Огласительные беседы сергей масленников. Сергей Масленников: Школа покаяния. Огласительные беседы (CDmp3). Запрет на распространение книг



Содержание

2. Оглашение.



2.4. Спасение...

Читать полностью

Беседы проведены в храме в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах, Екатеринбург.
Преподаватель воскресной школы Сергей Михайлович Масленников.
Содержание
1. Предоглашение: "Нам об этом не рассказывали"
2. Оглашение.
2.1. Все ли религии равны; опасность суеверий; опасность кодирования, лечения у экстрасенсов, колдунов, бабок и пр.; ошибочность понятия "Бог во мне"; цель крещения; ответственность крестных и родителей.
2.2. Понятие о Боге; смысл скорбей; понятие зла; творение мира; свойства ангелов; откуда взялся сатана; творение человека, пребывание его в Раю, предназначение человека, предназначение женщины, семья; грехопадение, изгнание из Рая; зачем Бог насадил древо добра и зла.
2.3. Состояние человека естественное и противоестественное; ад, пример адских мучений; инструкция для подготовки к исповеди; почему дети страдают за грехи родителей; смешение добра и зла в человеке, рабство дьяволу, примеры действия страстей.
2.4. Спасение человеческого рода; предвечный совет Святой Троицы; воплощение Сына Божия; непорочное зачатие; девство Пресвятой Богородицы; тайна Креста Христова; Воскресение Христово.
2.5. Вознесение Христово; сошествие Святого Духа; таинства: крещение, миропомазание, исповедь; запись грехов, их группировка; простительные грехи.
3. Ответы на вопросы (о Рае и аде, о печали и памяти смерти, о радости душевной и духовной; когда запрещено Причастие, правильно ли я верю; опасность простительных грехов; опасность душевной радости).
Word-Контрольные вопросы
Беседы проведены в 2003-2008 гг.
Общее время звучания 10 часов 10 мин.

Скрыть

Дорогие отцы, братия и сестры! В дни Святого Великого Поста мы рады начать публикацию многоценных авторских трудов С. М. Масленникова «Школа покаяния. О пути ко спасению» и “Аскетика для мiрян”. Из отзывов слушателей: «То, что я услышал в воскресной школе, произвело на меня потрясающее впечатление. Я так долго этого искал! То, что говорил преподаватель, как бальзам разливалось по моей душе, я не мог поверить в то, что слышал, всё так было мне близко, так нужно, я смотрел по сторонам, видел вокруг обыкновенных женщин, наверно, не понимающих своего счастья».

Об авторе

Сергей Михайлович Масленников - автор цикла бесед «О пути ко спасению», а также серии книг «Страсти - болезни души» и «Христианские добродетели».

Сергей Михайлович родился 26 июля 1961 г. в городе Чайковский Пермской области. В 1978 году окончил среднюю школу с золотой медалью. В 1983 году закончил электротехнический факультет Уральского электро-механического института инженеров железнодорожного транспорта. С 1982 года состоит в браке, имеет двоих детей.

С 1983 по 1986 годы работал по специальности в Тобольской дистанции сигнализации и связи электромехаником, старшим электромехаником и начальником участка. В 1986 году вернулся в Екатеринбург (тогда Свердловск) и до 1994 года трудился на комбинате рыбной гастрономии начальником электроцеха, председателем профкома, заместителем директора по торговле, исполняющим обязанности директора.

В 1994 году принял Крещение. В это время у него появляется интерес к изучению духовной литературы, и в 1996 году, разом оставив все мирские дела, он почти три года посвятил изучению творений святителя Игнатия (Брянчанинова) и толкований святых отцов на Священное Писание. В 1999 году некоторое время трудился в одном из монастырей г. Екатеринбурга. В этом же году ему было предложено возглавить Отдел сбыта Екатеринбургской епархии. Продолжая изучать творения святых отцов Сергей Михайлович одновременно проводил «Уроки нравственности» для учащихся с 1-го по 11-й класс в средней школе № 129 г. Екатеринбурга.

С 2002 года трудился в храме в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах г. Екатеринбурга, где нес послушания алтарника, чтеца и певчего. Вместе с этим одновременно проводил оглашение и воскресную школу для взрослых. Последнее потребовало повторного, более скрупулёзного и тщательного прочтения и изучения трудов святителя Игнатия. В этот период (2003 – 2008 гг.) появились около 200 часов аудио-лекций серии «Школа покаяния».

С 2005 года назначен преподавателем, а затем старшим преподавателем созданной настоятелем прихода с благословения правящего архиерея Школы покаяния. Занимая эту должность, собирал и обрабатывал учебные материалы Школы, разрабатывал программу, работал с учениками (прихожанами), обучал преподавателей. Благодаря Школе приход в краткий срок вырос почти вчетверо, а число причастников в воскресные дни составляет около 300 человек.

С 2010 года начал работать над составлением книг серий «Страсти – болезни души» и «Христианские добродетели» (всего 8 книг общим тиражом около 300 000 экземпляров) и проводить лекции «Аскетика для мирян».

В январе 2015 года за свою книгу « Примирение со Христом» удостоен звания лауреата Всероссийской литературной премии в честь святого благоверного князя Александра Невского в номинации «Богословие для народа» и награждён медалью святого благоверного князя Александра Невского.

О вручении премии.

С Сергеем Михайловичем Масленниковым впервые встретился около 10 лет назад в храме в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга, он помогал тогда на службах батюшке в алтаре; после службы он выходил из алтаря, его обступали люди, и он отвечал на вопросы. Такую картину можно увидеть, наверное, во многих храмах. Как-то сразу на меня произвело впечатление выражение его лица, какое-то особенно спокойное, глубоко внимательное. Я тогда подумал, что это батюшка, наверное.

