Александр Сергеевич Пушкин, "Капитанская дочка": анализ, тема, главные герои. Изображение народной массы в повести Пушкина «Капитанская дочка Анализ "Капитанской дочки"

В "Капитанской дочке" мы встречаем поистине русские характеры, которым наравне с благородством, достоинством, честью присущи и привитые веками бесправного положения смиренность, рабская психология. Эти черты заметны в Савельиче и капитане Миронове. Пугачев и его соратники также представляют народ, но не раболепствующий, не смиренный, а бунтующий, мятежный. Не все герои повести разделяют глубоко драматичную, исполненную острых противоречий судьбу народа в государстве, где царит произвол.

Очень притягателен в повести образ слуги Петра Гринева Савельича. Он выписан наиболее полно и всесторонне. Автор старается показать Савельича в разных жизненных ситуациях, давая возможность герою проявить все присущие ему качества. Савельич заботился о маленьком барине, как о собственном сыне: переживал, когда Петруша болел, возмущался, когда юному Гриневу был выписан для обучения француз. А когда Гринев достиг совершеннолетия и был отправлен служить отечеству, Савельич повсюду следовал за ним и даже не единожды спасал от смерти.

Савельич хоть и не учился грамоте, но от природы умен, наблюдателен. А чувство ответственности, которое он проявляет по отношению к Гриневу, достойно восхищения.

Автор не скрывает своей симпатии к этому герою. Доброта, простота, честность всегда нравились Пушкину в людях, такой была и его няня, которой он посвящал стихи. Однако, уважая Савельича за человеческие качества, Пушкин в то же время испытывает жалость и сострадание к своему герою и ко всему народу, которому долгие годы прививали рабское повиновение и смиренность. Отдавая всю душу, всего себя барскому ребенку, Савельич редко слышал слова благодарности, но часто бывал незаслуженно наказан. Даже Петр Гринев, благородный дворянин, бывал несправедлив к верному слуге. Так, впервые вырвавшись из-под опеки родных и почувствовав себя взрослым и самостоятельным, Гринев напивается до беспамятства и проигрывает деньги первому встречному. Савельич пытается образумить хозяина, но молодой человек дерзко отвечает: "Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои... А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают". А затем Савельич слышит еще более оскорбительные слова; "Подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню". От обиды привыкший, казалось бы, ко всему слуга даже заплакал. Но он продолжает заботиться о барине все с тем же усердием.

Или другой пример. Узнав о дуэли, Савельич, не раздумывая, бежит к месту поединка, чтобы, если потребуется, спасти хозяина: "Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча". И что же в ответ? Гринев не только не отблагодарил своего заступника и спасителя, но еще и обвинил его в своем ранении. Досталось Савельичу и от Гринева-старшего, отругавшего старика за молчание. Но Савельич не возмутился, не стал роптать на хозяина за несправедливое отношение. В ответном письме смиренно называет себя рабом, холопом, а оскорбительное письмо господина — "милостивым писанием": " Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего... А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски. Верный холоп ваш Архип Савельев". Не вызывает сомнения, что Савельич смиренно согласится с любой участью, которую ему уготовит хозяин, — хоть свиней пасти, хоть наложить на себя руки, и при этом и не подумает противиться или защищаться.

Еще более жалким выглядит Савельич в своем отношении к Пугачеву и повстанцам. Он, выходец из народа, не становится на сторону этого народа и даже не сочувствует ему. Он остается глух к провозглашаемой мятежниками вольности и судит о событиях с позиций своих хозяев, то есть поддерживает тех, кто его же угнетает.

Савельичу, как и любому простому бесправному человеку, присуще смирение. Это качество он получил в наследство от отца, тот — от деда, дед — от прадеда... По-другому эти люди жить не могут: слишком долго им внушали, что они — ниже и хуже других, что смирение — их удел.

Менее детально представлен в повести образ капитана Миронова. Это благородный, честный, верный долгу, слову и присяге человек. Известно, что доброта, сердечность — национальные черты русского. характера, и Иван Кузьмич с супругой исключением не были: "Иван Кузьмич... был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый". По этой причине и приняли Мироновы Гринева как доброго знакомого. Иван Кузьмич, несмотря на капитанское звание, происходил из бедной солдатской семьи. Оттуда и простота его в обращении с людьми. Теперешний быт наверняка мало чем отличался от быта его родителей: капитан сохранил чувство меры и скромность своих предков. Измена и предательство противны натуре этого человека. И в этом также проявляется истинно русская душа капитана Миронова. Нельзя не восхищаться его смелостью и отвагой. Не дождавшись помощи, он, нисколько не колеблясь, решает выступить против многочисленного войска Пугачева. Так же мужественно принимает он и смерть. Однако нельзя не согласиться, что действует Иван Кузьмич бессознательно, ему не приходит в голову задуматься, за что он умирает, за какую идею? Точно так же не задумывается капитан Миронов, почему Пугачев и его люди, против которых приготовил он свою пушку, бунтуют, что заставило их пойти против власти? Миронов не привык мыслить критически. Он поступает согласно долгу. Капитан Миронов, как и Савельич, воспитан в смирении и повиновении.

Симпатичен в повести и образ Ивана Игнатьича, гарнизонного поручика. Благоразумие, рассудительность, христианское умение прощать ближнего своего — качества, присущие этому пушкинскому герою и всем простым русским людям. Речь Ивана Игнатьича характеризует его как простого человека, необразованного, но по-своему мудрого. Вот как рассуждает Иван Игнатьич, призывая Гринева не стреляться со Швабриным: "Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье — и разойдитесь, а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить?.. Ну а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?".

Но кроме смирения в простом народе может возникнуть и противоположная реакция — бунт, "бессмысленный и беспощадный". Пушкин никогда не был сторонником революций, а считал возможным изменение общественного строя путем мирных реформ, и поэтому он может оценить негативные стороны восстания: грабежи, насилие, жестокость. Однако Пушкин открыто симпатизирует мятежникам. Пугачев в повести — носитель всех лучших народных качеств. Люди его ощущают униженность своего рабского положения. Со скорбью и болью исполняют они русскую народную песню о крестьянском молодце, в которой — их бесправная доля и их трагические судьбы.

"Историей Пугачева" и "Капитанской дочкой" Пушкин предупреждает современников о той кровавой анархии, которая грозит русскому государству, если крепостнические порядки вынудят "черный народ" снова взяться за топор.

