Сказка о музыке. Былины и сказки о музыке и музыкантах. В каких сказках, стихах, рассказах речь идет о музыке и музыкантах? Авторские рассказы про музыкантов для детей

Музыка сопровождает человека всю жизнь. Мы внимательно слушаем музыку, восхищаемся виртуозной игрой музыкантов. Всегда интересно почитать, как возникла музыка, как рождались звуки; и какие произведения (сказки, стихи, рассказы) затрагивают тему музыки и музыкантов. Приводим список лишь некоторых произведений, касающихся музыкальной тематики.

Братья Гримм
«Чудаковатый музыкант»
«Бременские музыканты»
«Поющая косточка»

Братья Гримм – знаменитые немецкие лингвисты. Они писали о золотой птице и о мальчике-с-пальчике, о Красной Шапочке и трёх счастливчиках… Ряд произведений двух братьев Гримм, собирателей сказок, — о музыке и музыкантах.

Элинор Фарджон «Шарманка»
Элинор Фарджон (1881-1965) – английская писательница, автор занимательных, поучительных сказочных историй. Элинор Фарджон – первый лауреат важной премии Андерсена, присуждаемой лучшим детским писателям.

Г.Х.Андерсен «Соловей»
Г.Х.Андерсен (1805-1875) Кажется, сама царица сказок впустила писателя в свой мир чародейств и тайн, чудес и фантазий. Г.Х.Андерсен – всемирно любимый и почитаемый автор.

Урал богат не только дивными самоцветами и железной рудой, мощными заводами и красой природы. Главное его ценность – это люди. Среди них — замечательный писатель Евгений Пермяк. О музыке и музыкантах уральский писатель написал следующие произведения:
«На все цвета радуги»

«Тонкая струна»
«Счастливая труба»

Ознакомиться с баснями И.А.Крылова о музыке и музыкантах, можно .

С работами Осипа Мандельштама о музыке можно ознакомиться

А.Кичайкина «Как мы с Лешкой поступали в музыкальную школу»
.

В.Бианки «Музыкант»
Отзыв на это произведение можно прочитать .

Ю.Нагиин «Меломаны». Отзыв на этот рассказ можно прочитать .

«Как меня учили музыке» И.Пивоварова.

«Интересный концерт» И.Пивоварова.

Кай Ольга

Сказка о музыканте

Часть первая


Холодной весенней ночью на дороге было пусто, ветер громко шелестел ветвями деревьев-великанов - сторожей заповедного леса. По обочине шел человек - невысокий, с всклоченными, светлыми с проседью волосами. Он тяжело дышал, потому что большую часть пути бежал, но теперь силы оставили его. Лечь бы среди сухого валежника да передохнуть… но входить в заповедный лес без приглашения опасно, а кто может пригласить, если темнеет, и на дороге - ни души?

О странных обитателях леса ходили разные слухи: один страшнее другого, но с недавних пор эти слухи перестали его пугать. Когда нечего терять - и бояться нечего. А ведь еще так недавно жизнь казалась солнечной и светлой, до того злосчастного дня, когда жену немолодого пекаря увели на допрос, а потом не вернули домой. Кто ж знал, что расписанные яркими цветами и диковинными птицами стены выбеленной хаты вызовут такое неудовольствие властей?

Жена пекаря страдала сердцем и не пережила страшных дней заключения. Известие об этом принесла соседка. Ночью дом с расписными стенами загорелся, а его хозяин исчез, и наутро стража тщетно искала его, расспрашивая всех, живущих на той же улице.

Он ушел, бросив все, но едва вышел за город, понял - идти некуда и незачем. И все же бежал, бежал прочь от своего горя, пока не выбился из сил.


Мужчина смотрел под ноги, а потому заметил преградивших ему дорогу незнакомцев лишь когда едва не наступил на ногу одному из них. Он не стал спрашивать, кто эти люди. Ему сказали: "Пойдем с нами", и пекарь послушно свернул на узкую тропку, ведущую вглубь заповедного леса.


Вскоре кроме скрипа сухих веток под подошвами стал различим еще один звук - странный, и непостижимо знакомый, хотя мужчина был уверен, что никогда не слышал ничего подобного. Что-то пело в лесу - тихо и нежно, плакало без слов, падало и взлетало, и от этого звука внутри все сжималось до боли, мир перед глазами расплывался. Казалось, солнце вдруг выглянуло из-за ветвей, но глаза не видели его - только сердце…

Деревья расступились, и когда первый провожатый отступил в сторону, беглец увидел костер. И рядом с ним - черноволосого мальчишку лет двенадцати. У его губ - маленькая, собственными руками вырезанная сопилка. Встретившись с ним глазами, мальчишка перестал играть. Музыка смолкла, но осталась мелодичная лесная тишина с шелестом ветвей, окликами ночных птиц, потрескиванием костра. И только тогда пекарь заметил еще одного человека. Это была девушка - она сидела, скрестив ноги перед собой и спрятав их под широкой пестрой юбкой. Шоколадного цвета волнистые волосы распущены по плечам. В темноте ее глаза видно плохо, но не оставалось сомнений, что девушка внимательно его разглядывала, а потом поднялась и, подойдя на расстояние одного шага, протянула руку.

Вокруг высокого костра сидели люди - мужчины и женщины, дети и старики. Лес окружал их пушистой стеной. Под деревьями виднелись небольшие рубленые домики и палатки.

Запах мясного бульона разнесся над поселком, собрав у огня многих его жителей. Они переговаривались, кто-то рассказывал новости "из внешнего мира", светловолосый пекарь, с миской в руках, отвечал на осторожные вопросы рыжеусого воеводы и его помощников. Пустота на время ушла из его глаз, сменившись слабым любопытством.

Возле девушки в широкой юбке собралась толпа ребятишек, которые наперебой требовали:

Ния, Ния! Расскажи нам сказку!

Уговаривать долго не пришлось. Ребята расселись - кто-где, но поближе к рассказчице. Ния, укрыв ноги широкой пестрой юбкой, смотрела на огонь, и языки пламени отражались в ее глазах, а желтоватые блики плясали на лице.

Когда-то, очень-очень давно, были такие существа - музы… - Она говорила тихо, словно чтобы заставить прислушиваться, и дети, боясь громко вздохнуть, внимали очередной сказке… или сказанию, потому что часто Ния рассказывала им былины и старинные легенды. - Музы были похожи на людей, только намного красивее и мудрее. Они любили все прекрасное и помогали людям, которые это прекрасное творили. Каждая муза занималась своим - одна танцами, другая - стихосложением, третья музыкой, четвертая еще чем-нибудь… Но пришло время, когда то ли музы забыли о людях, то ли люди перестали слышать их голоса, и тогда песни стали глупыми, стихи - бессмысленными, танцы - неживыми, а музыка перестала быть собой. Случилось это еще до нашего рождения, очень давно, и с тех пор ничего не изменилось. Но музы очень расстроились, увидев, как живут люди без прекрасного, и решили помочь.

Ния обвела взглядом детские лица, улыбнулась одними уголками губ.

Они поселились на земле, приняв подобие простых людей, и ходят среди нас по сей день, меняя обличие. Есть муза песни, муза танца, муза художества, стихосложения и, конечно же, музыки… и много других, о которых мы не знаем. Они ходят среди нас, живут людской жизнью, умирая и возрождаясь, могут быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной…

И их никак нельзя узнать? - разочарованно пробормотала малышка с торчащими в разные стороны косичками, но тут же виновато примолкла, опасаясь, что прервала рассказ.

Можно, - улыбнулась Ния. - Людей, которые на самом деле являются музами, узнать можно. Они посвящают жизнь прекрасному и слагают стихи, поют песни, сочиняют музыку… Они всегда бывают самыми лучшими, самыми-самыми!

Мальчишка с блестящими, как маслины, глазами аж подскочил на месте - до того ему хотелось задать вопрос:

А человек знает, что он… ну, не совсем человек?

Рассказчица лишь пожала плечами - мальчику наверняка хотелось думать, что и он может оказаться тем самым особенным.