Затем я попал впервые на воскресную школу, это как раз те беседы, которые сейчас есть возможность услышать на дисках под названием «Школа покаяния: О пути ко спасению». То, что я услышал в воскресной школе, произвело на меня потрясающее впечатление. Я так долго этого искал! То, что говорил преподаватель, как бальзам разливалось по моей душе, я не мог поверить в то, что слышал, всё так было мне близко, так нужно, я смотрел по сторонам, видел вокруг обыкновенных женщин, наверно, не понимающих своего счастья. Порою недоумевал - зачем всё это им, речь шла об аскетике, я тогда ошибочно думал, что это удел каких-то избранных людей. Моя душа торжествовала слышанным: человек говорил истину, и душа отзывалась на эти слова торжеством! Моя душа была измучена, она нуждалась в слове истинном и вот обрела.

Путь Сергея Михайловича в храм проходил мимо моего дома, и я, поджидая его на этом пути, провожал его до храма; конечно же, беседа наша нередко продолжалась и полчаса и более. Потом я в течение дня приходил в храм и проводил с ним в беседе ещё какое-то время, на этом общение не заканчивалась, я встречал его с работы, провожал до дома, и мы беседовали, пока у него были силы. Моя душа обильно питалась беседами этого духовного человека. Мне посчастливилось, в то время Сергей Михайлович особенно никому из прихожан нужен не был, что меня искренне удивляло, но я этим изрядно пользовался. В дальнейшем же, когда образовалась Школа покаяния, пробиться к нему стало намного сложнее. Говорили мы с ним об очень важной теме - о том, как жить по вере, о том, как научиться этой Небесной, Божественной науке - Православию. У него всегда находилось для меня время. Вообще у всех людей, которые общаются с ним, впечатление, что ты для него особый и у тебя какие-то особые отношения с ним. Не видел его никогда раздражительным или не в настроении. Он всегда находится в каком-то особом расположении духа, наверное, это и есть состояние молящегося человека. Для меня Сергей Михайлович - пример особого самоотвержения, смирения; наверное, только такие неземные качества могут притягивать к христианам, понимание, что у них есть что-то такое особенное, привлекательное, неземное, в них как будто мощным внутренним источником бьёт особенная жизнь, вечная.

Братья и сестры, уверяю вас и надеюсь на ваше христианское понимание, что ни в коем случае не хочу делать или выставить Сергея Михайловича святым или чудотворцем, либо ещё кем-то таким. Никогда в нем не видел ничего подобного! Думаю, что истинному смирению это чуждо. Сергей Михайлович считает себя учеником святителя Игнатия (Брянчанинова); он сам об этом говорит, что воспитывался на творениях этого великого святого нашего времени, из его творений получая всё необходимое для своих духовных опытов. Думаю, что немалую роль здесь играют и какие-то его, по наследству доставшиеся, качества: святителя Игнатия читали многие, но как будто упуская самое важное или пожиная не такой обильный плод, какой пожал Сергей Михайлович. Вот воистину ученик! Давайте послушаем его беседы и тот, кто истинно имеет жажду, утолит её.

Стоит ещё добавить, думаю, важную деталь - Сергей Михайлович почти не готовился к беседам, просто не было времени. Планировал тему, которую для пользы слушающих надо было рассмотреть, и с Божией помощью проводил полуторачасовую беседу. Поэтому можно, наверное, судить о духовном состоянии человека, понимая, что такое дело без помощи Божией не совершить. Сергей Михайлович беседы «своими» не считает, считает их достоянием христиан. За последние годы случались неоднократно встречи с разными людьми, кто от знакомства с беседами испытал чувства, похожие на мои.

Братья и сестры, мне было совсем непросто писать эти строки, делал я это впервые, прочитал выше вопрос брата и решил рассказать своё впечатление от знакомства с этим человеком. Может, кто-то расскажет о нём совсем по-другому. Самое главное, наверное, то, что я делал это искренне. Конечно же, у меня большая благодарность Богу, что он меня свёл с этим человеком. Большая благодарность Сергею Михайловичу за долготерпение по отношению ко мне, за те бесчисленные духовные советы, которые помогали и поныне помогают мне совершать свой земной путь с упованием, что он совершится для меня благополучно. Аминь.

Владимир, прихожанин храма
в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Без сомнения мы уверены, что многие посетители нашего сайта уже знакомы с душеполезными работами Сергея Михайловича. Для тех же, кто по тем или иным причинам еще не обратил своего взора и слуха на оные, приглашаем присоединяться к нам и со вниманием прослушать и осмыслить некоторые из них.

Итак, сегодня предлагаем ознакомиться с серией лекций Сергея Михайловича Масленникова под общим названием «Аскетика для мiрян», да не смутится сердце ваше столь строгим названием.

Аскетика для мириян. Часть 1.

Аскетика для мириян. Часть 2.

Аскетика для мириян. Часть 3. Аскетика для мириян. Часть 4.

ДСНМП: Небольшая подсказка: поскольку некоторые видеоролики бывают достаточно длительными по времени и не всегда удается просмотреть их за один раз, то можно с помощью программы, например FormatFactory перевести видео файл в звуковой формат МР3, который, в свою очередь с помощью программы, например, МР3cut, порезать на несколько коротких файлов, допустим по 15-20 минут. После чего записать все это на компакт-диск или USBнакопитель и слушать на проигрывателе дома или в колеснице (автомобиле).

Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Комментирует ситуацию и.о. руководителя cекретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки О.В. Костишак.

