Конспект урока по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) на тему: «Доброе слово. Конспект урока по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) на тему: «Доброе слово – Что общего у убийства и воровства

Конспект урока по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) на тему: «Доброе слово» для учащихся 4-5 класса.



Дайлиденок Любовь Евгеньевна, начинающий педагог, г.Кострома.
Описание:
материал предназначен для педагогов, воспитателей и родителей.
Цель урока:
1) Показать необходимость употребления в речи «добрых слов».
2) Формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
3) Воспитать культуру общения.
Задачи урока:
1) Дать понятие о добрых словах как одном из способов выражения христианской добродетели «доброта».
2) Расширение кругозора знаний учащихся
3) Развивать память и коммуникативные качества ребенка


Ход урока:
Вступительное слово учителя:

Доброе слово излечит больного.
Доброе слово творит чудеса.
Доброе слово всей жизни основа
Нашей души необъятной краса.
Вы его просто в сердцах поселите.
Пусть оно там потихоньку живёт.
И не скупитесь, добро вы дарите.
Многие души то слово спасёт.
(

Знаете ли вы ребята, что доброе слово - огромная ценность.
Среди добрых слов есть настоящие бриллианты. Это те слова, которые сказаны искренне, сказаны с любовью, сказаны вовремя.
Одно или два таких добрых слова могут улучшить настроение на целый день. Могут помочь поверить в себя. Могут поддержать в сложную минуту и не дать сбиться с пути. Могут создать волю к победе и желание двигаться вперед. Добрые слова создают доверие и уважение. Они превращаются в тот клей, который объединяет команду. Каждое доброе слово - это весомый вклад на банковский счет отношений между людьми.
Тот, кто умеет говорить добрые слова - очень ценный человек.

Существует много пословиц и поговорок. Для чего же они нужны?

Пословицы не даром появляются
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают,
И от беды нас берегут.

Вопрос учащимся:
Знает ли кто-нибудь из вас пословицы и поговорки про «доброе слово» или про «добро» (ответы ребят).
Вот еще несколько пословиц и поговорок о добром слове:
Где доброе слово скажется, там и добро окажется.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Добрые слова дороже богатства.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброе слово гнев побеждает.
Доброе слово открывает путь к сердцу.
Доброе слово дом построит.

Вопрос учащимся : Какая из пословиц вам больше по душе и почему? (ответы ребят).

В некотором царстве, в учебном государстве стояла обычная школа. В ней произошли необычные события.
- Давайте, дети, посадим несколько ростков, - предложила учительница.
- А что из них вырастет? - спросил Витя.
- Добрые слова, - ответила учительница. Дети удивились, но стали помогать учительнице.
В один прекрасный момент ростки набрали силу и заговорили:
- Приятно познакомиться! Рады встрече с вами, дорогие дети! Хорошего дня!
Ребята от удивления только рты раскрыли. «Надо же, ростки – а разговаривают», - подумали они. И рассказали обо всём учительнице.
На следующее утро, когда дети пришли в школу, ростки ещё вытянулись. А ребята услышали следующие слова: «Приветствуем вас, дорогие дети! Рады снова встрече с вами. Удачных отметок».
Каждое утро дети подходили к росткам и слышали от них новые добрые слова. Это стало хорошей традицией. В конце концов, ребятишки так привыкли к добрым словам, что и в разговоре между собой стали всё чаще их использовать.
- Доброе утро! Надеюсь, у тебя всё хорошо? Нужна помощь? Счастливо! - эти и другие слова дети стали употреблять в разговорах всё чаще и чаще.
Поначалу ребята словно играли в игру. Но так заигрались, что не захотели расставаться с добрыми словами. От них как-то светлее в жизни!
(Автор сказки: Ирис Ревю)

Вопросы учащимся:
Чему учит нас эта сказка? (ответы ребят).
Хотели бы вы стать похожими на ребят из сказки? (ответы ребят)

А хотите, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Добрые слова».
Участники игры встают в круг.
Условия игры: участники игры по очереди должны называть добрые и ласковые слова. На обдумывание дается 2 секунды, повторяться нельзя. Тот, кто не может больше придумать доброе слово, выбывает из игры.

