Социальное партнерство определение в соц сфере. Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности

Лекция 7. Социальное партнерство в общественных отношениях

1. Социальное партнерство как вид общественных отношений

2. Социальное государство в системе социального партнерства.

3. Трипартистский механизм социального партнерства.

Общество является иерархизированной систе­мой. Проблема заключается в том, что состав участников разных уровней социальных взаимодействий многообразен и каждый из них выбирает (делает выбор), что и как делать: принимает ре­шение и примиряется с его последствиями. В целом участники руководствуются при этом противоречивыми ценностями одно­временно, что создает ситуации: 1) противоборства (конфликта) интересов; 2) конкуренции (соревнования); 3) социального нера­венства. Эти явления составляют универсальные свойства соци­ума, и потому задача заключается в том, чтобы научиться «жить вместе» и управлять социальными процессами в этих условиях.

В социальной среде имеет место веер состояний от сотрудничества до противоборства. Для сотрудничества характерно социальное взаимодействие партнеров на основе взаимной выгоды по дости­жению общей цели и решению единых задач. Оно обладает чер­тами согласия, взаимопонимания и доверительных отношений.

Наоборот, для противоборства характерно социальное вза­имодействие, сопровождающееся столкновением противополож­ных интересов и принуждением. Оно обладает чертами разногла­сия, соперничества и конфликта.

Основными путями разрешения конфликтов являются консенсус (согласие) и конвергенция (взаимопроникновение) на основе прагматического здравомыслия, терпимости к инако­мыслию, уважения к его носителям как партнерам по поиску истины. Одним из механизмов является компромисс как добровольная сдача позиций каждой из сторон конфликта для достижения общей цели. Тем самым снижается (снимает­ся) конфронтационная возможность развития конфликта: об­разующийся баланс интересов составляет социальный вектор, содержащий в себе примиряющие и сближающие начала.

На компромиссной основе достигается сотрудничество, пе­реходящее в социальное партнерство – это цивилизованная форма обще­ственных отношений, которая является легитимной доброволь­ной согласованностью противоположных интересов, координация (защита) усилий различных социальных групп, их общественных объединений, организаций и властных структур в решении опре­деленных социально-экономических проблем, достижении еди­ной позиции (социального консенсуса) путем переговоров, взаим­ных консультаций и заключения соответствующих соглашений (договоров).

Субъектами социального партнерства выступают: а) предста­вители государства – исполнительные органы власти; б) предста­вители капитала – предприниматели, акционеры, работодатели и их общественные объединения; в) представители труда – наемные работники и их многообразные профессиональные объединения; г) негосударственные некоммерческие организации, способствую­щие удовлетворению нематериальных потребностей граждан (групп населения), нуждающихся в социальной защите.



Социальное партнерство опирается:

а) на законодательные акты, выработанные с участием всех договаривающихся сторон;

б) на социальные институты, посредством которых дости­гается общее согласие – трехсторонние согласительные комис­сии, коллективные договоры;

в) на равную ответственность сторон, способных обеспечи­вать взятые договорные обязательства.

Социальное партнерство характеризуется следующими чертами:

1. Наличие у взаимодействующих сторон «групп интере­сов» (корпоративизма), которые преследуют не только проти­воположные, но и совпадающие цели.

2. Отношения взаимодействующих сторон ориентируют­ся на достижение взаимовыгодного «баланса интересов» путем соглашений (консенсуса), а не на конфронтацию.

3. Цивилизованное решение спорных вопросов (конфлик­тов) при непосредственном и равноправном участии тех, кого это касается.

4. Обязательность и равная ответственность сторон за ис­полнение добровольно принятых решений (соглашений, дого­воров и т.п.).

5. Полномочность представителей на ведение переговоров, заключение соглашений и их реализацию.

6. Наличие правовой базы для ведения переговоров и конт­роля за исполнением принятых соглашений, обязательств.

Данное сотрудничество социальных сил может носить принудительный или добровольный характер. Последний форми­руется на основе выгоды: люди связывают свои интересы и жизни потому, что им это выгодно. В этом заключена суть социального обмена как обязательного компонента социального партнерства.

Некоммерческая деятельность. Одна из разновидностей социального партнерства связана с деятельностью некоммер­ческих организаций (non profit) – НКО, действующих в соци­ально-культурной сфере и заменяющих бюджетные учреж­дения, финансируемые в сметном порядке. Деятельность НКО направлена на оказание социально значимых услуг благополучателям не с целью получения экономической прибыли, а осу­ществления с альтруистическими мотивами благотворительных акций, медицинской помощи, поддержки образовательных программ, защиты окружающей среды и т.п. Для властных структур это завидный партнер, берущий на себя заботы по ад­ресной социальной помощи определенным группам населения с использованием внебюджетных средств.

Главной проблемой для НКО является поиск необходимых средств для своей добровольческой общественно полезной де­ятельности. При этом имеет место сочетание финансово-мате­риальных источников. С одной стороны – это поиск сильных спонсоров (франдрайзинг), с другой – это органи­зация собственной деятельности, приносящей доход (до 50%).

Некоммерческий вид социального партнерства приносит взаимные выгоды. Во-первых , НКО оказывают помощь населе­нию и госструктурам (социальный эффект): члены организации при достижении своих целей получают моральное удовлетворе­ние в поведенческом отклике тех, кому оказаны социально зна­чимые услуги. Во-вторых , структуры бизнеса (добровольцы) за спонсоринг деятельности НКО получают выигрышные для себя социальные характеристики – репутацию, престиж, авторитет в общественном мнении и отношении к ним со стороны обществен­ности. В-третьих , наиболее универ­сальный метод государственной поддержки НКО – это льготы по налогообложению и неналоговым сборам (таможня, ис­пользование государственного имущества и др.).

Социальное партнерство как новое явление обществен­ной жизни активно развивается и утверждается с 50-х годов XX в. при регулирующей роли социально-правового государс­тва.

Мировой опыт развития социально-трудовых отношений демонстрирует успешность обеспечения баланса интересов наемных рабочих и предпринимателей. Развитые страны Запада, пройдя длительный путь от острой классовой борьбы до достижения социального мира, нашли оптимальную форму сотрудничества – социальное партнерство.

Это представляется важным и для современной России. Социальное партнерство постепенно входит в сфе­ру социально-трудовых отношений российского общества.

R «Согласие» и «сотрудничество» – ключевые категории научных изысканий в области социального партнерства – име­ют острую актуальность для современного состояния россий­ского общества. Основа любого общества – согласие относи­тельно базовых ценностей существования. О согласии много говорится в современном российском обществе, его законо­дательных нормах. Однако речь идет в основном о согласии политическом, и в меньшей мере о согласовании ценностей более фундаментального порядка. О согласии как о готовнос­ти и способности непосредственных партнеров, а вместе с ними и общественных групп сообща искать решение возника­ющих проблем, согласовывать свои интересы, принимать точки зрения друг друга, искать пути мирного разрешения социальных проти­воречий пока говорить преждевременно. По сути, социальное партнерство – это идеология, порожденная определенным уровнем социально-экономического развития, в основе которого – отказ как от доктрины классовой борьбы, так и от доктрины ничем не ограниченной власти капитала и рынка.

В глобальном смысле основная цель социального партнерства – обеспечение устойчивого эволюционного развития общества. Условия, обес­печивающие такое развитие, были рассмотрены в 20-х гг. XX в. П. Сорокиным1. Он же установил, что устойчивость социаль­ной системы зависит от двух основных параметров: уровня жизни большинства населения и дифференциации доходов. Чем ниже уровень жизни основной массы населения, чем больше различия между богатыми и бедными, тем популяр­нее призывы к свержению власти и переделу собственности с соответствующими практическими действиями. Все это справедливо и по отношению к современным систе­мам социального партнерства.