Может быть, - взгляд Нии стал задумчивым. Она долго смотрела на подсвеченные костром верхушки деревьев, контуры которых четко обрисовывались на темном фоне неба. - Да, наверное… Помните рассказы о великом певце и музыканте, который много лет странствовал по нашим краям?

Да, помню! - обрадовалась девчушка. - Мой дедушка его видел! И слушал!

И мои родители тоже! - поспешил похвастаться еще кто-то из ребят.

И мои! И мои!

А мой папа с ним даже разговаривал!

Я тоже его видела, когда была маленькой, - она протянула руку, погладила рыжие кудри тринадцатилетней девчушки-подростка, что сидела рядом, - как вы сейчас. И я сама с ним разговаривала. Мне очень нравилось, как он играет, как поет… Это было невероятно, так что и словами не передать. Поэтому я думаю, что этот музыкант был одним из них.

А где он сейчас? Что с ним? Можно ли нам его увидеть?

Не знаю, - взгляд Нии потух, она опустила глаза. - Может, когда-нибудь вы и увидите его, но вряд ли это случится скоро… Злые люди продали его властям, которые очень не любят таких людей, как этот музыкант. Полицейские схватили его, порвали серебряные струны на старинных гуслях, сломали скрипку, а самого музыканта посадили в самую страшную тюрьму, откуда никому не выбраться. И остается надеяться только на чудо. Ведь вы верите в то, что чудо может произойти?

Дети задумались, и первым молчание нарушил мальчишка, из-за пояса которого выглядывала тоненькая сопилка:

Какое тут чудо, если тюрьму охраняет две дюжины солдат с мечами и арбалетами!

Ния посмотрела на него с удивлением и, одновременно, легким упреком - как старший, он не должен был пугать ребятню такими реальными и правдивыми вещами, как арбалеты. Черноволосый мальчишка смутился, и, заметив это, девочка с косичками тронула его плечо своей маленькой ладошкой:

Он все равно сбежит. Ему помогут, обязательно. Мы вырастем и поможем, правда?

Правда, - не глядя, буркнул мальчик, а малышка успокоенно улыбнулась, чувствуя, как мрачная сказка уступает место надежде.

Сонная тишина была нарушена - кто-то тронул гитарные струны, и люди подняли головы, слушая мелодичные переборы. Потом негромкий, низкий голос затянул грустную песню. Она была допета до конца, и тогда мелодия сменилась новой - задорной, и лица собравшихся у костра по очереди поворачивались к Ние.

Девушка словно не обращала на это внимания, но спустя несколько минут поднялась, отряхнула юбку… Мелодию подхватила сопилка, а рыжеволосая девочка взяла в руки бубен - круглый, блестящий. Ния вошла в круг, и теперь там была только она и высокое пламя костра.

Шаг, взмах руки и резкие, ритмичные движения бедер в такт звонким ударам и хлопкам. Ния закружилась, быстро-быстро переступая босыми ногами по вытоптанной земле. Ее темный силуэт танцевал на фоне высоких языков пламени, замирая лишь на короткие мгновения. Рыжий воевода Ярден хлопнул по плечу своего засмотревшегося на танец соседа.

Сказки, рассказы о музыке и музыкантах.

Мальчик лежал в кровати и прислушался. Нет, ещё рано. В доме не спали. Заплакала шестимесячная Кристина и Инга, жена брата, принялась укачивать её, что-то напевая. Какая красивая мелодия. Раньше Иоганн её не слышал. Может, Инга сама сочинила. И поёт хорошо. Так нежно-нежно. Надо будет эту мелодия завтра подобрать на скрипке.

Иоганн вспомнил, что когда он был совсем маленький, мама тоже ему пела перед сном. И тоже очень нежно. У них в семье все хорошо поют. Слёзы навернулись на глаза. Как плохо жить без мамы. Он вытер глаза и сел, подложив под спину подушку. Только бы не заснуть. Так, иногда, уже случалось.
Нет, он не заснёт. Вчера он нашёл в шкафу брата замечательную музыку и сегодня надо будет её переписать до конца. Как зовут этого композитора? Кажется Пахельбель. Почему брат не хочет, чтобы он играл его музыку? Такую красивую. Непонятно. Если бы папа был жив, он бы ему разрешил. Но папа тоже умер в прошлом году.

Как хорошо было раньше, - думал Иоганн,- когда были живы папа и мама. Брат тоже, конечно, заботится о нём, но всё стало совсем не так, как было раньше.
Иоганн прислушался. Кажется стало тихо. Все заснули. Можно было начинать. Мальчик тихонько встал, стараясь чтобы не скрипела кровать и подошёл к шкафу. Он был, как и всегда закрыт на ключ, но мальчик уже давно научился его открывать.

Дверцы были старые и шатались на петлях. Достаточно было одну дверцу поднять вверх и слегка пошевелить, как шкаф открывался. Надо только было потом не забыть и аккуратно поставить дверцы на места, чтобы брат утром не заметил.

Иоганн достал ноты, нотную бумагу, гусиное перо, чернила и сел за стол возле окна. Ночь был лунная, на небе ни облачка и ноты сегодня видно хорошо. Свечи, конечно, были в доме, но зажигать их было нельзя. Брат сразу бы заметил. Мальчик писал и погружался в музыку. Она звучала у него в голове, окружала, захватывала его и, наверно, потому писать не было скучно.

Ночные переписывания нот длились уже почти полгода. Мальчик не высыпался, у него болели глаза от напряжения, иногда он засыпал в школе прямо на уроке, но каждую ночь его тянуло к этой музыке снова и снова. Неожиданно открылась дверь и в комнату вошёл Рудольф. Мальчик вздрогнул и по нотам расползлась большая клякса.

Иоганн, ты что делаешь? Почему не спишь?- брат подошёл ближе. Увидел открытый шкаф и всё понял. - Я же запретил тебе играть эту музыку. Тут нет ни мелодии, ни смысла. Эта музыка нарушает все правила гармонии. Если ты будешь её играть, из тебя не получится хороший музыкант. И папа, если бы он был жив, со мной бы согласился.

Нет, папа бы мне разрешил, - у мальчика на глазах выступили слёзы и он еле сдерживался, чтобы не расплакаться.- Не забирай ноты, Рудольф. Я прошу тебя. Это хорошая музыка. Я тоже буду, когда вырасту писать такую музыку и даже ещё лучше.

Ладно, утром поговорим. А сейчас иди спать, болтун. Завтра сделаю у шкафа новый замок.

Как мы знаем, Рудольф оказался не прав. Иоганн Себастьян стал великим композитором и, действительно, стал писать музыку лучше, чем его современники.

Лев Мадорский. Анатолий Зак

Звездная флейта

(притча для чтения и обсуждения с детьми родителями)

Тихо ночью в музыкальном магазине. Спит важный черный рояль. Спят гулкие барабаны и звонкие тарелки. Спят скрипочки в своих бархатных футлярах. Не спит только старая флейта. Однажды хозяин музыкального магазина забыл закрыть форточку на ночь. Любопытная звездочка случайно залетела в магазин через открытую форточку и спряталась в старой флейте. С тех пор по ночам старая флейта еле слышно, чтобы не будить музыкальные инструменты, напевает звездную музыку. Днем флейта, конечно, молчит, и никто не знает, что старая флейта получила звездный голос.

С утра мальчик - слуга аккуратно протирает пыль. Когда он дотрагивается до старой флейты, она тихонько звенит. Больше всего на свете мальчик мечтает купить эту чудесную флейту.

- Дзинь! - звякнул колокольчик у входа, и в магазин вошел старик.

Проходите, рады вас видеть. Что желаете? - любезно произнес хозяин магазина, увидев богато одетого покупателя.

- Пока ничего, я посмотрю и подумаю, - сухо ответил старик.

С тех пор богатый старик стал приходить в магазин каждый день. С детства он мечтал научиться играть на флейте, но вместо этого всю жизнь работал директором фабрики, которую передал ему отец. Ему казалось, что поздно учиться музыке в таком возрасте, однако, каждый день его неудержимо влекло в музыкальный магазин.

Однажды хозяин магазина отлучился, и богач спросил мальчика слугу:

- Ты умеешь играть на флейте?