История создания

Тема народных восстаний под предводительством Разина и Пу­гачева заинтересовали Пушкина еще в 1824 г., вскоре после его при­езда в Михайловское. В первой половине ноября 1824 г. в письме к брату Льву он просит прислать ему «Жизнь Емельки Пугачева» (Пушкин, т. 13, с. 119). Пушкин имел в виду книгу «Ложный Петр III, или Жизнь, характер и злодеяния бунтовщика Емельки Пугачева» (Москва, 1809).

В следующем письме к брату Пушкин пишет: «Ах! боже мой, чуть не забыл! Вот тебе задача: историческое, сухое из­вестие о Сеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории» (Пушкин, т. 13, с. 121). В Михайловском же Пушкин обра­батывал фольклорные песни о Разине.

Интерес поэта к теме был обусловлен также тем, что вторая по­ловина 1820-х годов была отмечена волной крестьянских возмуще­ний, беспорядки не обошли стороной и Псковскую область, в кото­рой жил Пушкин до осени 1826 года и где он неоднократно бывал и позднее. Крестьянские беспорядки конца 1820-х годов создавали тревожную ситуацию.

17 сентября 1832 года Пушкин уехал в Москву, где П.В. Нащокин рассказал ему о судебном процессе белорусского дворянина Ост­ровского; этот рассказ лег в основу повести «Дубровский»; замысел повествования о дворянине-пугачевце временно был оставлен - Пушкин вернулся к нему в конце января 1833 года. В эти годы поэт активно собирал исторический материал для будущей книги: рабо­тал в архивах, посещал места, связанные с восстанием Пугачева. В результате одновременно с «Капитанской дочкой» создавалась кни­га о Пугачеве. Работа над «Историей Пугачева» помогла Пушкину осуществить художественный замысел: «Капитанская дочка» была вчерне закончена 23 июля 1836 года. Пушкин, не вполне удовлетво­ренный первоначальной редакцией, переписал книгу. 19 октября «Капитанская дочка» была переписана до конца, а 24 октября посла­на цензору. Пушкин просил цензора, ПЛ. Корсакова, не разглашать тайну его авторства, предполагая выпустить повесть в свет аноним­но. «Капитанская дочка» появилась 22 декабря 1836 года в четвертом номере журнала «Современник».

Род, жанр, творческий метод

Заглавие для своего произведения Пушкин выбрал, вероятно, лишь 1836 года, когда рукопись была отправлена писателем в цензуру; до этого времени, упоминая в письмах о «Капитанской дочке», Пушкин называл свое повествование просто романом. По сей день нет единого мнения в определении жанра «Капитанской дочки». Произведение называют и романом, и повестью, и семей­ной хроникой. Как было сказано выше, сам поэт считал свой труд романом. Позже исследователи пришли к мысли, что «Капитанская дочка» является повестью. По форме это мемуары - записки старо­го Гринева, в которых он вспоминает об истории, которая про­изошла в молодости - семейная хроника переплелась с историче­скими событиями. Итак, жанр «Капитанской дочки» можно определить как исторический роман в мемуарной форме. Не слу­чайно Пушкин обратился к мемуарной форме. Во-первых, мемуары придавали произведению колорит эпохи; во-вторых, помогли из­бежать цензурных затруднений.

В произведении очевидна документальность, героями его явля­ются реально существующие люди: Екатерина II, Пугачев, его сорат­ники Хлопуша и Белобородов. Вместе с тем исторические события преломляются через судьбы вымышленных героев. Появляется лю­бовная интрига. Художественный вымысел, сложность композиции и построение характеров позволяют отнести произведение Пушки­на к жанру романа.

«Капитанская дочка» - произведение реалистическое, хотя и не лишенное некоторых черт романтизма. Реализм романа заключает­ся в объективном изображении исторических событий, связанных с Пугачевским восстанием, с изображением реалий жизни и быта дворян, простых русских людей, крепостных крестьян. Романтиче­ские черты предстают в эпизодах, связанных с любовной линией романа. Романтичен сам сюжет произведения.

Тематика

В «Капитанской дочке» можно выделить два круга основных проблем. Это проблемы социально-исторические и проблемы нрав­ственные. Пушкин хотел, прежде всего, показать, как складывалась судьба героев повествования, попавших в круговорот исторических потрясений. На первый план выходит проблема народа и проблема русского национального характера. Проблема народа воплощается через соотношение образов Пугачева и Савельича, через изображе­ние характеров обитателей Белогорской крепости.

Пословица, взятая Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей по­вести, обращает внимание читателя на идейно-нравственное со­держание произведения: одна из важнейших проблем «Капитанской дочки» - проблема нравственного воспитания, формирования личности Петра Андреевича Гринева, главного героя повести. Эпи­граф представляет собою сокращенный вариант русской послови­цы: «Береги платье снову, а честь смолоду». Полностью эту послови­цу вспоминает Гринев-отец, напутствуя сына, отправляющегося в армию. Проблема чести и долга раскрывается через противопостав­ление Гринева и Швабрина. Разные грани этой проблемы находят отражение в образах капитана Миронова, Василисы Егоровны, Ма­ши Мироновой и других персонажей.

Проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина; с особой остротой она встала перед писателем после поражения восстания декабристов, которое в сознании Пушкина воспринималось как трагическая развязка жизненного пути лучших его современников. Воцарение Николая I привело к резкому изменению нравственного «климата» дворянско­го общества, к забвению просветительских традиций XVIII века. В этих условиях Пушкин ощутил настоятельную необходимость со­поставить нравственный опыт разных поколений, показать преем­ственную связь между ними. Представителям «новой знати» Пушкин противопоставляет людей, нравственно цельных, не затронутых жаждой чинов, орденов и наживы.

Одна из важнейших нравственных проблем романа - личность в переломные моменты истории - остается актуальной и сегодня. Писатель поставил вопрос: возможно ли в борьбе противополож­ных общественных сил сохранить честь и достоинство? И на высо­ком художественном уровне ответил на него. Возможно!

Идея

Известный исследователь творчества А.С. Пушкина Ю.М. Лотман писал: «Вся художественная ткань «Капитанской дочки» отчетливо распадается на два идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению миров - дворянского и крестьянского. Было бы не­допустимым упрощением, препятствующим проникновению в под­линный замысел Пушкина, считать, что дворянский изобража­ется в повести только сатирически, а крестьянский - только сочувственно, равно как утверждать, что все поэтическое в дворян­ском лагере принадлежит, по мнению Пушкина, не специфически дворянскому, а общенациональному началу».

