Программы музея. Летние программы для школьников в музеях Программы детских образовательных центров в музеях
1. Занятия по образовательным программам
- «Шаги по траве» (экологическая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
- «Азбука смоленского края» (для учащихся начальных классов школ г.Смоленска)
- «Узелки на память» (этнологическая программа для детей дошкольного возраста)
- «Путешествие в прошлое Смоленска» (для учащихся школ города и области)
- «Путешествие в мир искусства и истории» (для дошкольного и младшего школьного возраста)
- «Знакомство со старой школой. Нескучные уроки» (интерактивные занятия - уроки арифметики, словесности, чистописания, литературы, географии, рисования, лепки, рукоделия, театрального мастерства на базе экспозиции «Сельскохозяйственная школа княгини М.К.Тенишевой»)
- «Здравствуй, музей!» (для детсадов, учащихся начальных классов)
- «Православие» (для учащихся средних школ)
- «Музей - сельской школе» (выездной лекторий)
Лектории для студентов:
- «История мировой культуры»
- «История изобразительного искусства»
- «Музееведение»
- «Культуроведение»
- «Музейное дело и охрана памятников»
- «Народный костюм»
- «Православие»
Мастер-классы по ткачеству поясов, ткачеству на берде, плетению, по изготовлению тряпичных кукол и кукол из природного материала, салфеток (из тесьмы, веревки, кусков сукна способом склеивания), панно (из натянутых нитей), по живописи, по изготовлению глиняных изделий.
Образовательный мультимедиа-лекционный цикл «Лето в музее» (обслуживание летних школьных площадок в каникулярное время).
2. Занятия (интерактивные и театрализованные) по музейной культурно-досуговой программе «Милосердие»:
- Для детей с ослабленным здоровьем: арт-терапевтические занятия
- Для детей-сирот: театрализованные экскурсии, выставки творческих работ, мастер-классы, викторины военно-исторической, этнографической и экологической направленности, экскурсионные туры по музейным экспозициям
- «Нескучные встречи» (программа мероприятий для пожилых людей)
- «Осенние посиделки» (для пожилых людей)
3. Мероприятия по реализации госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ»
- Литературно-музыкальные композиции
- Месячники по военно-патриотической работе (встречи с ветеранами, уроки мужества)
- Спектакли-реконструкции исторического театра «Порубежье»
- Циклы мероприятий, посвященные Дню защитника Отечества (23 февраля), Дню России (12 июня), Дню освобождения Смоленщины (25 сентября)
- Кинолекторий «Загадки и тайны Великой Отечественной. Документальный сериал»
- Тематические экскурсии по городу «Курган Славы», «Сквер Памяти Героев»
- Выездной лекторий «Дети Смоленщины в годы Великой Отечественной войны» (для учащихся школ г.Смоленска)
- Цикл мероприятий, посвященный Международному дню освобождения узников из фашистских концлагерей (11 апреля), Дню памяти и скорби (22 июня)
4. Мероприятия по реализации областной целевой программы «Дети Смоленщины»
- «Быт русского народа»
- «Календарные праздники русского народа»
- «Путешествие в старую школу»
- «Историческое прошлое Смоленщины»
- «Сокровища русского искусства»
- Презентации творческих работ учащихся
- «Музей - детским садам» (цикл интерактивных занятий)
- «Детская музыкальная гостиная»
- «Сказочной тропой» (интерактивные занятия по славянской мифологии для детских летних площадок)
5. Программа для школьников «Ты - смолянин»
Рассчитана на учащихся 5-9 классов. Периодичность посещения музеев: 4 раза в год на протяжении 5-ти лет.
1-й год обучения (5 класс)
Цели: дать представление о музее и его типах; познакомить с музеями Смоленска и других городов мира.
- Первая встреча с музеем. Музеи Смоленской области. Музеи мира. Экскурсия в один из отделов музея-заповедника.
- Древний Смоленск. Древние смоляне и их занятия. Ремесла. Образование, культура, быт. Экскурсия в зал «Памятники духовной культуры».
- Древние улицы Смоленска. Экскурсия по городу.
- Типы музеев. «Смоленский лен», Музей природы и экологии и др. Просмотр слайдов, экскурсия в музей «Смоленский лен».
