Намибия. Племя Химба. Виртуальное путешествие. Удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью

Африка, пожалуй, является самым контрастным и загадочным из 5 континентов нашей планеты. Исследователей и туристов со всего мира манит не только ее природное и животное разнообразие, но и многочисленные племена и народности, которых здесь насчитывается около 3 000. Удивительные племена Африки с их нетрадиционным для славян образом жизни вызывают восторженный интерес, а непонятные традиции зачастую пугают, а не удивляют.

Мурси

Мужчины часто устраивают между собой жестокие драки за лидерство. Если такое выяснение отношений заканчивается смертью одного из участников, выжившему приходится отдать семье погибшего свою жену в виде компенсации. Мужчинам принято украшать себя серьгами из клыков и шрамами в виде подковы, которые наносятся в случае убийства врага: сначала символы вырезаются на руках, а когда на них не остается места – используют другие части тела.

Женщины племени мурси выглядят очень необычно. Сутулая спина, обвисший живот и грудь, а вместо волос на голове головной убор, сооруженный из сухих веток, кожи животных и мертвых насекомых – удивительное описание типичной представительницы прекрасной половины мурси. Дополняет их образ – глиняный диск (дэби), вставленный в разрез на нижней губе. Девушки сами вправе решать, разрезать губу или нет, но за невест без такого украшения дают намного меньший выкуп.

Динка

Целый народ динка, проживающий на территории Судана, насчитывает около 4 000 000 представителей. Основное их занятие – скотоводство, поэтому еще с детства мальчиков обучают бережному отношению с животными, а количеством голов скота измеряется благосостояние каждой семьи. По этой же причине девочки ценятся у динка больше мальчиков: в случае женитьбы семья невесты получает в подарок от жениха целое стадо.

Внешний вид динка не менее удивительный: мужчины обычно не носят одежду и украшают себя браслетами и бусами, а женщины носят одеяния только после замужества и зачастую ограничиваются юбкой из козьей кожи или бисерным корсетом. К тому же этот народ считается одним из самых высоких в Африке: средний рост мужчин 185 см, а у многих он переходит за отметку 2 м. Еще одна особенность представителей динка – намеренное шрамирование, которое практикуется даже у детей после достижения определенного возраста и по местным меркам добавляет привлекательности.

Банту

В Центральной, Восточной и Южной Африке обитают многочисленные представители народа банту, численность которых достигает 200 млн. человек. Они обладают своеобразной внешностью: высоким ростом (от 180 см и выше), темной кожей, жесткими спирально завитыми локонами.

Банту – это один из самых удивительных и наиболее развитых народов Африки, среди которого есть представители политики и культурные деятели. Но, несмотря на это, банту сумели сохранить традиционный колорит, многовековые традиции и ритуалы. В отличие от большинства населяющих жаркий континент народностей, они не боятся цивилизации и часто приглашают туристов к себе на экскурсии, которые обеспечивают им неплохой заработок.

Масаи

Представители Масаи часто встречаются на склонах горы Килиманждаро, которая занимает особое место в верованиях этого удивительного племени. Его представители возомнили себя высшим народом Африки, истинными красавцами и любимцами богов. В связи с таким самомнением они зачастую относятся презрительно к другим народностям и не стесняются воровать у них животных, что иногда приводит к вооруженным конфликтам.

Масаи живут в жилище из веток, обмазанных навозом, строительством которого зачастую занимаются женщины. Они питаются преимущественно молоком и кровью животных, а мясо в их рационе редкий гость. При отсутствии пищи они прокалывают корове сонную артерию и пьют кровь, а затем залепляют это место свежим навозом, чтобы через время повторить «трапезу».

Отличительный признак красоты этого удивительного племени – оттянутые ушные мочки. В 7-8-летнем возрасте детям прокалывают мочки осколком рога и постепенно расширяют с помощью кусочков дерева. За счет использования тяжелых украшений, ушные мочки иногда отвисают до уровня плеч, что считается признаком высшей красоты и уважения к их обладателю.

Химба

На севере Намибии живет самобытное племя Химба, представители которого тщательно охраняют сложившийся образ жизни от чужаков, практически не носят современную одежду и не пользуются благами цивилизации. Несмотря на это многие жители поселений умеют считать, написать собственное имя и говорят некоторые фразы на английском языке. Эти умения появляются благодаря организованным государством передвижным начальным школам, в которых учится большая часть детей химба.

Важное значение в культуре химба отводится внешнему виду. Женщины ходят в юбках из мягкой кожи и украшают шею, талию, запястья и лодыжки бесчисленными браслетами. Ежедневно они покрывают тело мазью из масла, растительных экстрактов и измельченной вулканической пемзы, которая придает коже красноватый оттенок и защищает тело от укусов насекомых и солнечных ожогов. Когда в конце дня они соскабливают с себя мазь, вместе с ней сходит и грязь, что также способствует поддержанию личной гигиены и чистоты. Возможно, благодаря этой удивительной мази, женщины химба имеют идеальную кожу и считаются одними из самых красивых среди племен Африки. С помощью этого же состава и чужих волос (зачастую отца семейства) женщины сооружают себе прическу и виде многочисленных «дредов».

Хамар

Хамар по праву относятся к удивительным племенам Африки и одним из наиболее дружелюбных в Южной Эфиопии. Один из наиболее известных обычаев хамар – посвящение в мужчины после достижения совершеннолетия, для которого молодому человеку необходимо 4 раза пробежать из стороны в сторону по спинам быков. Если после трех попыток ему не удается это сделать, следующий обряд можно провести только спустя год, а в случае удачи он получает от отца первую собственность (корову) и может искать себе жену. Примечательно, что обряд юноши проходят в обнаженном виде, что символизирует детство, с которым они прощаются.

У хамар проводится еще один, довольно жестокий ритуал, в котором могут принимать участие все желающие девушки и женщины: они исполняют перед мужчинами традиционный танец и получают от них в ответ удары тонкими прутьями по спине. Количество оставшихся шрамов – основной предмет гордости, показатель силы и выносливости женщины, который повышает ее ценность, как жены, в глазах мужчин. При этом хамарам разрешается иметь столько жен, сколько они способны заплатить за них выкупов (даури) в виде 20-30 голов скота. Но самый высокий статус остается за первой женой, который подтверждается ношением ошейника с ручкой, изготовленного из металла и кожи.

