Сочинение «Сила искусства. Какими средствами воздействует искусство. Волшебная сила искусства В чем заключается сила искусства сила творчества

В чём заключается сила искусства? На этот вопрос дает нам ответ Михаил Михайлович Пришвин в приведённом отрывке. Он описывает свой взгляд на каждое яблоко на яблоне. Он олицетворяет их, и поэтому они могут смеяться. Такая близость с природой, способность прочувствовать ее и придает произведениям Пришвина красоту, раскрывает его талант. И так происходит не только с природой. Михаил Михайлович пишет, что Искусство помогает понять близость с чужим человеком на далеких расстояниях: "без помощи книги картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать. "Позиция автора раскрывается в предложении:" Искусство -это сила восстановления утраченного родства". То есть Искусство помогает найти такого человека, которому близки наши переживания, который сможет нас понять. И этим самым он становится нам родным, близким человеком.

Действительно, люди охотнее читают книги, персонажи которых им понятны, интересны, и похожи на них.

Данное утверждение я сформулировал, исходя из жизненного опыта. Я не очень люблю читать. Многие книги долго не задерживаются у меня в памяти.

Правильно утверждал Владимир Солоухин:"если наука есть память ума, то искусство есть память чувств." Книги, которые больше всего мне запоминаются, основаны именно на чувствах. Так, на одном дыхании, я я прочел произведение Николая Брешко-Брешковского "Дикая дивизия". Герои романа были близки Мне не только по своей родовой принадлежности, но и по характеру. Я с уверенностью могу сказать, что в некоторых случаях поступил бы также. Я-человек, который по своей натуре стремится к справедливости.

Мне было очень обидно, что капитан Сальватичи, он же Пан Румель, успел скрыться от контрразведки и остался без наказания. Преступник всегда должен быть наказан!

Вторым аргументом, подтверждающим, что искусство основано на чувствах и в этом заключается его сила, может служить произведением Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка".

Отец Петра Гринёва, отправляя сына на службу, говорит ему следующие слова:"Береги платье снову, а честь смолоду." И Петруша до конца жизни придерживается данного наставление. Он не идет на уступки Пугачёву, не предает Родину, потому что присягал императрице Екатерине 2, и до конца он остается ей верен. Он держит свое слово, как настоящий мужчина. И все его поступки говорят о его добросовестности и отзывчивости. Его настойчивость близка мне, поэтому мне произведение понравилось, и я с удовольствием бы перечитал его еще раз.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что сила искусства заключается в единение душ с персонажами книг, или с другими людьми, если дело касается живописи, музыки. Так, моими братьями по духу стали Тугарин и Пётр Гринёв.

Искусство преобразует реальность:

1) через идейно-эстетическое воздействие на людей. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру. Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья. Романы Льва Толстого породили толстовцев. Изображение любви французскими писателями XVII в. повлияло на строй этого чувства во Франции, эротизм же кино и романов ХХ в. во многом определил сексуальную революцию 60-70-х годов;

2) через включение человека в ценностно - ориентированную деятельность. Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом. Так порабощенный исландский народ в безгероическую пору своей истории создал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы, создав художественный мир, непохожий на окружающий. Саги сформировали духовный облик народа, и без них ныне невозможно понять национальный характер современного исландца;

3) через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности (автор перерабатывает жизненный материал, строя новую реальность - художественный мир);

4) через обработку строительного материал образа (художник преобразует мрамор, краски, слова, создавая скульптуру, картину, поэму).

Концепция «искусства для искусства» полагает, что к художественному творчеству неприменима «мерка результативного действия», ибо искусство переносит человека из реальности, требующей действий, в мир эстетического наслаждения. Однако преобразующее воздействие искусства особенно ощутимо в переходные эпохи. Преобразующая функция, спящая внутри искусства, особенно привлекательна для пассионарных и революционно настроенных слоев общества, которые ставят ее во главу угла своей эстетики. Марксистская эстетика придавала решающее значение преобразующей роли искусства и именно за это его ценили партийные деятели, прагматически подходившие к искусству.

2.Искусство массовой культуры и его функции.