Что вы, господин, у меня есть только деревянная дудочка. Хотите, я вам сыграю на ней? - предложил мальчик. Дудочка заиграла веселую песенку, и старая флейта тихонько вторила ей.

- Отлично! Теперь попробуй сыграть вот на этой флейте, - попросил старик.

Мальчик поднес старую флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка, словно все звезды зазвенели и засмеялись в вышине. Богатый человек был удивлен и очарован, но мальчик был удивлен не меньше.

- Это не я, - прошептал он, - флейта сама играет, наверно, она волшебная.

Старик тут же купил старую флейту, заплатив за нее втридорога, и вечером отправился к учителю музыки.

К своему удивлению он встретил там мальчика из музыкального магазина, который умолял:

Господин учитель, пожалуйста, дайте мне хотя бы один урок, а на следующей неделе я принесу Вам еще десять грошей.

Десять медных грошей мало за один урок, мальчик, - мягко отвечал учитель. - Я же объяснил тебе, что моя дочка больна, и мне нужны деньги для доктора.

Учитель, я дам Вам десять золотых монет, если Вы научите меня играть на этой флейте, - перебил мальчика богатый старик.

Проходите, пожалуйста, - поклонился учитель богачу. - Я согласен Вас учить, если Вы заплатите вперед. А ты, дружок, - обратился он к мальчику, - приходи попозже, когда моя дочка выздоровеет, и у тебя накопится больше грошей.

Получив десять золотых монет, учитель старался изо всех сил. Он отменил все остальные уроки и целыми днями занимался с одним богатым человеком. Прошел первый урок, второй..., десятый, но ничего не получалось. Где та волшебная мелодия? Богатый человек смог извлечь из флейты только нескольких фальшивых звуков. Он упражнялся часами, но все было напрасно. Однажды ночью он долго пытался сыграть хотя бы самую простую мелодию, но, не добившись результата, грустный лег спать. Вдруг ему почудилось, что он слышит ту самую переливчатую музыку, которая так поразила его в магазине. Богатый человек привстал и увидел, прекрасную женщину в синем платье со звездами. Она играла на его флейте.

- Кто ты? - прошептал старик, завороженный музыкой флейты.

Синие глаза строго посмотрели на богача, и переливчатый голос зазвенел:

- Я Фея Музыки. Только человек с добрым сердцем может играть на волшебной флейте.

Богатый человек вскочил с дивана, но видение в тот же миг исчезло. Всю ночь думал старик о словах Феи. Утром он побежал в музыкальный магазин.

Собирайся, - сказал он мальчику, - тебе надо учиться, а не вытирать пыль. Ты талантливый музыкант. Я обо всем договорюсь и заплачу за твою учебу.

Богач устроил мальчика в музыкальное училище, а затем отправился к учителю музыки.

Извините меня, учитель, - сказал он, - я заставлял вас давать мне уроки, хотя знал, что ваша дочка тяжело больна. Отныне уроков не будет, пока она не выздоровеет. А на ее лечение примите вот этот кошелек.

“Наконец-то моя флейта заиграет”, - думал богач, возвращаясь домой. Каково же было его разочарование, когда у него снова ничего не получилось. В этот момент в дверь постучали, и вошел мальчик из музыкального магазина.

- Дорогой господин, - сказал мальчик, сияя, - я сочинил для вас песенку и хочу сыграть вам ее на моей дудочке.

Богатый человек протянул мальчику флейту:

- Лучше исполни свою песенку вот на этой флейте.

Мальчик поднес старую флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка, словно все звезды засмеялись в вышине.

Когда музыка смолкла, богатый человек сказал:

- Возьми себе эту флейту, мальчик. Она тебе больше подходит.

- Что вы, господин. Я не могу взять такой дорогой подарок, - прошептал мальчик.

Тогда давай меняться. Ты мне дашь свою дудочку, а я тебе - флейту, - предложил богач и почти насильно, вложил мальчику в руки флейту.

Мальчик ушел, не чуя ног под собой от счастья.

Поздно вечером, собираясь спать, богач взял с дивана деревянную дудочку мальчика, поднес дудочку к губам и полилась прелестная, журчащая песенка.


Вопросы и задания к сказке (для детей и родителей):

· Почему в руках богатого человека флейта теряла свой звездный голос?

  • Зависит ли то, как человек играет на музыкальном инструменте, от его характера?
  • Как вы думаете, станет ли мальчик из сказки настоящим музыкантом?
  • Послушайте в течение нескольких минут музыку флейты. После этого попробуйте нарисовать эту музыку.
  • Чем звучание флейты отличается от звучания других музыкальных инструментов?
  • Как вы думаете, что произойдет с богатым человеком после этого случая? Придумайте продолжение этой сказки.
  • Представьте, что маленькие звездочки спрятались в разных музыкальных инструментах. Чем инструменты со звездочками внутри отличаются от простых музыкальных инструментов?
  • На каком музыкальном инструменте вы мечтаете научиться играть?

А.Лопатина, М. Скребцова /из "Волшебный мир музыки"

ГИМН МУЗЫКЕ

(по В.Вакенродеру)

Музыка — это, безусловно, последняя тайна веры,
мистика, религия, данная в откровении.

Когда я искренно наслаждаюсь тем, как из безмолвной пустоты внезапно сама по себе вырывается прекрасная вереница звуков, возносится жертвенным дымом, парит в воздухе, а потом снова опускается на землю, — тогда в моей душе возникает, тесня друг друга, так много новых чудесных образов, что я не могу прийти в себя от блаженства.

То представляется мне музыка птицей Феникс, которая, услаждая себя, легко и смело взмывает ввысь, гордо возносится туда, где ей привольно, и радует богов и людей размахом своих крыл. — То представляется мне музыка ребенком, спящим в гробу, — розовый солнечный луч ласково принимает его отлетающую душу, и, перенесясь в эфир небесный, она наслаждается золотыми каплями вечности и обнимает прообразы прекраснейших человеческих снов. — А то, — какая огромная масса образов! — представляется мне музыка совершенным подобием нашей жизни — до боли короткая радость, из ничего возникающая и возвращающаяся в ничто, которая рождается и умирает бог весть зачем: маленький веселый зеленый островок, с солнечным светом, песнями и плясками, затерянный в темном бездонном океане...

Воистину, радоваться звукам, чистым звукам — это невинное, трогательное наслаждение! Детская радость! — Когда другие оглушают себя беспокойной деятельностью и, окруженные, словно полчищами диковинных ночных птиц или ядовитых насекомых, жужжащим роем суетных мыслей, наконец, падают в изнеможении — я погружаюсь в священный утоляющий источник звуков, и богиня-исцелительница вновь вливает в меня невинность детства, так что я смотрю на мир новыми глазами и растворяюсь в радостном примирении с окружающим. — Когда другие ссорятся из-за выдуманных ими самими причуд, или предаются мучительной игре ума, или в одиночестве вынашивают уродливые мысли, которые, подобно мифическим воинам, в отчаянии пожирают самих себя, — о, тогда я закрываю глаза, дабы не видеть этой всеобщей борьбы, и тихо удаляюсь в страну музыки, в страну веры, где все наши сомнения и страдания теряются в звучащем море, где мы забываем людской гомон, где у нас не кружится голова от пустой болтовни, от путаницы букв и иероглифов и где сразу легким прикосновением врачуется весь страх нашего сердца.

Но каким образом? Там ответят нам на наши вопросы? Там откроются нам тайны? — О нет! Вместо ответов и откровений нам покажут веселые, прекрасные воздушные картины, глядя на которые мы успокоимся, сами не зная отчего; и вот уже с храброй уверенностью бродим мы по неизвестной стране, мы приветствуем и обнимаем, как друзей, незнакомых нам духов, и все непонятное, что теснило наши сердца и что есть болезнь рода человеческого, исчезает, и душа наша исцеляется созерцанием чудес, еще гораздо более непонятных и возвышенных. И тогда человеку хочется воскликнуть: «Вот оно, то, чего я искал! Наконец-то я нашел это! Теперь мне весело и радостно!»

Такова прекраснейшая и удивительнейшая картина, в какой я могу представить музыку, хотя многие назовут все это пустыми мечтаниями.

САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ

И.Гете

Величие искусства сильнее всего
проявляется в музыке.
В музыке нет ничего материального;
это чистая форма,
возвышающая и облагораживающая все,
что поддается ее выражению.

Для того, чтобы сохранять наши чувства, было сделано много прекрасных изобретений, и так возникли все изящные искусства. Но музыку я считаю самым чудесным из всех этих изобретений, потому что она описывает человеческие чувства сверхчеловеческим языком, ибо она показывает все движения нашей души в невещественном виде, вознося их над нашими головами в золотых облаках эфирных гармоний, ибо она говорит на языке, которого мы не знаем в нашей обыденной жизни, которому учились невесть где и как и который кажется языком одних лишь ангелов.

Это единственное искусство, которое сводит все разнообразные и противоречивые движения нашей души к одним и тем же прекрасным мелодиям, которое говорит о радости и горе, об отчаянии и благоговении одинаково гармоническими звуками. Поэтому музыка пробуждает в нас истинную ясность духа, которая есть прекраснейшее сокровище, доступное смертному, — я имею в виду ту ясность духа, при котором все в мире представляется нам естественным, истинным и добрым, при которой мы находим прекрасный смысл в самом диком людском хаосе, при которой мы с чистым сердцем ощущаем все существа родными и близкими нам и, подобно детям, смотрим на мир как бы сквозь пелену приятной мечты.


Вопросы и задания

Под музыку прочитайте эти отрывки.

Согласны ли вы с тем, что музыка является самым прекрасным изобретением?

Какими именами Вакенродер описывает музыку? Какие описания и определения музыки в этих отрывках понравились вам больше всего и почему?

Напишите свой гимн музыке.

ГИМН НЕБЕСНОЙ МУЗЫКЕ

А.Сталь

Музыка оживляет в нас сознание
наших душевных способностей.
Звуки ее окрыляют нас
на благородные усилия.

Где найти слова, дабы объяснить ту силу, которая имеет над нашими сердцами небесная музыка с ее полнозвучными аккордами, с ее обворожительными созвучиями? Она прямо входит к нам в душу, утоляя ее своим небесным дыханием. О, как быстро возвращаются к нам в это мгновение воспоминания обо всем испытанном когда-то блаженстве, как поднимаются навстречу прекрасной гостье все благородные чувства, все возвышенные мысли! Как скоро, подобно волшебным семенам, пускают в нас корни звуки, и вот они уже растут, согреваемые незримыми пламенными силами, и вот уже в нашей душе шелестит дубрава с тысячей удивительных цветов, с непостижимо причудливыми красками, а в листве дерев резвятся и играют наше детство и наше еще более отдаленное прошлое. Цветы приходят в движение и водят веселые хороводы, краски сверкают тысячекратным блеском, и весь этот свет, искристость, дождь лучей рождают новый блеск и новые лучи. И кто же, растворившись в этих пучинах сладострастия, с душой, превратившейся в нечто, для чего у нас нет ни слов, ни мыслей, что само по себе есть все, есть высшее блаженство, — о, кто станет тогда еще оглядываться на жизненные тяготы, кто не последует за потоком, который с кроткой, но непреодолимой силой влечет нас... туда, туда?

Что же это такое, сильнейшее, нежели все законы, нежели разум и вся философия, что столь мощно обращается к нашей душе? Как описать могущество, которое словно зажигательное стекло, соединяет всю силу многочисленных лучей в одной точке и так производит удивительнейшее?

Музыка могущественно побуждает в нашей груди любовь к человеку и к миру, она внушает нам терпимость к нашим злейшим врагам, и наше просветленное сердце слышит лишь победную песнь своего Божественного преображения, заглушающую все жалобы, всю брань, все жалостные речи...

Что же может быть более достойно удивления, чем это чудо, когда благодаря усилиям и умению смертных в тишине вдруг являются незримые духи, которые обступают наше сердце и покоряют его наслаждением и блаженством? И когда мы радостно отвращаем взор от убогой повседневности, которая порой теснит и душит нас, подобно стенам темницы, — новая страна, райская обитель, с цветами и прекрасными деревьями и золотыми фонтанами простирается над нашими головами. — Она подобна блаженному острову в бурном океане. Словно бы солнечный закат вдруг сгустился в плотное телесное вещество, и поднимает нас на своих облаках, и окружает нас светлейшими лучами, и так легко и привольно нам гулять по лазури, там мы находим свой дом в багряном сиянии, своих друзей в светлых облаках; и все, что было нам мило и дорого, улыбается нам навстречу в зримых обличьях.

Где найти мне слова, чтобы достойно прославить тебя, небесное искусство? Я чувствую, что здесь слова еще более бессильны, нежели при всех прочих видах искусства. Как мне соединить все богатство образов, всю дерзновенность и смелый полет языка, дабы искренне высказать то, что говорит мне мое глубочайшее чувство?


Вопросы и задания

Представьте, что к вам в дом вошла прекрасная гостья-музыка. Как вы ее встретите? Что вы предпримите, чтобы она осталась у вас как можно дольше? Какой дар вы ей преподнесете?

Постарайтесь вспомнить, слушая музыку, самые счастливые мгновения своей жизни. Нарисуйте музыку этих мгновений.

В чем, по-вашему мнению, заключается могущество музыки?

Согласны ли вы с тем, что музыка — самое могущественное на земле искусство?

ЗВУЧАНИЕ ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА

Можно осмеивать и вместе оплакивать и боготворить наше сердце, когда оно уносится ввысь из своей земной сферы, и все наши мысли попадают в более тонкую и благородную стихию, где вся наша печаль и вся радость исчезают, как тени, — и горе, и счастье, и восторг, и слезы сливаются воедино и украшаются взаимным отблеском, и в минуты этого наслаждения невозможно вымолвить слово, невозможно разделить и вычленить отдельные ощущения, что обычно так охотно делает наш дух, и ты словно бы глубже и глубже погружаешься в пучину морскую, все дальше и дальше уходишь от мира. И что же дарит нам такое блаженство? Слитое звучание дерева и металла!


Вопросы и задания

Как бы вы описали чудо музыкального инструмента? Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на разные музыкальные инструменты?

Очень часто, когда люди видят какой-либо музыкальный инструмент, они хотят дотронуться до него, чтобы он издал хотя бы какое-то звучание. Как вы думаете, почему эти чувства возникают у людей?

Хотели бы вы научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте только потому, что он вам внешне очень нравится?

Как вы думаете, есть ли у разных музыкальных инструментов свой характер? Какой, по-вашему мнению, характер у скрипки, виолончели, флейты, арфы, фортепьяно?

Как вы думаете, чувствуют ли музыку животные и растения?

О ТАЙНЕ ЗВУКОВ

Всякий отдельный звук определенного инструмента подобен оттенку цвета, и как всякий цвет имеет основной тон, так и всякий инструмент имеет один-единственный совершенно особенный звук, который выражает его больше всего и лучше всего.

Какое счастье для человека, что в ту минуту, когда, сокрушенный, он не знает, куда убежать, куда спастись, единый звук может протянуть ему тысячи ангельских рук, принять его в свои объятья и унести ввысь! Пусть мы далеко от друзей и любимых и заблудились в темном лесу досады и одиночества, но вот вдалеке раздается звук рога, и стоит ему потрубить лишь раз, как мы чувствуем, что эти звуки несут к нам чью-то страсть и грусть, что те люди, с которыми мы были, увы, разлучены, вновь с нами. Звуки говорят нам о них, мы всем сердцем чувствуем, что и они в эту минуту тоскуют по нас и что разлуки нет.

В звуках часто заключены такие яркие и как бы зримые образы, что это искусство, хочется сказать, пленяет одновременно наш глаз и ухо. То видишь ты сирен, резвящихся в волнах зеркального моря, напевающих при этом сладчайшие песни; то бродишь по прекрасному, пронизанному солнцем лесу, заглядывая в темные гроты, полные загадочных призраков; подземные воды звучат в твоих ушах, мелькают волшебные огоньки.