& Отечественные и зарубежные исследования заложили теоретические основы социального партнерства. В работах Ю.Г. Одегова, Г.Г. Руденко, Н.Г. Митрофанова система социального партнерства рассматривается как «осо­бый институт гражданского общества, основанный на при­знании необходимости и ценности всех социальных групп, образующих структуру общества, безотносительно к их чис­ленности и социальному статусу, их права отстаивать и практически реализовывать интересы»1.

& В Концепции становления и развития системы социаль­ного партнерства в Российской Федерации социальное партнерство опре­деляется как «способ интеграции интересов различных соци­альных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопомощи, отказа от конфронтации и насилия»2.

Эти определения не про­тиворечат друг другу, а подчеркивают объемность этого по­нятия. В рамках государства формирование системы социального партнерства – одно из направлений деятельности по реализации социальной политики.

С принятием нового Трудового кодекса Российской Федерации многие правовые и теоретические вопросы были решены. В ст. 23 Трудового кодекса РФ дано следующее определение: «Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

R Процесс создания российской концепции социального партнерства отражает значительное отставание научных разработок в этой области от потребностей социально-экономической практики. С начала 90-х гг. по инициативе профсоюзов и при поддержке государства в России стало складываться законодательство о социальном партнерстве.

Первый этап его становления – 1991–1995 гг. – это формирование законодательной основы социального партнерства. В этот период принимаются первые законы, Указы Президента РФ, постановления правительства, закрепляющие идеологию социального партнерства: законы о коллективных договорах соглашениях (1992 г.), об охране труда (1993 г.). Особо отметим Указ Президента РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1992 г.). С принятием в 1993 г. Конституции РФ государством провозглашаются принципы социального партнерства.

Второй этап законодательного оформления социального партнерства охватывает 1996–1999 гг. В этот период приняты Федеральные законы «О профессиональных союзах и правах и гарантиях деятельности», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и заложена законодательная основа трудового права, позволившая начать формирование на региональном уровне принципиально нового и относительно самостоятельного законодательства о социальном партнерстве субъектов Российской Федерации. В регионах стали приниматься первые специальные законы о социаль­ном партнерстве1. Законы субъектов Российской Федерации развивают и дополняют нормы федерального законодательства. Таким образом, были заложены правовые основы социального партнерства.

В настоящее время продолжается третий этап становления системы социального парт­нерства, заключающийся в практическом функциониро­вании, укреплении и развитии социального партнерства на уровне организаций. В организациях принимаются локальные нормативные акты о кол­лективных договорах и соглашениях, конкретизирующие общий порядок проведения переговоров, заключения их, контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений, пра­ва и обязанности сторон социального партнерства.

Методологическую основу социального партнерства составляет признание ценности человека, личности, гражданина. Парт­нерское сознание и поведение подразумевают глубокое понимание реальной ситуации, готовность к компромиссу, консенсусу. Эти качества позволяют социальным партнерам добиваться согласованных, просчитанных на перспективу решений по самым различным экономическим и социальным вопросам.

Социальное сотрудничество сторон осуществляется на определенной нормативной базе, но характер может иметь как формальный, так и неформальный, доверительный. Оптимальные формы взаимодействия в рамках социального партнерства следующие:

– переговоры по заключению договоров и соглашений;

– консультации;

– совместная работа в комиссиях, советах, комитетах, фондах;

– контроль за выполнением дополнительных договоренностей;

– урегулирование коллективных трудовых споров;

– участие наемных работников в органах управления орга­низацией и др.1

По своей структуре социальное партнерство представляет собой совокупность органов и организаций, создаваемых из представителей наемного труда, работодате­лей и государства для регулирования главным образом соци­ально-трудовых отношений.

Принципами социального партнерства выступают следующие положения:

– равноправие и полномочность сторон в постановке и обсуждении вопросов на переговорах и консультациях, в до­стижении соглашений, равноправие также и в контроле за их реализацией;

– взаимный учет собственных интересов и интересов другой стороны;

– точное соблюдение норм законодательства;

– добровольное принятие обязательств при заключении договоров и соглашений;

– полная ответственность за выполнение принятых соглашений;

– равноправие в достижении договоренности без ущемления интересов какой-либо из сторон на основе взаимных уступок, самоограничения, компромиссов, консенсуса.

R Поскольку социальное партнерство складывается и определяет взаимоотношения субъектов в социально-тру­довой сфере, необходимо рассмотреть основные вопросы социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения – это отношения, возникающие между участниками производства в ходе их взаимодействия по поводу вознаграждения за труд, его ус­ловий, занятости, форм и методов разрешения конфликтов.

Выделяют два уровня трудовых отношений – индивидуальный и коллективный. Индивидуальные трудовые отноше­ния – отношения наемного работника и работодателя по по­воду заработной платы, условий труда и других взаимных обязательств, предусмотренных трудовым договором. Они возникают при поступлении человека на новое место работы, заключении трудового договора в любой его форме, могут изменяться в зависимости от обстоятельств и прекращаются в результате увольнения работника.

Коллективный уровень трудовых отношений связан с объединением в социальные институты – представительства коллективных инте­ресов (профсоюзы, производственные, рабочие, забастовочные, стачечные и другие комитеты) и их взаимодействием от лица как работодателей, так и наемных работников одного предприятия, региона, от­расли с целью отстаивания своих прав и достижения общих интересов. Коллективные трудовые отношения – отношения между социальными, квалификационными, профсоюзными группами и их организациями по поводу сохранения или улуч­шения условий трудовой деятельности – уместно называть социально-трудовыми, так как они имеют групповой характер и тесно связаны с общественными условиями.

В советский период государство выступало в качестве монопольного работодателя и собственника. Процесс формирования и превращения государства в самостоятельный и ней­тральный субъект социально-трудовых отношений связан с процессами разгосударствления предприятий, уменьшения его прямого влияния на сферу бизнеса и экономики.

Со стороны государства участниками социально-трудо­вых отношений могут выступать социально-политические органы государственного управления, непосредственно не вовлеченные в процесс производства и не связанные с работодателями и работниками; хозяйственные министерства и ведомства, связанные с производством, одновременно пред­ставляющие государство и работодателей.

В соответствии с уровнем предмет социально-трудо­вых отношений может носить как индивидуальный, так и груп­повой, коллективный характер. Предметом социально-трудовых отношений выступают различные стороны трудовой жизни человека: трудовое самоопределение, профориентация, найм-увольнение, профессиональное развитие, социально-психологическое развитие, профессиональная подготовка и переподготовка, оценка труда и его вознаграждение и др. Все их многообразие обычно сводится к трем группам: социально-трудовые отношения занятости, социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда, социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд.

Как правило, в каждой из данных групп возникают проблемы, вокруг которых и строится взаимодействие субъек­тов социально-трудо­вых отношений. Эти проблемы сочетают в себе как общие для любого рынка труда элементы, так и специфические, свойственные только российским условиям и приводят к типичному кругу конфликтов и противоречий, которые регулируются в процессе взаимоотношений работников и работодателей.

Сфера социального партнерства является способом преодоления социальных конфликтов при условии понимания причин и профессионального подхода к их разрешению.

Источник большинства социально-трудовых конф­ликтов – противоречия между интересами работодателей и работ­ников. Для работодателей основная цель деятельности – рост производства и прибыли, который может быть достигнут и в результате экономии на оплате и условиях труда. Для работников важны достойная оплата и хорошие условия тру­да. Третий участник социально-трудовых отношений – государство – должен смягчать данное противоречие, помогать орга­низации диалога и достижению компромисса между ними. Государство несет на себе примиряющие, регулирующие функции, выступает посредником, арбитром в процессе ре­гулирования социально-трудовых конфликтов.

