Характеристика медведя в русских народных сказках. Образ медведя в хантыйских и русских народных сказках. Медведь в русских народных сказках

Сказка Кто в лесу главный короткая на ночь детям читать

Жила в одном лесу семья зайцев. Вот, как-то, родились у них зайчата. Они были маленькие и пушистые, как клубочки. Мама зайчиха и папа заяц не могли наглядеться на своих малышей. Они позвали гостей на смотрины. Звери, которые жили по - соседству, приходили с подарками и поздравляли счастливых родителей. Медведь принес бочонок меда, белка - целую корзинку орешков, ежик принес самые спелые яблоки. Каждый хотел порадовать своим подарком. Но вдруг, появилась парочка, которую никто не ждал. Это были волк и лиса. Их никто не любил и все старались обойти их десятой дорогой, потому что они были хулиганами, мусорили в лесу, обижали маленьких. Волк и лиса пришли с пустыми руками, и подошли к зайчатам.

— Какие замечательные малыши,- сказала лисица.
— Пусть растут побыстрее и пожирнее,- добавил волк.
— Уходите,- ответил заяц,- я вас не звал.
— А нас не надо звать. Мы приходим куда захотим и когда захотим. Ха-ха-ха,- рассмеялись они и, махнув хвостами, ушли прочь.
— Нужно что-то с ними делать,- жалобно обратился заяц к зверям - соседям,- эта парочка опасна для моих детишек.
— А давайте выгоним их из леса,- предложил ёж.
— Да,- поддержал медведь,- мы соберем подписи у всех жителей, и им придется уйти.
Так и сделали. Белка обскакала обитателей леса и собрала подписи, чтобы выселить волка и лису из леса. Потом принесла этот список зайцу, и тот храбро пошел к хулиганам. Но, чем ближе он подходил, тем страшнее ему было. Папа заяц увидел лису с волком на поляне. Они играли в карты на пенечке.
— Вот,- сказал зайка и протянул в дрожащей лапке документ,- убирайтесь из нашего леса!
Волк с лисой подошли ближе, прочитали бумагу, а потом громко рассмеялись.
— Ты думаешь, мы испугались,- захохотал волк, затем он схватил листок у зайца из лап и съел его,- был документ, и нет документа. Нашелся тут командир!

Зайка едва сдерживал слезы, но нельзя было плакать, ведь он отец семейства. Нужно было действовать. Он пришел домой, собрал вещи, попрощался с зайчихой и пошел за помощью ко льву. Лев должен был помочь прогнать наглецов из мирного леса. Ведь лев - царь зверей, ему все подчиняются. Долго шел зайка и, наконец, пришел. Лев лежал на солнышке, отдыхал, а по нему лазали, играя, его львята.
— Добрый день,- сказал папа заяц,- я пришел к тебе издалека за помощью, ведь ты тоже отец и должен меня понять.
Заяц рассказал льву про свою беду.
— Но ведь я не смогу все время их прогонять. Когда я пойду домой, они вернутся,- сказал лев.
Зайка пригорюнился. Но лев его успокоил.
— Кажется, я знаю, что нужно сделать,- и лев прошептал на ухо зайцу свой план.
Они вернулись в родной лес зайки и пошли искать волка с лисой. Те как раз кидали шишки в гнездо сойки. Лев спрятался за кустами, а заяц вышел вперед.
— Перестаньте немедленно,- закричал заяц,- я приказываю вам!
— А ты кто такой, чтобы нам указывать?
— Теперь я главный в этом лесу. Я был у царя зверей - льва, и он назначил меня здесь главным.
— Ну, да, так мы и поверили. Чем докажешь?
Заяц набрал полную грудь воздуха, а в это время у него за спиной, в кустах, лев зарычал со всей своей царской силы. Деревья зашатались от такого рыка. Заяц закрыл рот.
— Ну что, теперь поверили?- спросил зайка. Волк и лиса поджали хвосты и уши.
— Д-д-да. Поверили.
— Так вот,- повелел заяц,- чтобы духу вашего в этом лесу не было, и не вздумайте больше обижать зверей, а то будете иметь дело со мной!
Хулиганы развернулись и бросились наутек, только хвосты мелькали между деревьями. Зайка поблагодарил льва, попрощался с ним и пошел к себе домой. Там его встречала зайчиха и малыши.
— Вот теперь я за вас спокоен,- сказал папа заяц и погладил детишек по их пушистым головкам.
С тех пор никто в лесу не хулиганит, а волка с лисой и след простыл.

В тёмном-тёмном лесу, среди высоких деревьев, жил Медведь. Никто не приходил к нему в гости, никто с ним не играл. Стало Медведю скучно. И вот однажды решил наш Медведь пойти в театр. Одел он галстук, туфли, шляпу и отправился в город. Шёл Медведь по улице и спрашивал у прохожих, как пройти к театру. Только прохожие совсем не понимали, что говорит Медведь и в страхе разбегались. Ведь слышали они только грозное „Р-р-р”. Удивлялся медведь и дальше шёл. И пришёл к Большёму театру. Обрадовался Медведь и направился прямиком ко входу. Но неожиданно путь ему преградил контролёр.
-Ваш билет!
-Р-р-р!
-Нету? Тогда пройдите к кассам и купите.
-Р-р-р!
-Ах, у вас нет денег? Но я не могу пропустить вас без билета.
-Р-р-р!
-Ладно, хотите я помогу вам заработать? У меня как раз есть знакомый дрессировщик.
-Р-р-р!
Контролёр достал мобильный телефон и набрал номер.
Не прошло и пятнадцати минут, как к театру подъехала цирковая машина. Дрессировщик пожал Медведю лапу и сказал:
-Я буду очень рад работать вместе с вами. За хорошую работу вы, уважаемый Медведь, будете получать приличное жалованье и вкусную еду. Согласны?
Конечно же, Медведь был согласен. Он радостно закивал головой и весело зарычал. И снова все услышали «Р-р-р». Только дрессировщик понял, что Медведь сказал: «Да-да! Я тоже буду очень рад работать вместе с вами! Давайте начнём прямо сегодня!»
-Сегодня, уважаемый Медведь, мы начнём учиться. А выступать начнем после репетиций.
Много ли, мало ли прошло времени, как появился наш Медведь на всех цирковых афишах. Он стал знаменитым артистом и вместе с дрессировщиком ездил с программой по всей стране. И даже в другие страны.
А ещё он очень часто ходил в театр.

Три медведя (Лев Толстой)

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивановичева; вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина, третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой - Михаилы Иванычев, другой поменьше - Настасьи Петровнин и третий маленький, с синенькой подушечкой, - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась: так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая - Михаилы Иванычева, другая средняя - Настасьи Петровнина, третья маленькая - Мишенькина.

Девочка легла в большую - ей было слишком просторно; легла в среднюю - было слишком высоко; легла в маленькую - кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?

Михаило Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?

Медведи пришли в другую горницу.

КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ Ее? - заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ Ее? - зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

ВОТ ОНА! ДЕРЖИ, ДЕРЖИ! ВОТ ОНА! ВОТ ОНА! АЙ-Я-ЯЙ! ДЕРЖИ!

Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.