— Олег Васильевич, Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Чем вызвана такая мера?

— Издательский Совет действительно проводил рецензирование произведений С.М. Масленникова на протяжении нескольких лет и некоторым из них был предоставлен церковный гриф. Однако в ходе ознакомления с последними произведениями, в которых автор игнорировал ранее указанные замечания, в них была обнаружена серьезная опасность для читателя и слушателя. Хочу подчеркнуть то, что решение об отзыве грифов, присвоенных произведениям С.М. Масленникова, было вызвано не отдельными ошибочными его мнениями или неточностями, которые автор высказывает, а в целом неверной, можно сказать, системой его взглядов на христианскую жизнь.

— Что за личность — Сергей Масленников? Где он служит?

— Согласно имеющимся в открытых источниках данным, Сергей Михайлович — мирянин, проживает в г. Екатеринбурге, достаточно в зрелом возрасте принял таинство Крещения. Он не является священнослужителем и не имеет богословского образования. Путь его духовных познаний весьма сомнителен. Неся послушание на одном из екатеринбургских приходов, он активно осуществлял катехизаторскую деятельность, вышедшую далеко за пределы прихода. Сильный акцент в своей катехизаторской и писательской деятельности С.М. Масленников делает на учении о покаянии — в том виде, как он его понимает. Сами катехизаторские курсы названы им «Школой покаяния». Своеобразно понимаемому автором покаянию в той или иной степени посвящены и все его произведения.

— В чем духовный вред книг Сергея Масленникова?

— В своих произведениях (думаю, не по злому умыслу, а по духовной неграмотности) С.М. Масленников пытается все доступно и просто объяснить там, где доступно и просто не объяснишь, пытается детализировать то, что в детализации не нуждается, пытается высказываться катафатично там, где возможна лишь апофатика. Духовная практика, рекомендуемая С.М. Масленниковым, не здорова и в итоге, может привести человека в страшный духовный тупик. Стоит сказать, что сам святитель Игнатий Брянчанинов, активно цитируемый С.М. Масленниковым, писал об опасности предлагаемой автором формы духовной жизни и прямо связывал ее со страстью гордости. Нам очень важно помнить, что христианство — это не свод правил, а Библия и книги отцов — это не цитатники. Христос — это Личность, а христианство (и аскеза, и покаяние, и все остальное, необходимое в духовной жизни) — это любовь ко Христу и устремленность к общению с Ним.

— Расскажите подробнее о неточностях в изложении православного учения в книгах Сергея Масленникова.

— С.М. Масленников часто берется с большой уверенностью утверждать что-либо тогда, когда прямого ответа нет и быть не может (что нередко в православном богословии). Представление автора о страстях и добродетелях складывается из механического и формального сопоставления высказываний святых отцов, в то время как Священное Писание, богослужебные тексты и творения святых отцов требуют долгого и органичного понимания. Претензии к произведениям С.М. Масленникова, как уже было сказано выше, относятся в первую очередь к системе его взглядов, которая местами приводит автора и к серьезным ошибкам. Образно можно сказать, что из фразы прп. Силуана Афонского «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» С.М. Масленников оставил только первую ее часть. Во всех произведениях автор делает особый акцент на том, насколько грешен и многогрешен человек, насколько он недостоин любви Божией, насколько он должен каяться и т.п. Наглядной иллюстрацией такого подхода, на мой взгляд, является составленный С.М. Масленниковым и всюду им пропогандируемый «Дневник кающегося». В этом «Дневнике» грехи классифицированы на «смертные», «повседневные» и «простительные» (хотя, как известно, разница между смертным и несмертным грехом более чем условна), подробнейшим образом детализированы и изложены по пунктам. В частности, автор определяет как грех даже то, если кто-либо ночью проснулся от голода и принял пищу; также грехом считается, если родители хвалят своего ребенка.

Подчеркиваю, что «Дневник кающегося» предлагается автором всем без исключения, готовящимся к исповеди. Следует сказать, что исповедь — дело очень живое и лишь в самом общем виде поддающееся какой-либо структуризации. Общим правилом того, как нужно исповедоваться, можно назвать слова прп. Амвросия Оптинского: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять», а как и какими словами это будет сделано — дело совести, чуткости и духовной трезвости исповедующего и исповедующегося.

Вы спросили о неточностях в произведениях С.М. Масленникова. Могу сказать, что иногда его мысли принимают еще более осязаемый вид. Для примера можно привести следующий отрывок из аудиозаписи его лекции: «Кто может сказать о себе, что он смиренный? Это же признак тщеславия и лицемерия! Вопрос слушателя: «А если в молитве встречается: “…смиренную, грешную и недостойную рабу…”?» Ответ С. М. Масленникова: Опустите это слово! Если вас оно смущает — выпустите его! Смысл молитвы при этом не извращается, не искажается, а для нас он становится более понятным, доступным». В комментариях данный момент едва ли нуждается. Конечно же, неправильно, если мы не себя, испорченных грехом, будем подстраивать под Церковное учение, а пытаться Церковное учение приспособить под свое понимание — даже когда это приспособление принимает самые «благочестивые» формы.

— Я знаю, что есть отзывы духовенства Валаамского монастыря, Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой лавры о книгах Сергея Масленникова. На какие моменты в них обращается внимание православных верующих?