Нуба

На границе Судана и Южного Судана обитает удивительное племя нуба, которое имеет необычные даже для Африки семейные обычаи. На ежегодных танцах девушки выбирают для себя будущих мужей, но прежде, чем получить такой статус, мужчина обязан построить для своей будущей семьи дом. До того времени молодые люди могут только тайно встречаться по ночам, и даже рождение ребенка не дает права на статус законного супруга. Когда жилье готово, девушке и парню разрешается уже спать под одной крышей, но ни в коем случае не есть. Такое право дается им только спустя год, когда брак пройдет испытание временем и будет считаться официальным.

Отличительной особенностью нуба долгое время было отсутствие какого-либо деления на классы и денежных отношений. Но в 70-х г. г. XX в. правительство Судана стало отправлять местных мужчин на работу в город. Они возвращались оттуда в одежде и с небольшими деньгами, поэтому чувствовали себя настоящими богачами среди соплеменников, что порождало у других зависть и способствовало процветанию воровства. Таким образом, добравшаяся до нуба цивилизация принесла им намного больше вреда, чем пользы. Но все же среди них есть представители, которые продолжают игнорировать блага цивилизации и украшают свои тела только многочисленными шрамами, а не одеждой.

Каро

Каро – одно из малочисленных африканских племен, в котором насчитывается не более 1000 человек. Они занимаются преимущественно скотоводством, но мужчины могут проводить долгие месяцы на охоте и даже работать в близлежащих городах. Женщинам в это время предстоит заниматься домашними делами и еще одним важным ремеслом – выделкой шкур.

Представители этого племени могут возглавить список самых удивительных мастеров в Африке в части украшения своего тела. С этой целью они покрывают себя орнаментами, нанесенными растительными красками, точеным мелом или охрой, используют в качестве украшений перья, бусы, ракушки и даже надкрылья жуков и кукурузные початки. При этом мужская половина населения красится гораздо ярче, поскольку им важно иметь максимально устрашающий внешний вид. Еще одна примечательная деталь у мужчин и женщин каро – проколотая нижняя губа, в которую вдевают гвозди, цветы и просто высохшие прутики.

Это лишь малая часть необычных народов, проживающих на территории африканского континента. Вопреки глобальному распространению благ цивилизации образ жизни большинства из них коренным образом отличается от жизни современного человека, не говоря уже о нарядах, традициях и уникальной системе ценностей, поэтому каждый из народов Африки можно считать по-своему удивительным.

На севере Намибии обитает удивительное племя, о котором мало кто знал. Его жители, не контактировавшие с белыми людьми, долгое время не допускали к себе журналистов, а после нескольких репортажей интерес к ним невероятно возрос. Появилось множество желающих побывать в племени и рассказать миру о кочевниках, живущих по своим законам.

Племя скотоводов

Племя химба, численность которого не превышает 50 тысяч человек, с 16-го столетия живет в разрозненных поселениях и ведет полуоседлое-полукочевое существование в пустыне, где отсутствует вода. Сейчас оно занимается скотоводством: жители разводят коров особой породы, неприхотливых и готовых обходиться без воды долгое время. Домашние животные - это основное богатство и наследство, которое не рассматривается в качестве пищи.

Народ, не знакомый с благами цивилизации

Продавая животных, они выручают немного денег, а зачастившие гости покупают сувениры и поделки. Заработок химба тратит на покупку сахара, кукурузной муки, лакомств для детишек. Одежда жителям не нужна, они делают из шкур животных и закрепляют их на теле ремнем. Все, что им требуется, - шлепанцы, чтобы идти по обжигающей ноги пустыне. Никто из них не пользуется техникой, почти не знает письменности, посуду членам племени заменяют сосуды, выдолбленные в тыкве, но они совершенно не страдают от отсутствия атрибутов цивилизации.

Племя химба, фото которого стали часто печатать в различных изданиях, соблюдает древние обычаи, поклоняется душам мертвых и богу Мукуру, разводит скот и не проливает чужую кровь. Они ведут мирное существование в безжизненной пустыне, в условиях жесткого дефицита воды.

Внимание к внешнему виду

Для членов племени внешний вид играет важную роль в традиционной культуре. Он указывает на положение в обществе и определенные фазы жизни. Например, замужние женщины носят на голове некое подобие короны, которую изготавливают из шкур козы, а женатые мужчины - тюрбан.

Девочки заплетают длинные волосы в косы надо лбом, с возрастом они делают прически, которые состоят из огромного количества косичек, а мальчики стягивают волосы в конский хвост, завязанный в пучок.

Женщины, признанные самыми красивыми

Представители химба не упускают ни одной мелочи и тщательно следят за своим обликом, ухаживая за кожей и прической. Отсутствие одежды они компенсируют многочисленными украшениями, смастеренными из меди, ракушек и жемчуга. Это важная часть многовековых традиций, а женщины племени химба признаны самыми красивыми. Их тонкими чертами лица и глазами миндалевидной формы любуются путешественники, утверждающие, что каждая девушка могла бы работать моделью на подиуме.

Это высокие и стройные женщины, выделяющиеся на фоне остальных Они ловко носят на голове емкости с драгоценной водой, благодаря чему у них сформировалась великолепная осанка. Украшения, которые представительницы прекрасного пола носят на шее, ногах, руках, служат не только для красоты - таким образом местные девушки защищают себя от укусов змей.

Волшебная смесь для лица и тела

Каждая капля воды на вес золота, и то, что удается добыть, выпивается, поэтому члены племени не моются, а выживать им помогает специальная смесь красно-оранжевого цвета, которой химба обязаны особым оттенком кожи. Женщины растирают камни вулканической породы в пудру и смешивают ее с взбитым из молока коров маслом, пеплом, растительными эликсирами. Каждое утро начинается с того, что аборигены наносят охровую краску, поддерживающую необходимый уровень гигиены и защищающую от укусов насекомых и палящих солнечных лучей, на все тело и лицо.

Невероятно мягкая кожа женщин прекрасно выглядит и приятно пахнет ароматической смолой, которую часто добавляют в смесь, служащую и основой для сложных причесок, которыми отличается племя химба.

