Декорации в театре. Сценическое оформление хореографической постановки. Особенности сценического костюма Виды театральных декораций

1. Типы декораций по конструктивным качествам

Художественный образ в сценографии, как говорилось в предыдущей главе, состоит из очень многих составляющих, здесь мы рассмотрим конструктивные составляющие сценографического образа. Исторически сложилась целая типология декоративных решений театральных конструкций. Конструкция – это та внутренняя основа, скелет, на которой держится выразительная часть оформления. Конечно, у конструктивной части тоже есть своя выразительность, но это качество не является определяющим. Типология по конструктивным качествам театральных декораций рассматривает ее как несущий элемент, а не как выразительный. Но без него нельзя обеспечить выразительность. Прежде всего, декорации делятся на две большие группы по характеру материалов, из которых они выполняются.

Первая группа – мягкие декорации . Они представляют собой оформление сцены, выполненное из материалов, не имеющих собственной внутренней конструктивной основы, поэтому они подвешиваются. Эти декорации выполняются из различных тканей, тонких пластиков, сеток, веревок, цепей всего того, что само стоять не может, и должно к чему-нибудь крепиться. Мягкие декорации имеют свои разновидности.

Кулисные декорации могут быть разъемные и подъемно-арочные. Разъемные кулисные декорации состоят из трех деталей по каждому плану (две кулисы и одна падуга). Глубина сцены заканчивается задником – большим полотнищем, повешенным параллельно рампе, или горизонтом повешенным полукругом или в форме трапеции (в плане). Кулисные декорации развешиваются строго симметрично.

В театральных спектаклях барочного, классицистического, романтического и реалистического театра они расписывались, выполнялись из самых разных тканей. Роспись чаще всего изображала различные архитектурные пространства. Для того чтобы у зрителя было впечатление, что внутренность имеет вертикальные стены и горизонтальные потолки, живопись по каждому плану обязательно освещалась, так, чтобы «убивать» тени от предыдущих кулис и падуг. Эта работа света помогала создавать иллюзии парадных дворцовых интерьеров. Подъемно-арочные декорации представляют собой повешенные по каждому плану полотнища в форме скобы, которые также сопровождаются задником или горизонтом. Подъемно-арочные декорации расписываются и изображают арочную архитектуру. Они так же, по каждому плану освещаются, чтобы нивелировать тени и создавать иллюзию тяжелых архитектурных сооружений.

Сады, парки, леса изображаются на сцене при помощи сетки, которая выкраивается в форме, напоминающей букву «Г». Две встречные кулисы такой формы декорируются аппликацией, изображающей деревья и кусты с густой листвой, выполненной из разных по прозрачности материалов. Такие кулисы вывешиваются очень часто (через 20 см), и при правильном освещении создают впечатление ярко освещенной полянки в лесу сквозь листву, которой, просвечивает солнце. Эти декорации дополняются бутафорскими кустами, пеньками, мостками и половиком, декорированным под траву. Задник или горизонт изображают глубину леса, уходящую дорогу, берег реки… Кулисные декорации возникли еще в эпоху Возрождения и совершенствуются до сих пор.


Оформление в сукнах . Этот тип декораций сравнительно молод, возник в конце XIX начале XX века. Это было время, когда в театре ставили много мистических историй, сказочных сюжетов, где персонажу было необходимо неожиданно и быстро «возникать» или «исчезать». Здесь ткани (а в это время очень широко использовались сукна), развешиваются совершенно произвольно в пространстве сцены. Симметрия не обязательна. Ткани могут изображать и интерьеры, и пейзажи, и различные сказочные реальности. Такая развеска декораций помогает внезапно возникать и исчезать между складок. Кроме того, обилие складок на сцене делали ее более парадной, нарядной, декоративной, что для стилистики модерна, который превалировал в это время, было необходимо.

Жесткие декорации известныс древнейших времен, некоторые из них существовали в античном театре. Они отличаются способностью нести вес актера, реквизита, бутафории. Для этого они обладают необходимой прочностью, устойчивостью, не требуют дополнительных поддерживающих устройств, способны сами надежно стоять на сцене.

