Что означает маленький человек шинель. Сочинение «Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя Шинель

Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н.В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А.С. Пушкина. “Маленький человек” - это бедный, незнатный человек, оскорбляемый высшими по чину людьми и доведенный до отчаянья образом своей жизни. Это социально-психологический тип человека, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. А.С. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в цикле “петербургских повестей”: “Нос”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет” и “Шинель”.

Героем повести “Шинель” является Акакий Акакиевич Башмачкин. “Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,-- так говорит о Башмачкине сам автор. Гоголь не скрывает ироничной усмешки, описывая ограниченность и убожество своего героя. Он подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: “В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин -- робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев”. Акакий Акакиевич “ни одного слова не отвечал” и вел себя так, “как будто бы никого и не было перед ним”, когда сослуживцы “сыпали на голову ему бумажки”. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Акакий Акакиевич живет в своем маленьком мире, он «ни один раз в жизни не обратил внимания на то, что делается и происходит каждый день на улице», и лишь в «переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». В мире этого чиновника ничего не происходит, и не случись невероятной истории с шинелью, о нем нечего бы было рассказать. И вот таким человеком овладело жгучее желание обзавестись новой шинелью. При этом Башмачкин не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь «великого человека» добиться мирового господства. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. Даже внешность его меняется: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность... Огонь порою показывается в глазах его...» И вот, достигнувший, наконец, предела своих стремлений герой повести в очередной раз сталкивается с несправедливостью. Шинель крадут. Но даже не это становится главной причиной смерти несчастного Башмачкина: «значительное лицо», к которому чиновнику советуют обратиться за помощью, «распекает» Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгоняет из своего дома. “Значительное лицо” -- обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию “маленького человека”. Из кабинета “значительного лица” Акакия Акакиевича “вынесли почти без движения”. Только в предсмертном бреду Башмачкин начинает “сквернохульничать, произнося самые страшные слова”; только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть.

Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели “со всех плеч, не разбирая чина и звания”. Оно успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника. Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со «значительным лицом» заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть "маленького человека" чиновничьему Петербургу. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. Бунт «маленького человека» становится главной темой повести, бунт Акакия Акакиевича сродни бунту Евгения из «Медного всадника», осмелившегося на мгновение стать на равных с Петром I.

В конце повести мы приходим к страшному выводу: предметом повествования становится отнюдь не история о том, как у героя крадут шинель, а о том, как у человека украли жизнь. Акакий Акакиевич, по сути, и. не жил. Он никогда не размышлял о высоких идеалах, не ставил перед собой никаких задач, ни о чем не мечтал. И незначительность происшествия, положенного в основу сюжета, характеризует у Гоголя сам мир. Писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Гоголь в повести «Шинель» обратился ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами: одиноких, неуверенных, лишенных надежной опоры, нуждающихся в сочувствии.

Лично я не могу ни беспощадно судить “маленького человека”, ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно таким, по моему, изображает его Гоголь.

О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведёт в восторг и умиленье!
А.С.Пушкин

Тема «маленького человека» является сквозной в русской литературе XIX века. Этой теме посвящали свои произведения А.С.Пушкин («Станционный смотритель», «Медный всадник»),А.Н.Островский («Шутники»), И.С.Тургенев («Уездный лекарь» из «Записок охотника»), Ф.М.Достоевский («Бедные люди» и др.), А.П.Чехов («Смерть чиновника», «Тоска» и др.).

В социально-бытовом рассказе «Станционный смотритель» (1830) описана жизнь и смерть чиновника четырнадцатого класса Самсона Вырина. Жизнь у станционного смотрителя нелёгкая: его все ругают (и господа, и ямщики) за всё (за дорожные неудобства, за отсутствие лошадей, за плохую погоду), каждый срывает на нём раздражение, а он должен всё это терпеть, потому что из-за своего маленького чина и робкого характера не может ответить достойно ни важным проезжающим особам, ни бойким ямщикам. В его жизни есть одна отрада — дочь Дуня, необыкновенная девушка. Поэтому так понятно горе отца, когда он теряет дочь. Это горе Пушкин описывает очень сочувственно.

