Тема урока: "Дымковская игрушка". Дымковская игрушка - история промысла для детей, как лепить, как раскрашивать

Конспект занятия по рисованию для детей 5-6 лет "Дымковская барышня"

Конспект занятия по рисованию "Дымковская барышня", старшая группа

Описание работы: конспект занятия по росписи дымковской игрушки в старшей группе, занятие предусматривает практическую деятельность детей – роспись бумажной барышни; конспект содержит подробное описание занятия, сюрпризный момент для детей.
Цели: Знакомить с росписью дымковской игрушки (барышни).
Задачи:
1. выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки, мазки);
2. равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы;
3. развивать чувство ритма, композиции, цвета;
4. воспитывать чувство прекрасного.
Материалы и оборудование: Картины с изображением дымковских игрушек, фигурки дымковских игрушек, образец, шаблон барыни из картона, краски (гуашь, акварель), кисти, салфетки, стаканы с водой.

Ход занятия:

1. Организационный момент: входит воспитатель в образе дымковской барыни.
-Здравствуйте ребята! Я сегодня пришла к вам из дымковской страны, где живут разные игрушки: индюки, козлики, олени, барашки, птички и прекрасные барышни.
Такую красоту делают в селе Дымково, откуда я родом.
Там любят люди песни, пляски
В селе рождаются чудо-сказки.
Вечера зимой длинные,
А лепят там из глины
Игрушки не простые,
А дымковские, расписные.
2.-Для чего нужны дымковские игрушки? (ответы)
- Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают. Их берут в Дымково. Скоро будет там проходить чудо-ярмарка, где можно встретить волшебство. Ярмарка – веселое место, где люди покупают и продают свой товар.
- Посмотрите на игрушки, которые я принесла.
- Какое настроение эти игрушки создают? Почему веселое, радостное? (игрушки светлые, яркие). Давайте лучше присмотримся. Какого цвета в них больше? (белого) Какие еще есть цвета? Игрушки делают из глины красного цвета, но потом их раскрашивают белым и рисуют красивые узоры. Назовите узоры (точки, кружки, клетка, колечки, дуги, прямые, волнистые линии). Узоры простые, но выбраны не случайно. Есть в них особый смысл (круги-солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружочки – семена). Люди верили, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, урожай.
3. Физкультминутка
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх - вниз, вправо - влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз...
Всё получится у нас!
(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).
4. Давайте тоже научимся расписывать игрушки. Вы хотите попробовать? Предлагаю нарисовать узоры на платье барышни. У меня есть заготовки. Я нарисовала барышню на картоне и раскрасила некоторые детали, чтобы вам было интереснее. Вырезаем барышню. Делаем это аккуратно.
Вырезаем барышню.


Посмотрите на образец. Какой цвет вы будете использовать? Какой лишний на ваших столах? Какие узоры вы будете рисовать? (Волнистые линии, круги и точки). Давайте вспомним, как мы рисуем круги. Берем большую кисть, смачиваем водой, излишки воды убираем с помощью тканевой салфетки, набираем краску и рисуем круг большой. Маленькие круги мы рисуем с помощью ватной палочки, делаем «тычки».


5. Когда работы готовы, мы даем им высохнуть и внимательно рассматриваем.
- Давайте рассмотрим наши работы. У кого какие были затруднения при выполнении задания? Какие узоры легче рисовать, а какие труднее.



Подведем итог нашего занятия:
- О чем мы сегодня с вами говорили, ребята? Что делали? Как называется игрушка, если на ней изображены именно такие узоры? (Дымковская) Почему? (Придумали в селе Дымково).
Спасибо вам, ребята! Вы сегодня очень старались! Молодцы! Спасибо и вам гости дорогие. Будем рады видеть вас еще у нас.
Литература:
Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.
Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
Дьяконов Л. В. Дымковские глиняные расписные, изд. «Художник РСФСР», Л., 1965

В заречной части города Кирова, напротив старых кварталов, расположилась на берегу слобода Дымково . Слобода отлично просматривается с высокого берега реки Вятки. Сейчас в слободе стоят местами старые избушки, но они потихоньку уступают небедным дачным домикам. Эта местность в весенний период находится в зоне затопления.

Именно слобода Дымково является матерью дымковского народного промысла , великолепной яркой . Она и раньше была застроена преимущественно одноэтажными деревянными домами.

Здесь отличные глины и песок. Сейчас, в наше время, промысел сохраняет свою традицию и использует только местную глину . Глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком и служит материалом для производства игрушки.

Дата основания слободы Дымково примерно XV - XVI век. Впервые Дымково упоминается в грамоте Ивана Грозного в 1582 году. В то время Киров носил название Хлынов . С Хлыновым слобода соединялась речной переправой. Именно на этом оживленном тракте впоследствии появился первый мост через Вятку - сейчас в народе его называют «старый».

Для жителей и гостей Хлынова путь начинался из Раздерихинского оврага, через переправу и далее по Слободскому тракту. И первой по пути была именно слобода Дымково. Тракт, кстати, называется так не из-за слободы, а потому, что в 35 километрах расположен небольшой городок Слободской.

Дымково прославила вятскую землю на всю Россию уникальным народным промыслом. Все привыкли считать его визитной карточкой Кировской области. Но, оказывается, в Великом Устюге, на низменном берегу реки Сухоны, расположено место, которое носит такое же название!

Большинство историков склоняются к мысли, что слобода Дымково была основана выходцами из Великого Устюга. В конце XV века по указу царя Ивана Грозного сюда были переселены неугодные люди. Уничтожая оппозиции, царь переселял бояр и купцов на север, подальше от Москвы. Не имея больших земляных наделов, люди занимались ремесленничеством. Возможно благодаря этому гончары и игрушечницы и дали начало этому народному промыслу.

Дымковская слобода в Великом Устюге (Великий Устюг, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Дымковская слобода видна с главной площади исторического центра Великого Устюга - Соборного дворища , если смотреть через реку Сухону. Это небольшой район города, интересный прежде всего хорошо сохранившимся архитектурным ансамблем 18 века.

Дымковская слобода в Великом Устюге не имеет ничего общего с дымковской игрушкой, которую делают неподалеку в Кирове , что на реке Вятке. Но есть версия, что Вятское Дымково образовалось при переселении жителей Великого Устюга во времена Ивана III.

Дымково считается старейшим приходом в городе: первые деревянные церкви здесь были построены в честь победы в Куликовской битве, в которой устюжане принимали участие. Храмы 14 века не сохранились до наших дней, каменные церкви появились уже в 18 веке. Основная достопримечательность Дымковской слободы - расположенные рядом друг с другом церкви Дмитрия Солунского (1700-1708 гг.) и Сергия Радонежского (1730 г.), часть церковной ограды (1859 г.) с воротами и угловая башня.

Храм Дмитрия Солунского не отапливался, поэтому использовался только летом, а с наступлением холодов службы перемещались в теплый храм Сергия Радонежского.

Службы в церквях прекратились только в 1930 г. - советская власть активно боролась с религией. К счастью, храмы не снесли, а со временем передали Великоустюгскому музею, поэтому они неплохо сохранились. После масштабных реставрационных работ в 1983-1986 гг. историческим постройкам уже не грозит разрушение, а недавно власти укрепили берег Сухоны, который, осыпаясь, создавал серьезную угрозу Дымковской слободе.

Сейчас, гуляя по обновленной набережной, можно любоваться не только дымковскими храмами, но и прекрасным видом на Соборное дворище.

Практическая информация

Адрес: Вологодская область, Великий Устюг, Дымково. Координаты GPS: 60.754856; 46.287136.

Чтобы добраться до Дымково из центра города, нужно перебраться на левый берег Сухоны по мосту или с помощью парома, зимой реку можно перейти по льду. Удобнее всего взять такси - это обойдется в 100-150 RUB. Прогулка пешком будет довольно утомительной - расстояние с учетом перехода через мост составляет 7 км.

Конспект занятий в старшей группе по рисованию «Дымковская слобода»

Цели и задачи:

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания о дымковских игрушках, о дымковской росписи; вызвать эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Материал:

Заготовки силуэтов лошадки и петушка на каждого ребенка. Акварель, вода, кисти, простой карандаш. Презентация. Рисунки с изобрашение дымковской игрушки, таблицы с вариантами дымковской росписи.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Сядем красиво, выпрямим спинки.

Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия.

А попали мы в село Дымково!

Слайд села Дымково

Это село Дым-ково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это - будто дымкой окутано, всё в дыму.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Всю зиму женщины Дымкова лепили из глины игрушки для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика получалась уточка, то в петушок или лошадка. Затем их белят и украшают узором. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.

Идет демонстрация слайдов “Барышня”, “Индюк”, “Олень”, “Конь” и др.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Слайд с образцами дымковской росписи.

Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

Сегодня мы тоже станем мастерами и нарисуем, затем распишем игрушки. Самостоятельная работа.

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки . (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)

Девчонки озорные, Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. (Полочка и к щеке)

Ребята, замечательные у вас игрушки получились. Наше путешествие окончилось пора возврашаться в детский сад.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымсковской глиняной игрушкой;
развитие наблюдательности, творческих способностей, чувства цвета и пропорции, навыков кистевого письма: тычком, мазком, линией;
воспитание любви к родному народу через творчество народных умельцев.

Тип: урок – беседа с элементами театрализованной игры (настольный театр).

Оборудование: дымковские игрушки, таблицы с крупным изображением игрушек, таблица «Ритм и вариации орнамента дымки», гуашь, кисти, бумага, ножницы, музыкальное сопровождение, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Какие народные промыслы вы знаете?
Что такое ярмарка?
Рассказ учителя.

Народное искусство – это духовная культура народа. Веками народ через песню, сказку, былину, танец, архитектуру, предметы быта старался в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира.
С древнейших времен и до наших дней люди стараются делать предметы быта не только удобными, но и красивыми. В народных промыслах проявился художественный талант народа. Самобытные русские изделия мастеров Хохломы, Городца, Жостово, Полхов-Майдана, Гжели ценятся не только у нас, но и за рубежом. В старину все эти предметы люди могли купить на ярмарках.

Борис Кустудиев. «Ярмарка» 1908 г.

Ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На такие ярмарки собиралось множество людей. Народные гулянья, кукольные представления, веселые карусели, выступление песенников и танцоров сопровождали торг. Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки.

Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Приходи, народ!
Разевай пошире рот,
Добрым людям здесь почет,
Всех нас ярмарка зовет.

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Новгородский торг.

Для чего проводится современная ярмарка?

III. Изучение нового материала.
Прослушайте стихотворение и скажите, с каким видом народного промысла мы познакомимся сегодня на уроке?

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующие и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
Сияйте, охра с суриком,
Чтоб всем – светло, и сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
В. Фофанов.

(Ответы учащихся)

Тема сегодняшнего урока «Дымковская игрушка».
Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. По месту их рождения – они из Слободы Дымково. С высоко берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушки дымковские?
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась дымковская игрушка. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием Свистунья.
Об истории возникновения дымки, связанной с древним обрядом - свистопляской и праздничным гулянием расскажет (выступление подготовленного уч-ся).
Существует легенда, по которой начало празднику положило так называемое хлыновское побоище. Его подробно описали путешествовавшие в 1770 -1772 годах по разным провинциям Российского государства капитан Н. П. Рычков и сосланный в Вятку в 1811 году зять М. И. Кутузова, опальный генерал-майор Н. 3. Хитрово. По их сведениям, в XIV-XV веках под укрепленными стенами Хлынова собрались жившие в крае инородцы, чтобы взять город, основанный якобы пришельцами-новгородцами. Не надеясь только на свои силы, жители Хлынова послали за подмогой к устюжанам. Устюжане пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, вятчане перебили многих и только утром увидали свою ошибку: «Своя своих не познаша». В память погибших на месте побоища поставили часовню, а в ней деревянный крест, и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду - поминовение невинно убиенных, после чего начинался праздник Свистопляски, в ритуал которого входило катанье глиняных шаров с высокого берега Вятки вниз по Раздерихинскому спуску, кулачные бои, свист, песни и пляски. Ставились балаганы с обилием разных сладостей и обязательно продажей глиняных игрушек и свистулек.
На ярмарке всегда можно было услышать прибаутки, считалки, стихотворения:

А на ярмарке товары –
Расписные самовары
Продаются рамки, склянки
И картины и баранки.

Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша,
До чего же хороша!

Ярмарка удалая,
Ярмарка расписная.
Честной народ собирайся
И душою разгуляйся.

А знаете ли вы как называют мастера, который работает с глиной?

Гончар – это мастер, который изготавливает игрушки, посуду из глины.

Давайте рассмотрим дымковские игрушки.

Характерные отличительные особенности Дымковской игрушки.

Игрушки белоснежные. Перед тем как расписать, их белили мелом, разведенным в молоке.
Узор состоит с геометрических элементов: кружки, овалы, кольца, полоски, клетки, линии.
Для росписи игрушек используют цвета: желтый, синий, красный, зеленый, черный, (белый фон).
В современной игрушке присутствуют: оранжевый, коричневый, розовый голубой.
Ритм и вариации орнамента дымки.

Кроме кисточки для росписи применяют печатку – тычок для рисования маленьких кружочков и точек.

Чтобы сделать тычок нужно свернуть полоску бумаги в трубочку.
Запомни.
Узор наносить нужно сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинай с крупных элементов.

IV. Закрепление нового материала.
Почему назвали Слободу Дымково?
Как называют мастера, который работает с глиной?
Назовите отличительные особенности дымковской игрушки?
В каких элементах росписи применяется тычок?
Игра. Найди наряд для дымковской «Барышни».

Физкультминутка.

V. Постановка художественной задачи.
(Класс разделен на творческие группы, каждая группа выполняет определенное задание).
Расписать трафареты дымковских игрушек, предметов быта, растений, архитектурных сооружений (все в стиле дымковской росписи).
(Задание выполняется под народную музыку).

VI. Анализ работ. Итог урока.
Домашнее задание. Каждой группе необходимо придумать рассказ о ярмарке и на следующем уроке обыграть в настольном театре, используя расписанные трафареты.