Open Library - открытая библиотека учебной информации. Внеклассное занятие на тему: "Национальная принадлежность" Национальная принадлежность как социальная характеристика

Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного населœения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юридическое значение, и всœе граждане именуются общим словом («американец», «француз», «немец»). Но в России принадлежность к определœенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруднялись определить свою национальность, так как родились в смешанном браке.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определœению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. По этой причине трудно предположить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всœегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а в новом паспорте гражданина РФ соответствующей графы вообще нет.

При этом следует учитывать, что в силу действия в ряде зарубежных стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законодательства принадлежность к определœенной национальности (немцы, евреи, украинцы) открывает возможность беспрепятственной эмиграции в эти страны. Вместе с тем, принадлежность к конкретному народу всœе же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.

Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов Федерации в ряде регионов с компактным национальным составом данный вопрос вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует рассматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать свои государственные языки и права всœех народов на сохранение родного языка).

В Российской Федерации эти конституционные нормы реализуются через Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» (в редакции от 11 декабря 2002 ᴦ.). Российская Федерация гарантирует всœем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всœестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использование языка общения. Каждому гарантируется право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Указанный Закон установил, что алфавиты государственного языка и языков республик строятся на графической основе кириллицы; это положение было поддержано Конституционным Судом РФ в постановлении от 16 ноября 2004 ᴦ.

В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в судопроизводстве. Защите национальных интересов граждан РФ в делœе развития культуры, языка и т. д. способствует Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (в редакции от 30 ноября 2005 ᴦ.).

Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юридическое значение и все граждане именуются общим словом («американец», «француз», «немец»). Но в России принадлежность к определенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруднялись определить свою национальность, так как родились в смешанном браке.

Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. Поэтому трудно предположить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а в паспорте гражданина РФ соответствующей графы теперь вообще нет.

Однако следует учитывать, что в силу действия в ряде зарубежных стран (ФРГ, Израиль) иммиграционного законодательства принадлежность к определенной национальности (немцы, евреи) открывает возможность беспрепятственной эмиграции в эти страны. Кроме того, принадлежность к конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических корней.

Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов РФ в ряде регионов с компактным национальным составом этот вопрос вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует рассматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка).

В Российской Федерации эти конституционные нормы реализуются через Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» (в редакции от 12 марта 2014 г.). Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использование языка общения. Каждому гарантируется право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Указанный Закон установил, что алфавиты государственного языка и языков республик строятся на графической основе кириллицы; это положение было поддержано Конституционным Судом РФ в постановлении от 16 ноября 2004 г.

В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федерации о языках народов России. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам РФ предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в судопроизводстве.

Защите национальных интересов граждан РФ в деле развития культуры, языка и т. д. способствует Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (в редакции от 4 ноября 2014 г.). В реализации прав национально-культурных автономий им оказывается финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления.

Национальная принадлежность

Статья 26 Конституции РФ регламентирует права человека, связанные с принадлежностью к определенной этнической группе - с национальностью.

Для того чтобы уяснить предписания части первой, необходимо обратиться к предшествующей практике. В течение длительного времени графа «национальность» содержалась во всех анкетах, которые заполняли в обязательном порядке граждане России (при приеме на работу, выезде за границу, при вступлении в общественное объединение и т.д.). Эта графа сохранена и в настоящее время в общегражданских паспортах, действующих на территории страны.

На законодательном уровне в Российской Федерации признано существование народов, в отношении которых в годы сталинского террора но признакам национальной или иной принадлежности государство осуществляло политику геноцида, сопровождающуюся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселений (статья 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов»).

В соответствии с подзаконными актами, действовавшими в Российской Федерации и пока еще официально не отмененными, национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, зафиксированной в удостоверениях личности. Только в том случае, если родители принадлежали к различным национальностям, человек мог самостоятельно определить, какую из этих национальностей он предпочитает указать в собственном общегражданском паспорте.

В новой Конституции сформулирован иной подход к данной проблеме. Указание собственной национальности - это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности осуществляется на основании самоидентификации, т.е. с учетом субъективного фактора, самоопределения человека в решении этого вопроса. Принадлежность лица к определенной национальности не может служить основанием для ограничения его прав (см. комментарий к статье 19). В частности, это не может служить основанием для ограничения участия или неучастия тех или иных лиц в общественных объединениях граждан, относящих себя к определенной этнической общности, зарегистрированных в качестве национально-культурной автономии (часть третья статьи 4 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии»).

Обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан является одной из задач национальной политики России (см. раздел III Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г.). Так, в Уголовном кодексе РФ в качестве состава преступления рассматривается нарушение равноправия граждан в зависимости от национальности (статья 136).

Язык как средство межличностного общения играет особую роль. Язык - это важнейший элемент культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

В части второй комментируемой статьи используется группа понятий, характеризующих различные элементы статуса языка. В настоящее время такие понятия не получили законодательного толкования, однако их определение имеет существенное значение для усвоения содержания данного конституционного положения.

Под родным языком обычно понимается язык родителей или лиц, их заменяющих, тот язык, на котором ребенок произносит первые в жизни слова. Как правило, родной язык - язык той этнической группы, к которой принадлежит данный человек. Однако в определенных случаях это может быть и язык иной этнической группы (например, если ребенок усыновлен в младенчестве родителями другой национальности).

Понятие «язык общения» достаточно широкое, включающее в себя те средства общения, которые данный человек использует в межличностных контактах как на бытовом, так и на официальном уровне. Языком общения может быть родной язык, государственный язык, язык иной этнической группы.

Под языком воспитания понимается тот, который используется при формировании навыков поведения ребенка в семье, в воспитательных и образовательных учреждениях.

Языком обучения считается тот, па котором ведется преподавание в образовательных учреждениях.

Право выбора воспитательно-образовательного учреждения с тем пли иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим (часть третья статьи 9 Закона РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР»), однако этот выбор обусловлен теми возможностями, которые предоставляет система образования (пункт 2 статьи 6 Закона «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»).

В сфере образования граждане Российской Федерации могут реализовать свои права, связанные с национальной принадлежностью, в рамках национально-культурной автономии. В целях обеспечения права па получение основного общего образования па родном языке. на выбор языка воспитания и обучения общественные объединения граждан, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать негосударственные (общественные) дошкольные и образовательные учреждения с обучением на родном языке, разрабатывать для них учебные программы и издавать необходимую учебную литературу, вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о создании государственных, муниципальных образовательных учреждений с обучением на родном языке и углубленным изучением родного языка, истории и культуры (статья 11 Федерального закона «О национально-культурной автономии»). Вопрос о реализации предоставленных прав свободно решают сами лица, принадлежащие к определенной этнической общности. Органы исполнительной власти и местного самоуправления с учетом конкретных условии региона лишь создают возможности для сохранения культурно-национального своеобразия.

Под языком творчества понимается тот, который применяется для создания произведений культуры и науки, а также для их интерпретации. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре (статья 10), каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, причем реализация права человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на любительской, так и на профессиональной основе.

С точки зрения юридической техники положения части второй комментируемой статьи сформулированы недостаточно четко. Реализация закрепленных на конституционном уровне прав зависит не только от желаний конкретного человека, но и от объективных условий и возможностей, предоставляемых государством в данной сфере. Так, для получения образования на родном языке необходимо, чтобы существовали соответствующие образовательные учреждения, где преподавание ведется на этом языке специалистами - носителями языка и имеются все необходимые учебно-методические материалы для обучения. Использование родного языка в качестве средства общения зависит от того, есть ли другие представители данной этнической группы, владеющие этим языком, в той местности, где проживает данный человек.

  • Что такое национальная принадлежность?
  • Какие народы живут в России?
  • Как складываются отношения между людьми разных национальностей в России и в мире?

Что такое национальная принадлежность

Если вас неожиданно спросить: «Кто вы?» - что вы ответите? Проведя небольшой опрос, убеждаемся, что первый пришедший в голову ответ будет звучать так: «Я - человек, мальчик (девочка), москвич (уфимец и т.д.), школьник...» Ответ «Я - русский (татарин, калмык и т.д.)» может оказаться на одном из последних мест.

Значит, национальная принадлежность не играет в жизни человека большой роли?

Не будем спешить с ответом. Часто оказывается, что то, о чём человек вспоминает в последнюю очередь, является для него самым главным.

Как нужно строить отношения с людьми других национальностей, чтобы все чувствовали себя комфортно?

В реальной жизни национальная принадлежность имеет большое значение.

По национальному признаку создаются государства. Французы построили французское государство. Это понятно - их сейчас более 60 млн человек. Но даже маленькая Латвия, где латышей не больше 1,5 млн человек, имеет своё государство. Как правило, в одном государстве живут представители разных национальностей.

Россия - одно из самых многонациональных государств в мире. Большинство населения составляют русские. В нашей стране проживает свыше 180 национальностей. Среди них есть народы численностью более 1 млн, например татары (свыше 5 млн), чуваши, башкиры. А также народы, насчитывающие всего несколько сот человек, например орочи (проживают в Хабаровском крае), энцы (коренное население полуострова Таймыр) и др.

