Игры,направленные на социальное развитие детей раннего возраста. Подвижные игры с детьми раннего возраста

Как правило, почти все, чем занимаются дети, взрослые называют игрой. И в этом есть большая доля правды. Ведь игра включает в себя в качестве необходимого элемента необязательность, добровольность, удовольствие. Именно так играет ребенок. Но вместе с тем детская игра, и мы уже обращали ваше внимание на это, – не просто времяпрепровождение, но и большой труд, способ постижения мира.

Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально. Малыш не просто бегает, прыгает, лазает, исследует предметы. Он делает это с упорством, наслаждением, страхом, гневом. С помощью игры ребенок приобретает свой жизненный опыт.

Игра – это естественное обучение, порой более действенное, чем «полезные занятия», игры-уроки и другие сложные изобретения взрослых. Достоинство игры в том, что она естественная потребность детей, не содержит в себе внешнего насилия, привлекательна и приятна.

Основной вид игры в раннем возрасте – действия с предметами. Ребенок познает их свойства, соотношения, назначение, знакомится с их названиями. Об этом мы уже говорили в разделах, посвященных детской любознательности, общению и формированию предметных действий. Остановимся на других ее разновидностях.

Вот, например, игры-упражнения, за которыми проводят много времени дети раннего возраста. В этих играх малыши совершенствуют двигательные навыки. Ребенок может десятки раз упорно выполнять одни и те же действия – забираться и спускаться с горки, пытаться самостоятельно подняться вверх по лестнице и сойти с нее, перелезать через стулья, кресла, лавки, протискиваться между прутьями забора, каждый раз все более точно координируя движения.

Иногда такие действия совершаются ради какой-либо цели (например, чтобы попасть в интересное место), но очень часто они сами по себе целиком поглощают ребенка. Многие родители именно в это время приобретают спортивные снаряды, позволяющие малышу дома под контролем взрослых развивать свои физические способности.

В подвижных играх дети часто используют предметы: догоняют мячи, катают коляски и специальные игрушки на колесиках, овладевая умением не только производить разнообразные движения, но и соотносить их с положением предмета, подстраивать их под него.

Особое значение имеют игры, связанные с освоением ручных навыков. Это игры с предметами, о которых мы писали ранее: вкладывание предметов в емкости, собирание пирамидок, мозаик и т. п.

Помимо развития познавательной деятельности в таких играх совершенствуется мелкая моторика пальцев. Для ее развития детям полезно давать шарманку: чтобы извлечь из нее звуки, ребенку нужно уметь захватывать пальчиками и вращать ее ручку.

Если у малыша есть гусли, он с удовольствием перебирает их струны, овладевая умением поочередно включать в работу отдельные пальцы. Естественно, ребенок не ставит перед собой цель чему-то обучаться. Природная любознательность, богатый энергетический запас толкают его к исследованию.

Для развития моторных навыков руки полезно рисование. Дети очень часто рано начинают тянуться к ручке и карандашу, которыми пишут взрослые. Поощряйте их стремление. Но не поймите нас так, что уже в 2 года ребенка нужно учить рисовать. Как раз этого мы вам делать не советуем.

Лучше всего дайте малышу бумагу, карандаш и предложите ему нарисовать или «написать» то, что он сам захочет. Дети очень любят рисовать вместе со взрослыми: сначала они внимательно наблюдают за движением его руки с карандашом, а затем пытаются повторить это же движение самостоятельно.

Не следует также спрашивать ребенка о том, что он нарисовал. У него пока еще нет цели изобразить что-то определенное. Он водит карандашом по листу, радуется полученным каракулям, и этого вполне достаточно. Главное то, что он пробует держать в руках карандаш и экспериментирует: рисует волнистые линии, круги, зигзаги, точки, штрихи.

Мама может просто сказать малышу: «Какой замечательный красный круг ты нарисовал» или: «Как много на твоем листе синих точек». Ребенок будет вполне доволен вашим поощрением, а заодно узнает что-то новое о цвете и форме рисунка.

Взрослый должен «комментировать» ребенку то, что он видит перед собой. Родители часто волнуются потому, что малыш берет карандаш в левую руку, и пытаются исправить его ошибку. Специалисты этого делать не советуют. Еще никем не доказано, что левши в чем-то уступают правшам. Более того, в истории сохранились свидетельства о том, что левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Микеланджело, Рафаэль и многие другие выдающиеся личности.

Ребенок сам разберется, какой рукой ему лучше действовать. Если он сопротивляется вашему желанию заставить его рисовать правой рукой и упорно берет карандаш в левую руку, не настаивайте на своем. Это может повредить развитию ребенка, надолго отобьет у него охоту к рисованию.

А сейчас поговорим о тех играх, которые имеют особое значение для развития эмоциональной сферы и воображения детей.

На 2-м году жизни игры-забавы, о которых мы рассказывали в предыдущей главе, можно усложнять, разнообразить, используя возросшие возможности малыша.

Приведем несколько примеров.

«Игра в лошадку». Взрослый (скорее всего, папа) ложится на ковер, а ребенок забирается ему на спину, держась за нее руками. Взрослый приподнимается на руках и на коленях, медленно продвигается вперед, изображая лошадку, «цокая» языком. Вместо лошадки папа может изображать машину, паровоз, любое другое средство передвижения.

«Самолет». Папа лежит на спине и поднимает ребенка на вытянутых руках, плавно передвигая его в воздухе. Оба гудят, изображая звук летящего самолета.

«Догонялки». Игру можно разнообразить так: вы подзываете малыша к себе, но неожиданно опускаетесь на колени и стараетесь убежать от него на четвереньках, но так, чтобы он смог догнать вас. При этом вы предупреждаете его с улыбкой: «Не трогай меня», – давая в то же время ребенку возможность сделать это. Малыш быстро поймет вашу шутку и через некоторое время сам будет пытаться начать эту забаву.

Можно усложнять и игру в прятки. Поиски исчезнувшего предмета очень привлекают детей в раннем возрасте. В играх малыши постигают важное свойство – постоянство. Мы, взрослые, хорошо знаем, что спрятанный предмет не пропадет насовсем. А ребенок узнает об этом впервые и каждый раз удивляется и радуется своему открытию. Предлагаем несколько вариантов таких игр.

«В какой руке мячик?» Возьмите в руки маленький мячик или другой предмет. На глазах у ребенка перекладывайте его из руки в руку. Затем зажмите его в одной руке, протяните тыльной стороной обе руки ребенку и спросите: «В какой руке мячик?» Когда он отгадает, разожмите руку и покажите ему игрушку. Повторите несколько раз.

«Где твой мишка (зайчик, котик…)?» Накройте одеялом или подушкой одного из игрушечных животных, знакомых ребенку, таким образом, чтобы ему была видна часть лапы или ухо. Спросите его: «Где твой мишка (зайчик, котик и т. д.)?»

Если ребенок не может сам найти игрушку, помогите ему, разыграв сцену поиска.

Другой вариант этой же игры: сделайте вид, что вы ищете кого-то, кто находится в комнате. Загляните под стол, за кресло, за занавеску, повторяя, к примеру: «Где же наш папа?» Ребенок с удовольствием включится в поиски и поможет вам найти того, кого вы «потеряли».

Юмор, веселье, ласковые прикосновения не только украсят вашу совместную жизнь, но и принесут огромную пользу развивающемуся воображению малыша.

И наконец, в раннем возрасте закладываются основы будущих сюжетно-ролевых игр детей. Об этом и пойдет речь дальше.

Сюжетной называется игра, в которой ребенок изображает какие-то события своей жизни или то, что он наблюдает в мире взрослых. В сюжетной игре малыш создает воображаемые ситуации и действует в них, переносит свойства одних предметов на другие.

Сюжетная игра – это особый вид предметной деятельности, когда дети по-новому осознают мир предметов и человеческих отношений. В сюжетной игре они стремятся вступить в действенные связи не только с доступными им вещами, но и с теми, которыми владеет взрослый, стараясь быть похожими на него. Для сюжетной игры необходимы две предпосылки.

Первая – разнообразные впечатления. Малыш, ограниченный тесными рамками кроватки или манежа, не знающий назначения и названия простых вещей из повседневной жизни, лишается самой основы для ее воссоздания в воображаемой ситуации.

А ведь любая фантазия, как бы далеко она ни увлекала человека от реальности, всегда строится на элементах действительности. Наблюдения и эксперименты показывают, что дети, растущие в домах ребенка и лишенные возможности прикоснуться к жизни взрослых, вплоть до школьных лет не знают, откуда берется еда и одежда, как выглядит кухня, как работает магазин или стройка, что такое холодильник или сервиз, представляют картошку только в виде пюре и не знают, как сделать чай сладким.

В этом кроется одна из причин того, что дети, воспитывающиеся в таких учреждениях, почти не умеют играть. Ребенку, обделенному знаниями и впечатлениями жизни, не из чего черпать материал для фантазии.

Вторая предпосылка – это умение ребенка подражать действиям взрослого. Умение и желание действовать как взрослый возникает только тогда, когда у малыша сформирована потребность в общении с ним, готовность быть на него похожим.

Итак, игровые действия в сюжетной игре отражают реальные предметные действия. А есть ли различия между такими действиями? Да, есть, и очень существенные. Приведем пример.

Двухлетний ребенок сидит за столом и обедает. Он, пусть с трудом и потерями, старается держать ложку таким образом, чтобы ее содержимое не выливалось в тарелку или на стол. Его задача – правильно выполнить действие и съесть то, что находится в тарелке.

Но вот перед нами другая ситуация. Малыш сидит за тем же столом, но теперь перед ним – кукла и игрушечная посуда. Ребенок сознает, что в этой посуде нет настоящей пищи и кормление куклы носит условный характер. Его занимает процесс кормления, а действие ложкой не требует тщательного исполнения, здесь достаточно беглого движения руки, чтобы «накормить» куклу.

В этой ситуации неважно, держит ли ребенок в руке ложку, – он может поднести к лицу куклы пустую ладошку или палочку, и игра будет продолжаться. В игровом действии он манипулирует значениями вещей и овладевает общим рисунком их употребления в ситуациях, не связанных с прагматическими целями. Смысл игры при этом концентрируется на самом действии с предметами.

Как развивается сюжетная игра в раннем возрасте? В начале 2-го года жизни ребенок использует игрушку так же, как и любой другой предмет, которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, засовывает в различные емкости, познает с помощью действий ее физические свойства.

Постепенно на протяжении года дети усваивают игровое назначение предметов: кормят куклу, укладывают ее спать, моют посуду – словом, отражают в игре некоторые жизненные явления.

Со временем дети переносят действия с одного предмета на другой, похожий на него. Например, если годовалый малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то в полтора года он начинает укачивать и медведя, и собачку, которые есть в его игровом уголке.

Перед нами пока еще очень простые, но уже обобщенные действия, в которых малыш выступает в роли мамы, хотя еще и не осознает этого. Это так называемая «роль в действии», полное осознание которой произойдет позднее, уже в дошкольном периоде.

На 2-м году жизни ребенок может кормить куклу из любого прибора, находящегося на столе, но наделить свойствами отсутствующего предмета какой-либо другой предмет еще не может.

Если, к примеру, вы попросите 2-летнего малыша дать кукле конфетку, которой нет на столе, он, скорее всего, ответит, что конфетки здесь нет, в то время как 3-летний ребенок сразу же отыщет кубик или шарик и без раздумий скажет: «Вот конфетка, возьми». Таким образом, на 2-м году жизни воображаемая ситуация, которую создает путем подбора игрушек взрослый, только начинает зарождаться.

Что еще отличает игру ребенка 2-го года жизни?

Расставьте перед ним атрибуты игры в кормление и уход за куклой и понаблюдайте, что будет. Скорее всего, вы увидите беспорядочные и разрозненные действия: малыш будет подносить ко рту куклы ложку, чашку, а увидев расческу, вдруг прервет кормление куклы и причешет ее; возьмет кастрюльку и начнет складывать в нее все, что попадется под руку; вспомнив про куклу, снова примется причесывать. И так до бесконечности.

Словом, элементы игры здесь переплетаются с манипуляциями, одно действие не следует из другого. Они не доводятся до конца. Это происходит потому, что 2-летний ребенок еще не способен выстроить логическую цепочку жизненной ситуации, с которой в реальной действительности справляется с помощью взрослого.

Постепенно в игру включается все больше предметов, действия с ними становятся все более свободными, целенаправленными, увлекательными и… последовательными.

И тут происходит еще одно кардинальное изменение игры. Для того чтобы кормить куклу, ребенку нужна пища. При мытье посуды – вода, а для стирки белья – мыло. И тогда у него впервые возникает потребность заменить недостающие предметы и действия воображаемыми.

Это бывает на 3-м году жизни. Ребенок начинает использовать один предмет вместо другого, отсутствующего, или же обозначать его словом. Как правило, недостающие предметы замещаются полифункциональными игрушками: кубиками, шариками, палочками.

Давайте посмотрим на фрагмент игры ребенка 3-го года жизни. За столиком сидит Света, которой исполнилось 2 года и 4 месяца. Радостно оглядев игрушки, она взяла зубную щетку и принялась что-то искать, перебирая предметы и спрашивая себя: «Где же зубная паста?» Наконец она выбрала из множества игрушек плоскую пластмассовую деталь от конструктора и удовлетворенно произнесла: «Вот она». Аккуратно «выжимая» из нее на щетку «зубную пасту», стала старательно чистить кукле зубы.

Затем взяла нож и начала намазывать что-то на деревянный шарик. На вопрос взрослого, что она делает, Света ответила: «Масло намазываю на хлебушек, она хочет кушать». Вслед за этим девочка принялась бить ложкой по «яичку» (другому шарику) и кормить куклу.

Насадив на палочку вершину от пирамидки, девочка протянула ее кукле: «На, ешь сосиску». Решив, что в таком виде есть сосиску трудно, Света «перерезала» ее ножиком, подула на нее и снова принялась кормить куклу.

Собрав посуду, Света поморщилась и обратилась к бабушке: «Мыть посуду надо, грязная посуда, а где раковина?» Не получив ответа, девочка поставила посуду на маленький стульчик и стала ладошкой мыть тарелки, точно имитируя действия бабушки и матери.

На первый взгляд описанный эпизод довольно прост, но в нем содержатся все основные элементы игры, характерной для этого возраста.

Прежде всего, девочка увлечена своим занятием, без чего игра вообще не может существовать. В ее действиях прослеживается определенная логика, ни одно из них не повторяет предыдущего, игра динамична. И наконец, малышка многократно использует достаточно сложные замещения, обыгрывая их каждый раз по-новому.

К концу раннего возраста ребенок в игре непременно прибегает к замещениям.

Малыш, открывший для себя возможность их использования, легко ориентируется в игровой обстановке, находит в ней все, что ему требуется для сюжета. Дети свободно меняют функции предметов, иногда даже не обращая внимания на их сходство с замещаемым объектом. При этом один и тот же предмет может выполнять сразу несколько функций.

Такая гибкость замещений дает ребенку возможность довольно долго развивать сюжет даже с небольшим набором игрушек.

Долгое время считалось, что ребенок начинает играть сам по себе и вмешательство взрослых здесь не требуется. Оказалось, что это далеко не так, – очень часто мы встречаем детей, не умеющих играть. Родители и воспитатели жалуются на то, что игрушки быстро надоедают малышам, они не знают, чем себя занять.

Психологические исследования показали, что игровая деятельность не возникает стихийно, а складывается под руководством взрослых, в совместной игре с ними. Так, ребенок учится замещать один предмет другим или обозначать его словом, называть себя именем какого-либо персонажа и изображать его только после показа взрослого.

И первоначально мотивы игры зарождаются у малыша не сами по себе – их опять-таки предлагает взрослый, который создает и обстановку игры.

С чего нужно начинать учить ребенка играть? Прежде всего заинтересуйте малыша игрой. Разыграйте перед ним небольшое представление: кормление или купание куклы, прогулку с ней, катание ее на машине.

Можно инсценировать любимый ребенком стишок или сказку. Ни в коем случае игра не должна превратиться в занятие. Недостаточно просто показать ребенку набор игровых действий и надеяться, что он сразу же сможет играть.

Чтобы увлечь его, вы должны быть увлечены сами. Ведь малыш подражает не только действиям взрослого, но и заражается его эмоциональным состоянием, а игра – это прежде всего удовольствие.

Показывайте, что вам очень нравится играть. Лишь на первый взгляд кажется, что играть – просто. В игре необходимо творчество всех ее участников, в том числе и ваше.

Постарайтесь подключить ребенка к своей игре. Он не сразу сумеет играть самостоятельно. Как и во всяком новом деле, ему требуется соучастие взрослого, его поддержка и поощрение.

Иногда у малыша возникают проблемы. Например, ему бывает трудно взять ложку или чашку и поднести их ко рту куклы. Помогите ему: мягко возьмите его руку в свою и выполните это действие вместе. Как правило, достаточно бывает одного-двух показов, чтобы ребенок добился успеха.

Для первых игр нужно использовать игрушки, имеющие сходство с настоящими предметами. Не следует сразу же вводить сюжет с новой игрушкой. Маленькому прежде всего необходимо освоить ее: повертеть, постучать ею, даже попробовать «на вкус».

Такое изучение предмета – естественная потребность малыша. После того как его исследовательское любопытство будет удовлетворено, можно показать ребенку новый способ действия с предметом.

Начинать игру лучше всего с любимой игрушкой малыша, с той, к которой у него возникло особое чувство. Кукле, собачке или лисичке можно дать имя и спросить ребенка, нравится ли оно ему. Игрушки, которые будут участвовать в представлении, должны иметь свою индивидуальность: они могут быть веселыми, капризными, засонями…

Наблюдения показывают, что малыши, умеющие воспроизводить некоторые игровые действия, надолго «застревают» на них: десятки раз подряд однотипно кормят куклу или однообразно помешивают ложкой в кастрюльке. На раннем этапе игры это неизбежно: ребенок отрабатывает ее схемы, игра для него не только увлекательное занятие, но и труд.

Бесконечное повторение одних и тех же действий характерно для всего поведения ребенка раннего возраста. Однако, если ребенок без конца повторяется в течение нескольких недель, придите к нему на выручку. Спросите малыша, что ест его кукла, помогите найти ответ, предложите покормить чем-нибудь еще, поговорите с ней от лица ребенка, ответьте за нее.

Одна из причин, по которой ребенок задерживается на стадии манипуляции игрушками, заключается в том, что игру нужно планировать, а он этого делать еще не умеет. Игровое действие, несмотря на внешнюю простоту, имеет свои сложности. В отличие от реального действия оно не регулируется результатом. Так, ребенок перестает есть, когда чувствует насыщение или когда на тарелке ничего не осталось.

Игра же нацелена не на результат, а на процесс. Определить же, когда нужно перейти к следующему игровому действию, ребенку 2–3 лет бывает трудно: ему ничто не сигнализирует о том, что кормление куклы пора прекратить. Вот он и подносит без конца ложку к ее рту.

Для того чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужны не отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала закладывайте в игру элементы планирования, схемы переходов от одного действия к другому. На первых этапах обучения игре такие схемы могут быть двухчленными.

Например, разыгрывая перед ребенком сценку кормления куклы, вы предварительно готовите для нее еду, а затем уже кормите ее, объясняя попутно смысл и последовательность своих действий. Вы говорите: «Машенька наша хочет есть. Давай мы сначала сварим кашку, а потом ее покормим. Где у нас кастрюлька?» Взрослый с помощью ребенка варит кашку и сообщает: «Все, сварили кашку. Кушай, Машенька».

Так на глазах у малыша в игре связываются два действия, одно из которых обслуживает другое.

Аналогично, вместо того чтобы малыш бесцельно складывал кубики, можно вместе с ним составить из них кроватку и положить в нее куклу спать или привезти в машине «кирпичи», построить дом и поселить в нем петушка. Во время таких совместных игр ребенок учится выполнять одно действие ради другого, удерживать в памяти цель игры. При этом обозначайте словами окончание одного действия и начало другого.

Скажем, так: «Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять». Или ненавязчиво поинтересуйтесь у малыша, что он сам хочет сделать дальше. Это поможет ему действовать более целенаправленно. В дальнейшем он сам будет обозначать цель и результат своего действия. Постепенно некоторые игровые действия могут сворачиваться и фиксироваться ребенком в форме таких, например, высказываний: «Уже поела», «Уже погуляла».

Мы говорили, что первое время лучше играть с игрушками, которые имеют внешнее сходство с реальными вещами. Такая игра может продолжаться примерно до 1 года 7–8 месяцев. В этот период у ребенка начинает постепенно складываться новая форма мышления – наглядно-образная, которая позволяет ему отвлекаться от наглядной ситуации и замещать отсутствующие предметы другими, не столь похожими на них.

Однако и здесь ребенку необходима помощь взрослого.

Постепенно вводите в игру предметы-заместители. Например, сделайте вид, что вам понадобился какой-нибудь предмет, которого нет в данный момент. Например, во время приготовления еды, а затем и кормления куклы вы говорите: «Ляля сказала, что она хочет печенья. Где же оно?» Вы озабоченно перебираете предметы, привлекая к поиску ребенка.

Сначала он не поймет, в чем дело, но будет внимательно следить за вашими действиями. Наконец, вы весело берете со стола плоскую деталь из конструктора и говорите: «Вот нашлось печенье, вкусное, сладкое. На, ляля, ешь печенье» – и кормите куклу. Как правило, дети удивляются и радуются такому открытию, сразу же пытаясь повторить ваше действие.

Поначалу такие замещения будут иметь характер подражаний: малыш будет прибегать только к тем замещениям, которые использовали вы. В другой ситуации он не всегда сумеет найти подходящий предмет и понадобится, чтобы вы направили его поиски. Но понемножку инициатива будет переходить к самому ребенку, и на 3-м году жизни он сможет самостоятельно и творчески играть.

Старайтесь стимулировать речь малыша, разговаривая с куклами и обращаясь к нему, радуйтесь вашим совместным находкам. Не навязывайте ребенку своих действий, не ругайте за непонятливость или неловкость. Если малыш не понимает смысла замещения, не настаивайте на нем. Переждите несколько дней и предложите игру снова. Ребенок должен внутренне созреть для этой сложной деятельности.

Постепенно вам нужно ограничивать свою активность, уступая ребенку первенство в игре. Спустя некоторое время он уже не будет нуждаться в вашем непременном участии. И все же присутствие взрослого, его внимание еще долго будут необходимы ребенку, потому что он не всегда сам может оценить достигнутое.

Открывая ребенку увлекательный мир игры и помня о том, что она должна доставлять малышу прежде всего удовольствие, родители могут вводить в нее элементы дидактики, позволяющие развивать детское мышление, восприятие и память.

Особенно благотворны в этом отношении игры, в которых ребенок осваивает различные формы, размеры, цвета и соотношения предметов.

Например, берут большую и маленькую куклы. Их кормят из посуды разных размеров, укладывают спать на большой и маленькой кроватках, обыгрывают забавные ситуации, когда, скажем, шапочку маленькой куклы «по ошибке» надевают на голову большой.

Постепенно малыш усвоит понятие «большой» и «маленький», научится сравнивать предметы по величине. Дома такая игра может разворачиваться на кухне, где мама готовит еду для семьи, а малыш рядом с ней – для своих кукол и зверей. Игра в «большое» и «маленькое» на некоторое время может стать увлечением ребенка.

Точно так же дети осваивают и понятие цвета. В раннем возрасте они различают красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый цвета. Разложив на столе кукольную одежду разного цвета, скажите от лица куклы, что она сегодня хочет надеть красное платьице и красные туфельки. Вместе с ребенком найдите эти предметы, наденьте их на куклу, повторяя название цвета. Набор цветов постепенно расширяйте.

Важно только не перегружать память малыша слишком большим объемом информации и не вводить одновременно несколько новых понятий. Если ребенок не сразу запоминает их, не нужно ругать его, заставлять принимать правильное решение.

Каждый малыш развивается своим индивидуальным путем и рано или поздно научится всему. А порицания или оскорбления могут надолго отбить у него охоту играть. Если вы чувствуете, что ребенок еще не готов к усвоению нового, не огорчайтесь, не требуйте от него невозможного.

Попробуйте поиграть в ту же игру через неделю, месяц, за это время малыш может «созреть» для нее и легко понять то, что вы упорно и безнадежно пытались в него вложить.

Иногда родители огорчаются и сердятся из-за того, что дети неверно называют цвета. Не тревожьтесь и не сердитесь. В раннем возрасте существует расхождение между узнаванием цвета и названием его. Адекватное обозначение цвета словом возникает позднее. Поэтому исправляйте ошибку ребенка, но не требуйте от него слишком многого.

Уже с 1 года в игру можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов. Очень полезны в этом отношении наборы строительных материалов.

После того как ребенок вдоволь наиграется с ними доступными для него способами, предложите ему построить домик из кубиков для собачки, машинку, стол, стулья для кукол и пригласить их в гости. Ваша фантазия подскажет вам разные сюжетные ходы в этом направлении.

Не следует строить громоздкие сооружения, во время такого строительства ребенок может потерять цель игры или утомиться. Для начала можно использовать 2–3 элемента конструктора, например кубик и параллелепипед, позднее добавить к ним призму. Естественно, ребенку не нужно знать научные названия этих предметов. Пусть он называет их по аналогии с теми предметами, которые ему знакомы: кубик, кирпичик, крыша.

К концу раннего возраста в игру можно вводить элементы ролевого поведения. Это означает, что ребенок, выполняя те или иные действия, воображает себя кем-то отличным от самого себя: мамой, папой, врачом и т. п.

Расцвет ролевой игры приходится на дошкольный возраст. Но уже на 3-м году жизни малыша можно постепенно подводить к осознанию некоторых ролевых позиций.

Например, наблюдая за игрой ребенка, вы можете сказать: «Машенька, ты, как мама, кормишь свою дочку». Эти простые слова помогут девочке по-новому взглянуть на то, что она делает.

Карточка№1

Игра : «Шла коза по мостику»

Цель

Шла коза по мостику Взрослый покачивает коленями

Вверх – вниз.

И виляла хвостиком Взрослый поворачивает ребенка из

Стороны в сторону.

Зацепилась за перила. Вновь покачивает.

Прямо в речку угодила, плюх! Имитирует падение в ямку.

Карточка№2

Игра : «На лошадке»

Цель : развитие доверительных, партнерских отношений.

По кочкам, по кочкам, Взрослый резко поднимает и

По маленьким кусточкам, опускает колени.

На молодой лошадке

В горку трюх, трюх, трюх! Взрослый вытягивает вперед

И на старой кляче ноги и скатывает по ним ребенка.

С горки – бух!

Карточка№3

Игра : «Карусели»

Цель : обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей.

А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, Темп движения снижается,

Карусель остановите. постепенно переходя на ходьбу.

Раз, два, раз, два (пауза) Дети останавливаются и

Вот и кончилась игра! кланяются друг другу!

Карточка№4

Игра : «Маленькая птичка»

Цель : развитие активной речи и внимания ребенка.

Маленькая птичка

Прилетела к нам, к нам!

Маленькой птичке

Зернышки я дам, дам, дам!

Села птичка на окошко,

Посиди еще немножко,

Подожди, не улетай,

Карточка№5

Игра : «Гуси летят»

Цель : слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослыми, с детьми, создание хорошего настроения.

Гуси летят! – и поднимает руки вверх, показывая, как летят гуси.

Летят! – отвечают дети, и тоже поднимают руки.

Утки летят! - Летят!

Мухи летят! - Летят!

Воробьи летят!- Летят!

Щуки летят!

Увлекшись, дети часто отвечают : - Летят!

И поднимают вверх руки.

Ведущий шлепает легонько по рукам и говорит :

Не летят! Не летят!

Игра : «У оленя дом большой» ---Карточка №6

Карточка№6

Игра : «Зайчик»

Цель : развитие пространственных представлений (вверх-вниз, влево-вправо)

Раз, два, три, четыре, пять, Игрушка вверх – вниз,

Вышел зайчик поскакать.

Огляделся, повертелся, Влево, вправо.

Посмотрел наверх и вниз,

Пробежался, забоялся…

Где ты, зайчик, отзовись? Спрячьте игрушку за спину.

Карточка№7

Игра : «Попрыгунчик»

Цель : развитие позитивного взаимодействия между взрослым и ребенком, умение подрожать действиям взрослого.

Стоит в поле теремок. Сидя на корточках, накройте голову руками.

Дверка открывается. Медленно приподнимаются руки над головой.

Кто там появляется?

Ш-ш-ш-ш-ш, ба-бам! Подпрыгивает, вытягивая руки вверх.

Попрыгунчик там!

Карточка№8

Игра : «Солнечные зайчики»

Цель

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот- левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его повыше, чтобы дети подпрыгивали, его достать.

Карточка№9

Игра : «Цап »

Цель : снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.

На горе стояли зайцы, Водить по ладошке

И кричали – прячте пальцы : цап! «цап» сжать ладошку малыша.

Карточка№10

Игра : «Кукушка»

Цель : развить воображение, повышение настроения.

Летела кукушка мимо сада, Машут руками

Поклевала всю рассаду, руками клюют, на др. руке

И кричала –ку-ку мак! Клюв из пальчика

Зажимай один кулак 2-3 раза повторить.

Игры, направленные на социальное развитие детей раннего возраста

Формирование своего «Я»

1. Игра «Испечем оладушки»

Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребенка со своими руками, их функциональным назначением.

Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладуш­ки»: демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

Испечем оладушки

Мы для нашей бабушки.

Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»

Если ребенок не может выполнить задание само­стоятельно, используются совместные действия.

2. Игра «Кто спрятался?»

Цель: учить фиксировать внимание ребенка на се­бе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: яркий платок.

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя - хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ре­бенка.

Игру можно повторить несколько раз.

3. Игра «Кто это?»

Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, ис­пользовать указательный жест.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами по­буждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (и.взрослый с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.

Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2-3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, гово­рить «Я».

4. Игра «Топни ножкой»

Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нуж­но топнуть ногой, и проговаривает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Топни, Катя, ножкой,

Топ-топ-топ!

Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не выполняет самостоятельно, используются совмест­ные действия.

5. Игра «Вот Я!»

Цель: продолжать учить выделять себя, употреб­лять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.

Оборудование: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, - го­ворит он и присаживается за спинкой стула. - Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Я». Дети по­вторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая де­тей делать то же. Игра повторяется 2 -3 раза.

Вариант. Игра проводится с использованием шля­пы.

6.. Игра «Это мое!»

Цель: продолжать учить выделять себя, понимать и употреблять местоимение «мое», подражать дейст­виям взрослого.

Оборудование: одежда детей.

Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними си­дит взрослый. В стороне на столе лежат хороню зна­комые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берет свою вещь, прикладывает ее к груди и произно­сит: «Это мой платок. Мой». Затем он поочередно бе­рет в руки чью-либо вещь, показывая ее детям, спра­шивает: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая кофта! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти к взрослому, взять ее и сказать: «Моя кофта» или «Моя». Если ребенок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!». Таким образом, взрослый ведет себя и в отношении тех де­тей, которые на вопрос «Чья кофта?» произносят свое имя, а не личное местоимение. Важно научить ребен­ка показывать на себя жестом.

Формирование представлений о других

1. Игра «Учимся танцевать»

Цель: Учить малыша кружиться за руки с партне­ром.

Оборудование: Мишка (или кукла).

Ход игры: Взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку:

Маша любит танцевать, ножкою притопывать.

Она любит песни петь, ладошками прихлопывать.

Ножкою топ-топ, покружились топ-топ,

Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.

Затем взрослый держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружит­ся вместе с ребенком.

В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец, Танюша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружиться!»

2. Игра «Вместе пляшем»

Цель: учить детей откликаться на свое имя, под­ражать действиям взрослого.

Оборудование: разноцветные платочки.

Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними стоит взрослый. У него в руке яркий платочек. Вытя­гивая перед собой руку с платочком и медленно по­махивая им в сторону, взрослый напевает песенку (мелодия русской народной песни «Барыня»):

«Вот как тетя Лена пляшет и платочком деткам машет!

Затем взрослый поочередно вызывает к себе каж­дого ребенка, называя его по имени, предлагает «по­плясать» с платочком (при этом первая строчка пе­сенки поется иначе вставляется имя пляшущего ребенка).

«Вот как Аня, Аня пляшет и платочком деткам машет!

Весело, весело, очень даже весело!»

В конце пляски взрослый обязательно хвалит каж­дого ребенка. В заключение игры взрослый всем де­тям раздает платочки и приглашает их вместе «по­плясать», напевая песенку:

«Вот как детки наши пляшут и платочками все машут!

Аня пляшет, Маша пляшет, Саша пляшет, Даша пляшет и т.д. (можно перечислять имена всех детей, участвующих в игре)

Весело, весело, очень даже весело!»

Аналогично данную игру можно проводить с бу­бенчиками, погремушками.

3. Игра «Паровозик»

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запо­минать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Ход игры: проводится с 2-3 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паро­возик. Главным паровозом будет сам взрослый, а ва­гончиками будут дети. Он поочередно подзывает к се­бе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

По мере усвоения игры количество детей, прини­мающих в ней участие, может быть увеличено.

4. Игра «Передай мяч»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребенка.

Оборудование: большой легкий мяч.

Ход игры: дети стоят напротив друг друга. Взрос­лый показывает детям, как нужно правильно удер­живать и передавать мяч другому ребенку, называя «то по имени (на, Петя!). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

5. Игра «Я - ТЫ»

Цель : закрепить умение узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоиме­ния «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника.

Оборудование : зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: игра проводится с двумя детьми одно­временно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, на­ходясь в стороне (его не видно в зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зерка­ле? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! (побуждая детей показывать на себя жестом). Вот какие ребятки хорошие стоят!» И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (побуждая ре­бенка употребить местоимение «я» и назвать свое имя - «Я, Петя»). «А это кто?» (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). «Да, это Ваня. «Скажи, я - Петя, ты - Ваня.» Важным моментом здесь является использование указательного жеста, направленного сначала на самого ребенка (местоимение «я»), затем на сверстника (местоимение «ты»). Такая же проце­дура проводится и со вторым робелI ком. Вариант. Игра проводится с взрослым.

Формирование представлений о предметном мире

1. Игра «Возьми игрушку»

Цель : знакомить ребенка с новой игрушкой, запо­минать названия игрушек, учить действовать в соот­ветствии с их функциональным назначением.

Оборудовани е: игрушки по количеству детей.

Ход игр ы: взрослый достает из яркой красивой ко­робки по одной игрушке. Обращается к детям с во­просом: «Что это?» Если дети не называют игрушку, взрослый ставит на стол, обыгрывает ее. Например: «Это мячик, он катится», показывает, как катится мячик. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гос­ти. Это зайчик, он прыгает».

Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и вы­полнить с ней предметно-игровое действие. Затем ка­ждый ребенок ставит игрушку в коробку и называ­ет ее.

2. Игра «Матрешка»

Цель : вызывать у ребенка интерес к матрешке и дей­ствию с ней, учить выполнять соотносящие действия.

Оборудование : трехместная матрешка, сундучок.

Ход игры : взрослый стучит по сундучку и спраши­вает: «Кто там?», открывает его, достает матрешку, говорит: «Ой, кто это? - Это матрешка, Ляля, при­шла с тобой поиграть. Давай раскроем ее, посмотрим, что там?»

Взрослый раскрывает матрешку, обращая внима­ние ребенка на другую матрешку, просит ребенка раскрыть ее: «Давай, посмотрим, что там? Ой, там матрешка, маленькая Ляля! Давай сделаем одну мат­решку, соберем их. Маленькую матрешку поставим в юбочку, накроем платочком. А теперь эту матрешку поставим в большую юбочку, накроим большим пла­точком. Вот она, матрешка! Спрячь матрешку в сун­дучок. Что там в сундучке?»

Игра повторяется.

3. Игра «Соберем пирамидку»

Цель : вызывать у ребенка интерес к пирамидке и действию с ней, учить выполнять соотносящие дейст­вия.

Оборудование: пирамидка (четыре кольца), мешо­чек.

Ход игры : взрослый показывает ребенку «чудес­ный мешочек» и просит рукой ощупать предметы внутри мешочка: «Догадайся, что там». Затем доста­ют из мешочка колечки и стержень: «Мы с тобой бу­дем собирать пирамидку».

Взрослый показывает, как нужно нанизывать ко­лечки, выбирая всегда самое большое. В конце игры предлагает ребенку спрятать пирамидку в «чудесный мешочек»: «Что там в мешочке?»

Игра повторяется.

Игру можно повторить в усложненном варианте. Из мешочка достают целую пирамидку, затем разби­рают ее, акцентируя внимание ребенка на размере колец, затем снова собирают.

4. Игра в мяч

Цель: познакомить ребенка с игровыми действиями с мячом.

Оборудование : мяч средней величины (диаметр 15 см), мячи разного размера.

