Периодизация русской литературы. Русская литература XX века. Периодизация Федор Павлович Тютчев. Лирическая поэзия

Русская литература XX века прошла несколько периодов своего развития, каждый из которых отмечен своеобразием общественно политических условий и эстетических направлений.

В периодизации литературы XX века учитываются эстетические, внутрилитературные и общественно-идеологические факторы. Рамки нового периода развития русской литературы XX века определяются началом века до 1916 г. 1917 г. – это не только год революции, перевернувшей все сферы действительности. К этому году дошли до своего завершения художественные процессы, начавшиеся еще на рубеже веков.

Второй период – 1917 – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

Третий период – 1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждение административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов – новый этап , связанный с начавшимся кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.

Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.

Если в этой статье Вы не нашли ответа на интересующий вопрос, наши онлайн репетиторы всегда к Вашим услугам. Они объяснят непонятный материал и помогут выполнить любое задание в предельно короткие сроки. Что нужно для того, чтобы воспользоваться помощью онлайн преподавателей? Выбирайте наиболее удобный для Вас и подключайтесь прямо сейчас!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

План-конспект урока по литературе по теме: Введение. Историко-литературный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность литературы.

Организация: Государственное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горно-строительный техникум»

Цели:

    Раскрыть своеобразие русской классической литературы 19 века.

    Помочь студенту быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности.

    Усложнение смысловой функции речи студентов.

    Научить студентов обобщать и систематизировать материал.

Задача: Обеспечение эмоциональной сопричастности студентов к собственной деятельности и деятельности других.

Тип урока: Сообщение знаний и умений.

План:

    Периодизация русской литературы.

    Самобытность литературы.

«Только молодые могут называть старость временем покоя»

(С. Лукьяненко)

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний и умений: вопросы по школьной программе.

    1. «До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в 19 в., но и поражающее разнообразие их» (М. Горький).

Как вы понимаете эти слова?

    1. О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький? (Конечно о таких известных писателях и поэтах, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, которые вошли в «золотой век» русской литературы; И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и др.).

  1. Новая тема. Слово учителя.

    1. Введение. Словарь:

Вопросы к студентам:

Что обозначает слово интеллигенция?

Что обозначает слово идеал?

Что обозначает слово разночинец?

Что обозначает слово революционер?

Что обозначает слово либерал?

Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.

Идеал – Совершенное воплощение чего-нибудь (иными словаи – это лучшее, что есть).

Революционер – человек, который производит переворот, открывает новые пути в какой-нибудь области жизни, в науке, в производстве.

Разночинец – в дореволюционной России: выходец из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом. Разные чины: учителя, врачи, инженеры и т.д.

    1. Историко-литературный процесс.

В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Бесправное положение одной части населения (крестьян) на фоне необременительной жизни дворянского сословия способствовало привлечению внимания к проблеме крепостного права со стороны просвещенных и гуманных представителей образованного слоя, побуждала у них сочувствие и сострадание. В первую очередь это относилось к писателям.

Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. Многие русские писатели не разделяли революционных убеждений. Все, однако, сходились на том, что в России необходимы коренные перемены. Запад успел уже пройти ряд революционных потрясений, а Россия еще не знала их. Революции, отгремевшие на Западе, принесли людям больше разочарований, чем радостей. Лучшие надежды оказались неоправданными.

Величайшее новаторство русской литературы – в сплетении её судеб с судьбами русской революции. Уже к концу 19 столетия Россия накопила такое количество энергии, каким никогда, ни в какое время не располагало человечество. И это было засвидетельствовано русской литературой.

Пушкин придал русской литературе одновременно общенациональный и общечеловеческий характер. Пушкин – единомышленник первого поколения русских революционеров.

Основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века:

1) Россия стоит перед выбором дальнейших путей развития, основные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Решительная демократизация художественной литературы. Гражданский пафос литературы.

2) Специализация литературы: Гончаров, Толстой – эпики, Левитов, Успенский – очеркисты, Островский – драматург и др.

3) Сюжеты романов просты, локальны, семейственны, но через сюжеты художники слова поднимаются до проблем общечеловеческих: взаимосвязь героя с миром, взаимопроникновение стихий жизни, отречение от личного блага, стыд за собственное благополучие, эпический максимализм, нежелание участвовать в несовершенстве мира.

4) Новый герой отражает состояние личности в эпоху общественных преобразований; он, как вся страна, стоит на пути к самосознанию, пробуждению личностного начала. Герои разных произведений (Тургенева, Гончарова, Чернышевского, Достоевского) полемичны по отношению друг к другу, но эта черта их объединяет.

5) Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Личность, по Толстому, представляет в виде дроби:

нравственные качества

Самооценка

6) Источник русской силы и русской мудрости и Толстой, и Чернышевский видят в народном чувстве. Судьба человеческая в единстве с судьбой народа не оборачивалась принижением личностного начала. Наоборот, на высшей стадии духовного развития герой приходит кнароду (роман-эпопея «Война и мир»).

3.3. Периодизация русской литературы.

1 период: 1825-1861 – дворянский;

2 период: 1861-1895 – разночинский;

3 период: 1895-… пролетарский.

Крестьянские волнения прокатились по всей стране. Вопрос освобождения крестьян стал очень актуальным. Подъем крестьянского волнения вызвал подъем общественного мнения. С 1859 года выделяются 2 исторические силы: революционеры-демократы, либералы.

    1. Самобытность литературы.

Вторая половина 19 века – «золотое» время, но в отличие от первой половины, вторая половина имеет свои особенности, связанные с социальными условиями. В литературе первой половины 19 века герой был дворянин – «лишний» человек, который подошел к великим делам, но был испорчен воспитанием. К началу второй половины 19 века дворянство исчерпало свои прогрессивные возможности, стало возрождаться: Печорин, Онегин превратились постепенно в Обломова.

Дворянство уходит со сцены политической борьбы. На смену им приходят разночинцы. Выход на сцену политической борьбы разночинцев произошел не без заслуги русской литературы. Русская литература – это литература общественной мысли.

А также перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные «почему», относящиеся к общественной жизни, и к человеческим отношениям. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.

В литературе 19 века тесно переплетаются стили и взгляды, художественные средства и художественные идеи. В результате взаимодействия всех этих направлений в России начинает формироваться реализм как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Родоначальником этого направления считается А.С. Пушкин. Его основа – принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своем творчестве, стремясь дать полное и верное отражение жизни. В основе критического реализма лежали положительные идеалы – патриотизм, сочувствие угнетенным народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

    Закрепление.

Вопросы для закрепления:

    1. Назовите основные положения особенностей литературного процесса второй половины 19 века?

      Назовите периоды русского освободительного движения?

      В чем заключается самобытность русской литературы?

  1. Домашнее задание:________________________________________________________________________________________________________________

    Оценки, выводы.

В истории русской литературы выделяют несколько периодов.

  1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ. До 10 века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение.
  2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.
  3. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
  4. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей.
  5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилёва, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала 20 века.
  6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия. Периодизация культурно-исторического процесса - это способ его структурирования. Только в зависимости от определения системообразующего элемента культуры и можно объяснить “пульсацию” культурно-исторического движения, выделить и обосновать периоды истории культуры определенной временной протяженности. Поскольку на роль таковых системообразующих элементов, критериев периодизации выдвинуто к настоящему времени более чем достаточное количество ориентиров, то и вариантов периодизации как истории культуры в целом, так и историй различных составляющих исторического процесса также имеется великое множество. Время человека, культуры, исторического существования периодизируются по-разному. Для каждого варианта периодизации, также как и для типологии культуры, существенным и определяющим является выбор основания, которое находится, как правило, либо в материальной, либо в духовной сфере, либо примыкает к одной из них. Смысл любой периодизации - будь то глобальная периодизация исторического процесса в целом, периодизация процесса развития какой-либо локальной культуры или даже вычленение этапов творческой деятельности ученого, художника, этапов развития научной теории или процессов жанрообразования в искусстве и т.д. - заключается в поиске необходимого подспорья в упорядочении фактов, их осмыслении, классификации. Периодизация - “это словно нанесенный на кальку чертеж истории”. Периодизация вводится с целью более глубокого изучения динамики развития, устанавливает вехи (срезы истории), формализует процесс, сводит к схеме, отвлекаясь от конкретных подробностей.

Периодизация истории мировой литературы

Периодизация культурно-исторического процесса - это способ его структурирования. Только в зависимости от определения системообразующего элемента культуры и можно объяснить “пульсацию” культурно-исторического движения, выделить и обосновать периоды истории культуры определенной временной протяженности. Смысл любой периодизации заключается в поиске необходимого подспорья в упорядочении фактов, их осмыслении, классификации. Периодизация вводится с целью более глубокого изучения динамики развития, устанавливает вехи (срезы истории), формализует процесс, сводит к схеме, отвлекаясь от конкретных подробностей. Этапыпериодизации мировой литературы:

Античная литература (8 в. до н.э. - 3 в. н.э.).