Молодцы ребята, сколько добрых и хороших слов вы сейчас назвали. (учащиеся садятся на свои места).


Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Вопрос учащимся: Понятен ли вам смысл этих слов. Что вы думаете об этом? (ответы ребят).

Добрые правила:
1) При встрече говорите друг другу слово «Здравствуй» (желая при этом здоровья).
2) Не грубите друг другу, даже если у вас плохое настроение.
3) Проявляйте доброжелательность.
4) Будьте вежливы и воспитаны.
5) Делайте всегда только добро.

Заключительное слово учителя:
Дарите добрые слова,
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка.
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит.
А вечной доброты урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем - незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!

Основы православной культуры. 2 класс. Иванютина Наталья Юрьевна

ОПК. 2 класс. Учитель начальных классов Иванютина Н.Ю.

Урок № 24 Строение семьи. Мир в семье

Цели:

    познакомить детей с семейной иерархией;

    обогатить активный словарь школьников;

    уяснить смысл и цели молитвы

Задачи:

    развитие речи учащихся;

    знакомство с жанром молитвы

    Приветствие. Постановка цели урока

    Повторение изученного. Работа над словарём

1) Отгадать слово

    оно означает «правильно славить Бога»; правильное учение (ПРАВОСЛАВИЕ);

    оно означает сочувствие, готовность помочь всем, кто в этом нуждается; человеколюбие, сострадание (МИЛОСЕРДИЕ).

2) Доскажи словечко :

2. Горы, травы и цветы,
И лесов краса –
Это все подарок нам
От Господа-…
Отца (ХРИСТА)

3. Он в хлеву рожден был Девой,
Об этом ангел возвестил,
Что в яслях, в пещере серой
Лежит Младенец – Божий … Сын

4. Бог людей всех возлюбил
Великою любовью.
Иисус грехи все искупил
Своей Святою … кровью

5. Он рожден был человеком
И крещен Он был водой.
А когда ушел на небо,
Послал на землю Дух … Святой

6. Если кто тебя обидел,
Бог нас учит не кричать,
Не держать обиды в сердце,
А от всей души … прощать

7 . Если долго жить хотите,
Благословенья получать,
То тогда должны вы, дети,
Отца с мамой …
почитать

    Работа над новой темой

1. Работа над новыми словами

    Какое новое слово услышали?

    Благословение – осенение (осени – укрой, защити) крестом, иконой, словом молитвы; доброе слово; напутствие; обращённая к Богу просьба о благодати (о силе свыше), о помощи; молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку.

    Игра «Узнай сказку»

Чтение отрывков о благословении

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Выходит Иван-царевич и говорит:

Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать в тридесятое царство - поискать тебе молодильных яблок и живой воды да поискать еще моих братьецев.

Кощей Бессмертный

Пришло время – Иван-царевич благословился у матери, отправился искать смерть Кощея Бессмертного.

Василиса Прекрасная

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

2. Беседа по теме урока

    Мы подошли к теме нашего урока «Строение семьи. Мир в семье»

    СЕМЬЯ. Какой она должна быть? (дружной, большой, счастливой, радостной)

3. Чтение стихотворения «Наша семья» (Приложение 1)

    Семью создают два человека, полюбившие друг друга.

Значит семья основана на радости и создана для радости.

    Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?

Уважение, любовь, забота, прощение, терпение, послушание

    • Какое слово здесь важное?

4. Чтение стихотворения «Что может быть семьи дороже?» (Приложение 2)

    • Бывают ссоры в семье?

      Когда бывают? (обижаем ся – обижаем себя)

      Почему ссоримся? (не захотели простить)

      Легко прощать? Всегда ли прощаете?

5. Чтение китайской притчи «Ладная семья» (Приложение 3)

    Физминутка

6. Строение семьи: Бог, отец, мать, дети.

Игра. Учащиеся распределяют карточки со словами в иерархическом порядке.

