Золотым веком российской благотворительности считается. О роли личности в благотворительной деятельности. Что такое меценатство

«Золотой век» благотворительности в России

  • Воззрения на бедность и благотворительность глубоко укоренены в российской национальной и религиозной традиции. Определенные обычаи, бытовавшие в Российской империи вплоть до ХХ столетия, были широко распространены и влияли на поведение всех слоев общества. Именно в контексте этой длительной традиции развивались в течение XYIII-XIX вв. частная благотворительность и общественное призрение. Отношение православия к богатству и бедности выражалось в формуле: "богатство дано от Бога". И потому богатством надлежало делиться с ближним, который беден. В православной традиции нужда не считалась пороком, присущим бедным людям, а выступала скорее как результат неудачного стечения обстоятельств. Кроме того, акт подаяния порождал чувство душевного комфорта у состоятельных людей. В российском обществе главной тенденцией в отношении идеи милосердия было полное ее восприятие обществом - от чисто религиозной рефлексии до необходимости участия государства в решении социальных проблем, что привело к созданию целого ряда общеимперских и местных филантропических институтов. Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию присущи нашему народу. Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор", или решение церковного Собора о призрении больных и нищих. Упомянем и о заботе, об инвалидах. Уже при царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего Петра Первого) в 1682 г. в Москве возникли две богадельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718 г. при Петре уже 90 с 400 "призреваемыми". В их числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе. Екатерина Великая в 1775 г. учредила приказы общественного призрения (прообразы комитетов соцзащиты), но и частые лица при этом поощрялись за устройство благотворительных заведений. Особое значение для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I: "Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых" (1701 г.), "Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей" (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось: "по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены". Благотворительностью активно занималась Лютеранская Церковь в России . Помимо чисто богослужебной практики, в ее ведении находились первоклассные учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные общества. Следует подчеркнуть, что плодами деятельности этих учреждений пользовались люди различных конфессий. Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екатерина II . При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин с присвоением им статуса государственных. В 1764 г. было создано одно из первых благотворительных обществ в России - Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественного призрения "для всех гражданских сословий". На губернские органы управления возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались из государственной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо. В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны , руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения. Само понятие "благотворительность" родилось в России более двух веков назад и связано с именем и деятельностью Императрицы Марии Федоровны. Ее обширная благотворительная деятельность составляет целую эпоху в истории внутренней общественной жизни России. C 1797 года до самой своей смерти в 1828 году Императрица Мария Федоровна "по воле своего супруга Императора Павла Петровича" начальствовала над старейшим и крупнейшим благотворительным Ведомством в России, названным в ее честь. Начиналось это Ведомство буквально с нескольких учреждений, созданных в 60-е годы XVIII века Екатериной II по предложению Ивана Бецкого, c Воспитательных Домов в Москве и Петербурге, которые стали прообразами первых семейных детских домов в России, и Общества воспитания благородных девиц в Смольном монастыре - учреждения, положившего начало женскому образованию в России. Учебные и благотворительные заведения, а также странноприимные дома создавались не только в Санкт-Петербурге, но и в других российских городах - Москве, Харькове, Николаеве, Севастополе, Симферополе, Таганроге. Всего при непосредственном участии Императрицы Марии в России было создано 22 благотворительных учреждения.
    В том числе:
    Учебные заведения в Санкт-Петербурге: Повивальное училище Воспитательного Дома (1797);
    Училище ордена Св.Екатерины (1798);
    Мариинский институт (1800);
    Повивальный институт (1800);
    Училище глухонемых (1806);
    Девичье училище военно-сиротского дома, переименованное в 1829 году в Павловский институт (1807);
    Училище солдатских дочерей полков № 1 (1819);
    Училище солдатских дочерей полков № 2 (1823);
    Фельдшерская школа при Обуховской больнице (1828).
    В Москве:
    Училище Св.Екатерины (1803);
    Коммерческое училище (1804);
    Александровское училище (1805);
    Повивальный институт (1811).
    Губернские:
    Харьковский институт благородных девиц (1817);
    Николаевское училище для дочерей нижних чинов Черноморского флота (1826);
    Севастопольское училище для дочерей нижних чинов Черноморского флота (1826);
    Богоугодные и благотворительные заведения в Санкт-Петербурге:
    Вдовий Дом (1803).
    В Москве:
    Мариинская больница для бедных (1803);
    Вдовий Дом (1803).
    Губернские:
    Странноприимный дом Таранова-Белозерова в Симферополе (1821);
    Странноприимный дом Депальто в Таганроге (1824).

    Особое внимание Мария Федоровна уделяла Воспитательным Домам, условия проживания в которых были значительно улучшены и воспитанники могли получать в них профессию и образование; учреждениям женского образования, которые стали развиваться не только в столицах и уставы, в которых были изменены, что позволяло принимать дочерей купцов всех гильдий, и даже дочерей нижних морских чинов в Севастополе и Николаеве. А так же попечению больниц; Вдовьим Домам, которые были созданы Императрицей в Петербурге и Москве (сейчас в бывшем московском Вдовьем Доме размещается Центр реабилитации и социальной помощи "Лефортово"). Современники Марии Федоровны восторгались ее деятельностью. Карамзин считал, что она была бы лучшим министром просвещения в России. Плетнев называл ее министром благотворительности. Жуковский писал ее дочери после ее кончины: "Отечество, потеряв ее, должно плакать… Оно знает, какое сокровище им утрачено". В 1836 году Пушкин писал в журнале "Современник": "В истории нет лица, которое бы по всем отношениям можно было сравнить с покойною Императрицей… Она в своей Особе, явила миру изумительный пример смиренномудрия. В непосредственное ведение свое Она приняла одну только часть управления, которая требовала не холодной администрации, но сердечного участия, нежнейшей попечительности, где все зависело от ангельского терпения; и три царствования Она была только Министром благотворительности". К концу XIX века Ведомство учреждений Государыни Императрицы Марии Федоровны насчитывало уже около 500 учреждений. Многие созданные ею заведения до сих пор работают, в их числе Мариинская больница в Санкт-Петербурге и Воспитательный Дом, отметивший своё 230-летие. Деятельность Императрицы Марии продолжили члены ее семьи. Мария Павловна (1786 - 1859), герцогиня Саксен-Веймарская, создала организацию попечения о народном благосостоянии в Саксен-Веймаре. Сама она усматривала истинное значение своей деятельности в том, что сумела "успешно привести в движение общественные силы на пользу добра". Другая дочь Императрицы Марии Федоровны, Екатерина Павловна (1788 - 1819), вместе с мужем Принцем Георгом Ольденбургским во время Отечественной войны 1812 года основала в Твери госпитали. И, конечно, нельзя не вспомнить сына Екатерины Павловны - Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, имя которого заняло почетное место возле священного имени его бабки. 25-летняя служба Петра Георгиевича по Ведомству учреждений Марии Федоровны была удостоена высокой оценки Императора. В день столетия Ведомства Императрицы Марии в 1897 году газета "Московские Ведомости" писала: "…Такие высокие дела благотворения не замерли с кончиной Августейшей Покровительницы. Благодаря непрерывным заботам ее преемниц Императрицы Александры Федоровны и Марии Александровны, разнообразные благотворительные заведения продолжали расти и крепнуть, так что образовали обширное управление…" Еще в 1874 году в журнале "Русская старина" появилась статья под названием "Памятник Императрице Марии", автор которой И. Р. Фон-дер-Ховен писал: "Почти 50 лет прошло со дня кончины Императрицы Марии Федоровны, и бесчисленным питомцам основанных ею благотворительных и учебных заведений пора воздать должное ее службе России, пора воздвигнуть памятник… Что же касается до средств, то нет сомнения, что вся Россия откликнется на призыв к пожертвованиям, так как во всех концах нашего обширного Отечества существуют основанные Императрицей учреждения". В Известиях Санкт Петербургской Городской Думы в 1897 году (год столетнего юбилея Ведомства Императрицы Марии) помещен доклад Городской Управы, в котором сообщалось, что высочайше учрежденный Комитет по сооружению памятника Императрице, руководствуясь указанием блаженной памяти Императора Александра III, избрал местом для постановки памятника аллею перед Смольным Институтом. В 1911 году в Известиях С-Петербургской Городской Думы представлен доклад Общего Присутствия С-Петербургской Городской Управы: "…Состоящий под председательством Его Высочества Принца Петра Александровича Ольденбургского Комитет по сооружению памятника в Бозе почивающей Императрицы Марии Федоровны остановился на мысли поставить сей памятник в Аллербергском сквере между Лафонской площадью и зданием Императорского воспитательного общества благородных девиц (Смольный Институт ), на линии так называемой Леонтьевской аллеи…" В 1914 году в журнале "Нива" была опубликована фотография проекта памятника работы скульптора Е.И.Черемисиной. Однако последовавшие исторические события прервали традицию благотворительности в российском обществе, и до сих пор в Санкт-Петербурге памятника Императрице Марии Федоровне нет. Очевидно, исправить ошибку и отдать дань памяти родоначальнице российской благотворительности предстоит нам, ныне живущим россиянам, восхищенным и благодарным потомкам. Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких масс. Во второй половине XIX века стала развиваться земская благо¬творительность. К 1890 году зем¬ства расходовали на нее около 10 процентов своего бюджета, или в целом по Российской империи 3 миллиона рублей в год, не считая затрат на медицинскую помощь, что было весьма значительной суммой. Они создавали профессиональные школы, строили по¬мещения для бездомных с раздачей пищи – "питательные станции", странноприимные дома для переселенцев и др. Но подлинный расцвет филантропии во второй половине XIX века был связан с частной благотворительностью купечества и нарождающегося нового класса российских предпринимателей. В Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войнах стали возникать общины сестер милосердия. У истоков первой из них Крестовоздвиженской стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов. Впоследствии многие из них перешли к Обществу Красного Креста. В 80-ых годах помещица Анна Адлер устроила типографию для слепых, в которой в 1885 г. была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. Появляются первые печатные издания для инвалидов: журнал «Слепец», газета "Русский инвалид", уделявшая внимание, прежде всего ветеранам и издававшаяся вплоть до Октябрьской революции. К концу XIX века – периоду расцвета российской культуры – к меценатской и благотворительной деятельности оказались привлеченными значительные слои быстро развивающегося российского предпринимательства. Ведущую роль здесь играли наиболее знаменитые промышленные династии России: Щукины, Морозовы, Бахрушины, Рябушинские, Мамонтовы, Мальцевы. Если благотворительность и меценатство были качественной особенностью развития российской дворянской культуры, то в конце XIX – начале XX века они предстают подлинно уникальным явлением содружества предпринимателей и мира искусства. Психологические, социально-культурные и экономические причины этого явления заслуживают специального изучения и описания, но так или иначе беспрецедентная поддержка российским предпринимательством деятелей искусства и науки останется нравственным украшением истории культуры дореволюционной России.

    Литература:


    1. Бадя Л. Б. Благотворительность и меценатство в России. Краткий исторический очерк. М., 1993.
    2. Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М., 1979.
    3. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. Изд. 3–е. М., 1983.

Работники пункта «Капля молока» выдают молоко нуждающимся и голодающим. Минск. 1914–1916. С сайта http://charity.lfond.spb.ru

К концу ХIX века благотворительность в России получила массовое развитие. В деревнях открывались общества призрения для крестьян, ясли-приюты, различные земские организации. В городах была налажена система попечительства о бедных. Создавались специальные комитеты в рамках городского самоуправления.

Новый масштаб благотворительности

Основой этой работы была быстро набиравшая силу частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов - туда бросали милостыню. А шарманщики, прежде чем получить разрешение ходить по улицам, должны были сделать взнос на устройство воспитательных домов.

Появились фигуры известных и уважаемых в обществе филантропов. Например, 42 года отдал благотворительности принц Петр Ольденбургский, основавший в Петербурге первый ночной детский приют. В течение жизни объем пожертвований Петра Ольденбургского превысил 1 млн. рублей. На Литейном проспекте ему установили памятник - «Просвещенному благотворителю» (после революции памятник был снесен).

«Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к концу ХIХ века имелись практически в каждом российском городе. Существовали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям (например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России»).

К концу ХIХ века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации (включая финансовую) для всех слоев общества.

С конца ХIХ века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

Пик развития российской благотворительности: имена и цифры

В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. В 1900 году 82% благотворительных заведений были созданы и состояли под патронатом частных лиц, доля сословных заведений составляла 8%, городских 7%, а земских — 2%. Всего в 1902 году в Российской империи было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году - 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов.

В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на благотворительные цели составляли частные добровольные пожертвования и лишь 25% — от государства. При этом, ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей.

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».

В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. Из мероприятий Екатерины II заслуживает внимания создание в 1775 г. Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных.

Одним из первых проявлений филантропической активности можно считать образование Ведомства учреждений императрицы Марии (1797). Еще одним шагом на пути к активизации благотворительности стало создание в 1802 г. Императорского человеколюбивого общества. В 1900 г. это общество включало 225 заведений, на благотворительность было израсходовано около 2,5 млн. руб.

До 60-х годов XIX в. общественная и частная благотворительность развивалась медленно. Только с 1862 г. разрешение на открытие учреждений было предоставлено Министерству внутренних дел, что значительно сокращало формальности. Во второй половине XIX в. основано 95% всех благотворительных обществ и 82% благотворительных заведений Российской империи. Активные позиции начинают занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. - Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи.

Наиболее массовыми организациями, которым были подведомственны благотворительные учреждения, следует считать Министерство внутренних дел (6895 учреждений) и Ведомство православного исповедания (3358 учреждений).

Участие врачей в различных благотворительных обществах было весьма активным и оставило яркий след, доказав таким образом правильность утверждения, что круг деятельности врача далеко выходит за пределы его прямого назначения и врач является не только видным общественным деятелем, но и непременным участником в делах благотворения.

Благотворительная помощь охватывала в основном следующие группы нуждающихся: детей и подростков; взрослых трудоспособных; взрослых нетрудоспособных и инвалидов; больных; престарелых.
История российского общества хранит свидетельства благотворительных деяний представителей таких знатных аристократических семей, как Шереметьевы, таких купцов и заводчиков, как Третьяков, Бахрушин, Солдатенков. И по сей день служат людям построенные в конце XIX века на деньги московского купечества больничные здания клиник Московской медицинской академии, бывшие в период их постройки лучшими больницами в Европе. Со временем, наряду с индивидуальными формами благотворительности, стали возникать общественные организации, бравшие на себя функцию консолидации благотворительных пожертвований любого размера («кружечный сбор»), а также привлечения добровольцев для объединения усилий членов общества на решение тех или иных социальных проблем.

В России инициатива создания таких обществ исходила в начале XIX века от членов императорской семьи (Общество императрицы Марии Федоровны). Впоследствии стали возникать как местные отделения этого общества, так и самостоятельные общественные организации, ставившие своей задачей решение отдельных благотворительных задач, например, общество помощи детям врачей для получения ими высшего образования. В российских архивах хранятся многочисленные документальные свидетельства широкого развития благотворительного движения в различных территориях Российской; империи как в мирное время, так и особенно в годы Первой мировой войны.

После Октябрьской революции изменение политических и социальных условий привело к прекращению деятельности созданных в царское время благотворительных организаций, хотя существование острейших социальных проблем, например массовой детской безнадзорности, вынуждало общество и на этом этапе к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. Ленина). Характерной чертой советского периода новейшей русской истории было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что как бы исключало необходимость общественных благотворительных организаций. Вместе с тем, существовало Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, среди функций которого была подготовка медицинских сестер для оказания первой помощи пострадавшим. Вместо сбора пожертвований это общество собирало членские взносы практически со всего взрослого населения страны, наряду с государственными дотациями.

В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение обычая добровольных пожертвований (на нужды обороны), однако, эти пожертвования поступали на государственные банковские счета. Между тем, во всех странах с экономикой рыночного типа, где имеет место имущественное неравенство, благотворительность и, главным образом, через благотворительные организации, стала одним из заметных путей решения многих социальных проблем населения. В годы, называемые периодом перестройки, руководство нашего государства признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества. Было провозглашено создание нескольких фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд и, наконец. Фонд милосердия и здоровья. По смыслу уставов, принятых их учредительными конференциями, это были благотворительные организации.

В настоящее время создан Союз Благотворительных Организаций России, объединяющий около 3 тыс. благотворительных организаций и фондов. Также в России действуют около 70-ти крупных иностранных благотворительных фондов (более трети из них – американские).
Объём благотворительных вложений, сделанных российскими компаниями, в 2001 г. составил около 500 млн. дол. И пока совсем незначительны вложения частных лиц (сравните эти данные с приведёнными выше по США).

Приоритетные области благотворительности: охрана окружающей среды, помощь детям.
Готовы оказать помощь НКО — 25% респондентов.
Предпочтительная периодичность взносов — 1 раз в год.
Средняя сумма взноса — 106 рублей.
Наиболее популярная акция — спасения российского леса.
Предпочитаемый способ финансовой помощи — в специальных местах, где принимают взносы.
Большинство опрошенных личным участием готовы поддерживать локальные мероприятия в своем дворе, районе.