Культура традиционных обществ имела ярко выраженный "сословный" характер. Различные социальные слои (сословия, касты и т.д.) заметно различались в культурном плане. Образ жизни средневекового европейского горожанина, крестьянина и аристократа предполагал разные нормы повседневного поведения, способы развлечений, особенности кухни, воспитания, одежды и т.д. Принадлежность к тому или иному слою легко определялась по внешнему виду. Представители высших слоев в традиционных обществах имели определенные культурные привилегии: например, в Индии изучать священные писания - Веды, могли только представители высших каст. Доступ к письменной культуре также имели, как правило, лишь представители высших слоев (исключения всегда возможны). Культурные особенности различных слоев воспроизводились из поколения в поколение, чему способствовала тяготеющая к закрытости стратификационная система традиционных обществ. Еще в начале XX века в обществах, вступивших в эпоху современности, прослеживались значимые культурные различия между слоями и классами. "Рабочий" и "буржуа", крестьяне и утратившая прежнее влияние аристократия еще сохраняли культурные особенности. Однако процесс модернизации, становление современной экономики, индустриализация, урбанизация, распространение образования, демократизация политической жизни создавали предпосылки для постепенного размывания четких культурных различий между социальными слоями. На смену "расчлененной" стратификацией культуре традиционных обществ приходит массовая культура. Массовая культура не формируется стихийно в процессе повседневного взаимодействия и не передается из поколения в поколение. Массовая культура создается "профессионалами", специализированными организациями. Её образцы предназначены для "потребления" самыми широкими слоями населения, она демократична и существует, главным образом, для развлечения, заполнения досуга. Человек не становится "носителем" массовой культуры в результате восприятия традиционного наследия или получения образования. Образцы массовой культуры (книга, песня, кинофильм, спортивное зрелище и т.д.) свободно выбираются человеком для того, чтобы получить удовольствие, эмоциональное удовлетворение, "разрядку" психического напряжения, заполнить свободное время. Массовая культура не исчерпывает всего содержания культуры современных обществ, но представляет собой весьма значимый "сегмент" этой культуры.

Следует отметить, что понятие "высокой культуры" крайне нечеткое. На практике бывает очень сложно провести границу между "высокой" и "массовой" культурой. Ценности, в соответствии с которыми производится ранжирование культурных образцов, не отличаются определенностью в современном обществе. Кроме того, ранжирование образцов культуры, как мы уже знаем, связано не столько с объективной ценностью этих образцов, сколько с тем, кто имеет право (власть) выносить суждение о них. Однако, можно отметить, что для освоения "элитарной", "высокой" культуры, как правило, требуется определенная подготовка, накопленный "культурный капитал". Без предварительного образования, например, вряд ли удастся понять философский трактат. Без предварительного эстетического воспитания и культивирования "музыкального вкуса" сложно воспринимать музыку Шнитке. Образцы же массовой культуры не требуют от "потребителя" подготовки и доступны, фактически, каждому. Но и этот критерий довольно условен. Массовая культура - сложный феномен, порожденный современностью и не поддающийся однозначной оценке. Проблеме массовой культуры посвящено необозримое количество научной и публицистической литературы - и отечественной, и зарубежной. Поток этой литературы не иссякает, и в рамках учебного пособия хоть сколько-нибудь полный обзор ее невозможен. Мы будем ссылаться на те или иные имена и точки зрения по ходу изложения материала. Широкое распространение феномен массовой культуры приобрел только в XX веке. Это было обусловлено такими важными факторами, как возникновение массового общества и развитие технологий, позволивших тиражировать культурные образцы. Что представляет собой массовое общество? Термин "массовое общество", как и "массовая культура" - неоднозначен. Явление, им обозначаемое, трактуется многими исследователями в негативном ключе. "Масса" часто ассоциируется с "толпой", "чернью". Человек массы предстает как безликий индивидуум, склонный слепо следовать предрассудкам, моде и политическим вождям. Однако массовое общество - это, прежде всего, определенное состояние социума, порожденное процессами индустриализации и урбанизации, разрушившими традиционные сообщества и смешавшими в аморфную человеческую массу представителей прежде четко оформленных социальных слоев. Как таковое, оно нуждается в объективном изучении, а не оценке.

Массовая культура не могла бы выполнять эти функции и едва ли вообще могла бы существовать без технического прогресса. Именно развитие техники - от печатного станка до ультрасовременных средств связи и коммуникации; появление телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, компьютеров делает возможным тиражирование культурных образцов и донесение их, практически, до каждого члена современного общества. Развитие техники приводит не только к тому, что культурные образцы становятся доступными широким слоям населения. Появление новых видов техники создает и новые виды культурной деятельности, в частности и искусства. Наиболее наглядный пример - кино. Такой специфический жанр массовой культуры, как телесериал, также возник лишь на "базе" определенной техники. С развитием компьютерных технологий появляются новые виды искусства и других типов культурной деятельности. Существенная черта массовой культуры - ее промышленный и коммерческий характер. Производство культурных образцов ставится на поток. Снимается не один уникальный сериал: существует налаженное производство этого вида продукции. Выработалась определенная технология процесса ее производства. Создатели сериала - уже не "творцы" в полном смысле этого слова. Они - "специалисты", "профессионалы" своего дела. В прошлом произведения искусства создавались как уникальные, неповторимые. К образцам массовой культуры эти термины неприменимы. Произведения массовый культуры изначально создаются как товар, предназначенный для массового потребителя этого товара. Один удачный образец вызывает массу подражаний. Потребителями массовой культуры являются в современном обществе фактически все слои и группы.

