Что значит когда называют только по отчеству. Пишем хорошо: от идеи до книги. Не отрекаться от отца и Отечества

Существуют психологические приемы эффективного общения , которые помогают вызывать у людей доверие, симпатию. Один из таких приемов – произнесение вслух имени человека , с которым общаемся.

Чувства и эмоции влияют на общение

Представим себе две совершенно одинаковые ситуации общения, но – с разными партнерами. Первый партнер относится к нам с симпатией, другой – настороженно или мы ему неприятны. Кого из них проще убедить в своей правоте при одних и тех же аргументах? Конечно же, того, кто относится к нам позитивно.

Это доказывает, что, независимо от нашего желания, чувства и эмоции влияют на наше общение с людьми. В том числе – и на деловое.

Разделить разум и эмоции в большинстве случаев не удается. Тот, кто этого не учитывает, как правило, рано или поздно сталкивается с конфликтными ситуациями. Потому что подавляемые эмоции и чувства в одно далеко не прекрасное время могут выплеснуться наружу разом.

Тот же, кто знает, что эмоционального в человеке гораздо больше рационального, может вполне умело этим пользоваться!

Понаблюдаем за людьми, которые обладают умением располагать к себе людей, вызывать доверие. Чем они располагают к себе собеседника, какими психологическими приемами пользуются?

Во-первых, такие люди открыты и улыбаются, во-вторых – умеют говорить комплименты. Но главное, они всегда называют человека по имени!

Назови меня по имени…

Этот (называть человека по имени ) – не формальная вежливость. Так уж устроен человек, что звук своего имени вызывает у него приятные чувства, часто не осознаваемые. Именно это обстоятельство и позволило дедушке Карнеги сказать, что звучание собственного имени для человека – самая приятная мелодия.

Почему так происходит? Причин этому несколько .

  • Свое имя человек слышит с рождения. Мама и папа, бабушки и дедушки называют имя малыша ласково, нежно, с любовью. Маленький человечек еще не понимает слов, но прекрасно улавливает эти нотки любви и восхищения. Приятные моменты, которые остаются с человеком навсегда!
  • Называя человека по имени, мы подчеркиваем, что нас интересует он и его мнение, а не кто-то или что-то обезличенное. Именно имя – своеобразный символ личности. И любой человек чувствует, если его ущемляют как личность. Или же испытывает удовлетворение, если к нему подчеркивают внимание и уважение.
  • Положительные эмоции – то, к чему мы всегда стремимся, сознательно или бессознательно. Мы назвали человека по имени, это вызвало у него ответную приятную реакцию, и он формирует новые ответные чувства к нам – признательности, симпатии и доверия.

Психологический прием – в действие!

Итак, мы знаем причины и механизм воздействия психологического приема общения называть людей по имени . Осталось применить его на деле.

  • Как можно чаще называем по имени людей, с которыми живет – жену, мужа, детей, родственников, друзей. Понятно, что они любят нас и без этого. Но ведь чертовски приятно делать близким приятное!
  • Во время приветствия своих коллег по работе не забываем к фразе «доброе утро!», «здравствуйте» добавлять имя или имя-отчество каждого из них. Положительные эмоции не заставят себя ждать! А именно они со временем рождают симпатию.
  • Общаясь с человеком, время от времени называем его по имени . Во время длительного общения этот психологический прием сработает в нужный момент так, как нам нужно. Правда, при условии, если мы будем использовать его регулярно и постоянно, а не от случая к случаю – когда нам что-то от человека нужно. Располагаем к себе коллег целенаправленно и постоянно!
  • Если мы общаемся с человеком впервые, запоминаем его имя или имя-отчество сразу! Даже тем, кто трудно запоминает имена людей (кстати, к таким людям относится и автор этой публикации), нужно постараться сделать это. Как? 1. Найти повод сразу же произнести имя вслух. Например: «Тамара Ивановна? Приятно познакомиться с вами, Тамара Ивановна!». 2. Установить ассоциации с именами великих людей или наших знакомых.
  • Бывают ситуации, когда нуж­но в короткий срок запомнить много имен. К примеру, преподавателю – в классе или в студенческой аудитории, или новому начальнику – имена подчиненных. Желательно специально выделить время для этого, рассмотреть личные дела, порасспрашивать знакомых и т.д. и обязательно запомнить имена людей. Такие старания не пройдут даром!

P.S. Используете ли вы этот психологический прием общения – часто ли называете людей по имени ? Есть ли трудности с запоминанием имен и как вы с этим справляетесь?

В тему:

66 comments

    А я думала, что у меня одной такая проблема с запоминанием имен, Светлана. 🙂 О том, что к человеку желательно обращаться по имени, я знаю давно, но, увы, когда забываю чье-то имя, стесняюсь об этом спросить, хотя вполне можно это сделать: «Простите, как Ваше имя-отчество?»
    В последнее время меня почему-то тянет обращаться к людям (особенно в интернете), произнося их имя в уменьшительно-ласкательной форме: Леночка, Оленька, Наташенька. И не знаю, нравится это им или раздражает…
    Очень интересную тему Вы подняли, Света, спасибо!

    • Я-то не стесняюсь переспросить, как зовут,но тоже не спрашиваю обычно — по другой причине. Каждый человек в большей или меньшей степени эгоцентричен, ему кажется, что мир крутится вокруг него, и все должны сразу и навсегда запоминать все, что его касается. Многие обижаются, если это не так. Вот если я чувствую, что человек из «таковских», я пытаюсь обойтись без переспрашиваний его имени и пр. информации.
      Кстати, Елена, меня тоже иногда тянет на уменьшительные имена, особенно если человек младше меня. Наверное, сказывается паспортный возраст, не знаю.
      Рада, что вам, Елена, понравилась тема. Мне она тоже интересна.

    Согласен с вами, Светлана. Когда называешь человека по имени, он даже более внимательно тебя слушает. Да и по себе скажу, что приятно, когда при разговоре со мной называют мое имя.
    Сейчас как раз вспомнил своего знакомого, который, видимо, знал об этом приеме, и в разговорах со мной через каждые три слова вставлял мое имя. Моего терпения хватало на пару минут, дальше я находил какой-нибудь предлог и уходил подальше от этого человека. Никогда не думал, что мое собственное имя будет меня так раздражать. 🙂

    • Все хорошо, что в меру — не зря так говорят. Вот и ваш приятель, Антон, злоупотребил этим приемом, потому и «раздражало» даже собственное имя. Возможно также, вы интуитивно чувствовали неискренность общения. Я тоже стараюсь избегать подобных манипуляторов.

    В зависимости от личного отношения к человеку бывает приятно или наоборот нет, если человек запомнил ваше имя. Но в большинстве случаев это располагает к себе собеседника.

    • Конечно, если произнести имя, например, с издевкой, кому ж это понравится! Мы говорим о нормальном общении и возможности сделать его немного успешнее.

