Характер медведя в русских народных сказках. Исследование о медведе. Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику

ВЛ / Статьи / Интересное

23-01-2016, 14:41

Медведь – удивительный зверь. Особенный для нас, русских – и с незапамятных времен. Сейчас в мире насчитывается около 200 000 медведей, из них 120 000 – в России. Медведь на Руси - нечто вроде царя зверей, подобно льву в Африке или тигру в Индии, он - хозяин русского леса.

Осознание родства человека с медведем восходит к глубокой древности. Мифы, сказки, ритуалы, поверья – многие из них сохранились до наших дней. Медведь очень похож на человека. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост, т.е. сосет лапу. Как и люди, он неравнодушен к меду и водке. Он «думец» и наделен разумом, но, как говорят, «в медведе думы много, да вон нейдет». Доказательство человеческого происхождения медведя охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других зверей. Если с медведицы содрать шкуру, она выглядит как женщина. И по множеству поверий охотники под медвежьей шкурой находили бабу в сарафане.

Некоторые охотничьи ритуалы можно встретить и сейчас, особенно среди коренных народностей Сибири. Считается, что стрелять в медведя можно только после того, как он тебя увидел. Чтобы душа вышла из убитого медведя, нужно открыть ему пасть. Снятие шкуры с медведя – тоже ритуал, похожий на снятие шубы с расстегиванием пуговиц.

Медведи – едва ли не единственные животные, которых наши предки хоронили (правда, только голову и лапы), да так, чтобы медвежьи останки не достались другим зверям и птицам. А культ отрубленных лап известен нам со времен неолита и до XIX века. Помните сказку «Медведь-липовая нога»? Между прочим, очень страшная сказка, о том, как убитый медведь явился к охотнику за своей шкурой и отрубленной ногой.

Этнографами изучено ритуальное убийство медведя, которого называют родным, отцом, дедом (иногда отцом отца), а в момент убийства зверя стараются задобрить его: "Ты не сердись, дедушка! Пойдем к нам в гости". Представители народов Сибири при убийстве медведя хоронят его и пытаются убедить: «Это не я тебя убил, я тебя только хороню».

На женщин медведь нападает не затем, чтобы их съесть, а чтобы увести к себе и сожительствовать с ними. Верят, что от такого сожительства рождаются на свет люди, обладающие богатырской силой. Помните сказку «Ивашка-медвежье ушко»? (или мультфильм «Маша и медведь» J). И если при встрече с медведем мужчине следует притвориться мертвым, то женщина по поверьям должна показать ему свою грудь.

Изучая случаи нападения медведя на человека, я обратила внимание: как мало среди жертв медведей женщин. Не возьмусь говорить о статистике, но на первый взгляд в этом поверье есть какой-то смысл.

В сказке про медвежьего сына, у того "кожа медвежья, лицо человечье" или "до пояса человек, а от пояса медведь". Иногда у него только ухо медвежье. Богатырь растет не по дням, а по часам и, будучи еще ребенком, выворачивает дубы, выламывает бревна в избе и т. д. Важно отметить, что сказочный полумедведь-получеловек убегает из берлоги, идет к людям и в большинстве случаев убивает своего медвежьего родителя. В числе подвигов взрослого богатыря Медвежье Ушко почти всегда упоминается поимка медведя, езда на медведе или запугивание попа медведем.

У славян до сих пор название этого зверя осталось в древней табуированной, иносказательной форме: "мед-ведь" - "мед ведающий", а исконная запретная форма была, очевидно, близка к североиндоевропейской, так как зимнее жилище медведя повсеместно в России называется "бер-логой", т. е. "логовом бера".

У медведя русский характер. Он - силен, свиреп, страшен, но не так уж и смел - во всяком случае, здесь он уступает волку. Есть и поговорка: «Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы!». И ленив он («Силен медведь, да в болоте лежит»), и вороват... В фольклоре, да и в анекдотах медведь выглядит не лучшим образом. Силен, но прямолинеен, туповат... Сказочного медведя легко провести. Словом, добрый, сильный, недалекий, неуклюжий. Медвежья услуга - то, чем Топтыгин может удружить тем, кому он благоволит. А кому нет - задерет, загрызет, заломает...

Соприкосновение с огромным страшным медведем, одоление и подчинение его пробуждали в человеке самоуважение и стимулировали, кстати, лихую безалаберную русскую душевную щедрость: ручной медведь становился напарником, а порой и приятелем. Ручного медведя водили, его обучали разным штукам, его показывали, он плясал, кувыркался, он самолично собирал в шляпу деньги за представление; он танцевал, он изображал барышню, собирающуюся на свидание, и пьяного, и скрюченную древнюю старушку; медведь курил, тренькал на балалайке, разве что не пел... Правда, быть приятелем и балаганным забавником медведя принуждают: «Не охоч медведь плясать, да губу теребят». Или: «Не привязан медведь, не пляшет». Но такова медвежья доля...

На Руси издревле были популярны медвежьи бои, то есть схватка медведя с человеком (подобно испанской корриде). Смелый боец с рогатиной выходил против медведя и в одиночку его убивал. Довелось мне читать воспоминания опытного охотника-медвежатника XIX века, ходившего на медведя с рогатиной в одиночку. Он говорил, что никогда в жизни больше на такое не отважится – это чистое безумие. А мечтателей выйти против медведя с рогатиной до сих пор хоть отбавляй – не дает русским мужчинам покоя медвежья сила, хочется им единоборства со зверем. Вот только кто в этом единоборстве победит?

Рогатина, вопреки бытующему мнению, это вовсе не рогатка, а копье с перекрестьем. В отличие от боевого копья, перекрестье не дает проткнуть медвежью тушу насквозь – охотник не только ранит медведя, но и держит его на расстоянии от себя (если может, конечно). С появлением огнестрельного оружия рогатина используется для того, чтобы удержать зверя до выстрела: один охотник держит медведя на рогатине, а другой стреляет. До сих пор ненарезная двустволка считается более надежной в охоте на медведя, она безотказна. А отказ оружия в такой ситуации – смерть охотника.

Однако медведь - неагрессивный зверь, если его не трогать, и случаи нападений медведя на человека очень редки. Как правило, медведь имеет веские основания для нападения: медведица защищает детенышей, человек ведет себя вызывающе, ну и от зимнего голода человека может убить медведь-шатун. Однако медведя очень легко приучить как к человеческой пище, так и ко вкусу человеческого мяса: и то, и другое для зверя – словно наркотик, это легкая и вкусная еда. Там, где туристы приучили медведей попрошайничать, те могут запросто отобрать у человека его припасы силой. И, конечно, всем известно, как легко зверя пристрастить к спиртному.

При встрече же в лесу медведь обычно ведет себя флегматично, или, пугаясь, убегает сам. Однако не надо думать, что этот зверь вовсе неопасен и добродушен. Ударом лапы матерый самец способен переломить хребет быку, что уж говорить о человеке… Медведя надо уважать, а не боятся. И вести себя с ним в соответствии с его силищей.

Убежать от медведя невозможно: при всей своей кажущейся неуклюжести, он развивает скорость до 55-70 км/ч. Бегают медведи красиво, легко и неслышно, при этом они похожи на кошачьих – грацией, изяществом, совершенством движений. По лесу медведь ходит бесшумно, как всякий хищник. Еще медведь отлично плавает – совсем как человек, в том числе саженками. И лазает по деревьям, но только в молодости – старые медведи этого не любят.

К зиме медведь нагуливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу. За период зимовки медведь теряет до 80 кг жира. Вопреки распространённому мнению, зимний сон у бурого медведя неглубок; температура его тела во сне колеблется между 29 и 34 градусами. В случае опасности он просыпается и покидает берлогу, отправляясь на поиски новой. Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи; таких медведей называют шатунами.

Самые крупные бурые медведи живут на Камчатке и Аляске. Самцы весят 400-500 и более кг; попадались гиганты весом 600-800 кг. Самый крупный медведь, пойманный на острове Кадьяк, весил 1134 кг. Некоторые самцы, встав на задние лапы, достигают роста 2,8-3 м.

В наших лесах медведи заметно меньше, весом около 200-300 кг. Их рост в холке – около метра. Самцы в полтора раза крупней самок. У медведей пятипалые (человеческие) лапы и огромные когти – до 12 см.