Основная задача массовой культуры - развлекать и отвлекать. Уровень экономического развития современных обществ сделал возможным высвобождение свободного времени, которое необходимо чем-то занять, а также повысил уровень жизни. Люди оказались способными платить за то, чтобы их развлекали. С другой стороны, современное общество - довольно стрессогенная среда: быстрый темп социальных изменений и их непредсказуемость, нестабильность социального положения людей, непрочность социальных связей, переизбыток противоречивой информации - все это порождает потребность время от времени "отключаться", "расслабляться". И массовая культура позволяет удовлетворить обе потребности: проведения досуга, развлечения и расслабления. Массовая культура постоянно подвергается критике - и со стороны исследователей, и со стороны наиболее требовательной и восприимчивой общественности. Критика вызвана низким качеством продукции "культурной индустрии", зачастую играющей на самых примитивных потребностях и инстинктах, не стремящейся к духовному развитию потребителей. Другое направление критики - коммерческий характер массовой культуры, превращение культуры в товар. Наиболее склонные к философской рефлексии авторы видят в массовой культуре своеобразный наркотик, который отвлекает людей от реальных проблем общества и формирует ложное, искаженное, "лакированное" представление о действительности, прививает людям потребительские идеалы.

Все эти негативные стороны массовой культуры, действительно, имеют место. И, тем не менее, массовую культуру не следует рассматривать только лишь в негативном ключе. Как показано выше, ее возникновение было обусловлено важными структурными изменениями в обществе и она выполняет в этом обществе определенные функции. Следует добавить также, что не все образцы массовой культуры заведомо низкого качества. Детективные романы Агаты Кристи и Жоржа Сименона - несомненно, образцы массовой культуры. Тем не менее, они признаны "классикой жанра" и обладают несомненными художественными достоинствами. Музыка "Битлз" - ярчайший пример массового искусства. Тем не менее, сегодня даже музыковеды признают эту группу осно-воположницей нового музыкального жанра. Кроме того, массовая культура не уничтожает культуру высокую, хотя её потребителей и ценителей значительно меньше. Но разве все греки читали Платона и Аристотеля? И весь ли русский народ учил наизусть стихи А.С.Пушкина при жизни поэта? Примеры можно умножать. Э. Шилз отмечал культурную неоднородность и культурное многообразие массового общества, выделял различные "уровни" культуры, существующие в нем: Одним из проявлений "несогласия" массового общества выступает разделение его культуры по крайней мере на три уровня качества... Это так называемые "высшая", или "изысканная", "средняя" или "посредственная", и "низшая" или "вульгарная", культуры. Отличительным признаком "высшей" культуры служит серьезность избираемой основной темы и затрагиваемых проблем, глубокое проникновение в сущность явлений, согласованность восприятий, утонченность и богатство выраженных чувств..."Высшая" культура никак не связана с социальным статусом. А это значит, что степень совершенства в ней определяется не общественным положением создателей или потребителей объектов культуры, а лишь правдивостью и красотой самих этих объектов. Категория "средней" культуры включает в себя произведения, к которым, независимо от усилий их создателей, неприменимы критерии оценок произведений "высшей" культуры. "Посредственная" культура менее оригинальна, чем "высшая", она в большей мере репродуктивна и, хотя оперирует теми же жанрами, что и "высшая" культура, проявляет себя также и в некоторых новых жанрах, еще не проникших в сферу "высшей" культуры... На третьем уровне стоит "низшая" культура, произведения которой элементарны. Некоторые из них имеют жанровые формы "средней" и даже "высшей" культуры (изобразительное искусство, музыка, стихи, романы, рассказы), но сюда входят также игры и зрелища (бокс, скачки), обладающие непосредственной выразительностью и минимальным внутренним содержанием. На этом уровне культуры глубина проникновения почти всегда ничтожна, утонченность отсутствует, а общая вульгарность ощущения и восприятия - характерная ее особенность... Массовое общество поглощает значительно большее количество культуры, чем любая другая эпоха... Наибольший размах приобрело распространение "посредственной" и "низшей" культур, а пропорциональный запас "высшей" культуры резко сократился. Самые очевидные из причин подобного явления - большая доступность, уменьшение затрат труда, увеличение времени досуга и материального достатка большинства людей, распрстранение грамотности, откровенный гедонизм. При этом низшие и средние классы выиграли больше, чем элита... Потребление "высшей" культуры также возросло, хотя и в меньшей степени. Что касается упомянутой выше "лакировки" действительности и формирования потребительских идеалов, то в связи с этим можно отметить некий парадокс. Массовая культура, в некотором смысле, "всеядна", что обусловлено ее коммерческим характером. Если в обществе есть "спрос" на критику существующего порядка, то тут же появятся произведения, отвечающие этой потребности. На современном массовом рынке интеллектуальной литературы можно найти огромное количество книг "критического" направления - как научных и публицистических, так и художественных. Массовая культура не воспитывает - она предлагает разнообразный товар. Дело потребителя выбрать: дамский роман, "1984" Дж. Оруэлла или знаменитое критическое исследование современного массового общества философа и социолога Герберта Маркузе "Одномерный человек". (Правда, труд Г. Маркузе следует отнести всё же к элитарной или "высшей" культуре, поскольку его понимание требует определенной подготовки).

