Краткое содержание рассказа чужая калитка. Открытый урок по литературному чтению на тему "Е.Пермяк Чужая калитка". Индивидуальная работа. Работа по карточкам
В школу мы пришли с утра,
За работу нам пора,
Вы отбросьте все дела,
Улыбнитесь, подтянитесь!
И тихонечко садитесь .
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературы проведу у вас я, меня зовут Акбота Сериковна.
Цель : Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Е.А. Пермяка и его произведением. А название нашего рассказа вы узнаете, прочитав запись на доске. Читаем только заглавные буквы.
аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА
Как понимаете выражение «чужая калитка»?
Рассказ, который мы с вами сегодня будем читать, написал Евгений Андреевич Пермяк.
Биография Е.Пермяка.
(на экране - портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.
В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».
В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.
В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.
Умер Евгений Пермяк в 1982 году.
Обратите внимание на портрет А.Е. Пермяка.
Пермяк очень любил детей и написал для них очень много сказок и рассказов.
И сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Чужая калитка».
Но сначала мы познакомимся со словами, которые будут встречаться в рассказе и могут быть вам непонятны:
Тетерев – осторожная, подвижная птица, редко подпускающая человека на ружейный выстрел
Малец – маленький ребенок, малыш.
Добывать тетеревов – охотиться на теревов.
Щеколда – железная пластинка с рычажком, служащая для запирания ворот, наружных дверей.
Просека – очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу, предназначенная для дороги.
Теперь послушайте рассказ.
Слушайте внимательно, потому что после прочтения рассказа вы должны будите ответить мне на некоторые вопросы.
Вопросы на первичное восприятие прочитанного:
Понравился ли вам рассказ?
Чем понравился?
Какой момент вы посчитали наиболее интересным?
Итог : Молодцы, ребята, вы внимательно слушали рассказ.
А сейчас давайте прочитаем данный рассказ по цепочке, по предложению.
А теперь ребята встали
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели вновь за дело
О чем говорится в рассказе?
Что мы узнали об Алеше в начале рассказа?
Кто любил Алешу больше всех?
Как дедушка помогал Алеше расти хорошим человеком?
Куда отправились дед с внуком?
Что увидели Алеша с дедом, подойдя к питомнику? Зачитайте.
Что сказал Алеша, когда увидел, что калитка хлопает на ветру? Зачитайте.
Как поддержал разговор дедушка, какими словами ответил внуку?
Как вы думаете, чему же хитро улыбнулся дедушка?
Что увидели Алеша и дедушка на просеке?
Зачитайте, что ответил дедушка на вопрос мальчика о том, чья скамейка?
Задумался ли внук после разговора с дедушкой? Как вы думаете, о чем?
Куда отправились дедушка с мальчиком через две недели?
Чему удивился дедушка? Зачитайте.
Какие изменения произошли на просеке?
Зачитайте слова дедушки, выражающие его удивление увиденным (стр. 49 – предпоследний абзац)
Догадался ли дедушка, кто отремонтировал калитку?
Как вы думаете, почему Алеша не признался дедушке, что калитку отремонтировал он? Как это характеризует мальчика?
Молодцы, ребята, вы внимательно читали произведение и умеете отвечать на вопросы.
А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Вам будут даны пословицы, вам нужно составить пословицы и объяснить их смысл.
«Собери пословицу».
1 группа
«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
2 группа
«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»
Ученье – путь к уменью
группа
«БЕЗ ТРУДА, НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»
Семь раз отмерь, один – отрежь
4 группа
«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»
К большому терпению придёт и умение
5 группа
«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»
Поспешишь – людей насмешишь
6 группа
«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»
О чем эти пословицы?
А сейчас мы с вами попробуем восстановить рассказ по картинкам. Я показываю картинку, а вы перескажите мне рассказ.
С каким рассказом познакомились?
А лёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.
Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук - за другую. Помучится парень, да научится.
Так и во всём... Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка ни в чём не отказывал. Одного только от внука требовал:
Коли берёшься за дело - доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, - подожди, когда вырастешь.
Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.
Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься...
Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы. И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего - обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.
Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:
Хозяева тоже мне... Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят... Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка...
Что говорить, Алёшенька, - поддержал дедушка разговор, - и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится...
И свалится, - подтвердил Алёша, - она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой...
Да уж куда хуже быть чужой калиткой, - опять согласился с внуком дед, - то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка... своё оно и есть своё.
Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.
Дед говорит:
Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.
Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!
Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.
А чья, дедушка, эта скамья?
Ничья, - ответил дед, - чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо - отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят... только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная...
Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.
Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.
Вот так охотник растёт у нас! - нахваливает Алёшу мать. - Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.
Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.
Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.
А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.
Да нет, нет, - отмахнулся Алёша, - не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.
Прошла неделя, а может быть, и две - отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.
Алёша, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня нашлась.
Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.
Вот тебе и на, - удивляется дед, - у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.
Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:
А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?
Нет, - ответил Алёша, - я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а - наша.
Это хорошо, - сказал дед.
А что хорошо? - спросил Алёша.
Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал... А что касаемо школьной изгороди, - сказал дед, разводя руками, - я даже слов подобрать не могу... Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше...
Дед опять заглянул внуку в глаза.
За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.
А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши... А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.
Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. За это его очень любили в семье. Больше всех Алёшу любил дедушка. Любил и как мог помогал ему расти хорошим человеком.
Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста! Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся?
Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилы держится, внук - за другую. Помучится парень да научится.
Так и во всём… Красить ли крылечко захочет малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка никогда не отказывал.
Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал.
Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься.
Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен, чтобы стадо не забредало и не топтало саженцы и зайцы чтоб не забирались: а то обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.
Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру, щеколда у неё оторвана.
Алёша и говорит дедушке:
- Хозяева тоже мне! Щеколду привернуть не могут! Потому что чужая это калитка и никому до неё нет дела. Правда, дедушка?
- Что там говорить, Алёшенька, хозяева неважные, - поддержал дедушка разговор. - Ведь и петли у калитки не,худо бы сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и свалится калитка на землю.
- Конечно, свалится, - согласился Алёша. - Она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой.
- Да уж куда хуже, - засмеялся дед. - То ли наша калитка. И синей красочкой покрашена, и петельки нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё звенит «трень-брень», как музыка. Своё, оно и есть своё… - Дед хитровато посмотрел на внука, и они пошли дальше.
Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.
Дед говорит:
- Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.
Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!
Посидел Алёша, отдохнул немного и спрашивает:
- А чья это скамейка, деда?
- Да ничья, - ответил дед. - Общая.
- Но ведь кто-то же сделал её и в землю вкопал?
- Конечно. Не сама же скамья сделалась и в землю вкопалась. Какой-то хороший человек её смастерил, который не о себе одном думает, а обо всех людях.
- А кто он, дедушка, этот человек?
- Откуда мне знать? Может быть, лесник какой или просто сердечный старик, а может быть, и малый вроде тебя. Никто того человека не знает, а все спасибо ему говорят. Жаль вот только скамейке этой скоро конец придёт. Столбики у неё подопрели. Да и доска черным-черна. Не то что наша скамеечка у ворот - ухоженная да покрашенная.
Задумался Алёша над дедовыми словами. Всю дорогу молчал и дома за столом тоже молчал.
- Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.
- А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.
- Да нет, - отмахнулся Алёша, - не устал я и с дедушкой поладил.
Прошла неделя, а может быть, и две.
Опять отправились дед с внуком на охоту. Подошли они к садовому питомнику. Глядит дед - и глазам не верит. Щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена, сияет, как небо в мае месяце.
Чужая калитка — рассказ Евгения Андреевича Пермяка
Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.
Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук - за другую. Помучится парень, да научится.
Так и во всём… Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка ни в чём не отказывал. Одного только от внука требовал:
- Коли берёшься за дело - доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, - подожди, когда вырастешь.
Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.
Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься…
Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы. И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего - обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.
Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:
- Хозяева тоже мне… Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят… Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка…
- Что говорить, Алёшенька, - поддержал дедушка разговор, - и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится…
- И свалится, - подтвердил Алёша, - она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой…
- Да уж куда хуже быть чужой калиткой, - опять согласился с внуком дед, - то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка… своё оно и есть своё.
Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.
Дед говорит:
- Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.
Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!
Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.
- А чья, дедушка, эта скамья?
- Ничья, - ответил дед, - чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо - отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят… только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная…
Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.
Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.
- Вот так охотник растёт у нас! - нахваливает Алёшу мать. - Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.
Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.
- Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.
- А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.
- Да нет, нет, - отмахнулся Алёша, - не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.
Прошла неделя, а может быть, и две - отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.
- Алёша, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня нашлась.
- Наверно, - отвечает Алёша и дальше идёт.
Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.
- Вот тебе и на, - удивляется дед, - у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.
Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:
- А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?
- Нет, - ответил Алёша, - я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а - наша.
- Это хорошо, - сказал дед.
- А что хорошо? - спросил Алёша.
- Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал… А что касаемо школьной изгороди, - сказал дед, разводя руками, - я даже слов подобрать не могу… Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше…
Дед опять заглянул внуку в глаза.
За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.
- А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши… А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.
Литературное чтение 3 класс
Дата__________
ЦЕЛЬ : Познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»
Задачи :
воспитывать интерес к книге;
формировать умение анализировать поступки людей;
расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;
развивать память, внимание, речь учащихся.
I. Организационный момент.
Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
II. Фонетическая зарядка.
«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».
для чего?
для каких дел?
Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?
Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)
III. Этап вызова (побуждение).
Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова в тетради.
Правильно. Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.
Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.
аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА
Как понимаете выражение «чужая калитка»? (Устно.)
IV. Этап осознания смысла.
Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.
Биография Е.Пермяка.
(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)
Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.
Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.
В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».
В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.
В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.
Умер Евгений Пермяк в 1982 году.
Что запомнили о биографии автора?
Где учился?
Какие профессии освоил?
2) Первичное чтение рассказа (Аудиозапись 1 части)
Как вы думаете, что произойдет дальше? (Варианты детей.)
3) Повторное чтение. - Прочитать продолжение рассказа самостоятельно, заполнить таблицу ПМИ:
ПЛЮС
МИНУС
ИНТЕРЕСНО
Мальчик трудолюбивый
Чужая калитка
Кто отремонтировал?
Отремонтировал скамейку и калитку
Старая скамейка
Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался
Проверка
Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?
Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?
Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?
4) Работа по группам.
1 группа. «Собери пословицу».
Составить пословицы. Объяснить смысл.
«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»
«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»
«БЕЗ ТРУДА, НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»
«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»
«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»
«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»
О чем эти пословицы?
Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился трудился, и кто им помогал.
Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алешу.
2 группа. Построй дом.
Расскажите, чему вы научились дома, у кого?
(обмен мнениями)
Загадка о семье.
Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)
Синоним к слову
4 группа
Составление плана рассказа по картинкам.
Трудолюбивый мальчик.
Чужая калитка.
Старая скамейка.
Свое, наше.
Презентация каждой группы.
5.) Итог урока.
Я сегодня работал над……
Я смог……
Урок дал мне для жизни……
Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.
Взять интервью у родителей и написать о профессии.