Вопросы и задания

Согласны ли вы с тем, что искусство музыки «пленяет одновременно наш глаз и ухо»?

Слышали ли вы когда-нибудь музыку, которая вызвала в вашей душе такие яркие образы, которые вы до сих пор не можете забыть?

Нарисуйте звуки музыки в образе разных волшебных существ.

Предложите детям послушать звучание разных музыкальных инструментов и спросите их, с какими цветами и оттенками ассоциируется у них звучание разных музыкальных инструментов.

Документы для скачивания:

Страна музыки

Есть на Земле одна страна,
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их открывают руки?

Кто заставляет мир звучать,
Когда он устает молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?

Конечно, это музыкант,
Его порыв, его талант,
Его желание творить
И людям красоту дарить.

Он учит душу ввысь смотреть
И, не боясь преград, лететь
В страну, где звуки дарят счастье,

Где все у музыки во власти.

Музыка-волшебница

У старика спросил поэт:
- Что музыка такое, дед?
- Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
- Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:
- Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.

А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка - наш дом,
В ней - все родное, все свое.
Во всем дыхание ее».

Вы правы все, - сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить -
Нас учит музыка любить.

Нас учит вспоминать она,
Что в нашем сердце есть страна,
В которой счастья бьет родник,
Не замирая ни на миг.

Мир в звуках музыки рождался

Живее ветра, света, дня,
Снежинок, капелек дождя,
Крылатых птиц и облаков,
Восторгов, слез, улыбок, слов.

Она как жизни естество,
Она в начале у всего.
Мир в звуках музыки рождался
И с нею на века сливался.

Музыка и душа

Душа без музыки страдает,
Она как будто замирает.
А сердце бьется еле-еле,
Когда душа болеет в теле.

Бесценный музыки бальзам
Творец вручил с рожденья нам,
Чтобы душа не уставала
И телу чахнуть не давала.

Рождение музыки

Люди племени жили в горных пещерах на берегу океана. Они были рыбаками и охотниками. Жизнь в те времена была трудной. Голоса людей были хриплыми, как голоса зверей. От голода и холода люди выли, как волки, а, радуясь, кричали, как обезьяны. Законы племени были жестокими.

Однажды вождь позвал своего младшего сына и сказал ему:

Даже маленькие дети собирают съедобные ракушки, а ты каждый день ходишь к морю, но не приносишь добычи. Помни, сын, что мы выгоняем из племени ненужных людей.

Не трогай мальчика, - попросила мать вождя - самая мудрая женщина. - Он не собирает ракушки, потому что слушает голос моря. Он умеет подражать крикам чаек.

Много сыновей у меня. Все они умелые рыбаки и охотники, но мой младший сын - позор для племени. Если он завтра вернется с пустыми руками, я прогоню его из племени! - грозно ответил вождь.

На следующий день мальчик принес отцу большую красивую ракушку и сказал:

Снова вступилась мать за сына, и тогда вождь повелел мальчику ходить со своим старшим братом в лес на охоту.

Мальчик послушно стал ходить в лес, но, как и прежде, возвращался ни с чем.

Сын, почему ты не охотишься? - рассердился вождь.

Я стараюсь, отец. Но, когда я сижу в засаде, тысячи красивых звуков летают вокруг меня: деревья шумят под ветром, журчит лесной ручей, поют птицы. Я начинаю подпевать им всем и забываю об охоте, - признался мальчик.

Если завтра не принесешь из леса добычу, будешь изгнан, - пообещал вождь.

На следующий день мальчик принес в клетке, сделанной из веток, птичку.

Это птичка поет самую красивую песню в лесу, - объяснил мальчик.

Такой птичкой племени не накормишь, а от ее пения нет пользы. Вон из нашего племени! - закричал на сына вождь.

Мальчик повесил голову и ушел. Он не боялся, что его растерзают дикие звери, потому что умел подражать их голосам. Он не боялся умереть от голода, потому что знал много съедобных трав и ягод, но почему-то ему было грустно.

«Я все равно должен принести в племя прекрасные звуки, которые слышу повсюду. Тогда все увидят, как это красиво, и отец простит меня».

Мальчик сплел крепкую коробочку из коры и собрал туда шепот листвы, но коробочка оказалась пуста. Тогда он слепил из глины сосуд и налил туда журчание ручья. Но вода в сосуде молчала.

Как мне соорать все красивые звуки и подарить их людям?! - заплакал мальчик.

Эти звуки называются музыкой. Я, фея Музыки, помогу тебе подарить их людям. Сделай из ветки дерева дудочку, серединка у нее должны быть пустой, а сбоку - дырочки.

Когда дудочка была готова, мальчик с сомнением спросил:

Музыка всегда летает свободно, но ты с помощью волшебной силы сможешь заставить музыку звучать, - сказала Фея Музыки и объяснила мальчику, как играть на дудочке.

Мальчик пришел в восторг, и вскоре он научился играть на дудочке так красиво, что дикие звери приходили послушать его песенки, а птицы изумленно замолкали на ветках деревьев.

Тогда мальчик вернулся к своему родному племени.

Почему тебя не растерзали дикие звери? - удивленно спросил вождь.

У меня есть музыка. Она сильнее диких зверей, - ответил мальчик.

Потом он поднес к губам дудочку и заиграл веселую песенку.

Дети засмеялись и пустились в пляс, за ними закружились их матери, и даже мужчины не усидели на месте. Они принялись топать ногами и хлопать в ладоши.

Вдруг мальчик заиграл грустную мелодию. Заплакали дети, стали утирать слезы их матери. Многие мужчины невольно вздохнули, а вождь наклонил голову, чтобы никто не заметил слез в его глазах.

Когда мальчик кончил играть, вождь племени сказал:

Ты, мой младший сын, - особенный человек. Я прощаю тебя, потому что ты сумел спрятать в обычной деревяшке звуки, которые заставляют людей смеяться и плакать.

Музыку нельзя спрятать, отец, она летает повсюду. Эту дудочку мне подарила фея Музыки. В ней живет волшебная сила, которая заставляет музыку звучать, - ответил мальчик.

Гаммы

Я сегодня утром рано
Побежала к фортепьяно:
Гаммы надо мне играть,
Чтобы пальцы упражнять.

Гамма - строгая синьора,
Лень она не терпит, спора,
Говорит она всегда:
«Пальцы ноют - не беда!

Им не следует лениться.
Пальцам нужно научиться
Двигаться легко, порхать,
Чтобы смог рояль звучать!»

Зачем нужны гаммы

Когда дети покидают музыкальную школу, в ней какое-то время стоит тишина. А потом из разных кабинетов слышится тихий музыкальный шум. Гулко вздыхают трубы, звенят или басят разные струны, и словно невзначай звякают медные тарелки. Музыкальные инструменты рассказывают фее Музыки обо всем, что происходило днем. Иногда это радостные рассказы, порой грустные, но чаще всего музыкальные инструменты довольны своей работой. Однажды в одном кабинете музыки вдруг раздался стон, потом он повторился в другом кабинете, и в третьем.

Что случилось, кто это там стонет? - заволновались музыкальные инструменты.

Да, Гамма, твоей судьбе не позавидуешь, - мелодично пропела музыкальная Пьеса. - Зря мучаешь детей и заставляешь их играть скучные гаммы, когда на свете так много красивой музыки.

Наша музыка гораздо приятнее, чем твоя. Детям она больше нравится, - заметила маленькая Сонатина.

Ничего не ответила Гамма. Тихо выскользнула она в окно и растаяла в ночном воздухе.

На следующий день дети пришли в музыкальную школу, но не нашли в нотных тетрадях ни одной гаммы.

Обрадовались дети, что не нужно им повторять одни и те же скучные упражнения, и начали играть веселые этюды, мелодичные пьесы и красивые сонатины.

Вечером, когда дети ушли, фея Музыки, как обычно, залетела в музыкальную школу.

Пьесы, Этюды и Сонатины бросились к ней и начали жаловаться.

Я стал фальшиво звучать, - вздыхал один Этюд.

А я завывала, вместо того чтобы петь мелодично, - сердилась музыкальная Пьеса.