Даже такая несомненная черта массовой культуры, как коммерциализация, имеет некоторые позитивные последствия. Безличные коммерческие, рыночные отношения и изменившиеся потребности людей, готовых платить за удовлетворение желаний, предоставляют творческому человеку много возможностей для созидательной деятельности (другое дело, как эти возможности используются). В обществах прошлого творческой деятельности как отдельной сферы социальной практики, фактически, не существовало. В архаичных обществах искусство было вплетено в повседневную деятельность. В традиционных цивилизациях древности и средневековья люди, занятые творческой деятельностью, как правило, представляли собой меньшинство и работали, в основном, для удовлетворения художественных потребностей аристократии, будучи полностью зависимыми от неё в материальном отношении. В лучшем случае, творческая деятельность была одной из форм проведения досуга. Но в данном случае художник должен был иметь средства к существованию, позволявшие ему свободно "творить". Многие из тех, кого мы назвали бы сегодня художниками, считались ремесленниками и особым почетом не пользовались. Лишь с эпохи Возрождения в европейской культуре начинается эмансипация творческой деятельности. Такого количества людей "творческих профессий", как в современных обществах, не было никогда и нигде, поскольку общество не испытывало в них потребности.

Итак, массовая культура - это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора "потребляемого продукта". К сожалению, потребитель не всегда выбирает лучшее.









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема цикла: «Какими средствами воздействует искусство».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.

Задачи урока :

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;
  • обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие : создать условия для развития у учащихся метапред-метных умений и ключевых компетенций.

Воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися:
  • ценности искусства, его воздействия на человека;
  • ценности совместной деятельности для достижения результата.

Предварительная подготовка.

Дети заранее (на предыдущем уроке или дома) знакомятся с рассказом О" Генри «Последний лист». На урок должны принести ножницы, клей, заготовки для аппликации, белый или цветной картон для основы.

Учитель для практической работы готовит конверты с заданием для каждой пары учеников (диагональная, горизонтальная, вертикальная композиция), несколько запасных основ для открыток и запасной материал для аппликации; для теоретической части урока разрабатывает маршрутную карту виртуального путешествия, подбирает необходимые картины, составляет презентацию, выбирает музыкальное сопровождение.

Художественный материал к уроку

Живопись: Б.Люблен «Ужин», К. Васильев «Лесная готика», К. Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», А.Альтдорфер «Битва Александра Великого», К.Писсаро «Понтуаз», П.Клее «Героическая игра на скрипке», К. Васильев «Северный орел», Э.Мунк «Голос», Э.Мане «Железная дорога», В.Суриков «Боярыня Морозова».

Литература: О.Генри. «Последний лист».

Музыка: Ф. Шуберт. Аве Мария, В.А. Моцарт. Симфония № 40, И.С. Бах Сюита №3, Ш. Гуно. Аве Мария,Т. Альбинони Адажио (произведение Ремо Джадзотто) .

Ход и этапы урока

1. Организационный момент.

(Дети входят в класс, оставляют принесенные вещи на рабочих местах и встают за компьютерные столы)

У. Здравствуйте! Желаю всем успешной, радостной работы. Присядьте за компьютерные столы так, чтобы хорошо видеть и слышать меня.

2. Введение в тему.

У.: Сегодня нам придется много путешествовать по виртуальному миру. Чтобы не потеряться и не заблудиться у каждого на столе лежит маршрутный лист (Приложение №1). Напишите на нем свою фамилию, имя. Давайте все вместе просмотрим его. (Кратко комментирует: инструкция №1, таблица, список виртуальных музеев и необходимые термины).

Мы продолжаем знакомство с разделом «Воздействующая сила искусства». Тема урока: «Какими средствами воздействует на человека искусство». Запишите ее на первой строчке.

К нашему уроку я подготовила 2 эпиграфа. Один - эпиграф -символ обратите внимание: ветка с единственным листочком. Что я хочу вам напомнить?

Д. отвечают

У.: Впишите в свой маршрутный лист автора и название произведения. (О.Генри – Уильям Сидни Портер «Последний лист»). Все прочитали? Надо ли напомнить сюжет?(если кто-то забыл - напомнить). Уильям Сидни Портер прожил трудную жизнь. Он знал цену доброте, милосердию и верил, что любой человек имеет право на простое человеческое счастье.

Микровывод: произведение литературы, созданное почти сто лет назад вызвало у нас те же чувства, что и у своих современников. Мы грустили и радовались вместе с героями. Возможно, стали чуть внимательнее друг к другу, мягче. Это – воздействующая сила искусства, литераьуры.