Кулисные декорации устанавливают так же, как и мягкие кулисы, симметрично и по планам. Они представляют собой ширмы, которые могут быть, как простые прямоугольные, так и сложные по форме, изображающие детали архитектуры, кусты и прочее. Ширмы могут быть в виде треугольных призм, вращающихся вокруг своей оси. Каждая грань такой призмы несет на себе особое изображение. Вращение этих призм позволяет менять картину на сцене. В некоторых спектаклях ширмы заменялись кулисными машинами, которые представляют собой подрамники, пропущенные сквозь планшет сцены через специальные щели, и в трюме двигались по собственной металлической дороге. Такие кулисные машины позволяли сделать декорацию высотой до пяти метров и выдерживать вес актера. Движение кулисных машин значительно обогащает образ спектакля.

Павильон. Этот тип декораций появился для обслуживания реалистического театра. После поднятия занавеса зритель видел обыкновенную комнату с мебелью, люстрой, окнами, дверями, картинами, зеркалами. Стены этой комнаты представляют собой систему подрамников, обтянутых тканью, расписанной под обои или обклеенную обоями. В некоторые из подрамников монтируются оконные или дверные проемы с подвешенными окнами и дверями. Чтобы подрамники не падали, с задней их стороны к ним прикрепляются откосы в форме прямоугольных треугольников, которые обеспечивают вертикальность «стены» павильона. Обычно сцены павильона устанавливаются в форме трапеции (в плане) из трех составляющих. Четвертая стена зеркало сцены. Но бывают павильоны, составленные из двух стен и потолка. Стены устанавливаются тупым углом (в плане) и создают не очень глубокое игровое пространство. «Потолок» павильона так же может представлять собой систему подрамников, но во многих случаях, это просто ткань, которая закрепляется на штанкете, расположенным за арлекином, и набрасывается сверху на «стены». Затем она натягивается и закрепляется за «ручники» на задней части подрамников «стен».

Установка (конструкция) – самый молодой и самый распространенный, на сегодняшний день, тип декораций. Он сформировался в 20-е годы ХХ века, первый законченный вариант установки был представлен в спектакле «Великодушный рогоносец» Вс. Мейерхольда в 1922 г. (художник Л. Попова).

Установка (другое название конструкции), представляет собой жесткое сооружение на сцене из любого достаточно легкого и жесткого материала. Установка не убирается в течение всего представления. Ее черты:

а) несколько уровней по высоте, что необходимо, во-первых, для обогащения пластики актеров, во-вторых, для более пропорционального решения высоты зеркала сцены, в-третьих, для усиления выразительности сценографического образа;

б) символический характер внешнего вида, выражающий идею комедии. В постановке «Великодушного рогоносца» установка изображает «раздетый» механизм мельницы, уложенной на бок, который иронически символизирует «анатомию» буржуазной любви;

в) установка – это действующая декорация, которая претендует стать персонажем. В приведенном примере маленькое желтое колеса установки начинает вращаться в завязке, развитие действия приводит к вращению большого красного колеса, а вращение самого большого мельничного маховика начинается в момент кульминации. Этот вращающийся фон «ведет» эмоции зрителя.

Установку не надо путать с макетом. Макет представляет собой имитацию предмета (крыльцо, пригорок) он тоже может быть с несколькими уровнями, способен нести большие нагрузки. Бывают даже действующие макеты имитирующие действие того предмета, который они изображают. Но макет никогда не несет символа.

Проекционные декорации появились вместе с открытием электричества и используются в театре с начала ХХ века. Проекционная декорация дешева, мобильна, легко может возникнуть, исчезнуть, смениться другой картиной. Проекционная декорация хороша для мистических спектаклей, спектаклей сказок. Проекционная декорация представляет собой проекцию изображения пейзажа, интерьера, какого либо предмета, необходимого по действию. В реалистических спектаклях она может заменить рискованные работы актеров, например опасные для жизни полеты, падения представляют собой движущееся проекционное изображение. Этот тип декораций широко используется в сочетании с другими типами. Например, она заменяет часть интерьера на сцене, или часть пейзажа. Проекционная декорация требует очень четкой технической организации. Направление проекционного луча и работа света на сцене должны быть особенно отрегулированы, чтобы не было засвечивания изображения, не нужных рефлексов и теней. Этот тип декорации не допускает большого количества света на сцене. В последние десятилетия получило распространение использование сразу нескольких проекций в художественном оформлении, как театральных спектаклей, так и концертов самых разных масштабов. В начале XXI века появились голографические проекционные декорации. Они показывают вполне убедительно иллюзию объема предмета. Это изображение может быть движущимся. У этого типа декораций большое будущее.

Объемные декорации. Этим термином на сцене называют одновременное использование любых мягких и объемных жестких декораций.

2. Опишите оптическое и психофизическое действие оранжевого и голубого цветов

Слово «декорация» чаще всего употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте.