Друг с другом медведи не дружат, они одиночки. Только во время брачного сезона медведь сходится с медведицей, иногда они вместе проводят «медовый месяц» (и очень нежны друг с другом). Но после этого расходятся и стараются не встречаться. Взрослый самец запросто может напасть на медвежонка, поэтому медведица избегает встречи с самцами.

Медвежата рождаются в феврале, в берлоге, и весят при этом всего 300-600 граммов, а выходят из берлоги уже 25-килограммовыми. Они проводят с матерью иногда до четырех лет, кормит их медведица молоком от полутора до трех лет. Часто вместе с детёнышами-сеголетками (лончаками) держатся прошлогодние медвежата, так называемые пестуны. Но когда приходит срок, мать жестоко изгоняет медвежат. Братья еще некоторое время могут держаться вместе, но потом расходятся и не помнят родства.

О медведях можно рассказывать бесконечно. Парадоксально, но чем больше человек отдаляется от медведя, тем сильней идеализирует его образ: в массовом сознании бесповоротно утверждается антропоморфный образ медведя, представление о косматом буром хищнике как о всегда ручном, большом, добродушном, сильном и справедливом.

Но, чтобы там ни было, образ медведя для русского человека всегда был и останется одним из самых мощных архетипов. Может, секрет моего «Берендея» именно в этом?



Оцените новость

Новости партнеров:

Сегодня я услышала сказку про медведя, и решила пересказать её вам. Понравился мне медведь из этой сказочной истории — он оказался благодарным. Уметь быть благодарным в случае, если тебе кто-то помог – хорошее дело..

«Как медведь в лесу заблудился»
Автор сказки: Ирис Ревю

Надо же такому случиться, что медведь Миша в лесу заблудился! Никак не мог косолапый найти свою берлогу. Вроде и пень тот, и старое дерево колесом согнулось, а берлоги нет.

Расстроился Миша, сел на пенёк, и сопит недовольно. Приполз к медведю муравей.

— О чём горюешь, косолапый? — спросил муравей.

— Берлогу свою найти не могу, — ответил медведь.

— А ты забыл, что в густом малиннике сделал себе новую, просторную берлогу, а старую землей завалил? – напомнил муравей.

— Вот я забывашка! — расстроился косолапый.

Медведь решил отблагодарить муравья за подсказку. Он сорвал лист лопуха, свернул его так, что получился кулечек, и положил в него несколько ягодок свежей малины.

— Пусть муравей полакомится сам и угостит своих друзей, — решил Миша.

Вопросы к сказке «Как медведь в лесу заблудился»

Что потерял медведь в лесу?

Почему медведь расстроился?

Кто помог медведю найти свою берлогу?

Как отблагодарил медведь муравья?

Часто ли ты забываешь свои вещи?

В тёмном-тёмном лесу, среди высоких деревьев, жил Медведь. Никто не приходил к нему в гости, никто с ним не играл. Стало Медведю скучно. И вот однажды решил наш Медведь пойти в театр. Одел он галстук, туфли, шляпу и отправился в город. Шёл Медведь по улице и спрашивал у прохожих, как пройти к театру. Только прохожие совсем не понимали, что говорит Медведь и в страхе разбегались. Ведь слышали они только грозное „Р-р-р”. Удивлялся медведь и дальше шёл. И пришёл к Большёму театру. Обрадовался Медведь и направился прямиком ко входу. Но неожиданно путь ему преградил контролёр.
-Ваш билет!
-Р-р-р!
-Нету? Тогда пройдите к кассам и купите.
-Р-р-р!
-Ах, у вас нет денег? Но я не могу пропустить вас без билета.
-Р-р-р!
-Ладно, хотите я помогу вам заработать? У меня как раз есть знакомый дрессировщик.
-Р-р-р!
Контролёр достал мобильный телефон и набрал номер.
Не прошло и пятнадцати минут, как к театру подъехала цирковая машина. Дрессировщик пожал Медведю лапу и сказал:
-Я буду очень рад работать вместе с вами. За хорошую работу вы, уважаемый Медведь, будете получать приличное жалованье и вкусную еду. Согласны?
Конечно же, Медведь был согласен. Он радостно закивал головой и весело зарычал. И снова все услышали «Р-р-р». Только дрессировщик понял, что Медведь сказал: «Да-да! Я тоже буду очень рад работать вместе с вами! Давайте начнём прямо сегодня!»
-Сегодня, уважаемый Медведь, мы начнём учиться. А выступать начнем после репетиций.
Много ли, мало ли прошло времени, как появился наш Медведь на всех цирковых афишах. Он стал знаменитым артистом и вместе с дрессировщиком ездил с программой по всей стране. И даже в другие страны.
А ещё он очень часто ходил в театр.

Три медведя (Лев Толстой)

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивановичева; вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина, третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой - Михаилы Иванычев, другой поменьше - Настасьи Петровнин и третий маленький, с синенькой подушечкой, - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась: так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая - Михаилы Иванычева, другая средняя - Настасьи Петровнина, третья маленькая - Мишенькина.

Девочка легла в большую - ей было слишком просторно; легла в среднюю - было слишком высоко; легла в маленькую - кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?

Михаило Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?

Медведи пришли в другую горницу.

КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ Ее? - заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ Ее? - зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

ВОТ ОНА! ДЕРЖИ, ДЕРЖИ! ВОТ ОНА! ВОТ ОНА! АЙ-Я-ЯЙ! ДЕРЖИ!

Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.