— Да, действительно, Издательский Совет запрашивал мнение насельников авторитетных монастырей, Вами названных. В целом духовники, приславшие свои рецензии, были едины в отрицательной оценке его произведений. В рецензиях монахи выразили мнение, что «Дневник кающегося» (речь шла в первую очередь о нем) является попыткой недопустимо детально структурировать духовную покаянную жизнь. «Создается впечатление, — говорится в одном из отзывов, — что для него [автора] ответ на Страшном Суде — это нечто вроде проверки бухгалтерской отчетности. С другой стороны, детализация «уровней» одного и того же греха вызывает в памяти формулировки уголовного кодекса… Только благодаря некоторым лексическим оборотам публикация «Дневник кающегося» имеет нечто сходное с христианством. В остальном своим юридизмом она вполне могла бы быть сопоставлена с ветхозаветными требованиями». Также общим местом в рецензиях было то, что подобный «шаблонный» подход сделает невозможным живое и благодатное становление личности в покаянии. Попытка возлюбить Бога без аскезы и покаяния выродится в некий духовный гедонизм, а аскеза ради аскезы и покаяние ради покаяния — в мрачное сектантство. Благодатная жизнь в Церкви Христовой, правильное духовное руководство, чтение Писания и отцов воспитает — не может не воспитать — верный взгляд на духовную жизнь, лишь бы нам уметь слушать Господа Бога, Который обязательно ответит вопрошающему, откроет толкущему и найдет ищущего Его.

— В Интернете есть и видеоконтент выступлений Сергея Масленникова — его не стоит смотреть и слушать?

— Все сказанное о книгах С.М. Масленникова может быть отнесено и к его выступлениям. Неоднократные его апелляции — не только на решения Издательского Совета, но и на отзывы насельников монастырей — показали, что он укоренен в своем мнении и менять его не собирается. Не исключаю, что для кого-то на каком-либо этапе духовной жизни произведения С.М. Масленникова были полезны. Однако, если смотреть на его работы в целом, то их едва ли стоит рекомендовать.

— Что делать с книгами, которые уже продаются в церковных лавках? Будут ли они изыматься из продажи?

— Конечно, необходимо будет приостановить распространение произведений С.М. Масленникова через церковную книжную сеть.

— Известна ли реакция издательств, которые выпускают книги Сергея Масленникова? Они отнеслись с пониманием?

— Решение об отзыве грифов с трудов С.М. Масленникова принято недавно, и реакция издательств, его издающих, мне еще не известна. Очень надеюсь на понимание со стороны издателей и распространителей, поскольку забота о душах людей — это главное, что мы должны иметь в виду в подобных случаях.

Священник Георгий Шинкаренко

Священник Георгий Шинкаренко, клирик собора Рождества Христова г. Александрова, руководитель информационного отдела Александровской епархии Владимирской митрополии, отвечает на вопросы о дисках и книгах Сергея Масленникова.

Надо ли радоваться жизни

- Отец Георгий! Как-то по телеканалу «Союз» я увидела выступление Сергея Масленникова, которого назвали катехизатором одного из храмов Екатеринбурга. Передача называлась привлекательно - «Аскетика для мирян». Но то, что довелось услышать, повергло в шок. Сергей Масленников рассказывал, как он обличил тщеславие одного знакомого мальчика. «Тебе бывает приятно, когда ты помоешь посуду!» - спросил он у него. «Да, конечно», - ответил мальчик. «Так вот - это оно самое тщеславие и есть!!!» - заключил катехизатор. Очевидно, надо учить ребенка мыть посуду не с радостью, а с отвращением или даже с ненавистью? Что вы скажете о таких установках?

- Во-первых, надо сказать, что со всех аудиодисков и книг С.М. Масленникова был отозван гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви. Архив его выступлений был убран и с телеканала «Союз». То есть теперь эти работы не могут распространяться в храмах и церковных лавках, слушание и чтение их неполезно для христианина. К мотивам такого решения мы еще вернемся.

Но поскольку ко мне, как к священнику, обращаются с вопросами люди, успевшие погрузиться в лекции этого человека, хочу прокомментировать некоторые его заблуждения.

Пришлось вникать в«Дневник кающегося», который обязаны были вести все занимающиеся в «Школе покаяния», возглавляемой Масленниковым. С первых строк возникает ощущение неумелого либо грамотно спланированного, сектантского пересказа труда святителя Игнатия (Брянчанинова). Такую речь неопытные миссионеры употребляют в разговоре с людьми абсолютно нецерковными. А порой это бывает игра в псевдопростоту, чтобы завоевать доверие, сойти за «своего, простого парня». Меня просто резанула такая вольная трактовкастатьи свт. Игнатия «Приготовление к Таинству Исповеди»:

«…Первые люди Адам и Ева нарушили Божью заповедь, тем самым потеряли Вечную Жизнь - Бога - и впустили в себя смерть, продав и себя, и всех своих потомков (то есть нас с вами) в рабство дьяволу », «мы пребываем в постоянных скорбях, страданиях и болезнях, служа своими грехами дьяволу, находясь во вражде со своим Творцом …» Как можно говорить о душе, что «она была убита грехом, была непригодна к общению с Богом, к Раю, к Вечной Жизни», что бессмертная «душа умерла » , называть всех нас «добровольными жертвами ада»?

Далее следует перечисление грехов, разбитых на группы и категории по тяжести. Думается мне, что эта условность очень притянута «за уши». Прежде всего, мы должны помнить, что «Бог есть любовь» , а если так, то, как говорят святые, нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного.

От всех слушателей «Школы покаяния» требовалось, заполняя «Дневник», следовать такому правилу:

«Разбор страстей с примерами их проявления за всю прошедшую жизнь (8-10 занятий) по “Дневнику кающегося”».

«Разбор повторяющихся на сегодняшний день грехов - корректировка образа жизни ».
«Определение частоты повторения грехов».