Второй эпиграф из произведения, которое также многим знакомо:

«Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно призвано тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть».
Б. Васильев «Завтра была война»

Обобщение ответов.

Микровывод: Наука бесстрастна. Никакая математическая формула не научит нас любить, не расскажет что такое дружба… Только искусство будит чувства, делает нас людьми, с помощью специфических средств выразительности.

3. Разработка темы

А). У.: Вы уже знаете, что у каждого искусства свои средства воздействия на человека. Но есть и общие. К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорция, фактура, тон и др. Сегодня в центре нашего внимания понятие композиция .

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

В изобразительном искусстве композиция определяется расположение предметов в пространстве или на плоскости, а в музыке, литературе, кино и театре – во времени и в развитии.

В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции. Каждая по-разному воздействует на зрителя.

Просматривая следующий видео фрагмент «вертикаль и горизонтали как опорные линии композиции», не забывайте заполнять таблицу (автор, название, композиция).

Обобщение:

У.: Проверьте себя! А) вставьте нужный термин в маршрутной карте.

Вертикальная композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх; горизонтальная – статичность, спокойствие или движение мимо зрителя; диагональная композиция передает динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Б). Тест (индивидуальная самостоятельная работа).

У.- наблюдает, корректирует, помогает

Кто раньше справился, может «походить» по виртуальным музеям мира. Найти одну картину, которая больше всего понравиться определить композиционное построение, записать к себе в таблицу

У.: Пора возвращаться из нашего виртуального путешествия! Нужно ли кому-то дополнительное время? Заканчивайте работу в соответствии с инструкцией и проходите за столы.

Д.: выключают компьютеры и проходят на свои места.

4. Практическая работа.

Введение.

У.: Вы знаете, что самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Сегодня в технике «Коллаж», мы выполним поздравительные открытки. (Коллаж (от фр. collage - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре).

У.: Работать будете в парах. В конвертах (Приложение №2) находиться ваше особое задание по композиции, которое нельзя показывать одноклассникам до конца урока. Откройте их, прочитайте задание. Посовещайтесь с партнером и приступайте к выполнению. Если будет нужна помощь – приглашайте меня.

Д. Открывают и рассматривают задание и дополнительное содержимое: основа для открытки, набор для построения композиции, создают свои композиции: оформляют открытки заранее приготовленными материалами. Звучит музыка. (6-10 мин)

У.: Консультирует. Если видит, что композиция готова – предлагает наклеить на открытку. После того, как получился открытка, работа останавливается.

У.: Прежде, чем мы полюбуемся своей работой, наведите порядок на столах! (мусор собирают в целлофановый мешок.)

У.: Покажите свои открытки, а класс постарается определить какая это композиция – горизонтальная, вертикальная или диагональная!

Д.: высказывают мнение.

У.: Пока вы работали, звучала музыка. Это были произведения (перечисляет авторов и произведения)

Заключение.

У.: Спасибо за урок! Вы - молодцы! (возможно, оценивает работы)

На прощание я желаю, чтобы в жизни каждого из вас встретился такой человек, который, рискуя собой, способен будет, образно говоря, нарисовать «последний лист», чтобы спасти Вас. Но еще больше мне хочется, чтобы Вы сами смогли так поступить. И пусть всегда с вами рядом будет ИСКУССТВО.

Творческое саморазвитие, или Как написать роман Басов Николай Владленович

Глава 2. Эта волшебная сила искусства

Немало затрачено слов, чтобы обозначить или проиллюстрировать пресловутую силу того, что мы зовём искусством, в нашем случае – литературой. Ищут корни этого влияния, перемывая технические подробности письма (что, безусловно, важно), строят теории, придумывают модели, борются школами и мнениями авторитетов, вызывают духи древних божеств и призывают в помощь новомодных экспертов… Но как это происходит – остаётся совершенно непонятным.

Вернее, имеется наука, которая называется литературоведение, есть актуальная теория чтения, есть гипотеза о разных формах психоактивности человека пишущего, равно как и человека читающего, но до главного они как-то не доходят. Мне кажется, если бы дошли, разрешение этой загадки, как открытие ядерной физики, в считанные годы перевернуло бы наше представление о нас самих.

И лишь самые «странные» из теоретиков знают – сила искусства в том, что она не перелопачивает опыт человека снизу доверху, она как бы достраивает его, не конфликтуя с ним, И чудесным образом превращает этот опыт, который многие полагали едва ли нужным, а то и вовсе непригодным к использованию хламом, в новое знание, если угодно – в мудрость.

ОКОШКО К МУДРОСТИ

Когда я ещё только задумал написать эту книжку и рассказал о ней одному знакомому издателю, он очень удивился: «да почему ты, – спросил он, – считаешь, что писать роман – единственный выход? Пусть лучше они читают книжки, это куда проще». По-своему он был, конечно, прав.

