Зарубежные художники 17 века. Школьная энциклопедия. Новизна в портретной живописи

Голландия

Кейп Альберт Герритс
(1620-1691)

Кейп Альберт Герритс - голландский живописец и офортист.

Учился у своего отца, художника Я. Кейпа. Его художественный стиль формировался под влиянием живописи Я. ван Гойена и С. ван Рейсдала. Работал в Дордрехте. Ранние произведения Кейпа, близкие картинам Я. ван Гойена, монохромны. Он пишет холмистые ландшафты, бегущие вдаль проселочные дороги, бедные крестьянские хижины. Картины чаще всего выполнены в единой желтоватой тональности.

Рейсдал Якоб ван
(1628/1629-1682)

Рейсдал Якоб ван (1628/1629-1682) - голландский художник-пейзажист, рисовальщик, офортист. Учился, вероятно, у своего дяди, художника Саломона ван Рейсдала. Посетил Германию (1640-1650-е). Жил и работал в Харлеме, в 1648 г. вошел в состав гильдии живописцев. С 1656 г. жил в Амстердаме, в 1676 г. в Казне получил ученую степень доктора медицины и вошел в список амстердамских врачей.

Рембрандт Харменс ван Рейн
(1606-1669)

Родился в Лейдене в семье мельника. Дела отца в этот период шли хорошо, и он смог дать сыну лучшее, чем у других детей, образование. Рембрандт поступил в Латинскую школу. Учился плохо и хотел заниматься живописью. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. Через год начал брать уроки живописи. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Пробыв в его мастерской более трех лет, Рембрандт отправился в Амстердам к историческому живописцу П. Ластману. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую.

Терборх Герард
(1617-1681)

Терборх Герард (1617-1681), известный голландский живописец. Родился в Зволле в состоятельной бюргерской семье. Его отец, брат и сестра были художниками. Первыми учителями Терборха стали отец и Хендрик Аверкамп. Отец заставлял его много копировать. Первое произведение создал в девять лет. В пятнадцать лет Терборх отправился в Амстердам, потом - в Харлем, где он попал под сильное влияние Фр. Хальса. Уже в это время пользовался известностью как мастер бытового жанра, охотнее всего писал сцены из жизни военных - так называемые «караульни».

Зарубежные художники XVII (17 век)

Каналлетто (Канале) Джованни Антонио
(1697-1768)

Первым учителем Каналетто был его отец, театральный декоратор Б. Канале, которому он помогал оформлять спектакли в театрах Венеции. Работал в Риме (1717-1720, начало 1740-х), Венеции (с 1723), Лондоне (1746-1750, 1751-1756), где выполнял произведения, составившие основу его творчества. Писал ве-дуты - городские пейзажи, изображал улицы, здания, каналы, скользящие по морским волнам лодки.

Маньяско Алессандро
(1667-1749)

Маньяско Алессандро (1667-1749) - итальянский живописец, жанрист и пейзажист. Учился у своего отца, художника С. Маньяско, затем у миланского живописца Ф. Аббиати. Его стиль сформировался под влиянием мастеров генуэзской школы живописи, С. Розы и Ж. Калло. Жил и работал в Милане, Флоренции, Генуе.

Зарубежные художники XVII (17 век)

Ватто Антуан
(1684-1721)

Ватто Антуан, выдающийся французский живописец, с творчеством которого связан один из значительных этапов развития бытовой живописи во Франции. Судьба Ватто необычна. Ни во Франции, ни в сопредельных странах не было в годы, когда он писал лучшие свои вещи, ни одного художника, способного с ним соперничать. Титаны XVII столетия не дожили до эпохи Ватто; те же, кто вслед за ним прославили XVIII век, стали известны миру лишь после его смерти. В самом деле, Фрагонар, Кантен де Ла Тур, Перронно, Шарден, Давид во Франции, Тьеполо и Лонги в -Италии, Хогарт, Рейнолдс, Гейнсборо в Англии, Гойя в Испании - все это середина, а то и конец XVIII века.

Лоррен Клод
(1600-1682)

Лоррен Клод (1600-1682) - французский живописец.В раннем возрасте работал в Риме слугой у А. Тасси, затем стал его учеником. Крупные заказы художник начал получать в 1630-х гг., его заказчиками были папа Урбан VIII и кардинал Бентивольо. С этого времени Лоррен становится популярным в римских и французских кругах ценителей искусства.