«Встреча с преподавателем перед каждым Причастием для разбора грехов и проверки качества молитвы ».

Не знаю, как может опытный духовник разрешить заполнять подобный дневник, с грехами, которые читать-то противно, не то чтобы перечислять их потом вслух? Тотальный контроль над состоянием души со стороны человека, который к тому же не является священником, ничем хорошим закончиться не может! Как священник скажу, что даже подробное перечисление подобных грехов является огромным соблазном и для священника, и для того, кто исповедуется. Да и где грань того, что можно, а чего нельзя в близости семейных людей и вообще в жизни? Почему мы берем на себя власть Бога говорить: «Бог накажет или осудит» (чего не может быть в принципе, исходя из учения о свойствах Бога) за сорванное в заброшенном саду яблоко или собранное с поля после уборки ведро моркови, брошенной там замерзать? Исповедуя грехи таким искаженным образом, человек загоняет себя в жесткие рамки: что ни шаг - то грех. Как жить? Как спастись? Православие становится не религией любви, а религией страха и наказания. Каждый грешник в работах Масленникова назван врагом Божьим, человеку внушается, что он дружит с сатаной. И этому предлагается учить детей?!

В ложном образе Бога-надсмотрщика, Бога-карателя, который навязывается при таком подходе, нет ни грамма любви и милости, хотя бездна вырванных из контекста цитат.

Ужас перед грехом, иногда еще не совершенным, может довести человека до уныния, депрессии и подчас самоубийства или сумасшествия. И это подтверждают многочисленные отзывы в интернете. Одна из пострадавших - Елена, слушавшая аудиобеседы, - написала так: «Меня удивило, что все вроде правильно говорится, но … Тупик какой-то впереди... Я начала понимать, что спастись мне не удастся, так как, что я ни буду делать, грехов все равно останется бесконечно много. Многие от этого отчаиваются».

Разве такими должны быть плоды покаяния?!

Фанатизм и религиозная экзальтация Масленникова, фривольное толкование святых отцов может быть очень опасным для многих еще не зрелых в духовной жизни людей. Услышав ссылки на авторитет святых отцов, многие могут подумать, что здесь идет толкование их учения. А на самом деле происходит подлог: учение Православной Церкви подается через личные духовные переживания Масленникова. И, к сожалению, результат - искажение понимания пути спасения.

Очень важная оценка дана на сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского в заключении Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) «Деятельность “Школы покаяния” С.М. Масленникова запрещена Екатеринбургской епархией», опубликованном 13 января 2015 года [ :

«В наш Центр часто обращаются люди по поводу "Школы покаяния" С.М. Масленникова. Как нам сообщают, группа почитателей этого самозваного учителя действует в нескольких в храмах Екатеринбурга. Книги и диски Масленникова широко продавались в церковных лавках храмов епархии. Масленников и его последователи преподавали в Воскресных школах. В настоящее время митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл отреагировал на многочисленные жалобы верующих уральской столицы относительно деятельности Масленникова. Безусловно, группа Масленникова, ее методы и отличительные особенности, равно как и его тесная связь с некоторыми священнослужителями епархии, требуют серьезного изучения. Тем не менее по материалам лекций Масленникова, его книге "Дневник кающегося", а также рассказам людей, столкнувшихся с деятельностью этого псевдоправославного гуру, можно выявить следующие деструктивные признаки в его организации и распространяемой литературе:

- Группа Масленникова делит людей на "истинных" христиан ("правильно кающихся", - фактически, последователей Масленникова) и “неистинных", которые, по мысли Масленникова, не спасутся.

- Не имея священного сана, Масленников самолично отлучает людей от Причастия.

- Масленников считает, что в нем пребывает дух свт. Игнатия (Брянчанинова), и видит себя, фактически, единственным правильным интерпретатором его учения. Последователи и поклонники Масленникова идут еще дальше и видят своего учителя новым Игнатием Брянчаниновым. Некоторые из них даже видят в Масленникове физическое сходство со святителем Игнатием и открыто говорят об особом духовном преемстве екатеринбургского проповедника от святого.

- "Школа покаяния" Масленникова в большинстве вопросов занимает жестко фундаменталистскую позицию, отрицая какую-либо икономию и воспринимая мир в черно-белом спектре: например, утверждается, что в записках о здравии можно записывать лишь воцерковленных православных христиан. Практика большинства приходов, учитывающая последствия десятилетий атеистических гонений и снисходящая к людским немощам, позволяет подавать записки о "заблудших" членах семей, т.е. невоцерковленных, но крещеных людях, не занимающих сознательно антицерковную позицию. Такое "идеологически обоснованное" отвержение общецерковной практики, разумеется, "подтверждаемое" заранее подобранными цитатами, для подобных групп играет чрезвычайно важную роль в противопоставлении себя всей церковной полноте, "не выдерживающей экзамен" на звание истинных христиан и верных последователей святых отцов.

- Весьма схожей с сектантской практикой является и то, что преподаватели "Школы покаяния", не имея ни священного сана, ни благословения священноначалия, считая себя опытными в духовной жизни руководителями, просматривают особый "дневник кающегося" (как они говорят, "подготавливая к исповеди с целью разгрузить священников"), зачастую диктуя человеку, в чем именно ему необходимо покаяться. Поскольку каждого "новоначального" принуждают вести дневник, не гарантируя при этом тайны исповеди, возникает опасность того, что свободный доступ руководителей организации к личной информации подчиненных им членов “Школы покаяния” может привести к злоупотреблениям, давлению, шантажу. К сожалению, на данный момент уже есть обращения пострадавших, свидетельствующие о наличии подобных нарушений в общине.