Главные составные части каждой театральной декорации -- завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат поддуги -- куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли -- различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т.д.

Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать сверх подготовки, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий приём письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя.

Сочинив эскизный рисунок декорций, декоратор изготавливает для неё макет, то есть миниатюрное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей декораций. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает её, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.

декорация спектакль эскиз драматургия


Сценические представления обставлялись декорациями ещё у древних греков. Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460--420 гг. до Р. Х. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам.

Из итальянских декораторов в XVIII столетии особенно прославился Джованни Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в выказал замечательное дарование театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами пользовались громкой известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, Карл Гропиус, итальянцы Квальо и И. Гофман. В России потребностям императорских театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы-итальянцы -- Перезинотти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование Николая I, немецкие художники Андреас Роллер, К. Вагнер и др.; только во второй половине XIX века декорационная живопись вступила в России на путь самостоятельности благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при Академии художеств особого класса для изучения этой отрасли искусства.

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) -- вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, т. е. созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства -- декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров -- составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля -- декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй ит. д. обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.


Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX--XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.).

Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).


Литература

Э. Змойро. Макет декорации к спектаклю Центрального детского театра «Коньки» по пьесе С. В. Михалкова. 1976.

Каждый человек хотя бы раз посещал театр. Такие мероприятия наполняют эмоциями, дарят душевное удовлетворение. Наверняка каждый знает, что такое декорации, но мало кто может себе представить, как бы выглядели театральные выступления без них. А ведь данный элемент является обязательным для создания нужного эффекта.

Что такое декорации

Каждый спектакль требует длительной подготовки. Декорации в театре могут быть разными, например:

  • небольшими фрагментами, которые создают нужную атмосферу;
  • масштабными композициями, дарящими ощущение реальности происходящего на сцене;
  • световыми эффектами, создаваемыми с помощью прожекторов и подобного оборудования.

В любом случае понять, что такое декорации, не сложно. Продуманные композиции могут состоять из разных деталей и элементов, что в целом дарит возможность создать ту картину, которая нужна для полноценного восприятия действа, передаваемого актерами.

Зачем украшать сцену

Зная, что такое декорации, можно понять, насколько они необходимы в любом представлении. Без определенного реквизита картина будет неполной. Да и актерам легче передать эмоции, когда на сцене создана необходимая атмосфера. Что такое декорации в театре, знает даже ребенок, тем не менее стоит детально рассмотреть вопрос о том, для какой цели и зачем их придумали.

Конечно, профессионально выступающие актеры и без дополнительных композиций на сцене могут передать нужные эмоции зрителям. Но декорации в театре помогут:

  • в полной мере погрузить зрителя в сюжет;
  • дать возможность актерам целиком и полностью передать суть постановки;
  • создать настроение представлению и открыть горизонты творчества для тех, кто занимается оформлением сцены для выступлений.

Узнав, что такое декорации, человек при визитах в театр будет обращать на них больше внимания. А также поймет, насколько важно декорирование сцены. Ведь всем нам хочется, чтобы актеры максимально раскрыли свои таланты и воодушевили тех, кто пришел лицезреть их выступление.

Работа над декорацией начинается с составления эскиза. Вначале готовятся общие эскизы основных сцен, где художник-сценограф определяет внешний облик спектакля. Затем прорабатывается последовательность отдельных картин. Наконец, на основании общего эскиза художник строит объемный макет оформления сцены, а также разрабатывает эскизы отдельных частей оформления - задника, объемной части, кулисных декораций. На макете отрабатывается расстановка отдельных элементов и их будущие размеры и объемные соотношения.

Обычно над макетом художник работает вместе с режиссером спектакля. Только после того, как определится режиссерский образ постановки, начинается проработка отдельных частей декорации. Одновременно с макетом идет проработка эскиза задника и кулисных полотен. Изготовляются масштабные копии с точным соблюдением всех соотношений.

На их основе в декорационном цехе изготовляют реальные декорации. Вначале строятся объемные конструкции и задник. Как правило, художник устраивает несколько просмотров, части декораций монтируются на сцене, чтобы проверить объемные соотношения и выбор размеров. В результате предварительных монтировок вносятся изменения. Иногда приходится укрупнять рисунок задника или вводить на нем определенные цветовые детали.