От моей красоты ничего не осталось, я спотыкалась при каждом звуке, - плакала Сонатина.

Дорогие мои, вот что происходит, когда поступаешь необдуманно, - строго сказала Фея Музыки. - Гамма учила детей правильно держать пальчики и нажимать нужные струны и клавиши. Благодаря гаммам дети играли так красиво! А теперь Гамма обиделась и ушла.

Гамма, вернись, пожалуйста, помоги нам! Без твоих упражнений дети не научатся хорошо играть! - дружно закричали Пьесы, Этюды и Сонатины.

Услышав эти слова, Гамма сразу же вернулась. Впрочем, ей некуда было улетать, потому что музыкальная школа была ее родным домом.

Как песня научила людей радоваться

В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. Днем люди охотились и собирали съедобные растения, а ночью прятались в пещерах и зажигали костры. Люди иногда танцевали вокруг костров под бой барабанов. Это были ритуальные пляски, изображавшие сцены охоты и борьбы. Они вселяли отвагу в сердца мужчин, но не было в этих танцах радости, потому что они рассказывали об опасностях охоты.

Небо, научи людей радоваться, тогда жить им станет легче, - попросила однажды Земля.

Хорошо, Земля, я пошлю тебе семена чудесных цветов, - ответило Небо, - солнышко согреет их, теплый весенний дождь напоит, а ты помоги им вырасти и расцвести.

Умытая и согретая Земля вырастила повсюду веселые разноцветные цветы, но люди не смотрели на цветы. Они бродили по цветущим лугам, искали съедобные коренья, а их лица были по-прежнему угрюмы.

Цветы прекрасны, Небо, но люди думают только о пропитании и не видят красоты цветов, - вздохнула Земля.

В каждом цветке спрятана маленькая незаметная радость. Надо показать людям большую радость, чтобы они развеселились, - задумчиво проговорило Небо и попросило солнце и дождик зажечь в небе красавицу радугу.

Раскинулась над землей семицветная радуга, но люди не заметили ее. Они все время смотрели в землю, искали съедобные растения.
- Радуга, неужели люди никогда не узнают, что такое радость! - расстроилось Небо.

Задрожала радуга, зазвенела, запела, и семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись семь ноток в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. Люди подняли головы вверх и прислушались к пению птиц. На их губах появились улыбки. Невольно они стали напевать, подражая птицам, а затем звону ручейка и шелесту листвы.

Вечером люди вернулись в пещеру и зажгли костер. Вдруг одна девушка, в сердце которой поселилась веселая песня радуги, вспомнила ее и тихонько запела, а молодой охотник взял барабан и стал отбивать на нем веселый ритм.

Барабан звучал так весело, что многие подхватили веселую песню и пустились в пляс.

Так люди научились радоваться. Они увидели, как прекрасны цветы, услышали, как звонко поют птицы, и сами научились петь. Жить людям стало легче, потому что песня и музыка дают человеку силу и свободу. «От дождя травы расцветают, от песни - душа», - говорят старики.

Концерт у нас сегодня в школе,
Поет наш хор, я в этом хоре.
У всех детей нарядный вид,
Зал в нетерпении гудит.

Вот мама с папою сидят,
Глаза их радостно блестят,
Я им киваю головой,
Я так горжусь сейчас собой.

Все замерли, и хор запел.
Вдруг зал исчез, он улетел,
Остались только голоса.
Бывают в жизни чудеса!

Дуэт

У нас с сестренкою дуэт,
Она освоила кларнет,
Я барабанщик неплохой,
Концерты мы даем с сестрой.

Произведения свои
На дни рождения семьи
Мы исполнять не устаем,
Грохочет весело наш дом.

Но мама с папой нам твердят,
Что звуки наши всем вредят,
И что от них в висках стучит,
И что сосед за стенкой спит,

И что пора бы поумнеть -
Красиво научиться петь
Или, к примеру, танцевать.
Нам взрослых нелегко понять.

Дуэт наш вовсе не гремит,
В нем наша музыка звучит.
А музыка всем-всем нужна,
Пусть даже громкая она.

Квартет

Я решил создать квартет.
Барабанить будет дед,
Бабушке я ложки дам,
Стану бить в тарелки сам.

Жаль, сестренке только год,
Но зато она поет.
Так поет, что ходуном
Ходит от нее весь дом.

В три часа после обеда
Барабан вручил я деду,
С кухни бабушку позвал
И торжественно сказал:

«Тишина, мы начинаем,
Не кричим и не болтаем.
Сонатина. Автор я.
Исполнители - семья».

дирижер и оркестр

Оркестр - инструмент живой,
Он самый громкий и большой.
С душою, трепетом, огнем
Играет дирижер на нем.

Он славный музыки ценитель,
Ее он первый исполнитель,
Он предан музыке всецело,
И сердцем, и душой, и телом.

Он совершенный слух имеет
И музыкой дышать умеет.
Он - дух вливает в оркестрантов,
Он - открыватель их талантов.

Маг-дирижер

На сцене в черном фраке маг,
Он держит палочку как флаг.
Миг тишины, движенье рук,
И тишину прорезал звук.

за ним второй, четвертый, сотый,
Маг занят сказочной работой.
Он заставляет мир звучать,
Вы мага можете узнать?

Да это дирижер, конечно,
Имеет строгую он внешность,
Но посмотрите! Эти руки!
Они как песня, ноты, звуки!

Они как музыки волна,
Как напряженная струна.
Десятки глаз следят за ней,
Нет ничего для них важней.

Дирижерская палочка

Когда Сережа приезжал в гости к бабушке, он больше всего любил разглядывать разные предметы в ящиках бабушкиного комода. Старинные шкатулки и украшения, ажурные шляпки и веера. Только одну большую шкатулку бабушка никогда не открывала.

«Это дедушкина, там нет для тебя ничего интересного», - говорила бабушка. Сережа знал, что дедушка был музыкантом, но очень рано умер, и в доме от него почти не осталось вещей. Только одна старинная фотография, на которой дедушка сидел за фортепьяно.

Это фортепьяно до сих пор стояло в комнате у бабушки, и Сережа учился на нем играть.

Однажды бабушка ушла по делам, а Сережа остался один в доме. Он открыл комод, и на глаза ему попалась дедушкина шкатулка. «Все-таки интересно, что там такое?» - подумал мальчик и попытался открыть крышку.

К счастью, крышка легко поддалась, и мальчик увидел, что шкатулка пустая. Только на дне лежала деревянная палочка, похожая на указку.
«Зачем бабушка какую-то указку хранит в такой красивой шкатулке», - с недоумением подумал мальчик.

Он взял палочку в руки. Она была легонькая и как будто живая.

«А вдруг это волшебная палочка», - с замиранием сердца подумал мальчик. Он три раза взмахнул палочкой и громко сказал: «Раз, два, три, чудо сотвори».

Ничего не произошло. Сережа перепробовал все заклинания, какие только слышал и смог сам придумать, но палочка не работала. Сережа сначала немножко расстроился, но потом стал весело скакать по комнате, размахивая палочкой.

В какой-то момент Сережа, сам не зная почему, вдруг остановился, закрыл глаза и стал размахивать палочкой, воображая себя дирижером.
И палочка словно ожила. Она чуть-чуть дернулась, и откуда-то сбоку раздался тихий, чуть слышный стук барабанов: «тра-та-та». Палочка повела кончиком снизу вверх, и запела флейта, а за ней кларнет. Широкий полукруг палочки разбудил скрипки. Палочка плыла в воздухе, словно по волнам, и музыка скрипок то взлетала вверх, то падала вниз, встречаясь там с альтами, виолончелью и басовитым голосом контрабаса.

Один за другим послушные движениям палочки в хор включались все новые и новые музыкальные инструменты, а музыка звучала все громче и громче.
Вдруг на плечо мальчика легла рука бабушки, и все мгновенно стихло.

Внучек, что с тобой! Я тебя зову, а ты не слышишь? - испуганно проговорила бабушка.

Бабушка - это, э-то же волшебная палочка, - от волнения Сережа даже стал заикаться.