С радостью отмечаем, что Екатеринбургской епархией были пресечены эти и другие грубые злоупотребления и деятельность организации Масленникова, а также распространение его литературы запрещены».

О духовном вреде книг и выступлений Сергея Масленникова

На сайте Патриархии опубликовано интервью с и.о. руководителя cекретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского Совета О.В. Костишака «О духовном вреде книг и выступлений Сергея Масленникова» . Там много важных моментов. Думаю, читателям полезно познакомиться с этим интервью.

Олег Васильевич, Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запрещает их к распространению. Чем вызвана такая мера?

Издательский Совет действительно проводил рецензирование произведений С.М. Масленникова на протяжении нескольких лет и некоторым из них был предоставлен церковный гриф. Однако в ходе ознакомления с последними произведениями, в которых автор игнорировал ранее указанные замечания, в них была обнаружена серьезная опасность для читателя и слушателя. Хочу подчеркнуть то, что решение об отзыве грифов, присвоенных произведениям С.М. Масленникова, было вызвано не отдельными ошибочными его мнениями или неточностями, которые автор высказывает, а в целом неверной, можно сказать, системой его взглядов на христианскую жизнь.

- Что за личность - Сергей Масленников? Где он служит?

Согласно имеющимся в открытых источниках данным, Сергей Михайлович - мирянин, проживает в г. Екатеринбурге, достаточно в зрелом возрасте принял Таинство Крещения. Он не является священнослужителем и не имеет богословского образования. Путь его духовных познаний весьма сомнителен. Неся послушание на одном из екатеринбургских приходов, он активно осуществлял катехизаторскую деятельность, вышедшую далеко за пределы прихода. Сильный акцент в своей катехизаторской и писательской деятельности С.М. Масленников делает на учении о покаянии - в том виде, как он его понимает. Сами катехизаторские курсы названы им «Школой покаяния». Своеобразно понимаемому автором покаянию в той или иной степени посвящены и все его произведения.

- В чем духовный вред книг Сергея Масленникова?

В своих произведениях (думаю, не по злому умыслу, а по духовной неграмотности) С.М. Масленников пытается все доступно и просто объяснить там, где доступно и просто не объяснишь, пытается детализировать то, что в детализации не нуждается, пытается высказываться катафатично там, где возможна лишь апофатика. Духовная практика, рекомендуемая С.М. Масленниковым, нездорова и в итоге может привести человека в страшный духовный тупик. Стоит сказать, что сам святитель Игнатий (Брянчанинов), активно цитируемый С.М. Масленниковым, писал об опасности предлагаемой автором формы духовной жизни и прямо связывал ее со страстью гордости. Нам очень важно помнить, что христианство - это не свод правил, а Библия и книги отцов - это не цитатники. Христос - это Личность, а христианство (и аскеза, и покаяние, и все остальное, необходимое в духовной жизни) - это любовь ко Христу и устремленность к общению с Ним.

- Расскажите подробнее о неточностях в изложении православного учения в книгах Сергея Масленникова.

С.М. Масленников часто берется с большой уверенностью утверждать что-либо тогда, когда прямого ответа нет и быть не может (что нередко в православном богословии). Представление автора о страстях и добродетелях складывается из механического и формального сопоставления высказываний святых отцов, в то время как Священное Писание, богослужебные тексты и творения святых отцов требуют долгого и органичного понимания. Претензии к произведениям С.М. Масленникова, как уже было сказано выше, относятся, в первую очередь, к системе его взглядов, которая местами приводит автора и к серьезным ошибкам. Образно можно сказать, что из фразы прп. Силуана Афонского «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» С.М. Масленников оставил только первую ее часть. Во всех произведениях автор делает особый акцент на том, насколько грешен и многогрешен человек, насколько он недостоин любви Божией, насколько он должен каяться и т.п. Наглядной иллюстрацией такого подхода, на мой взгляд, является составленный С.М. Масленниковым и всюду им пропогандируемый «Дневник кающегося». В этом «Дневнике» грехи классифицированы на «смертные», «повседневные» и «простительные» (хотя, как известно, разница между смертным и несмертным грехом более чем условна), подробнейшим образом детализированы и изложены по пунктам. В частности, автор определяет как грех даже то, если кто-либо ночью проснулся от голода и принял пищу; также грехом считается, если родители хвалят своего ребенка.

Подчеркиваю, что «Дневник кающегося» предлагается автором всем без исключения готовящимся к исповеди. Следует сказать, что исповедь - дело очень живое и лишь в самом общем виде поддающееся какой-либо структуризации. Общим правилом того, как нужно исповедоваться, можно назвать слова прп. Амвросия Оптинского: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять», - а как и какими словами это будет сделано - дело совести, чуткости и духовной трезвости исповедующего и исповедующегося.

Вы спросили о неточностях в произведениях С.М. Масленникова. Могу сказать, что иногда его мысли принимают еще более осязаемый вид. Для примера можно привести следующий отрывок из аудиозаписи его лекции: «"Кто может сказать о себе, что он смиренный? Это же признак тщеславия и лицемерия!" Вопрос слушателя: "А если в молитве встречается: "…смиренную, грешную и недостойную рабу…"?" Ответ С.М. Масленникова: "Опустите это слово! Если вас оно смущает - выпустите его! Смысл молитвы при этом не извращается, не искажается, а для нас он становится более понятным, доступным"». В комментариях данный момент едва ли нуждается. Конечно же, неправильно, если мы не себя, испорченных грехом, будем подстраивать под Церковное учение, а пытаться Церковное учение приспособить под свое понимание - даже когда это приспособление принимает самые «благочестивые» формы.

Я знаю, что есть отзывы духовенства Валаамского монастыря, Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой лавры о книгах Сергея Масленникова. На какие моменты в них обращается внимание православных верующих?

Да, действительно, Издательский Совет запрашивал мнение насельников авторитетных монастырей, вами названных. В целом духовники, приславшие свои рецензии, были едины в отрицательной оценке его произведений. В рецензиях монахи выразили мнение, что «Дневник кающегося» (речь шла, в первую очередь, о нем) является попыткой недопустимо детально структурировать духовную покаянную жизнь. «Создается впечатление, - говорится в одном из отзывов, - что для него [автора] ответ на Страшном Суде - это нечто вроде проверки бухгалтерской отчетности. С другой стороны, детализация "уровней" одного и того же греха вызывает в памяти формулировки уголовного кодекса… Только благодаря некоторым лексическим оборотам публикация "Дневник кающегося" имеет нечто сходное с христианством. В остальном своим юридизмом она вполне могла бы быть сопоставлена с ветхозаветными требованиями». Также общим местом в рецензиях было то, что подобный «шаблонный» подход сделает невозможным живое и благодатное становление личности в покаянии. Попытка возлюбить Бога без аскезы и покаяния выродится в некий духовный гедонизм, а аскеза ради аскезы и покаяние ради покаяния - в мрачное сектантство. Благодатная жизнь в Церкви Христовой, правильное духовное руководство, чтение Писания и отцов воспитает - не может не воспитать - верный взгляд на духовную жизнь, лишь бы нам уметь слушать Господа Бога, Который обязательно ответит вопрошающему, откроет толкущему и найдет ищущего Его.

- В интернете есть и видеоконтент выступлений Сергея Масленникова - его не стоит смотреть и слушать?

Все сказанное о книгах С.М. Масленникова может быть отнесено и к его выступлениям. Неоднократные его апелляции - не только на решения Издательского Совета, но и на отзывы насельников монастырей - показали, что он укоренен в своем мнении и менять его не собирается. Не исключаю, что для кого-то на каком-либо этапе духовной жизни произведения С.М. Масленникова были полезны. Однако если смотреть на его работы в целом, то их едва ли стоит рекомендовать.

- Что делать с книгами, которые уже продаются в церковных лавках? Будут ли они изыматься из продажи?

Конечно, необходимо будет приостановить распространение произведений С.М. Масленникова через церковную книжную сеть.

«Народный богослов»

- Отец Георгий! Опыт показывает, что вряд ли эти книги и диски так быстро исчезнут с церковных прилавков. Я видела наборы дисков во многих храмах и монастырях. Вы уже говорили о том, что деятельность «Школы покаяния» запрещена. Приведу несколько строк из распоряжения по Екатеринбургской епархии № р-37 от 07 июля 2014 г. за подписью митрополита Кирилла: «С.М. Масленникова не допускать к проведению никаких лекций и встреч в рамках катехизаторской работы Екатеринбургской епархии». Невзирая на это, Сергей Михайлович рвется учительствовать и устраивает «гастроли» во многие города России. Он сам и его поклонники настроены очень решительно, резко критикуют решение Издательского Совета, отслеживают критические отзывы о его лекциях и книгах на просторах интернета и начинают гневно воевать с несогласными. Уже одно выражение: «Издательский отдел и сайт Патриархии не является голосом всей Церкви», - говорит о том, что таким людям чуждо понятие послушания Церкви. Чего стоит одно это утверждение: «Масленников Сергей Михайлович - поистине выдающийся "народный богослов", открытый нам Господом в последние времена»? Встретила я у них и дерзкое сравнение их «учителя» с Христом: «В лице Масленникова, проповедующего учение Христово, в очередной раз гонится Сам Христос…» В чем причины такого явления?

Приведенное Вами высказывание означает только то, что эти православные (если они такими являются на деле) впали в тягчайший грех идолопоклонства, сотворили себе из Масленникова кумира, некоего «гуру», неподвластного никакой критике. А причины - в нашем невежестве, в нежелании постоянно и всерьез работать над собой. Я тоже видел такой аргумент: дескать, в «Дневнике кающегося» и в аудиолекциях все просто и понятно. Но бывает «простота» хуже воровства, если она является попыткой (и очень кривой!) насильно втиснуть жизнь современного семейного человека в монашеские аскетические подвиги первых веков христианства. И вместо того чтобы просвещаться чтением святых отцов, бороться с грехами внутри себя - они ищут того, кто «простенько» им изложит сложнейшие вещи, и хватаются за это «учение» как за соломинку!

Думаю, не все понимают, что же именно С.М. Масленников пропагандирует на самом деле. Небесполезно будет познакомиться с мнением авторитетных священников и богословов.

Вот что ответил на вопрос о «Школе покаяния» протоиерей Димитрий Смирнов, Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства:

«Всем на один год запрет на исповедь и Причастие? Это дурь с целью получить влияние над людьми, над их душой. Это не школа покаяния, а школа замордовывания людей!»

А именно так и происходило. Человека лишали не только благодатной силы Причастия, но целый год не допускали даже до исповеди. По какому праву?

