Сравнительная таблица по литературе гринев и швабрин. Гринёв и Швабрин. Сравнительная характеристика. Общая характеристика Гринева

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация «Пушкин», раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина», словарные статьи слова «честь» по толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и по толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.

Опережающие задания:

  1. Выяснить значение слова «честь».
  2. Мини-сочинение «Что значит слово «Честь» в моём понимании?»

Цели урока:

образовательные:

  • обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва;
  • проследить развитие характера Петра Андреевича;
  • обучение сравнительной характеристике героев;
  • познакомить с понятиями «долг» и «честь»;
  • дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;

развивающие:

  • развивать умение учащихся анализировать текст;

Развивать способности к умозаключениям;

  • развивать навыки работы со словарями;

воспитывающие:

  • воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
  • включить учащихся в философский поиск;

Воспитывать любовь к художественным произведениям.

Словарная работа:

Честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.

Ход урока.

Береги честь смолоду.

Пословица.

I. Оргмомент. Объявление темы урока, целей, эпиграфа.

– Здравствуйте, садитесь.

– Сегодня мы с вами проводим урок, тема которого «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва». Откройте тетради по литературе и запишите сегодняшнюю дату и тему. В качестве эпиграфа нашего сегодняшнего урока я взяла пословицу «Береги честь смолоду», ставшей эпиграфом произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

– На сегодняшнем уроке мы попытаемся обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва, в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с разными людьми.

II. Вступительное слово учителя.

170 лет назад у А.С. Пушкина возник замысел повести… «Капитанская дочка» А. С. Пушкина закончена 19 октября 1836 года, за три месяца до трагической гибели поэта. Последнее большое произведение, писавшееся три года... Естественно, что нужно отнестись к нему внимательнее, пристальнее всмотреться в его героев, постараться понять его «сверхзадачу», его смысл.

В марте 1833 года, работая над историей пугачевского бунта, Пушкин среди архивных документов находит следственные материалы по делу молодого офицера, взятого в плен Пугачевым и помилованного им. Почти невероятные, но при этом достоверные события превосходили любой художественный вымысел.

Пушкин входит во все подробности судьбы офицера, уже любя его как своего героя.

Написание произведения Пушкин намечает на осень, но еще в начале августа пишет предисловие к нему. Это предисловие будет потом отвергнуто самим автором, и «Капитанская дочка» начнется сразу с первой главы.

Предисловие замечательно уже хотя бы тем, что в нем найдена та неповторимая интонация, которая составляет, быть может, главное обаяние «Капитанской дочки». Повесть о своей жизни отец рассказывает сыну, очевидно, мальчику лет десяти. «Любезный мой друг, Петруша!»- с этих слов начинается рассказ. Не назидательный урок, а домашнее предание.

Итак, в пятницу, 4 августа 1833 года Пушкин набрасывает черновик предисловия. Кажется, найдены верные определения действительно прекрасных качеств героев. Но Пушкину вдруг видится, что и отвращение к низкому, и страх причинить несчастье - это следствие каких-то более важных и всеобъемлющих качеств. 5 августа автор возвращается к рукописи и вносит правку: «…сохранишь в своем сердце… прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».

Предисловие становится благословением для героев, отправляющихся в дальнюю дорогу навстречу неизвестности. Их милые образы еще не легли на бумагу, но они уже поселились в душе. Пройдет еще много месяцев, прежде чем повесть тронется, как весенняя река. И тогда навсегда войдут в наше сердце капитанская дочка голубушка Маша Миронова, пылкий и отчаянный Петр Гринёв, неусыпно заботливый Архип Савельевич, которого поначалу, в черновиках, Пушкин звал Степаном.

И вечно будут виднеться в метельной непогоде огоньки Белогорской крепости, где нас ждут добрые старики Мироновы. Где никто не боится никаких «супостатов», но Иван Игнатьич для порядка чистит чугунную пушку… Окончив работу, старый поручик садится на пригреве, на прошлогоднюю жухлую траву и, улыбаясь, вглядывается в дорогу… «Счастливый путь и дай Бог вам!..»

Короткое предисловие к «Капитанской дочке» стоит того, чтобы о нем вспоминали не только литературоведы: в нем, кроме чисто художественных достоинств и подробностей, необходимых для понимания повести, таится еще что-то очень важное для нас, читателей. Очевидно, это нравственная твердость пушкинского рассказчика, уверенность в различении добра и зла.

