Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох. Образ человека в истории мировой художественной культуры

Конспект урока

Носова Ирина Валерьевна

Предмет ИЗО Класс 6

Тема урока « Образ человека –главная тема искусства.. Изучение нового материала .

Характеристика класса:

В классе16 учащихся: 6 мальчиков и 10 девочек.

Коллектив сплочён, отношения между мальчиками и девочками –дружеские. Класс работоспособен. Учащиеся владеют навыками самостоятельного умственного труда. .

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: мультимедийная презентация, учебники, альбом, кисти, краски, карандаши, репродукции картин с изображением порт­ретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда».

Цель урока: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета.

Задачи урока:

Развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир;

Развивать память, внимание и абстрактное мышление;

Формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;

Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Ход урока

Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

1. Приветствие.

У ч и т е ль

Послушайте стихотворение. Подберите к нему за­головок. Мы посмотрим, соответствует ли он тому названию, кото­рое дал ему автор.

Портрет

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас.

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас? (слайд3)

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий

Назовите тему нашего урока? (Ответы учащихся)

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Сообщение темы и цели урока . (слайд4)

1. Чтение и обсуждение текста.

Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты и эстетической ценности, но все их поиски были тщетны. Правда, в современном мире эта проблема мало кого занимает. Сегодня на смену непререкаемым авторитетам пришел дух терпимости, и никто больше не пытается свести все многообразие форм к некоему единому идеалу, который искали древние. Многие выдающиеся представители современного искус­ства отказались от идеи «истинного» отображения действительно­сти. Нас все чаще подводят к мысли о том, что красота присутству­ет повсюду. Как это ни парадоксально, прекрасное утверждает свою целостность именно через многообразие и универсальность своих проявлений. Красоту не измерить научными методами, она дана нам в ощущениях. Чувство прекрасного родилось не сегодня, оно вечно будоражило воображение человека.

Сформулируйте главную мысль текста. Во всем ли вы согласны с мнением автора? (Ответы учащихся.)

У ч и т е л ь.

Сегодня мы будем учиться портретному искусству.

Какие бывают портреты, какие бывают лица? Все ли они красивы?

Послушайте, как об этом говорит поэт:

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата.

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Николай Заболоцкий

(Учитель демонстрирует различные портретные изображе­ния).

(Сл айд 5)

«Образ красоты человека»

С сегодняшнего урока мы начинаем изучать основу изобра­зительной грамоты при рисовании портрета.

III . Основная часть .

Изучение нового материала.

1. Сообщение теоретических сведений.

У ч и т е ль.

Портретный жанр возник раньше других - извест­ны скульптурные египетские портреты многовековой давности.

Портрет - изображение человека или группы людей в произ­ведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из ос­новных жанров живописи, скульптуры, графики. (слайд6)

Необходимо требование, предъявляемое ко всякому портрету, ­передача индивидуального сходства. (слайд7) Для этого художник выступа­ет в функции своеобразного рассказчика, тщательно и последова­тельно воспроизводя не только внешний облик портретируемого, 110 и его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого психологического анализа изображаемого лица.

Каждый портретируемый несет в себе как субъективно­ авторскую трактовку его личности, так и черты своего времени, социальной среды. Обычно основными средствами передачи ста­новятся деталь, цвет, фон, на котором располагается фигура порт­ретируемого. Однако приемы воспроизведения человека формиро­вались не сразу. История портрета - это практически история жи­вописи, формирование основных принципов изображения, жан­ровых форм, техники и письма, цветового решения

Портрет может быть индивидуальным или изображать одно­временно несколько людей (быть двойным или групповым - вклю­чать не менее трех персонажей).

Специфический вид портрета - автопортрет.

Существует и сатирический портрет, где негативные черты мо­дели обусловливают появление портретной карикатуры -шарада.

2. Рассказ учителя - «Из истории возникновения портрета». (слайд8-9)

У ч и т е ль .

Искусство портрета зародилось несколько тысяче­летий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища бо­гов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В соз­данных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.

Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей - фарао­нов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до на­шей эры). (слайд12)

Традиция возвеличивания выдающихся людей была распро­странена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг за­нятий портретируемого, его общественную функцию, но не забо­тились о сохранении индивидуальных черт изображаемого челове­ка (Гомер как поэт, Перикл как стратег). Портреты с ярко выра­женной индивидуальностью для того времени были скорее исключением, чем правилом (портрет Фемистокла).

Рубеж ХIX-начала ХХ века, на первый взгляд, привел к отказу от создаваемых веками принципов портретной живописи: разруша­лись пропорции модели, вводились геометрические фигуры. Вни­мание сосредоточивалось на раскрытии сложной гаммы человече­ских переживаний, поэтому внешнее подобие оказывалось вторич­ным (творчество импрессионистов, кубистов, авангардистов и т. п.). Среди выдающихся мастеров этого периода - Э. Дега, А. Тулуз­Лотрен, М. Шагал, П. Пикассо. (слайд14-15)

В ХХ веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием. Среди его авторов - живописцы М. Нестеров, И. Бродский и др.

3. Беседа по картине Леонардо да Винчи «Джоконда».

(Слайд17-18)

У ч и т е ль.

Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащихся.)

Джоконда! Это имя стало нарицательным.

Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной?

В предисловии к изданию «Избранных произведений» Леонар­до да Винчи искусствовед А. М. Эфрос писал, что Джоконда - это менее всего портрет супруги Франческо Дель Жокондо, а изобра­жение какого-то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, но то хмурого. А еще А. М. Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ и что вот уже пять столетий никто этот ключ не найдет.

Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы знаменитым леонардовским «сфумато». Крупный ученый, знаток истории и культуры итальянского Возрождения А. К. Джи­вигелов считает, что при помощи «сфумато» можно создать «живое лицо живого человека».

Что же такое «сфумато»?

Это итальянское слово означает: мягкий, неясный, растворяю­щийся, исчезающий. В данном случае это прием светотени, вве­денный в живопись Леонардо.

Но «сфумато» присутствует почти во всех картинах Леонардо да Винчи, да и в картинах других художников и, видимо, этого не­достаточно, чтобы объяснить столь необычное, «то улыбающееся, то хмурое», выражение лица Моны Лизы.

Крупный исследователь творчества Леонардо да Винчи М. А. Гу­ковский писал о Джоконде, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвес­ти глаз от замечательного портрета.

Итак, в лице Джоконды не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется!

Следовательно, в лице Джоконды - движение. Но ведь всякое движение происходит во времени. А живописная картина статична ­она запечатлела какое-то мгновение!

Незадолго до смерти очень большой и почти парализованный Леонардо да Винчи с мучительными усилиями накладывал все но­вые и новые мазки на свою великую картину, ища, как придать ли­цу Джоконды все новые и новые противоречивые выражения, как достичь изменчивости выражения лица на одном и том же портре­те, то есть изменчивости во времени.

И он нигде не написал про свое последнее открытие - чуда, как не неподвижном лице портрета выражение все время меняется!

Вот так один портрет занимает уже многие и многие годы умы большого числа землян, пытающихся разгадать открытие великого ученого, художника, восхищает, изумляет зрителей, кого-то беспо­коит, тревожит.

А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Ответы уча­щuxся.)

4. Рассмотрение задач, стоящих перед художником при работе над портретом.

У ч и т е ль . Каждый художник-реалист обязательно должен уметь изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях. Человек - главный объект интереса и изображения у художников.

В человеке же самое главное, самое выразительное - это его внешний облик и особенно лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно начинается с рисования головы.

Конечно, некоторые любители и без всякой подготовки рисуют «портреты» своих знакомых, особенно в профиль. Иной раз полу­чается как будто даже и похоже. Но на самом деле эти рисунки, несмотря не некоторое сходство, остаются плоскими и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой, чтобы художник мог изобра­зить ее в любом наклоне и повороте, он должен изучить ее анато­мию. Чтобы ясно понимать, чем и как образуется любая форма, он

должен развить свое художническое объемно-пространственное видение и овладеть правильной последовательностью изображения.

Изучение анатомии дает художнику представление о том, что является общим для всякой человеческой головы. Это служит ос­новой, эталоном для сравнения, для выявления того характерного, индивидуального, что выделяет каждую отдельную человеческую голову из миллиона других. А головы, действительно, все очень разные. Тут сказывается и возраст, и пол, и особенности строения черепа.