Согласно основному закону нашей страны - Конституции Российской Федерации - каждый гражданин сам вправе определять свою национальную принадлежность. В зависимости от того, кто его родители, кем и где он воспитывался, какой язык является родным, какие культурные нормы, традиции и ценности усваивал в процессе социализации.

Национальная принадлежность и положение человека в обществе

Давайте обратимся к историческому прошлому: в мире складывались ситуации, когда одна нация, в силу исторических условий, господствовала над другой. Тогда представители первой нации автоматически занимали более высокое общественное положение, чем представители второй. Так, например, англичане, французы, немцы и голландцы завоевали в XVII-XIX веках Африку и Юго-Восточную Азию. Они основали там свои колонии - зависимые территории (например, Алжир был колонией Франции), где стали высокопоставленными чиновниками, купцами и промышленниками, а представители коренных национальностей прислуживали им и влачили жалкое существование.

Во второй половине XX века колонии стали независимыми государствами, местное население выгнало иностранцев, заняв в своей стране высшие должности. Социальное положение отдельных представителей африканских и других народностей изменилось к лучшему.

Но в современной жизни всё складывается по-другому. Социологические исследования показывают, что в повседневном общении, на работе и в быту люди разных национальностей относятся друг к другу доверительно и терпимо, с уважением к национальной культуре, обычаям и традициям.

    Обратимся к закону

    Конституция Российской Федерации

    2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения... Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Как вы думаете, почему «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения...» является лучшим способом обеспечить мирное сосуществование народов нашей страны?

Мирное сосуществование разных наций всегда являлось главным фактором в государственном развитии России.

В чём проявляются национальные различия

За каждым народом скрыта долгая, очень трудная, но богатая событиями история, поэтому разные народы - это разные традиции, обычаи, нормы и ценности. Всё это составляет культуру народа. Поэтому национальные различия проявляются прежде всего в культурных различиях.

Европейцы, американцы и другие народы во время еды пользуются ножом, вилкой, а сидят на стульях и за столом, когда они ложатся спать, то кладут голову на подушку. Японец за едой приседает на корточки, а у других восточных народов принято сидеть на ковре. Ест японец с помощью двух палочек, а малаец, укладываясь спать, подставляет под шею деревянную скамеечку. Южноамериканский индеец вообще спит в гамаке. Привычный образ жизни становится традицией, а из традиций и обычаев складывается культура народа, её своеобразие.

Обычай гостеприимства получил широкое распространение у всех народов Северного Кавказа. Самую лучшую пищу, самую лучшую постель в доме всегда предоставляли гостю. Гостем считался любой прохожий, приезжий. Его встречали радушно, если даже он пришёл глубокой ночью. Все члены семьи - от мала до велика - во время пребывания гостя оказывали ему всяческое внимание.

Культурные различия отражают условия жизни разных народов, рассказывают об их исторических традициях и характере. От этого мир становится разнообразнее, а народы - интереснее. Национальные различия нужно учиться уважать.

Нации должны общаться друг с другом

Разнообразие мира породило многочисленные путешествия, а в наши времена - целую отрасль - туризм. Люди платят немалые деньги для того, чтобы познакомиться с обычаями и традициями других народов, с их историческими памятниками.

    Советуем запомнить!
    Познавательный туризм - туристические поездки, путешествия, экскурсии, походы с целью посещения различных местностей для ознакомления с памятниками природы, истории и культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремёслами и промыслами, достижениями науки, культуры, промышленности и т.д.

Чем больше развит туризм, тем полнее становится понимание народами друг друга, тем сильнее выражено стремление к миру и добрососедским отношениям. Нации общаются друг с другом, а не воюют. Они обмениваются товарами, услугами и культурными ценностями, а не сосредотачивают на границах огромные армии.

Попробуйте догадаться, с жизнью каких народов познакомились авторы этих фотографий. Свой ответ обоснуйте.

Туристы - это гости в другой стране. Они увозят наилучшие впечатления о своём визите, а вернувшись, хвалят обычаи и гостеприимство другого народа, способствуя тем самым укреплению с ним мирных отношений.

Некоторые народы, особенно лишённые богатых недр и развитой промышленности, целиком живут за счёт туризма.

Таким образом, туристы - это в буквальном смысле слова послы мира. И приобщаться к этому виду культурного обмена надо с детства, чтобы с ранних лет формировать уважительное отношение к национальным различиям.

Знакомство с культурным своеобразием разных народов происходит и благодаря миграции.