III. Обсуждение прочитанного.

− Кто является рассказчиком в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? (Пётр Андреевич Гринёв.)

− Каким предстаёт рассказчик в самом начале повествования? (Недорослем. Петруша Гринёв бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе. Его балует маменька. - Запомните описание этого героя, впоследствии в литературе мы встретим похожего героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» - образ Митрофанушки.

Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.)

− Одна из задач нашего сегодняшнего урока – проследить становление характера главного героя. Давайте вспомним, с чего началось взросление героя. Когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? Какие события, люди повлияли на судьбу Гринёва. Вследствие чего из Петруши он становится Петром Андреевичем Гринёвым?

− Итак, когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? (С того момента, когда отец решил отправить его на военную службу.)

− Какими словами напутствует отец сына, ставшими впоследствии ключевыми не только в данной повести, но и в литературе вообще? («Прощай, сын. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». – Тоже можно провести параллель с эпизодом из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», отъезд Андрея Болконского на войну.)

− Как вы понимаете слова отца? (Он говорит о долге, чести, благородстве, верности слову.)

− С чего начал Петруша свою самостоятельную жизнь? (С игры на бильярде, проигрыша Зурину ста рублей.)

− Почему путники попадают в буран, кто их спасает? (Из-за упрямства Петруши, юношеского максимализма. Спасает вожатый, который указывает дорогу.)

− Как отблагодарил Петруша своего спасителя? (Пожаловал ему заячий тулупчик.)

− Как отнёсся к поступкам Гринёва Савельич? (Был недоволен, возмущён убытком, ворчит и возражает; считал, что Петруша не отдаёт отчёта в своих поступках.)

− Как вы расцениваете поведение Петра Андреевича? (Неправильно повёл себя с Савельичем, но долг честного человека – отвечать за свои поступки, поэтому правильно поступил, что отдал долг Зурину, пожаловал тулупчик спасителю.)

− Запомните эти вехи становления Петра Гринёва. Чуть позже мы построим схему развития характера главного героя. А лучше понять Петрушу нам поможет другой герой повести. Как вы думаете, какой? (Верно, Алексей Иванович Швабрин.)

− Что вы узнаёте о Швабрине и от кого? (От Василисы Егоровны. Швабрин переведён в Белогорскую крепость за дуэль. Он стал причиной гибели человека.)

IV. Составление таблицы «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина».

− Чтобы лучше понять характер главного героя, составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина, которую будем заполнять в ходе рассуждения. Давайте посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести, мужества и благородства.

− Что мы можем выделить общего у Гринёва и Швабрина? (Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.)

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

Разное.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

1) – Давайте начнём с того, что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? В гарнизоне? (Белогорская крепость совсем не походила на крепость в полном смысле этого слова. Скорее всего, это была простая деревушка. Командиром можно назвать Василису Егоровну. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая.)

Как приняли Петрушу в семействе Мироновых? (Тепло, выказывали заботу.)

– Пушкин с теплотой и нежностью пишет об отношениях этих людей, и здесь проводится одна из самых дорогих Пушкину идей - мысль семейная. Обратите внимание на слова Фёдора Михайловича Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Почему Достоевский так сказал? Потому что в творчестве Пушкина заложены традиции, которые впоследствии получат развитие в русской литературе XIX века. В частности, мысль семейная станет одной из основных мыслей в творчестве Л.Н. Толстого, например, в романе-эпопее «Война и мир» (семьи Болконских, Ростовых).

– Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем? (Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.)

− Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие? (Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было слушать о них плохое.)

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

2. Поведение на поединке

2) – Из-за чего возникает дуэль? (Гринёв сочинил стихотворение, посвятив его Маше. Он выносит его на суд Швабрина,искренне считая его свои другом, ожидая похвалы. Но грязные намёки Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря. Швабрин, пытаясь отвратить Гринёва от Маши, добивается прямо противоположного - Петруша взглянул на Машу по-новому. Разговор с Машей и её признание, что Швабрин сватался за неё, а она отказала, довершил дело - Пётр влюбился.)

− Как ведёт себя Гринёв во время дуэли? (Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. )

− Как поступает Швабрин? (Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.)