Читать, разумеется, проще, легче и приятнее. Собственно, люди так и делают – они читают, находя в мире этих Скарлетт и Холмса, Фродо и Конана, Брюньона и Турбиных все значимые для них переживания, идеи, утешение и частичное решение проблем.

Да, читал книгу, ты испытываешь то же, что и автор. Но только раз в десять – двадцать слабее!

И признавая чтение очень мощным средством, всё-таки давай попробуем представить, чего сможем добиться, если сами выработаем партитуру Пресловутой «медитации»? А потом самостоятельно «аранжируем» все, как в таких случаях положено? Разумеется, не упуская из виду, что делаем это в полном Соответствии с собственными, глубоко ЛИЧНЫМИ представлениями о проблеме?…

Представил? Да, я тоже представляю с трудом, лишь в малой степени догадываясь о том эффекте, который способна оказать на автора правильно организованная и хорошо написанная книга. Я – романист, знаток текстов и людей, которые профессионально занимаются книгой, вынужден признать, что не знаю, как, почему и в какой мере это происходит. Но то, что это работает с ошеломительной силой, что иногда меняет существо автора кардинально – за это ручаюсь.

Конечно, все чуть-чуть сложнее, чем я тут изображаю. Роман на роман не приходится, автор автору тоже рознь. Иногда и среди писателей попадаются такие «редиски», что просто диву даёшься, а пишут по-соловьиному – легко, звонко, убедительно, красиво! Все дело, наверное, в том, что без романов они были бы ещё хуже, творили бы злые дела или превратились бы в откровенно несчастных людей, делая несчастными родных и близких.

В любом случае я утверждаю, что роман, само писание этой как бы совсем не обязательной монографии, служит средством изменения личности автора, привлекая редчайшее свойство психологической изменяемости, вернее, метаморфной креативности. Потому что является своего рода окошком к правде, распахнутым в себя самого. А уж как мы воспользуемся этим средством, что увидим в окошке, какую мудрость способны будем получить в результате – это, как говорится, Бог весть. На том вся жизнь построена, что каждый лишь за себя ответчик, не так ли?

ПОНИМАНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ

Автор, ра6отая над романом, попытавшись осуществить эту самую метаморфную креативность, не только из себя добывает некий ценный элемент, который иногда зовётся правдой, а иногда и вовсе истиной. Если бы он добывал что-то только из себя, достоинств в его работе было бы не много. Из всех особенностей романиста самый главный фокус, бросающийся в глаза сильнее других, я заприметил, только начиная писать, то есть более двадцати лет назад. А именно, романист совершенно ненормально, с удивительной полнотой воспринимает людей. При этом, понимая их как никто другой, разделяя с ними многие черты, не осуждает даже за откровенно неправедные поступки.

В самом деле, если не понимать людей, окажешься без креативной подпитки с их стороны. Просто не сумеешь усвоить их эмоции, реакции, знаки и символы поведения, не разделишь их желания, порывы, мысли и стремления, не постигнешь их страхов, опасений, мук, не станешь свидетелем их торжества во всех формах. Вообще, ничего не поймёшь в том, чему окажешься свидетелем.

Поэтому-то у романиста и возникает такая сильная мотивация в «чтении» других людей, даже не особенно важно, каких именно – далёких или близких, знакомых или не очень, хороших или не вполне. Эта всеядность некоторое время смущала «знатоков» литературы, которые пристально, но без понимания рассматривали самих литераторов.

Мопассан писал где-то, что его, без сомнения, считают самым равнодушным из людей, а между тем… И он был прав. Видимое равнодушие его происходило не потому, что он не сочувствовал людям. Сочувствие в нём было, иначе он бы не написал несколько произведений, исполненных жгучего стыда и ужаса перед некоторыми своими персонажами, перед иными сторонами жизни вообще. Просто сочувствие было не главным, к чему он стремился. Гораздо важнее для него было понимание, о котором я толкую. И таким его сделала профессия.

То же наблюдалось у Сомерсета Моэма, у Чехова (хотя романистом его считать можно лишь с натяжкой), у многих и многих талантом помельче, но с теми же примерно задачами. И это очень характерно, потому что происходит как бы автоматически, без участия сознания литератора, без его декларируемых устремлений.

Отсюда происходит легенда о необыкновенной жёсткости пишущей братии. Якобы каждый из них способен такое отмочить о ближнем, такое брякнуть, что мало никому не покажется! На самом деле эти люди просто привыкли замечать то, что прячется от других, потому что видят глубже, яснее, деталь неё. Потому и случается непроизвольное срывание масок, которое многим не по нраву.