На протяжении истории народы, сформировавшись на одной территории, часто перемещались в другие части света, вступая в контакт с одним или несколькими народами.

Люди мигрируют из одной страны в другую, спасаясь от войны и стихийных бедствий, едут получать образование, которого нельзя получить на Родине, уезжают в поисках возможности заработать.

Истории известны мирные и немирные формы сосуществования народов, например, когда древние империи завоёвывали соседние страны.

Но, чтобы не было национальных конфликтов, к представителям других народов нужно относиться с уважением, а значит, толерантно.

Каждый из вас может внести вклад в дело становления дружбы народов. Что нужно для этого делать? Научиться уважать традиции и обычаи других народов, понимать их ценности и взгляды на мир, не употреблять оскорбительных слов, приглашать их себе в гости и знакомить с образом жизни и культурой своего народа.

    Подведём итоги
    Национальная принадлежность - это принадлежность человека к какой-либо нации или народу. По российскому законодательству человек сам определяет свою национальность. Россия - одно из самых многонациональных государств в мире. Представители разных наций должны уважать обычаи и традиции друг друга.

    Основные термины и понятия
    Национальность, познавательный туризм, миграция, толерантность.

Проверьте свои знания

  1. Чем один народ отличается от другого?
  2. Как вы определяете свою национальную принадлежность? Объясните почему.
  3. Докажите на конкретных примерах, что туризм способствует развитию добрососедских отношений между людьми разных наций.
  4. Объясните значение понятий: «национальная принадлежность», «познавательный туризм», «миграция», «толерантность».

Практикум

  1. Об обычаях и традициях каких народов, проживающих на территории России, вы хотели бы узнать? Соберите о них информацию, используя материалы энциклопедий и Интернета.
  2. Что нового вы узнали о культуре других народов во время путешествий, поездок и экскурсий? Подготовьте компьютерную презентацию.

Инструкция

На Западе после 2-й Мировой войны не принято упоминать в отношении человека термин « ». Вместо этого, если хотят подчеркнуть принадлежность человека к той или иной этнической , так и говорят «этническая принадлежность». Однако в России и других странах бывшего СССР «национальность» сохраняется.

Спросите об этом у интересующего вас человека напрямую. Как это ни странно, но многие люди абсолютно не стесняются своей этнической принадлежности, и могут ответить вам на этот вопрос без особых подозрений в отношении вас.

Прислушайтесь к его речи, даже если он говорит на русском языке. Так, чтобы отличать гортанную речь представителей Кавказа от протяжной речи прибалтов или от грассирования французов, не нужно иметь абсолютного слуха.

Если же вы не хотите (или – что неудивительно в современном мире – побаиваетесь) спрашивать об этом напрямую, попробуйте определить национальность интересующего вас человека «на глазок». Однако таким образом трудно точно определить национальность, особенно, если у вас нет достаточного опыта или вам неизвестны характерные особенности внешности (цвет волос, цвет и разрез глаз, черты лица, строение черепа) не только какой-то конкретной национальности, но хотя бы каждой из разновидностей существующих рас. Ведь европеоиды, негроиды, монголоиды, австралоиды, подразделяются, в свою очередь, еще на несколько типов.

Вы можете весьма и весьма приблизительно определить национальность человека, даже не видя его, а зная лишь его фамилию и имя. Хотя, например, и здесь возможны свои разночтения. Так, если фамилия «Дубинин» (окачивающаяся на «-ин») будет считаться исконно-русской, то фамилия «Дворкин» - еврейской (производной от уменьшительной формы имени «Двойра» - «Дебора»). То же можно сказать и в отношении белорусских, польских и еврейских фамилий, оканчивающихся на «-ский/цкий»).

Тем не менее, если вам попалась на глаза фамилия «Алиев» или «Мухаметов», то, скорее всего, их относятся к носителям тюркских языков, а фамилии на «-ук/юк», «-ко» - к украинцам или белорусам. Хотя у белорусов более распространены уже упоминавшиеся «-ский/цкий» или «-вич» (с известными допущениями в сторону других национальностей – от сербов до евреев). Поэтому иногда стоит обращать внимание и на первую часть фамилии. Так, Ивашкевич почти наверняка будет белорусом, тогда как Рабинович – евреем.

Обратите внимание на то, какие вкусы у интересующего вас человека, на то, как он смотрит на мир и какие у него приоритеты. В некоторых случаях и этот способ сможет привести вас к правильному ответу, несмотря на то, что культура разных народов и до сих пор тесно связана с религией и традициями, придерживаться которых могут люди разных национальностей.