    О том, что человеку ласкает слух его имя знаю, но не всегда обращаюсь по имени и не ко всем. так уж сложилось. иногда мне кажется, неуместно вставлять имя разговор… К особо дорогим людям чаще обращаюсь ласкательно-нежно, используя им одним предназначенные слова, наполненные смыслом именно для них… а вот мое имя мне с детства не нравилось… в школе обзывались и выработался некий комплекс по отношению к имени)) сейчас комплекса нет, то все же больше привыкла к имени Лора уже. Может быть это и неправильно, но так уж случилось))
    Спасибо, Светлана, за статью! задумалась я)))

    • Задумывайтесь, Лора! А какое настоящее-то имя Ваше?
      В школе обзываются на всех. Но школа давно позади, и мы взрослые можем переоценить прошлое. Имя подарили нам родители — как и жизнь. Может, лучше отблагодарить их за чудесные подарки?
      Вообще-то мне сложно рассуждать на тему нелюбви к имени, т.к. свое я любила всегда…
      Конечно, к родным — можно и нужно обращаться и тепло, и ласково, и со «спецсмыслом»!

      • А я и благодарю родителей за все)) А имя мое Лариса)) Просто со времени учебы в институте меня называли Лорой, Лориком, Лорочкой и я привыкла к этому имени, оно мне нравится больше)) Меня сейчас и родители чаще всего Лорчиком называют)) так что в этом смысле все в порядке!

          • О - глубокие чувства, умение обращаться с деньгами. Для полноты реализации, однако, эта женщина должна понять свое предназначение. Присутствие этой буквы в имени показывает, что цель ей предуготована и нужно воспользоваться своей богатой интуицией, чтобы выделить ее из суеты существования.

            Р - способность не обманываться видимостью, а вникать в существо; самоуверенность, стремление действовать, храбрость. Увлекаясь, Лоры способны на глупый риск и иногда они слишком догматичны в своих суждениях.

            А - символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта.

            Если подумать, то в принципе процентов на 80 это точно про меня)))

            здравствуйте, а когда близкий человек не называет меня по имени? в моем случае муж, да и стала замечать, что по имени меня зовут 2-3 человека из моего окружения. что это означает? возможно проблема во мне?

            • Я не знаю вашей ситуации, не знаю ваших отношений с мужем, поэтому не могу ответить на ваш вопрос, Ксюша. Но в любом случае проблему прежде всего можно и нужно искать в себе, Ксюша. Тем более, если по имени не называет не только он..
              Почему бы не задать напрямую вопрос мужу: «Дорогой, почему ты не называешь меня по имени?» А может, и вы его не называете по имени? Попробуйте называть почаще, только — искренне, без кривляний.
              Когда меня называют панибратски «Светка», мне это не нравится, и я могу сказать об этом напрямую: «Меня зовут — Светлана. И мне нравится мое имя именно в таком «исполнении». Близкие так и называют, или «Светланка». Т.е. я могу, если хочу заявить о том, как хочу, чтобы меня называли. А вы?

          • я его всегда называю по имени, и ему много раз говорила, но он как будто не слышит. с чем может быть связана эта проблема с психологической точки зрения?

            • «Много раз говорила» — не подействовало. Значит, не тот рычаг, ищите другие.
              Что касается «психологической проблемы» — никто вам этого не скажет, не зная точно ваших отношений и вашей ситуации, Ксюша. Вы меня не услышали: разбираться в причинах надо. Диапазон их может быть большим: от «не уважаю» до «уважаю, но в нашей семье не принято было».
              Можем пообщаться, если хотите, разобраться в причинах. Консультация платная. Скайп svloktish, добавляйтесь, напишите «На консультацию».
              И вы правильно делаете, что ищете причины: они могут оказаться гораздо глубже, чем мы думаем, могут даже указать на другие «белые пятна» в ваших отношениях.

    • Конечно, будет работать, Роман! Во всяком случае, у меня работает. Главное, не переусердствовать. Человек должен понимать, что к нему обращаются искренне, а не с попыткой манипулировать. Уважай других — и тебя уважат.

  1. Спасибо за статью!
    Действительно, заметил, что если обращаться к человеку по имени, то это хороший метод установить с ним хорошие дружеские отношения. Главное, чтоб не было фальши.

    Я просто обожаю, когда в разговоре со мной люди меня называют по имени. Ведь для каждого звуки своего имени самые приятные. Зная это, всегда стараюсь обращаться к людям по имени. И я вижу их реакцию.
    Еще можно спросить у человека: «Как тебе нравится, чтобы тебя называли?» И когда вы будете обращаться к нему в следующий раз, ему будет вдвойне приятнее.

    • очень хорошая подсказка — спросить человека, как к нему лучше обращаться в следующий раз. Моя знакомая, например, любит, когда ее называют «Любаша», а по имени, сокращенно — Люба — ее злит. Каждый привык к чему-то с детсва.

    Приведу примеры значения этого приема в медицинской практике. На приеме, если обращаешься к пациенту по имени-отчеству, это успокаивает его, делает восприимчивым к просьбам или рекомендациям врача. В хороших клиниках, санаториях принято вызывать пациента из очереди по имени-отчеству; это тоже «хороший тон» — в очереди люди волнуются, нервничают, а тут, как будто именно тебя и ждут (это приятно).
    Еще немного не в тему. Важен и такой прием в учебных заведениях, в частности в средней школе: обращения преподавателя к ученику на «Вы». Мне, например, было приятно, когда учитель истории в пятом классе обращался ко мне именно так — сразу как-то и шалить не захочется, когда к тебе, как ко взрослому…

    Согласен, мне тоже нравилось, когда учитель обращался ко мне на «Вы». Таких, конечно, немного в наших школах, больше привыкли ваньками-таньками обзывать и командовать. А ведь те учителя, которые уважают учеников, в памяти последних осаются навсегда, и именно они играют главную скрипку в воспитании.

    Да уж, сейчас во многих сферах бизнеса используют этот прием. Кто-то использует эффективно, а кто-то так, как написал выше Антон, что убежать от этого человека хочется подальше. Я на себе уже подобное испытала 🙂

    • Говорят же, Танюша: научи дурня молиться, он и лоб расшибет. Так вот и «расшибают лбы» некоторые слишком рьяные — даже в таком простом, казалось бы, деле.

    Странно, а мне почему то не очень нравится, когда меня называют по имени. Мне почему то кажется, что когда после того, как назовут имя меня начнут отчитывать и ругать. Это наверное с детства отпечаталось. Поэтому я не запоминаю чужие и не люблю называть по имени. Но все равно стараюсь называть, только из соображений приличия.

    • Да, Диляра, похоже, ваше имя для вас ассоциируется именно с наказаниями. Можно избавиться от обиды, простить родителей — и вам легче станет, и услышите, насколько красивое имя дали вам папа и мама. 🙂

    А,если после конфликта мужчина перестал называть по имени.Обращается с просьбами,а по имени не называет.Это что,теперь у нас деловые отношения?

    • Вера, мне сложно ответить на ваш вопрос, т.к. я не знаю всех обстоятельств: Кто для вас этот мужчина, что было до ссоры, во время, что происходит дальше. Возможно, мужчина просто не простил вас окончательно, затаил обиду. А какие у вас сейчас отношения — деловые или как, лучше или у него спросить, или разбираться предметно.