Правда, кроме истории страданий Самсона Вырина, Пушкина интересует, как во всех повестях Белкина, парадоксальность жизненной ситуации. В Петербурге Вырин увидел; его опасения не оправдались. Ведь он ждал, что гусар Минский позабавится с Дуней и бросит её. Но Минский повёл себя неожиданно, с точки зрения станционного смотрителя: нанял для Дуни квартиру с прислугой, нарядил её, он по-настоящему любит её, а она — его. Всё это Вырин видел своими собственными глазами, когда пришёл на квартиру дочери (Дуня сидела на ручке кресла и, с любовью глядя на гусара, играла его кудрями), но не поверил своим глазам. Смотритель вернулся к себе на станцию и умер от горя, так как продолжал думать, что его дочь пропала, что она несчастна. Картинки о блудном сыне на стене станционного домика помогают прояснить идею повести - изображение несчастной доли Самсона Вырина, робкого и безобидного «маленького человека», оскорблённого дворянином Минским и забытого единственной, горячо любимой дочерью.

В социально-философской поэме Пушкина «Медный всадник» (1833) главным героем является бедный петербургский чиновник Евгений. Жизнь этого «маленького человека» ломается из-за несчастного случая: его невеста погибает во время наводнения и потрясённый герой сходит с ума. Однако Евгений, хотя и имеет собственную биографию и некоторые индивидуальные черты, выступает в поэме как тип «маленького человека», противопоставленный абсолютной государственной власти, которую воплощает Медный всадник. Поэт, рассказывая историю Евгения, ставит и решает философские вопросы о взаимоотношениях отдельной личности и власти, о закономерности и целесообразности бунта против власти, о справедливости мирового порядка.

Повесть Гоголя «Шинель» (1842) в ряду произведений о «маленьком человеке» занимает совершенно особое место. «Маленький человек» у Гоголя изображён как самоценная личность, описываются только его жизнь и его проблемы. Этим «Шинель» отличается от «Станционного смотрителя» и «Медного всадника», где жизнь «маленького человека» иллюстрирует соответственно любопытный жизненный анекдот или философскую идею автора. С одной стороны, «Шинель» — социальная повесть. Гоголь изображает обычную, заурядную жизнь мелкого чиновника, в которой не происходит ничего значительного, и автор описывает это «ничего» — потрясающе ничтожные привязанности, желания и радости. Башмачкину было интересно, какой документ он будет переписывать завтра; у него были любимые и нелюбимые буквы; он изображён как «вечный титулярный советник», в котором общество не развило, а, наоборот, задавило все мечты, желания, личную инициативу. Когда очередной начальник предложил Акакию Акакиевичу составить справку, а не просто переписать её, герой не смог этого сделать. Башмачкин превратился в живую машину по переписыванию бумаг: его косноязычие подтверждает подобное сравнение.

Как бедна жизнь Башмачкина событиями и интересами, если пошив шинели становится для него значимой эпохой! Эта важная забота расшевелила Акакия Акакиевича: «С тех пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, (...) как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу».

С другой стороны, повесть «Шинель» похожа на житие, применённое, конечно, к новым историческим обстоятельствам и новому (демократическому) взгляду на человеческую личность (В.Н.Турбин «Пушкин. Гоголь. Лермонтов» М., 1978, I, гл.2). Внешне ничтожная жизнь Акакия Акакиевича, если посмотреть на неё с другой точки зрения, заполнена честными трудами (он переписывает документы без единой ошибки), герой никого не обижает, не копит злобу, не заискивает перед начальством, не ворует, не обманывает. Само имя Акакий значит по-гречески «не делающий зла, невинный». Он безропотно претерпевает презрение окружающих: «Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приёмную пролетела простая муха». Он терпеливо сносит издевательства сослуживцев, которые выдумывали разные неприличные истории про него или сыпали ему на голову бумажки (это, конечно, не побивание камнями христианских мучеников; описанных в житиях, но в определённом смысле может быть расценено как гонения). Далее, Акакий Акакиевич в конце своей неприметной для окружающих жизни испытал «хождение по мукам» — хлопоты об украденной шинели. Бюрократическая волокита у квартального офицера, частного пристава, наконец, выговор от «значительного лица» привели титулярного советника в отчаянное состояние духа, которое вместе в простудой стало причиной его скоропостижной смерти.

