Любимая героиня из произведений островского. Описание и характеристика героев повести Александра Островского «Гроза. Кабаниха – отрицательный персонаж пьесы

Драма «Бесприданница» — одно из самых сильных и самых интересных произведений А. Н. Островского. Над этой пьесой драматург работал четыре года. Дело в том, что Островского стали обвинять в оторванности его произведений от жизни даже друзья. И вот появляется пьеса «Бесприданница». В ней автор изображает людей нового времени: богатых купцов, владельцев торговых фирм и пароходных компаний. В этом мире эгоизма, алчности и равнодушия остается один чуткий и любящий человек — Лариса Огудалова, которая гибнет в конце пьесы.

Лариса единственная, пожалуй, не стремится обогатиться, не терпит лжи и лицемерия, тяготится своим положением «невесты без приданого» и своим домом: «Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому, и даже из города?» Но она сдерживается. И лишь раз ее чувства прорываются наружу: во время разговора с С. С. Паратовым.

Лариса умна, талантлива, искренна, играет на разных инструментах, поет, но «хитрости нет, не в матушку... ни с того ни с сего и скажет что не надо... То есть правду». Лариса ищет в людях откровенности и честности, ищет любви и возвышенных чувств. «В Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — говорят о ней.

Однако Лариса не привыкла жить в бедности, поэтому принимает подарки от Вожеватова, Кнурова, Паратова. Понятно сразу, что «в нищенской обстановке... она или погибнет, или опошлится».

Лариса влюбилась в «блистательного барина» Паратова. Она боготворила его, он был ее идеалом, ее кумиром. Паратов умел обворожить, умел произвести впечатление, но не умел любить. «У меня ничего заветного нет. Найду выгоду — все продам», — признается он. Продает и «Ласточку», и честь. И совесть, и любовь. Когда Паратов уезжает из города, не предупредив Ларису, она решает выйти замуж за тихого и скромного Карандышева. Девушка уверена, что во всяком случае ее жених обладает неоспоримым достоинством — любит ее. Но что-то не похоже, чтобы Юлий Капитонович любил Ларису. По-моему, он хотел лишь «повенчаться», «отомстить» Кнурову, Вожеватову за их пренебрежительное отношение к нему. Выходит, и здесь Лариса обманулась! Где теперь искать ей помощи? Конечно, у матери. Но у Хариты Игнатьевны другие планы: ей надо выдать замуж младшую дочь. Тогда Лариса обращается к другу детства — Васе Вожеватову. Но Вожеватов дал честное купеческое слово, и судьбой Ларисы теперь распоряжается Кнуров. Материал с сайта

Не найдя любви и поддержки ни у матери, ни у друзей, ни у любимого человека, Лариса должна была умереть: «Хорошо умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем».

Лариса искала человека душевного, честного, чувствующего, искреннего, любящего. Но никто из героев не попытался ее понять, каждый искал лишь какую-то выгоду для себя. Лариса была чайкой в клетке, которую разбил Карандышев.

«Так жить холодно!» — скажет она. И все же признается в последние минуты жизни: «Я вас всех люблю».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение моя любимая героиня пьес островского
  • сочинение на тему моя любимая героиня
  • рефераты по литературе бесприданница огудалова
  • почему лариса огудалова мой любимый герой

Две трагических судьбы, две сломленных души... Две молодых жизни, которые судьба оборвала в самом начале пути... Две героини одного автора - русского драматурга Александра Николаевича Островского - Лариса из «Бесприданницы» и Катерина из «Грозы».

В обеих пьесах основная тема, в сущности, одна - людские нравы. Страшные понятия, которые с легкостью калечат не только души, но и жизни человеческие. Общая их идея - влияние на природу, на истинную сущность человека тех духовных элементов, которыми живут тёмные, отсталые личности и столкновение с этими элементами других, свежих начал жизни...

Чем-то похожи и героини, хотя, по сути, характеры их совершенно различны. Катерина религиозна, но, в общем-то, её религиозность не ритуальна, не обрядова, она эмоциональна и с этической подоплекой. Катерина покорна - Лариса противоречива и своевольна. В любви своей к Борису Катерина принимает предательство с его стороны почти безропотно. Лариса же Паратовым оскорблена, она пытается как-то бороться за свое счастье. Катерина в итоге добровольно расстается с жизнью (это её единственный протест за все действие пьесы), Ларису же убивает Карандышев (и читателю остается лишь догадываться о том, что и она сама впоследствии могла бы свести счеты с жизнью). Катерина ощущает себя частью природы, она едина с ней. Ларисе это несвойственно...