Архаический период - до 6 вв. до н.э. Длинный ряд веков устной словесности. Памятников, кроме «Илиады» и «Одиссеи» не сохранилось. Корни - в крито-микенской культуре. Предания, которые лежали в основе, греки знали с детства. У произведений не было автора, т.к. не было такого понятия. Автор - коллективный. Вся система ценностей была другая, ценилась традиционность, похожесть (Poetus novos - оскорбление - Цицерон - Катуллу). Произведения укладывались в гекзаметр.

Классический или Аттический период. 5-4 вв. до н.э. Становление и расцвет греческого классического рабовладения. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов.

Эллинистический период - до завоевания Греции Римом., обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо полисов возникают огромные военно-монархические организации. Появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени - с 3 века до н.э. до 5 в.н.э. К нему относится и римская литература, почему его часто и называют эллинистически-римским периодом.

2) Средневековая литература (5 - 13 в.). Периодизация:

Средневековье условно делится на три основных периода:

· Раннее Средневековье (конец V - середина XI веков).

· Высокое или классическое Средневековье (середина XI - конец XV веков).

· Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI-XVII века).

Представители французской школы Анналов выдвинули идею «Долгого Средневековья». По ней период средневековья заканчивается в конце XVIII века

Характерные черты: представление о Божественном характере истины и красоты, воплощающейся в «зримых образах» – в единстве, целостности, порядке, форме; художественное освоение реальной жизненной характерности как непосредственного проявления Божественной сущности мира или как происков дьявола, проявления греховного начала в человеке; мысль о Божественной предопределенности человеческой судьбы.

Периодизация литературы Эпохи Возрождения (14- 17 в.).

Итальянская литература. Петрарка - первый европейский гуманист. Произведения: "Письмо к потомкам", борьба "между Христом и Цицероном", "О презрении мира", гуманистический тезис о "подражании древним" и латинская поэзия Петрарки "Африка". Поэтическое новаторство Петрарки в "Книге песен". Боккаччо - Мотив любви в произведениях "неаполитанского периода" "Амето", "Фьезоланские нимфы", "Элегия мадонны Фьяметты". Проза - "Декамерона".

Литература зрелого Возрождения (Кватроченто). Изложены идеалы в "Сказании об Орфее" Полициано . В этот период происходят комические обработки рыцарских сюжетов поэм Пульчи "Морганте", “Влюбленный Роланд" Боярдо .

Литература позднего Возрождения (Чинквеченто). Расцвет пасторали в XVI в. "Аркадия" Саннадзаро . Пастораль - общеевропейский ренессансный жанр. Расцвет творчества Тассо "Освобожденный Иерусалим", в котором изложен синтез античной топики, рыцарских ценностей и христианско-католических идеалов.

Немецкая литература представлена религиозно-этическими взглядами Рейхлина в "Письма темных людей" как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм, так же "Диалоги" У. фон Гуттена как антиклерикальный памфлет. Идет отражение мифопоэтических и натурфилософских представлений позднего Средневековья в "народных книгах" о Докторе Фаусте.

Французская литература. Происходит развитие поэзии в первой половине XVI в. в творчестве Маро; возникновение новеллистических сборников. Выходит в свет творчество Рабле - роман "Гаргантюа и Пантагрюэль".

Испанская литература. Рассвет творчества Сервантеса - пасторальный роман "Галатея", ""Назидательные новеллы"; авантюрные новеллы с любовно-героическим сюжетом; нравоописательные новеллы с плутовским сюжетом; пасторальный и плутовской элементы в "философских" новеллах. “Странствия Персилеса и Сихизмунды" как опыт реформирования рыцарского романа.

Периодизация литературного процесса в Англии. Издаются сонеты Сиднея. Рассвет творчества Спенсера; синтез куртуазных ценностей и гуманистических идей в "Королеве фей". Развитие английской прозы во второй половине XVI в. "Эвфуэс" Лили. Рассвет творчества Шекспира "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет" и др.

3) Периодизация Эпохи классицизма (17 в.) Классицизм – литературное направление, развивавшееся в течение XVI – XIX вв. Расцвет его приходится на XVII – XVIII вв. Классицизм стал ведущим направлением в искусстве Франции в это время. Термин означает «образцовый» .

Пьер Корнель (1606–1684) – французский драматург, расцвет его творчества приходится на 1-ю половину XVII в. Его пьесы «Сид» (1637) и «Гораций» (1640) являются образцом жанра классицистической трагедии. Сюжет трагедии «Сид» основывается на реальных событиях средневековой истории – главным героем здесь стал Руй Диас, герой испанской Реконкисты. Корнель использует факты из юности реального Сида – историю его любви и брака.

