Все интересное в искусстве и не только. Исследовательская работа на тему: Сказки, в которых герои передвигаются разными способами Сказочные средства передвижения в сказках

Введение………………………………………………3

Цели и задачи………………………………………...3

Ход исследования…………………………………….4

Основная часть………….…………………………...5

Выводы………………………………………………..7

Источник информации………………………………8

Приложение…………………………………………...9

Введение.

Цели: Узнать, чем отличается сказочный транспорт от настоящего, определить какой из них эффективнее.

Задачи:

Научиться исследовать сказки, сравнивать, находить общее и различия.

Узнать качества и возможности сказочного транспорта.

Развить умения сравнивать сказочные объекты с самолетом, вертолетом.

Определить общие характеристики и отличительные черты.

Нарисовать сказочные объекты по впечатлениям и сделать выставку рисунка «На чем летают в сказках».

Провести игру «Что на что похоже».

Провести викторину « Сказочные средства передвижения».

Сравнить формы, назначение средств передвижения.

Сделать выводы.

Основная часть.

Мы прочитали русские народные сказки : « Ковёр самолёт», « Баба Яга», « По щучьему велению», « Гуси Лебеди», « Конёк Горбунок»,

« Сивка Бурка», « Летучий корабль»;

Литературные сказки: « Кот в сапогах», «Дюймовочка», « Приключения Буратино или золотой ключик»

Посмотрели мультфильмы:
«Винни-Пух и все, все, все»
«Карлсон, который живет на крыше»

« Приключения Мюнхаузена»

« Лягушка путешественница»

« Доктор Айболит»

Мы узнали, что в этих сказках герои передвигаются по воздуху с помощью разных средств: ступы и метлы, ковра – самолета, сапог – скороходов, летающего корабля, воздушных шариков, собственного пропеллера.

Все сказочные средства передвижения мы разделили на три группы:

Волшебные предметы (Ковёр-самолёт, летучий корабль, ступа, метла, русская печь, сапоги скороходы)

Животные и птицы (гуси-лебеди, волк, конек-горбунок, утки)

Разное (пропеллер, бочка, ядро, воздушные шары)

По впечатлениям от прочитанных сказок мы нарисовали картинки с изображением сказочных средств передвижения.

Собрали выставку рисунков, рассмотрели их, сравнили рисунки и поняли, что характер рисунка зависит от качества сказочного предмета.

Игра «Что на что похоже» помогла нам найти общие части устройства сказочного и реального транспорта. Мы выявили, что у всех реальных летательных аппаратов есть крылья, а в сказках они необязательны. У ступы, ковра – самолета, сапог-скороходов нет емкости для горючего, нет колес (шасси). Реальный воздушный транспорт рассчитан на несколько десятков, а то и сотен пассажиров, а сказочные вместят одного или нескольких героев.

Выводы.

Сравнив внешние и качественные характеристики, мы пришли к выводу, что сказочные виды транспорта гораздо удобнее, выгоднее, скоростнее и мобильнее реального транспорта:

- им не требуется специальной подготовки для взлета

- они совершенно бесплатные, так как не надо денег на бензин и ремонт,

- Не надо учиться ими управлять – это легко,

- Они могут подлететь в любое место.

Но! Они не являются совершенными, потому что вмещают мало людей, некоторые небезопасны (с ковра – самолета можно свалиться). Конечно, наша гипотеза подтвердилась, до школы правда быстрее и интереснее добраться на сказочных средствах передвижениях.

Но мы решили продолжить наши исследования в этом направлении и придумать свой фантастический воздушный транспорт.

Источник информации

Русские народные сказки.

Литературные сказки.

Сборник мультфильмов.