R Регулирование конфликтов подразумевает управление конфликтом, влияние на процесс его протекания, предупреждение деструктивности его развития. Регулирование включает в себя меры по недопущению насильственных дей­ствий, достижению договоренностей, приемлемых для договаривающихся сторон. Это является наиболее эффектив­ным способом, с помощью которого можно сделать конфликт контролируемым, реализовать его активный потенциал с це­лью постоянного развития социальной структуры.

Нормальное развитие социального конфликта, возмож­ность его урегулирования предполагают, что каждая из сто­рон способна учитывать интересы противостоящей стороны. Это создает возможность сравнительно мирного развития конфликта с помощью переговорного процесса, внесения кор­ректив в предшествующую систему отношений, нахождения взаимоприемлемого решения. Но в реальной жизни зачастую стороны исходят из негативной оценки предшествующего по­ложения дел, декларируют и отстаивают лишь собственные интересы. Причем для защиты своих интересов не исключа­ются применение насилия, демонстрация силы, угроза ее применения. В этом случае социальный конфликт углубляет­ся, так как силовое воздействие обязательно встречает про­тиводействие, связанное с мобилизацией ресурсов сопротив­ления силе.

Исследователи выделяют следующие условия успешно­го урегулирования социального конфликта:

– наличие определенных ценностных предпосылок, т.е. каждая сторона признает конфликты вообще и отдельные противоречия в частности как неизбежные, оправданные и целесообразные, признает наличие конкретной конфликтной ситуации, право на существование оппонента, его права на собственные интересы, их отстаивание. Но социальный конфликт невозможно регулировать, когда стороны заявляют о полной общности интересов. Это своеобразная форма отрицания самого наличия конфликта. Признание различий и про­тивостояния – один из существенных признаков самого социального конфликта;

– уровень организации сторон. Чем более организован­ными являются стороны, тем легче достичь договоренности и исполнения условий договора;

– конфликтующие стороны должны согласиться относи­тельно определенных правил, при соблюдении которых возможно сохранение или поддержание отношений между сторонами. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей для каждой из сторон конфликта, обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях. Формы правил могут быть самыми разнообразными: конституции, уставы, соглашения, договоры;

– регулирование социальных конфликтов предполагает наличие специальных институтов, обладающих необходимыми полномочиями на ведение переговоров и достижение согласия, монополией на представитель­ство интересов своей стороны; решения, принятые этими ин­ститутами, должны быть обязательными для всех конфликтующих сторон; они должны действовать демократически;

– успешность урегулирования социального конфликта зависит от объема ресурсов, которыми обладают участвую­щие стороны. Они имеют возможность оформить организаци­онные требования, вынести издержки компромиссных реше­ний, минимизировать потери.

Специалистами-конфликтологами определены следующие факторы конструктивного разрешения социального конфлик­та:

– институциональный: существование меха­низмов для проведения консультаций, переговоров и поиска взаимовыгодных решений, в том числе и механизмов в рам­ках законодательной, судебной и исполнительной власти;

– консенсуальный: наличие согласия между конфликту­ющими сторонами по поводу того, что собой должно пред­ставлять приемлемое решение. Социальные конфликты бо­лее или менее регулируемы, когда у их участников есть об­щая система ценностей. При этом поиски взаимоприемлемого решения становятся более реалистичными;

– фактор кумулятивности: чем меньше количество субъектов, проблем, определяющих социальный конфликт, тем выше вероятность его мирного урегулирования;

– фактор опыта, который определяет опыт субъектов социального конфликта в конфликтном взаимодей­ствии, включая примеры разрешения подобных конфликтов;

– фактор равновесия сил: если конфликтующие стороны приблизительно равны по возможностям принуждения, то они будут вынуждены искать пути к мирному решению кон­фликта;

– социокультурный: анализ социального конфликта в процессе механизма его урегулирования должен касаться и социокультурной сферы, которая определяется влиянием об­щественной атмосферы, взаимозависимостью социальных систем, групп, предприятий друг от друга;

– психологический фактор: многое зависит от личностных осо­бенностей субъектов взаимодействия, тех, кто принимает решения во время конфликта, их опыта, способности к согласию или конфронтации, поведения.

Стиль сотрудничества является наиболее конструктивным и резуль­тативным при урегулировании социально-трудовых конфлик­тов. Этот стиль характеризуется следующими чертами: ак­тивной совместной деятельностью по поиску варианта урегу­лирования конфликта; длительностью процесса выяснения интересов, нужд обеих сторон; обладанием равной властью; поиском новых альтернатив в решении проблемы; высоким уровнем информированности сторон друг о друге; ориентацией на установление и поддержание хороших взаимоотно­шений; отсутствием ограничений во времени; навыками эф­фективной коммуникации;

Социальный конфликт, в том числе на предприятии, в организации не­обходимо рассматривать как составную часть социальной си­стемы. Социальная среда пред­приятия включает действия общностей, стихийные факторы, обычаи, традиции, жизнен­ные ценности работников. Распространение, а тем более доминирование тех или иных социальных эмоций, характеристик общественного сознания, настроений формируют фон социального конфликта.

Конфликтное восприятие ситуации большинством, если оно имеет место, сделает достижение согласия практически невозможным. Демонстрация не­агрессивности действий и намерений позволяет смягчить не­гативные стереотипы. Стратегии, стили поведения, приня­тые в обществе, воплощающие особенности сознания, пре­допределяют возможности, варианты урегулирования соци­ального конфликта.

Социально-экономическая ситуация в современной Рос­сии делает актуальным для общества и общественной прак­тики вопрос достижения общественного согласия относитель­но стратегии и тактики социально-экономической политики, выбора оптимальных форм и методов социально-трудовых отношений. Создание на прочной правовой основе механизма взаимодействия государства, работодателей и наемных работников – ключ к достижению социальной стабильнос­ти. Мировой практикой выработан и успешно реализу­ется неконфронтационный способ регулирования социальных отношений.

Итак, социальное партнерство выс­тупает как система урегулирования конфликтов во всех сфе­рах общества, форма взаимоотношений и метод согласова­ния интересов участвующих в них субъектов (партнеров) для обеспечения их конструктивного взаимодействия на основе мира и согласия.

В настоящее время в России социальное партнерство более всего распространено в социально-трудовой сфере, но неизбежно ее распространение и на другие сферы обществен­ной жизни. Оно оказывает влияние на проведение экономических реформ, реализацию разумной социальной политики, развитие промышленнос­ти с целью существенного увеличения уровня занятости, на уровень цен, налогов, тарифов, вопросы социальной защиты населения, помощи безра­ботным и т.д. Поэтому имеет смысл говорить о социальном партнерстве как о согласовании пози­ций различных сторон и партнеров, стремящихся к социальному миру и политической стабильности во всех сферах общественной жизни.

У партнерства в трудовой сфере имеются две стороны: сотрудники и фирмы-наниматели. Первые хотят социальных гарантий, достойного вознаграждения, обеспечения должного уровня безопасности. Вторые желают сократить издержки, в том числе за счет экономии на персонале. Когда стороны сходятся в диалоге, им нужно согласовать свои противоположные интересы и найти решение, которое устроит всех.

В реальной жизни социальное партнерство – это система взаимоотношений между представителями противоборствующих сторон. Трансляторами интересов персонала выступают:

  • создаваемые ими профсоюзные организации;
  • иные представители, избираемые на добровольной основе методом голосования.

Интересы фирмы-нанимателя призваны лоббировать:

  • должностные лица, уполномоченные на то внутренними документами компании;
  • объединения работодателей, действующие на разных уровнях: от локального до федерального;
  • иные структуры-представители (например, для школ, больниц это органы исполнительной власти соответствующего уровня).

Понятие социального партнерства предполагает, что представители обеих сторон защищают интересы своих «подопечных». Для этого они:

  • формируют и отстаивают единую позицию;
  • инициируют и проводят коллективные переговоры;
  • заключают соглашения с второй стороной;
  • ведут надзор за их исполнением;
  • обращаются к властным структурам с законодательной инициативой;
  • участвуют в разработке госпрограмм и т.д.