Детская сказка о медведях

Владимир О. Трошин
Сказки на ночь про «много медведяф»
Про теремок и восемь медведей
Вышел, как-то по осени, на лесную полянку Медведь бурый. Смотрит – между вербой и берёзкой стоит теремок. Стучится в дверь, спрашивает:
- Кто в теремочке живёт?
Отвечают ему:
-Я – мышка Норушка.
-Я – лягушка Квакушка.
- Я – зайка Попрыгайка.
- Я – лисичка Сестричка.
- Я – волк Зубамищёлк. А ты кто?
- Я – медведь Михал Потапыч - лесов здешних хозяин. Пустите меня к себе - зиму перезимовать!
- Мы бы рады пустить тебя! Да велик ты больно – не влезешь в теремок – отвечают звери.
- А я попробую как-нибудь – сказал медведь. Попытался в дверь войти - не входит! Попробовал в окно – не пролазит! Обошёл сбоку, чтоб через подпол протиснуться - плечом за нижнее бревно зацепился, да и повалил теремок! Звери еле выскочили. Сидит медведь среди брёвен, затылок чешет.
- Эх, Михал Потапыч, такой теремок сломал! Как мы теперь зиму лютую переживём?
- Виноват! – говорит медведь – Да не печальтесь! Мы с вами новый теремок построим, широкий, да просторный!
Обрадовались звери. Закипела работа! Медведь деревья валит. Заяц сучки обрубает. Лисичка с мышкой кору обдирают. Волк с медведем брёвна в стены укладывают. А лягушка всем обед готовит. Быстро управились! Теремок на славу вышел – большая горница, посередине печечка, сбоку кухонька, наверх лесенка, а там спаленки.
А за печкой спальня медвежья – самая большая. Всем места хватит, и хозяевам, и гостям!
Зажили зверушки дружно и весело. Тут зима настала. Михал Потапович пирожков с малиной наелся, чаю с мёдом напился, в спальне своей улёгся, и уснул до весны…
Однажды морозным вечером в дверь постучались.
- Кто там? – спрашивает мышка Норушка.
- Это я, медведь Бируанг - солнечный! Не тут ли брат мой двоюродный живет Михал Потапыч?
- Здесь – отвечает мышка – только спит он. До весны не встанет!
- Вот беда то! Из далёкой страны Бирмы пришёл на брата поглядеть, привет от сородичей из Малакки, да с Суматры передать. А он в спячку лёг!
- Сам то почему не спишь? – интересуется Норушка.
- В наших лесах ни снега, ни мороза не бывает – не спим мы зимой. Это у вас тут холод да сугробы – пока шёл совсем продрог!
- А ты заходи! Поешь, погрейся да отдохни с дороги!
Зашёл медведь солнечный в теремок. Сам ростом не велик – чуть больше волка, шерсть чёрная, короткая да блестящая, на груди полукруг жёлтый – словно подковка, когтищи длиннющие, а пятки голые – как тут не замёрзнуть! Наелся Бируанг, чаю с малиной напился, у печки согрелся - разомлел, да и завалился спать рядом с Михал Потапычем. Спят два медведя, посапывают.
Долго ли, коротко ли – опять кто-то в дверь стучит.
- Кто там? – спрашивает лягушка Квакушка.
- Это я, медведь Губач из жаркой Индии, пришёл брата двоюродного навестить Михайла Потапыча. Здесь он живёт? А то я к холоду не привычный – совсем замёрз!
- Здесь медведь бурый живёт, только спит он! А ты заходи – подкрепись да отдохни с дороги – говорит Квакушка.
Заходит Губач в горницу. Побольше Бируанга ростом будет, но до Михайлы Потапыча далеко ему! А смешной какой! Шерсть жёсткая - торчком. Весь чёрный, на груди только отметина светлая. Ноги высокие, когти острые. А морда – смех, да и только – длинная, острая, и губы трубочкой. Подивились звери гостю невиданному, накормили, напоили, да спать уложили. Спят медведи – в три носа сопят.
Проходит день, за ним другой, морозы трещат, метели метут. Снова в дверь постучались.
- Кто там? – спрашивает зайка Попрыгайка.
- Это я – медведь Панда из Китая далёкого пришёл! Который день ищу брата троюродного - устал по сугробам лазать среди ёлок!
- Здесь живёт Потапыч, здесь! В спячке он зимней. Только это не беда – заходи, Панда, поешь да отдохни с дороги! – говорит зайка.
Заходит Панда – медведь чудной: сам белый, грудь да лапы с ушами чёрные, а на глазах - будто очки надеты – пятна чёрные. Шерсть густая, плотная. Сам большой, а видом не грозный. Отведал гость пирожков с малиной, у печки отогрелся, и спать – к остальным братьям. Крепко спят четыре брата - похрапывают!
Идёт неделя за неделей. Опять в дверь стучат!
- Кто там? – спрашивает лисичка Сестричка.
- Это я, медведь Гималайский. Михал Потапыча ищу.
- Спит он – говорит лиса - а ты, Гималайский, почему не спишь?
- Меня тигры Уссурийские разбудили рыком своим громким! Чего, думаю, зря по лесу бродить, навещу родственника своего – вдруг и ему не спится.
- А ты заходи в теремок, перекуси, да отдохни – приглашает лисичка.
Вошёл медведь Гималайский, с чёрной шерсти снег стряхнул. Ростом с Панду, мордой узок, уши большие, на груди «галстук» - словно птица белая летит. Медку поел, и спать, не долго думая! Пять медведей рядком лежат, зиму пересыпают.
Дни всё длиннее, ночи теплее. Зима уж на исходе. Снова стук в дверь, да громкий такой, как Потапыч один может!
- Кто там? – спрашивает волк Зубамищёлк.
- Это я, двоюродный брат Михал Потапыча Чёрный медведь! Дома родич мой бурый?
- Дома то дома, только спит он – отвечает волк.
- Так ведь и я спал! Только охотники назойливые покоя не дают! Вот и пошёл через леса Канадские, через льды океанские, через тундру и тайгу, с братом познакомиться, да время скоротать!
- Заходи к нам, Чёрный медведь, не близок путь твой был, передохни с дороги!
Входит гость, словно гора чёрная, а морда желтая вся. Шерсть гладкая, блестящая! Подкрепился желтомордый, и тоже спать! Вот уж шестеро в спальне медвежьей зимуют!
Настала весна. Ветерок тёплый подул. Мать-и-мачеха на проталинках зацвела. Заворочался Михал Потапыч, проснулся. Подивился, на братцев поглядев. Сел за стол, пирожки уплетает – проголодался за зиму.
Звери ему про гостей наперебой рассказывают, а тот молчит, кивает только, да мычит иногда – рот то занят. Вдруг опять в дверь стук. Да не стук, а грохот! Пошёл медведь сам открывать.
- Кто там? – спрашивает, а из-за двери:
- Это я, Белый полярный медведь! Открывай, Михал, хватит спать!
Смотрят звери: стоит перед теремком огромный медведь – раза в три Михал Потапыча больше! Морда длинная, ушки маленькие, шерсть белая на солнце светится - глаза слепит. Обнялись братья, сели возле теремка – не войти внутрь такому великану!
Вскоре и другие лохматые сони встали. Собрались на полянке, дела свои медвежьи обсуждают. Вдруг сорока прилетела. Села на вербу и застрекотала:
- Кто тут Михал Потапыч будет? Письмо для него - международное! Передал мне его ворон - старый почтальон, тому - чайка – птица морская через океан привезла, а ей попугай пёстрый отдал. Из Южной Америки письмецо, бурому медведю адресовано!
Открыл Потапыч конверт, а там открытка от брата двоюродного - Очкового медведя. Живёт он на другом краю земли в горах Чилийских один – одинёшенек. Нет родни поблизости. На открытке - портрет: чёрно-бурый лохматый медведь, в больших белых «очках» вокруг глаз, а на груди косматой, не то галстук, не то бант светлый.
Посидели медведи, договорились каждый год друг к другу в гости наведываться, попрощались с гостеприимными хозяевами, и по домам отправились. Помахал им в след Михал Потапыч лапищей широкой, и пошёл по лесу с обходом - за порядком следить.
А теремок так и стоит на лесной полянке, и ждут там новых гостей дружные звери!

Сказка про жадного медведя

Однажды темной холодной зимой проснулся медведь в своей берлоге. Ворочался-ворочался с боку на бок, никак уснуть не может. Подумал он, что неплохо бы было что-нибудь поесть. Вылез из берлоги, а там только снег, да голые деревья стоят. И еще звезды и луна с неба светят. Решил медведь звезды попробовать. Забрался он на самую высокую гору, уселся на ней поудобнее и давай звездочки с неба отковыривать. Понравились они ему – знай сидит щелкает.
Не успел медведь опомниться, как съел все звезды с неба и тут же почувствовал, что наелся. Тут бы ему идти обратно в берлогу спать до весны, но видит, что на небе еще луна осталась. Большая такая, круглая, яркая. Мало медведю звезд показалось, захотел он еще и луну съесть. Только высоко она висит, не достать с земли.
На горе росло высокое дерево. Полез медведь на это дерево за луной. Лезет-лезет вверх, луна к нему все ближе, а ствол дерева все тоньше. Наконец почти уже достал, но и ствол закончился, некуда лезть дальше. Потянулся он за луной, макушка дерева и обломилась. Медведь упал, сильно ушибся и закричал от боли, а звезды из его живота обратно на небо улетели.
Тут и сказке конец.

Сургутский район, г. Лянтор, МБОУ «ЛСОШ №3», 3класс

Введение

Исстари веков живёт по соседству с человеком лесной хозяин - медведь. Запечатлелся он своим неуклюжим обликом во множестве народных сказок, каждая из которых отражает народные верования, быт, культуру и, что важно для нашего исследования, отношения человека к медведю. Каким изображают хозяина леса ханты? Каким он представляется в русских сказках?

Выбор темы «Образ медведя в хантыйских и русских народных сказках» объясняется тем, что мы проживаем в Ханты-Мансийском автономном округе, и, когда познакомились с местным устным народным творчеством, нам стало интересно, насколько похожи русские и хантыйские сказки о медведе, как прослеживается его неуклюжий облик во множестве народных сказок, каждая из которых отражает народные верования, быт, культуру. Для нашего исследования важно выявить отношение человека к медведю и проследить, как это отражается в сказках. Мы решили сравнить произведения, главным героем которых является медведь. Целью работы стала характеристика образа медведя в русских и хантыйских народных сказках и сравнение отношения ханты и русских к медведю. Объект исследования – хантыйские и русские сказки, предмет исследования – медведь как сказочный персонаж. В ходе исследования проведён сравнительный анализ сказок и выявлено сходство и различия в изображении сказочного медведя. Собранный нами материал будет способствовать лучшему пониманию произведений и характеров героев, расширению знаний о традициях русских и хантыйских народов.

Медведь в мифологии древних славян и ханты

У славян, как и у всех жителей лесной полосы, медведь был окружён исключительным почитанием. Его сила, намного превосходящая силу любого лесного жителя, его ловкое лазание по деревьям вызывали восхищение древних охотников, а случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей. Считали, что если снять с медведя шкуру, то он будет выглядеть как человек: Самец как мужчина, а медведица с грудью, как у женщины. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост (сосёт лапу). Охотники замечали, что на медведя собака лает так же, как на человека. Всё это объяснялось нашими предками не иначе как родственной связью с медведями, поэтому медведь был самым почитаемым животным у древних славян .

Медведь – единственное животное, не имеющее собственного имени в русском языке . Это связано с табуированием, запретом поизносить имя священного животного. Мед-вед – тот, кто ведает (знает) мёд . В русских сказках его называют почтительно «Хозяином» (сказка «Дочь и падчерица») , или насмешливо: «Всех давишь», «Всем пригнётыш» (сказка «Теремок») , «При берлоге валень», «Лесной гнёт» (сказка «Терем мухи») , «Медведюшко-батюшко» (сказка «Мужик и медведь») , «Косолапым» (сказка «Колобок») , а ещё чаще – по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапычем» (сказка «Три Медведя») , «Михайло Иванычем» (сказка «Кот и лиса» , «Зимовье зверей» ) и, ласково, «Мишей» (сказка «Шабарша» ).

Считалось, что медведь близко знается с нечистой силой, что лешему он родной брат или подвластен ему как хозяину. В то же время медведя боится чёрт, медведь может одолеть водяного, снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча.

У жителей Крайнего Севера отношение к медведю тоже особое: Медведь в понимании ханты ― это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец его ― верховный бог Торум ― уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако Медведь нарушает некоторые установки отца, и его убивают охотники и, как предписано Богом, устраивают в честь Небесного Зверя обрядовый праздник. Кстати, северные жители всегда отрицают, что убили Медведя. Медведя не убивают, а «низводят» из леса в селение .Такая вера в тотем, его власть над миром хотя и была фантазией, но она всегда казалась какой-то ещё и реальной силой. Медведь был и остаётся для ханты священным существом, и с ним даже с мёртвым они обращаются с большим уважением. Ведь в силу своего неземного происхождения он может не только умирать, но и снова воскрешаться. Его имя тоже не упоминают вслух, называя его «Он», «Сам», «Хозяин», ««Зверь», «Гость», «Лесной Старик» или «Старик Князь» «Ики»- самца, «Ими»- самку; шкуру медведя ― «изготовленная матерью мягкая одежда» Не случайно в центре герба Лянтора на фоне серебряной полусферы изображён медведь – символ силы, власти и справедливости. [ 29]

Образ медведя в русских народных сказках

В русских сказках о животных медведь часто сталкивается с человеком: «Медведь – липовая нога» , «Мужик и медведь», «Маша и медведь». Сказка «Медведь – липовая нога» является самой древней из русских сказок о медведе. В ней рассказывается о том, как мужик в борьбе с «хозяином» отрубает медведю лапу и за это зверь мстит ему: находит его и съедает. Здесь Медведь представляется страшным, жестоким, мстительным зверем, который никогда не прощает обиды: он мстит по правилам родового закона: око за око, зуб за зуб. Его мясо старик со старухой собираются съесть, и он их съедает, хотя у славян медведь сам не нападает на человека, а опасность он представляет собой только тогда, когда человек сам тревожит его: преследует, ранит, угрожает его семейству. Медведь в этой сказке предстаёт как вещее существо. Сказка учит почитать зверя.

В более поздних сказках медведь представляется глупым и доверчивым, совершенно не знакомым с крестьянским бытом «соседом» человека: с ним можно договориться, его можно перехитрить. Например, «Маша и медведь» или «Мужик и медведь» , где медведь играет роль помещика. Он хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно потому ему отвели такую роль. Эти сказки описывают жизнь неволи русского народа, период крепостного права. Тогда крестьяне платили оброк (половину поля пшеницы) и отрабатывали барщину (работали в доме медведя, иногда она длилась по 6 дней). Медведь решал, когда отпустить Машу и сколько содрать с мужика. В связи с этим становится понятной не только трудная жизнь, когда-то вольного русского народа, но и почему медведя постоянно пытались обхитрить, да еще и затравить собаками. Чаще всего в русских сказках помещик всегда глупее мужика, тем же умом наделен и образ помещика – медведь. Однако в волшебных сказках «Царевна – лягушка» , «Дочь и падчерица» , «Шабарша» мы наблюдаем, что медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, выступает помощником человека: советует, помогает пройти испытания и т. д. Так в сказке «Дочь и падчерица» медведь отпускает с подарками работящую девушку, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые ценят трудолюбие и честность.

В сказках о лесных обитателях медведь представляется «лесным воеводой », «хозяином леса». Он имеет силу, власть, но в то же время мы видим его легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злобу. Его опасаются все звери, но чаще всего он бывает ими обманут. Доверчивость медведя мы можем увидеть в сказке «Звери в яме» , медведь поверил лисе, что она потихоньку ест свои внутренности, распарывая себе живот, тогда он распорол свой живот и умер. Но этого могло бы не случиться, если бы он знал, что нельзя есть самого себя. В сказке «Лиса-повитуха» показана глупость и доверчивость медведя. Находчивая лисица обманула медведя: съела весь запас мёда, да ещё и заставила самого хозяина признаться в том, чего он не совершал.

Образ медведя в хантыйских народных сказках

В хантыйских сказках говорится: «Медведь был старшим братом людям, Лось – средним, а Журавль и Лебедь - младшими», поэтому в сказках северных народов он представлен добродушным, трудолюбивым, внимательным по отношению к своему младшему брату – человеку. В сказке – легенде «Комполэн – болотный дух» медведь живёт в дружбе с человеком, заботится о нём: ловит для него тайменя, сбивает с кедра шишки, ходит в гости, в тяжёлый год дарит ему свою шубу,. С этим не могут смириться духи Зла и обманом настраивают Медведя против охотника: болотный дух Комполэн поссорил их, но мудрые люди говорят, что настанет время, и Медведь опять будет им братом, но произойдёт это тогда, когда каждый навсегда изгонит из своего сердца злобу.

Многие сказки ханты объясняют разные явления. Так в сказке « Женщина Мось» объясняется происхождение созвездие Большой Медведицы (Мотив умершей медведицы, превратившейся вместе с медвежатами в созвездие, широко распространен у ханты и манси, У ханты в одних случаях говорится о семи звездах, из которых седьмая - медведица, а по бокам - двое медвежат) в этой сказке Медведица – воплощение материнской самоотверженности, любви, заботы о своих детях. В сказке «Бабушкин внук» даётся объяснение, откуда в тайге появились комары. Это мальчик перехитрил злого медведя Менк-ики, вместо того, чтобы прыгнуть с дерева ему в открытую пасть, он насыпал туда углей и сжёг медведя. Медведь, сгорая, проклинает: « Пусть мой пепел будет у людей кровь сосать». Его пепел, разлетаясь по ветру, превратился в комаров.

Медведь в сказке «Остров Семи Медведей» - священное животное, младший сын верховного бога Нум Турама, оказывается объектом мести человека Солнцу, Месяцу и Ветру. «… и так велико было горе старика, что он уложил своим ножом-сёхаром семерых медведей одного за другим - каждого - с первого удара! Так появился Остров Семи Медведей.

В сказке о животных «Как у бурундука спина полосатой стала» о Медведе повествуется как о старшем брате бурундука. «Они жили очень дружно, одну пищу ели, в одной норе жили». Медведь кормил бурундука, выполнял всю тяжёлую работу, но гордость, желание казаться умнее другого поссорили их, и теперь у бурундука на спине следы медвежьих когтей.

Медведь для ханты – хозяин тайги, и в сказках он не терпит шума в своих владениях, наказывает тех, кто этот шум создаёт, и, несмотря на то, что вражды с человеком у него нет, он собирает шумящих в лесу детишек в мешок и несёт к себе в берлогу (сказка «Медведь и ребята» ).

Иногда в сказках люди принимали облик Медведя для того, чтобы восстановить справедливость в семье «Мнимоумерший племянник».

Среди хантыйских и русских есть сходные по сюжету сказки. Например, в русской народной сказке «Кот и лиса» и хантыйской сказке «Кот» главный герой своим появлением в лесу создал большой переполох. Медведь, хозяин леса, посылает своих подопечных узнать, что за необыкновенный гость появился в здешних местах. В русской сказке «на разведку» идут волк и заяц, а в хантыйской сказке – волк и росомаха. В итоге медведю пришлось поплатиться за своё простодушие и трусость: опасаясь, что кот его съест, медведь забирается на дерево и падает оттуда.

В отличие от славянского медведя, хантыйский медведь в народных сказках изображается без иронии: он наделён добрыми качествами: незлобив, трудолюбив, честен, а если и совершает какие-либо проступки – он жестоко расплачивается за них (в сказке «Медведь и ребята» он умирает от страха быть убитым людьми, в сказке «Комполэн – болотный дух» ранен человеком за то, что поверил злым слухам). В действительности у ханты так и было: человек охотился на медведя только в крайнем случае, когда тот начинал губить домашний скот. Дело в том, что на домашний скот мог нападать только больной или раненый зверь, то есть тот, который не мог добывать себе пищу. И он становился опасным не только для домашних животных, но и для человека. В этом случае охота на такого зверя была просто необходима.

Заключение

Мы пришли к выводу, что в русских народных сказках Медведь чаще всего выступает в роли властного, но глупого помещика или жадного, но простодушного хозяина леса, которого легко обмануть, а в хантыйских народных сказках у Медведя - больше положительных качеств: трудолюбия, материнской любви, честности, дружбы. С его образом связаны многие природные явления. Очевидно, что ханты любят, почитают, с чувством глубокого уважения относятся к Медведю.

Сложность выявления отношения современного человека к сказочному медведю представляется в том, что русские народные сказки, где главный герой – Медведь, читали немногие, а с хантыйскими сказками о Хозяине современный читатель практически не знаком. В ходе исследования мы провели анкетирование среди учащихся 3 «А» класса Лянторской школы №3.(см. Прил.№1)

С заданием перечислить названия русских сказок о медведе справились 24 учащихся из 25. Назвать хантыйские сказки о медведе смогли только 9 человек, но выполнить объём задания смогли только 4% от общего числа учащихся человек (см. Прил. №2)

Результаты опроса показали, что в последнее время мы не задумываемся о характере героев и их значении, а ведь каждая сказка, каждый образ несёт в себе народную мудрость, которую мы не всегда видим и понимаем.

Литература

1. Бабушкин внук. Сказки народа ханты. / Сост, . – СПб.:«Алфавит», 1995.

2. Дочь и падчерица. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

3. Женщина Мось. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990

4. Звери в яме. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

5. Зимовье зверей. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

6. Колобок. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

7. Комполэн – болотный дух. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990

8. Коринфский А. Народная Русь. – М.: Белый город, 2007.

9. Кот. Сказки народов Севера / Сост. . – СПб.: «Алфавит», 1995.

10. Кот и лиса. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

11. Лиса-повитуха. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

12. Маша и медведь. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

13. Медведь и ребята. Сказки народа ханты. / Сост, . – СПб.:«Алфавит», 1995

14. Медведь – липовая нога. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

15. Мифологический словарь/Гл. ред. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

16. Мифы, предания, сказки ханты. http://*****/books/item/f00/s00/z0000038/st034.shtml

17. Мнимоумерший племянник. http://*****/author/varvara_zelenec/varvara_i_zolotaya_baba/read_online. html? page=7

18. Мужик и медведь. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

19. Остров Семи Медведей. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990

20. Рыбаков древних славян. – М.: Русское слово, 1997.

21. Сказки народов Севера / Сост. . – СПб.: «Алфавит», 1995.

22. Терем мухи. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

23. Теремок. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

24. Три медведя. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

25. Царевна – лягушка. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

26. Шабарша. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

27. Шанский этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ , . - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.

28. http://*****/books/item/f00/s00/z0000038/st034.shtml

29. http://www. *****/russia/subjects/towns/lantor. htm.

Приложение

Анкета «Сказки о медведе»

1) Назовите известные вам русские народные сказки, где главным героем является медведь.

2) Перечислите положительные и отрицательные качества медведя в русских сказках.

3) Назовите известные вам хантыйские народные сказки, где главным героем является медведь.

4) Перечислите положительные и отрицательные качества медведя в хантыйских сказках.

В настоящем докладе обращается внимание на образы волка, лисы и медведя в русских народных сказках. В качестве материала исследования используется трёхтомник А.Н.Афанасьева «Народные русские сказки» (1957 г., т. I; в круглых скобках далее обозначаем страницы указанного издания).

Заметим, что основное внимание обращается на сказки про животных, где волк , лиса и медведь выступают в качестве основных персонажей. Так, совершенно не предполагается рассматривать «Сказку об Иване-Царевиче, жар-птице и о сером волке», хотя она очевидно показывает верность и благородство этого зверя (серый волк в этой сказке, фактически выполнив всю работу за Ивана-царевича и вернув ему жизнь, уходит в тень, а в финале даже не упоминается – см.: I , 423).

Сказки о животных, как замечает известный специалист по сказкам В.Пропп, создавались в очень древние времена и по своему происхождению связаны с тотемизмом – мировоззрением первобытных охотников, почитавших священными некоторых животных и веривших в их сверхъестественную связь со своим родом (В.Пропп 1957: XIY). Нет сомнений, что образы волка и лисы также входят в тотемические представления славян.

Так какими же предстают волк, лиса и медведь в русских народных сказках?

Волк в отношениях с лисой почти всегда:

– простодушен (Волк спал, спал, да есть захотел и на избицу побрёл. «Ахти беда! – волк завопил. – Ахти беда! Кто масло съел, толокно сзобал?» А лиса: «Волченёк-голубок! На меня не подумай». – «Полно ты, кума! Кто подумает на тебя!» – 18);

– наивен и доверчив (Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было. «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он. – 3; Волчик беспечно уснул, а лиса побежала в ближнюю пасеку, украла сот, съела, а вощинами всего волка облепила. Проснувшись и быв изобличён, волк повинился, что он и сам не помнит, как это случилось, но после такого ясного доказательства винится и очень охотно подчиняется приговору лисички-сестрички, чтобы при первой добыче не иметь ему в ней доли, а всю уступить лисе. – 7);

– жалостлив и больше верит словам, а не очевидности неблаговидных поступков («Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!» – «Эх, куманёк, – говорит лисичка-сестричка, – у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь». – «И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу» – 4; Волк долго отнекивался, наконец согласился. – 9);

– страдает от собственной доверчивости (А обманутого волка с примёрзлым хвостом увидали на пруде мужики и убили его. – 4; Бабы пришли, да и убили волка, а лисичка убежала. – 18);

заканчивает жизнь плачевно:

– в качестве бирюка-одиночки (Только что сунулся бирюк сдуру – а капкан щёлкнул и ухватил его за морду . – 43; Коза с лисою прикрыли его доскою, и бирюк сгорел – 77; см. также: Старая хлеб-соль забывается – 43);

– в качестве глупца (Так и скончал свою жизнь серый волк! – 80; сказка «Волк-дурень»; Кургузый как выскочит из-под низу да бежать! Все семеро волков попадали наземь да за ним вдогонку; нагнали и ну его рвать, только клочья летят. – 80);

– в качестве сотоварища медведя и лисы (Сказки «Звери в яме» – 44; «Кот и лиса» – 62; «Зимовье зверей» – 92-93);

иногда умнеет и отказывается иметь дело с лисой (Волк провёл по брюху лапою и нашёл, что оно в масле. «Что, куманёк, не стыдно ли свой грех на чужих сваливать? Отпирайся теперь, вор, а укоры-то верные». Волк осердился, с досады и горя пустился бежать и домой не воротился. <…> Волк эту быль мне сам рассказывал и заверял, что вперёд никогда не станет жить вместе с лисою. – 21; «Нет, лебёдушка, пошла вон из моей избы, чтоб я тебя не видал!» Лиса ушла, а волк стал по-прежнему поживать да медок запасать. – 22).

Представители какого рода (этноса) у русских людей считаются простодушными, доверчивыми, жалостливыми («жалеет – значит любит»), любящими слово и страдающими от своей доверчивости? – Они сами. Представители какого этноса ценят коллективизм (соборность) и разум? – Русского. Приведём лишь одну цитату: «Русский народ, считал архиепископ Русской зарубежной церкви Аверкий, виновен в том, что он проявил себя слишком наивным и доверчивым к обольстившим его врагам своим, поддался их лукавой пропаганде и не оказал достаточно сильного сопротивления» (Аверкий, архиепископ. Современность в свете Слова Божия. Т. IY. Джорданвилль, 1975. С. 97-98; цит. по: О.А.Платонов 2004: 217). Нет сомнений, что в сказках о животных волк выступает как тотемное животное именно русского народа, фактически воплощая все его наиболее характерные особенности.

Наше представление о том, что именно волк является тотемным животным русского народа, подтверждается, кроме текста сказок, и самыми последними работами других исследователей, прежде всего А.А.Меняйлова и Л.Н.Рыжкова.

Реальный волк обладает совсем не теми качествами, которые ему обычно приписываются. Ср. в лингвокультурологическом словаре «Русское культурное пространство»: «В русских сказках о животных и в авторских баснях волк предстаёт вечно голодным, глупым и жадным», «Волк – жестокий и беспощадный хищник, признающий только силу» (Русское культурное пространство 2004: 64). В общем, волк обычно подаётся как ходячий желудок на четырёх ножках, по ироническому выражению А.А.Меняйлова. Если же обобщить этнографические наблюдения А.А.Меняйлова, то волк:

– никогда на человека не нападает (А.А.Меняйлов 2005: 63);

– необычайно умён и способен на многоходовые комбинации (А.А.Меняйлов 2005: 26);

– чрезвычайно коллективное животное в рамках волчьей стаи, включающей сотни и тысячи семей на громадных территориях (А.А.Меняйлов 2005: 97);

– в качестве основной пищи использует мышей и других грызунов (вовсе не случайно в некоторых районах Украины волка называют «мышиным богом»), на крупную дичь волки выходят только зимой и только от голода, а здоровых особей на своей территории не только не трогают, но даже охраняют (см.: А.А.Меняйлов 2005: 158, 193);

– отличается благородством и верностью в семейной жизни («Если милый друг погибает, то оставшийся в живых в новые сексуальные контакты не вступает. Вдовец присоединяется к полной семье и принимает участие в воспитании и выкармливании их волчат в качестве «дядюшки» [А.А.Меняйлов 2005: 25]);

– считает своим злейшим врагом лису и даже в охотничьем окладе, увидев лису, сначала её ловит и душит, а уж затем продолжает свой путь (А.А.Меняйлов 2005: 100),

– защищает человека доброго и возвышенного и режет собак и прочую живность у попов, девиц лёгкого поведения и людей непорядочных (А.А.Меняйлов 2005: 73-78).

Представление о волке как о тотемном животном этноса было живо до исторически недавнего времени у многих народов. «В Грузии и во времена детства Сталина тоже, если охотник убивал волка, то ему предписывалось облечься в траур – как по упокоившемуся значимому родственнику. Во многих народах волка полагалось неприбранным не оставлять, а непременно похоронить. А якуты и вовсе найденного мёртвым волка хоронили, как великого шамана: оборачивали в солому и подвешивали к ветвям дерева» (А.А.Меняйлов 2005: 13).

Основываясь на совпадении археологических, мифологических и языковых данных, Л.Н.Рыжков пишет: сам Рим был основан славянами «в своих античных ипостасях от троянцев до сербов Германии, Швейцарии, Житалии, Вострии и Югославии» (Л.Н.Рыжков 2002: 104). Важно помнить, что памятник в Риме поставлен именно волчице, – это ещё одно из проявлений справедливости представлений о волке как тотемном животном русского, а также других славянских народов.

В связи со сказанным становится понятной несправедливость общепринятой ныне трактовки латинской формулы «человек человеку волк» (homo homini lupus est) как формулы «человек человеку зверь». В изначальном смысле homo homini lupus est означало человек человеку Человек , т.е. Учитель с большой буквы. В лингвистическом плане – по отношению к понятию волк – несомненен происходящий со временем процесс десакрализации.

В лингвокультурологическом плане интересно сопоставить две пословицы: английскую Dog eats dog (Собака ест собаку) и латинскую Lupus non mordet lupum (Волк волка не кусает). Поведение типа «акме» постулируется второй из этих пословиц, где утверждаются принципы коллективности, соборности поведения. Общеизвестно, что когда в схватке волков становится очевидной победа одного из них, то побеждённый подставляет противнику шею для нанесения тем последнего удара, но победитель, рыча, уходит в сторону. С таким поведением волков перекликается столь же известная русская поговорка «лежачих не бьют». Иными словами, латинские пословицы Lupus non mordet lupum и homo homini lupus est изначально содержали кодекс нравственного человека: человек человеку друг и Учитель .

В английской же пословице Dog eats dog постулируются принципы демократического поведения, сформулированные ещё Платоном: «Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни, и каждый [находится в войне] с самим собой». А.Ф.Лосев справедливо назвал этот принцип проповедью «звериной борьбы всех против всех» (см.: Платон 1990: 40)

В плане нравственных ценностей поведение волка – на уровне генетической памяти – поведение волка значительно предпочтительней поведения собаки (исключение составляют собаки канака, см. об этом: А.А.Меняйлов 2005: 14-19, 265-266). Поэтому изречение «Собака – друг человека» в конечном счёте – на уровне генетической памяти – вряд ли оказывается истинным.

Напомним, что именно волк упоминается как образец воинского поведения в словах Буй Тура Всеволода («Песнь о полку Игореве»): «И рече ему Буй Тур Всеволод: один брат, один свет светлый ты Игорю, оба есве Святъславличя; седлаи, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови, оседлани у Курьска на переди; а мои ти Куряни сведоми к мети, под трубами повити, под шеломы възлелеяны, конець копия въскръмлени, сабли изъострени, сами скачють акы серыи влъци в поле, ищучи себе чти, а Князю славе» (Хрестоматия 1974: 65). Уподобление волку достаточно часто используется в указанном памятнике и при описании неуязвимости в перемещениях: «Гзак бежит серым влъком…», «…Игорь Князь <…> въвръжеся на бръз комонь, и скочи с него босым вълком, и потече к лугу Донца…», «…тогда Влур вълком потече, труся собою студеную росу» (Хрестоматия 1974: 66, 70).

А какова лиса Лиса почти всегда выступает в качестве:

врага волка («Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!» – 3; Тогда лиса благим матом побежала в село и начала кричать: «Сюда, люди! Спешите бить волка, примёрз к ополонке!» – 8; Волк пошёл рубить дрова на сани, а лиса осталась пасти лошадь. От скуки она выела у лошади всю внутренность, напихала туда живых воробьёв и дырку под хвостом заткнула соломой. – 9; Он не учул, да и спрашивает: «Чего ты, кума, говорила?» – «Чтоб бог дал тебе боле рыбы-то». Бабы пришли, да и убили волка, а лисичка убежала. – 18; Тут лиса сметила, что мужики на тропинке поставили капкан; она привела бирюка к самому капкану и говорит: «Ну, вот здесь целуй!» Только что сунулся бирюк сдуру – а капкан щёлкнул и ухватил его за морду . – 43);

учителя жизни (Зело удивительно: шла лисица из дальних пустынь. Завидевши петуха на высоцем древе, говорит ему ласковые словеса: «О милое мое чадо, петел! Сидишь ты на высоцем древе да мыслишь ты мысли недобрые, проклятые; вы дéржите жен помногу: кто держит десять, кто – двадцать, и́нный – тридцать, прибывает со временем до сорока! Где сойдётесь, тут и дерётесь о своих жёнах, как о наложницах. Сниди, милое мое чадо, на землю, да покайся! Я шла из дальних пустынь, не пила, не ела, много нужды претерпела; всё тебя, мое милое чадо, исповедать хотела». – 26; Долго они сидели, сильно проголодались – есть-то нечего. Лиса и придумала… 44; «Да покажись же ты, Петя! Полно, не верь коту. Если бы я съести хотела тебя, то давно бы съела; а то, вишь, я тебя люблю, хочу тебе свет показать, уму-разуму тебя наставить и научить, как нужно жить» 56);

воровки как самой по себе (А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. – 3; Ночью лисонька украла и барашка, а поутру требует, чтобы за него отдали ей бычка. – 15; см. также: 6, 7, 18; 19), так и за компанию (Настала ночь, к дверям пришла другая лиса и стучится. Волк услыхал и начал будить свою куму: «Кума! Вставай, пришли за тобой». – «Спасибо тебе, куманёк, что разбудил; я бы проспала». Вышла и пустила тихонько в сени свою подругу. Залезли они на полдовку, где у волка было много мёду, и съели половину кадушки. – 21-22);

обманщицы («Я, куманёк, говорю: битый битого везёт» – 4; В третий раз опять так же обманула лисица волка и долизала уж весь медок. – 16; Он не учул, да и спрашивает: «Чего ты, кума, говорила?» – «Чтоб бог дал тебе боле рыбы-то». – 18; Старик спрашивает: «Каково старушка?» – «Пошевеливается!» – говорит лиска, а сама доела старуху, собрала костьё и сложила в уголок и принялась месить саламату. – 30; Только лисица надула медведя: дала ему немного мяса, а остальное припрятала от него и ест себе потихоньку. – 45);

манипулятора («Эка, ведь я же наловила; ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь» – 3; «Я себе построю лубяную <хатку>, а ты ледяную» – 4; «Петушок, петушок! Слезь сюда, я тебя исповедаю: у тебя семьдесят жён, ты завсегда грешон». Петух слез; она хвать его и скушала. – 4; Положивши лапку, лиса после долгих переговоров упросила и о другой, третьей, четвёртой, потом умолила волка иметь сострадание и к её хвосту, который так жалко волочился, и умостилась совсем в санках. – 9; Долго ли, коротко ли – прикинулась лисица хворою, просит кума медку принести. – 16; см. также: 19, 25, 26);

хитрой особы (Пошла лисица в лес, яко долгий бес 27;):

умеющей втираться в доверие (Лето стало, у лисички избушка и растаяла. Пошла она к волку на фатеру проситься: «Пусти-ка, кум, меня на лесенку». – «Нет, кума, не пущу». – «Пусти, кум!» – «Ну, лезь инно!» Взошла кума на лестницу; как бы добраться до печки? Начала она умолять кума не вдруг, а потихоньку, помаленьку: «Пусти-ка, кум, меня на крылечко-то». – «Нет, кума, не пущу». – «Пусти, кум!» – «Ну, лезь инно!» Взошла на крыльцо: Пусти-ка, кум, меня в сенцы-те». – «Нет, кума, не пущу». – «Пусти, кум!» – «Ну, лезь инно!» – 17; см. также: 18);

не способной к благодарности за помощь в трудное время (Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала. – 23);

считающей себя выше тех, кто с ней общается (Она выпрыгнула из саней и закричала: «Оставайтесь, дураки!», а сама ушла. – 15; Лисичка стала смеяться над кумом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни у волка хвост!» – 18);

изобретательной в умении обманывать («Ну, хорошо! – говорит лисица. – Давай ляжем на солнышке, у кого вытопится мёд, тот и виноват». Пошли, легли. Лисице не спится, а серый волк храпит во всю пасть. Глядь-поглядь, у кумы-то и показался медок; она ну-тко скорее перемазывать его на волка. «Кум, кум, – толкает волка, – это что? Вот кто съел!» И волк, нечего делать, повинился. – I , 16; Волк уснул, а у лисички выпреглось масло; она им и вымазала кума. Пробудился волк, лисичка ему и говорит: «Ведь ты, кум съел!» Он говорит: «Нет – ты, кума!» Спорили да спорили и не могли переспорить один другого… – 17; см. также: 20; 21;)

не чуждой к использованию магии (Вот он хлеба каталажку наклал и отправился ловить сельдей, как кума его учила. Пришёл он к реке, упустил в воду хвост, да и держит, а лиса в то же время молит: «На небе ясни, ясни! У волка хвост мёрзни, мёрзни!» И вот треснул мороз, что у волка хвост замёрз. Пришли поповы дочки и волка кичигой зашибли, да из шкуры себе шубы сшили! А лиса осталась одна жить, и теперя живёт, и нас переживёт. – 19);

чрезвычайно мстительной («Изволь, куманёк! Возьми ведро, привяжи к хвосту, да и опусти в прорубь: рыба и найдёт к тебе, сама в ведро; только ты часа два посиди у проруби!» Волк так и сделал; но только часа через два хвост-то у него примёрз к проруби, так что он, как ни старался, – оторвать его не мог. Поутру пришли мужики и убили его.

Пришла лиса к медведю в берлогу и выпросилась перезимовать у него. На зиму запаслась она цыплятами, положила их под себя и ела понемножку. Медведь однажды и спрашивает: «Что ты, кумушка, ешь?» – «Да что, куманёк, изо лба кишочки таскаю да и кушаю». – «И сладко?» – спрашивает медведь. «Сладко, куманёк». - «Дай-ка попробовать!» Она ему дала немного курятинки. Облакомился Мишка и ну тискать себе изо лба кишочки, до тех пор надрывался, пока не околел. А лисица этому и рада. Ей и пищи на целый год, и мягкая постель, и теплая конура. – 14).

Судя по характеристикам лисы в русских народных сказках (враждебно настроенной к волку, поучающей, склонной к воровству, обману и манипуляциям, хитрой и изобретательной в обмане, умеющей втираться в доверие, считающей себя выше тех, кто с ней рядом, несоразмерно мстительной особы), она вовсе не герой для русского народа: её качества вызывают у него отвращение. Вряд ли поэтому объективными и истинными представляются следующие слова В.Я.Проппа: «Слабая лисичка обманывает сильного, но глупого волка и выходит победительницей из всех бед» (В.Пропп 1957: XIY).

Суждение В.Я.Проппа представляется неверным по нескольким основаниям.

Во-первых, лисичка далеко не всегда выходит победительницей из всех бед (особенно когда сталкивается с другими, кроме волка, персонажами, см.: 24, 25, 27, 34, 42, 46, 51, 52, 57, 58, 93, 96).

Во-вторых, лиса часто оказывается жертвой собственной материалистичности: так, наказывая собственный хвост, зачастую теряет жизнь, и примеров такого рода в сказках приводится много (см.: 34, 36, 37, 38).

В-третьих, в психологической науке само по себе служение другим (альтруизм), которое в сказках часто демонстрирует волк (лисе, Ивану-царевичу), оценивается как проявление психического здоровья, а вовсе не глупости, ср.: «Ещё у русского психолога А.Ф.Лазурского находим мы основанный на тщательных наблюдениях вывод, что здоровье личности в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного служения другому. "Альтруизм, – писал он, – в том или ином виде представляется формой, и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращённых нет"» (Б.С.Братусь 1999: 45).

Конечно, может быть, с точки зрения людей, для которых доверчивость, открытость и альтруизм являются проявлением глупости, приведённое суждение В.Я.Проппа и справедливо, но вряд ли приложимо к генетической памяти славян (и прежде всего – русского народа) и не соответствует мнению многих психологов.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой же смысл приобретают неудачи и успехи волка в русских народных сказках в его столкновениях и общении с лисой? Полагаем, что сказки содержат совет-предостережение носителю этномифологического мышления русского народа – быть умным и внимательным при общении с представителями других этносов, особенно с теми, кто одновременно:

– враждебно настроен и при этом активно стремится втереться в доверие;

– склонен к воровству, обману и манипуляциям,

– считает себя выше тех, кто с ним рядом,

– мстителен и обычно

– рядится в тогу учителя жизни.

Возможно и более узкое толкование смысла русских народных сказок, если учесть гендерные аспекты их послания (волк – существительное мужского рода, т.е. мужчина, а лиса – женского, т.е. женщина). Сказки предостерегают русских мужчин от заключения союзов с женщинами, обладающими вышеперечисленными признаками. Русские народные сказки содержат предостережение о духовной и материально выраженной бесплодности, разрушительности таких союзов.

А что говорится о медведе в русских народных сказках? – Медведь :

иногда великодушен к тем, кто находится на грани жизни и смерти: «Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать. Вдруг идёт медведь и спрашивает: «…А что, кобель, хочется тебе есть?» – «Ещё как хочется-то!» – «Ну, пойдём со мною; я тебя накормлю». …Попадается им навстречу жеребец… Вот медведь схватил жеребца за брюхо; жеребец упал наземь. Медведь разорвал его и говорит: «Ну, кобель, ешь сколько угодно. А как приберёшь всё, приходи ко мне» (84);

невоздержан во хмелю до неприятностей: «Кобель видит, что гости и хозяева порядком перепились, и ну угощать приятеля. Медведь выпил стакан, другой, и поразобрало его. Гости затянули песни, и медведю захотелось, стал свою заводить; а кобель уговаривает: «Не пой, а то беда будет». Куды! Медведь не утихает, а всё громче заводит свою песню. Гости услыхали вой, похватали колья и давай бить медведя; он вырвался да бежать, еле-еле жив уплёлся» (85);

доверчив к обманутым им ранее хитрецам до смерти: «Мужик принялся рубить; глядь – ан медведь бежит и мужику кричит: «Эй, старик! Что это за крик?» Мужик говорит: «Волков ловят да медведей». – «Ох, мужичок, положи меня в сани, закидай дровами да увяжи верёвкой; авось подумают, что колода лежит». Мужик положил его в сани, увязал верёвкою и давай обухом гвоздить его в голову, пока медведь совсем окочурился» (35; см. также 37, 38);

просто глуп : «Что ты, кумушка, ешь?» – «Да что, куманёк, изо лба кишочки таскаю да и кушаю». – «И сладко?» – спрашивает медведь. «Сладко, куманёк». – «Дай-ка попробовать!» – Она ему дала немного курятинки. Облакомился Мишка и ну тискать себе изо лба кишочки, до тех пор надрывался, пока не околел. А лисица этому и рада. Ей и пищи на целый год, и мягкая постель, и тёплая конура» (14); «Только лисица надула медведя: дала ему немного мяса, а остальное припрятала от него и ест себе потихоньку. Вот медведь начинает опять голодать и говорит: «Кума, кума, где ты берёшь себе еду?» – «Экой ты, кум! Ты возьми-ка просунь себе лапу в рёбра, зацепись за ребро – так и узнаешь, как есть». Медведь так и сделал, зацепил себя лапой за ребро, да и околел» (45-46; см. также: «Медведь, лиса, слепень и мужик» – 71; «Зимовье зверей» – 93);

хитёр , если есть возможность что-то своровать : «Медведь с досады перестал ходить по задам, а подойдёт под окно к старухиной избе и запоёт песню: «Скрипи-скрипи, скрипка, на липовой ножке! И вода-то спит, и земля-то спит; одна бабушка не спит, свою шёрстку прядёт!» Выйдет старуха за ворота посмотреть – кто так хорошо поёт, а медведь шасть назад к плетню, стибрит овцу и уйдёт в лес. Так-то всех овец и перетаскал» (83);

часто бывает обманут лисой : «Всех – и курочку, и гуська, и барашка, и бычка – она передушила, мясо припрятала, а шкуру бычка набила соломой и поставила на дороге. Идёт медведь с волком, а лиса говорит: «Подите, украдьте сани да поедемте кататься». Вот они украли и сани, и хомут, впрягли бычка, сели все в сани; лиса стала править и кричит: «Шню, шню, бычок, соломенный бочок! Сани чужие, хомут не свой, погоняй – не стой!» Бычок нейдёт. Она выпрыгнула из саней и закричала: «Оставайтесь, дураки!», а сама ушла» (15);

иногда вступает с волком и зайцем во временный союз против лисы : «Все вы ничего не смыслите! Пойду уж сама», – говорит лисица. Пока она ходила, медведь с волком и съели лошадь, а в шкуру лошадиную набили моху и опять запрягли как бы живую лошадь. Лисица выбрала славную оглобельку; приходит к телеге, а уж на ней нет ни медведя, ни волка, ни зайца» (13);

достаточно трусоват по отношению к тем, кто кажется сильнее: «Зайчик опять идёт да плачет. Ему навстречу медведь: «О чём, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». – «Не плачь, зайчик! – говорит медведь. – Я выгоню её». – «Нет, не выгонишь! Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь». «Нет, выгоню!» Пошли гнать: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Медведь испугался и ушёл» (23); «Волк вскочил, да давай бог ноги, и был таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. «Ну, – думает медведь, – увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на божью волю да как шмякнется с дерева оземь, все печёнки отбил; вскочил – да бежать!» (61; см. также 62, 63, 65-66, 69, 70, 94);

ничего не понимает в сельском хозяйстве : «Посеял мужик с медведем вместе репу, и родилась репа добрая. Медведь мужику сказал: «Твои коренья, а мои верхушки». Мужик всю зиму ел, а медведь с голоду помирал. На другой год медведь сказал мужику: «Давай сеять пшеницу». Пшеница родилась добрая. «Теперь ты бери верхушки, – сказал медведь мужику, – а мои коренья». Мужик всю зиму ел, а медведь едва с голоду не помер» (37);

выступает по отношению к окружающим как страшная, агрессивная сила : «Пахал мужик ниву, пришёл к нему медведь и говорит ему: «Мужик, я тебя сломаю!» (35); «Ну, мужик, – говорит медведь, – я теперь на тебя сердит, съем тебя!» Мужик отошёл и заплакал» (36; ср.: «А я лесной гнёт!» Сел на кувшин и всех раздавил» – 126; а также: 37, 50, 67, 82, 125, 126, 127);

по отношению к мужику выступает в качестве:

хозяина, которому тот беспрекословно должен подчиняться : «Быть так, – сказал медведь, – а коли обманешь – так в лес по дрова ко мне хоть не езди!» (35); «Теперь не езжай ко мне по дрова, а то задеру!» Мужик воротился из города и боится ехать в лес» (35);

субъекта, которого мужику можно и нужно обманывать : «Нет, не замай (не трогай); я вот сею репу, себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки». «Быть так, – сказал медведь, – а коли обманешь – так в лес по дрова ко мне хоть не езди!» Сказал и ушёл в дуброву. Пришло время: мужик репу копает, а медведь из дубровы вылезает. «Ну, мужик, давай делить!» – «Ладно, медведюшка! Давай я привезу тебе вершки», – и отвёз ему воз ботвы. Медведь остался доволен честным разделом» (35; см. также 36)

Кого же именно русские люди воспринимают в качестве хозяйничащей по жизни страшной, агрессивной, иногда великодушной силы, ничего не понимающей в сельском хозяйстве, в значительной степени трусоватой и вороватой, которую можно и нужно обманывать? Как нам представляется, образ медведя в русских народных сказках ассоциируется с образом начальника (не случайно – Михаила Потапыча Топтыгина ). Именно начальников русские люди чаще всего воспринимают как глупую, агрессивную, страшную (и одновременно трусоватую) силу, которую можно и нужно обманывать. Медведь, как свидетельствуют русские народные сказки, – начальник леса Жизни…

Полагаем, что русские народные сказки имеют определённое – метафорически выраженное – психотерапевтическое содержание. Сегодня, когда правят лисы (особенно много таких учителей жизни в средствах массовой информации), они убеждают волков, что те – всего лишь несовершенные лисицы или медведи. Интересно, что многие молодые волки так и думают и стремятся во всём подражать лисам и медведям. Но волк лисой или медведем не может стать по определению. Самое большое, что может сделать волчонок в этом направлении, – это забыть о своей природе и превратиться в беспородную и безродную дворняжку, которую легко будет небрежно отшвырнуть одним движением сапога. Возрождение России возможно только на базе пробуждения генетической памяти русского народа, на базе осознания силы и слабости предков, а лучшим проводником по генетической памяти являются народные сказки.

Цитируемая литература:

Братусь Б.С. Нравственная психология возможна // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. С. 29-48.

Рыжков Л.Н. О древностях русского языка. – М.: ИЦ «Древнее и современное», 2002. – 368 с.: ил.

Хрестоматия по истории русского литературного языка / Составитель А.Н.Кожин. – М.: Высшая школа, 1974. – 415 с.