластичной ткани.

АРЗ
(сценический антрактно-раздвижной занавес)

Антрактно–раздвижной
занавес — главный по значимости элемент одежды сцены. Шьётся из сценического
бархата, плюша или другой плотной, спадающей красивыми фалдами ткани.

Арлекин

Обычно
арлекин это самый декорируемый элемент одежды сцены. Изготавливается из той же
ткани что и антрактно-раздвижной занавес и разрабатывается в едином стилевом
решении с ним. Арлекины бывают в складку декорированные по низу бахромой, могут
быть украшены свагами, галстуками, драпировками, кистями, аппликациями, одним
словом нет ограничения возможностям дизайнера.

Кулисы и
падуги

При выборе ткани
для изготовления кулис и падуг, главным критерием является пластичность,
драпируемость и износостойкость. Ведь сцену одевают, как правило раз на несколько
лет. Техника исполнения и выбор материала для кулис и падуг, несущих
изобразительную функцию, зависят от конкретного задания художника. Это может
быть некрашеный холст, мешковина, марля, собранная в густую складку, живописные
или покрытые аппликацией полотна, жесткие рамы, обтянутые тканями, различного
рода сетки и переплетения шнуров и т.д. и т.п.

Одежда сцены
может нести чисто служебную функцию в качестве постоянного обрамления сцены
(это так называемая "дежурная одежда") и являться частью
декорационного оформления спектакля. В зависимости от этого выбирается
материал, способ окраски или живописной обработки.

Для
изготовления дежурной одежды применяются хорошо поддающиеся драпировке и
химической окраске хлопчатобумажные, реже шелковые и шерстяные ткани: различные
хлопчатобумажные упаковочные ткани, байка, молескин, бархат, полубархат, репс,
плательная шерсть и некоторые другие. Дежурная одежда окрашивается в неяркие,
нейтральные тона: серый, зеленоватый, кремовый и т. д. Особую группу одежды
сцены составляет комплект из черного бархата.

Как и все
ткани, идущие на изготовление декораций, материал одежды сцены пропитывается
огнезащитным составом, за исключением бархата и шелка, которые портятся при
воздействии на них химических реактивов. Для изделий из этих тканей обязательна
пропитанная, огнестойкая подкладка.

4. ПЛАСТИЧЕСКИЕ МАССЫ

Пластмассы – это сложные
многокомпонентные материалы, состоящие из связующего вещества, наполнителей,
пластификаторов, красителей, стабилизаторов и других добавок.

Промышленность
вырабатывает множество видов пластмасс, но в театре нашли свое применение
только некоторые, т. к. Театрально-зрелищных и культурных учреждениях
запрещается применение декораций и сценического оформления, изготовленного из
горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта,
поролона, поливинила, перфоля и т. д.). Возможно применение только тех материалов,
которые имеют в основе компоненты обеспечивающие негорючесть.

1.
Пленки . Широко используется
несколько видов:

Поливинилхлоридная
В-118 . Применяется для изготовления бутафории

Поливинилхлоридная
отделочная – с нанесенным рисунком, имитирующим ценные породы древесины,
ткани. В театральной практике применяется для изготовления предметов бутафории,
мебели.

Поливинилхлоридная
декоративная отделочная . Применяется для изготовления бутафории и
декораций.

Винипластовая .
Относится к негорючим материалам. Для изготовления декораций

Полиэтиленовая .
Может использоваться при изготовлении бутафории, декораций

Полиграфическая
фольга – для имитации текстуры дерева.

2.
Винипласт листовой .
Трудновоспламеняемый материал. Применяется для изготовления декораций методом
вакуум-формования

3.
Пенопласты . Наиболее легкие
материалы из всех пластмасс.

Пенопласт
плиточный – жесткая ячеистая пластмасса белого или светло-желтого цвета.
Может быть ипользован для бутафории и небольших частей декораций

Пенополиуретан
(поролон) – пористый, эластичный материал. В театрах разрешается применение его
в небольших количествах для изготовления мелкой бутафории.

4.
Искожа . В театральном
производстве наиболее часто применяют винилискожу – огнезащитный материал:
тканевая основа с поливинилхлоридным покрытием. Этот материал
используется в декорациях, бутафории, костюме.