Властные структуры признаются субъектами партнерской системы лишь в той части, когда они сами выступают нанимателями для своего персонала. В остальном им отводится роль координаторов или «третейских судей», вступающих в диалог тогда, когда двусторонние переговоры зашли в тупик.

Государство также не входит в систему и не участвует в диалогах. Его задача – обеспечить законодательную базу, минимальные гарантии для наемных специалистов, создать условия для развития органов соцпартнерства.

В каких формах реализуется партнерство?

Система социального партнерства предполагает следующие формы воплощения, сформулированные в :

  1. Коллективные переговоры

Это диалог между представителями персонала и администрацией компании. Он может быть инициирован любой из сторон по вопросам, связанным с положением наемных работников, условиями их трудоустройства. Участники высказывают собственные позиции и приходят к общему знаменателю, который закрепляется в виде коллективного договора или внутреннего акта компании.

  1. Привлечение персонала к управленческой деятельности

Социальное партнерство в организации предполагает, что наемные специалисты могут выступать с инициативой по совершенствованию бизнес-процессов, предложениями относительно условий занятости. На федеральном уровне это проявляется в виде участия профсоюзов в согласовании законопроектов, связанных с трудовой сферой.

  1. Взаимное консультирование

Это переговоры сторон и пояснения по тем вопросам, которые кажутся им спорными. Например, профсоюз может попросить у администрации объяснение причин увольнения сотрудника.

  1. Трудовые споры

Если один из сотрудников или персонал в целом недоволен решением руководства, он вправе инициировать спор. В роли арбитра выступит независимая комиссия, собранная из представителей сторон.

На каких принципах строится взаимодействие?

Понятие и система социального партнерства предполагают следующие принципы взаимодействие сторон:

  • равные права – любой субъект системы может инициировать диалог;
  • уважение интересов работников и работодателей
  • возможность самостоятельно выбирать вопросы для вынесения на обсуждение;
  • соблюдение норм законодательства;
  • добровольность принятия решений;
  • выполнимость обязательств, принимаемых на себя субъектами правоотношений;
  • ответственность за исполнение достигнутых договоренностей.

Социальное партнерство на предприятии предполагает открытый и цивилизованный диалог. Стороны выдвигают свои требования, согласуют позиции и принимают решение, которое их устраивает и является выполнимым на практике. Метод переговоров помогает снизить социальную напряженность, избежать открытых конфликтов, забастовок и других крайних форм выражения недовольства.

Примеры социального партнерства

Чтобы понять механизм партнерских отношений, будет полезно разобрать связанные с ним жизненные ситуации.

Работнику, трудоустроенному в компании, вместе с заработной платой выдают несколько ее акций. Он понимает, что в случае успешной деятельности в текущем году получит солидный доход. Это стимулирует специалиста трудиться более эффективно, выступать с инициативой по рационализации процесса, а не просто просиживать рабочее время.

Администрация предприятия желает уволить сотрудника по причине несоответствия занимаемой должности. Этот шаг обязательно согласуется с профсоюзной организацией, созданной на предприятии. Она вправе оспорить принятое решение или попросить объяснений подобного решения.

Компания планирует приостановить трудовую деятельность в связи с неудовлетворительными финансовыми показателями. Понятие принципы и стороны социального партнерства предполагают, что поскольку эта мера ухудшает условия для персонала, о ней нужно заранее уведомить профсоюз. Согласно ст. 12 ФЗ-10, о принятом решении нужно сообщить как минимум за три месяца до воплощения в жизнь. Представители трудового коллектива и администрация фирмы проводят переговоры по сложившейся ситуации.

На предприятии принят коллективный договор, который вводит дополнительные льготы для сотрудников (ежеквартальные премии, увеличенный отпуск). Проект соглашения был рассмотрен профсоюзом и правлением компании и поддержан обеими сторонами.

Теория социального партнерства получила воплощение на практике во многих странах мира и доказала свою эффективность. Это действенный способ урегулировать отношения работников и работодателей, прийти к согласию без открытых конфликтов и крайних мер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Социальное партнерство и его роль в регулировании социально-трудовых отношений

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей - бипартизм), так и трехстороннее взаимодействие (трипартизм) с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п. (ст. 35 ТК).

К основным принципам социального партнерства относятся:

1) равноправие сторон: проявляется как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их исполнением;

2) соблюдение норм трудового права: все стороны и их представители должны соблюдать не только ТК РБ, но и другие нормы трудового законодательства;

3) полномочность принятия обязательств определяется наличием письменных документов, подтверждающих полномочность сторон вести коллективные переговоры и подписывать коллективные договоры, соглашения;

4) добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, которое предлагает другая сторона;

5) учет реальных возможностей принятия реальных обязательств: сторона должна брать на себя обязательства по договору или соглашению не декларативные, а которые она реально способна исполнить;

6) обязанность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

7) отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;

8) взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Система социального партнерства

Система социального партнерства включает следующие уровни:
1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На федеральном уровне могут заключаться: генеральные и отраслевые соглашения;
2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации. На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональные и отраслевые соглашения;
3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании. На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение;
5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Следует отметить, что экономическое и правовое положение социальных партнеров различно.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:
1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению. Коллективные переговоры и заключение коллективных договоров и соглашений являются главной формой социального партнерства. Это реализация работниками (в лице их представителей) и работодателями права на коллективно-договорное регулирование;
2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Взаимные консультации осуществляются, как правило, на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях (ст. 35 ТК).
Консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией (ст. 53 ТК);
3) участие работников, их представителей в управлении организацией (ст. 53 ТК);
4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Сотрудничество работников и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров. При разрешении индивидуальных трудовых споров на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров (ст. ст. 384-389 ТК). При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: по соглашению сторон из их представителей создается комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража и др.

являются начальной стадией процедуры разработки и заключения и изменения коллективных договоров, соглашений.

На переговорах рассматриваются вопросы: 1) установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников; 2) заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Сторонами коллективных переговоров являются представительные органы работников и нанимателей. В коллективных переговорах могут участвовать и другие лица, кроме представителей сторон: специалисты, эксперты, которые консультируют. Но не принимают участие в голосовании.

Порядок ведения коллективных переговоров:

Каждая из сторон имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, другая сторона обязана начать переговоры в семидневный срок. По соглашению сторон коллективные переговоры могут быть начаты в другой срок. Для ведения переговоров стороны создают комиссию на равноправной основе (из нечетного количества) уполномоченных представителей. Представители должны иметь документ, подтверждающий их полномочия. Наниматели обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Представители сторон коллективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут ответственность.

Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами. Стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора.

Коллективный договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Это всегда двухсторонний акт. Коллективный договор может заключаться как в организации в целом, так и в ее обособленных подразделениях.

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель.

В качестве представительного органа работников, как правило, выступает профсоюзный комитет. Если интересы работников представляют несколько профсоюзов, стороной коллективного договора могут быть: 1) каждый из них от имени объединенных в нем работников; 2) профсоюз, объединяющий большинство работников у данного нанимателя или имеющий наибольшее число членов, которому это право добровольно предоставлено остальными профсоюзами; 3) совместный орган, добровольно созданный этими профсоюзами. Если в организации более 50% работников не являются членами профсоюзов, они могут создавать свой орган в качестве стороны коллективного договора.

Второй стороной коллективного договора является наниматель или уполномоченный им представитель. Представителями со стороны нанимателя могут выступать должностные лица, обладающие информацией, необходимой для ведения коллективных переговоров, соответствующей квалификацией и опытом (например, руководители структурных подразделений, юрисконсульт, главный бухгалтер и т.п.). По усмотрению нанимателя его представителями могут выступать и лица, не работающие в данной организации, но имеющие определенный опыт в ведении коллективных переговоров (например, эксперты объединения нанимателей).