Жан Расин (1639–1699) – французский драматург, расцвет его творчества приходится на вторую половину XVII в. и определяет второй период развития французского классицизма. В трагедиях Расина более сложно трактуются человеческие чувства, неоднозначно понимается личность. На первый план выдвигаются страсти, Расин очень тонко рисует психологию героев. Его трагедии близки скорее к жанру любовно – психологической драмы. Самые значительные его трагедии: «Береника», «Андромаха», «Федра». Трагедия «Федра» (1667) написана на основе античного мифа, но автора волнует не исторический или политический материал, а трагедии личности, преступления и страсти. Его герои страдают сами и причиняют страдания другим.

Комедия французского классицизма оформилась в творчестве великого драматурга Жана–Батиста Мольера (Поклена) (1622–1673). Мольер обладал синтетическим театральным талантом: он был не только драматургом, но и актёром, постановщиком своих спектаклей, директором труппы. Мольер утвердил жанр сатирической комедии, затрагивал в ней социальные, религиозные вопросы, проблемы семьи и брака, литературы и искусства в целом. Он считал, что комедия должна осмеивать пороки времени, развлекая, поучать. В легкой, остроумной, захватывающей форме в комедиях Мольера дискутировались актуальные современные проблемы. Поэтому нередко вокруг них разворачивалась литературная борьба. Автору приходилось часто отстаивать свои пьесы, многие из которых запрещались и подвергались цензуре. Самые известные комедии Мольера: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Плутни Скапена», «Мнимый больной». Все они написаны в 1660–70-е гг.

4) Периодизация Эпохи Просвещения (18 в). Просвещение – это умственное, идейное движение XVIII в. Оно порождено временем, буржуазно-демократическими изменениями. Просветительство выражало интересы новой социальной силы – третьего сословия. Таким образом, это буржуазная и мелкобуржуазная идеология, сформировавшаяся в период подготовки буржуазных революций в Европе.

Роман раннего Просвещения в Англии – представлен творчеством Джонатана Свифта (1667–1745) и Даниэля Дефо (1660–1731). Оба знаменитых романа – «Приключения Робинзона Крузо» Дефо и «Путешествия Гулливера» Свифта – описывают приключения главных героев в «достоверной» форме (дневника), в них присутствует «островная» тема, характерная для английской литературы, просветительская тематика. Но в них дан разный взгляд на природу человека; творчеством С. Ричардсона, Г.Филдинга, Дж. Смоллета, Л.Стерна. Жанр романа становится популярным и самым значительным в английской литературе. Три важнейшие модели романа представлены в творчестве Сэмюэла Ричардсона (семейно–бытовой роман: «Памела», «Кларисса», «История сэра Чарльза Грандисона»), Генри Филдинга («комическая эпопея»: «История Тома Джонса, Найдёныша», «История Джозефа Эндрюса»), Лоуренса Стерна (сентиментальный роман: «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди»).

Во Франции Самые известные произведения Дидро: романы «Монахиня», «Жак - фаталист», трактат «Племянник Рамо», «Письмо о слепых…». Просветительская программа Дидро изложена в его романе «Монахиня» (1760). Роман написан от 1-го лица, в форме исповеди героини. Она выступает в роли обвинителя. Главное её качество – чувство свободы. Это естественное чувство, которое подавляется в монастыре и в обществе. Монастырь превращается для неё в тюрьму. Но монастырь – это лишь худший вид общества. Весь мир вокруг построен на подавлении, унижении, угнетении человека. Законы общества так же, как и законы религии, противостоят естественным законам. Естественный человек нигде несвободен. Поэтому ситуация в романе символична – человек заключён в четыре стены как в клетке, он бьётся о стену, но не может стать свободным.

Развитие сентиментализма во французской литературе связано с творчеством ЖАНА-ЖАКА РУССО. Во Франции сентиментальный культ чувства связывался ещё и с социальными проблемами.

Взгляды Руссо наиболее демократичны и радикальны. Система его философских и социальных воззрений получила общее определение «руссоизм». Он изложил свою концепцию в знаменитых трактатах «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о неравенстве», «Об общественном договоре» (1749–1762).

Германия. Немецкое Просвещение разрабатывало больше философские и теоретические проблемы (эстетика, история, философия культуры и языка). В первую половину века Просвещение развивалось замедленно, затем наоборот убыстренными темпами.

1 период Просвещения: 1-ая половина XVIII в. (до 1750-ых гг.). Представитель – И.К. Готшед (1700–1766) – теоретик литературы, драматургии, дидактик. Ведущее направление в этот период – классицизм.