В группу
пластмасс также входит современное напольное покрытие сцены. Самым качественным
напольным покрытием на сегодняшний день является сценический линолеум фирмы HARLEQUIN. Ряд самых известных
коллективов уже оценили его высокий уровень:


Великобритания — Английская национальная школа балета, Королевская академия
балета, Королевский балет (Covent Garden);

— Германия —
Фридрихштатпаласт (Берлин), Дойче опера (Берлин);

— Нидерланды
— Академия танца (Роттердам);

— Украина —
Киевский театр оперы и балета, Театр оперы и балета, г.Одесса;

— США —
Нью-Йорк Сити балет;

— Швеция —
Шведский королевский балет;

— Франция —
Балет Монте-Карло, Опера Гарнье и Бастилия, Лионская опера;

— Россия —
Государственный академический Большой театр России, Мариинский академический
театр, Государственный Академический Малый театр, Пермский театр оперы и
балета, Пермское хореографическое училище

Существует 8
видов данного покрытия:

1. Покрытие HARLEQUIN ALLEGRO / АЛЛЕГРО для
укладки на жёсткую основу

Аллегро –
специально разработанное покрытие для использования в танцевальных залах с
жесткой основой. Раскатываемое на любых твердых основаниях, в том числе на
бетоне, Аллегро, создает толстую «полупружинящую» поверхность.


Предназначен для создания полупружинящего, съемного танцевального пола

Снижает
усталость и риск травмы танцоров

Снижает шум

Усилен
стекловолокном для прочности

Ложится и
лежит ровно

Сохраняет
размеры, в том числе при сильном освещении сцены

На весь
срок службы сохраняет высокое качество и надежность

Долгий срок
службы

Строение

1
Нескользящий защитный слой

2
Поддерживающий слой

3.

4. Подложка
на вспененной основе с закрытой структурой

Спецификация :

Длина рулонов
10 м, 15 м, 20 м, 25 м

Ширина
рулонов 1,5 м

Толщина 8,5мм

Вес 6 кг/м2

Цвета Чёрный, серый

Применение

Покрытие для
танцев свободной укладки для залов аэробики или в качестве постоянного покрытия
в танцевальных студиях.

2. Покрытие HARLEQUIN FIESTA / ФИЕСТА для
чётких и "ударных" танцев

Фиеста
разработан для таких четких и «ударных» танцев как чечетка, ирландский танец и
т.д. Благодаря твердой поверхности и реалистичной иммитации дубовой доски
Фиеста может служить оригинальной альтернативой традиционным паркетным полам в
танцевальных салонах и драматических студиях.

Повышенная
плотность для «ударных» танцев


Реалистичная иммитация дубового паркета

Строение

1. Прозрачный
защитный слой

2. Пленка с
печатным рисунком

3. Прочная
подложка из полиэстера

Спецификация :

Длина рулонов
20 м, 25 м

Ширина
рулонов 2 м

Толщина 2 мм

Вес 3 кг/м2

Цвета Печатная пленка «под
дубовый паркет»

3.
Покрытие
HARLEQUIN STUDIO / СТУДИО для
временной или постоянной укладки

Нескользящая
поверхность – не требуется дополнительная натирка


Износостойкий и твердый пол

Быстро
раскатывается и ровно лежит

Черная или
серая матовая поверхность не отражает освещения сцены

Проходит
бактерицидную обработку

подавляющую
развитие микроорганизмов

Вспененная
основа позволяет использовать покрытие на твердых поверхностях, снижает риск
травмы и шум

Легкий вес
позволяет использовать Студио в гастрольных поездках

Может
использоваться для временной и постоянной укладки

Сохраняет

Строение

1.
Антискользящий износостойкий слой.

2.
Поддерживающий слой.

3. Армирующий
слой стекловолокна.

4. Вспененное
основание закрытой структуры

Спецификация

Длина рулонов
10 м, 15 м, 20 м, 25 м, 30 м

Ширина
рулонов 1,5 м

Толщина 3 мм

Вес 2,3 кг/м2

Цвета Чёрный, серый, белый

Применение

Может быть
использовано для стационарной укладки в танцевальных классах и на сценах, а
также в качестве съемного гастрольного покрытия.