Детская сказка о медведях

Владимир О. Трошин
Сказки на ночь про «много медведяф»
Про теремок и восемь медведей
Вышел, как-то по осени, на лесную полянку Медведь бурый. Смотрит – между вербой и берёзкой стоит теремок. Стучится в дверь, спрашивает:
- Кто в теремочке живёт?
Отвечают ему:
-Я – мышка Норушка.
-Я – лягушка Квакушка.
- Я – зайка Попрыгайка.
- Я – лисичка Сестричка.
- Я – волк Зубамищёлк. А ты кто?
- Я – медведь Михал Потапыч - лесов здешних хозяин. Пустите меня к себе - зиму перезимовать!
- Мы бы рады пустить тебя! Да велик ты больно – не влезешь в теремок – отвечают звери.
- А я попробую как-нибудь – сказал медведь. Попытался в дверь войти - не входит! Попробовал в окно – не пролазит! Обошёл сбоку, чтоб через подпол протиснуться - плечом за нижнее бревно зацепился, да и повалил теремок! Звери еле выскочили. Сидит медведь среди брёвен, затылок чешет.
- Эх, Михал Потапыч, такой теремок сломал! Как мы теперь зиму лютую переживём?
- Виноват! – говорит медведь – Да не печальтесь! Мы с вами новый теремок построим, широкий, да просторный!
Обрадовались звери. Закипела работа! Медведь деревья валит. Заяц сучки обрубает. Лисичка с мышкой кору обдирают. Волк с медведем брёвна в стены укладывают. А лягушка всем обед готовит. Быстро управились! Теремок на славу вышел – большая горница, посередине печечка, сбоку кухонька, наверх лесенка, а там спаленки.
А за печкой спальня медвежья – самая большая. Всем места хватит, и хозяевам, и гостям!
Зажили зверушки дружно и весело. Тут зима настала. Михал Потапович пирожков с малиной наелся, чаю с мёдом напился, в спальне своей улёгся, и уснул до весны…
Однажды морозным вечером в дверь постучались.
- Кто там? – спрашивает мышка Норушка.
- Это я, медведь Бируанг - солнечный! Не тут ли брат мой двоюродный живет Михал Потапыч?
- Здесь – отвечает мышка – только спит он. До весны не встанет!
- Вот беда то! Из далёкой страны Бирмы пришёл на брата поглядеть, привет от сородичей из Малакки, да с Суматры передать. А он в спячку лёг!
- Сам то почему не спишь? – интересуется Норушка.
- В наших лесах ни снега, ни мороза не бывает – не спим мы зимой. Это у вас тут холод да сугробы – пока шёл совсем продрог!
- А ты заходи! Поешь, погрейся да отдохни с дороги!
Зашёл медведь солнечный в теремок. Сам ростом не велик – чуть больше волка, шерсть чёрная, короткая да блестящая, на груди полукруг жёлтый – словно подковка, когтищи длиннющие, а пятки голые – как тут не замёрзнуть! Наелся Бируанг, чаю с малиной напился, у печки согрелся - разомлел, да и завалился спать рядом с Михал Потапычем. Спят два медведя, посапывают.
Долго ли, коротко ли – опять кто-то в дверь стучит.
- Кто там? – спрашивает лягушка Квакушка.
- Это я, медведь Губач из жаркой Индии, пришёл брата двоюродного навестить Михайла Потапыча. Здесь он живёт? А то я к холоду не привычный – совсем замёрз!
- Здесь медведь бурый живёт, только спит он! А ты заходи – подкрепись да отдохни с дороги – говорит Квакушка.
Заходит Губач в горницу. Побольше Бируанга ростом будет, но до Михайлы Потапыча далеко ему! А смешной какой! Шерсть жёсткая - торчком. Весь чёрный, на груди только отметина светлая. Ноги высокие, когти острые. А морда – смех, да и только – длинная, острая, и губы трубочкой. Подивились звери гостю невиданному, накормили, напоили, да спать уложили. Спят медведи – в три носа сопят.
Проходит день, за ним другой, морозы трещат, метели метут. Снова в дверь постучались.
- Кто там? – спрашивает зайка Попрыгайка.
- Это я – медведь Панда из Китая далёкого пришёл! Который день ищу брата троюродного - устал по сугробам лазать среди ёлок!
- Здесь живёт Потапыч, здесь! В спячке он зимней. Только это не беда – заходи, Панда, поешь да отдохни с дороги! – говорит зайка.
Заходит Панда – медведь чудной: сам белый, грудь да лапы с ушами чёрные, а на глазах - будто очки надеты – пятна чёрные. Шерсть густая, плотная. Сам большой, а видом не грозный. Отведал гость пирожков с малиной, у печки отогрелся, и спать – к остальным братьям. Крепко спят четыре брата - похрапывают!
Идёт неделя за неделей. Опять в дверь стучат!
- Кто там? – спрашивает лисичка Сестричка.
- Это я, медведь Гималайский. Михал Потапыча ищу.
- Спит он – говорит лиса - а ты, Гималайский, почему не спишь?
- Меня тигры Уссурийские разбудили рыком своим громким! Чего, думаю, зря по лесу бродить, навещу родственника своего – вдруг и ему не спится.
- А ты заходи в теремок, перекуси, да отдохни – приглашает лисичка.
Вошёл медведь Гималайский, с чёрной шерсти снег стряхнул. Ростом с Панду, мордой узок, уши большие, на груди «галстук» - словно птица белая летит. Медку поел, и спать, не долго думая! Пять медведей рядком лежат, зиму пересыпают.
Дни всё длиннее, ночи теплее. Зима уж на исходе. Снова стук в дверь, да громкий такой, как Потапыч один может!
- Кто там? – спрашивает волк Зубамищёлк.
- Это я, двоюродный брат Михал Потапыча Чёрный медведь! Дома родич мой бурый?
- Дома то дома, только спит он – отвечает волк.
- Так ведь и я спал! Только охотники назойливые покоя не дают! Вот и пошёл через леса Канадские, через льды океанские, через тундру и тайгу, с братом познакомиться, да время скоротать!
- Заходи к нам, Чёрный медведь, не близок путь твой был, передохни с дороги!
Входит гость, словно гора чёрная, а морда желтая вся. Шерсть гладкая, блестящая! Подкрепился желтомордый, и тоже спать! Вот уж шестеро в спальне медвежьей зимуют!
Настала весна. Ветерок тёплый подул. Мать-и-мачеха на проталинках зацвела. Заворочался Михал Потапыч, проснулся. Подивился, на братцев поглядев. Сел за стол, пирожки уплетает – проголодался за зиму.
Звери ему про гостей наперебой рассказывают, а тот молчит, кивает только, да мычит иногда – рот то занят. Вдруг опять в дверь стук. Да не стук, а грохот! Пошёл медведь сам открывать.
- Кто там? – спрашивает, а из-за двери:
- Это я, Белый полярный медведь! Открывай, Михал, хватит спать!
Смотрят звери: стоит перед теремком огромный медведь – раза в три Михал Потапыча больше! Морда длинная, ушки маленькие, шерсть белая на солнце светится - глаза слепит. Обнялись братья, сели возле теремка – не войти внутрь такому великану!
Вскоре и другие лохматые сони встали. Собрались на полянке, дела свои медвежьи обсуждают. Вдруг сорока прилетела. Села на вербу и застрекотала:
- Кто тут Михал Потапыч будет? Письмо для него - международное! Передал мне его ворон - старый почтальон, тому - чайка – птица морская через океан привезла, а ей попугай пёстрый отдал. Из Южной Америки письмецо, бурому медведю адресовано!
Открыл Потапыч конверт, а там открытка от брата двоюродного - Очкового медведя. Живёт он на другом краю земли в горах Чилийских один – одинёшенек. Нет родни поблизости. На открытке - портрет: чёрно-бурый лохматый медведь, в больших белых «очках» вокруг глаз, а на груди косматой, не то галстук, не то бант светлый.
Посидели медведи, договорились каждый год друг к другу в гости наведываться, попрощались с гостеприимными хозяевами, и по домам отправились. Помахал им в след Михал Потапыч лапищей широкой, и пошёл по лесу с обходом - за порядком следить.
А теремок так и стоит на лесной полянке, и ждут там новых гостей дружные звери!

Сказка про жадного медведя

Однажды темной холодной зимой проснулся медведь в своей берлоге. Ворочался-ворочался с боку на бок, никак уснуть не может. Подумал он, что неплохо бы было что-нибудь поесть. Вылез из берлоги, а там только снег, да голые деревья стоят. И еще звезды и луна с неба светят. Решил медведь звезды попробовать. Забрался он на самую высокую гору, уселся на ней поудобнее и давай звездочки с неба отковыривать. Понравились они ему – знай сидит щелкает.
Не успел медведь опомниться, как съел все звезды с неба и тут же почувствовал, что наелся. Тут бы ему идти обратно в берлогу спать до весны, но видит, что на небе еще луна осталась. Большая такая, круглая, яркая. Мало медведю звезд показалось, захотел он еще и луну съесть. Только высоко она висит, не достать с земли.
На горе росло высокое дерево. Полез медведь на это дерево за луной. Лезет-лезет вверх, луна к нему все ближе, а ствол дерева все тоньше. Наконец почти уже достал, но и ствол закончился, некуда лезть дальше. Потянулся он за луной, макушка дерева и обломилась. Медведь упал, сильно ушибся и закричал от боли, а звезды из его живота обратно на небо улетели.
Тут и сказке конец.

В русских сказках о животных медведь часто сталкивается с человеком: «Медведь – липовая нога» , «Мужик и медведь», «Маша и медведь». Сказка «Медведь – липовая нога» является самой древней из русских сказок о медведе. В ней рассказывается о том, как мужик в борьбе с «хозяином» отрубает медведю лапу и за это зверь мстит ему: находит его и съедает. Здесь Медведь представляется страшным, жестоким, мстительным зверем, который никогда не прощает обиды: он мстит по правилам родового закона: око за око, зуб за зуб. Его мясо старик со старухой собираются съесть, и он их съедает, хотя у славян медведь сам не нападает на человека, а опасность он представляет собой только тогда, когда человек сам тревожит его: преследует, ранит, угрожает его семейству. Медведь в этой сказке предстаёт как вещее существо. Сказка учит почитать зверя.

В более поздних сказках медведь представляется глупым и доверчивым, совершенно не знакомым с крестьянским бытом «соседом» человека: с ним можно договориться, его можно перехитрить. Например, «Маша и медведь» или «Мужик и медведь», где медведь играет роль помещика. Он хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно потому ему отвели такую роль. Эти сказки описывают жизнь неволи русского народа, период крепостного права. Тогда крестьяне платили оброк (половину поля пшеницы) и отрабатывали барщину (работали в доме медведя, иногда она длилась по 6 дней). Медведь решал, когда отпустить Машу и сколько содрать с мужика. В связи с этим становится понятной не только трудная жизнь, когда-то вольного русского народа, но и почему медведя постоянно пытались обхитрить, да еще и затравить собаками. Чаще всего в русских сказках помещик всегда глупее мужика, тем же умом наделен и образ помещика – медведь. Однако в волшебных сказках «Царевна – лягушка» , «Дочь и падчерица» , «Шабарша» мы наблюдаем, что медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, выступает помощником человека: советует, помогает пройти испытания и т.д. Так в сказке «Дочь и падчерица» медведь отпускает с подарками работящую девушку, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые ценят трудолюбие и честность.

В сказках о лесных обитателях медведь представляется «лесным воеводой», «хозяином леса». Он имеет силу, власть, но в то же время мы видим его легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злобу. Его опасаются все звери, но чаще всего он бывает ими обманут. Доверчивость медведя мы можем увидеть в сказке «Звери в яме» , медведь поверил лисе, что она потихоньку ест свои внутренности, распарывая себе живот, тогда он распорол свой живот и умер. Но этого могло бы не случиться, если бы он знал, что нельзя есть самого себя. В сказке «Лиса-повитуха» показана глупость и доверчивость медведя. Находчивая лисица обманула медведя: съела весь запас мёда, да ещё и заставила самого хозяина признаться в том, чего он не совершал.

В настоящем докладе обращается внимание на образы волка, лисы и медведя в русских народных сказках. В качестве материала исследования используется трёхтомник А.Н.Афанасьева «Народные русские сказки» (1957 г., т. I; в круглых скобках далее обозначаем страницы указанного издания).

Заметим, что основное внимание обращается на сказки про животных, где волк , лиса и медведь выступают в качестве основных персонажей. Так, совершенно не предполагается рассматривать «Сказку об Иване-Царевиче, жар-птице и о сером волке», хотя она очевидно показывает верность и благородство этого зверя (серый волк в этой сказке, фактически выполнив всю работу за Ивана-царевича и вернув ему жизнь, уходит в тень, а в финале даже не упоминается – см.: I , 423).

Сказки о животных, как замечает известный специалист по сказкам В.Пропп, создавались в очень древние времена и по своему происхождению связаны с тотемизмом – мировоззрением первобытных охотников, почитавших священными некоторых животных и веривших в их сверхъестественную связь со своим родом (В.Пропп 1957: XIY). Нет сомнений, что образы волка и лисы также входят в тотемические представления славян.

Так какими же предстают волк, лиса и медведь в русских народных сказках?

Волк в отношениях с лисой почти всегда:

– простодушен (Волк спал, спал, да есть захотел и на избицу побрёл. «Ахти беда! – волк завопил. – Ахти беда! Кто масло съел, толокно сзобал?» А лиса: «Волченёк-голубок! На меня не подумай». – «Полно ты, кума! Кто подумает на тебя!» – 18);

– наивен и доверчив (Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было. «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он. – 3; Волчик беспечно уснул, а лиса побежала в ближнюю пасеку, украла сот, съела, а вощинами всего волка облепила. Проснувшись и быв изобличён, волк повинился, что он и сам не помнит, как это случилось, но после такого ясного доказательства винится и очень охотно подчиняется приговору лисички-сестрички, чтобы при первой добыче не иметь ему в ней доли, а всю уступить лисе. – 7);

– жалостлив и больше верит словам, а не очевидности неблаговидных поступков («Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!» – «Эх, куманёк, – говорит лисичка-сестричка, – у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь». – «И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу» – 4; Волк долго отнекивался, наконец согласился. – 9);

– страдает от собственной доверчивости (А обманутого волка с примёрзлым хвостом увидали на пруде мужики и убили его. – 4; Бабы пришли, да и убили волка, а лисичка убежала. – 18);

заканчивает жизнь плачевно:

– в качестве бирюка-одиночки (Только что сунулся бирюк сдуру – а капкан щёлкнул и ухватил его за морду . – 43; Коза с лисою прикрыли его доскою, и бирюк сгорел – 77; см. также: Старая хлеб-соль забывается – 43);

– в качестве глупца (Так и скончал свою жизнь серый волк! – 80; сказка «Волк-дурень»; Кургузый как выскочит из-под низу да бежать! Все семеро волков попадали наземь да за ним вдогонку; нагнали и ну его рвать, только клочья летят. – 80);

– в качестве сотоварища медведя и лисы (Сказки «Звери в яме» – 44; «Кот и лиса» – 62; «Зимовье зверей» – 92-93);

иногда умнеет и отказывается иметь дело с лисой (Волк провёл по брюху лапою и нашёл, что оно в масле. «Что, куманёк, не стыдно ли свой грех на чужих сваливать? Отпирайся теперь, вор, а укоры-то верные». Волк осердился, с досады и горя пустился бежать и домой не воротился. <…> Волк эту быль мне сам рассказывал и заверял, что вперёд никогда не станет жить вместе с лисою. – 21; «Нет, лебёдушка, пошла вон из моей избы, чтоб я тебя не видал!» Лиса ушла, а волк стал по-прежнему поживать да медок запасать. – 22).

Представители какого рода (этноса) у русских людей считаются простодушными, доверчивыми, жалостливыми («жалеет – значит любит»), любящими слово и страдающими от своей доверчивости? – Они сами. Представители какого этноса ценят коллективизм (соборность) и разум? – Русского. Приведём лишь одну цитату: «Русский народ, считал архиепископ Русской зарубежной церкви Аверкий, виновен в том, что он проявил себя слишком наивным и доверчивым к обольстившим его врагам своим, поддался их лукавой пропаганде и не оказал достаточно сильного сопротивления» (Аверкий, архиепископ. Современность в свете Слова Божия. Т. IY. Джорданвилль, 1975. С. 97-98; цит. по: О.А.Платонов 2004: 217). Нет сомнений, что в сказках о животных волк выступает как тотемное животное именно русского народа, фактически воплощая все его наиболее характерные особенности.

Наше представление о том, что именно волк является тотемным животным русского народа, подтверждается, кроме текста сказок, и самыми последними работами других исследователей, прежде всего А.А.Меняйлова и Л.Н.Рыжкова.

Реальный волк обладает совсем не теми качествами, которые ему обычно приписываются. Ср. в лингвокультурологическом словаре «Русское культурное пространство»: «В русских сказках о животных и в авторских баснях волк предстаёт вечно голодным, глупым и жадным», «Волк – жестокий и беспощадный хищник, признающий только силу» (Русское культурное пространство 2004: 64). В общем, волк обычно подаётся как ходячий желудок на четырёх ножках, по ироническому выражению А.А.Меняйлова. Если же обобщить этнографические наблюдения А.А.Меняйлова, то волк:

– никогда на человека не нападает (А.А.Меняйлов 2005: 63);

– необычайно умён и способен на многоходовые комбинации (А.А.Меняйлов 2005: 26);

– чрезвычайно коллективное животное в рамках волчьей стаи, включающей сотни и тысячи семей на громадных территориях (А.А.Меняйлов 2005: 97);

– в качестве основной пищи использует мышей и других грызунов (вовсе не случайно в некоторых районах Украины волка называют «мышиным богом»), на крупную дичь волки выходят только зимой и только от голода, а здоровых особей на своей территории не только не трогают, но даже охраняют (см.: А.А.Меняйлов 2005: 158, 193);

– отличается благородством и верностью в семейной жизни («Если милый друг погибает, то оставшийся в живых в новые сексуальные контакты не вступает. Вдовец присоединяется к полной семье и принимает участие в воспитании и выкармливании их волчат в качестве «дядюшки» [А.А.Меняйлов 2005: 25]);

– считает своим злейшим врагом лису и даже в охотничьем окладе, увидев лису, сначала её ловит и душит, а уж затем продолжает свой путь (А.А.Меняйлов 2005: 100),

– защищает человека доброго и возвышенного и режет собак и прочую живность у попов, девиц лёгкого поведения и людей непорядочных (А.А.Меняйлов 2005: 73-78).

Представление о волке как о тотемном животном этноса было живо до исторически недавнего времени у многих народов. «В Грузии и во времена детства Сталина тоже, если охотник убивал волка, то ему предписывалось облечься в траур – как по упокоившемуся значимому родственнику. Во многих народах волка полагалось неприбранным не оставлять, а непременно похоронить. А якуты и вовсе найденного мёртвым волка хоронили, как великого шамана: оборачивали в солому и подвешивали к ветвям дерева» (А.А.Меняйлов 2005: 13).

Основываясь на совпадении археологических, мифологических и языковых данных, Л.Н.Рыжков пишет: сам Рим был основан славянами «в своих античных ипостасях от троянцев до сербов Германии, Швейцарии, Житалии, Вострии и Югославии» (Л.Н.Рыжков 2002: 104). Важно помнить, что памятник в Риме поставлен именно волчице, – это ещё одно из проявлений справедливости представлений о волке как тотемном животном русского, а также других славянских народов.

В связи со сказанным становится понятной несправедливость общепринятой ныне трактовки латинской формулы «человек человеку волк» (homo homini lupus est) как формулы «человек человеку зверь». В изначальном смысле homo homini lupus est означало человек человеку Человек , т.е. Учитель с большой буквы. В лингвистическом плане – по отношению к понятию волк – несомненен происходящий со временем процесс десакрализации.

В лингвокультурологическом плане интересно сопоставить две пословицы: английскую Dog eats dog (Собака ест собаку) и латинскую Lupus non mordet lupum (Волк волка не кусает). Поведение типа «акме» постулируется второй из этих пословиц, где утверждаются принципы коллективности, соборности поведения. Общеизвестно, что когда в схватке волков становится очевидной победа одного из них, то побеждённый подставляет противнику шею для нанесения тем последнего удара, но победитель, рыча, уходит в сторону. С таким поведением волков перекликается столь же известная русская поговорка «лежачих не бьют». Иными словами, латинские пословицы Lupus non mordet lupum и homo homini lupus est изначально содержали кодекс нравственного человека: человек человеку друг и Учитель .

В английской же пословице Dog eats dog постулируются принципы демократического поведения, сформулированные ещё Платоном: «Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни, и каждый [находится в войне] с самим собой». А.Ф.Лосев справедливо назвал этот принцип проповедью «звериной борьбы всех против всех» (см.: Платон 1990: 40)

В плане нравственных ценностей поведение волка – на уровне генетической памяти – поведение волка значительно предпочтительней поведения собаки (исключение составляют собаки канака, см. об этом: А.А.Меняйлов 2005: 14-19, 265-266). Поэтому изречение «Собака – друг человека» в конечном счёте – на уровне генетической памяти – вряд ли оказывается истинным.

Напомним, что именно волк упоминается как образец воинского поведения в словах Буй Тура Всеволода («Песнь о полку Игореве»): «И рече ему Буй Тур Всеволод: один брат, один свет светлый ты Игорю, оба есве Святъславличя; седлаи, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови, оседлани у Курьска на переди; а мои ти Куряни сведоми к мети, под трубами повити, под шеломы възлелеяны, конець копия въскръмлени, сабли изъострени, сами скачють акы серыи влъци в поле, ищучи себе чти, а Князю славе» (Хрестоматия 1974: 65). Уподобление волку достаточно часто используется в указанном памятнике и при описании неуязвимости в перемещениях: «Гзак бежит серым влъком…», «…Игорь Князь <…> въвръжеся на бръз комонь, и скочи с него босым вълком, и потече к лугу Донца…», «…тогда Влур вълком потече, труся собою студеную росу» (Хрестоматия 1974: 66, 70).

А какова лиса Лиса почти всегда выступает в качестве:

врага волка («Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!» – 3; Тогда лиса благим матом побежала в село и начала кричать: «Сюда, люди! Спешите бить волка, примёрз к ополонке!» – 8; Волк пошёл рубить дрова на сани, а лиса осталась пасти лошадь. От скуки она выела у лошади всю внутренность, напихала туда живых воробьёв и дырку под хвостом заткнула соломой. – 9; Он не учул, да и спрашивает: «Чего ты, кума, говорила?» – «Чтоб бог дал тебе боле рыбы-то». Бабы пришли, да и убили волка, а лисичка убежала. – 18; Тут лиса сметила, что мужики на тропинке поставили капкан; она привела бирюка к самому капкану и говорит: «Ну, вот здесь целуй!» Только что сунулся бирюк сдуру – а капкан щёлкнул и ухватил его за морду . – 43);

учителя жизни (Зело удивительно: шла лисица из дальних пустынь. Завидевши петуха на высоцем древе, говорит ему ласковые словеса: «О милое мое чадо, петел! Сидишь ты на высоцем древе да мыслишь ты мысли недобрые, проклятые; вы дéржите жен помногу: кто держит десять, кто – двадцать, и́нный – тридцать, прибывает со временем до сорока! Где сойдётесь, тут и дерётесь о своих жёнах, как о наложницах. Сниди, милое мое чадо, на землю, да покайся! Я шла из дальних пустынь, не пила, не ела, много нужды претерпела; всё тебя, мое милое чадо, исповедать хотела». – 26; Долго они сидели, сильно проголодались – есть-то нечего. Лиса и придумала… 44; «Да покажись же ты, Петя! Полно, не верь коту. Если бы я съести хотела тебя, то давно бы съела; а то, вишь, я тебя люблю, хочу тебе свет показать, уму-разуму тебя наставить и научить, как нужно жить» 56);

воровки как самой по себе (А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. – 3; Ночью лисонька украла и барашка, а поутру требует, чтобы за него отдали ей бычка. – 15; см. также: 6, 7, 18; 19), так и за компанию (Настала ночь, к дверям пришла другая лиса и стучится. Волк услыхал и начал будить свою куму: «Кума! Вставай, пришли за тобой». – «Спасибо тебе, куманёк, что разбудил; я бы проспала». Вышла и пустила тихонько в сени свою подругу. Залезли они на полдовку, где у волка было много мёду, и съели половину кадушки. – 21-22);

обманщицы («Я, куманёк, говорю: битый битого везёт» – 4; В третий раз опять так же обманула лисица волка и долизала уж весь медок. – 16; Он не учул, да и спрашивает: «Чего ты, кума, говорила?» – «Чтоб бог дал тебе боле рыбы-то». – 18; Старик спрашивает: «Каково старушка?» – «Пошевеливается!» – говорит лиска, а сама доела старуху, собрала костьё и сложила в уголок и принялась месить саламату. – 30; Только лисица надула медведя: дала ему немного мяса, а остальное припрятала от него и ест себе потихоньку. – 45);

манипулятора («Эка, ведь я же наловила; ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь» – 3; «Я себе построю лубяную <хатку>, а ты ледяную» – 4; «Петушок, петушок! Слезь сюда, я тебя исповедаю: у тебя семьдесят жён, ты завсегда грешон». Петух слез; она хвать его и скушала. – 4; Положивши лапку, лиса после долгих переговоров упросила и о другой, третьей, четвёртой, потом умолила волка иметь сострадание и к её хвосту, который так жалко волочился, и умостилась совсем в санках. – 9; Долго ли, коротко ли – прикинулась лисица хворою, просит кума медку принести. – 16; см. также: 19, 25, 26);

хитрой особы (Пошла лисица в лес, яко долгий бес 27;):

умеющей втираться в доверие (Лето стало, у лисички избушка и растаяла. Пошла она к волку на фатеру проситься: «Пусти-ка, кум, меня на лесенку». – «Нет, кума, не пущу». – «Пусти, кум!» – «Ну, лезь инно!» Взошла кума на лестницу; как бы добраться до печки? Начала она умолять кума не вдруг, а потихоньку, помаленьку: «Пусти-ка, кум, меня на крылечко-то». – «Нет, кума, не пущу». – «Пусти, кум!» – «Ну, лезь инно!» Взошла на крыльцо: Пусти-ка, кум, меня в сенцы-те». – «Нет, кума, не пущу». – «Пусти, кум!» – «Ну, лезь инно!» – 17; см. также: 18);

не способной к благодарности за помощь в трудное время (Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала. – 23);

считающей себя выше тех, кто с ней общается (Она выпрыгнула из саней и закричала: «Оставайтесь, дураки!», а сама ушла. – 15; Лисичка стала смеяться над кумом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни у волка хвост!» – 18);

изобретательной в умении обманывать («Ну, хорошо! – говорит лисица. – Давай ляжем на солнышке, у кого вытопится мёд, тот и виноват». Пошли, легли. Лисице не спится, а серый волк храпит во всю пасть. Глядь-поглядь, у кумы-то и показался медок; она ну-тко скорее перемазывать его на волка. «Кум, кум, – толкает волка, – это что? Вот кто съел!» И волк, нечего делать, повинился. – I , 16; Волк уснул, а у лисички выпреглось масло; она им и вымазала кума. Пробудился волк, лисичка ему и говорит: «Ведь ты, кум съел!» Он говорит: «Нет – ты, кума!» Спорили да спорили и не могли переспорить один другого… – 17; см. также: 20; 21;)

не чуждой к использованию магии (Вот он хлеба каталажку наклал и отправился ловить сельдей, как кума его учила. Пришёл он к реке, упустил в воду хвост, да и держит, а лиса в то же время молит: «На небе ясни, ясни! У волка хвост мёрзни, мёрзни!» И вот треснул мороз, что у волка хвост замёрз. Пришли поповы дочки и волка кичигой зашибли, да из шкуры себе шубы сшили! А лиса осталась одна жить, и теперя живёт, и нас переживёт. – 19);

чрезвычайно мстительной («Изволь, куманёк! Возьми ведро, привяжи к хвосту, да и опусти в прорубь: рыба и найдёт к тебе, сама в ведро; только ты часа два посиди у проруби!» Волк так и сделал; но только часа через два хвост-то у него примёрз к проруби, так что он, как ни старался, – оторвать его не мог. Поутру пришли мужики и убили его.

Пришла лиса к медведю в берлогу и выпросилась перезимовать у него. На зиму запаслась она цыплятами, положила их под себя и ела понемножку. Медведь однажды и спрашивает: «Что ты, кумушка, ешь?» – «Да что, куманёк, изо лба кишочки таскаю да и кушаю». – «И сладко?» – спрашивает медведь. «Сладко, куманёк». - «Дай-ка попробовать!» Она ему дала немного курятинки. Облакомился Мишка и ну тискать себе изо лба кишочки, до тех пор надрывался, пока не околел. А лисица этому и рада. Ей и пищи на целый год, и мягкая постель, и теплая конура. – 14).

Судя по характеристикам лисы в русских народных сказках (враждебно настроенной к волку, поучающей, склонной к воровству, обману и манипуляциям, хитрой и изобретательной в обмане, умеющей втираться в доверие, считающей себя выше тех, кто с ней рядом, несоразмерно мстительной особы), она вовсе не герой для русского народа: её качества вызывают у него отвращение. Вряд ли поэтому объективными и истинными представляются следующие слова В.Я.Проппа: «Слабая лисичка обманывает сильного, но глупого волка и выходит победительницей из всех бед» (В.Пропп 1957: XIY).

Суждение В.Я.Проппа представляется неверным по нескольким основаниям.

Во-первых, лисичка далеко не всегда выходит победительницей из всех бед (особенно когда сталкивается с другими, кроме волка, персонажами, см.: 24, 25, 27, 34, 42, 46, 51, 52, 57, 58, 93, 96).

Во-вторых, лиса часто оказывается жертвой собственной материалистичности: так, наказывая собственный хвост, зачастую теряет жизнь, и примеров такого рода в сказках приводится много (см.: 34, 36, 37, 38).

В-третьих, в психологической науке само по себе служение другим (альтруизм), которое в сказках часто демонстрирует волк (лисе, Ивану-царевичу), оценивается как проявление психического здоровья, а вовсе не глупости, ср.: «Ещё у русского психолога А.Ф.Лазурского находим мы основанный на тщательных наблюдениях вывод, что здоровье личности в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного служения другому. "Альтруизм, – писал он, – в том или ином виде представляется формой, и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращённых нет"» (Б.С.Братусь 1999: 45).

Конечно, может быть, с точки зрения людей, для которых доверчивость, открытость и альтруизм являются проявлением глупости, приведённое суждение В.Я.Проппа и справедливо, но вряд ли приложимо к генетической памяти славян (и прежде всего – русского народа) и не соответствует мнению многих психологов.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой же смысл приобретают неудачи и успехи волка в русских народных сказках в его столкновениях и общении с лисой? Полагаем, что сказки содержат совет-предостережение носителю этномифологического мышления русского народа – быть умным и внимательным при общении с представителями других этносов, особенно с теми, кто одновременно:

– враждебно настроен и при этом активно стремится втереться в доверие;

– склонен к воровству, обману и манипуляциям,

– считает себя выше тех, кто с ним рядом,

– мстителен и обычно

– рядится в тогу учителя жизни.

Возможно и более узкое толкование смысла русских народных сказок, если учесть гендерные аспекты их послания (волк – существительное мужского рода, т.е. мужчина, а лиса – женского, т.е. женщина). Сказки предостерегают русских мужчин от заключения союзов с женщинами, обладающими вышеперечисленными признаками. Русские народные сказки содержат предостережение о духовной и материально выраженной бесплодности, разрушительности таких союзов.

А что говорится о медведе в русских народных сказках? – Медведь :

иногда великодушен к тем, кто находится на грани жизни и смерти: «Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать. Вдруг идёт медведь и спрашивает: «…А что, кобель, хочется тебе есть?» – «Ещё как хочется-то!» – «Ну, пойдём со мною; я тебя накормлю». …Попадается им навстречу жеребец… Вот медведь схватил жеребца за брюхо; жеребец упал наземь. Медведь разорвал его и говорит: «Ну, кобель, ешь сколько угодно. А как приберёшь всё, приходи ко мне» (84);

невоздержан во хмелю до неприятностей: «Кобель видит, что гости и хозяева порядком перепились, и ну угощать приятеля. Медведь выпил стакан, другой, и поразобрало его. Гости затянули песни, и медведю захотелось, стал свою заводить; а кобель уговаривает: «Не пой, а то беда будет». Куды! Медведь не утихает, а всё громче заводит свою песню. Гости услыхали вой, похватали колья и давай бить медведя; он вырвался да бежать, еле-еле жив уплёлся» (85);

доверчив к обманутым им ранее хитрецам до смерти: «Мужик принялся рубить; глядь – ан медведь бежит и мужику кричит: «Эй, старик! Что это за крик?» Мужик говорит: «Волков ловят да медведей». – «Ох, мужичок, положи меня в сани, закидай дровами да увяжи верёвкой; авось подумают, что колода лежит». Мужик положил его в сани, увязал верёвкою и давай обухом гвоздить его в голову, пока медведь совсем окочурился» (35; см. также 37, 38);

просто глуп : «Что ты, кумушка, ешь?» – «Да что, куманёк, изо лба кишочки таскаю да и кушаю». – «И сладко?» – спрашивает медведь. «Сладко, куманёк». – «Дай-ка попробовать!» – Она ему дала немного курятинки. Облакомился Мишка и ну тискать себе изо лба кишочки, до тех пор надрывался, пока не околел. А лисица этому и рада. Ей и пищи на целый год, и мягкая постель, и тёплая конура» (14); «Только лисица надула медведя: дала ему немного мяса, а остальное припрятала от него и ест себе потихоньку. Вот медведь начинает опять голодать и говорит: «Кума, кума, где ты берёшь себе еду?» – «Экой ты, кум! Ты возьми-ка просунь себе лапу в рёбра, зацепись за ребро – так и узнаешь, как есть». Медведь так и сделал, зацепил себя лапой за ребро, да и околел» (45-46; см. также: «Медведь, лиса, слепень и мужик» – 71; «Зимовье зверей» – 93);

хитёр , если есть возможность что-то своровать : «Медведь с досады перестал ходить по задам, а подойдёт под окно к старухиной избе и запоёт песню: «Скрипи-скрипи, скрипка, на липовой ножке! И вода-то спит, и земля-то спит; одна бабушка не спит, свою шёрстку прядёт!» Выйдет старуха за ворота посмотреть – кто так хорошо поёт, а медведь шасть назад к плетню, стибрит овцу и уйдёт в лес. Так-то всех овец и перетаскал» (83);

часто бывает обманут лисой : «Всех – и курочку, и гуська, и барашка, и бычка – она передушила, мясо припрятала, а шкуру бычка набила соломой и поставила на дороге. Идёт медведь с волком, а лиса говорит: «Подите, украдьте сани да поедемте кататься». Вот они украли и сани, и хомут, впрягли бычка, сели все в сани; лиса стала править и кричит: «Шню, шню, бычок, соломенный бочок! Сани чужие, хомут не свой, погоняй – не стой!» Бычок нейдёт. Она выпрыгнула из саней и закричала: «Оставайтесь, дураки!», а сама ушла» (15);

иногда вступает с волком и зайцем во временный союз против лисы : «Все вы ничего не смыслите! Пойду уж сама», – говорит лисица. Пока она ходила, медведь с волком и съели лошадь, а в шкуру лошадиную набили моху и опять запрягли как бы живую лошадь. Лисица выбрала славную оглобельку; приходит к телеге, а уж на ней нет ни медведя, ни волка, ни зайца» (13);

достаточно трусоват по отношению к тем, кто кажется сильнее: «Зайчик опять идёт да плачет. Ему навстречу медведь: «О чём, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». – «Не плачь, зайчик! – говорит медведь. – Я выгоню её». – «Нет, не выгонишь! Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь». «Нет, выгоню!» Пошли гнать: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Медведь испугался и ушёл» (23); «Волк вскочил, да давай бог ноги, и был таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. «Ну, – думает медведь, – увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на божью волю да как шмякнется с дерева оземь, все печёнки отбил; вскочил – да бежать!» (61; см. также 62, 63, 65-66, 69, 70, 94);

ничего не понимает в сельском хозяйстве : «Посеял мужик с медведем вместе репу, и родилась репа добрая. Медведь мужику сказал: «Твои коренья, а мои верхушки». Мужик всю зиму ел, а медведь с голоду помирал. На другой год медведь сказал мужику: «Давай сеять пшеницу». Пшеница родилась добрая. «Теперь ты бери верхушки, – сказал медведь мужику, – а мои коренья». Мужик всю зиму ел, а медведь едва с голоду не помер» (37);

выступает по отношению к окружающим как страшная, агрессивная сила : «Пахал мужик ниву, пришёл к нему медведь и говорит ему: «Мужик, я тебя сломаю!» (35); «Ну, мужик, – говорит медведь, – я теперь на тебя сердит, съем тебя!» Мужик отошёл и заплакал» (36; ср.: «А я лесной гнёт!» Сел на кувшин и всех раздавил» – 126; а также: 37, 50, 67, 82, 125, 126, 127);

по отношению к мужику выступает в качестве:

хозяина, которому тот беспрекословно должен подчиняться : «Быть так, – сказал медведь, – а коли обманешь – так в лес по дрова ко мне хоть не езди!» (35); «Теперь не езжай ко мне по дрова, а то задеру!» Мужик воротился из города и боится ехать в лес» (35);

субъекта, которого мужику можно и нужно обманывать : «Нет, не замай (не трогай); я вот сею репу, себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки». «Быть так, – сказал медведь, – а коли обманешь – так в лес по дрова ко мне хоть не езди!» Сказал и ушёл в дуброву. Пришло время: мужик репу копает, а медведь из дубровы вылезает. «Ну, мужик, давай делить!» – «Ладно, медведюшка! Давай я привезу тебе вершки», – и отвёз ему воз ботвы. Медведь остался доволен честным разделом» (35; см. также 36)

Кого же именно русские люди воспринимают в качестве хозяйничащей по жизни страшной, агрессивной, иногда великодушной силы, ничего не понимающей в сельском хозяйстве, в значительной степени трусоватой и вороватой, которую можно и нужно обманывать? Как нам представляется, образ медведя в русских народных сказках ассоциируется с образом начальника (не случайно – Михаила Потапыча Топтыгина ). Именно начальников русские люди чаще всего воспринимают как глупую, агрессивную, страшную (и одновременно трусоватую) силу, которую можно и нужно обманывать. Медведь, как свидетельствуют русские народные сказки, – начальник леса Жизни…

Полагаем, что русские народные сказки имеют определённое – метафорически выраженное – психотерапевтическое содержание. Сегодня, когда правят лисы (особенно много таких учителей жизни в средствах массовой информации), они убеждают волков, что те – всего лишь несовершенные лисицы или медведи. Интересно, что многие молодые волки так и думают и стремятся во всём подражать лисам и медведям. Но волк лисой или медведем не может стать по определению. Самое большое, что может сделать волчонок в этом направлении, – это забыть о своей природе и превратиться в беспородную и безродную дворняжку, которую легко будет небрежно отшвырнуть одним движением сапога. Возрождение России возможно только на базе пробуждения генетической памяти русского народа, на базе осознания силы и слабости предков, а лучшим проводником по генетической памяти являются народные сказки.

Цитируемая литература:

Братусь Б.С. Нравственная психология возможна // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. С. 29-48.

Рыжков Л.Н. О древностях русского языка. – М.: ИЦ «Древнее и современное», 2002. – 368 с.: ил.

Хрестоматия по истории русского литературного языка / Составитель А.Н.Кожин. – М.: Высшая школа, 1974. – 415 с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

« Медведь в русских сказках, как животное, обитающее в лесах России »

Ф.И.О. учащегося

Шаров Дмитрий

2 «г» класс

Руководитель:

Меньшина Елена Олеговна

Миасс 2017

Введение………………………………………………………….………………..3

    1. Какой он наш российский медведь?.................................................................4

1.2 Чем они питаются? ………………………………………………..………….6

1.3 Как заботятся медведи о своих питомцах?.....................................................7

1.4 Как медведь поддается дрессировке? Любит ли он трудиться?...................8

2.2 Сравнение сказочного и реального медведя…………………………….…10

Заключение………………………………..……...………………………………13

Список использованной литературы………………….………………………..14

Приложение

Введение

Я очень люблю читать различные книги, энциклопедии про животных. Мне интересен мир животных. Особенно привлекли мое внимание медведи. Я как-то задумался, всегда в сказках и рассказах медведи такие лохматые, большие, страшные, сильные, умные, справедливые.

В различных сказках, рассказах медведи могут быть злыми, добрыми, помогать в той или иной ситуации. А образ медведя в энциклопедиях, учебниках совсем другой. У меня возникло множество вопросов. Мне захотелось узнать как можно больше о медведях. Мы обратились к научным данным. Так же мне было интересно узнать, почему человек использует образ данного животного в литературе.

Актуальность данного исследования заключается в выяснении сходства и различия медведя сказочного и реального.

Цель работы : сравнить образы медведя из сказок с научными данными о реальном животном.

Задачи:

Изучить литературные образы медведя;

Изучить научную литературу о медведях;

Сопоставить характер реального медведя со сказочным.

Объект исследования: медведь.

Предмет исследования: сведения о медведе.

Методы исследования: анализ, обобщение.

Гипотеза : считаю, что образ реального животного схож с литературным образом.

Глава 1. Научные сведения о медведях

1.1 Какой он наш российский медведь?

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова говорится, что слово «медведь» означает – крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. Медведи считаются крупнейшими из ныне живущих на Земле хищников. В энциклопедии «Кругосвет» написано: Медвежьи, семейство крупных, коренастых, покрытых густой шерстью хищных млекопитающих, с сильными лапами и очень коротким хвостом, удлиненной головой, маленькими глазами и небольшими закругленными ушами. Клыки большие, остроконечные, но коренные зубы довольно широкие и плоские с бугристой или "морщинистой" жевательной поверхностью. Они специализированы не столько для перегрызания мяса, сколько для дробления растительной пищи. Губы могут вытягиваться вперед трубкой. На ногах пять пальцев. Медведи, как и человек, опираются при ходьбе на всю подошву вместе с пяткой. Когти длинные и не втягивающиеся.

Прочитав в энциклопедии, посмотрев в интернете, мы узнали и о других медведях, например, о малайском медведе, белогрудом медведе или гималайском медведе, медведе губач или ленивце, панде или бамбуковом медведе, черном медведе или барибале, очковом медведе. Некоторые эти звери обитают не только в России, но и в других странах.

Но нас интересуют только те, что обитают у нас, в России. В России существует два вида медведей бурый и белый. Белый медведь живет на севере. Обычный бурый медведь встречается в степях и даже в пустыне, в субтропических лесах, тайге, тундре и на морских побережьях.

В Западной Европе бурый медведь почти истреблен, теперь он живет только в России. Медведь крупный зверь его вес достигает 350 килограмм. На человека он никогда первым не нападает, в том случае, если сам человек этого не спровоцирует. Медведь зимой ложиться в спячку, проснувшись, он голоден, тогда он становиться хищником.

А теперь познакомимся с белым медведем, живет он на льдах и островах Северного Ледовитого океана и, редко когда выходит на сушу. Он крупнее бурого медведя, в длину он три метра, а вес до 400 килограмм.

Хорошо плавает. Косматая шерсть, пропитанная жиром, и потому не намокает в воде, а также толстый слой подкожного сала хорошо защищает тело белого медведя от холода.

Зимой даже во время долгой полярной ночи, белые медведи бродят в поисках пищи, они не впадают в спячку как бурые медведи.

Единственным врагом белого медведя является человек. В суровых условиях Севера погибает много медвежат.

Вывод. Медведь мощный и тяжелый зверь. Они могут весить от 70 кг до тонны. Продолжительность жизни этих зверей от 10 до 40 лет. По научным описаниям и рассмотрев рисунки, мне стало известно, что медведи с длинной и густой шерстью. Они лохматые, большие, страшные, сильные, терпеливые.

Не зря девочка Маша из сказки Л.Н.Толстого «Три медведя» испугалась медведей.

1.2 Чем они питаются?

Для того, чтобы ответить на следующий вопрос: «Чем он питается?» мы нашли в справочнике «Школьный этимологический словарь русского языка» такую запись. «медведь» - на юге ведмедь, т. е. медолюб. Общеславянское слово, соответствующее рус. Медведь. Само слово медведь (от «мёд» и «есть», принимать пищу") значит «поедающий мёд». Неужели он только мёдом кормится? Нам стало интересно. Чем он питается? Какая любимая еда?

В отличие хищного белого медведя бурый всеяден и рад любому корму. Летом питается в основном растительными кормами: плодами, ягодами, орехами, листьями и побегами растений, травами. Не прочь подкрепиться и зернами злаковых культур, первую очередь овса. Ест и насекомых: муравьев и их яйца; пчел, проглатывая их вместе с медом, до которого он большой любитель; жуков и личинок, ворочая большие камни. Употребляет в пищу и мелких грызунов. Нападает на диких пчел, вероятно это пристрастие к еду нашло отражение и в русском названии зверя.

Белый же медведь питается рыбой и тюленями, так как его выбор совсем мал, он является очень хорошим ловцом рыбы.

В сказке «Лиса и медведь» медведь правильно показан как сладкоежка. Наука подтверждает, что медведь любит сладкое, и само название животного говорит об этом.

    1. Как заботятся медведи о своих питомцах?

Только белые медведи круглый год охотятся. Только самки, которым предстоит к весне произвести детёнышей ложатся в берлогу, устраивая её в расщелинах между нагромождением льдин или на берегу под навесом скалы. И на свет появляются медвежата в декабре-январе, в самое темное время полярной ночи. Д етей бывает от одного до трех, весом 500 грамм. В марте детёныш весит уже десять килограмм. В начале апреля медведица разрывает берлогу и уводит малышей во льды океана, учит самостоятельно добывать пищу.

Дети у бурых медведей появляются в январские морозы, в берлоге. Они заботятся о них, кормят, когда они выходят из берлоги медведица учит их познавать мир, его природные условия.

В рассказе В.Бианки «Купание медвежат» и в других сказах правильно описан, что медведица всегда ходит вместе с медвежатами. Она учит своих детенышей жить в дикой природе: добывать пищу, защищаться. Значит, их труд такой же усердный, как у человека. Какие заботливые медведи!

1.4 Как медведь поддается дрессировке? Любит ли он трудиться?

Медведей относят к числу наиболее сообразительных и умных зверей. Хорошо известно, что они легче других животных поддаются дрессировке и достигают в этом больших успехов. Вместе с тем медведь и одно из наиболее трудных для дрессировщика животных, он опаснее экзотических тигров или львов. Ему свойственны взрывы, казалось бы, беспричинной ярости. Тогда он может наброситься даже на хорошо, знакомого ему человека, к которому всегда питал теплые чувства, и жестоко покалечить его. Предугадать у медведя такие вспышки злобы очень трудно, так как у него не развита лицевая мускулатура. Они никогда не предупреждают о предстоящей агрессии. Цирковые дрессировщики утверждают, что из-за этой особенности опаснее всего работать именно с медведями - почти невозможно предугадать, чего от них следует ожидать в следующий момент ». Эти слова подтверждают, что медведь поддается дрессировке. Он умный, сообразительный зверь, рыцарским характером, но опасный и непредсказуемый. Медведи сообразительны и умны.

В рассказе К.Д.Ушинского «Ученый медведь» не зря медведя держит в цепи. Он не предсказуем. Медведи лучше поддаются дрессировке. У них лучше развит головной мозг и достигают больших успехов. Но не надо забывать, что они хищники.

Глава 2. Образ данного животного в литературе, русских народных и авторских сказках

Ученые зоологи говорят, что медведь сильное, большое, красивое, умное животное. Поэтому медведь - значимый образ русской культуры, фигурирует во многих литературных произведениях, народных сказках, былинах, иногда - в качестве одного из главных героев.

Еще в моем раннем детстве я слышал много рассказов и сказок о медведях.

Существует большое количество сказок. Одни сказки народные, другие авторские.

Мы составили список сказок, в которых действующее лицо – медведь на основе опроса учащихся 2 класса и своих знаний.

Русские сказки:

1. «Теремок» («Теремок мышки», «Теремок мухи»)

2. «Чудесный колокольчик»

3. «Кот и лиса»

4. «Заюшкина избушка»

5. «Лиса и медведь»

6. «Мужик и медведь» («Вершки и корешки»)

7. «Бабка и медведь»

8. «Маша и медведь»

9. «Медведь и собака»

10.«Медведь – липовая нога»

11.«Колобок»

12. Л.Толстой «Три медведя»

13. К.Чуковский «Краденое солнце»

14. А. Барто «Медвежонок невежа»

15.Н.Сладков «Медведь дармоед»

2.2 Сравнение сказочного и реального медведя

В русских сказках о животных медведь часто сталкивается с человеком: «Медведь – липовая нога» , «Мужик и медведь», «Маша и медведь». Сказка «Медведь – липовая нога» является самой древней из русских сказок о медведе. В ней рассказывается о том, как мужик в борьбе с «хозяином» отрубает медведю лапу и за это зверь мстит ему: находит его и съедает. Здесь Медведь представляется страшным, жестоким, мстительным зверем, который никогда не прощает обиды: он мстит по правилам родового закона: око за око, зуб за зуб. Его мясо старик со старухой собираются съесть, и он их съедает, хотя у славян медведь сам не нападает на человека, а опасность он представляет собой только тогда, когда человек сам тревожит его: преследует, ранит, угрожает его семейству. Медведь в этой сказке предстаёт как вещее существо. Сказка учит почитать зверя.

В более поздних сказках медведь представляется глупым и доверчивым, совершенно не знакомым с крестьянским бытом «соседом» человека: с ним можно договориться, его можно перехитрить. Например, «Маша и медведь» или «Мужик и медведь» , где медведь играет роль помещика. Он хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно потому ему отвели такую роль. Эти сказки описывают жизнь неволи русского народа, период крепостного права. Тогда крестьяне платили оброк (половину поля пшеницы) и отрабатывали барщину (работали в доме медведя, иногда она длилась по 6 дней). Медведь решал, когда отпустить Машу и сколько содрать с мужика. В связи с этим становится понятной не только трудная жизнь, когда-то вольного русского народа, но и почему медведя постоянно пытались обхитрить, да еще и затравить собаками. Чаще всего в русских сказках помещик всегда глупее мужика, тем же умом наделен и образ помещика – медведь. Однако в волшебных сказках «Царевна – лягушка» , «Дочь и падчерица» , «Шабарша» мы наблюдаем, что медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, выступает помощником человека: советует, помогает пройти испытания и т.д. Так в сказке «Дочь и падчерица» медведь отпускает с подарками работящую девушку, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые ценят трудолюбие и честность.

В сказках о лесных обитателях медведь представляется «лесным воеводой», «хозяином леса». Он имеет силу, власть, но в то же время мы видим его легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злобу. Его опасаются все звери, но чаще всего он бывает ими обманут. Доверчивость медведя мы можем увидеть в сказке «Звери в яме», медведь поверил лисе, что она потихоньку ест свои внутренности, распарывая себе живот, тогда он распорол свой живот и умер. Но этого могло бы не случиться, если бы он знал, что нельзя есть самого себя. В сказке «Лиса-повитуха» показана глупость и доверчивость медведя. Находчивая лисица обманула медведя: съела весь запас мёда, да ещё и заставила самого хозяина признаться в том, чего он не совершал.

На основе вышесказанного представим характер медведя из литературных сказок.

Характер медведя в русских народных сказках

«Чудесный колокольчик»

русская народная сказка

Заботливый, благодарный, справедливый.

«Теремок»

русская народная сказка

Не думающий о последствиях.

«Кот и лиса»

русская народная сказка

Глупый, доверчивый.

«Заюшкина избушка»

русская народная сказка

Заботливый, но слабохарактерный.

«Лиса и медведь»

русская народная сказка

Доверчивый, бесхитростный.

«Мужик и медведь»

русская народная сказка

Глупый, доверчивый.

«Бабка и медведь»

русская народная сказка

Глупый, доверчивый, простодушный.

«Маша и медведь»

русская народная сказка

Заботливый, внимательный, доверчивый.

«Медведь и собака»

русская народная сказка

Добрый, отзывчивый, заботливый.

«Медведь – липовая нога»

русская народная сказка

Злопамятный, мстительный.

«Три медведя»

русская народная сказка

Не гостеприимный.

Заключение

Анализируя произведения мы сделали вывод, что образ медведя во многих литературных произведениях, народных сказках, былинах изображают с точки зрения науки правильно. В основном используют образ реального медведя, но изменяя его характер на более добрый. Таким образом цель достигнута, гипотеза доказана.

«Да, медведь сказочный и настоящий дополняют друг- друга и в жизни и в сказке.»

Список использованной литературы

    Даль В.И. Сказки, пословицы, поговорки.– М. «Стрекоза-пресс», 2007.

    Собанский Г.Г. «Промысловые звери Горного Алтая». - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988.

    Толстой Л.Н. Рассказы. Сказки. Басни. Былины. – М. «Стрекоза», 2001

    Книга для чтения дома и в детском саду: программа обязательного дошкольного чтения. – М.: Астрель: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

    Даль В.И., «Толковый словарь русского языка». - М., 2007

    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М., 1998

    Материал из Википедии.

    Энциклопедии «Кругосвет»

    Энциклопедии «Я познаю мир. Мир зверей» -АСТ «Астрель»,2001г

    Джейн Эллиотт и Колин Кинг, «Детская энциклопедия». «Росмэн», 1994

11. ru . wikipedia . org / wiki /Медведь

Приложение