Библиотечные уроки по евгению шварцу. Литературная гостиная, посвященная творчеству шварца. XII. Заключительное слово ведущего

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы сказать во весь голос то, что думаешь.

Е. Шварц

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Слово ведущего.

Ведущий. За что мы любим сказки?

За то, что они будничную жизнь поворачивают к нам своей удивительной стороной, где самые обычные вещи и люди начинают жить другой жизнью.

За что мы любим сказки Евгения Шварца?

Герои его сказок ощущаются как живые люди. В его сказках, как во всех лучших сказках на свете, добро всегда побеждает зло. Его сказки учат быть великодушными, верными и храбрыми. Уже для многих поколений и детей, и взрослых Евгений Шварц стал постоянным спутником, веселым и мудрым другом, а придуманные писателем меткие и остроумные крылатые фразы гуляют по свету как народные поговорки, а это, согласитесь, бывает не часто.

II. Игра «Вспомните сказку».

Задача учащихся вспомнить, из каких сказок эти слова:

«Я не волшебник, я только учусь». («Золушка».)

«Любовь позволяет нам творить настоящие чудеса». («Золушка».)

«Детей надо баловать - тогда из них вырастают настоящие разбойники». («Снежная королева».)

«Очень вредно не ездить на бал, когда ты заслужил это». («Золушка».)

«Не стоит говорить о чувствах, когда делаются дела». («Снежная королева».)

«Я себя не просто люблю - я в себе души не чаю». («Два клена».)

«Будете мешать - оставлю без завтрака». («Обыкновенное чудо».)

«Во мне тетя родная проснулась, дура неисправимая». («Обыкновенное чудо».)

«Плаху, палача и рюмку водки. Водку мне, остальное ему». («Обыкновенное чудо».)

Показать портрет Е. Шварца.

III. Слово о писателе.

Ведущий. В жизни Евгений Львович, великолепный красавец, был сердечным и добрым, веселым и праздничным человеком, желанным гостем на детских новогодних елках и на встречах с первоклассниками в детской библиотеке, душой любой компании взрослых, будь это маститые, седобородые профессора или известные писатели. Шварц был замечательным рассказчиком, слушали его со всем вниманием, боясь пропустить мимо ушей что-нибудь смешное и интересное.

Только не надо думать, что он прожил безоблачную жизнь.

Его образование (он поступил в Московский университет на юридический факультет) осталось незавершённым, помешали войны - Первая мировая, потом Гражданская. Правда, воевал Шварц недолго: был контужен - от этого у него всю жизнь тряслись руки. Переболел сыпным тифом, от которого мало кто поправлялся. И всю жизнь потом ему, писателю, писать и печатать на машинке было трудно.

После гражданской войны кем только он не работал: и артистом, и журналистом, и - нужда заставляла - грузчиком в угольной гавани.

Есть досыта ему тоже не всегда удавалось, причем не только в молодости: он был в Ленинграде (сейчас Петербург) в самые Трудные месяцы блокады, его крупная, полная фигура похудела больше чем вдвое.

И писательские его дела далеко не всегда шли блестяще, ведь бывали времена, когда сказка считалась жанром сомнительным, а то и вредным - выдумкой, уводящей от реальности, от практической жизни. Приходилось объяснять, ради чего она рассказывается.

Да и широкое признание пришло к Шварцу после смерти.

В конце жизни он тяжко болел, но жизнерадостность, внимание к людям, любовь к шутке, как и любовь к труду, не оставляли его никогда.

Вот один забавный эпизод из жизни Евгения Шварца, который характеризует его как человека, который понимал толк в хорошей шутке.

В юности он был влюблен в юную актрису, армянку Ганю. Ганя долго противилась ухаживаниям Евгения Шварца и не соглашалась выйти за него замуж. Однажды в конце ноября поздно вечером они гуляли вдоль берега Дона (дело было в Ростове), и Шварц уверял Ганю, что готов сделать ради нее все, что угодно.

А если я скажу: прыгни в Дон? - засмеялась девушка.

Зря она так сказала. Потому что в ту же секунду Шварц перелетел через парапет и прыгнул в ледяную воду прямо как был — в шляпе, пальто и в калошах. Правда, следует признать, что после этого Ганя сразу вышла за него замуж.

Евгений Шварц вырос в семье врачей и с детства полюбил Две вещи: театр и книги. С одинаковым восторгом он читал и перечитывал «Принца и нищего» М. Твена и «Кавказского пленника» Льва Толстого, книги Жюля Верна и Майна Рида, Виктора Гюго и Конан Дойля.

Он сделал свой выбор в раннем детстве, еще не переступив порога школы, еще не написав ни строчки по причине ужасного

почерка. На вопрос мамы: «Кем же ты будешь"?» - он ответил полушепотом: «Романистом», забыв от застенчивости и смятения, что существует более простое слово: «писатель».

И он действительно стал писателем. Его творческая щедрость поражала: не проходило и дня без написанной страницы. Пьесы «Два клена», «Золушка», «Снежная королева», «Красная Шапочка», «Голый король», «Обыкновенное чудо», повести «Первоклассница», «Приключения Шуры и Маруси», сказки «Новые похождения Кота в сапогах», «Два брата», цирковое или эстрадное представление, сценарии, воспоминания, литературные портреты - одно шло за другим, один замысел подгонял другой. Фантазия писателя была неистощима, а он сам был великим тружеником.

IV. Представление «Сказки о потерянном времени».

Ведущий. Писатель словно старался не растратить времени зря, как это неосторожно сделали в его «Сказке о потерянном времени» Петя Зубов, Маруся Поспелова, Вася Зайцев и Надя Соколова. Эти ленивые школьники всюду опаздывали, от всех отставали, пока не превратились в молодых стариков или старых ребят.

У ребят осталась одна-единственная возможность вернуть потерянную молодость. Какая? Пробраться в избушку злых волшебников и ровно в 12 часов повернуть стрелку ходиков на 77 кругов назад. Но сначала Пете нужно найти всех собратьев по несчастью.

Игра «Да - нет».

По каким приметам Петя находил собратьев по несчастью?

(Отвечайте «да» или «нет», «подходит» - «не подходит».)

Старушка сидит на скамейке и болтает ногами. (Да.)

Старик едет на пожарной машине тушить пожар. (Нет.)

Старик прицепился к трамваю № 9. (Да.)

Старик несет ведро и кисть. (Нет.)

Старушка играет в классики на одной ножке. (Да.)

Старик посыпает тротуар песком. (Нет.)

Старушка играет в мячик. (Да.)

Идет старушка с большой корзинкой. (Нет.)

Евгений Шварц заключает эту хорошо закончившуюся для ребят-лентяев историю следующими словами:

«Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

Викторина «Посчитаем».

1. Сколько оборотов стрелки надо было сделать ребятам, чтобы вернуть молодость? (77.)

2. Сколько мальчиков и девочек попало в беду? (4.)

3. Сколько 2-классников и сколько 3-классников было среди них? (Трое третьеклассников и одна второклассница.)

4. Сколько злых волшебников жило в избушке? (4.)

5. Выберите из списка имен детей и злых волшебников имена ребят, потерявших молодость.

Пантелей

Ведущий . Кроме оригинальных сказок Евгений Шварц написал несколько историй по мотивам широко известных сказок, чаще всего - X. К. Андерсена или Шарля Перро, но каждая сказка Шварца - это самостоятельное произведение, настолько в них все по-другому и все по-новому.

Чьи сказки дополнил Евгений Шварц?

- «Новые приключения Кота в сапогах». (Ш. Перро.)

- «Золушка». (Ш. Перро.)

- «Снежная королева». (X. К. Андерсен.)

- «Голый король». (X. К. Андерсен.)

- «Красная Шапочка». (III. Перро.)

- «Тень». (X. К. Андерсен.)

V. Представление сказки «Новые приключения Кота в сапогах».

Ведущий. Кота в сапогах все помните? Чем Кот в сапогах отличается от обыкновенного кота? (Выслушать ответы детей и предложить ответы из сказки Е. Шварца «Новые приключения Кота в сапогах».)

Говорит по-человечьи.

Сказки рассказывает.

Наперегонки бегает.

В прятки играет.

Воды не боится, плавает и на боку, и на спине, и по- собачьи, и по-лягушачьи.

В сказке Евгения Шварца Кот в сапогах заскучал, растолстел без трудностей - живот мешает сапоги надевать - и отправился в путь за сложными делами.

Сначала он помог капитану большого красивого корабля всех крыс извести. А потом спас сына капитана Сережу от чар злой волшебницы. Сережа был на вид мальчик хороший, здоровый, румяный, аккуратный, а вел себя как разбойник: то Кота за хвост дернет, то планер сломает. Это злая волшебница, зеленая жаба ростом с хорошее ведро, силой своего колдовства заставляла Сережу вести себя плохо.

Как спасти Сережу? Коту в сапогах в этом деле помогли все воспитанники детского сада, которые вместе с Сережей приехали летом на дачу. Окружили дети жабу, она раздулась от злости и... лопнула.

Вопрос внимательным читателям:

За спасение Сережи Кот в сапогах получил от капитана и капитанши в подарок... что?

Новые сапоги и шляпу. +

Новый костюм.

Один килограмм молочных сосисок.

Путевку в санаторий.

VI. Представление сказки «Два брата».

Ведущий . Эта история случилась накануне Нового года.

Отправились отец с матерью на три дня в город за елочными украшениями, а дома оставили сыновей, Старшего и Младшего, наказав им не ссориться и не обижать друг друга.

В 6 часов вечера Старший сел читать книжку, а Младший от скуки стал просить: «Поиграй со мной». За это вытолкал Старший Младшего во двор и запер дверь. Когда часы показывали без четверти восемь, Старший опомнился, открыл дверь, но Младший исчез. Вернулись домой родители и обо всем узнали. Поседел отец от рассказа Старшего и тихо сказал:

Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего Младшего брата.

Старший нашел Младшего во дворце злого Прадедушки Мороза, который не любил живых птиц, а любил вечный покой, и спас Младшего. И с тех пор братья живут дружно и счастливо.

Задания для эрудитов.

а) Назовите сказки, которые напоминают вам по содержанию сказку Евгения Шварца «Два брата».

(«Мороз Иванович» В. Одоевского, «Морозко», «Про ленивицу и радивицу».)

б) Сравните просто сказки и пьесы-сказки. Чем замечательны пьесы-сказки? (В пьесе-сказке нет слов автора (кроме ремарок), герои разговаривают друг с другом.)

VII. Представление сказки «Два клена».

Ведущий. Злобная Яга превратила двух мальчиков- братьев, сыновей неутомимой Василисы-работницы, в деревья. Любовь и смекалка матери, помощь сынишки Вани, птиц, зверей и даже избушки на курьих ножках, к которым отнеслись по- человечески, разрушили козни злой Яги.

VIII. Представление сказки «Снежная королева».

Ведущий. Жили в доме со своей старенькой бабушкой Герда и Кей. Кей попал под власть Снежной королевы. Чтобы спасти брата, Герда готова на все.

IX. Представление сказки «Обыкновенное чудо».

Ведущий . Добрый волшебник может делать поразительные вещи: с помощью землетрясений он сбивает масло, ураган заставляет таскать мебель. Однажды он встретил в лесу молодого медведя, голова лобастая, глаза умные, и превратил медведя в юношу с таким условием: если его полюбит и поцелует принцесса, юноша снова станет медведем.

Как вы думаете, чем закончилась эта сказка? (После поцелуя принцессы юноша не превратился в медведя, потому что любовь - самое сильное волшебство на земле.)

А теперь я хочу представить вам две чудесные повести Евгения Шварца о детях - «Первоклассница» и «Приключения Шуры и Маруси».

X. Представление повести «Первоклассница».

Ведущий. Эта повесть - про девочку Марусю, которая поступила в первый класс, подружилась с девочками, полюбила учительницу Анну Ивановну, научившую девочек не только писать, читать и считать, но и следующему:

Вставать и садиться тихо;

Слушаться всех учительниц;

Приходить в школу аккуратными;

Радоваться успеху своих подруг и помогать им в трудную минуту (зачитать).

XI. Представление повести «Приключения Шуры и Маруси».

Ведущий. Перед вами - настоящая приключенческая история. Жили-были две сестренки - Маруся и Шура, семи с половиной лет и пяти лет. Однажды бабушка пошла в магазин, а девочки, не послушав бабушку, вышли на площадку, чтобы посмотреть на жалобно мяукающую кошку, а дверь и захлопнулась. Много страху натерпелись девочки, со многими хорошими людьми познакомились, прежде чем снова попали домой.

Вопрос для эрудитов:

Девочки узнали, как много в доме незаметных помощников - людей, которые оберегают и дом, и живущих в доме людей. Назовите профессии незаметных помощников.

1. Старичок с клещами и молотком в руках - «топит паровое отопление». Это кочегар, истопник.

2. Черный человек, в черной рубахе, с черными от сажи руками и лицом, он чистит трубы. Это трубочист.

3. В фартуке, с метлой в руках, он двор подметает, у ворот сторожит. Это дворник.

XII. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Что ж, дорогие друзья! Пришло время завершать встречу с героями произведений Евгения Шварца. Он, конечно, волшебник, но бег времени не подчиняется никаким чарам. Однако не стоит расстраиваться! Поспешите в библиотеку, найдите на книжных полках те произведения, о которых мы сегодня говорили, и вы вновь окажитесь в стране сказок, волшебства, приключений.

Литература

1. Голованова, М. В. «Я не волшебник, я еще только учусь...»: о творчестве Е. Л. Шварца, 1896-1958 [Текст] / М. В. Голованова, О. Ю. Шарапова // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С. 2-5.

2. Житие сказочника. Евгений Шварц: Из автобиографической прозы; Письма; Воспоминания о писателе [Текст]. - М., 1991.

3. Корф, О. Б. Е. Л. Шварц (1896-1958) [Текст] / О. Б. Корф // О. Б. Корф. Детям о писателях: XX век: от О до Я. - М. : Стрелец, 2006.-С. 52-53.

4. Крыжановский, А. «За что мы любим праздник?..» [Текст] / А. Крыжановский // А. Крыжановский. Шварц Е. Л. Рассеянный волшебник: сказки, пьесы. - Л., 1989. - С. 268-270.

5. Писатели нашего детства. 100 имен [Текст] : биографический словарь: в 3 ч. Ч. 3. - М., 2000. - С. 489-495.

6. Разгон, Л. Евгений Шварц [Текст] / Л. Разгон // Пионер. - 1986. — № 11. - С. 36.

7. Рахманов, Л. Обыкновенный волшебник [Текст] / Л. Рахманов // Л. Рахманов. Шварц Е. Л. Сказки, повести, пьесы. - Л., 1969.-С. 291-300.

8. Сивоконь, С. Безумство храбрых [Текст] / С. Сивоконь // Детская литература. - 1990. - С. 102-106.

9. Тихомирова, И. И. Шварц Е. Л. (1896-1958) [Текст] / И. И. Тихомирова // Очерки о детских писателях: справочник для учителей нач. классов. - М., 1999. - С. 229-231.

10. Шварц Е. Л. (1896-1958) [Текст] // Жили-были: сказоч. газ. - 1998, август. - С. 2-3. - (Сказочники).

11. Шварц, Е. Сказки, повести, пьесы [Текст] / Е. Шварц. - Л., 1969.

12. Шварц, Е. Л. «Родина моей души...» [Текст] : из воспоминаний / Е. Л. Шварц. Два брата: сказка. - Л., 1987. — С. 41— 45. - (Читаем сами).

13. Шварц, Е. Л. Два брата [Текст] : сказка / Е. Л. Шварц. - Л., 1987. - (Читаем сами).

14. Шварц, Е. Л. Из воспоминаний о прочитанных в детстве книгах [Текст] / Е. Л. Шварц // Костер. - 2002. - № 2. - С. 13-14. - (Аптека для души).

15. Шварц, Е. Л. Клад, Снежная королева, Голый король, Тень. Дракон, Два клена, Обыкновенное чудо, Повесть о молодых супругах, Золушка, Дон Кихот [Текст] : пьесы / Е. Шварц. - М.; Л., 1962.

16. Шварц, Е. Л. Первоклассница [Текст] / Е. Шварц. - М., 2006. - (Библиотека школьника).

П.Шварц, Е. Л. Рассеянный волшебник [Текст] : сказки, пьесы/Е. Шварц.-Л., 1989.

18. Юбилей сказочника [Текст] // Стригунок. - 1996. - № 5. - С. 4.

Литературная гостиная, посвященная творчеству Е.Л. Шварца Размещено на Евгений Львович Шварц ()










Литературное наследие Е. Л. Шварца Пьесы и сказки: "Обыкновенное чудо" "Дракон" "Голый король" "Тень" "Повесть о молодых супругах" "Снежная Королева" "Два клёна" "Золушка" "Красная Шапочка" "Два брата" "Скаска о потерянном времени" "Рассеянный волшебник" Стихотворения: «Бессмысленная радость бытия…» Бессонница («Томит меня ночная тень…») В трамвае («Глядят не злобно и не кротко…») «…Прощай, дерево…» Случай («Был случай ужасный - запомни его…») Страшный суд («Поднимается в гору…») Юрию Герману («Ты десять лет назад шутил, что я старик…») «Я прожил жизнь свою неправо…»


Сказки для детей Е.Л. Шварца «Скаска - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом» "Приключения Шуры и Маруси" (1937); "Чужая девочка" (1937); "Новые приключения Кота в сапогах " (1937) "Красная Шапочка" (1937); "Золушка" (1938); "Снежная королева" (1938) «Скаска о потерянном времени» (1940); «Скаска о храбром солдате» (1946); «Два клёна» (1953).



Афоризмы Евгения Львовича Шварца Деревья и те вздыхают, когда их рубят. Все мы запутались в своей собственной паутине. Есть вещи более сильные, чем деньги. Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым. У меня столько связей, что можно с ума сойти от усталости, поддерживая их. Мне так надоело самой себе дарить подарки в день рождения и на праздники! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди!


Афоризмы Евгения Львовича Шварца Связи связями, но надо же и совесть иметь. Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец. У меня бывали дни, когда я так уставала, что мне даже во сне снилось, будто я хочу спать! Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Эх, жалко - королевство маловато, разгуляться негде! Ну, ничего! Я поссорюсь с соседями! Любовь помогает нам делать настоящие чудеса.


Благодарим за внимание! Размещено на

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 27 имени А.А. Дейнеки»

Литературная гостиная

«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧуДО НЕОБЫКНОВЕННОГО ПИСАТЕЛЯ ( к 115-летию Е.Л. Шварца ) »

Дата проведения: 25.11.2011

Место проведения: актовый зал школы

Время проведения: 12.00

Количество участников: 19

Количество зрителей: 60

Возраст участников:10-15 лет

Старшая вожатая МБОУ «СОШ №27 имени А.А. Дейнеки»

Кирей Светлана Игоревна

Курск, 2011

Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя Е.Л. Шварца, заинтересовать его произведениями.

Задачи:

    привить любовь к чтению и художественному творчеству;

    сформировать навыки научно-исследовательской деятельности;

    развить творческие способности;

    способствовать духовно-нравственному воспитанию

Оформление зала: зал украшен воздушными шарами и звёздами .

Оборудование: ноутбук, проектор, фонограммы, презентация «Обыкновенное чудо необыкновенного писателя», отрывок из фильма «Обыкновенное чудо», фильм «Шварц. Финал»

Ответственный за подготовку мероприятия: Кирей С.И., старший вожатый

Подготовительный этап

За месяц до проведения мероприятия обучающиеся познакомились с творчеством писателя Е.Л. Шварца, собрали о нём необходимый материал, в ходе мозгового штурма была придумана форма мероприятия: литературная гостиная. Был намечен сценарий проведения, распределены роли, несколько раз в неделю проводились репетиции

Ход мероприятия

(Слайд 1)

Девочка. Здравствуйте, дорогие друзья, наша встреча посвящена жизни и творчеству писателя Евгения Львовича Шварца, которому в этом году исполнилось бы 115- лет.

Чтец.

Не только в день этот праздничный

в будни не позабуду:

живет между нами сказочник,

обыкновенное Чудо.

И сказочна его доля,

и вовсе не шестьдесят

лет ему - много более!

Века-то летят, летят...

Он ведь из мира древнейшего,

из недр человеческих грез

свое волшебство вернейшее,

слово свое нежнейшее

к нашим сердцам пронес.

К нашим сердцам, закованным

в лед (тяжелей брони!),

честным путем, рискованным

дошел,

растопил,

приник.

Ведущий 1. Евгений Львович Шварц – писатель, судьба которого даже в контексте судеб его современников воспринимается как своеобразная судьба художника, складывающаяся, казалось бы, из различного рода случайностей и превратностей, способная служить правдивым зеркалом, в котором точно отражается его неповторимое своеобразие, его нравственная позиция, его убеждение в важности избранного им жизненного поприща.

Ведущий 2. Действительно, в творческой судьбе Шварца с необыкновенной отчетливостью отразились его ненасытность искателя, страсть к постижению разных, сложных, поучительных человеческих характеров и, более всего, жгучее и самоотверженное художественное стремление представить людям мир, в котором мы живем, объясненным, разгаданным, открытым во всей многоцветности.

(Слайд 2)

Ведущий 1. Евгений Львович Шварц в большую литературу вошел не сразу. Проведя детство в Майкопе, после окончания гимназии в 1914 году поступил на юридический факультет Московского университета.

(Слайд 3)

Ведущий 2. Однако творческая натура будущего писателя жаждала иного вида деятельности. Молодой человек увлекся театром. Его актерская карьера в Театральной мастерской Ростова-на-Дону продолжалась недолго: с 1917 по 1921 год. Затем - переезд в Петроград и начало литературной деятельности. Евгений Шварц служил сначала секретарем у К. Чуковского, затем сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж». В 1929 г. Шварц дебютировал как драматург. Его первые пьесы – «Ундервуд» и «Клад» – были поставлены Ленинградским ТЮЗом.

(Слайд 4)

Ведущий 1. Он писал и для взрослых, и для детей. Однако во всех случаях, когда он обращался к детям, к нему внимательно прислушивались взрослые. В свою очередь, все, что он писал для взрослых, оказывалось, несмотря на свою глубину, доступным детскому пониманию.

(Слайд 5)

Ведущий 2. Когда Шварц написал свою сказку для детей "Два клена", оказалось, что взрослые тоже хотят ее смотреть. Когда он написал для взрослых "Обыкновенное чудо" - выяснилось, что эту пьесу, имеющую большой успех на вечерних спектаклях, надо ставить и утром, потому что дети непременно хотят на нее попасть.

(Слайд 6)

Девочка. «Два клёна» - это про жизнь деревьев?

Ведущий 1. Не совсем. Там главная героиня.

(Входит Баба Яга)

Баба-Яга. Я там главная героиня. Я!

Девочка. Позвольте, вы же отрицательный персонаж.

Баба-Яга. Зато единственный и неповторимый. Я в этой сказке самая-самая главная злодейка. Я там самая плохая и самая коварная. Со мной никто не сравнится, ни Змей- Горыныч, ни Кощей Бессмертный, их в этой пьесе и близко нет. Зато я есть, Баба-яга, умница, ласточка, касаточка, старушка-вострушка!

Ведущий 2. А ты себя, видно, любишь?

Баба Яга. Мало сказать люблю, я в себе, голубке, души не чаю. Тем и сильна. Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя самое. У вас тысячи забот – о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке, и беспокоюсь. Вот и беру верх.

Ведущий 1. Но в этой сказке у вас ничего не вышло.

Баба Яга . Сказочник попался никудышный, с детства не любил печальных концов. Сказку о Дюймовочке, когда был маленьким, до конца не захотел дослушать, испугался, что с девчонкой что-то печальное произойдёт. Его мама этой его слабостью хорошо пользовалась. Не хочет он есть, капризничает, а она ему начинает сказку рассказывать, доходит до места, где герои в бедственном положении оказываются и говорит: «Доедай, а то все утонут». Вот так. Мальчик вырос, а нелюбовь к печальным концам осталась. У него почти все произведения хорошо кончаются. Хорошие счастливы, плохие наказаны. Фу, ничего хуже и придумать нельзя.

Ведущий 2. Да, вас в «Двух клёнах» Василиса- работница победила, сыновей спасла, медведя из кабалы освободила.

Баба Яга. Да если б не тот медведь, да пёс с котом, ничего бы у Василисы не вышло. Поверь мне.

Девочка. Всё это хорошо, а почему пьеса «Два клёна» называется?

Баба Яга. Я сглупила, надо было Василисиных сыновей не в деревья превращать, а во что-нибудь другое: жаб, например, или в грибы - мухоморы. Тогда бы Василиса их ни за что бы не нашла. Кстати, с жабами хорошая идея, пойду посмотрю, может кто из мальчишек возле моей избушки гуляет, уж я тогда поймаю, заколдую, запугаю (уходит).

Девочка. Нужно её остановить, она же бед натворит.

Ведущий 1. Не бойся, не натворит, на каждую Бабу-Ягу в любой сказке найдётся свой богатырь, Иван-царевич или ещё кто-нибудь, кто сможет ей противостоять. Таков закон жанра. Жизнь всегда побеждает Зло потому, что Зло – это лишь тень Жизни, враждебная ей, но, в конечном счете, зависимая от нее. Именно так думал Евгений Шварц.

(Слайд 7)

(Входит Король1)

Король 1. Монархию не уважал ваш Шварц, королей обижал, плохо изображал.

Девочка. А вы, ваше величество, из какой сказки?

Король 1. Это с какой стороны посмотреть (повязывает на корону ленту). Вот так я из «Голого короля», замечательная пьеса, если, конечно, убрать финал. Я там кричу, ругаюсь, топаю ногами, угрожаю, капризничаю, меня все подданные боятся.

Ведущий 2. А лента зачем?

Король1. Болван, разве ты не видишь, что это ночная корона, я в ней сплю, а лентой привязываю, чтобы она во сне не соскочила и не потерялась.

Ведущий 1. Не гневайтесь, ваше величество.

Король 1. Да ты что – смеешься надо мной? Да знаешь ли ты, что когда я гневаюсь, то даже мех на моей мантии и тот встает дыбом?

Ведущий 2. Это вы тоже в «Голом короле» произносите?

Король 1. Нет, это реплика из «Снежной королевы». Я там говорю не так много, как мне хотелось бы.

Девочка. Постойте, «Голый король», «Снежная королева»- это же сказки Андерсена.

Король 1. Ну и что, один написал сказку, другой превратил её в пьесу, что-то оставил без изменений, что-то добавил от себя, и получилась старая сказка на новый лад.

Ведущий 1. Да уж, короли и у Андерсена, и у Шварца вышли на редкость неприятными типами. Ваше, величество, не обижайтесь, но я говорю чистую правду.

Король 1. Скажи спасибо, что я уже ухожу, а то бы тебе пришлось худо (уходит).

Ведущий 2. А попрощаться? Хотя чего я требую от сказочного тирана? Ладно, ничего не сжёг, никого не повесил - и на том спасибо.

Ведущий 1. Пьеса «Голый король» написана в 1934 году, в ней объединены три известные сказки Андерсена - "Новое платье короля", "Свинопас" и "Принцесса на горошине". «Снежная Королева» была создана Шварцем в 1939 году, а в 1966 году по пьесе был снят фильм.

(Слайд 8)

(Входит Король 2)

Король 2. Здравствуйте, любезные! Я король, дорогие мои.

Девочка. Ещё один. Но этот вроде совсем другой, вежливый, добрый.

Ведущий 1. Я бы не делал поспешных выводов. Первое впечатление бывает обманчиво.

Король 2. Я страшный человек! Очень страшный. Я тиран. Деспот. А кроме того, я коварен, злопамятен, капризен.

Ведущий 1. Вот видишь? Что я тебе говорил о первом впечатлении.

Король 2. И самое обидное, что не я в этом виноват.

Девочка. А кто же?

Ведущий 2. А удержаться никак невозможно?

Король 2. Куда там! Я вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все подлые фамильные черты. Представляете удовольствие? Сделаешь гадость - все ворчат, и никто не хочет понять, что это тетя виновата.

Ведущий 1. А сюда вы зачем пришли?

Король 2. Дочь ищу. Эти бездельники, эти дармоеды, придворные оставили ребенка без присмотра. Дочка влюбилась, поссорилась, переоделась мальчиком и скрылась. Она не забредала к вам?

Ведущий 2. Нет

Король 2. Жаль.

(Входит Король 3)

Ведущий 2. Ещё один, у Шварца что, в каждой пьесе по королю?

Король 3. Здравствуйте, я всё слышал (срывает с себя корону и бросает на землю). Ухожу, к черту, к дьяволу, в монастырь, если в соседнем королевстве возможны такие душераздирающие события, живите сами как знаете!

Король 2. Отлично, я как раз задумался о расширении границ, теперь и воевать ни с кем не придётся чужая земля сама идёт ко мне в руки! Вы, милейший, когда в монастырь пойдёте, не забудьте мне ключи от вашего королевства оставить.

Ведущий 1. Как вам не стыдно! У вас дочь пропала, а вы о расширении границ думаете!

Король 2. Простите, ничего не могу с собой поделать, во мне проснулся двоюродный дядя с материнской стороны, страшный был человек, вы не представляете, какой страшный.

Король 2. Ну, хорошо, хорошо! Эй! вы там! Подайте мне корону. Так уж и быть, остаюсь на престоле. Забудьте все, король, и приходите на бал. И родную свою дочку тоже захватите с собой.

Ведущий 2. Он же её ещё не нашёл.

Король 3. Найдёт, обязательно найдёт, что-то мне подсказывает, что рано или поздно мы все доберёмся до самого счастья. И я, и вы, и ваша девочка, и её возлюбленный, произойдёт самое настоящее обыкновенное чудо и всё будет хорошо.

Девочка . Обыкновенное чудо, как хорошо сказано. Если я когда-нибудь стану писателем, то обязательно так назову одно из произведений.

Ведущий 1. Повторять за другими нехорошо. Пьеса под названием «Обыкновенное чудо» уже существует. Евгений Шварц написал её в 1956 году.

Девочка. Сюжет он опять позаимствовал у Андерсена?

Ведущий 2. Нет. «Обыкновенное чудо» - волшебная сказка, в которой всё перевёрнуто с ног на голову. Ведь обычно прекрасный юноша становится жертвой злых чар, превращается в дикого зверя и ждёт, пока с него кто-нибудь не снимет заклятья. У Шварца всё наоборот, медведь, по воле доброго волшебника, превращённый в человека, желает вернуть себе прежний облик, но внезапно настигшая любовь путает все его планы.

Король 2. Вы сейчас говорили о моей пьесе, вы её читали, вы знаете, что произойдёт дальше?

(показ отрывка из фильма «Обыкновенное чудо»)

Король 3. Я же говорил, что всё будет хорошо, даже, если на пути у влюблённых встали бы недоброжелатели с большими связями, всё бы обошлось, потому что связи связями, но надо же и совесть иметь.

Ведущий 2. Правильно! Мудрые и справедливые слова! Но, извините, я до сих пор не понял, из какой вы сказки?

Король 3. Я из «Золушки». Но мне пора, сегодня во дворце бал, нужно за всем проследить, прощайте! (короли уходят).

Девочка. «Золушка» - это же сказка Шарля Перро, ничего не понимаю.

Ведущий 1. Сейчас поймёшь. Наши следующие гости тебе всё объяснят.

(Слайд 9)

(Входят Золушка и Красная Шапочка)

Ведущий 2. Вы кто?

Красная Шапочка. Я Красная шапочка

Золушка. Я Золушка. Вы что, нас не узнали?

Ведущий 2 . Конечно, узнал, но что вы здесь делаете?

Золушка и Красная шапочка. (хором ). Мы пришли поздравить с днём рождения нашего любимого сказочника.

Ведущий 2. Девочки, вы что-то перепутали, у Шарля Перро юбилей в январе.

Красная шапочка. Так мы его в январе отдельно поздравим. А сейчас мы пришли к Евгению Львовичу.

Золушка. Сказать ему большое спасибо.

Ведущий 2. За что?

Красная шапочка. Зато то, что благодаря ему, все узнали нас с другой стороны.

(Слайд 10)

Золушка. Я смогла рассказать о том, что «натирая пол, я очень хорошо научилась танцевать. За шитьем я очень хорошо научилась думать. Терпя напрасные обиды, я научилась сочинять песенки. За прялкой я их научилась петь. Выхаживая цыплят, я стала доброй и нежной». А ещё я поведала бы всем о том, что никто не любит мороженое так, как люблю его я, и о том, что очень вредно не ехать на бал, когда этого заслуживаешь.

Красная шапочка. Ты про мачеху сказать забыла.

(Слайд 11)

Золушка. Мачеха - женщина особенная. Ее родную сестру, точно такую же, как она, съел людоед, отравился и умер. А ещё у неё столько связей, что она с ума сходит от усталости, поддерживая их.

Ведущий 3. Неужели эти самые связи ей помогли, и сказка закончилась иначе?

Красная шапочка. Нет, как говорит наш любимый король: «Связи связями, но надо же и совесть иметь».

Девочка Интересно, а у волка совесть была?

(Слайд 12)

Красная шапочка. Не было у него ни стыда, ни совести, ни ума, ни храбрости.

Ведущий 2. Ещё бы, съесть маленькую, наивную девочку и её беззащитную бабушку

Красная шапочка. (возмущённо) Это я маленькая!? Это я беззащитная!? (задумывается) Хотя да, у господина Перро я такая, но он всё перепутал и неправильно понял. Сейчас мы разыграем из каждой сказке по сценке, и вы всё поймёте (к ведущим) Вы мне поможете?

Ведущий 1. Да, конечно.

Красная шапочка. Прекрасно, вы будите читать текст от автора.

Ведущий 2. и Девочка. А мы?

Красная шапочка. Извините, для вас роли нет . Волка я привела с собой.

Девочка. А он нас не съест?

Красная шапочка. Пусть только попробует! Я ему покажу!

Ведущий 2. Раз никакой опасности не предвидится, мы начинаем

Сценка 1

Ведущий 1. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке. Идет она лесом, а навстречу ей - серый Волк.

Волк Куда ты идешь, Красная Шапочка?

Красная шапочка Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

Волк. А далеко живет твоя бабушка?

Красная шапочка. Далеко. Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.

Волк. Ладно, я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

Ведущий1. Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой короткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге.

Красная шапочка. Согласитесь, у Шарля Перро я поступила очень неосторожно. А в пьесе Шварца всё по-другому. Я там правдивая и смелая, активная, провожу занятия с лесными обитателями, учу их быть храбрыми, дружить друг с другом и вместе защищаться от волка.

Золушка. Но волк тебя всё-таки съел, ты от него защититься не смогла.

Красная шапочка. Ну и что, ты тоже хороша, это надо было умудриться надеть хрустальную туфельку на ногу одной из твоих сестёр. Если бы у короля и министра танцев не было хорошей зрительной памяти, то не видать бы тебе своего счастья, как своих ушей.

Ведущий 2. Девочки, не ссорьтесь. Так что же с волком?

Красная шапочка. Он вымазался в мелу, притворился собакой и хитростью выведал у меня, где дом бабушки. Кстати, бабушка у меня не беззащитная, у неё дома есть ружьё, и она из него хорошо стреляет, если бы волк не обманул и её, у него были бы большие проблемы.

Ведущий 2. Давайте посмотрим, как встретились Волк и Красная Шапочка в пьесе «Шварца»

Сценка 2

Волк (нежным голосом). Здравствуй, дорогая Красная Шапочка.

Красная шапочка. Здравствуй, белая собака.

Волк (басом свирепо). Я тебе не со… (Спохватывается.) Да, да, я собака… Меня зовут Дружок.

Красная шапочка. Дружок? Здравствуй, Дружок. (Хочет погладить волка. Волк отскакивает.)

Красная шапочка. Что с тобой, Дружок?

Волк. Прости меня, я одичал. Я потерялся, от охотника отбился. Мне так скучно без него. Очень-очень.

Красная шапочка. И давно ты потерялся?

Волк. Три дня.

Красная шапочка . Бедный пес! Значит, ты хочешь есть?

Волк. Нет, спасибо, я сыт. Меня накормила твоя бабушка.

Красная шапочка. Бабушка?

Волк. Да! Ведь это она живет возле… (Кашляет.) …возле…

Красная шапочка . Возле Старых берез, за Мельничным ручьем.

Волк. Ага, ага! Она меня и накормила.

Красная шапочка. Как ее здоровье?

Волк. Плохо. Лежит в постели.

Красная шапочка. Надо скорей бежать к ней.

Волк. Ах, нет, нет! Она попросила тебе передать, если я тебя встречу, чтобы ты набрала ей букет цветов.

Красная шапочка. Цветов? Хорошо. А может быть, все-таки дать тебе поесть? Почему ты облизываешься, когда смотришь на меня?

Волк. Нет, это я так. До свиданья, девочка.

Красная шапочка. До свиданья, Дружок.

Волк (басом). Я тебе не Др… (Спохватывается.) До свиданья, девочка, до свиданья, милая. (Убегает.).

Красная шапочка. Вот теперь вы знаете про нас всю правду. Нам пора возвращаться в свои сказки, до свиданья, до новых встреч. (Золушка и Красная шапочка уходят).

Девочка. Я теперь всё поняла. В творчестве Шварца старые сюжеты обретали новые черты и легко и навсегда вписывались в современный контекст (к Ведущему 1) А ты почему молчишь?

(Слайд 13)

Ведущий 1. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!

Ведущий 2. Что-что? Этого же нет в сценарии, у тебя совсем другие слова.

Ведущий 1. Извини, в сценке из сказки «Красная шапочка» я изображал автора, то есть сказочника, мне так понравилось, что перевоплотился в него. Так что веди пока один, а я пока побуду одним из персонажей пьес Шварца.

Девочка. Ты что-то путаешь, сказочники придумывают сказки, но сами в них участия не принимают.

Ведущий 1. Это у других, а вот в пьесах Шварца я являюсь одним из главных действующих лиц. В «Снежной королеве» я не просто рассказываю сказку, а показываю её, принимаю активное участие во всех событиях. В «Обыкновенном чуде» Евгений Шварц дал мне имя Хозяин, в нём заключён двойной смысл: с одной стороны я – хозяин усадьбы, в которую приезжает король со своей свитой, а с другой стороны – я хозяин сказки, ведь это я её придумал.

Ведущий 2. Для чего же твой персонаж выдумал историю о медведе, превращённом в человеке и о принцессе, которая «совсем не похожа на королевскую дочь»?

Ведущий 1. Ему, то есть мне, захотелось поговорить о любви.

Ведущий 2. Понятно, ладно всё, побыл сказочником и хватит, становись самим собой. Хотя нет, подожди, к нам, кажется, идут незваные гости из твоей сказки

(Слайд 14)

(Входят Снежная Королева, Советник и Атаманша)

Девочка. Вы чувствуете, как стало холодно?

Ведущий 1. Ещё бы, ведь к нам пожаловала сама Снежная Королева и не одна, а с коммерции советником и атаманшей разбойников.

Снежная Королева. Я рада, что вы меня узнали. Я действительно Снежная Королева.

Ведущий 2. Здравствуйте, ваше величество, зачем вы пожаловали к нам?

Ведущий 1. Не надо с ней разговаривать, она явно пришла не для того, чтобы поздравить Евгения Шварца.

Снежная Королева. Тише. Когда я говорю, все должно умолкнуть. Поняли? Итак, я забираю у вас девочку.

Ведущий 2. Что – что?

Снежная Королева. Я одинока, богата, детей у меня нет – эта девочка будет у меня вместо дочери.

Девочка. Пожалуйста, не отдавайте меня ей!

Снежная Королева. Не надо так спешить. Подумай, ты будешь жить во дворце, сотни верных слуг будут повиноваться каждому твоему слову.

Атаманша. Постойте, мы так не договаривались, девчонка должна пойти со мной. Я ей ни в чем не буду отказывать. Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники.

Девочка. А с ней я тем более никуда не пойду.

Ведущий 2. Похоже, дело принимает серьёзный оборот.

Ведущий 1. Нужно действовать решительно.

Ведущий 2. Вот поэтому я беру ребёнка и прячу его за кулисами. А ты как-нибудь разберись со всеми ними, ты же сказочник.

Ведущий 1. А ничего, что я один, а их трое. Хотя бы пришли мне кого- нибудь на подмогу.

Ведущий 2. Хорошо (Ведущие 2 и девочка уходят).

Советник. Я настоятельно вам рекомендую выполнить просьбу королевы, потому что я, как настоящий отрицательный персонаж: « а» – холоден, как снег, «б» – тверд, как лед, и «в» – быстр, как снежный вихрь. И, если вы не повинуетесь, то я: а) – отомщу, б) – скоро отомщу и в) – страшно отомщу.

(Входит Заяц)

Заяц. Ну, с кем тут надо сражаться, кого нужно защищать? (к Ведущему 1) Здравствуйте, меня прислали к вам на помощь.

Ведущий 1. Я же просил какого-нибудь положительного персонажа.

Заяц. А я что отрицательный? Или вы думаете, что если заяц, то непременно трус? Вовсе нет, я сильный и смелый, недавно я покусал самого волка. Я очень отважный, меня этому научила Красная шапочка.

Ведущий 1. Да, она тут была недавно.

Снежная Королева. Извольте немедленно отдать мне девчонку. Слышите? Иначе я превращу вас всех в лед . Имейте в виду, любезные, что мне довольно взмахнуть рукой – и тут навеки воцарится полная тишина.

Заяц. Маши руками, ногами, хвостом, все равно мы тебе не отдадим девочку!

(Входит Ведущий 2)

Ведущий 2. Я тут подумал, может, вам помощь нужна?

Ведущий 1. Ты как раз вовремя. Сейчас мы скажем: «Снип-снап – снурре…»

Ведущий 2. Опять? Господин сказочник, вы, что других волшебных слов не знаете?

Ведущий 1. Знаю, но почему-то я уверен, что именно это заклинание сработает.

Заяц, Ведущий 1. Ведущий 2: Снип-снап-снурре (Снежная Королева, Советник и Атаманша отступают назад).

Заяц. Ура! Заклинание действует!

Снежная Королева. Я это так не оставлю! Я ещё вернусь!

Ведущий 1. Ведущий 2. Пурре-базелюрре (Снежная Королева, Советник и Атаманша уходят).

Заяц. Получилось! Пойду, всё расскажу Красной шапочке, она будет мной довольна. (уходит)

Девочка (выглядывает из-за кулис). Они ушли? Можно выходить?

Ведущий 2. Да. (девочка выходит). Вот теперь мы можем продолжать. Хотя нет (к Ведущему 1) Тебя же надо превратить из сказочника в самого себя. Вот сейчас я скажу волшебные слова

Ведущий 1. Не надо ничего говорить, ты же не волшебник, превратишь меня ненароком в кого-нибудь.

Ведущий 2. Как говорил Мальчик-паж из «Золушки»: «Я не волшебник, я только учусь», ну раз ты стал самим собой, продолжаем.

(Слайд 15)

Ведущий 1. Евгений Львович оставил след не только в литературе, но и в кинематографе. По его сценариям были сняты такие фильмы, как: «Первоклассница», «Дон-Кихот», (Слайд 16) «Марья - Искусница», « » и другие.

Ведущий 2. Кроме пьес и сценариев Шварц писал сказки, про некоторые из них вам сейчас расскажут.

(Входят рассказчики)

(Слайд 17)

Рассказчик 1. Здравствуйте, сейчас я расскажу вам самую интересную сказку Евгения Шварца, она называется «Два брата»

Рассказчик 2. А с чего ты взял, что твоя сказка самая интересная?

Рассказчик 3. Да, что в ней особенного?

Рассказчик 1. Вот про Дедушку Мороза все знают, а про Прадедушку Мороза никому ничего не известно.

Рассказчик 3. Если рассуждать логически, то Прадедушка Мороз должен приносить подарки взрослым, он же старше.

Рассказчик 1. Прадедушка Мороз – отец деда Мороза, и он очень и очень злой, с ним я никому встречаться не советую.

Рассказчик 2 Ты что, его видел?

Рассказчик 1. Нет, зато в сказке Евгения Шварца про него всё написано.

Рассказчик 2. И что же там написано.

Рассказчик 1. А вот слушай, у одного лесничего было два сына Старший и Младший, мальчики всё время ссорились. Однажды незадолго до Нового года родители оставили детей одних, а сами уехали в город за ёлочными украшениями. Два дня прошли хорошо, а вечером третьего дня между мальчиками произошла ссора: Старший, читал книгу, а Младший стал его просить поиграть с ним. Старший разозлился и выгнал Младшего на улицу, решив, что впустит брата назад, когда прочтёт пять строчек. Но книга была очень интересной, Старший зачитался и не заметил, как пролетело время, а когда он вышел, чтобы позвать Младшего домой, во дворе никого не было, брат пропал бесследно, вернулись родители, когда отец узнал, что случилось, он отправил Старшего брата на поиски младшего. Мальчик шёл долго-долго и, наконец, попал в ледяной лес, там он и встретил Прадедушку Мороза…

Рассказчик 2. А дальше, что было?

Рассказчик 1. Прочитай сказку Евгения Шварца «Два брата» и всё узнаешь.

Рассказчик 2. У тебя интересная сказка, но моя история лучше, в ней лошадь превратилась в кошку.

Рассказчик 3 . Кто же совершил это чудо?

(Слайд 18)

Рассказчик 2. Иван Иванович Сидоров, гениальный учёный из сказки Евгения Шварца «Рассеянный волшебник». Иван Иванович был хорошим человеком, но очень рассеянным, мог из дома выйти в двух шляпах, или забыть что-то важное. Вот однажды Иван Иванович пошёл гулять в лес, и встретил мальчика, который вёз зерно на мельницу. По просьбе мальчика, учёный с помощью специального прибора превратил его лошадь в кошку, но совсем забыл про то, что прибор, который может вернуть лошади прежний вид в ремонте.

Рассказчик 3. И что было дальше?

Рассказчик 2. Ничего особенного, лошадь хоть и стала кошкой, а сила у неё осталась лошадиная. Так и жила, утром в поле работала, а вечером на печке дремала и мышей ловила. А потом Иван Иванович починил прибор, и Кошка снова стала лошадью, только остались у неё кошачьи повадки: ржать она разучилась и мяукала басом, дружила с кошками, а по ночам гуляла по крышам.

Рассказчик 3. У тебя история смешная, а у меня поучительная. В ней говорится о том, что не надо понапрасну тратить время, она так и называется «Сказка о потерянном времени»

(Слайд 19)

Рассказчик 2. И про что там

Рассказчик 3. Жил на свете мальчик Петя Зубов, учился он в третьем классе и отставал по всем предметам. Но он не спешил исправлять двойки, всё откладывал на потом, думал, что успеет. И вот в один прекрасный день он превратился в старика.

Рассказчик 2. Состарился что ли?

Рассказчик 3. Нет, просто злые волшебники его и ещё трёх ребят заколдовали: превратили их в стариков, а сами стали детьми. Так дети поплатились за то, что понапрасну тратили время.

Рассказчик 2. Жестоко, а мне говорили, что у Шварца все произведения хорошо кончаются.

Рассказчик 3. Так и у этой сказки счастливый финал, я не до конца рассказала, я хочу, чтобы ребята сами прочитали эту сказку. Они же прочтут?

Рассказчик 2. Конечно, да ведь у Евгения Львовича очень интересные и поучительные произведения.

Рассказчики. Читайте больше.

(Слайд 20)

Ведущий 1. Вот и подходит к концу наша встреча.

Ведущий 2. А перед тем как попрощаться с вами, мы посмотрим, насколько вы были внимательны. Итак, викторина.

Викторина

I Вопросы по биографии писателя

    В каком городе прошло детство Е.Л. Шварца (в Майкопе)

    Шварц всегда был только писателем, или пробовал себя в других профессиях? (некоторое время Е.Л. Шварц был Актёром).

    У кого известного детского писателя Шварц служил секретарём (у Корнея Ивановича Чуковского)

    Какие произведения написал К.И. Чуковский?

    В каком театре были поставлены первые пьесы Шварца (в Ленинградском ТЮЗЕ).

    С какими детскими журналами сотрудничал Шварц («Чиж» и «Ёж»)

    Всели пьесы Шварца заканчиваются хорошо, если да, то почему? (Писатель с детства не любил плохих концов).

II Вопросы по творчеству писателя

    У каких известных зарубежных писателей – сказочников Шварц заимствовал сюжеты для своих пьес? (Ш. Перро и Г.Х. Андерсен).

    Какая пьеса соединила в себе три сказки Андерсена («Голый король»)

    Какие сказки Андерсена легли в основу пьесы «Голый король» («Свинопас», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля»).

    Какие сказки написал Андерсен?

    Какие ещё пьесы Шварца написаны по мотивам сказок Андерсена («Снежная королева», «Тень»).

    Какие сказки Шарля Перро стали основой для пьес Шварца («Красная шапочка», «Золушка»)

    Какие ещё сказки написал Ш. Перро.

    В каких пьесах Шварца одним из действующих лиц является король? («Голый король», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо», «Золушка»).

    В каких пьесах Шварца одним из действующих лиц является сказочник («Обыкновенное чудо», «Снежная королева»).

    Героем какой сказки является Прадедушка мороз? («Два брата»)

    В какой сказке лошадь превратили в кошку? («Рассеянный волшебник»)

    Почему дети из «Сказки о потерянном времени» стали стариками (они не ценили время, тратили его попусту, эти злые волшебники).

III . Соедините героев и верните их в сказку.

Зрители по очереди вытягивают из шляпы по одной бумажке. Бумажки двух цветов: на зелёных написаны имена героев, на розовых – названия сказок. Задача игроков: найти свою сказку и другого персонажа этой сказки.

Сказка

Герои

«Красная шапочка»

Волк

Бабушка

«Снежная королева»

Кай

Герда

«Два Клёна»

Василиса-Работница

Баба-Яга

«Золушка»

Фея-Крёстная

Мачеха

«Обыкновенное чудо»

Медведь

Принцесса

«Два брата»

Прадедушка Мороз

Младший

«Сказка о потерянном времени»

Петя

Маруся

IV Угадай, кто говорит

    «Я не волшебник, я только учусь» (Мальчик- паж из «Золушки»)

    «…когда я гневаюсь, то даже мех на моей мантии и тот встает дыбом» (Король из «Снежной королевы)

    «Я в себе, голубке, души не чаю. Тем и сильна. Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя самое». (Баба-Яга из «Двух клёнов»)

    «Связи связями, но надо же и совесть иметь» (Король из «Золушки»).

    «Очень вредно не ехать на бал, когда этого заслуживаешь». (Золушка).

    «Я страшный человек! Очень страшный. Я тиран. Деспот. А кроме того, я коварен, злопамятен, капризен» (Король из «Обыкновенного чуда»)

    « Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре (Сказочник из «Снежной королевы»).

Ведущий 2. Вот и подошла к концу наша встреча.

Ведущий 1. Даже не верится, что Евгению Львовичу Шварцу уже 115 лет, ведь его произведения по-прежнему актуальны и интересны, их читают и перечитывают, они учат смеяться и плакать, грустить и веселится, задумываться над важными вещами, такими как, смелость, доблесть, любовь, милосердие, сострадания.

Ведущий 2 Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло. В том, что его сказки - настоящие современные актуальные пьесы.

Ведущие. До свиданья, до новых встреч.

(Фильм «Шварц. Финал» )

Рефлексия

В ходе мероприятия удалось достичь цели, решить поставленные задачи, этому способствовала заинтересованность участников, их активность на всех этапах проведения мероприятия. Участникам удалось попробовать себя в роли ведущих, актёров, рассказчиков, у них появился опыт публичных выступлений. Мероприятие способствовало развитию творческих способностей и приобретению навыков исследовательской деятельности.

24.11.16

120 лет со дня рождения Евгения Львовича Шварца

" Путешествие по сказкам Е. Л. Шварца ""

(портрет, книги, книги у детей, обложки книг, выставка книг, поделок и рисунков)

1. Биография + портрет:

Великий советский сказочник Евгений Шварц запомнилсясвоими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков. Из-под его пера вышло более 20 пьес сказочных постановок для кукольного и драматического театров. Также по его сценариям сняли немало игровых фильмов и один мультипликационный фильм. Евгений Шварц родился 9 октября 1896 года в городе Казань в семье врачей.

Воспитанию детей уделялось много времени. Мать читала им вслух. Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И мальчик все доедал.
Евгений решил поступить на юридический факультет Московского университета. Впрочем, диплом юриста Шварц не получил – уже через пару лет учебы он понял, что выбрал не тот путь. Его сызмальства манили театр и литература. Шварц писал рассказы и стихи для детей в журналы «Чиж» и «Еж».

Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными.

Умер Евгений Шварц 15 января 1958. Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.

2. Обсуждение сказок, прочитанных детьми:

3. Обсуждение " Сказка о потерянном времени ":

Часто сказки кончаются словами: “Сказка - ложь, да в ней намёк…” О чём намекнул вам Евгений Шварц? (О необходимости беречь своё время, наполнять свой досуг содержанием).

Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит своё время, который попросту теряет его? (Он не научится читать и писать. Он ничего не будет знать)

ВИКТОРИНА:

1. «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…. И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик 3-го класса?»

2. Ситуация, в которую попал Петя, была малоприятной. Он даже всплакнул. Слезы он вытер …. (бородой)

3.Он любил повторять в конце каждой учебной четверти…. (успею)

4. Где отыскал Петя разгадку волшебства? (в лесу)

5. Кого встретил в лесном доме Петя, как они обращались друг к другу и почему? (злые волшебники и волшебницы)

6. Как ребята смогут стать прежними? (если ребята, которых превратили в стариков разыщут завтра друг- друга, придут ровно в двенадцать часов ночи в лесной домик и повернут стрелки часов на семьдесят семь кругов обратно, то снова станут детьми)

Хочу закончить наш литературный урок словами Е. Л. Шварца «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

Просмотр содержимого документа
«Литературно-театрализованный вечер «Сказка всегда права», посвященный 120-летию со дня рождения Е.Шварца»

Литературно-театрализованный вечер

«Сказка всегда права»,

посвященный 120-летию со дня рождения Е.Шварца

Преподаватель - Соколова Марина Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Предмет – литература

Тема – Евгений Львович Шварц. Жизнь и творчество.

Литературно-театрализованный вечер «Сказка всегда права»

Продолжительность – 2 урока

Класс – 5 - 10 класс

Образовательное учреждение – г.Рязань, МБОУ «Школа №46»

В 2016 г. исполняется 120 лет со дня рождения Е.Л. Шварца. О творчестве Шварца в школьной программе говорится лишь вскользь при изучении обзорной темы «Литературный процесс 30-50-х гг.». А его пьесы до сих пор не утратили актуальности, фильмы, снятые по его сценариям, стали классикой. Поэтому в школе во время декады русского языка и литературы решили провести мероприятия, посвященные изучению жизни и творчества этого замечательного драматурга. А итогом стало общешкольное мероприятие - литературно-театрализованный вечер «Сказка всегда права». Все это способствовало повышению познавательного интереса учащихся к теме и их активности, помогло пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературных произведений, развитию их артистических способностей.

Компьютерная презентация позволила эффективно и эстетично представить богатый наглядный материал, познакомить учащихся с людьми из ближайшего окружения драматурга, продемонстрировать фотографии из спектаклей и фильмов.

Внеклассное мероприятие подходит для свободного творческого общения школьников, заинтересованного обсуждения, а также предоставляет возможность всем учащимся для самораскрытия.

Подготовка к проведению мероприятия требовала от учащихся усвоения большого объёма материала, а также интеграции усилий разных групп участников: ведущих, чтецов, актёров, танцоров, исполнителей песен, оформителей. Подобная дифференциация занятия позволила осуществить разноуровневый подход к ученикам при подготовке к мероприятию, установить живую и свободную взаимосвязь между учителем и учащимися, создать возможность выражения собственного «Я» каждому школьнику.

План проведения мероприятия

Время

Организационный момент: приветствие под сопровождение мелодии из кинофильма «Обыкновенное чудо»

Рассказ ведущих о жизни Е.Л. Шварца.

Образовательная задача – дать представление о фактах биографии драматурга.

Театрализованные отрывки из сказок

Сценка №1. «Золушка»

Сценка №2. «Сказка о потерянном времени»

Сценка №3 «Снежная королева»

Исполнение песни «Песня волшебника».

Задача – эмоционально воздействовать на учащихся и подготовить к восприятию фрагмента.

Сценка №4 «Тень»

Сценка №5 «Обыкновенное чудо»

Сценка №6 «Дракон»

Заключительное слово ведущих. Исполнение стихотворения О.Берггольц «Не только в день этот праздничный …»

Исполнение песни из кинофильма «Давайте негромко, давайте вполголоса».

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся.

Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права.

Ведущий 1. (Слайд №1)

Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, аптекари, учителя, актеры, сторожа. А я вот – Сказочник. И все мы – и актеры, и учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и Сказочники – все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди. Не будь, например, меня, Сказочника, не сидели бы вы сегодня здесь и никогда не узнали бы, что случилось … Но тс-с-с… молчание. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!

Ведущий 2. (Слайд № 2,3)

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным-давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября, родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви.

Ведущий 1. (Слайд № 4)

Итак, наша сказка – быль о добром Волшебнике продолжается. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, акушерка, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Он знал, что будет писателем уже в раннем детстве; в пять лет на вопрос матери: «Кем ты хочешь стать?», ответил: «Романистом». (От волнения маленький Женя забыл более простое слово: «писатель».)

Ведущий 2. (Слайд № 5,6,7)

Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Поступив в Московский университет, Евгений Шварц увлёкся театром и стал серьёзным артистом. Но вскоре Шварц расстался с профессией актера и потянулся к литературе. В 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж". В 1925 году вышла первая книжка Шварца. Евгений Шварц стал писателем. Одна за другой печатались его детские книжки в стихах и прозе.

Ведущий 1. (Слайд № 8)

Вскоре детский писатель стал детским драматургом. Первой пьесой, принесшей Шварцу, всемирную известность, стал «Голый король», произведение, которое стала известно зрителям лишь через 30 лет после написания. В то время пьесу запретили. Но созданная в 1940 году пьеса «Тень» всё же была поставлена на сцене и имела большой успех.

Ведущий 2. (Слайд № 9)

Когда началась война, Шварц попытался записаться в народное ополчение, но его забраковали на медосмотре. Осенние и зимние месяцы 1941 года он оставался в блокадном Ленинграде, потом эвакуировался в Душанбе. Там Шварц написал сказку «Дракон». Но в пьесе усмотрели сатиру на советскую действительность, и она оставалась под запретом до 1962 года.

Ведущий 1. (Слайд № 10)

В 1944 году Евгений Львович Шварц начинает работу над самым личным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Пьеса «Обыкновенное чудо» была поставлена в 1956 году. «Обыкновенное чудо» – самая личная из всех сказок Евгения Шварца. И неудивительно – ведь повествовала она о Любви. Жаль только, что это была последняя сказка Волшебника. Земная жизнь сказочника окончилась 15 января 1958 года. Но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом по-настоящему чело-вечны.

Ведущий 2. (Слайд № 11, 12)

Знакомство с творчеством Е.Шварца для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь". А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", «Тень», «Дракон».

Ведущий 1. (Слайд № 13)

Ах, как много сказок я знаю! Если рассказывать каждый день по сто сказок, то за сто лет я успею выложить только сотую долю моего запаса. Сегодня вы увидите сказки. Эти сказки и грустные и веселые. В них участвуют мальчики и девочки, принцы и принцессы. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре. Ну-с, вот как будто и все. Можно начинать… Да, самое главное я и забыл! Все эти сказки написал удивительный сказочник Е. Шварц, 120-летие которого мы будем отмечать в 2016 году.

Ведущий 2. (Слайд №14)

Не только в день этот праздничный

в будни не позабуду:

живет между нами сказочник,

обыкновенное Чудо.

И сказочна его доля,

и вовсе не шестьдесят

лет ему - много более!

Века-то летят, летят...

Поэзия - не стареется.

Сказка - не «отстает».

Сердце о сказку греется,