У ребенка, например, лицевая часть по сравнению со всем че­репом относительно мала, кости черепа слабо развиты, личико пухлое, гладкое, кожа нежна. С годами лицо удлиняется, четко оп­ределяются выступы подбородка, у глазных впадин появляются складки. В старческом возрасте костные выступы еще более выде­ляются. Мышцы становятся дряблыми, кожа морщинистой. Кроме того, у каждого человека уши, нос, глаза, губы имеют свои харак­терные особенности. Это все художник должен подметить. Конеч­но, сходство с оригиналом - первое и необходимое качество порт­рета. Но это, как говорят математики, условие необходимое, но не­достаточное. За внешними чертами человека мы должны угадывать, чувствовать мысли, переживания, внутреннюю жизнь изображенного. Мы должны чувствовать и отношение художника к нему. Только все это сделает изображение портретом, только это заставит нас вглядываться, вдумываться и волноваться, даже когда изображенные люди совершенно нам незнакомы.

Портрет - это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, осо­бенностями внешности, психологии, нравственного облика.

Портрет должен увековечить в истинном, правдивом, неиска­женном виде облик определенного реального человека. А как этого добиться? Копируя его? Нет, дело не в том, чтобы точно скопиро­вать внешность. Главное - передать сущность портретируемого.

Причем надо передать объект верно, но не «идеально», для чего можно раскрыть лишь определяющие черты оригинала.

Портрет не должен льстить оригиналу, «улучшать» его, а лишь стремиться изобразить его во всем многообразии подлинных черт. Выдающийся художественный критик В. Стасов писал: «Задача портретиста - не красоты и идеальности отыскивать, а представ­лять существующее, жизнь и природу, каковы они ни есть, со всей правдой и глубиной».

Поэтому великие художники в портретных произведениях при всей любви и уважении к тем, кого они изображали, не могли не увековечить их слабости, их отрицательные черты.

Физкультминутка

1.Упражнение для шеи.

Скрестив пальцы кистей, положить их сзади на шею (голову слегка наклонить вперед) и стараться разогнуть голову назад не­большими покачивающимися движениями. Руки, лежащие на шее, должны оказывать некоторое сопротивление. Таких движений сле­дует сделать 15-20, темп средний.

2.Самомассаж области плеч.

Правой ладонью круговыми движениями произвести растира­ние области левого плеча. Аналогичное растирание произвести ле­вой ладонью правого плеча. Вначале движения легкие, поверхно­стные, а затем с некоторым нажимом. Произвести 20 круговых движений на одном плече и столько же на другом.

3.Упражнение для рук.

Качающиеся движения полусогнутыми в локтях руками. Одна рука идет вперед, а другая назад, то есть примерно так же, как при беге. Сделать 20-30 движений, темп средний.

IV. Практическая работа .

Задание : изображение женских и мужских русских народных образов

(индивидуальная работа или создание общего панно), развитие навыков изображения человека. Обратить внимание на то, что фигуры в детских работах должны быть в движении, они не должны напоминать выставку одежд.

При дополнительных возможностях - изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной деревни.

Вариант задания : изображение сцен труда и крестьянской жизни.(слайд19-20)

Во время практической работы учитель делает Целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

V. Заключение

Итог урока.

1. Выставка работ.

2. Заключительное слово. Повторение и закрепление материала.

3. Анализировать урок..

Что мы повторили на уроке?

Чему вы научились сегодня на уроке?

Что было трудным? Что получилось, а что –нет?

Как бы вы оценили свою работу и работу своих одноклассников на уроке?

4.Сообщает оценки за урок.

У ч и т е л ь. В лучших ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям.

Домашнее задание : подобрать картинки –иллюстрации с изображением различных образов человека, пытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного

  • формировать умение находить прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека

  • развить понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека

  • Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит… А. С. Пушкин



    Портрет (от лат.) – «извлечение сущности». Портретист должен не только нарисовать его, но и передать качества человека. Художник имеет право на собственный взгляд, даже если портретируемый представляет себя иначе.