В неоднозначном отношении автора к восстанию и самому Пу­гачеву, а также к Гриневу и другим персонажам заложена идейная направленность романа. Пушкин не мог положительно относиться к жестокости бунта («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмыс­ленный и беспощадный!»), хотя и понимал, что в восстании прояв­ляется стремление народа к свободе и воле. Пугачев, при всей своей жестокости, в изображении Пушкина вызывает симпатию. Он пока­зан человеком широкой души, не лишенным милосердия. В сюжет­ной линии любви Гринева и Маши Мироновой автор представил идеал самоотверженной любви.

Основные герои

Н.В. Гоголь писал, что в «Капитанской дочке» «в первый раз вы­ступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкой, бес­толковщина времени и простое величие простых людей, все - не только самая правда, но еще как бы лучше ее».

Система персонажей произведения строится на наличии или отсутствии именно духовного побеждающего начала в человеке. Так, принцип противостояния добра, света, любви, истины и зла, мрака, ненависти, лжи отражается в романе в контрастном распре­делении главных персонажей. В одном кругу находятся Гринев и Марья Ивановна; в другом - Пугачев и Швабрин.

Центральной фигурой в романе является Пугачев. К нему схо­дятся все сюжетные линии произведения Пушкина. Пугачев в изо­бражении Пушкина - талантливый предводитель стихийного на­родного движения, в нем воплощен яркий народный характер. Он может быть как жестоким и страшным, так и справедливым и благо­дарным. Показательно отношение его к Гриневу и Маше Мироно­вой. Стихия народного движения захватила Пугачева, мотивы его поступков заложены в морали калмыцкой сказки, которую он рас­сказывает Гриневу:«... чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»

В сравнении с Пугачевым Петр Андреевич Гринев - герой вы­мышленный. Имя Гринева (в черновом варианте он назывался Бу- ланиным) выбрано не случайно. В правительственных документах, касающихся Пугачевского бунта, значилось имя Гринева среди тех, кто был вначале под подозрением, а затем оправдан. Выходец из обедневшей дворянской семьи, Петруша Гринев в начале повество­вания представляет собой яркий образец недоросля, обласканного и любимого домашними. Обстоятельства военной службы способ­ствуют взрослению Гринева, в дальнейшем он предстает человеком порядочным, способным к смелым поступкам.

«Имя девицы Мироновой, - писал Пушкин 25 октября 1836 года цензору П.А. Корсакову, - вымышлено. Роман мой основан на пре­дании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, из­менивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувше­гося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины». Остановившись на названии «Капитанская дочка-», Пушкин подчер­кивал значимость образа Марьи Ивановны Мироновой в романе. Капитанская дочка изображена как нечто светлое, юное, чистое. За этой внешностью просвечивает небесная чистота души. Главное со­держание ее внутреннего мира - в полном доверии к Богу. В ней на протяжении всего романа ни разу нет и намека на не то чтобы бунт, но и на сомнение в правильности или справедливости происходя­щего. Так, наиболее ярко это проявляется в отказе Маши от брака с любимым человеком вопреки воли его родителей: «Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы...». Маша соединила в себе лучшие качества рус­ского национального характера - веру, способность к искренней самоотверженной любви. Она является ярким запоминающимся образом, «милым идеалом» Пушкина.

В поисках героя для исторического повествования Пушкин об­ратил внимание на фигуру Шванвича, дворянина, служившего Пуга­чеву; в окончательной редакции повести это историческое лицо, с существенным изменением мотивов его перехода на сторону Пуга­чева, превратилось в Швабрина. Данный персонаж вобрал в себя всевозможные негативные характеристики, главная из которых представлена в определении Василисы Егоровны, данном ею при выговоре Гриневу за поединок: «Петр Андреич! Этого я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно? Алексей Иваныч: он за душе­губство и из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует; а ты-то что? туда же лезешь?» Капитанша точно указала на суть противо­стояния Швабрина и Гринева: безбожие первого, диктующего всю подлость его поведения, и вера второго, являющаяся основой дос­тойного поведения и благих деяний. Его чувство к капитанской доч­ке - страсть, выявившая в нем все наихудшие свойства и черты: не­благородство, подлость натуры, озлобленность.

Место второстепенных персонажей в системе образов

В системе персонажей важную роль играют родные и близкие Гринева и Маши. Это Андрей Петрович Гринев - отец главного ге­роя. Представитель старинного дворянства, человек высоких нрав­ственных принципов. Именно он отправляет сына в армию, чтобы тот «понюхал пороху». Рядом с ним по жизни идет его жена и мать Петра - Авдотья Васильевна. Она является воплощением доброты и материнской любви. К семье Гриневых с полным правом можно от­нести крепостного человека Савельича (Архипа Савельева). Он за­ботливый дядька, воспитатель Петра, который самоотверженно со­провождает воспитанника во всех его приключениях. Особую храбрость проявил Савельич в сцене казни защитников Белогор- ской крепости. В образе Савельича нашло отражение типичное изображение того воспитания, которое давалось в то время сыновь­ям помещиков, живших в своих деревнях.

Капитан Иван Кузьмич Миронов - комендант Белогорской крепости - человек честный и добрый. Он храбро сражается с бунтовщиками, защищая крепость, а вместе с ней и свою семью. Солдатский долг капитан Миронов выполнил с честью, отдав жизнь за отечество. Участь капитана разделила и его жена Васили­са Егоровна, хлебосольная и властолюбивая, сердечная и мужест­венная.

Некоторые персонажи романа имеют исторические прототипы. Это в первую очередь Пугачев и Екатерина II. Затем сподвижники Пугачева: капрал Белобородов, Афанасий Соколов (Хлопуша).

Сюжет и композиция

В основе сюжета «Капитанской дочки» находится судьба моло­дого офицера Петра Гринева, который сумел в тяжелых историче­ских обстоятельствах остаться добрым и человечным. Любовная ис­тория взаимоотношений Гринева и Маши Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, происходит во время Пугачев­ского восстания (1773-1774 гг.). Пугачев является связующим зве­ном всех сюжетных линий романа.

В «Капитанской дочке» четырнадцать глав. Всему роману и каж­дой главе предшествует эпиграф, всего их в романе семнадцать. В эпиграфах акцентируется внимание читателя на наиболее важных эпизодах, определяется авторская позиция. Эпиграф ко всему рома­ну: «Береги честь смолоду» - определяет главную нравственную проблему всего произведения - проблему чести и достоинства. Со­бытия излагаются в мемуарной форме от лица постаревшего Петра Гринева. В конце последней главы повествование ведется «издате­лем», за которым скрывается сам Пушкин. Заключительные слова «издателя» являются эпилогом «Капитанской дочки».