4. Покрытие HARLEQUIN DUO / ДУО
двухстороннее

Дуо является
двусторонним напольным покрытием. Два цвета в одном. При толщине 1,25 мм и
ширине 1,5 метра (& 2 м), Дуо легок в обращении и транспортировке. Несмотря
на небольшой вес Дуо идеально ложится на любую твердую ровную поверхность,
например дощатую сцену.


Нескользящая танцевальная поверхность

Быстрая
ровная укладка

Рулоны 1,5
м шириной и 1,25 мм толщиной легки и удобны в обращении

Высокая
износостойкость и долгий срок службы


Двустороннее покрытие удобно в гастрольных поездках

Обе стороны
идентичны по характеристикам


Дополнительные возможности дизайна сцены благодаря двум цветам одного покрытия

Два пола по
цене одного

Строение

1 & 2.
Двусторонний противоскользящий слой ПВХ.

Цвета :

A.
Тёмно-серый/светло-серый (Ширина рулонов 2 м)

B. чёрно/серый (Ширина
рулонов 1,5 м & 2 м)

C. Чёрно/белый (Ширина
рулонов 1,5 м & 2 м)

D. красно/синий (Ширина
рулонов 2 м)

E. тёмно-серый/карамель
(Ширина рулонов 2 м)

F. ореховый/бежевый
(Ширина рулонов 2 м)

G. зелёный/жёлтый (Ширина
рулонов 2 м)

Спецификация :

Длина рулонов
10 м, 15 м, 20 м, 25 м, 30 м

Ширина
рулонов 1,5 м & 2 м (Указаны выше)

Толщина 1,25
мм

Вес 1,6 кг/м2

Применение

Подходит для
большинства стилей танца, для залов и сцен. Зарекомендовал себя как отличное
гастрольное покрытие благодаря легкости укладки и небольшому весу. Раскатайте
Дуо на любом твердом и ровном основании, соедините стыки лентой и Ваш пол готов
для выступления.

5. Покрытие HARLEQUIN CASCADE / КАСКАД для
интенсивно нагруженных сцен

Каскад
предлагает «идеальную» поверхность для балета, джаза или современного танца.
Предназначен для временной или постоянной укладки, имеет повышенную
износостойкость и антискользящие свойства в сочетании с мягкой, шелковистой на
ощупь поверхностью.

Идеальное
нескользящее покрытие для сцены

Добавляет
уверенности танцорам, создавая мягкое ощущение теплоты

Крепкое
надежное покрытие для применения в самых жестких условиях

Может быть
быстро развернуто, сохраняя при этом ровность и прямолинейность швов

Проходит
бактерицидную обработку подавляющую развитие микроорганизмов

Может
применятся в свободной укладке или фиксированно

Сохраняет
линейные размеры – не садится и не растягивается

Строение

1. Однородный
ПВХ со специальной поверхностью для танца.

2.
Усиливающий слой стекловолокна.

3. Слой
однородного ПВХ.

Спецификация :

Длина рулонов
10 м, 15 м, 18 м, 20 м, 25 м

Ширина
рулонов 2 м

Толщина 2 мм

Вес 2,6 кг/м2

Цвета Чёрный, серый, белый

Применение

Профессиональное
покрытие для танца для применения на интенсивно нагруженных сценах.

6.Покрытие HARLEQUIN SHOWFLOOR / ШОУФЛОР для
сцен с невысокой проходимостью

Шоуфлор –
многослойное одноцветное виниловое напольное покрытие с тонким вспененным
основанием, усиленное слоем стекловолокна. Ровно и быстро укладывающийся пол в
сочетании с легким весом применяется в демонстрационных залах, на подиумах,
сценах с заменой декораций.