У каждого жителя есть второе, «европейское» имя. Дети его получают, когда учатся в передвижных школах. Каждый ребенок умеет считать и знает несколько фраз на английском языке, но после первых классов обучения его мало кто продолжает.

Племя химба в Намибии строит хижины конусообразной формы из молодых деревьев и пальмовых листьев, которые переплетаются кожаными ремешками, а позже покрывает их навозом и илом. Внутри такого жилища отсутствуют удобства, кроме матраса на полу.

Племя живет в клане, которым руководит старейшина - дедушка, отвечающий за жилье, религиозные аспекты, соблюдение законов и традиций, экономические вопросы, управление собственностью. Его полномочия подтверждаются специальным браслетом на руке erenge. Староста заключает браки, проводит различные церемонии и ритуалы у священного огня, привлекая духов предков к решению насущных вопросов.

Браки заключаются таким образом, чтобы богатство распределялось поровну. После свадьбы жена переезжают к мужу и принимает правила нового клана.

Женщины встают очень рано, с рассветом, доят коров, которых мужчины отводят на пастбища. Как только угодья скудеют, племя химба снимается с места и перебирается в другое место. Мужья кочуют со стадами, оставляя в деревне своих жен и детей.

Из современных вещей у племени прижились пластиковые бутылки, в которых хранятся украшения.

В деревню лучше всего ехать вместе с гидом, который подробно расскажет о быте племени и сможет договориться с вождем о посещении жилища.

Удивительное племя химба - это гостеприимные и улыбчивые люди, не ищущие выгоды от зачастивших путешественников. Самобытный народ, существующий изолированно от внешнего мира, равнодушен к благам цивилизации, и каждый случай сохранения традиционных укладов представляет огромный интерес для ученых и туристов.

На севере страны, вблизи границы с Анголой, в провинции Каоколенд, живет поразительное племя химба. В последнее время они стали время от времени допускать к себе людей из «постороннего» мира, а после нескольких репортажей о них, появившихся в крупнейших мировых журналах и на Discovery, появилось немало желающих побывать в их селениях. Привлекает гостей одно: удивительной красоты и особой, странной грациозности, женщины химба.

2. На самом деле этого в современной Африке почти не найти: совершенно первобытный образ жизни остался для этих людей естественным, вовсе не показным. Это вам не восточноафриканские масаи, которые уже многие десятилетия практически живут поборами с проезжающих туристов как основным промыслом, и стремглав бегут переодеваться в «первобытные» одежды, едва завидев на горизонте сладкую пыль из-под колес туристического автобуса. А химба такие на самом деле: ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды. Не потому, что им «не удалось пробиться к цивилизации», а потому, что и сегодня предпочитают жить именно так и не нуждаются почти ни в чем из того, чего у них нет и никогда не было. Люди химба действительно таковы, какими их может увидеть приезжий. И первая встреча состоялась у нас еще накануне намеченного визита в племенное селение: в крошечном городке Опуво, столице Каоколенда, нам встретилась одна дама, как ни в чем не бывало явившаяся в супермаркет за покупками.

3. Химба живут скотоводством. В сущности, единственное, что у них есть — тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды. Продавая в редких и особых случаях этот скот, химба добывают немного денег. Ну, и зачастившие гости все же иногда купят какие-то немудрящие сувениры и поделки. И вот тогда они приходят в город — за кукурузной мукой, сахаром, какими-нибудь лакомствами для детей. Одежда им не нужна — разве что пластмассовые шлепанцы пригодятся в этой каменистой пустыне. Посудой — кроме сосудов из тыквы, иногда заменяемых большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды, — они не пользуются. И вообще, похоже, совершенно не страдают от отсутствия всех этих атрибутов цивилизации.

4. Новых Наоми Кэмпбелл из девушек химба можно было бы делать прямо десятками. И куда только смотрят модельные агентства?..

5. Есть только два предмета, которые, как мы заметили, стали для них предметом первой необходимости и широко используются в быту. Во-первых, это разного рода расчески и гребешки, которыми женщины химба часами начесывают особого рода "помпоны", увенчивающие их прихотливые и сложноструктурированные прически.

6. И во-вторых, - разноцветные целлофановые шуршащие пакетики из супермаркета, которыми они готовы и украшать себя и свои поразительные туалеты, и хранить в них весь свой скарб, и подвязывать детей к поясу, и еще применять в дело тысячей способов, иногда довольно неожиданных...

7. Вот тут обратите внимание на изящный бантик в волосах, например...

8. У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться - этого тут вообразить невозможно. Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы "окра". Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день. Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Удивительным образом, кожа у женщин химба - совершенно идеальная. И пахнут они вполне приятно - разве что чуть-чуть отдает топленым маслом... Тот же суперкрем служит основой традиционной прически. Длинные "дреды", впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.

9. Мы зашли в одну хижину, и 15-летняя Мария нам показала, как свежая мазь смешивается из разных ингредиентов, и как ею пользуются девушки химба.

11. Между прочим, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и "европейское" имя. Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать, может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз (прежде всего, пригодятся английские цифры - особенно когда приходит время поторговаться). После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в "большую" школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год. Но иногда это случается. Вот Соня (в шортах и желтой майке) в свои 19 лет уже не первый год живет в городе. Теперь пришла навестить сестер и братьев, и взяла с собой городскую подружку.

12. Кстати, часы у уже знакомой нам Марии на руке - принесены в подарок из города кем-то из таких "отхожих" родственников:

13. Оттуда же, из города, приходит и самая страшная беда химба: . В Намибии СПИДом заражены почти 20 процентов населения, и химба относятся к опасности заразиться сугубо философски: бог дал, бог и взял. Ни о какой профилактике у них, конечно, не идет и речи. Но если повезет, и спидом еще в детстве или в юности не заразишься — живут химба довольно долго: часто дольше 70 лет, а иногда доживают и до 100. Впрочем, стариков в деревне не видно: либо на дальних пастбищах, со скотом, либо в хижинах, куда нас не пускают. А вот тот, кто безраздельно владеет судьбами и жизнями всех женщин и мужчин рода: глава и отец огромного семейства, населяющего всю эту деревню. Он же, при необходимости, пообщается с духами предков, предскажет погоду, излечит больного, накажет виновного, защитит обиженного. И волосы в прическах женщин — его. Нам показалось — душевный, веселый мужик.

14. Наш провожатый - как раз его племянник: несколько лет назад ушел жить в город, переоделся в рубашку и брюки, теперь зарабатывает гидом, привозя к родственникам гостей. А вот это, сообщил он нам по секрету, - "фёрст леди", старшая жена "большого босса":

15. Ну вот, теперь, когда со всеми познакомились, - финальная часть визита. Чтобы никого не обидеть, обязательно нужно купить что-нибудь из здешних поделок:

16. Впрочем, нам тоже есть что предложить в ответ. Вот состоявшийся контакт цивилизаций: Мотя моментально нашел общий язык со сверстниками. Стороны быстро перешли к обмену опытом и ценными навыками. Оказалось, например, что младших химба очень увлекают Мотины умения устраивать "театр теней" с разными зверями и птицами, складывая пальцы так и этак...

17. Правда, отличить мальчиков от девочек оказалось не так просто. Вот эту десятилетнюю красавицу Мотя, например, сразу выделил из компании и до последнего считал приятелем...

18. В общем, гостеприимством тоже злоупотреблять нехорошо. В благодарность за радушный прием оставляем заранее припасенные подарки. Все ту же муку, растительное масло, и т.д. Ну а подарки детям — большой мешок печенья. Старейшине отдельный дар: большую буханку заранее нарезанного белого хлеба.

19. А без финального фото на память - тоже, конечно, нельзя.

-
На севере страны, вблизи границы с Анголой, живет поразительное племя химба.
В последнее время они стали время от времени допускать к себе людей из “постороннего” мира.
Привлекает гостей одно: удивительная красота и особая, странная грациозность, женщин Химба.

Химба на самом деле ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды.

Химба живут скотоводством. В сущности, единственное, что у них есть – тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды.

Одежда им не нужна – разве что пластмассовые шлепанцы пригодятся в этой каменистой пустыне. Посудой – кроме сосудов из тыквы, иногда заменяемых большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды, – они не пользуются. И вообще, похоже, совершенно не страдают от отсутствия всех этих атрибутов цивилизации.

Новых Наоми Кэмпбелл из девушек химба можно было бы делать прямо десятками. И куда только смотрят модельные агентства.

Есть только два предмета, которые стали для них предметом первой необходимости. Во-первых, это разного рода расчески и гребешки, которыми женщины химба часами начесывают особого рода "помпоны", увенчивающие их прихотливые и сложноструктурированные прически.
И во-вторых, - разноцветные целлофановые шуршащие пакетики из супермаркета, которыми они готовы украшать себя и свои поразительные туалеты, и хранить в них весь свой скарб, и подвязывать детей к поясу, и еще применять в дело тысячей способов, иногда довольно неожиданных.

У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться - этого тут вообразить невозможно.
Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы "окра".
Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день. Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых.
Удивительным образом, кожа у женщин химба - совершенно идеальная.
И пахнут они вполне приятно - разве что чуть-чуть отдает топленым маслом.
Тот же суперкрем служит основой традиционной прически. Длинные "дреды", впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.

Между прочим, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и "европейское" имя. Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать, может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз.
После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в "большую" школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год. Но иногда это случается.

Оттуда же, из города, приходит и самая страшная беда химба: Спид. В Намибии Спидом заражены почти 20 процентов населения, и химба относятся к опасности заразиться сугубо философски: бог дал, бог и взял. Ни о какой профилактике у них, конечно, не идет и речи. Но если повезет, и спидом еще в детстве или в юности не заразишься – живут химба довольно долго: часто дольше 70 лет, а иногда доживают и до 100.
Впрочем, стариков в деревне не видно: либо на дальних пастбищах, со скотом, либо в хижинах, куда нас не пускают.

Главное отличие химба от других народов Намибии в том, что они все еще сохраняют весь груз своих традиций и верований. Христианство никак не повлияло на быт этого народа. Быт химба, их обычаи почти не изменились. На сегодняшний день их насчитывается не больше 10 тысяч.

Женщины Химба носят только набедренную повязку. Помимо покрывающей тело краски на женщинах химбу столько всего навешано, что отсутствие одежды быстро перестаешь замечать: роскошные ожерелья из кожи, железа и латуни, подвески, пояс, браслеты, ножные украшения. Все это они делают своими собственными руками.

У всех химба старше десяти-двенадцати лет отсутствуют четыре нижних зуба. Браки у химба полигамные: мужчина может иметь нескольких жен. Отсюда и большое число детей. При достижении определенного возраста они проходят через довольно жестокий обряд инициации. Процедура эта весьма болезненна. Здоровых зубов человека лишают нехитрыми предметами - обгоревшей палочкой из «священного» огня и камнем. Выбивают каждый зуб по отдельности, а раны потом прижигают раскаленным железом. Хочешь быть взрослым, тогда терпи.

Мальчика от девочки можно отличить по прическе. Девочки носят две свисающие на глаза косички. Мальчики - одну, сзади, или вовсе обходятся без нее. Девушка, достигшая 14 лет, считается невестой. В знак этого ей заплетают множество косичек, так, чтобы они почти полностью закрывали лицо. У замужних женщин прическа такая же, но лицо открыто. Волосы поддерживает замысловатый убор, сделанный из кожи.

У химба заведен такой порядок - если муж убивает жену, случается такое в семейной жизни, то он выплачивает компенсацию семье жены в размере 45 коров. Если жена убивает мужа, такое тоже бывает, то семье мужа ничего не перепадает. Власти виновных в происшествиях не наказывают, в тюрьму не сажают. Считают, что это внутреннее дело химба, и не вмешиваются.

Свадьбы у химба случаются не часто. За невесту нужно заплатить большой выкуп, и не каждый мужчина в состоянии это сделать.

У химба до сих пор жив обычай: во-время праздников меняться женами.
Такая свобода нравов беспокоит правительство.
После достижения независимости, власти Намибии развернули наступление на обычаи химба. Чиновники призывают народ отказаться от древних традиций из-за угрозы Спида. Химба же считают, что предки отличались завидным здоровьем, потому что свято соблюдали традиции. И отказываться от традиций негоже, хотя у каждого времени свои веления.

Намибия для отдыха комфортна. Но она многогранна. В ней есть такие дикие уголки, попав в которые даже современный человек осознает, как же он мал и слаб перед великими силами природы. Таким человечество, наверное, чувствовало себя только на заре цивилизации, когда люди придумывали себе богов и искали у них защиты и помощи. Абсолютно девственные, фантастически красивые, крайне опасные и недружелюбные к человеку места - пустыня Намиб, Берег Скелетов и, ставшая природной границей страны с Анголой, река Кунене. Средняя часть ее течения проходит по особенно труднодоступным местам. Тут начинается огромная территория Каоколенда. Этот северо-западный регион страны почти не имеет проложенных дорог практически не заселен: один человек на два квадратных километра. Но он является домом народности химба.

Одна Намибия - одна нация

Такой прекрасный девиз избрала себе страна после достижения независимости. И есть успехи на этом пути. Действительно, несмотря на пестрый национальный состав, сегодня уже выработалось чувство солидарности среди народов Намибии.

Сейчас мультикультурную нацию составляет сложное переплетение 11 крупных национальных групп и множества мелких этносов, каждая со своей историей, языком и традициями. Однако люди, хоть это не столь заметно в городах, зато отчетливо видно в сельских районах, по-прежнему следуют своему традиционному образу жизни и сильно отличаются внешне благодаря своим неоднородным культурным корням.

Ярким примером этого является народ гереро, чьих женщин не спутаешь ни с кем в толпе. Не менее характерно, но буквально противоположно, выглядит близкородственный им народ химба. Исторический этикет химба требует от женщин обнаженной груди, что является полной антитезой облику женщин гереро, надежно упакованных в десятки метров ткани.

Кузены живописных гереро

Кого из женщин больше всего фотографируют? Светских львиц? Моделей? Киноактрис? Конечно, но не только - очень часто объективы кино и фотокамер направлены на женщин народности химба. Вы их наверняка видели - на фото в журналах или в туристических брошюрах об Африке.

Племя химба - самая популярная и узнаваемая этническая группа Намибии. Этих высоких и скульптурной красоты женщин в ожерельях и браслетах с кожей приятного красноватого оттенка и длинными тугими дредами, что ходят топлесс в короткой юбочке из козлиной шкуры, сложно с кем-либо спутать.

Их образ часто используется как символ страны, настоящая намибийская экзотика, а ведь численность химба в масштабах всего намибийского населения просто мизерная - меньше двух процентов.

Пять любопытных фактов о химба

  1. Кто они и сколько их.

Химба - этническая группа, насчитывающая по разным оценкам от 20 до 50 тысяч человек. Это полукочевой пастушеский народ, все существование которого вращается вокруг стад коровок, коз и овец. С точки зрения химба это немыслимая ценность, определяющая социальный статус человека, и, к тому же источник всех материальных благ.

Правда, экстерьер драгоценных буренок племени мало похож на вид роскошных симменталов, распространенных в России, да удоями они похвалится не могут, зато тощая местная рогатая скотинка обладает несравненно более значимыми здесь качествами - живучестью и неприхотливостью.


  1. Что они едят.

Основа мироздания химба корова. Она дает племени молоко - продукт чрезвычайно важный. Молоко идет на каждодневное питание и на изготовление косметического крема местных леди. Мясо в племени едят редко – такое случается лишь на племенных праздниках, в рационе оно скорее исключение, чем правило.

Природные условия, каменистая и малоплодородная почка, дефицит воды не позволяют химба разнообразить питание выращенными овощами, гораздо чаще витаминным подспорьем бывают собранные дикие травы, съедобные корешки и плоды.

Однако иногда женщины сажают возле деревни нетребовательные к почве кукурузу и просо. Каждодневное питание в племени - каша из кукурузной или просяной муки. Готовится блюдо просто: утром и вечером греют воду, засыпают в нее муку, добавляют чуть масла, недолго варят и - приятного аппетита.

Интересно, что обе эти культуры сейчас в Европе на пике популярности в качестве здорового питания. А у нас в стране всегда любили вареные молодые початки с солью и пшенную кашу.


  1. Как они живут.

Поселение племени - крааль - представляет собой имеющее круговую планировку собрание конусообразных хижин, обмазанных смесью глины и навоза. В центре крааля, за плетеным забором главное - загон для скота.

Напротив входа в него - хижина старейшины - обычно пожилого и уважаемого человека. Перед ней день и ночь горит священный огонь. Здесь проходят все важные обряды химба, связанные с рождениями, свадьбами, церемония, относящиеся к этапам взросления - когда достигшим подросткового возраста членам племени выбивают 4 нижних зуба.


  1. Во что они верят.

Миссионерам терпения не занимать. Химба сопротивлялись их деятельности в течение более чем 150 лет. В конце концов, не сумев одеть этих упорных язычников и не найдя отклика Слову Божьему в их сердцах, посланцы церкви отступились.

Химба так и остались анимистами. Дым священного огня поднимается к небесам, позволяя им ритуально общаться со своими предками, состоящими, в свою очередь, в непосредственном контакте с невидимым высшим существом, которое рулит всем в этом мире.


  1. Об их гигиене.

Гордые красавицы женщины-химба каждое утро несколько часов посвящают уходу за собой. Правда, при этом они никогда не моются - вода слишком ценный ресурс. Однако они придумали ряд гигиенических процедур и изобрели чудесный крем, которые позволяют им быть даже в искушенных глазах европейцев исключительно привлекательными особами с превосходной кожей.

Состав крема не является производственным секретом, за его приготовлением любой может понаблюдать: к растертому в тончайшую пудру ярко-красному гематиту добавляется молочный жир, зола и как ароматическая отдушка смола растущего здесь кустарника омумбири (Commiphora wildii), называемого намибийской миррой.

Смесь придает телу интенсивный золотисто-красноватый блеск, который, во-первых, соответствует идеалу красоты химба и, во-вторых, защищает кожу от немилосердного солнца, укусов насекомых и в какой-то степени блокирует рост волос на теле.

То, что на голове выглядит красно-оранжевой глиной, на самом деле является той же самой смесью. Химба покрывают этим средством свои оригинально уложенные волосы во время сложных парикмахерских манипуляций.


Также женщины ежедневно принимают очищающую дымовую ванну. Тлеющий уголек нагревает маленькую миску с травами, листьями и веточками деревьев Commiphora, пока не начинает куриться ароматный дым. Дамы наклоняются над ним, для максимального эффекта укрываются одеялами, чтобы хорошенько пропотеть.

Когда открываются поры распарившейся кожи, они очищают ее специальными плоскими палочками, чтобы затем снова обмазаться порцией свежего чудо-крема. Затем, душистые и прекрасные, они могут вновь явить себя восхищенному миру.


На пути к Этоше

К четырем часом мы уже подъезжали к намибийскому городку Каманджаб - шесть тысяч жителей, магазин, автозаправка, почта. Он промежуточная точка в нашем путешествии, целью которого сейчас был Национальный Парк Этоша. Крохотный городок дает путникам не только отдых, но и предоставляет несколько приятных и заманчивых для туриста возможностей:

  • во-первых, познакомиться с племенем химба,
  • во-вторых, в 24 километрах от Каманджаба находится Cheetah Farm - ферма гепардов.


Гепарды - звери особые. Во время бега эти грациозные и стремительные представители кошачьих могут достигать скорости ста километров в час, но не это самое удивительное. Они никогда не нападут на человека, не то, что львы или тигры. Царя зверей нельзя держать дома, обычно такое кончается плохо – известны случаи, а вот гепарда опасаться не надо.


С незапамятных времен гепардов приручали и держали в доме или при доме для охоты. В нашей стране гепарды известны со времен Киевской Руси, тогда их называли пардусами. Историки говорят, что индийский правитель династии Великих Моголов Акбар Великий держал при своем дворе тысячу гепардов.

На ферме Otjitotongwe можно посмотреть и сфотографировать и самих зверей, и то, как их кормят. А еще их можно погладить и даже сделать совместное фото «я и чита». Как в Таиланде в незабвенном ! Самое интересное то, как они, подобно домашним кошкам сладко спят в обнимку, нежно облизывают друг друга, мяукают с сородичами и мурлычут, причем так громко, словно внутри у них работающие моторы.

Это наш шанс! Хочу увидеть реального гепарда, побыть рядом с этим мощным животным, хочу к нему прикоснуться и запомнить ощущение его шерсти! Какая она: жесткая или шелковистая?


Мы остановились на краю города в кемпинге Oppi-Кoppi, чье напоминающее детский стишок название на африкаанс означает бесхитростное - «на небольшом холме» и это в точности соответствует действительности.

На склоне небольшого холма

Oppi-Кoppi расположен в прямо на краю города. Большая территория, вход увенчанный большой соломенной крышей, внутри разбросаны симпатичные желтенькие бунгало - дерево, камень и черная солома.

Хозяин кемпинга - уроженец благополучного королевства Бельгии, которого так очаровала Намибия, что он перебрался сюда жить. Он еще вполне молодой человек, но, подобно ему, многие европейцы присматривают себе в этой стране уютное местечко, чтобы спокойно, в комфорте и достатке, встретить здесь старость.


У бельгийца нам понравилось: цикады трескучие, домик уютный, еда в ресторане вкусная. Но это я забежала вперед, с дороги мы все-таки первым делом побежали в душ. Намибия - это жарко, сухо и пыльно. В автомобильной поездке, как ни прячься, пыль забивается в нос, пропитывает каждый сантиметр кожи и одежды, ею пахнет каждая прядь волос.


А в душе… Посреди Намибии в душистом мыльном облаке, словно пенорожденая Афродита, стояла русская девушка и чуть не плакала. Водичка в душе подкачала. Неет, она была. И была горячей, но…

Главная проблема засушливой страны - нехватка воды. Постоянно текущих рек мало, спасение приходит от запасов влаги, накапливаемых из эфемерных рек, из подземных водных ресурсов и рекультивированных сточных вод. Вы что подумали? Как раз повторно используемая вода проходит очень много степеней очистки на специальных станциях и отвечает самым высоким стандартам.

А вот состав естественных вод в разных местах Намибии весьма разнообразен так же, как и их качество. В больших намибийский городах вода вполне нормальная, но кто поручится, что она везде как родниковая слеза? Наш экс-европеец в своем кемпинге озаботился всеми степенями ее очистки. Нам, новоприбывшим, горделиво сообщил, что у него воду можно пить прямо из-под крана.

Пить-то может и можно, не пробовала, но под струями душа мыло ни в какую не хотело смываться - вода оказалась чрезмерно мягкая. Похоже, в ней не осталось ни одной самой маленькой молекулы солей кальция и магния, чтобы приданная ими жесткость позволила удалить с волос и тела невидимую скользкую пленку. Точно говорю: если жесткая вода плохо, то и очень мягкая - ничего хорошего.

Чтобы увидеть затворников суровых ландшафтов

Отстрадав положенное в борьбе с мылом и получив вместо волос упрямый пух на голове, который никак не хотел укладываться, пошли в ресторан. Меню было обширным, предлагали блюда из куду, зебры и даже жирафа. Мы заказали вино, салат и отбивные из орикса. Любезная хозяйка подошла к нам поговорить и заметила, что в их саду много птиц, а по вечерам можно посмотреть, как едят дикобразы. Но нас интересовали самые эффектные женщины Намибии химба.

Когда мы решили поехать в Африку, нашлось много вещей, которые мы хотели бы там сделать. Например, побывать в этом племени. Но дело в том, что так просто в деревню к химбам не попасть. Для этого существуют определенные правила:

  1. Нельзя просто взять и ввалиться в деревню без полученного предварительного разрешения старейшины.
  2. В пользу общины вносится некая денежная мзда. Дополнительно разрешаются продуктовые подношения племени в виде кукурузной муки, сахара, емкостей с водой, растительного масла. Подарки делятся между всей деревней.
  3. Приехав в деревню, вы попадаете в чужой дом - так будьте почтительны.
  4. Но на всякий случай, чтоб никто не шарился по поселению, где заблагорассудится, группу сопровождает специальный товарищ, который добрым словом подсказывает: туда не ходи, ходи сюда. Но от него есть и практическая польза: в случае завязавшейся душевной беседы с прекрасными дикарками он может помочь туристам с переводом.

И любезная хозяйка по мобильнику забронировала нам на завтрашнее утро визит в деревню отсталого племени химба.

Да! Вот еще - знающие люди советуют перед съемкой заручиться разрешением у снимаемого объекта. Теперь все - к знакомству готовы!