Первые две главы представляют собой экспозицию повести и знакомят читателей с основными героями - носителями идеалов дворянского и крестьянского миров. Пронизанный иронией рассказ о семье и воспитании Гринева погружает нас в мир старого помест­ного дворянства. Описание быта Гриневых воскрешает атмосферу той дворянской культуры, которая порождала культ долга, чести и человечности. Петрушу воспитывали глубокие связи с родовыми корнями, почитание семейных традиций. Этой же атмосферой про­низано описание жизни семейства Мироновых в Белогорской кре­пости в трех первых главах основной части повествования: «Кре­пость», «Поединок», « ».

Семь глав основной части, повествующие о жизни в Белогор­ской крепости, имеют важное значение для развития любовной линии сюжета. Завязкой этой линии является знакомство Петруши с Машей Мироновой, в столкновении из-за нее Гринева со Шваб- риным развивается действие, а объяснение в любви между ране­ным Гриневым и Машей является кульминацией развития их от­ношений. Однако роман героев заходит в тупик после письма Гринева-отца, отказывающего сыну в согласии на брак. О событи­ях, подготовивших выход из любовного тупика, повествуется в главе «Пугачевщина».

В сюжетном построении романа явно обозначены как любовная линия, так и исторические события, тесно переплетающиеся между собой. Выбранная сюжетно-композиционная структура произведе­ния позволяет Пушкину наиболее полно раскрыть личность Пугаче­ва, осмыслить народное восстание, на примере Гринева и Маши обратиться к основным нравственным ценностям русского нацио­нального характера.

Художественное своеобразие

Одним из общих принципов русской прозы до Пушкина было сближение ее с поэзией. Пушкин отказался от такого сближения. Проза Пушкина отличается лаконичностью и сюжетно-компози- ционной четкостью. В последние годы поэта волновал определенный ряд проблем: роль личности в истории, взаимоотношения дворянства и народа, проблема старого и нового дворянства. Предшествовавшая Пушкину литература создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пуш­кин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой пре­жде всего - живой человек со всеми его страстями, мало того, Пуш­кин демонстративно отказывается от романтического героя. Он вводит в художественный мир среднего человека как главного героя, что позволяет выявить особые, типические черты той или иной эпо­хи, обстановки. В то же время Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ пове­ствователя, другие художественные приемы.

Так, в «Капитанской дочке» появляется «издатель», который от лица автора высказывает свое отношение к происходящему. Автор- екая позиция обозначается посредством различных приемов: па­раллелизм в развитии сюжетных линий, композиция, система обра­зов, название глав, подбор эпиграфов и вставных элементов, зер­кальное сопоставление эпизодов, словесный портрет героев романа.

Важным для Пушкина был вопрос о слоге и языке прозаического произведения. В заметке «О причинах, замедливших ход нашей сло­весности» он писал: «Проза наша так мало еще обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных...» Таким образом, перед Пушкиным стояла задача создания нового языка прозы. Отличи­тельные свойства такого языка сам Пушкин определил в заметке «О прозе»: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к че­му не служат». Такой стала проза самого Пушкина. Простые двусос­тавные предложения, без сложных синтаксических образований, ничтожно малое количество метафор и точные эпитеты - таков стиль пушкинской прозы. Вот отрывок из «Капитанской дочки», ти­пичнейший для пушкинской прозы: «Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка. Народ разошелся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника. Все было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить». Проза Пушкина была принята современниками без особого интереса, зато в дальнейшем развитии из нее выросли Гоголь и Достоевский, Тургенев.

Крестьянский уклад жизни в романе овеян особой поэзией: пес­ни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. В тексте звучит бурлацкая песня и народная калмыцкая , в которой Пугачев объясняет Гриневу свою жизненную фи­лософию.

Важное место в романе занимают пословицы, в которых отра­зилось своеобразие народной мысли. Исследователи неоднократно обращали внимание на роль пословиц и загадок в характеристике Пугачева. Но пословицами говорят и другие персонажи из народа. Савельич пишет в отписке барину: «...быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается».

Значение

«Капитанская дочка» - итоговое произведение Пушкина как в жанре художественной прозы, так и во всем творчестве. И действи­тельно, в этом произведении сошлись воедино многие волнующие Пушкина на протяжении долгих лет темы, проблемы, идеи; средства и способы художественного воплощения их; основные принципы творческого метода; авторская оценка и мировоззренческая пози­ция по ключевым понятиям бытия человека и мира.

Являясь историческим романом, включая реальный конкретный исторический материал (события, исторические лица), «Капитан­ская дочка» содержит в себе в концентрированном виде постановку и решение социально-исторических, психологических, нравствен­но-религиозных вопросов. Роман был неоднозначно встречен со­временниками Пушкина и сыграл решающую роль в дальнейшем развитии русской литературной прозы.

Один из первых отзывов, написанных после публикации «Капи­танской дочки», принадлежит В.Ф. Одоевскому и датируется при­близительно 26 декабря того же года. «Вы знаете все, что я об Вас думаю и к Вам чувствую, - пишет Одоевский Пушкину, - но вот критика не в художественном, но в читательском отношении: Пу­гачев слишком скоро после того как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто - читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской кре­пости, когда она уже и взята». По-видимому, Одоевского поразила лаконичность повествования, неожиданность и быстрота сюжетных поворотов, композиционная динамичность, не свойственные, как правило, историческим произведениям того времени. Одоевский высоко оценил образ Савельича, назвав его «самым трагическим лицом». Пугачев, с его точки зрения, «чудесен; он нарисован мастер­ски. Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в со­общники Пугачева. <...> Швабрин слишком умен и тонок, чтобы по­верить в возможность успеха Пугачева, и недовольно страстен, что­бы из любви к Маше решиться на такое дело. Маша так долго в его власти, а он не пользуется этими минутами. Покаместь Швабрин для меня имеет много нравственно-чудесного; может быть, как прочту в третий раз, лучше пойму». Сохранились сочувственные положи­тельные характеристики «Капитанской дочки», принадлежащие В.К. Кюхельбекеру, ПЛ. Катенину, ПЛ. Вяземскому, А.И. Тургеневу.

«...Весь этот рассказ «Капитанская дочка» чудо искусства. Не подпишись под ним Пушкин, и действительно можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описанных событий, до того рассказ наивен и безыскусствен, так, что в этом чуде искусства как бы исчезло искус­ство, утратилось, дошло до естества...» - писал Ф.М. Достоевский.

