Сценарий мероприятия ко дню славянской письменности. День славянской письменности (начальные классы) День славянской письменности игра для начальной школы

День славянской письменности

Сценарий праздника с презентацией

(рассчитан на 2 урока)

План проведения праздника:

    Открытие.

    Вступительное выступление.

    Презентация «Кирилл и Мефодий – великие славянские просветители»

    Творческие задания на тему «Славянская письменность»

    Конкурс стихов поэтов славянских народов.

    Забавы и игры славянских народов.

Оборудование: ноутбук, проектор, маркерная доска, классная доска, оформленная таблицами («Возникновение письменности в древности», «Письменность и культура на Руси», «Буквы кириллицы»), таблички с датами, именами, названиями стран, учебники «Азбука», «Русская азбука» авторов В.Г.Горецкого и др.

I.Открытие.

    Наша Маленькая страна в очередной раз (13-й) проводит День славянской письменности и культуры.

    Представители славянских народов, внести флаг Маленькой страны. (дети одеты в национальные костюмы – русский, украинский, белорусский, болгарский ).

    Сегодня у нас в гостях представители 4-х славянских народов.

Расскажите о своей стране (дети рассказывают стихи )

    1. «Россия – как из песни слово»

      «Гэта ўсё - мая Беларусь!»

      Украина

      «Болгарио моя, земьо свещенна»

    Первоклассники, вы кто в Маленькой стране?

    Ваш девиз?

    Второклассники?

    Третьеклассники?

    Четвероклассники?

Гимн Маленькой страны.

II. Вступление.

Ведущий.

Сегодня 24 мая – День славянской письменности и культуры (табличка )

Каждый год весной к нам приходит этот праздник. В этот день люди вспоминают создателей славянской грамоты.

Ученик.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.

(колокольный звон)

Кирилл и Мефодий, 863 г (портреты, табличка )

Ученики:

1. По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2. Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии. (Таблички)

3.Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

    А сколько лет прошло с тех пор, как была создана славянская письменность?

(ученики 3-го и 4-го классов решают на доске: 2013 – 863 = 1150 лет )

    Скажите, а до 863-го года была какая-то письменность?

(ответы детей )

Таблица „Возникновение письменности в древности“ (египетская, китайская, индийская, ассирийско-вавилонская, финикийская, греческая, римская).

    Какие буквы похожи на нашу письменность?

    Давайте познакомимся с этими великими людьми, которые придумали буквы славянского алфавита – Кириллом и Мефодием.

Показываю учебники „Русскаяазбука“ В.Г. Горецкого и др. (2005 г издания) и „Азбука“ этих авторов (2012 г)

    Кто учился по этим учебникам“

В конце этих учебников есть странички, посвящённые Кириллу и Мефодию, первому русскому букварю (показываю )

III. Беседа с презентацией.

Слайды 1 – 7 (читаю)

Часть букв взяли из греческого алфавита, а часть специально создали сами (придумали) для передачи тех звуков, которых не было в греческом алфавите.

Слайд 8.

- Сравним буквы греческого и славянского алфавитов. Если прочесть названия первых букв греческого алфавита, то можно узнать, почему он так назван.

- Альфа + бета (вита) = алфавит.

- А что такое алфавит? (порядковое сочетание букв любого языка)

- А теперь прочитаем название первых букв славянского алфавита. Что такое АЗБУКА?

(Книга «Азбука» и табличка со словами)

Сия зримая книжица

По реченному алфавитица,

Напечатана быть по царскому велению,

Вам, младым детям, к научению.

    Но славянский алфавит, тот, который мы привыкли видеть , появился не сразу.

Сначала был вот такой.

Слайд 9.

    Братья стали составлять славянский алфавит. Сначала он назывался „глаголица“ - от слова „глаголить“. Что это значит? (слово, речь).

Глаголица просуществовала всего 3 века. А сколько это лет?

    Потом появилась КИРИЛЛИЦА . Как вы думаете, почему у неё такое название?

    Кириллица” дошла до наших дней. В первой азбуке-кириллице было 43 буквы.

Слайд 10.

    А сейчас сколько букв в нашей азбуке? (33)

Конкурс на знание современного русского алфавита.

Алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочинённую в древности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием

Слайды 11 – 1 2 (читаю)

- Каждая буква и в старославянском алфавите имеет своё название, но не такое как вы сейчас говорили.

Слайды 13 – 17

Чтение букв.

Слайд 18.

- При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог , потом назывались буквы 2-го слога, произносился 2-й слог. Слоги складывались в целое слово.

Слайд 19 .

В старину книги писались от руки. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворённым золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами. Отсюда и пошло выражение: «начать с красной строки». Заглавные буквы в начале строки назывались буквицами.

Слайд 20 .

Назвать буквы.

Слайд 21 .

Какая буква пришла к вам в гости? (Глаголь. Глаголить – говорить)

Эта буква принесла вам такие задания.

Но помните: прежде чем сказать, надо подумать.

Я говорю старославянское слово, а вы переводите на современный язык.

Град (город)

Здравие (здоровье)

Страж (сторож)

Драгой (дорогой)

Брег (берег)

Древо (дерево)

Врата (ворота)

Злато (золото)

Власы (волосы)

Очи (глаза)

Уста (губы)

Слайд 22 .

А это что за буква? (Веди. Ведать, знать.)

Она принесла вам загадки.

    Украинская

Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан)

    Белорусская.

Что это за дорога:

Кто по ней идёт, тот хромает. (Лестница)

    Болгарская.

От одного очага весь свет греется. (Солнце)

    Русская.

Шли две матери с дочерьми,

Да бабушка с внучкой.

Нашли полтора пирога.

По многу ли достанется? (По полпирога. Их было трое)

Трудно было учиться грамоте. Славяне знали, как важно уметь читать и писать, понимали огромное значение образования, поэтому придумали много пословиц и поговорок об Азбуке. А какие пословицы вы знаете?

Слайд 23 .

Продолжи пословицу.

Слайд 24 .

Проверка.

Слайд 25 (читаю).

IV. Творческое задание.

Каждый класс получает буквы. Надо раскрасить их, разрисовать и составить слово.

Из букв составляем строчку стихотворения:

Буква к букве – будет слово…

Слайды 26 – 28.

Читаем хором.

Слайды 29-31.

Каждый человек, изучающий русский язык должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

А так же имя монаха Нестора. Кто это? (Летописец)

Иван Фёдоров? Кто это? (первопечатник)

V. Конкурс стихов поэтов славянских народов.

VI. Забавы и игры славянских народов (проводится в спортивном зале или на улице)

Дополнительный материал

    Из букв старого алфавита составь слова.

    веди, есть, слово, наш, аз (весна)

    слово, есть, слово, твердо, аз (сестра)

    буки, есть, добро, аз (беда)

    твердо, есть, рцы, есть, мыслите (терем)

    Назовите буквы современные.

Глаголь (гэ) покой (пэ) ер (ъ)

Люди (эль) еры (ы) ерь (ь)

    Сколько букв было в старинном алфавите? (43)

    Почему назвали азбуку кириллицей? (автор – Кирилл)

    Почему люди до сих пор почитают братьев Кирилла и Мефодия? (основатели славянской азбуки)

    В каком городе родились братья? (Солоники) В какой стране? (Греция)

    Как возникло слово «азбука»? (аз + буки)

    Объясните выражения:

    альфа и омега (начало и конец; первая и последняя буквы греческого алфавита);

    вертится на языке (очень хочется сказать, но не могу вспомнить);

    говорить за глаза (говорить о ком-нибудь в его отсутствии);

    держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего);

    жить своим умом (придерживаться своих взглядов, своих убеждений);

    иметь голову на плечах (быть умным, сообразительным);

    одного поля ягодки (похожи друг на друга по своим качествам);

    писать как курица лапой (плохо, неразборчиво);

    спустя рукава (делать что-нибудь очень плохо);

    убить двух зайцев (сделать сразу два дела).

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Звучит Тропарь Святым Кириллу и Мефодию

Ученик:

Три девицы в первый раз
Собирались в первый класс.
Говорит подружкам Оля

Я хочу учиться в школе
Все сложила в ранец я,
Только нету Букваря,
Есть линейка, есть тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина,
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной:
Желтой, синей, ярко красной.
Ручка, карандаш, пенал –
Ранец мой тяжелый стал!

И тогда сказала Таня,
Та, что в синем сарафане.

Таня:

Кто сказал, что Таня плачет?
Не роняла в речку мячик –
У меня мяча- то нет,
Мне исполнилось семь лет!
И пойдут я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,

И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на “отлично”,
И, как папа, стать врачом!

А молчавшая Ирина
Вдруг подружкам говорит:

Ирина:

Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу умноженья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!

Три девицы первый раз
Собирались в первый класс.