    Из истории возникновения портрета.

    Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Самые ранние из сохранившихся произведений этого жанра – гигантские скульптурные изображения древнеегипетских правителей фараонов, высеченных из камня.


    Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции. Моделями для скульпторов служили философы, поэты, политики, имевшие заслуги перед страной.

    В Древнем Риме заказчиками были знатные горожане и члены их семей.

    Жанр живописного портрета сложился позднее, в эпоху Возрождения. Тогда портрет стали разделять на


    Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке. Из этой эпохи дошли до нас образы господ и крестьян, детей и стариков, королей и шутов… Невероятно, но все это людское разнообразие воплотил в своем творчестве испанский художник – Диего Веласкес.


    Блестящим мастером камерного портрета был голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн.


    В Россию жанр портрета пришел только в 18 веке вместе с европейскими художниками, приглашенными Петром Первым. Сначала на портретах, называвшихся тогда «парсунами» или «персонами», изображали самого царя и его приближенных. Позднее, в первой половине 19 века, главной моделью становится герой, романтическая личность.



    Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных, решительных. Именно таким предстает перед нами написанный кистью Кипренского гусарский полковник Е.В. Давыдов: ярко – красный парадный мундир, твердый взгляд, уверенная поза.


    Иван Николаевич Крамской.

    Во второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет – камерному. Большую роль в этом сыграли передвижники. Так сокращенно называли себя члены Товарищества передвижных выставок. Его вдохновителем был блестящий портретист Иван Николаевич Крамской.


    «Торжественное заседание Государственного Совета» вмещает в себя восемьдесят одну модель, и все написаны с портретным сходством.

    Из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку.

    Слайд 2

    цель

    Познакомить учащихся с портретным жанром.

    Слайд 3

    Задачи

    Закрепление знаний о жанрах изобразительного искусства. Знакомство с историей портрета Знакомство с видами портретов Развитие умений анализировать произведения изобразительного искусства. Воспитание чувства прекрасного.

    Слайд 4

    Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя. Как удивительно люди не похожи друг на друга! Вроде устроены все одинаково – глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности! Особый путь жизни каждого человека оставляет след в его облике.

    Слайд 5

    Портрет–образ определённого реального человека. Смысл портрета – в интересе именно к его личности, наделённой индивидуальными качествами.

    Слайд 6

    Для нас всегда существует радость узнавания. Но что значит «похож» или «не похож» ? Соответственно форме и пропорциям воспроизведены детали лица – достаточно ли этого? Не менее важно передать особенности его поведения, манеру держать себя, темперамент. П.-П. Рубенс. ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ. Фрагмент. Масло. Фландрия. XVII в.

    Слайд 7

    Искусство донесло до нас лица разных эпох и народов. Мы видим их такими, какими они представляли себя, но каждое изображение для нас – нечто большее, чем сходство с одним человеком. В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни. И это именно то, что мы особенно ценим в портретах. Понимание жизни художником обогащает наше понимание самих себя. Ф. Липпи. Фрагмент храмовой Росписи. Фреска. Италия. XV в.

    Слайд 8

    При раскопках в Фаюме, около Каира, были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми красками. Перед поражёнными исследователями предстали ошеломляющие реалистичные образы людей, живших две тысячи лет тому назад. Их взор обращён к нам, в их образах явно преобладание духовного начала над телесным.

    Слайд 9

    В Древнем Риме внимание художников сосредотачивалось на особенностях лица – каждая складка, морщина или шрам, выявляли жизненный путь человека, его натуру,. Здесь не заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчёркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию. Портрет императора Филиппа Мрамор. Древний Рим. I в.

    Слайд 10

    Византийская императрица Феодора явлена в мерцании мозаики из кубиков разноцветного стекла – смальты. Она изображена на стене храма во главе процессии. Эта женщина имела противоречивый, яркий характер и насыщенную событиями судьбу, но её личные качества нельзя усмотреть в отрешенном выражении царственного лица, застывшей позе.

    Слайд 11

    Само слово «портрет» произошло от латинского слова. Его можно перевести как «извлечение сущности», то есть выявление внутреннего содержания. Это и есть основная задача создания художественного образа, только значение этого внутреннего содержания изменчиво, и потому всё время идёт поиск новых художественных средств, нового изобразительного языка.

    Слайд 12

    В работе художника Жана Клуэ подробно разработанный костюм не мешает увидеть лицо короля Франциска I. Благородная сдержанность и бесстрастная величавость сочетаются с изяществом и недобрым, упрямым взором. Ж. Клуэ. Франциск I. Масло. Франция. XVI в.

    Слайд 13

    Утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность, стало особенно важным в Средние века. С эпохой Возрождения приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности. Художники севера Европы научились изображать конкретных людей с особенным вниманием к своеобразию их индивидуальности.

    Слайд 14

    В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в XVII в. И вначале писали их точно таким же методом как иконы, - на доске темперными красками. Такие портреты называли парсунами, от слова «персона». Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно.

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Фамильные портреты часто украшали кабинеты и гостинные в дворянских усадьбах

    Слайд 18

    К концу XVIII в. Русские живописцы достигли совершенного мастерства. Портреты было принято делить на парадные и камерные.

    Слайд 19

    Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. Такие картины носят приподнятый, торжественный характер. О. А. Кипренский. Портрет Е. В. Давыдова. Масло. Россия. XIX в.

    Слайд 20

    Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя. В это время особенно ценилось очень сложное и тонкое умение передавать едва уловимые трепетные оттенки переживаний. Портрет Марии Лопухиной – самый знаменитый из портретов – образов юности, задумчивой и одновременно чуть шаловливой девушки в белом платье на фоне пейзажа

    Слайд 21

    А. Г. Венецианов. Автопортрет. Масло. Россия. XIX в.

    Слайд 22

    Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре. Вначале скульптура развивалась медленнее, потому что в России не было традиции ставить скульптурные памятники (в честь знаменательных событий закладывали храмы), но постепенно появились свои мастера. Самым ярким стал Ф. И. Шубин.

    Слайд 23

    Слайд 24

    Вопросы

    Почему не всякое изображение человека можно назвать портретом? Как можно объяснить, что в художественном портрете проступает авторская позиция художника? Как она соотносится с задачей портретного сходства? Как ты объяснишь, чем отличаются друг от друга парадный портрет и лирический камерный портрет?

    Слайд 25

    П.- п. Рубенс Портрет камеристки Инфанты Изабеллы Императрица Елизавета Петровна. Портрет работы К. Г. Преннера. 1754 г. ГТГ

    Посмотреть все слайды

    Добрый день дорогие ребята!
    Мы с Вами сегодня на уроке
    познакомимся с изображением
    человека в искусстве разных эпох, с
    историей возникновения портрета.
    Рассмотрим репродукции картин с
    изображением портретов разных
    эпох, репродукции картины Леонардо
    да Винчи.

    Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано
    Души изменчивой приметы переносить на полотно.
    Ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас.
    С портрета Рокотова снова смотрела женщина на нас?
    Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач,
    Её глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач.
    Соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг,
    Безумной нежности припадок, предвосхищенье
    смертных мук.
    Когда потемки наступают и приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают её прекрасные глаза.

    Веками мыслители и художники пытались
    найти всеобщие критерии красоты и
    эстетической ценности, но все их поиски
    были тщетны. Правда, в современном
    мире эта проблема мало кого занимает.
    Сегодня на смену непререкаемым
    авторитетам пришел дух терпимости, и
    никто больше не пытается свести все
    многообразие форм к единому идеалу. В
    современном мире считается, что красота
    присутствует повсюду.

    Классические каноны красоты все-таки существуют.
    Они изменчивы, то, что было прекрасным с точки
    зрения греков, вовсе не привлекало индусов и
    наоборот. В Древней Индии самым большим
    комплиментом для женщины считалось, когда ей
    говорили, что у нее бедра как у слона. В Японии в
    одиннадцатом веке, в эпоху Хэйана, среди
    аристократок считалось хорошим тоном красить зубы в
    черный цвет. Африканцы особыми ухищрениями
    вытягивали себе шеи. А индейцы бассейна Амазонки
    непомерно оттягивали нижнюю губу. Никто толком не
    знает, что это такое (например, в Индии) красота
    женщины – это, прежде всего внутреннее содержание,
    глубокая индивидуальность, пронизывающая всю
    жизнь, ее драхма. Поэтому там редко говорят, что
    женщина красива, пока ей не исполнится пятидесяти
    лет.