Ты все-таки доорался до дедушкиной шкатулки, - всплеснула руками бабушка. - Эта дирижерская палочка - единственное, что осталось у меня как память о дедушке. Это не игрушка. Я не хочу, чтобы она пропала. Положи ее на место.

Бабушка, как ты не понимаешь! Это по-настоящему волшебная палочка. Она может заставить звучать целый оркестр! - воскликнул мальчик.

Я знаю, что она волшебная, - спокойно ответила бабушка. - Все дирижерские палочки - волшебные, разве ты не знал, внучек? Но сейчас положи палочку на место. Фея Музыки разрешает держать ее в руках только волшебникам-дирижерам.

Сережа вздохнул, убрал палочку в шкатулку, а потом спросил:

Бабушка, если я стану дирижером, ты дашь мне эту палочку?

Обязательно, я очень хочу, чтобы ты стал настоящим волшебником, как и твой дедушка, дирижер, - серьезно ответила бабушка.

Симфонический оркестр

Дирижер рукой взмахнул,
И раздался странный гул,
А за ним протяжный звон,
Грохот, гул со всех сторон.

Взмах еще - и тишина,
И струна звучит одна,
Это скрипочка запела,
Неуверенно, несмело.

Снова взмах - и скрипок море
Забурлило в дружном хоре.
А затем раздались трели,
Это звук виолончелей.

Взмах рукой - поет валторна,
Взмах - мы слышим звуки горна,
Где-то арфы перезвон,
И трубы призывный стон.

Звуки все наперебой,
Но не хаос здесь, не сбой,
Здесь звучит произведенье -
Оркестровое творенье.

Как был создан симфонический оркестр

Люди очень полюбили фею Музыки и создали для нее множество чудесных музыкальных инструментов. Не понравилось это злой Какофонии, и она решила: «Надо сделать так, чтобы все инструменты старались друг друга перекричать, и тогда миром буду править я, Какофония, а не фея Музыки».
Решила Какофония поссорить все инструменты друг с другом. Прилетела она к скрипочке и сказала, льстиво улыбаясь:

Ах, как вы проникновенно поете. По певучести с вами никто не сравнится, даже человеческий голос.

Загордилась скрипочка, а Какофония тут же доложила альту, виолончели и контрабасу:

Скрипка считает себя лучшей, но на самом деле вы больше ее и ваши голоса сильнее.

Потом Какофония низко поклонилась роялю:

Господин рояль, вы великий артист и можете заменить все музыкальные инструменты. Вы один исполните любую музыку, от тончайших звуков капели до раскатов грома.

Затем Какофония полетела к духовым инструментам и льстиво заметила:

Только у вас, флейта, душа нежна и переливчата, словно трели соловья на рассвете.

Дорогой гобой, ваш друг кларнет заявил, что ваша музыка холодная и вы не умеете давать звукам нарастание и затухание, как он, - прошептала Какофония на ушко гобою.

Так летала Какофония от одного инструмента к другому, стремясь разрушить их дружбу.

Группе медных духовых инструментов Какофония заявила, что в их игре намного больше яркости звучания, чем у деревянных духовых инструментов.
Барабану, литаврам и медным тарелкам Какофония объявила, что другие инструменты презирают их из-за отсутствия мелодичности.

Какофония льстила так умело, что все музыкальные инструменты обиделись друг на друга и побежали жаловаться к фее Музыки.

Фея, ты немедленно должна выбрать, кто из нас самый лучший музыкальный инструмент, - зазвенели, затрубили, застучали и загремели все инструменты разом.

Это какая-то какофония. Я сейчас оглохну от вашего крика, - произнесла фея Музыки.

Вы все прекрасны. У каждого музыкального инструмента есть основной звук, который выражает этот инструмент лучше всего. И вместе эти звуки создают красоту музыки.

Но музыкальные инструменты не слушали объяснений феи Музыки.

Хорошо, тогда пусть выбирает человек, - решила фея. - Он станет композитором и получит волшебную силу записывать нотами звуки, цвета и оттенки музыки. Для кого из вас он напишет свою музыку, тот и будет лучшим.

Обрадовались инструменты и стали с нетерпением ждать, когда человек напишет музыку.

Каждый из них мечтал, что композитор напишет музыку именно для него.

Наконец музыка была готова. Он называлась партитурой. Музыкальные инструменты с удивлением узнали, что все их голоса включены в эту партитуру.

Мало того, инструменты увидели, что новую музыку они должны исполнять не соло, а целыми группами. Например, для исполнения нужны были две группы скрипок, большая группа виолончелей, группа альтов и группа контрабасов.

Если мы будем играть все вместе, получится какофония, - возмущенно зазвенели, загремели и загудели музыкальные инструменты.

Получится не какофония, а гармония. Для каждого из вас я написал, в каком темпе и в какое время вступать, - успокаивал музыкальные инструменты композитор, но они волновались все больше и больше.

Фея Музыки, я написал симфонию «Музыка миров», но музыкальные инструменты не понимают, что для нее нужны все краски и оттенки звуков! - воскликнул композитор.

Тихо, мои дорогие, - попросила Фея Музыки. - Чтобы понять, кто же из вас самый лучший, вы должны для начала исполнить все вместе эту чудесную симфонию. Конечно, это трудно, но вам поможет дирижер.

Фея Музыки подвела к музыкальным инструментам дирижера и вручила ему волшебную дирижерскую палочку. Едва дирижер повел своей палочкой, как, точно по волшебству, музыкальные инструменты послушно замолчали и приготовились слушать.

Струнно-смычковые - основа нашего оркестра, - объяснил дирижер. - Они могут и петь все вместе, как один огромный инструмент с мощным певучим голосом, и солировать.

Струнные инструменты гордо выстроились рядами и начали разучивать свою партию.

Характер деревянных духовых инструментов глубоко индивидуален. Поэтому вы будете петь свои партии парами, - ласково продолжил дирижер.
Довольные флейты, кларнеты, фаготы и гобои встали парами и получили свои ноты.

Вы, медные духовые инструменты, все вместе исполните яркую праздничную мелодию, - велел дирижер трубам, валторнам и тромбонам. - А еще валторна споет в симфонии мелодичное соло о красоте природы, а труба подыграет ей своим звучным голосом.

Радостно сияя, медные духовые инструменты заняли свои места.

Надеюсь, я буду солистом? - робко спросил рояль.

Конечно, у тебя королевская мощность сольного звучания, - согласился дирижер. - Но тебе придется играть вместе с другими инструментами тоже. Своими мощными аккордами ты усилишь группу ударных, поможешь струнным и духовым.

Рояль улыбнулся всеми своими белыми и черными клавишами в ответ на слова дирижера.

И без вас, ударные инструменты, оркестру, конечно, не обойтись. Без ритма музыка не может существовать, - сказал в заключение дирижер.
Барабан выбил радостную дробь, а медные тарелки весело звякнули.

Обрадованные и успокоенные инструменты начали репетировать свои партии. Конечно, играть слаженно, ярко и вдохновенно было нелегко. То опаздывали вступить трубы, то скрипки пели вяло и скучно. Но дирижер терпеливо и заботливо поправлял всех.

Наконец наступил день концерта. Дирижер взмахнул палочкой и...

Зазвучала музыка миров! Она, словно огромная волна, подхватила сердца слушателей и увлекла их за собой, то поднимая к звездам, то бросая их в морскую бездну.

И никто не заметил, как медленно растаяла и исчезла без следа злая Какофония.

Марш

«А ну-ка, шагом марш гулять,
Уроки делать марш и спать,
Марш в магазин, марш руки мыть!»
Не устают «марш» говорить.

Намного было б эффективней
И в воспитанье конструктивней,
Чтоб это слово зазвучало,
Чтоб марша музыка играла.

Марш зазвучал - и мы в кровать,
Опять звучит - пора вставать,
Звучит он снова - за диктант,
Марш в воспитании - гигант.

Как это взрослым объяснить,
Как слово звуком заменить?
Намного легче им кричать,
Чем деток маршем усмирять.

кому нужен марш

Больше всего на свете мальчик любил играть в солдатики. У него были и пехотинцы, и конники, и даже солдатики-музыканты. Но однажды мальчик пошел в лес с бабушкой и взял несколько солдатиков с собой. Мальчик вынул солдатиков, чтобы поиграть, когда они с бабушкой присели отдохнуть, но пошел дождь, и пришлось срочно уходить домой. Солдатики снова попали в карман, кроме одного - барабанщика. Он упал на землю и затерялся в густой траве под широким листом лопуха.

Так маленький барабанщик остался в лесу. Лопух защищал солдатика от дождя, и он думал: «Меня здесь оставили, значит, это мой пост». Но прошло много дней и ночей, и солдатик понял, что его забыли.

«Ничего, мы, солдаты, не должны жаловаться. Моему барабану везде найдется применение!» - громко сказал сам себе солдатик и отправился в путешествие по лесу.

«Трам-там-там», - отбивал солдатик марш на своем барабане, шагая по тропинке.

Ой, какая прекрасная ритмичная музыка! - воскликнул голубой мотылек, садясь перед солдатиком на тропинку.

Это походный марш. Если он тебе нравится, собери своих друзей, и я научу вас маршировать, - предложил солдатик.

Мотылек улетел и вскоре вернулся с двумя другими голубыми мотыльками.

«Шагом марш, раз, два три», - скомандовал солдатик, и барабан подхватил его команду: «Трам-там-там».

Мотыльки взлетели и, плавно кружась, разлетелись в разные стороны.

Что вы делаете, это не марш, а вальс какой-то. Вы же совсем не слушаете ритм! - закричал солдатик, но мотыльки, плавно кружась, улетали все дальше и не слышали его.

Понятно, мотылькам не подходит маршевая музыка, но все равно моему барабану найдется применение, - сказал сам себе солдатик.

«Трам-там-там», - пел барабан. «Раз-два-три», - маршировал солдатик.

Из травы выскочил зеленый кузнечик, сел перед солдатиком и произнес:

Недурно играете. Мы, кузнечики, тоже хорошо умеем играть на скрипочках, но у вас прекрасное чувство ритма.

Это походный марш. Если он тебе нравится, собери своих друзей, и я научу вас маршировать, - снова предложил солдатик.

Кузнечик прыгнул в кусты и снова появился с тремя такими же зелеными товарищами.

Солдатик выбил на барабане «трам-там-там» и скомандовал: «Шагом марш, раз, два три». Кузнечики несколько раз подпрыгнули на месте, а потом прыгнули в высокую траву.

Почему вы прыгаете? Это же не гопак! - крикнул солдатик, но кузнечики исчезли.

Видимо, кузнечикам тоже не подходит мой марш, но я найду того, кому он нужен, - упрямо сказал солдатик и снова зашагал вперед.

Вдруг дорогу барабанщику преградила колонна муравьев, которые тащили соломину. Муравьишки еле ползли и обливались потом. Солдатик встал сзади колонны муравьев и заиграл свой марш. «Трам-там-там», - запел барабан. Муравьи выпрямились и стали двигаться быстрее. Вскоре соломина была доставлена к муравейнику.

Чужак, тревога, к нам проник чужак! - забили тревогу охранники, но глава муравьиного отряда, принесшего соломину, остановил их.

Это не чужак, а наш помощник. У него есть волшебный барабан, музыка которого прибавляет сил, помогает идти дружнее и не замечать тяжести груза.

Солдатик тем временем уже шагал вместе с другой колонной муравьев, которые отправились в дальний поход, и звонко отбивал маршевую музыку: «Трам-там-там».

Кай Ольга

Сказка о музыканте


Часть первая


Холодной весенней ночью на дороге было пусто, ветер громко шелестел ветвями деревьев-великанов - сторожей заповедного леса. По обочине шел человек - невысокий, с всклоченными, светлыми с проседью волосами. Он тяжело дышал, потому что большую часть пути бежал, но теперь силы оставили его. Лечь бы среди сухого валежника да передохнуть… но входить в заповедный лес без приглашения опасно, а кто может пригласить, если темнеет, и на дороге - ни души?

О странных обитателях леса ходили разные слухи: один страшнее другого, но с недавних пор эти слухи перестали его пугать. Когда нечего терять - и бояться нечего. А ведь еще так недавно жизнь казалась солнечной и светлой, до того злосчастного дня, когда жену немолодого пекаря увели на допрос, а потом не вернули домой. Кто ж знал, что расписанные яркими цветами и диковинными птицами стены выбеленной хаты вызовут такое неудовольствие властей?

Жена пекаря страдала сердцем и не пережила страшных дней заключения. Известие об этом принесла соседка. Ночью дом с расписными стенами загорелся, а его хозяин исчез, и наутро стража тщетно искала его, расспрашивая всех, живущих на той же улице.

Он ушел, бросив все, но едва вышел за город, понял - идти некуда и незачем. И все же бежал, бежал прочь от своего горя, пока не выбился из сил.


Мужчина смотрел под ноги, а потому заметил преградивших ему дорогу незнакомцев лишь когда едва не наступил на ногу одному из них. Он не стал спрашивать, кто эти люди. Ему сказали: "Пойдем с нами", и пекарь послушно свернул на узкую тропку, ведущую вглубь заповедного леса.


Вскоре кроме скрипа сухих веток под подошвами стал различим еще один звук - странный, и непостижимо знакомый, хотя мужчина был уверен, что никогда не слышал ничего подобного. Что-то пело в лесу - тихо и нежно, плакало без слов, падало и взлетало, и от этого звука внутри все сжималось до боли, мир перед глазами расплывался. Казалось, солнце вдруг выглянуло из-за ветвей, но глаза не видели его - только сердце…

Деревья расступились, и когда первый провожатый отступил в сторону, беглец увидел костер. И рядом с ним - черноволосого мальчишку лет двенадцати. У его губ - маленькая, собственными руками вырезанная сопилка. Встретившись с ним глазами, мальчишка перестал играть. Музыка смолкла, но осталась мелодичная лесная тишина с шелестом ветвей, окликами ночных птиц, потрескиванием костра. И только тогда пекарь заметил еще одного человека. Это была девушка - она сидела, скрестив ноги перед собой и спрятав их под широкой пестрой юбкой. Шоколадного цвета волнистые волосы распущены по плечам. В темноте ее глаза видно плохо, но не оставалось сомнений, что девушка внимательно его разглядывала, а потом поднялась и, подойдя на расстояние одного шага, протянула руку.

Вокруг высокого костра сидели люди - мужчины и женщины, дети и старики. Лес окружал их пушистой стеной. Под деревьями виднелись небольшие рубленые домики и палатки.

Запах мясного бульона разнесся над поселком, собрав у огня многих его жителей. Они переговаривались, кто-то рассказывал новости "из внешнего мира", светловолосый пекарь, с миской в руках, отвечал на осторожные вопросы рыжеусого воеводы и его помощников. Пустота на время ушла из его глаз, сменившись слабым любопытством.

Возле девушки в широкой юбке собралась толпа ребятишек, которые наперебой требовали:

Ния, Ния! Расскажи нам сказку!

Уговаривать долго не пришлось. Ребята расселись - кто-где, но поближе к рассказчице. Ния, укрыв ноги широкой пестрой юбкой, смотрела на огонь, и языки пламени отражались в ее глазах, а желтоватые блики плясали на лице.

Когда-то, очень-очень давно, были такие существа - музы… - Она говорила тихо, словно чтобы заставить прислушиваться, и дети, боясь громко вздохнуть, внимали очередной сказке… или сказанию, потому что часто Ния рассказывала им былины и старинные легенды. - Музы были похожи на людей, только намного красивее и мудрее. Они любили все прекрасное и помогали людям, которые это прекрасное творили. Каждая муза занималась своим - одна танцами, другая - стихосложением, третья музыкой, четвертая еще чем-нибудь… Но пришло время, когда то ли музы забыли о людях, то ли люди перестали слышать их голоса, и тогда песни стали глупыми, стихи - бессмысленными, танцы - неживыми, а музыка перестала быть собой. Случилось это еще до нашего рождения, очень давно, и с тех пор ничего не изменилось. Но музы очень расстроились, увидев, как живут люди без прекрасного, и решили помочь.