Константин Ковалев-Случевский

Благотворительность и благотворение в истории России

Современного человека трудно удивить нравоучительными цитатами или проповедями. Любой скажет, что «благотворительность» – это некоторая помощь другим, которая может выражаться в действии или денежном выражении. Однако у этого понятия есть более древние и глубокие корни, позволяющие сказать, что современный человек уже давно плохо разбирается в его настоящей сути.

«Благое творение», что это?

Мы часто произносим слова, не задумываясь - что за ними стоит. Современного человека трудно удивить нравоучительными цитатами или проповедями. Любой скажет, что «благотворительность» - это некоторая помощь другим, которая может выражаться в действии или денежном выражении. Однако у этого понятия есть более древние и глубокие корни, позволяющие сказать, что современный человек уже давно плохо разбирается в его настоящей сути.

Итак, обратимся к словарям, которые помогут нам определить, что же такое благотворительность.

В этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера читаем о слове «благо», которое заимствовано из древнерусского «бологъ» (вот откуда название села Бологое - что означает - Благое) и попало в церковно-славянский язык. Добавим к нему слово «творение» и получим искомое: благотворение. Однако данное слово появилось в обиходе России по некоторым мнениям лишь в XVIII веке , но мы предполагаем, что значительно ранее - в XIV столетии, о чем мы поговорим далее. С IX столетия на Руси употребляли слово «милосердие», которое не случайно отличается от «благотворительности». Важно другое, что еще в Древней Греции было сформулировано понятие «благородный» (εὑγενής), т. е. человек - рожденный для творения блага!

А вы - благородный человек?

Что ж, продолжим, не дожидаясь ответа, над которым стоит подумать.

В словаре Даля находим такое определение: «Благотворительность - свойство, качество благотворящего. Благотворитель - склонный к благотворению, благодетель, благоподатель. Обычно разумеют: готовый делать добро, помогать бедным». И еще Даль добавляет: «О [благотворительном] учреждении, заведении: устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых, неимущих или для попечения о них» . Далю вторит словарь Брокгауза и Эфрона, где говорится, что благотворительность - это милостыня, общественное призрение (социальная защита нуждающихся), которыми должно быть озабочено государство, использующее пожертвования от людей.

Кажется мы начинаем понимать, что благотворительность - это не просто помощь какому-то ближнему, но скорее всего попечение о совершенно посторонних людях, явно нуждающихся в чьей-то поддержке.

Нельзя пройти мимо определений более сдержанных или отрицающих естественную необходимость помощи. Так, словарь Ушакова ограничивается объяснением: «оказание материальной помощи бедным». У Ожегова читаем о благотворительности: «действия, безвозмездные и направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим» (ранее в словаре попадалось определение: «в буржуазном обществе оказание частными лицами помощи бедным»). В советских словарях, типа БСЭ, слова «благотворительность» вообще не было. Таким образом, считалось, что в стране социализма ее не существует и само понятие советским людям не нужно, ибо «нуждающихся» вообще нет. Появилось оно в словаре лишь в конце 1980-х.

Для более точного и полного определения «благотворительности» необходимо сказать следующее. В истории и даже в наши дни деятельность для оказания помощи имеет разную направленность и мотивацию. Можно разделить ее на:

1. филантропическую или меценатскую (поддержка талантов, финансирование одаренных деятелей науки и культуры),
2. собственно благотворительную (постоянная помощь немощным, больным, нуждающимся, обремененным)
3. милосердие (оказание помощи раненым воинам и населению в периоды войн или стихийных бедствий).

В совокупности это всё в полноте и обозначается одним словом - благотворительность. Исходя из этого, заглянем в мир истории России, чтобы осознать, как понимали благотворительность великие люди нашего прошлого, как, когда и почему милосердие стало одной из главных составных частей жизни полноценного гражданина нашей страны.

От князя Владимира до нашествия монголов

Существует множество публикаций, в которых мы читаем о коллективной, общинной жизни древних славян, которые помогали друг другу в трудные минуты. Однако все эти свидетельства, даже если они и прекрасны по сути, не имеют письменного подтверждения. Впервые мы узнаем из источников о милостивом служении после и в связи с проникновением христианства на Русь.

«Повесть временных лет» говорит о том, что жители стали милостивы, потому что Бог - милостив! Это важнейшее утверждение изменило сознание людей. Евангельская проповедь привнесла совершенно другое миросозерцание, связанное не только с личным спасением, но и возможностью такого спасения через помощь в спасении ближнего. Ведь, как говорилось в «Поучении Владимира Мономаха», даже сам «человеколюбец Бог милостив и премилостив».

Читаем в «Повести временных лет»: «В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. Был тогда цесарь Константин... И крестил ее цесарь с патриархом... И наставил ее патриарх в вере и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму»... И дал ей наставления о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне , и о соблюдении чистоты телесной» . Как мы говорили, слова «благотворительность» тогда еще не было, а употреблялось понятие «милостыня» или «милость».

Там же, в связи с Ольгой находим ссылку на слова царя Соломона: «О хороших женах сказал он так: «Милости ее превозносят дети ее и ублажают ее; муж хвалит ее. Благословенна разумная жена, ибо хвалит она страх Божий»… И вкусила она [Ольга], что благо - трудиться... Руки свои протягивает бедному, плод подает нищему».

С не меньшей ревностью, познав христианство, обратился к благому творению и князь Владимир: «Услышал он однажды Евангелие: «Блаженны милостивые , ибо те помилованы будут»; и еще: «Продайте именья ваши и раздайте нищим»; и еще: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль истребляет и воры подкапывают, но собирайте себе сокровища на небе, где моль не истребляет, ни воры не крадут»; и слова Давида: «Благословен человек, который милует и взаймы дает». Слышал он и слова Соломона: «Дающий нищему дает взаймы Богу». Слышав все это, повелел он всякому нищему и убогому приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги. Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут дойти до двора моего», приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?» И раздавали тем все необходимое. И такое делал он для людей своих...»

Невероятно важный вывод делается в «Повести временных лет» в месте, где повествуется о кончине св. князя Владимира: «Умер в исповедании, следуя добру, покаянием рассыпал грехи свои и милостынями , что всего лучше. «Милостыни ведь хочу, а не жертвы». Милостыня всего лучше и выше, возносит до самого неба перед Богом. Как ангел Корнилию сказал: «Молитвы твои и милостыня твоя останутся в памяти перед Богом».

Милостивое отношение к подданным стало частью повседневной жизни правителей Руси X-XII веков. Достаточно лишь проследить краткую хронологию из «Повести временных лет», которая говорит сама за себя:

«В год 6544 (1036). Мстислав [сын князя Владимира] вышел на охоту, разболелся и умер... Был же Мстислав могуч телом, красив лицом, с большими очами, храбр на ратях, милостив ...»

«В год 6574 (1066). Когда Ростислав княжил в Тмуторокани... Был Ростислав доблестным воином, прекрасно сложен и красив лицом и милостив к убогим».

«В год 6586 (1078). Убит был Глеб, сын Святослава, в Заволочье. Был же Глеб милостив к убогим и любил странников, радел о церквах, горячо веровал, был кроток...»

«В год 6611 (1103). Русские же князья и воины все молились Богу и обеты давали Богу и Пречистой Матери Его, кто кутьей, кто милостынею убогим, другие же пожертвованиями в монастыри».

«В год 6621 (1113). Княгиня же его [Святополка] много богатства раздала монастырям и попам, и убогим, так что дивились все люди, ибо такой милости никто не может сотворить».

«В год 6623 (1115). Собрались братья, русские князья, Владимир, именуемый Мономахом, сын Всеволодов, и Давыд Святославич, и Олег, брат его, и решили перенести мощи Бориса и Глеба, ибо возвели им церковь каменную... И, отпев им обедню, все обедали у Олега... и кормили нищих и странников в течение трех дней».

Духовные лица православной Руси так же представляли образец милосердия и объясняли пастве - что это такое.

«В год 6597 (1089). В том же году преставился Иоанн митрополит. Был же тот Иоанн сведущ в книгах и в учении, милостив к убогим и вдовицам, ласков ко всякому, богатому и нищему, смиренен же умом и кроток, молчалив, речист же, когда от святых книг утешал печальных; такого не было прежде на Руси, и после него не будет такого».

«В год 6598 (1090). Поучал он [прп. Феодосий Печерский] их о милостыне убогим, и о царствии небесном, которое заслужат праведники».

В другом своем сочинении - «Поучении и молитве» - преподобный Феодосий Печерский впервые употребляет слово «благодеяние», призывая «воздать Богу хвалу за все его благодеяния к нам». И в этом произведении мы находим также важнейший вывод всей истории Древней Руси, который был сделан Феодосием и является ключевым для всякого православного человека и сегодня: «Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он жидовин или сарацын, болгарин или еретик, латынин или язычник, - всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния» .

В этом контексте весьма интересным предстает перед нами известное сочинение XI века митрополита Илариона «Слово о законе и благодати», где святитель подробно изъясняет суть милосердного служения, обращаясь к князю. «Ко всему тому, - пишет митрополит, - кто поведает о множестве милостынь твоих и щедрот, денно и нощно творимых убогим, сиротам, вдовам, должникам и всем, взывающим о милости?.. Не довольствовался ты только слышанием, но на деле исполнил сказанное, просящим подавая, нагих одевая, жаждущих и алчущих насыщая, болящих утешением всяческим утешая, должников выкупая, рабам даруя свободу... И щедроты и милости твои и поныне поминаются в народе, но тем более - пред Богом и ангелом его... В сем поспешествует мне изрекший слова: «милость превозносится над судом», и «милостыня человека - как печать у него». Вернее же слова самого Господа: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» .

Яркое завещание словно бы от всей Древней Руси о благотворении (милости) оставил нам князь Владимир Мономах в своем «Поучении», написанном им в начале XII столетия: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра... Всякий день милостыню творит праведник... Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею» .

Радзивилловская летопись, фрагмент

Сергий Радонежский и появление слова «благотворение»

Владимирская и Московская Русь - уникальная страница истории нашей страны. Это время было связано с осмыслением положения государства в эпоху отношений с Ордой. Часто этот период времени называют «Золотым веком» русской духовности, связывая его с жизнью и деятельностью святого преподобного Сергия Радонежского и его учеников.

Известна история о том, как знаменитый митрополит Алексий отправился в Орду и спас мать хана Джанибека (вдову хана Узбека, обратившего Орду в ислам) Тайдулу от глазной болезни... Это было прямое следование указанию преподобного Феодосия Печерского, данному 200 лет назад в «Поучении»: «милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого». При этом именно митрополит Алексий призывал Дмитрия Донского на борьбу с ненавистным игом и способствовал укреплению Москвы как первопрестольной столицы государства.

Когда хан Тохтамыш в 1382 году сжег Москву, то великий князь Дмитрий Донской пожертвовал свои деньги для похорон жителей всех рангов. При набеге этом погибли многие. Летописи рассказывают: «От огня бежачи, мечем помроша, а друзии, от меча бежачи, огнем згореша...» Хоронили тысячи погибших жителей столицы и пригородов. Такого не помнили даже старики. В Московском летописном своде конца XV века мы видим рассказ, как в общих братских могилах погребали жертвы нападения ордынских войск. Тогда князь Дмитрий Донской «повелеша телеса мертвых хоронити и даваста от осмидесяти мертвецов по рублю хоронящим мертвыа. И того всего выиде от погребания мертвых 300 рублев» .

Кое-что интересное мы находим в известном Завещании князя Дмитрия Донского - его Духовной грамоте, которая писалась дважды, и по которой происходило наследование власти на Руси. В первой, 1375 года, князь «дал есмь свободу» многим своим людям. А во второй, 1389 года, которую среди прочих удостоверил собственной подписью преподобный Сергия Радонежский, мы читаем: «а кому будет жалоба сиротам на волостели, и тем людем учинит исправу княгини моя» . Здесь он упоминает свою будущую вдову Евдокию, в монашестве - святую Евфросинию Московскую.

Преподобный Сергий Радонежский уделял милосердию особое внимание. В его Житии, созданном в начале XV века Епифанием Премудрым, а затем отредактированном Пахомием Логофетом, мы находим множество упоминаний о помощи ближнему и нуждающимся. Основатель Троицкого монастыря, определяя как исходный тезис такие слова: «Бог наш, великодатель, подающий благо», вводит в обиход новое понятие: «благое общество», рядом с ним ставя «собрание честных старцев». Автор Жития часто упоминает о том, что Сергий был «сиротамь акы отець милосердъ», «милостыням податель».

Но самое главное, именно в тексте Жития мы впервые в древнерусских памятниках находим слово «благотворение». Вот оригинал документа: «Николиже блаженный оставляше благотворениа , и служащим въ обители заповѣда нищих и странных доволно упокоевати и подавати требующим, глаголя: «Аще сию мою заповѣдь съхраните без роптаниа, мзду от Господа примете...». И тако бѣ рука его простерта къ требующим, яко река многоводна и тиха струями» .

Важнейшую установку на благотворительность и милосердие дал в то время известный преподобный старец Савва Сторожевский, первый ученик Сергия Радонежского, построивший с помощью сына Дмитрия Донского - великого князя Юрия Дмитриевича, Звенигородский монастырь и храм Успения на Городке. Он еще раз определил форму правильного и праведного правления государством - «благочестивое княжение».

Парфений Юродивый и Алексей Михайлович

Еще отец царя Ивана Васильевича (Грозного) известен был своей благотворительной деятельностью. Его сын пишет об этом так: «Отец мой, князь великий Василей Ивановичь всеа Русии, ездил по цюдотворным местам молитися и давал по многим монастырей богатым и убогим милостыню в приказ, хлеб и соль, и денги, и воск на свечи, и мед на кутью, и пшеницу на npocкypы. И после того матушка не сполна же в приказ давала. И после матушки до моего возраста многие монастыри грамоты поймали по вся годы имати милостыню впрок» .

Постановления Стоглавого Собора (1551 год) дают нам обширную информацию о милосердии на Руси в эпоху правления Ивана Васильевича. В этом источнике, называемом «Стоглав», сам он именуется как «благочестивый и благовенчанный царь». Известно, что для того чтобы скрыть свои дела благодеяния Иван Грозный подписывался как Парфений Уродивый (Юродивый), намеренно самоуничижая свое царское имя.

В «Стоглаве», одним из авторов которого стал сам царь, читаем: «О милостыни... Милостыня и корм годовой, и хлеб, и соль, и деньги, и одежа по богадельным избам по всем городом дают из нашие казны. А христолюбцы милостыню дают же, а вкупаются у прикащиков мужики с женами мало больных, а нищие и клосные, и гнилые, и престаревшиися в убожестве глад и мраз, и зной, и наготу и всякую скорбь терпят, и не имеют, где главы подклонити, по миру скитаются. Везде их гнушаются. От глада и от мраза в недозоре умирают и без покания и без причастия, никим небрегомы. На ком тот грех взыщется? И о тех, что промыслити православным царем и князем и святителем, достоит о них промыслити» .

Однако здесь мы впервые в истории России встречаем также текст, рассказывающий о людях, которые использовали благотворительность лишь как предлог для сбора средств, т. е. совершали неправедное действие. Уже тогда мошенники бесчинствовали. «О чернех и о черницах иже безчинствуют, - читаем мы в «Стоглаве». - По миру скитаются чернцы и черницы, попы и миряне, жонки и строи со святыми иконами и на сооружение сбирают и на окуп и называются проданные и милостыни просят по торгу и по улицам, и по селом и по двором с образы ходят. И о сем соборовати, как впредь тому быти и есть ли о том писание и не поругательно ли то святым образом. Иноземцы ся тому дивят» .

Править Россией - это задача не для слабых или неумелых. Столь большое, сильное православное государство имело множество традиций, особый уклад, который собирался и устанавливался столетиями. Другая эпоха правления - время царя Алексея Михайловича, который многократно отвечал на вопрос «как править государством?» так: соединить самодержавие с пониманием нужд народа. Воспитанный в богоугодных традициях, Алексей Михайлович с самого начала правления пытался соединить трудно соединяемое: власть и свободу Духа. Он понимал, что без Закона Божия ничего на земле не происходит.

Он заявлял: «Как государь я славен не силой или славой, а слезами, усердием и низостью перед Богом». Такие идеи поражали современников. Еще более ошеломляли придворных глубокие размышления царя о собственной судьбе и роли в истории. «Мне грешному, - писал сам Алексей Михайлович, - здешняя честь, аки прах... Добиваюсь я, чтобы быть не солнцем великим, а хотя бы малым светилом, малою звездою там, а не здесь».

Время правления царя Алексея отмечено особым отношением к православному богослужению, пониманием роли Церкви в жизни общества, постоянными посещениями им монастырей, личном пристрастном участии в церковных торжествах и обрядах, в строгом соблюдении постов, развитии милосердия и благотворительности. В «Соборном уложении 1649 года» читаем: «искупление общая милостыня нарицается, и благочестивому царю и всем православным християном за то великая мзда от Бога будет...» .

Самое яркое свидетельство о его правлении оставил Павел Алеппский, посетивший Россию и живший рядом с царем: «Знай, что мало есть таких бедняков, которые ходят по этому городу [Москве], прося милостыню, ибо царь распределил их между вельможами по известному числу, для получения ежедневного пропитания по спискам; и каждый боярин содержит свое число бедняков. Существует много домов для помещения их, и ежедневная выдача от царя и царицы; равно получают ее и заключенные» .

Императрицы-благотворительницы и немецкая традиция

Эпоха Петра I, как известно, многое изменила в российской жизни. Не осталась без внимания и благотворительная деятельность. Будущий император, во время поездок по Европе, заметил необычную для русских традицию протестантской взаимопомощи, которую стал внедрять на отечественной почве. Эта традиция не очень совпадала с тем, что за 600 лет до этого формулировал митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати». Святитель упоминал благодатное действо, а Петру по душе стало законное деяние. Т. е. благотворение становилось не просто добровольной душевной или духовной ценностью, а обязательной частью быта «просвещенных людей».

При Петре I стали бороться с нищетой, которая как бы мешала государству, и экономически, и морально. С 1715 года появились благотворительные заведения - гошпитали, которые содержались на частные жертвования и были похожи на больницы, богадельни и сиротские дома.

Наступала эпоха «светской благотворительности», которая не обязательно должна была иметь церковные корни. Особую роль в этом сыграли русские императрицы, которые хоть и принимали православие, но по происхождению были немками, а по воспитанию - протестантками. У них с детства, еще из Германии был особый взгляд на благотворительность, которая являлась важной частью обитания аристократического общества. Именно по их мнению благотворительность должна была существовать по закону.

Во время правления Екатерины II законное благотворение вошло в обиход российского общества, которое имело, как мы уже знаем, другие давние традиции. В 1763 г. был издан указ императрицы об учреждении в Москве Воспитательного дома для приносимых детей и больницы для сирых и неимущих. В 1770 г. учрежден Воспитательный дом в Санкт-Петербурге. Когда появилось в Российской Империи местное самоуправление, то по «Учреждению о губерниях» создавались Приказы общественного призрения. На пожертвованные деньги, собираемые по закону, а также частично на бюджетные или даже личные средства императрицы - открывали народные школы, сиротские дома, больницы, богадельни, психиатрические приюты. Когда Екатерина узнала, что подданными собраны большие деньги на постановку ей памятника, то она не просто отказалась от монумента, но добавив своих средств, отправила их на обустройство училищ, сиротских домов, богаделен и больниц. Ее примеру последовали вельможи, и всего было собрано полмиллиона рублей.

Императрица Всероссийская Екатерина II Алексеевна Великая

В это время стали различать благотворительность и призрение. В сознании людей сложилось, что призрение - что-то вроде помощи от государства, похожее на современную социальную помощь или соцзащиту. Благотворительностью же продолжали называть добровольное, необязательное, но все же личное пожертвование.

Вдова императора Павла I Мария Федоровна (бывшая принцесса Вюртембергская), после убиения мужа стала активно заниматься благотворительностью и попечительством. Еще в 1797 году она создала «Ведомство учреждений императрицы Марии», ставшее особым органом государственного управления благотворительностью в России. Этим ведомством затем руководили другие русские императрицы, оно существовало вплоть до 1917 года, а под его покровительством перед упразднением находилось до миллиона человек. В то же время, в начале XIX века было создано Императорское человеколюбивое общество.

Еще более преуспела в делах милосердия императрица Мария Александровна, принцесса Гессенского дома, супруга императора Александра II и мать императора Александра III. При ней «Ведомство» содержало десятки образовательных учреждений: институтов, гимназий, женских школ, а также более сотни детских приютов, богаделен, больниц, воспитательных домов и благотворительных обществ. При ее участии в России был учреждено Российское Общество Красного Креста, где аккумулировались большие средства, направляемые благотворителями со всей России, а сама Мария Александровна стала его высочайшей покровительницей. Она же тратила огромные суммы на благотворительность из личных средств, а во время войны даже приказала не шить новые платья, отдав сэкономленные сбережения в пользу вдов, сирот, больных и раненых .

Словотворчество Карамзина

Многие не подозревают даже, что слово «благотворитель» впервые в русском языке употребил историк и писатель Н.М. Карамзин. А открытие это сделала профессор Венского университета, известный австрийский лингвист Герта Хюттль-Фольтер (1923-2000).

Одна из самых выдающихся исследователей русского языка и литературы, она впервые опубликовала свой диссертационный труд в 1956 году . Хюттль-Фольтер (иногда ее звали Хюттль-Ворт) посвятила свою книгу изучению обогащения словарного запаса русского языка в XVIII столетии, отметив, что одним из самых плодотворных создателей новых слов тогда стал именно Карамзин! Ведь он ввел в оборот такие ново-русские и иностранные слова, как «кадриль», «каламбур», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный», «тротуар», «кучер», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и многие другие.

Николай Михайлович Карамзин

Слова «благотворитель», а также «благотворительность» легко вошли в обиход, так как в конце XVIII столетия наметился поворотный момент в истории русского литературного языка. Именно тогда стала происходить русификация языка церковнославянского. Хюттль-Фольтер отмечала, что создателями нового языка могли быть лица, удовлетворяющие нескольким требованиям. Первое - хорошо знающие церковнославянский язык, литературу и греческий язык. Второе - хорошо знакомые с западноевропейскими языками и побывавшие за границей. Третье - талантливые и способные экспериментировать, изобретать. Всем этим и обладал Н.М. Карамзин, создавший после поездки по Европе «Письма русского путешественника».
Теперь слово «благотворитель» вошло в словари русского языка, с разбора которых мы и начали данную публикацию.

Стоит упомянуть еще одного современника Карамзина - Александра Радищева, написавшего книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Здесь мы находим одно из самых проникновенных описаний помощи ближнему в русской литературе. Вот оно, с многочисленными сокращениями: «Наконец, лошади донесли до Клина... Поющий народную песнь, называемую «Алексеем божиим человеком», был слепой старик, сидящий у ворот почтового двора... Неискусный его напев, но нежностию изречения сопровождаемый, пронизал в сердце его слушателей... Место, на коем были его очи, исполнилося исступающих из чувствительной от бед души слез... Взирая на плачущего старца, жены возрыдали; со уст юности отлетела сопутница ее, улыбка; на лице отрочества явилась робость... О! природа, - возопил я паки... Сколь сладко неязвительное чувствование скорби! Колико сердце оно обновляет и оного чувствительность. Я рыдал вслед за ямским собранием... Я желал его благословения на совершение пути и желания моего... «Холодная у нас была весна, у меня болело горло, - жаловался певец. - Нет ли старенького у тебя платка? Когда у меня заболит горло, я его повяжу; он мою согреет шею, горло болеть перестанет... Я снял платок с шеи, повязал на шею слепого... И расстался с ним... Платок он надел, заболев перед смертию, на шею, и с ним положили его во гроб... О! если кто чувствует цену сего платка, тот чувствует и то, что во мне происходило...» .

Поэту В.А. Жуковскому принадлежат удивительные по точности и смыслу слова, где он уже употребляет новое слово Карамзина «благотворитель». Они направлены к воспитаннику - наследнику престола, будущему императору Александру I: «Право сделать добро есть величайшая награда, какую только человеку заслужить можно... Благотворение есть нечто святое. Не всякой, имеющий деньги, может сметь называться благотворителем! Это храм, в котором присутствует Бог и в который надобно входить с чистым сердцем» .

Так, благодаря, в частности, Карамзину и Жуковскому в XIX столетии развилось важное направление в русской литературе, связанное с описанием жизни «маленького человека», его страданий и трудностей жизни, которые требовали внимания общества и благотворителей. Недаром даже А.С. Пушкин писал, что в «жестокий век» он «милость к падшим призывал»... Его стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» было создано на тему оды Горация «К Мельпомене» (XXX ода книги III), откуда даже был взят эпиграф. Ей же подражал Державин в своем стихотворении «Памятник». Но ни у Горация (в переводе Ломоносова), ни у Державина нет строк о милости! Это была новая тема в новой русской литературе.

В конце XIX - начале XX вв. в России произошло интенсивное развитие благотворительного движения, которое охватило все общество. Никогда еще до этого времени в стране не уделялось столько внимания осмыслению и развитию понятий милосердие и благотворительность, появлению новых форм помощи и традиций в этой сфере.

Вклад Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны в развитие данного движения поистине уникален. С каждым годом становится все более понятным широкий диапазон их деятельности, охватывающий различные группы населения: сирот, детей из бедных семей, учащихся, талантливую молодежь, людей, пострадавших от голода, пожаров и войн, вдов, раненых, инвалидов, больных и стариков. Деятельность созданных Великой княгиней сестрических общин, благотворительных обществ, учебных и медицинских заведений уже стала важнейшей частью российской истории.

Великокняжеская чета: Елизавета Федоровна и Сергей Александрович

Основным принципом, которым руководствовалась великокняжеская чета при создании благотворительных организаций и определении направления их деятельности, являлась теснейшая связь с Церковью. Их Высочеств отличал творческий подход к решению самых трудных задач, неравнодушное отношение к опекаемым и к любым делам, связанным с попечительством, личное участие собственными средствами и трудами в работе подведомственных им организаций, использование разнообразных методов и форм благотворения, которые соответствовали заранее выявленным и детально изученным проблемам в жизни людей.

В своих делах они руководствовались христианскими заповедями и принципами жизни, в основе которых лежала любовь к ближнему и равенство людей перед Богом. Великий князь Сергей Александрович умело использовал в благотворительной деятельности как личный, так и административный ресурс, будучи генерал-губернатором Москвы. Одновременно мы видим, что Великая княгиня Елизавета Федоровна обладала способностями организатора, умением привлечь к реализации своих благотворительных начинаний большие группы людей, общественных и государственных деятелей, служителей церкви, частных лиц. Принципы, направления, формы и методы благотворения, осуществляемые ею, определялись особенностью исторической обстановки того сложного и противоречивого времени, а также ее личной высокой духовной культурой. Великая княгиня Елизавета Федоровна стала выдающимся общественным деятелем России в сфере благотворительности конца XIX - начала XX столетий.

Известны были ее благотворительные базары, где продавали различные сувениры представители самых знатных домов Москвы, каждый стремился отличиться и собрать как можно более средств, которые шли затем на помощь нуждающимся и в благотворительные организации .

Не случайно созданное ею Елисаветинское благотворительное общество называли не только «украшением Москвы», но и «цветом христианского милосердия и просвещения» .

Для Елизаветы Федоровны это было заложено еще с детства. Она родилась и выросла как принцесса Гессенская на родине своей матери - в столице Гессенского герцогства Дармштадте. Принцесса Элла родилась и выросла в большой и дружной семье. Девочку назвали Елизавета в честь святой подвижницы XIII века - Елизаветы Тюрингенской, одной из родоначальниц Гессенского рода, посвятившей себя делам милосердия и помощи ближнему. Она кормила голодных, раздавала щедрые милостыни, сама выхаживала больных. Подрастая, маленькая принцесса Элла сознательно хотела подражать своей святой родственнице, воспитываясь на её примере.

Мать, Великая герцогиня Алиса, английская принцесса, вложила в сознание своих детей высокий христианский смысл любви и сострадания к ближним. Вместе с нею дети с раннего возраста посещали госпитали, приюты, дома для инвалидов, стараясь по мере сил облегчить и скрасить пребывание в них страждущих. Элла сильно отличалась от своих братьев и сестер, и всегда с радостью принимала общение с бедными, одинокими и больными людьми, видела, как и чем можно им помочь и делала это.

Много ценных качеств Элла унаследовала от матери, и, уже в России, став Великой княгиней Елизаветой Федоровной перенесла лучшие традиции милосердного служения и деятельной благотворительной помощи на русскую землю.

13 апреля 1891 года субботу перед Вербным воскресеньем Великая княгиня Елизавета Федоровна назовет для себя «Великим днем». В маленькой домовой церкви Сергиевского дворца был совершен обряд её присоединения к Православию. Великая княгиня приняла православие с именем Елисавета, в честь своей небесной покровительницы - святой праведной Елисаветы, матери Святого пророка Иоанна Крестителя.

Она не приняла монашества после убиения мужа террористом Каляевым, хотя постоянно носила потом белое монашеское одеяние. Она простила убийцу своего мужа, сообщив ему об этом лично в тюрьме. Великая княгиня Елизавета Федоровна, ставшая преподобномученицей, явила собой пример светского подвижничества в сфере меценатства, благотворения и милосердия.

Старообрядцы и меценатство

Известно, сто старообрядцы сыграли важнейшую роль в развитии капитализма в России. Находившиеся до 1903 г. в Российской Империи в состоянии опалы старообрядческие купцы старались выжить в трудных условиях, а потому между ними складывались особые коммерческие отношения, более крепкие и взаимовыгодные. Они быстро богатели, создавая инфраструктуру промышленной России.

Трудно сегодня назвать фамилию среди крупнейших российских олигархов XIX - начала XX веков, магнатов, промышленников, владельцев заводов, мануфактур, пароходов или железных дорог, строителей автомобильных заводов, учредителей банков, издателей газет и журналов, которая бы не была связана со старообрядчеством! Морозовы, Рахмановы, Рябушинские, Солдатенковы, Мамонтовы, Бутиковы, Третьяковы, Прохоровы, Щукины, Марковы, Симоновы, Кочегаровы, Миловановы, Хлудовы, Сорокоумовские, Нырковы, Крестовниковы, Зимины, Кузнецовы, Горбуновы, Кокоревы, Красильщиковы, Соловьевы, Расторгуевы… Можно приводить еще массу известных имен!

Старообрядцы свято почитали наследие допетровской эпохи. Для них упомянутые нами высказывания о благотворении и милостыне преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского не были просто советами - а руководством к действию. По этой причине почти все они были не только благотворителями, но и активными меценатами. Благодаря им появились многие известнейшие музеи, коллекции, архивы и театры, а также университеты, училища, больницы, богадельни, детские приюты, роддома, библиотеки общего пользования. Самые талантливые люди России - художники, писатели, музыканты, существовали на их средства. Все это позволяет сказать, что старообрядческие купцы создали поле для уникального подъема русской культуры перед переворотом 1917 года. К сожалению, на большинстве зданий, построенных за их счет, нет ныне никаких памятных досок...

Купцы-старообрядцы с сыновьями, Нижний Новгород, около 1900 года.

Известно уникальное поучение «О богатении», написанное в середине XIX в. владельцем Трехгорной мануфактуры, старообрядцем Т.В. Прохоровым. Вот что писал этот богатый купец: «Не с целью наживы - богатство для богатства, - а ради упрочения нажитого и ради ближнего. Благотворительность совершенно необходима человеку, но она должна быть непременно целесообразна, серьезна. Нужно знать, кому дать, сколько нужно дать. Наградою делающему добро человеку должно служить нравственное удовлетворение от сознания, что он живет «в Боге» .

Купцы благотворительствовали целенаправленно, адресно. Специально покупали картины талантливых художников, причем, не дешево, для того, чтобы помочь им материально в ближайшее время создавать новые произведения. Но бывали и совершенно безвозмездные меценатские поступки, как, например, когда Сергей Морозов по просьбе художника Левитана срочно перечислил по телеграфу писателю А.П. Чехову во Францию очень большую сумму - 2 тыс. рублей - на лечение за границей от туберкулеза. При этом до самой кончины писателя благодетель ни разу не напомнил об этих деньгах.

Не это ли стало основой для высказывания самого Антона Павловича, который через год в рассказе «Крыжовник» написал: «Счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча... Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Государство признало старообрядцев и прекратило преследования. 1 декабря 1903 г. генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович принял их в Москве. Как утверждали члены депутации, он сказал им, что «Государь любит старообрядцев». Коренные изменения в положении старообрядцев произошли в 1905-1906 гг. В начале 1905 г. архиепископ Московский Иоанн получил разрешение на жительство в Москве.

Немногие теперь знают, что до 1917 года старообрядчество было обширным духовно-социальным движением, к моменту октябрьского переворота их насчитывалось до 15 миллионов человек. То был огромный, не очень официальный, но особенный народный духовный мир.

Светская благотворительность и ее развитие в России предреволюционной эпохи проявилась так же и в иных, очень необычных формах. Кратко заметим, что среди наиболее известных благотворителей этого времени выделяются несколько человек, которых можно назвать также бессребрениками (кроме монашествующих).

Это Федор Петрович Гааз - московский врач немецкого происхождения, филантроп, известный под именем «святой доктор», святая Ксения Петербургская - юродивая дворянского происхождения, и Николай Федоров - русский религиозный мыслитель, космист, деятель библиотековедения. Они стремились отдать другим всё, что имели, раздать вещи и деньги нищим и обездоленным. Известно, что Н. Федоров перед кончиной попросил просмотреть карманы его скудной одежды, в которой была найдена затерявшаяся копейка, после чего он попросил отдать ее нищему и смиренно почил. А Федору Гаазу принадлежат вошедшие в историю слова: «Спешите делать добро!»

Трудности XX века

Февральская революция, октябрьский переворот 1917 года и уничтожение Российской Империи отразились и на масштабах благотворительности. Россия стремительно беднела. Гражданская война породила многочисленные многомиллионные жертвы, свирепствовали болезни и голод. Помогать кому-то ни выживающее государство, ни тем более потерявшее многое люди ничем не могли. При этом новая идеология борьбы с буржуазностью подразумевала, что новый человек должен быть свободен от предрассудков, помощь ему не нужна, а благотворительность и меценатство - это пережиток прошлого. Многовековые традиции благотворительности были прерваны.

В постановлении Народного комиссариата юстиции «О порядке проведения в жизнь Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»» (инструкция от 24 августа 1918 г.) было сформулировано следующее: «Благотворительные, просветительные и другие подобные им общества... а равно те из них, которые хотя и не скрывают своих религиозных целей под видом благотворительности или просвещения и т. п., но расходуют денежные средства на религиозные цели, подлежат закрытию, причем имущество их передается Советам рабочих и крестьянских депутатов в соответствующие комиссариаты или отделы»

Страница 1
О роли личности в благотворительной деятельности.

(На примере благотворительной деятельности императрицы Марии Федоровны на рубеже XIX – ХХ вв.)

Цинпаева Разият Шамиловна

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

Факультет иностранных языков и регионоведения,

Кафедра региональных исследований,

преподаватель

В истории социальной работы период второй половины XIX-начала XX века зачастую обозначен как «золотой век» российской благотворительности. Переломным моментом считается период социальных реформ 1860-1880 гг., значительно изменивший не только структуру российского общества, но и механизмы внутреннего управления страной, что повлекло за собой масштабную реорганизацию всей системы государственного и общественного призрения.

С 60-х гг. XIX века наблюдается колоссальная вовлеченность практически всех слоев населения в благотворительную деятельность и дело общественного призрения.

В первую очередь дело общественного призрения развивалось и поддерживалось в кругу членов императорской фамилии. Поддержка сферы благотворительности стала традиционной и неотъемлемой частью жизни правящего дома Романовых еще со времен императрицы Екатерины II. Именно на этом высочайшем уровне первое время и рождались все инициативы в сфере общественного призрения. Однако если во второй половине XVIII века эта деятельность была скорее частью государственной политики в социальной сфере, то со временем в благотворительной деятельности высочайших особ выделяется два направления: 1) деятельность, проводившая линию официальной государственной социальной политики и 2) частную благотворительность членов императорской фамилии. В первом случае для реализации инициатив задействовались органы государственной власти и бюджетные средства, во втором – частные средства членов императорской семьи, их личные знакомства и собственные инициативы. Последняя форма деятельности членов правящего дома Романовых и является предметом нашего изучения. Однако более подробно речь о ней пойдет чуть позже.

Представители другой ступени социальной лестницы – дворяне, государственные служащие высших чинов, приближенные ко двору также принимали самое непосредственное и активное участие в благотворительной деятельности. Зачастую именно представители этого круга лиц и являлись инициаторами, а позже и руководителями процесса создания новых благотворительных обществ, заведений и мероприятий. Так, например, инициатива создания российского общества Красного Креста принадлежала придворным дамам: баронессе М.П. Фредерикс и фрейлине М.С. Сабининой; широко известна благотворительная деятельность и меценатство княгини М.К. Тенишевой; представителями дворянства учреждалось огромное количество именных стипендии в образовательных учреждениях, в имениях открывались школы для крестьянских детей, строились больницы и т.д., и т.п..

Однако в исследуемый период, как по сумме пожертвований, так и по активности личного участия в благотворительной деятельности сословие промышленников и предпринимателей значительно опережает дворянство. Их имена увековечены в названиях больниц и музеев, их коллекционированию и меценатству посвящено огромное количество воспоминаний, исследований и литературы.

Для самого же широкого круга людей, вне зависимости от социального статуса и достатка, во все времена был характерен такой вид благотворительной деятельности, как милостыня и пожертвования, продиктованные религиозным долгом. В этом виде благотворительность укоренена в Российском обществе в наибольшей степени, даже среди людей с невысоким достатком.

Анализ позволил выделить несколько факторов, повлиявших на увеличение объемов материальных средств и количественных показателей личного участия представителей различных слоев населения в деле благотворительности:

во-первых, результатом реформ 1860-1880-х гг. явилось изменение бюджетно-финансовой политики, направленное на развитие частного предпринимательства. Увеличение благосостояния сословия промышленников и предпринимателей сделало их активными участниками сферы благотворительности.

во-вторых, создание в городах и губерниях органов местного самоуправления дало толчок проявлению инициативы в деле общественного призрения на местах.

Однако сугубо экономические факторы едва ли смогли бы принести столь заметные плоды без фактора личностного, а именно без яркого примера бескорыстного служения на благо общества представителей императорской фамилии. В этой связи деятельность императрицы Марии Федоровны, как в рамках государственных институтов общественного призрения, так и частной благотворительности, представляется одним из наиболее ярких примеров ключевой роли личности в успехе благотворительной деятельности и продвижении идеи социальной ответственности в обществе.

На протяжении более чем 50-летней жизни в России Мария Федоровна внесла большой вклад в развитие благотворительности и как руководитель крупнейших благотворительных организаций и как частное лицо, помогая нуждающимся из личных средств. Она возглавляла три филантропических ведомства: Общество спасания на водах (1873 г.), Российское общество Красного Креста (1877 г.) и Ведомство учреждений Императрицы Марии (1880 г.). Каждое из них было полугосударственным, однако в руководстве ими Мария Федоровна смогла соблюсти оптимальный баланс между государственным регулированием и частным финансированием, личным участием и общественной инициативой.

Одной из несомненных заслуг императрицы в деле благотворительности можно считать расширение круга социальных проблем, на которые распространялось общественное призрение. Если говорить о спектре целей благотворительности, то традиционными еще с XVIII века можно назвать сферу образования и попечение о выбывающих из службы воинах. Последняя была особенно актуальна и находила наибольший отклик в обществе вплоть до середины XIX века. К началу 1860-х благотворительная инициатива заметно сместилась в сторону развития народного здравоохранения, женского и профессионального образования и борьбы с детской беспризорностью. В период, когда Мариинское ведомство возглавляла императрица Мария Федоровна, попечение о беспризорных детях и детях-сиротах стало приоритетным направлением его деятельности. В небывало короткие сроки эту инициативу подхватили региональные власти, расширяя сеть воспитательных домов и приютов, и местные благотворители, передавая для этих целей капиталы и земельные участки. Но возможным это стало только после того, как по инициативе Марии Федоровны было принято новое «Положение о детских приютах Ведомства учреждений Императрицы Марии», упорядочившее их открытие и финансирование. Оно создало благоприятные условия для привлечения местных деятелей к вопросу устройства обездоленных детей. При Марии Федоровне появились также такие категории призреваемых, как слепые и глухонемые.

Что касается работы самого Ведомства учреждений императрицы Марии, то система его управления и финансирования сложилась еще к середине XIX века. Непосредственные управленческие функции осуществлял статс-секретарь. Он подчинялся императору и императрице. Помимо этого управление осуществляли Опекунские советы. В ведении советов были практически все вопросы, связанные с деятельностью Ведомства: утверждение положений, уставов отдельных заведений и обществ, утверждение инструкций должностным лицам, учебных планов и программ, а также финансовой документации. Опекунский совет состоял из представителей и неограниченного числа почетных опекунов, в число которых входили только представители аристократии и высшие государственные чиновники. Почетные опекуны в большинстве случаев не принимали реального участия в управлении благотворительными заведениями, т.к. их служба в государственных учреждениях и при дворе не оставляла им на это время. Во второй половине XIX в. Опекунский совет окончательно потерял свою функциональную нагрузку в качестве органа управления. Однако финансирование всех структурных подразделений, обществ и учреждений Ведомства императрицы Марии осуществлялось за его счет. Поэтому, будучи во главе Ведомства, Мария Федоровна не только не упразднила этот орган управления, но и всячески привлекала опекунов для работы в учреждениях Ведомства. Бюджет Мариинского ведомства складывался также из капиталов учреждений и благотворительных пожертвований. Основные капиталы помещались в ценные бумаги, проценты от которых шли на обеспечение текущей деятельности учреждений Ведомства. Поступление средств из казны, как правило, было незначительным, эти деньги использовались на ремонтно-строительные работы.

В условиях минимальной поддержки со стороны бюджета Ведомству все же удавалось привлекать значительные средства в виде частных пожертвований. К 1884 г. Ведомству принадлежало 595 капиталов на сумму почти 90 млн. руб. серебром. 1

Подобный приток частных средств в распоряжение Ведомства учреждений императрицы Марии с одной стороны очевиден и логичен, с другой, обусловлен намного большим количеством факторов, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, государственная система общественного призрения к тому моменту разработала довольно четкий механизм поощрения лиц, активно занимающихся благотворительностью. За пожертвование определенных сумм и другие услуги дарители получали чины и мундиры, могли рассчитывать на правительственные награды. Основным способом получения общественного признания через богатство была всевозможная благотворительность. 2 Этот факт не мог не отразиться на количестве и суммах пожертвований в пользу ведомств, находящихся под покровительством государства. Особенно престижна была также непосредственная служба в учреждениях Ведомства. Чаще всего служащие не получали жалования и зарабатывали себе на жизнь параллельной работой в других местах. Так А.Н. Трубников, будучи губернатором Орловской губернии, с готовностью отказывается от своего поста ради должности Почетного опекуна опекунского совета учреждений императрицы Марии, за которую не полагалось никакого содержания. Интересен факт, что подобные должности и назначения являлись благоприятным фактором и всячески помогали в дальнейшем продвижении по служебной лестнице. Т.о. очевидны сугубо корыстные мотивы крупных жертвователей. С другой стороны, затронутый вопрос очень тесно связан с вопросом мотивации, который является наиболее сложным для решения, поскольку относится во многом к сфере психологии, а также обусловлен очень большим количеством факторов: воспитанием, образованием, влиянием или отсутствием влияния религиозной идеологии и т.п. Поэтому нельзя однозначно утверждать об исключительно корыстных мотивах благотворителей и служащих Мариинского ведомства. Скорее здесь напрашивается другой вывод: передавая немалые средства ведомствам, пользовавшимся покровительством власти, даритель избавлялся от забот и ответственности за то, как работает его пожертвование. Учитывая бытующее на протяжении многих веков и укоренившееся в русском сознании убеждение, что где власть, там и воровство, можно сделать вывод о том, что авторитет и степени доверия к структуре, возглавляемой императрицей Марией Федоровной, была невероятно высока.

Еще одной заслугой императрицы можно считать постоянное увеличение числа заведений Ведомства Императрицы Марии: когда Мария Федоровна в 1881 г. приняла на себя управление ведомством, то заведений было 459, а уже в 1902 г. – более 1000. Сумма капиталов составляла к 1 января 1905 г. более 128 млн. руб., а ежегодный бюджет в начале ХХ в. исчислялся не менее 24 млн. руб. 3 При этом никакой особенной финансовой выгоды от государственного покровительства учреждение не получало. Наоборот, его основной капитал присовокуплялся к капиталу всего Ведомства.

Наиболее распространенной формой участия членов августейшего семейства в благотворительности было высочайшее покровительство. В середине 1880-х гг. под непосредственным покровительством членов императорской фамилии состояло около 350 благотворительных заведений, включая такие крупные, как Общество Красного Креста или Ведомство детских приютов. В большинстве случаев такое покровительство не предполагало ни постоянного финансирования, ни деятельного участия покровителя в жизни заведения, но оно было высоко ценимо благотворителями, несомненно добавляя их учреждениям и авторитета, и финансовой устойчивости. 4 В источниках нередко можно встретить тому доказательство «Еще год – и Общество (Можайское местное Благотворительное общество – Р.Ц. ) имело счастье поступить под Высочайшее покровительство молодой супруги Цесаревича, Марии Федоровны, которой Общество обязано своим благосостоянием». 5 В критических ситуациях августейший покровитель, как правило, приходил на помощь. Так созданное в 1879 году Общество попечения о бедных военного духовенства к середине 80-х стало испытывать серьезные финансовые трудности. «В эту-то эпоху упадка Общества благоугодно прийти ему на помощь Августейшей его покровительнице, Ея Императорскому величеству Государыне Императрице Марии Федоровне, всемилостивейшее пожаловавшей в 1886 году на усиление общественных средств ежегодное вспоможение, на первые шесть лет в размере полутора тысяч рублей в год, а на 10 последующих по 500 рублей». 6

Вообще пожертвования в пользу заведений из личных средств Марии Федоровны были традицией. Ежегодно из «Собственной суммы» она выделяла средства на устройство елок в двух Мариинских училищах, оплачивала содержание пансионерок в учебных заведениях и учреждениях больных и престарелых, входивших в состав Ведомства. подавала пример подданным, жертвуя в пользу ряда заведений из личных средств. Этой деятельностью она подавала пример своим подданным, вдохновляя многих на учреждение стипендий, пансионов и т.п.

Если говорить о деятельности Красного Креста, то эффективность и широкий размах этой организации во многом связывают с покровительством императрицы Марии Федоровны. В этой сфере она также воплотила в жизнь ряд инициатив, которые в последствие были подхвачены отдельными благотворителями и широкими общественными массами. Так во время русско-японской войны ею была инициирована подготовка новых военно-санитарных поездов с передвижными операционными. Эта инициатива нашла широкий отклик в массах, и на протяжении всей войны эти поезда успешно функционировали и по оценке исследователей сыграли решающую роль в спасении жизней тысяч раненных солдат.

Благодаря активности Марии Федоровны под эгидой Красного креста склады пищевых продуктов, теплых вещей, медикаментов были созданы в близлежащих к району боевых действий городах. Позже подобные склады теплых вещей и медикаментов начали создаваться многими придворными дамами, для которых активная деятельность императрицы стала непременным предметом воодушевления и подражания.

Заботилась Мария Федоровна и о финансовой обеспеченности Общества. в 1904-1905 гг. был объявлен сбор пожертвований на нужны Красного Креста: эмир Бухарский, пожертвовал 100 тыс. руб., граф Орлов-Давыдов – 25 тыс. руб., Московская городская дума – 17 тыс. руб., нижегородское купечество – 20 тыс. руб., Черниговское земство – 5 тыс. руб. 7 Ее же попросили и быть распорядительницей собранных средств. Помимо прочего императрице удалось добиться введения Министерством финансов ряда сборов в пользу Красного Креста, в частности, сбор с заграничных паспортов и железнодорожный сбор.

Важной сферой работы Красного Креста в России стала подготовка медицинского персонала, особенно сестер милосердия, – в мирное время постоянно работавшего в больницах и амбулаториях, а в чрезвычайных ситуациях подлежащих мобилизации и работе по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В качестве сестры милосердия работала и дочь императрицы великая княжна Ольга Александровна, в лазаретах ухаживали за раненными солдатами ее внучки.

Таким образом, начиная со своей семьи, и заканчивая российским обществом в целом, своей активной деятельностью в сфере общественного призрения императрица Мария Федоровна несла идею личного и гражданского долга перед всеми страждущими. В управлении вверенным ей Ведомством учреждений императрицы Марии она сумела найти баланс между государственным попечительством и развитием общественных инициатив. Как частный благотворитель была методична и щепетильна, но в то же время великодушна и безотказна к личным просьбам. Своей деятельностью она воодушевляла окружающих, ввела «моду» на благотворительность в среде придворных дам, пользовалась колоссальным доверием со стороны жертвователей. Для своих современников Мария Федоровна была высочайшей благотворительницей, а для потомков всегда будет ассоциироваться с «золотым веком» российской благотворительности.


Литература:

  1. ГАРФ. Ф.642. Оп.1. Д.366.

  2. Трубников А.Н. Воспоминания. Орел: Издатель Александр Воробьев, 2004.

  3. Уварова П.С . Былое. Давно прошедшие счастливые дни. Труды ГИМ. М.,2005.

  4. Раскин Д.И . Сословия в Российской империи и типовые сценарии жизненного пути россиян в конце XIX – начале XX в.// Английская набережная, 4. СПб, 2001.

  5. Соколов А.Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII – конец XIX вв.). СПб.: Лики России, 2006.

  6. Ульянова Г.Н. Императрица Мария Федоровна в российской благотворительности: материнское попечение о страждущих // Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба. СПб , 2006.

  7. Благотворительность в России с древнейших времен до начала XX века. Лики России, СПб, 2011.

  8. Сборник сведений о капиталах Ведомства учреждений Императрицы Марии. Т.I. СПб., 1884.

1 Сборник сведений о капиталах Ведомства учреждений Императрицы Марии. Т.I. СПб., 1884. С.XII-XIII

2 Раскин Д.И . Сословия в Российской империи и типовые сценарии жизненного пути россиян в конце XIX – начале XX в.// Английская набережная, 4. СПб, 2001, с.228

3 Ульянова Г.Н. Императрица Мария Федоровна в российской благотворительности: материнское попечение о страждущих // Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба. СПб., 2006. С.103-119.

4 Благотворительность в России с древнейших времен до начала XX века. Лики России, СПб, 2011 с.59

5 Уварова П.С . Былое. Давно прошедшие счастливые дни. Труды ГИМ. М.,2005. С. 96

6 XXV-летие существования Общества попечения о бедных военного духовенства, состоящего под высочайшим покровительством Ея Императорского величества Государыни Императрицы Марии Федоровны 1879 – 1903 гг. СПб 1904, с.4 Цитата по Благотворительность в России с древнейших времен до начала XX века. Лики России, СПб, 2011 с.59

7 ГАРФ. Ф.642. Оп.1. Д.366. Л.31-32об., 33об.

страница 1