Профессор Московской Духовной академии А.И. Осипов резко критикует эту практику, когда от человека не только оглашаемого, но уже крещеного требуют генеральной исповеди и не дают исповедоваться и причащаться в течение года: «Целый год человек должен раскрывать свою душу мирянину - преподавателю из "Школы покаяния"! И если он не готов открыть свою душу полностью этому мирянину, со всеми своими прегрешениями по каждой из греховных страстей, то считается не прошедшим урок. И пока у него не будет такой готовности раскрыться перед преподавателем… он считается не окончившим "Школу покаяния", не допускается к исповеди у священника и Причастию… Здесь просто деспотизм настоящий… Готовиться год, да еще называть это "Школой покаяния"?! Боже мой! Вы что делаете?.. Человека вообще отвращаете от Церкви. Лишаете его причащения…» [

Православный врач-психотерапевт Вячеслав Боровских, более 14 лет возглавляющий Православный реабилитационный центр «Подвижник», на вопрос о «Школе покаяния» на его сайте ответил:

«Прихожан (крещеных людей) отлучают от исповеди (!) в виде епитимьи до тех пор, пока они не пройдут полный курс промывания мозгов». «Там вынуждают людей искусственно вызывать у себя покаянное чувство с помощью многократного повторения определенных словесных формул». «Курс этот представляет собой классическое нейро-лингвистическое программирование…» «Прихожане обязаны посещать эту школу, иначе они не будут допущены к церковным таинствам». «Отказ от школы или переход в другой храм трактуется как тяжкий грех со страшными последствиями». «В результате у людей подавляется воля, они проявляют полное повиновение Масленникову…» ]

После этого и после решения Издательского Совета трудно что-то добавить.

- Но С.М. Масленников отличается тем, что крайне болезненно реагирует на малейшую критику. В ответ даже на небольшую реплику он разражается гневными тирадами и обвинениями оппонентов.

Те, кто считают, что аудиолекции и книги необразованного человека строго следуют святым отцам, пусть задумаются, почему в книге, составленной С.М. Масленниковым,«Гордость. Избранные места из творений святых отцов», «толкования» составителя занимают практически половину книги (с 223 по 397 стр.), почему акцент сделан на личном мнении, а не на святоотеческом наследии, почему вольно и предвзято толкуются святые отцы применительно к жизни современного православного мирянина?

Изумление вызывает, что после разумных предостережений опытного психолога Масленников пишет гневную статью «Психическая атака психотерапевта В.В. Боровских на "Школу покаяния"», обвиняя психотерапевта в организации травли на него.

Увы, сам Масленников, будучи уверенным, что окружающие настроены против него, борются с истиной, которую он представляет, позволяет себе так отзываться о критикующих его методы:

«Чтобы впредь желающим клевать или кидаться грязью из-за угла было неповадно…» «И вот этим клеветникам верят сотрудники ФСБ… Им достаточно мнения тех, которые по своей злобности и неисправимости оставили приход или были отстранены от занятий за свою неисправимость » . [

«Если он [человек] не может принять понятие о грехах, вот такое, которое предложено в дневнике , он никогда не примет и понятия веры, догматы веры, заповеди никогда не примет, Евангелие никогда не примет» .

Покаяние же людей, не прошедших его школу, он называет «уродливым и кривым, бессмысленным, бесполезным покаянием , которое не может спасти человека».

Он, судя по всему, считает себя настолько преуспевшим, что не стесняется публично «богословствовать». Чего стоит одно название его статьи «Опровержение оправданий профессора А.И. Осипова»!

Такое губительное самомнение очень опасно и заразно для окружающих. Вот высказывания одного из горячих сторонников Масленникова, прошедших «Школу покаяния»: «Сановитые оппоненты», «"православные" праздношатаи» (так уничижительно характеризуют своих же прихожан!), «наймиты против Масленникова», «Служители лжи», «послушные лицемеры», «суемудрые», «супостаты» . Неужели можно всерьез принять эти ярлыки за высказывания православного человека в духе святых отцов?

Думается, более яркую самохарактеристику «плодам» масленниковской «школы» придумать трудно.

На одном из форумов в Екатеринбурге рассказали про женщину, как она «каялась, причащалась, но вот вдруг осознала, что в семье настал мир, и в душе мир, и так стало ей хорошо... Ха! Оказывается, это ужасное состояние, когда хорошо , - должно быть плохо. Ей надо было звонить во все колокола, просить о помощи - ведь она перестала плакать о грехах!! И вот через две недели… у нее что-то случилось, она поняла свое страшное заблуждение и снова стала "плакать" о грехах!»

Таких «плодов» мы хотим? Дай Бог всем, кто попал в эту мясорубку, духовно прозреть и избавиться от сектантского духа в вере. А тем, кто может столкнуться с чем-нибудь подобным, как священник говорю: будьте предельно трезвомысленны, чтобы кто не прельстил вас.

Человек не может жить по Вере, если не изучил основные понятия Веры, — так же как нельзя водить машину, не изучив правила дорожного движения и не имея практический навык управления автомобилем. Если мы понимаем, что любое, даже житейское дело желательно исполнять основательно и с подготовкой, то почему же к делу своего спасения мы относимся так небрежно и безразлично?

Дар Крещения, полученный без правильной теоретической и практической подготовки, невозможно сохранить неповреждённым, и происходит с нами тоже, что с ярким блистающим солнцем, когда оно покрывается мрачными чёрными тучами и становится совсем не видно. Так и Крещенская благодать, хотя и неуничтожима, но закрывается в человеке скверной смертных грехов и страстей. Как же отчитаемся пред Богом за великий дар, которым так и не воспользовались? Что услышим от Судии Праведного?

Тем, кто ещё не проходил Оглашение, хотя и крещён много лет тому назад, полезно послушать о его необходимости, чтобы избежать справедливого приговора: «Я никогда не знал Вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 23).

Знать это необходимо для того, чтобы не считать по наивности, что таинство Крещения является гарантированным пропуском в рай. Нужна ещё и правильная Вера, о которой нужно услышать, и дела Веры, которым нужно научиться.

См. также: