Программы музея. Летние программы для школьников в музеях Программы детских образовательных центров в музеях

1. Занятия по образовательным программам

  • «Шаги по траве» (экологическая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
  • «Азбука смоленского края» (для учащихся начальных классов школ г.Смоленска)
  • «Узелки на память» (этнологическая программа для детей дошкольного возраста)
  • «Путешествие в прошлое Смоленска» (для учащихся школ города и области)
  • «Путешествие в мир искусства и истории» (для дошкольного и младшего школьного возраста)
  • «Знакомство со старой школой. Нескучные уроки» (интерактивные занятия - уроки арифметики, словесности, чистописания, литературы, географии, рисования, лепки, рукоделия, театрального мастерства на базе экспозиции «Сельскохозяйственная школа княгини М.К.Тенишевой»)
  • «Здравствуй, музей!» (для детсадов, учащихся начальных классов)
  • «Православие» (для учащихся средних школ)
  • «Музей - сельской школе» (выездной лекторий)

Лектории для студентов:

  • «История мировой культуры»
  • «История изобразительного искусства»
  • «Музееведение»
  • «Культуроведение»
  • «Музейное дело и охрана памятников»
  • «Народный костюм»
  • «Православие»

Мастер-классы по ткачеству поясов, ткачеству на берде, плетению, по изготовлению тряпичных кукол и кукол из природного материала, салфеток (из тесьмы, веревки, кусков сукна способом склеивания), панно (из натянутых нитей), по живописи, по изготовлению глиняных изделий.

Образовательный мультимедиа-лекционный цикл «Лето в музее» (обслуживание летних школьных площадок в каникулярное время).

2. Занятия (интерактивные и театрализованные) по музейной культурно-досуговой программе «Милосердие»:

  • Для детей с ослабленным здоровьем: арт-терапевтические занятия
  • Для детей-сирот: театрализованные экскурсии, выставки творческих работ, мастер-классы, викторины военно-исторической, этнографической и экологической направленности, экскурсионные туры по музейным экспозициям
  • «Нескучные встречи» (программа мероприятий для пожилых людей)
  • «Осенние посиделки» (для пожилых людей)

3. Мероприятия по реализации госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ»

  • Литературно-музыкальные композиции
  • Месячники по военно-патриотической работе (встречи с ветеранами, уроки мужества)
  • Спектакли-реконструкции исторического театра «Порубежье»
  • Циклы мероприятий, посвященные Дню защитника Отечества (23 февраля), Дню России (12 июня), Дню освобождения Смоленщины (25 сентября)
  • Кинолекторий «Загадки и тайны Великой Отечественной. Документальный сериал»
  • Тематические экскурсии по городу «Курган Славы», «Сквер Памяти Героев»
  • Выездной лекторий «Дети Смоленщины в годы Великой Отечественной войны» (для учащихся школ г.Смоленска)
  • Цикл мероприятий, посвященный Международному дню освобождения узников из фашистских концлагерей (11 апреля), Дню памяти и скорби (22 июня)

4. Мероприятия по реализации областной целевой программы «Дети Смоленщины»

  • «Быт русского народа»
  • «Календарные праздники русского народа»
  • «Путешествие в старую школу»
  • «Историческое прошлое Смоленщины»
  • «Сокровища русского искусства»
  • Презентации творческих работ учащихся
  • «Музей - детским садам» (цикл интерактивных занятий)
  • «Детская музыкальная гостиная»
  • «Сказочной тропой» (интерактивные занятия по славянской мифологии для детских летних площадок)

5. Программа для школьников «Ты - смолянин»

Рассчитана на учащихся 5-9 классов. Периодичность посещения музеев: 4 раза в год на протяжении 5-ти лет.

1-й год обучения (5 класс)

Цели: дать представление о музее и его типах; познакомить с музеями Смоленска и других городов мира.

  1. Первая встреча с музеем. Музеи Смоленской области. Музеи мира. Экскурсия в один из отделов музея-заповедника.
  2. Древний Смоленск. Древние смоляне и их занятия. Ремесла. Образование, культура, быт. Экскурсия в зал «Памятники духовной культуры».
  3. Древние улицы Смоленска. Экскурсия по городу.
  4. Типы музеев. «Смоленский лен», Музей природы и экологии и др. Просмотр слайдов, экскурсия в музей «Смоленский лен».