В Otjikandero - деревню племени химба

О предстоящей встрече с племенем стараемся не говорить, чтоб не сглазить. На коленках у меня бумажка, на ней запас базисных и операционных слов на языке химба (вдруг пойдет содержательный разговор!): «привет» это «моро», «как дела» - «периви», «все в порядке» - «нава».

Двадцать минут езды, еще двадцать минут блужданий по дорожкам в поисках въезда в деревню, и вот мы паркуемся у местной школы. Мда… Школка… Похоже, государство не сильно на нее тратится: глинобитный домик, на стенах плакаты, пластиковые столики и стульчики.


Вход в деревню перегорожен кривыми кольями ограды и шлагбаумом - надо ждать гида. Вокруг - никого… Через четверть часа подъехала еще машина с испанской парой, тоже желающей познакомиться с бытом племени.

Поскучали вместе, наконец-то появился долгожданный экскурсовод, африканец в современной, но видавшей виды, одежде и неторопливо повел нас в деревню, повествуя о здешней жизни.

Химба в фокусе реальной жизни

Редко какое поселение химба - полукочевого народа - существует долго на своем месте. Эта деревня - не совсем типичная. На это место племя перебралось около десяти лет назад, забрав с собой кучу детей, как мы бы сказали - из неблагополучных семей, у спившихся соплеменников.

Поэтому здесь много детей, а мужчин почти совсем нет. Их работа - пасти скот, так что они уходят со стадами далеко и надолго. В последние годы мужчины стали уходить в поисках работы также во внешний мир. Подвергшихся его влиянию членов племени легко узнать по западному стилю одежды. Тут мы более пристально глянули на своего проводника. Да, он тоже химба.

Мы вошли в деревню, оглядывая круг крытых соломой глиняных хижин семьи с утоптанной землей перед ними. Бегают и ползают дети, бродят козы и куры, хозяйки готовят завтрак. Утро - на него приходится самая горячая пора у женщин-химба. Повседневных дел у них много: утром надо подоить коров, взбить масло в сосуде из высушенной тыквы, прибраться в доме, сходить за водой, приготовить еду, ну и себе любимой нужно посвятить пару часов для ухода за красотой.


Понятно, конечно, что если деревня открыта для каждодневного посещения незнакомых, и не всегда деликатных, людей, то сделано это с намерением зарабатывать деньги. Но вот сколько в представленном действительного и сколько от шоу для туристов? Поразительно, но, разговаривая и наблюдая за химбами, мы пришли к выводу, что тут никакой постановкой и не пахнет.

Женщины не обращают на нас никакого внимания. Одна - намибийская мадонна с длинным плетением волос, светясь красно-коричневым оттенком, в теньке своей хижины кормит грудного младенца. Крошечный мальчик держится за нее рукой, рядом играют еще два ребенка.

Обычно головки малышам выбривают, но у более старших детей оставляют пучок волос расти на голове.


У мальчиков этот пучок заплетается в одну косу, идущую к спине. У девочек плетут две косички, их направляют в сторону лица. Толстенькие косички свисают на глаза, мешают смотреть, однако косых девчушек не наблюдается.

На голове матери свой убор - нечто, похожее на корону. Это украшение называется Erembe, оно сделано из кусочка кожи и символизирует… Догадались? Ну, конечно, рога коровы - самого ценного и прекрасного существа в глазах потомственных скотоводов.

Для женщин как сама жизнь, так и ее уклад - ничем не отличается от того древнего, который вели их прапрабабушки, разве что добавились современные ножи и аксессуары из пластиковых бутылок. Не изменилась у них и одежда: они по-прежнему ходят в коротких юбках из мягкой кожи и бессчетном количестве украшений на шеях, запястьях, поясе и лодыжках.


Украшения на лодыжках женщин-химба - своеобразная версия обручального кольца, которая может рассказать даже о количестве детей у нее. На представительницах прекрасной половины всех возрастов без исключения тяжелыми килограммами висят браслеты и ожерелья из железа и меди, бесчисленные бусы из стекла, бисера, проводков, семян, подвески с камнями и ракушками, какие-то сухие плоды на ремешках.

Ребятишки постарше одеты в джинсы и футболки, малыши прикрыты кусочками шкуры на тугом ремешке вокруг пояса, у тех кто еще меньше весь наряд составляет излюбленная национальная паста otjize цвета красной охры.


Где найти общество свободных и прогрессивных людей

Гид, дружелюбно улыбаясь во весь рот (а четырех нижних зубов у него нет!), заметил, что одежда - это дело каждого. Кто как хочет, так и ходит. «Вот он, - мощно тыкает себя в грудь, - Ходит в современной одежде. Но во время праздников или для ритуалов - надевает одежду химба».

«Мы, химба, - самые свободные люди на земле! - гордо заявляет он, знакомя нас со старейшиной. - Вот вам, чтобы приехать сюда и паспорт нужен, и визы, и разрешения, и деньги платить надо, а химба - встал, собрал в мешок нужное и пошел. И на границе никто и ни о чем его не спросит. У меня - нет паспорта! Мы - химба, мы свободные люди!»


Старейшина значительно кивает и представляет нам свою жену, сидящую рядом у хижины. Глаз цепляется за пеструю юбку у соседней лачужки. Я чуть не ахнула вслух: «Ну, точно: гереро! Откуда?» Саня озвучивает наше удивление.

Старейшина обращает в ее сторону лицо, думает и серьезно, как хороший учитель, отвечает, что химба народ не только свободный, но еще и прогрессивный, за равенство. «Эта женщина вышла замуж за мужчину из племени химба. Так что же ей делать? Становиться химба? Нет. Она как жила, так и живет. А дети при посвящении сами решат, кем им быть - химба или гереро». И он умно щурит на меня свои глазки.

А я смотрю на женщину в пышной одежде гереро в компании ее полуголых подруг. И вспоминаю тот день, когда, сделав себе татуировку, пришла на работу. Пятачок кожи в десять квадратных сантиметров вызвал столько комментариев, обсуждений, осуждений, косых взглядов! А тут - глухая многослойная одежда, неправильный головной убор, ненамазанное тело и волосы… Даже браслетов на ногах нет! А никого это не напрягает… Даа.

Бум-бум-бум, - металлический звон понесся по деревне. Ребятишки подняли голову и снова каждый занялся своим делом. «Рпопропопопо!» - шутливо крикнул одному из них наш сопровождающий. Мальчишка в ответ пожал плечами и продолжил сидеть в пыли.

«Это в школу всех приглашают, - пояснил нам гид. Но дети не особенно хотят ходить, да и не очень это нужно для жизни здесь». Увы, не обуяло пока молодое поколение химба стремление к знаниям, не появились все еще у них мечты о более крутой карьере, чем пастух.


Нас пригласили войти в дом, где девушка, чье имя мы ни за что не сумели бы повторить по причине его совершенной непроизносимости для русского человека, показала все премудрости нанесения прославленной пасты на женское тело и все тонкости процедуры придания ему приятных ароматов.

Обитель химба чистенькая и практически пустая - лишь немного какой-то утвари. Шкуры или какие половички, на которых ночью спят люди, все было убрано. Мы с хозяйкой во время урока дружно сидели на гладком, как дно горшка, земляном полу. Девушка сидела как-то особенно ловко, было видно, что ей удобно. А я была, как на иголках.

И да - сидеть жестко. Но важнее было то, что тесное пространство жилища принуждало общаться на чересчур близком, и оттого некомфортном для меня, расстоянии. И, если быть уж совсем честным, то признаюсь вам, друзья мои, что в полной мере наслаждаться лекцией мне мешало недостойное истинного путешественника чувство брезгливости. Но что тут поделаешь - все мы люди.


Хотя к самой девушке - никаких претензий. Милая, естественная, улыбчивая. Мы показали ей сделанные фотографии. Она была в восторге от того, как выглядит на экране и так непосредственно продемонстрировала это.

Под конец экскурсии нас пригласили на площадку в центре деревни, где женщины-химба сели полукругом и выложили перед собой браслеты, игрушки, бусы и прочие поделки. Ничего общего с образом крикливых торговок - воплощенное степенное достоинство, приветливые улыбки. Хочешь - покупай, хочешь - нет.

Но удержаться, чтобы не купить небольшой сувенир, трудно. Мы купили подвеску - деревянные птички на нитке и кучу браслетов на подарки.


Из племени химба в детском состоянии ожидания счастья отправились на ферму гепардов. Но тут с чудом нам не повезло: ферма работала по ограниченному графику, который никак не соотносился с нашими планами. Быстро провели военный совет, записали ферму гепардов в свой список достопримечательностей типа must see для следующей поездки в страну и поехали дальше.

Продвинутые или неприрученные химба?

Одна моя приятельница сморщила носик: «Вот если бы вы побывали у таких химба, которые даже не знают, в какой стране живут, а так…». Понятно, о чем речь. Об аутентичности племени, которую нарушает контакт с цивилизованным миром.

Сейчас весь мир помешан на аутентичности в разных областях культуры - от еды до мебели. Не отстает и туристический бизнес - сейчас модны путешествия по экзотическим и уединенным местам и сообществам, которые все еще, предположительно, не испорчены современностью. Поиски такой подлинности часто приводят в Каоколенд, где живут почти при первобытном строе люди химба.

Что и говорить, гораздо интересней было бы увидеть абсолютно неприрученных химба… Но… И этих «но» набирается слишком много.

  • В этой удаленной северо-западной части страны, где нет дорог, можно путешествовать только на полноприводных автомобилях с автономными запасами горючего и продовольствия.
  • Безводная местность, суровый климат, в котором сказывается близость пустыни Намиб, предполагает наличие знающего проводника.
  • Да и немногочисленные люди племени проживают на территории отнюдь не компактно.
  • Более того, они не привязаны ни к какому определенному месту, так что поиск их может затянуться. Надолго. Или даже на очень надолго.

Так что такая задача уже тянет на организацию серьезной экспедиции, большие финансовые затраты и приличный запас времени в активе. Это явно не наш случай.

Да, вот еще. Чуть ли не основным признаком аутентичности считается подлинная «простота» - бедность и примитивизм первобытных племен, противопоставленные богатству и материализму современного мира.

Простота и бедность, царившие в племени в реале, - вышибали слезу. Кашка детям варилась в какой-то жестяной банке, мать ковыряла ее подобранной с земли палочкой, а детвора потом пригоршней тащила слегка остывшее варево в рот, обходясь без ложки. Внешний вид обитателей деревни на должном уровне, соблюдение обычаев - все, как учили.

Короче говоря, мы непоколебимо уверены, что место, в котором мы побывали, по всем статьям соответствует самым строгим критериям подлинности народа химба. Кто так не считает - его дело, вон Каоколенд - он рядом, ищите подходящих…

О неизбежности грядущих перемен

Химба на протяжении столетий ревностно охраняли свои обычаи и традиции, но сейчас приходит время, когда они должны отказаться от некоторых своих культурных практик. В первую очередь - от обычаев многоженства и распространенных внебрачных связях, чтобы обуздать бушующую в племени эпидемию ВИЧ и СПИД.

Очень возможно, что к переменам в образе жизни, которого они упорно держались так долго, приведет политика государства, предоставляющая детям химба даже в самых отдаленных уголках возможность учиться в своеобразных мобильных бесплатных школах.

В школе молодое поколение племени учат не только читать и писать. Еще там они узнают о существовании другого мира. И вполне возможно, что однажды им захочется побросать свои краали с коровками в этом практически изолированном краю и уйти на время пожить в город. А тогда домой вернутся уже совсем другие химба.


Популярность племени, появившегося на телеэкранах и ставшего героем множества документальных фильмов, стала для его членов источником постоянного дохода. Все больше его членов начинают работать экскурсоводами, переводчиками, создают кемпинги для туристов, предоставляющие так называемые «химба-туры».

Растущий поток туристов, фотографов и кинематографистов нарушает повседневную жизнь племени и невольно они постепенно утрачивают те черты, которые в свое время сделали их столь привлекательными в глазах иностранных гостей и СМИ.

Древнее и удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью… Но ведь, если подумать, культура народа не является данностью, она меняется с течением времени, ее меняют контакты с другими культурами. Поэтому, может быть, и аутентичность следует рассматривать не как нечто неизменное, застывшее в прошлом, а как свойство, находящееся в динамике?

Email ​