    Есть лица подобные пышным порталам,
    Где всюду великое чудится в малом.
    Есть лица – подобие жалких лачуг,
    Где вариться печень и мокнет сычуг.
    Иные холодные, мертвые лица
    Закрыты решетками, словно темница.
    Другие – как башни в которых давно
    Никто не живет и не смотрит в окно.
    Была неказиста она, не богата.
    Зато из окошка её на меня
    Струилось дыханье весеннего дня.
    Поистине мир и велик и чудесен!
    Есть лица – подобья ликующих песен.
    Из этих, как солнце, сияющих нот
    Составлена песня небесных высот. /Николай Заболоцкий/

    Рисунки учащихся МОУ «СОШ» № 9

    Рисунки учащихся МОУ «СОШ»
    №9

    Портрет – изображение человека или группы людей в произведениях живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живоп

    Портрет – изображение человека или
    группы людей в произведениях живописи
    или скульптуры. Портрет является одним из
    основных жанров живописи, скульптуры,
    архитектуры.
    Портреты бывают:
    индивидуальные, двойные, групповые,
    автопортрет
    интимные, парадные, сатирические.

    10. Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магиче

    Искусство портрета зародилось несколько
    тысячелетий тому назад. Первые портреты были
    созданы египтянами. Они выполняли
    религиозно-магическую функцию: душа
    умершего должна была покинуть тело, а затем
    вернуться после судилища богов к мумии своего
    владельца и поселиться в нем вечно.
    Необходимо было соблюдать портретное
    сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из
    которого она вылетела.
    Огромные величественные изваяния создавались
    в те времена, один из известных портретов,
    портрет Неферттити (около1360года до нашей
    эры).

    11.

    12.

    Мастера высокого Возрождения –
    Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан не
    просто создали образы современников,
    Но и отразили целый мир чувств,
    переживаний, настроений.
    В сложные противоречия с окружающим
    миром вступают модели Рембрандта и
    Веласкеса (XVI-XVII века), в портретах
    которых находят отражение лирическое
    и драматическое, светлое и печальное,
    веселое и трагическое.

    13.

    14.

    Портрет в России
    В России складывается своя школа портрета,
    отличающаяся жанровым разнообразием.
    Что такое жанр?
    -Парсуна – приемы реалистической живописи и
    иконы.
    -Парадный портрет характеризуется
    постепенным уходом от требований заказчика к
    отражению его как личности своего времени.
    Большое количество портрет этого времени
    можно увидеть в Иркутском музее Искусств.
    В XX веке русский портрет отличается
    жанровым и стилевым разнообразием.

    15.

    16.

    Только из всего огромного
    количества портретов в мире
    есть один о котором знает
    практический каждый человек
    на земле, но хранящий даже по
    прошествии многих лет, свою
    загадку.
    Как Вы думаете, что это за
    портрет?

    17. Джоконда! это имя стало нарицательным.

    Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих
    пор поражает людей? Почему загадку этой
    картины пытается разгадать каждый, кто
    посмотрит на портрет, но она так и остается
    неразгаданной. Одни искусствоведы считают,
    что это портрет жены художника, другие,
    автопортрет, а кто то изображение
    получеловеческого, полуземного существа.

    18.

    19.

    Каждый художник должен уметь изображать человека
    в различных положениях, поворотах, движениях.
    Человек – главный объект интереса и изображения у
    художника.
    В человека самое выразительное и это его облик, а
    главное лицо. Поэтому изучение художником человека
    традиционно начинается с рисования головы.
    Конечно, некоторые любители, без всякой подготовки,
    рисуя человека в профиль, добиваются некоторого
    сходства, но такие изображения получаются плоскими
    и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой,
    чтобы художник мог изобразить ее в любом наклоне и
    повороте, он должен знать анатомию, чтобы ясно
    знать, чем образуется любая форма, но при этом
    должен последовательно изображать лицо, учитывая,
    что изображение головы разное в зависимости от
    возраста и пола и особенности строения черепа.