Стекловолокно обеспечивает точное сохранение размеров, без растяжек и
деформации

Быстрая
укладка и свертывание покрытия

Ложится и
лежит ровно

Вспененное
основание снижает шум и создает комфорт для ног

Легкий вес
в сочетании с травмобезопасностью

Прозрачный
защитный слой винила практически не истирается

Быстрая
уборка и удаление соединительных лент

Строение

1. Прозрачный
слой ПВХ защищающий цветную пленку

2.
Усиливающий слой стекловолокна

3. Плотное
вспененное основание

Спецификация :

Длина рулонов
20 м, 25 м

Ширина
рулонов 2 м

Толщина 1,8
мм

Вес 1,5 кг/м2

Цвета Белый, светло-серый,
серый, тёмно-серый, чёрный

Применение

Для сцен с
невысокой проходимостью: выставочных стендов, подиумов, шоу, телестудий.

7. Покрытие HARLEQUIN TEMPO /ТЕМПО для
современного танца

Темпо
идеально соответствует требованиям современного танца. Чуть толще, чем гамма
Студио, Темпо защищает танцоров от жесткости основания, сглаживает неровности
чернового пола, и имеет износостойкий поверхностный слой.

Обеспечивает
необходимую амортизацию на жестких основаниях

Благодаря
толщине сглаживает неровности основания

Строение

1. Окрашенный
защитный слой ПВХ

2.
Стекловолокно

3.
Каландрированный поддерживающий слой

4. Вспененная
основа с закрытой структурой

Спецификация :

Длина рулонов
20 м, 25 м

Ширина
рулонов 2 м

Толщина 3,7
мм

Вес 3,13
кг/м2

Цвета Чёрный, серый

8. Покрытие HARLEQUIN STANDFAST/СТЕНДФАСТ
многофункциональное для постоянной укладки

Стендфаст
разработан как многофункциональное особо износоустойчивое покрытие для
сценических площадок с высокой нагрузкой. Отлично подходит для классических,
современных, джазовых и ударных танцев (ирландский, фламенко, …), а также в
качестве постоянного сценического покрытия для драматических театров,
концертных и многофункциональных залов.

Полностью
приклеивается к основанию, швы свариваются, образуя ровную поверхность.


Нескользящая поверхность

Постоянная
укладка


Многофункциональность

Высокая
износоустойчивость

Строение

Однородный
ПВХ со специальной — нескользящей поверхностью для танцев.

Спецификация

Длина рулонов
15m

Ширина
рулонов 2m

Толщина 3mm

Вес 3,98
кг/м2

Цвета Черный, светло-серый,
серый, темно-серый Пожарные показатели — B1, согласно норм DIN 4102-1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном докладе рассмотрены наиболее часто
применяемые материалы для оформления сцены. Из этого мы можем сделать вывод,
что их в мире существует огромное количество. Чтобы сделать правильный выбор в
пользу того или иного материала, мы должны знать, какой готовый продукт мы
хотим получить в результате, свойства тех или иных материалов и их преимущества
друг перед другом.

___________________________

Пермский государственный институт искусства и культуры
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

по предмету ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СЦЕНЫ
ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПОСТАНОВОК. НАТУРАЛЬНЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ТКАНИ

Выполнила: студентка гр. РТП-31
факультета культурологии
Некрасова Мария
Проверил: преподаватель
Мягких В.А.
Пермь – 2010

ДЕКОРАЦИЯ (термин, образованный от латинского слова decorare – украшать, французский аналог дecor, испанский – decorado, немецкий – Buhnenbild, английский – set), один из способов оформления спектаклей в современном театре. Основная функция декорации в спектакле – создание образа места действия.