2 период – середина XVIII в. (1750 – 60-е гг.) – Расцвет Просвещения. Представители – Лессинг, Виланд, Клопшток, Винкельманн. Г.Э.Лессинг (1729–1781). Самый значительный теоретик литературы и драматург, «отец новой немецкой литературы» (Чернышевский). Вклад его в немецкую культуру настолько значителен, что о его времени говорят как об «эпохе Лессинга». С именем Лессинга связано развитие просветительского реализма.

Лессинг критикует классицизм с позиций требований нового времени, формулирует принципы новой немецкой национальной драмы, предлагает новую систему драматических жанров. Он считает, что характеры героев должны быть «реальными», «обыкновенными», «будничными». Театр должен быть правдивым и иметь воспитательное воздействие. В центре его собственных драм – герой, отстаивающий своё право на личную свободу, уважение и достоинство.

3 период: 1770–80-е гг. – Позднее Просвещение в последнюю треть века в немецкой литературе происходит бурное развитие, в ней сосуществуют и сменяют друг друга самые противоречивые тенденции. Всё большее внимание привлекают идеи сентиментализма, который начал развиваться ещё с 1740-х гг. В этот период творили два великих классика немецкой литературы – Фридрих Шиллер (1759–1805) и Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832). Два самых крупных явления немецкой литературы этого периода – это движение «БУРЯ И НАТИСК» и течение «ВЕЙМАРСКАЯ КЛАССИКА». Движение «Буря и натиск» – немецкий вариант позднего европейского сентиментализма. Теоретиком был Гердер. Оно развивалось в 2 периода: 1) 1770-е гг. (Гердер; Гёте); 2) конец 1770-х–1 пол. 1780-х гг. (Шиллер).

ПРИНЦИПЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «ЗОЛОТОГО ВЕКА»

Проблема периодизации литературного процесса XIX в. является одной из наиболее сложных проблем, стоявших перед литературоведами и в прошлом, и в настоящее время. Историко-литературная наука выдвинула ряд принципов периодизации. К наиболее устойчивым и сложившимся относится хронологический . Его поддерживают историки литературы XIX в.: А.Н. Пыпин, С.А. Венгеров, И.И. Замотин, Алексей Веселовский, -- они дополняли хронологический принцип делением истории литературы на десятилетия. В результате такого деления обнаружилось особое «лицо» каждого десятилетия: романтическое -- у 20-х гг., народно-фольклорное -- у 30-х, романтический идеализм 40-х годов, позитивизм и практицизм 50--60-х и т.д. Деление литературного процесса на десятилетия подкреплялось типологией художественных образов.

Второй вариант персонального принципа основан на его зависимости от творчества выдающегося поэта или писателя . Еще В.Г. Белинский выделял ломоносовский период, карамзинский, пушкинский; И.В. Киреевский включал между двумя последними период Жуковского, а Н.Г. Чернышевский присоединял к пушкинскому период гоголевский. Литература идет за гениями. Получалась довольно стройная система, несущая в себе многие важнейшие приметы: смену эстетических вкусов, ориентации, стилей. Конечно, границы таких периодов оказываются весьма расплывчатыми -- один период накладывается на другой -- и применить этот вариант бывает затруднительно.

В начале XIX в. были приняты смешанные принципы периодизации: учитывалось как отношение литературы к действительности, к духовной жизни, а также отношение к «целостному просвещению Европы», так и позиция писателя.

Стремлением осознать внутренние закономерности литературного развития обусловлено обращение к иным признакам литературной жизни -- школам, направлениям, стилям . В последние годы произошел поворот литературоведения к проблемам жанров и отчасти родов, что позволяет вернуться к забытому делению литературы XIX в. на два этапа: «золотой век» поэзии с ее жанрами (первые четыре десятилетия) и расцвет эпической прозы: многотипных повестей, очерков, рассказов, романных циклов во второй половине столетия.

Отмечая еще раз дискуссионность данной проблемы, следует признать, что, сохраняя хронологический принцип периодизации в качестве основного, необходимо наполнять его такими признаками литературного развития, как своеобразие духовного бытия, гуманитарной природы литературы, а также ее собственной эстетики. Цель периодизации -- не создание жесткой схемы, а обозначение ряда главных ориентиров на каждом этапе литературного движения.

Основные особенности и значение русской лит-ры XIX в

XIX век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в ХІХ веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

XIX век - это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался ХІХ век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов.

Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия ХІХ века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы ХІХ века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта.

А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении ХІХ века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор».

Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества - характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей ХІХ века.

С середины ХІХ века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.