Ход игры: взрослый дает ребенку мешочек и про­сит ребенка открыть его: «Посмотри, что там, дос­тань игрушку!» После того, как ребенок достанет мяч, взрослый говорит: «Вот какой красивый мяч, мы будем с ним играть!» Показывает ребенку игро­вые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить.

Взрослый играет вместе с ребенком, активизируя выполнение ребенком самостоятельных действий.

5. Игра «Уложим мишку спать»

Цель : познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия взрослому.

Оборудование : мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.

Ход игры : взрослый показывает ребенку мишку и обыгрывает его: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!»

Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по го­ловке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку - «баю-бай».

Игру можно повторить с другим мишкой, предос­тавив ребенку больше самостоятельности.

6. Игра «Угостим кукол чаем»

Цель : познакомить ребенка с назначением посуды, выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, ложки).

Оборудование : куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры : взрослый говорит малышу, что в гости пришли куклы, их надо посадить за стол и угостить чаем. «Давай расставим чашки и блюдца. Теперь раз­ложи ложки к чашкам. «Налей» чай в чашки. Напои чаем наших гостей».

При затруднении используются действия по пока­зу. В конце игры взрослый называет предметы по­суды: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай».

В конце игры взрослый произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

7. Игра «Паровозик»

Цель : вызывать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить предметно-игровым действиям с ним.

Оборудование : паровозик, рельсы.

Ход игры : взрослый показывает ребенку паровозик и обыгрывает его: «Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!»

Взрослый демонстрирует, как можно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.

Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.

Игра – одна из лучших способов развития

речи и мышления детей.

Предметная деятельность детей раннего возраста определяется как ведущая. В результате ситуативного делового общения ребенка со взрослым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами, которые ребенок реализует в своей деятельности.

Организация самостоятельной деятельности детей раннего возраста является для воспитателя одним из наиболее сложных участков работы. Принимая во внимание, что этот вид деятельности имеет совершенно особое значение, следует четко отделять его от других видов деятельности, таких как участие малыша в режимных процессах. Которые занимают большое место в бюджете в времени ребенка. Активно ребенок участвует и в очень значимых для него занятиях, которые в раннем возрасте занимают небольшой отрезок времени. Поскольку в совместной деятельности со взрослым ребенок приобретает новое. Самостоятельная игровая деятельность по времени занимает большое мест. Возникает по инициативе ребенка и поэтому особенно ему интересна, поскольку отражает его возможности. Несмотря на то, что игра – средство самовыражения малыша, его потребность, она должна умело направляться взрослы м. Опираясь на возможности ребенка, не подавляя его инициативу. А наоборот всячески ее поддерживая, развивая творческие познавательные потребности.

Характерными видами самостоятельной игровой деятельности для детей второго, третьего года жизни являются: ходьба, поэтому необходима достаточная площадь для двигательной активности малышей и предметы направленные на эту активность (горка со скатом, мячи, двигатели – машины тележки, которые он везет впереди себя).

Познавательная деятельность связана прежде всего с ориентировочной деятельностью. Наблюдением за окружающим. Поэтому в группе должны быть предметы для наблюдения – картины, макеты с изображением каких – то действий (куклы катаются на санках. Кукла кормит собачку и т. д.), книжный уголок.

Ведущий вид познавательной деятельности – действия с предметами. Особенно это удается малышам в играх с дидактическими игрушками, вкладышами. Матрешками, помогающими проверить его действия. На третьем году дети довольно свободно зрительно соотносят свойства предметов, ориентируясь в их форме. Величине, цвете. Конструкторская и изобразительная деятельность на втором году выступает как предметная, когда ребенок что то строит, оставляет карандашом след на бумаге, подражая взрослому. В дальнейшем в связи с развитием координации движений рук, овладевает техническими методами. А с развитием представлений об окружающем. У ребенка формируются специфические виды деятельности: конструкторская и изобразительная. Уже в начале второго года жизни дети познают игру с сюжетными игрушками, когда на основе способности подражания ребенок воспроизводит действия, которые показал ему взрослый.

На третьем году дети объединяются в играх между собой, которые носят более разнообразный характер. Совершенно особое значение имеет использование детьми предметов – заместителей, когда они действуют в воображаемой ситуации.

К концу третьего года появляются первые ролевые игры, возникающие на основе тех представлений, которые сформировались у ребенка.

Важна роль воспитателя при организации самостоятельной игровой деятельности детей. Прежде всего необходимо выделить время для таких игр. Часто в условиях детского сада такого времени не находится. Хотя его можно выделить утром перед прогулкой, во второй половине дня поле полдника, либо просто найти для этого специальное время.

Деятельность воспитателя при организации самостоятельной игры направлена на следующие моменты:

Руководство игрой и другими видами деятельности;

Формирование в игре определенных правил поведения;

Поддержание положительного эмоционального состояния;

Стимулирование речевой активности детей.

В качестве руководящей подразумевается следующая деятельность воспитателя: он направляет детей на игру, если они сами не выбрали, усложняет игру, продлевает ее, играет вместе с детьми; во время игры обращает внимание на формирование положительных взаимоотношений между детьми, учит с какой игрушкой лучше играть, убирать их на место. Поддержание положительного эмоционального состояния детей – важная роль задача воспитателя, что в большей степени связанно с удовлетворением потребностей ребенка, на которые быстро реагирует воспитатель. Очень важны и методические приемы, используемые воспитателем. Так, обучая в игре самых маленьких каким либо действиям с предметом, который выбрал ребенок, наиболее эффективен кинестетический, когда взрослый действует рукой ребенка, чтобы он запомнил путь этого действия. Наиболее распространен и приемлем детьми метод показа, сопровождаемый словом. Один из наиболее эффективных методов руководства игрой ребенка уже в раннем возрасте – создание в игре проблемных ситуаций.

Самый любимый метод для детей, который они всегда принимают с радостью, - участие в игре самого воспитателя. Но и здесь нужно вести себя очень корректно, не нарушая плана игры малыша и всячески поддерживая его инициативы. Показателями игровой самостоятельной деятельности детей являются следующие:

Преобладающее эмоциональное состояние детей;

Уровень, длительность и разнообразие игры;

Характер и частота общений со сверстниками воспитателем;

Речь во время игры.

Важно и оценить эффективность методических приемов воспитателя при организации игровой самостоятельной деятельности детей.

В нашем саду работая с детьми раннего возраста, мы игру используем как основной вид деятельности. Она доставляет ребенку удовольствие и радость. А эти чувства являются сильнейшим средством. Стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

На всех видах деятельности используем пальчиковые игры, сопровождаемые речью. Они очень увлекают малышей и приносят им очень много пользы. Пальчиковые игры являются прекрасным средством начального эстетического воспитания. С помощью пальчиковых игр процесс воспитания становится более разнообразным, интересным и радостным. Если дети с нашей помощью уже в раннем возрасте научаться веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. А состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Список литературы:

  1. Бодраченко И.В. Б75 Игровые досуги для детей 2-5лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (6).
  2. ЕрмаковаС.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет/С.О.Ермакова. – М.: РИПОЛ классик, 2009. – 256с.: ил. – (СУПЕР развивающие игры для детей).
  3. Мирясова В.И. Занимательные игры – задания в детском саду (Программа « Я- человек»). – М.: Школьная Пресса, 2004. – 80 с.: ил.(Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 53).
  4. МихайленкоН.Я., Короткова Н.А. М69 ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», - 96с.

Словесные игры, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Смирнова Мария Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №393 г. Челябинска».

Назначение: статья предназначена для воспитателей, родителей детей раннего возраста, в помощь при адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Цель: раскрыть важность использования словесных игр при адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:
1. Побудить педагогов и родителей к использованию словесных игр для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
2. Предоставить подбор словесных игр на адаптацию: индивидуальных и подгрупповых.

Переход ребёнка раннего возраста из семейного воспитания в дошкольное образовательное учреждение – важный этап развития ребёнка. Это сложный процесс, как для ребёнка, так и для его родителей. Кроме того, для малыша - это сильное эмоциональное переживание, поэтому педагоги и родители должны максимально облегчить ему вхождение в новый период. Ребёнку предстоит войти в совершенно другие условия, чем те, к которым он привык в семье. Несомненно, четкий режим дня, соблюдение ритуалов укладывания ко сну, положительные беседы – помогут ребёнку быстрее адаптироваться, но, необходимо использовать и основную форму развития детей раннего возраста – игровую деятельность.

Наиболее важными являются индивидуальные игры, направленные на:

1) установление тактильных, доверительных контактов со взрослым;
2) освоение новых видов игровой деятельности;
3) формирование дружеских контактов с другими детьми.
Данные игры проигрываются в течение дня несколько раз, необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия.

После установления контактов с каждым ребёнком по отдельности, следует переходить к играм с подгруппой, которые имеют ряд особенностей:
1) игру необходимо начинать с сюрпризного момента, позволяющего заинтересовать детей, вовлечь в деятельность;
2) игра должна включать в себя разные виды деятельности, чтобы внимание детей не переключалось;
3) в игре дети должны эмоционально взаимодействовать, выражать свои эмоции;
4) приветствуется музыкальное сопровождение, для снятия эмоционального напряжения.

При проведении игр любой направленности, педагог должен заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий.

Предлагаем вам подборку словесных игр на адаптацию к дошкольному учреждению.

Индивидуальные игры на адаптацию:

1. «Мой малыш»

Педагог обнимает малыша, приговаривая:
Ты ж мой маленький,
Мой хорошенький…

2. «Поскакушки»
Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения.
Педагог обнимает малыша, ставит его перед собой и приподнимает, держа за подмышки:
Кушки – кушки, поскакушки,
Прыг-скок, прыг-скок!
Встали на ножки, по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок!

3. «Баю - баюшки – баю..»
Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения.
Педагог сажает ребенка на колени, мягко прижимает к себе и, слегка покачивает.
Баю - баюшки – баю,
Отдыхай, хороший мой…
Баю - баюшки – баю,
Ты со мной – и я стобой…

4. «Догоню, догоню, догоню!»
Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения.
Педагог организует игру в догонялки: «Догоню, догоню, догоню…», затем обнимает малыша: «Догнала! Какой ты быстрый, какой ты хороший!».

5. «Ку-ку!»
Цели: установление положительных эмоциональных контактов ребенка со взрослым; снятие психоэмоционального напряжения.
Ребенок сидит на коленях у педагога, педагог выполняет действия ручками ребенка: закрывает и открывет его лицо:
Где же наш малыш? Ку-ку! Вот он наш малыш!
Игра повторяется несколько раз.

Игры на адаптацию в подгруппе:
1. «Здравствуй, кукла Катя!»
Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, учить детей выполнять движения в соответствии со словами и по показу взрослого.
Это кукла Катя!
Помашем ей ладошкой!
Катя в гости к нам пришла,
«Здравствуй, Катя! Как дела?»
С помощью куклы педагог увлекает детей в разнообразные игры.

2. «Мишка в гости к нам пришёл!»
Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, учить детей следить за своими действиями и воспроизводить их.
Мишка в гости к нам пришёл!
Топ-топ, топ-топ!
И ладошками стучит:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

3. «Птичка прилетела!»
Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, развивать координацию движений.
Птичка прилетела к нам!
Здравствуй, птичка-невеличка!
Полетим и мы с тобой!
Крылышками машем,
Далеко летим,
Полетаем, полетаем,
В садик прилетим!

4. «Игрушки»
Цели: создавать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, развивать эмоциональное общение ребенка со взрослым, умение налаживать контакт.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Это же игрушки! Давайте посмотрим, какие они красивые! Выберите себе по игрушке, погладьте её… А теперь, давайте вместе поиграем, но сначала пусть наши игрушки подружатся! Поможем им сказать: «Привет!».

5. «Что нам зайчик принес?»
Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, побуждать детей к эмоциональному отклику и инициативной речи.
Ребята, посмотрите, кто же к нам пришёл? Зайчик! А что он нам принёс в корзинке? Давайте посмотрим вместе! Яблочко, грушу, банан, апельсин, виноград! Берите угощение от зайчика, и пойдёмте ему приготовим покушать!

Используя индивидуальные и подгрупповые игры для ускорения адаптационного периода, мы помогаем детям наименее безболезненно осуществить переход на новую ступень развития, преодолеть стресс в период адаптации к детскому саду, снять эмоциональное напряжение, развить навыки взаимодействия детей с педагогом и другими детьми, развить умение вступать в общение при помощи игровых действий.