И всё же судьбы обеих героинь говорят нам об одном и том же. Столкновение различных мировосприятий - вот тот вопрос, который исследует Островский. В случае с Катериной это столкновение чувства и супружеского долга (это - внешняя, событийная основа, на деле конфликт глубже). Здесь не только внешние обстоятельства - огромную роль играет и само поведение героини, ведь Катерина могла бы и удержаться от связи с Борисом. Получается, что в какой-то степени она сама себя толкает к гибели. Иное дело - Лариса. Её трагедия - в обстоятельствах, от девушки не зависящих. И в какой-то степени в начале пьесы Катерина - хозяйка ситуации, а Лариса - лишь игрушка в руках судьбы.

На деле же всё выходит иначе. Катерина пытается как-то противостоять событиям, но лишь в начале. А затем она полностью подчиняется более сильному характеру - Кабанихе. Катерина убеждена, что совершила страшный грех. Она чувствует себя виновной, но людская жестокость её удивляет. Философская, бытийная сторона кульминации «Грозы» в том, что окружение Катерины только говорит о боге и богобоязни, она же сама относится к религии прочувствованно. Этот конфликт - противостояние характера среде - характерен для многих пьес Островского.

В пьесе «Бесприданница» ситуация усложнена: введено активное мужское начало (Паратов), которого нет в «Грозе». Лариса одновременно пытается и добиться счастья, и побороть своё влечение к Паратову, но в итоге она осознает себя лишь дорогой и красивой вещью... Возможно, Лариса - натура более сильная и цельная, чем Катерина.

Вероятно, женские образы потому так часто стоят в центре пьес Островского, что он видит в женщине более чистое, более хрупкое создание. Драматург наделил своих героинь тяжёлой судьбой, но читателя и зрителя, это очищает, подталкивая к размышлениям над собой.

А. Н. Островский — драматург, не только продолжив-ший в своем творчестве традиции Фонвизина, Грибоедова и Гоголя, но и основавший «русский национальный театр Островского».

В своих пьесах Островский раскрывал наиболее острые проблемы современной ему действительности, обнажал человеческие пороки. Одним из самых яр-ких его творений является драма «Гроза», которую И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительней-шее, великолепнейшее произведение русского, могу-чего, вполне овладевшего собой таланта».

Действие пьесы происходит в провинции, в одном из городов на берегу Волги, Калинове. Главный кон-фликт произведения основан на любви Катерины и Бориса Григорьевича.

Катерина — жена Тихона Кабанова, молодая кра-сивая женщина. Это натура сильная, свободная. У нее чистая и светлая душа. Раньше жизнь Катерины про-текала по-другому, да и сама она была другой. «Какая я была резвая!» — говорит героиня о себе. До замуже-ства Катерина жила «точно птичка на воле». Ее окру-жали любовь, забота, внимание. Все изменилось, ко-гда молодой женой Катерина вошла в дом Кабановых, где заправляет суровая Кабаниха, а безвольный ее сын, Тихон, во всем ей подчиняется. В мире, который теперь окружает Катерину, она никому не понятна. Даже Варвара, непохожая на остальных и подружив-шаяся с героиней, замечает: «Ты какая-то мудре-ная...». Характер Катерины сложен для понимания обитателей «темного царства».

Душа Катерины полна поэзии. Вспоминая девиче-ство, она с упоением рассказывает об умывании клю-чевой водой, восхищается красотой цветов, народным пением и рассказами. Героиня наделена страстной, пылкой душой. Очень красноречиво говорит об этом упомянутый ею эпизод из ее детства, когда, обижен-ная, она убежала из дому, села в лодку и оттолкнула ее от берега. «...Я зародилась... горячая!» — утвержда-ет героиня.

Катерина мечтательна. «Лезет мне в голову мечта какая-то»,— говорит она. Выйдя за Тихона, Катерина оказывается вынужденной жить с человеком, которо-го она не любит и никогда не любила, чуждым и абсо-лютно далеким ей. Ее окружает давящая атмосфера несвободы, унижения человеческой личности, само-дурства. Дикость и темнота видны во всем, что делает ее свекровь, Кабаниха. Мир Катерины, гармония, ца-рившая в ее душе, начинают разрушаться. Положе-ние Катерины в доме Кабановых трагично.

Единственным просветом в ее жизни у Кабановых стала внезапно вспыхнувшая любовь к племяннику Дикого, Борису. Катерина — натура, которая умеет любить страстно, всей душой. Такие, как она, любят только один раз и только всем сердцем. Будучи чело-веком высоко нравственным и религиозным, она ис-пытывает глубокие муки совести от осознания совер-шенного ею греха. Катерина страдает глубоко. «Обма-нывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу»,— говорит она. Ей легче перенести смерть, чем продол-жать терпеть эту нравственную пытку. Героиня не мо-жет лгать, притворяться. Варварина наука не идет ей впрок. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! ...Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису. Не в силах скрывать свои чувства, Катерина признается во всем мужу и, не выдержав презрения и насмешек, а по большей части мук, терзающих ее изнутри, погибает.

Критик Е. Холодов писал: «Нет, не гроза, не проро-чества сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили Катерину к признанию. Для ее че-стной и цельной натуры невыносимо то ложное поло-жение, в котором она оказалась».

Если бы свекровь и муж простили Катерину, если бы Борис согласился взять ее с собой, едва ли она ста-ла бы счастливее. Положение ее в той среде было тра-гически безысходным.

Драматург показал, что в современном ему общест-ве такие одаренные и чистые натуры, как Катерина, обречены на гибель. Н. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Характеристики героинь Островского

В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нет героев-мужчин. Героев в смысле положительных персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них у Островского героини - любящие, страдающие души. Катерина Кабанова- лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают с характером Ларисы Огудаловой из "Бесприданницы". Основанием для сравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале.

Катерина - истинно трагическая героиня, восстающая против законов старого общества.

Два емких художественных символа скрепляют смысл "Грозы". Первый заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй - великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека- грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение. Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила (и что приписал ей Добролюбов). Но свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она нарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни (а Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического и живого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, то есть сама жизнь.

Лариса- жертва обмана, ищущая любви, но не расчета.

Так же как и в «Грозе», в «Бесприданнице» через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки обрела смерть Лариса, человек «горячего сердца». Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины. Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет» - замечает Кнуров. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже. Неопытность молодости и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, как бабочку пламя свечи. Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спорта: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». И как и Лариса, в конечном итоге она находит покой.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Драма «Бесприданница» - одно из самых сильных и самых интересных произведений А. Н. Островского. Над этой пьесой драматург работал четыре года. Дело в том, что Островского стали обвинять в оторванности его произведений от жизни даже друзья. И вот появляется пьеса «Бесприданница». В ней автор изображает людей нового времени: богатых купцов, владельцев торговых фирм и пароходных компаний. В этом мире эгоизма, алчности и равнодушия остается один чуткий и любящий человек - Лариса Огудалова, которая гибнет в конце пьесы. Лариса единственная, пожалуй, не стремится обогатиться, не терпит лжи и лицемерия, тяготится своим положением «невесты без приданого» и своим домом: «Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому, и даже из города?» Но она сдерживается. И лишь раз ее чувства прорываются наружу: во время разговора с С. С. Паратовым. Лариса умна, талантлива, искренна, играет на разных инструментах, поет, но «хитрости нет, не в матушку... ни с того ни с сего и скажет что не надо... То есть правду». Лариса ищет в людях откровенности и честности, ищет любви и возвышенных чувств. «В Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», - говорят о ней. Однако Лариса не привыкла жить в бедности, поэтому принимает подарки от Вожеватова, Кнурова, Паратова. Понятно сразу, что «в нищенской обстановке... она или погибнет, или опошлится». Лариса влюбилась в «блистательного барина» Паратова. Она боготворила его, он был ее идеалом, ее кумиром. Паратов умел обворожить, умел произвести впечатление, но не умел любить. «У меня ничего заветного нет. Найду выгоду - все продам», - признается он. Продает и «Ласточку», и честь. И совесть, и любовь. Когда Паратов уезжает из города, не предупредив Ларису, она решает выйти замуж за тихого и скромного Карандышева. Девушка уверена, что во всяком случае ее жених обладает неоспоримым достоинством - любит ее. Но что-то не похоже, чтобы Юлий Капитонович любил Ларису. По-моему, он хотел лишь «повенчаться», «отомстить» Кнурову, Вожеватову за их пренебрежительное отношение к нему. Выходит, и здесь Лариса обманулась! Где теперь искать ей помощи? Конечно, у матери. Но у Хариты Игнатьевны другие планы: ей надо выдать замуж младшую дочь. Тогда Лариса обращается к другу детства - Васе Вожеватову. Но Вожеватов дал честное купеческое слово, и судьбой Ларисы теперь распоряжается Кнуров. Не найдя любви и поддержки ни у матери, ни у друзей, ни у любимого человека, Лариса должна была умереть: «Хорошо умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем». Лариса искала человека душевного, честного, чувствующего, искреннего, любящего. Но никто из героев не попытался ее понять, каждый искал лишь какую-то выгоду для себя. Лариса была чайкой в клетке, которую разбил Карандышев. «Так жить холодно!» - скажет она. И все же признается в последние минуты жизни: «Я вас всех люблю».