    20.

    У ребенка лицевая часть относительно мала,
    личико пухлое и гладкое, с годами лицо
    удлиняется, четко определяются выступы
    подбородка, у глазных впадин появляются
    складки. В старческом возрасте костные
    выступы еще более выделяются, мышцы
    становятся дряхлыми, кожа морщинистой.
    Кроме того, у каждого человека уши, нос,
    глаза, губы имеют свои особенности. Но и
    немаловажно за внешними чертами
    угадывать характер человека, чувства,
    мысли, переживания.

    21.

    Портрет- это художественный
    образ человека. В нем
    должна ощущаться
    конкретная личность с
    присущими ей, и только ей,
    особенностями внешности, и
    нравственного облика

    Портрет – образ определенного

    реального человека,

    выявление внутреннего

    Смысл портрета

    в интересе именно к его личности, наделенной индивидуальными

    качествами.


    РАДОСТЬ УЗНАВАНИЯ

    Для нас всегда существует

    радость узнавания .

    Что значит «похож» или

    «не похож»?

    Соответственно форме и

    пропорциям воспроизведены

    детали лица.

    Не менее важно передать

    особенности его поведения,

    манер держать себя,

    темперамент.


    Внутреннее сходство

    Внутреннее сходство , т.е характер человека – властного или вдумчивого, робкого или деятельного.

    И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит… То есть еще существует мир чувств этого человека.


    ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

    Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций.

    Леонардо да Винчи

    Картина Дама с горностаем .


    Проект Екатерины Рождественской

    Гарик Сукачев -

    российский музыкант, поэт, композитор,

    актёр, режиссер, лидер групп «Бригада-С»

    (1986-1994) и «Неприкасаемые».

    Отто Дикс

    «Портрет Макса Джона»


    Ирина Алферова -

    советская и российская

    актриса театра и кино,

    народная артистка России.

    П.Ф.Соколов

    Портрет А.Г. Муравьевой(1804-1832).


    Эльдар Рязанов -

    российский и советский

    кинорежиссёр, сценарист,

    актёр, поэт.

    Народный артист СССР.

    С.П.Иванов

    «Портрет А.Н. Бенуа».

    1944 г.

    Русский музей, Санкт-Петербург


    Анастасия Стоцкая -

    российская певица, актриса.

    Гюльем Сейньяк

    «Диана-охотница».

    Частное собрание


    Историческое время тоже вторгается,

    это та реальность, те представления о жизни,

    среди которых живет художник.

    Портрет императора Александра III

    Крамской Иван


    ИДЕАЛЫ ЭПОХИ

    Искусство донесло до нас лица разных эпох и народов.

    Мы видим их такими, какими они представляли себя, но каждое изображение для нас – нечто большее, чем сходство с одним человеком.


    В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи , понимание окружающего мира, характер жизни.


    Портрет возник

    очень давно.

    Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни.

    Римско-египетский мастер: Фаюмский посмертный портрет, Нью-Йорк, Музей Метрополитен.


    СРЕДНИЕ ВЕКА

    Особенно важным стало то, что через внешний облик можно передать духовную сущность.

    Вейден Рогир ван дeр

    Женский портрет,

    Лондон, Национальная галерея.


    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в XVII в. и достигли выдающихся успехов к концу XVIII в.

    Фамильные портреты часто украшали кабинеты и гостиные.


    ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ

    Парадный портрет - показать общественное положение героя.

    Такие картины носят приподнятый торжественный характер.

    Екатерина II .


    «Всадница»

    Картин a К.П.Брюллова

    «Портрет императора Александра I»

    Джордж ДОУ


    КАМЕРНЫЙ ПОРТРЕТ

    Камерный портрет - большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя.

    Д. Левицкий.

    Портрет Урсулы Мнишек. 1782 г.


    Карл Брюллов

    «Портрет писателя

    Александра Струговщикова»

    Огюст Ренуар

    "Портрет актрисы Жанны Самари».


    Любое человеческое творение,

    будь то литература, музыка или живопись, -

    это всегда автопортрет.

    Батлер С.



    1-я мастерская ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ

    2-я мастерская КАМЕРНЫЙ ПОРТРЕТ