− Хочется отметить, что А.С. Пушкин не даёт развёрнутых характеристик своим героям, о характере мы можем судить по их поступкам.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

3)– А теперь давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Капитанская дочка». Обратите внимание на то, как ведут себя Гринёв и Швабрин.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

4) – После ранения Маша ухаживает за Гринёвым, что ещё больше сближает их. Что собирается предпринять Гринёв? (Написать письмо родителям, испросить их благословения на брак с Машей.)

– Какой ответ они получают? (Отказ.)

– Как ведёт себя Маша? Готова ли она бороться за свою любовь? (Нет. Считает, что брак не принесёт им ничего хорошего без родительского благословения. Готова расстаться с Петрушей.)

– Как относится к Маше Швабрин? (Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. С приходом Пугачёва держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.)

– Как ведёт себя Гринёв после подавления бунта на следствии? (Не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.)

5) – Как ведёт себя с Пугачёвым Гринёв? (Гринев отказывается от присяги самозванцу: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».

Благородный Гринев честно признается, что не считает Пугачева царем. А Пугачев – самозванец очень грозно заявил: «Я великий государь… Так ты не веришь, что я был государь Петр Федорович?» Хотя разбойник и сам не верит, по мнению автора, в успех своего предприятия: это подтверждает и калмыцкая сказка об орле: «Лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» До этого он говорит: «Улица моя тесна; воли мне мало… при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Нам кажется, Пушкин с сочувствием относится к Пугачеву, человеку, который обманывает людей, но сам это понимает и еще очень нетерпим к лжецам: «И ты смел меня обманывать! Знаешь ли ты, бездельник, чего ты достоин?» - говорит он Швабрину.)

– Как ведёт себя с Пугачёвым Швабрин? (Это человек, для которого не существует понятий честь и достоинство. Он полон тщеславия, малодушия. Для него нет ничего святого. Оговаривает Гринева: обвиняет его в сотрудничестве с Пугачевым, в предательстве. Сам нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева в Белогорской крепости, к измене Швабрин готовился заранее: сразу же после приступа мы видим его обстриженного в кружок и в казацком кафтане.)

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдёшь по жизни – умрёшь. Против чести пойдёшь – жив будешь». Антигерой Пушкина уже сделал свой выбор. Именно во время Пугачёвского бунта проявились низость чувств, бесчестие, духовный нигилизм Швабрина.

– Какой же вывод мы можем сделать? (Гринёв и Швабрин – антиподы.)

V. Составление схемы взросления главного героя.

− А теперь давайте в тетрадях вычертим схему взросления главного героя.

− Как вы думаете, с какой отправной точки надо начать? (Уплата долга за проигрыш, далее – благодарность за спасение).

6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

4) Отказ присягнуть бунтовщику.

3) Поединок за честь девушки.

2) Благодарность за спасение.

1) Уплата долга за проигрыш.

– Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к словам Ф.М. Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Традиция изображения героя в развитии получила мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с которыми мы ещё встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь, неуспокоенные. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов. Именно такие стали любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций.

VI. Понятие чести. Работа со словарями.

− На сегодняшнем уроке мы достаточно часто употребляем слово «честь». Оно в эпиграфе, встречается в нашем разговоре. Как же поначалу понимает слово “честь” юный Петруша Гринёв? Для того чтобы нам в этом разобраться, выясним значение этого слова по словарю С.И. Ожегова и словарю В.И. Даля. (Опережающее задание было дано учащимся заранее. Они выясняли значение слова по словарям.)

Дело чести, долг чести.

Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь .

4. Почёт, уважение. Воздать честь .

3. Высокое звание, чин.

– В каких значениях понимает Петруша слово “честь” в начале романа? (В четвёртом значении у Ожегова и во втором, третьем, четвёртом, пятом у Даля.)

− Мы видим, что такое понятие, как честь, Петруша Гринёв воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано.

− А в конце повествования? (Пётр Андреевич Гринёв вполне сформировавшаяся личность с устойчивыми понятиями и представлениями о чести, благородстве, мужестве.)

VII. Опрос домашнего задания.

− А что в вашем понимании значит «честь»? (Домашнее задание предыдущего урока. Ответы учащихся.)

VIII. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

− Алексей Иванович Швабрин – полная противоположность Петра Андреевича Гринева. Гринев во имя спасения другого человека солжет, но в остальных случаях, если даже ему невыгодно или даже опасно быть честным, против чести не пойдет. Когда Петруша проиграл сто рублей Зурину, «экономный» Савельич посоветовал Гриневу солгать: «Напиши этому разбойнику, что у нас и денег-то таких не водится». Но Гринев отказывается от такого совета: «Полно врать…» И всегда между честью и обманом выбирает честь и достоинство. Честь свою молодой офицер не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой.