Коллективный договор заключается в письменной форме в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений). Проекты коллективного договора обсуждаются на общем собрании коллектива организации. Подписывается коллективный договор на каждой странице уполномоченными представителями сторон. Подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Для этого наниматель представляет в соответствующий орган: 1) заявление с просьбой о регистрации; 2) подписанный на каждой странице коллективный договор; 3) копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора. Регистрация осуществляется в течение двух недель с момента подачи заявления с соответствующей записью в специальном журнале, а на первой странице представленного коллективного договора ставится штамп о регистрации.

Коллективный договор заключается на срок, который определен сторонами, но не менее чем на один год и не более чем на три года. Вступает в силу с момента подписания, или со дня который устанавливают стороны, и действует, как правило, до заключения нового договора. При реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока, на который он заключен, если сторонами не принято иное решение. При смене собственника имущества организации он действует в течение трех месяцев.

Соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений: генеральное, тарифное и местное.

Генеральное (республиканское) соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на республиканском уровне.

Тарифное (отраслевое) соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.

Местное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.

Порядок, сроки разработки и заключения соглашений определяются комиссией, формируемой сторонами на равноправной основе из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

Соглашения заключаются в письменной форме, на срок не мене чем на один год и не более чем на три года. Подписывается соглашение на каждой странице уполномоченными представителями.

Подписанные генеральное, тарифное (отраслевое) и местное соглашения подлежат обязательной регистрации.


Похожая информация.


Взаимоотношения детской общественной организации с другими общественными структурами общеобразовательного учреждения, в том числе и органами ученического самоуправления должны строиться на партнерских началах на основе договора или соглашения. Об этом прямо говорится в Решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 мая 2001 г. № 11/1 "Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений".
Проанализируем основные положения "Методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях", утвержденные Письмом Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16.
Итак, во-первых, "необходимо подчеркнуть, что органы ученического самоуправления и детские объединения, создаваемые в образовательных учреждениях, различаются по своим функциям и задачам". Следовательно, в данном Письме сразу фиксируется наличие различий по функциям и задачам между органами ученического самоуправления и детскими общественными организациями.
В первых двух параграфах данного пособия мы достаточно детально изложили нормативно-правовые основы создания и функционирования детской (молодежной) общественной организации и органов ученического самоуправления. Поэтому продолжим рассмотрение положений "Методических рекомендаций …".
Следующее важное положение гласит, что "представители общественных объединений могут быть представлены в органах ученического самоуправления или совете школы с целью информирования о собственной деятельности и привлечения членов общественных объединений к решению актуальных проблем образовательного учреждения". В данном положении "Методических рекомендаций …" четко зафиксировано представление о том, что органы ученического самоуправления и детские общественные организации (объединения) – это не одно и тоже. Снова используя схему, зафиксируем это различие даже на уровне основных нормативных документов, которые регулируют деятельность ученического самоуправления и детской общественной организации. Это их Уставы. Но это разные уставы!
Далее в тексте "Методических рекомендаций …" указывается, что детские общественные организации и органы ученического самоуправления могут и должны взаимодействовать, в том числе и с помощью представительства общественных объединений в выборных органах ученического самоуправления. Таким образом, детские общественные организации могут вполне "легально" рассказывать о своей деятельности, своих программах, приглашать тех детей, которые еще не вступили в данную организацию и т.д. Но при этом, при вхождении в состав органов ученического самоуправления, члены детской общественной организации не должны забывать, что ученическое самоуправление создается для решения актуальных проблем всех школьников, которые обучаются в данном общеобразовательном учреждении, а не только защиты интересов членов своей общественной организации.
Принципиально важно отметить, что именно Министерство образования Российской Федерации специально "подчеркивает, что взаимоотношение с детскими и молодежными общественными объединениями не может строиться иначе, как на партнерских началах". Это и есть та методическая основа, которая должна определять взаимоотношения детских общественных организаций и органов ученического самоуправления.
Прежде чем перейти к детальному изложению основ социального партнерства, прокомментируем еще несколько положений "Методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях".
Первое принципиально важное положение гласит: "Абсолютно не допускается подконтрольность этих объединений, администрирование со стороны органов управления образованием или руководителей образовательных учреждений". Еще раз внимательно вчитайтесь в текст этого положения. Никакого контроля над деятельностью детской (молодежной) общественной организацией со стороны органов управления образованием любого уровня и администрации (директора, его заместителей) общеобразовательного учреждения НЕ допускается. Правда, читатель, в праве спросить: "А что же тогда делать? Неужели полная самостоятельность и автономность наших детских общественных организаций?"
Разумеется, нет и в ближайшее время педагогам придется курировать, консультировать, поддерживать актив детской общественной организации, помогать детям в разработке программ и планов, в подготовке и реализации конкретных мероприятий, которые намечают сами дети или они это делают совместно со взрослыми. Но при этом важно постоянно помнить – главное постепенно передавать все больше и больше прав и полномочий самим детям и старшеклассникам, которые являются членами детской (молодежной) общественной организации. Иначе мы никогда не сможем получить необходимый педагогический эффект - действительно самоуправляемая детская (молодежная) общественная организация, члены которой помогают педагогам решать актуальные проблемы того образовательного учреждения, где обучаются школьники.
Изучая дальше данный нормативный документ, мы видим, что Министерство образования Российской Федерации "не считает, что в конкретном общеобразовательном учреждении или учреждении дополнительного образования детей может действовать только одна детская организация". Это является тем самым основанием, в соответствии с которым общеобразовательное учреждение должно координировать деятельность нескольких детских общественных организаций или объединений, а не только поддерживать "свою", созданную из своих "родных" школьников, которых педагоги давно знают, на них рассчитывают в различных ситуациях и т.д. Это положение предписывает школам всячески содействовать школьникам в реализации права на создание своих общественных организаций и/или на участие в деятельности общественных объединений, которые предлагают интересные им программы и мероприятия.
Именно на это указывает еще одно положение "Методических рекомендаций …" - "в условиях многообразия детских, молодежных объединений руководители органов управления образованием образовательных учреждений должны создавать условия для их деятельности в стенах образовательных учреждений во внеурочное и внешкольное время …"