2-й год обучения (6 класс)

Цели: дать представление об истории Смоленского княжества; познакомить с известными памятниками духовной культуры г.Смоленска; познакомить с мифами, легендами, сказками, связанными со Смоленской землей, и их отражением в искусстве.

  1. Древнерусские княжества. Смоленское княжество. Святыни Смоленска. Экскурсия по городу.
  2. Культура Смоленского княжества. Народные промыслы Руси (Талашкино). Просмотр видеофильма.
  3. Легенды, мифы и сказки Смоленского края. Приметы. Экскурсия в музей «В мире сказки».
  4. Фольклор в произведениях искусства. Смоленские темы. Экскурсия в Художественную галерею, лекция.

3-й год обучения (7 класс)

Цели: познакомить с историей и культурой Смоленска XVI-XVIII веков.

1. Смоленск - город-герой в эпоху польско-литовского владычества. Лекция.

2. Смоленская городская стена - лучшее оборонительное сооружение на протяжении многих веков. Экскурсия в Громовую башню, просмотр видеофильма.

  1. Петровские реформы и Смоленск. Экскурсия в зал Исторического музея по теме.
  2. Русская культура в XVIII веке и Смоленск. Лекция в Художественной галерее.

4-й год обучения (8 класс)

  1. Цели: познакомить с историей и культурой Смоленска XIX века.
  2. XIX век и Смоленск. Жизнь и быт дворян. Лекция, экскурсия в зал «Дворянский быт».
  3. Отечественная война 1812 года. Смоленское сражение. Лекция, экскурсия в зал по теме.
  4. Культура России в XIX веке и Смоленск. Лекция в Художественной галерее.

5-й год обучения (9 класс)

Цели: дать представление о героическом прошлом Смоленского края в 1941-1945 годах; познакомить с культурными и историческими памятниками г.Смоленска.

  1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и Смоленск. Просмотр видеофильма, экскурсия в музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».
  2. Культура России начала XX века и Смоленск. Лекция в Художественной галерее.
  3. Архитектурные памятники Смоленска. Просмотр видеофильма, экскурсия по городу.
  4. Памятные места Смоленской земли. Знаменитые личности края. Экскурсия в один из музеев Смоленщины (п.Фленово, с.Новоспасское, х.Загорье)

6. Педагогическая программа историко-архитектурного комплекса «Теремок»

название форма работы категория посетителей дата
«Путешествие в старую школу»

тематическая экскурсия - первое знакомство с с/х школой

1-11 классы учебный год
«Нескучные уроки»

путешествие в церковные книги и памятники славянской письменности:

Кириллица и современный алфавит

Славянская и римская нумерация

1-11 классы учебный год
«Числа в играх»

урок арифметики

Ритмические движения

Игры с пальцами

Подвижные игры

1-4 классы учебный год
«Российская империя XIX века»

урок географии

Европейская Россия

Азиатская Россия

5-7 классы учебный год
«Крылатые речения - от поговорки и пословицы до афоризма и фразеологизма»

урок русского языка

Всё о крылатых выражениях, ставших популярными в литературной и народной речи

8-11 классы учебный год
«Возвращение Жар-птицы»

мастер-класс

Уроки рисования

1-11 классы учебный год
«Волшебная глина»

мастер-класс

Лепка из глины

1-11 классы апрель-октябрь

7. Программа «Милосердие» для детей-инвалидов реабилитационного центра «Вишенки»

Цели и задачи:

  1. Познакомить детей с разнообразием музейных экспозиций Смоленского государственного музея-заповедника.
  2. Дать представление о богатстве, разнообразии, уникальности каждой экспозиции через экскурсии, театрализованные представления, интерактивные занятия, мастер-классы, фильмы на базе каждого отдела.
  3. Сформировать у детей познавательный интерес к искусству, истории, краеведению, природоведению.
  4. Помочь детям с ограниченными возможностями (двигательными, речевыми, интеллектуальными) в социальной адаптации посредством занятий в отделах: «В мире сказки», «Смоленский лен», Музей скульптуры С.Т.Коненкова, Музей природы и экологии, историко-архитектурный комплекс «Теремок» через мастер-классы по лепке игрушек из глины, рисованию, изготовлению кукол, вышиванию, вязанию и т.д.
  5. Приобщить детей к художественной жизни города через посещение выставок, встречи с художниками, артистами, музыкантами.

Этнографическая программа «В каком народе живешь, того обычаи и держишь».

1

«Новогоднее приключение в сказке. Зимний праздник русского народа» (елка, театрализованное представление, игры, викторины)

В мире сказки Декабрь-январь
2 «Уродилась Коляда накануне Рождества. Зимний праздник русского народа» В мире сказки Январь 1-я пол.
3 «Встреча весны. Сороки» (театрализованное представление, игры, викторины) В мире сказки Февраль 1-я пол.
4 «Здравствуй, масленица» (театрализованное представление, хороводы, игры) В мире сказки, Смоленский лен Февраль 2-я пол.
5 «Пасха. Светлое Христово Воскресение» (интерактивное представление, игры) В мире сказки Апрель 1-я пол.
6 «Сказочное чаепитие» (театрализованное представление, игры, беседы) В мире сказки Октябрь
7 «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» (театрализованное представление, игры, викторины) Смоленский лен Апрель
8 «Русские народные куклы» (интерактивное занятие, игры) Смоленский лен Январь 2-я пол.
9 «Ой, полным-полна коробушка. Русские народные глиняные игрушки» (интерактивное занятие, фильм, мастер-класс) Июль
10 «О старых вещах, живущих в старом доме» (театрализованное представление) Отдел «Теремок» Июнь
11 «В русской избе» (театрализованное представление, игры) Отдел «Теремок» Июль
12 «Волшебные узоры. Традиции русского кружевоплетения» (мастер-класс, беседа) Отдел «Теремок» Октябрь
13 «Путешествие в старую школу» (интерактивное занятие, игры, викторины) Отдел «Теремок» Сентябрь 1-я пол.

Программы Музея природы и экологии:

  • Программа для детских садов «Шаги по траве»
  • Программа для детей с родителями «Семейный час в музее»
  • Праздники в музее
  • Дни защиты от экологической опасности

Люби свой город. История Смоленщины.

1 «Город древний, город славный» (экскурсия по городу) Исторический музей Июнь
2 «Город древний, город славный» (Соборный холм, Успенский собор) Исторический музей Июнь
3 «Каменное ожерелье земли Смоленской» (интерактивное занятие) Исторический музей, башня Громовая Август
4 «Кузнец-молодец» (театрализованная экскурсия) Городская кузница XVII века Август
5 «Приглашение на бал» (интерактивная экскурсия, викторины, игры) Исторический музей Сентябрь 2-я пол.
6 «Ухарь-купец» (интерактивное занятие по выставке «От кубышки до сберкнижки») Исторический музей Август
7 Знаете, каким он парнем был» (интерактивное занятие, посвященное Ю.А.Гагарину) Исторический музей Апрель 1-я пол.

Мы входим в мир Прекрасного.

1 «Волшебные превращения камня, дерева, металла в скульптуру» (интерактивное занятие, фильм) Музей скульптуры С.Т.Коненкова Ноябрь
2 «Дорогим землякам дарю свое искусство» (экскурсия, фильм) Музей скульптуры С.Т.Коненкова Октябрь
3 «Посмотри, и ты услышишь. И.Левитан» (интерактивная экскурсия) Художественная галерея Март
4 «Очарование русского пейзажа» (интерактивная экскурсия) Художественная галерея Ноябрь

8. Программа тематических занятий «Культура и дети. С мечтой о русском возрождении».

На базе музея «В мире сказки»:

  1. «Встреча весны. Сороки»
  2. «Пасха. Светлое Христово Воскресение»
  3. «Осенние посиделки»
  4. «Пришла Коляда наперед Рождества!»
  5. «Широкая Масленица»
  6. «Мои любимые игрушки»
  7. «Сказочное чаепитие»
  8. «По памяти, как по грамоте»
  9. «Быт русского крестьянина»

На базе музея «Смоленский лен»:

  1. Мастер-класс по изготовлению поясов
  2. Мастер-класс «Русская кукла»
  3. «Пришла Коляда»
  4. «Ай, да Масленица»
  5. «Матушка весна всем красна»
  6. «Русская изба»
  7. «Волшебник синий лен»
  8. «Три девицы под окном»
  9. «Смоленские украсы»

На базе историко-архитектурного комплекса «Теремок»:

  1. «Самовар кипит, уходить не велит!»
  2. «Праздник русских овощей»
  3. «Русские посиделки»
  4. «Кузьминки - по лету поминки»
  5. «Рождество»
  6. «Масленица»
  7. «Нескучные уроки»
  8. Мастер-класс «Фантазии из глины»
  9. Мастер-класс по живописи «Возвращение Жар-птицы»

«Культура.РФ» рассказывает о необычных музейных программах для детей в разных городах России - занятиях по швартовке судна, мастер-классах по созданию объемных изображений, ботаническому рисунку, театральных экскурсиях и многом другом.

Москва: абонемент «Встречи в доме Остермана»

Ростов: программа «Колокола и звоны Ростовского кремля»

Смоленск: интерактивная программа «Смоленская буквица»

Москва: программа «Ботанические беседы»

Санкт-Петербург: игра-экскурсия «По местам стоять!»

Астрахань: музейная программа «Времена года»

Участники музейной программы «Времена года» в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина познакомятся с творчеством художников-пейзажистов. Актеры-экскурсоводы расскажут об особенностях русского осеннего пейзажа и проведут мастер-класс, где дети создадут творческие работы по мотивам одного из произведений и обсудят представленные в галерее картины.

Красноярск: цикл встреч «Штучные истории. Экслибрис»

Октябрьская встреча «Штучные истории» в Музее-усадьбе Г.В. Юдина будет посвящена экслибрису - знаку на внутренней стороне книжной обложки, по которому можно узнать, кому принадлежит та или иная книга. Гости узнают историю экслибриса и увидят редкие книги из фондов Краеведческого музея, украшенные этими знаками. В конце встречи приглашенный художник поможет детям создать собственный книжный знак для домашней библиотеки.

Тула: занятие «Горшочек, вари!»

События в вашем городе ищите в афише портала «Культура.РФ».

Обзор составлен по материалам, предоставленным .

Елена Колесник
Музейно-педагогическая образовательная программа для дошкольников «Волшебный мир искусств»

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы . Программа «Волшебный мир искусств » является музейно -педагогической и решает вопросы подготовки детей к восприятию различных видов изобразительного искусства : живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства .

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность . В последнее десятилетие в области дошкольной педагогики появилось много различных программ воспитания и обучения, где большим блоком представлен раздел ознакомления с искусством . Ради справедливости надо отметить, что предыдущая образовательная программа воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой (1985) тоже включала в себя данный раздел, однако он был представлен в очень незначительном объеме. В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются все больше требования в плане обобщения и наполнении е новым содержанием процессов воспитания и образования . В связи с этим и возникает потребность привлечения музея к воспитательно- образовательному процессу , так как музей любого профиля , в том числе и художественный, является уникальным образовательным учреждением . В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания . Неподготовленному зрителю «входить» в мир образовательного искусства очень сложно . Следовательно, вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею , тем эффективнее будет педагогический результат.

Данная программа «Волшебный мир искусств » посвящена вопросам взаимодействия музея и изостудии при детском дошкольном учреждении . Она позволяет изыскивать новые пути адаптации ребенка к музейной среде .

Применяя на занятиях в качестве иллюстративного материала слайды и репродукции, следует не забывать про ограниченность возможностей этих средств. Они не могут полностью передать масштаб, фактуру, уникальность произведения. Поэтому, только работая с подлинником, созданным рукой и прошедшим через сердце художника, можно раскрыть глубину произведения, его неповторимость и установить связь между произведением и ребенком. Необходимо сказать и о роле музейной среды , помогающей создать творческую атмосферу, особый настрой у детей, способность к наслаждению прекрасным.

Целью программы является развитие творческих способностей и познавательного интереса детей, которое включает в себя развитие собственной изобразительной деятельности и развитие универсального эстетического восприятия, дающего ключ к художественному восприятию не только отдельных видов искусства , но и искусства в целом .

Задачи программы :

1. Расширение представлений о тематике и богатстве содержания различных видов искусства и об образных средствах выразительности каждого из них.

2. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами , запечатленными в произведениях искусства .

3. Развитие визуальной грамотности : формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении , обобщение увиденного и навыков эмоционально-образного восприятия .

4. Развитие креативных способностей и ассоциативного мышления.

Отличительной особенностью данной программы являются сохранение и развитие у ребенка способностей целостного впечатления от встреч с искусством . Занятия построены на синтезе изобразительного искусства с музыкой , литературой, искусством театра , помогающий более полному раскрытию художественного образа .

Возраст детей : воспитанники детского сада с 3 до 7 лет.

Срок реализации : программа разработана на 4 года обучения.

Формы и режим занятий : занятия проводятся в изостудии 2 раза в неделю, продолжительность 15 – 30 минут и 1 раз в месяц на экспозиции в музее .

Программа разработана на два года обучения детей старшего и подготовительного возраста. Работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста является подготовительным этапом перед освоением программы «Волшебный мир искусств » . Дети в увлекательной игровой форме путешествуют по Волшебной стране красок с клоуном Мазилкой, знакомятся с жителями сказочной страны (красками) и получают необходимые навыки в изобразительном творчестве .

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы .

Формы занятий : - Беседа об искусстве , природе, рассматривание репродукций и слайдов; прослушивание музыкального или литературного произведения. – Детская продуктивная деятельность, реализация полученных впечатлений в творческой практике детей. – Музейное занятие , проводимое автором на экскурсии в Русском музее и в городской среде .

Методика проведения занятий. Анализируя работу по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством , необходимо помнить, что методика данных занятий имеет ряд особенностей.

1. Все занятия подразумевают направленность на развитие эмоциональной сферы ребенка и социальной адаптации.

2. Принцип свободы : свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно, не поднимая руки, высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласится с мнением других, в том числе взрослых.

3. Поступательная динамика подачи материала от простого к сложному.

4. Вопросно-ответный метод ведения занятий : речь детей совершенно свободная, без специально озвученных фраз. На первых этапах работы использование педагогом приема подсказок – вопросов и несколько вариантов ответа.

5. Наличие «проводника в искусство » , пользующегося любовью и доверием детей. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не давая его как единственно верное.

6. Широкое использование невербальных методов – дидактического материала, развивающих игр упражнений и т. д.

7. Индивидуальный подход к детям : учет знаний, интересов и способностей каждого ребенка.

8. Задача данной программы , а следовательно, и каждого занятия, - не ускорять искусственным путем психическое развитие ребенка, заложив в него определенный набор знаний, а расширить его путем зрительного восприятия, развития органов чувств, обогащение эмоционального мира ребенка.

Летние каникулы - прекрасная возможность для того, чтобы узнать что-то новое, интересное и познавательное. Для тех, кто отправляется в летние поездки, это случится во время посещения новых мест, знакомства с природой, историей и архитектурой.

Ну а для тех детей, которые вынуждены провести всё лето (или только его часть) в городе, столичные музеи подготовили специальные летние программы .

При этом некоторые музеи предлагают детям посетить в своих стенах летние лагеря, практикумы и интенсивы разной продолжительности (ребенок может посетить либо полный день, либо тематическую смену в течение нескольких дней), другие же приглашают на разовые летние музейные программы. Мы постараемся рассказать Вам о самых интересных.


Летние музейные лагеря:

Каждый будний день с 8:30 до 19:00 клуб принимает ребят школьного возраста от 8 до 12 лет. Здесь для них подготовлена большая программа полезных и увлекательных занятий, направленная на развитие творческих и коммуникативных навыков, военно- патриотическое и художественно-эстетическое воспитание.

Стоимость программы на 1 день: 2000 рублей (включает 3-х разовое питание стоимостью 650 рублей);
на 5 дней: 7500 рублей (включает 3-х разовое питание стоимостью 3250 рублей).
Подробная информация и покупка билетов онлайн на программу на 1 день и на 5 дней .


Детский творческий центр в Музее Москвы

С 3 июня по 12 июля в Детском центре Музея Москвы открыт летний практикум «Дети в городе М. ». Проект адресован оптимистам и пытливым умам, которые хотят ощущать себя в городе, как рыбы в воде. Больше месяца школьники 7-14 лет будут работать в специальном режиме нон-стоп с 10:00 до 19:00 в будние дни.