Исторически декорационное искусство сложилось в эпоху Ренессанса, в итальянском придворном театре (), но его элементы присутствовали еще в античных трагедиях Древней Греции. Ренессансным же предшествовали декорации площадных мистериальных представлений, которые воссоздавали канонические места действия главного сюжета христианской мифологии (рай, Назарет, храм, Иерусалим, дворец, темница, море, чистилище, ад), располагавшиеся по одной линии (по горизонтали или по кругу) и показывавшиеся зрителям одновременно все сразу. В итальянских дворцовых спектаклях 16 в. для изображения типовых мест действия трагедии, комедии и пасторали применялись «декорационные перспективы». Они располагались в глубине сценических подмостков и служили актерам живописным фоном. Эти декорации были статичны. Когда возникла необходимость показывать смены мест действия, то стали использовать сначала теларии (трехгранные, а иногда и пятигранные, призмы. Эти конструкции были известны еще в античном театре), которые, поворачиваясь, могли показать три, пять или более разных декорационных картин. Затем были изобретены кулисные механизмы (см . КУЛИСЫ), позволившие многократно увеличить количество сменявшихся мест действия. Следующим шагом было появление кулисно-арочной декорации. Она позволяла создавать в пространстве сцены-коробки впечатление глубины изображаемого художником природного ландшафта, архитектурного пейзажа или интерьера. С конца 18 в. для воссоздания интерьерной среды используется т.н. павильонная декорация (три нарисованные на холщевых рамах стены, прорезанные дверными и оконными проемами и дополненные потолком), а в романтическом театре 19 в. – живописно-объемная декорация, складывавшаяся из элементов оформления нарисованных и трехмерных и таким способом передававшая большее впечатление реальности создаваемой на сцене картины места действия. Наконец, в 20 в., благодаря новой технике, появилась возможность изображать декорации виртуально – с помощью проекции, а затем и лазера. С другой стороны, сценографы все более используют для создания ощущения максимальной реальности сценической среды подлинные вещи (предметы мебели, орудия труда, разные бытовые аксессуары и пр.) и натуральные фактуры (древесина, земля, песок, вода, железо, и т.д.).

Каким бы способом декорация не создавалась, она всегда остается образом иллюзорным. Всякие попытки преодолеть эту иллюзорность приводили к отказу от декорации вообще и к постановке спектаклей или в окружающей реальной среде, или в пространстве пустой сцены, дизайнерски приспособленной для театральной игры. И хотя такого рода места действия известны намного раньше, чем декорация, они вызывают повышенный интерес современных мастеров. Тем не менее декорация и в настоящий период продолжает оставаться необходимой театру, дает художнику возможность решать сложные творческие задачи и нравиться зрителям, потому что открывает перед ними образ реальной среды жизни героев пьесы или погружает в мир фантазии, воображения, красоты.

Виктор Березкин

Слово «декорация» чаще всего употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте.

Главные составные части каждой театральной декорации -- завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат поддуги -- куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли -- различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т.д.

Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать сверх подготовки, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий приём письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя.

Сочинив эскизный рисунок декорций, декоратор изготавливает для неё макет, то есть миниатюрное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей декораций. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает её, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.

декорация спектакль эскиз драматургия


Сценические представления обставлялись декорациями ещё у древних греков. Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460--420 гг. до Р. Х. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам.

Из итальянских декораторов в XVIII столетии особенно прославился Джованни Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в выказал замечательное дарование театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами пользовались громкой известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, Карл Гропиус, итальянцы Квальо и И. Гофман. В России потребностям императорских театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы-итальянцы -- Перезинотти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование Николая I, немецкие художники Андреас Роллер, К. Вагнер и др.; только во второй половине XIX века декорационная живопись вступила в России на путь самостоятельности благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при Академии художеств особого класса для изучения этой отрасли искусства.

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) -- вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, т. е. созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства -- декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров -- составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля -- декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй ит. д. обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.


Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX--XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.).

Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).


Литература

Э. Змойро. Макет декорации к спектаклю Центрального детского театра «Коньки» по пьесе С. В. Михалкова. 1976.

ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) - вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, то есть созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства - декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров - составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля - декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй и т. д.) обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).

Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.

А. Н. Бенуа. Эскиз декорации

1953. Бумага, гуашь, акварель, карандаш.

А. Н. Бенуа. Эскиз декорации
к балету П. И. Чайковского "Спящая красавица".
1953. Бумага, гуашь, акварель, карандаш.

Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).

При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.


А. М. Васнецов. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова

1906.

А. М. Васнецов. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
1906.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX-XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.). Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).

Художники участвуют также в создании кинофильмов, телеспектаклей, эстрадных и цирковых представлений. Зрелищные искусства воспринимаются миллионами зрителей, и потому роль художника здесь очень ответственна.