«Что же такое «Капитанская дочка»? Всем известно, что это одно из драгоценнейших достояний нашей литературы. По простоте и чистоте своей поэзии это произведение одинаково доступно, оди­наково привлекательно для взрослых и детей. На «Капитанской доч­ке» (так же, как на «Семейной хронике» С. Аксакова) русские дети воспитывают свой ум и свое чувство, так как учителя, без всяких по­сторонних указаний, находят, что нет в нашей литературе книги бо­лее понятной и занимательной и вместе с тем столь серьезной по содержанию и высокой по творчеству», - высказал свое мнение Н.Н. Страхов.

К отзывам литературных соратников Пушкина примыкает и позднейший отклик писателя ВЛ. Соллогуба: «Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной сторо­ны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его во­ображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной при­роды. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов. Но Пушкин превозмог самого себя. Он не дозволил себе отступить от связи исторических собы­тий, не проронил лишнего слова, - спокойно распределил в долж­ной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал про­сто, но гармоническим языком исторический эпизод. В этом произ­ведении нельзя не видеть, как художник мог управлять своим талан­том, но нельзя же было и поэту удержать избыток своих личных ощущений, и они вылились в Капитанской дочке, они придали ей цвет, верность, прелесть, законченность, до которой Пушкин нико­гда еще не возвышался в цельности своих произведений».

В «Капитанской дочке» мы встречаем поис-
тине русские характеры, которым наравне
с благородством, достоинством, честью прису-
щи и привитые веками бесправного положения
смиренность, рабская психология. Эти черты
заметны в Савельиче и капитане Миронове.
Пугачев и его соратники также представляют
народ, но не раболепствующий, не смиренный,
а бунтующий, мятежный. Не все герои повес-
ти разделяют глубоко драматичную, исполнен-
ную острых противоречий судьбу народа в го-
сударстве, где царит произвол.
Очень притягателен в повести образ слу-
ги Петра Гринева Савельича. Он выписан на-
иболее полно и всесторонне. Автор старается
показать Савельича в разных жизненных си-
туациях, давая возможность герою проявить
все присущие ему качества. Савельич забо-
тился о маленьком барине, как о собствен-
ном сыне: переживал, когда Петруша болел,
возмущался, когда юному Гриневу был вы-
писан для обучения француз. А когда Гри-
нев достиг совершеннолетия и был отправ-
лен служить отечеству, Савельич повсюду
следовал за ним и даже не единожды спасал
от смерти.
Савельич хоть и не учился грамоте, но от
природы умен, наблюдателен. А чувство от-
ветственности, которое он проявляет по от-
ношению к Гриневу, достойно восхищения.
Автор не скрывает своей симпатии к это-
му герою. Доброта, простота, честность все-
гда нравились у в людях, такой была
и его няня, которой он посвящал стихи. Од-
нако, уважая Савельича за человеческие ка-
чества, в то же время испытывает
жалость и сострадание к своему герою и ко
всему народу, которому долгие годы приви-
вали рабское повиновение и смиренность.
Отдавая всю душу, всего себя барскому ре-
бенку, Савельич редко слышал слова бла-
годарности, но часто бывал незаслуженно
наказан. Даже Петр Гринев, благородный
дворянин, бывал несправедлив к верному
слуге. Так, впервые вырвавшись из-под опе-
ки родных и почувствовав себя взрослым
и самостоятельным, Гринев напивается до
беспамятства и проигрывает деньги первому
встречному. Савельич пытается образумить
хозяина, но молодой человек дерзко отвеча-
ет: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги
мои… А тебе советую не умничать и делать
то, что тебе приказывают». А затем Савель-
ич слышит еще более оскорбительные слова;
«Подавай сюда деньги или я тебя взашей
прогоню». От обиды привыкший, казалось
бы, ко всему слуга даже заплакал. Но он
продолжает заботиться о барине все с тем же
усердием.
Или другой пример. Узнав о дуэли, Саве-
льич, не раздумывая, бежит к месту поедин-
ка, чтобы, если потребуется, спасти хозяина:
«Бог видит, бежал я заслонить тебя своею
грудью от шпаги Алексея Иваныча». И что
же в ответ? Гринев не только не отблагода-
рил своего заступника и спасителя, но еще
и обвинил его в своем ранении. Досталось
Савельичу и от Гринева-старшего, отругав-
шего старика за молчание. Но Савельич не
возмутился, не стал роптать на хозяина за
несправедливое отношение. В ответном пись-
ме смиренно называет себя рабом, холопом,
а оскорбительное письмо господина - «ми-
лостивым писанием»: «Милостивое писание
ваше я получил, в котором изволишь гне-
ваться на меня, раба вашего… А изволите вы
писать, что сошлете меня свиней пасти, и на
то ваша боярская воля. За сим кланяюсь раб-
ски. Верный холоп ваш Архип Савельев». Не
вызывает сомнения, что Савельич смиренно
согласится с любой участью, которую ему
уготовит хозяин, - хоть свиней пасти, хоть
наложить на себя руки, и при этом и не по-
думает противиться или защищаться.
Еще более жалким выглядит Савельич
в своем отношении к Пугачеву и повстанцам.
Он, выходец из народа, не становится на сто-
рону этого народа и даже не сочувствует ему.
Он остается глух к провозглашаемой мятеж-
никами вольности и судит о событиях с пози-
ций своих хозяев, то есть поддерживает тех,
кто его же угнетает.
Савельичу, как и любому простому бес-
правному человеку, присуще смирение. Это
качество он получил в наследство от отца,
тот - от деда, дед - от прадеда… По-друго-
му эти люди жить не могут: слишком долго
им внушали, что они - ниже и хуже других,
что смирение - их удел.
Менее детально представлен в повести
образ капитана Миронова. Это благородный,
честный, верный долгу, слову и присяге че-
ловек. Известно, что доброта, сердечность -
национальные черты русского. характера,
и Иван Кузьмич с супругой исключением не
были: «Иван Кузьмич… был человек необра-
зованный и простой, но самый честный и до-
брый». По этой причине и приняли Мироно-
вы Гринева как доброго знакомого. Иван
Кузьмич, несмотря на капитанское звание,
происходил из бедной солдатской семьи. От-
туда и простота его в обращении с людьми.
Теперешний быт наверняка мало чем отли-
чался от быта его родителей: капитан сохра-
нил чувство меры и скромность своих пред-
ков. Измена и предательство противны нату-
ре этого человека. И в этом также проявля-
ется истинно русская душа капитана Миро-
нова. Нельзя не восхищаться его смелостью
и отвагой. Не дождавшись помощи, он, ни-
сколько не колеблясь, решает выступить
против многочисленного войска Пугачева.
Так же мужественно принимает он и смерть.
Однако нельзя не согласиться, что действует
Иван Кузьмич бессознательно, ему не прихо-
дит в голову задуматься, за что он умирает,
за какую идею? Точно так же не задумыва-
ется капитан Миронов, почему Пугачев и его
люди, против которых приготовил он свою
пушку, бунтуют, что заставило их пойти
против власти? Миронов не привык мыслить
критически. Он поступает согласно долгу.
Капитан Миронов, как и Савельич, воспитан
в смирении и повиновении.
Симпатичен в повести и образ Ивана Иг-
натьича, гарнизонного поручика. Благоразу-
мие, рассудительность, христианское умение
прощать ближнего своего - качества, при-
сущие этому пушкинскому герою и всем про-
стым русским людям. Речь Ивана Игнатьича
характеризует его как простого человека, не-
образованного, но по-своему мудрого. Вот как
рассуждает Иван Игнатьич, призывая Грине-
ва не стреляться со Швабриным: «Вы с Алек-
сеем Иванычем побранились? Велика беда!
Брань на вороту не виснет. Он вас побранил,
а вы выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо,
в другое, в третье - и разойдитесь, а мы вас
уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть
своего ближнего, смею спросить?.. Ну а если
он вас просверлит? На что это будет похоже?
Кто будет в дураках, смею спросить?».
Но кроме смирения в простом народе мо-
жет возникнуть и противоположная реак-
ция - бунт, «бессмысленный и беспощадный».
никогда не был сторонником револю-
ций, а считал возможным изменение общест-
венного строя путем мирных реформ, и поэто-
му он может оценить негативные стороны вос-
стания: грабежи, насилие, жестокость. Однако
открыто симпатизирует мятежникам.
Пугачев в повести - носитель всех лучших
народных качеств. Люди его ощущают уни-
женность своего рабского положения. Со скор-
бью и болью исполняют они русскую народную
песню о крестьянском молодце, в которой - их
бесправная доля и их трагические судьбы.
«Историей Пугачева» и «Капитанской
дочкой» предупреждает современ-
ников о той кровавой анархии, которая гро-
зит русскому государству, если крепостниче-
ские порядки вынудят «черный народ» снова
взяться за топор.

Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина - это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине.
Маша - традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет каких-то оригинальных, выдающихся черт, к ней как нельзя лучше подходит определение «милая девушка». И в то же время этот образ поэтичен, возвышен и привлекателен.
Маша Миронова воспитывалась в семье с патриархальным укладом, придерживавшейся старинных дворянских традиций. По причине этого она послушна, спокойна, скромна. Она никогда не переступит рамки приличия, не поступится своим нравственным долгом и не пойдет против совести. Так, она ни за что не вышла бы замуж за Швабрина, даже если бы это решение грозило ей смертью. Вспомним, в каком состоянии находят запертую Машу Пугачев и Гринев. Ее воспитание, ее принципы не позволили Маше склониться перед Швабриным.
Свою героиню А. С. Пушкин подвергает испытанию любовью, и проходит она это испытание с честью. Чтобы достичь благополучия, Маше пришлось перенести немало тяжелых ударов: любимый ранен на дуэли, затем родители жениха не дают своего благословения на законный брак, погибают ее собственные родители. В размеренную жизнь Маши врывается пугачевский бунт. По иронии судьбы это событие, вместо того чтобы разлучить двух влюбленных, соединило их.
Нигде так не проявился характер Маши Мироновой, как на последних страницах книги, где она без всяких сомнений едет в Царское Село, чтобы просить императрицу помиловать Гринева. Этот поступок смел уже потому, что молодая девушка, не знающая жизни, едет в неизвестность одна, и вдвойне смел потому, что она хочет вступиться за опального дворянина, что очень рискованно для нее самой. Она вступает в борьбу не только за свою любовь, но и за справедливость. Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, душевно обожгли ее и сделали сильнее. Ее не сломили смерть родителей, домогательства Швабрина, арест Гринева. А ведь вначале она казалась такой слабой и беспомощной, боялась выстрелов, подала в обморок. Но когда судьба поставила ее на распутье одну, она нашла в себе силы бороться за свое счастье. Маша стала взрослее в этих испытаниях.
А. С. Пушкин заставляет страдать свою героиню потому, что относится к ней трепетно и нежно. Он знает, что она вытерпит эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души.
Маша Миронова обладает сильно развитым чувством долга и душевным благородством. Ее понятие долга перерастает в понятие верности. Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности вопреки страху. Она истинная дочь своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Так же и Маша: она была робкой и впечатлительной, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что-либо противное ее совести.
Душевные качества Маши Мироновой прекрасны: нравственная безупречность, верность слову, решительность, искренность. Она способна любить искренне, горячо и беззаветно. И в награду ей достается заслуженное счастье.
А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.

Анализ "Капитанской дочки" Пушкина помогает лучше разобраться и понять знаменитый исторический роман Александра Пушкина. В нем рассказывается о восстании Емельяна Пугачева. Впервые роман увидел свет в 1836 году, он был напечатан в журнале "Современник".

Сюжет романа

Чтобы сделать подробный анализ "Капитанской дочки", нужно хорошо знать сюжет этого произведения. Произведение написано в форме воспоминаний престарелого помещика Петра Гринева о бурных событиях его молодости.

Он рассказывает, как в 16 лет отец отправил его служить в армию.

По пути к месту службы он случайно встречается с Емельяном Пугачевым, который тогда был беглым казаком, только подумывавшим о масштабном восстании. Они встречаются во время бурана, Пугачев соглашается проводить Гринева вместе с его престарелым слугой к постоялому двору, чтобы не погибнуть в стихии. В знак признательности Гринев отдает ему свой тулуп.

На службу главный герой пребывает в Белогорскую крепость. Практически сразу он влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Его сослуживец Швабрин тоже неравнодушен к девушке и вызывает Петра на дуэль. Во время схватки тот получает ранение. О происшествии узнает его отец и отказывается благословить этот брак.

Пугачевский бунт

Приходят повстанцы и в Белогорскую крепость. Родителей Маши убивают. Швабрин демонстрирует свою сущность, присягнув на верность Пугачеву, а вот Гринев отказывается это делать. От казни Петра спасает Савельич, который напоминает Пугачеву, что этот тот самый молодой человек, который когда-то подарил ему заячий тулуп.