      • У нас были теплые отношения,такие любовно-дружеские.Мне кажется,что он избегает меня и вообще не хочет общаться.Это была даже не ссора(интим),была не правильная моя реакция,мои эмоции.Сейчас жалею об этом,но звонить ему не буду.

        • Возможно, у него тоже есть какие-то сомнения и сожаления. Потому и боится звонить или говорить. По отрывочным общим сведениям сложно что-либо точно сказать.

    А меня бесят менагеры, которые что-то назойливо предлагают купить или на что-то подписаться, при этом называя меня по имени отчеству через каждые три слова. Ненавижу этот прием! От америкосов научились, Карнеги начитались. Действует прямо противоположно. Считаю, что при обращении к незнакомому человеку достаточно один раз назвать его имя в начале разговора и сердечно попрощаться с упоминанием имени в конце.

    • Все хорошо, что в меру. Просто вы чувствуете, что такие «менагеры» пытаются манипулировать вами. А я говорю не об этом «приеме» торгашей, а о нормальном общении. С именем все же теплее, а?

    А у нас проблема с мужем,хотел назвать сына одним именем,ну в итоге назвали так как хотела я,сыну почти 2 года и он до сих пор не называет его по имени,и по этому поводу мы ссоримся. Не хочу,не могу,не буду … Сынок и всё. Меня это мягко говоря напрягает,как с этим бороться не знаю.

    • Это только кажется, что имя — мелочь. На самом деле, имя должно нравиться обоим супругам, важно искать варианты, имен же много.
      В данной ситуации, на мой взгляд, ссориться — вредить и себе, и, главное, ребенку. Лучше попробовать, раз уж ситуацию не изменить, поискать варианты или вариации от имеющегося имени, которые устроят мужа. Не знаю, как зовут вашего мальчика, но, например, Георгий может быть Юрой, Жорой, Гошей, Джоржиком и т.д.
      Я бы, наверное, извинилась перед мужем за самоуправство и то, что не учла его мнения, но попросила сделать все, чтобы из-за родительской глупости не страдал сын. Ему остается смириться с ситуацией. Тем более, сын носит его фамилию и отчество. Пусть уж имя будет — от мамы. И чем чаще он будет называть сына, тем быстрее привыкнет к его имени. Со временем оно может даже понравиться — знаю такие случаи.

      • Сына зовут Вадим,а папа хотел Рому. Кстати он делал свидетельство о рождении,я думала что будет Рома,ну он сам так и сказал, фамилия и отчество моё , пусть будет имя твоё. Ну в итоге он не хочет даже пробовать его называть по имени.

          • Главное, чтобы хотели на компромисс идти мы, т.к. за другого человека отвечать не можем.
            «Не хочет называть по имени» — может, потому, что вы настаиваете слишком? Чем больше давим — тем выше сопротивление. Женский путь — мягко, ненавязчиво, уговаривая. Мужчины податливы на ласку. А если мы с агрессией, они воспринимают нас как соперников — и в ответ получаем агрессию.
            Пробуйте вместе поискать варианты для Вадима. Вадюша, Вадька, Димка… Поищите аналоги у англичан, французов. Попробуйте ПОПРОСИТЬ мужа ПОМОЧЬ решить проблему — скажите, что вам с сыночком самим с этим не справиться. И поласковее. И терпением запаситесь. Можно даже игру какую-нибудь затеять: за каждый раз, когда произносит имя ребенка, — сладкий поцелуй. И радуйтесь искренне всякий раз, когда слышите, как он называет сына, так, будто он вас бриллиантами осыпает.
            Я не специалист, но, честное слово, действовала бы так. Удачи вам!

            • Я называю Вадюша,и давлю я не сильно,у нас нет прям таких сильных скандалов,это так сказать было моё возмущение 2-3 раза я молчала долго но вижу что никаких продвижений нет, сказала у ребенка есть имя назызвай по имени,не хочу говорит,я сказала,тебе нужно привыкнуть и называть его,со временем ты привыкнеш и всё будет нормально,и смущать тебя ничего не будет. Но Никак не хотим ни Вадюша,ни Вадька. Просто получилось не так как хотел он.В этом и вся проблема,я так понимаю. Спасибо за совет)))

    Анастасия, а и не надо «прям таких сильных скандалов», достаточно того, что «по этому поводу» вы ссоритесь. Вы пишете также «не знаю, как бороться», «тебе нужно привыкнуть» — эти фразы уже указывают на ваше давление. Это мужской способ влияния — надавить, заставить. И муж, как истинный мужчина, сопротивляется давлению. Я это вижу так.
    А я вам предлагаю подойти по-женски.
    Но, как говорится, хозяин — барин. Похоже, вы не совсем понимаете, о чем я…

    Забыли очень важный момент уточнить. Иногда бывает такое, что человека не устраивает одна из форм имени. Лучше уточнить, как человек хочет, чтобы его называли. А если вы будете спорить и доказывать человеку, что его имя Жорик, а не Георгий, вряд ли у вас будут с ним хорошие отношения. Жаль, что люди про это забывают, а потом удивляются, что к ним плохо относятся.

    • Вы правы, Артур. Если хотим наладить хорошие отношения, важно с уважением относиться к желаниям человека. В том числе и к тому, какую форму имени он предпочитает, с какой формой ему комфортнее.
      Я знаю, что сестра любит, когда ее называют «Танюша». И мне совершенно не сложно называть ее «Танюша», «Танюшка». Мне несложно — ей приятно. А приятно делать людям приятно!
      Спасибо за реакцию, Артур. 🙂

    • Вы сами нашли причину, Дарья: «мне так не понравился этот психологический нажим». Видимо, вашего имени было слишком много в ее сообщениях. Но не исключаю, что это сработало ваше сопротивление и причина в вас. Чтобы точно сказать, что же «не так», надо как минимум видеть тексты. Но именно вашего «ощущения» не исключаю: «как любой, выше среднего развитый человек» — это выражение очень напоминает «я себя не на помойке нашла». Такие фразочки — из лексикона человека с самооценкой, которая отклоняется от нормы. 🙂

      • Благодарю за ответ, Светлана. Да, самооценку стоит мне проработать.. Ситуация тянулась муторно, но девушка оказалась мошенницей, так и не оплатила покупку. Мораль сей басни такова: если чувствуешь, что что-то не так, то лучше доверся этому чувству и поступи соответствуенно.
        З.Ы. Помню, очень красивая фраза «интуиция — это желание Бога остаться инкогнито».

        • Рада, что вы меня услышали и поняли. Ну, а насчет интуиции — да, мы часто игнорируем ее, а надо бы прислушиваться. Правда, не всем: не у всех людей развито это чувство. Но развить можно. Главное, начать слушать себя и свое тело. Успехов, Дарья! И, надеюсь, вас не смущает, когда я называю вас по имени.

    Здравствуйте Светлана. У меня вот какая ситуация: я познакомился с девушкой по интернету. За время нашего общения (а это две недели), она ни разу не написала, не произнесла моё имя. Почему? Что не так? Хотя, я её называю по имени и в сообщениях и, по телефону. А спросить не решаюсь, т.к. не знаю какая будет у неё реакция. Что мне делать в этой ситуации? Заранее благодарю.