А теперь перейдем к рассмотрению основного механизма взаимодействия детских (молодежных) общественных организаций и органов ученического самоуправления общеобразовательных учреждений – социального партнерства. Термин "социальное партнерство" – относительно новый для сегодняшней России. Как правило, его смысл раскрывается как налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Эти силы условно называют первым, вторым и третьим секторами экономики.
Взаимодействие между ними на уровне государства, местного сообщества необходимо для того, чтобы совместными усилиями решать социально значимые проблемы, такие, например, как бедность, проблемы занятости, бездомность и т.д.
Например, Закон Москвы № 44 "О социальном партнерстве", принятый от 22 октября 1997 года, в статье 1 "Основные понятия" следующим образом определяет данное понятие – "социальное партнерство - основа взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира, общественного развития, опирающаяся на международные нормы, законы Российской Федерации и Москвы и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, в достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров и в принятии совместных решений". Не будем комментировать данное определение, лишь уточним, что для целей данного пособия это определение очень узко трактует социальное партнерство как взаимоотношения между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления. Для целей нашего пособия требуется более широкий подход.
Поэтому мы считаем, что термин "партнерство" следует понимать более широко. И в качестве примера приведем наиболее распространенное понимание партнерства как "объединение усилий лиц или организаций для решения общих проблем и/или достижения значимой для всех цели". Это определение можно использовать в системе образования и, опираясь на него, разрабатывать программу взаимодействия на основе социального партнерства.
Следовательно, нужно использовать более широкий взгляд на социальное партнерство, как на способ решения социальной проблемы, который:
предусматривает взаимодействие представителей всех 3-х секторов, действующих совместно;
подразумевает понимание совместной выгоды каждой из сторон (и для социума в целом);
строится на правилах, выработанных и принятых самими участниками;
базируется на чувстве солидарности и ответственности каждого участника.
В данном пособии мы используем максимально развернутое определение социального партнерства. Итак, "социальное партнерство – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и/или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и т.д.) и организационных усилий до достижения намеченного (желаемого) результата, который приемлем для всех участников соглашения".
Подробно рассмотрим каждое из основных положений данного определения.
Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров, то есть детские общественные организации и органы ученического самоуправления могут взаимодействовать только друг с другом ли с привлечением третьих лиц (организаций, органов власти, учреждений и т.п.). Кроме того, обратите внимание, особенно с педагогической точки зрения, на реальность указанного взаимодействия, это должны быть реальные практические дела, направленные на удовлетворение интересов сторон, включенных в процесс взаимодействия.
Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Это может быть самое простое соглашение о предполагаемой социальной акции или более широком мероприятии, проводимом на постоянной основе. Мы прекрасно понимаем, что педагогам проще "организовать и провести мероприятие", чем заниматься оформлением реально проводимых дел и социальных акций. Но именно, с точки зрения педагогического эффекта, школьников нужно постепенно готовить к оформлению всех совместных акций и мероприятий в письменном виде. Образец такого соглашения приводится в Приложениях.
В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должны иметь четкие временные рамки, то есть дату начала и дату окончания партнерских отношений. Такой подход дисциплинирует участников и помогает им ориентироваться в подписанных обязательствах.
В-четвертых, это принципиально важная характеристика социального партнерства, которое оформляется "в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и т.д.) и организационных усилий …". Именно это положение должно стать центральным – то есть важно определить ту социальную проблему, над которой собираются работать "договаривающиеся стороны". И далее – социальное партнерство предполагает объединение усилий и детской общественной организации и органов ученического самоуправления. В нашем случае - человеческих, организационных, материальных (например, проведение того или иного мероприятия в стенах родной школы). Но при определенных условиях, вполне возможно и объединение финансовых ресурсов. Для того, чтобы каждая из сторон понимала, в чем будет состоять ее вклад (человеческий, организационный, материальный, финансовый) необходимо зафиксировать свои отношения в письменном виде.
И, наконец, в-пятых, договор о социальном партнерстве считается завершенным в том случае, если достигнут намеченный обеими сторонами результат, и при этом, результат, который приемлем для всех участников соглашения.
Внимательное прочтение определения социального партнерства позволяет осознать, что, с одной стороны, это достаточно серьезная технология, которая требует значительных предварительных усилий со стороны ее организаторов, но, с другой стороны, она приносит весьма существенный социальный, что еще более важно педагогический эффект.
Раскроем кратко основные принципы социального партнерства:
уважение и учет интересов участников соглашения;
заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях;
соблюдение социальными партнерами норм законодательства Российской Федерации, других нормативных актов, которыми руководствуются партнеры;
наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей при ведении переговоров и во время подписания соглашения о партнерстве;
равноправие и доверие сторон, вступающих в отношения социального партнерства;
невмешательство в дела друг друга, что означает, что ни детская общественная организация, ни органы ученического самоуправления не вправе вмешиваться во внутренние дела друг друга;
свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;
регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
реальность обеспечения принятых партнерами обязательств, то есть объектом соглашения о партнерстве должны стать только обеспеченные своими средствами и ресурсами мероприятия;
обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений каждой из сторон, подписавших соглашение;
ответственность сторон за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;
соблюдение предусмотренных действующим законодательством примирительных процедур при разрешении споров.
Даже простое перечисление указанных принципов социального партнерства свидетельствует о том, что данная социальная технология весьма и весьма сложное явление. И тем не менее, мы можем рекомендовать ее для использования в системе образования именно в работе с детскими общественными организациями и органами ученического самоуправления. При всей сложности организации социального партнерства результаты, которые получают стороны, многократно превосходят педагогические и организационные "затраты".
Термин "социальное партнерство в образовании" - как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад.
Социальное партнерство в образовании:
привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы;
помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления независимо от его типа и вида;
помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности выживания на рынке образовательных услуг;
позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех социальных партнеров;
способно эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием степени ответственности каждого партнера;
позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества;
добиваться того, чтобы партнеры, оставаясь непохожими на других, признавали различия отдельных людей и организаций.
Кратко перечислим условия, необходимые для реализации успешного социального партнерства:
развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений;
сформированная стратегия организаций (учреждений), предполагающая именно партнерские взаимоотношения;
гуманитарная составляющая содержания партнерства;
эффективная система контроля, в том числе, в области финансирования;
широкое информационное обеспечение деятельности;
функционирование механизма саморазвития партнерских организаций.
При использовании технологии социального партнерства в работе с детскими (молодежными) общественными организациями и органами ученического самоуправления следует учитывать указанные выше условия, естественно, с определенной педагогической адаптацией каждого из них.
Во-первых, именно взрослым предстоит системно заниматься развитием основ организационной культуры, заниматься отработкой навыков партнерских отношений, создавая для этого соответствующие ситуации, организуя практику, в том числе, в сфере реального социального взаимодействия с различными партнерами.
Во-вторых, в задачу взрослых входит разработка стратегии развития образовательного учреждения или детской общественной организации с перспективой включения детей и старших школьников в реальные партнерские взаимоотношения. Но при этом, важно понимать, что сами школьники должны постепенно учиться разрабатывать стратегию развития своей детской общественной организации и/или ученического самоуправления.
В-третьих, ни в коем случае не следует игнорировать "гуманитарную составляющую содержания социального партнерства". Это тем более важно, когда речь идет о включении в социальное партнерство детей школьного возраста. Для них участие в социальном партнерстве должно стать школой гуманизма и практической помощи тем, кто нуждается в поддержке молодых и сильных.
А теперь переходим к изложению основных составляющих компонентов стратегии социального партнерства, которыми являются:
партнерское мышление;
взаимное дополнение;
долевое участие;
разнообразие форм объединения субъектов партнерства;
поэтапное использование технологий партнерства.
Рассмотрим подробно каждый из этих компонентов
1. Партнерское мышление. Партнерское мышление - это привычка видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнению, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения. Главное в партнерстве не получать, а планировать то, что ты способен отдать тем, кто нуждается в твоей помощи и поддержке. Быть партнером означает: разделять идеи тех, с кем вы договариваетесь о совместной деятельности, принимать самое активное участие в запланированной и оформленной соответствующим соглашением совместной деятельности, самостоятельно выбирая тип этой деятельности, выполняя принятые на себя обязательства.
Быть партнером значит уметь брать на себя конкретные обязательства, обеспечивая их имеющимися ресурсами, осуществлять постоянную коммуникацию с партнерами, которые разделяют те же идеи и приступили к реализации намеченного плана.
2. Взаимное дополнение, или "принцип взаимной дополнительности" в партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результата каждый должен делать то, что он делает лучше других. Если у детской (молодежной) общественной организации отработаны связи с общественностью данного муниципалитета, если возможность непосредственно контактировать со средствами массовой информации, то она может предложить осуществлять именно это направление в рамках предполагаемого соглашения о социальном партнерстве. Тогда органы ученического самоуправления, как партнеры, подписывающие договор о партнерстве, должны предложить со своей стороны какой-либо вид деятельности, в котором они уже "преуспели", например, свой сайт для размещения необходимой информации.
Такое объединение по принципу "взаимной дополнительности" существенно повышает результативность социального партнерства. В более широком плане, следуя этому принципу, необходимо выстраивать отношения типа:
- детские (молодежные) общественные организации и органы ученического самоуправления – бизнес-структуры разного уровня,
- детские (молодежные) общественные организации и органы ученического самоуправления государственные учреждения различного профиля,
- детские (молодежные) общественные организации и органы ученического самоуправления – органы местного самоуправления, включая управления (отделы) образования,
- детские (молодежные) общественные организации и органы ученического самоуправления - общественные организации различного типа и вида.
Не смотря на кажущуюся очевидность, внедрение такого подхода на практике требует значительных усилий. И, как правило, связано с необходимостью отказа от привычных схем работы, сложившихся стереотипов, сопряжено с преодолением, а точнее "согласованием" личных амбиций лидеров молодежных общественных организаций и активистов ученического самоуправления. Взяв на вооружение этот принцип, многие партнеры из органов ученического самоуправления могут во взаимодействии с детскими общественными организациями открыть новые возможности как для себя, так и для потенциальных партнеров. Именно эта модель позволяет многим общественным организациям правильно сориентироваться в своей деятельности.
3. Долевое участие в обеспечении совместной партнерской деятельности предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта результата, который невозможно получить вне партнерства. Каждый вносит то, что у него есть. И, прежде всего, это человеческие ресурсы, затем финансы, материальные средства, информация и т.д. Если, например, детская (молодежная) общественная организация располагает эффективными программами социально-психологического тренинга по подготовке лидеров и в ее рядах есть компетентные тренеры, то она может предложить органам ученического самоуправления именно этот ресурс. А ученическое самоуправление, располагая необходимым материальным ресурсом – помещениями школы, включая ее актовый зал, может внести свой партнерский вклад именно в "натуральном виде".
Долевое участие принципиально важно для реализации технологии социального партнерства, так как партнерство предполагает, прежде всего, равенство сторон, при этом каждая обязуется внести в рамках подписанного соглашения свой имеющийся ресурс или несколько ресурсов. Во-первых, это подчеркивает равенство партнеров, каждый из которых обладает определенной самостоятельностью и наличием ресурсов, что делает их самодостаточностью. Во-вторых, подписывая соглашения о партнерстве, стороны тем самым принимают на себя определенные обязательства, в том числе, и по обеспечению ресурсами того мероприятия, которое является объектом соглашения.
4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства. В социальном партнерстве участвуют или могут участвовать несколько типов субъектов: органы государственного и муниципального управления, негосударственные некоммерческие организации, коммерческие предприятия, бюджетные организации, наконец, просто граждане, а в нашем случае – детские (молодежные) общественные организации и органы ученического самоуправления. Степень их взаимодействия может быть различна, начиная от обмена информацией и заканчивая формированием совместных партнерств – физических и юридических лиц, чья специально организованная деятельность имеет своей целью социально-экономическое развитие города, школы и т.п.
Формы объединения усилий субъектов партнерства могут быть самыми разнообразными и существенно зависят от конкретных условий и местных инициатив. Стратегически важно понимать и главное - принимать это разнообразие и изначально отказаться от попыток использования единых схем и "проверенных" решений. При этом важно понимать, что основа партнерства люди, их участие в решении социальных проблем, а цель повышение качества их жизни.
Итак, социальное партнерство – это не простое сотрудничество, где главный подход – выгода партнеров ("Ты мне, я тебе", особенно это касается бизнеса), в нем всегда есть третья составляющая – социальная проблема, на решение которой и нацелено социальное партнерство!!!
Социальное партнерство – это не благотворительность и не меценатство, то есть проявление милости, покровительство, попечительство, шефство, заступничество, опека – это личная активная деятельность по решению выявленных социальных проблем!!!
Социальное партнерство – это особый вид социальной практики, основная цель которой развитие местного сообщества через решение конкретных социальных проблем реальных людей и их сообществ своими силами по своей инициативе, в том числе – по инициативе актива детских (молодежных) общественных организаций и объединений и лидеров ученического самоуправления.
В качестве примера реального социального партнерства с участием органа ученического самоуправления и детского общественного объединения приведем текст "Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии".
"Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии"
Городской орган ученического самоуправления "Школьный актив города", в лице председателя, с одной стороны, и детское молодежное объединение "Юный инспектор дорожного движения", в лице руководителя, с другой стороны, заключили настоящее соглашение.
Руководствуясь принципом открытости для сотрудничества, сознавая, что расширение взаимовыгодного сотворчества отвечает интересам всех участников социального пространства и при желании сторон создать для этого соответствующие организационные, экономические, правовые и иные необходимые условия, стороны выступают с инициативой заключения нижеследующего соглашения:
1. Общие положения
1.1. Соглашение заключается с целью взаимовыгодного сотрудничества в области развития общественных молодежных движений и инициатив.
1.2. Соглашение является основой для разработки любых совместных инициатив, проектов и программ, действие которых регламентируется данным соглашением и дополнительными договорами.
2. Задачи сотрудничества
2.1. Сформировать единое социальное пространство для реализации детских и молодежных инициатив.
2.2. Обеспечить информационную, организационную, деятельностную поддержку молодежных инициатив в рамках интересов сторон.
2.3. Создать условия для реализации новых актуальных социальных проектов.
3. Основные направления совместной деятельности
3.1. Разработка программ, проектов, отдельных мероприятий для совместной реализации.
3.2. Участие в семинарах, круглых столах, конференциях, конкурсах и других мероприятиях, носящих совещательный характер.
3.3. Использование возможностей партнера для расширения информационного поля.
3.4. Укрепление положительного имиджа сторон.
4. Взаимоотношения сторон
4.1. Стороны имеют право инициировать участие другой стороны в собственных мероприятиях на согласованных условиях (в качестве соорганизаторов, участников, консультантов, наблюдателей, экспертов).
4.2. Стороны обязуются вести постоянный обмен информацией о текущей деятельности и планах.
5. Дополнительные условия
5.1. Данное соглашение не влечет за собой финансовых обязательств.
5.2. Любые финансовые взаимоотношения регулируются отдельными договорами.
5.3. При возникновении новых обстоятельств, в процессе сотрудничества стороны имеют право внести дополнения в данное соглашение.
5.4. Соглашение вступает в силу с момента подписание и действует на протяжении 3 лет.
5.5. Настоящее соглашение составлено в 2-х экземплярах и хранится у Сторон.

1. Вопросы
1. Как вы понимаете термин "социальное партнерство"?
2. Назовите основные принципы социального партнерства, которые необходимо учитывать при использовании данной технологии в работе с детскими (молодежными) общественными организациями и активом ученического самоуправления.
3. Что означает понятие "партнерское мышление"? Почему именно оно во многом определяет смысл социального партнерства?

2. Задания
Задание № 1. Организуйте поиск объектов в районе вашего общеобразовательного учреждения, микрорайона проживания, которые могут стать основой для социального партнерства. Опираясь на приведенное выше "Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии", составьте свой вариант с учетом специфики найденного объекта.

Задание № 2. Подумайте над ресурсами вашей детской (молодежной) общественной организации или ученического самоуправления, которые вы можете предложить для реализации соглашения о социальном партнерстве, поскольку одним из ведущих компонентов является "Долевое участие в обеспечении совместной партнерской деятельности". Что мы сможете предложить со своей стороны, чтобы заинтересовать партнеров?

3. Практикумы
Практикум № 1. Изучите текст Договора о сотрудничестве Совета Города мастеров и Совета старейшин. Его можно использовать в качестве образца для подготовки таких договоров вашей детской (молодежной) общественной организацией с различными социальными партнерами.
Договор о сотрудничестве Совета Города мастеров и Совета старейшин
Детская общественная организация "Город мастеров" в лице Совета Города мастеров, действующая на основании Устава, с одной стороны, и Совет старейшин, состоящий из представителей педагогического и методического сообществ ГОУДОД "Компьютерный Центр технического творчества" (КЦТТ), действующий на основании Устава, с другой стороны, которые в дальнейшем понимаются как стороны Договора, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет Договора.
1.1. Настоящий Договор заключен между Сторонами с целью установления взаимовыгодного сотрудничества в создании условий реализации права на самостоятельное управление собственной жизнью.
1.2. Совет Города мастеров берет на себя следующие обязанности:
вносить предложения по улучшению жизни граждан Города на территории КЦТТ;
создавать благоприятные условия для развития самоуправления;
информировать о деятельности Совета Города, о жизни граждан Города мастеров.
1.3. Совет старейшин берет на себя обязательства:
активно содействовать деятельности Совета Города мастеров;
консультировать членов Совета Города по правовым и другим вопросам;
оказывать помощь в организации и проведении различных акций, дел, мероприятий;
учитывать мнение Совета Города мастеров при организации образовательного процесса.
1.4. Настоящий Договор может быть предпосылкой для заключения в случаях, если Стороны сочтут это необходимым, дополнительных соглашений или договоров, связанных с улучшением условий для развития детского и молодежного самоуправления.
2. Срок действия Договора.
2.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания, имеет неопределенный срок действия и может быть прекращен в любой момент решением хотя бы одной из Сторон. При этом Сторона, решившая прекратить Договор, обязуется в письменном виде уведомить об этом другую Сторону. Если в течение 30 дней после отправки указанного сообщения Сторона-инициатор расторжения Договора не изменит своего решения, то Договор считается прекратившим свое действие. Настоящий Договор не может быть расторгнут, если в данный момент между Сторонами действуют другие Соглашения или Договора, заключенные на основе данного Договора или ссылающиеся на него.
3. Прочие условия.
3.1. Стороны имеют право заключать любые договора, контракты и соглашения с другими юридическим лицами. Если при этом предмет договора, контракта, соглашения с третьей стороной имеет отношение к Предмету настоящего Договора, то Сторона - инициатор обязана информировать об этом другую Сторону.
3.2. Стороны обязуются сохранять конфиденциальность сведений, полученных друг от друга в ходе обмена информацией в рамках настоящего Договора, а также в ходе выполнения конкретных работ.
3.3. Партнеры обязуются в кратчайшие сроки удовлетворить претензии друг к другу и решать все споры путем переговоров, руководствуясь принципом взаимоуважения, взаимовыгодного равноправного сотрудничества.
3.4. Вопросы, не урегулированные в настоящем Договоре, регулируются нормами действующего Российского законодательства.
3.5. Договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой стороны. Оба экземпляра имеют равную силу.
3.6. Для осуществления контактов между Сторонами и решения текущих вопросов по настоящему Договору определены следующие представители Сторон.

Практикум № 2. Ознакомьтесь с приведенным ниже Положением. Определите, что это: детская общественная организация или орган ученического самоуправления? Что вы можете посоветовать авторам документа, чтобы он принял соответствующую одному из законов "Об общественных объединениях" или Закону "Об образовании" форму?

Положение о Детском объединении "Старшеклассник" МОУ Гимназия № 10
Данное Положение разработано на основе следующих документов:
Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации;
Концептуальные положения, одобренные коллегией министерства образования России от 14.04.93 № 6\1;
Положение "О поддержке детских общеобразовательных организаций в Российской Федерации" от 05.05.96 № 12\1;
"Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы" от 25.01.02 № 193;
Письмо Минобразования РФ "Об усилении воспитательной работы с детьми и молодежью" от 01.04.2002 №30-51-221/20;
Государственная программа патриотического воспитания граждан России (2005 - 2009 гг.).
1. Общее положение: Детское объединение «Старшеклассник» - это добровольное формирование детей 8-11 классов и взрослых для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Детское объединение "Старшеклассник" МОУ гимназии № 10 входит в районную организацию "Союз детских объединений" Кировского района.
2. Цель объединения: Сформировать у учащихся основы гражданско-правовой и политической культуры, основы активной жизненной позиции, способность к гражданскому самоуправлению через внедрение в образовательный процесс личностно-ориентированных технологий.
3. Задачи детского объединения:
Продолжить работу по созданию единого гражданского правового образовательного пространства через систему самоуправления;
Способствовать развитию самостоятельной творческой личности через систему дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.
4. Структура и основные направления содержания деятельности объединения.
Руководит работой Президентский Совет (командиры 8-11 классов, активисты-общественники, члены городской молодежной общественной организации "Юность города", члены региональной общественной организации "Участие").
Возглавляет Президентский Совет президент. Президент:
обязан быть в курсе дел гимназии и всегда своим примером привлекать других к организации всех мероприятий;
имеет право лично присутствовать на всех административных совещаниях и с правом решающего голоса;
является членом жюри всех мероприятий, кроме тех, где он принимает участие;
вместе с кафедрой воспитания и Президентским Советом следит за всеми делами гимназии;
принимает участие в планировании воспитательной работы в гимназии и ее корректировке в течение года.
Президентский Совет:
выполняет функции суда присяжных при разработке конфликтов и жалоб;
имеет право привлечь к своей работе любого ребенка в случае необходимости;
принимает участие в планирование воспитательной работы в гимназии.
При президентском совете действует пять министерств:
Министерство развития интереса к познанию и творчеству.
Министерство патриотического воспитания.
Министерство экологического воспитания.
Министерство здорового образа жизни.
Министерство досуга.
5. Порядок посвящения в "Старшеклассники".
Членами детского объединения могут стать учащиеся гимназии №10, начиная с 8 класса. Прием учащихся в члены детского объединения осуществляется на празднике "Посвящение в старшеклассники" в первую неделю октября каждый год.
Порядок выхода из детского объединения осуществляется добровольно на основе устного заявления.
Атрибутика.
Девиз: Гореть самим и зажигать других.
Символика: название "Старшеклассник".
Эмблема: Свободная личность, несущая идеи дружбы, мира и добра. Цвета: синий, белый, красный, зеленый.
Традиции: День Учителя, Осенний бал, День здоровья, Ярмарка, Масленица, Бал отличников, Мисс гимназии, Последний звонок, Выпускной вечер.
6. Права старшеклассников: Члены объединения имеют право:
входить и выходить из объединения в течение учебного года;
требовать к себе гуманного отношения со стороны других членов объединения;
участвовать в подготовке и проведении общешкольных дел;
отстаивать свое мнение при обсуждении сценарных планов, положений, планов проведения дел и т.д.
участвовать в заседаниях большого Совета, совещаниях при директоре и заместителя директора по воспитательной работе, где обсуждаются вопросы касающиеся жизнедеятельности старшеклассников;
проводить внутри объединения мероприятия и принимать в них участие.
Члены объединения не имеют права:
унижать достоинства, высмеивать слабости других людей;
считать себя в привилегированном положении по сравнению с учащимися, не входящими в состав объединения.
7. Обязанности старшеклассников:
соблюдать и выполнять единые требования гимназистов;
выполнять решения руководящих органов;
показывать пример надлежащего внешнего вида;
быть дисциплинированным поддерживать общий порядок в школе.
8. Организация работы детского объединения. Деятельность объединения строится на принципах открытости, равноправия, самоуправления. Поставленные задачи реализуются через работу Президентского Совета, "Деловой игры". Посредством деловой игры развивается самоуправление в коллективе учащихся.
Самоуправление обеспечивает включённость учащихся в решение значимых проблем, формирует социальную активность, способствует развитию лидерства. В результате детского самоуправления учащиеся самостоятельно:
определяют проблему;
ищут пути ее решения;
принимают решения;
организуют свою деятельность для его реализации.
9. Документация объединения: программа развития образовательного учреждения; воспитательная программа "Шанс"; положение о детском объединении; законодательные акты; протоколы заседаний; план работы; печатный орган "Большая перемена"; уголок по самоуправлению; декларация прав и норм поведения учащихся.
10. Ожидаемые результаты: Подготовить из числа детского актива лидеров молодежного движения, сформировать у учащихся основы гражданско-правовой и политической культуры, воспитать гражданина живущего интересами планеты, патриота Родины.