Но воевать на стороне повстанцев Гринев все-таки отказывается, его отпускают в осажденный Оренбург. Петр начинает сражаться против Пугачева. Однажды он получает письмо от Маши, которая из-за болезни не смогла выехать из Белогорской крепости. Она пишет, что Швабрин заставляет ее жениться на нем.

Гринев мечется, выбирая между чувством и долгом. В итоге он самовольно покидает часть, приезжает в Белогорье и с помощью Пугачева спасает Машу. Вскоре его уже по доносу Швабрина арестовывают правительственные войска. Гринев ждет приговора в тюрьме.

Маша пытается сделать все, чтобы не допустить смертной казни своего возлюбленного. Она отправляется в Царское Село на прием к императрице Екатерине II. Она случайно встречает государыню на прогулке. Одну и без свиты. Она честно рассказывает обстоятельства дела, думая, что перед ней одна из фрейлин императрицы.

Екатерина II впечатлена этой историей. Она отпускает Гринева, тот возвращается к родителям, вскоре играет свадьбу с Машей. Таково краткое содержание "Капитанской дочки" Пушкина.

История создания

Этот роман - живой отклик русской литературы на исторические романы Вальтера Скотта, которые в то время были чрезвычайно популярны в России. Стоит отметить, что исторический роман Пушкин планировал написать еще в 1820-х годах. Так появился "Арап Петра Великого".

Первым же классическим русским историческим романом считается "Юрий Милославский" Михаила Загоскина. Литературоведы отмечают влияние Загоскина на Пушкина. Например, встреча с вожатым повторяет одну из сцен "Юрия Милославского".

Интересна история создания "Капитанской дочки". Замысел романа появился у Пушкина, когда он работал над хроникой "История Пугачевского бунта". Ради документальных сведений он специально ездил на Южный Урал, встречался с очевидцами тех грозных лет.

Первоначально Пушкин намеревался сделать главным героем романа реального офицера Михаила Шванвича, перешедшего на сторону Пугачева. Но по всей видимости, сюжет про дворянина, который подается в разбойники, был им реализован в "Дубровском". Поэтому в этот раз Пушкин решил обратиться к мемуарной форме, а главный героем сделать честного офицера, сохранившего верность присяге, несмотря на соблазн перейти на сторону бунтовщиков ради сохранения жизни.

Анализируя историю создания "Капитанской дочки", многие отмечают, что сцену встречи Маши с императрицей в Царском Селе, скорее всего, Пушкин придумал, узнав исторический анекдот о милости немецкого короля Иосифа II к дочери одного офицера низкого ранга. Домашний же образ самой Екатерины, очевидно, был навеян гравюрой Уткина.

Роман или повесть?

Важный вопрос, которым задаются все исследователи творчества Пушкина, как определить жанр этого произведения. "Капитанская дочка" - роман или повесть? Единого мнения по этому вопросу нет до сих пор.

Те, кто утверждает, что это повесть, настаивают на том, что само произведение очень небольшое по объему. Это важный формальный признак, который указывает на принадлежность к повести. К тому же, описываемые события охватывают небольшой временной промежуток, что, как правило, не характерно для романа. Сторонники этой гипотезы также указывают на заурядность личности Петра Гринева, а также его окружения, утверждая, что такие герои не могут быть персонажами настоящего романа.

В споре, что такое "Капитанская дочка" - роман или повесть, есть и вторая точка зрения. Не обращая внимания не его небольшой объем, исследователи все же отмечают, что в тексте поднимается большое число серьезных вопросов и проблем, охватываются важные, вечные темы. Поэтому по смысловому наполнению его вполне можно причислить к роману, считают они.

Однозначного ответа на вопрос о жанре этого произведения нет до сих пор.

Петр Гринев

Один из главных персонажей "Капитанской дочки" - Гринев. Во время описываемых событий ему всего 17 лет. Он - недоросль, который практически с рождения был записан в состав гвардии Семеновского полка. В то время так поступали с юношами практически во всех дворянских семьях. Поэтому, когда они достигали зрелого возраста, отправлялись в армию уже в офицерских чинах.

Гринев появляется перед читателем в звании прапорщика. Это главный герой, от лица которого и ведется повествование. При этом упоминается, что к тому времени страной уже правит Александр I. Рассказ регулярно прерывается старомодными сентенциями.

Поступок Гринева в "Капитанской дочке", когда он отправляется из Оренбурга в крепость, захваченную Пугачевым, обсуждается до сих пор. Русский офицер, оказавшись перед выбором - между долгом и чувством, выбирает последнее. Он фактически дезертирует, оставив свое место службы, получает помощь от предводителя повстанцев. Все это ради любви к девушке.

Примечательно, что в первоначальном варианте содержалась информация о том, что Гринев умер в 1817 году, но потом Пушкин избавился от этого факта. Белинский характеризует характер Гринева как бесчувственный и ничтожный. Известный критик считает, что он был нужен Пушкину только как беспристрастный свидетель поступков Пугачева.

Маша Миронова

Маша Миронова в "Капитанской дочке" - главный женский персонаж. Пушкин описывает ее как 18-летнюю девушку со светло-русыми волосами, румяную и круглолицую. Она дочь коменданта Белогорской крепости, куда приезжает служить Гринев.

Поначалу она кажется слабой и бесхарактерной, но ее истинное лицо проявляется, когда Маша отправляется в столицу, к императрице, просить о сохранении жизни Гринева. Князь Вяземский, давая анализ "Капитанской дочке", отмечает, что образ этой героини - своеобразная вариация на тему Татьяны Лариной.

А вот Чайковский считал ее не очень интересным персонажем, но при этом честной и доброй девушкой. Марина Цветаева выражается еще резче о Маше Мироновой в "Капитанской дочке" - "пустое место всякой первой любви".

Алексей Швабрин

Антагонистом Петра Гринева в произведении "Капитанская дочка" является молодой офицер Алексей Иванович Швабрин. Пушкин его описывает как невысокого и смуглого офицера с отменно некрасивым лицом.

Когда Гринев оказывается в Белогорской крепости, персонаж "Капитанской дочки" Швабрин служит там уже пять лет. В этой отдаленной дивизии он оказался из-за дуэли. Его перевели из гвардии. Как мы видим, наказание ничему не научило этого героя, так как вскоре он вызывает к барьеру очередного противника. На этот раз самого Гринева.