2-й год обучения (6 класс)
Цели: дать представление об истории Смоленского княжества; познакомить с известными памятниками духовной культуры г.Смоленска; познакомить с мифами, легендами, сказками, связанными со Смоленской землей, и их отражением в искусстве.
- Древнерусские княжества. Смоленское княжество. Святыни Смоленска. Экскурсия по городу.
- Культура Смоленского княжества. Народные промыслы Руси (Талашкино). Просмотр видеофильма.
- Легенды, мифы и сказки Смоленского края. Приметы. Экскурсия в музей «В мире сказки».
- Фольклор в произведениях искусства. Смоленские темы. Экскурсия в Художественную галерею, лекция.
3-й год обучения (7 класс)
Цели: познакомить с историей и культурой Смоленска XVI-XVIII веков.
1. Смоленск - город-герой в эпоху польско-литовского владычества. Лекция.
2. Смоленская городская стена - лучшее оборонительное сооружение на протяжении многих веков. Экскурсия в Громовую башню, просмотр видеофильма.
- Петровские реформы и Смоленск. Экскурсия в зал Исторического музея по теме.
- Русская культура в XVIII веке и Смоленск. Лекция в Художественной галерее.
4-й год обучения (8 класс)
- Цели: познакомить с историей и культурой Смоленска XIX века.
- XIX век и Смоленск. Жизнь и быт дворян. Лекция, экскурсия в зал «Дворянский быт».
- Отечественная война 1812 года. Смоленское сражение. Лекция, экскурсия в зал по теме.
- Культура России в XIX веке и Смоленск. Лекция в Художественной галерее.
5-й год обучения (9 класс)
Цели: дать представление о героическом прошлом Смоленского края в 1941-1945 годах; познакомить с культурными и историческими памятниками г.Смоленска.
- Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и Смоленск. Просмотр видеофильма, экскурсия в музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».
- Культура России начала XX века и Смоленск. Лекция в Художественной галерее.
- Архитектурные памятники Смоленска. Просмотр видеофильма, экскурсия по городу.
- Памятные места Смоленской земли. Знаменитые личности края. Экскурсия в один из музеев Смоленщины (п.Фленово, с.Новоспасское, х.Загорье)
6. Педагогическая программа историко-архитектурного комплекса «Теремок»
название | форма работы | категория посетителей | дата |
«Путешествие в старую школу» | тематическая экскурсия - первое знакомство с с/х школой | 1-11 классы | учебный год |
«Нескучные уроки» | путешествие в церковные книги и памятники славянской письменности: Кириллица и современный алфавит Славянская и римская нумерация | 1-11 классы | учебный год |
«Числа в играх» | урок арифметики Игры с пальцами Подвижные игры | 1-4 классы | учебный год |
«Российская империя XIX века» | урок географии Европейская Россия Азиатская Россия | 5-7 классы | учебный год |
«Крылатые речения - от поговорки и пословицы до афоризма и фразеологизма» | урок русского языка Всё о крылатых выражениях, ставших популярными в литературной и народной речи | 8-11 классы | учебный год |
«Возвращение Жар-птицы» | мастер-класс Уроки рисования | 1-11 классы | учебный год |
«Волшебная глина» | мастер-класс Лепка из глины | 1-11 классы | апрель-октябрь |
7. Программа «Милосердие» для детей-инвалидов реабилитационного центра «Вишенки»
Цели и задачи:
- Познакомить детей с разнообразием музейных экспозиций Смоленского государственного музея-заповедника.
- Дать представление о богатстве, разнообразии, уникальности каждой экспозиции через экскурсии, театрализованные представления, интерактивные занятия, мастер-классы, фильмы на базе каждого отдела.
- Сформировать у детей познавательный интерес к искусству, истории, краеведению, природоведению.
- Помочь детям с ограниченными возможностями (двигательными, речевыми, интеллектуальными) в социальной адаптации посредством занятий в отделах: «В мире сказки», «Смоленский лен», Музей скульптуры С.Т.Коненкова, Музей природы и экологии, историко-архитектурный комплекс «Теремок» через мастер-классы по лепке игрушек из глины, рисованию, изготовлению кукол, вышиванию, вязанию и т.д.
- Приобщить детей к художественной жизни города через посещение выставок, встречи с художниками, артистами, музыкантами.