Ведущий :

Ребята, а сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны

Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь. А это значит, что славяне – славный народ.

Исполняют песню «У моей России длинные косички»



У моей России голубые очи.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!




Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь!
Ты, моя Россия, песни петь умеешь!
Ты, моя Россия, неразлучна с нами!
Ведь Россия наша - это я с друзьями!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Ведущий:

Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

Ученик 1 :

Колокольный звон разливается.

За труды свои прославляются.

Ученик 2:

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Ученик 3:

В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик 4:

Славят подвиг первоучителей,

Русоволосые и сероглазые,

Древляне, русичи, поляне,

Ученик 5:

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

Ведущий: И сегодняшний день мы посвящаем этой великой дате – празднику славянской письменности и культуры.

(Выходят буквы)

Ученик:

О, какие буквы дивные!

Красивые, видно старинные!

Были они когда-то важны,

Теперь уже никому не нужны.

Буквы:

Я - буква аз

Я - глаголь

А я-добро…

Ведущий: Вы красивы и веете стариной, но наш алфавит стал иной, вы исчезли из письма.

Буквы:

1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?


Но ты не выбросил её.

Эти вещи стали редкость,

Это память о наших предках.

4. Ну и мы такая же память,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

И не только видом красивы.

Православный дух храним.

Учитель: Ребята, а придумали все эти буквы два брата - Кирилл и Мефодий, теперь их знают все люди. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем общаться между собой, писать, читать книги. Они так много послужили Богу и людям, что Господь прославил их в лике святых. Люди молятся и просят у них помощи в учебе и во всех добрых делах (рассматривают иконы, дети зажигают свечу ). Ребята, посмотрите на эту икону. На ней изображены Святые братья Кирилл и Мефодий.

Исполнение песни «Вместе весело шагать»

Ученик 6 :

Жили на свете Кирилл и Мефодий.

Ученик 7:

Всё выполнимо, а это - болит!

«А» - это «аз» тебе!

«Б» - это «буки»

Ученик 8:

Ведущий:

(Показ презентации)

До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его звуков славянского языка. Так что наша азбука - "дочка" греческого алфавита. Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит.Они написали и перевели евангельские притчи, проповеди, апостольские послания и богослужебные тексты. Жизнь славянских братьев была служением славянской культуре.

Ведущий:

По поручению византийского императора Михаила 3 Константина - Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создание письменности -непосильная задача для одного человека. Поэтому

Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию . Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

Ведущий:

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Ведущий:

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.

Ведущий:

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Исполняют песню «Наш Букварь»

Ведущий: : И сегодня свой творческий концерт «Вот и закончился год наш учебный» завершён.

Звучит песня «Маленький принц».

У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!

« У моей Росси длинные косички»

У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!

«Вместе весело шагать»


По просторам, по просторам
Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка-перепёлочка,
Раз иголка, два иголка будет ёлочка,

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

В небесах зари полоска заполощется,
Раз берёзка, два берёзка будет рощица,
Раз дощечка, два дощечка будет лесенка,
Раз словечко, два словечко будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Ученик: Мы, первоклассники, еще в детском саду собирались в школу и сейчас мы об этом расскажем. (сценка)

Учитель:

Три девицы в первый раз
Собирались в первый класс.
Говорит подружкам Оля

Я хочу учиться в школе
Все сложила в ранец я,
Только нету Букваря,
Есть линейка, есть тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина,
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной:
Желтой, синей, ярко красной.
Ручка, карандаш, пенал –
Ранец мой тяжелый стал!

Учитель:

И тогда сказала Таня,
Та, что в синем сарафане.

Таня:

Кто сказал, что Таня плачет?
Не роняла в речку мячик –
У меня мяча- то нет,
Мне исполнилось семь лет!
И пойдут я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,

И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на “отлично”,
И, как папа, стать врачом!

Учитель

А молчавшая Ирина
Вдруг подружкам говорит:

Ирина:

Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу умноженья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!

Ученик 1 :

По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Ученик 2:

Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Ученик 3:

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Ученик 4:

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Ученик 5:

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Буквы:

Я - буква аз

Буквы:

1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?

2. Керосиновая лампа - это тоже старьё,
Но ты не выбросил её.

Эти вещи стали редкость,

Это память о наших предках.

Я - глаголь

4. Ну и мы такая же память,

Нас нельзя забыть и нельзя оставить,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

Мы светом грамоты их путь освещали.

А я-добро…

5. Мы в старинных книгах живём.

И не только видом красивы.

Православный дух храним.

Ученик 6 : Жили на свете Кирилл и Мефодий.

Два византийских монаха и вдруг

(Нет, не легенда, не миф, не пародия),

Кто-то из них и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычных!

Надо создать для славян алфавит...

Ученик 7:

Как Прометей, зажжём эту спичку –

Всё выполнимо, а это - болит!

«А» - это «аз» тебе!

«Б» - это «буки»

«Азбука»: из сочетаний - язык,

Трудное слово славянское: «Други!»

Произнеси-ка! Ну, вот и привык!»

Ученик 8:

Так и возникло понятье «кириллица».

Перевели по-славянски Псалтирь.

Всё развивается, видится, ширится.

Пишем по-русски мы: «Родина», «Мир».

Вот и Москва. И любуемся, бродим.

«Площадь Славянская», память, цветы.

Вечная слава! Кирилла с Мефодием

Церковь причислила к лику святых.

Урок-презентация в 3 «Б» классе

День славянской письменности и культуры

Цель урока: Раскрыть значение праздника: День славянской письменности и культуры Задачи урока: 1.Прививать детям любовь к родному слову, русскому языку, отечественной истории. 2.Познакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки. 3.Воспитать уважение к создателям кириллице, национальной гордости за язык. Оборудование: Компьютер, презентация. Ход урока Слово учителя:

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

(Слайд 1,2) По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются

Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии,Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

МЫ – СЛАВЯВЯНЕ!

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(3, 4, 5, 6 слайд. Наскальные рисунки)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(7 слайд. Наскальные символы-буквы)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(слайд 8. Возникновение письменности)

(9, 10, 11, 12, 13 слайд. Кирилл и Мефодий)

На экране вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Кто такие Михаил и Мефодий? (Доклад)

Родом они были из македонского города Солуни. Кирилл изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом. Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Это оказалось очень трудным делом и один Кирилл не смог бы с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Они много работали и в результате появилась азбука. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были специально придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей в память о ее создателе. Было это в IX веке. (Слайд 6) Более 1110 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году. Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян. Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди. (Слайд 7) Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. (Слайд 8)В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их. Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: “Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…” (Слайд 9) Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.

(14, 15, 16 слайд. Азбука. Глаголица и Кириллица)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

(17, 18, 19, 20, 21 слайд. Первые книги)

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

Из колодезной, синей такой глубины
Вырастает мой Китеж, четыре стены,
Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…
Розовеет восток. Озаряется Рось.
Деревянная сказка, озёрный покой,
Для чего мне твой берег, ажурный такой?
В прихотливых изгибах узорочья крыш?
Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?
Видно, память архивная стала болеть,
Если нечего в дебрях бетонных жалеть –
Так хотя бы тебя поманить из глубин,
Из кириллицей сотканных песен-былин.
Деревянная сказка, забытая Рось,
Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.
И не знаю, зачем так бывает нужна,
Как вода из колодца, твоя старина….

(22, 23, 24 слайд. Берестяные грамоты)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

(25, 26, 27, 28, 29 слайд. Первые книги и летописцы)

(30 слайд. Первые печатные станки на Руси)

Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.

(31, 32, 33 слайд. АЗБУКА)

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

(34 слайд. Пословицы)

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.

    Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

    Идти в науку – терпеть муку.

    Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

    Без муки нет и науки.

    Ничего не мыслить – век киснуть.

Всего 43 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Имен они стали основой современной русского языка.

Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

КРОССВОРД

(35, 36, 37 слайд. Памятники Кириллу и Мефодию)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.

В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

(38 слайд. Святые Кирилл и Мефодий)

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

(Н.Кончаловская)

А записать и донести до нас «дела давно минувших дней» помогла славянская азбука, которую около двух тысячелетий назад придумали братья Кирилл и Мефодий из далёкого греческого городка Солоники.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать!
За буквы, что очень нужны нам,
Чтоб научить нас читать.







































1 из 38

Презентация на тему: День славянской культуры и письменности

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. 24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. 24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре.

№ слайда 3

Описание слайда:

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий. Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

№ слайда 4

Описание слайда:

Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств, было забыто. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю). Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств, было забыто. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

№ слайда 5

Описание слайда:

Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского.