После смерти несчастного Башмачкина в Петербурге поднялся шум и волнение, так как у Калинкина моста появилось привидение, которое срывало со всех проходящих и даже проезжающих шинели. Таким образом, можно утверждать, что «Шинель» представляет ироническое житие Акакия Акакиевича Башмачкина с обязательными для этого жанра элементами: благочестивая жизнь, несправедливые гонения, подвиги, посмертные чудеса. Известие о смерти героя сменяется торжественно-печальным итогом: «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда и не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому недорогое, ни для кого не интересное...».

Гоголь выбрал очень удачную манеру повествования — комический сказ, похожий на многословную наивную болтовню, соединён с патетической (торжественной) декламацией. Авторский мягкий юмор подчёркивает трагизм положения Акакия Акакиевича: общество пренебрегает «маленьким человеком» и уничтожает в нём личность, лишает его прав на достойную, человеческую жизнь. В «Шинели» есть второстепенные герои, которые подтверждают, что Башмачкин — типичный герой, вокруг него масса подобных «маленьких людей». Это портной Петрович, которому заказана новая шинель; это чиновник, поступивший на место Башмачкина. Новый титулярный советник, говорит о нём автор, был выше Акакия Акакиевича, а буквы выставлял «уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее». Вот и всё, что было замечательного в новом переписчике бумаг.

В повести присутствует ещё один важный герой — «значительное лицо». Этот образ, в отличие от Башмачкина и Петровича, изображён сатирически. Во-первых, у него нет имени собственного, а его нарицательное обозначение «одно значительное лицо» (в форме среднего рода) согласуется с глаголами мужского рода: «одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени был незначительным». Формальное рассогласование подлежащего и сказуемого в данном случае рождает комический эффект: «значительное лицо», которое так гордится своей значительностью, выглядит вполне нелепо. Во-вторых, он человек низкий, мелочный, унижающий подчинённых, чтобы тем самым возвыситься самому. Он, желая показать свою власть, грубо и бесцеремонно разговаривает с несчастным Акакием Акакиевичем, который пришёл с законной просьбой найти его шинель. Встреча «маленького человека» со «значительным лицом» показана одновременно и как столкновение с «плохим» начальником, и как встреча с бездушной государственной машиной, которую генерал олицетворяет.

Подводя итог, отметим, что тема «маленького человека» в каждом из упомянутых выше произведений решается по-своему. Гоголь в «Шинели» соединил и развил сразу два подхода к теме «маленького человека», представленных в более ранних произведениях Пушкина. С одной стороны, Гоголь подробно описал жизнь и судьбу Акакия Акакиевича (ср. с историей станционного смотрителя), причём показал не только беззащитность «маленького человека» перед чиновными и богатыми господами, но и его борьбу за выживание, полуголодное существование, старательное складывание в копилку сэкономленных грошей и т.д. С другой стороны, изображая столкновение Акакия Акакиевича и «значительного лица», Гоголь ещё раз подтвердил, что государство и общество несправедливо относятся к «маленькому человеку» (ср. с взаимоотношениями Евгения и Медного всадника). Однако следует помнить, что поэма «Медный всадник» не была напечатана при жизни Пушкина, то есть Пушкин и Гоголь независимо друг от друга создали своих героев похожими.

В первом романе Достоевского «Бедные люди» даётся интересное толкование образов Самсона Вырина и Акакия Акакиевича, принадлежащее Макару Девушки ну, который сам, по существу, является «маленьким человеком». Рассказ Пушкина очень понравился Макару, а повесть Гоголя он считает пасквилем на «маленького человека». Пушкин показывает страдания отца, разлучённого со своей дочерью. Даже внешне благополучная судьба Дуни не может сделать Самсона Вырина счастливым. Станционный смотритель гибнет от душевной тоски, от грубого вмешательства в его жизнь, от отсутствия человеческого тепла и участия. Гоголь, изображая «маленького человека», обратил внимание на то, что сам герой как личность жалок и ничтожен. Акакий Акакиевич вызывает не сочувствие Макара, а жалость: Башмачкин совсем потерял человеческое лицо. Поэтому герою Достоевского, «маленькому человеку» с амбициями, «Шинель» не понравилась.

Ноу публики именно повесть Гоголя имела громкий успех: «Шинель», не меньше чем «Станционный смотритель», вызывает у читателя симпатию к «маленькому человеку» и чувство протеста против его рабского положения. Именно «Шинель» дала мощный толчок такому литературному направлению, как «натуральная школа», в рамках последней тема «маленького человека» стала одной из ведущих.

Проблемы, которые поднимал в своих произведениях Гоголь, носят злободневный характер. Я считаю, что все они актуальны и по сей день. Писатель не мог смириться с той несправедливостью, которая была свойственна обществу его времени. Люди сильные, властные, бессердечные без тени сомнения могли обидеть, оскорбить людей, которые были намного слабее их. Именно эту проблему раскрывает Гоголь в повести «Шинель».

Надо сказать, что к подобному герою и к подобной проблеме обращались не впервые, но настолько актуальна эта тема звучала только теперь.

Что же собой представляет «маленький человек», и как стоит воспринимать такое явление в обществе?

Да, конечно, не нужно понимать данное выражение буквально. Здесь речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник.

Но «маленьким» является этот человек еще и потому, что его внутренний мир ограничен и ничего собой не представляет. Гоголевский герой беден, во многом незначителен и незаметен. Акакий Акакиевич Башмачкин очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин даже не пытается измениться, совершенствоваться, а снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

По-моему, этот человек не стремится к истинным ценностям. Жизнь его настолько бессмысленна, что, возможно, он и сам не знает, для чего живет. Единственным смыслом его жизни становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания.

Неудивительно, что в дальнейшем кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем.

Прочитав это произведение, приходишь к печальному выводу: людей, подобных Акакию Акакиевичу, великое множество. Значит, много таких же униженных и незаметных. «Маленький человек» является обобщенным образом. Гоголю удалось весьма правдоподобно и, между тем, сатирически показать главного героя, общество, где процветает подобная несправедливость. Автор призывает обратить внимание на «маленького человека», помнить о его существовании.



Но вся жизнь подчиняется только внешнему лоску и блеску. Отсюда и чинопочитание, преклонение перед вышестоящими и пренебрежение остальными: «Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству». Только внешность является основным критерием, по которому люди делятся на тех, кого нужно замечать, а кого нет.

Нельзя говорить о том, что люди не видят, что причиняют боль и страдания другим. Все это прекрасно осознается. И Гоголь знал это. Некоторые обидчики Акакия Акакиевича даже иногда испытывали муки совести из-за своих поступков. Достаточно вспомнить молодого служащего, подшутившего над главным героем. Этот человек вдруг осознал, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…»

Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича, который теперь блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя.

Я думаю, что этот момент можно считать кульминационным, ибо только теперь в некоторой степени восторжествовала справедливость. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.

Гениальность этого произведения заключается в том, что, читая повесть, невольно задумываешься над тем, как ты сам относишься к окружающим людям, и есть ли среди них подобные Акакию Акакиевичу Башмачкину.

Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н.В. Гоголя "Шинель"

Повесть «Шинель» Н. В. Гоголя входит в цикл «Петербургские повести». В нем писатель изображает быт и нравы жителей Петербурга, рисует их психологию. Повесть «Шинель» считается выдающимся произведением Гоголя. Ее идейно-художественные особенности были оценены многими русскими и зарубежными писателями. «Шинель» считается образцом русской реалистической повести. Недаром писатели последующих поколений считали, что «все они вышли из гоголевской «Шинели».



В центре повествования – судьба чиновника самого низшего разряда Акакия Акакиевича Башмачкина. Гоголь описывает нам жизнь и смерть «маленького» человека. Чтобы глубже и полнее раскрыть образ Башмачкина, Гоголь использует такой художественный прием, как гипербола. Можно сказать, что в изображении Акакия Акакиевича переплетаются реализм, гипербола и фантастика. Гиперболические нотки просматриваются везде, уже начиная с описания крещения героя. Долго мучались, выбирая имя младенца, но не нашли ничего лучше имени Акакий: «Ну, уж я вижу, что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться как и отец его. Отец был Акакий, да пусть и сын будет Акакий». Таким образом, подчеркивается неизбежность судьбы героя. Его предки были мелкими чиновниками, и сам он не может прыгнуть выше своей головы. Гиперболически выглядит речь Башмачкина. Говорит он только предлогами, наречиями и частицами, никак не может закончить фразу. Это подчеркивает крайнюю робость героя, забитость, неуверенность.

Гипербола усиливается, когда начинается описание службы Акакия Акакиевича в департаменте. Человек, не блещущий умом и не имеющий никаких интересов, кроме служебных, Акакий Акакиевич жил своими бумагами: «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности… он служил с любовью». Действительно, в простом переписывании бумаг он находил свой «разнообразный и приятный мир». Только никто не замечал этого его служебного рвения, получал он самую маленькую зарплату в департаменте, но ему было все равно: «Вне этого переписывания, казалось, для него ничего не существовало». Можно сказать, что Башмачкин был по-своему счастлив. Но мирное течение его жизни было нарушено чрезвычайным происшествием: Акакию Акакиевичу срочно понадобилось сшить новую шинель. Ради этого ему пришлось урезать себя во всем: не зажигать лишний раз свечу, не ужинать по вечерам, ходить по улицам на цыпочках, чтобы не натирать обувь, не занашивать белье и так далее. Все эти лишения он с лихвой замещал мыслью о будущей шинели. Эта мысль стала для него подругой, скрашивающей его одинокую, убогую жизнь: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель». Само провидение помогало Акакию Акакиевичу, и скоро он набрал вожделенные восемьдесят рублей. Вместе с портным Петровичем они выбрали все самое лучшее, и, наконец, шинель была готова.

Можно сказать, что шинель вернула Башмачкина к жизни. Он впервые за несколько лет вышел на вечерние улицы Петербурга, обратил внимание на огромные перемены, произошедшие в городе, любовался на женскую ножку, изображенную в витрине магазина, иронически(!) усмехнулся, увидев прическу какого-то франта.

Но недолго длилось преображение Акакия Акакиевича. Он и дня не проходил в своей обновке. На следующий день вечером ее украли. Это было страшнейшее потрясение для Башмачкина. Он решился на невиданный для него поступок – бороться за свою шинель. Но чиновничья машина не дала ему никакого шанса. Башмачкин добрался даже до «значительного лица» и посмел ему перечить. «Значительное лицо» обвинило Башмачкина в вольномыслии. После этого «Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять… он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения». После этого Башмачкин заболел и умер. В этом также проявляется гипербола: шинель стала для героя целью, смыслом, опорой всей жизни. Без нее существовать он больше не смог.

Но на этом повесть не заканчивается. Далее гипербола перерастает в фантастику. В Петербурге появился призрак в виде чиновника. Он искал пропавшую шинель и под этим предлогом сдирал шинели со всех прохожих, независимо от чина. В этом ходячем мертвеце узнали Акакия Акакиевича. В конце концов, от «рук» привидения пострадало и «значительное лицо», которое тоже лишилось своей шинели: «Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек, - отдавай же теперь свою!»

Так, после смерти Башмачкина восстанавливается справедливость. Кроме того, в фантастических сценах звучит мысль Гоголя о равенстве всех людей. Их отличие только в шинелях, а человеческая сущность у всех одна. Можно сказать, что в этих сценах он встает на защиту маленького человека, «униженного и оскорбленного». Человека, потерявшего свою сущность и ставшего безликим винтиком в огромной машине Петербурга.

Таким образом, при создании образа Акакия Акакиевича Башмачкина основным художественным приемом является гипербола, перерастающая в фантастику. Преувеличением наполнен весь образ Башмачкина. Иногда очень трудно разделить, где реальные факты из жизни бедного чиновника, а где уже применяется гипербола. Мне кажется, что именно этот художественный прием автор использует для того, чтобы показать весь ужас положения маленького человека в большом городе. Такое существование зависит не только от вышестоящих людей, имеющих власть, но и от самого маленького человека, позволяющего себе существовать, подобно растению.

Цель:

Раскрыть образ "маленького человека".

Задачи:

· Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".

· Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.

· Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока:

развивающий по технологии критического мышления

Технология:

технология критического мышления

Оборудование

: компьютер, экран, проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме «Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»

Кузнецова Галина Максимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Усть-Цилемской средней школы»

Цель:

Раскрыть образ "маленького человека".

Задачи:

  • Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".
  • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
  • Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Тип урока:

развивающий по технологии критического мышления

Технология:

технология критического мышления

Оборудование

: компьютер, экран, проектор.

Ход урока

1. Мотивация урока.

О каком герое идёт речь в данном отрывке?

«... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Напомнит историю жизни Самсона Вырина. (Ананина Настя)

бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит к сильным мира сего.

  • 2. Актуализация знаний.

Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа?

Маленький человек-

Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «маленький человек»?

Обратимся к карточке.

Выберите слова, которые подходят к характеристике «маленького человека»

Бычкова Катя объяснит нам лексическое значение этого словосочетания.

("Маленький человек" в литературе -обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. «Маленький человек»- это человек, задавленный бедностью и ощущающий свою ничтожность , не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.)

Все вы прочитали рассказ Н.В. Гоголя «Шинель»

Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть?

Какие вопросы возникали у вас во время чтения?

3.Работа по теме урока.

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Какова будет цель урока?

  • Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина;
  • выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.
  • Кто же такой Башмачников Акакий Акакиевич? (Шишелов Сергей, ФилипповС. (Чиновник есть, но его лица нет, нет неповторимого человеческого лица, как нет и личности.)

(Иллюстрации) (по всему тексту)

Почему, давая характеристику герою, автор употребляет неопределённые местоимения и прилагательные с суффиксом оват ?

Они подчёркивают ощущение нечёткости, неясности, отсутствие чего-то выдающегося, запоминающего.

  • Почему герой назван Акакием? Согласны ли вы, что судьба определилась тогда, когда его нарекли Акакием Акакиевичем? (слово группе Булыгиной Тани..(Судьба была предрешена)
  • Как сослуживцы относились к Акакию Акакиевичу?
  • На этот вопрос готовила ответ группа(Дуркиной Клавы….Словно всё в его судьбе предрешено.Имя и фамилия подчёркивают незначительность героя. Башмачников-от слова «башмак»,что-то незначительное, непримечательное, совершенно лишённое поэзии.
  • Сочувствуете ли вы герою? Почему? (всем)
  • Он какой-то забитый, угнетённый, жалкий, какой-то безликий
  • нерешительного, бессловесного, «забитого» чиновника, Н. В. Гоголь хотел сказать: так жить нельзя, надо сопротивляться, отстаивать себя.
  • 4.Физминутка.
  • 5.Продолжение работы по теме урока.
  • Слушаем выразительное чтение отрывка, который подготовила Калганова Алеся..
  • Стр. 361-362.(124-
  • Какие черты характера героя можно назвать, слушая отрывок?(всем)
  • Он одинокий человек, его мир – это переписывание бумаг, буквы были его собеседники, друзья. Замкнутый, неразговорчивый, необщительный. Какой-то автомат, а не человек. Какой-то жалкий. . В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Страшно, что жизнь человека ограниченна переписыванием бумаг.
  • Внимательно слушаем следующий отрывок, его читает Булыгина Таня…
  • Стр 362
  • Как этот отрывок характеризует Башмачкина?
  • Как человека неряшливого, бедного, человека,
  • Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.
  • Прослушаем фрагмент « За обедом» стр. 363
  • Каким вы увидели Акакия Акакиевича?

Ел наскоро, не замечая вкуса, с мухами и со …У него словно чувства атрофированы. Он не умеет радоваться. Испытывать удовольствие, хотя бы от еды.

Послушайте речь Акакия Акакиевича.

Стр.129. Как речь характеризует героя?

Он неуверенный в себе человек, какой-то жалкий.

Согласны ли вы, что Акакий Акакиевич –маленький человек?

Почему повесть о человеке названа «Шинель»? Вещь заменила человека.

Не человек важен в обществе, а шинель. - В Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель.

Стоило Башмачкину прийти в новой шинели и его все заметили. Мундир заменил личность, чин затмил человека.

Какие ассоциации у вас вызывает слово шинель?(чиновник, чин должность, военный, власть) .

Почему же герой решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого? Над этими вопросами размышляла группа Поздеевой Маши….

  • Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

Изменился ли герой, приобретя шинель? («Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле». Признан чиновниками как равный среди равных и даже приглашён в лучшую часть города.)

Заполните таблицу, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою. Работаем в паре. Итак, что у вас получилось?

Что стало причиной смерти героя? Ведь утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, не должна была свести в могилу бедного Акакия Акакиевича. Ведь он даже не простудился в тот вечер, когда возвращался домой после нападения грабителей раздетый, без шинели.

Над этим вопросом размышляла группа (Калгановой Алеси.)

С одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия?

Вспомните, что изображено на табакерке Петровича?

Какой-то генерал с заклеенным бумажным лицом. Может, это совпадение? Но попробуйте отыскать портрет «значительного лица» - не найдете. У «значительного лица» нет лица. Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

Раз в жизни Башмачкин ощутил свою значимость. Нет, не благодаря своим достоинством, а благодаря шинели. Для других стремление к такой «значительности» было естественным, для него – нет. И расплата не заставляет себя ждать. Жизнь все расставляет на места с катастрофической скоростью: вечер в той части города, которая считается «лучшей», приемная значительного лица, болезнь и смерть. И последнее одеяние Башмачкина соответствует его положению на государственной лестнице: врач советует хозяйке брать не дубовый, а сосновый гроб – дешевле. Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежде.

И снова звучит текст. Текст читает Кислякова Таня

Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп. Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же хотя перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…».

Но повесть Гоголь не заканчивает смертью Акакия Акакиевича . В реалистическую повесть он вводит фантастический элемент.

Каков смысл подобного финала и зачем автор использует гротеск- сочетание реального и фантастического?

Над этим вопросом работал весь класс.

  • Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

Итак, герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим, что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит торжество справедливости. Гоголь встает на защиту бедного, униженного человека, призывает людей к великодушию. Фантастический финал произведения - утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» - лицо подобревшее и смягченное.

Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

  • Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…

Над этим вопросом размышляли все группы.

Чтобы обвинить общество, которое нравственно калечит человека. В человеке развивается страх перед сильными мира сего, какой-то внутренний трепет. Гоголь хотел заставить читателя задуматься над судьбой «маленького человека». Отнестись к его бедам, невзгодам и страданиям с сочувствием.

  • К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ.
  • Слова из рассказа Чехова “Крыжовник”:

“Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.

Итак, чему же учит нас произведение Н.Гоголя? К чему призывает автор читателей? Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе, человеческое. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека!

6. Рефлексия.

Что унесете вы сегодня с собой с урока?

Чему научились?

Над чем задумались?

Составить синквейн по теме урока.

Человек
маленький, несчастный

мучается, терпит, страдает

Человек не должен быть маленьким!

Личность

Домашнее задание написать сочинение-рассуждение на тему «Человек должен быть «маленьким»?»

Составление кластера.



Мы все вышли из гоголевской “Шинели”.

Ф. Достоевский

Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский. В своих произведениях: “Бедная Лиза”, “Станционный смотритель”, “Шинель” и “Бедные люди” - они раскрывали читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания.

Почему же Достоевский выделяет Гоголя, как первого, открывшего читателям мир “маленького человека”? Вероятно, потому, что в его повести “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем, все же остальные действующие лица создают фон.

Повесть “Шинель” - одна из лучших в творчестве Гоголя. В ней писатель предстает перед нами как мастер детали, сатирик и гуманист. Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ “маленького человека” со своими радостями и бедами, трудностями и заботами. Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает Другой жизни. А когда у него появляется мечта - новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Но надолго ли?

“Маленькому человеку” не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость. “Душа” Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.

Гоголь показал не только жизнь “маленького человека”, но и его протест против несправедливости жизни. Пусть этот “бунт” робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.