Описание театра глобуса при помощи музыкального языка. Театр Шекспира — Глобус, первое появление и возрождение. Где находится и как добраться

«Весь мир театр». Знаменитая строчка из стихотворения Уильяма Шекспира как нельзя лучше подошла в свое время для фразы, выбитой на стенах театра, который символизировал земной шар и назывался «Глобус». Это был один из первых общественных театров Лондона. И это в нем гремели премьеры знаменитых шекспировских пьес, сегодня составляющих целый пласт драматического искусства и относящихся к золотому фонду человеческой культуры.

В шестнадцатом веке в Лондоне впервые был построен театр, предназначенный для широкой публики. Назывался он просто «Театр». Его основателями были актеры из труппы Бербеджей, и именно в нем впервые были поставлен «Ричард III». Уильям Шекспир был тогда драматургом и одним из актеров труппы «Слуги Лорда-камергера».
В 1598 году владелец земли повысил арендную плату, видимо, желая урвать свою долю прибылей первого общественного театра, но просчитался. И этот его просчет стал толчком к строительству нового театра, позже известного как «Глобус».

Актеры сами перетащили весь остов старого театра, разобрав его на балки, ближе к Темзе, где и возвели новый. Владельцами «Глобуса» стало акционерное общество, в которое вошли члены труппы «Слуги Лорда-камергера», включая и Уильяма Шекспира.

«Глобус» представлял собой круглое здание без крыши. Вернее, круглым его сделала молва – много позже его изображали именно таким на картинах, скорее всего, из-за названия. И также из-за того, что на входе зрителей встречала статуя Атланта, а на ленте, опоясывающей здание, была выгравирована фраза на латыни «Весь мир театр» (более точный перевод «весь мир лицедействует»). На самом деле театр имел 18 или 20 граней. Высота здания составляла приблизительно 30 метров, а внутри амфитеатром располагались три яруса зрительских мест, самыми дорогими, конечно, были нижние места. Для особо высокопоставленных гостей были приготовлены табуреты по краям сцены - там, где в современных располагаются вип-ложи. И билеты по одному пенни продавались на своего рода площадку, распложенную ближе всего к сцене, но ниже ее на полтора метра - здесь самые бедные зрители были вынуждены смотреть представления стоя и грызя лесные орехи. Именно в эту толпу обычно затесывались купленные зрители - они или громко хлопали представлению, возбуждая интерес к пьесе, или, наоборот, освистывали актеров. Всего «Глобус» вмещал до трех тысяч зрителей.

Сцена примыкала к одной из сторон здания. В зал выдавалась авансцена, на которой происходило основное действие. Глубже пряталась арьерсцена, над которой возвышалась галерея, третьим уровнем шел небольшой домик. Актеры переодевались за арьерсценой, отгороженные от зала кулисами. Занавеса не было, но был потолок над подмостками, державшийся на колоннах и покрытый сверху соломой. В спектаклях использовались все четыре сценические площадки. Например, сцена на балконе из «Ромео и Джульетты» была поставлена таким образом, что Ромео находился на арьерсцене, а Джульетта - в галерее.

Спектакли в ту пору отличались простотой. Играли их при дневном свете – так было дешевле, чем освещать закрытое здание. К тому же открытое пространство не давало зрителям задохнуться - пьесы шли по нескольку часов, а туалеты отсутствовали. Так что физиологическую нужду зрители справляли прямо в зале, за земляной пол. Антрактов не было, как и занавесов – в конце действия актеры уходили со сцены, унося с собой «убитых» собратьев и декорации. Впрочем, декорации тогда тоже не приветствовались, как и сценический реквизит. Всех героев играли мужчины – женщинам играть в театрах запрещалось. Обычно в каждой труппе были женоподобные юноши с голосом, который еще не начал ломаться - вот они и играли нежных героинь, которых в пьесах Шекспира достаточно.

В 1613 году в театре ставили «Генриха VIII». В спектакле есть момент, когда при появлении короля стреляет пушка. Маленькое ядро застряло в деревянной стене и подожгло ее. Пламя мгновенно охватило весь театр. К счастью, зрителям и актерам удалось выбежать, никто не пострадал. Кроме одного мужчины, у которого загорелись штаны, он потушил их пивом, бутылку с которым держал в руке. Но театр сгорел дотла.

Вместе с ним ушла целая эпоха - Шекспир к тому моменту перестал писать свои пьесы и удалился на покой в Стаффорд, к жене. Через год здание «Глобуса» было отстроено заново актерами Бербеджами, через тридцать лет оно закрылось по пуританским причинам. Место, где находился самый популярный лондонский театр, было утеряно. Впрочем, в 1989 году его случайно нашли под автостоянкой - форма автостоянки повторяла контуры «Глобуса». К этому моменту уже полным ходом шла работа по восстановлению театра по эскизам елизаветинских времен. Новое здание театра, получившего название «Шекспировский театр «Глобус», отстоит от настоящего всего на три сотни метров. Оно полностью воссоздает «Глобус» времен великого драматурга и является первым зданием с соломенной крышей за три с лишним века (в 1666 солома была под запретом как горючий материал). Правда, в целях безопасности на крыше установлены разбрызгиватели. Спектакли в «Глобусе» идут в теплое время года (из-за открытой площадки) при искусственном освещении.

Если когда-то у вас появится возможность побывать в английском городе Стратфорде, обязательно посетите Шекспировский королевский театр.

Шекспировский театр «Глобус» – один из самых старых театров на территории Англии. Расположен «Глобус» на южном берегу Темзы. Известность театру, прежде всего, принесли первые постановки на сцене произведений Шекспира. Здание перестраивалось по различным причинам три раза, что и составляет богатую историю театра Шекспира.

Появление Шекспировского театра

Начало история театра «Глобус» берет в 1599 году, когда в Лондоне, где всегда с любовью относились к театральному искусству, друг за другом строятся здания публичных театров. Для строительства новой арены были использованы строительные материалы – деревянные конструкции, оставшиеся от другого строения – самого первого публичного театра с логичным названием «Театр».

Владельцы прежнего здания «Театра», семья Бёрбеджей, в 1576 году построили его в Шордиче, где они арендовали землю.

Когда плата за землю повысилась, они разобрали старое здание и перевезли материалы к Темзе, где и возвели новое сооружение – театр Шекспира "Глобус". Любые театры строились за пределами влияния муниципалитета Лондона, что объяснялось пуританскими взглядами властей.

В эпоху Шекспира произошел переход от любительского театрального искусства к профессиональному. Возникали актерские труппы, поначалу ведущие бродячее существование. Они ездили по городам и показывали представления на ярмарках. Представители аристократии стали брать актеров под покровительство: они принимали их в ряды своих слуг.

Это давало актерам положение в общество, хотя оно было очень низким. По этому принципу часто и называли труппы, например, «Слуги лорда Камергера». Позже, когда к власти пришел Иаков I, покровительствовать актерам стали только члены королевской семьи, и труппы стали переименовывать в «Слуг его Величества Короля» или других членов монаршей семьи.

Труппа театра «Глобус» представляла собой товарищество актеров на паях, т.е. пайщики получали доход от сборов со спектаклей. Братья Бёрбеджи, как и Уильям Шекспир – ведущий драматург в труппе, и еще трое актеров были пайщиками «Глобуса». Актеры второго плана и подростки состояли в театре на жаловании и не получали дохода со спектаклей.

Шекспировский театр в Лондоне имел форму восьмигранника. Зрительный зал «Глобуса» был типичным: овальная площадка без крыши, огороженная большой стеной. Название арена получила благодаря располагавшейся у входа статуе Атланта , который поддерживал земной шар. Этот шар или глобус опоясывала лента со знаменитой до сих пор надписью «Весь мир – театр » (дословный перевод – «Весь мир лицедействует»).

Театр Шекспира вмещал от 2 до 3 тысяч зрителей. По внутренней стороне высокой стены располагались ложи для представителей аристократии. Над ними была галерея для зажиточных людей. Остальные располагались вокруг сценической площадки, которая вдавалась в зрительный зал.

Зрителям предполагалось стоять во время представления. Некоторые особо привилегированные особы располагались сидя прямо на сцене. Билеты для богатых людей, готовых заплатить за места в галерее или на сцене, стоили намного дороже мест в партере – вокруг сцены.

Сцена представляла невысокий, поднятый примерно на метр помост. На сцене располагался люк, ведущий под сцену, из которого появлялись привидения по ходу действия. На самой сцене очень редко появлялась какая-то мебель и совсем не появлялись декорации. На сцене не предусматривался занавес.

Над задней сценой располагался балкон, на котором появлялись персонажи, по пьесе находящиеся в замке. Была своеобразная трибуна на верхней сцене, где также происходили сценические действия.

Еще выше располагалась конструкция, похожая на хижину, где играли сцены за окном. Интересно, что, когда в «Глобусе» начиналось представление, на крыше этой хижины вывешивался флаг, который был виден очень далеко и являлся сигналом, что в театре идет спектакль.

Бедность и некоторая аскетичность арены определяли то, что самым главным происходящим на сцене являлась игра актеров и сила драматургии. Реквизита для более полного понимания действия не было, многое отдавалось на откуп зрительской фантазии.

Примечательным является факт, что зрители в партере во время представления часто ели орехи или апельсины, что подтвердилось находками археологов при раскопках. Зрители могли громко обсуждать какие-то моменты в спектакле и не скрывать своих эмоций от увиденного действия.

Свои физиологические потребности зрители также справляли прямо в зале, поэтому отсутствие крыши являлось некоторым спасением для обоняния любителей театрального искусства. Поэтому примерно представляем тяжелую долю драматургов и актеров, дающих представления.

Пожар

В 1613 году в июле во время премьеры спектакля Шекспира «Генрих VIII» о жизни монарха здание «Глобус» сгорело, но зрители и труппа не пострадали. По сценарию одна из пушек должна была выстрелить, но что-то сработало не так, и произошло возгорание деревянных конструкций и соломенной крыши над сценой.

Конец первоначального здания «Глобуса» ознаменовал изменения в литературно-театральных кругах: примерно в это же время Шекспир перестал писать пьесы.

Восстановление театра после пожара

В 1614 году здание арены было восстановлено, причем при строительстве использовался камень. Крыша над сценой заменена на черепичную. Труппа театра продолжала играть вплоть до закрытия «Глобуса» в 1642 году. Тогда пуританским правительством и Кромвелем был издан указ, что все увеселительные представления, в том числе театральные, запрещались. «Глобус», как и все театры, закрылся.

В 1644 году здание театра снесли, а на его месте построили доходные дома. История «Глобуса» оказалась прервана почти на 300 лет.

Точное местоположение первого «Глобуса» в Лондоне было неизвестным до 1989 года, когда нашли основание его фундамента на Парк-Стрит под автостоянкой. Его контуры сейчас обозначены на поверхности автостоянки. Там же могут находиться и другие остатки «Глобуса», но сейчас эта зона входит в список исторических ценностей и, следовательно, раскопки там проводить нельзя.

Сцена театра "Глобус"

Появление современного театра Шекспира

Современную реконструкцию здания театра «Глобус» предложили не англичане, что удивительно, а американский режиссер, актер и продюсер Сэм Уонамейкер. В 1970 году он организовал Трастовый фонд «Глобуса», который предназначался для восстановления театра, открытия в нем образовательного центра и постоянной выставки.

Сам Уонамейкер скончался в 1993 году, но открытие все-таки состоялось в 1997 году под современным названием Шекспировский театр «Глобус». Расположено это здание в 200-300 метрах от прежнего места «Глобуса». Здание реконструировано в соответствии с традициями того времени, к тому же оно стало первым зданием, которое разрешено построить с соломенной крышей после великого пожара в Лондоне в 1666 году.

Спектакли идут только весной и летом, т.к. здание построено без крыши. В 1995 году первым художественным руководителем стал Марк Райленс, которого в 2006 году сменил Доминик Дромгул.

Экскурсии в современном театре идут ежедневно. Совсем недавно рядом с «Глобусом» открыли тематический парк-музей, полностью посвященный Шекспиру. Кроме того, что там можно увидеть самую большую экспозицию, посвященную известному на весь мир драматургу, можно принять участие в увеселительных мероприятиях: увидеть бой на мечах, написать сонет или поучаствовать в постановке одной из шекспировских пьес.

ТЕАТР «ГЛОБУС» (GLOBE), один из старейших лондонских театров, расположенный на южном берегу Темзы.

Славная история театра «Глобус» началась в 1599, когда в Лондоне , отличавшемся большой любовью к театральному искусству, один за другим строились здания публичных общедоступных театров. При сооружении «Глобуса» были использованы строительные материалы, оставшиеся от разобранного здания самого первого общественного лондонского театра (он так и назывался – «Театр»). У владельцев здания, труппы знаменитых английских актеров Бербеджей, истек срок земельной аренды; вот они и решили отстроить театр на новом месте. К этому решению, несомненно, был причастен и ведущий драматург труппы – У.Шекспир , к 1599 ставший одним из пайщиков театра Бербеджа «Слуги лорда-камергера».

Театры для широкой публики строились в Лондоне по преимуществу за пределами Сити, т.е. – за пределами юрисдикции лондонского муниципалитета. Это объяснялось пуританским духом городских властей, враждебно относящихся к театру вообще. «Глобус» представлял собой типичное здание общедоступного театра начала 17 в.: овальное помещение – в форме римского амфитеатра, огороженное высокой стеной, без крыши. Свое название театр получил от украшавшей его вход статуи Атланта, поддерживающего земной шар. Этот земной шар («глобус») был опоясан лентой со знаменитой надписью: «Весь мир лицедействует» (лат. Totus mundus agit histrionem; более известный перевод: «Весь мир – театр»).

Сцена примыкала к задней части здания; над ее глубинной частью возвышалась верхняя сценическая площадка, т.н. «галерея»; еще выше находился «домик» – строение с одним или двумя окнами. Таким образом, в театре было четыре места действия: просцениум , глубоко вдававшийся в зал и окруженный публикой с трех сторон, на котором разыгрывалась основная часть действия; глубинная часть сцены под галереей, где разыгрывались интерьерные сцены; галерея, которая использовалась для изображения крепостной стены или балкона (здесь появлялся призрак отца Гамлета или шла известная сцена на балконе в Ромео и Джульетте ); и «домик», в окнах которого тоже могли показываться актеры . Это позволяло выстраивать динамичное зрелище, закладывая уже в драматургию разнообразные места действия и меняя точки зрительского внимания, – что помогало поддерживать интерес к происходящему на площадке. Это было чрезвычайно важно: не нужно забывать, что внимание зрительного зала не поддерживалось никакими вспомогательными средствами – спектакли шли при дневном свете, без занавеса , под непрерывный гул публики, оживленно обменивавшейся впечатлениями в полный голос.

Зрительный зал «Глобуса» вмещал, по разным источникам, от 1200 до 3000 зрителей. Точную вместимость зала установить невозможно – сидячие места для основной массы простолюдинов предусмотрены не были; они теснилась в партере , стоя на земляном полу. Привилегированные зрители располагались с некоторыми удобствами: по внутренней стороне стены шли ложи для аристократии, над ними помещалась галерея для зажиточных. Самые богатые и знатные сидели по бокам сцены, на переносных трехногих табуретах. Никаких дополнительных удобств для зрителей (включая туалеты) не было; физиологические нужды при необходимости справлялись запросто, по ходу спектакля – прямо в зрительном зале. Поэтому отсутствие крыши можно было расценивать скорее как благо, нежели как недостаток – приток свежего воздуха не давал задохнуться преданным поклонникам театрального искусства.

Впрочем, подобная простота нравов вполне отвечала тогдашним правилам этикета, и театр «Глобус» очень скоро стал одним из главных культурных центров Англии: на его сцене ставились все пьесы У.Шекспира и других выдающихся драматургов эпохи возрождения.

Однако в 1613, во время премьеры шекспировского Генриха VIII , в театре случился пожар: искра от сценического пушечного выстрела попала в соломенную крышу над глубинной частью сцены. Исторические свидетельства утверждают, что жертв при пожаре не было, но здание сгорело дотла. Конец «первого Глобуса» символически ознаменовал собой смену литературно-театральных эпох: примерно к этому времени У.Шекспир перестал писать пьесы.

Вскоре здание было отстроено заново, уже из камня; соломенное перекрытие над глубинной частью сцены было заменено черепичным. Труппа Бербеджа продолжала играть во «втором Глобусе» до 1642, пока пуританским парламентом и лордом-протектором Кромвелем не был издан указ о закрытии всех театров и запрещении каких бы то ни было театральных увеселений. В 1644 пустовавший «второй Глобус» был перестроен в помещение под сдачу в аренду. История театра прервалась более чем на три века.

Идея современной реконструкции театра «Глобус» принадлежит, как ни странно, не англичанам, а американскому актеру, режиссеру и продюсеру Сэму Уанамейкеру (Sam Wanamaker). Он приехал в Лондон впервые в 1949, и около двадцати лет вместе со своими единомышленниками по крупицам собирал материалы о театрах Елизаветинской эпохи. К 1970 Уанамейкер основал Трастовый Фонд Шекспировского Глобуса, предназначенный для реконструкции утраченного театра, создания в нем образовательного центра и постоянной выставочной экспозиции. Работа над этим проектом продолжалась более 25 лет; сам Уанамейкер умер в 1993, почти за четыре года до открытия реконструированного «Глобуса». Ориентиром для воссоздания театра стали раскопанные фрагменты фундамента старого «Глобуса», а также – близлежащего театра «Роза», где ставились шекспировские пьесы в «до глобусовские» времена. Новое здание построено из древесины «зеленого» дуба, обработанного в соответствии с традициями 16 в. и расположено почти на том же месте, что и прежде – от старого «Глобуса» новый отстоит метров на 300. Бережная реконструкция внешнего вида сочетается с современным техническим оснащением здания.

Новый «Глобус» был открыт в 1997. Поскольку, согласно историческим реалиям, новое здание выстроено без крыши, спектакли в нем проходят только весной и летом. Однако экскурсии в старейшем лондонском театре «Глобус» проводят ежедневно. Уже в нынешнем веке рядом с восстановленным «Глобусом» открыт тематический парк-музей, посвященный Шекспиру. Там размещена самая большая в мире выставочная экспозиция, посвященная великому драматургу; для посетителей организованы разнообразные тематические увеселительные мероприятия: здесь можно попробовать самому написать сонет; посмотреть бой на мечах, и даже принять участие в постановке шекспировской пьесы.

Татьяна Шабалина

Первый шекспировский театр просуществовал недолго, около четырнадцати лет, и сгорел дотла, когда театральная пушка дала осечку в результате которой воспламенились деревянные балки и соломенная крыша над сценой. В этот раз обошлось без жертв: пламя попало лишь на брюки одного из зрителей, который быстро потушил огонь.

Шекспировский театр «Глобус» находится в столице Великобритании, в Лондоне, на южном берегу Темзы, недалеко от моста Миллениум, по адресу: 21 New Globe Walk, Bankside, London SE1 9DT. На географической карте этот храм Мельпомены можно найти по следующим координатам: 51° 30′ 30″ с. ш., 0° 5′ 50″ з. д.

Несмотря на то, что этот театр довольно молод (строительство здания было закончено в 1997 году), история его существования насчитывает более трёхсот лет и состоит из трёх этапов со значительным перерывом:

  1. Первый театр актёры труппы «Мужчины лорда Чемберлена», к которой принадлежал Уильям Шекспир, построили в 1599 году. Просуществовал этот храм Мельпомены недолго и летом 1613 года полностью сгорел во время пожара;
  2. Несмотря на значительные разрушения, здание было отстроено уже через год, и театр в нём функционировал до 1642 года, после чего был разобран пришедшими к власти пуританами;
  3. Современный театр, созданный по описаниям и обнаруженным во время археологических раскопок остаткам основания здания, возвели в конце девяностых годов прошлого века в двухстах метрах от местонахождения самого первого здания.

Самый первый театр

Интересно, что владельцами нового театра были почти все актёры труппы «Мужчины лорда Чемберлена»: братьям Бёрбедж, Ричарду и Кутберту принадлежало по 25% акций, а доля Шекспира, Хемингса, Филипса и Поупа составляла по 12,5 %. Со временем акции были частично проданы, количество акционеров увеличилось, а доля актёров уменьшилась (например, у Шекспира в результате различных финансовых операций осталось лишь восемь процентов бумаг).


То, что братьям Бёрдбедж принадлежала большая часть акций, не случайность: во время строительства театра были использованы деревянные элементы первого лондонского театра, который принадлежал их отцу и был сооружён на арендованной земле в 1576 году. Когда срок аренды истёк, владелец земли, где находился театр, поднял плату настолько, что выгоднее оказалось здание разобрать, перевезти на новое место и собрать заново.

Новый театр стал популярен практически сразу: имя Вильяма Шекспира, известного драматурга, актёра и совладельца театра сделало своё дело – в этом храме Мельпомены были поставлены почти все его драматургические произведения. На одном лишь Шекспире актёры зациклены не были, а потому на театральных подмостках «Глобуса» можно было увидеть пьесы и других известных драматургов того периода. К сожалению, новое здание просуществовало недолго: в июле 1613 года во время премьеры пьесы Шекспира «Генрих XVIII» его уничтожил пожар.

Внешнее описание первого театра

Возле входа в здание была установлена скульптура Атланта, на плечах которого находился опоясанный лентой земной шар (именно благодаря ему новый театр и получил своё название). На ленте глобуса можно было прочитать: «Весь мир – театр».

В стенах нового здания помещалось около 3 тыс. зрителей. По форме оно напоминало несколько вытянутый амфитеатр (29,6 на 31,1 метр), имело три этажа, а крыша была лишь над сценой. Из-за недостатка освещения представления шли лишь днём, без антрактов, с использованием минимального количества декораций (их успешно заменяли таблички со словами «Лес», «Дворец», «Поле» и т. п.)

Возле стен первого этажа находились лоджии для аристократов, над ними – галереи для богатых лондонцев (здесь были установлены сидячие места). Все остальные места были стоячими, а некоторым особо привилегированным зрителям разрешали находиться прямо на сцене. Интересный факт: возле сцены была предусмотрена площадка, где невзыскательные лондонцы, заплатив один пенни, могли смотреть на представление стоя.

Ширина сцены составляла тринадцать метров, глубина была около восьми, возвышалась она над полом на полтора метра и несколько выступала вперёд. В полу был предусмотрен люк, через который артисты имели возможность подниматься на подмостки из подвального помещения (исследователи также допускают наличие других люков вокруг сцены).

В глубине сцены была установлена верхняя площадка, на которой находились музыканты, а если того требовал сценарий, появлялся призрак отца Гамлета или стояла Джульетта во время объяснения с Ромео. Над этой площадкой был расположен «Домик», в окнах которого показывались артисты.

Расположенную над сценой соломенную крышу, «небеса», поддерживали установленные по бокам толстые колонны (исследователи допускают, что на потолке вполне могло быть изображено облачное небо). На этой крыше также было предусмотрено наличие люка, через который актёры при помощи верёвок и канатов спускались вниз.


Второй театр

Сгоревший театр в Лондоне восстановили довольно быстро и открыли для публики уже в июне 1614 года. Учитывая печальную историю предыдущего сооружения, новое здание построили из камня. Правда, и на этот раз лондонскому театру не повезло. К власти как раз пришли пуритане, которые, заявив, что всё связанное с театральной деятельностью, является греховным, безнравственным и порочным, в 1642 году закрыли «Глобус», а через два года полностью разобрали, построив вместо него доходные дома – многоквартирные жилые помещения для сдачи в аренду.

Таким образом, точное местонахождение театра на протяжении долгих веков было неизвестно, пока в конце восьмидесятых годов прошлого века под одной из автостоянок на Парк-Стрит не было обнаружено его основание.

Современный «Глобус»

История лондонского театра «Глобус» на этом не закончилась: через 350 лет по инициативе американского актёра Сэма Уэнамейкера было принято решение возродить шекспировский театр – и в 1997 году новое здание открыло перед публикой свои двери. Находилось оно в двухстах метрах от старой постройки, было построено по восстановленным чертежам времён первого «Глобуса», а при его строительстве были задействованы технологии XVII ст.

Например, штукатурка была изготовлена из смеси извести, песка и козьей шерсти, а крышу, которую установили лишь над сценой и над сидячими местами, покрыли соломой.

Таким образом, шекспировский театр оказался первой постройкой с соломенной крышей, которую разрешили установить в городе после пожара, произошедшего в Лондоне в середине XVII ст. Было решено отказаться от установки электрического освещения, которым можно было бы пользоваться во время представлений, а потому все театральные постановки происходят лишь днём в тёплое время года, с мая по сентябрь.

Хотя театр и рассчитан на 3 тыс. зрителей, из-за соображений безопасности на представлении может присутствовать не более 1300 человек. В зале предусмотрено 700 стоячих мест, а чтобы зрители полностью прочувствовали дух елизаветинской эпохи, в театре разрешены правила этикета времён Шекспира. Это значит, что все, кому не нравится игра актёров, имеют право выражать своё отношение свистом и недовольными возгласами.

Жизнь вне сезона

Несмотря на то, что на представлении в театре «Глобус» можно побывать лишь с мая по сентябрь (в остальное время труппа гастролирует), туристам, приехавшими в Лондон «не в сезон», отчаиваться особо не стоит: экскурсии здесь проводят ежедневно. Кроме того, возле театра расположен музей-парк, посвящённый великому драматургу. В нём находится самая большая выставка в мире, посвящённая Уильяму Шекспиру, а также предусмотрены различные мероприятия: можно попытаться самостоятельно написать стихотворение, поглядеть на бои с мечами, и даже активно поучаствовать в постановке спектакля.

Самый первый Глобус начал работать в 1599 году, а построен он был на южной стороне Темзы, подальше от муниципальных властей, которые не очень-то жаловали такие заведения, как театр. Ныне театр Глобус расположен по адресу New Globe Walk, 21. Чтобы доехать сюда желательно воспользоваться ближайшими метро Blackfriars и Southwark. Вход в театр платный, стоимость стоячих мест – 5 фунтов.

История театра и его актеров

Театр Глобус по праву считается самым первым театром Лондона. До него на этом месте стоял еще один театр, который так и назывался Театр, но он был разрушен, а там же и из его же материалов был построен Глобус.

Первым руководителем театра был Ричард Бербедж. Он родился в актерской семье, его отец владел первым общественным театром Лондона. Ричард, по отзывам зрителей и критиков, был прекрасным актером, умеющим перевоплощаться в своих героев правдиво и эмоционально. Слава пришла к Бербеджу, когда он начал играть пьесы Шекспира в труппе лорда-камергера. Знакомство Ричарда Бербеджа и Шекспира дало начало идеи организовать собственный театр. Официальным владельцем Глобуса был Ричард, вместе с братом они владели его половиной. Шекспиру принадлежало 12%, остальная часть была распределена между другими 3 актерами.

Первоначально Глобус представлял собой круглую площадку, обнесенную невысокой стеной с балконами для зрителей. Именно на этой площадке происходили действия представлений. Декораций здесь также не было, вместо них ставились специальные таблички, которые указывали время и место данной сцены.

В 1613 году во время представления «Генрих VIII» театр сгорел дотла. Отстроен он был через год, но просуществовал недолго, так как пуританские настроения в стране не жаловали такие заведения. Глобус снесли и построили на его месте жилой дом.

Новая история современного Глобуса

Новый Глобус был заново отстроен по найденным чертежам, эскизам и рисункам, но в 200 метрах от первой постройки. Происходило это по инициативе известного режиссера из США Сэма Уэнамэйкера. Он более трех лет собирал средства для возобновления этой мировой культурной ценности. В группу по работе с эскизами и планировкой вошли известные архитектор и проектировщик Тео Кросби и Бьюро Хаппольд. По большинству вопросов их консультировал искуствовед Эндрю Герр.

Новый театр был открыт в 1997 году. Понятно, что без новшеств при строительстве не обошлось, но строители и архитекторы пытались максимально сделать театр оригинальным. Здесь, как и ранее, находятся 3 яруса навесных балконов, а все места у сцены – только стоячие. В современном театре есть закулисье, декорации, системы тушения пожара, освещение. Интересно, что крыша в театре соломенная, такая, какая была изначально у первого Глобуса. Именно из-за нее и произошел пожар.

Театр рассчитан на 1300 зрителей, причем 700 мест стоячих, хотя реально в театре могут поместиться около 3000 посетителей. Так как крыша закрывает только сцену, представления могут происходить только в теплый сезон. Зимой помещение используется для обучения актерскому мастерству студентов вузов, колледжей и т.д.

Репертуар Театра Глобус

Мировую известность Глобуса подтверждают его копии по всему миру. Подобные театры есть США, Германии и Италии.

Основной репертуар театра – пьесы Шекспира, поэтому и называют Глобус театром Шекспира. Кстати, рядом с Глобусом есть небольшой музей, в котором собраны сведения о жизни и работе писателя, его труды и личные предметы. Вместе с актерами театра можно переживать пьесы «Укрощение строптивой», «Генрих IV», «Гамлет», «Король Лир» и другие. Последние годы жизни У.Шекспир не участвовал в жизни театра, а после смерти его друзья по актерскому мастерству издали первый сборник произведений великого писателя, который включал 36 произведений. Нужно сказать, что лучшие драматические пьесы Шекспира дописывались и совершенствовались прямо в стенах Глобуса, во время репетиций.

Чтобы попасть на представление, нужно заранее забронировать билеты на сайте, либо приобрести накануне. Театр работает с мая по октябрь, но туристы могут осматривать его круглый год. Время проведения представлений в театре часто меняется, поэтому его нужно уточнять. Глобус – это и музей, и театр, и сердце культурной жизни столицы Великобритании.