Когда завершается процесс создания основных объемных деталей, начинается оформление сцены. По эскизам художника-декоратора изготавливаются ковры, гардины, люстры, предметы мебели. На данном этапе сценограф работает с художником по костюмам. Во время предварительных монтировок проверяется соотношение цветового решения всех элементов оформления, на заключительном этапе подготовки в работе начинает участвовать и художник по свету.

Он расставляет стационарный и передвижной свет, высвечивая одни элементы декорации и притеняя другие.

Театральная постановка создаётся из огромного количества важных элементов, среди которых не только пьеса и актёрская игра артистов. Не менее важны для успеха спектакля и декорации, основная роль которых – создание пространства для происходящего на сцене действия. Театральные декорации – незаменимый атрибут любой постановки, который придаёт ей особый шарм.

Какую роль играют театральные декорации в театрально-декорационном искусстве

Театрально-декорационное искусство , иначе называемое сценографией, является одним из специфических видов изобразительного творчества. Его главное назначение – визуализация той среды, в которой происходят события в спектакле, и внешнего вида действующих лиц. Для этой цели создаются театральные декорации и костюмы героев. Не менее важны и такие оформительские элементы, как правильное освещение и реквизит. Все эти средства объединяются в единое целое, передавая характер действия и замысел всего спектакля. Можно сказать, что создание театральных декораций имеет такую же древнюю историю, как и сам театр. Художественное оформление очень быстро стало постоянным атрибутом театральных представлений, и сейчас мы практически не можем представить себе спектакль на пустой сцене.

Декорация должна создать образ того места и времени, к которым относится действие в спектакле. Композиция театральных декораций, их цветовое решение и другие характеристики зависят от многих факторов. Помимо содержания к ним относятся скорость смены места действия, особенности восприятия предметов на сцене с точки зрителей, возможности и особенности освещения и многое другое.

Прежде чем пространство сцены будет оформлено, необходимо создать эскизы театральных декораций. Именно на этом этапе прорабатываются все детали будущих декораций с целью достижения наибольшей выразительности и целостности. Что касается мастеров сценографии, их эскизы рассматриваются не только как база для оформления сцены, но и как самостоятельное художественное произведение, отличающееся авторским стилем и своеобразием.

Театральная декорация состоит из множества частей. Это и обрамляющие элементы, и занавес, и объекты, находящиеся на сцене, а также кулисы, фон и т.д. Театральные декорации создаются несколькими способами, в частности с помощью изображений и объёмных деталей. В русском реализме живописные элементы являются преобладающими. Очень важно, чтобы плоскостные элементы и объёмные объекты вместе создавали целостную и живую картину места действия. Помимо основных, традиционных способов изображения среды, появляются новые и современные. Среди них – проекции, ширмы, драпировки и многое другое. Впрочем, современные способы оформления сцены не вытеснили живопись, которая так или иначе присутствует практически в любых декорациях. Разнообразие форм создания реальности лишь позволяет специалистам выбрать наиболее подходящие согласно содержанию и стилю спектакля.

Не менее важны и костюмы, благодаря которым создаются образы действующих лиц. Возможности костюма очень широки: он может рассказать о социальной принадлежности героя, его национальности, профессии и некоторых чертах характера. По стилевому и цветовому оформлению костюмы должны перекликаться с театральными декорациями. В балетных постановках они подчиняются также практической задаче, должны быть удобными и подходящими для танцевальных движений.

Основные виды театральных декораций

Выделяют два вида декораций для театральных постановок: жесткие и мягкие.

Жесткие декорации также делятся на огромное количество разновидностей. В первую очередь, они бывают объёмными, полуобъёмными и плоскими. Также выделяют обыгрываемые декорации, с которыми актёры взаимодействуют во время спектакля (предметы мебели, лестницы, деревья и т.д.), и не обыгрываемые, которые лишь служат фоном.

Театральные декорации этого типа изготавливают в основном из древесины хвойных пород. Этот материал отличается достаточно низкой ценой, а также широкими возможностями в плане обработки для создания тех или иных предметов (окраска, оклейка и т.д.). Также при необходимости используются металлические конструкции. Например, широко применяются стальные и дюралюминиевые трубы. Они позволяют создавать контуры сложных рисунков (как плоскостные, так и объёмные), лестницы и декорационные станки. В этом случае использование металла является практически единственной возможностью создания декорации. Помимо прочего, металлические объекты отличаются меньшим весом.

Мягкие декорации делят на живописные, аппликационные, драпированные и гладкие.

Разнообразие используемых материалов очень широко: применяют практически все виды тканей. Театральные декорации делают из холста, бархата и тюля. Активно применяются также синтетические и нетканые материалы.