7. Чтение текста «Семейная традиция» (стр.113) Приложение 4

Что узнали из рассказа? О каких традициях здесь говорится?

Почему работа разделялась на мужскую и женскую?

Почему мужчины – в поле?

Почему женщины – в доме?

Почему девочки помогали нянчить?

8. Анализ отрывка «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя (стр.114)

Родительское благословение дом созидает . (Русская пословица)

    О каком доме идёт речь? Что значит «созидает»?

    Физминутка

9. Работа со словом «молитва»

    Что такое молитва? (разговор человека с Богом)

    Какие однокоренные слова можно назвать? (молиться, умолять)

    (умолять – просить о помощи горячо, от сердца, искренне) Поэтому к Богу мы обращаемся не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва .

Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.

В православной семье любое важное дело начинается с молитвы.

    Зачем молились?

Утром – благословение на весь день.

Перед едой – освещение пищи.

После еды – благодарение.

Перед выходом из дома – благословение

На ночь – благодарение, благословение на хороший сон.

Молитва – укрепление семьи, поддержка, помощь, благословение

Молились не только о личном благоденствии, молились за близких, молились за родину в трудные для России времена. Соборная молитва звучала во всех храмах России. Это было во время французского нашествия 1812 года и во время Великой Отечественной войны.

    Физкультминутка для глаз

    Работа с текстом молитвы «Отче наш»

Более двух тысяч лет назад Иисус Христос научил учеников, как надо молиться. Первой молитвой стало обращение к Богу «Отче наш»

    Эта самая известная молитва. Она поётся всем храмом, все вместе .

    Кто слышал?

    Всё понятно было? (Она исполняется на особом языке)

Вся русская классическая литература проникнута христианскими идеалами добра, милосердия и любви. И в творчестве лучших писателей XIX , да и XX века обязательно есть жанр молитвы. Ее мы встретим и у А.С.Пушкина, и у Ф.И Тютчева, и у И.А.Бунина, и у А.А.Фета, и у М.Ю.Лермонтова. Переложили слова молитвы на русский язык.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Отец людей, Отец небесный»

    Итог урока

    Что узнали?

1) чтобы мир был в семье, надо любить, прощать, терпеть;

2) правильное строение семьи

    Для чего нужна молитва? (укрепляла, поддерживала, даже ссора не возникнет после молитвы)

    Что на уроке запомнилось?

    Что понравилось?

    С какими новыми словами познакомились?

Ваша помощь сайту и приходу

Пост (Подборка материалов на сайте)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (3 963) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (320) Буклеты, памятки и листовки (137) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 029) Вопросы священнику (452) Изображения (260) Иконы (554) Иконы Божией Матери (112) Проповеди (1 152) Статьи (1 917) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (177) Любовь, брак, семья (77) Материалы для воскресной школы (417) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (47) Дидактические материалы (77) Игры (32) Изображения (47) Кроссворды (28) Методические материалы (48) Поделки (26) Раскраски (14) Сценарии (11) Тексты (102) Повести и рассказы (31) Сказки (13) Статьи (20) Стихи (33) Учебники (17) Молитва (533) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (389) Новости (284) Новости Кинельской епархии (107) Новости прихода (54) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 060) Библия (931) Закон Божий (935) Миссионерство и катехизация (1 586) Секты (7) Православная библиотека (494) Словари, справочники (54) Святые и Подвижники благочестия (1 866) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (100) Храм (171) Устройство храма (1) Церковное пение (35) Церковные записки (10) Церковные свечи (10) Церковный этикет (13) Церковный календарь (2 678) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Пост (488) Радоница (10) Родительская суббота (35) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (734) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (11) Воздвижение Креста Господня (15) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (21) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (16) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (120) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (24) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (158) Елеосвящение (10) Исповедь (36) Миропомазание (5) Причащение (27) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (35) Паломничество (254) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (4) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (38) Православное радио (75) Православный журнал (40) Православный музыкальный архив (171) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (103) Расписание богослужений (63) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (119) СМИ о приходе (23) Суеверия (40) Телеканал (392) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (246) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Мч. Иулиана Тарсийского (ок. 305). Обре́тение мощей прп. Максима Грека (1996).

Сщмч. Терентия, еп. Иконийского (I). Прпп. Иулия пресвитера и Иулиана диакона (V). Мчч. Арчила, царя Иверского (VIII), и Луарсаба II, царя Карталинского (1622) (Груз.).

Сщмч. Иоанна Будрина пресвитера (1918); прп. Георгия Лаврова исп. (1932); сщмчч. Алексия Скворцова, Павла Успенского и Николая Розанова пресвитеров, прмч. Ионы Санкова (1938); мч. Никиты Сухарева (1942).

Рим., 98 зач., VIII, 22–27. Мф., 37 зач., X, 23–31. Прп. (под зачало): Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23 1. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 104 зач., XXI, 5–7, 10–11, 20–24.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Священномученик Евсе́вий Самосатский, епископ

Свя­щен­но­му­че­ник Ев­се­вий, епи­скоп Са­мо­сат­ский , твер­до сто­ял за пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние, утвер­жден­ное на I Все­лен­ском Со­бо­ре в Ни­кее в 325 го­ду, за что тер­пел пре­сле­до­ва­ния от ари­ан, неод­но­крат­но ли­шав­ших его ка­фед­ры и из­го­няв­ших в за­то­че­ние. Им­пе­ра­тор Кон­стан­ций (337–361), по­кро­ви­тель ари­ан, узнав о том, что у свя­ти­те­ля Ев­се­вия хра­нит­ся со­бор­ный акт об из­бра­нии на Ан­тио­хий­скую ка­фед­ру пра­во­слав­но­го ар­хи­епи­ско­па Ме­ле­тия, по­слал к нему при­каз от­дать этот акт. Свя­ти­тель ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся ис­пол­нить при­ка­за­ние. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор по­слал ска­зать, что ес­ли он не от­даст акт, то ему от­се­кут пра­вую ру­ку. Свя­той Ев­се­вий про­тя­нул по­слан­но­му обе ру­ки со сло­ва­ми: «От­се­ки­те, но ак­та со­бо­ра, в ко­то­ром об­ли­ча­ет­ся зло­ба и без­за­ко­ние ари­ан, я не от­дам». Им­пе­ра­тор Кон­стан­ций уди­вил­ся сме­ло­сти епи­ско­па, но не при­чи­нил ему вре­да.

По­сле Кон­стан­ция во­ца­рил­ся Юли­ан От­ступ­ник (361–363). На­сту­пи­ло еще бо­лее труд­ное вре­мя – на­ча­лось от­кры­тое го­не­ние на хри­сти­ан. Свя­ти­тель Ев­се­вий, скры­вая свой сан, в одеж­де во­и­на про­шел через всю Си­рию, Фини­кию и Па­ле­сти­ну, утвер­ждая хри­сти­ан в пра­во­слав­ной ве­ре. Он по­став­лял в пу­сту­ю­щие церк­ви свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов, ру­ко­по­ла­гал епи­ско­пов, от­вер­гав­ших ари­ан­скую ересь. По­сле ги­бе­ли Юли­а­на От­ступ­ни­ка во­ца­рил­ся бла­го­че­сти­вый царь Иови­ан (363–364), в прав­ле­ние ко­то­ро­го го­не­ние пре­кра­ти­лось. Воз­вра­тив­ший­ся из ссыл­ки ар­хи­епи­скоп Ме­ле­тий по со­ве­ту свя­то­го Ев­се­вия в 379 го­ду со­звал в Ан­тио­хии По­мест­ный Со­бор. В нем участ­во­ва­ло 27 епи­ско­пов и бы­ло под­твер­жде­но пра­во­слав­ное ве­ро­уче­ние, при­ня­тое на I Все­лен­ском Со­бо­ре. Ари­ане, бо­ясь твер­дых ис­по­вед­ни­ков пра­во­сла­вия – свя­ти­те­лей Ме­ле­тия, Ев­се­вия и Пе­ла­гия, поль­зо­вав­ших­ся боль­шим ува­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра, по­ста­ви­ли свои под­пи­си под со­бор­ным опре­де­ле­ни­ем. По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Иови­а­на на­ча­лось прав­ле­ние ари­а­ни­на Ва­лен­та (364–378). Пра­во­слав­ные вновь ста­ли под­вер­гать­ся пре­сле­до­ва­ни­ям. Свя­той Ме­ле­тий был из­гнан в Ар­ме­нию, свя­той Пе­ла­гий – в Ара­вию, а свя­ти­тель Ев­се­вий осуж­ден на за­то­че­ние во Фра­кию. По­лу­чив цар­ский указ, свя­той Ев­се­вий но­чью уехал из Са­мо­са­ты, чтобы предот­вра­тить воз­му­ще­ние по­чи­тав­ше­го его на­ро­да. Узнав об отъ­ез­де епи­ско­па, ве­ру­ю­щие на­стиг­ли его и с пла­чем умо­ля­ли воз­вра­тить­ся. Свя­ти­тель от­ка­зал­ся ис­пол­нить прось­бу па­со­мых, ска­зав, что сле­ду­ет по­ви­но­вать­ся су­ще­ству­ю­щей вла­сти. Свя­ти­тель убеж­дал па­со­мых твер­до дер­жать­ся пра­во­сла­вия, бла­го­сло­вил их и от­пра­вил­ся на ме­сто ссыл­ки. На Са­мо­сат­скую ка­фед­ру был по­слан ари­а­нин Ев­но­мий, од­на­ко на­род не при­нял ере­ти­ка. Пра­во­слав­ные не хо­ди­ли в храм и из­бе­га­ли встре­чи с ним. Ере­тик-ари­а­нин по­нял, что не смо­жет при­влечь к се­бе са­мо­сто­я­тель­ную паст­ву.

Всту­пив­ший на пре­стол им­пе­ра­тор Гра­ци­ан (375–383) воз­вра­тил из из­гна­ния всех по­стра­дав­ших при ари­а­нах пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ев. Свя­ти­тель Ев­се­вий так­же воз­вра­тил­ся в Са­мо­са­ты и про­дол­жил тру­ды по цер­ков­но­му бла­го­устро­е­нию. Вме­сте со свя­тым Ме­ле­ти­ем они по­став­ля­ли на ме­сто ари­ан пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ев и свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Око­ло 380 го­да он при­был в ари­ан­ский го­род До­ли­хи­ны, чтобы по­ста­вить в нем пра­во­слав­но­го епи­ско­па Ма­ри­на. Жен­щи­на-ари­ан­ка сбро­си­ла с кры­ши че­ре­пи­цу, ко­то­рая про­би­ла го­ло­ву свя­ти­те­лю. Уми­рая, он по при­ме­ру Спа­си­те­ля про­стил ей ви­ну и про­сил окру­жав­ших не де­лать ей зла. Те­ло свя­ти­те­ля Ев­се­вия бы­ло пе­ре­не­се­но в Са­мо­са­ты и с пла­чем по­гре­бе­но его па­со­мы­ми. На ме­сто свя­ти­те­ля был воз­ве­ден его пле­мян­ник, бла­жен­ный Ан­тиох, и Са­мо­сат­ская Цер­ковь про­дол­жа­ла твер­до ис­по­ве­до­вать пра­во­слав­ную ве­ру, проч­но на­саж­ден­ную тру­да­ми свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Ев­се­вия.

Тропарь священномученику Евсевию Самосатскому

И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ния обре́л еси, Богодохнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Евсе́вие./ Моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: И нравам Апостольским сопричастником и престола их наследником став, делами ты, богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Евсевий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.

Кондак священномученику Евсевию Самосатскому

Благоче́стно во святи́тельстве пожи́в/ и муче́ния путь проше́д,/ и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы, святи́телю Евсе́вие,/ но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: В сане святительском благоговейно послужив и мучения путь пройдя, ты упразднил идольские жертвы, святитель Евсевий, но как имеющий дерзновение ко Христу Богу, моли о спасении душ наших.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 10, ст. 23-31.

23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28 И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий * ? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30 у вас же и волосы на голове все сочтены; 31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

* мелкая монета

(Мф. 10, 23-31.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

ХРИСТОС – ИСТОЧНИК ВОДЫ ЖИВОЙ: Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

В о имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнее воскресенье мы вспоминаем о евангельской беседе с самарянкой. Богослужение воспевает Христа, Который в беседе с женщиной из деревни Сихарь ясно дал понять, что Источник воды живой, ведущей человека к вечной жизни, – это Он. Желающий утолить телесную жажду может идти к вырытому в земле колодцу, желающий утолить духовный голод – должен идти ко Христу.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 09:34 мин. Размер 8.76 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Каждый поруганный храм – как рентген наших душ

    Как часто мы слышим сетования, что старинные храмы гибнут, а средств на их восстановление нет! Но есть люди, которые хотя бы маленькую возможность остановить разрушение находят. Вот несколько историй из Саратовской глубинки.

  • Сквозь игольное ушко

    Ктитор обители стал одним из рядовых ее насельников. И следующие поколения иноков уже забыли о нем...

  • Таинство прославления

    И верующие, и те, кто не очень-то близок к Церкви, хотят быть раненными любовью, желают, чтобы капля истекающей из сердца святого благодати на них попала.

  • Кипрская Церковь как арбитр в украинском церковном вопросе

    Празднование тезоименитства митрополита Онуфрия стало демонстрацией поддержки Поместными Церквями канонической Церкви на Украине. Особый резонанс вызвали высказывания и действия представителей Кипрской Церкви.

Цель: познакомить учащихся с евангельским рассказом о Благовещении Пресвятой Богородицы, православным праздником, иконой Благовещения, народными традициями праздника.

Задачи:

  • Учебные : дать представление об основных событиях, связанных с жизнью Богородицы, библейским повествованием о Благовещении.
  • Воспитательные : способствовать формированию личностного отношения школьников к ценностям православной культуры, уважения к семейным ценностям.
  • Развитие универсальных учебных действий : развитие навыка смыслового чтения, поиска и выделения необходимой информации, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, вывода следствий, установления аналогий, выделения морального содержания действия.

Методы обучения:

  • Проблемно-поисковые
  • Практические
  • Словесные

Формы организации познавательной деятельности :

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация.
  • Компьютер.
  • Интерактивная доска SMART Board.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний :

У: С какими понятиями мы познакомились на уроках Православия?

(ответы детей)

У: Какое сейчас время года?

Д: Весна.

У: Что значит весна?

Д: Обновление природы. Начало новой жизни.

У: Давайте посмотрим как просыпается природа весной.

Видеоролик “Весна пришла”.

Легко ступая солнца тенью
Волшебница весна идёт...
И снова март перемешал со снегом
Снежинки, лужи, холод и тепло...
Зима тайком готовится к побегу,
Со зла грозит слабеющим крылом,
Встречайте март, чудесный месяц года
С волшебной песней тающих снегов.
Прекрасный праздник обещает нам природа
И как прекрасно ожидание его!

У: Какое у вас настроение?

Как изменяется природа? (ответы детей).

2. Работа по теме урока:

У: Не случайно на весну приходится праздник, который называется “Благовещение”. Что означает “Благовещение”?

Благая весть? И кто её и кому принёс?

На экране икона “Благовещение”.

У: Кто изображён на иконе праздника? Благовещение- Благо и вещать, вещание, весть. Благая весть, добрая весть. Кто же принёс Марии эту благую весть?

Д: Ангел

У: Слово "Ангел" с греческого переводиться как вестник, и вот Архангел Гавриил- старший ангел- явился с вестью от Бога к Марии. А вы знаете за каким занятием Архангел застал Марию?

Д: Она читала Священное писание.

У: Она читала книгу о рождении Бога. Она с трёх лет жила в храме. Была очень послушна, смиренна, безгрешна. Она мечтала быть хотя бы служанкой у той, которая родит Бога. А именно в этот момент перед ней является Архангел Гавриил. Послушаем сообщение об этом в учебнике.

Ученик – из учебника.

У: Архангел Гавриил явился к Марии и сказал ей “Радуйся, благодатная! Господь с тобою! Благословенна ты в женах”.

Мария смутилась, но Архангел успокоил её и продолжал: “Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Господа! Ты родишь сына и дашь ему имя Иисус! Он будет велик и наречётся сыном Всевышнего”.

У: Как Мария восприняла эту весть?

Д: Смутилась. Приняла со смирением.

У: Обратите внимание, что у него в руках веточка цветущая- как знак новой жизни. Мы с вами проникаем в святая-святых Божественной тайны. Принесена весть о рождении Бога, которого раньше невозможно было видеть. Бог начинает открывать себя людям.

У: Что означает имя Иисус?

Д: Спаситель.

У: Почему его назвали спаситель?

Д: С ним пришла возможность человечеству иметь жизнь вечную.

У: Почему Архангел Гавриил явился с этой вестью именно к Марии?

Д: Потому что она послушна, смиренна, трудолюбива, добра.

У: А это положительные качества или отрицательные?

Д: Положительные.

У: А всегда ли вы проявляете такие качества? Трудолюбивы ли вы всегда? (ответы детей).

На экране картина В.Д.Поленова “Пошла в нагорную страну”

У: Что можно сказать о полотне художника? Какие чувства вызывает картина?

Д: Света, радости, восторга.

У: И живописца радует эта весть, поэтому он использует яркие краски.

На экране икона “Встреча Праведной Елисаветы Девы Марии”.

У: Обратите внимание как выглядит радость их встречи. Как можно её назвать? Тихой, смиренной и в то же время великой ибо получена весть о рождении Спасителя.

У: Святая Церковь, вспоминая Благовещение Пресвятой Богородицы и радостно празднуя это событие, воспевает: “Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий сын девы бывает, и Гавриил Благодать благовествует. Тем же и мы Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой”.

По-русски: “Нынешний день начало нашего спасения, и явление тайны, от века хранимой. Сын Божий делается Сыном Девы, и Гавриил благовествует Благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с тобою”.Эти последние слова напомнили нам молитву. Она относится к событию, рассказанному нами.

У: Песнь Пресвятой Богородице: “Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

По-русски: “Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с тобою; благословенна ты между женами, и благословен плод, Тобою рождённый, потому что ты родила Спасителя душ наших”.

У: С днём Благовещения Пресвятой Богородицы, празднуемым 7 апреля, связано у русского народа немало любопытных поверий и обычаев, уходящих корнями в седую глубь былых веков.

В канун Благовещеньева дня суеверная деревня приготовляется ко встрече великого праздника тем, что сжигает старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели, окуривает дымом зимнюю одежину. В это время суеверный народный опыт советует сжигать бельё больных людей - для защиты от “лихого сглаза” и от “всяческого чарования”.

В малорусских губерниях можно еще и теперь услышать в народе сказание о том, как Богоматерь засевает все нивы земные с Небесной высоты. Гавриил Архангел водит, по словам этого сказания, соху с запряжённым в неё белым конем, а Мать Пресвятая Богородица разбрасывает из золотой кошницы всякое жито пригоршнями, а в то же самое время “устами безмолвными, сердцем глаголющим” молит Господа Сил о ниспослании благословения на будущий урожай.

На экране пословицы и поговорки.

У: Народные поговорки- присловья утверждают, дополняя одна другую, что: “До Благовещения зимним путем либо неделю не доедешь, либо неделю переедешь”, “Какого Благовещение – такого и Светлое Христово Воскресение!”, “На Благовещение дождь- уродится рожь: густа да колосиста, да умолотиста!”, “На Благовещение солнышко с утра до вечера- об яровых тужить нечего; благая весть- будет чего поесть! ”.

Дети встали со своих мест и провели физкультминутку.

У: С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай выпускать на Благовещение птиц из клеток на волю. Он соблюдается повсеместно: и по селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу и одновременно как бы приносится бескровная жертва матери-природе. В городах к этому дню бедные люди нарочно ловят птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, которые охотно дают купцы и всякий прохожий люд, вспоминающий при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном стариною обычае. Впрочем птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами, вроде: “Дайте выкуп за птичек – пташки Богу помолятся!” У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье.

На экране песенка-веснянка. (дети читают вслух, хором, можно стоя)

Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!

Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божию Мать молите!
Синички-сестрички...

У: Послушаем как И. Шмелев описывает этот обычай в своей книге “Лето Господне”.(Текст лежит на столах у ребят).

“Солодовкин запускает руку под коленкор, там начинается трепыхня, и в руке Солодовкина я вижу птичку.

Бери в руку. Держи - не мни...- говорит он строго. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай...

Я до того рад, что даже не вижу птичку, - серенькое и тепленькое у меня в руке. Я разжимаю пальцы и слышу- пырхх... но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже её целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села...- и нет её. Мне дают еще и еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. А Солодовкин все еще достает из-под коленкора. Старый кучер Антип подходит, и ему дают впустить. В сторонке Денис. Отец зовет: “Иди, садовая голова!” Денис подскакивает, берет птичку, как камушек, и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает наша новая пролётка, вылезают наши и тоже выпускают! Проходит Василь Васильевич, очень парадный, в сияющих сапогах- в калошах, грызёт подсолнушки. Достаёт серебряный гривенник и даёт Солодовкину: “Ну-ка, продай для воли!” Солодовкин швыряет гривенник, говорит: “Для общего удовольствия пускай!” Василь Васильевич по-своему пускает- из пригоршни”.

У: А вот на фото мы видим как Митрополит Московский выпускает голубей в день Благовещения.

На экране Митрополит Московский и всея Руси Кирилл выпускает голубей.

Чтение по ролям стихотворения “Птичка”.

Ах, попалась, птичка - стой!
Ни за что на свете.
- Ах, зачем, зачем я вам,

Развяжите сети.



- Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю.


- Там замёрзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке;


Будет мне тюрьмою!
- Птичка, птичка!

Как любить мы тебя бы стали,

- Верю, дети!



На экране картинки птиц.

У: Почему птичка не хочет жить в золотой клетке?

Д: Хочет свободы.

У: А вы хотите свободы? Кто же ограничивает вашу свободу?

Д: Родители, учителя.

У: Всегда ли мы правильно понимаем свободу? (хочу-курю, хочу-дерусь)

Как мы все это называем на наших уроках?

Д: Грех.

У: Трудно ли избавиться от греха?

Д: Нет.

У: Птичка хочет на свободу. А для нас главная свобода- свобода от греха. Это требует постоянной работы над собой. Этим и занимаются православные люди во время Великого поста.

У: А сейчас откройте свои тетради и нарисуйте красивую птичку, которая весной распевает замечательные песенки и люди, слушая их, радуются.

3. Рефлексия:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Чему учит нас этот урок?
  • Какие черты характера вы хотели бы видеть у себя?
  • Хочется ли вам подражать Марии? В чем?

Чтение стихотворения “Птичка”.

Ах, попалась, птичка - стой!
Не уйдёшь из сети, не расстанемся с тобой
Ни за что на свете.
- Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети отпустите полетать,
Развяжите сети.

Нет, не пустим птичка, нет, оставайся с нами.
Мы дадим тебе конфет, чаю с сухарями.
- Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю.

В поле мошек я ловлю, зёрнышки сбираю.
- Там замёрзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке;
А у нас ты в золотой удержись ты в клетке.

О, не бойтесь: в тёплый край
Улечу зимою, а в неволе - светлый рай
Будет мне тюрьмою!
- Птичка, птичка!

Как любить мы тебя бы стали,
Не позволили грустить, все б тебя ласкали.
- Верю, дети!
Но для нас вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз я навеки глазки.
- Правда, правда! Птичка, ты не снесёшь неволи.
Ну так Бог с тобой, лети и живи на воле!