В крепости Швабрина из "Капитанской дочки" многие считают вольнодумцем. При этом он хорошо разбирается в литературе, свободно говорит на французском языке. Но когда наступает один из решающих моментов в его жизни, предстоит выбрать, на чью сторону встать, он изменяет присяге и переходит на сторону повстанцев, войска Пугачева. В дальнейшем он использует свое положение в корыстных целях, заставляя Машу Миронову, оставшуюся в крепости сиротой, выйти за него замуж.

По оценки многих литературных критиков, это классический романтический негодяй.

Емельян Пугачев

Масштабной и колоритной выглядит фигура Емельяна Пугачева в "Капитанской дочке". Например, большая поклонница Пушкина Марина Цветаева видела в нем единственное настоящее действующее лицо произведения, считая, что он полностью заслоняет собой невзрачного Гринева.

Примечательно, что долгое время Петр Ильич Чайковский вынашивал замысел поставить оперу по этому произведению Пушкина. Но в итоге отказался от этой идеи. Он решил, что цензура ни за что не пропустит эту оперу из-за образа Пугачева в "Капитанской дочке". Этот персонаж прописан настолько мощно, что зритель будет вынужден уйти из зала, очарованный повстанцем. Так как у Пушкина, по мнению Чайковского, в произведении "Капитанская дочка" получился удивительно симпатичный злодей.

Эпиграф романа

Исследователи творчества Пушкина всегда придают большое значение эпиграфу в "Капитанской дочке". Им становится знаменитая русская пословица "Береги честь смолоду".

Она очень точно отражает то, что происходит с Петром Гриневым. Для этого героя события складываются таким образом, что он вынужден сделать один из самых тяжелых выборов в своей жизни. Поступить как честный человек или, испугавшись смертельной опасности и вероятного наказания после этого, предать самых близких людей и свои идеалы, в которые он верил все эти годы.

Вспоминая о героях "Капитанской дочки", нужно упомянуть об отце Петра, который наставляет сына перед отъездом в армию. Он призывает его верно служить тому, кому присягнул, слушаться начальство, не гоняться за одобрением без причины, не напрашиваться на службу, но и не отлынивать от нее, а также помнить пословицу "береги платье снову, а честь - смолоду". Так отец формулирует для Петра основные ценности, указывая на то, что должно быть самым важным в этой жизни.

При этом стоит отметить, что не только воспитание, но и ключевые черты характера помогают Гриневу выполнить отцовский наказ. Он всегда искренен и прямо говорит людям, что о них думает. Спасает Машу Миронову от Швабрина, выручает своего слугу Савельича из рук приспешников Пугачева. При этом остается верен слову и присяге, которые дал императрице. Эта принципиальность и покоряет Пугачева. Из-за нее тот сначала оставляет Петру жизнь, а затем помогает уехать вместе с возлюбленной.

Особенно ярко проявляются честность и верность присяги Гринева на фоне Швабрина. Последний - образованный и красноречивый офицер, но он думает и заботится только о себе. Оставаясь при этом абсолютно равнодушным к окружающим. Ради спасения своей жизни он с легкостью отрекается от присяги и переходит на сторону противника. Такие разные герои в "Капитанской дочке".

Личность Гринева складывается из искренности и чувства долга. Он в точности старается следовать пословице, которой напутствовал его отец и которая вынесена в эпиграф романа Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка". Причем мы можем наблюдать за вполне реалистичным героем, который временами боится, сомневается в правильности своих решений, но все-таки не отказывается от своих убеждений, совершая поистине героические поступки ради любимых и близких ему людей. Для Гринева чрезвычайно важно помимо долга и службы всегда оставаться человеком с добрым и любящим сердцем, который не может терпеть несправедливость. Причем в окружающих он старается видеть только хорошее. Даже в Пугачеве в первую очередь выделяет его ум, великодушие и отвагу, то, что он старается выступать защитником бедных и обездоленных.

В произведении Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" образ Петра Гринева дан в развитии. Каждый эпизод романа дает ему возможность проявить себя с той или иной стороны.

Анализ "Капитанской дочки"

Анализируя это произведение, первым делом нужно отметить, что оно написано в форме воспоминаний. По своей структуре состоит из 14 глав, каждая из них имеет собственное название и эпиграф. В основу произведения положено реальное историческое событие - восстание Емельяна Пугачева, которое произошло во времена правления императрицы Екатерины II с 1773 по 1775 год. Многие проблемы "Капитанской дочки", которые поднимаются в произведении, остаются актуальными до сих пор.

Подробнее остановимся на композиции. В завязке Гринев коротко вспоминает о своем детстве и отрочестве, о жизни в родительском доме.

А вот кульминаций в романе сразу две. В первой войско Пугачева захватывает Белогорскую крепость. Казнят многих офицеров, в том числе отца Маши, коменданта капитана Миронова.

Вторая кульминация романа - это героическое спасение Маши Петром Гриневым, оставшейся в крепости во власти Швабрина. Развязка - весть о помиловании главного героя, которого добилась Маша Миронова у самой императрицы. Роман завершается эпилогом.

Важную роль в романе играет ярко описанная картина стихийного и беспощадного народного восстания. Автор подробно останавливается на основных причинах этого бунта, его участниках и последователях. Как это часто бывает в произведениях Пушкина, важная роль отводится народу. У писателя он не некая безликая масса, которая слепо следует за предводителем. Каждый представитель народа - это отдельная самостоятельная личность. При этом люди объединяются между собой, следуют за определенной целью. В результате Пугачева поддерживают и казаки, и башкиры, и крестьяне.

Углубляясь в характеры персонажей, стоит отметить, что Пушкин уделяет большое значение воспитанию и характерам героев. Автор умышленно не идеализирует семью Гриневых. Так, Гринев-старший обладает нетвердым характером, а вот Петр, наоборот, сразу вызывает у читателя симпатию. Даже будучи в начале своего жизненного пути, он свято сохраняет верность своим словам и поступкам. Он смелый человек, который не боится опасностей, поэтому вызывает уважение у большинства читателей этого романа.

Интересно, что семейство Мироновых Пушкин при этом описывает не без иронии. Машу автор наделяет мужественным и простым характером, чистым сердцем и, что самое главное, высокими моральными устоями.

Явную неприязнь вызывает только один персонаж - клеветник Швабрин. Совсем скоро читатель узнает, что он способен на предательство и донос и совсем не следует своей присяге. Образ предводителя повстанцев Пугачева величественен и трагичен.

Читателей подкупает простой и лаконичный язык, которым написано это произведение. Это делает описываемые события максимально правдивыми.