Основные приёмы и правила, согласно которым создаются театральные декорации, были разработаны ещё на заре этого искусства. В наши дни до сих пор основой большинства жёстких декораций является декорационная рама, придуманная более века назад. С её помощью создаётся огромное количество оформительских элементов, в частности стены и потолки. Мало изменились также и принципы пошивки задников и кулис.

Способов создания театральных декораций существует множество, и дать описание каждому из них не представляется возможным. Поиск всё новых приёмов оформления сцены не прекращается и по сей день. Хотя, безусловно, все нововведения базируются на тех принципах и схемах, которые были разработаны и введены в практику многолетней историей театра.

Какие бывают театральные декорации в зависимости от содержания

  1. Повествовательные

Такие театральные декорации подразумевают создание художником реального пространства для действий героев. Благодаря ему сцена становятся тем местом, где живут и действуют персонажи спектакля.

  1. Метафорические

Этот вид декораций не включает конкретных предметов мебели или окружающего героев пространства, однако помогает передать дух и характер постановки. К этой цели стремится специалист, создавая пластические метафоры. Существуют разные способы создания метафорических декораций и возможности для их взаимодействия с персонажами.

  1. Живописные

Под этим названием подразумевается не визуальная характеристика театральных декораций, а то, что основным способом их создания выступает именно живопись. В большинстве своём это будут плоскостные декорации, на которые художник наносит разные изображения. Во-первых, это может быть попытка изобразить реальное пространство (пейзаж или интерьер) без использования трёхмерных элементов. Во-вторых, это может быть какой-то условный фон, так или иначе подходящий под смысл и идею спектакля. Изобразительное искусство может помочь минимальными средствами, но при этом максимально точно передать дух происходящего на сцене с помощью фоновых изображений.

  1. Конструктивистские

Некоторым современным спектаклям очень подойдут театральные декорации конструктивистского типа. Они не изображают пространство действия в традиционном понимании, а лишь предоставляют для актёров некую конструкцию. Например, это могут быть несколько площадок разной высоты, между которыми персонажи будут перемещаться с помощью лестниц.

  1. Архитектурно-пространственные

В таких декорациях важнейшим элементом является пространство сцены. Конструкция, устанавливаемая на сцене, относится к нему как к нейтральному фону. При этом действие сосредотачивается на самой конструкции, которая при этом максимально использует глубину сцены.

  1. Динамические

Во многом динамические театральные декорации похожи на архитектурно-пространственные, поскольку в обоих случаях основой является движение. Однако выделяют отдельный вид оформления пространства сцены, называемый динамическим, на основании такого критерия как функция движения. В предыдущем виде декораций движение призвано развернуть перед зрителем единую установку, а в данном виде подразумевается, что движение является центральным средством выразительности, на котором основывается весь спектакль.

  1. Световые

Вообще, свет преображает любые театральные декорации, поэтому владение этим инструментом в сценографии очень важно. Однако профессионалы понимают, что свет может выступать не только вспомогательным средством, помогающим правильно подать дизайн сцены. В некоторых случаях он может играть одну из ведущих ролей наравне с другими способами оформления. Так можно говорить о «декорациях», средствами создания которых служит световое оборудование.

  1. Проекционные

В современных театрах используются театральные декорации, создаваемые с помощью специального оборудования. В этом случае на первый план выходит не мастерство художника и архитектора, а качество проекционной аппаратуры и экрана. Их преимуществом является возможность полностью заменить собой объёмную декорацию.

  1. Игровые

Этот вид театральных декораций возник очень давно, когда театр как вид искусства переживал стадию становления. Героями того времени были бродячие актёры, которые показывали свои спектакли на разных городских площадках. Естественно, они не могли создать полноценное и цельное оформление сцены. Основой декораций были предметы, являющиеся частью сюжетного действия. Актёры сами приносили их на сцену, меняли, импровизировали с предметами и т.д.

  1. Внерамповые

Это своеобразный подвид игровой декорации, предназначенный для внерамповых спектаклей. Подразумевается, что сценическое пространство находится в зрительном зале. В чистом виде эта форма декораций применяется не часто. Различные виды сценического оформления пересекаются между собой и взаимодействуют, каждый раз создавая нечто оригинальное, поэтому первичные свойства различных средств бывает трудно проанализировать. Однако стоит выделять различные формы театральных декораций, чтобы показать разнообразие приёмов оформления сцены.