Этнографическая программа «В каком народе живешь, того обычаи и держишь».
1 | «Новогоднее приключение в сказке. Зимний праздник русского народа» (елка, театрализованное представление, игры, викторины) | В мире сказки | Декабрь-январь |
2 | «Уродилась Коляда накануне Рождества. Зимний праздник русского народа» | В мире сказки | Январь 1-я пол. |
3 | «Встреча весны. Сороки» (театрализованное представление, игры, викторины) | В мире сказки | Февраль 1-я пол. |
4 | «Здравствуй, масленица» (театрализованное представление, хороводы, игры) | В мире сказки, Смоленский лен | Февраль 2-я пол. |
5 | «Пасха. Светлое Христово Воскресение» (интерактивное представление, игры) | В мире сказки | Апрель 1-я пол. |
6 | «Сказочное чаепитие» (театрализованное представление, игры, беседы) | В мире сказки | Октябрь |
7 | «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» (театрализованное представление, игры, викторины) | Смоленский лен | Апрель |
8 | «Русские народные куклы» (интерактивное занятие, игры) | Смоленский лен | Январь 2-я пол. |
9 | «Ой, полным-полна коробушка. Русские народные глиняные игрушки» (интерактивное занятие, фильм, мастер-класс) | Июль | |
10 | «О старых вещах, живущих в старом доме» (театрализованное представление) | Отдел «Теремок» | Июнь |
11 | «В русской избе» (театрализованное представление, игры) | Отдел «Теремок» | Июль |
12 | «Волшебные узоры. Традиции русского кружевоплетения» (мастер-класс, беседа) | Отдел «Теремок» | Октябрь |
13 | «Путешествие в старую школу» (интерактивное занятие, игры, викторины) | Отдел «Теремок» | Сентябрь 1-я пол. |
Программы Музея природы и экологии:
- Программа для детских садов «Шаги по траве»
- Программа для детей с родителями «Семейный час в музее»
- Праздники в музее
- Дни защиты от экологической опасности
Люби свой город. История Смоленщины.
1 | «Город древний, город славный» (экскурсия по городу) | Исторический музей | Июнь |
2 | «Город древний, город славный» (Соборный холм, Успенский собор) | Исторический музей | Июнь |
3 | «Каменное ожерелье земли Смоленской» (интерактивное занятие) | Исторический музей, башня Громовая | Август |
4 | «Кузнец-молодец» (театрализованная экскурсия) | Городская кузница XVII века | Август |
5 | «Приглашение на бал» (интерактивная экскурсия, викторины, игры) | Исторический музей | Сентябрь 2-я пол. |
6 | «Ухарь-купец» (интерактивное занятие по выставке «От кубышки до сберкнижки») | Исторический музей | Август |
7 | Знаете, каким он парнем был» (интерактивное занятие, посвященное Ю.А.Гагарину) | Исторический музей | Апрель 1-я пол. |
Мы входим в мир Прекрасного.
1 | «Волшебные превращения камня, дерева, металла в скульптуру» (интерактивное занятие, фильм) | Музей скульптуры С.Т.Коненкова | Ноябрь |
2 | «Дорогим землякам дарю свое искусство» (экскурсия, фильм) | Музей скульптуры С.Т.Коненкова | Октябрь |
3 | «Посмотри, и ты услышишь. И.Левитан» (интерактивная экскурсия) | Художественная галерея | Март |
4 | «Очарование русского пейзажа» (интерактивная экскурсия) | Художественная галерея | Ноябрь |
8. Программа тематических занятий «Культура и дети. С мечтой о русском возрождении».
На базе музея «В мире сказки»:
- «Встреча весны. Сороки»
- «Пасха. Светлое Христово Воскресение»
- «Осенние посиделки»
- «Пришла Коляда наперед Рождества!»
- «Широкая Масленица»
- «Мои любимые игрушки»
- «Сказочное чаепитие»
- «По памяти, как по грамоте»
- «Быт русского крестьянина»
На базе музея «Смоленский лен»:
- Мастер-класс по изготовлению поясов
- Мастер-класс «Русская кукла»
- «Пришла Коляда»
- «Ай, да Масленица»
- «Матушка весна всем красна»
- «Русская изба»
- «Волшебник синий лен»
- «Три девицы под окном»
- «Смоленские украсы»
На базе историко-архитектурного комплекса «Теремок»:
- «Самовар кипит, уходить не велит!»