№ слайда 6

Описание слайда:

В 1986 году - в Мурманске прошел первый праздник под названием «Праздник письменности». В 1986 году - в Мурманске прошел первый праздник под названием «Праздник письменности». … В 2000 году - Рязань В 2001 году - Калуга В 2002 году - Новосибирск В 2003 году - Воронеж В 2004 году - Самара В 2005 году - Ростов-на-Дону В 2006 году - Ханты-Мансийск В 2007 году - Коломна В 2008 году - Тверь

№ слайда 7

Описание слайда:

«Азбучная молитва» - одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки - святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков. «Азбучная молитва» - одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки - святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков. «Азбучные молитвы» (иногда называемые «Толковыми азбуками») являются особой формой изложения религиозных истин и раскрывают в удобной для запоминания форме различные вопросы православного вероучения. В древнерусской письменной традиции «Азбучная молитва» была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков ХII-ХVII вв. Каждая такая «Азбучная молитва» представляет собой акростих (греч. "край строки"), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. Поэтический прием акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян - византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы. Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами «Азбучных молитв» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова. Ниже приводятся два варианта «Толковой азбуки»: 1. «Аз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону). В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала. 2. «Аз есмь свет миру». Текст данной «Азбучной молитвы» взят из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века и хранится в библиотеке Московского университета.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Слава Вам, братья, славян просветители, Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые: Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил! } 2 раза

№ слайда 11

Описание слайда:

Вначале было Слово, Но свою подлинную мощь обрело Слово лишь с появлением Книги. Вначале было Слово, Но свою подлинную мощь обрело Слово лишь с появлением Книги. Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, когда начинаем вспоминать первые русские книги, наша мысль обязательно обращается к славянским первоучителям - святым Кириллу и Мефодию. Солунских братьев пригласил в Моравию князь Ростислав, чтобы обратить в христианство своих подданных. Перед тем как отправиться в путь, они спросили - имеют ли славяне азбуку? Ведь учить без азбуки и книг все равно, что писать беседу на воде. Выяснив, что письма славяне не знают, Кирилл (Константин) составил для славян азбуку, а Мефодий помог ему перевести на славянский язык Псалтирь и другие главные книги для христианского Богослужения. А уже в конце жизни, после смерти своего младшего брата Кирилла, Мефодий, удалившись от суеты и шума мирской жизни, с двумя своими учениками, священниками-скорописцами, всего за полгода перевел с греческого языка на славянский все Библейские книги, кроме Маккавейских. Так славянские первоучители святые братья Кирилл и Мефодий дали нам письменность.

№ слайда 12

Описание слайда:

«Слава тебе, Господи, Царю Небесный, яко сподоби мя написати Евангелие се. Почах же е писати в лето 6564 (1056), а окончах е в лето 6565 (1057). Написах же Евангелие се рабу Божию наречену сущу в крещении Иосиф, а мирьскы Остромир, близоку сущу Изяславу князу. Изяславу же князу тогда предрьжащу обе власти, и отца своего Ярослава, и брата своего Володимира. Сам же Изяслав князь правляаше стол отца своего Ярослава Киеве. А брата своего стол поручи правити близоку своему Остромиру Новегороде, Многа же лета даруй Бог сътяжавшему Евангелие се на утешение многам душам крестияньскам, дай ему, Господь Бог, <...> самому ему и подружию его Феофане, и чадом ею и подружием чад ею съдравьствуйте же многа лет, съдержаще поручение свое. Аминь. Азъ Григорий диякон написах Евангелие се, да иже горазнее сего напише, то не мози зазрети мьне, грешьнику... Молю же вьсех почитающих - не мозете кляти, но исправлыпе почитайте - тако бо и святый апостол Павел глаголеть. Благословите, а не кляните. Аминь».

№ слайда 13

Описание слайда:

Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты - святых Кирилла и Мефодия. Среди этих памятников выделяются «Житие Константина-Кирилла Философа», «Житие Мефодия» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию». Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты - святых Кирилла и Мефодия. Среди этих памятников выделяются «Житие Константина-Кирилла Философа», «Житие Мефодия» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию». Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город, расположенный на берегу Эгейского моря, называется Фессалоники. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви - Григория Богослова (IV век). Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь «на Олимп к Мефодию, брату своему, - свидетельствует его жизнеописание, - начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами». Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего веропроповедника и защитника православия его часто посылают в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив около двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды. Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувством и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50 дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела - распространения славянской письменности. Погребен Кирилл в Риме в церкви святого Климента, Сразу же по кончине была написана его икона.

№ слайда 14

Описание слайда:

Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело - перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников - архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян. Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело - перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников - архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян.