Описание картины цветы и плоды для 3. Сочинение по картине хруцкого "цветы и плоды". Восторг людей разного поколения, вызванный шедевром

Развитие речи. Обучение сочинению по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» (5 класс).

Разработка урока учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №16 г. Невинномысска Ставропольского края Назаровой Людмилы Васильевны.

Цели урока: 1. подготовить к написанию сочинения – описания картины в художественном стиле;

2. учить собирать рабочие материалы к сочинению и составлять простой план;

3. учить детей наблюдать, давать словесное выражение увиденному на картине.

Оборудование: репродукция картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» («русский язык», 5 класс, под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, «Дрофа», Москва, 1999, цветная вклейка на стр. 8); плакаты с планом работы над сочинением, искусствоведческими терминами.

Межпредметные связи: ИЗО.

План урока.

    Вступительное слово учителя 1 мин.

    Выявление первоначальных впечатлений учащихся 3 мин.

    Чтение и запись плаката № 1 3 мин.

    Коллективное составление плана 10 мин.

    Работа с теоретическими понятиями 2,9 мин.

    Коллективное собирание рабочих материалов 15 мин.

    Групповая словарно - стилистическая работа 20 мин.

    Коллективная работа над вступлением 4 мин.

    Коллективная работа над заключением 5 мин.

    Работа по предупреждению речевых ошибок 2 мин.

    Устное сочинение по картине 10 мин.

    Демонстрация образца сочинения.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Посмотрите репродукцию картины «Цветы и плоды». Её автор – И.Т. Хруцкой (1810-1855г.) – признанный мастер в изображении натюрморта и интерьера. Он стремился предельно точно и подробно воссоздать обстановку, предметы быта.

2. Выявление первоначальных впечатлений учащихся.

Что изображено на картине? (Ваза с цветами и фрукты)

Чем привлекает изображенное на картине? (Цветы очень красивы, разнообразны, ярки;

фрукты спелые, сочные, художник их так изобразил, что их хочется съесть; чувствуется аромат цветов)

Всмотритесь в цветы, перечислите их (эта работа вызывает у детей затруднение, т.к. некоторые цветы им неизвестны, подсказывает учитель). – Это розы, пионы, ирисы, флоксы, незабудки.

Перечислите фрукты (персики, груши; кроме того, грозди винограда и тыква).

Художник картину пишет красками, создавая образ. А сможете ли вы описать увиденное словами? Попытайтесь (Попытки неудачны, т.к. дети не знают, с чего начинать).

Учитель: Вам поможет подсказка-план, в котором показана последовательность ваших действий.

3. Чтение и запись содержания плаката:

План сочинения-описания.

    Дать общее представление о картине.

    Описание деталей, частей изображенного на картине.

4. Коллективное составление плана:

1. Роскошный букет и спелые фрукты.

2. Мастерство художника в изображении

а) цветов;

б) плодов;

в) других деталей натюрморта.

3. Великолепие щедрых даров природы, запечатленных И. Т. Хруцким.

Учитель : Поскольку вы описываете картину, вам нужно пользоваться терминами и понимать их значение.

5. Чтение плаката:

Натюрморт – картины, на которых изображены различные предметы: фрукты, овощи, цветы и др.

Композиция – построение картины (использовать слова: задний и передний план, справа, слева, возле, около, рядом, ниже, в центре и др.)

Цветовая гамма – последовательный ряд близких по цвету и оттенкам красок.

6. Коллективное собрание рабочих материалов (к основной части сочинения). Оформление в виде таблицы.

План наблюдений

Материалы (форма, цвет, характерные признаки)

Дополнения

1. Цветы

2. Фрукты

3. Другие предметы

Махровые алые пионы, нежные белые пионы, бледно-розовая роза, лиловые ирисы, изящные букетики сиреневых флоксов, колоски спелой ржи, оранжевые маки с шелковистыми лепестками, голубые незабудки.

Бледно-желтые груши с румяным бочком, крупная кисть янтарного винограда, спелые персики с бархатным пушком, огромная золотистая тыква.

Изящный бронзовый кувшин, тонкий стеклянный стакан, наполненный кристально чистой водой, плетеный короб, ломтик лимона в стакане.

Примечание : в третью колонку ученики записывают понравившиеся им слова и словосочетания.

7. Словарно- стилистическая работа

а) Беседа

Учитель : Каким глаголом можно назвать положение цветов по отношению к кувшину?

Ученики : Стоит; цветы стояли в кувшине.

Учитель : А по отношению к фруктам?

Ученики : лежат; лежат на столе, в корзине.

Учитель : А можно ли постоянно повторять эти глаголы: пионы стоят, роза стоит, персики лежат, груши лежат?

Ученики : Нет, это речевая ошибка.

Учитель : Как можно избежать этой ошибки?

Ученики : Подобрать синонимы, выразить мысль по-другому

Учитель : Давайте проведем игру «Кто больше?»

Назовите как можно больше глаголов, которые описывают положение предметов.

б) Игра «Кто больше?»

Итоги игры: подобраны глаголы: темнеет, спряталась, возвышается, пламенеет, притаился, выглядывает, гордится, возвышается.

в) Групповая работа

1 группа подбирает слова эмоционально-оценочной лексики; эпитеты (глаголы: любоваться, наслаждаться, восхищаться; эпитеты и прилагательные: пышный букет, роскошный букет, великолепные цветы, дивная роза, прелестные флоксы)

2 группа подбирает олицетворения (цветы красуются, ирисы скромно спрятались за пышными пионами, флоксы окружили розу изящными зонтиками соцветий, алые пионы грустно опустили свои шляпки, колоски ржи притаились за яркими цветами.

8. Коллективная работа над вступлением к сочинению

Вариант : На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим великолепный натюрморт с роскошным букетом цветов и спелыми фруктами. Художник не случайно выбрал теплую гамму: он хотел передать красками радостное восприятие окружающего мира. Кроме того, это краски осени – поры созревания плодов и пышного цветения.

9. Коллективная работа над написанием заключения сочинения

Варианты: 1) Прекрасные цветы, сочные фрукты и ягоды – все это как дивный дар жизни принес человеку замечательный русский художник И.Т. Хруцкой.

2) Картина Хруцкого «Цветы и плоды» вызывает истинное наслаждение роскошными дарами осени.

3) В картине отразилось радостное любование художника красотой и богатством природы.

10. Работа по предупреждению речевых ошибок.

Учитель : Старайтесь избегать речевых недочетов типа: на рисунке нарисован…, мне очень понравилась эта картина…, впечатление хорошее…, нарисовал хорошо и др.

11. Устное сочинение по картине (по пунктам плана; 2-3 ученика)

На дом : написать сочинение по картине, используя рабочие материалы и записи в тетради

Приложение: Сочинение ученика

Я рассматриваю картину И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Этот натюрморт поражает богатством и щедростью природы, мастерством художника, удивительно точно и ярко сумевшего передать прелесть букета и фруктов.

В центре полотна на переднем плане я вижу бронзовый кувшин, в котором красуются роскошные цветы. Алые пионы кажутся еще ярче на тёмном фоне картины. По контрасту с ними белая роза и светлые пионы нежны и скромны. Лиловые ирисы стыдливо притаились среди других цветов. Оранжевые маки пламенеют среди зелёной листвы. Прекрасно дополняют композицию букетики сиреневых флоксов, грациозные голубые незабудки и колоски спелой ржи.

Справа от вазы находится тонкий стеклянный стакан с кристально чистой водой, в котором плавает тонкий кружок лимона. Рядом со стаканом лениво разлеглись бледно-жёлтые груши с румяным бочком. Позади них возвышается большая золотистая тыква, на которой лежит крупная кисть янтарного винограда. Слева от кувшина в плетёном коробе теснятся спелые персики с бархатистым пушком.

Всё в картине дышит радостью жизни, восхищением великолепными дарами солнечного лета.

Список использованной литературы:

1. Русский язык: учебник для 5 класса под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, «Дрофа», Москва, 1999, с 3/3

2. Л.М. Зельманова, Е.Н. Колокольцев. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин, 5-7 классы, М., «Дрофа», 1998, стр.8,10,12

3. Система обучению сочинениям в 4-8 классах под ред. Т.А. Ладыженской, М., «Просвещение», 1973г., стр.84-86.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт

(Гладков)

Перед нами натюрморт Хруцкого И.Т "Цветы и плоды".
Натюрморт один из самых известных сюжетов живописи, которому отдали дань чуть ли не все художники. Голландцы, англичане, французы с упоением писали цветы и фрукты.
Пышные пионы, фиолетовые ирисы стоят в чеканной вазе, радуя глаза. Немного дальше примостился графин с прозрачной жидкостью.которая едва угадывается в глубине картины.
На столе, в живописном беспорядке лежат виноград и тыква, стоит корзина с персиками. Все, что может предложить осень, щедрая на урожай, представлено здесь. Художник отлично уравновесил композицию рисунка и даже ввел в рисунок небольшую веточку полевого овса. Овес уже засох и своей золотой веточкой привлекает внимание к левому краю картины.
Все цветы и фрукы тщательно выписаны художником. Так и видишь прозрачные, налитые соком ягоды винограда, бархатистую кожу персиков, а как красиво написан стакан с водою, так и хочется взять и выпить подкисленную долькой лимона воду. Сам лимон с отрезанной долькой лежит тут же.
На картине смешались осень, весна и лето, потому, что цветы и плоды, изображенные здесь растут в разное время, но на картине это не вызывает зрительского отторжения и в целом это очень прекрасное произведение.

Белорусский и российский живописец Иван Фомич Хруцкий появился на свет двадцать седьмого января тысяча восемьсот десятого. Будущий художник получил среднее образование в Полоцком училище и в тысяча восемьсот двадцать седьмом приезжает в Петербург.

Спустя три года Иван Фомич начинает обучение в знаменитой Академии Художеств. Этот человек вошел в историю искусства своими великолепными натюрмортами. А одно из наиболее известных творений - это картина Хруцкого "Цветы и плоды".

Великолепный натюрморт, или Строгие каноны Академии

Казалось бы, что может быть невиннее, чем изображение щедрых даров земли и к тому же с таким вниманием и любовью к мельчайшим подробностям, декоративностью и одновременно натурализмом. Даже вездесущая муха, севшая на грушу, написана так, что только после неудачной попытки смахнуть ее с полотна, понимаешь, что это лишь живописный прием автора произведения.

Но в те времена, когда была создана картина Хруцкого "Цветы и плоды", обращение к натюрморту было тем более странным, что по утвердившейся в Академии строгой иерархии жанра описание цветов и фруктов считалось достойным лишь учеников. Тех, кто только начинал осваивать живопись. Или вообще для девиц-любительниц. Так как цветы - это приятнейшее для дамского пола украшение.

Картина Ивана Трофимовича Хруцкого "Цветы и плоды". Описание творчества художника

Именно в этом видел смысл натюрморта преподаватель академии и автор правил о рисовании цветов и фруктов художник Яков Иванович Басин. Но самое странное, что как раз эти натюрморты и принесли известность художнику Хруцкому.

Ни его портреты, где хорошенькие женщины представлены в идее современных флор и помон, ни картины, повествующие о тихих житейских радостях, а именно эти несколько архаичные по своей манере и лишенные логики по подбору предметов натюрморты. Чем объяснить неожиданную популярность еще недавно презренного жанра?

Глубокий смысл в создании великолепных произведений

Натюрморт предстает своеобразной игрой или курьезом. Главная его ценность заключалась в создании иллюзии реальности, в обмане зрителя. Отсюда и его название. Но стоит вспомнить, что в эпоху петровских времен кроме натюрморта-обманки вошел в моду и натюрморт-аллегория. Он языком символов раскрывал свой потаенный смысл.

Каждый предмет и растение, абсолютно все, что присутствовало на полотне, соответствовало какому-либо понятию. Розы и пионы говорили посвященному зрителю о быстротечности жизни. Виноград напоминал об искупительной крови Христа. Погасшая свеча заставляла задумываться о смерти. А что касается образа реалистично написанной мухи, то картина Хруцкого "Цветы и плоды" представляет ее, вероятно, лишь для сугубо практических целей. Видимо, считалось, что она отпугнет от произведения других насекомых.

Отношение зрителя к произведениям Ивана Фомича

Светский этикет восемнадцатого столетия подразумевал обязательное знание языка аллегорий. Остатки этих знаний, вероятно, дошли и до начала девятнадцатого века. И натюрморты Ивана Фомича привлекали одних своей декоративностью, других же влекли своей мыслью о суетности бытия, призывом к умеренности и заботам о своей бессмертной душе.

Так и картина Хруцкого "Цветы и плоды", история создания которой приходится на начало тридцатых годов, не может оставить равнодушным ни одного зрителя. Роскошный натюрморт с предметами, которые художник особенно любил. Фаянсовый кувшин, наполненный богатым сочетанием разнообразных цветов. Рядом простой лубяной туесок. На столе огромное количество самых разнообразных плодов. Персики и груши, тыква и лимон, виноград и яблоки. Изобилие, которое дарит сама матушка-природа.

Восторг людей разного поколения, вызванный шедевром

Многие люди, взорам которых предстает картина Ивана Трофимовича Хруцкого "Цветы и плоды", долго не могут забыть впечатление, полученное от этого произведения. Причем восторг этот присутствует у публики совершенно разного возраста. Кто-то серьезно рассматривает этот натюрморт, пытаясь постичь все его тайны, а кто-то просто умиляется сочетанию необычных красок.

Особенно дорого внимание школьников, которое вызывает картина Хруцкого "Цветы и плоды". Сочинение ребенка, приходящего в музей полюбоваться на это произведение, безумно ярко описывает этот шедевр со всеми его земными дарами из неведомых стран и собранных даже на собственных грядках. И порой именно это мнение гораздо дороже для любого автора, нежели критика известных деятелей культуры.

Значение натюрмортов Ивана Фомича для России

Картина Хруцкого "Цветы и плоды" приобрела огромное значение для искусства. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году автор был даже удостоен золотой медали за свои творения. При помощи таких шедевров художник ввел натюрморт в круг признанных жанров, который открыл для России язык вещей, иносказаний. Иван Трофимович выразил мысль о необходимости нравственных ориентиров. Об утонченности души и уходе в личный мир высоких идеалов.

Но в тысяча восемьсот пятьдесят пятом году деятельность восхитительного художника Ивана Хруцкого резко обрывается. Человек, оставивший громадное творческое наследие во всех известных жанрах, находясь в самом зените славы, вдруг исчезает. Растворяется в полной безвестности.

Поселившись в поместье, он превращается в настоящего помещика, который активно занимается хозяйством и рисует преимущественно портреты своих любимых и близких. И, возможно, даже не узнал о том, что его знаменитый натюрморт приобрел для своей галереи сам Третьяков. А ведь это означало признание бесспорного художественного достоинства творения.

И. Ф. Хруцкий , поляк по национальности, белорус по месту рождения, окончательно сформировался как художник в русле русской академической школы. Его дарование было скромным, однако весьма характерным для мастера салонно-академического направления, работавшего на рынок и ориентировавшегося на вкусы широких слоев публики. В историю русского искусства Хруцкий вошел своими натюрмортами - эффектными композициями, где предметы выписаны с иллюзионистической точностью. Эти его работы, выполненные в 1830-х гг. - период формирования и распространения натюрморта в России, имели большой успех у публики и породили волну подражаний. О ранних годах жизни Хрупкого известно не много. Был сыном униатского священника и в 1830-х годах посещал классы Императорской Академии Художеств на правах постоянного, вольноприходящего ученика.Самый старший сын униатского священника, в принципе, должен был продолжить дело отца. Именно для этого в 10 лет его отправляют из родной Усайи в Полоцк в лицей пиаров - монашеского ордена, занимающийся обучением юношества. Образование там давали блестящее, ведь лицеисты изучали математику, физику, метафизику, латынь, риторику, стихосложение. Правда, русский язык для польскоговорящих учеников шел как иностранный, наравне с французским и немецким языками.Но в 17 лет Иван решается ехать в Петербург, чтобы учиться на художника. Почему Петербург, ведь в Вильно уже был университет с кафедрой искусств? Но плохо говорящий по-русски юноша отправляется в столицу, которая, как известно, никого не ждет. Поддерживал ли его кто-то, был ли у него покровитель или меценат, об этом ничего не известно. Но, судя по всему, пришлось ему несладко.Среднее художественное образование он получил в Полоцком лицее. В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 г. поступает в АХ. Здесь прямо или опосредованно он усваивает уроки таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьев, К П. Брюллов, Ф. А. Бруни.К 1832 г. относятся первые датированные этюды художника - "Натюрморт с вазой" и "Натюрморт с птичкой". К ним примыкает группа других подобных же работ ("Плоды и птичка", 1833; "Фрукты", 1834; "Виноград и фрукты", "Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном", оба б. г.), отличающихся довольно простыми композициями.Так обозначается главное направление творчества Хруцкого этого периода - работа над натюрмортом , именуемым в официальных документах как "живопись цветов и фруктов". От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды", 1836, 1839; "Натюрморт со свечой", "Цветы и фрукты", "Плоды, фрукты, битая дичь", все 1830-х, и др.).Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя "новые" предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию атмосферу человеческого присутствия.Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836 г. он был удостоен большой серебряной медали. В том же 1836 г. ему было присвоено звание свободного художника "во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи". Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге", 1839; "Вид в имении", 1847, и др.).


"Цветы и плоды" 1838.

"Натюрморт со свечой"

Роскошь и натуральность натюрмортов Ивана Фомича Хруцкого были столь привлекательны, что число художников, ставших работать в этом виде живописи в середине XIX века возросло многократно. Приехавший из Полоцка в Петербург семнадцатилетний юноша свое стремление стать живописцем осуществлял, занимаясь у писавшего портреты героев войны 1812 года английского мастера Дж. Доу и посещая посторонним учеником Академию художеств. С 1830 года И. Хруцкий учится в Академии и начинает писать свои известные цветы, фрукты, овощи и грибы. Именно за их качественное написание спустя три года после окончания обучения (1836) художнику присваивают звание академика (1839). В начале 1840-х годов И.Ф. Хруцкий покидает Петербург и поселяется в родовом имении Захареничи под Полоцком. Изменяется тематика его работ. Он много и охотно пишет портреты (в том числе религиозных руководителей западных губерний России), семейные портреты, интерьеры своей усадьбы, пейзажи, иконостасы для униатских церквей Вильнюса, Каунаса, Полоцка. Его работы соответствуют требованиям официального академического искусства. И это означает, что они выверены в рисунке, композиции, цветовой тональности, хотя это и приводит во многих картинах к известной статичности. Впрочем, есть у И.Ф. Хруцкого отдельные творения (Портрет Миколая Малиновского, 1855; Автопортрет, 1884), обладающие всеми признаками высокого искусства.

"Битая дичь"

"Цветы и плоды"


"Фрукты"


"Фрукты"


"Плоды и дыня"


"Плоды" (фрагмент).1839.


"Натюрморт с грибами"


"Мясо и овощи"1842

«Натюрморт с птичкой"

"Натюрморт с вазой"

Императорской Академии Художеств Господину Академику Ивану Хруцкому.Императорская Академия Художеств в торжественном Собрании своём 24 сентября сего (1839) года бывшим, признала вас Академиком во внимании к отличным трудам вашим в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей.Поздравляя вас с сим избранием в Члены Академии, я не сомневаюсь, что будущими трудами своими вы не оставите оправдать внимание к вам Академии и что Диплом на звание Академика вы получите по изготовлении.Президент. Оленин.
(фонды НПИКМЗ, Полоцк)

"Портрет мальчика"

«Портрет неизвестной в белом платье с книгой» (сер. XIX в.)Кстати, неизвестная очень похожа на Уленьку,Ульяну Клодт, жену знаменитого скульптора, но это только моё личное мнение.Пересекались ли они в жизни? По времени - возможно...


«Вид на Елагином острове в Петербурге» (1839)


«Семейный портрет»


«Старуха, вяжущая чулок»


Портрет молодой женщины с корзиной. 1835.


Портрет неизвестной с корзиной в руках. 1830-е


"В комнате"

Иван Хруцкий - самый знаменитый белорусский художник. Его картины знают все. Еще бы - фрагмент одного из натюрмортов белорусы каждый день держат в руках по многу раз. Ведь именно он расположен на тысячной купюре.


Серебряная монета Белоруссии номиналом 20 рублей, посвящённая 200-летию со дня рождения И. Ф. Хруцкого (2010)

Польские исследователи успели расспросить внука художника незадолго до его смерти. Но 84-летний старик поведал им скорее семейные легенды, чем факты. К примеру, что Хруцкий в Петербурге стал брать уроки у Джорджа Доу - блистательного английского живописца, который был приглашен в Зимний дворец для написания 327 портретов героев войны 1812 года. С какой стати ему давать уроки пареньку из Полоцка? Скорее всего, Хруцкий просто подносил англичанину краски. Да и в Академию художеств он поступает «посторонним» учеником.Но молодой человек, похоже, обладал сильным характером и безмерными амбициями. Ведь чтобы выжить, нужно было зарабатывать, а чтобы зарабатывать, нужно было иметь связи и признание. Впрочем, за прошедшие почти 200 лет ничего не изменилось.Связи Иван Хруцкий нашел в среде земляков, обосновавшихся в Петербурге. Академик Академии художеств, шляхтич Минской губернии, масон и добряк Езеф Олешкевич пробил ему посещение Эрмитажа, который еще не был музеем. Попасть в царский дворец можно только по рекомендации.- Именно там он делает копии с натюрмортов голландцев, причем адаптирует их под академический вкус и романтические тенденции, - рассказывает Надежда Усова.Вскоре натюрморты, вышедшие из-под кисти художника Ивана Хруцкого, украшают салоны и гостиные столичной публики. И это притом что жанр натюрморта был уже в упадке, Хруцкий возвращает на них моду и становится ее законодателем. Ему приходится делать по 6 - 7 повторений каждого натюрморта, настолько они становятся популярными. Так к нему приходят первые деньги и первое признание. За натюрморт «Цветы и плоды» он получает первую награду - малую серебряную медаль Академии художеств. И это в 26 лет. Через два года у него уже малая золотая медаль. Оставалось получить большую золотую медаль, чтобы сбылась мечта любого русского художника того времени. Обладатель золотых медалей мог претендовать на шесть лет в Италии за казенный счет. Академия художеств составляла для художников программу, написанные по ней работы они должны были присылать на родину. Именно так в Италию попал Александр Иванов, который 20 лет писал там «Явление Христа народу».Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться.


Почтовая марка СССР. И. Ф. Хруцкий «Цветы и фрукты» (1839), 1979

Отец Хруцкого Фоман Хруцкий выступил против объединения униатской церкви с православной. Кстати, одним из инициаторов такого объединения был епископ Иосиф Семашко, который позже сыграл значительную роль в судьбе художника. В приход священника Хруцкого тут же нагрянула ревизия, на него накладывают епитимью и отправляют на хлеб и воду в монастырь, так как в тюрьму священников не сажали. Иван Хруцкий сразу же пишет письмо митрополиту Иосафату Булгаку, отца освобождают. А Иван, очевидно, в благодарность за это освобождение пишет портреты всего руководства униатской церкви. Но как только в 1839 году униатская церковь оказалась под запретом и священник Фома Хруцкий оказался без прихода, он умирает. Остается мать и пятеро младших братьев и сестер Ивана. Он должен взять все заботы о семье. Прощай, Италия! В 29 лет Иван добивается звания академика Академии художеств «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей». Это звание давало дворянство, причем не только личное, но и потомственное. Хруцкий стал, по сути, дважды дворянином, ведь примерно в это же время он смог подтвердить дворянский титул его семьи. Подтверждение дворянского сословия у шляхты Российская империя потребовала после восстания 1830 года. Но что делать с семьей? Младших братьев он забрал в Петербург, где были сестры и мать, неизвестно. Возможно, жили по родственникам. Хруцкий работает очень много. За три года он написал 21 портрет, то есть каждые 2 - 3 месяца. Сегодня таких людей называют трудоголиками. Причем пишет он сильных мира сего вроде городского головы Петербурга или издателя Пушкина и Лермонтова Ильи Глазунова. Ему очень нужны деньги.


Усадьба Хруцких. Захарничи (1910-е годы; ныне не сохранилась)

И вот в 1844 году, в 34 года, он покупает под Полоцком землю. На такую покупку в те времена имел право только православный, русскоговорящий дворянин. Хруцкий строит дом на берегу озера по собственному проекту, разбивает сад, что тогда считалось роскошью. Художник и тут налаживает связи - пишет портреты предводителей дворянства Витебской губернии, Полоцкой губернии, Лепельского уезда…Через год женится на соседке Анне-Катарине Бембновской и… вскоре уезжает. Тот самый епископ Семашко приглашает его в Вильно оформлять архиерейский дом, писать портеры священнослужителей.- Кто-то из исследователей считал, что Хруцкий попал в кабалу, - рассказывает Надежда Усова. - На самом деле это было большой удачей. Он обрел мецената, который регулярно давал ему заказы, обеспечивал жильем и деньгами.Наверное, эти десять лет, которые художник прожил на два дома, и объясняют, почему у него было только двое детей. Спустя годы Семашко перед своей смертью «отпускает» Хруцкого. Он возвращается в Захарничи и превращается в настоящего помещика. Он активно занимается хозяйством, хотя и продолжает писать портреты детей и свои любимые плоды, грибы и овощи. Но нам известно крайне мало работ того периода.- У меня есть своя версия, отчего так случилось. Во-первых, в 30-х годах появился дагерротип, и все бросились фотографироваться. На портреты уже не было такого спроса. А во-вторых, прошло кровавое восстание 1863 года, которое затронуло многих землевладельцев - кого-то сослали, кого-то расстреляли, кто-то эмигрировал. Но аполитичный и лояльный Хруцкий в нем никак не участвовал. Мне кажется, ему просто перестали давать заказы.Последние двадцать лет жизни Иван Хруцкий провел в полном забвении. Он, наверное, даже не узнал, что его натюрморт на одном из аукционов в Москве купил для своей галереи сам Третьяков. А попасть к Третьякову означало признание несомненного художественного достоинства картины.Перед смертью Хруцкий пишет два автопортрета - для сына и дочки. Это единственное изображение художника, которое дошло до нас. После его смерти в 1885 году некролога на смерть академика Академии художеств не появилось ни в Полоцке, ни в Витебске, ни в Петербурге. Полное забвение.Наследники художника жили в Захарничах еще в 20-х годах прошлого века. После имение было национализировано, дом сгорел, кладбище снесли, могила Ивана Хруцкого исчезла. Памятник стоит на месте, указанном по воспоминаниям правнучки .

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА

Неизвестная с цветами - жена или сестра ?

Очаровательных женских портретов у Хруцкого множество. Но до сих пор остается загадкой - кто эти женщины. Многие искусствоведы недоумевают, отчего ни на одном полотне художник не запечатлел свою жену, хотя писал всех родственников. - Но задолго до женитьбы он писал все время одну и ту же женщину, которую мы хорошо знаем по картине «Неизвестная с цветами и фруктами». Есть она на его полотнах маленькой девочкой, взрослой, беременной, постаревшей. В семье потомков Хруцких живет легенда, что это все-таки его жена, которую он знал еще 8-летней девочкой, а когда построил имение, женился на ней. Предполагают, что «Неизвестная» - его младшая сестра. И все девочки-женщины на его полотнах в образах «прекрасных садовниц» - его сестры. Ведь они похожи друг на друга.