- «Праздник русских овощей»
- «Русские посиделки»
- «Кузьминки - по лету поминки»
- «Рождество»
- «Масленица»
- «Нескучные уроки»
- Мастер-класс «Фантазии из глины»
- Мастер-класс по живописи «Возвращение Жар-птицы»
«Культура.РФ» рассказывает о необычных музейных программах для детей в разных городах России - занятиях по швартовке судна, мастер-классах по созданию объемных изображений, ботаническому рисунку, театральных экскурсиях и многом другом.
Москва: абонемент «Встречи в доме Остермана»
Ростов: программа «Колокола и звоны Ростовского кремля»
Смоленск: интерактивная программа «Смоленская буквица»
Москва: программа «Ботанические беседы»
Санкт-Петербург: игра-экскурсия «По местам стоять!»
Астрахань: музейная программа «Времена года»
Участники музейной программы «Времена года» в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина познакомятся с творчеством художников-пейзажистов. Актеры-экскурсоводы расскажут об особенностях русского осеннего пейзажа и проведут мастер-класс, где дети создадут творческие работы по мотивам одного из произведений и обсудят представленные в галерее картины.
Красноярск: цикл встреч «Штучные истории. Экслибрис»
Октябрьская встреча «Штучные истории» в Музее-усадьбе Г.В. Юдина будет посвящена экслибрису - знаку на внутренней стороне книжной обложки, по которому можно узнать, кому принадлежит та или иная книга. Гости узнают историю экслибриса и увидят редкие книги из фондов Краеведческого музея, украшенные этими знаками. В конце встречи приглашенный художник поможет детям создать собственный книжный знак для домашней библиотеки.
Тула: занятие «Горшочек, вари!»
События в вашем городе ищите в афише портала «Культура.РФ».
Обзор составлен по материалам, предоставленным .
Елена Колесник
Музейно-педагогическая образовательная программа для дошкольников «Волшебный мир искусств»
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы . Программа «Волшебный мир искусств » является музейно -педагогической и решает вопросы подготовки детей к восприятию различных видов изобразительного искусства : живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства .
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность . В последнее десятилетие в области дошкольной педагогики появилось много различных программ воспитания и обучения, где большим блоком представлен раздел ознакомления с искусством . Ради справедливости надо отметить, что предыдущая образовательная программа воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой (1985) тоже включала в себя данный раздел, однако он был представлен в очень незначительном объеме. В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются все больше требования в плане обобщения и наполнении е новым содержанием процессов воспитания и образования . В связи с этим и возникает потребность привлечения музея к воспитательно- образовательному процессу , так как музей любого профиля , в том числе и художественный, является уникальным образовательным учреждением . В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания . Неподготовленному зрителю «входить» в мир образовательного искусства очень сложно . Следовательно, вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею , тем эффективнее будет педагогический результат.
Данная программа «Волшебный мир искусств » посвящена вопросам взаимодействия музея и изостудии при детском дошкольном учреждении . Она позволяет изыскивать новые пути адаптации ребенка к музейной среде .
Применяя на занятиях в качестве иллюстративного материала слайды и репродукции, следует не забывать про ограниченность возможностей этих средств. Они не могут полностью передать масштаб, фактуру, уникальность произведения. Поэтому, только работая с подлинником, созданным рукой и прошедшим через сердце художника, можно раскрыть глубину произведения, его неповторимость и установить связь между произведением и ребенком. Необходимо сказать и о роле музейной среды , помогающей создать творческую атмосферу, особый настрой у детей, способность к наслаждению прекрасным.
Целью программы является развитие творческих способностей и познавательного интереса детей, которое включает в себя развитие собственной изобразительной деятельности и развитие универсального эстетического восприятия, дающего ключ к художественному восприятию не только отдельных видов искусства , но и искусства в целом .
Задачи программы :
1. Расширение представлений о тематике и богатстве содержания различных видов искусства и об образных средствах выразительности каждого из них.
2. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами , запечатленными в произведениях искусства .
3. Развитие визуальной грамотности : формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении , обобщение увиденного и навыков эмоционально-образного восприятия .
4. Развитие креативных способностей и ассоциативного мышления.
Отличительной особенностью данной программы являются сохранение и развитие у ребенка способностей целостного впечатления от встреч с искусством . Занятия построены на синтезе изобразительного искусства с музыкой , литературой, искусством театра , помогающий более полному раскрытию художественного образа .
Возраст детей : воспитанники детского сада с 3 до 7 лет.
Срок реализации : программа разработана на 4 года обучения.
Формы и режим занятий : занятия проводятся в изостудии 2 раза в неделю, продолжительность 15 – 30 минут и 1 раз в месяц на экспозиции в музее .
Программа разработана на два года обучения детей старшего и подготовительного возраста. Работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста является подготовительным этапом перед освоением программы «Волшебный мир искусств » . Дети в увлекательной игровой форме путешествуют по Волшебной стране красок с клоуном Мазилкой, знакомятся с жителями сказочной страны (красками) и получают необходимые навыки в изобразительном творчестве .
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы .
Формы занятий : - Беседа об искусстве , природе, рассматривание репродукций и слайдов; прослушивание музыкального или литературного произведения. – Детская продуктивная деятельность, реализация полученных впечатлений в творческой практике детей. – Музейное занятие , проводимое автором на экскурсии в Русском музее и в городской среде .
Методика проведения занятий. Анализируя работу по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством , необходимо помнить, что методика данных занятий имеет ряд особенностей.
1. Все занятия подразумевают направленность на развитие эмоциональной сферы ребенка и социальной адаптации.
2. Принцип свободы : свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно, не поднимая руки, высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласится с мнением других, в том числе взрослых.
3. Поступательная динамика подачи материала от простого к сложному.
4. Вопросно-ответный метод ведения занятий : речь детей совершенно свободная, без специально озвученных фраз. На первых этапах работы использование педагогом приема подсказок – вопросов и несколько вариантов ответа.
5. Наличие «проводника в искусство » , пользующегося любовью и доверием детей. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не давая его как единственно верное.
6. Широкое использование невербальных методов – дидактического материала, развивающих игр упражнений и т. д.
7. Индивидуальный подход к детям : учет знаний, интересов и способностей каждого ребенка.
8. Задача данной программы , а следовательно, и каждого занятия, - не ускорять искусственным путем психическое развитие ребенка, заложив в него определенный набор знаний, а расширить его путем зрительного восприятия, развития органов чувств, обогащение эмоционального мира ребенка.
Летние каникулы - прекрасная возможность для того, чтобы узнать что-то новое, интересное и познавательное. Для тех, кто отправляется в летние поездки, это случится во время посещения новых мест, знакомства с природой, историей и архитектурой.
Ну а для тех детей, которые вынуждены провести всё лето (или только его часть) в городе, столичные музеи подготовили специальные летние программы .
При этом некоторые музеи предлагают детям посетить в своих стенах летние лагеря, практикумы и интенсивы разной продолжительности (ребенок может посетить либо полный день, либо тематическую смену в течение нескольких дней), другие же приглашают на разовые летние музейные программы. Мы постараемся рассказать Вам о самых интересных.
Летние музейные лагеря:
Каждый будний день с 8:30 до 19:00 клуб принимает ребят школьного возраста от 8 до 12 лет. Здесь для них подготовлена большая программа полезных и увлекательных занятий, направленная на развитие творческих и коммуникативных навыков, военно- патриотическое и художественно-эстетическое воспитание.
Стоимость программы на 1 день: 2000 рублей (включает 3-х разовое питание стоимостью 650 рублей);
на 5 дней: 7500 рублей (включает 3-х разовое питание стоимостью 3250 рублей).
Подробная информация и покупка билетов онлайн на программу на 1 день и на 5 дней .
Детский творческий центр в Музее Москвы
С 3 июня по 12 июля в Детском центре Музея Москвы открыт летний практикум «Дети в городе М. ». Проект адресован оптимистам и пытливым умам, которые хотят ощущать себя в городе, как рыбы в воде. Больше месяца школьники 7-14 лет будут работать в специальном режиме нон-стоп с 10:00 до 19:00 в будние дни.