Останкинский дворец. Усадьба Останкино – ценный архитектурный памятник XVIII века. Храм Святой Троицы

Основание и становление усадьбы

Первое упоминание деревни относится к 1558 году, но история усадьбы начинается с 1584 года. В этом году хранитель государственной печати — дьяк Василий Щелкалов, которому в то время принадлежала деревня Останкино, строит в ней боярский дом, сажает рощу и закладывает деревянную церковь. Созданные Щелкаловым постройки были уничтожены в Смутное время, до наших дней сохранился только созданный им пруд.

Усадьба «Останкино», 18 век. photo: Ghirlandajo , Public Domain

Усадьбу, боярский дом и Троицкую церковь восстанавливает князь Черкасский, которому Останкино пожаловано царем Михаилом Федоровичем в 1601 году. Унаследовавший земли племянник князя Яков с 1642 обустраивает в Останкино охотничьи угодья, а его сын, Михаил Яковлевич, вместо обветшавшей деревянной церкви возводит каменную, и приказывает насадить кедровую рощу. К началу XVIII века усадьба становится одной из красивейших в Подмосковье. В 1743 году внучка Михаила Яковлевича, княгиня Варвара Алексеевна, единственная дочь канцлера Российской империи, князя Алексея Михайловича Черкасского, одна из богатейших невест Москвы, выходит замуж за графа Пётра Борисовича Шереметева, усадьба Останкино входит в состав приданного.


, Public Domain

Поскольку Петр Борисович жил в своей родовой усадьбе в Кусково, Останкино в основном использовалась для хозяйственных целей. Несмотря на это, по его указанию был разбит парк, выстроены теплицы и оранжереи, а также частично перестроен дом.

Создание дворца-театра

В 1788 году, после кончины отца, усадьбу унаследовал его сын Николай Петрович.


unknown , Public Domain

XVIII-XIX века

Ансамбль складывался на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировался при графе Н. П. Шереметеве на рубеже XVIII-XIX вв. Побывав в 1830-х гг. в Останкино, А. С. Пушкин отмечал: «Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...» Однако интерьеры дворца почти в полной мере сохранили свой декор и убранство. Одной из главных достопримечательностей является художественный наборный паркет. Оригинальный облик придаёт залам обилие резного золочёного дерева. Люстры, мебель и другие предметы убранства находятся на первоначальных местах. Останкинский дворец - практически единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения.


Shakko , CC BY-SA 3.0

Музей-усадьба Останкино

С 1918 - государственный музей, в котором сейчас можно увидеть подлинные интерьеры XVIII в., услышать музыку того времени и оперы из репертуара шереметевского театра.

Генеральный план парка усадьбы, носившего название «Парк культуры и отдыха имени Дзержинского», разработал архитектор В. И. Долганов совместно с Ю. С. Гриневицким.

Архитектурный ансамбль усадьбы

Храм Святой Троицы


Lodo27 , GNU 1.2

Храм Живоначальной Троицы в Останкино - одно из старейших зданий сохранившихся в усадьбе. В сентябре 1678 года, по челобитной князя Михаила Черкасского, патриарх Иоаков благословил строительство каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство храма велось с 1678 по 1683 года по проекту крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина, чуть в стороне от старой церкви, чтобы не затронуть находящегося вокруг неё кладбища.

Парадный двор


Vladimir OKC , Public Domain

Парк


Беседка «Миловзор» на искусственной горке Парнас в парке усадьбы Останкино. Первоначальная беседка построена в 1795 г. Следующая — в конце 20-х гг. XIXв. Современная беседка была воссоздана в 2003 году.

Музей-усадьба Останкино в Москве – это уникальный памятник архитектуры 18 века в северной части столицы. Расположенная близко к центру она привлекает строгими формами архитектуры, красотой интерьеров дворца и тишиной старинного парка. Музей-усадьба Останкино в Москве относится к охраняемой природной зоне столицы.

Музей-усадьба Останкино в Москве – из истории

Первое упоминание о селе Останкино встречается в писцовых книгах и датируется 1558 годом. Тогда село называлось Осташкино и принадлежало Василию Щелкалову. При нем была построена деревянная Троицкая церковь. В Смутное время Осташково было разорено, а Троицкая церковь сожжена. В 1617 году имением стал владеть Иван Борисович Черкасский, который в 1625-1627 гг. заново построил церковь. Этот храм также не сохранился. На его месте мастер Потехин возводит каменную церковь. Пятиглавый храм из красного кирпича с отделкой из белого резного камня и полихромными изразцами сохранился до нашего времени. Внутри храма - девятиярусный резной иконостас. Два его нижних яруса сохранились со времени постройки, остальные были построены в 18 веке. Красивый храм, большой барский дом и сад были так хороши, что в июле 1730 года имение посетила императрица Анна Ивановна, а в 1732 году четыре раза здесь принимали императрицу Елизавету Петровну. Дочь Алексея Михайловича Черкасского Варвара вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. После смерти князя имение перешло к Шереметевым и было в их владении с 1743 до 1917 года. В 1767 году Петр Борисович Шереметев пристроил к церкви колокольню. Но самые масштабные изменения были проведены при Николае Петровиче Шереметеве. Был построен дворец и разбит парк. Останкинский дворец и его хозяева всегда были в центре общественной жизни. После смерти в 1809 году Н.П. Шереметева владельцем имения стал шестилетний Дмитрий. И некоторое время дворец оставался в стороне от светской жизни. С 30-х годов 19 века Останкинский парк становится любимым местом гуляний москвичей всех сословий. Со второй половины 19 века дом Шереметевых снова оказался в центре внимания. В мае 1868 года здесь была сыграна свадьба графа Сергея Дмитриевича Шереметева с княжной Екатериной Павловной Вяземской. К концу 19 века хозяева использовали имение как источник дохода. Были построены летние дачи, которые сдавались в аренду. В 1917 году владелец имения Александр Дмитриевич Шереметев уехал из России. Останкинский комплекс был взят под охрану Комиссией по охране искусства и старины Моссовета. С 1919 года он становится государственным музеем. Храм Животворящей Троицы в настоящее время является Подворьем Патриарха Московского и всея Руси.

Останкинский дворец

Останкинский дворец построен одним из самых богатых и знатных людей своего времени графом Николаем Петровичем Шереметевым. Проект дворца создали известные русские архитекторы Ф. Кампорези, В. Бренна и И. Старов. Строительство велось в 1792–1798 гг. крепостными архитекторами графа - А. Мироновым и П. Аргуновым. Построен дворец из дерева. Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название "цвет нимфы во время зари". Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий. Здание дворца выполнено в стиле классицизма. Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца - театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок.

Театр музея-усадьбы Останкино

В то время одной из модных забав был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон". В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии. Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова - талантливая певица. Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем "бальном" виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры. Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.

Внутреннее убранство дворца в Останкино

Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов - золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне. Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».

Здесь также представлена коллекция портретов 18-19 вв. работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16-18 вв. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е.Вишневского.

Парк Останкино в Москве

Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка "Парнас", "Собственный садик" и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники - лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.

Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века.

Экскурсии в музей-усадьбу Останкино

Музей закрыт на реставрацию (2019 г.).

Адрес усадьбы Останкино

Москва, 129515, ул. Останкинская 1-я, д.5

Как добраться до усадьбы Останкино

Доехать до станции метро ВДНХ. Затем пересесть на трамвай №11 или 17 и ехать до конечной остановки Останкино (5 и 6 остановок). Или ехать на троллейбусе №9 и 37, автобусе №85 до остановки Улица Королева (4 остановки). От станции метро Алексеевская можно также ехать на троллейбусе №9 и 37 или автобусе №85 до остановки Улица Королева (8 остановок).

Также можно попробовать оригинальный способ передвижения - монорельсовая железная дорога. При выходе из метро "ВДНХ" Вы почти сразу увидете её, посольку она проходит на значительной высоте над землей, на своеобразной эстакаде. Либо спросите у любого прохожего как пройти до монорельса. Ехать 2 остановки - от станции "Выставочный Центр" до "Телецентра". Будьте внимательны, монорельс оснащен злыми бабками, запрещающими фотографировать!

Неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.

Сегодня Останкино - усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.

История

Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.

Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось

При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино - усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них - В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина - семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектурный комплекс

Останкино - усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной - крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной - оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино - усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Судьба поместья после Октябрьской революции

Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.

В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Останкино.

Останкино сегодня

В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.

В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.

Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, - Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.

Работа музея

Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона - 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой - с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни - понедельник и вторник.