Брат Евгения Мартынова: «В трудную минуту Женю бросили все…. Брат евгения мартынова пытается узнать правду о загадочной смерти певца Сергей мартынов сын евгения мартынова

Талантливый певец и композитор Евгений Мартынов ушел из жизни очень рано, всего в 42 года.

Его нашли мертвым в подъезде, официальная причина смерти - острая сердечная недостаточность. Но есть немало фактов, которые заставляют усомниться в диагнозе. Например, то, что у Мартынова, как говорит его брат Юрий, вообще никогда не было проблем с сердцем…

- Юрий, за три года до смерти вашего брата перестали показывать по телевизору. В чем причина?

С наступлением перестройки народ постепенно стал поворачиваться на Запад. Свое родное, настоящее русское пение стало уже вроде как не модным, в том числе и песни Мартынова. Для брата это был серьезный удар. Он не понимал, что происходит. Его приглашают на съемку, он выступает, обзванивает родителей, чтобы они во столько-то включали телевизор - а передача выходит без него, Мартынова вырезали!

Я понимаю редакторов: концерт идет три часа, а надо сделать полтора - кого-то надо вырезать. И на протяжении лет трех этим «кто-то» был Женя. Якобы его песни приелись. А новые - не вписывались в ту моду. Настоящее песенное искусство, которое всегда старался нести Женя, стало никому не нужно. И это, конечно, било по психике, по нервам.

- Он болезненно воспринимал такие случаи?

Да, конечно. Мог взять телефон и бросить его в телевизор. Или выпить залпом бутылку коньяка. Каждый творческий человек такое тяжело переносит. А когда одно накладывается на другое, то должен быть выход. И Женя периодически впадал в стрессы…

«ТЫ ЧТО, ХОЧЕШЬ ЗАДЕЛАТЬСЯ НАРКОМАНОМ?»

- Стресс - это нервное заболевание. Евгений обращался к врачам или справлялся сам?

Сначала перемены в Жене заметили близкие. У него стало резко меняться настроение. То он веселый, душа компании, сыплет анекдотами - то есть обычный. А потом - раз, и резко становился каким-то понурым. Потом начались другие проблемы - Женя перестал спать по ночам. Вот тогда уже попросил о медицинской помощи. Я отвел его в госпиталь МВД к знакомым врачам, брат согласился пройти полное обследование.

- Какой диагноз поставили врачи?

Они не нашли у него никаких проблем с сердцем. Но вот у невролога были к брату вопросы. Он выписал ему сильные успокоительные, транквилизаторы. Велел принимать не чаще одного раза в день, и только в крайнем случае. Категорически запретил мешать их с алкоголем.

Но Женя стал их пить практически постоянно и, что уж говорить, пренебрегая запретом мешать со спиртным. Сколько раз ему говорил: «Ты что, хочешь заделаться наркоманом?» А он в ответ жаловался, что таблетки его уже не берут. Нервная система привыкла.

- От психических срывов чаще всего страдают близкие. Как жена переносила перемены в его характере?

Я думаю, что Эля (Эвелина Мартынова. - Ред .) просто растерялась. Она младше Жени на 12 лет, они познакомились, когда ей едва исполнилось 17. Брат сразу окружил Элю роскошью, немыслимой для советского времени - заграничные наряды, четырехкомнатная квартира, рестораны.

Но надо быть готовой и к изнанке «звездной» жизни. И это при том, что Женя ни разу ей не изменил! Но творческие люди - ранимы. Когда начались срывы, Эля не знала, что делать. Пыталась вернуть прежнего мужа быстро. А так не бывает, с артистами нужно нянчиться.

Помню, прихожу к ним домой и вижу, что Женя, почти голый, лежит в коридоре и стонет. Весь в каких-то пятнах. Спрашиваю: что происходит с братом? Эля ответила, что Женя приехал с какого-то банкета выпивши, и, чтобы он в таком состоянии «не ходил над душой» и не жаловался, она дала ему димедрол.

То есть получилась такая убойная, полунаркотическая смесь. Я тут же хватаю брата в охапку и везу в клинику. На всю жизнь запомнил слова врача: «Что же вы совсем своего Евгения не бережете?»

«РОТАРУ ПОСЧИТАЛА, ЧТО ОН ЕЙ ИЗМЕНИЛ»

- Эля была близка к музыкальной среде? Она понимала переживания мужа?

Женя познакомился с Элей на концерте в Киеве. Она с подругой зашла за кулисы к другому музыканту, а Женя как раз «удачно» стоял рядом. Он только что впервые спел свою «Аленушку», зал ее хорошо принял - а тут сразу за кулисами стоит такая хорошенькая девочка. Ну и он влюбился.

Однако разница была не только в возрасте, но и в социальном статусе. Мартынов в то время был самый популярный артист. Это судя по гонорарам, которые приходили от авторского общества - в 1975-1978 годах Женя был абсолютным чемпионом.

Эля тогда училась в Киевском музыкальном училище, но дальше учебы у нее не пошло. После свадьбы ее работой стало - тратить мужнины деньги.

- А сколько Мартынов зарабатывал?

Популярная песня приносила композитору до пяти тысяч в месяц. А у Жени таких песен было несколько - вот и считайте. Когда брат решил жениться, некоторые друзья его отговаривали. Алчный интерес какой-то просматривался.

Помню слова его старшего друга, поэта Андрея Дементьева, что жениться на молоденьких не стоит. Правда, Дементьев и сам потом женился на девушке намного младше себя, но тогда он был прав. Крепкого тыла, какой должна быть семья, на мой взгляд, у брата в трудную минуту не оказалось.

С Андреем Дементьевым Мартынов написал самые яркие свои хиты - «Лебединая верность», «Аленушка». Но вскоре творческий союз распался. Что произошло?

Тогда каждую песню приходилось пробивать. Все свои хиты - «Лебединая верность», «Аленушка» - Дементьев и Мартынов пробивали вместе: отдувались на худсоветах, ходили по редакциям Центрального телевидения. Но со временем Андрей растерял азарт. Он ударился в быт, начал строить дачу.

На худсоветах Жене приходилось отвечать за двоих - и за композитора, и за автора стихов. Но проблема в том, что к музыке у чиновников вопросов не было. А вот из-за огрехов в стихах песню не пропускали в эфир. И что сделает Женя? Он передает критику Дементьеву, тот ругается на «глупых чиновиков». А толку-то нет, песня в эфир не идет.

И однажды Женя не выдержал. Он договорился о встрече с самим Лапиным (председателем Гостелерадио), а Дементьев не пришел. Брат сильно тогда психанул. Со слезами и матерной руганью бросил телефон на пол, вышел из дома и напился в ресторане. После этого случая контактов с Дементьевым больше не было.

- В этом союзе был еще один значимый участник - София Ротару. Почему она перестала исполнять песни Мартынова?

- София должна была исполнять Женину песню «Заклятье». Но получилось так, что брат одновременно предложил ее и Надежде Чепраге, а та возьми и спой ее быстрее Ротару.

София тогда заявила, что песен с чужого голоса она не поет. И это означало разрыв - Женя вроде как ей творчески изменил. Хотя Мартынов никогда не писал песен под конкретного исполнителя. Он предлагал всем. У кого лучше получится, тот пусть и поет.

«ПРОЩЕ СВАЛИТЬ НА СЕРДЕЧНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ»

- Кто дружил с Мартыновым в последние годы?

Знаменитые друзья, которых он поил и кормил в ресторанах и кому одалживал деньги, как-то быстро растворились. До последних дней с Женей был только один редактор из популярного журнала - вот, пожалуй, и все.

- Так какие же обстоятельства смерти Евгения заставляют вас усомниться в поставленном диагнозе?

Никто не проводил следствия, даже дела не завели. Но нестыковок очень много. Известно, что накануне смерти Женя попросил двух местных шоферов починить ему машину. Они согласились за две бутылки водки. Их распили на троих. Но как? Из одного стакана или из трех? Никто не выяснял.

Когда Жене стало плохо, шоферы занесли его в лифт. Что было в лифте? Его никто не осматривал - на кровь, волосы, следы борьбы.

Следующий настораживающий факт: первой на место трагедии приехала милиция. Не дожидаясь скорой, они вызвали врача из ближайшей поликлиники. Она оказалась детской. Врач сделал укол. Но какой? Ампулу, шприц никто не искал. Куда они делись?..

Это же самые элементарные вопросы. И врач этот детский почему-то сразу исчезла. Нестыковок много. Однако проще свалить на сердечную недостаточность.

- Делались ли какие-нибудь посмертные анализы?

Да, я заказал анализы на некоторые яды. Нашли повышенное содержание ядохимикатов алкогольного происхождения. То есть понятно, что алкоголь был суррогатный. Стал ли он причиной смерти? Возможно. Но анализ показал еще и следы нашатырного спирта в крови. Он мог вызвать отек неба, отек слизистой носа…

- А откуда в крови мог взяться нашатырь? Этот препарат ведь не принимают внутрь.

У каждой передвижной милицейской группы есть с собой нашатырь. Но они не дают его нюхать пострадавшему, а просто плещут в нос. Так было и с Женей. Они его буквально залили. Когда я получал одежду из морга, от нее несло нашатырем. Понятно, что он попал на слизистые и мог вызвать отек.

- С женой брата и племянником вы общаетесь?

Нет, они почти сразу откололись. Эля вскоре вышла замуж за Жениного знакомого и уехала с ним в Испанию.

- Пошел ли по стопам отца его сын Сергей?

Насколько я знаю, он продает испанскую мебель. Знакомый как-то встретил его на выставке в Москве. Ни Сергей, ни Эля сейчас в Москве не появляются, не приходят даже на могилу. Хотя помощь мне очень нужна. Я приезжаю на Кунцевское кладбище каждые выходные. Убираю засохшие цветы, освобождаю место для новых. Они никогда не переводятся на могиле брата…


Композитор и исполнитель

Лауреат Премии Ленинского комсомола (1980)

Десятикратный лауреат программы «Песни года»



Евгений Мартынов родился 22 мая 1948 года в городе Камышине в Волгоградской области.

Его мама Нина Трофимовна с июня 1942 года до сентября 1945 года служила в эвакогоспиталях 3-го Украинского фронта, и познакомилась в госпитале с раненым солдатом Григорием Мартыновым. Она выходила его, и вышла за него замуж, после чего молодожёны поселились в городе Камышине, где в любви и согласии вырастили двух сыновей - Евгения и Юрия.

Детство и юность Евгения прошли в Донбассе. Мама Евгения Нина Мартынова позже рассказывала: «Жили мы тогда на Волге, в городе Камышине, и потом переехали в Артёмовск. Женя маленький был очень болезненным, даже в детский сад не ходил. Дома у нас всегда пели на два голоса русские и украинские песни, отец на баяне играл, так вот Женя с ним все детские утренники, все праздники проводил. И так он любил музыку, что купили мы ему аккордеон. Детства у него, в сущности, не было: две школы - поесть, погулять некогда. Помню, учитель Женин говорил: «Мне бы побольше таких учеников, а не тех, что занимаются музыкой из-под палки...» И правда, я никогда не заставляла заниматься ни Женю, ни Юру. Потом поступил Женя в Киевскую консерваторию. Но мы с отцом - инвалиды второй группы, с войны, и пришлось ему перевестись к нам поближе».

Отец Евгения Григорий Мартынов до ранения был командиром стрелкового взвода 333-й дивизии, а после приезда в Артемовск стал работать учителем пения в артёмовской средней школе и руководил художественной самодеятельностью. Он рассказывал о Евгении: «Он любил наш дом в Артёмовске,да и красиво у нас там... Он нам с гастролей из каждого города присылал телеграммы, обязательно с обратным адресом, всё за нас с матерью боялся... Она их все сохранила: тут и Украина, и Белоруссия, и Урал, и Камчатка...» Но начиналась музыкальная карьера будущего известного композитора с папиного аккордеона, чье звучание заставляло Евгения оставлять свои игры и с восторгом вслушиваться в музыку. Мальчик быстро запоминал услышанные мелодии, и позже сам пел и танцевал, выстукивая ритмы запомнившихся песен. Он так же любил рассказывать стихи и монологи, услышанные в клубе, кинотеатре и на радио. В школе у Евгения обнаружился дар к рисованию, затем он увлёкся фокусами и охотно показывал их на школьных концертах. Учился Женя хорошо, без особого труда, но музыка постепенно вытеснила остальные увлечения и пристрастия, включая футбол, в который он обожал играть с детства. Отец научил Евгения играть на баяне, потом на аккордеоне, а когда Евгению исполнилось 11 лет, родители ему купили собственный профессиональный аккордеон, и он с удовольствием музицировал на нем перед одноклассниками и соседями. Благодаря своему отцу и постоянным занятиям Евгений получил хорошие профессиональные навыки музыкальной импровизации и овладел основами техники аккомпанемента в разных тональностях, что в будущем позволяло ему запросто подстраиваться под любое пение и сходу подыгрывать поющему даже в тех случаях, когда материал был ему неизвестен. После восьмилетки Евгений Мартынов поступил в Артёмовское музыкальное училище на дирижёрско-духовое отделение, где в нем проявилась страсть к сочинению, и им были написаны романс для кларнета и фортепиано, скерцо для кларнета и фортепиано и прелюдия для фортепиано.


После окончания училища Евгений поступил в Киевскую консерваторию имени Чайковского, и завершил своё образование в Донецком музыкально-педагогическом институте. Две первые песни-баллады им были написаны на стихи его сокурсниц Л. Жидель и Т. Киреевой - «Баллада о комсомольцах Донбасса» и «Песня о Родине». Когда Мартынов учился в консерватории на профессионального кларнетиста, кто-то сказал про него: «Это - подарок судьбы». Так он получил студенческое прозвище «Подарок» за незаурядные способности.


После окончания учёбы в течение года Евгений руководил эстрадным оркестром Донецкого Всесоюзного научно-исследовательского института взрывоопасного оборудования, а в 1972 году приехал в Москву с рекомендательным письмом донецкого дирижёра к популярной эстрадной певице Майе Кристалинской, которая очень тепло встретила обаятельного молодого человека из Донбасса. Именно Майя Кристалинская, чей эстрадный авторитет был очень высок, направила «хорошо поющего композитора» в Росконцерт, предварительно дав Мартынову самую лестную рекомендацию. Прослушивание в Росконцерте прошло успешно, и Евгения решили испытать в качестве солиста-вокалиста в сборной эстрадной программе, предложив поработать пару месяцев бесплатно, что было обычным для новичков из провинции. В свои первые гастроли по Сибири и Дальнему Востоку Евгений Мартынов поехал в июне 1972 года вместе с другими восходящими звёздами советской эстрады: молодыми Львом Лещенко, Валентиной Толкуновой, Светланой Моргуновой, Геннадием Хазановым и только что созданным Владимиром Чижиком джазовым ансамблем «Мелодия».

В 1973 году он был зачислен в штат Росконцерта, и судьба тут же связала Евгения с московскими поэтами Павлом Леонидовым и Давидом Усмановым, с которыми он написал свои первые песни в Москве, которые добавились к песням, сочиненным ранее в Донецке - «Колыбельная пеплу» на стихи Марцинкявичюса, «Баллада о матери» на стихи Дементьева, «Берёзка» на стихи Есенина и «У песни есть имя и отчество» на стихи Лисянского.

В июне 1973 года Мартынов завоевал звание лауреата Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске, исполнив там песни «Тёмная ночь», «Летят перелётные птицы» и свою «Балладу о матери», за исполнение которой он получил приз зрительских симпатий.


Очень скоро песня «Баллада о матери» была отмечена на всесоюзном телевизионном фестивале «Песня-74», и сделала имя Евгения Мартынова всенародно известным. Композитор Олег Иванов рассказывал: «Как и многих, меня поразила первая же Женина песня. Это была «Баллада о матери», которая в те годы буквально прокатилась по всей стране. Поразили и музыка, и стихи, и страстное исполнение... И что интересно, за год до этого мне показали стихи Андрея Дементьева, но я почувствовал, что не смогу написать на них песню. Стихи словно ждали Мартынова. Потом мы познакомились с ним на X Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. Это было замечательно - сидеть рядом с Женей и слушать, как он поёт. Просто счастье. Он сочетал в себе и композитора, и певца, и музыканта, виртуозно владеющего роялем: у него инструмент звучал ярко, оркестрово. Блестящий пианист, Мартынов с листа играл клавиры любой сложности. Как-то раз продемонстрировал музыкальную шутку - сыграл пьесу по перевёрнутому клавиру. У Жени было яркое мелодическое дарование. Он никогда не ходил в середняках. За два-три года стал одним из самых популярных композиторов. Его сочинения привлекали самых знаменитых исполнителей. В творческой палитре композитора слились две славянские культуры: Женя, русский, жил на Украине, которая дала его мелодиям особую певучесть. Песни его были красивы той красотой, что идёт от щедрой солнечной земли. А пел он их с такой эмоциональной отдачей, словно в первый и последний раз, горел и дарил это горение людям».


Несмотря на удачное начало творческой карьеры, личная жизнь Евгения Мартынова долго не складывалась. Первоначально он вынужден был оформить фиктивный брак ради получения московской прописки. Об этом рассказывал пианист Леонтий Атальян: «В свое время Женя оформлял фиктивный брак, чтобы сделать себе московскую прописку. У нас была костюмерша Алена Абросимова. Хорошая девчонка. Она сама предложила Жене: «Давай распишемся! Чего ты мучаешься?». Тогда многие музыканты так делали. Работали-то мы от Росконцерта. База у нас находилась в Москве. И когда мы приезжали в Москву, каждый раз приходилось думать, где переночевать. Женя часто шутил по этому поводу. «Леон, ты сегодня на каком вокзале ночуешь? - громко спрашивал он, чтобы слышал директор коллектива. - Я на Курском» «Ты же знаешь, я предпочитаю Аэровокзал на Ленинградке, - отвечал я. - Там хороший буфет».

В 1975 году после исполнения песен «Лебединая верность» и «Яблони в цвету» популярность Евгения Мартынова еще более упрочилась, и в том же году он сталобладателем «Гран-при» международного фестиваля эстрадной песни «Братиславская лира». Причем нужно отметить, что исполнитель из СССР получил на этом конкурсе награду впервые.

Вскоре вышла дебютная пластинка-миньон Мартынова с тремя песнями в авторском исполнении, и она побила все тиражные рекорды, неоднократно переиздаваясь на заводах грампластинок «Фирмы Мелодия» в течение почти двух лет. Поэт Владимир Кудрявцев рассказывал: «Меня судьба свела с Евгением в начале 70-х в Москве, на квартире поэта Андрея Дементьева... Мне никогда не забыть того вечера. В домашней обстановке песни Мартынова в его же исполнении звучали особенно доверительно и очень трогательно, полные драматизма и неимоверной душевности. Супруга Андрея Галина, возможно уже не раз слушая эти песни-исповеди, не выдержала, расплакалась. Да и мы, мужчины, были взволнованы и растроганы. И ещё долго находились под впечатлением услышанного. А для Евгения, наверно, сама домашняя обстановка в гостинной семьи Дементьевых была особенной. Его тянуло к семейному огоньку. Оказывается, он тогда, не имея московской прописки и какого-либо жилья, ночевал - на Курском вокзале. Шутил тогда: «Мой адрес: левая скамейка справа от милиционера. Только ты не говори этого адреса Андрею. Не люблю, когда меня жалеют. Он обязательно предложит мне жить у них...» Я пробыл в Москве ещё несколько дней, и мы с ним жили в гостинице, в одном номере. Сметливость Евгения, его юмор и жизнерадостность захватывали. Знакомых в Москве у него было много, и на традиционный вопрос: «Как жизнь?» - он неизменно отвечал: «Чем так жить, лучше не дай Бог умереть». - «Да ты что?! - не понимая игры слов, говорили ему. - Тебе ещё жить и жить».


За годы своей композиторской и исполнительской деятельности Мартынов был удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов. Он был награжден в 1973 году на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске и Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. В 1974 году он был отмечен на всесоюзном телевизионном фестивале советской песни «Молодые голоса». В 1975 году он получил награду на международном конкурсе эстрадных песен «Братиславская лира» в Чехословакии, а в 1976 году - на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии. В 1976 году Мартынов получил награду на интерфестивалях эстрадной песни «Мелодии друзей» в Киеве, и в 1977 году - на «Дечинском якоре» в Чехословакии. Неожиданно для Мартынова его песни стали исполнять зарубежные артисты. ИзВсесоюзного агентства по авторским правам стали поступать извещения об исполненииего песен в самых различных частях света: во всех социалистических странах, в Финляндии, Испании, Англии, Канаде, США и Японии.

В 1978 году Евгений женился на киевлянке по имени Эвелина, в браке с которой у него в 1984 году родился сын Сергей, который был так назван в честь композитора Сергея Рахманинова и поэта Сергея Есенина.


В 1980 году композитор был удостоен почётного звания лауреата премии Ленинского комсомола, с 1974 по 1990 год Мартынов регулярно признавался лауреатом всесоюзных телефестивалей «Песня года», а с 1984 года он стал членом Союза композиторов. Его коллега, композитор Георгий Мовсесян рассказывал: «Юрий Гуляев, Женя и я всегда встречались по радостным поводам, вместе выступали. Мы были желанными гостями среди моряков, космонавтов, спортсменов. Я благодарен Жене за то, что он, в отличие от «единохлебников», не нацепил себе серьгу на ухо и выходил на сцену всегда подтянутым и элегантным, уважая слушателей. Он хотел отношения к песне такого, как бывает у родителей к детям. И клавиры своих песен писал с тщанием, словно студент к экзамену, хотя был и специалист, и мастер. Вообще был до одурения добросовестным и относился к работе как к чему-то святому, а не как к промыслу. Многие из нас бросились в другую «религию», он со своим богом остался...» Получение лауреатских званий сопровождалось вручением специальных дипломов и призов «За элегантность», «За артистическое обаяние» и «За телегеничность». Этот успех с большой буквы изменил атмосферу вокруг имени Евгения Мартынова, но не самого Евгения.


Самым вдохновенным и плодотворным оказался творческий альянс Мартынова с Андреем Дементьевым. Содружество Мартынов - Дементьев привело к появлению песен «Отчий дом», «Натали», «У Есенина день рождения», «Прости» и «Ласточки домой вернулись». Однако, с Евгением Мартыновым охотно сотрудничали и другие известные поэты-песенники -Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Илья Резник,Игорь Шаферан, Михаил Танич, Леонид Дербенёв, Николай Добронравов, Римма Казакова и многие другие авторы.


Песни Мартынова звучали повсюду: «Я тебе весь мир подарю», «Соловьи поют, заливаются...», «Начни сначала», «Чайки над водой», «Весёлый зонтик», «Песня о моей любви». После 1975 года у Мартынова вышло 5 авторских миньонов с названием «Евгений Мартынов поет свои песни». Тиражи этих миньонов моментально раскупались, и часто сам композитор, щедро раздаривавший пластинки поклонникам, не мог их приобрести в магазинах. В 1979 году в продаже появилась его большая пластинка.

Мартынов много с успехом гастролировал в разных странах мира - США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Финляндии, Индии и Швейцарии. Однокурсница Евгения Мартынова профессор Т.И. Киреева рассказывала: «Женя был необыкновенно веселым, светлым человеком. И как друг, и как музыкант он был удивительным. От него всегда исходили жизнелюбие и радость. Он щедро одаривал своими солнечными лучиками каждого в отдельности и всю нашу студенческую братию. Никогда не унывал. Когда приходил в консерваторию или общежитие, всегда шутил и смеялся. Там, где был Женя, всегда были веселье, смех и, конечно же, песня. Мы поражались его находчивости, он умел расшевелить любого. Обычно садился за рояль играл, а потом начинал петь».


То, что Евгений Мартынов очень любил пошутить, подтверждал и Леонтий Атальян: «Свои первые гонорары - 400-500 рублей - Мартынов хранил... в плавках, завернув в целлофановый пакет. Для него это было богатство. Иногда в поездках Женя доставал полтинники и стольники, лепил на стекло автобуса и веселился, наблюдая, как реагируют проезжающие рядом люди. Он вообще любил пошутить».


До 1990 года, ставшего для него последним, Евгений Мартынов входил в число самых популярных и любимых в СССР авторов и исполнителей. Юрий Мартынов рассказывал: «Евгений Мартынов, по-моему, один из последних композиторов, кого приняли с распростертыми объятиями исключительно за талант. «Может быть, мы с тобой вправду чего-то не понимаем? - говорил Женя. - Я уже устал от всего этого. Мои нервы не выдерживают... А самое главное - стыдно. Стыдно толкаться, почти что кулаками отстаивая право своему творчеству на место в эфире».


Поэт Владимир Кудрявцев рассказывал: «Со временем Евгений приехал ко мне в Киев. Был цветущий май, и вдруг пошёл грибной дождь. А когда закончился, мы... поехали в Гидропарк. Стояли на берегу Днепра, и как раз в это время расцвела радуга. И Женя говорит мне: «Напиши об этом. У меня даже припев есть». И он напел: «Марцефали, марцефали...» Это было его любимое словечко, значения которого он сам не знал. Когда позже я звонил ему, то обращался: «Привет, Марцефали!» Однако в тот же день он уже напевал первые строки ещё не написанной песни:

"Подаруй менi на радiсть

Кольори травневих райдуг..."

Мы ещё много раз встречались с Евгением - в Москве и в Киеве. Но эта песня осталась одной-единственной. Имею в виду: песня на украинском языке... И теперь уже последней. (Речь идёт о песне «Кольори кохання», по-русски - «Цвета любви»). Он обещал мне в октябре-месяце заехать в Ялту, куда я переехал на постоянное жительство. И вот...»

3 сентября 1990 года около 10 утра Евгений Мартынов зашёл в 180-е отделение милиции, с которым давно уже поддерживал дружеские отношения (неоднократно выступал перед сотрудниками милиции, знакомил со своим творчеством). Он был жизнерадостен и весел. А через час в милицию позвонили граждане и сообщили, что у подъезда лежит бездыханное тело какого-то мужчины. Сотрудники милиции срочно выехали на место происшествия, и узнали в лежавшем мёртвом человеке певца и композитора Евгения Мартынова. Как стало известно - он шёл домой, и вдруг ему стало плохо с сердцем. Он присел у подъезда на ступеньки, но боль, видимо, не отпускала. Ему пытались помочь прохожие, была вызвана «скорая помощь». Но у Мартынова ртом пошла кровь, стало чернеть лицо, и вскоре он скоропостижно скончался. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Вызванная «скорая», приехавшая через 40 минут, помочь уже ничем не могла.

«Я тебе весь мир подарю» - так называлась одна из песен композитора Евгения Мартынова и так можно озаглавить все его творчество. Ибо Евгений Мартынов действительно подарил своим почитателям необъятный мир Красоты, Полета, Весны и Любви, навсегда оставшись в нашей памяти символом света, верности и вдохновения.

Евгений Мартынов похоронен на Ново-Кунцевском кладбище.

Супруга Евгения Мартынова повторно вышла замуж, и переехала с сыном в Испанию. В знак признания заслуг композитора в 1992 году одна из улиц Артёмовска в Донбассе была названа именем Евгения Мартынова. По инициативе деятелей культуры и друзей артиста в Москве в 1993 году было создано Московское культурное общество «Клуб Евгения Мартынова», занимавшееся культурной и благотворительной деятельностью, и пропагандировавшее творческое наследие замечательного композитора и певца. В 1995 году на могиле Евгения Мартынова на Ново-Кунцевском кладбище был открыт памятник-надгробие.


В 1998 году вышла книга Юрия Мартынова «Лебединая верность Евгения Мартынова», в которой на фактическом материале, официальных документах, публикациях разных лет, высказываниях коллег, архивных фотоматериалах, и на основе воспоминаний родного брата композитора был раскрыт жизненный и творческий путь ярчайшего представителя профессионального песенного искусства Советского Союза 70-80-х годов XX столетия.

Послесловие…


Как при жизни, так и после смерти Евгения Мартынова его песни включали в свой репертуар многие популярные отечественные и зарубежные артисты: Мичел (Испания), К.Готт (Чехия), А.Герман (Польша), Д.Марьянович, М.Унгар, И.Шерфези (Югославия), Л.Иванова (Болгария), М.Дауэр (Румыния), М.Чавес (Куба), Я.Йоала, А.Вески, М.Кристалинская, Г.Ненашева, Л.Кесоглу, А.Ведищева, Т.Миансарова, Г.Чохели, М.Кодряну, И.Кобзон, Л.Зыкина, О.Воронец, С.Захаров, С.Ротару, В.Толкунова, Л.Лещенко, Л.Сенчина, Ю.Богатиков, Е.Шаврина, Г.Белов, К.Георгиади, А.Серов, И.Понаровская, Н.Чепрага, Л.Серебренников, И.Отиева, Н.Гнатюк, Л.Успенская, В.Вуячич, Н.Бродская, исполнители нового (для композитора) поколения - Ф.Киркоров, Н.Басков, С.Павлиашвили, А. Малинин, И.Шведова, И.Демарин, В.Готовцева, М.Евдокимов, Анастасия, Юлиан, Таня Острягина; а также такие известные коллективы, как Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской (Российской) Армии им.А.Александрова, Академический ансамбль песни и пляски ВВ МВД СССР (РФ), Государственный русский народный ансамбль «Россия», вокально-инструментальные ансамбли - «Орэра», «Самоцветы», «Пламя», «Гая», «Надежда», «Червона рута», «Семеро молодых» (Югославия), «Блю джинс» (Япония), вокальные ансамбли - «Русская песня», «Бабье лето», «Воронежские девчата», дуэт «Ромэн»... Сочинения композитора также с успехом исполнялись (и исполняются) оркестрами симфонической и эстрадной музыки Всесоюзного (Российского) радио и телевидения, Государственным духовым оркестром России, оркестрами эстрадной и танцевальной музыки Братиславского и Остравского радио (Словакия и Чехия), московским эстрадным оркестром «Мелодия», Оркестром под управлением Клода Каравелли (Франция).

Разбирая бумаги Евгения Мартынова, его брат Юрий нашёл записи, которые можно считать творческим завещанием музыканта. Там есть такие строки: «Мне близка гражданская лирика - продолжение традиций советской песни. Важно сохранить всё лучшее, что было написано композиторами в этом жанре. Надо продолжать традиции, иначе мы погубим нашу национальную песенную русскую культуру. Сейчас моду стали диктовать девочки лет 14 - 17. Для них главное - танцевальный ритм. Отсюда и стишки соответствующего содержания. Люди разучились петь. А что важнее - развлекательность в музыке или её воспитательное значение? У песни есть авторы. Ныне культура безымянная, необузданная, нет никакой ответственности за сочинение. Не уважают членов Союза композиторов. А профессионалов надо уважать, мы так стремились ими стать! Член творческого союза - почти что олицетворение застоя, а вот парень с гитарой - это прораб перестройки!.. Песня должна объединять людей всех возрастов!»
www.donbass.dn.ua
Материалы сайта www.pnp.ru
Материалы сайта www.shanson-e.tk
Материалы сайта www.tvcenter.ru

Выходец из простой семьи, сумел с отличием закончить музыкально-педагогический институт, где преподаватели дали ему прозвище «Подарок» за уникальный талант. Спустя несколько лет после окончания института он приехал в Москву, став уже настоящим подарком для миллионов советских людей. Его чистые и светлые лирические песни чуть ли не ежедневно звучали из всех ретрансляторов, даря слушателям радость и веру в светлое завтра.

Талантливый студент Евгений Мартынов

В тот роковой день Мартынову предстояло отвезти отца в клинику, встретиться с адвокатом, утрясти вопрос с загранкомандировкой. Чувствовал себя артист неважно, а надо было чинить «Волгу», которая так некстати вдруг сломалась. Мартынов отправился к таксисту, однажды уже помогавшему ему ремонтировать автомобиль. Вместе с другим автолюбителем он вошел в лифт одного из соседских домов, где ему и стало плохо, а его спутник, испугавшись, сбежал, не вызвав даже скорой помощи.

ФАКТЫ

В Артемовске есть улица Евгения Мартынова , на доме в Камышине, где он родился, – мемориальная доска; проводится фестиваль песни имени Мартынова .

Если на критику какой-либо песни Евгений отвечал, что она нравится народу, ему, случалось, говорили: «Народ надо воспитывать». Да и к текстам песен часто придирались. Еще в 1975 году Евгению Мартынову и Дементьеву пришлось долго убеждать главного редактора Центрального телевидения, что слова «улететь в края далекие лебедь не мог» никакого отношения к эмиграции евреев не имеют.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Медики подтвердят, что так называемая острая сердечная недостаточность является одной из самых распространенных причин внезапной смерти. Нередко она бывает вызвана предшествующими заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Однако близкие Евгения Мартынова уверяли, что тот никогда оными не страдал.

Кроме того незадолго до гибели певец вернулся с гастролей, организаторы которых так и не выплатили ему заслуженного гонорара. Причем, по тем временам сумма была немалой – около 10 тысяч рублей. Мартынов подал на нерадивых коммерсантов в суд. После смерти исполнителя дело сразу закрыли.

Однако следует отметить, что причинами пресловутой сердечной недостаточности могут стать не только хронические заболевания сердца, но и эмоциональные перегрузки. Мартынов же в последние годы находился в постоянном стрессе. Дело в том, что в 1985 году в стране началась перестройка. Из приемников и магнитофонов зазвучали другие песни, а любимые Евгением Мартыновым «Аленушки» и «Лебеди» стали никому не нужны. Певец оказался на обочине музыкального сообщества, популярность его резко упала. Он глубоко переживал зачатки будущего забвения. Может, именно поэтому сердце 42-хлетнего Евгения Мартынова и отказало.

В 70-90-е годы 20 столетия жил и творил известный композитор, певец - Мартынов Евгений, биография которого связана с музыкой и творчеством. Жизнь его была полна звуков, ярких песен и эмоций.

Ранние годы

Певец Евгений Мартынов, биография которого здесь представлена, родился в СССР, в Волгоградской (Сталинградской) области, городке Камышин 22 мая 1948 года. Мартынов, инвалид войны, работал учителем пения в школе, был руководителем Мать, Нина Трофимовна, работала медсестрой. Когда мальчику исполнилось 5 лет, семья переехала в город Артемовск (Донбасс).

Роль родителей в становлении певца

Женя проявил свой талант еще в детстве. Когда Мартынов-старший заводил русские и украинские песни, брал в руки баян, то сын быстро запоминал слова и с точностью до октавы отбивал ритм, повторяя за отцом. Он был его первым педагогом, обучил всем премудростям игры на баяне и аккордеоне. В 11 лет Евгений стал музицировать перед одноклассниками на своем собственном профессиональном инструменте. Родители преподнесли такой подарок в надежде, что сын будет и дальше развиваться в музыкальном направлении.

Регулярные занятия с отцом помогали совершенствовать профессиональные навыки: Евгений знал технику аккомпанемента, мог подстроиться под любую тональность и подыграть поющему, даже не зная слов песни. Все это позволило Евгению поступить в Артемовское музыкальное училище и окончить дирижерско-духовое отделение, где у него проявился еще один талант - сочинять музыку. Евгений написал романс, прелюдию, скерцо - и все для разных музыкальных инструментов.

Мама Евгения Нина Трофимовна и отец Григорий Мартынов до конца жизни получали открытки, телеграммы и письма от благодарного сына. Из каждого города, где он побывал, приходила телеграмма с обратным адресом.

Учеба в консерватории

Киевская консерватория имени Чайковского, студентом которой Мартынов стал в 1967 году, усовершенствовала талант юноши. Через время он перевелся в Донецкий музыкально-педагогический институт, который окончил экстерном в 1971 году. В течение года руководил оркестром Всесоюзного научно-исследовательского института взрывоопасного оборудования, а в 1972 году отправился в Москву с к известной и авторитетной певице

Благодаря ходатайству Майи начинающий музыкант был направлен на прослушивание в Росконцерт. Вокальные данные Евгения понравились жюри, и в течение нескольких месяцев он выступал с сольной программой бесплатно, затем его деятельность уже оплачивали.

Достижения и заслуги

Мартынов Евгений Владимирович, биография которого представляет интерес для многих поклонников музыки, заслужил любовь и признание слушателей не только своим упорством, но и, прежде всего, отличными способностями. Еще в консерватории его прозвали «подарок судьбы». Он был жизнелюбивым и веселым, оптимистом и душой компании.

Начал свою карьеру в Росконцерте, под руководством Павла Леонидова и Давида Усманова стал писать первые песни.

Приняв участие во Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске, Евгений зарабатывает приз зрительских симпатий за исполнение собственной песни «Баллада о матери», а также становится лауреатом конкурса.

Биография Евгения Мартынова очень насыщена и плодотворна. Когда он добивается признания своего таланта, то начинает выступать в различных телевизионных фестивалях. Так, песня «Баллада о матери» становится своего рода синглом 1974 года, благодаря которому Евгения узнают.

Евгению удавалось написать музыку к стихам, с которыми затруднялись работать известные мастера. Это мы узнаем со слов Олега Иванова. Незадолго до выступления Мартынова ему дали прочесть стихи Андрея Дементьева, но Олегу они показались сложными для подбора музыки. Поэтому одним из первых удивился, как хорошо справился с этой задачей Евгений. А затем понаблюдав за натурой Жени, он понял, что такому светлому и яркому человеку подвластно любое слово. Он исполнит его, не забыв ни об одной эмоции, ярко, красиво, превратив в незабываемое воспоминание. Для него музыка была увлечением, самой жизнью, поэтому каждая песня выходила симфонией, трогала до глубин души.

Биография Евгения Мартынова сохранила такой случай: композитор однажды услышал пьесу, потом сел за рояль, перевернул клавир и исполнил ее с точностью, блестяще, как умел. За два года он набрал небывалую популярность среди композиторов, что привлекало знаменитых исполнителей, которые тянулись к Евгению то получить совет, то наложить на стихи музыку.

Таким образом, композитор и певец Мартынов Евгений, биография которого полная ярких красок, тепла и улыбок со стороны коллег и зрителей, прожил счастливую жизнь, достойную обсуждения следующими поколениями.

Важные даты

Много побед одержал Евгений Мартынов. Биография, полная творчества и музыки, содержит такие важные в его жизни даты:

1973 - Мартынов лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни. Конкурс проходил в Минске.

1973 - в Берлине проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Мартынов стал лауреатом.

1975 - на международном конкурсе эстрадных песен «Братиславская лира» завоевал гран-при, что стало знаменательным событием для СССР, так как за столько лет Евгений первым из россиян одержал победу.

1976 - в Болгарии Евгений завоевал серебряную медаль на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей».

1978 - Мартынов Евгений, биография которого очень интересует публику, женится и создает семью вместе с девушкой Эвелиной. В браке рождается сын Сергей. Свое имя Сергей получил в честь двух выдающихся людей - Рахманинова и Есенина. После смерти Евгения семья перебирается в Испанию.

1987 - Евгений получил Премию Ленинского комсомола за эстетическое воспитание молодежи и разработку произведений для детей.

Известные песни

Песни Евгения Мартынова исполняли многие певцы советской эстрады, например, София Ротару, Галина Ненашева, Лев Лещенко, Таня Острягина, Иосиф Кобзон и многие другие.

Среди песен большую известность получили «Березка», «Баллада о матери», «Белая сирень», «День Рождения», «Земля цветов», «Колыбельная пеплу», «На качелях», «Невеста», «Прости», «Яблони в цвету», «Тройка счастья».

Мартынов Евгений, биография которого вся пронизана творчеством, получил признание за рубежом. Его песни звучали в США, Канаде, Европе.