Назовите известные вам сказочные средства передвижения

  1. Ступа (пестом погонять, помелом след заметать) или просто на метле
    Ездовые сказочные животные (пегасы, драконы)
    Печка (Емеля со щукой)
    Спортивный конь (советский мульт про мальчика, который не хотел делать зарядку)
    Бочка (сказка о царе Салтане)
    сандалии с крыльями (у Меркурия)
    облако ("По дороге с облаками")
    Летучий корабль
  2. Если по современному
    Пылесос-метла Это для бабажок
    Самолет- ковер Для всяких туристов и алладинов.
    Дельтоплан- орл. Для экстрималов и хоббитов.
    Истребитель- Дракон Для лтчиков и Арагонов.
    Машина -Волк для всех и ивана дурака.
    Танк - Печка для танкистов и ерм всяких.
    Ассоциировать можно долго. Главное у нас есть транспорты, которые не хуже чем в сказках.
    Про машину времени...Это скорей область научной фантастики чем сказки.
  3. Ковр-самолт, пепелац, ступа с метлой у бабы яги, по щучьему велению...
  4. исучезнут мгновенно и появится там где надо, в сказке старой был параход летающий
    метла, печь, сивка-бурка, и помогают волшебники феи тому подобное
  5. Ядро (Мюнгаузен). , дикие гуси (Нильс, лягушка - путешественница)
    А слово ""сапоги" не склоняется (кроме сапог- скороходов)
  6. ступа Бабы Яги, с помощью кольца оказывались в другом месте, Сивка Бурка, Серый Волк, с помощью Старика Хаттабыча и др джинов.
  7. Туфли у маленького Мука
  8. волк, орел, дракон, бочка
  9. телепорт
  10. Цветик симицветик (загадал куда нужно и переместился)
  11. ступа бабы-яги, ковер-самолет, летучий корабль, сивка бурка, сапоги-скороходы, гуси-лебеди, серый волк, избушка на курьих ножках, помощь волшебников, карета-тыква, печь, конк-горбунк, сказочные герои иногда превращаются в животного и убегает, чрт, на животных и птицах верхом, в шапке-невидимке, метла, волшебные туфли (летающие)
  12. Ступа Бабы-жки
  13. дом, серебряные туфельки и летучие обезьяны - "изумрудный город"
    поезд - "Алиса в зазеркалье"
    майский жук, водомерка и прочие насекомые - сказка про муравья, который в муравейник опаздывал
    зонт - Мери Поппинс
    гроб - панночка у Гоголя
  14. Гуси лебеди -гуси
    Маша и медведь - короб с пирожками и Машей
    Царевна лягушка - коробчнка
    лисичка использовала волка - как средство передвижения
    Избушка на курьих ножках
    БУРЯ-КОНЬ конь Перуна:
    У коня Перуна жемчужный хвост, его гривушка золоченая, крупным жемчугом вся унизанная, а в очах у него камень Маргарит, куда взглянет он все огнем горит.
    ЛЕГКОКРЫЛАЯ ЛАДЬЯ, запряженная белыми или золотыми лебедями, средство передвижения славянских богов или сказочных героев.

    ДОБРОГОСТ у западных славян покровитель добрых вестей, посланник богов - нечто вроде античного Гермеса (Меркурия) .
    Спускаясь с небес, он надевал крылатые чботы, напоминающие сапоги-скороходы русских сказок.

  15. Метла, помело, печка из "По щучьему веленью", там же и сани на которых Емеля из леса ехал, сани-самокаты упоминаются в сказке "Петух и кот", в редакции Ушинского, избушка на курьих ножках, гуси-лебеди, джин из 1000 и одной ночи, который переносит героя в разные места, где-то есть волшебное кольцо, с теми же функциями. Есть русская народная сказка "Летучий корабль", в различных сказках герой спасается на орле, кормя его мясом, отрезанным от своего бедра. Если вспомнить мифологию, то там есть Пегас, сандалии, на которых Персей сражался с драконом, кентавры, тучи.
  16. Печь. Чрт (вечера на хуторе близ Диканьки)
  17. Серый волк, пепелац, печка, ступа, волшебное кольцо, Сивка-бурка
  18. Сапоги-скороходы!
  19. конек-когбунок, машина времени

Наталья Скочедубова

Цель :

1. Помочь понять детям, что книга является источником знаний;

2. Учить понимать содержание прочитанного, пользоваться полученными знаниями;

3. Поддерживать интерес к самостоятельному чтению, книге, воспитывать бережное отношение к ней.

Вопросы викторины

1. Какое транспортное средство помогло Снежной Королеве украсть Кая; (сани)

2. На чем улетела Элли в Сказочную Страну ; (в собственном домике)

3. Что заставило домик подняться вверх и улететь в Сказочную Страну ; (ураган)

4. С помощью какого сказочного средства Элли вернулась домой; (серебряные башмачки)

5. Какое транспортное средство помог построить Ивану Водяной; (летучий корабль)

6. Какой сказочный герой , нарушив правила поведения на дороге получил сильнейшую травму, и ему пришлось пришивать ножки; (К. Чуковский «Айболит» Зайка – «… он бежал по дорожке, и ему перерезало ножки» )

7. Какое транспортное средство перерезало Зайке ножки в сказке Чуковского «Айболит» ; (трамвай)

8. Какому сказочному герою для перелетов не нужен транспорт ; (Карлсон)

9. Сказочный самолет без дверей и стен; (ковер - самолет)

10. На каком транспортном средстве ездил Емеля к царю ; (печка)

11. Какое транспортное средство превратилось в тыкву, когда пассажир вовремя не вернулся домой; (карета, сказка «Золушка» )

12. Первая сказочная женщина – летчик ; (баба - Яга)

13. Для какого автодорожного транспортного средства не нужно ни бензина , ни электричества, ни рельсов, не нужно даже прав (велосипед)

14. Сказочный летательный аппарат на одного; (метла, ступа)

15. Какое транспортное детское средство движется без горючего и без колес; (снегокат)

16. Какого сказочного героя – транспортное средство наказывали за частые опоздания из-за любви к природе, к пению птиц; (Паровозик из Ромашково)

17. На каком сказочном транспорте отправили царицу с сыном злые завистники в ссылку? (бочка, «Сказка о царе Салтане » )


Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Интегрированное занятие (старший дошкольный возраст) «Мы - пассажиры» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения в общественном транспорте. Задачи: 1. Закрепить знание правил.

Конспект мероприятия по ОО «Развитие речи». Литературная викторина по русским народным сказкам» (старший дошкольный возраст) Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с№25 «Светлячок» г. Кстово Конспект мероприятия по ОО Речевое развитие.

Конспект наблюдения за березой (старший дошкольный возраст) Конспект наблюдения за березой (Старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять и расширять знания детей о дереве березе, ее лечебными уникальными.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды.

Конспект старший дошкольный возраст «Овощной салат» Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об овощах, в каком виде употребляются в пищу человеком, понятие «овощи». -Закрепить представление.

ООД «Путешествие» область «Познание» (старший дошкольный возраст) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному.

Проект «Любимый мой Саратов» (старший дошкольный возраст) Проект: «Любимый мой Саратов» Проблема: Что ребёнок 6 -7 лет может знать о своём городе? Цель: Развитие познавательной активности детей,.

Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины Коган Марина Соломоновна
Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Транспорт» Занятие 25. Мчится поезд(Свободный выбор материала)Программное содержание. Учить изображать предметы, похожие на разные геометрические формы (прямоугольник, круг, квадрат). Рисовать простым карандашом сложные предметы, передавая форму основных

Из книги Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Транспорт» Занятие 13. Лодка с веслами(Лепка из пластилина)Программное содержание. Продолжать учить раскатывать из шара овал, сплющивать его и вдавливать середину пальцами, стягивать и подравнивать края. Раскатывать колбаски, приплющивать пальцами с одного

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Транспорт» Занятие 24. Машинка(Лепка из пластилина)Программное содержание. Продолжать учить детей лепить из пластилина предметы, состоящие из нескольких частей. Развивать речь, мышление.Демонстрационный материал. Игрушки или предметные картинки с

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора

Задание 5. Литературная викторина I часть. Воспитатель показывает обложку книги (иллюстрацию, читает отрывок из сказки). Ребенок, как может, называет сказку (например: «Про гусей, которые мальчика к Бабе Яге унесли») и сообщает, чем закончилась история.Итог. Ребенок хорошо

Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Транспорт Эта картинка так же, как и картинка «Образцы тканей», способствует обогащению и активизации словаря детей.Педагог уточняет, как одним словом назвать самолет, пароход и поезд (электричку). Интересуется, кто на каком транспорте отправился бы в путешествие и

Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса Шиковна

Личный транспорт Самая необходимая для прогулок вещь – коляска – понадобится вам с первых же дней. Еще до выхода в свет вы можете использовать ее дома в качестве уютного гнездышка для крохи. В ограниченном пространстве он будет чувствовать себя более комфортно и

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Из книги Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины автора Коган Марина Соломоновна

Викторина «Бросай-ка» Литературная викторина для детей младшего школьного возраста Перед проведением викторины желательно поговорить с детьми о том, что такое художественная литература, вспомнить, какие книги они читали, каких героев знают.Ведущий. Добрый день,

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Викторина «Отгадай произведение» Вспомните названия произведений по начальным фразам.Бланк для ответов Ответы: 1.Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей». 2.П. Ершов. «Конек-горбунок». 3.В. Гауф. «Карлик Нос». 4.Е. Велтистов. «Приключения Электроника». 5.П. Бажов.

Из книги Мамамания. Простые истины, или Воспитание с любовью автора Попова-Яковлева Евгения

Викторина «Отгадай-ка героев сказок и литературных произведений (по подсказкам)» Ведущий. Отгадайте по подсказке, о каком герое идет речь. Чем меньше подсказок вы используете, тем больше баллов получите.Одна подсказка – 9 баллов, две подсказки – 8 баллов и т. д., то есть

Из книги автора

Викторина «Отгадай-ка-2» Одна подсказка – 5 баллов, две – 4 балла и т. д., то есть если использованы пять подсказок, то начисляется 1 балл.11. С момента появления на свет ОН умел плавать.2. ОН не любил, когда его воспитывали, но «воспитателей» в беде не оставлял.3. Как и все дети,

Из книги автора

Викторина «Сказочный алфавит» Викторину можно провести как соревнование между командами. На обсуждение вопроса отводится 15 секунд, ответы даются письменно. Перед началом игры составляются 33 вопроса с ответами на все буквы алфавита. На буквы Й, Ё, Ь, Ъ, Ы предлагаются

Из книги автора

Игра-викторина «Хоровод сказок» Желательно перед началом игры разделить детей на две группы и предложить им немного подготовиться: придумать название группы, нарисовать эмблему, выбрать музыкальный эпиграф (фразу или куплет песни), приготовить костюмы для героев,

Из книги автора

Викторина «В зоопарке» Варианты проведения викторины.А. Если викторина не командная, каждый участник может выбирать карточку с вопросом и отвечать на него.Б. Командная игра. Каждой команде предлагается ответить на определенное количество вопросов (две команды – по 15

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15"

городского округа город Салават

Исследовательская работа

Средства передвижения по воздуху в литературных произведениях

учащаяся 5а класса

Научный руководитель:

Давлетбаева Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Салават 2014

Гипотеза моего исследования : «… а могли бы люди без всех эти «летательных» приспособлений взлететь на самом деле?»

Цели и задачи исследования:

1) Проанализировать прообразами каких летательных аппаратов стали сказочные и литературные «летательные» приспособления.

2) Создать своеобразную библиотечку сказочных и литературных летающих героев.

3) Подготовить цикл бесед по данной теме для учеников начальной школы, которые могла бы провести я сама.

I. ВВЕДЕНИЕ

В
своей исследовательской работе я хочу рассказать о некоторых «летающих» сказочных и литературных героях и их «летательных» приспособлениях, а также попытаюсь понять и объяснить, почему многие литературные и сказочные герои полетели задолго до первого полёта человека в космос. К сожалению, никому не известно, когда человек впервые поднял голову к небу и обратил внимание на его пугающие размеры и вместе с тем фантастическую красоту. Неизвестно нам и то время, когда человек впервые заметил парящих в воздухе птиц, и в голове его возникла мысль последовать за ними. Как любой, даже самый длинный путь начинается с одного небольшого шага, так и многолетняя история покорения воздушного пространства началась с обыкновенной мечты. Ученые считают, что произошло это очень давно. И долгое время человек видел лишь одну возможность подняться в небесные высоты - уподобиться птицам и обрести крылья.

В
отличие от большинства животных человеку дано видеть голубое небо, покрытое белыми, словно ватными, облаками, яркое, желтое Солнце и беззаботно порхающих пестро раскрашенных птиц. Он не мог этим не воспользоваться. Небо восхищало и манило к себе. Так родилась мечта, нашедшая вначале воплощение в легендах, а затем ставшая явью. И всё-таки некоторые учёные считают, что люди в древности летали. Отчего же они спустились обратно на землю, потеряв крылья? Небо всегда таило в себе множество загадок -суждено ли человечеству, в XX веке вновь взлетевшему к облакам, разгадать их? Воспоминания о такого рода полетах за долгие годы претерпели некоторые изменения и в упрощенной форме дошли до наших дней в виде фольклорных образов. В преданиях северных народов техника полета описывалась очень просто: разжигался костер из стружек, накрывался мокрой рогожей, на рогожу мог садиться каждый желающий, и его жаром поднимало под небеса до самого Господа Бога. К слову сказать, на другом конце земли у аборигенов Океании есть подобный миф о путешествии в небесную страну предков с помощью дымовой струи: «Иолофат сел на струю дыма и поднялся в Ланг» или «женщина вошла в дымовой столб и поднялась с ним на небо...» Возможно, именно такой способ воздухоплавания послужил прообразом для «летучих кораблей», упоминания о которых есть не только во многих сказках, но и в мифах народов мира

II . Мифические и сказочные летающие герои русских сказок

Если внимательно изучить историю развития человеческого общества, то можно заметить, что у каждого древнего народа, населявшего Землю, были свои сказочные и ми фические летающие герои. Сложенные за спиной крылья имели добрые, а порой и священные существа, спускающиеся на Землю. Были ими снабжены и ужасные драконы, несущие людям зло. Всякий мудрый волшебник должен был, прежде всего, летать. Что он за всемогущий, если даже летать не может?.. А так как никто не знал ещё, каким именно образом можно полететь по-настоящему, то люди и придумывали, кто во что горазд. На чём только ни летали жители сказочного мира! В русских сказках эти персонажи, рассекали воздух то огненным пером, то грузным змей-горынычевым телом, то ступой или вьющейся конской гривой. От сказания к сказанию по являются новые, тесно сплетая детские сказки с древней и полузабытой мифологией, в которой смешались отголоски языческих племен земледельцев, кочевников, воинов. В русских сказках можно найти следы самых разных культур Запада и Востока, Севера и Юга. Птица Феникс – она же Жар-птица, дракон о трех головах, крылатые туфли, чаще известные как сапоги-скороходы, ковер-самолет. Наши планеристы считают своим прямым предком того, кто парил когда-то на этом ковре-самолёте. Ковёр-самолёт был построен как планёр-бесхвостка, по последнему слову нынешней техники. «Что же? - сказал один из лётчиков в Крыму, в Коктебеле. - Если восходящие потоки хорошие, можно и на ковре попробовать, если ничего другого под рукой нет».

Все эти существа и волшебные атрибуты, созданные для полета, так или иначе присутствуют почти в каждой сказке, тем самым создавая хитро переплетенный, но целостный пласт русской мифологии и культуры. Примечательно, что большинство летающих персонажей русских сказок, в отличие от сказок Европы, не являются воплощением мечты человека о полетах. Их способность летать не есть чудо, с ними можно договориться, поймать, приручить, перехитрить или, в конце концов, просто пообщаться на равных. С другой стороны, среди главных героев нередко встречаются красавцы и красавицы, царевичи и царевны, которые, «бросившись оземь», могут обернуться голубкой или соколом, воробушком и даже шмелем.

Больше всего народу летало в сказках на разных метлах. У всякой настоящей ведьмы был маленький веничек или помело. Знаменитая русская ведьма, Баб- яга, первая заменила метлу деревянной ступкой. Этот аппарат управлялся при помощи пестика. Баба - яга – самый популярный летающий персонаж русских сказок. По воздуху неизменно перемещается в ступе, нередко размахивая метлой. Баба-яга предпочитает проводить дни и ночи в своей причудливой избушке или же в компании Лешего и Кикиморы. Появление в сказке ее ступы, рассекающей небо над лесом, не обещает, как правило, ничего хорошего – всякую человечину Костяная Нога норовит съесть. Но и на старуху бывает проруха, и Яга отнюдь не лишена человеческих слабостей – коли угодить ей, откроет смелому герою кладенцы своей древней мудрости: то травинку нужную даст, то расскажет, что да где в лесу добыть можно. Баба - яга, дух леса, русское лихо, сказочное существо, наводящее ужас на простых смертных своей действительно страшноватой внешностью и образом жизни – самостоятельная волшебная сила, с которой нужно считаться не потому, что она умеет летать, но потому, что просто существует в тех магических русских лесах, куда порой заносит лишь богатырей да дураков.

Впрочем, некоторые ведьмы любили полетать и на чёрном козле. Весело было сидеть на нём спиной вперёд и держаться за козлиный хвост. Множество людей в сказках показывали чудеса лётного искусства на волшебн
ых лошадях. На горячей кобылице мчался известный Иван-дурак. По примеру ведьм он тоже сидел на коне задом наперёд. Катил по небу устраивать гром и молнию пророк Илья. У него была громыхающая колесница. Когда в царскую армию принимали новый самолёт, обязательно служили молебен Илье-пророку. На лошадях летали и многие другие знаменитые и славные герои: грек Беллерофонт носился на крылатом коне Пегасе. Сын Солнца Фаэтон, забравшись на отцовскую колесницу, поехал было светить людям, но растерялся и разбился вдребезги.

III . Летающие герои детских литературных сказок и повестей

После драконов, всяческих феерий и ведьм, возможность летать для героев и антигероев перекочевала в более безобидную и безопасную форму детских литературных сказок. В детских сказках Запада полеты возникают часто: у Маленького Мука (В. Гауф) появляются башмаки, которые переносят его, куда он пожелает, Снежная Королева (Г.Х. Андерсен) катит заболевшего Кая по небу в своих холодных санях…

Однако персонажей, летать для которых так же естественно, как нам ходить пешком, не так много. Впрочем, нескольких таких волшебных героев можно вспомнить и не перечитывая специально книгу сказок. Питер Пен Джеймса Барри – один из самых знаменитых сказочных «летунов». Это один из немногих персонажей, который летает сам по себе, без дополнительных волшебных атрибутов, и это для него так же естественно, как дышать воздухом. Мальчик Питер, посещающий дома городских жителей, в одной из комнат теряет свою тень, улететь без которой ну ник
ак нельзя. Эта случайность позволяет полетать над городом и сказочными землями целой компании детей. Чтобы это стало возможным, нужно лишь тряхнуть легонько (а впрочем, насколько хватит терпения) волшебную фею, сверкающая пыльца которой, едва коснувшись тела, способна поднять в воздух кого угодно. А дабы спокойно и свободно парить летней ночью над спящим городом, необходимо помимо крупицы чуда лишь немного уверенности и желания. Оторваться от обыденной жизни и, доверившись воле случая и красивого героя, улететь в страну своих м
ечтаний и быть свободным настолько, что силы земного притяжения перестанут иметь сколько-нибудь существенное значение. Летать на протяжении почти всей сказки пришлось и персонажу рассказа С.Лагерлёф о невероятных приключениях Нильса и гусиной стаи. И хотя здесь также не обошлось без колдовства, сделавшего из него мальчика-с- пальчик, все-таки летать ему было куда более тревожно, цепляясь за перья на шее непривычного к перелетам домашнего гуся и опасаясь сорваться от дуновения ветра или чересчур резкого виража. Здесь возможность перемещаться по воздуху – досадная и очень волнительная необходимость на пути к спасению мальчика от чар раздраженного кудесника-гнома. Другое дело гусь Мартин, не знавший ни сладкого ощущения долгого перелета, ни земель дальше птичьего двора. Для него как раз возможность присоединиться к стае диких гусей – единственный вариант освобождения от рутинной жизни деревенской птицы и судьбы горячего ужина с печеными яблоками и похвалами хозяйке о ее кулинарных талантах. Превращение неопытного и слегка наивного Мартина в героя дикой гусиной стаи – чудо, вероятно, поважнее умения летать. Потому-то автор в итоге и оставляет свободное небо птицам, а человеку – возможность выходить победителем из любых невероятных ситуаций.

Однако самым обаятельным летающим обитателем европейских сказок остается веселый, Карлсон, что, с легкой руки Астрид Линдгрен, живет на крыше и, который благодаря талантливым русским мультипликаторам, стал любимым героем всех детей от 4 до 80 лет. Имея за плечами небольшой и необременительный пропеллер, он волен кочевать от этажа к этажу, заглядывая с улицы в окна, пошаливая то тут, то там, сея легкий беспорядок за спиной у ворчливых нянь и домохозяек. Веселость, умение дарить радость другим и превращать все в хорошую шутку – свойства вполне человеческие, но встретить их в жизни бывает так же трудно, как парящего прохожего. Умение Карлсона летать – всего лишь следствие его легкого, но отнюдь не легкомысленного характера. И не беда, если вдруг моторчик забарахлит, – банка малинового варенья, и все снова будет хорошо. Неплохим лётчиком-любителем был барон Мюнхгаузен (Э.Распэ), если верить его собственным словам. Он был мастер на всякие выдумки. Один раз он совершил отважный полёт на утках, гирляндой нанизанных на верёвочку. В другом случае ему удалось побить рекорд скорости, летая на пушечном ядре.

IV . Выводы

Исследовав данную тему, проанализировав художественные произведения, я пришла к следующим выводам. Сказочные и литературные герои поднимаются в воздух благодаря удивительной фантазии человека, благодаря его вечному желанию преодолеть земное притяжение, подняться над обыденной жизнью и ощутить настоящую свободу, чтобы почувствовать объёмность и бесконечность мира. Именно поэтому им не нужны специальные, умные аппараты. Они летают с помощью самых простых вещей, которые нашлись в доме. Это: метла, которой подметают пол или двор, ступа, в которой толкли зерно для получения муки, ковра, которым украшают жилище, сапог, которые раньше носили самые богатые горожане, телега (она же колесница), в которой возили свой скарб, санок, на которых дети до сих пор катаются зимой с горы, зонтика, которым закрываются от дождя, пропеллера, похожего на вентилятор для охлаждения воздуха, воздушного шарика, который дарят на день рожденья. Именно поэтому летают и самые реальные домашние и дикие животные и птицы: конь, кобылица, жеребёнок-горбунок, козёл, олень, волк гуси-лебеди, утки. А некоторые летают даже не выходя из дома, как девочка Элли, а влюблённому парубку Вакуле удаётся оседлать самого чёрта. И, наконец, «самый-самый» не нашёл под рукой ничего более подходящего, чем обыкновенное пушечное ядро. Им не нужна никакая подготовка, и они готовы перемещаться в пространстве и времени и летать до тех пор, пока человек способен мечтать о полёте, до тех пор, пока однажды человек взмахнёт руками-крыльями и полетит…

Приложение 1

Летательное приспособлениЕ

Кощей Бессмертный – главный отрицательный персонаж русских сказок, чья смерть на конце иглы, которая в яйце, а яйцо в щуке, щука в утке, утка в соколе, сокол в сундуке, сундук под корнями дуба на острове Буяне. Именно с ним приходится сражаться добрым молодцам, прежде чем найти свою «царевну-лягушку»

Летает сам с помощью крыльев через сказки всех народов мира

Огнедышащий дракон (одно или многоголовый)– главный отрицательный персонаж многих легенд народов Европы


Крылья

Баба Яга живёт в большинстве русских народных сказок. Всегда только грозится совершить злодейство, а чаще всего помогает добрым молодцам найти Елену Прекрасную или Василису Премудрую

Метла, ступа

И
ван-царевич,
он же Иван-дурак, герой русских народных сказок. Чаще всего главный бездельник, на которого счастье сваливается «по-щучьему веленью»

Серый волк, Конек -Горбунок, ковер-самолет


Ведьмы живут в устном народном творчестве народов Европы, в трагедии В.Шекспира «Макбет», в современных детских ужастиках, и фэнтези, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Собираются на шабаш для поклонения дьяволу, совершения жертвоприношений, пиршеств, плясок и вакханалий (консультация учителя-наставника)

Метла

«Дедал и Икар» (из мифов Древней Греции)

Самодельные крылья.

«Маленький Мук»

Б ашмаки

«Снежная королева»

Л
етающие сани

«Питер Пэн»

С
ам по себе, без дополнительных атрибутов, посыпанный пыльцой феи Динь-Динь

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Дикие гуси

«Мэри Поппинс»

Зонтик, веселящий газ

«Три повести о Малыше и

Пропеллер

«Винни Пух и все, все, все»

Воздушный шарик

«Незнайка в Солнечном городе» , «Незнайка на Луне»

Воздушный шар

«
Приключения барона Мюнхгаузена»

Утка, ядро

Результаты исследования

1) Я прочитала и проанализировала русские народные сказки, сказки и легенды народов мира, и художественные произведения известных детских писателей, в которых сказочные и литературные герои летают сами или при помощи «летательного» приспособления.

2) Составила иллюстрированный каталог летающих героев и средств их передвижения и попытались определить прообразом, какого современного летательного аппарата могло быть это «летательное» приспособление.

3) Подготовила презентацию в программе Power Point и провела ее защиту на классном часе в рамках общешкольной декады исследовательских работ.

4) Подготовила текстовой иллюстрированный буклет, который можно использовать как наглядное пособие и как своеобразную энциклопедию летающих героев.

5) Составила план и график проведения бесед по теме исследования в начальной школе. Провела их в декабре 2014 года в 1-х и 2-х классах своей школы.