    • Здравствуйте, Андрей. Сложно однозначно ответить на ваш вопрос: мало исходных данных. Причин может быть много. Что делать в этой ситуации? Решать вам. Я бы все же решилась и спросила напрямую: почему? Вполне возможно, реакция у нее будет нормальная. Мы склонны часто думать наперед о плохом, а в результате все оказывается проще и легче. Попробуйте! Только так и узнаете о ее реакции.

      • Здравствуйте Светлана. Благодарю за Вас за то что, так быстро ответили на мою проблему. Оказалось всё банально просто, она замужем. Вот как-то так. Ещё раз благодарю Вас. Но Ваш блог буду посещать постоянно, здесь можно найти много полезного для себя. Спасибо за Ваш труд, умение подсказать человеку как быть и, что можно сделать в его трудных жизненных ситуациях.

        • Спасибо за добрые слова, Андрей. Думаю, у вас все же не проблема — думаю, вам повезло, что все разрешилось за две недели. Хуже было бы, если б после длительного срока отношений, когда уже будто срастешься с человеком, узнаешь о его предательстве.
          Эта девушка… Она просто несчастна. Потому что самодостаточные и счастливые так себя не ведут. И она не ваша. Пожелайте ей добра — и займитесь собой. Я уверена, Андрей, что вы обязательно найдете «своего» человека.

    Светлана, добрый день, озадачилась вопросом, к сожалению интересующей информации в сети не нашла. Некоторые люди произносят имя другого человека «коверкая» его, в уменьшительно-ласкательной форме «Светик, Машенька и т.д», в противоположной форме, вроде «Махыч, Даха, Лёха» и много других вариаций. Подскажите пожалуйста, с точки зрения психологии, человек внося такие «коррективы» в обращении по имени к другому человеку, тем самым выражает какие то определенные эмоции по отношению к данному человеку, и какие?

    • На мой взгляд, Наталья, лучше рассматривать каждую ситуацию конкретно. Хотя в целом, да, «коррективы» в имени показывают определенные эмоции человека. Главное, правильно понять, какие именно. Тут «включать» надо и зрение, и слух, и интуицию, научиться читать текст «между строк» и чувствовать эмоциональный фон.
      Давайте порассуждаем.
      Уменьшительно-ласкательная форма. «Светик» или «Машенька» — так, скорее, назовет человек близкий или кто хочет таковым быть; либо человек более старшего возраста или старший по статусу, тем самым показывая благодушное отношение, может, чуть покровительственное с высоты возраста или статуса. Такое обращение может свидетельствовать, что человек нам приятен, симпатичен.
      А вот «Светка», «Машка», скорее, скажет человек, который не очень уважает того, к кому обращается по имени, или, опять-таки, пытается показать свое превосходство по возрасту, статусу и пр., но со знаком «минус». Также можно называть со злом, с язвительностью, с презрением, с пренебрежением. Можно, конечно, и с добрым намерением. Так, мой старый знакомый, с которым мы много лет не виделись-не общались, когда общение возобновилось, называл меня «Светка» по привычке: в глубокой юности так меня называл по дружбе. Но мне это не нравилось, и я напомнила, что давно стала взрослой, сказала, что мне нравится мое полное имя — Светлана. После этого, почувствовала, он обиделся и со временем общение сошло на нет. Наверное, сложно оказалось отвыкнуть от детской привычки. Что ж, это его проблема, как и его комплексы.
      Мне нравится, когда близкие и друзья говорят мне «Светланка» (так, кстати, зовут меня мама и муж)- буковка «к» в полном имени, на мой взгляд, придает тепло. И не оскорбляет, как урезанное имя «Светка». Я тоже называю дорогих мне людей или весьма приятных ласкательно.
      Но от людей малоизвестных, с которыми едва знакомы «Светланка», согласитесь, будет звучать странно. Разве что от старшего по возрасту и сказанное с теплотой в голосе или в ответ на мой добрый поступок. Так может проявиться и потребность в близости или страх потерять контроль, страх конкуренции либо даже какая-то личная история. А если обращаются немного высокомерно,используют менторский тон, то, понимаю, скорее, это попытка контролировать ситуацию и меня.
      «Махыч», «Даха», «Леха» — я бы сказала, что в общем и в целом такое обращение говорит об инфантильности (незрелость человека в психологическом плане) того человека, который так обращается. Возможно, он хочет показаться этаким рубахой-парнем, или «своим в доску». Как правило, за подобными обращениями, как и за бравадой, скрывается неуверенность в себе, которую пытаются скрыть, а на поверку — наоборот, показывают.
      …Тема интересная. Но, правда, Наталья, лучше разбирать конкретную ситуацию, а не рассуждать в общем.
      Я, например, стараюсь называть человека так, как он представился. Если вы написали «Наталья», значит, иные вариации имени смогу допустить только если мы начнем общаться ближе и пойму, что вы не против, чтобы я назвала вас, например, «Натальюшка». И в такой вариант вложу именно дружественное к вам отношение и тепло. 🙂

    Светлана,у меня такая ситуация,что коллега мужчина обращается ко всем по имени кроме меня,работаем вместе давно.Называет маня по отчеству,или «пани»,очень редко Татьяна,и совсем редко скажет Таня,мы одногодки.На мой вопрос,почему? засмущался,и как то быстро проговорил,что мою жену зовут Таня,я спросила,ну и что? сказал-надоело мол.То ли пошутил,то ли нет.Когда сказала,что мне не очень то приятно,что ко всем Маша,Ира,Света, а ко мне Николаевна,»ПАНИ»,вообще теперь старается никак Послушай,Посмотри и т.д. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этой ситуации и как лучше себя самой вести с ним.Спасибо.

    • Вот уж не думала, что окажусь в этом вопросе экспертом. 🙂 Разбиралась больше для себя. Но постараюсь ответить и вам, Татьяна, — так, как думаю.
      Татьяна, очень сложно понять, почему человек так вас называет: к нему в голову не влезешь. Возможно, с женой не очень ладит, и ее имя вызывает не слишком приятные ассоциации. Если, наоборот, жену любит, возможно, не хочет называть ее именем других женщин. Может, боится сближения через имя — потому ставит преграды, а может, у него ваше имя не ассоциируется с вами — ну, не складывается пазлик, бывает…
      Называя человека только по отчеству, мы стремимся его обезличить. Вроде как он сам по себе, без рода, ничего не значит. В каких случаях это может быть? Скорее, когда хочет или «принизить» партнера по общению, или общаться «по-свойски», запросто. Еще одной причиной может стать желание дистанцироваться — отсюда и отчество, и «пани».
      Вы не написали, КАК он проговаривает «пани»: с иронией, с юмором, серьезно? Возможно, хочет подчеркнуть свое уважение к вам? Или, наоборот, чуток приспустить вас с пьедестала на землю? Обычно такие моменты женщины хорошо улавливают по невербальным сигналам или чувствуют. Что чувствуете вы? Прислушайтесь к себе.
      Кстати, мне, например, не нравится «Света… Ира… Таня…» Взрослым людям все же больше идут их полные имена.
      Как лучше вести себя с мужчиной? Я не могу вам дать точные советы, как быть. Но могу рассказать, как я бы себя вела в таком случае. А уж там решайте, как поступите вы.
      В данной ситуации я, во-первых, не обижалась бы на мужчину, а постаралась понять и принять: есть какие-то причины, которые мешают ему называть вас просто по имени. Он, вероятно, и сам до конца не осознает, почему так…
      Именно с позиции принятия можно общаться дальше.
      Попробовала бы в доверительной беседе спросить, почему так называет? Сказать, как хотела бы, чтобы меня называли.
      Если же беседа не получилась бы (что не исключено), действовала бы так… В очередной раз, когда обратится без имени, с улыбкой напомнила бы, что меня зовут Светлана или Светлана Онуфриевна — как, мол, вам удобнее. И обращалась бы к нему именно так, как он обращается ко мне. Если он по имени-отчеству — и я к нему так же. Если он «Светлана» — и я к нему с его полным именем. Если же он «пани» — и я к нему: «Слушаю вас, пан!» (и тон в тон). Ну, а если он по отчеству только — не ленилась бы поправлять: «Светлана Онуфриевна (с ударением на имя). Мне нравится мое полное имя-отчество».
      Я бы поступала так. Как поступите вы — не знаю…
      Да, и помните: с одного раза мужчины редко усваивают информацию. Терпение, терпение — и рано или поздно он по-другому станет обращаться. Главное, чтобы в голосе, в интонации — ни нотки обиды или злости. Для этого, повторюсь, надо поработать над собой, над отношением к мужчине, над принятием ситуации как есть.
      Вряд ли вы измените коллегу иначе: на другого человека вообще сложно влиять. А вот свое отношение изменить можно. Тогда окружение будет просто вынуждено тоже меняться.
      Надеюсь, ответила на ваши вопросы, Татьяна? Если что-то непонятно, уточняйте. Иногда не получается отвечать сразу, но ваше обращение точно не останется без ответа.
      И спасибо за доверие.

      • Светлана,спасибо большое за ответ и за совет.Все эти «пани» произносились с юморком как бы.Вчера на работе (еще не прочитав Вашего сообщения),он меня так «заниколаевнал»,что я не выдержала,подошла и тихонько, но твердо сказала,что я несколько раз просила его так меня не называть,мне не приятно,если человеку не доходит,то я тоже имею право называть его как угодно мне,Стыцько или Грицько.Не будет отзываться,ну и что, я все равно буду это делать.Промолчал,пол часа где то шифровался,потом пол дня называл меня Татьяна (без юмора,иронии и выпендрежа,не нарочито) и даже очень часто прям.А потом опять чего то засмущался, и опять «посмотри,послушай,подойди).Действительно не поймешь,что у человека в голове.Попробую поступать так,ка Вы советуете.Не мытьем так катаньем так сказать.Спасибо большое еще раз.

        • Татьяна, рада была оказаться полезной. И будет здорово, если мои советы помогут исправить ситуацию к лучшему. Заходите в блог, всегда рада гостям! И позже расскажете, чем дело закончится? Интересно же… 🙂

    Отвратительная статья и отвратительные ответы на комментарии тех людей, которые ненавидят своё имя.
    Родители не «подарили» имя, а просто налепили наклейку на лоб, потому что так принято — и всё.
    Я сама транссексуалка, и как и все другие транс*-люди, я ненавижу данное при рождении имя. Но когда меня называют именем, которым я представляюсь, ассоциации исключительно положительные. С тех пор, как поменяла паспорт, и старое «имя» слышу всё реже и реже, вообще перестала ассоциировать себя со старым «именем».
    Никакие проработки не помогут, если не нравится имя — его нужно МЕНЯТЬ не раздумывая, и это касается людей любой гендерной идентичности. А, ещё это значительно дешевле, чем работа с психологом.
    Но конечно сейчас пойдут ответные наезды и трансфобия 😀

    • Вам так нравится свое новое имя, что даже не написали его?.. 🙂
      Наездов и трансфобии не будет, не волнуйтесь. Каждый из нас сотворяет свою жизнь сам — как умеет и как может. Для меня вы — просто несчастный человек, который пока не научился любить себя. Ни со старым именем, ни с новым.
      И судя по вашему душевному состоянию, психолог вам все же нужен. Иногда то, что дешевле, — не так ценно. 🙂

Умение общаться с другими людьми — залог вашего личного и профессионального успеха. Именно это качество позволяет вызвать интерес, симпатию, доверие другого человека, склонить его на свою сторону, извлечь определенную выгоду из ситуации.

Большое значение в процессе общения имеет что, и как вы говорите. Одним из магических слов, которое очень влияет на атмосферу и взаимное восприятие, является имя вашего собеседника. Обращение по имени – не просто формальное проявление вежливости. Это слово к вам, подобно магниту, заставляет внимательно слушать ваши слова, верить им и принимать во внимание. Когда человек обращается по имени к своему визави, то он заставляет его почувствовать самые позитивные эмоции, которые зарождаются на подсознательном уровне. На основе этих ощущений между людьми возникает доверительная взаимосвязь, которая помогает лучше услышать друг друга, понять, прийти к позитивному и выгодному решению.

Сила имени

Тот факт, что каждому человеку приятно слышать свое имя, давно подмечен психологами и успешно используется в качестве беспроигрышного приема общения. Собственное имя человек слышит с самого детства и прочно ассоциирует с ним свою личность. Оно включает внешность, духовные и душевные качества, чувства, эмоции интеллект, способности, умения и навыки. Обращение по имени подразумевает особое внимание к конкретной персоне, выражение уважения, признание значимости и индивидуальности. Такое отношение к близкому, любимому человеку, незнакомцу, случайному собеседнику или деловому партнеру обязательно найдет положительный отклик.

Вот почему называть человека по имени так важно:

  1. Имя вызывает самые приятные ассоциации — с детством, материнской любовью, одобрением, душевным комфортом, теплом;
  2. Слышать свое имя – это подтверждение значимости, внимания, уважения к собственной личности;
  3. Обращение по имени вызывает приятные эмоции, в ответ на которые возникают позитивные настрой, симпатия, доверие и уважение к собеседнику.

Обращение по имени отчеству или просто по имени служит подтверждением важности собеседника, признания качеств, достоинств, возможностей, . Такой ход вызывает у него моральное удовлетворение, помогает склонить в вашу сторону. Ведь человек, который смог оценить и признать наши достоинства и таланты, сам воспринимается как обладатель важных позитивных качеств и ума, притягивает и располагает к себе.

Как правильно обращаться по имени к собеседнику

Можно назвать человека по имени или нет, зависит от того, как он представился. Обращение по имени отчеству будет уместно при общении с человеком, которого вы видите впервые, старшим по возрасту, выше по статусу, должности. Если собеседник не уточнил, как к нему обращаться, то можно самому спросить об этом. Если вы идете на собеседование, готовитесь к встрече с деловыми партнерами, новыми сослуживцами или учениками, родителями любимого человека, обязательно узнайте и запомните имена людей, с которыми будете общаться. Если новый человек обращается по имени, то он закладывает прочную основу хорошим отношениям. Чтобы вашему собеседнику было приятно слышать свое имя, необходимо соблюдать правила употребления этого магического слова:

  1. Чаще употребляйте имя человека в разговоре с ним. Любое обращение лучше начать с упоминания имени, это позволит с первых секунд завладеть вниманием собеседника;
  2. Избегайте излишней фамильярности, употребляя уменьшенную форму, или называя только по имени старшего или малознакомого человека, начальника, если только он сам не изъявил подобного желания;
  3. Запоминайте имена окружающих вас людей, если нужно, записывайте их в блокнот, используйте метод ассоциаций. Ваша природная плохая память будет воспринята как признак неуважения, а предсказать ответную реакцию не сложно;
  4. Будьте на соответствующем уровне, особенно на деловой встрече. Обращаться к собеседнику необходимо так, как он представился, и самому придерживаться того же уровня с учетом важности встречи, статуса участников, вашего положения. Даже если вы младший специалист, то все равно следует представляться не Саша, а Александр или Александр Петрович, в зависимости от возрастной категории.

Обращение по имени – залог успешных отношений

Почему называть человека по имени так важно? Значимость собственного имени проистекает из подсознания и неразрывно связана с позитивным самовосприятием. Обращение по имени — простой и действенный способ обратить на себя внимание другого человека, побороть неприязнь и недоверие, вызвать симпатию, построить продуктивный диалог, получить желаемый результат. Это ключ, который открывает двери к новым возможностям, гармоничным личным отношениям, профессиональному росту и успеху, личностному развитию.

Слово «величать» в современном русском языке означает возносить, превозносить, прославлять, чествовать, а также называть по отчеству. В народном быту величанием называлась почесть, воздаваемая кому-нибудь либо тем, что его хвалят, перечисляя все его хорошие качества, либо тем, что называют его по отчеству.

Отчество — знак уважения…

Вглядываясь в прошлое, понимаем, что русская культура оставила нам прекрасную традицию — величать друг друга, оказывая этим уважение не только себе, но и нашим предкам. Величание — часть русского речевого этикета. «По имени называют, по отчеству величают», — говорит русская народная пословица.

Традиция называть друг друга по имени и отчеству ведется у россиян испокон веков. «Как тебя звать-величать?» — это выражение нередко встречается в народных сказках, сказаниях и былинах. С теплотой и гордостью называем мы богатырей и воинов, защитников земли Русской: Добрыня Никитич, Вольга Святославич, Микула Селянинович, с огромным почтением обращаемся к богатырю Илье Муромцу «свет Ивановичу». Древнерусских князей подчас величали не только по отцу, но и по деду и прадеду, так как древностью рода тогда особенно гордились.

В народных песнях эпитеты «отецкий сын», «батькова дочь» служат синонимами всякого рода доблестей, между тем как эпитет «неотецкий сын» значит то же самое, что невежа, человек без воспитания.

Языковеды А. В. Суслова и А. В. Суперанская в книге «О русских именах» утверждают: «У русских традиционное именование по отчеству включает элемент уважения к человеку, а обращение без отчества воспринимается как фамильярное, свойское или неуважительное».

Формально отчество — это указание на близкое родство, принадлежность к семье, глава которой называется определенным именем. В дофамильный период использование имени и отчества преследовало и практическую цель. «Оно не только отражало, — указывает лингвист С. И. Зинин, — уважение к памяти родителей, но и выступало юридически закрепленным знаком своеобразного права на имущественное, духовное и другое наследство».

Как знак уважения имя-отчество, согласно летописям XI века (по данным Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева), сначала возникло по отношению к князьям (князь Юрий Алексеевич Долгорукий, князь Изяслав Ярославич и другие), затем к именитым боярам, дворянам.

Иногда происхождение известного лица обозначалось именем не отца, а деда, например Юрий внук Святополч. В некоторых случаях отчество могло производиться не только от имени отца, но и от имени матери (иногда из-за незаконного происхождения ребенка).

…и знак сословной принадлежности

Исторически сложилось, что отчество разделилось на несколько разрядов. Холопы вообще его не имели. Просто знатные люди получали «полуотчество»: Пётр Осипов Васильев. Отчество же на -вич стало знаком принадлежности к сословной, аристократической верхушке.

Интересно, что суффикс -ич, согласно исследованиям доктора филологических наук В. И. Максимова и А. Л. Максимовой, участвовал в образовании и таких слов, как «Игоревич», «Владимирович», и таких, как «попович», «княжич». Эта общность словообразования неслучайна: и в том, и в другом случае суффикс указывал не просто на родство или отношение к главе семьи, но и на характер этого отношения. Это не только сыновья, но и наследники владетельных особ. Поэтому отчества на -вич (-ович) первоначально были сословно ограничены.

В XV столетии, как отмечает кандидат филологических наук М. В. Горбаневский, именование с -вич считалось особой привилегией: ими звались только князья. А незнатным людям такое право даровалось лично царем за особые заслуги. Так, в 1610 году царь Василий Шуйский в благодарность за содействие купцов Строгановых в присоединении Урала и Сибири к Московскому государству повелел Максиму и Никите Строгановым, их потомкам и потомкам Семена Строганова писаться с «-вичем» и даровал особое звание «именитых людей». В XVII столетии Строгановы были единственной купеческой фамилией, носившей это звание.

Начиная со времени правления Петра I, графа «отчество» становится обязательной во всех документах, а все высокопоставленные лица могут именоваться отчеством на -вич. Кроме того, вступает в силу официальное триединое именование (имя, отчество, фамилия). В этот период такая форма обращения, по мнению лингвиста Н. А. Петровского, «была особенностью именно русского языка и только потом распространилась на Украине и в Белоруссии, а затем и дальше, в других землях необъятной России». Обычай называть людей по отчеству не существовал у западных славян. Он закрепился только на славянском востоке и юге.

Разные формы отчества были законодательно закреплены при Екатерине II, что подтверждается ее «чиновной росписью». В неофициальных же ситуациях, в быту, русские люди именовали друг друга по именам и отчествам в такой форме, которая привычна нам и сейчас: величание на -ович, -евич, -овна, -вна, -ич, -инична не ограничивалось. Например, главных героев комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов называет Александр Андреевич Чацкий и Софья Павловна.

Когда говорящий хотел подчеркнуть особое уважение к человеку, выказать оттенок расположения, любви, отчество использовалось даже вместо имени: Ярославна в «Слове о полку Игореве», Савельич в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, Ниловна в романе М. Горького «Мать».

Не отрекаться от отца и Отечества

Невозможно не заметить родственности между словами отечество, отчество, отец. В древнерусских источниках не разграничивались по значению самостоятельные современные слова «отчество» и «отечество». Толкование их зависело от контекста: где-то они значили «родина, отечество», где-то — «происхождение, рождение», в иных текстах — «состояние отца, отцовство», в других — «отеческая честь, достоинство», «свойства отца», а иногда и «родовое владение, доставшееся по наследству от предков».

Значение «именование по отцу» впервые появляется в актовых текстах первой половины XVII века. Возрастает активность слова «отчество» в XVIII веке, хотя на протяжении всего столетия «отчество» и «отечество» по-прежнему взаимозаменяемы. Только в конце XVIII века за первым закрепляется значение «именование по отцу», а за вторым «родина, отчизна». «Но нужно сперва сказать его имя, отчество и фамилию. Его звали Саниным, Дмитрием Павловичем» (И. С. Тургенев «Вешние воды»).

Для разговорной речи XIX века было характерно выражение «по батюшке». «Как, бишь, ее зовут? — спросил Базаров. — Фенечкой… Федосьей, — отвечал Аркадий. — А по батюшке? …Это тоже нужно знать. — Николаевной». (И. С. Тургенев «Отцы и дети»). В настоящее время этот оборот отмечается как просторечный и иллюстрируется примерами из литературы XIX века. Выражение же «с отцы» в значении «именование по имени отца» ушло из языка.

В современном русском языке «наименование по отцу» мы называем отчеством. Отечеством в возвышенной, высокой, поэтической речи именуем ту страну, в которой человек родился и гражданином которой является. Однако, несмотря на некую разницу в значениях, слова «отечество», «отчество» остаются однокоренными, родственными. И в этом заложен глубокий смысл.

В широком смысле нас взрастила страна. В ней наши корни, наша душа. Нормы и правила жизни, моральные устои заложены здесь, в отчизне. В узком же смысле каждый из нас вышел из конкретной семьи, мы — дети определенного отца и носим его отчество. И отчество, и отечество — это наше происхождение, родовая связь, правила поведения, моральные устои и традиции. И отечество, и отчество мы не выбираем, они даны нам от рождения. Как и наши предшественники, мы, с одной стороны, гордимся своей страной (отечеством) и своим родом (отцами и дедами), а с другой стороны, стараемся прославлять свой род, свое отечество благими делами. В целом же отчество указывает не только на принадлежность к роду своего отца, но и на принадлежность именно к русскому Отечеству, к русской культуре и русской традиции.

Вовсе не случайно на Руси отчество образовывалось от имени отца. Именно муж считался главным в семье, кормильцем и защитником, он должен был полностью нести ответственность за свою семью, в том числе за детей, за их воспитание. Отчество говорило окружающим о том, кто воспитывал ребенка, отражая социальную составляющую его личности. Присвоение отчества по имени отца традиционно подчеркивает весь уклад семейной жизни, авторитет мужа, главы семьи, а в православной семье — главы малой Церкви.

В последние десятилетия мы наблюдаем тенденцию использования отчества только в сугубо официальных ситуациях. Отчество постепенно исчезает под воздействием английского языка и западной манеры общения. Российская пресса стремится к «демократизации» традиционного русского именования вне зависимости от возраста и общественного положения называемых и этим влияет на языковые привычки массовой аудитории.

Но надо ли нам отрекаться от наших корней, от той традиции, которая передается из поколения в поколение, от возможности величать друг друга, подчеркивая в обращении вежливое, уважительное отношение к человеку?!

Лингвисты на страницах специальных журналов все чаще поднимают эту проблему. «Нужна ли такая вольность в использовании русских отчеств? Вернее, в их системном неиспользовании?» — задает вопрос доктор филологических наук И. А. Королева. А доктор филологических наук М. Л. Грачев заключает: «Используя только имя и фамилию, мы уподобляемся Иванам, не помнящим родства». Трудно с этим не согласиться. В соответствии с правилами этикета именование по отчеству считается одним из важнейших требований нравственного отношения к людям, признание достоинства личности. В своей статье доктор филологических наук Н. И. Формановская делает следующий вывод: «…названный лишь именем и фамилией человек как будто лишается уважения, а текст оказывается противоречащим нормам культуры общения, правилам речевого этикета». Этот обычай, надо полагать, должен сохраняться и в обращении друг к другу православных людей, несмотря на правило во всех Таинствах Церкви называть только свое имя, полученное при Крещении.

Ирина Рокицкая


Повсеместность иноязычных заимствований в русском языке коснулась не только словарного состава, но и этикетных (не свойственных российскому народу) правил. В «Пятигорской правде» мы пытаемся с этим бороться, придерживаемся классических канонов, так как убеждены, что качественная газета с длительной историей должна быть достаточно консервативна.

Если же говорить об общей тенденции в СМИ, то необходимо заметить, что во второй половине 80-х годов наше отечество «потеряло» отчество. То есть средства коммуникации (телевидение, радио, газеты) стали называть людей на западный манер, только по имени и фамилии: не Юрий Алексеевич Гагарин, а Юрий Гагарин, не Борис Николаевич Ельцин, а Борис Ельцин, не Михаил Сергеевич Горбачев, а Михаил Горбачев. В настоящее время все СМИ используют эту усеченную форму: имя + фамилия. Странно слышать по телевидению и радио, как пожилых, заслуженных людей зовут исключительно по имени. В настоящее время триединство употребляется больше для идентификационных целей, чем в качестве уважения.

Традиция называть друг друга по имени-отчеству ведется у россиян испокон веков. Это дань уважения к человеку, часть русского речевого этикета. Используя только имя и фамилию, мы уподобляемся (как часто повторяет один мой старший товарищ) Иванам, не помнящим родства. Ведь с каким почтением в былые времена обращались к знаменитому древнерусскому богатырю Илье Муромцу, «свету Ивановичу». Отчество всегда возвышало русского человека.

Обычай называться по отчеству восходит к седой старине. По мнению исследователей, отчества стали появляться в XI - XII веках. Использование имени и отчества в дофамильный период изначально преследовало и практическую цель. Оно не только отражало уважение к памяти родителей, но и выступало юридически закрепленным знаком своеобразного права на имущественное, духовное и другое наследие от отца.

Трехчленное именование людей – имя, отчество, фамилия – является особенностью русского языка. Эта формула возникла в эпоху Петра I, потом распространилась на Украине и в Белоруссии, а затем и дальше, в других землях необъятной России.

Принятие в России триединства далеко не случайно: в свое время оно приобрело даже сакральный смысл – как православная христианская Троица (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) была противопоставлена западноевропейской «двоице» (Богу Отцу и Богу Сыну).

Триединая модель (имя + отчество + фамилия) была принята почти всеми народами России и СССР. В России всегда было уважительное отношение к другим народам и их традициям: известно, например, что у прибалтов, жителей Кавказа и Крайнего Севера при внутринациональном общении употреблять отчество не принято. Имя отца указывается лишь в официальных документах.

Двуединая форма (пусть даже имя будет и полным), как показывают наблюдения, вызывает другое нарушение этикетного характера: обращение к собеседнику на «ты», тогда как называние его по имени-отчеству подталкивает к «вы». То есть в русском этикете все взаимосвязано: одно зависит от другого. С одной стороны, мы вроде бы избавились от излишнего чинопочитания (любопытно, что некоторые журналисты часто представляются только по имени, даже без фамилии! Когда спрашиваешь отчество, обычно слышишь: «У нас так не принято!» Кем не принято? Когда? Почему? – не понятно), с другой - обижаем многих людей.

Могут возразить, что в двуединой формуле (имя + фамилия) проявляется стремление языка к компрессии, но так ли это на самом деле? А может быть, данный факт – одно из проявлений «демократизации» и вульгаризации языка, смешения западноевропейского с нижегородским?

27/03/05, Макушев индоутка
Мы это очень часто проделываем с Ленкой Астой. Называем ее "Викторовна". Она не обижается. И это (называть по отчеству) куда лучше, чем называть по фамилии. А она всегда нас по фамилии называет. По отчеству (Викторовна). а не по имени-отчеству (елена викторовна) -это намного проще и дружественнее, что ли. и по приколу.

27/03/05, смит
По-моему, это звучит довольно весело, по крайней мере можно посмеяться над особенностями культуры этих людей. Но по отчеству называют не только в сельских местах, но и на уроках в школах, когда ученик или ученица в чем-то провинилась. Если говорить вобщем, то, я считаю, это признак некоторого уважения к человеку, хорошего к нему отношения, скажем так, "братского" отношения простых немудреных по жизни людей. Ничего плохого в этом, я считаю, нет.

28/03/05, iholainen
По моему эту манеру надо перенять многим народам! Разве плохо в имени поминать отца? Не это ли продолжение рода!?

29/03/05, Брынза
А что... Это ж наши традиции. Ну давайте как в америках будем всех звать: "эй, джонни", жрать гамбургеры и хлестать колу. Некоторая фамильярность есть в этом, но обидного абсолютно ничего. ИМХО

29/03/05, ShimAza
А по-моему ничего неприятного в этом нет... Общаются же люди в кругу друзей, называя друг друга каким-либо прозвищем, и никто вроде не обижается... А по отчеству обращение - это то же прозвище имхо...

29/03/05, смит
Давайте называть друг друга "господин Павлов Павел Павлович" или "госпожа Аннова Анна Анновна". Называть людей по отчеству, я считаю, это обычная игра слов, одно из естественных свойств русского языка. Не считаю, что здесь есть что-то невоспитанное или хамское, тем более жлобское. Просто для каждого момента хорошо определенное обращение - с друзьями одно, в формальной обстановке другое, со знакомыми - третье. Если бы я встречался с президентом, я бы не сказал ему "Привет, Владимирович..", как вы понимаете:).

29/03/05, Old_ded
Прожив всю жизнь в среде, где обращались или по имени отчеству, или (позже) по имени, довелось мне пожить на северо-востоке от МСК, где среди знакомых как раз принято обращаться по отчеству. Нашел этот обычай очень милым..Советую попробовать:)

30/03/05, Celina
А мне нравится. представьте что в компании несколько человек с одним именнем, так что все отзываются когда зовут только одного. А так одного называй по имени, а другого по отчеству. Так можно даже если отчества одинаковые. ПО-моему, отчество, это тот же ник или прозвище, кому то не нравится и он просит его так не называть а другие наоборот

30/03/05, случайно мимо шла
А вообще смешно, но только вслух с малознакомыми людьми не пробуйте. Особенно смешно называть так (не вслух, про себя) людей с нестандартными отчествами, наприме, представьте только: Адольфыч, Мамедыч, Сулумбекыч, МаркОвна (это про Людмилу). Спросите у знакомых иностранцев (если таковые имеются), как зовут их пап, опять же представьте: Оттыч, Франсуазыч, Вольфгангыч, Ларсыч и т.д. Только не вслух, вдруг обидятся, а себе настроение подняли.

30/03/05, Rock lady
"у меня запой от одиночества, по ночам я слышу голоса... Слышу вдруг – зовут меня по отчеству, глянул – чёрт- вот эт чудеса!"))))) По отчеству он завсегда лучше, даже как-то уважительнее:)

31/03/05, KorShun
называя человека по отчеству я выражаю уважение к нему и к эго отцу, этот человек мой друг. Важно чтобы это был свой. Называть чужого человека по отчеству грубо и неуважительно.

01/04/05, Locust
Есть особенно подходящие для этого отчества - Петрович, Ильич, Иваныч. Звучит прикольно. А вот отчество моей бабушки Власовна, по моему очень красиво, вот ее все зовут - Власовна, а старшую ее сестру почему-то не называют так, хотя она тоже Власовна))

01/04/05, Rock lady
"Алё, Коляновна?! Эт я, Вовановна!":))))) Чума!!!:))) Можете обзывать меня Вовановной, мне так нравиЦЦА:))))

03/04/05, Тихая бесёнка
Называть по имени человека- это проявлять дружеское участие, знак дружбы. так ты можешь называть своих сверстников, родителей, сестёр/братьев и пр. Но имя и отчество говорят об уважении к человеку. Я на Вы к бабушке и дедушке обращаюсь, а по имени-отчеству к более старшим людям,которых уважаю и ценю. Но не ко всем... Если человек старше меня, но при этом полный ноль по моему мнению,то на Вы и,тем более, на имя-отчество я не перехожу... такого обращения достойны только уважаемые, заслуженные,либо престарелые люди. Необязательно все показатели вместе =)

03/04/05, LadyGerda
Мне кажется, что ничего обидного или плохого в этом нет. Просто наши предки очень уважали не отдельного человека (тем более, молодого), а его род... И когда говоришь (в той же деревне), что ты (допустим) Коля - это одно. Кто тебя там знет? А вот если скажешь - Петрович или Михалыч, многие вспомнят - а, это ж сын Иваныча, который еще дом себе такой построил.... И всем все ясно. Хотя некоторые отчества не очень-то употребимы отдельно... Владимировна или Всеволодович. Тм уж лучше по имени.

08/04/05, Красный
Сам любил раньше в школе литературника звать Валеричем. Меня никто по отчеству не звал, потому что как-то не сочетается внешний вид и характер с моим отчеством, а вот по имени звали постоянно.

09/04/05, Zaus
Незнаю, мне это навится. Осебенно прикольно в незнакомом обществе. Это необычно, прикольно и вообще... приятно.

04/10/05, Приветик
А песни про Ленина помните? Вот некоторые строчки из них: "Ильич приветствовал войска", "Ильичево солнце светит над Россией и ему не гаснуть никогда". "Звездочка из кумача - мы внучата Ильича". Так что не так уж это и вульгарно называть к человека просто по отчеству.

04/10/05, Приветик
Ко мне, помню, на Украине обращались "Пална!" Шеф говорил сослуживцам: "С этими вопросами - к Павловне". Теперь уже 7 лет меня никто не зовет ни по имени-отчеству, ни просто по отчеству. Ну не принято это в Израиле - и всё. А если бы в наших краях друг друга называли Мойшевич, Хаимович, Арьевна, Элиевна... Прикольно было бы.)))))))))

23/11/05, Энергетик
А помоему это даже хорошо.Вот когда буду старым дедом все мои друзья будут для меня Иванычы, Петровичи, Михалычи, Сан Санычи и т.п.

08/03/07, Zатворник
Отчества бывают разные, некоторые прикольно произносяти- например, Михалыч, Николаевна, Борисыч, Петрович...А есть, которые хреново произностяся, например моё - Андреевич... А так, весело, дружков кликать по отчествам, они еще по началу так офигевают, ибо не ожидали, что их будут по батюшке называть...а на самом деле, прикольно...

08/03/07, Слим
Zатворник, да твое отчество просто предназначено для произнесения! Не Андреевич, а Андреич! Класс! Андреич - самое то. вот уж кому сложновато - я Леонидовна... скуШно даже как-то:)))