На сегодняшнем уроке мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах - сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу «Береги честь смолоду!». Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства.

И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской.

А.С. Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства. Я думаю, что после этого урока вы тоже задумаетесь над этими понятиями. Мне очень хочется верить, что когда вы вырастете, то будете людьми чести, долга, исполненными чувством собственного достоинства.

«Капитанская дочка» учит нас умению вникать в пережитое нами самими, в достоинства собственной судьбы - такой, как она сложилась.

Русский мыслитель В. Розанов говорил: «Любите свою сказку. Сказку своей жизни. Жизнь каждого есть сказка, один раз рассказанная в этом мире».

IX. Домашнее задание.

Подготовить сообщения по группам:

1 группа – «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».

3 группа – «Отношение рассказчика к народной войне».

И в заключении мне хочется обратиться к вам строчками из не менее удивительного произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

2. Поведение на поединке

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

4. Отношение к Маше Мироновой

5. Поведение с Пугачёвым

Приложение

Приложение

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь .

4. Почёт, уважение. Воздать честь .

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3. Высокое звание, чин.

4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5. Оказание почтения, почёта.


Береги честь смолоду.

Пословица

Давно замечено, что, преодолевая жизненные трудно-сти и противостоя превратностям судьбы, одни люди становятся крепче, закаленнее, мужественнее, другие же — сдаются, ломаются. Преподнося неожиданные сюр-призы, жизнь словно проверяет людей на силу характера, на устойчивость их моральных и нравственных ценнос-тей, честность перед самим собой. Таким «проверочным» испытанием явилась для многих крестьянская война под предводительством Пугачева. Участие в пугачевском восстании и его подавлении ярко высветило в повести два по-своему незабываемых характера — Петра Гринева и Алексея Швабрина.

С самого начала повести мы имеем возможность на-блюдать, какие события и факторы накладывают свои глубокие отпечатки на характер Петра Гринева, формируя его. В начале повести Петр — доверчивый и наивный юноша, но уже тогда он свято выполняет завет отца, провожавше-го его на службу: «Береги честь смолоду». Глубокий стыд и раскаяние охватывают Петра после веселой пирушки с новым знакомым Зуриным. Однако, несмотря ни на что, Петр считает делом чести отдать тому проигранные в не-честной игре деньги. Доброту, щедрость и простую челове-ческую благодарность проявляет Гринев по отношению к человеку, спасшему его во время бурана и впоследствии оказавшемуся предводителем крестьянского восстания Пугачевым.

Попав на службу в Белогорскую крепость, Петр Гринев знакомится со всеми ее обитателями, особенно близко схо-дится с семьей коменданта крепости Миронова и Алексе-ем Швабриным.

По мере того, как растет и укрепляется в сердце Грине-ва любовь и нежность к Маше Мироновой, ему открываются и причины низменных и подлых порывов Швабрина. Ведь Швабрин когда-то тоже был влюблен в Марью Ива-новну, но, получив отказ, теперь не может смириться с этим, и пытается очернить ее, выдумывая сплетни и гадости о ней и ее семье. Поняв это, Гринев вступается за честь де-вушки и вызывает обидчика на дуэль. Неизвестно, чем бы закончился поединок, если бы Швабрин бесчестным уда-ром не ранил Петра.

Швабрину невыносимо видеть внимание и участие, которым окружили раненого Гринева Маша и ее семья. Он пишет анонимное письмо отцу Петра, после которого, раз-гневанный поступком сына, отец не дает молодому Грине-ву согласия на брак с любимой девушкой.

Когда волна восстания докатилась до стен Белогорской крепости, ее обитатели по-разному встретили мятежников. Комендант крепости и многие офицеры пали от руки суро-вого Пугачева, отказавшись признать его царем. Муки со-вести не свойственны Швабрину. Он без колебаний при-сягнул на верность Пугачеву, поцеловал руку, переоделся и остригся. Для этого человека не существует понятия о дворянском долге и ради спасения своей жизни он готов на все. Оставшись же в крепости за главного, этот негодяй сажает Машу Миронову под замок на хлеб и воду и вся-чески ей угрожает, добиваясь, чтобы она стала его женой. Он чувствует свою безнаказанность и от этого становится еще более жестоким.

Волей судьбы оказывается так, что заячий полушубок, подаренный Гриневым Пугачеву давным-давно, во время суда над защитниками крепости спасает юноше жизнь. Теперь его основная задача — спасти Машу из плена, дать ей защиту и укрытие. Честность и прямолинейность, доб-рота, чувство собственного достоинства и долга, благород-ство привлекают в Гриневе не только читателей повести, но и самого Пугачева, который умеет оценить настоящие достоинства человека. Ведь Гринев, обращаясь за помо-щью к государственному врагу, не изменяет присяге и не скрывает этого от грозного атамана. Надеясь на порядоч-ность, понимание и человеческое участие, Петр Гринев про-сит у Пугачева помощи и получает ее. Девушка и ее доб-рое имя спасены. Материал с сайта

Попав под суд после подавления восстания, Швабрин и не думает раскаиваться в своих низменных поступках. Он продолжает выгораживать себя, обвиняя в шпионаже и измене Гринева, надеясь тем самым раз и навсегда отомстить своему врагу, свидетелю его — Швабрина — низости и подлости. Гринев же в очередной раз прояв-ляет благородство и широту души, отказавшись от оп-равдания себя перед лицом императрицы и всего госу-дарства с целью не впутывать в судебное разбирательство имя любимой девушки, оставшейся сиротой и перенесшей тяжелые испытания.

Для Петра Гринева все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности и трудности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы, идеалы, любовь. Беспринципно-го и бесчестного человека, которому неведомо чувство дол-га, часто ожидает участь остаться наедине со своими гад-кими поступками, низостью, подлостью без друзей, люби-мых и просто близких людей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характеристика швабрина из капитанской дочки
  • сравнительная хар-ка швабрина и гринева
  • гринев в начале повести
  • швабрин и гринев
  • гринев в повести капитанская дочка

В сюжет повести «Капитанская дочка» легли события конца XVII столетия. По России прокатилась волна мятежей под командованием самозванца Пугачева. Герой пушкинского произведения - молодой дворянин Петр Гринев. Что общего у Швабрина с главным персонажем?

Для того чтобы найти сходные черты у этих героев, следует дать сравнительную характеристику. О том, что общего у Гринева и Швабрина, можно понять уже из той главы, где рассказано об их встрече.

Отношение к людям

Гриневу семнадцать лет. Он сын помещика, приверженца старых традиций. В начале произведения Гринев показан открытым, но легкомысленным подростком. На Петра огромное влияние оказал гувернер - человек несерьезный и не самый лучший педагог. Впрочем, француз преподал своему подопечному несколько уроков фехтования, что в дальнейшем спасло ему жизнь.

Уже в начале повести читатель видит, что главный герой человек добрый, отзывчивый. Достаточно вспомнить сцену встречи с Пугачевым. Неизвестный мужик помог Гриневу выбраться к постоялому двору. Петр отблагодарил своего спасителя, подарив ему заячий тулуп. Сложно сказать, что общего у Гринева и Швабрина. Ведь для последнего отношения к людям обусловлено расчетливостью. Швабрин - мстительный, злобный человек. Сперва Петр рад знакомству с молодым дворянином, но уже скоро разочаровывается в своем новом приятеле.

Маша Миронова

Алексей коварный, подлый. Он отвратительно отзывается об обитателях крепости, в том числе и о Маше, которая отказалась выходить за него замуж. Что общего у Гринева и Швабрина? Они оба влюблены в капитанскую дочку. Правда, чувства свои выражают по-разному.

Швабрин пытается всячески очернить несостоявшуюся невесту. Он называет ее дурочкой, а прочитав стихотворение, посвященное капитанской дочке, распускает о ней грязные сплетни. Маша, по словам Алексея, готова ответить взаимностью тому, кто сделает ей подарок. Гринев не позволяет себе отзываться о людях плохо. Он настоящий дворянин.

Петр заступается за честь девушки, вызывает Алексея на дуэль. Далее автор изображает сцену, которая и отвечает на вопрос о том, что общего у Гринева и Швабрина. Общее одно - умение фехтовать. В остальном эти герои совершенные противоположности. Швабрин наносит удар противнику тогда, когда тот оборачивается на крик слуги. Наносить удар в спину - тактика, характерная для Алексея.

Но вернемся к главной героине пушкинской повести. Гринев любит Машу, и это чувство взаимно. Но если б сердце девушки принадлежало другому человеку, его отношение к ней не изменилось бы. Это человек благородный, действующий в любой ситуации, как велит ему офицерский долг. Швабрин же, перейдя на сторону Пугачева, сделал Машу своей пленницей. Что общего между Гриневым и Швабриным в отношении к главной героине, сказано выше. Это влюбленность. Однако в главах, где рассказано о захвате крепости, Алексей изображен в настолько неприглядном виде, что у читателя возникают сомнения, способен ли это человек любить. Любовь - чувство бескорыстное, а Швабрин всегда стремится к наживе.

Отношение к Отечеству

Максимально раскрывают характеристики героев события, происходящие после захвата крепости. Швабрин без колебания переходит на сторону мятежников. Он так боится смерти, что мгновенно забывает о присяге, которую дал императрице. Гриневу же удается следовать наставлениям отца даже в критический момент. Петр отказывается присягать мятежнику, при этом честно заявляет Пугачеву о своем долге перед Отечеством.

Как ни странно, разбойник Емельян испытывает к молодому дворянину симпатию. И дело даже не в том, что Петр когда-то подарил ему тулуп и угостил вином. Пугачев видит, что перед ним не трус, человек с твердыми убеждениями. Даже самозванец, на совести которого множество смертей, уважает офицера, не отступившего от своих слов в минуты смертельной опасности.

Для Швабрина нет ничего святого. Он предает Родину, отрекается от офицерского чина. Но он очень мстительный. Оказавшись под арестом, Швабрин всячески пытается оклеветать Гринева. От казни Петра спасает Маша.

Что общего у героев Гринева и Швабрина

В этих образах больше отличий, чем сходных черт. Общую характеристику Гринева и Швабрина составить невозможно. И у первого, и у второго дворянское происхождение. И Гринев, и Швабрин - офицеры. Но назвать перебежчика, труса, предателя дворянином нельзя. Дворянин тот, для которого превыше всего чувство долга. Это тот, кому неведома ни корысть, ни трусость, ни мстительность. Классический образ русского дворянина - Петр Гринев. Швабрин - антипод главного героя повести Пушкина.

Швабрин и Гринев - главные герои повести А. С. Пушкина " Капитанская дочка".
Оба- дворяне, оба офицеры, оба служат в Белогорской крепости, оба влюблены в Машу Миронову.
На этом их сходство заканчивается. Швабрин переведен в крепость за смертоубийство, Петр Гринев попал сюда по желанию отца, которые хотел, чтобы сын получил первоклассную армейскую подготовку не в столице.
По- разному понимают молодые люди и свой долг. Как только Емельян Пугачев взял Белогорскую крепость, Швабрин, подстриженный под кружок, сразу перешел на его сторону, опасаясь за свою жизнь. Гринев же честно сказал самозванцу, что присягал государыне императрице и ему служить не будет.
Некрасиво ведет себя Швабрин и по отношению к Гриневу. Он наговаривает родителям его о недостойном поведении сына, завидуя тому, что именно Петру, а не ему отдала предпочтение Маша Миронова.. Кроме того, он смеется над стихами своего друга вместо того чтобы поддержать. Дружить Швабрин не умеет, предать - на счет " раз ".
И Швабрин, и Гринев - дворяне, но второй из них следует завету " береги честь смолоду", а первый лишь думает о своей шкуре. Представляя на суд читателей двух ровесников, Пушкин дает понять, что песенка Швабриных перед судом истории давно спета, а Гриневы - элита России и ее будущее.

В своем романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкин на первое место ставит проблему чести, человеческого достоинства. На протяжении всего произведения он всесторонне разрабатывает этот вопрос, сталкивая главного героя Петра Гринева с другими персонажами.
Так, полной противоположностью Гринева является Алексей Иванович Швабрин. Казалось бы, у этих людей много общего. Оба они благородного происхождения, оба молоды, достаточно хорошо образованы.
У этих героев, как мне кажется, схожи многие интересы. Недаром Пушкин подчеркивает, что эти люди тесно общались: «С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день…»
Мы понимаем, что оба они интересуются литературой, поэзией, в частности. Так, Швабрин хорошо знает творчество В.К. Тредиаковского, а стихи Гринева высоко оценил сам Сумароков.
Кроме того, у героев есть и еще один общий интерес – Маша Миронова. Оба они влюблены в капитанскую дочку, оба ухаживают за ней. Но именно это чувство, прежде всего, и проявило разность героев, их совершенно противоположные моральные качества, жизненные принципы.
Маша отказала Швабрину, и тот, в отместку, начал клеветать на невинную девушку. Он буквально поливал героиню грязью, нисколько не стесняясь потом садиться с нею и ее родителями за один стол, бывать в их доме. Больше того, Алексей Иванович, видя, что между Гриневым и Машей существует взаимная симпатия, делал все, чтобы молодые люди не были вместе.
Петр Гринев не разделяет и не принимает такого поведения своего «приятеля». Он считает его недостойным не только дворянина, но и вообще честного человека. Гринев вызывает Швабрина на дуэль, стремясь защитить доброе имя своей возлюбленной. Важно, что и на этом поединке чести Алексей Иванович ведет себя бесчестно.
Но во всей полноте натуры героев раскрылись при восстании Пугачева. Оба они стали свидетелями и участниками страшных событий, грозящих им и их близким смертью.
Швабрин пошел по легкому пути. Он, забыв о своей присяге императрице, о своей дворянской чести, перешел на сторону Пугачева: «Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!» Таким образом, Швабрин становится предателем, предпочитая бесчестную жизнь честной смерти.
Гринев, при тех же условиях, выбирает другое. Он в лицо Пугачеву заявляет, что не может стать его сторонником, потому что клялся на Библии, что будет верен государыне императрице: ««Нет, - отвечал я с твердостию. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».
Такое поведение героя вызывает уважение даже у Пугачева. Он отпускает Петра из крепости. Но, больше того, бунтарь помогает Гриневу выручить Машу из заточения, в которое девушку заключил Швабрин. Бесчестный Алексей Иванович, воспользовавшись своим положением, принуждал девушку выйти за него замуж. И только смелый поступок любящего Петра спас Машу от голодной смерти.
В итоге Гринев, несмотря на злобные происки Швабрина, оклеветавшего его, выходит победителем из всех событий. Сохраненная честь, чувство собственного достоинства, а также любовь Маши помогают герою остаться живым и идти дальше с высоко поднятой головой. Швабрин же, тяжело раненный, попал в плен к государственным войскам, стал носить клеймо преступника и предателя.
Пушкин показывает нам, что сохранить себя, выйти победителем из сложных жизненных испытаний можно, лишь сохранив собственную честь, Человека в себе. Это писатель наглядно демонстрирует нам на примере двух своих героев – Гринева и Швабрина. Испугавшись, пойдя на поводу у своих низменных инстинктов, человек рискует не телом, но душой. И это гораздо страшнее, на мой взгляд.

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (2 вариант)

Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой "императорский" суд, то есть безжалостно расправляется с безоружными людьми. Именно этот момент в повести является ключевым для сравнительной характеристики двух героев "Капитанской дочки" - Гринева и Швабрина.
Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Петруша - мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого благополучия - служба в гвардии. Однако сама жизнь рассеивает его иллюзии. После карточного проигрыша Зурину Гринев испытывает стыд. Последовавшая вскоре встреча с вожатым показывает, что Петруша - хороший человек. Несмотря на увещевание Савельича, Гринев дарит вожатому заячий тулупчик со своего плеча. Служба в Белогорской крепости оказалась необременительной, Петруша влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Влюбленность делает Гринева поэтом. Своими стихотворными пробами Петруша делится с Алексеем Швабриным - молодым офицером, сосланным в крепость за участие в дуэли. Оказывается, Шваб-рин тоже был влюблен в Машу, но получил отказ. Швабрин пытается очернить девушку в глазах Гринева, и тот вызывает его на дуэль. Петруша получает от своего бывшего друга легкую рану. Но даже и после этого Швабрин продолжает завидовать Гриневу, ведь Маша и ее родители заботливо ухаживают за раненым юношей. Однако вскоре Швабрин получает возможность отомстить.
Пугачев звал всех желающих присоединиться к своему мятежному войску. Швабрин с радостью соглашается: он присягает на верность самозванцу. Гринев же, невзирая на смертельную опасность, не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви и противники на дуэли встают по разные стороны баррикад. Положение Швабрина все-таки менее выгодно: присоединившись к Пугачеву, он тем самым раз и навсегда поставил себя вне закона. Гринев, которого Пугачев помнит по встрече в пути, рассказывает самозванцу правду о своей возлюбленной, надеясь на снисхождение со стороны предводителя. Этот психологический бой Гринев выигрывает, спасая себя и Машу.
Два офицера российской армии - Петр Гринев и Алексей Швабрин ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин - носители двух принципиально различных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести "Капитанская дочка"

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что идейное содержание данного произведения очень многогранно. Одной из проблем, волнующих автора, становится противопоставление понятий чести и бесчестия, что очень ярко отражено в постоянном сравнении двух героев: Гринева и Швабрина и их представлений о чести. Эти герои молоды, оба дворянского происхождения. Автор подчеркивает некую схожесть характеров молодых людей. Но что же тогда помешало им стать друзьями и вместе преодолевать все тяготы военной службы?

Работа содержит 1 файл

Гринёв и Швабрин. Сравнительная характеристика.

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что идейное содержание данного произведения очень многогранно. Одной из проблем, волнующих автора, становится противопоставление понятий чести и бесчестия, что очень ярко отражено в постоянном сравнении двух героев: Гринева и Швабрина и их представлений о чести. Эти герои молоды, оба дворянского происхождения. Автор подчеркивает некую схожесть характеров молодых людей. Но что же тогда помешало им стать друзьями и вместе преодолевать все тяготы военной службы?

По-моему, причина – в воспитании. Петр Андреевич никогда не испытывал одиночества, ни в чем не нуждался, ему повезло с родителями. Кроме того, Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности.

На первых страницах повести Пушкин устами Савельича знакомит читателей с духовными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петрушу, который впервые напился и вел себя неприглядно.

А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь – смолоду». Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета.

Но честь – термин широко понимаемый. Если для Гринева-отца честь – это, прежде всего, честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. В юноше как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи его отцу.

Швабрин же, напротив, с раннего возраста был лишен родительской ласки и заботы. Он не знал, что значит детское счастье, детский смех, но зато отлично понимал, что такое слезы и горе. Детство обеих героев имело огромное влияние на формирование их характера, совести и морали. Гринев стал добрым, смелым, отзывчивым и надежным человеком, а Алексей – типичным карьеристом, лживым, циничным, коварным. Эти качества своих персонажей Пушкин открывает читателям не сразу, а постепенно, заставляя анализировать каждый поступок молодых людей.

Сближает героев и то, что попадают они в Белогорскую крепость не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…». А Швабрин попал в это захолустье, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Известно, что, в своё время, для дворянина дуэль была способом отстоять свою честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, например, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка заставляет усомниться в благородстве Швабрина.

Гринев же первый раз поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Это же качество проявилось и в щедром подарке неизвестному «мужичку», который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей дальнейшей судьбе Петра Андреевича. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу.

Испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил и своим поведением доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью.

Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник Алексей Иванович Швабрин. Автор характеризует Швабрина как циничного, пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он клевещет на Машу Миронову, бросает тень на ее мать. Он наносит Гриневу вероломный удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневу-отцу. И на сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.

Но особенно ярко проявились нравственные качества одних героев и низость других во время бунта. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступает и Гринев, не желая присягнуть Пугачеву, но был помилован. Мне кажется, что автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель восстания не был чужд понятиям чести. Кроме того, Гринев и Маша, благодаря ему, навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов, так как Пугачев не только не поддержал его, но и явно дал понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не соперник.

Я думаю, судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев важным жизненным испытанием стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному относятся эти два персонажа и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег…». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной…». Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье…» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнивать главных героев, безусловно, большее уважение вызовет Гринев, потому что, несмотря на молодость, он ведёт себя достойно, остаётся верен себе, не позорит честное имя отца, защищает любимую.

Неоднозначно относится к своим героям и А.С.Пушкин: патриот Гринев является антиподом предателю и мерзавцу Швабрину. Я считаю, Алексей, после перехода на сторону восставших, вообще недостоин офицерского звания и чести носит погоны.

Я поддерживаю позицию автора в отношении к главным героям. Мне кажется, что противостояние Петра Андреевича Гринева и Алексея Швабрина – это противостояние верности и предательства, любви и ненависти, добра и зла. По-моему, Гринев – тот идеал офицера, которого не хватало русской армии в девятнадцатом веке.

К сожалению, сейчас очень мало таких людей, как Петр Гринев, честных, добрых и бескорыстных. Современное общество почти утратило эти качества. А так хочется, чтобы пословица «береги честь смолоду» имела для каждого значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.