Я сам на этом попадался, и не раз, пока моя жена не приучила меня сдерживаться, не молотить от души всё, что приходит на ум. Но вынужден признаться, частенько опасаюсь, что испорчу кому-то настроение, потому что не понимаю, до какой границы могу быть откровенным, Я не замечаю эту границу, не воспринимаю её, будто в тёмном саду ношу прибор ночного видения. Некоторые из гуляющих по этому саду, воспользовавшись темнотой, делают странные вещи, но я-то их вижу и часто проговариваюсь…

Если эта угроза не пугает, если ты понимаешь, что изменение «оптики» по отношению к другим людям облегчит твоё существование, тогда роман как способ адаптации – для тебя. Тогда смелее шагай по этому пути, в конце концов, видеть других так, как не всем доступно, – не преступление.

ИЗМЕНЕНИЕ ВЗГЛЯДА НА ЖИЗНЬ

Как только наметятся две предыдущие особенности миропонимания – детальная проработка себя и более пристальное видение других людей, – неизбежно и резко заявит о себе третье по счёту изменение. Ты по-другому увидишь мир вокруг себя.

Сначала, разумеется, его живую часть, потому что роман каким-то образом обращает внимание именно на живое. Я имею в виду не только обыденную социальную жизнь, но всё, что можно назвать живым, – зверьё, насекомых, деревья.

При некотором правильном отношении к делу, я надеюсь, не произойдёт самопроизвольного выброса антропоморфизма. То есть ты не станешь полагать, что собаки таковы же, как люди, а простой подорожник имеет такую же ценность, как жизнь уссурийского тигра.

В том-то и дело, что каждая жизнь в мире имеет свою цену, предназначена для того, чтобы эту цену внести в мир, и более редкое, более высокое несравнимо с тем, что повсеместно находится в основании жизненной пирамиды. Люди, которые утверждают, что перед экологией в широком плане все равны, ошибаются, причём настолько, что уже появился термин «экофашизм», и он не дань словесной эквилибристике, за ним стоит явление.

Прошу понять правильно, я не против экологов, «Гринпис» и спасения китов. Мне нравится почти всё, что живёт на свете, иногда я готов признать, что даже тараканы представляют ценность… разумеется, не на моей кухне. Но тем не менее.

Просто у нас, пишущих, другая цель – не защита лесов Амазонки, не спасение Байкала и не перезахоронение ядерно-химических отходов. Мы должны изображать мир, а не спасать его, должны развивать словесность. Решать собственные проблемы, используя метод, который сохраняет действенность в той мере, в какой мы не даём чему бы то ни было затуманить своё зрение. А слепая вера в равноценность всего и вся – ошибка, которая способна не то что затуманить, а вовсе лишить понимания, что и как происходит.

Поэтому я советую не «тормозиться» на изменении мировоззрения, а прийти к более высокой системе, которая, среди прочего, допускает и жестокость к телятам, и удовольствие от устриц, и спасение ребёнка ценою жизни массы микробов.

А то, что это изменение произойдёт, что зрение обострится, понимание возрастёт, взгляд прояснится, а слух, в том числе и на вещи, ранее абсолютно недоступные, утончится – это факт. Это произошло с другими людьми, которые «загружали» себя романом, почему это не может произойти с тобой?

УМЕНИЕ ФОРМИРОВАТЬ СЕБЯ

Изменение мотивации жизни, задача написать роман, каким бы он ни получился, делает жизнь по старым шаблонам невозможной.

То есть человек перестаёт довольствоваться низкой энергетикой, неблагополучным положением на работе и начинает требовать к себе внимания. Примерно то же происходит с ребятами, которые занимаются серьёзными боевыми искусствами. Только у них го происходит потому, что они ещё не знают своего умения и стремятся выйти на первый план. А ты должен понимать, что умение уйти в тень, остаться незаметным – более полезно для наблюдателя, чем что-либо иное.

А романист – именно наблюдатель и должен сидеть «в засаде», чтобы видеть и правильно осознавать, как и что делает люди, накапливать представления о мире, явственно понимать, как он выглядит, пахнет и звучит. И помимо возросшей самооценки литератору приходится пользоваться этим качеством в обратном, так сказать, направлении. То есть нужно, и весьма скоро после первых же симптомов авторских метаморфоз – назовём это так, – пригасить их, постараться сделать незаметными или минимально видимыми. Потому что в противном случае само наблюдение станет трудным, не будет правильной позиции для слежения за происходящим, и накопление необходимых духовных факторов письма станет затруднительным.

Как ни странно, это отступление с первого плана на третий или даже дальше даётся непросто. Как-то так получается, что вчерашний, может быть, аутсайдер практически в любой компании вдруг да ощущает в себе недюжинную с илу, мощь, которую ни он сам, ни его друзья даже не подозревали. И – спрашивается – как тут не похвастаться, как не заявить о своём новом состоянии, как не претендовать на пересмотр своего положения?

И всё-таки я не советую это делать. Я предлагаю не ходить вокруг и около, всем и каждому толкуя о том, каким будет написанный тобой роман, хотя это и очень приятное состояние. Я предлагаю реально научиться писать романы, при этом повысив адаптивность к жизненным проблемам, которые ранее казались неприступными, решить разного рода психологические «зажимы», как это называется в системе Станиславского, и, скорее всего, начать жить более полной жизнью.

Изменение внешнего статуса способны принести лишь многие и многие опубликованные романы, что возможно только при профессионализации литератора. А это – совсем другая ипостась, имеющая свои, очень сложные проблемы. Об этом пойдёт разговор в конце книги, а пока – не до них.

Итак, что бы с тобой ни случилось в процессе «творческой перековки», советую тебе довольствоваться малым и забыть о том, что существует такая вещь, как пьедестал. Его месторасположение, высота и степень освещённости – проблема тех, кто придёт после нас, кто будет, возможно, читать наши тексты. А пока не хочу забивать себе этим голову, И тебе не советую.

И для того, чтобы это не случилось нечаянно, рекомендую контролировать свои изменения. А если возникает хоть тень, хоть разовый приступ «звездомании» – подавить его жестоко, без жалости к себе, даже с долей чрезмерности. Поверь, в этом случае она лишней не будет.

Кстати, в утешение могу сказать, что пресловутая жестокость к себе, к своим ощущениям и чувствам, к тому, что написано, что подсмотрено, к большим или мелким достижениям ещё не раз пригодится. Иногда без неё не обойтись, как хирург не может работать без скальпеля. Если это понятно, значит, в умении формировать себя, в построении своих метаморфоз ты уже на правильном пути.

Из книги Психология искусства автора Выготский Лев Семенович

Глава X Психология искусства Проверка формулы. Психология стиха. Лирика, эпос. Герои и действующие лица. Драма. Комическое и трагическое. Театр. Живопись, графика, скульптура, архитектураМы уже указали выше на противоречие как на самое основное свойство художественной

Из книги Психоанализ: учебное пособие автора Лейбин Валерий Моисеевич

Глава 19. Психоанализ искусства Феномен остроумияПсихоаналитическое понимание искусства нашло отражение во многих работах Фрейда. Среди них можно отметить такие, как «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Художник и фантазирование» (1906), «Бред и сны в

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

21. Волшебная сила желания Поразительное количество успехов было достигнуто при использовании пароля «изменение», с помощью которого многие вытаскивали соринку из глаза. Из ста случаев все сто закончились успешно. Неудача будет возможна, если вы забудете об этом простом

Из книги Виртуальная реальность: как это начиналось автора Мельников Лев

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

Волшебная сила внушения Словами можно смерть предотвратить, Словами можно мертвых оживить. А. Навои Известно, что гормоны обладают свойством оказывать влияние на отправления организма. Внушение - не гормон, однако может влиять, и весьма эффективно. Вот с такими чудесами

Из книги Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма автора Грэндин Темпл

Из книги Секрет абсолютно женственности автора де Анджелис Барбара

Волшебная сила рук Прежде чем начать изучать, как прикасаться с любовью, вы должны понять и научиться ценить волшебную силу, которая заключается в руках.Ваши руки - передатчики жизненной энергии, которая циркулирует по всему телу. Восточная медицина объясняет нам, что в

Из книги Психология народов и масс автора Лебон Гюстав

Глава IV. Как преобразовываются искусства Применения вышеизложенных принципов к изучению эволюции искусств у восточных народов. - Египет. - Религиозные идеи, от которых происходит его искусство. - Чем стало его искусство после перенесения его к различным расам:

Из книги Искусство создания рекламных посланий автора Шугерман Джозеф

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Созависимость - умение любить [пособие для родных и близких наркомана, алкоголика] автора Зайцев Сергей Николаевич

Глава 21. Волшебная палочка для наркомана Глава о том, что родители наркомана действуют абсолютно правильно, но только всегда с опозданием на три года. Самая трудная задача в лечении наркомании, как и алкоголизма, - лечение… родителей наркомана (алкоголика). С самим

Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич

Глава 1. Философия искусства

Из книги Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии автора Гроф Станислав

Глава 2. Психология искусства

Из книги Королева мужских сердец, или Из мышек в кошки! автора Тасуева Татьяна Геннадьевна

5. Рисование мандалы: выразительная сила искусства Мандала – это санскритское слово. Буквально означающее «круг» или «завершение». В наиболее общем смысле этот термин можно использовать для любого узора, обладающего сложной геометрической симметрией, например,

Из книги Отвлекающие факторы, или Почему наши планы идут под откос автора Джино Франческа

Волшебная сила Любви Гормоны, вызывающие влюбленность: физика, лирика, химия Люди – разные. Влюбляются по-разному, любят по-разному, проявляя свои чувства в зависимости от врожденной романтичности и воспитания (родительского и социального). Есть однолюбы, есть пылко