Несмотря на развитую специализацию, 17 век русской живописи стал веком искусства, а не ремесленной подделки. Выдающиеся иконописцы проживали в Москве. Числились они в ведомстве Иконной Палаты Иконного приказа.

Симвон Ушаков. Спас Нерукотворный.

В конце 17 века стали работать мастерами Иконного цеха Оружейной палаты. В начале 17 века больших успехов добился Прокопий Чирин. Чирин был уроженцем Новгорода. Его иконы выполнены в неярких красках, фигуры по контуру очерчены золотой каймой, пробелены тончайшим ассистом.

Еще одним замечательным русским живописцем 17 века был Назарий Савин. Савин предпочитал фигуры удлиненных пропорций, узкоплечие и длиннобородые. В 30 годы 17 века Савин возглавил группы иконописцев, написавших деисусный праздничный и пророческий чины для иконостаса церкви Положения Ризы Богородицы и в Московском Кремле.

Иван 4 Васильевич Грозный.

В середине 17 века, проводятся большие работы по возобновлению древних стенописей. Новая стенопись Успенского Собора в Москве, сохранила схему предшествующей, была выполнена в кратчайшие сроки. Руководил работами Иван Панссеин. Художники под его руководством написали 249 сложных композиций, и 2066 лиц.

В 17 веке русской живописи выделятся особое стремление художников, стремление реалистичного изображения человека. В России начинает получать распространение такое явление как светская живопись. Светские живописцы 17 века изображали царей, полководцев, бояр. В 17 веке, в культуре России, в том числе и в живописи происходит процесс «обмирщения». Все больше и больше в жизнь русского общества проникают светские мотивы. Россия встала на новый путь, на порог новой эпохи своей истории.

В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича. С него самого написаны парсуны:

Рьяно осуждал всякие отклонения от канонов в изображении святых идеолог старообрядцев Аввакум.

Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера.

В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686). Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица. Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты. Такова икона "Спас нерукотворный".

Широко известно другое его произведение - "Насаждение древа государства Всероссийского". На фоне Успенского собора помещены фигуры Ивана Калиты и митрополита Петра, поливающих большое древо, на ветвях которого укреплены медальоны с портретами князей и царей. С левой стороны на картине стоит Алексей Михайлович, с правой - его супруга с детьми. Все изображения портретны. Кисти Ушакова принадлежит также икона "Троица", на которой появляются реалистические детали. Симон Ушаков оказал большое влияние на развитие русской живописи.

Замечательным явлением в русском искусстве XVII в. стала школа ярославских мастеров. Традиционные церковно-библейские сюжеты на их фресках начинают изображаться в образах привычной русской жизни. Чудеса святых отходят на второй план перед обыденными явлениями. Особенно характерна композиция "Жатва" в церкви Ильи Пророка, а также фресковые изображения в церкви Иоанна Предтечи. Ярославские живописцы являлись также одними из "пионеров" в разработке пейзажа.

Другим примером светского жанра, отразившим интерес к человеческой личности, стало распространение "парсунного" письма - портретных изображений. Если в первой половине века "парсуны" выполнялись еще в сугубо иконописной традиции (изображения Ивана IV, М.Скопина-Шуйского),

то во второй они стали принимать более реалистический характер ("парсуны" царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, стольника Г.П.Годунова).

Михаил Федорович, царь, первый из династии Романовых.

Парсуна последнего Рюриковича по мужской линии - сына Ивана Грозного.

Патриарх Никон

Патриарх Никон при царе Алексее Михайловиче.

Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая супруга царя Алексея Михайловича и еще одна парсуна ее


Нарышкин.

Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря

Портрет стольника И.И.Чемоданова.1690-е годы.

БГ

Евдокия Лопухина - невеста Петра Алексеевича

Портрет стольника Ф.И.Веригина.1690-е гг.

Групповой портрет участников русского посольства в Англию.1662 год.

Марфа Васильевна Собакина

Ведекинд Иоганн. Портрет царя Михаила Федоровича.

Голландия. 17 век. Страна переживает небывалый расцвет. Так называемый «Золотой Век». В конце 16 века несколько провинций страны добились независимости от Испании.

Теперь простестанские Нидерланды пошли своим путём. А католическая Фландрия (нынешняя Бельгия) под крылом Испании – своим.

В независимой Голландии религиозная живопись почти никому стала не нужна. Протестанская церковь не одобряла роскошь убранства. Но это обстоятельство «сыграло на руку» живописи светской.

Любовь к этому виду искусства проснулась буквально у каждого жителя новой страны. Голландцам хотелось видеть на картинах собственную жизнь. И художники охотно шли им навстречу.

Ещё никогда окружающую действительность столько не изображали. Обычных людей, обыкновенные комнаты и самый заурядный завтрак горожанина.

Реализм процветал. Вплоть до 20 века он будет достойным конкурентом академизму с его нимфами и греческими богинями.

Этих художников называют «малыми» голландцами. Почему? Картины были маленькие по размеру, ведь они создавались для небольших домов. Так, почти все картины Яна Вермеера в высоту не более полуметра.

Но мне больше нравится другая версия. В Нидерландах в 17 веке жил и творил великий мастер, «большой» голландец. А все остальные по сравнению с ним были «малыми».

Речь идёт, конечно, о Рембрандте. С него и начнём.

1. Рембрандт (1606-1669 гг.)

Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Рембрандту довелось испытать широчайшую гамму эмоций в течение своей жизни. Поэтому в его ранних работах так много веселья и бравады. И так много сложных чувств – в поздних.

Вот он молод и беззаботен на картине «Блудный сын в таверне». На коленях – любимая жена Саския. Он – популярный художник. Заказы льются рекой.

Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Но все это исчезнет через каких-то 10 лет. Саския умрет от чахотки. Популярность растворится, как дым. Большой дом с уникальной коллекцией заберут за долги.

Но появится тот самый Рембрандт, который останется на века. Оголенные чувства героев. Их самые сокровенные мысли.

2. Франс Хальс (1583-1666 гг.)


Франс Хальс. Автопортрет. 1650 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Франс Хальс – один из величайших портретистов всех времён. Поэтому я бы его тоже причислила к «большим» голландцам.

В Голландии в то время было принято заказывать групповые портреты. Так появилось множество подобных работ с изображением работающих вместе людей: стрелки одной гильдии, врачи одного городка, управляющие домом престарелых.

В этом жанре больше всех как раз выделяется Хальс. Ведь большинство таких портретов были похожи на колоду карт. Сидят себе за столом люди с одинаковым выражением лица и просто смотрят. У Халса же было по-другому.

Посмотрите на его групповой портрет «Стрелки гильдии св. Георгия”.


Франс Хальс. Стрелки гильдии св. Георгия. 1627 г. Музей Франса Хальса, Гарлем, Нидерланды

Здесь вы не найдёте ни одного повторения в позе или выражении лица. При этом и хаоса здесь нет. Персонажей много, но лишним никто не кажется. Благодаря удивительно верной расстановке фигур.

Да и в одиночном портрете Хальс превосходил многих художников. Его модели естественны. Люди из высшего общества на его картинах лишены надуманного величия, а модели из низов не выглядят униженными.

А ещё его герои очень эмоциональны: они улыбаются, смеются, жестикулируют. Как, например, это «Цыганка» с лукавым взглядом.

Франс Хальс. Цыганка. 1625-1630 гг.

Хальс, как и Рембрандт, закончил жизнь в нищете. По той же причине. Его реализм шел вразрез со вкусами заказчиков. Которым хотелось, чтобы их внешность приукрашивали. Хальс не шёл на откровенную лесть, и тем самым подписал себе приговор – «Забвение».

3. Герард Терборх (1617-1681 гг.)


Герард Терборх. Автопортрет. 1668 г. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага, Нидерланды

Терборх был мастером бытового жанра. Богатые и не очень бюргеры неспешно разговаривают, дамы читают письма, а сводница наблюдает за ухаживанием. Две-три тесно расположенные фигуры.

Именно этот мастер выработал каноны бытового жанра. Которые потом позаимствует Ян Вермеер, Питер де Хох и многие другие «малые» голландцы.


Герард Терборх. Бокал лимонада. 1660-ые года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Бокал лимонада» – одна из известных работ Терборха. На ней видно ещё одно достоинство художника. Невероятно реалистичное изображение ткани платья.

Есть у Терборха и необычные работы. Что говорит о его желании выйти за рамки требований заказчиков.

Его «Точильщик» показывает жизнь самых бедных жителей Голландии. Мы привыкли видеть на картинах «малых» голландцев уютные дворики и чистые комнаты. А вот Терборх осмелился показать неприглядную Голландию.


Герард Терборх. Точильщик. 1653-1655 гг. Государственные музеи Берлина

Как вы понимаете, такие работы не пользовались спросом. И они – редкое явление даже у Терборха.

4. Ян Вермеер (1632-1675 гг.)


Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1667 гг. Музей истории искусств, Вена

Как выглядел Ян Вермеер, достоверно не известно. Лишь очевидно, что на картине «Мастерская художника» он изобразил себя. Правда со спины.

Поэтому удивительно, что недавно стал известен новый факт из жизни мастера. Связан он с его шедевром «Улочка Делфта».


Ян Вермеер. Улочка Делфта. 1657 г. Государственный музей в Амстердаме

Выяснилось, что на этой улице прошло детство Вермеера. Изображённый дом принадлежал его тётке. Она растила в нем своих пятерых детей. Возможно, это она сидит на пороге с шитьем, а двое ее детей играют на тротуаре. Сам Вермеер жил в доме напротив.

Но чаще он изображал внутреннюю обстановку этих домов и их обитателей. Казалось бы, сюжеты картин очень просты. Вот миловидная дама, обеспеченная горожанка, проверяет работу своих весов.


Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662-1663 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Чем же Вермеер выделялся среди тысяч других «малых» голландцев?

Он был непревзойденным мастером света. На картине «Женщина с весами» свет мягко обволакивает лицо героини, ткани и стены. Придавая изображенному неведанную одухотворенность.

А ещё композиции картин Вермеера тщательно выверены. Вы не найдёте ни одной лишней детали. Достаточно убрать одну из них, картина «рассыпется», и волшебство уйдёт.

Все это давалось Вермееру нелегко. Такое потрясающее качество требовало кропотливой работы. Всего 2-3 картины в год. Как следствие, невозможность прокормить семью. Вермеер работал ещё арт-дилером, продавая работы других художников.

5. Питер де Хох (1629-1884 гг.)


Питер де Хох. Автопортрет. 1648-1649 гг. Рейксмусеум, Амстердам

Хоха часто сравнивают с Вермеером. Они работали в одно время, даже был период, что в одном городе. И в одном жанре – бытовом. У Хоха мы тоже видим одну-две фигуры в уютных голландских двориках или комнатах.

Открытые двери и окна делают пространство его картин многослойным и занимательным. А фигуры вписаны в это пространство очень гармонично. Как, например, на его картине «Служанка с девочкой во дворике».

Питер де Хох. Служанка с девочкой во дворике. 1658 г. Лондонская национальная галерея

До 20 века Хох ценился очень высоко. А вот малочисленные работы его конкурента Вермеера мало, кто замечал.

Но в 20 веке все изменилось. Слава Хоха померкла. Однако его достижения в живописи сложно не признать. Мало, кто мог так грамотно сочетать окружающую обстановку и людей.


Питер де Хох. Игроки в карты в солнечной комнате. 1658 г. Королевское художественное собрание, Лондон

Обратите внимание, что в скромном доме на полотне «Игроки в карты» висит картина в недешевой раме.

Это в очередной раз говорит о том, как среди обычных голландцев была популярна живопись. Картины украшали каждый дом: и дом богатого бюргера, и скромного горожанина, и даже крестьянина.

6. Ян Стен (1626-1679 гг.)

Ян Стен. Автопортрет с лютней. 1670-ые гг. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Ян Стен, пожалуй, самый веселый «малый» голландец. Но любящий нравоучения. Он часто изображал таверны или бедные дома, в которых водился порок.

Его главные герои – гуляки и дамы легкого поведения. Он хотел развлекать зрителя, но подспудно предостерегать его от порочной жизни.


Ян Стен. Кавардак. 1663 г. Музей истории искусства, Вена

Есть у Стена и более спокойные работы. Как, например, “Утренний туалет”. Но и здесь художник удивляет зрителя слишком откровенными деталями. Тут и следы от резинки чулок, и не пустой ночной горшок. Да и как-то совсем не кстати собака лежит прямо на подушке.


Ян Стен. Утренний туалет. 1661-1665 гг. Рейксмусеум, Амстердам

Но несмотря на всю несерьёзность, цветовые решения Стена очень профессиональны. В этом он превосходил многих «малых голландцев». Посмотрите, насколько красный чулок прекрасно сочетается с голубой курткой и ярко-бежевым половиком.

7. Якобс Ван Рейсдал (1629-1882 гг.)


Портрет Рейсдала. Литография из книги 19 века.

Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в каждой стране – Италии, Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт. Развивая во многом традиции эпохи Возрождения, художники 17 века значительно расширили круг своих интересов и углубили познавательный диапазон искусства.

По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Титаны, воспетые в произведениях искусства Возрождения, уступили место человеку, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным, э моциональным и психологически сложным. В нем обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутреннего мира, ярче и определеннее выступают национальные черты, показывается его место в обществе. Реальная жизнь раскрывается художниками 17 века в многообразии драматических коллизий и конфликтов, гротескио-сатирических и комедийных ситуаций. В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер).

Художественная культура 17 века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы. К началу 17 века утверждаются революционные завоевания в Голландии – первой капиталистической стране Европы. В Англии совершается буржуазная революция 1640–1660 годов общеевропейского масштаба. Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. Служа интересам феодального дворянства, французский абсолютизм протекционистской политикой обеспечил рост буржуазии. Однако феодализм был еще прочен. Испания, бывшая в 16 столетии сильнейшей державой мира, превратилась в одно из отсталых реакционных государств Европы. В Италии и Германии при сохранении феодальной раздробленности формируется мелкодержавный княжеский; деспотизм. Даже в Англии буржуазия делится властью с земельной аристократией.

В борьбе за прогрессивный путь развития европейских государств важную роль играли народные движения. Протест народных масс против абсолютистского гнета и хищничества эпохи первоначального накопления составлял основное содержание общественной жизни 17 века. Развитие культуры в той или иной степени испытывало ее воздействие. Выступления передовых мыслителей против феодализма были связаны с критикой католической церкви, вновь усиливающей свое влияние и сковывающей общественную мысль.

В то же время общий подъем экономики в передовых странах Европы, расцвет мануфактуры, торговли создали почву для прогресса точных и естественных наук. Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза), расширению и углублению представлений о природе и вселенной. В то время как для ученых эпохи Возрождения установление закономерностей явлений основывалось на опытном наблюдении единичного, индивидуального, мыслители 17 века исходили в своих научных теориях из целостных систем и взглядов на мир. В творчестве художников также утверждается более целостное и глубокое восприятие действительности. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств.

Отдельные виды искусства, как и отдельные произведения, утрачивают обособленность и стремятся к соединению друг с другом. Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектами дополняет то, что заложено в архитектурном интерьере. Стремление к широкому показу действительности привело в 17 столетии к многообразию жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоевывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт.

Сложные взаимоотношения и борьба социальных сил порождают и разнообразие художественно-идейных течений. В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 век характеризуют два больших стиля – барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. В крайних проявлениях искусство барокко приходит к иррационализму, к мистике, воздействует на воображение и чувство зрителя драматическим напряжением, экспрессией форм. События трактуются в грандиозном плане, художники предпочитают изображать сцены мучений, экстазов или панегирики подвигам, триумфам.

В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Прекрасным с точки зрения классицизма является лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. В искусстве классицизма единство достигается путем соединения и соответствия всех частей целого, сохраняющих, однако, самостоятельное значение. И для барокко и для классицизма характерно стремление к обобщению, но мастера барокко тяготеют к динамичным массам, к сложным, обширным ансамблям. Часто черты этих двух больших стилей переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного и того же художника, порождая в нем противоречия.

Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве возникает более непосредственное мощное реалистическое отражение жизни, свободное от стилевых элементов. Реалистическое направление является важной вехой в эволюции западноевропейского искусства. Его проявления необычайно разнообразны и ярки, как в различных национальных школах, так и у отдельных мастеров. 17 веку принадлежат величайшие мастера реализма – Караваджо, Веласкес, Рембрандт, Хальс, Вермеер Дельфтский. В 17 столетии на первое место выступают те национальные школы, в искусстве которых были достигнуты высшие творческие результаты. Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция быстро становятся влиятельными художественными центрами. В других европейских странах – Англии, Германии, Австрии, Чехии, Польше, Дании художественная культура сохраняет отпечаток локальных свойств и взаимосвязи с традицией предшествующих эпох.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 06.02.2017 15:37 Просмотров: 2498

В нашей статье речь пойдёт о двух художниках: Яне ван Гойене и Якобе ван Рёйсдале .

Они оба жили в эпоху освобождения Голландии от чужеземного ига, и это был Золотой век голландской живописи. Именно в искусстве Голландии начали развиваться следующие жанры: портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции. Искусство Голландии XVII в. стало своеобразным феноменом в художественном мире Европы XVII в. Голландские мастера проложили путь, по которому пошли художники других национальных европейских художественных школ.

Ян ван Гойен (1596-1656)

Терборх «Портрет ван Гойена» (ок. 1560)

Ян ван Гойен принадлежит к числу первых художников, изображавших природу естественно, просто, без украшательства. Он является создателем национального голландского пейзажа. Природа его страны дала ему достаточно сюжетов на всю его жизнь.
Ян ван Гойен родился в 1596 г. в городе Лейдене в семье сапожника.
Хотя Ян ван Гойен провел в молодости некоторое время в Париже, но во Франции любовь к простому пейзажу была неизвестна, поэтому вряд ли стоит говорить о каком-то влиянии на его творчество представителей французской живописи.
В своем отечестве у него было несколько учителей живописи, но только в мастерской Исаии ван де Вельде он провёл год, с остальными же наставниками он общался ещё меньше.

Ян ван Гойен «Пейзаж с дюнами» (1630-1635). Музей истории искусств (Вена)

Творчество

Сначала Гойен писал голландские деревни или окрестности с их растительностью, потом в его картинах стали преобладать прибрежные виды, где бо́льшую часть картин занимали небо и вода.

Ян ван Гойен «Вид на реку» (1655). Маурицхёйс (Гаага)

Деревья, хижины или городские строения играют в его картинах второстепенную роль, но имеют очень живописный вид, так же, как и небольшие парусные и гребные суда с фигурами рыбаков, кормчих и пассажиров.
Картины Гойена преимущественно монотонны. Художник любил простоту колорита, но при этом его краски гармоничны. Краски он накладывал легким слоем.

Ян ван Гойен «Вид на Мерведе под Дордрехтом (ок. 1645). Рейксмузей (Амстердам)

Поздние работы художника отличаются практически монохромной палитрой, а просвечивающийся грунт придаёт им особую глубину и неповторимое очарование.

Ян ван Гойен «Пейзаж с двумя дубами» (1641). Рейксмузей (Амстердам)

Картины его приятны именно своей простотой и реалистичностью. Художник создал довольно много художественных полотен, но не всегда его труд вознаграждался достойным образом. Поэтому Гойену приходилось подрабатывать и другими способами: он торговал тюльпанами, занимался оценкой и продажей произведений искусства, недвижимости, земельных участков. Но попытки предпринимательства обычно не приводили к успеху.

Ян ван Гойен «Зимняя сцена на льду»

Теперь же его творчество оценено по достоинству, и любой музей считает его картины ценными экспонатами.
Несколько картин Яна ван Гойена находятся и в Эрмитаже: «Вид р. Маас, близ Дортрехта», «Схевенингенский берег, близ Гааги», «Зимний ландшафт», «Вид на р. Маас», «Деревенский вид», «Пейзаж с дубом» и др.

Ян ван Гойен «Пейзаж с дубом»

Кроме живописи, Гойен занимался офортом (разновидность гравюры на металле) и рисунком.

В 1632 г. Гойен вместе с семьёй переехал в Гаагу, где прожил до конца жизни – до 1656 г.

Якоб ван Рёйсдал (1628/1629-1682)

Якоб Исаакс ван Рёйсдал родился и умер в Харлеме (Нидерланды). Точных его портретов не сохранилось. Данный портрет – лишь предположительный.
В настоящее время Рёйсдала считают наиболее значительным нидерландским художником-пейзажистом, но при жизни его талант не был оценён в должной мере. Его учителем мог быть родной дядя – художник Соломон ван Рёйсдал.
Рёйсдал был также практикующим хирургом, работал в Амстердаме.

Творчество

Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. И для него был важен любой компонент пейзажа: склонившаяся от порыва ветра ветка дерева, примятая травинка, грозовое облако, протоптанная тропинка... И все эти компоненты гармонично соединялись в его картинах в единую ПРИРОДУ.
Он писал маленькими мазками. Любил писать лесные чащи, болота, водопады, маленькие нидерландские города или деревни, и над всем этим – торжествующее небо. Пейзажи Рёйсдала понятны любому человеку любой национальности, потому что в них выражено общее для всех людей единение с природой.
Рёйсдал создал около 450 картин. В других источниках указывается количество 600. Большинство его пейзажей посвящены природе родных Нидерландов, но он писал и дубовые леса Германии, и водопады Норвегии.